Как разобрать педальный узел велосипеда стелс

Содержание скрыть
4 Как самостоятельно разобрать и снять каретку велосипеда — всё о велоспорте

Ремонт педалей велосипеда

Педали АЕСТ

Китайцы, в принципе, делают неплохие вещи. Но в этих неплохих вещах часто присутствует какая-либо мелкая недоработка, которая портит все впечатление (и сокращает срок службы, само собой). Делается это в полном соответствии с принципами копроэкономики: товар не должен работать вечно, иначе продажи упадут и наступит великая депрессия.

Педали АЕСТ, похоже, сделаны в полном соответствии с вышеозвученной идеологией.

Первое время после покупки придраться не к чему: ничего не люфтит, не скрипит, не щелкает, крутятся легко и плавно. И вообще, выглядят круто.

Новенькие педали на промах

Но через какое-то время внешний лоск исчезает, и вся их никчемная сущность предстает во всей красе.

Вдруг выясняется, что пыльник, призванный защищать внутренности педали от попадания грязи, со своим обязанностями не справляется. А хваленые промподшипники посажены в алюминиевый корпус педали без должного натяга, что неминуемо приводит к разбиванию посадочных мест, а также к повышенному износу самих подшипников.

И вот уже через каких-то несколько тысяч километров довольно лайтового катания, педали Аист начинают люфтить, щелкать и вообще разочаровывать. И это не только мое наблюдение. Вот, к примеру, аналогичный отзыв одного из владельцев:

Первую неделю использования был доволен, как удав. Потом начался треск в левой педали. После разборки выяснилось: на оси педали находятся 3 игольчатых подшипника. Сама педаль из алюминия и в контакте с внешним подшипником пошла выработка. Вывод: не использовать их при агрессивном катании. Плюс только один — вес 252 грамма. По долговечности — однозначно минус, своих денег не стоит.

Не знаю, почему он пишет про «3 игольчатых подшипника», но у меня стоят обычные шариковые подшипники — три ближе к шатуну и один на противоположной стороне.

Устройство педалей AEST YMPD-09T

Вот, как все тарахтит и болтается через каких-то несчастных 9000 км:

Разборка показала, что сами подшипники еще хоть куда. Правда, в те, которые находятся ближе к шатуну, уже попал песочек и они слегка похрустывают при вращении. Решил их заменить. А вот внешний подшипник вообще как новый.

Основная проблема в том, что посадочные места в корпусе педали изначально были сделаны больше, чем надо. Похоже, подшипники вставлялись просто руками (ни о какой запрессовке речь вообще не шла). Плюс сама ось втыкалась во внутреннюю обойму подшипников с некоторым зазором. В итоге вся конструкция в сборе люфтит во всех направлениях.

Чтобы восстановить посадочные места решил применить крутой супер-герметик Loctite 638. Он как раз и предназначен для таких случаев. Говорят, с его помощью можно устранить зазоры толщиной до 0.5 мм.

Сажаем подшипники на локтайт

Герметик представляет собой густую сиропообразную жидкость, зеленоватого цвета. При хранении в пузырьке с ним ничего не случается. Чтобы началась реакция полимеризации, необходим контакт с металлом. Время полного застывания — сутки. Но, говорят, если запчасти алюминиевые лучше подождать трое суток.

Замена шипов

Но прежде всего, надо восстановить шипы. Старые шипы полностью стерлись и совершенно не держат ногу.

Стертые шипы

Шипы тоже были из алюминия и имели следующие размеры:

Высота шипов на педалях

Решил заменить их на прочные болты М4 под шестигранник. Само собой, из нержавеющей стали.

К сожалению, эти педали не предназначены для вкручивания в них обычных болтов, поэтому потребуется легкий напилинг.

Некоторые отверстия рассверливаем до диаметра 7 мм. Через эти дырки будут вставляться болты вместе со шляпками, чтобы их можно было вкрутить изнутри. А рядом с этими большими отверстиями в широкой части платформы сверлим новые и нарезаем в них резьбу 4 мм. Вот так:

Доработка педалей под болты вместо шипов

Шипы больше не сточатся

Правда, пришлось пожертвовать шипом с одной стороны, так как он не обеспечивал доступ к шипу за ним:

Убираем лишнее с педали

Таким образом, с каждой стороны педали будет пять шипов, вместо шести. Пришлось пойти на это ради удобства.

Все болтики сажаем на красный фиксатор, штоп не потерялись.

Шипы вкручиваем на красный фиксатор резьбы

Вкручиваем в педаль новые шипы на Абро

В итоге должно получиться что-то вроде этого:

Болты вместо шипов

Вклеиваем подшипники

После того, как с шипами разобрались, можно приступать к установке подшипников на Локтайт 638. Педаль предварительно как следует промыть и обезжирить (например, бензином «Галоша»). И подшипники снаружи — тоже.

Затем втыкаем первый подшипник на место и помещаем маленькую капельку локтайта на образовавшуюся щель между корпусом педали и внешней обоймой. Герметик сам постепенно затекает куда следует. Чтобы ускорить этот процесс, можно подержать педаль на газом, пока она не станет теплой. Тут главное не промахнуться и не налить герметик в сам подшипник. Я брал малюсенькую капельку на зубочистку и тыкал в нужное место.

На фото видно, что герметик затек куда мы и хотели:

Локтайт между подшипником и корпусом педали

Затем, убираем излишки герметика ватной палочкой и втыкаем следующий подшипник. С ним поступаем точно так же.

Когда все подшипники будут установлены, берем нашу титановую ось и наносим на нее очень небольшой слой локтайта (на те места, с которыми будут контачить обоймы подшипников). Количество герметика зависит от того, насколько сильно не совпадают посадочные размеры.

Локтайт уберет поперечный люфт, а чтобы избавиться от продольного, нужно вырезать из тонкой жести шайбочку. Я взял кусок консервной банки. Внешний диаметр должен совпадать с диаметром подшипника 686Z, а диаметр отверстия должен быть равен диаметру оси:

Вырезаем шайбу из консервной банки

Эту шайбочку надо установить в корпус педали, потом в нее будут упираться внешний подшипник.

Тут не хватает шайбы (чтобы убрать люфт)

Поставили дополнительную шайбочку

Втыкаем ось, ставим внешний подшипник и слегка затягиваем гайку. Сильно не тянуть, можно запросто сорвать резьбу с титана. Да там большая затяжка и не нужна, только продольный люфт выбрать и все. Кстати, гайку тоже надо посадить на фиксатор резьбы ABRO.

Кладем педаль в какое-нибудь надежное место и забываем про нее дня на три.

После того, как все схватилось, убеждаемся, что ось крутится легко и без хруста, но при этом нет ни малейшего люфта.

Пыльнико-сальник

Теперь набиваем во все свободные полости солидола или (лучше) бутсфета и ставим новое резиновое колечко. Если вы забыли заранее надеть его на ось — не беда. Его можно натянуть и с другого конца.

Резинку, кстати, надо брать чуть больше и чуть толще, чем та, которая стояла. Тогда она будет представлять из себя хоть какую-то защиту от грязи. Я заказал на ебее качественные колечки 15х2 мм из бутадиен-нитрильного каучука (искать по запросу «nbr o-ring»). Посмотрите, насколько родные колечки были меньше, чем надо:

Колечки из бутадиен-нитрильного каучука

Для колечка в корпусе педали предусмотрена специальная проточка. Вот ее можно увидеть на фотографии:

Как держится сальник на педали

Это единственное, что удерживает резиновое колечко на своем месте. Кстати, перед тем как запрессовать туда резинку, надо эту полость заполнить смазкой. Там места почти нет, но все же. Так резина не будет тереть по сухому. Да и лишняя гидрофобность в этом узле не помешает.

Резюме

Ремонт педалей окончен. Локтайт убрал все зазоры и люфты, что остановило дальнейшую выработку в местах контакта с болтающимися подшипниками. Улучшенный пыльник/сальник существенно продлит жизнь подшипникам (они ведь умирают от грязи и воды, а не сами по себе). А замена дюралевых шипов на стальные болты восстановила сцепление педалей с подошвой, и навсегда избавило меня от необходимости покупки дорогостоящего комплекта шипов.

Описанные выше доработки несомненно продлят педалям жизнь. Главное, что они больше не хрустят и не щелкают!

Но есть и минус: из-за герметика будет очень непросто разобрать педаль. Но, во-первых, туда вряд ли потребуется лезть ближайшие пару-тройку лет, а во-вторых, когда это будет действительно необходимо, достаточно просто нагреть педаль до 250 градусов и локтайт поплывет.

Ах да, еще слегка пострадал товарный вид. Но, как по мне, теперь педали выглядят более брутально. Больше металла, больше болтов!

P.S. Следует заметить, что многие педали подобного типа имеют аналогичный конструктив. Например, те же Nukeproof Electron Evo сделаны по точно такому же принципу, только там всего два подшипника и уплотнение чуток другое. Но при этом на нюкпруфы никто не жалуется… Наверное, все зависит от уровня подгонки деталей друг к другу и качества сборки. Ну и от используемых материалов.

P.P.S. И еще я ВНЕЗАПНО понял, что красные шипы на моем велосипеде вообще не смотрелись! Без них стало гораздо лучше.

Дополнение от 18.03.2018

Итак, прошло года полтора и порядка 6000 км (на одометре сейчас 16445 км). Сегодня поменял смазку внутри педалей (вместо солидола забил туда судовую liqui moly):

Boots Fett

Зацените, кстати, во что превращается солидол после совсем небольшого пробега:

Во что превращается солидол-Ж

Никто случайно не знает, с чего он так почернел? Вроде бы внутри все новое было. Неужели это пыль просачивается через пыльники?

Пока менял смазку, убедился, что педали еще хоть куда! Ни о каких люфтах или похрустываниях речь ВООБЩЕ не идет! Все вращается мягко и плавно, без заеданий.

Это говорит о том, что…

  • во-первых, локтайт — штука афигительная, держит просто мертво! За эти месяцы я неоднократно впарывался педалями во всякие препятствия, но даже такие чудовищные перегрузки не смогли расшатать подшипники. Loctite 638 получает заслуженную пятерку!
  • во-вторых, я — кросавчег! Все сделал качественно и поэтому и дальше могу наслаждаться безупречной работой своих педалей =)

Заодно, чтоб два раза не вставать, решил слегка модернизировать шипы на педалях.

Дело в том, 4.5-миллиметровые шипы — это уже перебор. Слишком уж хорошо они держат, я даже пару раз чуть было не грохнулся на светофоре. На секунду возникло ощущение, что я в контактах и не могу выстегнуться.

Короче, надо их слегка укоротить и закруглить концы. Уверен, моя новая обувь мне только спасибо скажет.

Как снять педали с велосипеда?

Педали — важнейший орган управления в велосипеде. Именно через них усилия от ноги передаются на ходовую часть, приводя ваше транспортное средство в движение. И сегодня мы разберемся, как открутить педали велосипеда, а затем вернуть их на место или поставить новые.

Когда может потребоваться снятие педалей?

Давайте для начала выясним, при каких обстоятельствах может потребоваться снятие педалей. Как правило, такая необходимость возникает в следующих случаях:

  • проведение планового предсезонного обслуживания;
  • при выявлении каких-либо посторонних скрипов или хруста;
  • замена педалей или шатунов;
  • подготовка велосипеда к зимнему хранению или транспортировке.

Кроме того, многие велосипедисты демонтируют педали в целях безопасности, ведь без них далеко не уедешь, поэтому с большой долей вероятности вор обойдет ваше транспортное средство стороной. Но мы не рекомендуем вам пользоваться данным методом. Куда более эффективным средством от угона является качественный замок, например, фирмы Kelly’s на 100 см.

Какие инструменты подходят для снятия педалей?

Доступный арсенал достаточно широк — в него входят следующие инструменты:

  • разводной ключ;
  • специальный ключ для педалей;
  • рожковый ключ на 15;
  • универсальный ключ.

При выборе инструмента важно также обратить внимание на его толщину, ведь в большинство велосипедов расстояние между креплением педали и шатуном очень небольшое, поэтому ключ может даже не пройти в зазор.

Как снять педали?

Первым делом присмотритесь к резьбе крепления — с обеих сторон там должна стоять маркировка L — Left (левая) и R — Right (правая). Она указывает на направление резьбы. Левая закручивается против часовой стрелки, а права — по часовой.

Чтобы не ошибиться, просто запомните, что выкручивать педаль необходимо по направлению к заднему колесу, а закручивать — по направлению к переднему.

Сам процесс достаточно прост.

  • Велосипед лучше удерживать в вертикальном положении, перекинувшись через раму всем телом (то есть ноги должны находиться по другую сторону рамы от выкручиваемой педали). Так вы сможете прочно зафиксировать его.
  • Снимаем правую педаль. Для этого удобнее всего установить ее в положение на 3 часа. Вращения должны совершаться по часовой стрелке.
  • Снимаем левую педаль. Опять же для удобства устанавливаем ее в положение на 9 часов и прокручиваем против часовой стрелки.

Теперь вы знаете, как открутить педали на велосипеде, но мы рассмотрели лишь самый простой случай, когда крепление находиться в хорошем состоянии и до этого регулярно очищалось хозяином. На практике же в резьбу часто налипает огромное количество грязи, которая, как клей, не дает ей нормально проворачиваться. Что делать в таком случае?

Первым делом попробуйте нанести на место соединения WD-40 и оставить велосипед на 10-15 минут. Также можно воспользоваться керосином, но ждать вам придется больше — 2-3 часа.

Если это не привело ни к какому прогрессу, можно попробовать прогреть резьбу строительным феном. Это должно подогреть металл, снизив плотность посадки. Но стоит быть предельно аккуратным — вы можете расплавить пластмассовые элементы педали.

Вообще, в таком случае лучше отказаться от «самолечения», доверив обслуживанием и ремонт байка профессионалам.

Как поставить педали?

При вкручивании педали следует учитывать следующие нюансы:

  • Если вы сняли педаль для обслуживания и планируете дальше использовать на велосипеде, то следует очистить ее от старой смазки и грязи, а также нанести новый смазывающий состав — солидол, литол и т.д.
  • Начинать вкручивать педаль лучше руками строго перпендикулярно оси шатуна. Без инструмента куда проще направить резьбу в нужном направлении и предотвратить ее слизывание.
  • Если на оси педали есть шестигранный шлиц, то ее можно вкручивать и шестигранником. Единственное, с ним достаточно сложно дать высокое давление на педаль и надежно зафиксировать ее, поэтому после первоначальной затяжки лучше дополнительно подтянуть ее рожковым ключом.
  • Закручивать ось педали в шатун следует сильно, но без излишнего фанатизма, ведь потом откручивание доставит вам массу проблем.

В остальном же процесс закручивания педали аналогичен откручиванию, только вращение осуществляется в обратную сторону.

Как проверить?

Если вы хотите быть уверены в своем байке, желательно перед каждой поездкой осуществлять проверку педалей и их затяжку. Для этого можно просто раскрутить педаль и обратить на то, как она ведет себя во время движения. Если есть какие-то люфты, посторонние звуки или смещения, лучше решить эту проблему до поездки.

В идеале вы всегда должны быть готовы к любым ситуациям, поэтому рекомендуем вам купить вместительную сумку под седло Triangle Bag — в ней вы сможете возить полноценный ремкомплект и в случае чего быстро реагировать на любые поломки или сбои в механизмах вашего велосипеда.

Как правильно открутить педали на велосипеде?

Время от времени любое транспортное средство или конкретная его часть нуждаются в ремонте. В случае с велосипедом вы можете столкнуться с необходимостью починить педаль, например, если заметите, что ваш двухколесный друг вдруг начал издавать не свойственные ему, неприятный звуки при езде: стук, скрип, хруст. В этом случае вам нужно будет в обязательном порядке снять педаль и осмотреть ее на предмет повреждений. Как это сделать можно узнать, прочитав данную статью.

Конструкция педалей

Чтобы наверняка усвоить алгоритм разборки и установки педалей, нужно понимать, как они устроены.

Во-первых, велосипедная педаль является одной из важнейших составляющих системы, в которую также входят известные всем велосипедистам звездочки, шатуны, коретки, ось, фурнитура, платформа, подшипники. Последние четыре вместе образуют комплексную систему деталей, известную под названием «педаль».

Так, ось представляет собой штырь, выполненный из металла. Его вкручивают в шатун и принимают за основу педали. Платформа находится в контакте со ступнями. Ее закрепляют на оси, соединяя все подшипником, который отвечает за вращение педали. И, наконец, фурнитура состоит из болтов, гаек. Нужна она для фиксации всех элементов описанной конструкции.

Типы педалей

Несмотря на общую модель механизма, конструктивный набор составляющих педали может быть разным в зависимости от типа этой вращательной детали велосипеда. Существуют контактные и обычные педали, различающиеся по платформе: первая имеет специальные крепления для обуви и устройство их немного сложнее, чем всем привычных простых педалей. Также есть и комбинированные типы, которые совмещают в себе и контактное устройство, и обычную площадку.

Как снять педали с велосипеда?

Но прежде, чем приступить к демонтажу педали велосипеда, убедитесь, что вы располагаете всеми необходимыми для этого инструментами и материалами, а именно:

  • Смазкой;
  • Ветошью;
  • Растворителем, который может быть заменен керосином;
  • Отверткой или ключом;
  • Рожковым ключом;
  • Съемниками, которые нужны для снятия контактной педали.

Снимаем педаль с велосипеда: пошаговая инструкция

Однажды попробовав самостоятельно разобрать педали, вы быстро запомните следующий алгоритм снятия этой важной оставляющий велосипеда:

  1. По направлению к рулю передвиньте педалирующую систему;
  2. С помощью отвертки не спеша отсоедините педали от шатуна;
  3. Сняв в торце площадки заглушку, откройте контргайку;
  4. Использую другой ключ, открутите контргайку, обязательно придерживайте ось у шатуна;
  5. Снимите находящуюся в торце шайбу;
  6. Открутите конус;
  7. Отдельно снимите подшипники, следите, чтобы они пропали у вас из виду;
  8. Снимите платформу с оси.

Процесс разборки контактных устройств более комплексный. Чтобы справиться с ним, воспользуйтесь съемниками, с помощью которых можно удерживать ось.

Как разобрать педальную втулку?

Для разборки педальной втулки нужно всего лишь придерживаться следующей последовательности действий:

  1. Отсоедините заглушку с торцевой части гайки;
  2. Открутите контргайку;
  3. Снимите гайку с конусом.

Собираем педаль велосипеда

После того, как все необходимые ремонтные работы проведены, педаль нужно собрать, а затем установить на место.

Монтаж педали следует начать с нанесения смазки на чашку подшипника в таком количестве, чтобы шарики подшипника легко “приклеивались” и не выскакивали. Чтобы уложить шарики, используйте пинцет. Очень важно верно соотнести каждый комплект шариков с нужным подшипником. Далее, как только шарики оказались в чашках подшипников, аккуратно установите ось на конус, затяните так, чтобы люфт не появлялся в педальном корпусе. Правильно установленная педаль вращается без труда и скрипа. Затем поместите на место шайбу, закрутите гайку для фиксации и закройте отверстие с помощью заглушки.

Как вернуть педали на место?

Итак, педаль разобрана, снята и осмотрена на наличие повреждений. После того, как вы убедитесь, что источник скрипа или хруста устранен, а механизм велосипеда собран, можно приступать к возвращению педали на исходное место.

Начните с удаления различного мусора и грязи с резьбы. Затем по часовой стрелке закрутите правую педаль, при этом сначала ввинтить платформу можно ручным способом, а после с применением отвертки или другого подходящего для этих целей инструмента. Последний шаг — прочное затягивание педали. Все вышеописанные действия необходимо повторить и в случае с левой педаль, только вращать нужно против часовой стрелки.

По окончании установки будет не лишним еще раз затянуть педали, используя ручной ключ. Это позволит избежать непреднамеренного отвинчивания педалей во время эксплуатации велосипеда.

Как проверить педаль

Очень важно не допустить образование люфта – свободного хода – на оси педали. Проверить деталь на его наличие можно, удерживая ось и двигай взад-вперед платформу. Заметили люфт — плотнее затяните контргайку, находящуюся под заглушкой.

Чем смазывать педали

Чтобы педали работали исправно, ее подшипники необходимо смазывать время от времени. Для этой задачи идеально подойдет Литол-24, ЦИФТИМ-201, при этом первый лучше всего использовать зимой либо поздней осенью при минусовых температурах.

Как самостоятельно разобрать и снять каретку велосипеда — всё о велоспорте

Большинство велолюбителей привыкли самостоятельно обслуживать и ремонтировать свой транспорт. Это не так затратно и человек уверен, что все работы произведены грамотно и аккуратно. Конечно, некоторые любители велопрогулок предпочитают обслуживаться в специализированных мастерских, но лучше иметь собственные представления и навыки об оказании необходимой помощи своему велосипеду.

Из тех комплектующих, которые наиболее часто подвержены износу и требуют систематического вмешательства, можно выделить каретку. Именно на этой детали мы остановимся более подробно.

Что собой представляет велосипедная каретка?

Под термином каретка подразумевается узел, который расположен посередине рамы. Он необходим для соединения шатунов с состовом велосипеда.

Особенности и конфигурация каретки напрямую связаны с маркой вашего байка. Если говорить о диапазоне кареточного вала, то встречаются такие варианты:

  • 68 миллиметров (самый распространенный)
  • 110 миллиметров
  • 113 миллиметров
  • 122,5 миллиметров

Различаются каретки и по типу узла. Это:

  • Одноразовые картриджного типа
  • Разборные

Разборной узел подлежит ремонту, поэтому владелец велосипеда должен будет систематически снимать такую каретку, смазывать механизм и заменять изношенные подшипники.

Как определить неисправность каретки?

Специалисты категорически не рекомендуют затягивать с ремонтом этой комплектующей, поэтому в случае выявления неисправности постарайтесь ликвидировать ее как можно быстрее. На проблемы с кареткой обычно указывают следующие тревожные симптомы:

  • Стук снизу велосипеда
  • Люфт
  • Заклинивание кареточного механизма

Как правильно снять каретку?

Для того чтобы осуществить процесс снятия данной комплектующей вам потребуется необходимый набор инструментов. В него должны входить:

  • Гаечный ключ
  • Шатунная выжимка
  • Молоток
  • Отвертка
  • Съёмник каретки

Первоначальный этап — это мойка велосипеда. Категорически нельзя снимать комплектующие с покрытого грязью байка. Если частицы земли, травы и песка попадут внутрь механизмов, вас будут ждать более серьезные проблемы, чем обычный ремонт каретки.

Далее снимите заглушки с шатунов. Достаточно слегка поддёрнуть пластиковую покрышку отверткой, и она легко снимется. Теперь откручиваем гайки, которые обеспечивают крепление шатунов к каретке. Для этого одеваем на гайку выжимку и отвинчиваем ее с помощью ключа. Направление движения напрямую зависит от типа резьбы.

Теперь приступаем к снятию шатунов. Закручиваем выжимку в шатун, в результате чего болт должен сойти с уровня своей оси. Начинайте со стороны, где нет трансмиссионных звезд.

Сама каретка имеет крепление в виде чашей, которые фиксируются кольцами. Если аккуратно простучать по кольцу отверткой, оно повернется влево и отскочит. Аналогичным движением извлекается чашечка.

И вот перед нами наконец-то кареточные подшипники. Их очень легко снять при помощи небольшой отвертки. Затем берем съёмник и аккуратно извлекаем вал каретки – механизм, который собственно обеспечивает подвижность шатунов велосипеда.

После того как вы смазали кареточный механизм и заменили в нем необходимые детали, нужно в правильной последовательности собрать все обратно. Если вы проводите такие манипуляции первый раз, внимательно изучите всю конструкцию еще перед разборкой.

Если сомневаетесь в своей памяти, осуществите фото фиксацию. На самом деле процесс снятия каретки достаточно прост, поэтому совершив его несколько раз вы набьете руку и будете с легкостью осуществлять необходимый ремонт своего двухколесного друга.

Виды кареток. Как заменить каретку велосипеда

Самодельная каретка на собранном мной велосипеде состояла из оськи и двух вбитых наглухо в раму 203х подшипника. Вот были времена 🙂 Теперь же каретка стала намного сложнее. Давайте попробуем разобраться с этой мудрённой штукой.

Каретка (англ. bottom bracket) — это узел велосипеда, обеспечивающий соединение системы с рамой и ее свободное вращение с помощью подшипников (как правило, картриджных). Каретка ввинчивается или запрессовывается в кареточный стакан рамы.

Отдельно можно выделить эксцентриковые каретки — они могут смещаться в кареточном стакане рамы с целью натяжения цепи на синглспиде или на велосипеде с планетарной втулкой. Требуют специальной рамы.

Интегрированные каретки

Являются частью интегрированной системы. Представляют собой две чашки с запрессованными в них подшипниками, ввинчивающиеся в кареточный стакан рамы.

Подшипники при этом, как правило, находятся вне кареточного стакана, а ось запрессована в один из шатунов и имеет большую толщину, чем достигается высокая жесткость узла.

Чашки соединяются между собой пластиковой или алюминиевой проставкой, обеспечивающей преднатяг подшипников и защиту от грязи.

Шоссейные и горные каретки, как правило, несовместимы между собой даже у одного производителя.

Стандарты интегрированных кареток:

  • Совместимые с Shimano:
    • Shimano Hollowtech II
    • Hope
    • RaceFace X-Type
    • Token
    • Chris King
    • FSA Mega Exo
    • GXP (GigaX Pipe)
    • Hope (через фирменный адаптер)
    • Chris King (через фирменный адаптер)

    Неинтегрированные каретки

    Включают в себя ось, на которую напрессовываются шатуны, и набор подшипников, находящихся внутри кареточного стакана рамы. Делятся на две категории:

    • Картриджные — ось и подшипники представляют собой единый неразборный узел.
    • Разборные — могут быть разобраны для чистки, смазки и замены изношенных частей (применялись в старых велосипедах).

    Стандарты неинтегрированных кареток:

    • С клиновой посадкой шатунов (у советских велосипедов).
    • Под квадрат (square taper) — стандарт несколько «плавает» у различных производителей.

    SQR – соединение на квадрат

    • C шлицевой посадкой шатунов:
      • Shimano Octalink v.1
      • Shimano Octalink v.2
      • ISIS
      • Truvativ Powerspline
      • Truvativ Howitzer
      • Truvativ HammerSchmidt

      Octalink – стандарт Shimano

      Все эти стандарты, как правило, несовместимы друг с другом.

      Виды кареток по используемому кареточному стакану

      С резьбовой посадкой

      В зависимости от кареточного стакана рамы, каретки делятся на следующие виды (наиболее распространенные):

      • С английской резьбой (BSA, 1.37 in x 24 TPI) — наиболее распространенный стандарт. Варианты в зависимости от длины стакана:
      • 68 мм — наиболее распространены,
      • 73 мм — используется в ряде моделей горных велосипедов,
      • 83 мм — для экстремальных дисциплин,
      • 100 мм — фэт-байки.
      • С итальянской резьбой (BSC, 36 mm x 24 TPI), длина стакана 70 мм — применялись в старых шоссейных велосипедах. До сих пор (2013г) используется Campagnolo.
      • С французской/швейцарской резьбой М35×1 — применялись в советских велосипедах.

      Press-fit

      В последнее время получают распространение интегрированные системы типа BB30/Press-fit.

      Особенность конструкции — подшипники запрессовываются прямо в раму (могут использоваться пластиковые чашки), в них продевается алюминиевая ось диаметром 30 мм (вместо стальной диаметром 24 мм).

      Это сулит дальнейшее увеличение жесткости узла при некотором снижении веса. С другой стороны, инструменты для замены подшипников заметно дороже обычных съемников каретки.

      Каретка типа Press-fit

      Классический Press fit для систем стандарта BB30 с осью 30 мм:

      • BB30: внутренний диаметр стакана 42 мм, ширина стакана 68 мм для шоссе или 73 мм для MTB, подшипники без чашек.
      • Press fit 30 (PF30): внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 68 мм для шоссе или 73 мм для MTB, подшипники с чашками.
      • Press-fit каретки для стандартных систем с 24-мм стальной осью:
      • BB90/95: внутренний диаметр стакана 37 мм, ширина стакана 90,5 или 95,5 мм, подшипники без чашек.
      • BB86/92: внутренний диаметр стакана 41 мм, ширина стакана 86,5 или 91,5 мм, подшипники с чашками.
      • Уникальные стандарты, требующие свою систему с осью 30 мм:
      • BBright Direct Fit: внутренний диаметр стакана 42 мм, ширина стакана 79 мм, подшипники без чашек.
      • BBright Press Fit: внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 79 мм, подшипники с чашками.
      • 386 EVO: внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 86,5 мм, подшипники с чашками.

      Особенности выбора каретки

      • При покупке интегрированной каретки, как правило, требуется знать только ее стандарт (то есть производителя системы) и длину кареточного стакана, причем для наиболее распространенных разновидностей 68 и 73 мм с английской резьбой используется одна и та же каретка.
      • В случае с неинтегрированной кареткой, все гораздо сложнее. Порядок действий таков:
      • Сначала требуется узнать требуемый стандарт каретки (квадрат или один из шлицевых).
      • Узнать тип кареточного стакана (длина, вид резьбы), причем в зависимости от длины стакана (обычно 68 или 73 мм) требуются различные каретки!
      • Обратиться к руководству на передний переключатель и узнать допустимую линию цепи (chainline).
      • Обратиться к руководству на систему и узнать требуемую длину вала каретки.
      • Найти в продаже каретку требуемого стандарта, под нужную длину стакана и с необходимой длиной вала.
      • Если используется передний переключатель E-Type, то требуется искать неинтегрированную каретку соответствующей разновидности, тогда как все интегрированные совместимы с такими переключателями изначально.

      Эксцентриковая каретка

      Позволяет использовать привод без внешнего переключения передач (синглспид, планетарная втулка) в сочетании с обычными вертикальными дропаутами рамы. Такие дропауты обеспечивают более быструю и удобную установку колеса по сравнению с горизонтальными.

      Эксцентриковая каретка проворачивается в своем посадочном месте, позволяя натянуть цепь, затем фиксируется болтами и/или накидной гайкой. На серийных велосипедах такие каретки встречаются редко, один из наиболее массовых примеров — Strida.

      Также обычно устанавливается на тандемы в качестве передней каретки, что даёт возможность натянуть синхронизационную цепь.

      • Стандарт 54 мм — например, Bushnell Eccentric Bottom Bracket. Имеет резьбу BSA под стандартную каретку, требует специальной рамы с посадочным местом диаметром 54 мм.
      • Стандарт 46 мм — устанавливается в стандартную раму стандарта Press Fit 30. Интегрированная система (с осью 24 мм) устанавливается непосредственно в каретку.
      • Стандарт BSA — устанавливается в стандартную раму с резьбой BSA. Интегрированная система (с осью 24 мм) устанавливается непосредственно в каретку. Обеспечивает регулировку длины цепи только в пределах 1/2 звена, требует использования совместно с полузвеном цепи (half-link).

      На http://www.bike-repair.ru очень подробно рассказывается про ремонт кареток и как их и чем можно снять. Давайте разберёмся и с этим вопросом.

      Инструменты для работы с кареткой

      Для работы с кареткой – картриджем необходим только шлицевой ключ. Он же пригодится и для многих разборных кареток.

      Но на некоторых разборных каретках вместо шлицевого потребуется другой ключ –

      А может потребоваться и такой. Можно обойтись и обычным рожковым ключом на 36, или в крайнем случае применить разводной / газовый ключ. Газовым ключом надо пользоваться аккуратно – можно легко повредить раму.

      На разборных каретках потребуется еще и вот такой специальный ключ

      Несмотря на такое разнообразие требуемых инструментов, процесс разборки, установки и регулировки кареток разных типов разнообразием не отличается. Просто для выполнения одних и тех же операций на разных каретках Вам потребуются разные инструменты.

      Основная сложность при разборке каретки – не забыть, что с правой стороны применяется левая резьба. Вторая сложность – особенно это относится к алюминиевым рамам – для отворачивания чашек могут потребоваться очень и очень большие усилия.

      При этом нельзя допускать срыва ключа – можно повредить детали велосипеда или травмировать руки. Поэтому лучше запастись ключами с достаточно длинными рукоятками.

      Снятие каретки картриджного и разборного типов

      Перед тем, как снять каретку с рамы, необходимо снять с оси каретки оба шатуна.

      После этого следует очистить каретку от грязи, поскольку кареточный узел рамы – один из самых грязных мест велосипеда, который обычно трудно отмыть, пока не сняты шатуны. Особенно тщательно надо выскрести грязь из шлицов чашек – если грязи много, то в чашку невозможно вставить съемник.

      0. При снятии каретки, возможно, придется прикладывать значительные усилия. Поэтому велосипед надо надежно поставить. Если Вам так удобнее, можно перевернуть его вверх колесами.

      Начинаем снимать каретку с левой стороны, то есть там, где нет звездочек.

      1. На некоторых каретках с левой стороны навернута стопорная гайка. Ее надо отвернуть спец. ключом (если его нет, то можно и обычным семейником). Эта гайка имеет правую резьбу. При отворачивании, возможно, придется приложить значительное усилие. Отворачивать надо аккуратно, не допуская срыва ключа – можно повредить гайку.

      Если у на Вашей каретке такой гайки нет, то переходим к п.2.

      2. Теперь берем ключ для каретки (шлицевой или специальный, в зависимости от конструкции Вашей каретки. На фотографиях показан шлицевой.) вставляем его в пазы, и выворачиваем из рамы левую чашку-адаптер разводным ключом с рукояткой подлиннее. Она имеет правую резьбу. При отворачивании, возможно, придется приложить значительное усилие.

      Вынимаем левую чашку (вместе с подшипником, если каретка разборная)

      3. Переходим к правой стороне велосипеда (там, где звездочки). Опять берем съемник каретки и ключ с длинной рукояткой, вставляем его в пазы, и выворачиваем из рамы правую чашку. Она имеет левую резьбу. При отворачивании, возможно, придется приложить значительное усилие.

      4. Вынимаем картридж или правую чашку с осью.

      Каретка снята. Теперь из разборной каретки надо вытащить подшипники ( если они не запрессованы в чашку), убрать тряпочкой старую смазку, и промыть все детали в каком-либо растворителе (обычно керосин).

      Установка каретки картриджного типа выполняется в порядке, обратном снятию.

      Начинаем с того, что нанесем немного смазки на резьбу каретки и чашки-адаптера, чтобы потом ее легче было выворачивать.

      1. Начинаем с правой стороны. С помощью ключа для каретки и разводного ключа ввинчиваем каретку в раму до упора. Момент должен быть 50-70 Нм.

      Каретка с правой стороны имеет левую резьбу.

      2. Переходим к левой стороне. Тем же самым ключом вворачиваем левую чашку-адаптер Чашка с левой стороны имеет правую резьбу. Момент должен быть таким же – 50-70 Нм.

      Теперь надо установить шатуны и систему.

      Сборка и установка разборной каретки

      Разборная каретка очень похожа на ту, которая используется на советских велосипедах, поэтому и процесс сборки и регулировки не отличается сложностью.

      Перед сборкой надо промыть все детали в каком-нибудь растворителе (керосин), протереть тряпочкой, и просушить. Бензин использовать не рекомендую – он может повредить пластмассовые сальники в чашках. Промыть следует и новую каретку – смазка на ней, скорее всего, консервирующая.

      Неплохо также проверить кареточный узел рамы на предмет отсутствия повреждений и всякого мусора. Я несколько раз находил там стружку, опилки, которая проваливалась в кареточный узел из подседельной трубы рамы. Попав в подшипники, опилки не будут способствовать легкому ходу велосипеда.

      Установка каретки производится в порядке, обратном снятию

      0. При сборке каретки самое сложное – не перепутать концы оси каретки – ее правая и левая стороны отличаются. Обычно на оси или на пластмассовом кожухе (на некоторых каретках этот кожух не предусмотрен) нанесены буквы, соответствующие сторонам оси.

      Чашки перепутать не удастся – у них разная резьба (у левой чашки – правая и наоборот)

      1. Надеваем пластмассовый кожух на ось. Подшипники вкладываем в чашки. Если подшипники имеют сепараторы, то укладываем их сепаратором наружу (шариками – внутрь чашек). Смазываем подшипники густой смазкой Этой же смазкой смазываем резьбу обеих чашек.

      2. Сборку начинаем с правой стороны. Вставляем ось в правую чашку, и ввинчиваем эту чашку в раму до упора. Для этого нужен шлицевой ключ для каретки. Правая чашка имеет левую резьбу.

      3. Теперь аналогично вворачиваем с другой стороны левую чашку. Она имеет правую резьбу.Переходим к регулировке каретки. (можно сразу к п.1)

      Регулировка подшипников разборной каретки

      После сборки каретку обязательно надо отрегулировать, но часто приходится заниматься регулировкой и без разборки.

      Например, иногда после длительной езды по неровным дорогам в каретке появляется люфт, который следует устранить регулировкой.

      Люфт в каретке в лучшем случае может привести к нарушению четкости переключения передач, а в худшем – к повреждению подшипников и чашек. В дальней поездке каретку можно попытаться отрегулировать, не разбирая.

      0. Перед началом регулировки надо снять только один левый шатун, снять стопорную гайку (спец. ключом) и немного ослабить левую чашку (шлицевым ключом). Гайка и левая чашка имеют правую резьбу.1. Левую чашку заворачиваем почти до упора, чтобы ось каретки вращалась легко, без заеданий, и при этом не имела люфта. Потом ослабляем ее шлицевым ключом примерно на четверть оборота.

      Навинчиваем стопорную гайку, удерживая чашку шлицевым ключом. Гайку затягиваем спец. ключом до упора.

      Теперь надо покрутить ось каретки рукой, и покачать ее из стороны в сторону. Если все сделано правильно, то каретка должна вращаться свободно, без заеданий, и не иметь ощутимого люфта. Если заедает, или есть люфт, то отворачиваем стопорную гайку, и повторяем п.1., ослабляя или подтягивая чашку шлицевым ключом.

      Когда каретка будет вращаться без заеданий и люфта, можно ставить шатуны.

      Иногда отрегулировать каретку не получается. То есть когда добиваешься, чтобы она вращалась свободно, то появляется люфт. И наоборот, если устраняешь люфт, то ось вращается туго, с заеданиями. Это говорит о том, что пора менять либо подшипники, либо саму каретку.

      Как самостоятельно заменить каретку велосипеда

      Возможно, любители простых периодических велопрогулок не знакомы с таким термином, однако те, кто часто использует велосипед в качестве транспортного средства и уж, тем более, профессионалы в области вело, в курсе, что такое кареточный механизм.

      Как и любой механизм, эта деталь со временем подвергается внешнему воздействию, изнашивается или вовсе приходит в негодность, что требует обслуживания, полной или частичной замены.

      В любом случае, сначала необходимо снять каретку, установить пригодность детали, а затем уже решать, ремонтировать ее или менять на новую.

      Каретка – это узел, расположенный в средней части рамы, помещенный в специальную полость – стакан.

      Где искать? Все просто: она спрятана там, где находятся шатуны с педалями и звездами. Основные функции каретки – это соединение шатунов с остовом велосипеда и обеспечение крутящего момента при педалировании.

      Может возникнуть вполне резонный вопрос: а что, без этого приспособления совсем не обойтись? Представьте себе — нет! Велосипеда без каретки не бывает. Если такой все же попался, это означает, что он сейчас не на ходу.

      В зависимости от модели велосипеда, каретки отличаются по размерам и ремонтопригодности. Наибольшее распространение получили 68-миллиметровые узлы, но можно встретить и другие диаметры. Диапазон длин кареточного вала: 110мм, 113мм и 122.5 мм.

      Типы кареточных узлов:

      • картриджные (одноразовые);
      • разборные, которые подлежат ремонту.

      К первому виду относятся каретки, устанавливаемые в раму и не подлежащие разборке. Очевидно, что срок службы такого механизма равен времени полного износа подшипников или оси. Полная герметизация узла позволяет эксплуатировать его длительное время даже в экстремальных условиях, не говоря уже о размеренной езде.

      Неразборный вариант каретки

      Разборные механизмы потребуют от владельца периодического осмотра и обслуживания. Последнее заключается в замене изношенных подшипников и смазке всего узла. О них как раз и поговорим далее: как снять каретку, устранить неисправность и снова собрать узел.

      Недорогой, но периодически обслуживаемый вариант каретки

      Определение неисправности

      О том, что каретка стала «шалить», можно узнать только при вращении педалей. Визуально проблемы узла определить трудно, поэтому лучше навострить уши и переместить внимание в область нижней части рамы. Слишком заслушиваться не стоит, особенно, если движетесь по оживленной дороге. Впрочем, если состояние каретки неважное, она о себе «прокричит» без промедлений.

      Неисправная каретка не даст быстро ехать на велосипеде. Забившаяся грязь, изношенные подшипники и отсутствие смазки будут постоянно затруднять движение. Все это сопровождается неприятным скрипом и характерным стуком снизу. Также узел может начать люфтить (разбитые подшипники и перекос оси).

      Окончательно проверить, действительно ли стоит разбирать каретку, можно методом «стоячей езды». Для этого надо немного разогнаться, привстать с сиденья и покрутить педали. При заклинивании кареточного механизма звуки и ухудшение хода педалей только усилятся.

      Проверяем каретку педалируя стоя

      Снятие каретки: делаем правильно!

      Абсолютно логично, что для устранения неисправности сначала нужно снять узел с велосипедной рамы. Если быть точным, то вытащить его из стакана. Как раз о том, как сделать это своими руками, и пойдет разговор.

      Итак, прежде чем приступить к процедуре снятия, понадобится комплект инструментов:

      • Шатунная выжимка.
      • Гаечный ключ. Если размер гайки неизвестен, то пойдет разводной ключ.
      • Плоская отвертка.
      • Небольшой молоток.
      • Съемник каретки для извлечения из стакана.

      Прежде чем приступить к разборке, следует очистить все пространство вокруг каретки. Влажной тряпкой убирается вся грязь и пыль с рамы, области кареточного стакана и шатунов. Этого будет достаточно, чтобы при разборе внутрь не попадала лишняя грязь. Но лучше будет, если помыть велосипед целиком. Чистота – лучший помощник в ремонте. Доказано!

      С шатунов снимаются заглушки. В основном это пластиковые крышки, которые легко поддеваются отверткой и также легко вставляются обратно. Далее необходимо открутить гайки крепления шатунов к каретке. В этом деле и поможет выжимка: одеваем ее на гайку, затем берем ключ и отвинчиваем.

      В зависимости от типа резьбы, направление ослабления и затяжки гаек может меняться. Существует вариант, где на левой стороне резьба правая (против хода часовой стрелки – ослабление), а на правой – левая (против ЧС – затяжка).

      Может быть на обеих сторонах только правая резьба, разобраться будет несложно.

      Следующий этап – снятие шатунов. Выжимка вставляется другим концом и закручивается в шатун. Болт выжимки с усилием ввинчивается в шатун, в результате чего он постепенно сходит с оси. Начинать снятие рекомендуется с той стороны, где нет трансмиссионных звезд.

      Это съёмник шатуна

      Каретка велосипеда держится с помощью специальных чашечек, зафиксированных кольцами. К кольцу приставляется отвертка таким образом, чтобы ее конец смотрел влево. Легкими постукиваниями молотка по отвертке колечко плавно проворачивается влево и соскакивает. Аналогично поворотом влево, ударным методом, извлекается и чашечка.

      Итак, наконец-то подобрались к кареточным подшипникам. Эти маленькие детальки можно снять все той же отверткой: подденьте, и они выскочат.

      Чашки каретки и подшипник (на картинке установлен неверно!), контргайка

      И, наконец, съемным устройством из стакана вытаскивается вал каретки – вращающаяся деталь, которая играет главную роль в подвижности шатунов велосипеда.

      Вал каретки (ось каретки)

      Устранение неисправностей: обслуживание, чистка, замена

      Разобрали каретку, вытащили ее из рамы и что видим? Состояние кареточного стакана зависит от того, насколько много грязи попало в него и как сильно износились подшипники. Иногда подшипники просто разбиваются вдребезги и необходима их полная замена. Такое часто бывает, если кареточный узел эксплуатировался более трех-пяти лет.

      Сначала все детали нужно проверить на дефекты. В первую очередь, это относится к подшипникам. Затем осматриваем каретки, чашечки с фиксаторами. Если какая-либо составляющая имеет видимые повреждения, то нужно поменять ее на новую. Остальные детали очищаются в растворителе. Сложнее всего будет прочистить подшипники: грязь очень прочно держится между шариками.

      Пространство внутри стакана каретки чистится при помощи тряпки. Мелкую грязь лучше сбрызнуть смазывающим спреем (WD-40, например) и обтереть стенки мягкой сухой салфеткой.

      Смазка и сборка каретки

      При помощи отвертки обрабатываются стенки стакана. Наносить средство следует ровным тонким слоем. Не нужно класть внутрь горы смазки. Это ни к чему.

      Затем смазка наносится на подшипник, который вставляется со стороны звезд. Плоская рамка должна смотреть наружу.

      Затем необходимо смазать вал каретки и вставить его так, чтобы длинный конец был со стороны трансмиссии. В общем, сборка каретки происходит в обратном порядке.

      Подшипник с другой стороны вставляется наоборот, рамкой в стакан. Чашечки смазываются изнутри, а потом одеваются. Закручивать необходимо до полного устранения осевого люфта. При этом вращение вала должно быть немного стеснено. Как только будут монтированы крепящие кольца, чашечка слегка отодвинется, и ось будет крутиться свободно.

      Осталось собрать шатуны. Здесь самое главное – это надеть их так, чтобы при педалировании они, не дай бог, не отвалились. Процедура эффективной сборки шатунов:

      1. Квадрат смазывается небольшим количеством смазки, это поможет глубже насадить его на ось.
      2. Обработка винта резьбовым фиксатором.
      3. Закручивание шатунной гайки с максимальным усилием до упора. Можно даже удлинить ключ – резьба не сорвется.
      4. Вставка заглушек.

      Вот и всё. Каретка собрана и пригодна к эксплуатации. В целом, процедура несложная даже для первого раза, а уж в дальнейшем разобрать и установить механизм вообще не составит труда.

      Как разобрать каретку на велосипеде

      Прежде чем разобрать каретку следует понять, что это за механизм и для чего он нужен. Данная деталь выполняет функцию вращения при управлении педалями. Каретка размещается в специальной полости, которая находится в средней части рамы.

      Чаще всего встречаются 68-мм узлы, но бывают и валы размером 110 мм, 113 мм и 122,5 мм. Если деталь картриджная, то разобрать каретку нельзя, ведь она полностью герметизирована.

      Разборной же элемент может быть снят, почищен и при необходимости отремонтирован.

      Разобрать каретку без наличия инструмента не получится, поэтому необходимо взять следующие предметы: отвертку с плоским наконечником; выжимку для шатунов; молоток небольших размеров; гаечный или разводной ключ; кареточный съемник.

      Чтобы разобрать каретку, для начала нужно заняться очисткой детали от грязи, и с этой задачей вполне успешно справится влажная тряпка, которой необходимо протереть механизм вокруг. Все шатуны освобождаются от заглушек, которые чаще всего выглядят, как пластиковые крышечки.

      Они легко удаляются поддеванием отверткой. Разобрать каретку можно, открутив с помощью выжимки шатунов гайки. Для этого инструмент накидывается на крепежную деталь и отвинчивается разводным ключом.

      При этом стоит обратить внимание на направление резьбы, которое в разных велосипедах может отличаться.

      Дальше процесс продолжается снятием шатунов, в чем поможет выжимка, которую нужно перевернуть и ввинтить в деталь, в результате чего шатун начнет сходить постепенно с оси. Лучше всего в этом случае будет разобрать каретку, начав снятие деталей со стороны без звезд.

      Чашечки, удерживающие механизм, который необходимо снять, дополнительно фиксируются кольцами. Разобрать каретку можно, приставив отвертку к кольцу концом влево. Легкие удары молотка по инструменту заставят кольцо соскочить, то же действие проделать и с чашечкой. Появившиеся в поле зрения подшипники аккуратно снять все той же отверткой.

      Чтобы разобрать каретку до конца, необходимо съемным устройством вытолкнуть из стакана ее вал, который является основной вращающей деталью, он играет главную роль в функционировании велосипедных шатунов. При снятии данной детали с другой стороны важно помнить, что она удаляется вместе со звездами.

      Для исправной работы велосипеда желательно раскручивать и чистить каретку раз в полгода. Надежность работы кареточного узла будет зависеть от состояния стакана, на которое влияет попавшая в него грязь.

      Регулярная проверка каретки обеспечивает своевременное выявление износа подшипников, и на это обращается внимание в первую очередь.

      Если не проверять каретку на протяжении 2-3 лет, тогда можно получить результат, как на картинке.

      Ремонт каретки велосипеда

      Перед тем, как снять каретку с рамы, необходимо снять с оси каретки оба шатуна. После этого следует очистить каретку от грязи, поскольку кареточный узел рамы — один из самых грязных мест велосипеда, который обычно трудно отмыть, пока не сняты шатуны. Особенно тщательно надо выскрести грязь из шлицов чашек — если грязи много, то в чашку невозможно вставить съемник.

      1. При снятии каретки, возможно, придется прикладывать значительные усилия. Поэтому велосипед надо надежно поставить. Если Вам так удобнее, можно перевернуть его вверх колесами.Начинаем снимать каретку с левой стороны, то есть там, где нет звездочек.
      2. На некоторых каретках с левой стороны навернута стопорная гайка. Ее надо отвернуть спец. ключом (если его нет, то можно и обычным семейником). Эта гайка имеет правую резьбу. При отворачивании, возможно, придется приложить значительное усилие. Отворачивать надо аккуратно, не допуская срыва ключа — можно повредить гайку. Если у на Вашей каретке такой гайки нет, то переходим к п.2.
      3. Теперь берем ключ для каретки (шлицевой или специальный, в зависимости от конструкции Вашей каретки. На фотографиях показан шлицевой.) вставляем его в пазы, и выворачиваем из рамы левую чашку-адаптер разводным ключом с рукояткой подлиннее. Она имеет правую резьбу. При отворачивании, возможно, придется приложить значительное усилие. Вынимаем левую чашку (вместе с подшипником, если каретка разборная)
      4. Переходим к правой стороне велосипеда (там, где звездочки). Опять берем съемник каретки и ключ с длинной рукояткой, вставляем его в пазы, и выворачиваем из рамы правую чашку. Она имеет левую резьбу. При отворачивании, возможно, придется приложить значительное усилие.
      5. Вынимаем картридж или правую чашку с осью.Каретка снята. Теперь из разборной каретки надо вытащить подшипники ( если они не запрессованы в чашку), убрать тряпочкой старую смазку, и промыть все детали в каком-либо растворителе (я использую керосин).

      Установка каретки картриджного типа производится в обратном порядке.

      Сборка и установка разборной каретки велосипеда.

      Разборная каретка очень похожа на ту, которая используется на отечественных велосипедах, поэтому и процесс сборки и регулировки не отличается сложностью.

      Перед сборкой надо промыть все детали в каком-нибудь растворителе (я использую керосин), протереть тряпочкой, и просушить. Бензин использовать не рекомендую — он может повредить пластмассовые сальники в чашках. Промыть следует и новую каретку — смазка на ней, скорее всего, консервирующая.

      Неплохо также проверить кареточный узел рамы на предмет отсутствия повреждений и всякого мусора. Я несколько раз находил там стружку, опилки, которая проваливалась в кареточный узел из подседельной трубы рамы. Попав в подшипники, опилки не будут способствовать легкому ходу велосипеда.

      1. При сборке каретки самое сложное — не перепутать концы оси каретки — ее правая и левая стороны отличаются. Обычно на оси или на пластмассовом кожухе (на некоторых каретках этот кожух не предусмотрен) нанесены буквы, соответствующие сторонам оси. Чашки перепутать не удастся — у них разная резьба (у левой чашки — правая и наоборот)
      2. Надеваем пластмассовый кожух на ось. Подшипники вкладываем в чашки. Если подшипники имеют сепараторы, то укладываем их сепаратором наружу (шариками — внутрь чашек). Смазываем подшипники густой смазкой Этой же смазкой смазываем резьбу обеих чашек.
      3. Сборку начинаем с правой стороны. Вставляем ось в правую чашку, и ввинчиваем эту чашку в раму до упора. Для этого нужен шлицевой ключ для каретки. Правая чашка имеет левую резьбу.
      4. Теперь аналогично вворачиваем с другой стороны левую чашку. Она имеет правую резьбу.Переходим к регулировке каретки. (можно сразу к п.1)

      Регулировка подшипников разборной каретки велосипеда.

      После сборки каретку обязательно надо отрегулировать, но часто приходится заниматься регулировкой и без разборки.

      Например, иногда после длительной езды по неровным дорогам в каретке появляется люфт, который следует устранить регулировкой.

      Люфт в каретке в лучшем случае может привести к нарушению четкости переключения передач, а в худшем — к повреждению подшипников и чашек. В дальней поездке каретку можно попытаться отрегулировать, не разбирая.

      Перед началом регулировки надо снять только один левый шатун, снять стопорную гайку (спец. ключом) и немного ослабить левую чашку (шлицевым ключом). Гайка и левая чашка имеют правую резьбу.
      Левую чашку заворачиваем почти до упора, чтобы ось каретки вращалась легко, без заеданий, и при этом не имела люфта. Потом ослабляем ее шлицевым ключом примерно на четверть оборота.Навинчиваем стопорную гайку, удерживая чашку шлицевым ключом. Гайку затягиваем спец. ключом до упора.

      Теперь надо покрутить ось каретки рукой, и покачать ее из стороны в сторону. Если все сделано правильно, то каретка должна вращаться свободно, без заеданий, и не иметь ощутимого люфта. Если заедает, или есть люфт, то отворачиваем стопорную гайку, и повторяем п.1., ослабляя или подтягивая чашку шлицевым ключом.

      Иногда отрегулировать каретку не получается. То есть когда добиваешься, чтобы она вращалась свободно, то появляется люфт. И наоборот, если устраняешь люфт, то ось вращается туго, с заеданиями. Это говорит о том, что пора менять либо подшипники, либо саму каретку.

      Делаем ремонт каретки велосипеда своими руками

      В одной из журнальных статей когда-то засветился рассказ о двух типажах автомобилистов. Рассказывалось о водителях, ухаживающих за своим транспортом, и о неаккуратных владельцах, которые просто катаются, а перед продажей лишь вымывают свою машину.

      Автор написанного советовал с малого возраста приучать ребят следить за чистотой и исправностью своего транспорта, начиная с велосипеда.

      А для этого нужно знать, как правильно чинить важные детали, в том числе и производить ремонт каретки велосипеда, собственноручно, в чем и поможет данная статья.

      Велосипедисты с опытом осведомлены, что каретка ‒ одна из наиважнейших деталей «железного коня». Так как она расположена внизу велосипеда, зачастую на нее попадает много пыли, грязи и воды. Из-за этого вначале появляются лишние шумы, которые дают сигнал о нестабильной работе узла, затем же последний может и вовсе заклинить.

      Необходимо систематически осматривать велосипедную каретку и проводить ее профобслуживание. Но, к сожалению, ремонт возможно проводить только в том случае, если ваша карета разборная ‒ ее можно смазывать, менять отдельные запчасти.

      Некоторые модели великов предусматривают картриджные каретки, которые если сломаются, то требуют только замены. Для ремонта или замены детали собственноручно требуется знать два основных процесса: уметь снять и правильно поставить данную деталь.

      Как снять каретку с велосипеда

      Всякий механизм спустя некоторое время подвергается износу либо становится совсем непригодным. Каретка велосипеда тоже иногда требует ремонта либо замены. Следует для начала снять механизм, проверить его пригодность и лишь потом решать ‒ отремонтировать деталь или приобрести новую.

      Чтобы выполнить демонтаж механизма, сначала нужно снять шатуны с помощью специального инструмента для их выжимки. Приспособить съемник с левой стороны каретки.

      Далее, избегая искажения, чтобы не повредить запчасть и инструмент, аккуратнейшим образом нужно открутить чашки.

      Последующими действиями уже являются непосредственно чистка, смазка, регулировка каретки, ради которых и снималась деталь. Подробный алгоритм описан ниже.

      1. Сначала требуется отделить заглушки от шатунов. Они легко поддеваются отверткой.
      2. Следует с помощью выжимки открутить гайки, которые крепят шатуны непосредственно к самой велосипедной каретке. Ставим выжимку на гайку и при помощи ключа отвинчиваем деталь.
      3. Снятие шатунов. Вставляем выжимку обратной стороной и вкручиваем ее в шатун. Так как болт прибора ввинчивается с применением значительной силы, шатун вследствие медленно начинает сходить с места.
      4. Извлекаем кольца и чашечки с детали. Необходимо приставить отвертку к кольцу так, чтобы конец ее был повернут влево. Далее несильными постукиваниями при помощи молотка колечко соскакивает. Аналогично отделяется и чашка.
      5. Подденьте подшипники отверткой, они с легкостью извлекутся.
      6. В последнюю очередь специальным съемным приспособлением снимается главная деталь ‒ кареточный вал.
      7. Когда каретка разобрана, можно проводить осмотр.

      Чистота ‒ вот главный критерий при проверке состояния кареточного узла. Также важен износ подшипников ‒ ведь если срок эксплуатации механизма более 3 лет, подшипники могут просто быть разбитыми, вследствие чего потребуется их замена.

      Проверьте все составляющие ‒ нет ли на них видимых дефектов. Особенно это касается подшипников, самой каретки, фиксаторов и чашечек. Если есть визуальные повреждения, то придется заменить деталь на новую.

      Другие же составляющие можно очистить растворителем.

      Как собрать каретку на велосипеде

      После техобслуживания каретки ее нужно снова собрать и вернуть на свое место. Этот процесс легче, чем снятие, ведь механизм стал более или менее знакомым.

      Чтобы вернуть все детали на свое место, наносим смазку ровным и тонким слоем на подшипники, вал каретки и другие детали. Каждая деталь должна вставляться противоположным боком, например, подшипник вставляется звездами внутрь, а длинный конец вала каретки должен находиться в стороне трансмиссии, с обратной стороны подшипник монтируется звездами наружу.

      Чашечки нужно сначала изнутри обдать смазкой, а потом уже одеть. Закручивая чашечки, следите чтобы осевой люфт полностью устранился, а вращение вала немного стеснилось. После монтирования крепящих колец чашечка немного сойдет с места, и ось свободно закрутится. После проведения вышеизложенной операции проверьте, как крутятся педали. Если туговато ‒ чуть-чуть ослабьте гайку.

      Источники:

      http://dimanium.ru/remont-pedalej-velosipeda.htm
      https://www.velomot.com/articles/kak-snyat-pedali-s-velosipeda/
      https://cyclearea.ru/remont-velosipeda/kak-pravilno-otkrutit-pedali-na-velosipede
      https://spiegelstudio.ru/raznovidnosti/kak-samostoyatelno-razobrat-i-snyat-karetku-velosipeda-vsyo-o-velosporte.html