Регулировка и настройка заднего переключателя скоростей велосипеда
Если у вас возникли проблемы с задним переключателем передач велосипеда, например, наблюдается нечеткое переключение с маленьких звезд на большие, слетает цепь с кассеты в крайних положениях, или же не получается настроить задний переключатель, то эта статья поможет вам устранить данные неисправности. Здесь мы рассмотрим конструкцию и принцип действия задней перекидки, мероприятия, которые следует выполнить перед настройкой и подробно, на примерах картинок и видео, разберемся с вопросом как установить, настроить и отрегулировать задний переключатель скоростей велосипеда.
Конструкция и принцип действия задней перекидки
Конструкция заднего переключателя скоростей велосипеда от Shimano, SRAM или других производителей (например, SunRace) не отличается особой сложностью или высокой технологичностью. Перекидка представляет собой набор следующих узлов:
- Крепление переключателя к петуху. Место с отверстием под болтовое соединение. При помощи данного узла переключатель устанавливается на велосипед (прикручивается болтом к петуху).
- Упор рубашки троса переключения. В данный упор может вкручиваться регулировка натяжения, которая позволяет подтягивать или ослаблять трос. После упора, трос уходит уже без рубашки на направляющую.
- Направляющая троса. Своеобразный рычаг с желобком, по которому проходит тросик до болта-фиксатора. На некоторых моделях переключателей направляющая может отсутствовать, а трос переключения сразу от упора идет на фиксирующий болт.
- Болт-фиксатор троса. Необходим, как понятно из названия, для фиксации троса.
- Винт регулировки натяжения цепи. Служит для настройки правильного положения направляющего ролика, а именно, расстояния от ролика до самой большой звезды кассеты задних звезд, в крайнем положении.
- Параллелограмм. Основная подвижная конструкция переключателя, которая смещаясь, движет лапку с роликами в нужную сторону и производит переключение скоростей.
- Винты регулировки крайних положений L и H. Необходимы для того, чтобы не слетала цепь при переключении скоростей с кассеты в крайних положениях перекидки.
- Лапка. Каркас, в который устанавливаются ролики, по которым идет цепь.
- Направляющий ролик. Верхний ролик переключателя скоростей, по которому проходит цепь на звезды задней кассеты (от ролика натяжителя). Служит, как направляющая для цепи при переключении.
- Ролик натяжителя. Нижний ролик перекидки. На него идет цепь от передней звезды. Он под воздействием специальной пружины убирает лишнее провисание цепи.
Принцип действия заднего переключателя скоростей достаточно прост. При изменении скоростного режима на манетке (которая расположена на руле), происходит натяжение или послабление тросика переключения передач. Так как он жестко закреплен фиксирующим болтом к подпружиненному параллелограмму, это вызывает смещение последнего в сторону большей звезды, при натяжении троса (при уменьшении скорости), и на меньшую звезду, при его послаблении (при увеличении скорости). При послаблении тросика, смещение параллелограмма обеспечивает пружина. Изменяя свое положение, он сдвигает в нужную нам сторону лапку с направляющим роликом и роликом натяжителя. Последний, отклоняясь назад под воздействием пружины, убирает провисание цепи, чем улучшает точность переключения. Направляющий ролик смещает цепь к нужной звезде, которая, цепляясь за маленькие выступы на звездочке, перескакивает на нее (это если идет переключение с меньшей звезды на большую, если наоборот, то цепь просто спрыгивает с большей звезды на меньшую).
Хотелось бы заметить, что движение параллелограмма происходит не в одной плоскости, а в нескольких, т.к. ему требуется компенсировать разный диаметр звезд задней системы (для этой же компенсации служит и натяжитель цепи).
Также следует сказать, что так работает большинство задних переключателей скоростей (кроме планетарных) независимо от производителя (Shimano, SRAM) или количества скоростей (6, 7, 8, 9, 10 и т.д. — скоростные системы)
Принцип работы заднего переключателя скоростей вы можете отчетливо пронаблюдать на видео.
Как установить задний переключатель скоростей
Установка задней перекидки велосипеда не сложная задача и если вы купили ее для замены вашего старого переключателя, то следует выполнить следующие действия:
- Снять цепь с велосипеда.
- Откинуть тросик заднего переключателя.
- Демонтировать старую перекидку, открутив ее от петуха, и установить новый задний переключатель скоростей.
- Установить цепь, правильно пропустив ее между роликами переключателя.
- Настроить задний переключатель как описано ниже.
Что необходимо сделать перед настройкой заднего переключателя
Перед регулировкой и настройкой задней перекидки желательно произвести осмотр вашего переключателя на предмет неисправностей и произвести очистку и смазку некоторых компонентов трансмиссии велосипеда. Бывает, что простой очистки достаточно, чтобы переключатель снова стал работать без сбоев.
Проверить исправность переключателя и других компонентов
- Проверяем, не погнут ли петух или рамка переключателя скоростей. Это одна из часто встречающихся неисправностей заднего переключателя, когда при боковом ударе (или других, например, при падении или задевании бордюра и т.д.) происходит деформация рамки перекидки или же петуха. Проверить это достаточно просто. Выставляем спереди самую большую звезду, а сзади – маленькую (например, 3х8 на 24 скоростных байках), становимся сзади велосипеда и смотрим на положение направляющего ролика и ролика натяжителя перекидки. Они должны быть на одной линии и перпендикулярны относительно земли. Исключением являются некоторые модели переключателей скоростей от фирмы Campagnolo, где рамка находится под углом относительно земли. Выровнять рамку в домашних условиях не так-то и просто (обычно это получается не с первого раза, а иногда не получается вовсе), а вот погнутый петух можно привести в норму за несколько минут. Для этого демонтируем переключатель, и при помощи специального инструмента для выравнивания петуха выгибаем его в нужную нам сторону. Нельзя ровнять петух, надавливая на сам переключатель. Этим действием вы можете согнуть рамку перекидки, что приведет к лишним проблемам. Диагностировать неровный петух или рамку переключателя можно во время езды. Например, если на некоторых передних звездах переключение задних происходит без замечаний, а на других передних — наблюдается не четкая работа, то скорее всего проблема в погнутой перекидке. О том, как выровнять петух на велосипеде без применения специальных инструментов мы поговорим в одной из следующих статей.
- Отсутствие люфтов параллелограмма. Если у вас достаточно старый переключатель, прошедший огонь и воду, а вдобавок ко всему еще и самый бюджетный начального уровня, например, Shimano Tourney или Altus , то перед настройкой следует проверить отсутствие люфтов там, где их быть не должно. Берем переключатель и проверяем отсутствие поперечных люфтов в подвижных местах параллелограмма. К сожалению, если вы их обнаружили, то устранить вряд ли получится, потребуется купить и установить новый задний переключатель скоростей.
- Целостность роликов. Если ваш переключатель с большим пробегом, и вы не ухаживали за своей трансмиссией (не производили вовремя чистку и смазку цепи), то есть вероятность износа направляющего ролика и ролика натяжителя. Чтобы добиться четкого переключения желательно бы ролики заменить. Для этого снимаем цепь (она будет мешать), откручиваем два болта, которые соединяют две половинки рамки, и достаем ролики заднего переключателя. При покупке и установке новых обратите внимание на то, что верхний и нижний ролики отличаются друг от друга, поэтому не перепутайте их при установке.
- Проверить цепь на износ. Для этого проверяем, насколько сильно она растянулась (это можно сделать при помощи специального инструмента или линейки). Цепь подлежит замене в случае, если длина 24-х звеньев превышает 307,5 – 308 мм. Плюс к этому цепь может выработаться по бокам. Это происходит, если вы допускаете сильный перекос цепи при езде.
Очистить от грязи и отработки все компоненты трансмиссии
- Очистить задний переключатель. Для этого очищаем от грязи пружину параллелограмма и ролики лапки.
- Очистить, смазать и проверить на целостность тросик. Чистка и смазка тросика задней перекидки очень важный этап. Это связано с тем, что чрезмерное их загрязнение или же повреждение (ржавчина или разрыв волокон) очень существенно ухудшает переключение скоростей. Это происходит из-за того, что грязный тросик создает дополнительное трение внутри рубашки, тем самым ухудшает переключение. Выполнив очистку и смазку троса, возможно дальнейшая настройка перекидки вам не понадобится. . Если у вас грязная и не смазанная цепь, добиться четкой работы переключателей скоростей будет сложнее.
- Очистить от грязи кассету задних и передних звезд. Так как мы очистили все узлы трансмиссии велосипеда, то и про системы звезд забывать не стоит. Если мы их не почистим, то грязь со звездочек снова налипнет на цепь и ролики переключателя.
Регулировка и настройка заднего переключателя скоростей велосипеда
После того как мы закончили подготовительные работы можно переходить к настройке заднего переключателя велосипеда. Для этого нам понадобится минимум инструментов и усилий.
- Переключаемся на самую большую звезду спереди и на маленькую сзади. Например, для 27-скоростной системы — это 3х9.
- Откручиваем болт-фиксатор троса на заднем переключателе и откидываем трос.
- Закручиваем регулировки натяжения троса на перекидке и на манетке. Для этого вращаем их по часовой стрелке. Регулировку, которая находится на упоре рубашки троса переключателя, закручиваем полностью, а на манетке, полностью минус 1-1,5 оборота. Многие рекомендуют закручивать регулировки и там и там до упора, но как показала практика, для более точной подстройки лучше сделать небольшой запас.
Что делать, если не получается настроить задний переключатель скоростей велосипеда
Если вы выполнили все предыдущие пункты верно, но у вас все равно не получилось отрегулировать правильное переключение задних скоростей, то есть еще один способ настройки перекидки. Он, в основном, используется для настройки сильно изношенных задних переключателей или, если последние самого бюджетного уровня. В принципе, большинство действий повторяют вышеописанный метод, но отличия все же есть.
- Снимаем цепь. Переключаемся сзади на самую маленькую звезду и откидываем тросик переключателя скоростей.
- Закручиваем регулировки натяжения троса как описано выше в пункте 3.
- Настраиваем крайнее положение H аналогично предыдущему методу за исключением того, что плоскость роликов смещаем в сторону от колеса (вправо, если смотреть сзади) на минимальное расстояние, буквально 1/10 мм.
- Затем, не подкидывая трос, руками смещаем параллелограмм в сторону самой большой звезды кассеты и настраиваем крайнее положение L . Плоскость роликов, относительно самой большой звезды кассеты, смещаем на 1/10 мм в сторону спиц (влево).
- После того как вы настроили крайние положения переключателя ( low и high ) устанавливаем цепь на место и выставляем на переключателях самую большую звезду спереди и самую маленькую сзади.
- Затем выполняем пункты 5, 6, 8 и 9 из методики настройки заднего переключателя скоростей, которая описана выше.
Второй метод помогает вам более точно выставить крайние положения переключателя скоростей велосипеда, так как вам не мешает цепь. А небольшие смещения при настройке L и H могут решить проблемы с переключением у старых перекидок, на которых наблюдаются незначительные люфты. Главное не переборщить со смещением плоскости, т.к. это может привести к соскоку цепи. Если у вас не получается настроить заднюю перекидку ни по первому ни по второму способу, то скорее всего у вас погнут петух или лапка переключателя (или перекидка вышла из строя). Что с этим делать описано на стадии подготовки. Есть вероятность, что проблема не в переключателе, а в поломке манетки, которая не позволяет четко переключать скорость.
Если вы что-то не поняли из инструкции как настроить задний переключатель, то можете посмотреть данное видео, которое наглядно покажет, что, и в какой последовательности делать.
Заключение
Прочитав данный материал, вы в полной мере узнали, как установить, настроить и отрегулировать задний переключатель скоростей велосипеда. Не важно, установлен у вас SRAM X 5 или Shimano Alivio , 8 или 9 скоростная система, процесс настройки одинаков. Мы рассмотрели два способа регулировки: обычный, и для перекидок с небольшими люфтами. Поверхностно затронули тему ремонта заднего переключателя, а именно как нужно ровнять погнутый петух. Ну и в каких случаях требуется замена задней перекидки. Успехов вам настройке и удачи в поездках.
Как натянуть цепь на велосипеде
Любой элемент велосипеда рано или поздно придётся обслужить. Исключением не стала и велосипедная цепь, периодически её требуется подтягивать или натягивать заново.
Также возможно потребуется укоротить её. Сделать это можно самостоятельно дома при наличии нужных знаний и инструментов.
Виды велосипедных цепей
Существует несколько разновидностей велосипедных цепей, каждая имеет отличительные черты. Любые байки используют цепь с одинаковым промежутком – 12,7 миллиметра. На ширину цепи влияет общее количество скоростей. Чем их больше, тем велосипедная цепь уже.
Также существуют цепи с замком, данная разновидность отличается более простым демонтажом и установкой на велосипед.
Как натянуть цепь на байке с одной скоростью
На двухколесных транспортных средствах без переключателя передач проверить уровень растяжения не составит труда. Достаточно рукой натянуть данный элемент вниз до максимального упора. Допустимое расстояние, на которую может сдвинуться цепь, составляет не более 15 миллиметров.
Также цепь не должна быть слишком тугой, при нажатии вниз она должна отходить более чем на 5 миллиметров. Большая натяжка цепи увеличивает риск того, что она слетит во время езды.
Существует алгоритм, как натянуть цепь на велосипеде с одной скоростью:
- Поставить байк колёсами вверх.
- Ослабить болты, которые закрепляют заднее колесо.
- Изменить натяжение цепи при помощи изменения позиции колеса от основной звезды, требуется избегать перетяга.
- Проверить расположение задней втулки.
- Закручивание болтов и других фиксирующих заднее колесо элементов.
Когда нет возможности сместить втулку ещё дальше, велосипедная цепь нуждается в замене. Однако есть альтернативный способ. Райдеру требуется использовать выжимку цепи, чтобы разъединить звенья. После этого цепь укорачивается.
Как натянуть цепь на скоростном велосипеде
Принцип перетягивания цепи на байке с несколькими передачами отличается от вышеописанного метода. Цепь не имеет одного фиксированного положения, за натяжение отвечает пружина. Однако контролировать степень натяжения велосипедисту необходимо.
При большой растяжке переключатель будет хуже менять скорости, появятся внезапные переключения при езде на ухабистой местности, поцарапается рама велосипеда. Также это ускоряет износ всей трансмиссии.
Перетяжка цепи на скоростном двухколесном транспортном средстве также приведет к ухудшению работы системы переключения передач.
Чтобы проверить степень износа требуется выставить цепь на самую большую звезду с обеих сторон. Спереди снизу около передней звезды требуется натянуть цепь до момента, когда задний переключатель упрется.
Ещё один способ проверить степень растяжения – выставить сзади маленькую звезду, а спереди большую. Ролик натяжителя при правильном уровне растяжения цепи должен располагаться перпендикулярно к направляющему.
Для двухподвесных велосипедов система имеет небольшое отличие. Райдеры требуется надавить на маятник, пока кассета не отдалится на максимальное расстояние.
Единственный возможный способ регулировки натяжения цепи – удаление или добавление звеньев.
Как удалить звенья
Для данной процедуры потребуется выжимка цепи, приобрести её можно за 200 – 250 рублей. Данный инструмент позволяет разъединять и снимать цепь, а также собирать её обратно.
Изначально требуется рассчитать, сколько звеньев необходимо удалить, затем вставляем цепь в выжимку и открутить её. После вышеописанных процедур пин требуется вдавить обратно и удостовериться в надёжности нового соединения звеньев.
Методика, как натянуть цепь на детском велосипеде не отличается. Способ зависит от типа байка, имеет ли он одну скорость или несколько.
Как правильно удалить лишние звенья на цепи велосипеда и натянуть ее
Ремонт
Проблемы с цепью возникают у каждого велосипедиста, и тогда приходится их решать самостоятельно либо обращаться в мастерскую. В последнем случае это не всегда подходящий вариант. Поэтому владельцам приходится осваивать науку, как натянуть цепь на велосипеде, чтобы не зависеть от разных обстоятельств. Не менее важно научиться ее правильно регулировать.
Причины появления проблемы и меры профилактики
Велосипед не относится к суперсложным машинам, однако, и в нем есть деталь, без которой эксплуатация невозможна – цепь. За ее состоянием нужно следить особенно тщательно. Наиболее частыми причинами неисправности элемента являются:
- Провисание. Если удлинение велосипедной цепи не превышает 0,5 % от первоначальных значений, оно считается незначительным. При показателях около 2 % требуется замена, поскольку система звездочек стерта.
- Соскальзывание со звездочек – изношенность системы, неправильная настройка переключателя скоростей.
- Загрязнение. Налипшая земля и песок действуют на звенья и зубья передачи как абразив, что приводит к преждевременному выходу из строя.
- Разрыв.
Исправная деталь не должна скрипеть или издавать другие звуки. Необходимо выяснить причину неисправности и принять меры. Что это будет – чистка от грязи или замена – зависит от конкретной ситуации.
Провисание
Соскальзывание со звездочек
Загрязнение
Разрыв
Устранение дефекта
Особенности коррекции длины или замены механизма зависят от типа байка. Если раньше не было проблем, как натянуть цепь на обычный велосипед без скоростей, то сегодня это сделать сложнее. Сначала придется изучить инструкцию.
На обычном велосипеде
Поскольку на простом велосипеде нет системы переключения передач, в норме цепь может провисать не более чем на 5 мм. Чтобы не возникло проблем в дороге ее нужно подтягивать. Для этого выполняют следующие действия:
- перевернуть транспортное средство вверх колесами, уперев на сиденье и руль;
- ослабить крепления заднего колеса;
- передвинуть колесо по дропаутам, чтобы добиться правильного натяжения цепи на велосипеде – с минимальным провисанием.
Во время работы могут возникнуть трудности, которые не дадут правильно откорректировать механизм. Поэтому в ходе починки необходимо соблюдать рекомендации:
- закреплять заднее колесо можно только при условии, что его ось параллельна валу каретки;
- не стоит слишком подтягивать велосипедную цепь, иначе педали будут прокручиваться с большим усилием, что приведет к быстрому изнашиванию механизма.
Если не получилось откорректировать длину цепи на обычном велосипеде, помогут другие меры. Деталь можно укоротить. Удалять звенья рекомендуется, когда регулировка колеса по наклонным пазам далее невозможна, а цепь продолжает сильно провисать.
На велосипеде с переключением скоростей
Натяжение цепи в таких велосипедах осуществляется благодаря пружине переключателя. Но ее жесткости бывает недостаточно, если длина подобрана неправильно. Слишком длинная – бьется о раму, затрудняя работу механизма, а короткая – сильно натягивается, что ускоряет износ механизма. Однако, не все пользователи знают, как отрегулировать длину цепи на велосипеде в таком случае. Алгоритм действий включает такие шаги:
- расположить цепь на наименьшей задней звезде и наибольшей передней;
- оси роликов выставить по вертикальной линии;
- определить длину;
- зафиксировать задний маятник в положении, когда расстояние между задней трещоткой и передней кассетой достигнет максимума;
- убрать лишние звенья.
Бывает, что цепь на скоростном велосипеде провисает не из-за растяжения, а по причине ослабления пружины. Как правило, ремонтировать деталь не имеет смысла. Придется ставить новый задний блок переключателя скоростей.
Натяжитель цепи
Нормальное натяжение зависит от состояния и работы всего трансмиссионного устройства. При необходимости его можно регулировать вручную, но удобнее с помощью специального приспособления. Натяжитель цепи самостоятельно контролирует жесткость цепи, избавляя владельцев байков от лишней работы.
Разновидности
Устройство устанавливается на велосипедах с открытой трансмиссий вместе с задним блоком переключения скоростей. При необходимости может крепиться на другие типы двухколесных машин. В основном это требуется для экстремальной езды. Чаще применяют следующие варианты:
- ISCG – крепят болтами с шагом 47,77 мм к раме в трех местах;
- ISCG 05 – наиболее популярный вариант, поскольку монтаж не требует особенных усилий, удаление креплений друг от друга – 55,92 мм;
- BB – устанавливают на каретку, прижимающую натяжитель к раме.
Приспособление состоит из одного либо пары роликов, рычага, пружины. Принцип работы – планомерная оттяжка механизма в нужном направлении. Достигается четкое фиксирование положения цепи, устраняется возможность ее слетания с ведущей звезды в результате сильного удлинения.
Натяжитель устанавливают параллельно системе задних звезд: поверх без перекосов. Иначе согнется держатель переключения. Если это случилось, для выравнивания нужно потянуть приспособление вместе с переключателем.
ISCG
ISCG 05
BB
Как сделать своими руками
Если в велосипеде нет натяжителя, его можно приобрести или сконструировать своими руками. Есть несколько способов, самый простой из которых – из велосипедной спицы. Ее нужно согнуть в спираль, а затем поместить в трансмиссию таким образом, чтобы оттягивалась цепь. Более сложный способ – из алюминиевой пластины толщиной 8–11 мм. В ходе работы также потребуются:
- ножовка;
- дрель с набором сверл;
- напильник;
- тиски;
- молоток;
- наждачная бумага разной зернистости;
- метчик, держатели.
Последовательность работы состоит из следующих манипуляций:
- обрисовать на заготовке (петухе) старую деталь, просверлить центральную часть;
- используя ножовку и напильник, довести заготовку до требуемой формы и размеров;
- выполнить перепад высот в месте крепления детали к раме (от 4 (в самом тонком месте) до 8 мм);
- окончательно высверлить отверстие до требуемого диметра;
- нарезать резьбу строго под углом 90° к осям.
Заключительный этап – ошкуривание и полировка детали. Желательно не оставлять заусеницы и неровные края. После этого можно приступать к монтажу.
Как установить
Перед установкой натяжителя нужно снять цепь с задних звезд, а после его монтажа – сбросить и с передней. Далее – надеть ее в такой последовательности:
- задняя большая звездочка;
- ролик натяжителя;
- ролик наружный;
- самая большая звезда спереди.
Чтобы цепь окончательно заняла правильное положение, необходимо несколько раз активно прокрутить колесо. Далее следует регулировка натяжителя под свои требования. Обычно изменяют угол его положения относительно рамы. Самым подходящим считается – непосредственно у критического угла, где образуется самое сильное натяжение.
Удаление лишних звеньев
Если подтянуть цепь не удается или новый механизм слишком длинный, потребуется укорачивание путем отсоединения звеньев. В обычных велосипедах изделия разборные, в скоростных – неразборные. В последнем случае поможет выжимка – специальный инструмент. Действуют по схеме:
- Определить количество звеньев, которые нужно снять.
- Зажав выжимкой, не торопясь прокрутить вороток, следя, чтобы инструмент оставался неподвижным в пине. Прокручивание сначала будет тяжелым, затем – легким, потом вновь затрудненным. Снять цепь, оставив пин с внешней стороны.
- Отмерить нужное количество звеньев со стороны без пина, снять их.
- Замкнуть цепь, вдавив пин в противоположную сторону.
- Проверить движения пина – его ход должен быть плавным, в месте соединения – легким.
Нет никакой сложности в том, чтобы разобраться, как правильно натянуть цепь на велосипед самостоятельно, не прибегая к услугам мастерской. Навык даст независимость и уверенность в своих силах. Но главное – обеспечит безопасность в пути.
Разъединить звенья
Убрать нужное количество, соединить цепь
Видео
Как правильно укорачивать цепь на велосипеде с выжимкой и без нее
Ремонт
Велоспортом на любительском уровне увлекаются многие. Но внезапно провисшая цепь способна сильно испортить удовольствие от прогулки. Чтобы этого не произошло, за транспортным средством нужно правильно ухаживать, а также своевременно выяснить, как укоротить цепь на велосипеде и приобрести все необходимые для этого инструменты. Работу вполне можно выполнить самостоятельно, следуя рекомендациям специалистов.
Зачем разбирать цепь
Только цепь, натянутая без провисаний и перекосов, обеспечивает эффективную передачу крутящего момента с педалей на заднюю велосипедную ось. Необходимость разобрать и укоротить ее может быть обусловлена следующими причинами:
- Замена вследствие сильного износа или поломки. Новая цепь – это стандартные 114–116 звеньев. На обычных шоссейных велосипедах она, как правило, используется целиком, на горных – приходится укорачивать ее на 8–10 звеньев. У байка для триала оставляют только необходимый минимум.
- Конструктивные изменения. После модернизации велосипеда цепь нередко начинает болтаться, прокручиваться, спадать со звездочек, невзирая на качественный уход.
- Провисание вследствие длительной эксплуатации, интенсивной нагрузки, смены набора звездочек.
Чтобы определить оптимальную длину, необходимо переключить передачу так, чтобы спереди и сзади цепь лежала на самой большой звездочке. Затем звенья размыкают, подтягивая ее до упора. Сделав отметку, добавляют еще 2–3 звена, чтобы не допустить повышенных нагрузок на трансмиссию.
Тем, кто не уверен в собственных силах, настоятельно рекомендуется обратиться в специализированный магазин. Там можно получить и грамотную консультацию, и профессиональную техническую помощь.
Замена цепи может потребоваться вследствие сильного износа или поломки
Довольно часто цепь начинает болтаться или прокручиваться после модернизации велосипеда
Провисание цепи возможно в связи с длительной эксплуатацией либо сменой набора звездочек
Необходимые инструменты
Специалисты в области различных лайфхаков и те, кто начал заниматься велоспортом еще в советское время для того, чтобы разъединить цепь, рекомендуют применить камень и гвоздь. Но, поскольку прогресс не стоит на месте, для этого давно создан специальный инструмент – выжимка (chaintool). Она напоминает небольшие тиски без станины. Стоимость устройства более чем демократичная – 500–1000 рублей.
Практика показывает, что выжимки в «мультитулах» (особенно в дешевых) выдерживают максимум 3–5 применений. Поэтому для многодневного похода по местности со сложным рельефом лучше иметь в рюкзаке качественный инструмент, сделанный из высокопрочной стали.
Механизм действия выжимки предельно прост. Имеющийся упор не дает пластинам звеньев на цепи деформироваться и выгнуться в процессе выталкивания соединительного штыря (пина). Поворотный винт без приложения значительных усилий его выдавливает.
Кроме основного инструмента, для того чтобы укоротить цепь велосипеда, потребуются ветошь, керосин и любая смазка (например, WD-40). Перед началом работы необходимо тщательно очистить механизм переключения передач. «Непрофессиональные» приспособления – молоток, гайки, гвозди и так далее используют только в крайнем случае.
Выжимка
Керосин
WD-40
Инструкция по укорачиванию
При наличии выжимки ответ на вопрос, как укоротить на велосипеде цепь, очевиден. Если же ее нет, процесс превращается в лотерею. Возможно, операция увенчается успехом. Но также вероятно, что велосипедист останется без транспортного средства.
С выжимкой
Чтобы разомкнуть цепь с замыкающим звеном и укоротить ее, нужно действовать согласно следующей инструкции:
- Поставить велосипед на стойку. При ее отсутствии – на любую твердую ровную поверхность колесами вверх.
- С помощью ветоши и керосина (или иного подходящего средства) тщательно очистить цепь от пыли, грязи, остатков смазки.
- Найти замыкающее звено («замок»). Производители обычно существенно облегчают задачу, делая его немного темнее или светлее прочих. Еще один отличительный признак – наличие выступающих валиков, скрепленных наружной пластиной, и большого овального отверстия вокруг 1–2 из них.
- Прокрутить педали, перемещая замыкающее звено между шестернями. Это существенно облегчает доступ к нему.
- Раскрыть замыкающее звено на велосипедной цепи. Конструктивно это можно сделать по-разному, поэтому нужно заранее ознакомиться с инструкцией. Чаще всего валик извлекают путем вращения на шарнирах или открывают звено сгибанием. Реже оно одноразовое, тогда нужно снимать элемент, например, острогубцами.
- Определить, сколько звеньев потребуется снять. Лучше убрать меньше, чем переборщить. Установить их обратно новичкам проблематично.
- Зажимом или зажимным механизмом выжимки зафиксировать следующее звено с того конца цепи, откуда снято замыкающее.
- Установить штифт выжимки точно над валиком этого звена. Начать его выдавливать, плавно поворачивая ручку по часовой стрелке. До конца извлекать его нельзя, иначе потом собрать цепь будет практически невозможно. Валик должен показаться снаружи, но быть все еще надежно зафиксирован внутри звена.
- Повторить со вторым валиком, полностью разобрав это звено. Снять внешнюю пластину, открывая доступ к центральной части, где фиксируется уже следующее. Продолжать до того момента, пока не будет снято нужное число звеньев. Перед тем как укоротить цепь скоростного велосипеда, необходимо убедиться, что после снятия на ее концах остаются звенья разного типа. Узкое вставляют между «ушками» широкого. Чтобы разобрать цепь велосипеда без замка, начинать можно с любого звена.
- Собрать укороченную цепь, поставив «замок» на оба ее конца. Удобнее делать это с помощью плоскогубцев и отвертки. Совместить их так, чтобы можно было защелкнуть валики. Если замыкающее звено одноразовое, необходимо заблаговременно приобрести новое.
- Установить оба звена в наружную прорезь на выжимке так, чтобы валики «смотрели» в сторону ее штифта. Вращать ручку против часовой стрелки, пока с противоположной стороны не покажется головка. Длина выступающих частей обоих валиков должна быть одинаковой.
- Слегка ослабить цепь, установив звено во внутреннюю прорезь выжимки и прижав ее штифт к валику. Провернуть ручку примерно на четверть оборота.
- Тонким равномерным слоем нанести на цепь смазку.
Чтобы после укорачивания соединить цепь определенных брендов, например, Shimano и Campagnolo, требуются особые валики для ее сборки. При их отсутствии приступать к процедуре не имеет смысла – собрать звенья в цепь заново все равно не получится.
Поставить велосипед на стойку, а при ее отсутствии – на любую твердую ровную поверхность колесами вверх
С помощью ветоши и керосина (или иного подходящего средства) тщательно очистить цепь от пыли, грязи, остатков смазки
Найти замыкающее звено («замок»)
Прокрутить педали, перемещая замыкающее звено между шестернями, чтобы облегчить доступ к нему
Раскрыть замыкающее звено, следуя инструкции
Определить, сколько звеньев потребуется снять
Зажимом или специальным механизмом зафиксировать следующее звено с того конца цепи, откуда снято замыкающее
Установить штифт выжимки точно над валиком этого звена и выдавить его, плавно поворачивая ручку по часовой стрелке
Повторить действие для второго валика, полностью разобрав это звено
Используя плоскогубцы и отвертку, собрать укороченную цепь, поставив «замок» на оба ее конца
Установить оба звена в наружную прорезь на выжимке так, чтобы валики «смотрели» в сторону ее штифта
Слегка ослабив цепь, установить звено во внутреннюю прорезь выжимки и прижать ее штифт к валику
Тонким слоем нанести на цепь смазку
Без специального приспособления
Чтобы не пришлось думать, как размыкается велосипедная цепь без специальных приспособлений, настоятельно рекомендуется брать с собой необходимый инструмент даже в непродолжительные поездки. Попытки разбирать цепь без выжимки – это всегда риск погнуть или замять звенья без возможности последующего их восстановления. Но когда другого выхода нет, можно попробовать расцепить ее, действуя так (метод подойдет и для велосипедных цепей без замка, и при наличии замыкающего звена):
- Подходящий штырь (гвоздь, сверло, дюбель, шило) толщиной чуть меньше валика звена приставить к пину (при его отсутствии – к любому звену).
- Подложить под цепь и внутрь звена гайку, шайбу, еще что-нибудь похожее. Это предмет, играющий роль «усилителя», не даст замяться звеньям.
- Молотком, камнем, иным оказавшимся под рукой предметом, осторожно ударять по штырю, пытаясь выбить соединение. Залог успеха – размеренность и аккуратность манипуляций.
Необходимо сначала потренироваться на звене, которое не используется. Это поможет приобрести необходимую сноровку. Цепь с велосипеда в любом случае придется снимать – для работы нужна твердая опора. В «полевых» условиях ею может стать плоский камень, кирпич.
Если заранее изучить конструктивные особенности модели велосипеда и приобрести все необходимые инструменты, проблем с тем, чтобы укоротить цепь, как правило, не возникает. Хуже ситуация, когда приходится пользоваться подручными средствами – это реальный риск серьезно повредить механизм. От поломок в пути никто не застрахован, поэтому лучше возить с собой все, что может потребоваться для экстренного ремонта.
Подложив под цепь и внутрь звена гайку, осторожно ударять молотком по штырю, пытаясь выбить соединение.
Видео
Источники:
https://pro-veliki.ru/remont-i-obsluzhivanie/regulirovka-i-nastrojka-zadnego-pereklyuchatelya-skorostej-velosipeda.html
https://velife.ru/remont-i-uxod/kak-natyanut-cep-na-velosipede.html
https://sport-snaryazhenie.ru/velosipedy/remont/94-kak-natyanut-tsep
https://sport-snaryazhenie.ru/velosipedy/remont/73-kak-ukorotit-tsep