Как перевозить велосипед на общественном транспорте
Путешествуя на велосипеде на большие расстояния, достаточно трудно избежать поездок в общественном транспорте, если конечно вы не путешествуете на своем личном автомобиле. При этом необходимость перевезти себя и велосипед может возникнуть неожиданно, например, в случае поломки. Использование любого вида транспорта, для перевозки велосипеда, имеет свои исключительные особенности. Поэтому определенные правила при использовании общественного транспорта необходимо знать заранее.
Можно ли перевозить велосипед в метро
Правила установленные в метрополитене, создают массу неудобств для владельцев велосипедов. Без дополнительных трудностей позволено перевозить только складные и детские велосипеды.
Чтобы вас пропустили на турникете необходимо демонтировать переднее, либо заднее колесо, но переднее, как правило, снимается и устанавливается обратно проще. При этом за провоз велосипеда нужно будет заплатить деньги, как за провоз багажа.
Неудобства использования метро не ограничиваются абсурдными правилами. Время, в которое транспортировку велосипеда возможно осуществить в принципе, ограничивается утренними и вечерними часами. В час пик будет достаточно проблематично находиться в вагоне с велосипедом на одном колесе, и при этом каким-то образом удерживать второе.
Можно попытаться установить колесо на место, тогда часть проблем решается, однако нет никаких гарантий, что дежурный не принудит снять его обратно, а за езду по платформе еще и штраф могут выписать. Поэтому использовать метро для перемещения из точки А в точку Б вариант достаточно сомнительный, который при этом вряд ли добавит приятных эмоций. Если нет острой необходимости в транспортировке, и велосипед на ходу, лучший вариант – это использовать его.
Как перевозить велосипед в поезде
При транспортировке велосипеда в поезде дальнего следования также как и в метро не обойдется без предварительной подготовки. Допустимая масса багажа, который можно перевозить при помощи поезда ограничивается 36 кг. С этим проблем нет, велосипеды весят значительно меньше, однако чтобы велосипед классифицировался, как ручная кладь его необходимо разобрать на детали.
Также вам пригодится набор инструментов, необходимых для сборки и регулировки, и несколько хороших веревок. Последовательность подготовительных работ следующая:
- Первым делом необходимо снять дополнительное оборудование – крылья, катафоты и т. п.
- Снимаем переднее колесо, и, воспользовавшись веревкой закрепляем его на раме, тем самым защищаем переключатель от механических повреждений.
- Руль необходимо повернуть под прямым углом, относительно рамы.
- Опускаем седло в самое нижнее положение.
- Демонтируем педали.
- Поместить все части велосипеда в чехол.
Перевозить велосипед, упакованный таким образом, можно в плацкартном вагоне, там он легко уместится на третьей полке. Для надежности и безопасности транспортировки, необходимо его закрепить, с помощь веревки, привязав к бортикам.
Провоз велосипедов в электричках
Наиболее распространенный способ транспортировки велосипеда – это использование электрички. Объясняется этот факт очень просто, в электричке у владельца двухколесного транспорта наименьшее количество проблем, и не нужны никакие подготовительные действия.
Несмотря на отсутствие ограничений в правилах, место, где будет стоять велосипед во время поездки, придется выбирать исходя из ситуации. Наиболее удобное место для велосипеда – пространство между передним рядом кресел, либо между последующими рядами.
Выбирая место, где будет стоять велосипед в первую очередь нужно стараться не создавать неудобств для своих попутчиков. Можно перевозить велосипед в тамбуре, однако, оставлять его там, даже, используя хорошую защиту не безопасно, придется стоять там самому на протяжении всей поездки.
Как перевозить велосипед на самолете
Перевозка велосипеда самолетом достаточно сложный процесс, тут нет единого стандарта, и фиксированных правил, у каждой компании они будут индивидуальны. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию в аэропорту, лучше уточнить все детали заранее, уточнив информацию у консультанта авиакомпании.
Главное, что необходимо будет сделать, независимо от того, каким самолетом вы летите, это упаковать велосипед в специальный чехол, или полиэтилен. При этом нужно понимать, что погрузка и разгрузка могут привезти к механическим повреждениям деталей велосипеда. Перед упаковкой обмотайте хрупкие части велосипеда мягкой тканью, либо воспользуйтесь пенопластом или гофрированным картоном.
Поскольку велосипед – это ненормативный груз, при посадке необходимо погрузить его отдельно, в специальный транспортер, для негабаритных вещей. Получение велосипеда также осуществляется в специальном отделении для негабаритного багажа.
Провоз велосипеда в автобусе
Транспортировка велосипеда междугородним автобусом мало чем отличается от способа, описанного для поездов дальнего следования. Если автобус полупустой, вполне возможно договориться с водителем, чтобы погрузить велосипед полностью в сборе, либо со снятым передним колесом, багажное отделение достаточно большие для этого. Однако если автобус битком забит, придется разбирать велосипед целиком, и лучше переговорить с водителем заранее, чтобы избежать конфликтных ситуаций.
В пассажирском транспорте транспортировка велосипеда категорически запрещена. Велосипед нарушает все правила по нормативам провоза багажа. Единственный вариант воспользоваться пассажирским транспортом – это договориться. В случае, если автобус полупустой и попался добрый водитель шансы провезти велосипед у вас есть.
Как перевозить велосипед на корабле
Транспортировка велосипеда на корабле потребует от вас не так много усилий. Обычно для хранения такого вида багажа на корабле используются трюмы. Поэтому потребуется поместить велосипед в защитный чехол, и зафиксировать его достаточно надежно, чтобы он не упал во время качки. Возможен вариант транспортировки велосипеда у себя в каюте, в таком случае необходимо будет доплатить денег, в размере, не превышающем стоимости билета.
Как провозить велосипед в электричке
Собираясь перевозить свое транспортное средство, заранее ознакомитесь с «Правилами проезда в поездах пригородного сообщения», которые являются выпиской из «Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». Именно эти документы дадут ответ на интересующий вопрос, подробно разъяснив все аспекты прjвоза велотранспорта.
Согласно букве закона, пассажир рассматривается как «лицо, совершающее поездку в поезде по действительному проездному документу (билету) либо имеющее проездной документ (билет) и находящееся на территории железнодорожной станции, железнодорожного вокзала или пассажирской платформы непосредственно перед указанной поездкой или непосредственно после нее. Проезд пассажиров на железнодорожном транспорте во всех случаях осуществляется по проездным документам (билетам). Контроль наличия у пассажира проездного документа (билета) осуществляется на железнодорожной станции, железнодорожном вокзале и остановочных пунктах при проходе пассажира к поезду пригородного сообщения через пункт контроля проездных документов (билетов) (при наличии указанного пункта), в пути следования поезда пригородного сообщения и при выходе пассажира через пункт контроля проездных документов (билетов) (при наличии указанного пункта) после окончания поездки в поезде пригородного сообщения».
Из всего вышенаписанного ясно только, что для перемещения из точки А в точку В необходимо приобрести проездной билет, который будут проверять везде. О правах и обязанностях пассажира в тексте нет ни слова. Но на эти вопросы при желании тоже можно найти информацию. Итак:
У пассажира есть право на
- Бесплатный провоз ручной клади, которая не превышает по весу 36 кг, и по размеру не более 180 см в высоту или длину. Это не считая различных мелких вещей.
- За дополнительную плату разрешен провоз ручного багажа весом до 50 кг.
Согласно этим пунктам как ручную кладь можно провозить детские коляски и различные саженцы, упакованные должным образом и соответствующие указанным габаритам. Тогда как за следующие категории: инвалидные коляски, домашние животные, велосипеды – то есть все, что выходит за установленные законом габариты, придется дополнительно заплатить. Причем стоимость провоза устанавливает железная дорога.
Пассажиру категорически запрещено
- безбилетный проезд;
- провоз вещей, которые могут испачкать или каким-то образом нанести урон багажу других людей.
Весьма интересные правила. Особенно пункт относительно оплаты провоза велосипеда, допускающий определять стоимость билета на транспортировку железной дороге в размерах, которые организация сама и определит. Самое занимательное то, что пригородные перевозки осуществляет не одно ОАО, а несколько компаний, и каждая из них по-разному понимает закон о провозе велосипедов. ОАО «Экспресс-пригород», отвечающая за пригородные перевозки в Зауралье, отдельным пунктом прописала, что владелец велосипеда может провозить только одно транспортное средство в собранном виде в тамбуре и приобретать на него отдельный билет. В правилах Северо-западной и центральной ППК вообще ничего не сказано о транспортировке велосипедов. Получается, что не существует единых правил и каждая компания может поступать так, как ей заблагорассудится. И непонятно чего ожидать, заходя в электричку: толи заплатить столько, сколько скажут, потому что нигде не прописана стоимость билета на провоз такого багажа, толи ожидать, что высадят на какой-нибудь станции, если кондуктор попадется несговорчивый и не желающий идти на уступки. Ведь он имеет полное право сослаться на пункт, запрещающий провоз клади, которая может испачкать вагон или вещи остальных пассажиров. А кто-нибудь видел идеально чистый велосипед после длительной прогулки по сельской местности?
Да, разумеется, все это имеет отношение только к собранным велосипедам, так как велосипед в разобранном виде считается ручной кладью весом до 36 кг и габаритами до 180 см, таким образом, его можно перевозить бесплатно.
Однако на самом деле все не так страшно и сложно, как может показаться на первый взгляд. Практика показала, что больше всего возмущаются, когда видят велосипед, контролеры турникетов. Однако эта ситуация очень легко решается: если требуют оплатить еще один билет, нужно снять переднее колесо и сказать, что ваш двухколесный друг – ручной багаж, который вы имеете право провезти бесплатно. После того как турникет останется позади, колесо можно поставить на место.
Известен случай, когда кассир пригородной кассы не смогла разобраться, как пробивать велосипед, потому что не знала к какой категории провозимых вещей его отнести. Женщина сама посоветовала снять колесо и пройти через турникеты без дополнительной оплаты.
Довольно часто контролеры пригородных электричек не просят предъявлять проездной документ на велосипед, так что в поезде его можно и не разбирать, а на выходе с платформы, если предусмотрена система турникетов, снова снять колесо, чтобы не нервировать блюстителей порядка.
Но и этот способ не гарантирует, что вас пропустят, опять же, всё будет зависеть от людей, которые стоят на турникетах. Если они упрутся рогом: «снимай колесо, не снимай, а это всё-равно велосипед», ничто их переубедить не сможет. К каждому человеку нужно искать свой подход.
Где размещать велосипед в вагоне
Не секрет, что специальных мест для провоза велотранспорта в электричках нет. Поэтому владельцам велосипедов приходится проявлять креативность и самим решать насущный вопрос. Причем желательно так, чтобы остальные пассажиры остались довольны результатом.
Если на багажнике велосипеда есть вещи, их рекомендуется снять и попробовать подвесить транспортное средство к верхней багажной полке за сиденье. Не стоит опасаться, что велик упадет – система крепежа этого не позволит. Но для своего спокойствия проверьте, хорошо ли затянут эксцентрик на подседельном штыре. Таким «подвешенным» способом удобно провозить несколько велосипедов, потому что они займут мало места и никому не будут мешать. Контролеры спокойно реагируют на такой метод перевозки и лишний раз не цепляются.
Часто в составе электрички есть вагоны, где отсутствует часть сидений, так что поставить велосипед можно туда. В идеале еще до отправки электропоезда обойти весь подвижной состав на выявление таких мест, если это позволяет время стоянки.
Если не повезло, и оба предложенных варианта по каким-то причинам не подходят, поставьте аккуратно велосипед между сидений. Можно его перевернуть, это на чуть-чуть уменьшит занимаемое им место, кроме того, такое положение более устойчиво при перевозке.
Ни в коем случае не оставляйте велосипеды в тамбуре между вагонами. Там они будут все время мешать пассажирам на входе-выходе. Невозможно предугадать на какую сторону откроются двери, что создаст ряд дополнительных неудобств, в том числе и владельцу велосипеда. Помните, что велосипед неизбежно будет мешать, поэтому будьте вежливы с пассажирами.
Перевозка велосипеда в поезде
С каким же облегчением мне вспомнились этим слова из песни, когда я наконец затолкал свой велосипед на третью полку плацкартного вагона в поезде, который увозит меня из Киева в город Старый Самбор. В этом небольшом городе Львовской области меня ждет 120 километровая велогонка Gran Fondo Ukraine 2017. Но сейчас я хочу написать подробнее только о том, как провозить велосипед в поезде. Перевозка велосипеда в поезде — это та тема, которая точно должна стать полезной, так как здесь оказалась очень много нюансов. В своей статье я поделюсь своим бесценным жизненным опытом о том, как перевозить велосипед в поезде.
Перевозка велосипеда в поезде — стадия подготовки
Сразу скажу, что для девушки, без мужской помощи, это, наверное, практически нереальная затея! Почему? Все просто. Попробуйте дома поднять свой велосипед двумя руками над головой. А теперь его еще и покрутите во все стороны. Получилось? Если да, тогда я уже от Вас в восторге! А теперь с велосипедом в руках попробуйте его положить на Ваш самый высокий шкаф. Ведь третья полка в плацкартном вагоне расположена где-то на высоте 2+ метров. Если у Вас все эти процессы получилось, тогда Вы готовы провозить свой велосипед в поезде самостоятельно. 🙂
Эта же процедура касается и мужской половины человечества. Очень советую еще дома начинать тренироваться поднимать и крутить в руках над головой свой велосипед. 🙂 То еще упражнение, хочу я Вам сказать.
И так, проведя тест на физическую подготовку к перевозке велосипеда в поезде, можно приступать к его упаковке. Для этого всем очень советую купить хороший, надежный чехол для велосипеда. С вопросом подбора и покупки чехла для велосипеда мы с Вами поговорим чуть позже в следующем материал на моем блоге.
И так, перевозка велосипеда в поезде впереди, со спортивной подготовкой и велочехлом мы разобрались. Пора брать в руки ключи и начинать разбирать велосипед.
Как разобрать велосипед перед провозом в поезде
Самое главное здесь — выполнить два основных действия:
- Ослабить крепление руля и повернуть его параллельно раме. Потом снова зафиксировать, чтобы он не болтался в чехле вместе с велосипедом. В идеале, его чем-то привязать к раме. Я читал, что вроде как есть специальные фиксирующие распорки для этих целей. Но мне они пока на глаза в продаже не попадались, поэтому я использовал простой подручный вариант — прочную тесьму от старой сумки.
- Снять переднее колесо и упаковать его в карман на чехле для велосипеда. Самая простая процедура. 🙂 Главное не забудьте отщелкнуть крепление на переднем тормозе, так как из-за него не будет выниматься колесо. Я это заметил, когда минуту тряс его, пытаясь снять и не понимая, что же мне мешает. 🙂 Это, конечно, если Вы обладатель простых V-образных тормозов на резинках. Как снимать колесо на дисковых, или, не дай Боже — дисковых гидравлических тормозах, я Вам не подскажу.
У нас остаются педали. Все советуют их тоже снимать. Если Вы решитесь на это, тогда сделайте это пунктом номер один в списке разборки велосипедов перед упаковкой в чехол. Но как показала практика, для провоза велосипеда в поезде наличие педалей не помеха. Они как раз будут висеть над столом и никуда не упираться. Однако при съеме педалей учтите, что они могут прикипеть. Лично у меня не вышло открутить ни одну. 🙂 Но тема заинтересовала, так что по приезду буду все равно пробовать, но уже с использованием смазки WD-40.
Как перевозить велосипед в поезде — особые моменты
Следующий совет. Чем-то замотайте вилку, чтобы она не порвала ваш чехол для велосипеда. Я сделал из картонной коробки — маленькую, плотную коробочку. Все скрепил скотчем. 🙂 Её и надел на вилку моего велосипеда. Думаю, на пару поездок хватит. Кстати, обратите внимание на то, что иногда в велочехлах шьют карманы для вилки. Я так думаю, что это должно быть самое прочное место в чехле для велосипеда. Если нет, тогда смысла переплачивать за это нет.
Все, что нам осталось, это:
- либо замотать чем-то педали, если Вы их не снимали,
- либо вкрутить из изнутри,
- либо примотать скотчем к раме, если Вы их все-таки сняли.
Да и вообще — возьмите и с собой скотч в дорогу. Он, по ходу дела, помогает решать многие задачи. 🙂
И так, мы сделали все основные действия по разбору велосипеда. Теперь самое простое — это поставить его в чехол и застегнуть. Велосипед готов к транспортировке, чего, например, нельзя было уже сказал обо мне. 🙂
С велосипедом на вокзал
Здесь все весьма несложно. Перевозка велосипеда в поезде начинается с заказа такси, если Вы, конечно, не поедете на вокзал на нем же. В моем случае из-за мокрой погоды в Киеве я был вынужден вызвать такси. Только учтите, что в обычную машину Вы уже не влезете. Надо заказывать машину универсал. А так как у нас в такси бывают и маленькие универсалы, типа Шкода Фабия, то я Вам советую сказать диспетчеру службы такси о том, что Вы везете сложенный велосипед в чехле и его длина составляет 150 или 170 сантиметров. Так водителям, которые увидят или услышат Ваш заказ, будет легче сориентироваться, какая машина Вам больше подойдет. Таким образом Вы сэкономите себе время и нервы, а также избежите конфликтной ситуации с водителем о том, что не предупредили о негабаритном грузе.
Лично ко мне приехала Ауди универсал. Но водитель предварительно перезвонил и уточнил, будут ли еще пассажиры, потому что меня ждала перевозка велосипеда в поезде и, возможно, кто-то мог ехать со мною за компанию. Так как для упаковки велосипеда в легковую машину, пусть даже и в большой универсал, надо будет складывать задние сиденья. Поэтому вряд ли поместится кто-то еще из сопровождающих. Ну и время рассчитайте заранее с учетом возможных пробок, прокола колеса или какой еще поломки. Будет обидно опоздать на поезд и, как результат, пропустить долгожданную велогонку. Да и на месте надо будет время выгрузиться и все свое добро дотянуть до вагона.
Нужно ли покупать билет для велосипеда
Я много читал, что нет. И это же мне сказал и проводник, что перевозка велосипеда в поезде идет без покупки дополнительных билетов. Но я все-таки решил не рисковать, и заплатил еще какие-то копейки, указав в билете «Провоз аппаратуры.» Наличие такого дополнительного билеты привело проводника в легкий ступор. Я так понял, что никто такого не покупает, когда везет велосипед в поезде. 🙂 Так что я думаю, что тут уже на Ваше усмотрение — доплачивать что-то или нет. Лично я купил такой билет на провоз аппаратуры, и ехал на вокзал спокойным и с чистой совестью.
Судя по тому, что мое появление с велосипедом в сумке на плече не удивило проводника, я могу сделать выводы, что на сегодня уже очень много людей перевозят велосипеды в поездах. И это очень радует. И проводник спокоен, и у меня нервы целы, и нация у нас значит, оздоравливается. 🙂
Размещение велосипеда в вагоне поезда
А вот здесь и началось все самое «прекрасное»! Как видно на фото выше, я ехал еще и с сумкой. Погода ожидается дождливая, поэтому пришлось брать вещи переодеться на случай, если промокну весь. Да еще и кулек с едой (как-то аж с запасом вышло). Да каремат, чтобы было где отдохнуть до и после гонки. Так как я не планировал оставаться в отеле на месте и вечером после велогонки у меня поезд домой, то, как мне пока-что кажется, каремат мне мог пригодиться в качестве переносной постели. В общем, пока еще смутно себе все это представляю.
Апдейт автора. Т.к. статью писал еще по пути на велогонку, лежа в вагоне поезда пред сном, а публикую уже почти неделю спустя по приезду, то могу смело сказать, что мне было не до каремата. Все прошло по-спринтерски: приехал, проехал велогонку и уехал. 🙂
И так, подошел поезд, и я подошел к нему. По «счастливой» случайности, перевозка велосипеда в поезде началась с того, что мне до моего вагона надо было еще пройти десять таких. Когда я наконец добрался до цели, передо мною встала задача покорить Эверест. 🙂 У нас же перроны сделаны «для людей», когда тебе надо по узкой лестнице залазить чуть ли не на высоту своего роста, чтобы попасть внутрь вагона. И здесь я окончательно начал завидовать обладателям легких шоссейных велосипедов!
Перевозка велосипеда в поезде потребует хорошего физического развития
С другой стороны, я так сильно радовался в душе, что уже 4 года посещаю тренажерный зал! Перевозка велосипеда в поезде оказалась не легкой затеей! Я пока свой велосипед одной рукой поднимал и затягивал в вагон, пока сам пытался залезть в него с сумкой, карематом и пристегнутым к нему велошлемом, что думал — там и кони двину. 🙂
С реальными трудами я попал внутрь вагона поезда, где меня ждал следующий сюрприз. Ширина коридора оказалась слишком маленькой для проноса моего багажа. Перевозка велосипеда в поезде начала вносить свои коррективы. 🙂 Пришлось велосипед поставить в тамбуре и первыми отнести сумку и прочие вещи. А потом вернуться и очень аккуратно через весь вагон нести велосипед. Здесь мне тоже крайне «повезло». Мое место ровно в другом конце вагона от открытых для посадки дверей. 🙂
Размещение велосипеда на полке в вагоне поезда
И так, после всех вышеописанных мытарствований я оказался у цели. Собравшись с духом, долго пытаюсь найти место, чтобы крепко можно было ухватить велосипед. Сделать это через велочехол оказалось совсем не так просто. После какого-то количества времени мне это все же удалось. Учитывая узкие походы в плацкарте, мне пришлось поднимать свой большой велосипед, выписывая им в воздухе восьмерки. Наконец я достиг уровня третий полки.
Но как я не старался, на саму попку он ну не как налезет! Я его и так крутил, и так — но не тут-то было. Сама третья полка в вагоне почти в два раза уже моего велосипеда. От такой физической зарядки мой мозг перестал думать и я начал впадать в панику. Я не могу разместить свой велосипед на полке!
В общем, выволок его в тамбур с мыслью о том, что это полная *опа! Стою у открытого окна, дышу как паровоз, весь мокрый от таких акробатических номеров с жонглированием велосипедом весом 15+ кило над головой на выпрямленных руках, как вдруг мне одна из пассажирок предлагает его положить поперек купе над столом — одна часть велосипеда на одной полке, вторая — над другой.
И тут меня озарило! Какая же это гениальная мысль! Немного отдышавшись, я снова занялся жонглированием. Но на этот раз уже успешно. 🙂 Велосипед так хорошо лег между двух полок, что его, с учетом его размеров, даже ничем не пришлось фиксировать. Он оттуда без хорошей посторонней помощи никогда не выпадет. 🙂 Как это все выглядит — смотрите на фото ниже:
Все, кто — куда, а я спать
На этом мое описание процесса подготовки и перевозки велосипеда в поезде подошло к концу. Надеюсь, что изложенные детали будут полезны всем тем, кто планирует свой первый выезд с велосипедом в поезде. Имею надежду, что Вы учтете все мои ошибки и промахи и подойдете в этому делу во все оружии.
Успехов Вам на велогонках и удачно добраться к месту старта. А я пошел спать, так как все написанное выше было сотворено по горячим следам уже лежа на спальной полке в поезде с мобильным телефоном в руке.
Буду рад Ваши советам, пожеланиям и предложениям о том, как лучше и что надо учесть при перевозке велосипеда в поезде, которые Вы можете оставить здесь ниже в комментариях к этому посту.
П.С. Фото ниже демонстрирует один из вариантов перевозки шоссейного легкого велосипеда. С разрешения хозяина я запечатлел вариант упаковки. Да, велосипед был еще и в нейлоновом чехле, но вот использование трубок теплоизоляции для предотвращения появления царапин на корпусе велосипеда мне очень понравилось.
Перевозка велосипеда в поездах — РЖД, КТЖ,China Railways
Привет коллеги! Хочу поделиться опытом, как перевозить свой личный велосипед на железных дорогах России, Казахстана, Китая и Киргизии. Эта статья будет касаться только четырёх компаний:
К сожалению на других железных дорогах с велосипедом не доводилось ездить. Эти советы относятся только к поездам дальнего следования, правила для пригородных поездов отдельные.
Для перевозки велосипеда вам обязательно понадобится сумка, чемодан, чехол или коробка. Советую потратится один раз хотя бы на чехол. Цена обычно варьируется от 20$ до 70$.
Сумку или чехол можно найти на Ebay или Alixpress. Называется она на английском «Bicycle Carrier Bag». Кстати как сэкономить на покупках до 9% с алиэкспресс, ebay и других сайтов, читайте дополнительно статью о сайте kopikot.ru.
Вот так выглядит сумка которую покупал за 25$ в Китае.
Например «чемодан» или по-другому «кейс» для велосипеда начинается от 150$ и заканчивается 700$. Но его покупают обычно профессиональные спортсмены, у которых часто много переездов из одного города в другой.
Чехол (кейс) для перевозки велосипеда
Также мне доводилось перевозить велосипед в обычной картонной коробке из-под велосипеда, которые можно найти в любом велосипедном магазине, либо бесплатно, либо за очень символическую сумму.
Коробка для велосипеда
Два раза перевозил велосипед без всякого чехла и коробки кладя на верхнюю полку, просто скручивая колеса и подседельный штырь. Такое советую не повторять, т.к. всё может зависеть от человеческого фактора и вас просто могут не впустить в вагон.
Казахстанские Железные дороги
Российские железные дороги (РЖД)
У «РЖД» самые строгие правила по перевозкам из всех вышеперечисленных.
Во-первых провоз велосипеда внутри вагона не бесплатный, а стоит небольших денег в зависимости от расстояния, в среднем 200-350 рублей.
Также на РЖД нельзя провозить велосипед без чехла, сумки, коробки, чемодана.
Для провоза велосипеда вам понадобится отдельный билет на багаж. Для этого вы должны подойти с паспортом и основным билетом в кассу любого железнодорожного вокзала, можно сделать это заранее, можно перед отправлением. Сказать о том, что хотите оплатить провоз велосипеда, кассир спросит вес вашего велосипеда, ответьте 10 кг. Обязательно уточните у кассира, что не хотите сдавать в багажный вагон, а везти с собой в пассажирском.
Затем отправляйтесь к вагону, перед посадкой покажите проводнику оба билета. Частенько в российских поездах ходит начальник поезда, проверяет работу своих подчиненных и может спросить у вас билет на багаж. По крайней мере, из трёх поездок два раза меня просили показать билет на багаж.
Во-вторых, также габариты на РЖД учитываются, но вы не беспокойтесь, велосипед в сложенном положении спокойно входит в эти стандарты. С дополнительной информацией можно ознакомиться на официальном сайте РЖД.
Казахстанские железные дороги (КТЖ)
На казахстанских железных дорогах всё очень просто в отличие от российских.
Вам не нужно покупать отдельный билет, вы можете смело отправляться со своим велосипедом в вагон.
Однажды в Петропавловске на казахстанских железных дорогах удалось меня развести проводнице поезда. Дело в том, что я первый раз ехал на КТЖ и не знал правила, что не нужно покупать отдельный билет на велосипед как у РЖД. Проводница меня не захотела впускать в пассажирский вагон, утверждая что требуется сдавать велосипед в багажный вагон, после не продолжительных споров, она попросила заплатить ей 2000 тенге, после чего она меня впустила в вагон.
В следующий раз когда ехал снова на казахстанских железных дорогах, я подошел к кассе вокзала и хотел купить билет на провоз велосипеда с собой в вагоне, как у РЖД. На что девушка-кассир в Алматы удивилась и ответила: «что у нас таких вообще билетов нет, велосипед считается бесплатной нормой багажа, если вес не превышает 35 кг. и сумма трех сторон 200 см.».
Поэтому если у вас будут разводить проводники, то с уверенностью говорите им, что платить не нужно.
Велосипед можно провозить на всех поездах, кроме вагонов фирмы «Тальго», которые в Казахстане ездят по направлению Алматы-Астана. В этих поездах нужно велосипед сдавать в специальный багажный вагон.
Киргизские железные дороги (КТЖ)
Однажды ехал на киргизском поезде «Екатеринбург-Бишкек» с велосипедом и беговыми лыжами. Каких-то трудностей и вопросов не возникло с проводниками. Садился я в российском городе, по идее должен был купить дополнительный билет на багаж как у РЖД, но т.к. поезд относится к киргизским железным дорогам, то проводники не подчиняются правилам РЖД. Дополнительного билета покупать не нужно на поезда КТЖ, даже если вы садитесь на вокзалах российских городов.
Также как и в «Каз темир жолы«, нормой бесплатного провоза багажа является 36 кг. и сумма трех сторон для международных поездов 200 см.
Китайские железные дороги (China Railways)
Много раз перевозил велосипед на китайских железных дорогах, как на обычных поездах, так и на скоростных.
Правила и принципы действуют одинаково для двух типов поездов, дополнительно оплачивать ничего не нужно, но нужно обязательно упаковывать велосипед.
Велосипед в обычных вагонах я ложил под нижнюю полку, он туда легко помещается, там нет перегородки как в российских вагонах, он там никому не мешает. В плацкартных китайских вагонах, нет третьей багажной полки, а вместо неё дополнительная спальная полка, поэтому велосипед помещается только под нижнюю. Купейные вагоны, похожи на российские, так что смело можно ложить под нижнюю или на третью багажную полки.
В скоростных поездах только сидячие места, а над сиденьями полки слишком узкие для велосипеда. Поэтому велосипед помещается и никому не мешает только за спинками крайних сидений перед тамбуром.
На что вы имеете право в поезде: 18 рекомендаций путешественницы
За несколько лет я успела побывать в Финляндии, Латвии и во многих российских городах. Несмотря на мою любовь к путешествиям, поезда меня часто расстраивали: в них вечно не хватало розеток, шумели пьяные соседи, а в туалет была очередь с километр.
За годы поездок я разобралась в правилах и ценах РЖД. В этой статье я расскажу, обязаны ли пассажиры убирать за собой постельное белье, как не платить за чай в «Сапсане» 100 Р , и о многих других нюансах. Чтобы все цены и ссылки на правила были под рукой перед поездкой, советую сохранить статью в закладки.
Вот на что вы имеете право в поездке.
Как путешествовать во время пандемии
Выбрать комфортабельный поезд
Поезда и вагоны не одинаковы по уровню обслуживания: одни могут быть с кондиционерами и биотуалетами, другие — с деревянными окнами и единственной на весь вагон розеткой. Чтобы не оказаться в таком, правильно выбирайте поезд: у каждого маршрута есть номер, который можно увидеть во время покупки билета.
- 001—150 — скорые поезда, которые ходят круглый год.
- 151—298 — сезонные или дополнительные скорые поезда.
- 301—450 и 601—698 — регулярные пассажирские поезда.
- 451—598 — сезонные или разовые поезда.
- 701—750 — скоростные поезда, например «Ласточки». Средняя скорость с учетом стоянок — 91 км/ч и более.
- 751—788 — поезда со скоростью от 161 км/ч , например «Сапсан», «Аллегро», «Невский экспресс».
Выбирайте регулярные и скоростные поезда — 001—150 , 301—450 , 701—788: они ходят круглый год, поэтому РЖД меняет в них старые вагоны на комфортные новые.
Номера 151—298 и 451—598 — это сезонные или дополнительные поезда, которые пускают в праздники и летом — на маршруты южного направления. Их комплектуют по остаточному принципу — из тех вагонов, что есть. В них нет кондиционеров, биотуалетов и розеток.
Не прогадать с вагоном и местом
При покупке билетов смотрите на схему поезда: нижние полки — нечетные, верхние — четные. «Боковушки» — с 38-го по 53-е , места 1, 2, 35, 36 — у туалета. Если не хотите долго заносить и выносить свои вещи, выбирайте место рядом с купе проводника.
Если собираетесь ехать в плацкарте без кондиционера, лучше не брать места 9—12 , 21—24 , 43, 44, 49, 50 — там находятся аварийные окна, которые не открываются. В купе аварийные окна расположены в третьем и пятом купе.
В одном поезде могут быть как старые вагоны, так и новые — с кондиционером и биотуалетом. Можно попросить проводника пересадить вас в новый, если там будут свободные места. Правда, за это придется доплатить.
Попросить проводника помочь с вещами и бельем
Проводник обязан застилать полки: верхние места в СВ, купе и мягких вагонах. Он помогает приготовить постель инвалидам, пожилым людям и беременным в вагонах всех категорий: это входит в его должностные инструкции.
Убирать постельное белье за всеми пассажирами — обязанность проводника. По рабочей инструкции, он должен делать это после высадки людей. По просьбе пассажира и при наличии возможности проводник может помочь загрузить вещи в тамбур вагона. Я всегда беру с собой в поездки большой чемодан на колесиках, и мне ни разу не отказали в помощи при погрузке.
Ж/д компании часто предлагают включить белье в цену билета, но от него можно отказаться и спать хоть в спальном мешке. Правда, в этом случае проводник не даст матрас, одеяло и подушку, чтобы не нарушать санитарные нормы. Если же вы решили не брать белье, но потом передумали, то сможете купить его у проводника.
Я иногда не брала белье, например когда понимала, что хорошо отдохнула перед поездкой и точно не буду спать в поезде. Я читала или слушала музыку, завернувшись в собственный плед, — проводники были не против.
Поесть за адекватные деньги
Не обязательно готовить и брать с собой кучу еды: поесть по приемлемым ценам можно и в поезде. Вот какие варианты есть у пассажира.
Разогреть еду и положить ее в холодильник. В мягких и купейных вагонах фирменных поездов бывают микроволновки и холодильники для пассажиров. Например, модернизированные составы ходят по направлениям Владивосток — Москва ( № 99/100 ), Москва — Белгород ( № 71/72 , Белогорье), Санкт-Петербург — Астрахань.
Еще микроволновки часто есть в купе проводника — можно попросить его разогреть вашу еду. Об этом сказано в пункте 8.1. стандарта ОАО «РЖД» о нестандартных просьбах пассажира. Проводник может попросить за это доплатить, но цены неизвестны.
Заказать дополнительное питание. В поезде можно заказать завтрак, обед и ужин. Услугу оформляют в кассе, на сайте при покупке билета или у проводника в поезде. Стоимость — как в кафе: обед в купе обойдется в 394 Р . Изучить все цены и поезда, в которых доступна услуга, можно на сайте РЖД.
Стоимость дополнительного питания в вагонах разного класса
Люкс | СВ | Купейный | Плацкартный | Сидячий | |
---|---|---|---|---|---|
Завтрак | 438 Р | 402 Р | 272 Р | 217 Р | 205 Р |
Обед | 621 Р | 534 Р | 394 Р | 306 Р | 294 Р |
Ужин | 509 Р | 463 Р | 333 Р | 270 Р | 264 Р |
Заказать еду в вагоне-ресторане. Если вы едете в купе, можно попросить проводника вызвать из вагона-ресторана официанта, чтобы тот принял ваш заказ. Но можно сходить и самому: там бывают удобные кресла, свободные розетки и вайфай.
Вагоны-рестораны есть не во всех поездах — узнать, будет ли он в вашем, можно на сайте РЖД. Также учитывайте, что в разных поездах они отличаются: где-то получится неплохо пообедать за демократичную цену, а где-то будет неоправданно дорого. Мне редко везло с вагонами-ресторанами: в одних были завышенные цены, в других — просто невкусно. Например, как-то раз кофе сомнительного качества из кофемашины-автомата обошелся мне в 230 Р .
Хотя в скоростных поездах, например в «Ласточке» и «Сапсане», проводники продают чай за 100 Р и больше, по стандартам ОАО «РЖД» пассажирам должны бесплатно предлагать воду. Она есть во всех поездах: в старых вагонах — в титане, в новых — в кулере. За температурой в титане должен следить проводник.
Я часто слышала, что пассажирам бесплатно полагаются стакан и ложка. Но во внутренних правилах РЖД об этом ничего не написано, поэтому решение принимает проводник. Если вам удастся взять стакан, можно сэкономить, самостоятельно заварив чай из пакетика. Проводники не раз бесплатно давали мне и чашку, и ложку.
Выпить что-то алкогольное в поезде тоже можно, но только в вагоне-ресторане: там продают напитки крепостью до 16,5%. То есть пиво, вино или вермут заказать получится, а вот коньяк или виски — нет.
Если пить в вагоне или тамбуре свой алкоголь, вас ждет штраф по статье 20.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях — на сумму от 500 до 1500 Р . Находиться пьяным в вагоне тоже запрещено — за это штрафуют на ту же сумму. В крайнем случае даже могут арестовать.
штраф за распитие алкоголя в поезде
Не терпеть противных соседей
Если ваши соседи по вагону пьяны, находятся под воздействием запрещенных веществ или нарушают ваш покой, можно попросить проводника вмешаться. Если он не сможет их успокоить, то вызовет транспортную полицию, которая снимет нетрезвых пассажиров с поезда. Это закреплено в правилах перевозок Минтранса России. Начальник поезда делает на билете такого гражданина отметку «Поездка прекращена на основании подпункта „а“ пункта 27 правил оказания услуг».
При этом наказание вполне реальное: моего знакомого однажды сняли с поезда. Он был пьян, шумел и мешал другим пассажирам. В какой-то момент проводник устал терпеть его выходки и вызвал дежурный наряд полиции на одной из станций. Те забрали провинившегося в отделение и продержали там 15 суток.
Зарядить гаджеты
В поезде есть розетки, которыми можно заряжать гаджеты, их количество зависит от его новизны:
- в отремонтированных вагонах — две розетки и больше;
- в старых вагонах — одна розетка у проводника;
- в новых поездах — индивидуальные розетки в каждом из отсеков.
Вот где еще могут быть розетки в вагоне:
- возле кипятильника;
- у первого и последнего места в плацкарте. Если решите заряжать гаджет там, лучше побыть рядом, чтобы его не украли;
- в купе — в каждом отсеке в коридоре;
- в купе проводника. Он может взять за это небольшую плату. Как-то проводник разрешил мне воспользоваться розеткой бесплатно — правда, попросил не рассказывать об этой возможности всему вагону;
- возле туалета — если розетка одна на весь вагон, она бесплатная.
Если розетки есть, но они не работают, иногда их можно включить по просьбе проводника.
Попросить проводника дать аптечку или оказать первую помощь
В купе у проводника всегда есть аптечка первой помощи. В ней есть бинты, марля, пластырь, перчатки, йод и стерильные салфетки. Их должны выдавать бесплатно. Но лекарств там нет, поэтому лучше захватить их с собой.
Если в дороге пассажиру стало плохо, проводник обязан сообщить об этом начальнику состава и оказать доврачебную помощь. Также он привлечет пассажиров-медиков, если они есть в поезде, обратившись к ним через поездное радио. Параллельно с этим начальник поезда через машиниста вызовет к составу скорую или медработников вокзала на ближайшей станции.
Бесплатно сыграть в шахматы
У проводника можно попросить бесплатные настольные игры — шашки, шахматы или домино. Бывает, что шахматная доска нарисована прямо на общих столиках. Еще можно бесплатно попросить иголки с нитками, ножницы, щетку для одежды и обуви.
Принять душ
В новых фирменных поездах и мягких вагонах может быть душ. Где-то он бесплатный, а где-то стоит от 100 до 250 Р . Например, душ есть в поезде «Экспресс» по маршруту Москва — Санкт-Петербург, в «Арктике» по маршруту Москва — Мурманск и в «Гранд Экспрессе». Правда, долго плескаться не получится: на одного человека выделяют всего 16 литров воды.
примерно за столько можно принять душ в поезде
За доплату можно получить в аренду комплект полотенец — 100 Р , гигиенические средства — 100 Р , одноразовые тапочки — 50 Р .
Сходить в туалет в соседнем вагоне или бесплатно на вокзале
В туалете поезда должны быть бумажные полотенца, мыло и бумага. Если их нет, скажите об этом проводнику: он обязан их принести.
Если в туалет в вашем вагоне огромная очередь, можно сходить в соседний — даже если это купе, вам никто ничего не скажет. Кроме того, из абзаца 4 ст. 80 устава железнодорожного транспорта Российской Федерации следует, что вы можете за час до поездки и через час после прибытия бесплатно сходить в туалет на вокзале — достаточно показать билет кассиру уборной. Я не раз так делала — обычно пропускают без лишних вопросов.
Попросить разбудить себя
Проводник должен сообщать всем пассажирам, что поезд прибывает на очередную станцию. Обычно он делает это за 5—10 минут до остановки. Но можно и просто попросить проводника разбудить вас в нужное время — не только перед выходом.
Но я бы не рекомендовала надеяться на проводника: он может забыть о вашей просьбе. Обычно я ставлю несколько будильников на телефоне, если знаю, что приезжаю ночью и могу проспать свою остановку.
Сделать паузу в поездке, а потом продолжить путешествие
Путешественник имеет право сойти с поезда на любой станции на срок до 10 дней, например чтобы изучить один из городов по ходу следования. Допустим, по дороге из Москвы в Пермь можно выйти на пару дней в Нижнем Новгороде, а потом продолжить путь.
Чтобы оформить перерыв в поездке, нужно сойти на станции, пройти в кассу не позднее трех часов после прибытия и сделать отметку в билете. Кассир попросит оплатить сбор за переоформление билета — 203,50 Р , а также плацкарту — стоимость места, занимаемого пассажиром, это примерно половина цены билета. Точная стоимость плацкарты зависит от поезда: чем выше класс вагона, тем она дороже.
Перевезти животное
В поездах разрешено провозить животных, причем без справки от ветеринара. Правила перевозки отличаются в зависимости от типа вагона:
- транспортировка запрещена — класс 1Д (СВ), 2Д (купе), 3Э, 3Т, 3Л, 3П, 1Р, 2Р, 3Р, 1С, 2С, 2Е, 2М, 3С (сидячий), 3В (общий);
- разрешена безвозмездно — 1А, 1И, 1М (люкс), 1Е, 1Б (СВ), 1В;
- допускается, но платно — 2К, 2У, 2Л (купе), 3Д, 3У (плацкарт), 2В, 2Ж, 3Ж, 3О;
- при выкупе всех мест — 1Э, 1У, 1Л (СВ), 2Э, 2Б.
Мелких зверей и птиц, например кошку, хомячка или чихуахуа, позволяют перевозить в клетке или контейнере на месте для ручной клади. Сумма длины, ширины и высоты контейнера не должна превышать 180 см. Обычно каждому пассажиру разрешено взять с собой только один такой контейнер. Например, мои друзья регулярно ездят из Санкт-Петербурга в Москву и обратно с йоркширским терьером. Сначала собака нервничала, но потом привыкла к переноске и теперь спокойно относится к поездкам.
Если животное не помещается в переноску размером 180 см, то относится к крупному. Тогда для него надо выкупать все места в отдельном купе и перевозить его там — с поводком и в наморднике, под наблюдением хозяина. Оформить билет на поездку с животным можно на сайте РЖД или в кассе.
Условия перевозки животных в скоростных поездах отличаются:
- в «Ласточке» можно возить только мелких животных. В цену билета включают сбор — 150 Р ;
- в «Стриже» можно перевозить мелких животных. Крупных животных по маршруту Москва — Нижний Новгород возить нельзя, по маршруту Москва — Берлин — можно, но в наморднике и с поводком, выкупив все купе, это стоит примерно 9000 Р ;
- в «Сапсане» мелкое животное перевозят в контейнере на месте для ручной клади. В цену билета включают сбор — 400 Р . Крупных животных провозить нельзя;
- в «Аллегро» можно перевозить до двух собак на поводке или в клетке, в цену билета включают сбор — 15 € ( 1363 Р ).
Также стоимость перевозки мелких животных зависит от дальности маршрута. Минимальная цена — 277 Р , если едете не больше 10 км. В среднем цена за перевозку на расстояние 600—1500 км составляет 400—600 Р .
примерная стоимость перевозки животного на расстояние 600—1500 км
Еще на поездах теперь можно перевозить домашних животных без сопровождения владельцев в багажных купе. Стоимость услуги зависит от дальности поездки: например, перевозка животного на расстояние до 10 км обойдется в 820 Р . Все тарифы есть на сайте РЖД.
Животное должно быть в клетке или контейнере размером до 180 см по сумме трех измерений. Туда надо положить кормушку и корм, поилку, опционально — игрушку. Вес контейнера вместе с животным — до 75 кг. Обязательно нужно указать данные о человеке, который будет встречать питомца.
Нельзя перевозить животных и птиц, чье поведение может угрожать жизни и здоровью пассажиров или работников: больных, неприрученных или неадекватно себя ведущих питомцев. Чтобы перевезти животное, изучите правила перевозки.
Перевезти велосипед и другую ручную кладь
В поездах дальнего следования можно провозить велосипед как багаж — в разобранном и упакованном виде. Велосипед примут в поезд со снятыми колесами, педалями, багажником, крыльями и рулем, в чехле или пленке. На сайте РЖД есть инструкция по его транспортировке.
Удобнее всего путешествовать с велосипедом в плацкарте: там он легко помещается на третьей полке и не мешает пассажирам. Бесплатно можно перевезти байк весом до 36 кг, для вагонов СВ — до 50 кг. Размер велосипеда в сумме трех измерений не должен превышать 180 см.
Если велосипед более габаритный, его можно перевезти в багажном купе. Для этого надо приехать на вокзал заранее и оформить перевозку в кассе.
Перевозку оплачивают по тарифу багажа весом в 10 кг, цена зависит от расстояния. Например, за перевозку на 1500—1600 км надо доплатить 100 Р . По приезде велосипед сразу не отдадут — надо дождаться уведомления и приехать на вокзал с багажной квитанцией, чтобы его забрать.
Кроме велосипеда, в поезде можно провезти любую ручную кладь весом до 36 кг и размером до 180 см по сумме трех измерений, например лыжи, удочки и другие вещи. Еще в ручной клади можно перевозить байдарки и детские коляски — в разобранном и упакованном виде.
Я ни разу не перевозила в поезде велосипед. Зато как-то мы с друзьями ездили в Карелию, где планировали сплав на байдарках. Для этого нам нужно было сначала добраться из Москвы в Петрозаводск и провезти с собой 4 байдарки. Мы спокойно сдали их в багаж, доплатив за перевозку.
Перевезти авто или мотоцикл
В некоторых составах есть места для перевозки авто. Их бронируют за 3—90 дней до поездки. Оплатить билет нужно не позже суток до отправления. Перевозить автомобиль сложно, но, если вы готовы на это, вот что нужно сделать.
Уточните, есть ли в поезде вагон для перевозки транспорта. В Москве и Санкт-Петербурге позвоните в центр организации перевозок транспортных средств, в других городах обратитесь в единый информационный центр РЖД.
Москва: +7 499 260-26-72 , 260-22-78 , с 08:30 до 19:30
Санкт-Петербург: +7 812 457-95-57 , с 08:00 до 19:30
единый информационный центр РЖД: 8 800 775-00-00 , auto@fpc.ru
Подайте заявку на перевозку на сайте РЖД, по телефонам +7 499 260-26-72 , 260-22-78 или по электронной почте szfpk_kochetkovaer@orw.ru.
Оформите документы и оплатите перевозку. После подтверждения заявки нужно оформить документы с помощью бесплатной курьерской службы или в спецкассах.
Для оформления перевозки предоставьте в кассе или курьеру:
- Заявление на перевозку.
- Паспорт — обычный и при необходимости заграничный.
- Свидетельство о регистрации ТС.
- Доверенность на авто, если собственник — другое лицо.
- Билеты на поезд, если вы едете в том же поезде, что и авто.
После проверки документов распишитесь и оплатите перевозку. После этого вам выдадут:
- Купон электронной багажной квитанции с реквизитами перевозки и штрихкодом.
- Договор перевозки багажа на особых условиях.
- Памятку.
Стоимость перевозки зависит от маршрута поезда, размера авто и даты поездки — подробные тарифы можно изучить на сайте РЖД. Например, перевозка автомобиля Хендай i10 (860 кг) из Москвы в Санкт-Петербург обойдется в 8356 Р , Киа Спортейдж (от 1508 кг) — в 10 467 Р , Тойота Камри (от 1570 кг) — в 12 138 Р .
Сдайте авто на погрузку, предоставив в терминале распечатанный купон электронной багажной квитанции с реквизитами перевозки.
Авто должно быть исправным, на время поездки нужно отключить сигнализацию и оставить в баке не больше 10 литров бензина — он понадобится при загрузке и выгрузке машины.
В салон авто можно сложить багаж весом каждого места не более 75 кг и общим весом не более 200 кг. Его оформляют как грузоперевозку и оплачивают по отдельной багажной квитанции.
Один вагон для авто вмещает 4 машины. Их закрепляют специальными упорами. Проводник контролирует перевозку: он загружает и выгружает машину, оформляет опись. Если поезд идет за рубеж, он вместе с владельцем авто присутствует при прохождении таможни.
Если вывозите авто за границу, убедитесь, что у вас нет налоговой, банковской или еще какой-либо задолженности или ограничения на выезд. В ином случае вас могут снять с поезда вместе с авто, что означает задержку состава и крупный штраф.
Перевозка мотоцикла обойдется примерно в ту же сумму, что и перевозка авто весом до 1050 кг, пакет документов тот же . При необходимости нужно будет помочь сотрудникам железнодорожной компании с закреплением мотоцикла в вагоне. После погрузки владелец должен отключить клеммы с аккумуляторной батареи.
Вернуть забытые вещи
Оставить заявку на розыск вещи, которую вы забыли на вокзале или в пригородном комплексе, можно по телефону 8 800 775-00-00 или по адресу info@rzd.ru. Еще можно обратиться к начальнику вокзала — для этого нужно уточнить в справочной, где находится его кабинет. Сообщите ему номер поезда, вагона и места, на котором вы ехали, а также приметы потерянных вещей. После этого начальник вокзала свяжется с поездом и уточнит, есть ли там ваши вещи. Если их сняли с поезда, скорее всего, они будут храниться в бюро находок 30 дней — после этого срока никто за них не отвечает. За хранение вещей придется заплатить — эта услуга стоит 150 Р в день.
Еще один вариант вернуть вещи — заполнить электронную заявку на сайте РЖД, но эта услуга доступна только для поездов дальнего следования.
Занять детей игрой или чтением
В некоторых поездах есть бесплатная детская комната, например в составах «Аллегро» по маршруту Санкт-Петербург — Хельсинки. Там дети играют и читают книги. В самом поезде оборудовано место для провоза детских колясок, а для ухода за грудными детьми в туалетной комнате предусмотрен столик для пеленания.
В некоторых поездах для детей 5—14 лет есть бесплатная услуга «Библиотека юного путешественника». Там выставлены книги на русском и иностранном языках. Например, есть произведения Барто, Бианки, Маршака, Толстого, Заходера, Волкова, Булычева, Успенского, братьев Гримм, О. Генри, Роулинг, Нурдквиста и других авторов.
Библиотеки есть в 20 поездах, например в двухэтажном составе № 104 Москва — Адлер, № 31/32 «Лев Толстой» Москва — Хельсинки, № 133/134 Томск — Анапа, Санкт-Петербург — Адлер, Москва — Казань.
Пожаловаться
Если вы хотите пожаловаться на обслуживание в поезде, можно сделать это в книге жалоб и предложений — она находится у начальника пассажирского состава.
Если есть выбор, всегда выбирайте фирменный поезд с именем собственным. Они, конечно, бывают разные, но как правило там и комфорт, и обслуживание на более высоком уровне. Напротив, самые худшие поезда — это даже не дополнительные, это поезда стран СНГ. Не дай бог в такой случайно попасть. Ездил Укрзализницей, это было путешествие в прошлое во всех смыслах. Примерно на таком меня в детстве на юг отдыхать возили, лет 40 назад. Но тогда я был моложе и туалет типа дырка в полу меня не удивлял :)) По поводу розеток — бывает, не работают без всяких видимых причин, и проводник извиняюще разводит руками. Лучше брать с собой внешний аккумулятор, чем в коридоре несколько часов у розетки смартфон сторожить. Иногда розетка одна на купе, под столиком — чтобы за нее не ругаться с соседями, вам тут поможет удлинитель на 3 розетки. Но проводнику им глаза не мозольте, может потребовать отключить. Тапочки лучше брать свои, в поезде дают тряпочные и бывают малы (ну лично мне). Бритву лучше брать электро и аккумуляторную, чтобы не стоять с ней в очереди к туалету и никого не задерживать (можно и наощупь побриться). В вагоне-ресторане особо делать нечего, все дорого как в ресторане, а кормят как в столовой. Понятно, что зависит от поезда, но я туда обычно не хожу. Брать билет с питанием, напротив, вполне можно, если едете далеко — накормят без изысков, но съедобно, ни разу не травился. Чай у проводника заказывайте хотя бы для аутентичности, а потом не отдавайте сразу стакан — можно всю дорогу из него пить свой чай из кулера или титана, если запаслись пакетиками 🙂 Насчёт алкоголя осторожнее — хоть это и традиция, пить в поезде, и вряд ли вас вот прямо сразу оштрафуют (ну если не дебоширить;)), но в жизни вы же у магазина не пьёте с первыми встречными, вот и здесь по возможности не пейте. Если выходите на остановках, хоть бы и курить, берите с собой телефон, деньги и документы — во-первых, в купе не украдут, а вот-вторых, если не дай бог отстанете от поезда, все будет намного проще.
Источники:
https://sportotip.ru/vidy-sporta/velosiped/kak-perevozit/
http://velosreda.ru/kak-provozit-velosiped-v-elektrichke
https://irun.kiev.ua/carriage-of-a-bicycle-in-a-train/
http://www.russo1.ru/perevozka-velosipeda-v-rjd-ktj/
https://journal.tinkoff.ru/list/train-trip-tips/