Какая лучше каретка на велосипеде

Содержание скрыть

Каретка велосипеда (кареточный узел)

Каретка (bottom bracket), представляет собой подшипниковый узел, обеспечивающий вращение шатунов с педалями и ведущими звездами относительно рамы велосипеда. Назначение кареточного узла — передавать крутящий момент от педалей к колесу велосипеда с минимальными потерями. Расположение в нижней части рамы, прямо за передним колесом, приводит к постоянному его закидыванию грязью и водой, поэтому подшипники каретки должны быть хорошо защищены от воздействия внешней среды.

Картридж каретки

Типы кареточных узлов.

Все каретки можно разделить на открытые и закрытые, так называемые картриджи или капсулы. Иногда можно встретить и "полукартриджи". В первом случае, вал вращается в подшипниках, установленных в чашках, которые в свою очередь ввинчиваются в кареточную трубу рамы. Недостатки этого типа кареток — необходимость точного изготовления рамы для избежания перекосов и сложность организации качественной защиты подшипников от внешней среды.

Картридж каретки позволяет избежать этих проблем: подшипники находятся в жестком корпусе, который вворачивается в велосипедную раму. Это исключает перекос подшипников и необходимость регулировать каретку. В картридже можно удобно разместить качественное уплотнение вала. Крое того, подшипники будут защищены от ржавчины, которая может осыпаться с внутренней стороны труб рамы. Большинство картриджей неразборные, но есть и разборные, например, недорогие картриджи Shimano. Желательно выбирать картриджи с хромированным внешним покрытием (например, Shimano Deore LX и выше) и обильно смазывать во избежание "прикипания" к раме.

В то же самое время нельзя сказать: "открытая каретка — плохо, картридж — хорошо". Например, при попадании грязи в открытую каретку ее можно прочистить и собрать с новой смазкой, в то время как картридж в таких условиях быстро износится и выйдет из строя.

Типы соединений вала каретки с шатунами.

На очень дешевых велосипедах неизвестного производства нередко можно встретить каретки, в которых кареточный вал и шатуны представляют собой единую деталь. Такие "одноразовые" каретки не выдерживают никакой критики.

Для велосипедов советского и российского производства характерно соединение вала каретки и шатунов при помощи шпонки (клина). В существующем исполнении — ненадежная конструкция, которая часто разбалтывается, если шпонка не была завинчена как следует перед первой поездкой (а на новых велосипедах она очень часто закручена слабо). Единственное достоинство этого типа соединения заключено в возможности достаточно легкого снятия шатунов без специальных съемников.

На большей части импортных велосипедов используется соединение с посадкой шатунов "на квадрат". Концы вала в таких каретках выполнены в виде конуса квадратного сечения. Соединение получается весьма жестким и не разбалтывается со временем, так как основная нагрузка идет на сам вал, а не на шпонку, как в предыдущем типе. Вал и шатун соединяются болтом под рожковый ключ на 15 мм или шестигранник на 8 мм, на самых дешевых каретках, например, Shimano Tourney, шатун крепится гайкой. В этом случае, для снятия шатунов приходится использовать специальный съемник.

На более продвинутых велосипедах, как горных, так и шоссейных, сейчас используется шлицевое соединение вала каретки и шатунов. Существует два стандарта: Shimano OctaLink, который используется только Shimano в группах Deore — XTR, и, появившийся в 2000 году (из-за лицензионных требований со стороны Shimano) ISIS Drive, поддерживаемый такими известными компаниями, как Bontrager, Chris King, FSA, Race Face, Stronglight, Truvativ. Оба типа соединений несовместимы из-за разного числа шлицов и их конфигурации. Шлицевое соединение позволяет достичь еще большей жесткости, чем квадратное, а также, использовать в каретках пустотелые валы большого диаметра для снижения веса и увеличения жесткости последних.

Размеры кареток.

При установке каретки необходимо учитывать следующие размеры: ширину кареточной трубы рамы (bottom bracket shell), тип правого фланца, длину вала (axle length) и параметр chain line.

Ширина кареточной трубы может быть одного из трех размеров: 68 или 73 мм типа BSA или 70 мм итальянского типа. Кроме размеров, третий тип отличается и резьбами. Наиболее распространены два первых типоразмера, причем еще существуют так называемые E-type каретки с увеличенным бортиком с правой стороны для крепления переднего переключателя передач.

Длина вала каретки в сочетании с использованием конкретной системы определяют, на каком расстоянии будут находиться звезды системы, относительно средней плоскости рамы велосипеда (параметр chain line). Характерные значения — 47.5 и 50 мм. Характерные длины валов под шлицевое соединение — 113 и 118 мм, а под квадрат их достаточно много: от 116-127 для Shimano Tourney, 116 для Shimano Altus до 108-113 для более высоких групп.

Выбор подходящих шатунов для велосипеда

Велосипедист рано или поздно сталкивается с вопросом замены шатуна. Этот вопрос актуален в случае, если деталь поломалась, повредилась либо если требуется замена звёздочек в неразборных конструкциях. Замена шатуна требует от владельца велосипеда базового понимания вопроса. На какие свойства и характеристики нужно обратить особое внимание при покупке детали и как выбрать шатуны для велосипеда?

Система шатуна велосипеда

Устройство системы крепления

Шатун — это неотъемлемая часть трансмиссии байка, обеспечивает преобразование возвратно-поступательных движений во вращение заднего колеса. С этой деталью соединены звездочки, каретка и рама велосипеда, в отдельности элемент не функционирует. Как правило, у бюджетных велосипедов основная звезда соединяется с правым шатуном в неразборную конструкцию. Более дорогие модели дают возможность отсоединить передние звёздочки от системы в случае необходимости.

Если звёздочки источились и есть необходимость в их замене — вероятнее всего, придётся снимать всю систему, т. к. в большинстве случаев нет возможности устранить проблему точечно. С передними звёздами нужно приобрести соответствующие шатуны, хотя сами они довольно износостойкие. Повредить их можно только в случае аварии. Деталь может изогнуться, переломаться, посадочные места — разноситься.

При покупке этой детали нужно помнить о разновидностях кареток, имеющих разные способы крепежей к валу, поэтому возьмите с собой в магазин образец. Возможно, вы найдёте конструкцию кареточного узла с шатунами в сборке.

Какие материалы используются для шатунов

В зависимости от заявленных требований байку, производители делают шатуны алюминиевыми, стальными, титановыми или карбоновыми. Для достижения поставленных целей производители также совершенствуют и форму этих деталей. Так, снизить вес позволяет сложная форма полой внутри детали, с канавкой снаружи. Кроме того, что облегчённый элемент конструкции делает легче сам велосипед, он позволяет легче раскрутить и достигнуть более быстрого ускорения. При этом пустотелые детали прочные и жёсткие.

Так, шатуны из стали бывают как цельные, так и полые. Цельные детали используют для шоссейников, а вот трубчатые чаще предназначены для горных велосипедов и спортбайков ВМХ для облегчения моделей.

Велосипедный двусоставный шатун

Велосипедная система из алюминия

Детали из алюминия производятся с помощью горячей или холодной ковки. Это усиливает прочные свойства материала и сводит к минимуму поломку. Шатуны из алюминия могут делать полыми для уменьшения веса.

Титан и карбон в изготовлении шатунов встречается реже, обычно для спортивных байков. Это может быть однородная карбоновая деталь либо с алюминиевыми или титановыми вставками. Сложность технологии сказывается на стоимости байка в сторону увеличения.

Размер имеет значение

При выборе размера шатуна важно учитывать стиль катания, рост велосипедиста и ваши личные предпочтения. Разница даже в 5 мм на каждой детали довольно ощутима.

Левый шатун велосипедный

Левый шатун велосипеда

Длина шатуна велосипеда измеряется от центра оси каретки до центра оси педали и может быть 145–180 мм, с шагом 5 и иногда 2,5 мм. Понятно, что чем выше велосипедист, тем длиннее нужны детали. Но нужно также учитывать размер рамы и стиль езды. Если у вас низкая рама и слишком длинные рычаги, то при малейшей неровности (бордюры, рельсы) вы будете за них цепляться, что приведёт к неудобству.

Ключевой параметр, на который напрямую влияет размер шатуна велосипеда, — каденция. Каденция — это единица измерения скорости оборотов, сколько оборотов может сделать байкер за определённое время. Высокой каденции можно достичь при коротких рычагах, соответственно, длинные рычаги сокращают количество оборотов. Поэтому для гонок лучший выбор — короткие шатуны. И наоборот, для горных велосипедов — длинные.

Выбор размера — личные предпочтения каждого велосипедиста, учитывая стиль езды, рост и поставленные перед байком цели.

Каким способом крепятся шатуны

Разберёмся, какими способами крепят рычаги к оси каретки.

  • Клиновидным штифтом. В современных моделях такое крепление практически не встречается, используется только для детских байков.
  • Квадратным торцом вала. Наиболее распространённое крепление. В этом способе на скошенных плоскостях квадратного сечения клином зафиксированы оба рычага. Подтянуть рычаг на клине можно с помощью винта или гайки. Для удобства в соединительных местах предусмотрены пыльники из пластмассы.
  • Шестигранным торцом вала. Похожий принцип с предыдущим способом.
  • Шлицевым соединением. В вале каретки делается сквозное отверстие по оси с преувеличенным диаметром, торцы вала имеют круглую форму. Шатуны крепятся крупным пустотелым болтом под шестигранник, снаружи предусмотрен пыльник.
  • С использованием интегрированной оси. Ось каретки и один шатун составляют единую деталь. Второй крепится любым из перечисленных выше способов.

Правильный выбор Q-фактора

Важно уделить внимание правильному выбору Q-фактора. Это поможет велосипедисту повысить эффективность прилагаемых усилий до 4%. Это параметр расстояния между плоскостями, в которых осуществляется вращение головки шатунов. Максимальное давление ногой человек может осуществить, если направление прилагаемых усилий находится под углом 90 градусов к поверхности. Если расположение ног велосипедиста близко друг к другу, то коленным суставам тяжело перенести длительные нагрузки. Естественно, строение ног у людей разное. При потоковом производстве байков особенности строения конкретного человека учесть невозможно. Но спортсмены, использующие байки профессионально, вполне могут подобрать Q-фактор с учётом индивидуальных особенностей. Следует отметить, что увеличенный Q-фактор обычно предусмотрен в моделях горных велосипедов.

Разбираем типы шатунов

  • Односоставный— цельная конструкция, которая объединяет вал и два рычага. Представляет собой толстый пруток, который согнут в разных направлениях под прямыми углами. Такая конструкция использовалась ранее. На сегодня её можно встретить на BMX или детских байках.
  • Двухсоставный— левый рычаг представлен отдельной деталью, закреплённой на сводном краю вала, а к правому шатуну с ведущими звёздочками приварен вал каретки. Сегодняшние производители эту конструкцию усовершенствовали с помощью картриджной каретки, имеющей подшипники крупного диаметра. Конструкция активно используется различными производителями.

Система шатунов для велосипеда

Нестандартная роторная система RS4X

Рассмотрим новейшую конструкцию — роторную систему шатунов для велосипеда RS4X. Принципиальное отличие от стандартных рычагов — расположение со смещением угла на несколько градусов (стандартное закрепление — по одной прямой линии). При стандартном закреплении нога велосипедиста сильно сгибается в колене в верхней точке и это негативно сказывается на коленных суставах, не позволяет велосипедисту применить свою силу в полном объёме.

Роторная система позволяет увеличить КПД за счёт занижения верхней мёртвой точки и исключения провала момента силы. Согласно исследованиям, мощность возрастает на 16%. Эта велосипедная система шатунов довольно дорогая (стоимость около 400 евро), но хороша тем, что облегчает нагрузку на коленные суставы байкера и на сухожилия.

Учитывая особенности шатунов разных систем, размер, материал, вы сможете подобрать для вашего велосипеда наиболее подходящий вариант и покупка оправдает все ваши ожидания.

Стальная рама для велосипеда

Многие спорят о том, какая рама велосипеда лучше — стальная или алюминиевая. Для того чтобы понимать, какая рама удовлетворит потребности велосипедиста — разберёмся подробно, какой материал будет соответствовать заявленным требованиям.

Колесо-мотор для велосипеда

Как определиться с выбором мотор-колеса для электровелосипеда. На какие факторы обратить внимание при выборе. Преимущества и недостатки разновидностей двигателей мотор-колеса.

Дисковые и ободные тормоза

Какие ставить на велосипед тормоза: дисковые или ободные — частый вопрос, который волнует многих велосипедистов. Чтобы разобраться с ним, необходимо изучить положительные и отрицательные стороны каждого вида тормозной системы.

Как выбрать каретку для велосипеда

Типичный диалог перед витриной с каретками:
— Мне нужна вот какая-то такая штука.
— А какая именно?
— Не знаю/под квадрат, размер не знаю/какие-то шлицы и другие интересные варианты ответов.

В этой статье мы не будет поднимать вопрос "что лучше выбрать?" — квадрат/шлицы/внешние подшипники и т.д. и т.п., мы просто постараемся объяснить, какую информацию нам нужна от вас, чтобы выбрать подходящую каретку.

Весь обширный зоопарк стандартов кареток можно поделить по двум признакам: стандарт кареточного узла рамы и стандарт оси каретки.

Актуальные на сегодня стандарты кареточных узлов:

bb threaded.JPG

Резьбовая каретка.
Самый распространенный стандарт.
Существует двух видов:

— с английской резьбой (BSA) (на правой чашке — обычная правая резьба, на левой — левая (неправильная)) в нескольких вариантах ширины
— с итальянской резьбой (на обеих чашках правая резьба)

— BSA/68 мм
— BSA/73 мм
— BSA/83 мм
— Italian/70 мм
— еще несколько музейных размеров, которые мы не рассматриваем

bb30.jpg

Press-in каретки — когда в кареточном узле рамы нет резьбы и каретка запрессовывается в раму.
Практически все современные велосипеды среднего и верхнего ценового диапазона будут оснащаться такой кареткой.

Варианты:
— BB30 — подшипник запрессован сразу в раму. Диаметр посадочного места в раме — 42 мм, диаметр оси — 30мм

— Pressfit 30 — подшипник запрессован в пластиковую обойму, которая запрессована в раму. Диаметр посадочного места в раме — 46 мм, диаметр оси — 30 мм

Pressfit (Shimano) — аналогично Pressfit 30, но с другими размерами. Диаметр посадочного места в раме — 41 мм, диаметр оси — 24 мм

bmx bb.jpg

Наши мелкоколесные друзья на BMX живут аж с 4 стандартами кареток: Spanish BB, Mid BB, USA BB, Euro BB.
Подробнее:
— Spanish BB — подшипник запрессован в раму, диаметр посадочного места — 37 мм, диаметр оси — 19 либо 22 мм

— Mid BB — подшипник запрессован в раму, диаметр посадочного места — 41 мм, диаметр оси — 19 либо 22 мм

— USA BB — подшипник запрессован в металлическую либо пластиковую чашку, которая запрессована в раму. Диаметр посадочного места — 51.5 мм, ось — 19/22 мм либо цельные одноэлементные шатуны (они же кочерга)

-Euro BB — внезапно, обычная резьбовая каретка BSA. Диаметр оси — 19 либо 22 мм

Как выбрать петух для велосипеда?

Любому велосипедисту известно, какую функцию выполняет велопетух. Он обеспечивает защиту заднего переключателя скоростей на https://sportiv.ru/bikes/catalog/kassety/ задней кассете велосипеда и рамы.. Однако большинство велосипедистов не располагает достаточным количеством времени для изучения нюансов производства этих деталей. Главные критерии, по которым различаются велопетухи – материалы, использованные для их производства, и способ изготовления.

Чаще всего в качестве материала https://sportiv.ru/bikes/catalog/petukhi/ петуха для велосипеда используется силумин либо дюралюминий. Силумин представляет собой обобщенное название любых сплавов алюминия, содержащих кремний. Доля этого вещества составляет от 4% до 22% от суммарного объема готового сплава. При высокой доле кремния твердость сплава возрастает, однако он при этом становится более хрупким. Именно хрупкость данного материала является его главным недостатком. Изготовленные из него детали переносят большую механическую нагрузку, однако в результате падения они могут растрескаться. Силуминовые велосипедные петухи производятся посредством заливки расплавленного материала в литейную форму. Основные преимущества такого способа производства состоят в простоте, быстроте и низкой стоимости. Главный недостаток этих изделий состоит в образовании мельчайших трещин и возникновении внутреннего напряжения, из-за чего при интенсивном использовании велосипеда они неизбежно ломаются.

Фрезерованные велопетухи производятся посредством вырезания на фрезерных станках. В качестве материала в данном случае используется дюралюминиевый лист. Под дюралюминием понимается группа сплавов высокой прочности на базе алюминия с включениями марганца, магния и меди. Главное достоинство фрезерованных велопетухов заключается в исключении остаточной деформации, а равно напряжения материала.

Как выбрать каретку для велосипеда?

Высокий уровень конкуренции между производителями велосипедных кареток привел к появлению в течение последних нескольких лет множества разнообразных стандартов этих изделий. Чтобы среди всего этого многообразия выбрать наиболее походящую https://sportiv.ru/bikes/catalog/karetki/ каретку велосипеда, нужно выполнить последовательность из пяти действий.

1. Сначала надо определиться с типом крепления шатуна

  • Cotter Pin была стандартной моделью для кареток велосипедов времен Советского Союза. Фиксирование шатуна на ней осуществлялось напрямую с использованием пина, продевавшегося через шатун и проходившего сквозь вырез, который имелся в оси каретки.

2. Затем надо определиться с типом фиксации каретки в раме

  • У Press-Fit кареток резьба отсутствует, так что они впрессовываются в раму.
  • Резьбовые каретки закручиваются напрямую в раму.

3. Определяется оптимальная ширина каретки

  • Каретки шириной 68/73 миллиметра используются на большей части МТВ велосипедов.
  • Каретки шириной 83 миллиметра чаще всего используются в велосипедах, предназначенных для фрирайда и скоростного спуска, т. е. в тех случаях, когда требуется значительная жесткость конструкции.

4. Определяется длина вала каретки

Простейшие каретки стандарта SQR и Cotter Pin зачастую имеют различия по этому показателю. Она может составлять сто десять миллиметров, сто тринадцать миллиметров, сто восемнадцать с половиной миллиметров, сто двадцать два с половиной миллиметра и сто двадцать восемь миллиметров. Во избежание допущения ошибки с размером надо определить длину кареточного вала на своем велосипеде.

5. Определяется тип подшипников

Даже при первоначальном пользовании кареткой на насыпных подшипниках крайне желательно заменить ее не на аналогичную, а на каретку с промподшипниками, которые непритязательны и избавляют велосипедиста от хлопот, связанных с состоянием кареточного узла.

Устройство каретки велосипеда

Велосипедные каретки состоят из четырех частей:

  1. Корпус. Важный элемент, на котором фиксируются подшипники. В них заводится ось, где размещается чашка.
  2. Чашка. Применяется для фиксации устройства в стакане. В зависимости от типа крепления может запрессовываться либо особым способом вворачиваться в раму.
  3. Ось каретки. Это подвижная часть располагается внутри корпуса. Вращается беспрепятственно. Заканчивается местами крепления шатунов.
  4. Шлицы.

Разобранный вариант

Также к системе относят место ее фиксации. Еще называется кареточным стаканом.

Кареточный стакан

Типы кареток

Различают множество стандартов и видов кареток. Разделяют их чаще всего по следующим характеристикам:

  • длина вала – важна для положения системы и педалей;
  • длина корпуса – обязательно соответствует размерам стакана, хотя в некоторых случаях допускаются отклонения;
  • тип резьбы – должен точно соответствовать заданным параметрам;
  • тип крепления шатунов – размеры и способы крепления шатунов системы к валу.

Существует разделение кареток по принципиальной конструкции. Об этом рассказываться будет ниже.

Виды кареток

По объединенности с системой

Интегрированные каретки для двухколесных транспортных средств составляют единое целое с системой, так как ось является неотъемлемой частью одного из шатунов. За счет этого уменьшается общий вес и цена, улучшается надежность всей конструкции. Неинтегрированный узел дает возможность закреплять шатуны определенного типа. Многие модели — картриджного типа. Суть его состоит в том, что подшипники составляют картридж. Запрессовываются внутри заводским способом. Некартриджные нуждаются в постоянном вмешательстве, так как вовнутрь регулярно попадает пыль и образовываются загрязнения. При регулярной сборке и разборке узла возникают проблемы с надежностью, качеством работы. К сожалению, полностью избежать профилактических мероприятий не получится. Рано либо поздно потребуется постороннее вмешательство, чтобы устранить возможные неисправности либо осуществить замену какой-либо детали.

По креплению шатунов

Каретки данного типа бывают квадрат и шлицевой. Первый вариант относится к старой системе крепления, отличается неудобствами при обслуживании. При постоянной разборке шатун начинает разбалтываться, при педалировании повреждается вал. Все это приводит к тому, что понадобиться осуществить замену вала каретки, но не подшипника. Шлицевые каретки представлены множеством версий с различными стандартными размерами. Благодаря этому получается избежать возникновения проблем квадратного сечения. Вал и шатун не будут разбалтываться относительно друг друга.

По кареточному стакану

Этот вид узла с резьбовой насадкой имеет огромное количество размеров. Каждый производитель велосипедов старается придерживаться установленных стандартов. Благодаря этому владельцу байков значительно проще подобрать нужные модели. Эксцентриковые устройства со смещенным креплением обеспечивают оперативную и быструю установку. Велосипедная каретка проворачивается в стакане, затягивая цепь. Далее она прижимается болтами и гайками. Такого рода устройства чаще всего применяют на двухколесных транспортных средствах с фиксированной подачей либо планетарной втулкой.

Картриджная компоновка

Как подобрать каретку на велосипед

Как правильно подобрать каретку? Какие бывают? Какую выбрать? Эти вопросы и не только возникают у велосипедистов при выборе этого узла. Необходимость в замене либо ее ремонте появляется в результате повреждения люфта либо после физического повреждения детали.

Осуществить ее замену будет совсем несложно, если:

  1. есть информация о размерах и типе;
  2. внимательно изучить по техническому паспорту тип ее стакана;
  3. просмотреть линию цепи;
  4. обратить внимание на размеры стакана.

Каретки современного типа устанавливаются и ремонтируются преимущественно уникальным инструментом. Необходимо заранее побеспокоиться о его покупке, чтобы облегчить себе процесс разборки и сборки конструкции.

Рекомендуем посмотреть видео:

Как снять каретку

Процесс снятия не такой уж трудный, как описывают в книгах либо других источниках. Для начала следует снять с оси каретки оба шатуна. Затем нужно удалить всевозможные загрязнения. Снимать ее необходимо с левой стороны, где отсутствуют звездочки. На некоторых моделях может присутствовать стопорная гайка. Для того, чтобы ее отвернуть, необходимо использовать специальный ключ. Гайка имеет правую резьбу. Иногда придется приложить достаточно усилий для того, чтобы осуществить данную операцию.

Как покупать каретку

Покупать каретку лучше всего в торговых точках, которые специализируются на продаже запасных частей для велосипедов. Выбор производителей и моделей достаточно большой. Выше было уже сказано, что необходимо знать при подборе каретки. Если не получается узнать информацию о разновидности каретки, то нужно воспользоваться помощью квалифицированных специалистов. Они смогут оперативно определить необходимый владельцу узел. Правильно подобранная каретка – залог безопасной и комфортной езды. Стоимость узла зависит от производителя, типа конструкции. Не всегда имеет смысл приобретать дорогостоящее изделие. Нужно отталкиваться от того, какой стиль езды, в каких условиях эксплуатируется двухколесный байк.

Разноцветные варианты

Велосипедная каретка – важный элемент конструкции, которая очень важна для велосипедиста. От этого узла зависит комплект шатунов, переднего переключателя. На практике чаще всего приходится сталкиваться с интергрированным картриджным типом, иные – предназначены для решения спортивных и других задач. Выбор каретки – процесс довольно ответственный. К нему нужно отнестись со всей серьезностью. И тогда не будет возникать проблем с эксплуатацией велосипеда.

comments powered by HyperComments

бери каретку 68х118.
что ты ещё от людей хочешь? садист чтоль

я уверен на 95%, что 95% людей, которые хотябы раз
заклеивали сами камеру или смазывали цепь, уж
наверняка знают, что чтобы выбрать каретку нужно:
1) посмотреть в кошелёк
2) одеться, покушать, выйти из дома и добраться до веломагазина
3) сказать продавцу, что нужна каретка, сказать либо название
и год рамы, либо ширину карточного стакана.
а вот какой длины выбирать вал или какой тип каретки,
или бренд производителя, ты сам решай исходя из собственных
желаний и возможностей.

каретки бывают по типу шлица:
под квадрат
под исис
под окталинк
под икс-тайп
БМХ
специальные шлицы типа примо итд

по ширине стакана каретки бывают:
78мм
83мм
100мм
и специальные

по ширине вала бывают:
113мм
115мм (редко встречается)
118мм (самый распространённый)
122,5мм (кантрийный под квадрат)
икстайп стандарт
и у кареток под 100мм стандарт я ширину вала не помню

по типу подшипников бывают:
насыпные шариковые (уже редкость)
промышленные(закрытые) шариковые внутренние
промышленные(закрытые) шариковые внешние
остальные встречаются редко.

по типу использования каретки бывают:
для БМХ
для шоссе
для кросскантри и оллмаунтин
для лёгкого фрирайда (+дерт/стрит)
для ДШ /жесткого ФР (+дёрт/стрит)

по типу резьбы бывают:
обычная стандарт (не глубокая/средняя/глубокая)
итальянка
БМХ-стандарт

так что покупай любую с пометкой ДШ/ФР не ошибёшься.
как правило, чем дороже железка тем надёжней или легче
такие вещи нужно знать если ты катаешься хотяб месяц

Какой кареточный мотор лучше?

сравнение веломоторов

В России в силу низкой плетежеспособности населения, а также несовершенства и несоблюдения законов с кареточными моторами сложилась такая ситуация:

  • Фирменных велосипедов с интегрированными в рамы кареточными моторами от фирм Bosch, Brose, Panasonic, Shimano, Bafang и Yamaha мало, отзывов о их использовании в рунете с гулькин фиг.
  • Наиболее распространены универсальные кареточные электромоторы Bafang, Tongsheng и Cyclone которыми электрофицируются обычные педальные велосипеды, поскольку они устанавливаются на любые рамы.
  • В ближайшие годы ситуация в России не изменится.

сравнение моторов для велосипеда

кареточный (центральный) мотор

Кареточные моторы интегрированные в раму

О интегрированных в рамы моторах Bosch, Brose, Panasonic, Shimano, Bagang и Yamaha мы знаем в основном из иноязычных источников информации. Что же мы знаем?
Велосипедисты проживающие в странах с развитым и исполняемым законодательством не часто обращают внимание на то, каким именно мотором оснащен велосипед, поскольку любой из этих моторов имеет одни и те же ограничения по мощности и скорости (в большинстве стран мощность мотора не может превышать 250 W в течение 30 минут, а при достижении скорости 25 км/ч мотор отрубается). К тому же одни и те же моторы используемые в велосипедах разных производителей зачастую ведут себя совершенно по разному из-за особенностей настройки программного обеспечения, особенностей рам и т.п. Обсуждаются в основном конкретные модели электровелосипедов и политика ведущих брендов – производителей электровелосипедов.

Электровелосипед с кареточным мотором

Уровень поддержки

Производители используют процентную шкалу для определения уровня поддержки. Если двигатель обеспечивает поддержку в 300% в самом мощном режиме, это означает, что он утраивает мощность, которую велосипедист вкладывает в педали. В зависимости от двигателя уровень поддержки может варьироваться от 50% до более 400% (или даже 500% в некоторых случаях). Чем больше уровней поддержки двигателя, тем точнее он может быть адаптирован к конкретному сценарию езды. Таким образом, вы можете увеличить дальность, перейдя в режим Eco или въехать на гору на самом мощном уровне поддержки.

Программное обеспечение

Какой кареточный мотор лучше?

В идеале программа должна работать, как интерфейс между электромотором и человеком, интерпретируя команды от последнего, управляя первым и, в свою очередь, позволяя им достигать гармонии. Именно эту гармонию обычно называют «естественными ощущениями при езде».
Над тем, что бы велосипедист словил эти самые “естественные ощущения” и работают программисты в соитии с инженерами. Тут как в сексе, если нет гармонии и естественности – мужик уйдет на сторону, к примеру от Панасоника к Шамано или наоборот. А производителям нужно постоянство! Что б одуревший от рекламы обыватель купил велик и на другие уже не смотрел.

Такие производители кареточных веломоторов, как Yamaha и Brose позволяют настраивать двигатель производителям велосипедов. В некоторых моделях с моторами Brose через приложение и пользователь может “подкрутить” что-то в контроллере.
Совершенно идентичные электродвигатели в разных моделях байков иногда сильно отличаются. У Bosch и Panasonic закрытые системы. Т.е. производители велосипедов устанавливающие моторы этих фирм не могут регулировать программное обеспечение под свои представления о прекрасном. Пользователи тем более не могут влезть в программирование контроллеров и настроить мотор под себя. А если пытаются, то мотор говорит: “я умер, вези меня к доктору”.

В наши дни моторы от ведущих европейских брендов отличаются не только в аппаратной, но и в программной части. Производители веломоторов постоянно ковыряются с программным обеспечением изобретая что-то новое и улучшая старое, что бы не отстать от конкурентов.

Большинство современных кареточных моторов имеют так называемый торк-сенсор. Это встроенные датчики оценивающие мощность усилия приложенного к педалям. В зависимости от усилия контроллер мотора регулирует уровень поддержки – чем сильнее вы давите на педали, тем больше вам поможет мотор. Это обеспечивает естественный и интуитивный стиль катания. Такие умные уровни поддержки делают переключение между отдельными режимами почти ненужным.

Мощность, отдаваемая двигателем зависит от:

  • уровня поддержки (т.е. сколько процентов от максимальной мощности двигателя идет на помощь педалированию);
  • считываемой торк-сенсором силы нажатия на педали (внутри диапазона установленного режимом асиста).

В последнее время такие разработчики моторов и программного обеспечения, как Bosch, Brose и Shimano считают, что от управления режимами помощи асиста следует отказаться, что бы велосипедист мог полностью сосредоточиться на трассе и не отвлекаться на кликанье клавишами дисплея.

Уже сейчас некоторые производители велосипедов создали програмное обеспечение позволяющее через смартфон проложить на карте маршрут и велосипед сам рассчитает степень помощи мотора, что бы заряда батареи хватило на то, что бы целиком его проехать.

Как обойти программные ограничения скорости?

Какой кареточный мотор лучше?

Приведу два сайта предлагающих различные возможности для обхода программных ограничений моторов от некоторых производителей. Кому интересно, разберетесь.
Сайт номер раз и номер два. Может и еще какие-то есть, но для данной статьи двух достаточно.

Батарея

Емкость батареи у европейских производителей измеряется в ватт-часах (Wh). Полностью заряженная батарея на 500 Wh будет работать в течение 2 часов, если в течение этого времени двигатель получает 250 W.

Дистанция, которую можно проехать на одном заряде батареи зависит от множества факторов (типа покрышек, давления в шинах, скорости, рельефа местности, веса электровелосипеда и велосипедиста и т.д. и т.п.). Большинство производителей интегрированных в рамы кареточных электромоторов комплектуют свои байки аккумуляторами мощностью 500 Wh. Brose используют иногда 700 Wh, а Panasonic ограничились 432 Wh. Такой производитель электровелосипедов, как Bulls начал делать модели с батареей 750 Wh. Некоторые велосипедисты возят с собой запасные аккумуляторы, Shimano и Bosch делают их оптимального размера, что бы они помещались в обычный рюкзак. Некоторые производители электровелосипедов выпускают модели, где предусмотрено крепление для запасной батареи на раму.

 Электровелосипед

Визуализация параметров

Дисплей выбирает производитель велосипеда, в зависимости от задач, которые должен выполнять электровелосипед. Но если производитель устанавливает моторы Bosch, он может выбирать только какой-то из дисплеев Bosch. Если Brose, то либо дисплеи Brose, либо свои, либо сторонних производителей. Все дисплеи разные, от миниатюрных отражающих только заряд батареи, то дисплея Panasonic, оснащённого экраном отображающим груды нужной и не нужной информации. Некоторые производители велосипедов отказались от дисплеев, выпустив приложения для смартфонов беседующие с контроллером электромотора по блютусу.

Дисплей электровелосипед

Дисплей электровелосипед

Шумность работы мотора

Для некоторых это второстепенная проблема, но для многих велосипедистов шум от мотора может стать чуть ли не главным критерием выбора электробайка. Предпочтителен бесшумный мотор. По бесшумности лидируют Bafang и Brose, а вот Bosch, Shimano и Yamaha не уделяют этому должного внимания.

кареточный мотор в разборе

Рама может выступать в роли резонатора, усиливая шум электромотора. Только хорошо продуманная конструкция рамы будет поддерживать уровень шума в допустимых пределах, поэтому один и тот же двигатель может быть очень тихим на некоторых рамах и грохотать, как трактор на других.

Каких-то адекватных тестов сравнивающих кареточные моторы по шумности мне не встречалось. Могу лишь сказать, что на слух Bafang BBS2 500W работает более тихо, чем моторы фирм Brose и Bosch. Как проводить честное сравнение не очень понятно, поскольку многое зависит от смазки механических деталей мотора, резонанса рамы и прочих факторов.

Сопротивление мотора педалированию

Сопротивление при кручении педалей после 25 км/ч (когда мотор автоматически отключился и бросил вас на произвол судьбы в соответствии с законами) особенно заметно у моторов Bosch и Panasonic, вращающийся в холостую двигатель отнимает много полезной энергии. Brose – единственный двигатель, который не дает такого сопротивления и его можно спокойно использовать в выключенном состоянии, как обычный велосипед. Shimano и Yamaha в этом плане лучше, чем Bosch и Panasonic, но им далеко до решения от Brose. Про Bafang информации не нашлось.

Обслуживание мотора

Если вам потребовался ремонт или какое-либо обслуживание (например заменить смазку или перебрать мотор после утопления), в случае с моторами Bosch, Brose, Panasonic, Shimano или Yamaha вам скорее всего придется обратится в специализированную мастерскую. Прежде чем приобретать электровелосипед с мотором одной из этих фирм, ответьте себе на вопрос: где вы его будете ремонтировать?

С кареточными моторами Bafang BBS1 BBS2 и BBSHD ситуация проще. Запчасти легко заказать в Китае и не сложно все отремонтировать самостоятельно.

Что такое функция режима ходьбы?

Эта функция позволяет преодолеть крутой подъем пешком. Что бы не катить тяжелый электровелосипед в горку или вверх по ступенькам, его электромотор включают в “режим ходьбы ” и он берет значительную часть нагрузки на себя. Неплохо работает у Shimano и Bosch. Про моторы других фирм информации не нашлось.

Надежность

Если рассматривать велосипед целиком, то велосипеды с интегрированным в раму мотором (от известных брендов) разрабатываются под конкретные виды спорта, особенности использования и определенные нагрузки. Рамы, трансмиссии, моторы, батареи – все продумано и просчитано. Прототипы этих велосипедов тестируются опытными велосипедистами.

Обычный горный велосипед оборудованный мотором Bafang 1000W

На этом рынке царят Bafang и Tongsheng. Наиболее популярны готовые системы включающие мотор (250W, 350W, 500W, 750W или 1000W), ручки тормозов отключающие мотор при торможении, дисплеи (любые из 1-2 десятков), комплекты проводов, датчики скорости и батареи. Но можно приобрести только мотор, или только какой-то из элементов системы.
Мотор крепится на каретку и почти полностью скрыт передней звездочкой велосипеда. Есть модели с торк-сенсором (Tongsheng TSDZ2), остальные без оного. Большинство электромоторов этих фирм не имеют никаких ограничений по скорости и мощности (в отличии от моторов европейских и американских производителей).

Большая часть универсальных кареточных моторов выпускается без торк-сенсоров. Управление мотором осуществляется только переключением уровней поддержки. Обычно их пять. Переключаются нажатием кнопок +/- большим пальцем левой или правой руки.

Все моторы оснащаются ручками или клавишами “газа”, позволяющими при необходимости использовать электропривод без педалирования (чего лишены моторы Bosch, Brose, Panasonic, Shimano, и Yamaha). Эта же “ручка газа” берет на себя функцию “режима ходьбы”, когда велосипедисту нужно втащить велосипед вверх по ступенькам или на очень крутую горку. Вы просто идете рядом с велосипедом слегка нажимая на “гашетку” и электровелосипед тащит вас вверх.

Пользователь, купив набор одной из этих фирм может самостоятельно электрофицировать практически любой имеющийся у него велосипед. Для этого не нужны какие-то специальные знания. В статье про электромоторы Bafang вы найдете исчерпывающую информацию на эту тему. Но электрофикация ваш велосипед не украсит, поскольку на раму или багажник будет установлена батарея, от руля к мотору и от мотора к датчику скорости по раме будут протянуты закрепленные хомутами провода.

Обычные велосипеды с установленными на них универсальными моторами Bafang или Tongsheng не предназначены для катания на трейлах, но на их основе получаются весьма неплохие электровелосипеды для повседневного использования или туризма.

Приобретают наборы Bafang и Tongsheng обычно на Алиэкспресс. Никакого смысла переплачивать за их покупку в России нет и не предвидится. Запчасти и комплектующие к этим системам доступны через интернет-магазины.

Что касается надежности этих моторов, то по опыту отечественных пользователей их можно охарактеризовать, как надежные. Мы не знаем, что будет с мотором от Bosch, Brose, Panasonic, Shimano или Yamaha в условиях российских дорог в межсезонье. А про моторы Bafang все понятно. Они работают и ломаются очень редко.

Мотор в условиях российской реальности

Что лучше?

Для сравнения плюсов и минусов кареточных моторов интегрированных в раму и прикрепленных к ней я сделал такую табличку:

горные электровелосипеды

Всех потенциальных покупателей и пользователей кареточных моторов можно условно разделить на две весьма отличные целевые группы:

  • Велосипеды с интегрированным в раму мотором приобретают в основном неплохо обеспеченные мужчины ориентированные на спортивное и фитнес-использование этих электровелосипедов. А также мужчины имеющие низкую самооценку и внутреннюю потребность подчеркивать и/или повышать свой статус за счет приобретения изделий от брендов. Также приобретение фирменных велосипедов с интегрированными в раму моторами удобно для представителей прекрасного и не прекрасного полов не способных и не желающих во что-то вникать и с чем-то разбираться.
  • Наборы с моторами которые можно использовать с уже имеющимися в наличии обычными велосипедами приобретают люди экономные, практичные и готовые мириться с неким колхозом (не убранные внутрь рамы провода, не интегрированные в конструкцию рамы мотор и батарея). А также велосипедисты которым нужны моторы мощностью от 500 до 1000W (хотя и интегрированные в рамы моторы таких мощностей на рынке есть, но мало распространены).

Мощность мотора

Самые распространенные модели кареточных моторов имеют мощность: 250W, 350W, 500W, 750W или 1000W. Когда вы впервые садитесь на электровелосипед, даже 250W ощущаются, как чудо. И по большому счету для катания на велосипеде в привычном для вас стиле 250W совершенно достаточно. На горных велосипедах от известных брендов мощность, не может превышать 250 W в течение 30 минут, но пиковая мощность может вдвое и даже втрое превышать это значение. Крайне необычным по началу кажется то, что вы едете в горку почти так же легко, как и по ровной местности.

Не привычные для велосипедиста скорости начинаются при использовании моторов 500-1000W. На велосипеде оборудованном 500W мотором на асфальте вы вальяжно крутите педали и едете со скоростью 35 км/ч. По грязи, снегу и заросшему высокой травой лугу прётесь, как танк. Остановить вас может только пробуксовка на скользких и сыпучих грунтах.
750W – это примерно 1 лошадиная сила со всеми вытекающими последствиями, кроме эротических. На моторе 1000W вы без усилий перемещаетесь на скоростях до 50 км/ч.
Нужно учитывать, что максимальная скорость сильно зависит не только от мощности мотора, но и от других факторов (веса велосипедиста, шин, диаметра звездочек и т.п.). Тут нужно помнить, что угробиться можно на электровелосипеде с мотором любой мощности. Используйте защитную экипировку и шлем.

Выбирая мощность мотора обращайте внимание на то, что чем он мощнее – тем больше весит (у моторов Bafang 250-350W вес 3,8 кг, 500W – 4,3 кг, 750-1000W – 4,8 кг. И чем быстрее едет – тем больше жрет электричества. Расчетов я не встречал, но уверен, что на одинаковых по емкости батареях с мотором 250W вы уедете заметно дальше, чем с мотором 1000W.

Согласно недавнему исследованию, проведенному Университетом Глазго, езда на велосипеде на работу снижает риск преждевременной смерти на 40 %, вероятность развития рака на 45 % и почти вдвое риск сердечных заболеваний. Порадуемся за жителей Глазго. В Москве они бы такой статистики не получили. Но нужно верить в лучшее! )) А недавнее исследование Sustrans Scotland показало, что «велосипедисты экономят 1959 фунтов стерлингов в год на поездках до пяти миль и 2 013 фунтов стерлингов на поездках на расстояние до десяти миль». Так что хватит втыкать в интернет, купите наконец хоть какой-нибудь электровелосипед и идите кататься! )

Текст: Дмитрий Константинов
Фотографии производителей моторов

Источники:

http://agbike.spb.ru/technics/bottom_bracket.html
https://aktsport.ru/velosiped/kak-vyibrat-shatunyi-dlya-velosipeda.html
https://rollerbord.life/velosiped/kak-vybrat-karetku-dlya-velosipeda.html
https://electropowerbikes.com/kakoj-karetochnyj-motor-luchshe/