Компьютер для электровелосипеда

Устройство и принцип работы электровелосипеда

АКБ электробайка фото

Чтобы понять, из чего состоит электровелосипед, достаточно представить себе любой обычный электротранспорт: устройство, запитываемое от портативного аккумулятора и имеющее электродвигатель достаточной мощности.

Принцип работы электровелосипеда↑

Если райдер, передвигающийся на обычном велосипеде, вращает педали, создавая, тем самым, крутящий момент, который передается по цепи на колесо, то в электробайке функцию механизма, инициирующего движение техники, выполняет электродвигатель. Будучи установленным в колесе или педальном узле он получает энергию для работы от аккумуляторов. Приводится в действие система при помощи контроллера. Управляется байк за счет руля, тормозных дисков и переключателя скоростей.

Принцип работы ручки газа электровелосипеда следующий: велосипедист рукой нажимает на ручку, что приводит к изменению числа импульсов напряжения в одну единицу времени (секунду), подающихся на обмотки мотор-колеса. Этот эффект позволяет управлять скоростью вращения данного типа двигателя, а значит, и скоростью передвижения байка.

Устройство аккумулятора электровелосипеда может быть разным в зависимости от его основного активного элемента. Выделяют такие типы батарей:

Электрический байк фото

  • свинцовые;
  • литий-магниевые;
  • литий-ионные;
  • литий-полимерные;
  • никель-металл-гибридные;
  • литий-железо-фосфатные.

Свинцовые считаются самыми примитивными и быстро выходящими из строя, в то время как LiFePO4, напротив, считается самым долгоиграющим вариантом. При покупке байка стоит, в первую очередь, проверить тип батареи и правильно выполнить ее первую зарядку соответствующим зарядным устройством. Это важно, так как от данной процедуры может зависеть качество последующей эксплуатации изделия.

Как работает контроллер электровелосипеда↑

Под термином «контроллер» понимается электронное приспособление, выполняющее посредническую роль между рулевым управлением и двигателем. По сути он осуществляет преобразование постоянных батарейных токов в трехфазные, актуальные для мотор-колеса. Обычно этот механизм помещается в герметичный металлический корпус, который защищает его от нежелательных внешних воздействий.

Именно с помощью контроллера становится возможной передача электротоков к элементам системы и, собственно, активация мотор-колеса с последующим контролем работы данного элемента.

  • Сначала контроллер принимает сигнал, поступающий с ручки акселератора.
  • Затем он активирует двигатель, раскручивая его.
  • При изменении сигнала устройство регулирует скорость вращения электромотора, главным образом посредством изменения длины импульсов.
  • Параллельно контроллер фиксирует уровень напряжения в батареях и может отключать двигатель от питания для его защиты и продления срока службы.
  • Дополнительно изделие способно преобразовывать переменный ток в постоянный для обеспечения торможения.

Режимов работы у изделия может быть два: работа от двигателя «power-on-demand» и «pedal-assist» или поддержка педалирования. Во втором режиме устройство все время контролирует силу и скорость вращения педалей, чтобы соответствующим образом регулировать работу электромотора. Обычно штатные контроллеры, которыми комплектуются электробайки, демонстрирую напряжение либо 36 Вольт, либо 48 Вольт.

Мотор-колесо электровелосипеда фото

Виды электроприводов↑

Чтобы обеспечить передачу крутящего момента от электромотора непосредственно на колеса, в байках современного образца могут использоваться различные механизмы:

  • мотор-колесо предполагает монтаж двигателя прямо внутрь колеса на место ступицы, что крайне удобно, так как не требует сложных систем передачи вращения;
  • ременной или цепной привод, при котором двигатель ставят в педальный узел, а трансляция движения осуществляется при помощи классической схемы из педалей и цепи;
  • фрикционный принцип передачи вращения (резиновый ролик, подсоединенный к двигателю и расположенный над колесом, раскручивает последнее за счет трения об покрышку).

Чаще всего потребителей интересует, как работает мотор-колесо электровелосипеда, так как эта разновидность электропривода считается наиболее надежной и практичной. Ее предпочитает выбирать подавляющее большинство велосипедистов. Данная деталь может быть безредукторной или иметь планетарный встроенный редуктор. Функционирует она следующим образом: внутри статора благодаря токам, подающимся с аккумулятора, формируется вращающееся магнитное поле. Оно вступает во взаимодействие с магнитами ротора, инициируя процесс его активации. А поскольку в этой модели двигатель, колесо и трансмиссия объединены в один элемент, колесо с легкостью приходит в движение.

В комплект трансмиссии, помимо собственно привода, входят также тормоза, переключатели, цепь, система тросиков, кассета или трещотка электровелосипеда.

Про подключение контроллеров электровелосипеда можно посмотреть видео тут:

Электровелосипед для загородной жизни (часть III)

Простых и доступных вариантов всего два: мотор-колесо и кареточный мотор. Фрикционный мотор – это только для асфальта.

У всех вариантов есть свои плюсы и минусы. Изучив рынок, я решил приобрести китайский кареточный мотор Bafang BBS02 36V 500W вместе со всеми приблудами. В дорогой комплектации с цветным дисплеем. Цена – 27 384 руб.

Bafang BBS02

Причины:
1. Простая установка. Не нужно менять или спицевать колёса, мотор устанавливается вместо каретки.
2. Не нужно думать, куда приколхозить контроллер, он встроен в мотор.
3. Не нужны усилители дропаутов.
4. При севшем аккумуляторе крутить педали электровелосипеда также легко как на обычном велосипеде, так как мотор расположен вне вращающихся частей.
5. Про спицы и обода можно не думать, так как нет “гири в колесе” (мотора), которая создаёт разрушающее воздействие;
6. Есть возможность выбора передачи соответственно дороге – при езде по сыпучим грунтам, лесам и в крутые подъёмы можно выбрать пониженную передачу и уверенно и экономично двигаться вперед, а в городе можно комфортно втопить включив повышенную передачу.
7. Мотор незаметен.
8. При проколах и ремонтах остается возможность легко снимать колёса. При этом не нужно отсоединять никаких проводов.
9. Бесшумность. Цепь и та шумит громче мотора.
10. Клиренс при установке большой передней звезды не уменьшается.
11. Вес 4,3 кг. (мотор-колесо такой же мощности имело бы вес минимум на 1 кг больше).
12. У электробайков с центральным мотором центр тяжести расположен посередине, что привычно и хорошо сказывается на управляемости.

кареточный велосипедный электромотор

Минусы тоже есть:
– система переключения передач, цепь и звёзды изнашиваются быстрее чем на велосипедах с мотор-колесами.

Почему именно 36V? Есть же еще 48V, а это уже ого-го! Есть у меня ощущение, что чем циферка меньше – тем я дальше уеду. Но медленнее. Ощущения являются одним из источников чувств, и сами ощущения нередко меняются под воздействием наших переживаний. )))
Умные люди говорят, что я пишу ерунду, тут надо кпд моторов сравнивать, напряжение здесь ни при чём. Тем не менее продажи электромоторов на 36V почему-то намного лучше, чем на 48V.
В общем мутная тема.

Почему именно 500W? Есть же еще 250, 350, 750, 1000… Проблема в том, что я люблю скорость и агрессивный стиль вождения, но еще больше я люблю жить и не иметь проблем со здоровьем. Так что пришлось сознательно себя ограничить.

Моторы 750-1000W позволяют развивать очень приятные скорости при езде на электровелосипеде. Но приводят к необратимым последствиям при падениях. Удар на скорости 25 км/ч – это то же самое, как упасть мордой об асфальт с высоты в 2,46 метра. Удар на скорости 40 км/ч – это то же самое, как упасть мордой об асфальт с высоты в 6,3 метра. Руки и ноги ломаются очень легко, а голову при “удачном” стечении обстоятельств на 40 км/ч может просто оторвать. Вместе со шлемом. Мотоциклом я уже увлекался, пока не поумнел. Возвращаться к этому развлечению не собираюсь.

Установка мотора на электровелосипед

Для удаления имеющейся в велосипеде каретки нужны специальные ключи. Покупать их бессмысленно поскольку нужны они один раз. Проще заехать в мастерскую, где вам за минимальные деньги удалят старую каретку. При установке мотора на электровелосипед я тупо копировал действия мастера с опубликованного ниже видеоролика. Английского языка знать не обязательно, все и так понятно.
Все разъёмы водонепроницаемые, сделаны с защитой от дурака, неправильно подключить не получится.
Для самостоятельной установки мотора вам нужно иметь специальный ключ. Стоит он около 614 руб, что возмутительно, но деваться некуда.

аккумулятор для электровелосипеда

С аккумулятором электровелосипеда основная засада в том, что вариантов выбора слишком много. Можно купить специальный багажник с отсеком под аккумулятор. Но я не счел нужным менять комфортную развесовку велосипеда.

У этой весьма неплохой модели емкость аккумулятора 17 Ah (по честному наверное 15 Ah). Цена: 31 355 руб. Есть и более дешевые варианты от менее известных производителей – 20 Ah за 26 079 руб.
Если вариант с багажником вас заинтересует, берите сразу комплект багажник + батарея набитая аккумуляторами или багажник + корпус батареи. Если брать по отдельности, то велик риск того, что багажник с батареей не подружатся.

Можно купить батарею типа “лягушка” на подседельный штырь.

аккумуляторная батарея на электровелосипед

Встречаются довольно крупные батареи с заявленной емкостью 25 Ah (врут конечно). Но они исключают использование багажника и нормального подседельного амортизатора.

Наиболее часто используемые батареи крепятся во внутренний треугольник рамы и бывают трех типов: “треугольники”, “бутылки” и “дельфины”. Что позволяет не перегружать заднюю часть электровелосипеда и сохранять нормальную развесовку.

Электровелосипед для загородной жизни (часть III)

аккумуляторная батарея на электровелосипед

аккумуляторная батарея на электровелосипед

Можно спроектировать батарею и вам ее соберут профессионалы:

Поскольку я не испытываю доверия к китайцам и предпочитаю иметь возможность предъявлять претензии за косяки при личном общении, пришлось поступить следующим образом. Корпус для батареи был приобретен в Китае. За 2133 руб.
Сборка батареи на 60-ти элементах LG MH1 была заказана в Маленьком Китае (расположенном в Москве). Честная ёмкость батареи получилась чуть больше 18 Ah. Там же было приобретено зарядное устройство и один из проводов был раздвоен для подключения фары. Обошлось мне это в 25000 руб.

Если вы будете заказывать зарядное устройство в Китае, это обойдется вам, как минимум на 1000 руб дешевле, чем в Москве.

Дополнительные покупки

Поскольку электровелосипед собирался для передвижения вне асфальта, покрышки сразу поменял на более «злые» и с защитой от проколов. Если нет желания часто менять камеры, выбирать особо не из чего, купил Schwalbe Marathon Plus MTБ – SmartGuard (около 2153 руб за штуку).

антипрокольные покрышки на электровелосипед

Защита позвоночника + комфорт = подседельный штырь Cane Creek Thudbuster Quadra LT. Если почитать отзывы про амортизационные подседельные штыри, то выясняется, что это самый качественный. И, к сожалению, самый дорогой. Цена, как половина велосипеда – 10 000 руб. Но лечение межпозвоночных грыж еще дороже. Эволюция не предусмотрела возможности продолжительного долбления в задницу сидящего человека.

электровелосипед для загородной жизни

Для перевозки детей и прочих ценных грузов приобрел легкий алюминиевый багажник Massload Cl-540-1 26-28 с заявленной нагрузкой 25 кг. Есть еще тайваньский багажник CL-593 с высокой заявленной прочностью, но он тяжелее и выглядит более топорно.
Встал Massload Cl-540-1 26-28 под небольшим углом, что придало общему облику велосипеда некоторую футуристичность. Но встал хорошо. Потестировал с 7-летней дочкой, попрыгал на нем своими семьюдесятью пятью килограммами. Штука крепкая. Вес багажника 750 г. Цена – 1700 руб.

багажник на электровелосипед

Подножка. Цена – 384 руб. Сломалась сразу. Новую покупать не стал. Обойдусь.

подножка на электровелосипед

Успокоитель цепи.
Фиговина, предотвращающая соскакивание цепи. Штука качественная. Вообще забыл о том, что цепь может соскакивать.

защита цепи велосипеда от соскакивания

Есть и иные конструкции успокоителей цепи (раз, два). Не пользовался, так что рекомендовать не могу.

Шлем. Дешевый и удобный. После того, как товарищ в открытом велошлеме при мне навернулся с велика на скорости 5 км/ч и выбил себе сразу 8 зубов, открытый велошлем в качестве защиты не рассматривался. Купил закрытый и очень доволен. Цена – 2000 руб.

закрытый велошлем фулл-фейс

Подробнее на тему велошлемов можно почитать в отдельной статье.

Про фары для электровелосипедов накропали массу статей и наснимали еще больше видеороликов. Можно изучать неделями. Оказывается есть множество мужиков, которые бесконечно их тестят и ищут свой идеал. Водка и бабы побоку. Пометавшись между “умными и красивыми” купил 2 штуки.

Яркая, с относительно узким световым пятном, симпатичная, водонепроницаемая и дешевая фара подключаемая к аккумуляторной батарее электровелосипеда. Что за аккумулятор, ей пофигу. Кнопка включения у нее своя (ничего изобретать не нужно). Единственный ее минус, как и у всех фар не слепящих встречных людей – это малый поток света вверх. Можно словить башкой ветку дерева. Цена 1334 руб.

фара на электровелосипед

Поскольку я часто езжу ночью и все больше по лесам и кустищам, мне нужна яркая фара имеющая широкий угол. При этом она должна работать даже тогда, когда я полностью просадил аккумулятор велосипеда. Приобрел Jetbeam BR10 gt. У этой фары свой аккумулятор, она маленькая (162 гр) и водонепроницаемая. Крепится так, что на колдоебинах не отваливается. Когда нужно легко отцепляется от руля и используется, как обычный фонарик. Сейчас их уже не делают.

Также была приобретена амортизационная вилка Rock Shox Recon TK Silver 26″ 100 mm Solo Air – 15000 руб. Мануал. Обслуживание.

Rock Shox Recon TK Silver

Дополнительные непокупки

Gear Sensor

Это такая маленькая штучка, сквозь которую продевается тросик задней переключалки скоростей. Когда вы переключаете скорость, мотор на секунду прекращает работать, что позволяет проделать операцию только под нагрузкой давления на педали (без дополнительного усилия мотора).
Позволяет избежать всяческих хрустов при переключении скоростей, уменьшает риск повреждения цепи и звездочек, увеличивает ресурс цепи и звездочек. В Gear Sensor никаких подвижных деталей нет, ломаться нечему. Цена около 1 462 руб. Можно кататься без Gear Sensor, но с Gear Sensor лучше.
Поскольку у меня тросик переключения скоростей проходит внутри рамы, мне этот сенсор устанавливать некуда. Поэтому покупать не стал. При переключении скоростей слегка поджимаю тормоз, мотор отключается, кручу педали и без нагрузки мотора перекидываю цепь на нужную звездочку. Считаю, что Gear Sensor – излишество. Чем велосипед проще – тем меньше проблем с поломками и обслуживанием.

Как устанавливается, можете посмотреть на видео:

рычаг газа на электровелосипед

Можно купить полурукоятку или рукоятку, если вам привычнее мотоциклетный вариант.

полурукоятка на электровелосипед ебайк

рукоятка "газа" на электровелосипед

Кабель для программирования BBS01, BBS02, BBS HD пригодится для тех, кто считает, что только русские люди способны правильно программировать моторы, которые не умеют создавать. ) И для тех, кто склонен форсировать все что форсируется. Подробности о настройке контроллера тут.

Кабель для программирования BBS01 BBS02 bbshd электромотора электровелосипеда

Для тех кто хочет копаться в настройках контроллера непосредственно в пути, есть такая фигулька.

Электровелосипед для загородной жизни (часть III)

Кронштейн для дополнительных гаджетов на руль покупать не стал дабы не множить сущности. Штука хорошая, но с аскетизмом не совместимая. Все что у вас к нему прицеплено при падениях разобьется, деформируется и\или отвалится.

Электровелосипед для загородной жизни (часть III)

Про бабло

Велосипед – 22000
Мотор + компьютер + прочие электрические штуки – 27 384
Ключ для каретки – 850
Аккумулятор + зарядное устройство – 27133
Покрышки – 3000
Подседельный амортизатор – 10000
Багажник – 1700
Подножка – 384
Защита от соскакивания цепи – 1378
Шлем – 2000
Свет – 3700
Амортизационная вилка – 15000

ИТОГО: 114529 руб (данные на 2018 год)

Дополнительно была приобретена зашита: черепаха, наколенники и налокотники. Об этом в статьях: Защитная экипировка велосипедиста и Велосипедные шлемы.

Поскольку я мужчина разведенный, весов у меня в доме нет, так что пока не представляется возможным узнать его вес в полной сборке. Как взвешу, статью дополню.

Рейтинг и выбор велокомпьютера

Рейтинг и выбор велокомпьютера

Современный человек слабо представляет свою жизнь без разнообразных гаджетов, а если это ещё и велосипедист с привычкой путешествовать в незнакомых местах – тем более. Автомобили давно оснащены бортовыми компьютерами, и производители поняли, что двухколёсный транспорт тоже достоин продвинутого оснащения. Безусловно, у большинства активных современников есть технологичный смартфон, способный предоставлять практически любую полезную информацию, но велокомпьютер, закреплённый прямо на руле, как ни крути, удобнее.

Другое дело, что агрегат нужно правильно выбрать, а его новизна никому не позволяет считать себя специалистом в этой отрасли.

Критерии выбора

Не исключено, что многие наши читатели впервые слышат о некоем велокомпьютере, поэтому для начала стоит понять, что это вообще такое. Это устройство, способное собирать и демонстрировать различную полезную информацию, будь то преодолённое расстояние за сегодня или за сезон, текущее местоположение или состояние самого велосипедиста вроде его пульса. Эта информация зачастую не только интересна, но и полезна – если вы катаетесь не только ради удовольствия, но и с ожиданием пользы для здоровья, подобная статистика не помешает.

Теоретически с заданием справится и смартфон, если поставить на него специальные программы, но велокомпьютер в этом плане чуть лучше – он приспособлен к работе в специфических условиях, в меньшей степени боится дождя и снега, может иметь дополнительные датчики, удобно крепится на руле.

Как и в большинстве подобных случаев, перед выбором конкретной модели вы должны ответить себе на вопросы о том, какую информацию вы хотите получать от бортового компьютера и зачем, какие дополнительные функции рассматриваются как потенциально полезные и сколько у вас денег. В зависимости от ответов, вы, скорее всего, причислите себя к одной из трёх групп.

  • Любители. Велосипед для вас – просто транспорт, на нём вы ездите на работу или же это один из вариантов вашего отдыха. Преодолённое расстояние, текущая скорость и время, затраченное на поездку, – вот и все данные, которые вам нужны.

  • Полупрофессионалы. Вас не назовёшь профессионалом, но добровольно с велосипеда вы не слезаете – это ваше любимое занятие. Такого человека не запугаешь многодневным велопоходом и он, хоть и не участвует в соревнованиях, честолюбив. Это значит, что велокомпьютер, помимо вышеописанной информации, обязан запоминать лучшие моменты вроде километража за весь сезон, лучшей скорости (и средней тоже), максимальной высоты над уровнем моря.

  • Профессионалы. Езда на велосипеде – это не просто развлечение, а серьёзные тренировки. Тут уже важно всё, включая и собственное состояние: имеют значение пульс, расход килокалорий и многое другое.

Теоретически любые из названных задач решает смартфон с программным обеспечением, но его батарея быстро садится, к экрану его не прикрепишь, а влага и механические повреждения чреваты гибелью устройства. Фитнес-монитор – уже чуть лучше, однако, сфера его применения слишком разнообразна, ведь он годится также для бега, пеших прогулок и плавания. Это одновременно и плюс, и минус: с одной стороны, гаджет полезен, даже когда вы не на двух колёсах, с другой, его нужно каждый раз настраивать при смене вида деятельности, а в спешке об этом можно забыть.

Соответственно, лучше выбрать хороший велокомпьютер, который уже заточен именно под использование в велосипедном путешествии, имеет специальные крепления, компактен, не боится ни воды, ни ударов.

Глобально велокомпьютеры делятся на магнитные и GPS, разница между ними колоссальна. Магнитные модели представляют собой магнит, крепящийся на спицу, и датчик, установленный на вилке: пройденное расстояние и скорость определяются по количеству «пролётов» магнита мимо датчика, и хотя это очень экономный, надёжный и долговечный агрегат, все его данные страдают приблизительностью.

Магнитные велокомпьютеры по типу соединения с визуализационным блоком делятся на проводные и беспроводные, недостаток первых очевиден: транспорт выглядит опутанным лишними проводами, а те ещё и могут рваться или цепляться за препятствия. Модели на базе GPS и весят больше, и стоят дороже, и нуждаются в регулярной подзарядке, но зато с таким агрегатом вы никогда не заблудитесь, можете эффективно строить маршруты и даже использовать устройство вне велосипеда.

Дополнительные функции кому-то нужны, а кому-то покажутся излишеством, не стоящим переплаты. Допустим, подсветка – полезная вещь, если вы часто ездите по темноте, но, даже не имея фонаря на велосипеде, вы вряд ли ею воспользуетесь.

Многие потребители готовы доплатить за батарею, которая дольше не разряжается, но для коротких поездок это бессмысленно, ведь тот же смартфон тянет 5-8 часов, GPS-велокомпьютер – до 20 часов, а магнитные модели вообще «бессмертны» и на одной батарейке живут по нескольку лет.

Для серьёзной обработки данных может понадобиться их экспорт на ПК – у магнитных моделей такой опции не бывает практически никогда, зато в плане типа дисплея именно они обычно лучше любых других, даже яркий солнечный свет не мешает прекрасной читаемости информации.

Лучшие бренды

Во всём мире потребители, не желая вдаваться в дебри технических характеристик того или иного оборудования, предпочитают просто довериться бренду, который был бы проверен десятилетиями и пользовался спросом прямо сейчас. Это не идеально правильный подход к выбору товара, допускающий возможность ошибки при определении подходящей модели, зато покупатель, как правило, не разочаровывается в качестве приобретения.

Другое дело, что велокомпьютеры – техника сравнительно новая и не выпускающаяся суперузнаваемыми фирмами вроде Samsung. Все производители стартовали в конкретно взятой отрасли недавно, а потому имеют примерно равные позиции.

Выделяя некоторых из них, мы основываемся на данных не дольше нескольких лет и во многом это аванс, так что будьте осмотрительны.

  • Echowell. Тайваньский производитель интересен хотя бы тем, что значительную часть его продукции составляют именно велокомпьютеры, хотя история фирмы началась почти сорок лет назад. Она выпускает также карманные радио и некоторые мелкие аксессуары, но в нашей стране определённую известность ей принесли именно устройства для велосипедистов, что уже привлекает внимание.

  • Sigma. Украинский бренд в своё время начинал как производитель мобильных телефонов, да не обычных, а тех, что называют «бабушкофонами». Кстати, официальный сайт утверждает, что термин придумала именно их компания. Такие агрегаты отличались не столько функционалом, сколько простотой и надёжностью, а также «неубиваемостью», а ведь это как раз те черты, которые так нужны велокомпьютеру.

  • Garmin. Из-за необычного названия бренд часто считают французским, но на самом деле это всё тот же Тайвань. Компания с тридцатилетней историей в своё время очень поспособствовала росту массового спроса на безумно популярную сегодня технологию GPS и сегодня числится среди официальных партнёров ведущих автопроизводителей мира. Неудивительно, что фирма со временем решила заняться и оснасткой велосипедов, и несложно догадаться, какому типу велокомпьютеров она отдаёт предпочтение.

Рейтинг моделей

Как стало понятно выше, компьютер для велосипеда – понятие весьма растяжимое. Сравнивать их, такие разные, на самом деле довольно сложно, потому наш топ обойдётся без распределения мест – на вкус и цвет ведь фломастеры разные, и глупо советовать читателю дорогой и навороченный агрегат, если ему от него нужен минимум функций. Поэтому любые сравнения будут отсутствовать, и мы лишь рассмотрим модели велосипедных устройств, заслуживших внимание потребителя в этом году.

  • Echowell Beetle-1 – пример того, что агрегат может стоить копейки (700-800 рублей), но работать исправно. Погрешность составляет не более 10 метров на километр – это далеко не самый точный агрегат, но для повседневного использования это не проблема. Крепление у модели быстросъёмное – прибор не украдут, если вы всегда будете забирать его с собой.

  • Echowell U4 – добавьте 150 рублей к стоимости вышеописанной модели и получите ряд преимуществ. Так, этот велокомпьютер умеет суммировать преодолённые расстояния и подсчитывать сумму за несколько поездок, а ещё он автоматически переключает экраны, отображая поочерёдно всю полезную информацию без каких-либо пользовательских команд.

  • Sigma Pure 1 стоит добрых 2 тысячи рублей, но такая стоимость обусловлена тем, что этот агрегат является беспроводным, а значит, вы не запутаетесь в проводах. Крепление здесь универсальное, настройка выполняется в течение минуты.

  • Sigma Sport BC 14.16 за 3 тысячи рублей выдаёт куда больше информации, чем все вышеописанные конкуренты, например, тут можно найти данные даже о высоте над уровнем моря и наклоне дороги, показывается набор высоты за время путешествия. Если естественного освещения маловато, решить проблему помогает встроенная подсветка.

Благодаря блютузу, эта модель умеет передавать собранную информацию на смартфон, заменяя собой смарт-часы.

  • Garmin Edge 520 – это велокомпьютер, стоящий дороже многих бюджетных велосипедов. Информации, конечно, поток: встроенный термометр фиксирует температуру окружающей среды, есть опция подключения датчиков для замеров сердцебиения, присутствует даже радар, «чувствующий» приближение автомобиля! Двухсистемный навигатор позволяет не только определять своё местоположение, но и строить сложнейшие маршруты через 200 точек.

Обзор бюджетных моделей

Для многих людей, впервые знакомящихся с велокомпьютером и не ставящих перед собой выдающихся спортивных задач, важны не столько узнаваемость бренда и технологичность, сколько низкие цены. Китай продолжает заваливать нашу страну недорогой продукцией и надо признать, что некоторые модели за свои деньги очень даже ничего. Вот некоторые из них.

  • West Biking. Цена в 900 рублей с копейками не может считаться минимальной, но агрегаты такой ценовой категории обычно лишены подсветки. Тут она сразу в двух исполнениях: с постоянным подсвечиванием и с кратковременным включением.

  • Giyo. 2,5 тысячи рублей могут показаться высокой стоимостью лишь для тех, кто не читал о возможностях этого агрегата. Устройство следит даже за сердцебиением хозяина и беспроводным путём передаёт всю полученную информацию на экран. Без подзарядки такой компьютер держится пять суток без использования подсветки, а та рассчитана на три разных режима освещения.

  • YT-813. Эта модель даже по сравнению с простейшими брендовыми стоит копейки – всего-то 500 рублей. При этом некоторые «навороты» присутствуют даже у неё, например, она фиксирует температуру и влажность, а ещё вы сами настраиваете то, что именно должно показываться на экране.

Далее смотрите видео с советами о том, как подобрать велокомпьютер.

Контроллер для электровелосипеда 36/48 В 18 А 350 Вт

  • Контроллер для электровелосипеда 36/48 В 18 А 350 Вт

Пожалуй самый простой бюджетный контроллер электровелосипеда мощностью 350 Вт с BLDC двигателем. Средняя цена около 700 руб. с доставкой из Китая. Несмотря на дешевизну он вполне надёжный и функциональный.

Доставка из Китая (около месяца)

Основные характеристики контроллера

  • Автоматическое определение напряжения питания 36V 48V
  • Возможна работа как с датчиками холла, так и без них
  • Автоматическое определение фазового угла 60/120 градусов
  • Номинальная мощность 350 Вт
  • Максимальный ток 16-18A
  • 6 FET транзисторов
  • Размеры 10.3x7x3.5 см

Назначение проводов

  1. Три толстых провода на двигатель / желтый, синий, зеленый (три фазы мотора)
  2. Два толстых провода / красный “+”, черный “-” на батарею и тонкий красный – на “зажигание”, при его подключении на красный толстый провод включается контроллер
  3. Пять проводов на датчики холла / красный “+5В”, черный “-“, желтый, синий, зеленый – сигналы фаз
  4. Провод на датчик тормоза (при замыкании на “-” отключается двигатель)
  5. Выход сигнала скорости (дублирует сигнал одной из фаз, напряжение +5В)
  6. Три провода на ручку газа / красный “+5В”, черный “-“, желтый “сигнал 0 … +4,2 В”
  7. Два провода на переключатель максимальной скорости (душилка) мощность при этом не меняется. Три уровня: 1. (100%) ни один из проводов не подключен к “-“, 2. (75%) синий провод подключен к “-“, 3. (120%) черный провод подключен к “-“
  8. Два белых провода “обучение”

Обучение контроллера

Для того, чтобы контроллер понимал, в какую сторону вращать мотор, определить сдвиг фаз датчиков холла, необходимо произвести обучение. Обучение нужно провести только при первом включении системы, дальше вся нужная информация будет храниться в энергонезависимой памяти контроллера. При обучении также контроллер понимает на какое напряжение установлена батарея – 36 или 48 В, чтобы отключить питание системы, когда она окажется разряжена. Вообще функция защиты от переразряда присутствует и в BMS батареи, так что защита получается двойная и кто-то из них сделает это первым.

При обучении необязательно, чтобы батарея была заряжена полностью, ему достаточно любого значения из диапазона возможного напряжения. У батареи номиналом 36 В этот диапазон 30…42 В, у батареи 48 В – 39…54,6 В. Так как напряжение 48-ми вольтовой батареи при низком заряде залазит в область напряжений батареи 36-ти вольт, нужно её подзарядить перед обучением хотя-бы до 43 вольт.

Обучение проводится очень просто:

  1. Нужно вывесить колесо, чтобы оно могло свободно вращаться
  2. Соединить два провода обучения
  3. Подключить батарею
  4. Включить “зажигание” (красный тонкий провод на + батареи)
  5. Если колесо вращается в верном направлении – выключаем “зажигание” и разъединяем провода обучения. Обучение закончено
  6. Если колесо вращается не в ту сторону, размыкаем провода обучения и соединяем снова, направление вращения изменится, выключаем “зажигание” и разъединяем провода обучения. Обучение закончено

Что интересного внутри контроллера

Если вскрыть контроллер можно увидеть не совсем опрятную плату, по крайней мере у меня произошло так. Плату проверить всё же желательно, я обнаружил неотмытые капельки припоя, которых по хорошему там быть не должно. Также стоит обратить внимание на наличие термопасты на радиаторе с мосфетами. Электролитические конденсаторы по питанию установлены на 63 В. Мосфеты P65NF06 с предельно допустимым напряжением сток-исток (Uds): 60 В. То есть контроллер можно запитывать от батарей с немного более высоким напряжением, чем привычных, 48 В (54,6 мах). Это литий-ионная батарея 14S или литий-железо-фосфатная 16S. Напряжения этих полностью заряженных батарей 58,8 В и 58,4 В соответственно. Максимальная скорость в этом случае будет чуть больше.

Плата контроллера 350 Вт

Все функции контроллера

Кроме того на плате есть точки дополнительных функций, которые не выведены в общем пучке проводов. Функция срабатывает при подключении точки к общему проводу (GND). (Любой черный провод на плате это общий или GND).

Точки подписаны следующим образом:

По этой схеме собран не только этот контроллер, но и некоторые другие контроллеры для электровелосипеда мощностью до 350 Вт. Названия и цены разные, а схема одна, в Китае так бывает.

R16 (шунт) на схеме это и есть тот шунт, который любят лудить для увеличения мощности велосипеда. Я этим тоже занимался и вот к чему это привело. Контроллер при этом не пострадал. Но при езде с высокой нагрузкой, по грязи или по плохой дороге бывает что моторколесо блокируется и некоторое время крутится даже в холостую так, как будто его тормозит контроллер. Я не разобрался с чем это связано, то ли с перегревом двигателя, то ли с перегревом контроллера, но через некоторое время этот глюк проходит. Если кто то такое замечал за этим контроллером напишите в комментариях почему это происходит.

Источники:

https://electric-wheels.ru/e-bikes/ustrojstvo-i-princip-raboty-elektrovelosipeda
https://electropowerbikes.com/elektrovelosiped-iii/
https://vplate.ru/velosiped/aksessuary/kompyuter/
https://litium74.ru/kontroller-jelektrovelosipeda-350-vt/