Как правильно переспицевать колесо велосипеда — всё о велоспорте
Спицевание колеса – это неприятность, с которой предстоит непременно столкнуться любому велосипедисту независимо от уровня и стажа мастерства езды на велосипеде. Сбор колеса лишь на первый взгляд может показаться сложным заданием. направляться запастись временем и терпением – на все про все уйдет не меньше часа, в противном случае и двух-трех.
К слову, независимая сборка колес хороша еще и тем, что для себя вы ни при каких обстоятельствах не станете халтурить и в целях экономии времени и сил пропускать кое-какие операции.
Какой не редкость спицовка
Выделяют два самые популярных вида спицевания колес – радиальный и крестовой. Радиальное спицевание используется лишь для сборки передних колес, на каковые будут установлены ободные тормоза. Радиальный рисунок имеет весомый недочёт – колесо с таковой спицовкой испытывает высочайшую нагрузку в вертикальном направлении.
А, пожалуй, единственным преимуществом этого варианта возможно назвать приятный глазу внешний вид.
Куда более универсальной и функциональной есть крестовая спицовка. Спицевание крестом, быть может, выглядит менее эффектно, но разрешает добиться максимально адекватной реакции на тормозящее и вращающее упрочнение от втулки. При таком варианте кроме того самая важная нагрузка от торможения и педалирования переводится на растяжение спиц.
Очень редко употребляется смешанная спицовка. Данный вариант есть чем-то средним между радиальным и крестовым методами.
Определившись с видом спицовки, возможно смело затевать процесс сборки колеса. Он делится на пара этапов.
Этап первый. Определение подходящей длины спицы
Крайне важно подобрать велосипедные спицы подходящей длины. В этом замысле куда меньше неприятностей появляется с передним колесом – тут спицы с обеих сторон имеют однообразную длину. С задним все намного сложнее. Пара скоростей, установленных на заднем колесе, усложняют его центровку. Спицы будут иметь различные показатели угла и длины наклона.
Для определения подходящей длины созданы особые калькуляторы, каковые в онлайн-режиме разрешают вычислить необходимые параметры.
Этап второй: Установка
Для успешной набивки колеса пригодятся:
- Обод;
- Спицы;
- Втулка;
- Спицевой ключ;
- Отвертка.
В случае если вам приходится в первый раз переспицевать колесо, то обратите особое внимание, что отверстия на ободе мало смещены (наклонены) в стороны. Спицы с правого фланца втулки должны быть заведены в отверстия, каковые смещены вправо, а с левого фланца – влево. Добрая половина спиц каждого фланца относится к числу лидирующих.
Вторая добрая половина – это хвостовые.
- Лидирующие спицы – те, каковые направлены по ходу вращения обода. В большинстве случаев, они обозначаются оттенками светло синий цвета.
- Хвостовые спицы – направленные против вращения колеса. Значительно чаще их обозначают оттенками красного цвета.
Какие конкретно бывают размеры колес для велосипеда
Первой устанавливается хвостовая спица, которая в обязательном порядке обязана пройти в фланца. Ее направляться засунуть с наружной стороны правого фланца и направить в смещенное вправо отверстие обода, которое расположено следом за отверстием золотника. Ниппель необходимо закрыть на пара оборотов чтобы спица не имела возможности выпасть.
Следующая спица должна быть направлена в отверстие того же самого фланца, следующее –через три отверстия по окончании первой установленной.
Следующий ход – поворот велосипедного колеса так, дабы появляться перед левым фланцем втулки. Второй засунутой группой спиц кроме этого будут хвостовые. Необходимо развернуть обод, дабы золотник был вверху.
Обращаем внимание на самую первую установленную спицу – если она в первом отверстии по окончании золотника, то первая спица левого фланца должна быть расположена левее, в случае если первая установленная во втором по окончании золотника отверстии, то первая спица левого фланца должны быть расположена слева.
В то время, когда все хвостовые спицы на месте, возможно переходить к лидирующим. Поворачиваем колесо велосипеда к себе правым фланцем. Установка лидирующих спиц производится с внутренней стороны фланца. Их возможно засунуть в любое отверстие.
Затем направляться развернуть втулку по часовой стрелке, дабы лидирующая спица пересеклась с тремя хвостовыми. Принципиально важно, дабы первые две она пересекла с внешней стороны, а третью – с внутренней. Быть может, для установки ее потребуется мало изогнуть.
В этом нет ничего ужасного. Подобно устанавливаются остальные лидирующие спицы.
Этап третий. Регулировка натяжения
В первую очередь нужно произвести начальную регулировку, которая подразумевает равномерное закручивание всех ниппелей. В обязательном порядке смотрите за тем, дабы все ниппеля были закручены на однообразное число оборотов – спицы должны иметь однообразное натяжение. В большинстве случаев лидирующие спицы изогнуты рядом с фланцем.
Перед началом процедуры натяжения их нужно подогнуть рукой методом нажатия на каждую спицу близи фланца.
Окончательное натяжение должно осуществляться уже по окончании окончания начальной регулировки. Верно натяжение разрешит добиться отсутствия биения колеса при езде, что крайне важно для комфортного передвижения.
Подводя итоги, возможно смело утверждать, что спицевание колеса – это далеко не самая сложная процедура. Если вы уверены в том, что справитесь со спицовкой, владеете достаточным терпением, навыками, умениями и знаниями, то это процедура не станет проблемой.
Как заспицевать, спицевать, вставлять, собрать, заменить, спицы на колесе велосипеда на 36 спиц
Темы которые будут Вам интересны:
Сборка колеса, переспицовка колеса велосипеда
Вы можете заказать сборку колеса в нашей веломастерской по адресу: ст. м. «Озерки», пр. Энгельса, д. 109, к. 2. Вы также можете приобрести готовые велоколеса в наших магазинах.
Самой важной частью велосипеда являются колеса. Если взять два велосипеда — один экстра-класса, другой дешевый десятискоростной — и поменять на них колеса, то дешевый окажется быстрее. Однако, добыть хорошие колеса не так-то легко. Тот факт, что колесо отбалансировано в момент покупки, отнюдь не гарантирует, что оно будет оставаться таким во время эксплуатации.
Большинство веломехаников не умеют собирать колеса, на которых можно долго ездить без подстройки. Но даже квалифицированные механики не имеют достаточно времени для тщательной работы и пропускают некоторые операции, вследствие чего снижается качество и надежность. Поэтому лучше всего собирать колеса самому. Делается это следующим образом:
- а. Нарезная часть втулки обращена к работающему;
- b. Самая близкая к вентильному отверстию спица находится справа от него;
- с. Обе спицы соединяют правую сторону обода с правым фланцем втулки:
- d. Между спицами три свободных отверстия.
- 26. Зонтик заднего колеса должен располагаться в плоскости, проходящей через середину расстояния между наконечниками задней втулки. Иначе велосипед будет стремиться повернуть в сторону.
- 29. Окончательная настройка заключается в последовательном повторении всех трех процессов, выправки эллипса, восьмерки и зонтика. Подстройка одного может влиять на остальные, поэтому в каждый данный момент нужно работать над тем, что более всего отличается от нормы.
- 30. Теперь у вас должно получиться колесо, ничем не отличающееся от серийного заводского: все три параметра в пределах нормы, спицы достаточно натянуты. Многие механики посчитали бы работу законченной. Однако при езде такое колесо довольно быстро выйдет из нормы. Дело в том, что головки спиц еще не полностью вошли в отверстия фланцев, а ниппеля в отверстия обода. При езде они начинают «усаживаться» плотнее и нарушают баланс колеса.
Обращайтесь для сборки велоколеса в нашу веломастерскую!
Бонус всем читателям нашего информационного раздела! При оформлении заказа в интернет-магазине, введите в поле промокод текст — данный промокод дает вам право на получении скидки 7% на любой велосипед Author, Trek, Strida и Schwinn 2014 года.
Как правильно натянуть спицы на велосипеде?
- Ключ для затягивания спиц
- Специальное приспособление для центровки колеса
- Гаечные ключи для снятия колеса с велосипеда
- Отвёртка
Снимаем колесо с велосипеда, и устанавливаем его в приспособление для центровки колес. Если приспособления нет, то можно оставить его на велосипеде, при этом последний необходимо перевернуть вверх колесами. Определяем, какие спицы у нас плохо натянуты.
Для этого пальцами шатаем в стороны спицу. Амплитуда колебания должна быть около 1-2 мм. Отмечаем мелком или небольшим кусочком изоленты проблемные спицы. Подтягиваем их, пока амплитуда не приблизится к норме.
Неизбежно появится «восьмерка», горизонтальное биение, которое следует устранить.
Определяем амплитуду горизонтального, а затем и вертикального биения обода («восьмерка» и эллипс). Только после определения всех этих параметров мы уже практически все знаем о том, как правильно натянуть спицы на велосипеде. Осталось только устранить все эти проблемы. Устраняем «восьмерку».
Если есть приспособление для центровки колеса, замечательно. У кого этого приспособления нет можно при помощи мелка отметить ее границы. Достаточно мелок опереть на раме велосипеда на уровне диска колеса, при кручении последнего понемногу его придвигают, пока не отметится самое большое биение.
Приступаем к подтягиванию спиц. Если, к примеру, горб на уровне четырех спиц вправо, то тогда две спицы, идущие к левому фланцу, мы натягиваем на пол оборота, а оставшиеся две спицы, идущие к правому фланцу, отпускаем на пол оборота. Это приведет к смещению обода влево.
Если три спицы попали на уровень горба, одна к левому и две к правому фланцу, то натягиваем первую на пол оборота, а две правые на четверть оборота отпускаем. Итак, мы уже разобрались, как натянуть спицы на велосипеде и не позволить появиться «восьмерке».
Перейдем к выправлению эллипса.
Таким же способом, как и при определении горизонтального биения, определяем и вертикальное биение. Либо с помощью приспособления, либо при помощи мелка, только приближать надо мелок к центру колеса. Самый отдалённый участок эллипса подтягиваем натяжением спиц, которые к нему подходят.
Если проблемный участок содержит три спицы, подтягиваем среднюю на пол оборота, а две, что по краям, на четверть оборота. Если участок содержит парное количество спиц, то подтягиваем все на пол оборота. Итак, колесо уже круглое. Следует проверить еще раз, все ли спицы достаточно натянуты. Если да, замечательно.
Если нет, то необходимо все спицы подтянуть на одинаковую величину и затем восстановить концентричность колеса.
Как собрать велосипедное колесо самому
Передо мной лежала кучка спиц, кулёчек ниппелей, ровный новый обод и собственноручно перебранная втулка. Где-то неподалёку ещё валялась кассета, но для неё пока места в предстоящей операции не было.
Набивку колеса, т.е. размещение спиц во втулке и отверстиях обода в правильно порядке, я делал не торопясь, макая резьбовые кончики спиц в литол и посматривая в мануал. За первый проход я установил 8 тянущих спиц со стороны кассеты таким образом, чтобы тянущие спицы прошли с внутренней стороны фланца, а головки оказались снаружи. Так предлагал Шелдон Браун:
Но моя втулка предложила сделать иначе 🙂 при набивке я заметил следы от прошлого колеса — вдавленные места на фланце, там, где раньше располагались тянущие (это я понял по направлению следов) спицы. Располагались они раньше как раз наоборот — спицы снаружи фланца, головки внутри:
Я ещё раз прочитал пару соответствующих абзацов мануала, и Шелдон сказал, что можно собирать и так, результат (при прямых руках) будет не хуже, просто его вариант удобнее.
Ну что ж, мы не ищем лёгких путей 🙂 На самом деле мною двигало такое соображение: механические напряжения при эксплуатации втулки уже определённым образом изменили структуру металла во фланце, алюминий «уселся» и «ужался» так, как было нужно, и если я поставлю спицы иначе, то структура металла будет при обкатке колеса снова меняться под совершенно другой нагрузкой, что, учитывая плачевную усталостную прочность алюминия, в итоге снизит надёжность втулки. Так что — удобство принесём в жертву надёжности, и я переспицевал 8 тянущих со стороны кассеты как предлагала втулка. Перевернув колесо, я увидел те же следы от прошлых спиц, вновь предлагающие мне спицевать тянущие снаружи фланца. Так я, разумеется, и поступил.
При набивке первых 16 спиц всё очень просто — втулка ещё свободно вращается, и спицу легко вывести сквозь обод, удобно накручивать нипеля. Колесо ещё не выглядит колесом. А вот когда вы начинаете вставлять лидирующие спицы, втулка поворачивается до максимума по часовой стрелке, и занимает приличествующее ей положение.
Теперь спицу уже не выведешь сквозь обод (если вы правильно рассчитали длину, конечно; если удаётся вытащить — вы что-то сделали не так!), и ниппель пальцами накрутить не получается. Тут пригодилась небольшая плоская отвёртка.
Усилие накручивания практически нулевое, так что я пользовался очень маленькой отвёрткой, значительно меньше шлица ниппеля, благодаря чему жало отвёртки хорошо «ловило» центр шлица.
Вставляя первые 8 лидирующих спиц со стороны кассеты, я понял, о чём говорил Шелдон. Если тянущие расположены снаружи фланца, то лидирующие приходится сильно гнуть, чтобы просунуть в нужные места, поначалу я боялся, что сломаю спицы.
Но оказалось, что загиб спицы 262 мм по радиусу около 20-25 см ей совершенно не страшен, думаю она выдержала бы и больший сгиб.
Правда, возникает остаточная деформация — спица не выглядит идеально ровной, как новая, но я был уверен, что на натяжении это никак не скажется.
На каждую спицу, и тянущую, и лидирующую, я накрутил нипель так, чтобы оставалась снаружи половина резьбы. При этом все спицы ещё были абсолютно свободны и не натянуты, втулка болталась, но колесо уже обрело вид колеса:
После этого таким же образом я установил 8 последних лидирующих спиц, с той стороны, где нет кассеты.
Теперь нужно дать спицам первичное натяжение, чтобы они перестали болтаться. Я последовательно закручивал каждый ниппель так, чтобы снаружи оставалась четверть резьбы — к концу колеса уже приходилось прикладывать определённое усилие, чтобы провернуть ниппель. Втулка перестала болтаться, и колесо можно было прокрутить вокруг оси, полюбовавшись на огромную восьмёрку 🙂
Теперь я вооружился шуруповёртом, поскольку крутить руками стало тяжело, и, установив самый слабый момент затяжки, начал закручивать ниппеля до тех пор, пока резьба спицы полностью уходила внутрь ниппеля. На некоторых ниппелях (
20%) уже срабатывал ограничитель момента шуруповёрта.
Пройдя таким образом всё колесо, я увеличил момент затяжки ещё на две ступени, и ещё раз закрутил все 32 ниппеля. Колесо стало слегка звенеть, а спицы из мягких проволочек наконец стали натянутыми спицами 🙂 Впрочем, огромная восьмёрка никуда не пропала.
Дальше я бесконстрольно крутить не решился, чтобы не испортить обод, а, значит, пора было устанавливать колесо в станок.
Вот таким нехитрым способом я измерял восмёрку, а переворачивая колесо — зонт. Для правки проблемные участки восьмёрки отмечал маркером и крутил спицы в нужную сторону. После установки колеса в станок я сделал подтяжку каждой спицы на половину оборота, потом поправил восьмёрки, ещё раз подтянул всё колесо на четверть оборота, поправил… while(1).
После 3-4 итераций подтягивания и правки я первый раз промял спицы руками, чтобы они улеглись как нужно, посмотрел яйцо. Яйцо оставалось в пределах 2 мм, восьмёрка — 2..
3 мм, зонт колеса поначалу показался мне нулевым, но это я просто криво вставил ось втулки в станок при очередном повороте колеса 🙂 Уход зонта изначально вышел в пределах 6 мм от кассеты.
Что и неудивительно, поскольку натяжение спиц у кассеты и противоположных было до сих пор примерно равным.
На набивку колеса и несколько проходов подтяжки и правки я израсходовал около 2 часов вечером, после чего решил что надоело и хватит. Шелдон Браун сказал: устал — прекрати, иначе будет кака.
На следующий день я занялся выправлением зонта.
Один раз я подтянул все спицы кассеты на четверть оборота, после — подтянул их все ещё раз на половину оборота и в это же время ослабил противоположные спицы на четверть, поправил две восьмёрки справа и слева, а в третий проход закрутил спицы кассеты ещё на четверть, не ослабляя противоположных (т.е.
увеличивая суммарное натяжение колеса). При этом зонт с 6 мм уменьшился до 2. Далее я посвятил ещё некоторое время правке восьмёрок, сведя их до 2 мм. Оставалось яйцо. Первоначально я измерил его амплитуду в 2-3 мм, после правок яйцо ужалось до 1 мм и мне надоело его править.
На всё это ушло около часа, после чего я оставил колесо в покое и занялся другими делами в качестве отдыха.
В этот же день через пару часов я снова вернулся к станку и произвёл второй заход протяжки спиц, на этот раз не руками, а металлическим рычагом, закладывая его между спицами в местах третьего креста и без остервенения выгибая спицы.
Как и предсказывал мануал, были скрипы и потрескивания, а восьмёрки снова расползлись. Я снова правил колесо, ещё два раза протягивая спицы, после чего подтянул ещё на четверть все спицы со стороны системы, при этом получив уход зонта в 1 мм, восмёрку 1,5 и яйцо 1.
На этом, в принципе, я посчитал собственно сборку колеса оконченой. Ура! Всего, по моим подсчётам, на сборку ушло не более 6 часов с учётом немалого времени, которое я потратил на измерение втулки, обода и расчёт спиц.
Честно говоря, я ожидал минимум 8-10 часов работы, но указанные параметры отклонений геометрии меня устроили.
Пределы допусков в 1-2 мм я взял с заднего колеса велосипеда, которое прошло около 1000 км на ободных тормозах и работало настолько хорошо, насколько меня это устраивало 🙂 Разумеется, в мастерских собирают колёса точнее, но, вполне возможно (а роботы-сборщики — точно) не тратят времени на протяжку спиц и повторные правки, так что свои результаты я считаю не намного худшими.
Равномерность натяжения спиц я не мог проверить иначе, как по звуку. Судя по тону звона, зонт кассеты действительно был натянут сильнее противоположного (кто бы мог подумать?), а в пределах зонта звук спиц отличался максимум на полтона или чуть более. Не знаю, какова эта разница в ньютонах натяжения, но колесо я уже трогать после многочисленных правок не хотел…
До каких пор натягивать спицы
Не поленюсь вынести этот пункт отдельно и жирно, потому что я сам над этим немало размышлял.
Однозначного ответа, кроме как «отдайте в мастерскую, где есть пряморукие механики и тензометр» я так и не нашёл.
Самый логичный способ определить необходимое натяжение спиц — это сравнить с готовым колесом, и в моём случае это готовое колесо у меня имелось. Я сравнивал натяжение спиц двумя способами.
1. По перемещению креста. Берёмся за две спицы в районе третьего креста, на середине расстояния от креста до обода, сжимаем пальцами сколько хватит сил, и измеряем, насколько место пересечения спиц переместилось к фланцу:
У меня на левом зонте на готовом колесе (черные спицы на фотографии) выходило около 3-4 мм, а на собранном — ближе к 5 мм; на правом зонте (серебристые спицы на фото) — 2 мм на готовом и около 3 на собранном. Значит, натяжение спиц было меньше, чем нужно.
2. По высоте звучания. Поскольку обода готового и собранного колес были очень похожи, а втулки также отличались незначительно, я рискнул сделать допущение о том, что длина спиц в обоих колесах одинаковая.
Толщина же была точно одинаковой, это я знал наверняка. Следовательно, можно было сравнивать и высоту звука, издаваемого спицей, и при этой проверке собранное колесо также оказалось натянутым слабее готового (звук ниже по тону).
Так что пришлось подтянуть и поправить колесо ещё раз.
Итак, колесо было собрано и выправлено за 5 часов, оставалось смонтировать кассету и проверить его в деле. Об этом — в заключительной части рассказа.
Совет тем, кто самостоятельно решил «переспицевать» вело колесо и отрихтовать «восьмерк
На колесе появилась «восьмерка», то есть колесо приобрело такую форму, когда при ровном движении вперед на земле остается волнистая линия? Это проблемы со спицами! Внимательно осмотрев колесо, вы обнаружили, что несколько спиц сломаны, а другие значительно ослаблении и имеют видимые механические повреждения, дающие вам все основания для сомнения в пригодности их к дальнейшей эксплуатации. Но не отчаивайтесь, вы сами можете все исправить!
Есть три варианта действий в подобной ситуации.
Во-первых, можно пойти в магазин и купить новое колесо, которое обойдется вам в кругленькую сумму, во-вторых отдать колесо в специализированную мастерскую, где его вам выправят, и третий вариант – это произвести переспицовку колеса и его рихтовку самостоятельно. Рассматривать первые два варианта мы не будем, так как для их реализации советы не нужны. В данном контексте нам интересен третий вариант, под названием «сделай сам».
Прежде чем приступить к основной работе, колесо необходимо демонтировать с велосипеда, а так же снять с него покрышку, камеру и резиновый ободок, который располагается по внутренней стороне обода, под камерой, защищая ее от прокола выступающими концами велосипедных спиц.
Затем, вооружившись специальным ключом, снимаем одну спицу с колеса, после чего, подсчитав необходимое вам количество спиц, отправляемся в магазин. Купив нужное количество спиц, и взяв их небольшой запас (вполне может пригодиться в дальнейшем), возвращаемся домой (в гараж, на дачу), и садимся за ремонт колеса.
Советую заменять спицы по порядку, то есть, удаляя одну спицу, на ее место устанавливать новую. Это поможет избежать путаницы и ошибок при правильном расположении спиц по отношению друг к другу. При замене спиц необходимо внимательно следить за тем, чтобы они в точности повторяли имеющийся рисунок, образованный другими спицами.
Ошибка может привести к тому, что придется начинать работу заново. Устанавливая спицы, не спешите затягивать их до состояния гитарной струны.
После того, как все спицы будут находиться на своих местах, необходимо запастись терпением, так как мы приступаем к самому кропотливому этапу нашей миссии – рихтовке.
Перед рихтовкой необходимо установить колесо обратно на велосипед, и, вращая его, установить плоскость, в которой колесо вращается, когда оно исправно.
Найдя эту плоскость начинаем по чуть-чуть подтягивать каждую спицу, следя за тем, чтобы не было перетяжки и еще большей деформации обода.
После того, как на всех спицах будет устранен свободный ход, путем подтягивания спиц со стороны, обратной направлению в котором выгнулся обод, добиваемся его возврата в нужное нам положение. Устранив таким образом все деформации, продолжаем аккуратную подтяжку спиц. Необходимо подтягивать по ¼ или ½ оборота ключа, не больше. Перетягивание спиц вновь приведет к образованию «восьмерки».
После того, как все спицы будут подтянуты, еще раз проверяем колесо на предмет наличия деформаций. Если таковые остались, то необходимо повторить процедуру на этом участке. При этом, не следует устранять неисправность только путем натяжения спиц. Проверьте, может вы просто перетянули противоположную сторону.
В этом случае деформация устраняется путем ослабления нескольких спиц. Подтянув все спицы и убедившись в том, что колесо не имеет отклонений и вращается в одной плоскости, еще раз проверьте наличие на спицах свободного хода в разные стороны. Если таковой имеется, просто подтяните спицы до его устранения, перетягивать их не стоит.
Вот и все! Можно вновь отправляться вслед за ветром!
Спицовка и самостоятельная сборка велосипедных колес. На что обратить внимание. Совместимость
Очень краткая статья по сборке, настройке и прочему ремонту велосипедных колес для чайников.
Почему краткая? — Да потому что в интернете таких статей уже полно, и размазывать тут сопли не вижу необходимости 🙂
Что собственно хотел написать в статье:
1) замена втулки
3) правка восьмерки и яйца
Начнем с вопроса, которым я задавался за месяц до написания статьи — «а смогу ли я сам полностью собрать колесо и настроить его?» — да, сможешь!
Ничего сверхъестественного там нет, хотя, сразу можно сказать — если вам позволяют финансы, то покупайте готовое колесо, процедура сборки и главное настройки хоть и не сложная, но все же отнимает немало времени. Ну и точность настройки не будет такой как у мастера.
1) замена втулки.
Зачем это может понадобиться?
1.а) например у вас стоит втулка, в которой сильно износилась внешняя сторона насыпного подшипника, и замена по отдельности не представляется возможным ввиду конструктивных особенностей.. Фух блин написал… вобщем нужно тем, у кого подшипник не меняется отдельно от втулки))
1.б) вы собрались поставить на китайский велосипед новую навеску, например от Шимано. Смотри пункт 4.
2) замена спиц.
Если вы заказываете новую втулку, рекомендую сразу же заказать и комплект новых спиц. Можно использовать и старые, но лично я, когда вытаскивал их из старой втулки, немного повредил и погнул их. Ерунда, но все же лучше ведь прямые?
При спицовке рекомендую применить сразу две подсказки — youtube и… второе колесо!
Обычно спицы делаются в «три креста», на ютубе все рассказывается как это сделать, но мне были непонятны пара моментов и я «подглядел» на втором собранном колесе.
Кстати обращайте внимание при просмотре видео, собирают колесо на 32 или 36 спиц, при некоторых методах могут быть различия.
На переднем колесе можно сразу протянуть все спицы примерно с равным усилием (но без сильного напряга!).
На заднем колесе лучше протягивать установив его в раму «вверх ногами» и настраивая зонт так, что бы обод вращался по центру рамы.
Вообще с натягом спиц надо быть осторожным. Лучше немного не дотянуть, чем перетянуть. У обоих действий есть и плюсы и минусы — перетянутые спицы дают лучшую передачу усилий велосипедиста колесам, но при этом могут лопнуть спицы и колесо получается более жесткое. Недотянутые спицы дают более мягкое колесо, но и часть энергии будет уходить на сгибание спиц.
Так же очень важно равномерное натяжение спиц, иначе нагрузка на них будет идти не равномерно, со всеми вытекающими последствиями. Но к сожалению сделать это «на глазок» уже не получится, нужен как минимум прибор для измерения натяжения (тензометр).
3) правка восьмерки и яйца.
Вот этот пункт самый интересный 🙂
Делал свое колесо «на глазок», но получилось очень не плохо, хотя есть еле заметные биения, выявленные приклеиванием бумажек около обода))
Как все это делается думаю вполне покажет ютуб, главное понять саму суть правки восьмерок (и яиц)) —
Ищете куда «бьёт» колесо, находите границы (я делал это так — поднося к ободу палочку и вращая колесо, смотришь в каком месте палочка касается обода — там и восьмерка),
берете одной рукой за эти спицы (либо помечаете границы чем то), а второй спицевым ключем протягиваете спицы с обратной стороны от «горба».
делайте не торопясь, по четверть, максимум пол-оборота.
Если спицы уже сильно затянуты — то отпускаете со стороны «горба».
Так же и с яйцом, находите наиболее выступающую часть колеса — протягиваете (тоже по немногу!) Если уже чрезмерная натяжка — отпускаете другую часть.
После каждой операции контрольное вращение и проверка.
И правило мастеров — сперва правится яйцо, потом восьмерка, хотя, я обычно стараюсь и то и другое исправлять понемногу, так как сильная восьмерка помешает точно исправить яйцо.
Я надеюсь перед принятием решения о замене чего либо, вы все таки дочитали до этих строк.
Что мы имеем из основных узлов на колесе, которые стоит проверить на совместимость:
- втулка. Сразу смотрите на совместимость с а) тормозами (центр.лок или 6 болтов), б) способ крепления кассеты (звездочек) на задней втулке в) диаметр оси (бывает 9, 15, 20мм), на ашан-байках обычно стоит 9мм.
- ротор дискового тормоза. Если у вас дисковые тормоза, то заранее убедитесь что ротор подойдет к новой втулке. Если сомневаетесь, то лучше закажите новый, этой же фирмы. Мой старый китайский на 6 болтов оказался не совместимый с шимановской втулкой (тоже 6 болтов).
- спицы. При замене втулки убедитесь что длины спиц хватит, либо она не окажется избыточной. Расчитать длину можно в интернете.
Вспомнить сразу все мелочи и описать их тут невозможно. поэтому кому что непонятно — спрашивайте на форуме
Как правильно натягивать спицы на велосипеде
Сегодня мы поговорим о том, как быстро самостоятельно исправить восьмерку, яйцо, зонт и другие неровности и искривления на колесе велосипеда своими руками в домашних условиях или в дороге. Также рассмотрим подробные инструкции с наглядными иллюстрациями и фото по устранению восьмерки, яйца и зонта на ободе велосипедного колеса. Узнаем, как и чем исправить восьмерку, какие для этого необходимы инструменты и приспособления
В процессе эксплуатации велосипед испытывает нагрузки, и они в наименьшей степени зависят от того, как вы ездите. Со временем происходит процесс изменения геометрии обода колеса, то есть его деформация. То, как быстро она произойдет, в основном зависит от качества обода. На ободе колеса могут образоваться три дефекта. Это восьмерка, «зонт» и «яйцо». Остановимся подробно на каждом из них.
Есть распространенное мнение, что колесо может менять свою форму если вы не аккуратно ездите, при езде по кочкам или во время неудачных прыжков. Все это так. То есть это все конечно же влияет на быстрый износ. Но колесо может ломаться не только поэтому. Когда велосипедист садится на велосипед колеса уже поддаются нагрузке в вертикальном направлении. Дальше при торможении на скоростях колеса могут деформироваться, образовывая восьмерки. Во время маневрирования (на поворотах) в каком-либо направлении и резком торможении. В общем, что такое неаккуратная езда думаю можно не объяснять, вы и сами все прекрасно понимаете. Так что бережное отношение к велосипеду может оттянуть проблему, но со временем вы все равно к ней вернетесь. Даже если вы будете ездить очень аккуратно по хорошей дороге, такая уж специфика велосипеда.
Какие инструменты нам могут понадобиться для устранения дефектов Итак, чтобы исправить ваше колесо вам могут понадобиться:
· мелок или что-то что способно рисовать по ободу колеса (водный маркер)
· универсальные пластиковые монтажки для демонтажа вело-покрышек.
Ключ спицевой понадобиться нам для ослабления и подтягивания спиц колеса. Сразу скажу что подтягивать сильно не прийдется. Будете понемного подтягивать спицы и проверять тут же результаты.
Поделиться
Затем берем две соседние спицы это будут спицы уже на противоположной стороне от предыдущей спицы послабляем их на количество оборотов чуть меньше (например в 2 раза меньше) чем подтягивали предыдущую спицу. И так далее до полного выпрямления. То есть следующие две спицы (они будут размещаться уже на противоположной стороне) мы уже подтягиваем еще слабее чем самую первую спицу. По мере отдаления от центральной спицы (очага поражения) количество оборотов соответственно также будет уменьшаться постепенно.
Этот процесс можно разделить на несколько этапов. На первом этапе необходимо найти деформацию. В процессе вращения колеса к нему необходимо приближать мел. В том месте, где есть восьмерка, останется след. При помощи этого несложного способа можно с легкостью определить, в каком месте произошла деформация обода. На втором этапе производим подтягивание и ослабление спиц, но только с определенной стороны. Если эти манипуляции выполнить неправильно, можно еще больше испортить колесо, получив новую деформацию.
Есть несколько способов, при помощи которых ее можно убрать. Если она находится между двумя спицами, расположенными рядом друг с другом, тогда при помощи спицевого ключа подтягиваем первую спицу на 1/3 оборота, а спицу, находящуюся рядом, подкручиваем в обратном направлении, при этом зажим ослабляем также на 1/3.
Видео YouTube
Отметим, что если не будет соблюдено правило по равномерной затяжке-ослаблению спиц,то к «восьмерке» на вашем колесе может добавиться эллипс. А его исправить уже намного сложнее. Итак, работает с колесом в режиме ослабляй-затягивай, и после каждого небольшого витка прокручиваем колесо к вилке — если у вас ободные тормоза, то еще лучше, по ним можно очень точно отслеживать биение колеса и сделать его в результате ваших работ, идеально ровным.
Переходим ко второму этапу правки восьмерки на колесе.
Дело в том, что даже если визуально вам кажется, что колесо полностью готово, не стоит думать, что так оно и есть. Правка восьмерки на этом не заканчивается. Кладем колесо на землю, опирая его на ось втулки и продавливаем руками со всех сторон — до треска — это поможет спицам просесть в свои гнезда и показать реалии ваших дел, кроме того, если есть возможность и время, стоит поставить колесо на велосипед и пол дня покататься, а после, еще раз пропустить колесо через ваш зоркий глаз. Если восьмерка появилась снова, то проделываем аккуратную операцию по протяжке спиц на еще один раз.
Поделиться
— одна из самых сложных, но вполне легко решаемых задач. Для того, чтобы выправить эллипс на колесе вашего велосипеда, необходимо определить, какой участок обода наиболее удален от центра колеса.
Если у вас есть станок, то определить удаленный участок не составит труда, в ином же случае ставим оголенное от резины колесо в вилку велосипеда, начинаем его крутить и прикладываем линейку к ободу, где линейка поднимается — там и самый удаленный участок.
При правке эллипса на колесе велосипеда действует тот же принцип, что и во время правки восьмерки. Для того, чтобы выполнить эту задачу, вам потребуется подтянуть спицы на удаленном участке и ослабить их на наиболее близко приближенном ко втулке участке.
Так необходимо проделать по всему периметру колеса — как правила, эллипс устранить одной маленькой правкой не удастся — придется попотеть и потратить более получаса своего времени, а может и больше, в зависимости от запущенности колеса.
Отметим, что при правке эллипса ослаблять спицы на колесе необходимо равномерно с двух сторон, иначе в дальнейшем предстоит вам большая правка восьмерки. Также на эллипсе следует особое внимание уделять сильно ослабленным и, наоборот, чересчур натянутым спицам — их правим в первую очередь. Иногда ослабление всего одной спицы и легкое исправление последующей возникшей восьмерки на колесе полностью поможет исчерпать возникшую проблему. «Яйцо» — это когда обод колеса становится овальной формы, то есть когда одна часть обода располагается ближе к центру, чем остальные. «Яйцо» появляется, как правило, после неудачных приземлений и встречается намного реже, чем восьмерка. Как исправить восьмерку на велосипеде, которую в обычном обиходе называют «яйцом»?
Поделиться
Дефект яйцо на колесе возникает чаще всего вследствие неудачных приземлений. Оно сплющивается строго по вертикали. Довольно часто встречается на колесе яйцо в сочетании с восьмеркой. Так что исправив одно не забываем исправить другое. В отличие от восьмерки дефект типа яйцо лечится с помощью подтягивания спиц с обоих сторон. Также выявляем очаг поражения и постепенно, как показано на картинке выше надо вырямить яйцо подтягиванием спиц. Ниже будет еще сказано, но необходимо следить чтобы все спицы не были перетянуты или наоборот слишком ослаблены.
Как же определить где именно проходит восьмерка. Мастера, которые набили руку в этом деле могут устранить проблему без подручных средств (мелка и прочего). Вам же прийдется править колесо сначала с использованием мелка . Раскручиваем (вращаем) колесо и постепенно подносим мелок к ободу крутящегося в оси колеса. В тех местах, где есть восьмерка мелок будет касаться обода и черкать на нем засечки. Так вы определите для себя восьмерку.
Еще один отличный вариант как выправить восьмерку на колесе велосипеда я подсмотрел в одном видео. Берем ушные палочки. По обеим сторонам колеса у нас находяться перья передней вилки. К этим перьям цепляем на скотч ушные палочки с двух сторон и точно также как с мелком вращая колесо, постепенно подносим ушные палочки к ободу колеса и места, в которых они начнут явно касаться обода отмечаем мелком. Довольно удобный вариант, так как держать на весу мелок бывает довольно проблематично. Если у вас колесо сплющено по типу яйцо, то есть потеряло свою идеально круглую форму, делаем все тоже самое, что и для восьмерки, лишь только мелок уже подносим с внешней стороны обода там где дожна находиться покрышка с камерой.
Как видите из вышеописанного устранение восьмерки на велосипеде не очень сложный процесс, и что самое приятное доступный каждому. Единственное что хочется еще добавить, когда проделали всю работу по выравниванию восьмерки на велосипеде, обязательно проверьте все остальные спицы. Чего не должно быть? Спицы не должны болтаться на своих местах или быть сильно перетянуты. Свободно болтающиеся спицы могут переломиться, поэтому аккуратно подтягиваем их и снова повторяем регулировку колеса. Если спицы сильно затянуты они могут проткнуть нипель или обод колеса. Умельцы советуют если вы произвели настройку колеса и вас все устраивает, но некоторые спицы выпирают из обода колеса можно их подточить, к примеру, напильником, чтобы не проткнуть камеру.
Добавим, что во время правки эллипса количество оборотов спицевиком, что вам предстоит проделать, намного больше, чем во время правки «восьмерки».
Поделиться
По заключению работы повторяем ту же инструкцию, что и во время правки «восьмерки» на колесе велосипеда — прожимаем, прокатываем, проверяем.
Если колесо вашего велосипеда полностью смещено в одну из сторону и не находится на равном удалении от разных концов велосипеда, то значит работы по правки «зонта» настали.
Исправить «зонт» на колесе очень просто. Для этого потребуется на равное количество оборотом подтянуть ту сторону колеса, что более удалена от своего края, или же наоборот ослабить, если напряжение на спицах очень велико.
Восьмерка на колесе, наверное, самый распространенный вид неисправности на велосипеде. Практически каждый велосипедист, рано или поздно встречается с ним, но не каждый знает что исправить восьмерку на колесе велосипеда не очень сложно, и под силу каждому.
На колесо, во время движения, воздействуют несколько типов нагрузок:
o Вертикальные нагрузки — возникают под весом велосипедиста и велосипеда;
o Поперечные нагрузки — возникают во время разгона и торможения;
o Осевые нагрузки — возникают во время резких поворотов и маневров.
И с течением времени, под влиянием этих нагрузок, форма колеса может измениться и образуется «восьмерка», даже если вы катались только по ровной дороге. На скорость образования восьмерки и ее размер влияют несколько факторов: стиль катания на велосипеде, правильность настройки колеса, материал из которого оно сделано. Соответственно чем качественней обод колеса — тем реже его придется исправлять.
Исправление восьмерки и других дефектов колеса является не сложным, но весьма кропотливое занятие. Чтобы все получилось, требуется не столько умения, сколько усидчивость и терпение. Перед началом исправления восьмерки колеса приготовьте следующее:
o Само колесо — новичку лучше сперва исправлять колесо, на котором одна или две восьмерки, иначе он может запутаться;
o Кусочек мела или белый маркер — чтобы отмечать места искривления;
Не допускайте ослабления отдельных спиц, иначе они могут сломаться во время езды. Если после настройки остались ослабленные спицы, их следует подтянуть, а вместе с ними подтянуть соседние (но слабее чем предыдущую), затем повторить настройку колеса.
Не перетягивайте спицы, они могут повредить обод. Если после настройки оказалась сильно перетянута спица, ослабьте ее, и ослабьте соседние спицы (но слабее чем предыдущую), затем повторите настройку. Итак, для того чтобы точно знать, как исправить восьмерки на колесах велосипеда, необходимо запомнить несколько правил. Во-первых, перетянув спицы колеса, можно повредить обод. Если в процессе выправки одна или несколько из спиц окажутся перетянутыми, необходимо ослабить их и соседние спицы, после чего регулировку повторить еще раз. Во-вторых, в процессе езды спицы могут сломаться, если они сильно ослаблены. Если в процессе выправки одна или несколько спиц колеса оказались ослаблены, необходимо их подтянуть, после этого заново повторить регулировку.
Важно помнить, что эта работа требует некоторого времени, чтобы набраться достаточного опыта и хорошей интуиции. Но зато когда этот опыт появится, вы сможете буквально с закрытыми глазами поворачивать ниппель практически на доли миллиметра, чтобы установить правильное натяжение велосипедной спицы. Не отчаивайтесь особенно на первых порах, если у вас не будет что-то получаться — со временем у вас все будет получаться. Но в любом случае вы всегда сможете обратиться в любой велосипедный сервис, где вам или дадут консультацию или помогут все исправить.
Некоторые моменты, на которые хотелось бы обратить внимание перед началом:
· Не стоит начинать учиться на тех колесах, на которых вы непосредственно ездите – лучше взять какое-нибудь старое ненужное колесо.
· Если у вас нет правильных инструментов, то вы, скорее всего, принесете вред вашему велоколесу, нежели сможете исправить его восьмерку. Ниппельные ключи существуют в основном 3-х размеров – 3.23мм (обычно окрашен в черный) подходит для большинства горных велосипедов; 3.30мм (зеленый) и 3.45мм (красный), которые применяются для недорогих или устаревших моделей
· Если вы точно не знаете размер своих ниппелей, то можно использовать мульти-ключ, но обычно такие ключи не очень плотно прилегают к ниппелям в отличие от ключа нужного размера. Так что если у вас мульти-ключ старайтесь выбрать наиболее плотно сидящий.
· Если у вас есть настроечный стенд, то это существенно облегчит вам работу, но его наличие отнюдь не 100% залог успеха – аналогично можно использовать ободные тормоза, в частности их резиновые колодки. Еще удачным решением является использование в качестве «детекторов» свободные концы пластиковых стяжек, прикрепленные к перьям рамы, ну или, в крайнем случае, у вас всегда есть в наличии ваши пальцы.
Поделиться
· Вам будет очень тяжело, даже, пожалуй, практически невозможно будет выпрямить велосипедный обод, если ваша втулка имеет большой люфт. Если у вас именно такой случай, то сначала отрегулируйте втулку.
· Если ваше велосипедное колесо достаточно старое, то нужно будет смазать ниппели маслом. Проникнув в резьбу, масло устранит прикипание спицы к ниппелю и существенно облегчит поворот ниппелей. Только не забудьте вытереть смазку после окончания работ.
· Это конечно может быть слишком уж очевидным, но мы обязаны это сказать – прежде чем начинать исправлять обод убедитесь, что все спицы целы.
Еще одним важным моментом является направление, в котором нужно крутить ниппеля. И хотя у ниппелей стандартная резьба, стоит помнить, что при регулировке обычно вы смотрите на них так сказать вверх ногами. Так что поворачивайте ниппельный ключ по часовой стрелке, чтобы ослабить и против часовой стрелки, чтобы затянуть.
Спица велосипеда это, по сути, винт, а ниппель это гайка, которая, накручиваясь на спицу, натягивает ее, что придает ободу правильную форму. При регулировке на забудьте, что вы смотрите на ниппель как бы с ног на голову – для ослабления требуется вращать ключ по часовой стрелке, а для затяжки против часовой. Каждый раз поворачивайте ключ всего на ¼ оборота, это убережет вас от повреждений деталей, что в принципе неизбежно, если вы делаете свои первые шаги по регулировке натяжения спиц.
Первым делом нам нужно найти на колесе на ободе мест деформации (восьмерку), для этого берем маркер или кусок мела, на перевернутом велосипеде раскручиваем колесо и приближаем потихоньку маркер к ободу, место где имеется восьмерка будет задевать маркер и оставлять на ободе след, это и будет место где находится восьмерка.
Для устранения восьмерки обода требуется согласованное подтягивание и ослабление спиц с нужных сторон, так как если это делать неправильно, на ободе могут возникнуть новые деформации, рассмотрим далее.
Рассмотрим пару вариантов устранения восьмерки колеса на велосипеде, в различных местах обода.
Первый вариант как убрать восьмерку на колесе, если имеется небольшая деформация обода, которая оказалась между двумя соседними спицами. При таком раскладе нам следует подтянуть одну спицу к примеру на 1/3 оборота, также ослабить соседнюю спицу на столько же 1/3 оборота спицевого ключа.
Как самостоятельно собрать колесо? Спицовка в три креста
Каждый велосипедист хотя бы раз в жизни сталкивался с необходимостью самостоятельной сборки колеса, регулировки натяжения спиц и выправления восьмерки.
Можно купить уже собранное колесо, а лучше закупить всё необходимое и обратиться к механику. Но правильнее всего приобрести навык самостоятельной спицовки. В дальнейшем это позволит не только значительно сэкономить и правильно подбирать необходимые компоненты под свои нужды, но и приобрести навыки для дальнейшего выправления восьмёрок, торцевых и радиальных биений, а также перетяжки спиц.
Из чего собрать колесо, что потребуется
Для самостоятельной сборки колеса потребуются:
1. Обод на определенное количество дырок. Обода также различаются количеством отверстий и высотой профиля.
2. Втулка с определенным количеством дырок, соответствующим количеству дырок на ободе
3. Спицы, с запасом. Если обод на 32 дыры, то лучше иметь в распоряжении 40 новых спиц.
Спицы должны иметь необходимую длину. Слишком длинные спицы проколят камеру, короткие не зацепятся должны образом.
Правильный подбор длины спиц зависит от размера фланца втулки и высоты обода, а также от его диаметра. Потребуется два характерных размера. В сети существует огромное количество так называемых калькуляторов длины спиц, которые легко найти с помощью поисковика. Один из них написан пользователем сайта X-Bikers Lexapskov. Его можно найти тут http://www.realbiker.ru/cgi-bin/spocalc/spocalc.pl
4. Ниппеля для спиц
5. Ключ для спиц на несколько размеров. Ключи тоже бывают хорошие и не очень. Оптимально использовать ключик, приведенный на иллюстрации. Он удобно захватывает шлицы гаек.
7. Свободная вилка, которая успешно заменит станок для спицовки. Колесо можно спицевать прямо на том месте, где оно будет установлено (передняя или задняя вилка)
Собираем колесо поэтапно — методика сборки в три креста
Рассмотрим самый популярный и простой способ сборки колеса в три креста (собираем колесо на 36 спиц, логика сборки колеса с другим количеством спиц отличаться не будет)
- Шаг 1
В противоположных фланцах втулки — левом и правом, расположено соответственно по 18 спиц.
Из них, в каждом фланце, есть ряд из 9 наружных спиц(головки расположены внутри фланца), и внутренних — те же 9 штук (головки спицы расположены снаружи фланца).
- Шаг 2
Сборку следует начинать с размещения в ободе внешнего ряда спиц одного из фланцев.
На фланце со стороны диска следует использовать более короткие спицы.
Внешняя спица вставляется в произвольное отверстие на ободе, и закрепляется ниппелем. Закручивать ниппель до упора не следует, достаточно просто наживить его.
Далее вставляется следующая внешняя спица (через одну дырку).
- Шаг 3
Установив первую спицу, нужно отсчитать от неё три отверстия на ободе, и в четвертое установить следующую спицу соответствующего внешнего ряда.
Внешние спицы одного фланца должны быть расположены через одну дырку во фланце. Получится набранный внешний ряд спиц одного фланца.
- Шаг 4
Соберем соседний внешний ряд другого фланца втулки. Принцип сборки аналогичный. Во фланце спицы вставляются через одно отверстие, а на ободе через три в четвертое.
Особое внимание следует уделить правильному расположению первой спицы нового ряда. Первая спица устанавливается через десять отверстий на ободе относительно внешней спицы противоположного ряда.
- Шаг 5
Получены оба внешних ряда спиц в обоих фланцах. Необходимо собрать оба ряда внутренних спиц.
Уже на этом этапе нужно проверить, вырисовывается ли правильное положение зонтика (зонтиком называется набранная сторона).
При сборке следует различать спицы разной длины. Нужно добиваться такого зонтика, чтобы обод находился строго по центру между перьями вилки (или станка).
Угол одного зонта может быть меньше, чем другого.
- Шаг 6
В свободные отверстия фланца (их тоже 9 и они расположены через одно), втыкаем внутренние спицы.
Головка спицы расположена снаружи фланца.
Логика сборки точно такая же — спицы располагаются через три отверстия в ободе. Главная сложность — правильно расположить первую спицу.
Первая спица внутреннего ряда данного фланца располагается через 9 отверстий от соседней ей спицы внешнего ряда этого же фланца.
Отличный способ промежуточной проверки: Сборка называется сборкой в три креста т.к внутренняя спица 3 раза пересекается с другими спицами. Первый раз у головки, второй на середине длины спицы, и третий уже ближе к концу. При этом, последнее пересечение находится под спицой, которую она пересекает.
- Шаг 7
Собираем внутренний ряд спиц противоположного фланца.
Задача упрощается тем, что на ободе осталось всего 9 свободных отверстий.
Первая спица располагается также — через 9 после своей внешней соседки.
- Шаг 8
Колесо набрано, теперь нужно заняться его протяжкой и регулировкой.
После обтяжки спицы должны равномерно «тянуть» обод. Каждая в свою сторону. Если установленная спица при обтяжке, тянет обод в право, то следующая должна тянуть влево.
Для обтяжки спиц нужно равномерно закручивать ниппеля по всей окружности обода. Действовать нужно постепенно и равномерно, без перетяжки одной из спиц. Перетягивать спицы не стоит, но и ослабленными оставлять нельзя.
Лучше сопоставить с натяжением на готовом колесе.
- Шаг 9
Как устранить радиальное биение (яйцо)
Теперь нужно устранить биение по радиусу, или яйцо. Вполне возможно, что колесо вышло ровным изначально.
Проверить биение можно обычным карандашом. Карандаш подводится к ободу перпендикулярно плоскости биения на расстояние около 10 мм. При вращении колеса, в некоторых точках будет ощущаться удар по карандашу. Если это не происходит, нужно медленно приближать карандаш к ободу. Так повторяем вплоть до 1-2 мм зазора между карандашом и ободом.
В точке, где обнаружено максимальное отклонение от правильной формы-обод выпуклый, нужно затягивать соответствующую спицу внутреннего или внешнего ряда (спица будет расположена под выпуклостью).
Только одну эту спицу перетягивать нельзя, т.к на спицу будет приходиться максимальная нагрузка. Необходимо обтягивать спицы в зоне отклонения от формы равномерно.
Если же обод искривлён в противоположную сторону, то для исправления необходимо отпускать спицы под искривлением обода.
- Шаг 10
Как выправить восьмерку
Карандаш подводится к ободу на расстоянии около 5 мм в направлении биения к торцу.
Там, где отклонение максимальны, есть удар по карандашу.
Нужно равномерно затягивать несколько спиц противоположной зоны в этом месте и/или отпускать спицы со стороны искривления. Нельзя допускать излишней утяжки или ослабления спиц.
В результате, когда все такие зоны будут исправлены, колесо должно получиться ровным, а спицы должны быть натянуты равномерно.
Полезный совет: Всегда вспоминайте принцип растяжки и логику сборки колеса. Вы растягиваете обод в разные стороны, утягивая спицы. Это и формирует колесо. Пользуясь этой логикой легко настроить любое колесо.
Видео-инструкция по сборке колеса в три креста
Для более простого восприятия материала мы сделали небольшую видео-инструкцию о том, как собрать колесо своими руками.
Заключение
Самостоятельная сборка колес — довольно простое дело. Достаточно несколько раз собрать колесо самому и непонимание пропадет полностью.
Для правильной сборки нужно внимательно изучить конструкцию и понять принцип спицовки. Логика растяжки тут всё решает.
Описываемая техника сборки применяется на всех типах велосипедов, в том числе и на моделях для экстремального катания, и даже не мотоциклах.
Как правильно натягивать спицы на велосипеде
Часто читатели моего блога пишут мне на почту вопросы относительно выбора велосипедных спиц. Их интересует, какие спицы самые прочные, долговечные, какой производитель лучше и так далее. И ведь действительно в настоящее время на рынке представлено множество фирм, производящих велосипедные спицы. Так что человеку неосведомленному в вопросах веломеханики порой сложно определиться с выбором надежных и качественных спиц для сборки велосипедного колеса. Итак, же какие велосипедные спицы можно посоветовать?
Начну с того, то все спицы обеспечивают основную функцию соединения ступицы с ободом. Порой может показаться, что спицы подвергаются лишь статическому напряжению, но это совсем не так. Простая статическая функция крепления обода ко втулке становится гораздо более сложной, когда мы рассматриваем динамические модели нагрузки на велосипедное колесо. А именно: ударная нагрузка на колесо вследствие неровностей дороги (выбоины, ямы), мощность крутящего момента колеса, влияние силы дискового тормоза на колесо, боковые удары на колесо, вес велосипедиста и груза, который перевозит велосипед.
Спицы ведут себя подобно крепежным болтам, растягиваясь под напряжением и используя энергию, удерживаемую в материале, чтобы противостоять сложным динамическим нагрузкам. Поэтому к выбору велосипедных спиц следует относиться настолько же внимательно, как к выбору велосипедных втулок и ободов.
Начиная с 2002 года я собрал более 2000 велосипедных колес; у меня нет задачи продать какой-либо дорогостоящий товар — в данном материале я высказываю лишь свое скромное мнение, основанное на своем опыте, а также опыте общения с другими знакомыми велосипедистами и веломеханиками, с которыми я дружу много лет и обмениваюсь опытом.
Почему ломаются, лопаются и вылетают велосипедные спицы?
Для начала хотелось бы поговорить о причинах, по которым лопаются велосипедные спицы, тем самым доставляя много хлопот владельцам велосипедов. Ведь для замены спиц или даже одной спицы придется снимать покрышку, тормозной диск и кассету задних звезд, а далее ставить колесо на станок и, по сути, заново проверять равномерность натяжения всех спиц, убирая при этом восьмерки и яйцевидные неровности. (Позволю себе заметить, что забавно смотрятся на экранах мониторов некоторые YouTube-блогеры, которые правят колесо, не снимая покрышку с обода: видимо, они совсем забыли, что помимо восьмерок бывают еще и яйцевидные неровности.)
Прежде всего ваши спицы могут быть некачественными сами по себе. Скорее всего, это будут «no name» экземпляры из Китая или Индии. Дешевый прокат самой проволоки, некачественная ковка или протяжка приводят к тому, что спицы часто ломаются в районе шляпки, а дешевые спицы с переменным сечением — посередине. Проблема таких спиц состоит прежде всего в малой пластичности, иными словами — хрупкости металла.
Часто, когда мне приносят колеса на переспицовку или замену вылетевших спиц, я вижу, что спицы слишком коротки для данной втулки и обода; отсюда создается излишнее напряжение, и спицы лопаются. Часто причиной поломанной спицы может стать цепь, попавшая в зазор между кассетой и правым фланцем втулки и «слизавшая» часть металла у спицы перед самой ее шляпкой.
Порой колеса, собранные в других мастерских, бывают излишне перетянуты, а спицы не выдерживают подобных нагрузок, и со временем колеса начинают «сыпаться». Естественно, что моя задача, как мастера, увлеченного механикой, точно установить причину выпадения спицы или ряда спиц из собранной структуры колеса. Иногда я рекомендую менять спицы на другого производителя, порой нужны спицы более длинные. Бывают и моменты (чаще всего), когда можно просто обойтись заменой одной или двух спиц.
Основные виды велосипедных спиц
Производителей качественных велосипедных спиц на самом деле много, и это не только распиаренные фирмы DT SWISS и Sapim. Но все более или менее качественные производители производят, по сути дела, одинаковые модели спиц, различающиеся лишь толщиной сечения, немного весом и ценой.
Обычные прямые спицы
Толщина таких спиц составляет по всей длине 2 мм от шляпки до резьбы. Это самый распространенный вид спиц, который можно встретить на велосипедах. Данные спицы устойчивы к боковым нагрузкам, имеют небольшую цену по сравнению со спицами с переменным сечением и позволяют собрать простое надежное и крепкое колесо без изъянов. Ввиду своего относительно большого веса, возможно, не совсем подходят для сборки гоночных колес. Но в бытность работы в «Веломире» и при сборке жестких и прочных колес я много раз слышал от гонщиков просьбы ставить на колеса именно этот вид спиц.
Спицы с баттингом (переменным сечением)
Спицу с переменным сечением можно легко определить по изменению диаметра проволоки спицы. Вблизи головки спицы ее диаметр больше, как и вблизи и резьбовой части спицы, а посередине спица более тонкая. Диаметр таких спиц составляет обычно 2.0-1.8-20 / 2.0-1.5-2.0 / 2.0-1.6-2.0 / 2.0-1.7-2.0. Спицы с переменным сечением немного легче, чем полностью прямые спицы. Данные спицы используются в основном для сборки легких и прочных колес для гонок «кросс-кантри» и марафонов. Они достаточно легкие, крепкие и вполне надежные. Единственный их минус – это подверженность боковым ударам. Чем дальше в лес, тем меньше спиц, как говорят любители фэт-байков. Часто я видел сломанные спицы с баттингом именно посередине — например, когда толстая ветка попадает в колесо. Данные спицы обычно в 2 раза дороже обычных спиц с прямым сечением. Колеса с такими спицами в среднем получаются на 50-100 грамм легче, чем на обычных, и требуют более частой протяжки, так как данные спицы имеют свойства вытягиваться. В последние годы такие спицы стали чаще подделываться.
Аэродинамические плоские спицы
Эти спицы хороши для триатлона, раздельных стартов, шоссейных велосипедов, гонок или других спортивных стартов, где снижение аэродинамического сопротивления имеет решающее значение для максимальной производительности. Аэродинамические спицы можно определить по их плоским сечениям. При сборке или правке колеса на таких спицах помимо спицевого ключа необходим также держатель самой плоскости спицы, для того чтобы придать спицам нужное направление при сборке или правке неровностей колес. Данные спицы всем хороши, кроме цены, которая составляет более 150 руб. за 1 шт. (декабрь 2020). Самые популярные среди таких спиц на сегодняшний день это спицы от фирмы Sapim cx-ray. На данных спицах можно собрать очень легкие и прочные колеса. При сборке на таких спицах обязательно нужно иметь определенный опыт сборки колес и использовать тензометр, так как при недотяжке, колесо легко может «посыпаться». В общем всем хороши данные спицы, кроме цены.
Разная форма спиц
Также спицы имеют разную форму. В настоящее время наиболее распространены спицы «J-bend» и большинство втулок производится в мире именно под этот тип спиц. Именно этот тип спиц я рекомендую для сборки надежных туристических колес. Также можно встретить спицы «Straight-pull», где шляпка не изогнута. Под эти спицы необходимо покупать уже менее распространенные втулки. Такие спицы популярны среди гонщиков и спортсменов, но на самом деле, особо видимых преимуществ они не дают, кроме того, что в них меньше концентраторов напряжения, поэтому по шляпке они рвутся гораздо реже.
Для спиц «Straight-pull» нужна втулка, как на фотографии ниже:
Цветные спицы для колеса
Спицы обычно бывают двух видов: анодированные в черный цвет или обычные серебристые. Какие лучше выбрать? За 15 лет работы с различными колесами я заметил, что черные спицы более предпочтительны, чем серебристые. Их меньше подделывают, они более стойкие к воздействию окружающей среды и реже выпадают. Из минусов, опять же, цена: такие спицы немного дороже, чем серебристые. Почти все мои колеса собраны на черных спицах, и все они работают без проблем.
Самые мои первые 26″ колеса были собраны в 2001 году, и они до сих пор в строю, хотя и сменили несколько пар втулок и один комплект ободов, но спицы до сих пор в полном порядке. А вот серебристые спицы этой же фирмы на другом велосипеде через 12 лет посыпались, хотя и покупались в один день в магазине «велоситик» вместе с черными и были из одной партии.
Есть также спицы и других цветов, но обычно они уже не анодированы, а покрашены порошковой краской. Одни колеса у меня собраны на красных дорогих спицах фирмы cn spoke и служат уже пару сезонов, правда, покраска сама по себе штука менее стойкая, чем анодировка. Вам, скорее всего, придется выбирать между серебристыми спицами и черными. Я советую брать все-таки черные. Они очень хорошо смотрятся и процент брака таких спиц ниже. Анодирование (процесс, при котором образуется защитно-декоративная оксидная пленка на поверхности) в целом очень хорошо влияет на свойства спицы, поэтому черные спицы более долговечны, что и показывает мой опыт.
Количество спиц: 36, 32 или 28?
Примерно до 2005 года крайне были популярны втулки и обода на 36 спиц. Однако прочность колес с 36 спицами избыточна. Правильно собранные колеса с 32 спицами будут вполне крепкими, надежными и неприхотливыми в эксплуатации даже для самых больших прыжков. 32 спицы – это золотой стандарт в производстве втулок и ободов за последние 10 лет. Для сборки более легких и гоночных колес выпускают втулки и обода под 28 спиц. Для туризма такой вариант, конечно же, менее надежен, он больше подходит для марафонов и всякого рода соревнований. Также из минусов 28 спиц — достаточно небольшое количество запчастей в продаже, а именно, втулок и ободов.
Материалы изготовления спиц
Большинство качественных спиц изготавливаются из нержавеющей стали. Существуют также оцинкованные спицы из обычной (без легирующих добавок) углеродистой стали. Утверждение о том, что оцинкованные спицы хуже, в корне неверно. На них можно собирать вполне себе надежные и крепкие колеса, если ваш бюджет ограничен. Единственный минус оцинкованных спиц – это подверженность коррозии, отсюда — меньший срок службы. Частенько для сборки бюджетных колес клиенты приносят мне на сборку обода, втулки, а также оцинкованные спицы. Возможно, внешне они выглядят не столь привлекательно, как спицы из нержавейки, но работают вполне себе сносно за свою небольшую цену. Существуют также спицы и из титана. Но цена на них очень завышена, и их редко можно встретить в продаже. Несмотря на это, титановые спицы для велосипеда — вариант очень интересный, так как они красиво смотрятся, имеют высокую прочность и совсем не подвержены коррозии.
Производители велосипедных спиц
В мире существует ряд производителей спиц, которым можно доверять. Самые известные их них конторы — это DT Swiss (Швейцария) и Sapim (Бельгия). Есть и другие производители, которые делают спицы совсем не хуже, и их продукция, к тому же, подделывается. Ниже я приведу примеры из своего личного опыта, а также опыта моих знакомых велосипедистов, чьи велосипеды мне приходится обслуживать.
Спицы DT Swiss отзыв и обзор
Компания Dt swiss известна именно своими спицами, а не втулками. Сначала на заводах Dt Swiss производились только спицы и ниппеля для них, и только в 90-х годах прошлого столетия компания стала выпускать обода и втулки, а в начале нулевых — вилки и амортизаторы. Компания имеет 3 завода в Швейцарии, США и Китае. До 2012 года данная фирма была настоящим эталоном в производстве велосипедных спиц. Очень редко можно было встретить поломанную спицу с логотипом DT. Но времена меняются.
По всей видимости, последние годы компания производит основное количество своих спиц в Китае. Отсюда падает контроль качества продукции. Именно этим и можно объяснить лопнувшие спицы моделей dt swiss competition и dt swiss champion, с которыми мне время от времени приходится сталкиваться. Спицы Dt swiss иногда и подделываются. Подделку можно различить по некачественной упаковке и несколько иной маркировке спиц на головке. Слева на фото точно оригинал, а вот справа вероятнее всего подделка.
Часть моих колес собраны на спицах Dt swiss champion и competition. Проблем с ними особых я не испытываю. Но все же с покупкой данных спиц стоит быть осторожным. Огромное количество их можно встретить на китайской торговой площадке Aliexpress. Там продаются спицы как и с оригинального завода Dt swiss в Китае, так и откровенно левые версии. Поэтому покупать их стоит только у проверенных продавцов. Несмотря на общее снижение качества велосипедных спиц, компания dt swiss — производитель весьма достойный, а изъяны бывают у всех.
Основные модели спиц Dt swiss: Champion (сечение 2.0), Competition (сечение 2.0-1.8-2.0), Revolution (2.0-1.5-2.0), Alpine (2.3-2.0-2.0).
Спицы Sapim отзыв и обзор
Наряду с DT swiss, компания Sapim является общепринятым мировым лидером в производстве велосипедных спиц. Попробуем разобраться, насколько это правда. Действительно, до последнего времени эта контора производила качественный продукт, но, видимо, кризис, издержки производства и перенос части производства этих спиц в Азию сделали свое черное дело. За последние пару лет мне несколько раз приходилось менять лопнувшие спицы этой фирмы на различных колесах, собранных в других мастерских. При том, что колеса были собрано хорошо. Данные спицы с недавнего времени стали продаваться и на «Али». В целом, Sapim делает свое дело хорошо, как и Dt swiss, но вот только в Россию данные спицы уже практически ни одна контора не завозит. Покупать их в Азии — идея не лучшая, а доставка из европейских магазинов стоит 20 евро. Что касается лично моего опыта, то на данных облегченных спицах собраны колеса моей жены. Проблем с ними мы никогда не испытывали. Бывали случаи, что у моих знакомых при боковых ударах рвались особо тонкие баттированные спицы. Пару раз лопалась и модель Leader по шляпкам. Однако, сломать можно даже лом, если постараться. В целом, бельгийцы делают вполне себе качественный и надежный продукт, но брать их на «Али» однозначно не стоит, особенно реплики Cx-ray.
Основные модели cпиц Sapim: Leader (сечение 2.0), Strong (2.3-2.0), Race (2.0-1.8-2.0), Laser (2.0-1.5-2.0), D-light (2.0-1.65-2.0), плоские спицы X-ray (2.2-0.9-2.0).
Выбор спиц DT Swiss или Sapim — какие купить?
Раз я рассказал о своем опыте работы со спицами данных производителей, то отвечу и на главный вопрос: продукцию какой фирмы предпочесть? По-моему мнению оба данных производителей абсолютно одинаковы и отдать предпочтение какому-либо из них я не могу. У спиц Sapim несколько шире модельный ряд, чем у Dt swiss. В остальном обе фирмы абсолютно одинаковы по качеству и известности в велосипедном мире. Но эта известность, увы, порой может выливаться в копирование данных спиц другими китайскими производителями. Выбирая модели данных спиц, смотрите на год выпуска. Чем он раньше, тем лучше. Почитав иностранные велофорумы, вы без труда поймете, что на рубеже веков продукция этих двух контор была на самом высшем уровне, а с переносом части производства в Китай стала несколько хуже. На «али» в настоящее время продается практически весь полный модельный ряд Sapim. Вопрос лишь в оригинальности и качестве. Бытует мнение на заокеанских форумах, что спицы фирмы DT swiss в последние годы несколько хуже по качеству, чем Sapim. Однако, мой опыт показывает, что качество примерно одинаковое и многое зависит от конкретной партии поставки.
Спицы Wheelsmith отзыв и обзор
Спицы Wheelsmith производятся в США. В целом это очень солидный производитель спиц, который без проблем может составить конкуренцию конторам, о которых я только что написал выше. Продукция Wheelsmith сравнительно недавно появилась в России. Этим летом я даже переспицевал одно из своих колес на спицах данной фирмы. После 2500 км колесо живое, и спицы работают хорошо. С другой стороны, годом ранее я наблюдал пару лопнувших спиц Wheelsmith на колесах, которые мой знакомый собирал в мастерской магазина «Веломир». Однако стоит отдать должное сотрудникам этого магазина, которые заменили ему спицы по гарантии. Думается, что данной фирме можно доверять, хотя она не столь известна в России, как другие.
Спицы Cn spoke отзыв и обзор
Данные спицы производятся на заводе в Тайване и имеют весьма неплохое качество при своей цене. В свое время их можно было встретить на велосипедах фирмы Giant в огромном количестве. Бюджетные модели имеют среднее качество, а вот те, что «постарше», ничем не хуже спиц от известных производителей. В моем арсенале на спицах данной фирмы собрано 2 пары колес. Работают эти спицы неплохо, но самых дешевых моделей спиц Cn Spoke, которые массово продаются у нас в России, я бы избегал, ибо чудес не бывает, и данные спицы тоже ломаются. В целом, этот азиатский производитель с каждым годом все больше радует, привнося новинки в свой модельный ряд, и если брать спицы более старших моделей, работать они будут отлично.
Спицы Pillar отзыв и обзор
Еще одна азиатская фирма. Данные спицы сравнимы по цене с лидерами рынка Sapim и Dt swiss. Качество данных спиц вполне себе неплохое. Да, лопаются, но не так часто, как дешевые спицы. Как мне кажется, цена на данные спицы в России весьма завышена. Но при наличии нужных размеров их можно брать и собирать на них вполне себе качественные и надежные колеса, а брак — он, к сожалению, присутствует у всех моделей спиц.
Спицы Rodi отзыв и обзор
Сама по себе фирма португальская, но спицы, по всей видимости, производятся где-то в Азии (хотя говорят, что в Польше, что может быть и достоверной информацией). Данная контора наряду с Cn spоke и Pillar производит большое количество спиц для различных производителей велосипедов. Качество данных спиц в целом хорошее. Судя по отзывам моих коллег сборщиков из других мастерских спицы Rodi могут подделывать, ставя букву «R» на головку шляпки другие производители. Подделки делаются из черного металла, а не из нержавейки. Подделку от оригинала отличить довольно легко по качеству печати логотипа.
Спицы других фирм
Существуют также и другие фирмы, производящие неплохие спицы, по качеству практически ничем не уступающие спицам, о которых я уже сказал выше. В основном это местечковые производители из стран Восточный Европы. Пару раз я покупал спицы отличного качества на eBay из Чехии и Венгрии. Неплохие спицы делала контора Mach из Франции. Есть и хорошие производители из Азии. Недаром большинство фирм, продающих готовые колеса в сборе, заказывают их на ОЕМ-заводах в Азии. При покупке спиц иногда можно не обращать внимание на фирму-производителя. Я видел большое количество колес, прошедших под своими хозяевами десятки тысяч километров, на которых стояли спицы совершенно неизвестных мне фирм или даже совсем без опознавательных знаков. При выборе неизвестной спицы всегда внимательно посмотрите, как она сделана: спица не должна быть хрупкой, и для того чтобы ее перекусить кусачками, вам потребуется весьма большое усилие. Анодировка спицы не должна стираться, а качество отлива шляпки должно быть ровным и без изъянов. Конечно, можно описать каждого производителя по отдельности, но это займет довольно много времени и перегрузит статью, а купить или идентифицировать их самому — дело не такое уж нужное. Скажу только одно: чудес не бывает, и редко когда качественно исполненная спица может стоить копейки.
Какие спицы самые прочные?
Говоря о прочности спицы, надо учитывать ее пластичность (а именно — возможность необратимого растяжения спицы) и способность поглощать удары от неровностей дорожного покрытия, а также прыжков, сильного торможения и других факторов, о которых речь шла выше. Мною замечено, что спицы часто лопаются в зоне изгиба у фланца втулки от накопления усталости, так как данная область является концентратором остаточных растягивающих напряжений. Что бы не пели вам в уши производители велосипедных спиц, при уменьшении поперечного сечения спицы значительно снижаются прочность, упругость, а также характеристики пластичности самой спицы.
Колеса, собранные на классических спицах сечения 2.0, способны упруго переносить удары с нагрузкой, вдвое превышающей таковую на колёсах с баттированными спицами. Спицы с постоянным сечением более эффективно сопротивляются «восьмеркам» и другим деформациям обода. Мой опыт показывает, что колеса собранные на спицах с постоянной толщиной 2.0 гораздо реже оказываются на стенде для правки и сборки колес, чем колеса с баттированными спицами. Получается, что для туризма и простого катания покупка баттированных спиц оказывается абсолютно нерациональной, поскольку экономия массы на колесо составляет не более 60-100 г, которые распределены равномерно по всей площади окружности и не оказывают существенного влияния на ускорение велосипеда.
Поэтому для сборки крепкого и надежного колеса можно брать спицы одной толщины. Кончено, можно потратиться не более «толстые» спицы типа Sapim strong или Dt swiss alpine, чья толщина у шляпки 2,3 мм вместо 2,0, но существенного выигрыша в надежности колеса вам это не даст.
Баттированные спицы. Стоит ли покупать?
Спицы с переменным сечением (более тонкие посередине) подойдут для гонщиков или тех людей, которые экономят на велосипеде каждый грамм. Часть моих колес собрана именно на таких спицах. При сильных нагрузках они не ломаются, а вытягиваются. Например, спицы DT Swiss Revolution при сборке очень хорошо вытягиваются до 4-6 мм. Подобная эластичность спиц создает опрежделенный трудности при сборке колес, ибо обычные навыки здесь не годятся. Такие спицы как никакие другие требуют аккуратности при сборке. Собранное колесо, зачастую кажется не дотянутым из-за высокой эластичности спиц. При сборке главное правило — не перетянуть! Вот здесь как раз нам очень нужен инструмент под названием тензометр. Грамотно собранные колеса на спицах с баттингом будут по сути не менее прочными, чем на обычных спицах.
За счет своей меньшей толщины и возможности гасить колебания от неровностей дорожного покрытия, в спицах переменного сечения нагрузка на шляпку и резьбовую часть чуть меньше, чем у спиц с постоянным сечением. Но увы такие спицы легко повредить именно посередине. Никогда не забуду, как мы снимали велосипеды с третьей полки плацкарта: колеса зацепились за педали, и после попытки резко вытащить один из велосипедов тонкие баттированные спицы порвались именно посередке.
Маркировка велосипедных спиц
Многие фирмы маркируют свои велосипедные спицы. В англоязычном интернете я нашел неплохую таблицу «Spoke Head Identification Chart», в которую я добавил русские описания с учетом моего опыта эксплуатации спиц.
(American Classic, США)
Хорошие спицы встречались мне на дорожных американских велосипедах вначале нулевых годов.
«Asahi»
(Asahi Spoke, Япония)
Вполне себе рабочие спицы, качество неплохое, самые дешевые модели лучше избегать.
Данные спицы я часто встречал на велосипедах фирмы Giant. Наблюдал и лопнувшие, но в целом вполне себе неплохой продукт.
(DT Swiss, Швейцария)
Швейцарское качество, проверенное временем. Последние годы производятся в Китае, вследствие чего качество немного упало.
Несколько раз встречал данные спицы на велосипедах Colnago, Sintesi. Судя по всему, добротное качество.
(Hoshi Industries, Япония)
Интересные спицы. Встречались мне на велосипедах середины 90-х годов, сделанных в США.
Сама по себе фирма солидная, производящая дорогие компоненты. Уверен, что качество данных спиц на высоте.
Весьма распространенные спицы в наши дни с неплохим качеством исполнения. Бывают партии с браком.
Одни из немногих спиц, которые изготовлены в Англии. Встречал на древнем велосипеде начала 80-х годов это же фирмы.
Производятся на одном заводе с фирмой Pillar. В целом нормальное качество, ставятся на многие велосипеды. Впрочем, лопнувшие экземпляры мне тоже попадались.
Данные спицы продавались в магазине «Веломир» в Москве вначале нулевых годов. На этих спицах я собрал огромное количество колес. Отличное качество. Сделаны на американском заводе DT SWISS.
Ни разу не встречал их ни на одном велосипеде Schwinn
Производятся в Азии. Встречаются часто на велосипедах различных марок. Качество от хорошего до откровенно неважного.
Производятся в Азии
Интересные спицы, встречались мне пару раз на американских велосипедах Gary Fischer, проблем с ними не было.
Встречались мне пару раз, пробег велосипеда был солидный, проблем с ними не было.
Встречал много раз на разных недорогих велосипедах. Качество неважное, постоянно лопаются.
Данные спицы встречал аж 3 раза. Марки велосипедов не помню, но это были среднебюджетные модели с небольшим пробегом.
Марка принадлежит компании Hayes. Хорошие спицы, на них можно собирать вполне себе достойные колеса. Бывает, что лопаются, но в целом качество хорошее.
Часто встречаются на велосипедах фирм Marin и Rocky Mountain. Вполне себе добротные спицы. Иногда можно найти в открытой продаже. Стоят на колесах Димы Ховрина. Сезон жесткого туризма пережили без проблем.
Используется маркировка фирмы Berg (WWS является наследником Berg и Berg-Union)
Источники:
https://spiegelstudio.ru/zapchasti/kak-pravilno-perespitsevat-koleso-velosipeda-vsyo-o-velosporte.html
https://www.sites.google.com/site/veloagent007/home/kak-bystro-samostoatelno-ispravit-vosmerku-ajco-zont-i-drugie-nerovnosti-i-iskrivlenia-na-kolese-velosipeda-svoimi-rukami-v-domasnih-usloviah-ili-v-doroge-podrobnye-instrukcii-s-nagladnymi-illustraciami-i-foto-po-ustraneniu-vosmerki-ajca-i-zonta-na-obode-velosipednogo-kolesa-kak-i-cem-ispravit-vosmerku-instrumenty-i-prisposoblenia
https://www.kryptobike.ru/masterskaya/kak-samostoyatelno-sobrat-koleso-spitsovka-v-tri-kresta
https://bikelifeforms.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/%D0%B2%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80-%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%86