Колеса электровелосипеда
Казалось бы колеса электровелосипеда могут быть точно такие же, как и на обычном велосипеде, но это не так. Давайте разбираться почему?
- На обычном велосипеде – чем тоньше и легче колеса – тем проще крутить педали. Электровелосипед позволяет не ощущать проблем с кручением педалей. Толстые и тяжелые колеса влияют только на проходимость, комфорт и расход заряда батареи (он заметно выше).
- Электровелосипеды тяжелее педальных (мотор+батарея) и развивают большую скорость. Соответственно, каждый удар на ямке, камне или корне дерева намного разрушительнее для конструкции колес в целом и ободьев в частности. По этой причине для электровелосипедов предпочтительнее использовать более прочные и дорогие ободья, втулки и покрышки.
- Использование мотор-колеса увеличивает нагрузку на обод.
- У колес некоторых электробайков внутри ободьев пустота… Ни втулок, ни спиц.
Когда вы собираетесь купить электровалосипед или электрифицировать имеющийся обычный, раздумий над выбором колес не избежать. В сети есть множество очень умных статей о колесах с множеством цифр и графиков. Поскольку большинство пользователей электровелосипедов не имеют никакого желания вникать в тонкости колесостроения, попробую объяснить все просто.
Выбор диаметра колес электровелосипеда
Складные, детские, компактные, грузовые и электровелосипеды, которые хотя и с педалями, но на самом деле электроскутеры могут иметь размер колес 16”-24”. Обычные электровелосипеды имеют размеры: 26”, 27.5” или 29”. Их плюсы и минусы давно известны.
На данный момент модели ободьев разнообразны и многочисленны. Специалистов разбирающихся во всем этом многообразии нет и не может быть. Методология выбора ободьев для электровелосипеда такова:
- Не слушайте продавцов в веломагазинах. Это продавцы, а не тестеры.
- Не пользуйтесь советами с форумов. Там пишут скучающие болтуны, а не тестеры.
- Покупайте ободья только известных фирм: DT Swiss, WTB, Alex Rims, Mach1, Mavic, Sun Ringle. У них есть деньги на испытания и они дорожат своей репутацией. не имеет значения (у известных производителей любой обод относительно легкий). Важна только прочность.
- У всех вышеперечисленных фирм ободья производятся под конкретные виды спорта. Выбираете для: кросс-кантри, фрирайда, трэйла, эндуро или даунхилла.
- Покупать можно на chainreactioncycles.com (если нахапать велодобра на 9999 руб, то доставка бесплатная).
И не забивайте себе голову особенностями сплавов, количеством стенок, характером спицевания, пистонами и прочей чушью. Это все нужно знать только инженерам – разработчикам, они за это деньги получают.
Стандарт размера покрышек ISO (в прошлом ETRTO)
International Organization for Standardization разработала универсальную систему обозначения размера покрышек, с целью избежать ошибок и проблем несовместимости.
В системе ISO используется два числа. Первое обозначает ширину покрышки или обода (ободья измеряются между фланцами) в миллиметрах. Второе число — обозначает посадочный диаметр обода (BSD) в миллиметрах. Если это число совпадает у обода и покрышки, то они совместимы.
Важно учитывать, что ширина покрышки должна быть примерно в 1,45−2 раза шире внутренней ширины обода.
Если покрышка слишком узкая для обода, значительно повышается риск повреждения обода от ударов. Если покрышка слишком широкая для обода, ухудшается управляемость на низких скоростях, увеличивается вероятность быстрого износа боковин покрышки, а также опасность потерять контроль над управлением велосипедом на сдутой шине.
Таблица совместимости ободьев и покрышек:
Выбор ширины покрышек электровелосипеда
Так выглядит совершенно примитивная и условная классификация ширины покрышек:
- <1″ – узкая или «дорожная» покрышка (шоссейные велосипеды)
- 1 – 2,4″ – «нормальная» покрышка
- 2,4 – 3,5″ – широкая покрышка
- 3,5 – 4,5″ – очень широкая покрышка
- 4,5 – 5″ – сверх-широкая покрышка
Ширина покрышек должна соответствовать ширине ободьев и раме электровелосипеда. Говоря по простому, толстую шину не получится нормально использовать на узком ободе и никак не засунуть в раму которая на это не рассчитана. Большинство владельцев электровелосипедов используют покрышки шириной 2,0″-2,6″ (50-66 мм).
Более широкие покрышки имеют большее пятно контакта с покрытием дороги и создают хорошее сцепление с дорогой. Увеличенный объем покрышек также может повысить защиту от проколов и комфорт.
С покрышками шире, чем 2,6 дюйма, велосипедистам склонным к агрессивному стилю катания приходится сталкиваться с тем, что прохождение поворотов становится неточным.
Также следует обратить внимание на то, что относительно узкие покрышки лучше проваливаются в жидкую грязь достигая твердого дна за которое можно цепляться. Широкие в тех же условиях более часто пробуксовывают.
Крайне важным является то, что ширина покрышек в значительной степени влияет на расход электричества. На ровной дороге, на одной и той же батарее, используя покрышки шириной 5″ вы проедете как минимум вдвое меньше, чем на покрышках шириной 1″.
Протектор
Протектор оказывает огромное влияние на ходовые качества электровелосипеда и расход заряда батареи. Общие различия типов протекторов хорошо понятны по растиражированной по велосайтам картинке:
Довольно интересный вариант быстрой замены протекторов – это норвежская система reTyre. На базовые слики одеваются быстросъемные “шкуры” с протекторами для грунтовых дорог или шипами.
На мой субъективный взгляд, наиболее универсальной покрышкой для русской равнины является Schwalbe Marathon Plus MTБ. Она хорошо катится, как по асфальту, так и по грунтовкам. И, что немаловажно, снабжена одной из лучших на рынке защитой от проколов. Ее относительно высокая цена полностью компенсируется тем, что не нужно тратить деньги на замену камер.
В зимнее время можно использовать только шипованную резину. На обычных покрышках, что в городе, что на природе вы будете падать. Мой рекорд 34 падения на осенних наледях за 5 км пути. Выбор шипованных покрышек не велик. Из фирменных большинство велосипедистов рекомендуют один из двух вариантов:
Можно купить в Декатлоне KLONDIKE KENDA. Но по отзывам это довольно посредственные покрышки.
Камерки или бескамерки?
В России на обычных и электрических велосипедах пока более распространены покрышки рассчитанные на использование камеры. В среде европейских и американских владельцев горных электровелосипедов (e-MTB) большинство перешли на бескамерные покрышки.
Преимущества бескамерных покрышек: меньший вес (выигрыш примерно 100 г на колесо), возможность ездить на низком давлении, лучше сцепление, чуть меньшее сопротивление качению и лучшая защита от проколов. Почти все e-MTB от ведущих брендов имеют бескамерные покрышки и обода рассчитанные на их использование.
Недостатки бескамерных покрышек: высокая цена, специальные ободья, сложно устанавливать, раз в полгода в идеале нужно вычищать засохший герметик, невозможно отремонтировать в поездке в случае появления большого пореза.
Если вы все еще используете покрышки с камерами, стоит задуматься о переходе на более современный вариант. Меня пока устраивают морально устаревшие камерные покрышки.
Втулки
Есть два варианта втулок: на насыпных подшипниках и на закрытых промышленных подшипниках. Какие выбрать – вопрос религиозного характера.
Я сторонник простых путей, поэтому использую втулки на “промах”. Многие катальцы накатывающие за сезон до 5000 км рекомендуют не тратить деньги на бренды и брать китайские втулки на промах Novatec. Цена низкая, качество хорошее.
Колеса велосипеда одинаково хорошо крутятся, как на дорогих, так и на дешевых втулках.
Любителям дальних поездок вдали от цивилизации могут быть интересны динамо-втулки.
Покрышки и закон
В России никакого законотворчества на тему покрышек электровелосипедов еще не случилось. Вы можете кататься, как одних ободьях, так и на любой резине.
За рубежом с обычным электрическим горным велосипедом (до 25 км/ч) законодатели не устанавливают никаких правил относительно используемых покрышек. С S-Pedelecs (до 45 км/ч) во многих странах выбор покрышек регламентирован законодательством. В Европе используемые вами покрышки должны быть одобрены и иметь знак ECE-R75. У Schwalbe есть покрышки сертифицированные для скоростных (выше 25 км/ч) электровелосипедов. Про других производителей не знаю.
Размеры покрышек, которые одобрены для вашего электровелосипеда, указаны в его документации.
Как правильно выбрать мотор колесо для электровелосипеда. Как обманывают продавцы мотор колёс. Часть 2.
Выбор компонентов в зависимости от требуемых характеристик электровелосипеда
Продолжение. Начало статьи, пожалуйста, читайте ЗДЕСЬ. Во второй части статьи, мы расскажем о правильном подборе компонентов, в зависимости от требуемой максимальной скорости и тяги.
Пять элементов для правильного выбора.
Для того, чтобы правильно выбрать мотор колесо, нужно учесть 4 фактора: какой вес, с какой скоростью, по какому рельефу местности и на какое расстояние нужно перемещать. Какой же элемент будет пятым? – Так же, как и в одноимённом фильме, пятый элемент – это человеческий фактор, а именно: хотите ли вы участвовать в движении, вращая педали, или вас больше устраивает роль водителя электровелосипеда.
Возможности разных типов мотор колёс:
1. Редукторные мотор колёса — меньше, легче и тяговитее прямо-приводных мотор колёс. При этом, они немного уступают в надёжности прямо-приводным. Редукторные мотор колёса рекомендуются для установки на велосипед, если не требуется высокой скорости движения (в зависимости от мощности, редукторные мотор колёса развивают максимальную скорость до 32 — 50 км/час), желательно сохранить хороший накат и возможность езды на педалях, без электропривода. Редукторные мотор колёса, ввиду более сложной конструкции, стоят дороже прямо-приводных мотор колёс аналогичной мощности. Подробно о преимуществах и недостатках редукторных мотор колёс, пожалуйста, читайте ЗДЕСЬ.
2. Прямо-приводные мотор колёса — скоростные, очень надёжные и эффективные в работе на средних и высоких скоростях. Они дешевле редукторных мотор колёс аналогичной мощности. Мотор колёса с прямым приводом, рекомендуются для установки на велосипед, если на нём планируется ездить в основном с помощью электропривода, — без использования педалей при выключенном мотор колесе, а также для достижения более высоких скоростей, по сравнению с электровелосипедами, оборудованными редукторными мотор колёсами (в зависимости от мощности, — до 40 — 85 км/час).
Мотор колёса с прямым приводом, при выключенном аккумуляторе, ухудшают накат — тем больше, чем они мощнее. Ездить на электровелосипеде с выключенным прямо-приводным мотор колесом на педалях – намного тяжелее, чем на обычном. Поэтому, у электровелосипедов с прямо-приводными мотор колёсами, педали используются в качестве вспомогательного привода. Подробно о преимуществах и недостатках прямо-приводных мотор колёс, пожалуйста, читайте ЗДЕСЬ.
3. Миддрайв – электромотор со встроенным редуктором, устанавливаемый на каретку велосипеда. Он меньше, легче и тяговитее прямо-приводных мотор колёс. При этом, немного уступает им в надёжности. МИДДРАЙВ рекомендуется для установки на велосипед, если не требуется высокой скорости движения (в зависимости от мощности, миддрайв развивает максимальную скорость до 25 — 50 км/час), желательно сохранить хороший накат и возможность езды на педалях, без электропривода. Классический миддрайв, работает вместе с педалями, хотя есть схемы управления с ручкой газа. Миддрайв обеспечивает отличную развесовку и не утяжеляет колёса, что особенно важно для скоростной езды по бездорожью, выполнения прыжков и других трюков. У миддрайва — два основных недостатка: он стоит намного дороже редукторных мотор колёс аналогичной мощности; с увеличением мощности миддрайва, растёт не только его цена, но и износ трансмиссии — звёзд и цепей, которые придётся менять в несколько раз чаще, по сравнению с электровелосипедами, оборудованными мотор колёсами. Ввиду этого, миддрайв не получил сколько-нибудь заметного распространения.
Основные варианты комплектации велосипедов мотор колёсами
1. Вы уже ездите на велосипеде, а мотор колесо нужно для помощи, когда устали, или на маршруте сильный встречный ветер, крутые подъёмы, или нужно быстрее доехать до места назначения. Второй вариант: вы собираетесь ездить в основном, с помощью мотор колеса; вас устраивает скорость 25 – 34 км/час; вы не преодолеваете крутых подъёмов и в случае необходимости, готовы немного поработать педалями.
В обоих случаях, – рекомендуем редукторные мотор колёса с номинальной мощностью 350 ватт. Максимальная скорость электровелосипеда с редукторным мотор колесом Вольта байкс, мощностью 350 ватт, в зависимости от диаметра обода и условий эксплуатации составляет 25 – 34 км/час. Расстояние пробега с помощью мотор колеса, зависит от мощности аккумуляторной батареи и условий эксплуатации. Но об этом поговорим позже.
Редукторные мотор колёса Volta bikes на 350 ватт, выпускаются для передней и задней установки. В ассортименте Вольта байкс, имеются редукторные мотор колёса номинальной мощностью 350 ватт с максимальным диаметром корпуса 128 мм (стандартные мотор колёса) и 120 мм (серия Q100). Конструкция и КПД мотор колёс одного типоразмера разных производителей — примерно одинаковы, поэтому нагрев мотор колёс с одинаковой мощностью под нагрузкой, будет больше у того мотор колеса, чьи размеры и вес меньше. Больший диаметр мотор колеса и больший вес, при равных мощностных показателях, даёт лучшее охлаждение и более высокий ресурс работы.
Если важны минимальные габариты и вес мотор колеса, а электропривод планируется использовать в штатном режиме, тогда лучше купить мотор колесо серии Q100. Если разница в весе «мини» и стандартного мотор колёс (700 грамм), и разница в диаметре — 8 мм – не принципиальна, тогда лучше брать стандартное мотор колесо 350w. с диаметром 128 мм, Оно стоит дешевле и к тому же лучше охлаждается при высоких нагрузках. То же самое можно сказать в отношении редукторных мотор колёс Volta bikes c номинальной мощностью 500 ватт, в стандартном корпусе и «мини».
Но повторимся: возможности охлаждения важны, если мотор колесо используется на пределе своих возможностей. Если режим эксплуатации мотор колеса – щадящий, тогда выбирайте по весу и своим финансовым возможностям, в том плане, что более компактные мотор колёса – дороже более крупных с одинаковой мощностью.
2. Вы ездите по холмистой местности или требуется более высокая скорость, периодически будут использоваться педали; при этом, не хочется сильно утяжелять электровелосипед. В этом случае – рекомендуем редукторные мотор колёса с номинальной мощностью 500 ватт. С этими мотор колёсами, максимальная скорость электровелосипеда, в зависимости от диаметра обода и условий эксплуатации, составляет 37 – 50 км/час. Так же, как для редукторных мотор колёс на 350 ватт, у нас есть 2 варианта исполнения мотор колёс на 500 ватт: в корпусе диаметром 179 мм и в корпусе диаметром 155 мм. Более компактное мотор колесо, немного легче, но стоит при этом дороже. Если размеры мотор колеса не принципиальны, можно смело брать более крупное мотор колесо на пол киловатта. Редукторные мотор колёса Volta bikes на 500 ватт, выпускаются для передней и задней установки.
3. Вы хотите иметь крутой электровелосипед с большой тягой, высокой скоростью и небольшим весом, при этом оставив возможность двигаться на педалях без электропривода. В этом случае, ваш выбор — редукторное мотор колесо Volta bikes с номинальной мощностью 1000 ватт. Оно выпускается только для задней установки. Максимальная скорость электровелосипеда, оборудованного этим мотор колесом, в зависимости от диаметра обода и условий эксплуатации, составляет 37 – 50 км/час, но при этом он развивает более высокую тягу.
4. Вы собираетесь ездить в основном с помощью мотор колеса; вас устраивает скорость 35 – 45 км/час; вы не преодолеваете очень крутых подъёмов и в случае необходимости, готовы немного поработать педалями. В этом случае – рекомендуем прямо-приводные мотор колёса Вольта байкс с номинальной мощностью 500 и 600 ватт. Это классический вариант для электровелосипеда, обеспечивающий достаточно высокую скорость и хорошую тягу. Такое мотор колесо больше утяжеляет электровелосипед, по сравнению с редукторными, но стоит недорого и развивает более высокую максимальную скорость. Мотор колёса с прямым приводом Volta bikes на 500 и 600 ватт, выпускаются для передней и задней установки.
5. Вы собираетесь ездить в основном, с помощью мотор колеса; вам требуется скорость 45 – 55 км/час; вы часто преодолеваете довольно крутые подъёмы и в случае необходимости, готовы немного поработать педалями. В этом случае – рекомендуем прямо-приводные мотор колёса с номинальной мощностью 800 и 1000 ватт. Киловаттное мотор колесо Вольта байкс – одно из наиболее часто приобретаемых. Это отличный вариант для мощного и скоростного электровелосипеда, по доступной цене. Мотор колёса с прямым приводом Volta bikes на 800 и 1000 ватт, выпускаются для передней и задней установки.
6. Вы имеете прочный велосипед. Ездить планируете только с помощью мотор колеса, в отдельные моменты помогая педалями; вам требуется скорость 50 – 65 км/час; вы часто преодолеваете крутые подъёмы. В этом случае – рекомендуем прямо-приводные мотор колёса с номинальной мощностью 1200 и 1500 ватт. Это – максимально возможный вариант для переоборудования обычного велосипеда в электровелосипед. Мотор колёса с прямым приводом Volta bikes, начиная с 1200 ватт и более, выпускаются только для задней установки.
7. Прямо-приводные мотор колёса Вольта байкс с номинальной мощностью 2, 3 и 4 киловатта, предназначены для установки на специальные, усиленные рамы, типа «Стелс Бомбер» и аналогичные, других производителей. Электровелосипеды с такими мотор колёсами, способны разгоняться до 70 – 90 км/час. При наличии хороших подвесок и соответствующих покрышек, электровелосипеды класса «electric endurо», способны соперничать по проходимости с лёгкими кроссовыми мотоциклами. Так как хороших дорог в Украине – немного, это отличный вариант для поездок с высокой скоростью везде, где есть хоть какое-то подобие дорог и направлений. Нужно отметить, что для мощных мотор колёс требуются мощные аккумуляторы. Они существенно увеличивают стоимость электровелосипедов.
Подбираем контроллер для редукторного мотор колеса
Для редукторных мотор колёс, советуем использовать штатный контроллер, который указан в комплектации каждого электронабора. Максимальный ток штатного контроллера, примерно в полтора раза превышает номинальную мощность мотор колеса и он, практически полностью реализует потенциал мотор колеса при поездке с максимально допустимой мощностью на протяжении достаточно продолжительного времени. В принципе, можно установить и более мощный контроллер (по току). От этого, максимальная мощность мотор колеса немного увеличится, но время работы мотор колеса с максимальной мощностью – всегда ограничивается температурой корпуса мотор колеса, которая не должна превышать 60 — 70 градусов Цельсия.
Использовать для редукторных мотор колёс контроллеры с более высоким напряжением, даже на одну ступень, не рекомендуется, так как это увеличивает не только их максимальную скорость, но и нагрузку на редуктор, что неизбежно ведёт к его усиленному износу. Относительно безопасная максимальная скорость электровелосипеда с редукторным мотор колесом на 350 ватт в ободе 26 дюймов, не более 34-37 км/час. Для редукторных мотор колёс мощностью 500 и 1000 ватт, максимальная безопасная скорость для редуктора, равна примерно 50-55 км/час.
При движении с высокой скоростью или больших нагрузках (например, на затяжном подъёме), периодически нужно контролировать температуру корпуса любого мотор колеса. Если максимальная скорость электровелосипеда с редукторным мотор колесом на 350 ватт, для вас недостаточна, значит нужно покупать редукторное мотор колесо на 500 или 1000 ватт. Если их скоростные характеристики тоже не устраивают, тогда нужно использовать мощное мотор колесо с прямым приводом, от 1 квт. и выше.
Подбираем контроллер для мотор колеса с прямым приводом
Для прямо-приводных мотор колёс Вольта байкс, тоже советуем использовать штатный контроллер, который указан в комплектации каждого электронабора. Максимальный ток штатного контроллера, примерно в полтора раза превышает номинальную мощность мотор колеса и он практически полностью реализует потенциал мотор колеса при поездке с максимально допустимой мощностью, на протяжении достаточно продолжительного времени. Но, можно установить и более мощный контроллер по току и даже по напряжению.
При повышении напряжения на одну ступень или на две ступени (например, с 48 вольт, — до 60 вольт, или до 72 вольт), максимальные обороты на холостом ходу вырастут на столько процентов, на сколько процентов увеличилось напряжение. Максимальная скорость в движении — тоже увеличится, но не пропорционально увеличению напряжению, так как чем выше скорость, тем больше сопротивление воздуха.
Форсируйте мотор колёса осторожно
Форсировать прямо-приводные мотор колёса, поднимая напряжение, в принципе можно. Нужно только следить, чтобы мотор колесо не перегревалось при эксплуатации. Однако, лучше сразу покупать прямо-приводное мотор колесо с нужными параметрами. Разница в цене между соседними мотор колёсами в линейке Вольта байкс, — невелика и если форсированное мотор колесо выйдет из строя от перегрева, то его ремонт обойдётся больше половины цены нового мотор колеса.
Замыкание обмоток от перегрева – не подлежит ремонту по гарантии. Это – неправильная эксплуатация. Ремонт в этих случаях оплачивается владельцем мотор колеса. Замыкание обмоток от перегрева, диагностируется очень просто: при вскрытии, внутри корпуса чувствуется запах гари, лак на обмотках темнеет, а в тяжёлых случаях, они спекаются. Разумеется, присутствует межвитковое замыкание.
Системы управления мотор колесом электровелосипеда.
1. Мотор колесо подключается от системы PAS (pedaling assisted system), которая с помощью датчика Холла на каретке, отслеживает начало вращения педалей; работает, пока педали вращаются и отключается, когда педали перестают вращать. Система PAS может сочетаться с ручкой газа, а может работать без неё, как принято в Европе. Самые простые и недорогие системы PAS, при начале вращения педалей, запускают мотор колесо на полную мощность и отключают его, когда вращение педалей прекратилось, с небольшой задержкой. Более сложные системы PAS с пультом управления, позволяют выбирать один из 3-6 фиксированных уровней помощи мотор колеса. Для электронабора с этой системой управления, можно использовать маломощные аккумуляторы, так как мотор колесо, подключаемое системой PAS, всегда работает одновременно с вращением педалей.
2. Мотор колесо подключается от датчика torque sensor, интегрированного в каретку и измеряющего усилие, развиваемое велосипедистом для вращения педалей (система реdelec). Эта система — дорогая, она не совместима с ручкой газа и применяется на многих моделях электровелосипедов в Европе. Сколько-нибудь значительного распространения в Украине она не получила и продаётся только с электроприводами типа миддрайв, либо уже встроенной в дорогие модели электровелосипедов.
Система реdelec позволяет электровелосипеду, в большей степени оставаться велосипедом, по сравнению с другими системами управления. Система реdelec, за счёт совместной работы мотор колеса с педалями, позволяет использовать маломощные аккумуляторные батареи и проезжать в режиме небольшой помощи мотор колеса педалям, значительные расстояния.
3. В Украине предпочитают систему e-bike (ручка газа). При этом, на электровелосипеде можно ехать, не вращая педали, — или вращать педали, помогая мотор колесу с любым желаемым усилием. Система e-bike, — недорогая и на Западе этим термином, часто называют электровелосипед в целом. Система e-bike совместима с системой PAS (если в контроллере есть соответствующие разъёмы для подключения). Для электронабора с системой управления e-bike, для того чтобы ездить только на мотор колесе, не вращая педали, требуются более мощные аккумуляторы. Подробнее о всех системах управления, можно прочитать ЗДЕСЬ.
Органы управления электровелосипедом
Все три системы управления могут работать с органами управления разного уровня сложности и стоимости. Самый простой и недорогой вариант: контроллер Вольта байкс серии «элит» с подключенной к нему ручкой газа. На многих моделях ручек газа, имеется светодиодный индикатор уровня заряда аккумуляторов и кнопка круиз контроля. С её помощью, можно поддерживать на одном уровне выбранную мощность мотор колеса, не вращая ручку газа. В дополнение к ручке газа, можно установить трёх позиционный переключатель, который делит диапазон скоростей мотор колеса на три виртуальные передачи и с его помощью можно ограничивать максимальную скорость.
Более сложные и дорогие системы управления электровелосипедом, имеют в своём составе LED дисплей. На нём есть светодиодный индикатор уровня заряда аккумуляторов и сенсорные кнопки включения электропривода и переключения виртуальных передач. Индикации скорости и расстояния пробега на таких LED дисплеях – нет, но для этих целей можно использовать любой обычный велокомпьютер, или смартфон с программой GPS навигации. LED дисплеи работают только со «своим» контроллером. Поэтому, LED дисплей нужно покупать в паре с контроллером, который имеет разъём для подключения LED дисплея определённой серии.
Самые сложные и дорогие системы управления электровелосипедом, комплектуются LCD дисплеем. LCD дисплеи начального уровня, показывают скорость, напряжение батареи и расстояние пробега. Более сложные – дают исчерпывающую информацию о режимах работы: текущая / максимальная / средняя скорость; одометр с несколькими режимами; ваттметр; цифровой вольтметр; выбор виртуальной передачи мотор колеса; часы / таймер / секундомер; самодиагностика компонентов электропривода и многое другое. LСD дисплеи тоже работают только со «своим» контроллером. Поэтому, LCD дисплей нужно покупать в паре с контроллером, который имеет разъём для подключения LCD дисплея определённой серии. Системы управления с LCD дисплеями, предназначены для людей, которые хотят получать максимум информации о режиме поездки.
На вершине систем управления электровелосипедом – по сложности, возможностям и цене, находятся программируемые контроллеры, способные в широком диапазоне изменять рабочее напряжение, силу тока, регулировать мощность рекуперации и другие параметры. Это — контроллеры Вольта байкс серии «Инфинити» и контроллеры Инфинеон. Они могут комплектоваться LCD дисплеями, но могут работать и без них. Как правило, такие контроллеры, покупают наиболее продвинутые пользователи, которым нужна не только возможность управлять электровелосипедом, но и возможность изменять параметры работы электропривода.
Колеса для велосипедов: какими они бывают
Конструкция состоит из покрышки, камеры, втулки, спиц и обода. Чтобы грамотно выбрать колесо, необходимо разобраться, какой размер окажется оптимальным в том или ином случае. Имеется в виду размер покрышки и обода. Чем они больше, тем большую скорость можно будет развивать, а также с легкостью преодолевать препятствия, являющиеся достаточно высокими. Зато маленькие колеса для велосипедов делают их компактными, идеально подходящими для езды по бугристым и неровным трассам. Учитывайте, в каком стиле предпочитаете передвигаться вы, а потом выбирайте размеры колес.
Диаметр
Существуют международные стандарты ETRTO. Согласно им, размер обода – это не что иное, как посадочный диаметр там, где, по идее, находится покрышка. И диаметр колеса велосипеда, как правило, обозначают в дюймах. Показатели могут варьироваться в пределах от 20 и до 28 дюймов. При этом самые маленькие устанавливают на складывающиеся модели, предназначенные для езды по городу. А те, что имеют большой диаметр, можно встретить на дорожных и шоссейных велосипедах. Для горных моделей используют колеса с диаметром 26 дюймов.
Покрышки
Колеса для велосипедов отличаются и рисунком на покрышках, и их размерами. Здесь тоже существуют определенные правила, согласно стандарту. Первое число в размере покрышки – это ее ширина, а вторым оказывается посадочный диаметр, обозначенный в мм. То есть если вы видите маркировку 40-622, все становится понятно.
Если говорить о рисунке протектора, то его следует выбирать, опираясь на то, каковы дорожные условия. Гладкие и узкие варианты подойдут для ровного асфальта. А вот для езды по грунтовке, да еще и рыхлой, лучше выбрать большие протекторы. Для туристических моделей более характерны покрышки, имеющие грунтозацепы лишь сбоку. Естественно, опытные велосипедисты знают, что для езды по зимней, обледенелой дороге тоже есть свои проекторы.
Другие нюансы
Спицы велосипедного колеса должны быть прочными, качественными. Они будут реже ломаться, выдержат любые нагрузки. Обратите внимание и на способ крепления втулки. Гайки используют в велосипедах для новичков, подростков. А вот горные, шоссейные и спортивные модели продемонстрируют крепление втулки быстродействующим эксцентриковым зажимом. Этот вариант более удобен.
Как видите, переднее колесо велосипеда или заднее вы выбираете, приходится учитывать множество нюансов. Даже при покупке «железного коня» вы должны думать, где, как, когда и с какой скоростью намерены ездить. От этого зависит, какой именно велосипед вам нужен, а также с какими колесами. От ответов на эти вопросы во многом зависит, комфортной ли будет езда.
Колеса для велосипеда как выбрать
Гражданский проспект, 118к1
Трасса Юкки 1 (Мега Парнас)
Будни с 10:00 до 22:00
Выходные с 10:00 до 23:00
Главная />SKI блог />Велосипед для начинающих — выбираем лучший вариант
Велосипед для начинающих — выбираем лучший вариант
С развитием технологий усовершенствовались и методы, материалы и вариации производства велосипедов. Предлагаем основные моменты, на которые стоит обратить внимание при покупке «горника».
Содержание:
1. Самые распространенные вопросы
Самые распространенные вопросы
Лучше рама из стали или из алюминия
Существует два варианта стальных изделий:
- более доступный хайтен, используемый у бюджетных моделей. Этот вариант уступает более прочным сплавам практически по всем параметрам, кроме стоимости;
- хром-молибден. Более качественный сплав на среднем и высоком ценовом сегменте.
Горные со стальной рамой лучше амортизирует неровности, но имеют меньшую жесткость (из-за более высокого модуля упругости)
Сталь тяжелее, однако, хром-молибден обладает повышенным запасом прочности, что позволяет применять трубы меньшей толщины и сечения. В итоге, качественная стальная рама может быть сопоставима по массе с алюминиевыми сплавами.
Алюминий на современных каркасах наиболее распространен. Это передовой материал, который легко формуется по технологии гидроформинга. За счет баттинга удается снизить массу конечной конструкции.
Чаще всего используется для выпуска каркасов сплав серии 6061, он превосходит хайтен:
- выше жесткость, что несколько снижает комфорт в дороге. Из-за этого алюминий редко выбирают для туринга;
- меньше вес;
- повышается накат.
Какой выбрать диаметр колес
Стандарты колес:
- 26;
- 27,5;
- 29;
- 26 шириной от 4 дюймов;
- 27,5+;
- 29+.
Первый вариант широко распространен, но данный стандарт является самым старым и постепенно теряет популярность. Часто они устанавливаются на бюджетные модели, стоимостью до 30 тысяч рублей, либо экстремальные, как модели для дёрта. Такие колеса маневренны и чуть прочнее увеличенных альтернатив.
Наиболее популярен диаметр 27,5 дюймов. Они считаются универсалами, обладают лучшей накатистостью, чем 26. Масса их незначительно выше устаревшего стандарта.
Созданы 27-е были, как более совершенный аналог 26-х, но для райдеров с небольшим ростом
Байки с 29-дюймовыми колесами называют так же «найнерами». Это максимально скоростные велосипеды, которые часто используют в кросс-кантрийных гонках. Такой диаметр лучше проходит неровности рельефа, на нем лучше сохраняются силы.
«Найнеры» подойдут не для всех из-за некоторых недостатков:
- база короче, потому сложнее управление;
- центр тяжести выше;
- масса таких колес увеличена;
- такой диаметр подойдет не всем из-за большой высоты. Специалисты не рекомендуют использовать этот типоразмер при росте ниже 170 см, так как это небезопасно.
У 29-го диаметра максимальный накат, но повышенные требования к навыкам водителя
Диаметр 27,5+ обозначает увеличенную ширину (2,8-3 дюйма). Это более тяжелая версия универсальных колес, за счет возможности установки сниженного давления и большего пятна контакта, улучшается проходимость.
Стандарт 29+ очень тяжелые, подойдут для райдеров с большим навыком езды и большим ростом.
Стандарт 26 большой ширины хорош для сложных рельефов, вплоть до снега и песка. Они тяжелые, но весьма эффективны в своей узкой специализации.
Почему на велосипеде много передач
Обычно конструкция трансмиссии велосипеда подразумевает наличие 2 кассет со звездами:
- 3 спереди;
- сзади звезд может быть от 6 до 10.
Все передачи нужны, особенно, если вы катаетесь, сохраняя правильную частоту педалирования. Этот показатель еще называют каденсом.
Какие должны быть тормоза
Горные велосипеды оснащаются 3 видами тормозов:
- ободные;
- дисковая механика;
- дисковая гидравлика.
Ободные – это максимально простое, легкое и бюджетное решение. Они плохо работают при наличии «восьмерок» на колесе, а так же теряют эффективность в мокрую погоду.
Дисковая механика совершеннее, в сырую погоду не теряют эффективность так сильно, как ободные, а так же не боятся «восьмерок». Их недостаток в принципе работы: активной обычно является одна колодка, которая прижимает диск к жестко закрепленной. При этом происходит деформация тормозного диска.
Встречаются системы с двумя активными колодками, но они существенно дороже и редко поставляются в стоке
Гидравлика наиболее продвинута, например, здесь всегда две активные колодки. Она максимально отзывчива и эффективна. Недостатки гидравлики в сложности обслуживания и невозможности ее ремонта «на коленке».
Почему седло узкое и жесткое
Суть такой формы седла в анатомии, так как она позволяет добиться правильной посадки (на ходу опора при сидении идет на тазовые косточки). При длительном катании высокая жесткость обеспечивает правильное кровообращение.
Распространенные ошибки начинающего
Неверный выбор типа по назначению
Чаще всего приобретаются горные, так как они наиболее универсальны. Такой вариант будет неудобен, если вы собираетесь кататься исключительно в городе. Аналогичная ситуация с пересеченной местностью.
При выборе следует проанализировать маршрут, по которому предполагаете кататься и уже потом выбирать.
Неподходящая ростовка
Часто начинающие вообще не знают о существовании нескольких типоразмеров рам. Чтобы подобрать оптимальный вариант, можно посмотреть соответствующие таблицы или проконсультироваться с продавцом при покупке.
Выбор по размеру седла
Чаще всего новички решают, что комфорт повышается с увеличением площади сиденья. Однако, комфорт от катания зависит от посадки, например, если при педалировании тело отклоняется вперед, то таз немного смещается, меняется точка опоры. В идеале немного покататься на стандартном сидении, а уже потом начать подбор более удобного, если понадобится.
Выбор по заднему переключателю
Не стоит ориентироваться только на задний переключатель, даже по той причине, что он является одной из самых дешевых деталей в случае замены.
В первую очередь стоит смотреть на дорогие компоненты:
- рама;
- вилка;
- колеса.
Покупка самой дешевой модели
Для экономии новички часто покупают самые доступные велосипеды в классе, но это в корне неверно.
Такие модели всегда отличаются только плохими качествами:
- плохая сборка;
- дешевый обвес;
- высокая масса;
- ненадежность.
Максимально простой способ – это найти самый дешевый вариант в классе и добавить к стоимости 2-3 тысячи рублей.
Покупка самого дешевого двухподвеса
Основная сложность двухподвесов в конструкции маятника и высокой стоимости качественного амортизатора. С учетом этого, у всех двухподвесов стоимостью до 50-60 тысяч задний амортизатор не работает правильно.
У всех качественных амортизаторов есть регулировка отскока
За счет отскока можно сделать быстрее или медленнее момент возвращения пружины заднего амортизатора в исходное положение. Происходить это должно после того, как он сработал на неровности. Если не регулировать момент, то после каждой ямки вас будет подбрасывать вверх.
Выбор за счет ширины покрышки
Бытует мнение, что чем шире колесо, тем оно прочнее и надежнее велосипед в целом. Если нужны прочные колеса, то стоит смотреть на толщину протектора и наличие антипрокольного слоя.
Настраиваем
Есть два варианта, когда необходима настройка:
- покатались на новом веле и почувствовали дискомфорт;
- давно катаетесь на старом и он нормально себя ведет в обычной ситуации, но при экстремальных обстоятельствах возникают трудности.
Сиденье
Начинать настройку рекомендуем с седла, оно не должно быть сильно опущено. Это будет мешать педалированию, центр тяжести сместится назад, что увеличит нагрузку на заднюю часть рамы. В крутых поворотах это вызывает снижение сцепления переднего колеса, может произойти его срыв.
Если седло задрано, то при педалировании будет происходить переваливание тела, что вызовет дискомфорт и натирание пятой точки. Таким образом даже можно надорвать мышцы
Чтобы правильно настроить седло, соблюдаем несколько этапов:
- опускаем педаль до упора вниз;
- ногой упираемся в нее пяткой;
- нога должна быть полностью выпрямленной и уверенно касаться платформы, без вытягивания носков.
Седло может сдвигаться вперед/назад, а так же наклоняться.
Начинающим лучше оставить горизонтальное положение и откорректировать его в процессе практических проверок удобства.
Если седло сдвигается вперед:
- педалирование становится мощнее;
- посадка становится короче (вертикальная), что приводит к росту нагрузки на спину. Это не очень удобно для хардтейлов и сложных рельефов.
Если седло сдвигается назад:
- улучшается сцепление задним колесом на плохом грунте;
- разгружается переднее колесо, что ухудшает сцепление в плоских поворотах.
Вынос руля
Вынос сильно сказывается на посадке, но чаще всего в стоке стоят обычные выносы.
Если экспериментировать с длиной, нужно учитывать особенности:
- более короткий вынос обостряет управление, упрощает экстремальные способы управления. Посадка смещается назад, потому на слабом грунте и спусках езда станет увереннее;
- более длинный растянет посадку, что сделает стабильнее управление и упростит езду стоя.
Органы управления на руле
Для настройки переключателей и ручек на руле:
- рычаги тормозов должны быть так, чтобы палец ложился на конец рычажка, что дает наибольшую эффективность торможения;
- установка ручек обычно комфортна под углом 45 градусов, что позволяет не тянуться к ним и не выгибать кисти;
- манетки выставляются так, чтобы к ним не нужно было тянуться пальцем и он ложился на них без перемещения.
Накачка покрышек
Обычно новички качают колеса на 3 атм, но грамотнее для разного покрытия использовать разное давление. На грунтовке достаточно будет 2 атмосфер, если же катаетесь только в городе, можно накачать более 3 атмосфер, чтобы максимально увеличить накат. Естественно, это снизит сцепление. Мы в нашем велопрокате , всегда качаем велосипеды именно на 2 атмосферы.
Амортизаторы
Настройка подвески – достаточно сложная и обширная тема.
Обычно регулировки есть на масляных и воздушно-масляных амортизаторах, есть несколько параметров:
- жесткость;
- скорость отскока;
- компрессия (на дорогих амортизаторах).
Выставляем жесткость стоя, для этого поставьте велосипед без нагрузки, а затем приложить свой вес. Без нагрузки теперь будет отметка того, на сколько прожимается вилка, обычно на качественных узлах имеются специальные резинки для этого. Под весом райдера амортизатор должен прожаться примерно на 15%.
Отскок необходимо оптимально настроить:
- медленный. При проезде серии неровностей амортизатор не будет успевать вернуться в исходное, потому будет накапливаться жесткость до пробоя;
- быстрый. При проезде серии неровностей будет отстрел в руки между выступами, это приведет к потере сцепления колес на доли секунды при каждом срабатывании.
Не забывайте отключать блокировку амортизаторов! Есть простое правило: если едете вверх, то подвеска блокируется, чтобы эффективность педалирования не падала. Если едете вниз, то подвеска работает.
Компрессия есть на дорогих байках, в этом случае можно использовать среднюю настройку, будет комфортно кататься по равнинной местности с небольшими перепадами
Аксессуары для города
Выбор аксессуаров зависит во многом от стиля и потребностей райдеров, предлагаем наиболее удобные и универсальные:
- крылья. Единственный эффективный вариант для защиты от грязи;
- фонари. Это залог безопасности;
- замок. Необходим для безопасного пристегивания при остановках;
- фляга и держатель. Позволит утолить жажду при активном катании или в жару, необходима для всех, кто проезжает за один присест не менее 10 км.
Из необязательных аксессуаров выделим:
- держатель смартфона. Удобен для отслеживания перемещения по GPS или просмотра карт;
- багажник и велосумка. Удобен комплект для запасного инструмента, позволяет снять рюкзак со спины, чтобы под ним кожа не потела. Хорошо работают сумки, которые можно снять и взять с собой, как переносную;
- звонок. Полезная вещь, если часто попадаете в оживленные места с пешеходами;
- подножка. Позволяет ставить велосипед где угодно, не придется искать место для опоры и не пострадает краска.
Выбираем идеальный вел для города
Городские модели включают множество видов, начиная от круизеров и заканчивая складными конструкциями. Подбирая класс, нужно оценить свои потребности, маршруты.
Наиболее универсальными являются гибриды, они хорошо справляются с расстояниями в 20-30 км. Рассчитывать можно на покупку в пределах 35 тысяч рублей.
По весу можно выбрать вариант в среднем 14 кг, но есть и более легкие и более тяжелые варианты. Если отклонение в любую сторону достигает 1,5 кг и боле, то это будет заметно на ходу
Колеса лучше брать с двойными ободами, втулками на промышленных подшипников для упрощения и удешевления обслуживания. В городе достаточно хорошо живут модели с антипрокольным слоем, обычно полуслики.
Тормоза лучше всего брать гидравлические, однако, если собираетесь кататься в формате туризма, то лучше выбрать что-либо более неприхотливое и простое.
Трансмиссия для города:
- передние звезды желательно большого диаметра, чтобы легче поддерживать высокие скорости;
- сзади должна быть не трещотка, а кассета.
Переключатели:
- Alivio;
- Deore.
Жесткая вилка хороша на прямых дорогах без перепадов, она позволит получить максимальную эффективность педалирования. Если у вас много препятствий на пути (бордюры), комфортнее будет подпружиненная вилка.
Жесткое седло подойдет не всем, так как под него нужно специальное белье с мягкими вставками. Лучше брать анатомический вариант с вставками на самом сиденье
Выбор руля зависит от потребностей, но для города отлично подходит плоский руль, шириной в пределах 640 мм. Это делает его достаточно компактным и удобным.
Смазки и велокосметика
Чистота и здоровье транспорта на мускульной тяге начинается с регулярного мытья. Для него хорошо использовать специальный шампунь, который не повреждает лакокрасочное покрытие.
Далее предлагаем заняться цепью, для этого можно промыть руками при помощи специального клинера. Удобно заливать жидкие очистители в специальные машинки, при вращении которой цепь сама собой очищается.
Пора смазать цепь, причем так, чтобы снаружи щечки остались сухими, а оси и втулки были смазаны внутри.
Для смазки подойдет масло на основе:
- тефлон;
- керамика;
- силикон;
- парафин.
Парафин смешивается с растворителем, после смазки он заполняет труднодоступные места. Цепь нужно смазывать часто, особенно после дождя. На парафин не налипает грязь, но для его нанесения требуется тщательно прочистить цепь.
Тефлоновые образуют защитный слой, подойдут для влажной погоды. Достаточно вязкие, нужно часто менять.
Керамика максимально эффективна, но для нанесения цепь должна быть чистой, а смывать ее придется после каждой поездки.
Силикон нужно постоянно обновлять, потому чистка станет регулярной.
Помимо цепи в смазке нуждаются все подвижные узлы:
- подшипниковые узлы;
- втулки.
Для подшипников используют густые литиевые и кальциевые смазки.
Первые подойдут для широкого спектра погодных условий, плохо вымываются. Они плохи тем, что окисляют алюминий.
Кальциевые обладают меньшим температурным диапазоном.
Масла используют для тормозов, подседельных штырей и подобных узлов
Выбирайте состав по вязкости и назначению, но лучше предоставить это спецам в сервисе.
Чтобы грязь меньше налипала, можно обработать детали специальными средствами (силиконовые, восковые). Такие составы создают защитную пленку, которая препятствует скоплению грязи и абразива с дороги на подвижных частях.
Источники:
https://electropowerbikes.com/kolesa-elektrovelosipeda/
https://e-bike.com.ua/vybor-motorkolesa-dlya-velosipeda2
https://fb.ru/article/131182/kolesa-dlya-velosipedov-kakimi-oni-byivayut
https://prokatski.ru/interesnoe/129-velosiped-dlya-nachinayushchikh