Карбоновый велосипед
Углеводородное волокно или карбон — это материал, «сотканный» из нитей углерода. Они тонкие, как человеческий волос, но прочные, как сталь. Их очень тяжело порвать, но сломать вполне возможно. Именно поэтому при производстве деталей используют несколько слоев карбона. Накладывая карбоновые слои друг на друга в различном порядке, производители добиваются наибольшей износостойкости и ударопрочности. Несмотря на свою «молодость», карбон уже прочно закрепился на рынке высокотехнологичных материалов.
Использование карбона
Сначала им заинтересовались космические и военные специалисты. Еще бы! Вещество, позволяющее снизить вес в несколько раз и при этом имеющее отличные показатели в прочности — это ли не чудо?
Затем углепластик постепенно начал завоевывать автомобильную отрасль. Сначала это были отдельные детали, требующие высоких результатов в устойчивости к разрывам, сейчас же карбон чаще всего служит эксклюзивным украшением авто, например как карбоновая «юбка».
И вот, сравнительно недавно, углеводородное волокно стали использовать на благо спортивных достижений. В частности, оно широко применяется для создания велосипедной рамы.
Дань моде или шаг в будущее?
На протяжении многих лет рама велосипеда изготовлялась из стали или алюминия. Прочная, легкая, износостойкая — она идеальна для велотуризма и профессиональных марафонов. Но постепенно место железа занимает карбон, значительно превосходящий металл по многим показателям.
Все чаще на турнирах по велоспорту можно встретить карбоновые велосипеды, да и любители обычных прогулок по парку не гнушаются приобретать дорогостоящие модели. Оправдано ли такое массовое увлечение новыми технологиями или это всего лишь очередная модная тенденция?
Главный секрет углеводородного волокна заключается в его изготовлении. Сложный технологический процесс запекания деталей, их выпиливания и соединения дает гарантию надежности. Однако в погоне за быстрой прибылью, фирмы-однодневки часто сокращают стадии и время производства, тем самым значительно ухудшая технические характеристики.
Такие карбоновые рамы от качественных аналогов на глаз не отличишь, зато при любом, даже самом незначительном повреждении, байк развалится буквально под хозяином. И все же именно спрос рождает предложение. Желая оказаться в тренде и при этом сэкономить, многие велолюбители готовы рискнуть и приобрести карбоновый велосипед подпольного изготовления.
Сталь или карбон?
Главным конкурентом углепластика в вопросе надежности и долговечности является сталь. Многие приверженцы консервативных взглядов считают, что металл намного больше подходит для изготовления велосипедных рам. И на то есть весомые аргументы:
- Цена. Стоимость типового байка из карбона сомнительного качества значительно превышает цену стальной рамы, сделанной на заказ.
- Долговечность. На сайтах и газетных страницах частенько можно увидеть объявления о продаже «стального коня» с рук. Даже спустя 10, 20, 30 лет велосипед не утрачивает своих основных характеристик. Разве что потускнел от времени. При этом продажа подержанного байка из углепластика — случай редкий. Рама такого велосипеда не всегда находит второго хозяина.
- Ремонт. И здесь любителям металла впору ликовать. Все дело в том, что при сильном ударе карбоновая рама не гнется, а ломается на части. Как ваза, разбившаяся о кафель. То есть восстанавливать двухколесного друга бессмысленно и дорого. Рассказывать же о ремонте стальных рам не имеет смысла. Каждый велолюбитель со стажем хотя бы раз самостоятельно паял или выравнивал детали. Да, внешний вид байка после этого, прямо скажем, не праздничный, но ведь это уже особого значения не имеет.
И все же карбоновая рама находят своего потребителя. Ведь новейшие технологии изготовления предлагают неоспоримые плюсы своего товара. Во-первых, вес углепластиковой рамы может быть меньше килограмма. Возможно, для катания вокруг дома или до магазина этот аргумент не слишком актуален. Зато легкость байка в полной мере оценят любители дальних туристических маршрутов. Когда велосипед необходимо пронести на себе в гору, каждый грамм имеет значение.
Во-вторых, амортизация на таком средстве передвижения продумана до мельчайших деталей. Ни одна кочка или пригорок больше не будут неприятно отзываться эхом во всех органах едущего. Карбоновая рама остается в неподвижном состоянии. Это неоспоримый плюс. Ну и, в-третьих, благодаря цвету и фактуре карбона, байк выглядит стильно и модно. На таком не стыдно и девушку на свидании прокатить!
Секреты производства
Многие мастодонты изготовления велосипедного «железа» все чаще приходят к выбору переориентирования производства на создание карбоновых деталей. И это вполне объяснимо.
Во-первых, углеводородная рама велосипеда делается вручную, с минимальным участием техники. А это значит, что можно сохранить количество рабочих мест и не растрачиваться на ремонт дорогостоящего оборудования.
Во-вторых, спрос на новейшие технологии только растет, а значит, сулит большую прибыль. И речь идет не только об обычных покупателях, но и о звездах велосипедного спорта мирового уровня! Так как же выглядит процесс изготовления карбона?
- Чаще всего углепластик поступает на завод в виде листов, пропитанных смолой. Реже — как катушки ниток;
- Материал режется на части, соответствующие деталям велосипеда. Однако уже здесь производители берут во внимание тот факт, что при наложении слоев, волокна должны «смотреть» в разные стороны для большей надежности. Поэтому полоски углеводорода не всегда идеально подходят под предполагаемую форму;
- Затем происходит непосредственное создание чуда. Карбон нагревают и как бы лепят с его помощью раму велосипеда. Этот процесс требует предельного внимания и сосредоточенности;
- Переходим к «горяченькому». Все детали фиксируются и укладываются на специальную форму. Пункт назначения: печь!;
- После нескольких часов томления, карбоновая рама достается, и ей дают остыть. На этом же этапе проверяют все стыки, неровности и недочеты;
- Теперь можно и шлифовкой заняться. Все основание будущего байка зачистят и покрасят;
- Рама готова!
Своими руками
Несмотря на довольно кропотливый технологический процесс, народные умельцы умудряются воссоздавать карбоновые рамы своими руками. В интернете можно найти массу видео и фото-инструкций с описаниями на эту тему, начиная от чертежей и заканчивая температурой печи. Удивительно, но у них действительно получается отличная рама! Может, получится и у вас? Ведь создание собственного байка своими руками — поистине бесценное удовольствие!
Карбоновая рама велосипеда — предмет долгих и жарких дискуссий в интернете. Одни считают ее дорогим, но бессмысленным китчем. Другие уверены, что время алюминия и стали осталось в прошлом и теперь будущее за высокими технологиями. Тратить ли все свои средства на приобретение карбона — решать только вам. Однако стоит лишний раз подумать и сделать правильный выбор.
Как делают карбоновые велосипеды?
Что такое карбон и почему его используют для производства велосипедов?
Карбон или углеродное волокно – это тонкие нити, состоящие в основном из атомов углерода. Карбон более жесткий при меньшем весе, чем почти любой другой материал. В отличие от металла, жесткость углеродного волокна можно точно регулировать для разных деталей велосипедной рамы. Металлы же обладают одинаковыми свойствами прочности и жесткости вдоль любой оси материала.
Этапы производства
1. Производство волокна
Для получения углеродного волокна, химические или органические волокна, например, вискозу, поддают термической обработке в несколько этапов при температуре от 250 °C до 3000 °C. После чего, остаются преимущественно атомы углерода, по структуре напоминающие графит. Атомы формируют углеродные кристаллы, выровненные по длинной оси. Это придаёт материалу высокую прочность.
Наиболее важными факторами, определяющими физические свойства углеродного волокна, являются степень карбонизации (содержание углерода, обычно более 92%) и ориентация углеродных лент. Волокна выпускаются с широким спектром кристаллических и аморфных содержаний для разных условий использования.
90% мирового производства углеродного волокна находится в руках всего 6 компаний: Toray, Toho Tenax, Mitsubishi Rayon, Zoltek, Hexcel и Cytec. Производственные мощности этих компаний находятся в Азии.
Все производители карбоновых деталей для велосипедов, независимо от цены конечного продукта, начинают с одинакового сырья.
2. Обработка волокна. Плетение тканей, ниток, нарезка
Несколько тысяч углеродных волокон формируют в нити, которые можно использовать сами по себе или сплести из них ткань. Велосипедные рамы в основном делают из листов углеродной ткани. Для производства карбоновых педалей используют резаные короткие волокна. Карбоновые нити в велосипедном производстве используют довольно редко.
Существует много видов плетения углеродной ткани, но для велосипедных рам в основном используют материал с волокнами выложенными в одном направлении. Перекрестное плетение, которое вы видите на некоторых рамах сделано для красоты на верхнем слое.
Почти весь углерод, предназначен для аэрокосмической промышленности (общий объем углерода, используемый всеми производителями велосипедов в год, меньше, чем у трех Boeing 787 Dreamliners).
3. Создание композитов
Карбоновые волокна – это только половина истории. Другая, не менее важная, составляющая карбоновых деталей это – эпоксидная смола.
Листы карбона пропитывают эпоксидной смолой для создания композитного материала, так называемого препрега. Сами по себе листы довольно хрупкие и склонны к растрескиванию.
Смола выполняет две задачи. Во-первых, она удерживает углерод вместе – как отдельные волокна внутри слоя, так и слои между собой. Во-вторых, смола добавляет прочность и долговечность. Она слегка пластична, и деформируется под воздействием, чтобы помочь поглощать резкие удары, например, при падении или ударе камнем.
4. Формирование изделия
Большинство карбоновых велосипедов производятся путем размещения разного количества слоев углеродной ткани вокруг твердой модели внутри пресс-формы. Нагрев пресс-формы разжижает смолу и формирует препреги в форму рамы.
Карбоновые велосипеды могут содержать до 500 кусков препрегов, собранных в 40 или более слоев, часто сочетающих разные сорта углеродного волокна. Некоторые куски материала могут быть длинными, как нижняя трубка рамы, а другие размером со спичечный коробок.
Листы углеродной ткани кладут в разном направлении, тем самым регулируя жёсткость. Некоторые части рамы могут иметь всего 4 слоя ткани, другие в 10 раз больше.
Используя жесткий карбон в одних местах и более мягкий в других, инженеры могут адаптировать предназначение велосипеда. К примеру, рамы эндуранс велосипедов, лучше поглощают вибрации, а гоночные модели — более жесткие.
Все карбоновые рамы сделаны вручную. Отдельные слои углеродной ткани вырезаются с помощью станка управляемого компьютером, но это пожалуй единственный автоматизированный процесс в производстве: рама из углеродного композита или другая деталь должна быть собрана в форму точно в соответствии с графиком укладки, который пока невозможно автоматизировать.
Часто детали рамы делают отдельно, а затем склеивают – это популярный способ среди производителей рам под заказ.
ВЕЛОСИПЕД RC 120 TRIBAN
Узнайте подробнее о товаре
С этим товаром также покупают
Вам может понравиться
Техническая Информация
Выбор размера рамы Вашего велосипеда зависит от роста и индивид. особенностей (длины рук, ног). Если Ваш рост находится на границе размеров, то для более спортивной посадки выбирайте больший размер, для комфортного катания выбирайте меньший размер рамы. XS 155-165 см
S 165-173 см
M 173-182 см
L 182-190 см
XL 190-200 см
Удобная геометрия рамы с более высокой рулевой колонкой и с укороченной верхней трубой позволяет сохранять более прямое положение по сравнению со спортивной шоссейной рамой. Рама из алюминия 6061-T6 с полуинтегрированной рулевой колонкой. Вес рамы, размер M: 1830 г
Карбоновая вилка меньше весит в сравнении с алюминиевой и «съедает» мелкие неровности и вибрации. Ось 1″1/8 типа Aheadset для прочности и жесткости рулевой колонки.Вставки с резьбой в вилке для крепления багажника. Максимальная нагрузка на вилку: 9 кг.
Руль очень удобный, имеет несколько хватов, чтобы у Вас не затекали кисти рук. Ширина руля по осям:
XS, S, M: 400 мм. L, XL: 420 мм.
Вынос руля от Triban:
XS: 70 мм.
S: 80 мм.
M: 90 мм.
L: 100 мм.
XL: 110 мм
Надежный, высокоточный 8-ступенчатый рычаг MICROSHIFT.
Продуманная эргономичная конструкция: использование шифтерной рукоятки комфортно для пользователя с любой морфологией. Высокоточные передние и задние переключатели MICROSHIFT
Кассета MICROSHIFT CS-H081 11-34
(11/13/15/18/21/24/28/34).
Система из алюминия с двумя звёздами Triban 50/34.
Длинв шатуна 170 мм
Дисковые тормоза PROMAX DSK-300R.
Диски 160 мм спереди и сзади.
Антикомпрессионная оболочка JAGWIRE для гарантии точного и эффективного торможения.
Полуметаллическая колодка.
Колеса Triban Tubeless ready*
Алюминий 6061T6
Размер ETRTO: 622×17 C
Профиль обода высотой 24 мм для большей торсионной жесткости.
Поперечные спицы из нержавеющей стали на протекторе для дополнительной жесткости (28 спереди и 28 сзади)
*Необходим комплект для переоборудования, состоящий из 2 ниппелей для бескамерных колёс, из ободной ленты и герметика для защиты от проколов.
Triban Protect: Герметик для шин Skin Wall 700×28
Новое седло Triban ErgoFit. Удобное седло подходит для длительных выездов. Подседельный алюминиевый штырь Triban.
Быстрая регулировка высоты седла.
Диаметр: 27,2 мм.Длина: 350 мм для размеров рамы M / L / XL, 250 мм для XS / S.
Педали с металлическими частями и зажимами для пальцев.
Велосипед поставляется с комплектом отражателей спереди, сзади и на колеса, а также звонком.
Китайский карбон на велосипед
Друзья, сегодня хочу поделится с вами своими впечатлениями о китайском карбоне, который я купил в прошлом году для своего велика Bianchi Kuma. Расскажу немного о том, как и где я его приобрел, и как он себя показал за год эксплуатации. Также вы узнаете, стоит ли покупать карбон в Китае.
Предыстория
Кто следит за мои каналом на ютубе, тот уже наверняка знает, что я в прошлом (2015) году приобрел комплект карбоновых запчастей на свой любимый велосипед, дабы улучшить его внешний вид.
Этот комплект состоит из руля, выноса, проставочных колец, крышечки и подседельного штыря. Все это я купил у одного товарища, который торговал этими запчастями на сайте объявлений OLX.
Тогда я еще не знал, что все эти детали из карбона купить можно на алиэкспресс, т.к. ни разу там ничего не заказывал. Причем, приобрести это можно не только комплектом, но и по отдельности.
В марте 2015 года за этот замечательный набор я заплатит 1500 грн. В принципе, сейчас за эти же деньги (около 45$) и даже дешевле можно приобрести на алиэкспресс отличные комплекты на любой вкус и цвет.
А так ли хорош китайский карбон?
Вот собственно спустя год эксплуатации деталей китайских нанотехнологий, я решил поделиться с вами своими впечатлениями о карбоне, потому что в интернете сейчас можно найти много противоречивых мнений о нем.
Многие говорят, что все это фигня, быстро поломается, ибо это ж Китай и все такое. Но как правило такие люди пишут это, даже не попробовав это чудо в эксплуатации. Хотя есть действительно не качественный карбон.
Смотрел как-то на ютубе обзор, в котором человек показывал карбоновый руль и вынос для шоссейного велосипеда, которые у него попросту треснули после непродолжительной эксплуатации. Скорее всего попалась какая-то подделка.
Смею предположить, что стиль катания на велосипеде тоже влияет на то, как долго прослужит этот карбон. Хотя по идее нормальный качественный карбон должен выдерживать приличные нагрузки и поглощать удары. Есть различные тесты на ютубе.
Вполне допускаю, что именно этот карбон из Китая может не подойти тем, кто любит прыгать с трамплинов и тому подобное, т.к. он не любит точечных ударов (это насколько я знаю) и может попросту треснуть. А так как я приверженец кросс-кантри, то и судить буду сугубо по своему стилю катания.
Что порадовало и что разочаровало
За год эксплуатации этих деталей у меня не возникло каких либо существенных проблем. Все целое и по прежнему крепкое. Больше всего я переживал, конечно же, за руль. Особенно на крутых спусках по бездорожью в сельской местности, когда мы с ребятами выезжали на дальние покатухи. Так что тесты на жесткость были пройдены успешно.
Единственная деталь, которая немного разочаровала, так это подседел. Так как я несколько раз менял седла, то в месте крепления, болтами ободралась краска (верхняя часть штыря алюминиевая) и во время езды в этом месте начало неприятно поскрипывать. Поэтому пришлось делать резиновую шайбу из старой камеры. Честно говоря, данный тип крепежа мне не очень нравится.
Второй момент, опять же связанный со штырем, это место его зажима хомутом. Тут долго объяснять не буду, можно все увидеть на фото. В месте зажима карбон теряет свою эстетику, поэтому сразу рекомендую выставлять нужную высоту и не двигать его вверх-вниз.
Что я взял
Ну вот о самом главном и ничего не сказал. Забыл вовсе указать характеристики купленного в прошлом году комплекта. Итак, что я имею:
- руль 680 мм/31,8 мм флэт;
- вынос 120 мм;
- проставочные кольца 3х10 мм;
- крышечка на вынос;
- штырь 350 мм/ 31,6 мм.
Все детали полностью карбоновые, за исключением выноса руля и верхней части подседельного штыря, которые выполнены из алюминия, но покрашены под карбон.
Брал я этот комплект больше из-за дизайна нежели ради легкого веса. Так как я в некоторой степени велофетишист, то очень сильно люблю всякие красивые детали для велосипеда и по возможности стараюсь что-то покупать интересное.
В целом же, этой покупкой я очень доволен. Посмотрим, как этот комплект отходит велосезон-2016. Буду надеятся, что все будет хорошо. Так что, если надумаете себе брать, то вот здесь можно найти на любой вкус и цвет. Если у вас возникли какие-то вопросы, то оставляйте их в комментарияъ ниже.
Источники:
http://yvelo.ru/vidii_velosipedov/karbonoviij_velosiped.html
https://velojournal.net/kak-delayut-karbonovye-velosipedy
https://www.decathlon.ru/velosiped-rc-120-id_967129.html
https://crazy-riders.ru/veloobzoryi/kitayskiy-karbon-na-velosiped