Как правильно выбрать велосипед

Содержание скрыть

Как правильно выбрать велосипед?

Использование велосипедов для семейного досуга как тренажера для поддержания собственной физической формы. Чтобы времяпрепровождение не потеряло своей значимости, важно знать, как выбрать велосипед для того или иного занятия. В этом случае результаты окажутся действенными, и владельцам захочется продолжения.

До того как решить какой велосипед выбрать, важно задать себе вопросы:

  1. Цель приобретения. Спортивные занятия отличаются от неспешных прогулок, и требования к велосипеду будут отличаться.
  2. Места использования. Для шоссе и горных троп используются разные модели транспорта.
  3. Выбор велосипеда по росту, весу и возрасту владельца. Гендерные различия также влияют на будущий выбор.
  4. Функции велосипеда.

В зависимости от последнего фактора, цена двухколесного транспорта различается. На стоимость влияет и производитель транспортного средства.

Требования к велосипеду

Правильный выбор велосипеда в первую очередь подразумевает его безопасность как для владельцев, так и для всех остальных. На этот счет ПДД обладают конкретными требованиями:

  • Исправность транспортного средства. Тормоза, руль и звуковой сигнал должны работать безотказно – положение ПДД п. 2.3.1.
  • Оборудование световыми приборами. Катафоты белого, красного и оранжевого цветов располагаются спереди, сзади и по бокам велосипеда соответственно. Световозвращатели обезопасят владельца от столкновения с другим транспортным средством в темное время суток.

Кроме требований к транспорту, будущий владелец обязан соблюдать и правила велосипедного движения. Они несложны, но следование им позволит участнику дорожного движения соблюдать безопасность и комфорт.

Велосипедист является участником городского движения и должен соблюдать ПДД

Фото 1. Велосипедист является участником городского движения и должен соблюдать ПДД

Выбор велосипеда по типу

Вопрос как выбрать велосипед включает в себя описание всех типов этого транспорта.

Городские велосипеды или ситибайки

Тип велосипеда для использования на улицах города и в его черте. Подходит для новичков и людей, для кого велосипед представляет практическую пользу. Например, для поездки в магазин, на природу, на прогулку. Транспорт позволяет установку багажника, корзины и колесных крыльев.

Горные велосипеды – МТВ (маунтин-байк), АТВ (ол-терайн-байк)

Используются для бездорожья и экстримемальной езды, в комплектации с соответствующей экипировкой велосипедиста – костюм, шлем, перчатки. Отличительные черты – широкие колеса с рельефным треком, обязательная амортизация на переднем или обоих колесах, усиленная рама в виде трапеции. Оснащаются переключателем скоростей.

Маунтинбайк удобен для езды вне города по бездорожью благодаря особому протектору на шинах и высокому уровню сцепления с дорогой

Фото 2. Маунтинбайк удобен для езды вне города по бездорожью благодаря особому протектору на шинах и высокому уровню сцепления с дорогой

В горном варианте велосипедов есть подвид – найнеры. Это транспорт с рельефными аналогичными колесами, но большего диаметра – 26 и 29 дюймов. Подобные варианты используются для спортивного отдыха вне города и скоростной езды по паркам, лесам, так как появляется максимальная адгезия с грунтом бездорожья.

Основным преимуществом твентинайнера является большая геометрическая проходимость, недостатком — больший момент инерции колёс. Остальные особенности второстепенны и, как правило, вытекают из основного плюса и минуса.

Шоссейные велосипеды – шоссеры

Используется исключительно для езды на ровных площадях – городском асфальте или ином покрытии. Признаки байка – легкость конструкции, классические колеса, жесткая форма рамы. Аэродинамика велосипеда такова, что байк способен развить максимальную скорость, несмотря на небольшие габариты транспортного средства.

Трековые велосипеды

Тип велосипеда используется для профессиональных занятий спортом. Он схож с шоссейным видом, но отличия все-таки есть. Например: тонкие колеса, до 700 мм в диаметре, 1 скоростная передача, увеличенное расстояние между треком и педалью, когда последняя находится в крайней нижней позиции. Трековый велосипед не оснащают традиционными тормозами, ход замедляется путем снижения скорости или блокировкой педалей.

Из-за наклона полотна трека, кареточный узел велосипеда расположен выше, благодаря чему увеличивается расстояние между крайней нижней позицией педалей и покрытием трека на виражах. Наконечники задних перьев рамы имеют особую форму в виде горизонтального выреза, что позволяет регулировать натяжение цепи за счёт изменения положения оси заднего колеса. Трековый велосипед имеет всего одну, т. н. фиксированную, или глухую передачу. Это означает, что педали не имеют свободного хода относительно заднего колеса, они непрерывно вращаются. Данный эффект достигается за счёт отсутствия во втулке заднего колеса муфты свободного хода. Наличие только одной передачи и отсутствие традиционных тормозов исторически обусловлено сокращением веса велосипеда. Торможение возможно только постепенным замедлением хода или блокированием педалей (Скид).

Велосипед для соревнований по ВМХ

Модель используется для выполнения эффектных трюков на соревнованиях. Единственная скоростная передача, низкая рама и в маленькие колеса – особенности этого байка.

На велосипеде BMX выполняют спортивные трюки

Фото 3. BMX имеет 20-дюймовые колеса, небольшой вес и высокую маневренность для исполнения трюков

Комбинированные модели

Их также называют гибридными. Подобные модели сочетают функции горных и шоссейных велосипедов. Любимы туристами, которые используют различные маршруты – от автобанов, до пересеченной местности. У байков есть система регулирования скоростей, надежные тормоза, прочная рамная конструкция. Для практичности велосипеды оснащаются багажником, корзиной, грязевыми щитками и иными аксессуарами.

Подростковые и детские велосипеды

Сделать правильный выбор велосипеда по параметрам ребенка – важный момент. Производитель учитывает особенность подобного транспорта – это простые в обращении велосипеды, так как предназначаются для развития навыков катания. По внешнему виду, велосипедное разнообразие для ребенка не приемлет границ – от ярких цветов, до маленькой копии «крутого» горного байка. У велосипедов для подростков есть система регулировки сиденья и руля, чтобы со временем учитывать рост детей.

Детские велосипеды - более легкие

Фото 4. Велосипед для ребенка подбирается по росту таким образом, чтобы он мог самостоятельно на него залезать

Складные велосипеды

Двухколесные кони отличаются конструкцией, которая позволяет хранить их в кладовке или перевозить в багажнике. Они уступают своим «полноценным» собратьям по ходовой части, но годятся для любых целей, кроме путешествия в горы. Выбор складного велосипеда обуславливается требованиями владельцев к транспорту:

  • По размеру колес.
  • По способу компактной укладки (вдвое или по узлам).

Недостатки у подобного варианта: дороговизна, тяжелая конструкция, короткий срок эксплуатации.

Правила подбора велосипеда по размеру

Когда с классом и типом желаемого байка определились, приступайте к подбору велосипеда по параметрам владельца. В первую очередь – это рост. На определение высоты влияет размер рамы велосипеда – ее длина и высота. Уменьшение параметров пропорционально меняют длины труб – верхней перекладины, нижней и подседельной. Для понимания, покупателям предлагаются системы измерения – дюймы, сантиметры или европейские XS, S, M, L, XL.

Как выбрать велосипед под себя? Для выбора транспортного средства по росту соблюдайте такой порядок:

  • Когда покупатель стоит над рамой, седло касается ягодиц.
  • Между промежностью и верхней трубы рамы расстояние – 10 см. Минимальное и максимальное значение – 5 и 15 см.
  • Чтобы определить удобство посадки сядте на велосипед.
  • Перед тем как выбрать велосипед по росту, оцените и длину собственных ног. Для «длинноногих» владельцев, кроме высоты подседельной трубы, важно значение и диаметр колес.
  • Показатель правильного выбора – это прямая нога на педали в крайнем нижнем положении.

Байки для слабого пола отличаются изяществом моделей, в которых рама изготавливается с учетом анатомии женщин. Сиденье мягче и шире. Чтобы решить вопрос как выбрать велосипед для женщины важно почувствовать удобство положения в седле. С прямой ногой, в нижнем положении на педали. Правильный выбор байка исключает возникновение боли в спине и коленях при продолжительной езде, поэтому будте внимательны при покупке.

Седло у женских моделей мягче и шире

Фото 5. Седло у женских моделей мягче и шире, а специальная конструкция рамы позволяет ездить на велосипеде в платье

Типы рамы и материалы изготовления

Срок эксплуатации и комфорт транспорта для поездок зависит от многих факторов. По каким параметрам выбрать велосипед для себя? первая по значению — рама велосипеда. Её типы:

  • Ригидная. Отличается особой жесткостью, так как нет амортизаторов. Используется на ровном асфальтовом покрытии, так как бездорожье причиняет дискомфорт велосипедисту. Относятся к сегменту "эконом".
  • Одноподвесная или хардтейл. Особенность – амортизационная вилка на переднее колесо. Деталь дарит комфортное передвижение горных и гибридных байков.
  • Двухподвесная. Амортизирует оба колеса. Плюс рамной конструкции – комфортная езда на бездорожье. Минусы – увеличение веса (до 120 кг), высокая цена, уменьшение скорости. Подобные рамы присущи моделям велосипедов для велотуризма.

Велосипед с рамой хардтэйл

Фото 6. Велосипед с рамой хардтэйл

Так какой велосипед лучше выбрать? Конструкция рамы – главное значение для комфортной езды. На эксплуатацию влияет вес велосипеда, который зависит от материала рамы.

Материалы для производства велосипедной рамы

Для изготовления деталей велосипеда передовые технологии используют:

  • Производные углепластика. Трубы, собранные в конструкцию рамы – легкие и прочные. Выбор женского велосипеда с рамой из полимеров обуславливается комфортной переноской транспорта. Такой велосипед способен выдерживать большие нагрузки, адаптироваться к любым трассам. Благодаря технологии изготовления, возможен любой дизайн рамы – изгибы, прямые, комбинации. Минусы у материала существенны. Он чувствителен к перепадам температур. То есть хранить велосипед в стылом гараже без отопления, чревато трещинами на раме и чрезмерной хрупкостью. Также знойная погода или жар костра способен размягчить прочный пластик.
  • Сплавы. Наибольшей популярностью пользуются велосипеды с алюминиевой и титановой рамой. У обоих в преимуществах стойкость к коррозии, небольшой вес. Различия: титан прочнее алюминия, дольше служит, дорог сам по себе и в ремонте. Алюминий – бюджетный вариант с хорошей технической составляющей.
  • Сталь хромомолибденовая. Железо еще используется в производстве велосипедных рам. Этому способствуют его качества: надежность, прочность, долговечность, простой ремонт – хватает навыков сварки, низкая цена. Из минусов – коррозия и большой вес. Выбор велосипеда по весу существенен для женщин.

Выбор материала велосипедной рамы всецело зависит от бюджета будущего владельца.

Титановая рама - самая распространенная

Фото 7. Титановая рама — одна из самых распространенных

Оптимальный размер колес

В конструкциях велосипедов используют различные варианты колес. Какой диаметр выбрать для эксплуатации?

  • Детские байки – 20”– 50,8 см, 18”– 45,6 см, 16”– 40,5 см, 14”– 35,6 см, 12”– 30 см.
  • Подростковые – 24”– 61 см.
  • Взрослые – 29”– 74 см, 28”– 71 см, 27,5”– 70 см, 27”– 69 см, 26”– 66 см.

До того как выбрать размер велосипеда, важно понять закономерность: чем выше рост, тем больше диаметр велосипедных колес и длина труб рамы.

Размер рамы в дюймах

Размер рамы в условных единицах

Таблица для выбора велосипеда по росту человека

Техническая оснастка велосипеда

Любая деталь из конструкции велосипеда дарит комфортное передвижение и безопасность спортсмена или новичка.

Амортизация

Без нее, езда по неровностям превратится в болезненное приключение. Механизм делится на виды:

  • Пружины. Они находятся внутри вилки, установленной на переднее колесо. Слабый эффект амортизации.
  • Эластичный прут. Во время езды происходит сжатие и разгибание, благодаря чему и создается амортизационный эффект.
  • Масло. Скольжение внутри вилки амортизирует усилия.
  • Воздух. Принцип действия схож с обычным поршневым насосом. Избыток давления не дает поршню опуститься до конца, напротив, выталкивает его, отчего и происходит амортизация.

Последние 2 вида амортизации установливают на велосипеды дорогих сегментов. К тому же важно оценить ход вилки – от 80 до 200 мм. Выбор размера велосипеда по этому значению влияет на стоимость.

Каждые 100 км пробега требуется капитальная чистка и смазка. Этот параметр также зависит от дорожного покрытия, по которому вы катаетесь. Чем больше на вашем пути грунтовых дорог, тем чаще требуется обслуживание.

Воздушная вилка для амортизации марки Magura

Фото 8. Воздушная вилка для амортизации марки Magura

Тормоза

Виды их многочисленны:

Барабанные. Привычные старшему поколению, когда ручных тормозов не было. Они срабатывали за счет обратного движения педалями на барабане. При этом тормозные колодки распираются изнутри и заставляют велосипед тормозить.Этот вариант используется на шоссейных и сити-байках.

Плюсы: этим тормозам не мешает грунтовая грязь, сырость в летний период. Тормоза барабанного типа не требуют настройки. Неисправность руля и кривизна колеса не влияют на эффективность. Тормозит заднее колесо, что гарантирует безопасность велосипедисту во время экстренного торможения.

Минусы: плохая модуляция (контроль скорости), значительный вес, слет цепи выведет систему торможения из строя.

Барабанный тормоз широко использовался на советских велосипедах, что мешало маневренности

Фото 9. Барабанный тормоз широко использовался на советских велосипедах, отнимая у них маневренность

Ободные тормоза. Принцип работы заключается в зажиме обода колеса тормозными колодками, которые расположены на вилке или задних перьях велосипеда. Регулируется система при помощи специальной ручки на руле и тормозного троса. Колодки изготавливают из мягкой резины, со временем стираются об обод.

Плюсы: легкость конструкции, дешевизна, простота настроек, модуляция – контроль торможения в руках владельца, мощность.

Минусы: истирание обода и колодок, несмотря на качество материалов. Потеря эффективности в случае загрязнения или намокания. Тормоза требуют ровных колес – восьмерки заставят тормозить велосипед или, наоборот, не сработают из-за кривизны. Перегреваются в случае экстренного торможения.

Ободные тормоза бывают трех типов

Фото 10. Ободные тормоза трех типов

Дисковые тормоза. Конструкция состоит из двух частей – ротора и калипера. Крепится к велосипеду через переходник адаптер – есть размерные варианты. Принцип действия может быть механический или гидравлический. Первый аналогичен дисковому тормозу – усилие на ручку через натяжной трос вызывает зажатие диска. Второй – направляет давление на масло, которое находится внутри линии. Оно и выталкивает тормозные колодки.

Плюсы: эффективность, так как высок коэффициент торможения. Срок службы – металл не истирается в отличие от резины. Инертность к загрязнениям и погодным условиям. Не требуют ровных колес и специальной настройки. Даже при нагреве эффективность не снижается. Аккуратный вид.

Минусы: цена, особенно гидравлика. Тяжелые для конструкции велосипеда, следовательно, понизят скорость и будут влиять весом на спицы и втулку байка. Неремонтопригодны – придется приобретать новый комплект. Опасны при экстренном торможении – у велосипедиста высок риск перелететь через руль.

Конструкция дисковых тормозов обеспечивает хорошее качество торможения

Фото 11. Конструкция дисковых тормозов обеспечивает хорошее качество торможения

Роллерные. Вид барабанных тормозов. Принцип действия аналогичен – распорка тормозной системы. Однако, она дополняется твердосплавными роликами, отчего тормозам гарантируется плавный ход. Втулка с механизмом заполняется смазкой, благодаря которой конструкции обеспечивается надежная долговременная работа.

Плюсы: обеспечение экстренного торможения. Нет износа обода. Инертность к грязи или воде. Не требуют настроек и регулировки. Возможна неидеальная геометрия колес.

Минусы: непопулярность в России – при замене нет возможности быстрого приобретения. Внушительные габариты. С некоторыми типами амортизационной вилки, эти тормоза несовместимы.

Роллерная тормозная система

Фото 12. Роллерная тормозная система Shimano IM 81

Перечисленные виды тормозов присущи всем типам велосипедов. Есть и подвиды, но они представляют интерес для профессионалов велосипедного спорта.

Дополнительные функции и аксессуары

Разберем дополнительные функции и детали:

Скорости

Сложные трассы, склоны и подъемы хорошо поддаются минимальным передачам. Трассы, асфальтовые площади преодолеваются на максимальных значениях. Количество скоростей зависит от стоимости велосипеда и его предназначения.

Велосипед Porshe RS с 20-ступенчатой трансмиссиейФото 13. Велосипед Porshe RS с 20-ступенчатой трансмиссией Shimano XTR и тормозом Magura

Аксессуары

Производители велосипедов балуют покупателя многочисленными гаджетами и устройствами на железного коня. Ниже список полезных аксессуаров для велосипеда и его владельца:

  1. Перчатки. Они уберегут руки гонщика при езде и во время случайного падения. Предотвратят образование мозолей, смягчат удары. Производители предлагают два вида перчаток – стандартные и без пальцев. Материал изготовления – кожа или заменитель. Слой дышащего материала позволит оставаться ладоням сухим. Для любого возраста рекомендуется приобретать перчатки с яркими светоотражающими вставками или нашивками. Так, они заметны другим участникам движения.
  2. Велокомпьютер. Для дачных прогулок датчик станет ненужным приобретением. А для владельцев, которые увлечены спортом и ведут здоровый образ жизни – прибор пригодится. В зависимости от стоимости, гаджеты бывают простыми или «продвинутыми». В них, возможно, узнать параметры о здоровье велосипедиста, месте нахождения или состоянии велосипеда.
  3. Багажник, корзина, велосумка. Туристические поездки предполагают взятие с собой багажа. Он должен выдерживать от 5 до 50 кг. Сумки более вместимы – до 85 кг. Велосипедные корзины выполняются в виде металлической сетки или плотной сумки. Приветствуется наличие ремней для удержания груза.
  4. Клаксон или звонок. Сигнал оповестит других участников движения о приближении.
  5. Запасной аккумулятор-генератор. В процессе движения он накапливает чистую энергию, которую можно использовать для зарядки мобильного телефона, велосипедного компьютера и иных электронных устройств.
  6. Кейс для инструментов. В просторечье – бардачок. В продаже предлагаются готовые наборы для конкретных моделей транспортных средств. Но опытные велосипедисты советуют собрать собственный комплект инструментов, чтобы в случае аварии устранить поломку. В набор войдут: ключи – педальный, торцевой, каретный, шестигранный, отвертки и съемники.
  7. Велосипедный насос. Рекомендуется обзавестись компактной моделью, чтобы не обременять себя тяжелым вариантом. К нему приобретают силиконовый клей для устранения свища, если отсуствует возможность сменить колесо.
  8. Освещение для велосипеда: фонарики, фары, светоотражатели – катафоты. Можно приобрести моноосвещение или импульсное, с помощью которых вы будете сообщать другим участникам движения ваши действия: аварийную остановку или поворот. Кроме традиционных, перечисленных предметов, производитель предлагает освещение для колес.
  9. Противоугонные системы: сигнализация и велосипедный замок. Учитывая, что байки недешевы – это ценное приобретение. Система может иметь функцию оповещения на сотовый телефон. Замки – с тросом, U-образные, с цепью. Иногда стоимость комплекта превышает цену велосипеда.
  10. Велосипедная бутылка для питьевой воды. На трассах прохладная вода будет как нельзя к месту.
  11. Велосипедная камера. Если предстоит долгое путешествие по бездорожью, есть риск проткнуть колесо и застрять на участке дороги одному. В этом случае поможет «запаска». Она сворачивается в компактный брикет и вмещается в дорожную сумку или корзину.
  12. Велосипедная одежда. Занятия велоспортом энергичны. Отчего обычные ткани или синтетика – неприемлемы. Они будут задерживать воздухообмен, перегревать или переохлаждать тело. Специальная одежда для велосипедистов позволяет избежать дискомфорта. Бриджи имеют мягкую вставку на промежности во избежание натирания. Футболка из специальной ткани быстро высыхает от пота. Носки снабжаются отражателями. Жилетка с многочисленными карманами будет удобна в продолжительном времяпрепровождении на велосипеде. . Это шлем, налокотники и наколенники. Важно выбирать шлем по размеру и из материалов, которые позволяют коже головы дышать. К средствам безопасности относят и специальный воротник, который бережет шейный отдел от травмы во время падения. Принцип действия воротника такой же, как у автомобильной подушки безопасности. Сенсорные датчики оценивают ситуацию и надувают ее во время аварии.
  13. Медицинская аптечка. Список средств: медикаменты для экстренной помощи при ушибах и ссадинах. Средства для лечения кишечных расстройств. Лекарство для сердечно-сосудистых заболеваний. Обезболивающие, антибиотики, средства, купирующие аллергические реакции. Кожные препараты, в том числе от мозолей. Репелленты. В зависимости от времени путешествия формируют экстренный чемоданчик.

Детский велосипедный шлем Velo предотвращает травмы и делает поездки безопасными

Фото 14. Детский велосипедный шлем Velo предотвращает травмы и делает поездки безопасными

Бренды велосипедов

Раскрученность бренда велосипеда устойчиво влияет на его стоимость. Именитый производитель предлагает транспорт, который отвечает всем параметрам безопасности и комфорта. Но велосипед возможно найти и за приемлемую цену. Какую марку велосипеда выбрать?

  • Specialized;
  • Cannondale;
  • Giant;.
  • Trek;
  • Merida;
  • Scott;
  • Cube;
  • GT;
  • Ghost;
  • Norco.

Шоссейный велосипед Specialized Tarmac Expert Disk Race 2016 с 28-дюймовыми колесами и карбоновой рамой

Фото 15. Шоссейный велосипед Specialized Tarmac Expert Disk Race 2016 с 28-дюймовыми колесами и карбоновой рамой

Тип велосипедов, компоненты к которым производит фирма

Название группы оборудования

XTR, Deore, Deore XT, SLX, Alivio, Acera, Altus, Torney

Deore XT, LX, Deore

Модели класса "комфорт"

Alfine, Nexus, Inter-7, Inter-3

Dura-Ace, Tiagra, Sora, Shimano 2300, Shimano A050, Shimano 105, Ultegra

Таблица с классификацией оборудования для разных типов велосипедов от марки Shimano

Подводя итог

Перед покупкой модель велосипеда должна подвергнуться тщательному изучению – нельзя учитывать только стоимость, особенно если речь идет о детях или путешествиях на дальние расстояния.

Как выбрать горный велосипед (и стоит ли вообще)

Эта заметка для самых начинающих читателей, которые незнакомы с современными трендами и задаются вопросом какой купить горный велосипед. А может быть, какой-нибудь другой тип? Итак, вы точно знаете, что хотите снова сесть на велик, но когда заходите в веломагазин, то не можете понять, что же нужно именно вам из всего этого многообразия.

Первое, что я советую своим читателям — не пытайтесь сразу выбрать себе велосипед на всю оставшуюся жизнь. Вполне может случиться, что ваши предпочтения сменятся в процессе, и понадобится байк другого направления, как это было у меня. Поэтому, давайте выбирать, исходя из того, что велосипед нужен прямо сейчас. Наверняка, когда вы представляете себе будущее катание на велике, то у вас есть какой-то идеальный образ перед глазами.

К чему вас тянет? Это комфортное, спокойное катание по городу или быстрая езда по лесным тропинкам? Любите ли вы шуршащий асфальт под колесами или больше по душе пересеченная местность? Если вас манят грунтовые дороги, свежий лесной воздух и приключения, выбирайте:

Горный велосипед (MTB, Mountain Bike)

  • Усиленная рама
  • Амортизация спереди (у двухподвесных моделей и сзади)
  • Широкие покрышки с выраженным протектором
  • Прочные обода
  • Трансмиссия, перекрывающая весь диапазон передаточных чисел

Горный байк дает возможность не просто ехать по пересеченной местности, но и получать от этого удовольствие. А удовольствие, я вам скажу, может быть разное. Один сходит с ума от того адреналина, который выделяется, когда вкручиваешь велосипед в повороты, съезжая с горы. Под колесами корни, камни, тропинка еле видна, но байк подчиняется твердой руке: амортизационная вилка отрабатывает неровности, колеса едут туда, куда надо, дисковые тормоза осаживают с любой скорости.

Другому же нужен не адреналин, а чувство глубокого удовлетворения, когда на горном байке просто заехал туда, куда и на джипе вряд ли доберешься. Это мой тип удовольствий, я обожаю это ощущение, когда долго пробирался по лесу, ехал там, где и ехать-то невозможно (не скрою, в каких-то местах вел ехал на мне), и наконец, приезжаешь к заброшенной вышке или другому интересному объекту.

И тут ты осознаешь, что никогда бы здесь не оказался, не будь у тебя горного велосипеда: ведь пешком сюда идти слишком далеко, а на машине вообще не проедешь. Универсальность — вот за что любят этот тип велов. Да, может быть, в Европе доля mtb ничтожна по сравнению с ситибайками. Да, это правда, что горник в городе не нужен. Да, не спорю, что основная масса людей покупает мтб как дань моде.

Но вам-то что за дело до этого, вы выбрали свободу. Свободу от дорог, по крайней мере. При этом, никто не запрещает поставить на горный байк более узкую и гладкую резину, если появится надобность быстро ездить по асфальту.

Надежность горных велосипедов

Практичные люди рассуждают так: мтб рассчитан на экстремальную езду, значит, там усиленные компоненты и рама, а это как раз то, что мне и нужно. Дороги у нас ужасные, сам я далеко уже не тот худенький мальчик, что катался в детстве на Аисте, велосипед покупается на долгие годы, соответственно — берем горный.

На самом деле, выбор горного велосипеда не должен обуславливаться только соображениями надежности: все современные велосипеды, даже тоненькие шоссейники, изготавливаются с большим запасом прочности. Обычный mtb сделан для стиля езды, называемого cross country (пересеченная местность, в наших интернетах пишут КК). То есть, просто жесткая езда по корням и булыжникам, но без фанатизма, без прыжков с трехметровой высоты.

Поэтому если ваше катание будет на 100% проходить по обычным лесным тропинкам с корнями и булыжниками, то фактор прочности — это совсем не та причина, почему вы должны покупать горник. Выбирайте сердцем.

Просто поверьте, что даже для наших дорог и для дядек с весом далеко за сотню, велосипед любого типа (горный, гибрид, шоссейник) будет достаточен в плане прочности. Если вы не поставите перед собой специальную цель сломать раму или колеса, то бояться нечего.

Самое главное — нужно научиться маневрировать своим телом во время езды: если вы будете сидеть в седле, как мешок с картошкой, то можно пробить даже суперпрочное колесо или сломать mtb раму. Всегда нужно привставать и переносить вес вперед или назад при проезде бордюров, выбоин в асфальте и тд. Со временем это входит в привычку, и вы даже не будете замечать за собой работу корпусом.

Особенные компоненты для mtb — это миф, потому что на гибриды ставятся точно те же группы трансмиссии. Даже шоссейная механика почти так же прочна, как и «горная», например, шоссейная трансмиссия Shimano Tiagra будет не менее надежна, чем Shimano Deore, разница лишь в специфике (передаточные числа, вес и тд).

Вы должны предельно четко понимать, что преимущество горного mtb исключительно в проходимости и способности «абсорбировать» неровную поверхность, но достигается это за счет ухудшения скоростных показателей на асфальте.

Ошибка начинающих, выбирающих себе горник «на всякий случай»: они говорят, что скорость их не интересует, они, дескать, не спортсмены. Всё верно, но на велосипеде скорость — это легкость хода. Гибрид и шоссер идут гораздо легче, и ощущение от катания на них по асфальту просто приятнее.

Спросите себя — надо ли таскать с собой «проходимость», если вы ей почти никогда не пользуетесь? Не разумнее ли выбрать более универсальный вариант — гибрид (циклокроссер). О выборе этих видов велосипедов мы поговорим в другой статье.

Как правильно выбирать горный велосипед

Для начала я должен повторить то, что всегда говорю — для начинающего вопрос, какой марки купить велосипед, не должен стоять в принципе. Все байки собираются из одних и тех же компонентов, разница только в цене, накрутке за бренд и уровне комплектующих.

Вот таблица уровней трансмиссии Shimano:

shimano_levels_1

Shimano Tourny можно считать базовым уровнем трансмиссии — работает, но довольно нечетко, сложно настроить, часто нуждается в корректировке.

Shimano Altus и Shimano Acera — это трансмиссия очень низкого уровня, можно брать, но всё же, если есть возможность, то лучше подняться на ступень выше.

Shimano Alivio — нормальный рабочий уровень, эти компоненты ставят на приличные велосипеды, можно смело брать, проблем с механикой, скорее всего, не будет.

Shimano Deore и Shimano SLX считаются золотой серединой, это, наверно, самые сбалансированные группы у Шимано. Стоят еще не так дорого, но работают очень прилично.

Уровень механикиShimano XT высокий, эти компоненты ставят на самые дорогие байки, цена немаленькая, но работает всё идеально, без малейших задержек.

Shimano XTR — это уже для велогурманов и гонщиков, я не могу найти реальной причины, чтобы это покупать. Когда я еще исповедовал велофетишизм, то у меня вся механика была XTR, но если честно, разницы в работе с XT я не замечал. Да, немного меньше вес, да, заветные три буковки, которые так греют душу, но это лежит далеко за пределами рационального выбора.

Чтобы выбрать горный велосипед, руководствуйтесь этой таблицей — все компоненты производитель устанавливает вперемешку, например, задний переключатель Shimano Deore, передний Shimano Acera, а манетки Shimano Alivio. Это нормально, просто оцените навеску в совокупности.

Помните, что Шимано (равно как и SRAM) не делает полного хлама, и даже базовая группа Torney, при должном внимании, может служить вам многие годы. В то же время, платить за буковки в группах выше SLX обычному катальцу, наверно, нет смысла, разве что с деньгами всё очень в порядке — всегда приятно иметь технику высокого уровня.

Уровень велосипеда, как правило, измеряется уровнем трансмиссии, то есть, чем более высокая группа Shimano или SRAM, тем, соответственно, и лучше колеса, покрышки, вилка и т.д. Проследить за уровнем этих компонентов сложнее, так как производителей очень много, но чаще всего, велобренд собирает модель байка более-менее адекватно.

Амовилки

Есть еще одна засада с амортизационными вилками — это дорогая штука, и на велосипеды среднего уровня производитель ставит, мягко говоря, плохо работающие модели. Они служат очень недолго, плохо справляются с активной работой на трейлах, зимой теряют свои свойства из-за мороза, одним словом, не стоит рассчитывать купить за 500-700$ байк с хорошей рабочей амовилкой.

Маленький ориентир в мире вилок: при выборе в магазине спрасите, что за тип амортизацонной вилки стоит на веле — если эластомер, то это как раз самый дешевый, ненадежный. Пружинно-масляная вилка — хорошо, воздушная вилка — замечательно. Главное, чтобы продавец сам знал, что за механизм там установлен.

Выбрать горный велосипед или гибрид (шоссер/кроссер)?

Может быть, кажется, что я отговариваю от покупки горника, но на самом деле я лишь хочу подвести читателя к осознанному выбору. Настоящая причина предпочесть mtb — вы должны очень любить поездки по жесткой пересеченной местности, ваша «идеальная картинка» — лесные трейлы, с грязью, камнями и опасными спусками.

В этом случае никакой другой тип велосипеда не подарит таких ощущений, и покупать нужно только горный велосипед. Одно лишь замечание: самые дешевые модели являются «горными» только на бумаге. Их ниша — удовлетворение массового спроса от тех покупателей, которые почему-то хотят именно mtb, но катать будут по асфальту.

При жестком катании такие псевдо-mtb вас разочаруют, потому что амортизация на них устанавливается только для галочки, а трансмиссия не способна достаточно четко работать в условиях загрязнения и повышенной нагрузки.

Я бы сказал, что более-менее нормальный уровень компонентов современного горного велосипеда для использования по назначению начинается с воздушной амортизационной вилки RockShox Recon и трансмиссии Shimano Deore/SLX (или аналогов от SRAM). А это примерный ценовой уровень 1000$+.

Иногда горные байки покупают любители комфорта для катания по городу, потому что в сравнении с гибридами, и тем более шоссерами, у mtb гораздо шире покрышки, а давление в них ниже. Такой подход также имеет право на жизнь, особенно в условиях плохого асфальта.

В отличие от предыдущего случая, здесь совершенно не требуется дорогой байк, хватит любого горника до 500$. Амортизационная вилка, устанавливаемая на велосипеды этой ценовой категории называется имитатором, потому что не способна справиться со скоростной трассой, но она вполне приемлема для спокойной езды по городу.

Вот если у вас в голове нет такой четкой картины, как в этих двух случаях, то скорее всего, mtb вам не нужен, и гибрид оказался бы гораздо более подходящим выбором. О том, как выбирать гибридный, шоссейный или циклокоссовый велосипед, я напишу отдельную заметку, подпишитесь на извещения о выходе новых статей, ссылка внизу статьи.

Есть ли смысл покупать двухподвес

Покупать двухподвес (велосипед с амортизаторами не только спереди, но и сзади) в качестве первого байка, я не советую ни дорогие, ни дешевые. Дорогие не нужны, потому что вы еще далеко не на том уровне владения техникой, чтобы потребовался двухподвес, а покупать «на вырост», на мой взгляд, неправильно.

Дешевые двухподвесы, как правило, очень тяжелые и обладают амортизацией крайне низкого класса, которая пожирает львиную долю энергии педалирования. Совсем дешевые подвесы еще и крайне ненадежны.

Я надеюсь, что всем начинающим велосипедистам, находящимся в активной фазе выбора, поможет моя статья. Главное — всегда включайте голову, запомните: Google знает всё, что вам нужно.

Вот простенький чек-лист:

  1. Выберите понравившуюся модель, подходящую по бюджету
  2. Загляните в табличку уровней трансмисси (выше в статье)
  3. Определите уровень велосипеда по установленным компонентам
  4. Узнайте тип амо-вилки (эластомер, пружина-масло или воздух)

Не уверены в каких-то компонентах — забейте название в поисковик. Немного внимания, немного упорства и всё получится. Здесь можно посмотреть примеры, какую модель горного велосипеда выбрать.

Но самое главное — не затягивайте. Больше чем в половине случаев, люди, которые серьезно увлеклись велосипедом, через некоторое время решали сменить ориентацию (велосипедную). Поэтому главная задача — это выбрать подходящий по деньгам вариант, и как можно скорее выкатить, лето у нас не такое и длинное. Удачи на дорогах!

Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое. Пройдите по ссылке, пожалуйста.

Читать также:

  • Какие аксессуары покупать сразу с велосипедом
  • Выбор тормозов: дисковые или V-образные
  • Нужно ли обслуживание современному велосипеду

Чтобы не потерять этот сайт из виду: пройдите по ссылке — вы получите извещение о выходе новой статьи на емейл. Никакого спама, отписаться можно в пару кликов.

Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:

Как выбрать велосипед

Минимальная цена при которой стоит рассматривать велосипед 15 000 рублей плюс минус 3 000 руб., во время межсезонья можно найти дешевле, так как в большинстве магазинов предоставляются скидки. Более дешёвые велосипеды, как правило, менее надёжны и при активном катании будут требовать постоянного обслуживания.

Как выбрать велосипед до 20 000 рублей

Основные критерии на которые следует обращать внимание:

1. Бренд — подбирайте велосипед известной и заслуживающей доверия марки, но не из дорогих. В соответствующих статьях вы можете ближе познакомится с основными российскими и зарубежными производителями велосипедов. В первую очередь посмотрите модели фирм: Merida, Cronus, Trek, Gary Fisher, Giant, Rock Machine, Jamis, Author, GT, Norco, Kona, Stels, FORWARD, но этот список далеко не полон, так что если найдёте понравившуюся модель другой компании сразу не отметайте, попробуйте поподробнее узнать о ней, поискать отзывы;

2. Рама должна быть алюминиевой. Велосипед с амортизированной вилкой, без заднего амортизатора, то есть хардтейл. Задний амортизатор нужен только для экстремальных дисциплин, а хорошие велосипеды с ним стоят больших денег. При этом задний амортизатор на дешёвом велосипеде не выполняет свою функцию, а только растачивает усилия направленные на педалирование;

Как выбрать велосипед

3. Тормоза ободные, дисковые тормоза за такие деньги брать не стоит, Гидравлические ободные тормоза тоже лучше за эти деньги не выбирать;

4. Выбирайте 24 — 27 скоростную трансмиссию, за эти деньги можно найти хорошие модели. Меньшее количество передач (21, 18 и т.д.) брать не стоит;

5. Обратите внимание на обода, лучше выбирать велосипеды с двойными ободами, но это не должно стать основным критерием при выборе. На обода стоит обращать внимание только при прочих равных.

Если вы выбираете велосипед для туризма также стоит обратить внимание на крепления для багажника. На новых моделях они всё чаще отсутствуют.

Если ваш стиль катания не предполагает экстрима, тогда вместо горного велосипеда можно выбрать гибридный, туристический или городской тип велосипеда.

Зачем на велосипеде большое количество скоростей

Количество передач на велосипеде определяется классом оборудования которое на нём установлено. Оборудование на 21 скорость как правило является устаревшим и производится по старой конструкции. Если вы в дальнейшем решите улучшить оборудование велосипеда, плавно это сделать у вас не получится, и придётся менять практически все детали трансмиссии.

Особенности выбора велосипеда дороже 20 000 рублей

1. Вилка, стоит выбирать вилку масляным демпфером (пружинно-масляный, воздушно-масляный). В действительности только такие вилки могут обеспечить качественную работу. Выбирайте вилки с ходом 80 — 100 мм. Первый вариант для более спортивной езды, а второй для более экстремальной. При выборе вилки с большим ходом, желательно чтобы у неё была блокировка хода, это поможет тратить меньше сил при подъёме в продолжительные горки;

2. По моему мнению тормоза лучше брать дисковые, но они сложнее в обслуживание, а это очень важный фактор в длительных походах. При этом у дисковых тормозов лучше качество торможения, они не собирают грязь, на них не влияет дождь.

Гибридный (циклокроссовый) велосипед

Гибридный велосипед это смесь шоссейного и горного велосипеда. В отличии от горного на нём установлены более узкие колёса большего диаметра — 28″, но при этом резина на этих колёсах шире чем на шоссейном велосипеде. Также, в отличии от шоссейника, на гибриде может быть амортизированная вилка, прямой руль. Широкий выбор передач, три звезды спереди, 24-30 сзади.

Такие велосипеды очень хорошо подойдут для спокойного велотуризма. Хотя проходимость у гибрида ниже, чем у горного, но зато скорость по асфальту выше.

Как выбрать велосипед

Двухподвесный велосипед

Выбирая двухподвесный велосипед, вы должны помнить, что он позволит более комфортно ездить по бездорожью, но за это приходится платить большую цену. Все, даже самые дорогие двухподвесы при езде раскачиваются, а на это уходят усилия направленные на кручение педалей. На хороших дорогах скорость из-за этого у них ниже, чем у хардтейлов. Велосипед с двумя амортизаторами хорошо подходит для длительных спортивных поездок по бездорожью. Минимальная стоимость двухподвеса 30 000 рублей, велосипеды дешевле не стоит выбирать, они не будут выполнять своих функций. Двухподвесы не подходят для длительных походов так как на них невозможно установить багажник и велорюкзак.

Как выбрать велосипед

Когда лучше покупать велосипед

Исходя из вопроса цены, самым лучшим временем выбора и покупки велосипеда является зима. В это время года на велосипеды самые большие скидки, в некоторых магазинах можно сэкономить до 60% стоимости велосипеда, но выбор моделей не большой. Весной цены выше, зато появляется большой выбор, на прилавках появляются модели нового сезона. Летом дело обстоит хуже всего, выбор меньше, зато цены высокие. Лучше для покупки велосипеда выбрать будние дни, в выходные и праздники, как правило, большой наплыв покупателей и продавцам сложно уделить каждому из них должное внимание.

Какие аксессуары приобрести вместе с велосипедом

Возможно что то из перечисленного может и не понадобиться, но обычно эти аксессуары люди приобретают сразу с велосипедом или докупают в будущем:

  • Набор шестигранников — он необходим любому велосипедисту чтобы подкрутить различные винтики, установить багажник, крылья, рога, провести лёгкую регулировку и т.д.;
  • Крылья — многим не нравится как выглядит велосипед с крыльями, но они бывают очень полезны, чтобы не ограничивать себя в катании когда на улице лужи;
  • Насос — любые камеры со временем спускают и их нужно подкачивать так что насос просто необходим;
  • Запасная камера, заплатки — к сожалению пробои камеры случаются довольно часто. Чтобы не добираться пешком до дома ведя с собой велосипед со спущенным колесом стоит возить с собой запасную камеру, притом же замена её не такая и сложная процедура. Старую камеру можно заклеить и возить как запасную;
  • Небольшая сумочка — для различной мелочи, подседельные сумки не очень удобны, лучше выбрать модель на раму велосипеда;
  • Велокомпьютер — замеряет и показывает различные данные связанные с катанием, в статье про велокомпьютеры можно прочесть про их основные функции;
  • Флягодержатель и бутылочку — это намного удобнее чем возить бутылку с водой в рюкзаке;
  • Рога — устанавливаются на руль, нужны для длительных поездок, чтобы руки не уставали в одном положении и была возможность взяться по другому;
  • Багажник — для перевозки грузов или велорюкзака. В продолжительных велопутешествиях необходим, но в однодневных походах или ПВД, можно обойтись и рюкзаком на спину;
  • Задний и передний велофонари — вообще, по правилам дорожного движения велосипед, как транспортное средство, должен иметь постоянно включённые фары ближнего света, но это правило естественно никем не соблюдается. А вот в тёмное время суток и при плохой видимости фонари обязательно должны быть;

Как выбрать велосипед по росту

Для того чтобы правильно выбрать велосипед по росту нужно разместить его между своих ног стоя на земле. При этом между промежностью и рамой велосипеда должна помещаться ладонь (примерно 10 см). Это расстояние обеспечит безопасное спрыгивание с велосипеда. Но и слишком маленький велосипед тоже брать не стоит, это приведёт к излишней нагрузке на колени, спину, руки и т.д. Ростовка велосипеда влияет на его длину. Стоит помнить, что более длинная рама лучше подходит для езды на большие расстояния по шоссе, а более короткая обладает лучшей манёвренностью. Хотя указания размера рамы могут различаться у разных производителей, но приблизительно можно сказать, что 13″ соответствует росту 167см, 16.5″ — 172см, 18″ — 180см, 19.5″ — 184см., 21″ — 192см. Более подробная статья про размер рамы.

Вроде все основные критерии выбора велосипеда я перечислил, остаётся только пожелать удачного выбора.

По каким параметрам выбрать велосипед новичку?

Главная » Выбор велосипеда » По каким параметрам выбрать велосипед новичку?

Выбираем велосипед

Какой велосипед выбрать лучше? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определиться, куда и как часто вы планируете ездить. Одна из самых распространенных среди новичков ошибок — прийти к мысли, что для непрофессиональной езды подойдет любой байк. Это не совсем так, и в этой статье мы расскажем, почему.

Почему важно подобрать велосипед правильно?

Обычно, покупая велосипед, люди ставят перед собой две цели:

  • получать удовольствие от прогулок;
  • поддерживать себя в хорошей физической форме.

Ни та, ни другая не будут достигнуты, если ваш велосипед подобран неправильно. Например, не разобравшись, как выбрать велосипед по росту, вы получите массу проблем с нагрузкой на спину и, возможно, опасные дорожные ситуации на светофорах, ведь вам будет трудно тормозить, слазить с велосипеда и залезать на него.

Не уделив должного внимания тому, как выбрать тип велосипеда по конструкции, ждите трудностей с проходимостью и набором скорости.

Как выбрать велосипед под себя?

«… Хочу ездить на работу и просто кататься по городу»

городской велосипед

Вам отлично подойдет городской велосипед. Городские байки разрабатывались как альтернатива общественному транспорту и личным авто, и поэтому сочетают в себе максимум качеств, делающих их очень удобными:

  • легкость;
  • плавный ход;
  • надежные тормоза;
  • полная комплектация аксессуарами: в магазин они поступают с багажником, защитой цепи, крыльями и фонарями.

Для неспешных прогулок по асфальту и другим ровно укатанным покрытиям лучше варианта нет, но если вы хотя бы иногда планируете выезды за город, выберите другой велосипед.

«… Мечтаю о неторопливых прогулках по городу и пригороду, но без экстрима»

велосипед круизер

Вам отлично подойдет велосипед типа «круизер». Как выбрать велосипед этого вида, вам подскажут в магазине, а в целом все модели этого класса отличают следующие особенности:

  • удобное мягкое седло;
  • широкие мягкие покрышки;
  • большой изогнутый руль;
  • значительный вес.

«… Хочу мчаться со скоростью света по шоссе и, возможно, участвовать в соревнованиях»

шоссейный велосипед

Вам стоит выбрать шоссейный вариант. Модели этого типа ближе к профессиональным. Как выбрать хороший велосипед-шоссейник – это целая наука. Можно выделить несколько обязательных признаков таких великов:

  • маленький вес;
  • тонкостенная рама;
  • легкие клещевые тормоза;
  • узкие камеры, давление в которых обычно составляет 8 атмосфер.

Для поездок по хорошим асфальту такие агрегаты подходят идеально, но на грунтовых дорогах (даже хорошего качества) им делать нечего, не говоря уже про пересеченную местность.

«… Планирую заниматься кросс-кантри или ездить по родной деревне за хлебом после дождя»

Горный велосипед

Для поездок по пересеченной местности стоит выбрать велосипед качественный и надежный, с передней амортизированной вилкой, без заднего подвеса, с широкими покрышками, прочной рамой и крепким рулем.

«… Хочу гонять и по городу, и по грунтовым дорогам»

гибрид

Как выбрать велосипед для себя тем, кто так и не смог определиться между шоссейным и горным великом? Очень просто! Берите гибрид, то есть модель, объединяющую в себе признаки и того, и другого.

Гибриды комплектуются колесами диаметром 28 дюймов с узкими покрышками. В сочетании с короткоходной вилкой и широким прямым рулем это дает хорошие характеристики как по скорости, так и по проходимости.

К сожалению, нельзя сидеть сразу на двух стульях. И на двух велосипедах одновременно кататься тоже не получится. Гибриды объединяют в себе качества шоссейного и горного великов лишь отчасти, не заменяя каждого из них в отдельности.

«… Хочу заниматься олл-маунтингом и трейлом»

велосипед двухподвес

Тем, кто планируют долгие заезды по горным тропинкам, стоит подумать о том, как выбрать велосипед качественный и дорогостоящий, например, двухподвес. Задняя амортизация делает велики такого типа очень удобными для езды по гравию. Для самых экстремальных дисциплин отлично подойдут варианты с карбоновыми рамами, пневматическими дисковыми тормозами и ходом амортизаторов 160-210 миллиметров. А вот на ровной дороге задний амортизатор будет скорее мешать.

На что смотреть перед тем, как выбрать велосипед

При выборе велосипеда любого типа имеют значение два параметра: ваш вес и рост. Если вы весите менее 80 или даже 90 килограммов, то можете выбирать абсолютно любую модель. Тяжеловесам же не подойдут варианты с длинным подседельным штырем и рамой, заниженной назад.

Что касается роста, его необходимо знать точно, чтобы правильно подобрать размер рамы. Если вам подходят два, выбирайте меньший. Сориентироваться вам поможет наша таблица.

Длина рамы, дюймыРост, смДлина рамы, смРазмер рамы
13130 — 14533XS
14135 — 15535,6XS
15145 — 16038,1S
16150 — 16540,6S
17156 — 17043,2M
18167 — 17845,7M
19172 — 18048,3L
20172 — 18550,8L
21180 — 19053,3XL
22185 — 19555,9XL
23190 — 20058,4XXL
24195 — 21061XXL

Чтобы удостовериться в правильности выбора, нужно стать, держа велосипед между ног. Рама должна быть на 5-10 сантиметров ниже промежности. Помните, что этот совет подходит главным образом для классической формы рамы. Чем более навороченный байк вы хотите купить, тем тщательнее нужно подбирать его размер и комплектацию.

А для простых городских моделей правило выбора размера велосипеда по росту подходит и женщинам, и детям. Надеемся, наши советы были вам полезны! Удачных вам покупок и приятных прогулок.

Источники:

https://sportyfi.ru/velosiped/kak-pravilno-vibrat-velosiped/
http://kotovski.net/kak-vyibrat-gornyiy-velosiped/
http://velosreda.ru/kak-vybrat-velosiped
https://www.velosiped-info.ru/vybor-velosipeda/po-kakim-parametram-vybrat-velosiped-novichku/