Клоун едет на одноколесном велосипеде по окружности цирковой арены

Содержание скрыть

Одноколёсные велосипеды (моноциклы)

моноцикл

О существовании велосипеда с одним колесом знают многие, и не только велосипедисты. Одноколесный велосипед прославился на цирковой арене – акробаты, жонглеры и клоуны умело разъезжают и выполняют всевозможные трюки на этих велосипедах. У моноцикла есть даже неофициальное название «цирковой велосипед».

Однако в последнее время он перестал «принадлежать» только циркачам и выкатился в широкие массы на улицы. Количество счастливых обладателей унициклов неуклонно растет, а если учесть его использование в спорте, то в недалеком будущем эта незатейливая конструкция может составить неплохую конкуренцию двухколесным аналогам.

Из чего состоит одноколесный байк, и его разновидности

Когда не знакомый с термином «моноцикл» человек слышит это слово, в его воображении могут возникать сложные ассоциации, плоть до какого-то необычного мотоцикла. На самом деле это простейшая конструкция:

  • колесо;
  • педали;
  • приводной кареточный механизм;
  • «рама» – регулируемая стойка;
  • сиденье.

Так выглядит классический уницикл, где не только отсутствует второе колесо, но нет и руля, тормоза и приводной цепи. Езда на нем предполагает постоянное кручение педалей и точную балансировку.

Впрочем, классика – это всего лишь эталон, на самом деле существуют и другие разновидности:

  • моноцикл с рулевым управлением;
  • одноколесный байк с тормозами под сиденьем;
  • комбинированный вариант – руль + дисковый тормоз;
  • с цепной передачей;
  • электрический одноколесный велосипед.

Перечисленные варианты оснащены дополнительными приспособлениями для более простой и безопасной езды. Другая модификация стандартного одноколесника называется ултимейт, который состоит только из колеса и педалей.

Весьма интересна модель «колесо для хомяков», или интроцикл – велосипедист находится внутри. Привод расположен в скользящем зацеплении с колесом, благодаря чему оно беспрепятственно приводится в движение.

интроцикл

История интроциклов зародилась еще в 19 веке (конструктор – Льюис Харпер)

Одноколесные велосипеды с тормозами и рулевым управлением оснащены втулками с обгонными муфтами, что позволяет двигаться накатом. Тормоз выполняется только в дисковом варианте, так как тормозить «педалями назад» на уницикле невозможно, а ободную конструкцию зацепить не за что. Клешня расположена под седлом или на руле (для велосипедов с рулевым управлением).

мотор-колесо с подножками

Электрический одноколесный велосипед – мотор-колесо с подножками

На скорость моноцикла напрямую влияет диаметр обода, так как геометрия рамы сведена к минимуму, а в случае с ултимейтом рама отсутствует полностью. Особенно четко выражена зависимость скорости от размера колеса на классических монобайках:

Размер колеса, дюймыСредний темп, км/чВысокий темп, км/ч
206,413
24816
291224
3617,635

Уницикл по скорости уступает стандартному велосипеду, и только 36-дюймовое колесо ставит его наравне с полноценным байком.

Стили езды и виды спорта на унициклах

Качественное совершенствование конструкции одноколесных велосипедов позволило им выйти не только на тротуары и площади, но и преодолеть спортивную планку. Так, появились специальные узкие дисциплины, точнее, ответвления от основных, где используются обычные велосипеды:

  1. Триал – преодоление препятствия на пересеченной местности и на высоких скоростях. Особые требования – прочность и выносливость конструкции, также обязательно наличие тормоза.
  2. Фристайл – исполнение трюков на унициклах. Прыжки, петли, развороты, виражи – все это выглядит захватывающе!
  3. OffRoad monocycle – преодоление бездорожья и крутых склонов на уницикле. Сегодня этот подвид велоспорта получает широкое распространение, благодаря легкости и удобству конструкции моноцикла.
  4. Туризм – еще одна дисциплина, которая связана с унициклами. Некоторые модели специально оснащаются багажниками, куда можно положить все необходимое, да и рюкзак на спину никто не отменял. Конечно, о дальних поездках речь не идет, но велотуризм с расстояниями до 150 км – вещь вполне осуществимая на одноколесном велосипеде.
  5. Стрит – наиболее распространенное «цирковое» направление: трюки, преодоление препятствий, прыжки на городских тротуарах. Сюда же входит и стандартная езда на одном колесе. Моноцикл – пока явление нечастое, и один даже его вид притягивает внимание.

Шоссейник

Шоссейник с одним колесом, узким рулем и тормозами

Кроме велодисциплин, одноколесный велосипед включен в командные виды спорта:

  • хоккей,
  • баскетбол,
  • поло.

Хоккей на унициклах причисляется к опасному виду спорта, так как игра проходит на обычном ледовом поле. Используются стандартные клюшки и шайба, которую команда как можно чаще должна забить в ворота противника. Подобные игры ежегодно проводит несколько европейских стран – Великобритания, Германия, Швейцария. На первом этапе участие принимают 8 команд, отбор победителей по «перекрестному» методу, когда каждая команда играет со всеми противниками. Победитель в финалах отбирается по количеству голов, в равнозначной ситуации забивают пенальти.

хоккей на моно-байках

Хоккейное соревнование на моно-байках

Баскетбол на велосипедах – игра с мячом, где участники перемещаются, крутя педали. Необходимо постоянно находиться в движении. Это обязательное условие игры. Передачи и броски такие же, как в стандартной игре. Для моноциклового баскетбола используют велосипеды на 24-дюймовых колесах с облегченными педалями. Соревнования активно проводятся в североамериканских штатах и в ряде стран Европы – Франции, Германии, Великобритании. На пике популярности оказалась команда из Пуэрто-Рико как самая сильная в баскетболе на унициклах.

Униполо – новый вид командного спорта, где вместо лошадей используют одноколесные велосипеды. Размеры поля меньше, чем в классической игре, также отличается форма клюшки ввиду особенностей передвижения участников. Моноцикловое поло было открыто в России в 2015 году.

Учимся ездить на одноколесном велосипеде

Освоить велосипед с одним колесом не сложнее обычного. Достаточно нескольких дней упорных тренировок. После того, как научились катать на уницикле, некоторое время придется оттачивать мастерство. Не обойдется без падений с седла, правда, они менее опасны, чем с обычного велосипеда.

Освоить «одно колесо» гораздо легче, когда за плечами имеется опыт вождения обычного велосипеда без рук, и хорошо развит вестибулярный аппарат.

Обучение езде на одноколесном велосипеде состоит из нескольких стадий:
1. Посадка и выдержка равновесия. Для этого необходимо свободно сидеть на велосипеде не передвигаясь. Этот этап самый сложный и отнимает большую часть времени. Для начала потребуется дополнительная опора – перила, стена, мебель, если стоять обучаемся дома. Постепенно отпускаем руку от опоры, смотрим прямо перед собой, концентрируя внимание на бедрах. Как только в отпущенном от опоры состоянии удалось простоять более минуты, можно приступать к движению.

2. Езда вперед. Для передвижения необходимо наклонить корпус и переместить вес тела вперед, а затем плавно прокрутить педали. Для затормаживания уницикла принять строго вертикальное положение или отклониться немного назад. Не стоит сильно выгибать спину, иначе есть риск «выпустить» велосипед. Движения плавные, в случае увода колеса просто соскочить с велосипеда вперед. Руками сильно не размахивать, чтобы не раскачивать колесо. Постепенно увеличиваем дистанции, скорость держим на минимуме.

медведи на моноциклах

Во время движения смотрим строго вперед, равномерно распределяем вес по сторонам, смещаясь немного вперед.

3. Повороты – неотъемлемая часть управления велосипедом. На классическом безрулевом моноцикле в поворотах участвуют бедра, как и при управлении обычным двухколесником «без рук». Для наклона и изменения траектории немного переносим вес на одно бедро – в ту сторону, куда собираемся повернуть. После поворота плавно выровнять нагрузку. Начинаем с поворотов большого радиуса, постепенно уменьшая его.

4. На последнем этапе можно увеличивать скорость передвижения. Сильно спешить, однако, не нужно – скорость должна быть такой, чтобы можно было безопасно соскочить с седла на ноги.

Одноколесный велосипед требует особого внимания к выдержке равновесия. Однако в реальных условиях от падений никто не застрахован, поэтому стоит заранее позаботиться об экипировке:

  • специальный велошлем для защиты головы;
  • наколенники и наклокотники;
  • легкая обувь, которая хорошо сцепливается с педалями;
  • на моделях с шипованными педалями желательна защита голени;
  • перчатки: защитят от ссадин при падениях на скорости.

И напоследок посмотрим, чем удобен уницикл в сравнении с двухколесным собратом:

  • вес моно-байка укладывается в 1/3 от веса двухколесного;
  • удобно хранить, переносить и перевозить в общественном транспорте;
  • менее травмоопасен в случае падений;
  • безопасен для окружающих;
  • лучшая маневренность.

От велосипедиста моноцикл требует повышенной концентрации внимания, гибкости, точности и тщательной «дозировки» движений. При обучении добиваемся такого состояния, чтобы велосипед стал продолжением ног.

Превращаем велосипед в уницикл

Любопытных экспериментаторов, безусловно, заинтересует, как сделать велосипед с одним колесом своими руками. В углу гаража скучает ненужный двухколесный велосипед. Выбросить или дать ему вторую жизнь? Воспользуемся вторым вариантом и поступим необычным способом – превратим его в уницикл.

Для модификации двухколесного байка в одноколесный воспользуемся формулой:

формула модификации

Велосипед минус переднее колесо, ромб и руль = уницикл

Для работы потребуются:

  • ключи для снятия руля и вилки;
  • съемники шатунов и каретки;
  • резка по металлу;
  • наждачка;
  • сварочный аппарат;
  • тиски.

Поскольку работа будет пыльная, запасаемся набором салфеток и керосином.

Приступаем к работе:
1. Полностью освободить раму: снять вилку, колеса, шатуны, цепь.

2. Резкой по металлу отрезать заднюю и переднюю части рамы. В работе нам понадобится только подседельная труба с кареткой и передняя вилка.

комплектующие уницикла

Из этого собирается уницикл

3. Расширить вилку на тисках под заднее колесо.

4. Счистить краску с нижней части кареточного стакана, затем вырезать круг диаметром под трубу вилки.

5. На верхнем конце вилки вырезать лунку под окружность кареточного стакана. Кстати, перед сваркой надо разобрать каретку.

6. Сварить переднюю вилку с кареточным стаканом. Далее необходимо проверить прочность сварки под нагрузкой: зафиксировать концы конструкции на двух стульях, сваренный узел посередине навеса и положить кирпич. Можно также встать на конструкцию. Сварка не должна расколоться, в противном случае повторить процедуру.

проверка сварного шва

Сварной шов проверить обязательно

7. Установить каретку и шатуны с ведущей звездой.

8. На дропауты вилки закрепляем заднее колесо.

9. Протянуть цепь между звездами. Убрать звенья на слишком длинной цепи с помощью выжимки.

самодельный моноцикл

Одноколесный велосипед своими руками готов – получили моноцикл с цепным приводом. Вдобавок к этому, на данном велосипеде можно ехать по инерции.

Особое внимание на самодельном уницикле уделяем прочности сварочного стыка. После сборки обязательно проверяем на практике – рама должна остаться прямой и без трещинок!

Заключение

Велосипед с одним колесом – удобная и оригинальная альтернатива обычному байку. Он непременно подарит те же полноценные ощущения от поездок, привлечет внимание со стороны и неплохо натренирует внимательность. И, в отличие от обычного велосипеда, его намного проще собрать самостоятельно.

Клоун едет на одноколесном велосипеде по окружности цирковой арены

0 из 10 заданий окончено

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10
Информация

“У каждого нормального честного человека в сердце всегда должно оставаться детство. Пусть хоть немножечко. Пусть хоть кусочек.”
Олег Попов, клоун.
Сегодня занимательные факты о цирке. В формате викторины.

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: 0 из 10

Вы набрали 0 из 0 баллов ( 0 )

Рубрики
  1. Нет рубрики 0%

“Счастье — это очень просто. Я утром встаю. Мы с женой пьём кофе. Завтракаем. И я иду на работу в цирк.
Потом я работаю в цирке. Вечером возвращаюсь домой. Мы с женой ужинаем. Пьём чай. И я иду спать.”
Юрий Никулин.

Будьте счастливы и улыбайтесь чаще!

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10
  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

Диаметр цирковой арены 42 фута (13 метров). С чем это связано?

  • Именно такое расстояние удобно для группового жонглирования, когда артисты стоят напротив друг друга у края арены
  • Именно при таком диаметре арены спина лошади, бегущей по кругу, имеет постоянный угол наклона, что благоприятно для исполнения трюков.

Искусство канатоходцев берет начало от этой профессии:

  • Ремесленник, занимающийся плетением канатов. Прыгая по натянутому канату они доказывали прочность изделия.
  • Трубочист. Часто трубочистам приходилось добираться до дымоходов, балансируя на коньке крыши.
  • Матрос. Установка парусов на парусном судне часто сопровождалась балансированием на рее (горизонтальное дерево, подвешенное за середину к мачте)

Клоунский колпак с бубенчиками – от куда он появился? От кого достался в наследство современному клоуну?

  • Скоморохи на Руси носили подобные головные уборы.
  • Подобный вид имели венецианские маски с высоким верхом и колокольчиками.
  • Еще в 13 веке, во времена Святой инквизиции такой головной убор одевался на осужденных и считался символом позора. Такой же колпак заставляли носить непослушных и ленивых детей.

Почему у клоуна красный нос?

  • Когда зарождался жанр клоунады — на сцену вызывали из зала выпившего человека и садили его на лошадь, он не мог удержаться и смешно падал, зрители смеялись. А как известно — у пьяницы нос красный.
  • У клоуна все большое — штаны, обведенные глаза, ботинки. Нос то же делают большой, а красный — что бы выделялся на лице и выглядел абсурдным.
  • Персонажи клоуна часто падают и ударяются — вот нос и распух и покраснел. От сюда повелось, что нос должен быть красным.

В 1972 году медвежий цирк Филатова давал представление в Германии. Медведица по кличке Девочка гоняла по арене на мотоцикле. Она так понравилась немецким властям, что ей ….

  • подарили серебряный мотоциклетный шлем
  • выдали водительское удостоверение
  • присвоили звание "Почетный мотоциклист города Штутгарт"

В Бразилии есть цирк, который был построен самым известным латиноамериканским архитектором Оскаром Нимейером. Уникальность заключается в несущем внешнем куполе. Во всем мире всего два таких здания цирка.
Где находится второе?

  • Китайский государственный цирк
  • Московский цирк на Цветном бульваре
  • Это здание Екатеринбургского цирка.

В 1913 году цирковой силач Якуба Чеховский (родился в Белоруссии) поставил номер, повторить который не удалось никому до сих пор.
Что за номер?

  • Пронес по арене на вытянутой руке шесть солдат общим весом более 400 кг.
  • Метнул двух пудовую гирю под купол цирка, попав в закрепленное там жестяное ведро.
  • Свалил медведя одним ударом руки.

Есть в цирке такая примета:
Перешагнешь барьер манежа –

  • во сне клоуна увидишь
  • штаны порвешь
  • останешься в цирке на всю жизнь

Самым опасным животным для дрессировки считается …

  • Тигр. Помня старые обиды, тигр может напасть просто из мести.
  • Слон. Слон настолько большой и тяжелый, что на маленькой арене может просто нечаянно придавить человека.
  • Медведь. У него нет хвоста, по движениям которого можно распознать недовольство (как у кошачьих)

Удивительные фокусы часто сопровождают цирковые представления, а иллюзионисты часто произносят волшебное заклинание «Сим-Сала-Бим»!
От куда взялись эти слова?

  • Это древнее восточное заклинание, означающее примерно то же, что и "Сим-сим откройся".
  • Амаяк Акопян, российский и советский иллюзионист, перефразировал выражение одного из африканских племен, не имеющее перевода, но обозначающее у аборигенов — "Мир входящему в дом мой"
  • Это слова из песенки,не несущие ни какого смысла, которую датскому фокуснику Гарри Янсену в детстве напевала мама.

Вам также может понравиться .

школа

дети

дом

байк

мороз

Нет другого тебя!

Ты живешь в своих поступках, а не в теле. Ты — это твои действия, и нет другого тебя

“Маленький Принц”, Антуан де Сент-Экзюпери.

Удобные путешествия

Магазин аксессуаров для путешествий “Жажда Странствий”. Скидки на все товары и дополнительные скидки на покупку от 3000 рублей! Пляжный сейф, багажный ремень со встроенными весами, багажные замки, персональная сигнализация и многое другое!

Всем интересно

Есть что посмотреть!

Популярное

Найти статью

Тематические статьи

О сайте

На страницах сайта люди делятся жизненным опытом. Ваш опыт, несомненно, тоже окажется для кого то полезным. Присылайте свои истории и советы на наш адрес. Загляните на страничку Викторины, там много интересных тем, среди которых и Народные приметы.
(В опубликованных историях сохранена авторская стилистика, орфография, пунктуация.)

Как стать артистом цирка

Как стать артистом цирка фото

Конечно же, лишь единицы все же воплощали эту идею в реальность. Но все же интересно, какие образование надо иметь, чтобы быть артистом цирка.

Кто работает в цирке: творческие профессии

Для начала стоит пояснить, что цирк, как и любая другая организация, имеет в своем штате огромное число специалистов самых разных направлений. И глупо будет полагать, что там работают исключительно «люди творчества». На самом деле, для того, чтобы цирк работал там трудятся рабочие сцены, административный персонал и многие другие.

Но все же обратим свое внимание для начала на творческую категорию работников. Наверно, самыми зрелищными артистами цирка являются гимнасты. С замиранием сердца наблюдают зрители за их полетами на высоте. Гимнастом может стать не каждый, к этой профессии нужно готовиться с детства. Как и в профессиональном спорте, необходимы хорошая физическая подготовка, выносливость, гибкость.

Эквилибристика – еще один вид циркового искусства, который также поражает своей зрелищностью. Эквилибристы держат равновесие в неустойчивом положении или на предметах: например, канатоходцы, или вспомните знаменитую картину Пабло Пикассо «Девочка на шаре». Для того, чтобы покорить современного зрителя эквилибристы выполняют свои трюки на проволоке, велосипеде, стульях, лестнице, бутылках и других неустойчивых конструкциях. И профессия эта все еще считается достаточно опасной, пусть в современном цирковом деле никто никогда не пренебрегает правилами безопасности.

Кто работает в цирке: творческие профессии изображение

Конечно же, представить цирк невозможно без клоуна, а сама клоунада является одним из основных жанров. В цирковом искусстве клоуны работают, как правило, либо группой, либо парами, где у каждого участника четко и полно прописано амплуа, характер. Также есть и вариации сольного исполнения, но эта отдельная категория, требующая определенного мастерства. Удерживать внимание большой публики для одного артиста – достаточно сложно.

Иллюзионисты или фокусники также достаточно часто выступают в цирке. При этом они могут как работать в паре, так и давать сольные представления, где в выполнении трюков им будут помогать помощники.

Отметим, что каждая из творческих профессий цирка имеет множество специализаций. Например, цирковые клоуны могут быть пантомимистами, музыкальными эксцентриками. В целом, важно понимать, что строгого разграничения поджанров нет и поэтому артисты могут использовать в своих представлениях различные приемы.

Кем можно работать в цирке

Как уже отмечалось ранее, в цирке можно работать не только артистом и выступать с номерами, но и в других профессиях: костюмер, художник по костюмам, постановщик цирковых номеров, режиссер.

Но есть одна профессия, которая вызывает особенный интерес, хотя при этом не требует специальной физической подготовки или особых навыков, – это инспектор манежа. Он выходит перед номером и общается со зрителями. Необходимые качества для этой профессии – природное обаяние и владение ораторским искусством. И пусть может показаться, что профессия очень простая, но крайне сложно не дать заскучать зрителю в то время пока ведется подготовка к следующему номеру.

Как стать артистом цирка

Часто в цирке работают целые династии артистов. Дети воспитываются на арене цирка, тренируются с малых лет, гастролируют вместе с родителями. Например, цирковая династия Дуровых.

учиться цирковому мастерству надо с детства

Получить цирковое образование можно только в Государственном училище Циркового и Эстрадного искусства имени М.Н. Румянцева. Начинать подготовку лучше заранее, так как поступить в училище очень сложно.

При поступлении абитуриент проходит три этапа. На первых этапах творческого конкурса нужно продемонстрировать физическую подготовку и музыкальную импровизацию. На третьем этапе необходимо показать жюри полноценный цирковой номер. Также нужно предоставить медицинские справки, подтверждающие наличие хорошего здоровья и физических данных.

Многие артисты цирка активно тренируются, занимаются как минимум по четыре часа каждый день без выходных. В этом отношении вновь можно провести аналогию с профессиональным спортом, когда нельзя терять форму и поддерживать высокий уровень.

Как попасть в цирк работать

Попасть в цирк в качестве артиста не так просто. Например, акробатика является основой всего циркового искусства. Поэтому заниматься акробатическими номерами и гимнастикой нужно с детства.

Советы для будущих цирковых артистов:

  1. Оттачивайте свое мастерство, развивайте таланты. Пригодятся навыки номеров с воздушными трапециями, пилоном и шестом, воздушными полотнами, жонглировании, прыжках на батуте, хождению по канату, ходьбе на ходулях и другое. Освоить быстро такие номера не удастся, они требуют долгих и усердных тренировок.
  2. Сохраняйте хорошую физическую форму и занимайтесь спортом. Все артисты цирка обязаны находиться в прекрасной физической форме. Особенно это касается гимнастов и акробатов. Необходимо чувствовать свое тело, иметь развитую мускулатуру и гибкость мышц.
  3. Начните выступать. Начинать выступления можно с небольших гастролирующих цирков и номерами на ярмарках и мероприятиях.
  4. Придумайте и поставьте уникальный готовый цирковой номер. Он будет необходим на собеседовании с директором цирка. Для постановки циркового номера потребуется постановщик или тренер, специальное оборудование. Это должна быть не самодеятельность, а профессионально поставленный артистом номер. Необходимо быть лучшим в своей области, чтобы выступать в большом цирке.
  5. Поступите в цирковую школу. Профессионалы циркового искусства научат быть настоящим артистом. В дальнейшем многие школы помогают в трудоустройстве.

Нужно понимать, что жизнь циркового артиста требует постоянные перемещения по стране и миру. Поэтому артисту цирка нужно быть готовым к жизни на чемоданах.

Как попасть в цирк работать картинка

И немного попроще тем, кто хочет работать в цирке, но не выступать перед зрителями. Как уже ранее отмечалось, в цирке традиционно работают целыми династиями, поэтому «новые лица» там появляются относительно редко по сравнению с другими организациями. Так что текучка кадров там достаточно своеобразная. Поэтому если есть желание поработать по ту сторону цирковой арены, можно поработать в цирке инженером, поваром, разнорабочим и т.д.

Стихи детские про цирк

Для радости ребячьей
Приехал цирк бродячий.
В поющем и в звенящем,
В нём всё, как в настоящем:
Гимнаст летит,
И скачет конь,
Лисица прыгает в огонь,
Собачки учатся считать,
Выходит пони их катать.
Мартышка к зеркалу спешит,
И клоун публику смешит.
В конце выходит чародей
И на глазах у всех людей
Из ничего, из пустоты
Живые достаёт цветы,
Потом, как будто для игры,
Бросает в публику шары.
У детворы глаза блестят,
…А в небо голуби летят!

Буду клоуном (Н. Капустюк)

Клоун в цирке —
Это клоун!
С ним смеётся весь народ!
В три ручья льёт слёзы то он,
То под куполом поёт!

Все хохочут,
Он – рыдает!
Лезет к тиграм на рожон!
У меня мечта большая:
Буду клоуном!
Как он!

Волшебная шляпа (Н. Рубцова)

На арене представленье
Расчудесное идёт.
Вышел фокусник на сцену
И из шляпы достает:

Тридцать пять цветных платков,
Связанных узлами,
Десять кроликов смешных
С длинными ушами,
Восемь белых голубей
И бананов связку,
Полный семечек стакан,
Школьную указку,
Шайбу, клюшку и коньки,
Баночку варенья,
Полосатые носки,
Сладкое печенье,
Лыжи, санки, барабан,
Плюшевого мишку,
Сковородку, фен, утюг
И большую книжку.

И, наверное, никто
Удивлён не будет,
Если вдруг шляпы он
Мамонта добудет!

Девочка и лев (Я. Аким)

Что случилось в городе?
Куда пропали дети?

Не галдят,
Не поют,
Стекла мячиком
Не бьют.

Позабыли дети
Обо всем на свете.

В цирке, над кассой,
Висит объявленье:

Всего лишь одно
представленье!
Своими трюками,
немыслимыми штуками
арены мира покорил
африканский лев
Кирилл!

Значит, надо торопиться,
В кассу очередь толпится —
Триста
Тридцать
Три руки
Крепко сжали
Пятаки.

Вдруг
Скрипнула дверь.
Может, выглянет зверь?
Интересно, какой?
Ой.

Отворяется дверь —
Это вовсе не зверь.

На цыпочках
Заплаканный
Выходит
УКРОТИТЕЛЬ:

— Дети, не шумите!
Прошу вас, прекратите!
Дело в том, что у льва
Разболелась голова.
Ах, невыносимо,
Лев наглотался дыма.
Сколько раз я говорил,
Чтобы сторож не курил…

Я волнуюсь, извините,
Медяками не звените.
Умоляю, не сердитесь,
Потихоньку расходитесь.

Представленье отменяется,
Касса закрывается.
Т-с-с!

Что поделать —
Разбрелась
Очередь у кассы.
Девочки и мальчики
Вспомнили про мячики,
На асфальте во дворах
Расчертили «классы».

Осталась возле цирка
Девочка одна.
Девочка недавно
Сама была больна.

Стоит, такая рыжая,
В руке скакалка.
Стоит и не уходит:
Льва ей жалко.

Девочка рыжую челку
В дверную просунула щелку,
Тяжелую дверь потянула —
И внутрь прошмыгнула.

А в цирке пусто и темно,
А в цирке тишина.
Под самым куполом окно
Желтеет, как луна.

И вдруг над ее головой
Такой оглушительный вой,
Что прямо трясутся поджилки
И с пола взлетают опилки.

Громадный лев
По клетке мечется,
Ревет от боли
И не лечится.

У льва полотенце
Вокруг головы…
Очень свирепо
Болеют львы!

Заткнула девочка уши:
— Нельзя ли потише, Кирюша?

Потом
У решетки
Привстала,
Из кармана достала
И льву
Ко лбу
Приложила
Пятак,
Прохладный пятак.

Ладошкой прижала покрепче
И в ухо мохнатое шепчет:

— Лев, лев, левушка,
Желтая головушка,
Успокойся,
Меня не бойся,
Не пойдем к врачу,
Я сама полечу.

Угомонился лев.
Усами повел, присмирев.

Смотрит — рыжая головенка,
Но не совсем как у львенка.

Задумчиво
Лев
Зевнул
И девочке руку лизнул.

…По коридору
Кто-то бежит,
Бежит, торопится,
Пол дрожит.

Лев вздрогнул,
А девочка шепчет ему:
— Только, смотри,
Никому-никому.

Теплый пятак
В кулачке
Зажала —
И убежала.

Примчался укротитель,
С ним двое докторов.
— Скорее осмотрите,
Быстрее подлечите!

А доктора:
— Простите,
Ваш лев совсем здоров,
Практически здоров!

Дрессировщик скачет,
Смеется, чуть не плачет,
Целует докторов:

— Мой лев здоров!
Кирилл здоров!
Совсем, совсем здоров!

Повесьте снова объявление,
Что состоится представление!

Клокочет цирк. Огни горят.
Детей полным-полно.
А клоуны-то что творят —
До чертиков смешно!

Но разом стихло все, едва
Директор объявил:
— ПРОЩАЛЬНЫЕ ГАСТРОЛИ ЛЬВА!
ОРКЕСТР, ПРОШУ!
КИ-РИЛЛ.

Грохнул трубами оркестр.
Дети повскакали с мест.
Эскимо никто не ест.

Выходит лев.
Он не сердит,
Он жмурится от света
И с удовольствием глядит
На представленье это —
На головы из темноты
И на разинутые рты.

А перед ним бумажный круг,
Бумажный круг тугой.
И чуть поодаль — тоже круг,
Натянутый, другой.
Еще подальше — третий круг.

И кто-то факелом
Из рук
Один, другой и третий круг
Поджег,
поджег,
поджег…

Лев напружинился.
И вдруг
Оркестр умолк.

Сквозь три пылающих кольца!
Ребячьи екнули сердца…

Лев приземлился. Замер
И цирк
обвел
глазами.

Там, за столбом, не на виду,
В далеком боковом ряду
Мелькнула головенка,
Похожая на львенка.

Кирилл
К барьеру подошел.
Нашел он девочку,
Нашел
Среди других детей!

Лев
пасть
в улыбке растянул,
Зеленым глазом подмигнул
И поклонился ей.

Жонглёр (А. Монвиж-Монтвид)

Мы с мамой в цирке побывали
(Мечтал об этом с давних пор).
Артистов разных повидали,
И мне понравился жонглёр.

Подбрасывал тарелки в воздух,
И ни одной не уронил!
Я затаил дыханье просто,
Ему я хлопал, что есть сил!

Мне захотелось попытаться
Как вырасту, жонглёром стать.
Немного потренироваться,
А после в цирке выступать.

Достал тарелки я из шкафа,
И стал подбрасывать, как он…
Но падали тарелки на пол
И бились, издавая звон.

Наверно, глядя на жонглёра,
Секрет какой-то проглядел…
Эх, попадёт за это скоро.
Жонглёром быть я расхотел!

Про цирк (азбука) (Л. Яковлев)

Акробат прыгуч и ловок,
Он скакал без остановок.
На скаку почистил брюки,
На скаку прочел журнал,
На скаку он вымыл руки
И на ужин поскакал!

Видел в цирке я картину:
Лег один артист на спину
И ногами без промашки
Перебрасывает чашки.
А когда собрал сервиз,
Кинул ложечку на бис!

Вот забрался на батут
Бегемот…
Литавры бьют…
Это страшная минута
Для несчастного батута.

Есть одно лишь колесо.
А на нем седло — и все!
Не боится риска
Велофигуристка!

Кидает гимнаста
Гимнаст и глядит,
Как гимнаст от гимнаста
К гимнасту летит!

Конь во весь опор бежит,
На коне лихой джигит,
Пролезает под конем,
Кувыркается на нем
Весело, ловко…
Ай да джигитовка!

У воспитанной собаки
Нету времени для драки.
Нужно ей решать примеры,
Перепрыгивать барьеры,
Приносить мячи в зубах,
Танцевать на двух ногах,
Застилать свою кровать
И котов дрессировать.

На верблюжем горбу
Усидеть нелегко,
Но зато высоко
И видать далеко!

Разбойники скачут
Втроем на быке.
Снегурочка крутится
На турнике.
Летит Дед Мороз
На ракете…
Нет ёлки
Смешнее
На свете!

Он бросает кольца вверх,
Он устроил фейерверк:
Пять, и шесть, и семь колец,
И двенадцать наконец!
Удивляются вокруг:
— Как ему хватает рук?

Называют «зеркалом»
В цирке круг бумажный.
Может прыгнуть в «зеркало»
Лишь артист бесстрашный.
Если в «зеркале» дыра,
Смельчаку кричат: «Ура!»

В Москве ли,
В Праге ли,
В Мадриде ли
Кто в цирке
Самый главный?
Зрители!

Чтобы кинуть вверх сынка,
Папа дал ему пинка.
Возвращается сынок:
— Папа, дай еще разок!

Бедный йог на сабли лег!
Угли съел несчастный йог!
Не пугайтесь, дети,
Это клоун Петя!
Угли — из морковки,
Сабли — из веревки,
Смотрит из корзины
Кобра из резины!

По канату он катался,
Сделать сальто попытался,
Еле-еле не упал…
Нервы людям истрепал!

Клоун Рыжий,
Клоун Белый,
Клоун трус
И клоун смелый,
Клоун Бом
И клоун Бим,
Клоун может
Быть любым.
На проделки их
Глазея,
Мы кричим:
«Вот это да!»…
Только клоуна-злодея
Не бывает никогда!

Их прыжки легки и метки.
Львиный рык похож на гром.
Даже в цирке, даже в клетке
Остается лев царем.

Если дрожь в руках, не трожь,
Этот острый длинный нож —
Ты уйми сначала дрожь,
А потом его метнешь!

Один играет на пиле,
Другой играет на метле,
Играет третий на дровах,
И все стоят на головах!

Лошадка шелкогривая
Танцует на площадке.
Наездница красивая
Танцует на лошадке.

Обручей на ней не счесть:
Десять, двадцать, двадцать шесть,
Двадцать девять, тридцать три…
Где артистка?
Там, внутри…
Ах, она играет в прятки?
Все равно мы видим пятки!

Может этот паренёк
Завязаться, как шнурок.
Лишь одно меня тревожит —
Вдруг распутаться не сможет?

Нету льда —
Не беда.
Синяки —
Пустяки.
Лихо чертят ролики
Крестики и нолики!

Почему такой силач,
Как малыш, играет в мяч?
Лишь такому силачу
Этот мячик по плечу:
Серебристый, новый,
Стокилограммовый!

На арене, на тростях
Крутятся тарелки… Ах.
Глубоки тарелки,
Да осколки мелки!

Почему слониха
Не летает лихо?
Просто нет трапеции
Для ее комплекции.

Укротитель топ ногой!
Лева фыркнул — ишь, какой…
Укротитель шлеп бичом!
Леве это нипочем…
Укротитель хлоп хлыстом!
Лева помахал хвостом…
Укротитель дал пирог…
Лева сделал кувырок.

Фокусница превратила
Человека в крокодила.
В удивленье замер зал.
Встал Сережа и сказал:
— Тетя, сделайте обратно,
Человеку неприятно!

Он всех больше, он всех выше,
На ходулях смело вышел,
С подкидной доски взлетел,
Приземлился… заревел!
Но зачем ему реветь?
Потому что он медведь.

Если хочешь похандрить,
Лучше в цирк не приходить.
Ненавидит цирк хандру.
Цирк хандре не по нутру.

Чем чаще кошка
Ест уху,
Тем жить спокойней
Петуху!

Когда он закрывает рот,
Живот его поет.
Когда он открывает рот,
Молчит его живот.
Обидно, что при этом
Он не поет дуэтом!

Часто-часто, четко-четко,
Каблучками грохоча,
Бьет чечеточник чечетку
И танцует «ча-ча-ча»!

Что такое шапито?
Это будто решето!
Из него сыпятся
Пудели и мячики,
Пляшущие девочки,
Скачущие мальчики,
Рыжий клоун корчится,
Вертится и дразнится,
Ну а нам хохочется,
Нам все это нравится!
Продолжай, шапито!
Не уйдет домой никто!

Рыжий Белого поймал,
Будто бабочку, в сачок.
Белый Рыжего поймал,
Будто рыбку, на крючок.
Рыжий — БАХ!
И Белый — БАХ!
Шишки выросли на лбах!

Укротитель строг, и все же
Он в душе большой добряк.
Вот и в азбуке похожи
Твердый знак на мягкий знак.

Очень букве «Ы» обидно,
Буква горем сражена:
— Почему меня не видно
В слове «ЦИРК»,
Хоть я слышна.
Существуют «ПРЫГУНЫ» —
Значит, в цирке буква «Ы»!

Три катушки
Друг на дружке.
Он забрался
На катушки
И ничуть
Не раздражается,
Что катушки
Разъезжаются!

По канату он шагал,
А на лбу держал кинжал,
На кинжале вазу нес,
А на ней лежал поднос,
А на нем стакан компота…
Ювелирная работа!

Что за хохот? Что за крик?
Клоун показал язык.
Очень редко языки
Так бывают велики!

Цирк (С. Маршак)

Впервые на арене
Для школьников Москвы —
Ученые тюлени,
Танцующие львы.

Жонглеры-медвежата,
Собаки-акробаты,
Канатоходец-слон,
Всемирный чемпион.

Единственные в мире
Атлеты-силачи
Подбрасывают гири,
Как детские мячи.

Летающие
Кони,
Читающие
Пони.

Выход борца
Ивана Огурца.
Веселые сцены,
Дешевые цены.
Полные сборы.
Огромный успех.

Кресло-полтинник.
Ложи
Дороже.
Выход обратно —
Бесплатно
Для всех!

Начинается программа!
Два ручных гиппопотама,
Разделивших первый приз,
Исполняют вальс-каприз.

В четыре руки обезьяна
Играет на фортепьяно.

Вот, кувыркаясь на седле,
Несется пудель на осле.

По проволоке дама
Идет, как телеграмма.

Зайцы, соболи и белки
Бьют в литавры и тарелки.

Машет палочкой пингвин,
Гражданин полярных льдин.

В черный фрак пингвин одет,
В белый галстук и жилет.

С двух сторон ему еноты
Перелистывают ноты.

На зубах висит гимнаст,
До чего же он зубаст!

Вот такому бы гимнасту
Продавать зубную пасту!

Мамзель Фрикасе
На одном колесе.

Ухитрились люди в цирке
Обучить медведя стирке.
А морскую черепаху —
Гладить мытую рубаху.

Вот слон, индийский гастролер,
Канатоходец и жонглер.

Подбрасывает сразу
И ловит он шутя
Фарфоровую вазу,
Две лампы и дитя.

Белый шут и рыжий шут
Разговор такой ведут:

— Где купили вы, синьор,
Этот красный помидор?

— Вот невежливый вопрос!
Это собственный мой нос.

Негритянка Мэри Грей —
Дрессировщица зверей.

Вот открылись в клетку двери.
Друг за другом входят звери.

Мэри щелкает хлыстом.
Лев сердито бьет хвостом.

Мэри спрашивает льва:
— Сколько будет дважды два?

Лев несет четыре гири.
Значит, дважды два — четыре!

Цирк (С. Рагулина)

Хохочущее, яркое,
Чудное, заводное,
С огнями разноцветными,
Шарами разодетое

Большое представление.
Что всем на удивление
Приехало, притопало,
Пришлёпало, пришло.

Здесь чудо-музыканты
В больших зелёных бантах.
Жонглёры, акробаты,
Летают на канатах.

Собаки, кошки, мишки,
Львы, тигры и мартышки,
А рядом с ними слон —
Силач и чемпион.

Факир глотает шпагу!
Вот смелость и отвага!
А клоун дарит смех,
Улыбки и успех!

И будут хлопать дети
На цирковой планете
Хоть двадцать три часа подряд.
О Цирк! Ты – сказочный парад!

Цирк Дурова (С. Маршак)

Взгляните в цирке Дурова
На медвежонка бурого.
Он косолап и мешковат,
Но превосходный акробат.

А кто же это рядом с ним?
Щенок обыкновенный.
Когда ‘же вырастет большим,
Кем будет он? Гиеной!

Глядит медведь во все глаза.
Гиена глаз не сводит
С площадки цирка, где коза
На двух копытцах ходит.

— Как жаль, что нет у нас копыт
Для танцев на арене! —
Косматый Мишка говорит
Морщинистой гиене.

На седле велосипеда —
Обезьяна-непоседа.

Руки держит на руле,
Хвост волочит по земле,

Нажимает на педаль,
Исподлобья смотрит вдаль,

И зовет на состязанье
Все семейство обезьянье.

А вот заслуженный циркач —
Блестящий лев морской.
Он вертит носом пестрый мяч
Свободно, как рукой.

Тех, кто хочет поучиться,
Можно делу обучить:
Насобачилась лисица
В медный колокол звонить.

Белый голубь в черной сбруе
Ходит, ласково воркуя.

Он в колясочке по кругу
Возит белую подругу.

Изворотливый и гибкий
Между стоек ходит кот.
По порядку, без ошибки
Все он стойки обойдет.

По душе коту работа,
Вероятно, потому,
Что уж больно неохота
Взаперти сидеть ему!

Зовет лентяев на урок
Ученая лисица.
Проснись, енот! Вставай, сурок!
Пожалуйте учиться!

Не страшен этот белый кот
Ни крысам, ни мышам,
Частенько с ними он ведет
Беседу по душам.

Мышей он ласково зовет
Из ящика без крышки.
— Эй, малыши! — мурлычет кот, —
Давайте в кошки-мышки!

У обезьянки цирковой,
По имени Мавруша,
Есть медвежонок — не живой,
А сделанный из плюша.

И хорошо, что не живой,
А сделанный из плюша:
Его порой вниз головой
Несет гулять Мавруша.
Или, взобравшись на карниз,
Его роняет носом вниз.

— Это вправду или в шутку? —
Говорит медведь гиене,
Целлулоидную утку
Увидавши на арене.

Но гиена, видно, трусит,
Шепчет: «Звать ее не стоит.
Эта утка нас укусит,
Хоть она и целлулоид!»

Посмотрите вы, какие
Музыканты — львы морские!

И не снилось в океане
Никогда морскому льву,
Что играть на барабане
Он отправится в Москву.

И не думали тюлени,
Что запляшут на арене!

Цирк шапито (С. Маршак)

Пред вами — вы знаете что?
Игрушечный цирк шапито.
Сейчас обезьяны
Забьют в барабаны,
И выйдет — вы знаете кто?

Висит на хвосте обезьянка.
А родом она — африканка.
Хоть мал ее рост,
Зато ее хвост
Длинней, чем сама обезьянка.

А это — наш Попка-дурак.
И сам он зовет себя так.
А мы называем
Его попугаем.
Наш Попка — совсем не дурак

Василий Васильевич, клоун.
Вы скоро узнаете, кто он.
При виде собак
Он сгорбится так,
Что сразу поймете вы, кто он.

А вот акробатка — Матрешка.
Покуда она еще крошка.
Но время придет,
Она подрастет —
И станет Матреной Матрешка.

Наш ослик — совсем как живой —
Умеет кивать головой.
Скажи ему: «Здравствуй,
Приятель ушастый!» —
А он и кивнет головой.

А это — оседланный конь.
За повод его только тронь,
Быстрее, чем птица,
По кругу помчится
Красивый оседланный конь.

Вот два акробата-медведя,
По имени Миша и Федя.
Увидим сейчас,
Как пустятся в пляс
Мохнатые Миша и Федя.

А это — наш фокусник-еж.
На елку его позовешь, —
Все яблоки с елки
К себе на иголки
Нанижет бессовестный еж.

Вот это — машина-такси,
А кто на ней едет, — спроси.
Ее пассажирка —
Мартышка из цирка,
А пудель — водитель такси.

Вот маленький плюшевый слон.
Хоть мал он, но очень силен.
Ему еще ста нет,
А старше он станет,
Быть может, и вырастет он.

Сейчас заведем мы игрушки.
Запрыгают зайцы, лягушки.
Козел и баран
Забьют в барабан
И дружно запляшут игрушки.

Как дети становятся цирковыми артистами

«Ура, ура! Я в цирк иду!» Личный опыт: о гастролях, травмах и о самом лучшем детстве, какое только может быть.

В цирковую студию при Екатеринбургском цирке я пришла четырёхлетним ребёнком почти 15 лет назад, да так и осталась. Я и подумать не могла, насколько меня увлечёт цирковая жизнь. Я на сцене Дворца культуры в Ревде выступаю с номером «Эквилибр на моноцикле»

Всё началось с Драгунского

Вместе со мной в студию пришли ещё пять девочек моего возраста, и за нами быстро закрепилось прозвище «шесть мелких». Я единственная из шести, кто всё ещё продолжает заниматься, но мы крепко сдружились и продолжаем общаться. Иногда в шутку называем себя «мелкими». Юные артистки Арина, Лера и Настя из средней группы готовятся выйти на сцену с танцевальным номером «Перепляс» в Русском доме в БерлинеУ каждого в студии своя история. Чуть позже пришёл Артём, который с самого детства восхищался знаменитым фокусником Амаяком Акопяном.

Фокусы в студии тогда ещё не преподавали, но Артёму разрешили заниматься и даже нашли преподавателя, у которого, кстати, сейчас уже целая группа будущих фокусников. В перерывах Артём развлекал нас новыми фокусами. Секретами никогда не делился, как бы ни просили! Артём сейчас учится в колледже искусств и культуры на цирковом отделении

Чему и как учат в «Арлекино»

В студии учат разному: балансировать на проволоке, жонглировать, смешить других так, чтобы самому не рассмеяться. Каждый выбирает себе жанр по душе.

Если не определился, преподаватели помогут. Развита гибкость — попробуй акробатику или гимнастику. Хорошо сохраняешь равновесие — можно остановиться на эквилибристике. Ловкий — подойдёт жонглирование. Остальные жанры тоже преподают, но уделяют им меньше времени и сил. Соня, Яна и Снежана выступают с номером «Вольностоящие лестницы» в загородном оздоровительном лагереСейчас в студии появились и другие жанры циркового искусства: воздушное кольцо, хореография, фокусы и даже дрессура. В загородной резиденции в посёлке Горный Щит живут три цирковые собаки, и ребята могут их дрессировать.

Каждый цирковой жанр осваивают в группах по 5-7 человек с одним преподавателем. В группе по жонглированию учатся кидать мячики, кольца или булавы. Некоторые жонглируют диаболо или оригинальными предметами — тарелками, шляпами. «Некоторые жонглируют диаболо»На эквилибристике стоят на шаре, на руках или на вольно стоящей лестнице. Кто-то балансирует на свободной проволоке или учится ездить моноцикле.

Дети 4-6 лет занимаются три часа в неделю в фойе цирка на втором этаже. Основная группа — в будни по 2 часа на репетиционном манеже. Он расположен рядом с основным и по размерам не уступает — ровно 13 метров. Только здесь нет зрительных мест, а вместо кулис — обычные двери. После основной разминки ребята распределяются по жанрам и тренируются самостоятельно, а преподаватели дают дополнительные советы или страхуют. Диаболо, а не «диабло» 😉 Это Виктория из «мастерской» выступает на отчётном концерте с номером «Диаболо»Раз в год перед летними каникулами в студии устраивают дни самоуправления. Ниже на фото как раз попал момент, когда дети на тренировке всячески «издевались» над преподавателем Андреем Анатольевичем, заставляя выполнять разные упражнения. Справа улыбается второй «ученик» Артём Юрьевич, но до него очередь ещё не дошла. Репетиционный манеж не отличается от основногоЕщё в студии есть «Клоунская мастерская». Туда принимают уже взрослых ребят с 14 лет. Все концерты, которые проводятся в цирке и за его пределами: разные загородные площадки, летние лагери, школы, детские сады — всё это организует «мастерская». Выступать могут не только взрослые, но и маленькие воспитанники, если у них уже есть готовый номер.

Я уже пятый год работаю в «Мастерской», а некоторые ребята оттуда сейчас учатся в цирковом училище. Может, после учёбы они вернутся в «Арлекино» уже как педагоги. Катя Филатова — художественный руководитель и основатель Клоунской мастерской — на празднике в лагере «Маяк»

Мой первый цирковой номер

С каждой тренировкой мне всё больше хотелось походить на героиню «Денискиных рассказов».

Мне преподавала эквилибристику Екатерина Филатова — художественный руководитель студии. Она ставит всем ребятам в «Арлекино» цирковые номера. Её младшая сестра Мария преподает гимнастику, а их папа Игорь Филатов — директор студии, поэтому Катя с Машей занимаются здесь с малых лет.

Однако для номера этого было недостаточно, а мне хотелось поскорей выйти на цирковую арену, и я старалась как можно быстрее разучивать новые элементы или добавлять новый реквизит. Так появились скакалка и булавы для жонглирования. Сначала я стояла на шаре и крутила обручи, потом меняла реквизит на скакалку, а в конце номера начинала жонглировать булавами, всё ещё стоя на шаре. Костюм для номера «Девочка на шаре» сшили в костюмерной циркаКогда Катя сказала, что для номера этого вполне хватает, началось самое интересное — подготовка циркового номера. Я оставалась после тренировок на вечерние репетиции или приходила в цирк в выходные. Конечно, погулять с друзьями мне хотелось очень, но мечты о выходе на цирковую арену были сильнее.

А дальше всё как у актеров при разучивании роли: преподаватель ставит цирковые упражнения в правильную последовательность, хореограф разучивает с тобой танцевальные элементы, художественный руководитель монтирует подходящую для номера музыку. Постепенно все части «склеиваются» в единое целое со своей идеей и музыкальным сопровождением. Так и рождается цирковой номер. Слева — худрук Катя Филатова за кулисами перед номером «Танец инопланетян». Справа — Вика с номером «Диаболо» в летнем школьном лагереМой первый костюм для номера «Девочка на шаре» сшили в костюмерной цирка: голубой купальник и светлая юбка в тон. Недавно на репетиции я увидела их на девочке, которая пришла заниматься пару месяцев назад. Приятно, что костюм, из которого я давным-давно выросла, кому-то пригодился.

Первые гастроли с «Арлекино»

Со временем я стала выступать с другими артистами студии на разных площадках города. В основном это были торговые центры, школы и загородные лагеря. С каждым удачным выступлением желание быть частью цирковой жизни было всё сильнее. А дальше начались гастроли. Клоун Евгеша — Евгений Беликов — душа нашей клоунско-мастеркой компании. Фото сделано в Гринвиче, мы тогда работали на Ночи распродаж с восьми вечера до полуночиМой первый гастрольный тур состоялся, когда мне исполнилось 10 лет. С другими ребятами, у которых тоже уже были свои цирковые номера, мы оказались в Чехии на серьёзном цирковом фестивале.

За время тура в Праге мы выступили на трёх площадках: в торговом центре, в передвижном цирке «Шапито» и на главной сцене в центре города, где цирковое мастерство уже оценивало чешское жюри. Мы взяли Гран-При! После этих гастролей тренировки для нас стали бесплатными. В Берлине едем из аэропорта в отель, уставшие, но довольныеСпустя ещё 3 года упорных ежедневных тренировок завоёвывать призовые места мы поехали во Францию и Германию. В дополнение к номеру «Девочка на шаре» у меня появились новые цирковые номера: «Групповые скакалки», «Акробаты-эксцентрики», «Эквилибр на моноцикле». Позже с последним я завоевала Гран-При на фестивале в Сочи. Кроме зарубежных гастролей, мы ездили и по России — «от Москвы до самых до окраин».

А как же травмы?

Несмотря на всю лёгкость трюков и широкую улыбку артиста, цирковое искусство — тяжёлый труд, и к нему надо подходить с полной ответственностью. На каждой тренировке или выступлении получить серьёзные травмы даже легче, чем кажется на первый взгляд.

Чаще всего ребята травмируют руки. Рядом с репетиционным манежем всегда работает медпункт, где врач окажет первую помощь до приезда «скорой». Раньше я там была частым гостем. Родители даже здоровались с врачом, когда приводили меня на тренировки, на что врач улыбалась и спрашивала, всё ли у меня в порядке. К счастью, фатальных случаев в «Арлекино» не было, но многие родители забирали ребёнка из студии после первой же полученной травмы. К травмам в цирке относятся спокойно, ведь без падений не бывает взлётовЗа всё время цирковой деятельности я получила три перелома, на восстановление после которых уходили месяцы! Серьёзный перелом руки чуть не стоил мне поездки в Берлин, но я убедила художественного руководителя, что смогу выступить достойно. Гастроли пропускать мне не хотелось, особенно если они выпадали на контрольную по математике.

Однажды я сломала локоть на акробатической поддержке, и пришлось на три недели забыть о студии. Когда вернулась к тренировкам, поняла, что из-за травмы не могу выполнять сложные поддержки с партнёром. Целый месяц я возвращала себя в прежнюю форму и заново оттачивала элементы в номере, ходила на дополнительные занятия в выходные.

Мой партнёр тоже не избежал травм — прямо перед поездкой на цирковой фестиваль в Сибирь травмировал шею и поехал в специальном воротнике Шанца. Он снимал его только на репетициях и выступлении. И даже с этой травмой нашему дуэту удалось завоевать призовое место.

Отчётные концерты на манеже: выступают все

В конце каждого года артисты «Арлекино» показывают, чему научились, в отчётном концерте на главном манеже цирка. Год назад было продано рекордное количество билетов: все ряды с первого по десятый были заняты. Преподаватели обычно ставят собственный отдельный номер и выходят с ним в конце представления, закрывая очередной сезон тренировок. Выступить на манеже может кто угодно, был бы номер. Однажды в отчётном концерте вместе со всеми на манеж вышла моя мама. Она всегда приводила нас с братом на тренировки и ждала, но просто сидеть несколько часов на месте не могла, поэтому решила попробовать себя в жанре «Мячики на отскок». Это как жонглирование, только тут мячики летят не вверх, в вниз, и с ними можно выполнять разные трюки.

Ей выдали каучуковые цирковые мячики и доску, и мама начала учиться. За несколько лет сама освоила 7 мячей. Директор студии даже называл её уникальной. Тренировочные будниМама сама придумала себе номер, и её выпустили на манеж, это был её первый выход на арену. Объявляли её по-особенному: «родители тоже хотят выступать». «Родители тоже хотят выступать»Некоторые педагоги студии были воспитанниками «Арлекино». Два года назад мой брат Егор впервые вышел на манеж в качестве педагога.

Я всё детство занимался в студии, но не думал, что получу от директора предложение стать педагогом. К такой ответственности сначала был не готов, но желание передать ребятам своё умение было сильнее. Я преподаю детям жонглирование, акробатику и эквилибристику, сам работаю несколько номеров в этих жанрах. Артисты «Клоунской мастерской» к такому изменению как-то не привыкли: в шутку зовут по имени-отчеству (смеётся). С тех пор прошло два года, и к должности я уже привык,

Он пришёл в студию в 5 лет, а сейчас ему 23, и все эти годы он занимался, а потом стал преподавателем. Егору предложили эту должность после успешного выступления на фестивале в Швеции с номером «Эквилибр на катушках».

Страх сцены и дальнейшие планы

Чтобы ходить в «Арлекино», достаточно хотеть этого, а всему остальному тебя и так научат. Стеснение сцены у меня прошло после месяца выступлений, так что даже самый застенчивый ребёнок может стать настоящим артистом цирка. Было бы желание!

Сейчас тренировки в цирковой студии временно приостановлены из-за смены руководства Екатеринбургского цирка. Воспитанники, педагоги и родители надеются на скорый исход проблемы и с нетерпением ждут возобновления тренировок. Клоунская мастерская пока тоже не работает, но сразу же продолжит репетиции и подготовку к детским праздникам ещё усердней из-за длительного перерыва. Я, пока в студии нет тренировок, стараюсь поддерживать себя в форме: хожу в тренажёрный зал, много гуляю пешком. Дальнейшую жизнь с цирком связывать не планирую — учусь на третьем курсе факультета журналистики и буду работать уже по профессии. Цирковое искусство останется как хобби. С удовольствием бы привела в студию своих будущих детей, ведь я очень хочу, чтобы такое же насыщенное детство, как у меня, было и у них.

Фотографии из личного архива героя и автора статьи. Использование на сторонних ресурсах запрещено.

Источники:

https://velofans.ru/raznoe/odnokolyosnye-velosipedy-monocikly
https://blackandwhitehistory.ru/cirk-viktorina/
https://www.snta.ru/press-center/kak-stat-artistom-tsirka/
https://feminissimo.ru/mama/stihi/stihi-detskie-pro-cirk.html
https://ural-n.ru/p/cirkovaya_studia.html