Как выбрать и подключить велокомпьютер?
Современный байк – сложное техническое устройство, но многие данные, нужные велосипедисту, без велокомпьютера недоступны. Если речь идет о поездке дачника за хлебом, то можно обойтись и без них. А велотуристу, спортсмену подобное устройство более чем необходимо.
Что такое велокомпьютер
Велокомпьютер — электронное устройство с автономным питанием, отображающее на экране (дисплее) показатели движения велосипеда, состояние организма велосипедиста, местонахождение велосипеда в пространстве и другие.
Немного истории
Всем, кто передвигается на местности, независимо от типа транспортного средства, желательно знать хотя бы, сколько пути пройдено. Конечно, в автомобиле есть счетчик пройденного пути. Пешеход знает длину своего шага. А велосипедиста долгое время выручали карта местности и наручные часы. Затем где-то в 80-е годы появился велосчетчик. Он крепился к оси на переднее колесо, а на спицы крепилась лапка. Она при движении «цепляла» за счетчик. В итоге прибор считал только пройденный путь.
Какие бывают велосипедные компьютеры?
Классификаций существует множество. Разберем те, которые могут помочь в выборе.
- По типу передачи сигнала.
- По наборам функций.
По типу передачи сигнала велокомпьютеры бывают проводные и беспроводные.
Проводной компьютер для велосипеда имеет считывающий датчик, он крепится (как и беспроводной). На спицу колеса (переднего) устанавливается магнит, на вилку закрепляется геркон, прямо напротив магнита. От геркона до компьютера проходит провод. Когда колесо начинает вращаться, геркон получает импульсы от магнита, на которые реагирует: один оборот колеса – один сигнал. На основании частоты этих импульсов и длины окружности колеса компьютер по введенным в память формулам и рассчитывает производные показатели.
Проводной компьютер компании «Sigma»
У беспроводных компьютеров функцию провода выполняет радиочастотный сигнал.
Беспроводной велокомпьютер той же компании «Sigma»
Какие плюсы и минусы существуют у проводных и беспроводных модификаций?
Достоинствами беспроводных устройств (и недостатками проводных, соответственно) является:
- отсутствие провода, который может быть поврежден ветками, камнями, при падении, при экстремальном вождении;
- возможность снять устройство с руля, например, при дожде, положить в карман или рюкзак, не прерывая измерений;
- не ухудшается эстетический вид велосипеда за счет обмотанного провода вокруг вилки.
Достоинствами проводных компьютеров (и, соответственно, недостатками беспроводных) будут:
- более низкая стоимость;
- более долгий срок жизни элемента питания (около года – для проводных и вдвое меньше – для лишенных провода моделей);
- всегда передача точных показателей (в мегаполисах и вдоль линий ЛЭП много радиопомех, которые могут искажать полезный сигнал вплоть до белого шума);
- датчик на пере вилки не требует элемента питания.
Беспроводные устройства могут крепиться на браслете или на запястье в виде обычных часов, но это не совсем удобно вследствие того, что приходится снимать руку с руля и отвлекаться.
Классификация девайсов по наборам функций
Для удобства можно разделить все велосипедные цифровые устройства на три группы. К первой относятся «базовые» устройства для начинающих, ко второй – более продвинутые устройства, и к третьей – самые «навороченные». Проведем обзор характерных представителей этих групп.
1. К первой группе относятся недорогие устройства, в пределах 500-1500 руб., способные показывать только самые основные функции, которые можно вывести из длины окружности колеса, скорости его вращения и анализа отрезков времени. Это:
- скорость, текущая и максимальная, за все время;
- время поездки;
- протяженность пути; (общий путь, пройденный с момента установки девайса);
- часы.
По большому счету, это наиболее оптимальный базовый набор для 70% всех велосипедистов.
Примером такого устройства является велосипедный компьютер «Ventura X»
Это устройство годится на велосипеды с любой окружностью колеса. Погрешность составляет не более 1%, существует режим сна. Во время длительного простоя он отключается. Может показывать данные как в милях, так и в километрах. Имеется возможность работать в режиме «сканера», то есть поочередного показа всех параметров по 6 секунд. Корпус водонепроницаемый. Стоимость около 800 рублей. Производитель китайский, но так как фабричные модели приличны, можно их рекомендовать.
2. К средней группе относятся более продвинутые модели, к которым предъявляются повышенные требования.
- Важной является функция расчета средней скорости на заданном участке пути. Это оказывается полезным при расчете времени походов, при анализе сравнения скоростей на тренировках.
- Возможно наличие счетчика оставшихся километров (это помогает при прохождении маршрута по диким местам, без километровых столбов).
- Память, не зависящая от смены батареек (энергонезависимая). Не приходится «вбивать» заново показатели одометра.
- Возможна опция работы в независимых режимах считывания и памяти. Например, такой девайс можно использовать на двух велосипедах, при этом он «помнит» все показатели для каждого, даже при разных диаметрах колес. Это полезно, если существуют несколько типов велосипедов у одного владельца, например, маунтинбайк и дорожный велосипед.
Примером этой группы является популярный беспроводной велокомпьютер Sigma 1609 STS.
Его стоимость составляет в среднем 2500 рублей, и у него существуют все перечисленные функции.
Кроме того, он обладает следующими удобными опциями:
- велокомпьютер с подсветкой, что позволяет пользоваться в темное время суток;
- показателем степени разряда батареи, что очень удобно;
- это велокомпьютер с пульсометром, оснащен считывателем пульса;
- с помощью USB – кабеля совмещен с ПК для анализа показателей;
- распознавателем старта\финиша автоматически;
- распознавателем второго байка;
- термометром.
Кроме того, у велокомпьютера есть важная для спортсмена функция управления каденсом, или частотой вращения педалей.
3. Велокомпьютеры этой «элитной» группы – настоящие «мозги», которые вычисляют почти все, что угодно. К показателям добавляются многочисленные производные. Например, при введенной массе тела прибор может показать количество «сгоревших калорий» на пройденном участке пути или сколько нужно еще проехать, чтобы «сжечь» 300 кКал по плану тренировок, с учетом частоты сердечных сокращений. Кроме того, существует встроенная система GPS, которая позволяет использовать компьютер вместо карты.
Ярким представителем такого высокопрофессионального устройства является Sigma ROX 10.0.
Его стоимость сравнима со стоимостью велосипеда – около 23 тысяч рублей. Можно с уверенностью сказать, что это полноценный спортивный врач, метеостанция и навигатор «в одном лице», пожалуй, лучший из подобных устройств. Кроме всех перечисленных функций, он позволяет:
- заранее спланировать тренировку с показателями времени, пульса, активности, подъема-спуска, управления каденсом и загрузить трек из ПК в девайс. Таким образом, устройство будет «вести» вашу тренировку;
- провести анализ пройденной тренировки, загрузив показатели из велокомпьютера в ПК;
- показывать текущую высоту над уровнем моря (и расчет частоты дыхания в зависимости от нее);
- демонстрировать показатели крутизны подъема и спуска в %;
- запоминать вертикальный профиль трассы (совместно с GPS-навигатором);
- располагать несколькими вариантами оценки потраченной и планируемой к затратам энергии (в калориях, ваттах, джоулях), как текущей, так и максимальной.
Как видно, выбор более чем широкий.
Для того чтобы хорошо ориентироваться в международных сокращениях, принятых в велокомпьютерах, нужно их знать.
Аббревиатуры и основные понятия, появляющиеся на дисплее велокомпьютера:
- SPD – скорость в данный момент времени (текущая);
- DST – расстояние, пройденное байком после того, как произведен сброс счетчика;
- RT – время, затраченное в поездке после сброса;
- AS – (average speed) средняя скорость;
- MAX – максимальная достигнутая скорость за всю историю измерений;
- TRT – полное время движения велосипеда за всю историю измерений;
- ODO – полная длина пройденного пути (пробег) с момента установки счетчика.
Общие требования к любому велосипедному компьютеру
Несмотря на обилие функций, можно четко сформулировать требования, чтобы легко выбрать прибор из любой ценовой категории. Вот они:
- удобный дисплей, с которого легко читать показания во время езды;
- непромокаемость (езда в дождь и туман не должна испортить компьютер);
- ударопрочность и вибростойкость;
- хорошее и надежное крепление геркона, магнита.
Что продается в комплекте с велокомпьютером
Вместе с цифровым устройством (компьютером) обычно поставляются:
- площадка для закрепления;
- магнит, ставящийся на спицу;
- геркон (магнитный замыкатель контактов, устанавливается напротив спицы);
- провод;
- вспомогательные хомуты.
В комплекте обязательно находится руководство, гарантийный талон, может быть запасной элемент питания.
Как установить компьютер на велосипед и провести его настройку
Последовательность действий при установке компьютера на велосипед должна быть такова:
- Сначала следует поставить площадку для компьютера на руль или на вынос и установить в ней компьютер;
- Затем закрепляем датчик на пере вилки максимально прочно, с помощью хомутов. Считывающая головка геркона должна смотреть точно на спицы, без поворотов;
- Потом привинчиваем магнит на спицу, как можно крепче, чтобы не потерять его. Магнит должен смотреть на геркон. Расстояние между ними следует выбрать наименее возможное, в любом случае, не более 2-3 мм.
- После этого нужно прочно обмотать провод вокруг вилки и подключить его к компьютеру. При этом нужно убедиться, что поворот руля возможен даже в крайних положениях.
После установки необходима калибровка, или настройка, устройства. В зависимости от существующих размеров колес и длин окружностей, в компьютер «зашиты» разные формулы, поэтому нужно измерить длину окружности и установить соответствующий размер. Таблица размеров и маркировок покрышек приведена ниже.
Теперь вы знаете достаточно для того, чтобы установить велокомпьютер на свой байк. Дерзайте, неизведанные маршруты и спортивные рекорды ждут вас!
Как правильно установить и настроить велокомпьютер
На рынке доступны несколько типов устройств. Основная классификация компьютеров – по типам подключения к сенсору:
- Проводные – просты, удобны, дёшевы. Проблемой может стать установка, но и она не особо сложна.
- Беспроводные – беспроводная связь позволяет устанавливать велокомпьютер где угодно, в том числе выпускать его в виде часов или вовсе приложения для смартфона. Минусом такого типа будет необходимость в отдельном питании на сенсоре.
Далее разделение идёт по функциональным возможностям. Например, кроме спидометра могут появляться модули контроля режима тренировки, запоминания сервисных расстояний, GPS координат. Топовые модели велокомпьютеров уже ближе к КПК и смартфонам, а иногда граница между ними вовсе стирается. Основной выбор по функциональным типам – в стоимости и дизайне устройства.
Этапы установки
Установка крепёжной площадки
Вряд ли сейчас можно найти устройство, стационарно устанавливающееся на велосипед. Все продающиеся модели съёмные. Потому установка велокомпьютера – это, в первую очередь, установка крепёжной площадки – небольшой панели с двумя контактами и замком для закрепления велокомпьютера.
Крепёжная площадка на центральной части руля
Обычно площадка размещается в нескольких стандартных точках:
- На выносе руля – особенно востребованное место, если велокомпьютер крупный, с большим экраном и несколькими кнопками управления. Минусы этого места – будет легко задеть площадку при переноске или падении, а также на вынос обычно ставится крепление для мобильного телефона или навигатора.
- На центральной части руля – самое комфортное размещение. Руль ближе к центру обычно не занят, велокомпьютер здесь в безопасности. Его сложно случайно задеть или разбить.
- На крае грипсы или поверх манеток – два места, которые любят фанаты гаджетов: недалеко от рук, кнопками удобно управлять, не убирая руку, из стандартного положения. Минус в том, что устройство при таком размещении может нечаянно задеваться.
Площадка крепится чаще всего с помощью одноразовых жгутов, которые затягиваются максимально сильно, потому что при установке и снятии компьютера на неё будет серьёзная нагрузка. Рекомендуется усилить жгуты небольшой резиновой подложкой. Это исключит скольжение пластика по гладкому металлу.
Установка датчика и магнита
Наибольшего внимания требует установка магнита и сенсора (геркона). Здесь важна максимальная точность. Всю систему следует размещать на расстоянии 7-12 см от оси колеса, чтобы центробежная сила не сбивала магнит. Сторона размещения геркона и магнита важна только при использовании дисковых тормозов, устанавливать которые следует с обратной от диска стороны.
Геркон и приёмник
Сенсор с подходящими проводами устанавливается с помощью жгутиков или металлического хомутка на ногу амортизационной вилки строго перпендикулярно плоскости вращения колеса. В идеале, геркон (герметичный контакт, замыкается при поднесении магнита, на чём и основано его срабатывание) должен быть перпендикулярен оси магнита в ближайшей к нему точке, но добиться этого, учитывая угол отклонения спицы, очень сложно.
Далее магнит закрепляется на спице. Устанавливать его надо уже после сенсора, точно сверяясь, чтобы расстояние между герконом и магнитом не превышало пары миллиметров при в самой ближней точке. Магнит затягивается максимально сильно, до упора, так как на него будет воздействовать вся вибрация колеса.
Очень редко сенсор и магнит устанавливаются на заднее колесо. В этом случае крепление ещё проще, главное – правильно подогнать длину жгутиков, иначе при вибрации сенсор будет сползать и контакт теряться.
Размещение провода
Самая трудоёмкая часть – размещение провода. Неаккуратно проложенный провод будет не только портить внешний вид велосипеда, но и со временем может стать проблемой. Станет задевать соседние механизмы, мешать при ремонте и обслуживании, перетираться под нагрузкой.
В первую очередь, следует определить необходимую длину провода: без нагрузки на вилку провести провод до велокомпьютера и, добавив 10-15% длины на погрешность, отрезать лишнее. После закрепления контактов (обычно на крепёжной площадке контакты просто завинчиваются с обратной стороны) начать монтаж.
Велокомпьютер с незакреплённым проводом
Есть два пути прокладывания провода:
1. По рулевой колонке.
Это удобный для простых велосипедов и лёгкий способ, при котором провод крепится на жгутики, главное – не забыть сделать напуск в зоне рамы. На практике такой способ крепления предпочитают в «дворовых» мастерских. Он приводит к повреждению провода из-за перекручивания руля.
2. По тросику тормоза.
Таким образом используются напуски тросика, а если применить не жгутики, а простую изоленту, то визуально никаких проводов не будет видно. Нет необходимости оборачивать провод вокруг тросика. Это визуально увеличит его и при демонтаже доставит проблем.
В случае беспроводного типа связи установка велокомпьютера на велосипед максимально упрощена. Может понадобится только проложить провод от геркона до излучателя, если они выполнены не в едином корпусе.
Настройка и основные показатели
Длина окружности колеса
Настройка велокомпьютера всегда начинается с ввода длины окружности колеса велосипеда. Именно от корректности этого значения будет зависеть точность измерений и расчётов устройства.
Длину окружности колеса можно измерить с помощью нитки, обернув её вокруг колеса, или портновского метра, но это не самый точный способ, так как при движении камера сжимается, и эффективная длина становится чуть меньше.
Точную длину окружности для конкретного велосипеда и велосипедиста измеряют с полной нагрузкой. Для этого достаточно пометить точку на покрышке, отметить её на полу или асфальте, проехать ровно оборот и измерить расстояние между двумя отмеченными точками.
Самый точный способ измерения длины окружности колеса
Для быстрой настройки подходит таблица соответствий размеров колёс и длин окружностей:
Как работает велокомпьютер беспроводной
Решил велосипедист, что ему нужен велокомпьютер — чтобы считал за него километраж, скорость езды и прочие небольшие данные. Это же очень удобно, когда видишь, с какой скоростью передвигаешься на местности и сколько километров уже позади. Но когда этот владелец двухколесного товарища отправился в магазин, то увидел великое множество велокомпьютеров. Какой же из них выбрать? И есть ли среди них бюджетные функциональные варианты? Давайте разбираться.
Как работает устройство
Прежде чем приобретать и крепить на руль маленький бортовой компьютер, стоит понять, каким образом он действует. Общий принцип работы таких устройств прост: на спице закрепляется магнит, а на вилке колеса — специальный датчик. Во время движения датчик воздействует на магнит, а тот, в свою очередь, на компьютер. А устройство высчитывает километраж и скорость движения.
В недорогих устройствах устанавливается датчик Геркон. Это работоспособный датчик, который достаточно редко подлежит сбоям. В более дорогих моделях используют премиум датчик Холла. Более сложные модели оснащены возможностью определения GPS –навигации и отображения карт местности, прогнозы погоды и грозящие велосипеду поломки. Все велокомпьютеры делятся на проводные устройства и беспроводные. Для установки проводного гаджета может понадобиться инструкция, и дополнительные материалы для крепежа. Беспроводной гаджет можно закрепить не только на руле, но и на руке владельца.
Настройка и установка новшества
Установка велокомпьютера заключается в нескольких несложных этапах. Подготовительным этапом можно назвать установку крепежного места, на котором будет располагаться сам велокомпьютер. Сейчас практически все модели, которые продаются в магазинах, переносные и не обеспеченные такими площадками. Располагаться она может на центральной части или на выносе руля, либо на краю манеток. Последний вариант популярен у любителей электронных игрушек, ведь позволяет пользоваться компьютером, не отрывая рук от правильного положения. Однако, в этом положении он часто задевается. Далее идет установка самого электронного прибора:
- Крепление магнита вместе с сенсором так, чтобы центробежная сила не сдвигала их и не нарушала расчеты. Сначала крепится сенсор на саму амортизационную часть вилки, затем магнит устанавливается на любой спице так, чтобы в момент схождения между ними не было расстояния больше пары миллиметров.
Провода от сенсора к самому компьютеру могут идти двумя способами. В первом случае провод ведется по вилке и остается небольшой отступ на учет поворота руля. Такой способ проще, проводок крепится на небольшие жгуты. Но на практике этот метод часто перетирается из-за большого количества поворотов руля.
Второй метод заключается в протягивании проводка по натянутому тросу, который отвечает за тормоза. Этот метод считается более надежным, а использование обычной изоленты сделает его невидимым. Таким образом натянутый проводок не станет постоянно повреждаться при использовании велосипеда.
Для чего нужно знать длину окружности
Первое, что нужно выяснить, прежде чем настраивать велокомпьютер — длина окружности используемого на байке колеса. От того, насколько четкое и корректное число будет введено в журнал компьютера, будет меняться корректность всех измерений и расчетов, которые будет производить электронный гаджет. Длину окружности колеса несложно измерить, если проявить немного изобретательности.
Для этого можно использовать нитку или ленту, которая легко обернется вокруг колеса. Этот способ легкий, но не совсем эффективный, так как во время движения длина окружности колеса становится меньше за счет сжимания его во время движения. Таким же способом можно использовать портновский метр.
В то же время верную длину окружности обычно проверяют с полной загрузкой и для каждого велосипеда отдельно. Для этого измерения фиксируют точку на самой покрышке и на асфальте. А когда проезжают полный оборот, то еще раз фиксируют точку на полу. После этого измеряют расстояние, которое разделяет две точки на поверхности, и это расстояние считается длиной окружности колеса конкретного велосипеда.
Как расшифровать основные показатели
Когда установка велокомпьютера на велосипед окончена, подходит время разобраться в самых главных возможностях, которые гаджет начинает выдавать в ходе своей работы.
На дисплее время от времени или постоянно будут высвечиваться определенные величины, которые стоит понимать:
- ODO — общий пробег на этом велосипеде с его первого запуска;
- DST – пробег после сброса;
- SPEED – скорость, которую набрал велосипед сейчас, может измеряться в километрах или милях;
- AVG — средняя величина скорости, которую соблюдал велосипедист во время последней поездки;
- AVS — средняя достигнутая скорость во время действующей поездки;
- TIME — время, которое было проведено в движении с последнего сброса;
- CLK— время в часах и минутах, на некоторых гаджетах — дата;
- MXS— максимальная среди достигнутых скорость за время последней поездки;
- Scan — режим, в котором поочередно демонстрируются все показатели.
Кроме указанных показателей велокомпьютер часто оснащен множеством дополнительных возможностей. Первая среди них — часы. Настройка этого значения зависит только от количества кнопок на боковых панелях компьютера, но обычно не вызывает никаких проблем.
Популярным показателем является также подсчет сжигаемых калорий. Для того, чтобы работал этот расчет, нужно указать вес владельца велосипеда, однако при расчете он использует часто слишком странные алгоритмы. Поэтому полностью доверять этому расчету не стоит.
Также стоит обратить внимание на имеющиеся единицы измерения. Почти во всех велокомпьютерах вес измеряется в фунтах, когда радиусы и окружности — в миллиметрах. Важно с первого раза завести все данные в правильных единицах измерения, иначе потом будет сложно их поменять и учесть переводы в другие величины. Последние модели велокомпьютеров выполняются беспроводными, большинство из них и вовсе крепится на руку владельцу. В таких моделях обычно присутствует также расчет пульса, напряжения велосипедиста и прочие вычисления, которые могут меняться у каждого аппарата.
Какие могут быть трудности?
Существует небольшой набор стандартных проблем, которые могут возникнуть во время работы с велокомпьютером. С большинством из них можно справиться самостоятельно без особых трудностей. Вот некоторые среди них:
- Отказывается включаться. Чаще всего не включается велосипедный компьютер из-за севших батареек, а их смена легко решает проблему. Если батарейка новая, но гаджет не включается, то стоит его осмотреть. Влажный или попавший под дождь гаджет стоит просушить. А предварительно достаньте батарейки.
- Очевидно неверная скорость движения. Неадекватное изменение скорости движения, скачки до нуля или до максимальных величин говорит о нарушении размещения сенсора или магнита.
Более сложные проблемы в более высокотехнологичных велокомпьютерах стоит относить в гарантийный ремонт, особенно, если аппарат еще на гарантии. Возможно, проблема решится легко или вовсе является заводским браком, в результате которого сразу меняют аппарат на новый.
Не стоит забывать, что велокомпьютер — приятное дополнение к самому железному коню, но не обязательная его часть. Он удобен для фиксации простых меняющихся данных, но если путь владельца велосипеда пролегает по одному и тому же маршруту, то это электронное приспособление окажется бессмысленным.
1. Что представляет из себя велокомпьютер.
2. Чем отличаются велокомпьютеры. Преимущества и недостатки каждого.
3. Установка велокомпьютера на велосипед.
4. Способы настройки велокомпьютера.
5. Самые распространённые сокращения на дисплеях велокомпьютеров.
Что представляет из себя велокомпьютер
Такое понятие, как велокомпьютер, появилось с развитием электроники. Изначально для измерения расстояния использовался счётчик, а для измерения скорости механический спидометр.
Изобретение велокомпьютера позволило уйти от нагромождения неудобных устройств. Мало того, что он значительно более функционален, чем предыдущие устройства, он очень лёгкий, обладает малыми габаритами, легко снимается и практически независим от погоды. Можно спокойно кататься и без него, но когда вы его установите и покатаетесь, в дальнейшем будет сложно удержаться от его использования. Помимо просто полезной и нужно информации, велокомпьютер даёт вам возможность удивлять «невелосипедных» друзей пройденным расстоянием и максмальной скоростью.
Чем отличаются велокомпьютеры. Преимущества и недостатки каждого
Велокомпьютеры отличаются по способу передачи/приёма данных.
Проводной велокомпьютер
Наиболее распространён, благодаря невысокой стоимости и достаточной надёжности. Принцип действия простой: к спице крепится магнит, к вилке крепится датчик, который считывает количество оборотов колеса, по проводу информация передаётся на монитор, который устанавливается на площадку с контактами, прикреплённую на руль. Важно задать правильный размер колеса. Здесь тоже есть отличие.
1. На самых недорогих велокомпьютерах можно выбрать только диаметр колеса, что даёт довольно большую погрешность, ведь диаметр колеса может быть 26 дюймов, а покрышка от слика шириной 1.25 дюйма до зубастой шириной 2.4.
2. Более точная информация получается там, где в значение размера колеса вводится длина окружности. На многих велокомпьютерах в инструкции есть табличка с примерной длиной окружности, соответствующей определённому диаметру и ширине покрышки. Однако самые точные показания получатся, если вы сами измерите длину окружности колеса.
1) Невысокая цена.
2) Независимость от помех других устройств.
3) Мгновенное приведение в действие после начала движения.
4) Заряд батарейки может не иссякать больше года.
Основной минус — наличие провода
1) Легко порвать, за что-нибудь зацепившись или упав.
2) При наличии датчика каденса придётся тянуть через всю раму.
3) Неэстетичный внешний вид.
Беспроводной велокомпьютер
Отличается от упомянутого выше отсутствием провода. Передача данных осуществляется с помощью кодированного сигнала. Настраивается также, как проводной, может иметь такие же функции.
1) Нет проблем с проводами, потому что нет проводов.
2) Эстетичный внешний вид.
3) Кодированный сигнал, позволяющий не пересекаться с другими велокомпьютерами.
1) Для каждого датчика нужна отдельная батарейка.
2) Ресурс батарейки значительно уменьшается.
3) Использование очень яркой фары с отдельным аккумулятором создаёт помехи, прерывающие сигнал. Тот же эффект может произойти при проезде под линиями высоковольтной электропередачи.
GPS-велокомпьютер
«Продвинутый» вариант. Может считывать скорость как с датчиков, так и от сигнала GPS. Если предполагается использование велосипеда дома на станке, то необходимо будет обзавестись датчиками скорости, каденса. Датчик скорости не помешает и при катании, когда нет времени ждать соединения со спутником, т. к. время соединения может колебаться в больших пределах. Велокомпьютер с функцией GPS даёт вам возможность загрузки треков маршрутов (на продвинутых моделях и карт местности), по которым планируется катание/тренировка/поход. Функционал таких устройств настолько большой, что требует определённого программного обеспечения. Помимо набора функций самого продвинутого проводного велокомпьютера, могут быть функции температуры воздуха, наклона подъёмов/спусков в процентах, высоты над уровнем моря, набранной/сброшенной высоты, прорисовки профиля пройденной дистанции и т. д. Некоторые устройства имеют возможность считывания пульса.
1) Потрясающий функционал.
2) Возможность подключения к ПК с подробным анализом данных о поездке.
3) Возможность делиться с друзьями своими треками и информацией о тренировках в социальных сетях и специальных программах (например, Strava).
4) При выходе новых обновлений возможность улучшить существующее программное обеспечение, убрать возможные ошибки и устранить недоработки.
5) Возможность передачи данных с измерителя мощности.
6) Ипользование встроенных аккумуляторов с зарядкой от USB.
7) Как правило, информативный дисплей, на который можно вывести большинство необходимых функций разом.
8) Возможность спрятать в карман при неблагоприятных погодных условиях с продолжением записи тренировки.
1) Малое время работы. Сигнал GPS, экран, датчики активно съедают заряд.
2) Потеря GPS-сигнала в лесах среди высоких деревьев либо необъективные скорость и расстояние.
3) Относительно большие размеры.
4) Крайне высокая стоимость.
3. Установка велокомпьютера на велосипед
— прикрепляем столик, на котором будет держаться монитор велокомпьютера, на руль/вынос с помощью двустороннего скотча и нейлоновых стяжек;
— при наличии провода прокладываем его вокруг оплётки/гидролинии переднего тормоза, закрепляем нейлоновой стяжкой или резинкой на «горилле» вилки, а сам датчик закрепляем справа на вилке так, чтобы расстояние до магнита на спице не превышало 5 мм;
— при отсутствии провода прикрепляем датчик скорости либо на вилку, либо на заднее перо с помощью нейлоновых стяжек;
прикрепляем магнит на спицу на расстоянии не более 5 мм;
— при наличии датчика каденса прикрепляем магнит на шатун с помощью стяжек и двустороннего скотча или в стальную ось педали, а сам датчик крепим при помощи тех же средств на нижнее перо (бывают сопряжённые датчики скорость + каденс, которые также крепятся на заднее перо);
При установке велокомпьютера с проводом не пускайте провод в натяг, особенно если у вас амортизационная вилка, пусть он будет хотя бы чуть-чуть свободен. Важно это ещё и для того, чтобы руль поворачивался свободно в обе стороны и не рвал провод.
4. Способы настройки велокомпьютера
Основные настройки велокомпьютера заключается в установке часов и в введении размера колеса для максимально точных показаний. И если время вы можете узнать у любого прохожего, то информацию по длине окружности вашего колеса вряд ли кто-то вам даст, а от неё, между прочим, зависит точность всех параметров. Есть 3 простых способа измерения длины окружности колеса вручную.
— берём швейный сантиметр с возможностью измерять значения более двух метров, прикладываем его к покрышке и смотрим значение (в велокомпьютер записывается значение в миллиметрах);
— при отсутствии швейного сантиметра берём верёвочку, прикладываем на один оборот к покрышке, делаем на верёвочке отметку, измеряем получившееся расстояние;
— делаем отметку на колесе штрихом или тонкой нитью, прокатываем его на полный оборот по ровной поверхности, измеряем получившееся расстояние.
Для чистоты эксперимента и большей точности лучше повторить действия 3 раза и среднее значение ввести в велокомпьютер.
Кстати, чтобы открыть место, куда нужно внести измеренное расстояние, на любом велокомпьютере достаточно зажать и подержать одну из кнопок. Какую именно — показано в инструкции к вашему устройству, ведь они все такие разные. |
5. Самые распространённые сокращения на дисплеях велокомпьютеров
Основные сокращения (при сбросе значений обнуляется всё, кроме последних двух)
— SPD (speed) – скорость движения;
— DST/Trip distance – пройденное расстояние;
— Avg speed/AS (average speed) – средняя скорость;
— Trip time/Exercise time – время в пути/время тренировки;
— Max/Max speed – максимальная скорость;
— ODO – одометр (пройденное расстояние с момента установки велокомпьютера на велосипед);
— Full time – время в пути с момента установки велокомпьютера.
К какому типу велосипедистов вы относитесь?
Как правило, потребность в тех или иных отображаемых данных напрямую зависит от стиля езды.
Катающимся от случая к случаю любителям обычно достаточно данных о расстоянии, скорости и времени поездки. Это позволит ответить на самые простые вопросы, а именно: сколько я проехал, на какой скорости и за какое количество времени.
Катающимся чаще и больше вело-энтузиастам, туристам и людям, использующим велосипед в качестве городского транспорта, как правило, нужна дополнительная статистика, такая как общая протяженность маршрута, счетчик пробега, а также средняя и максимальная скорости.
Велогонщикам же потребуется все вышеперечисленное плюс частота оборотов, сердечный ритм, прирост скорости и мощность.
Типы компьютеров
Существует несколько принципиальных разновидностей устройств:
Велокомпьютер: Специальное спортивное устройство, крепящееся на велосипед. В данном материале будет рассматриваться в основном этот тип.
- Плюсы: Компактность, водонепроницаемость, стационарность, удобное и надежное крепление, низкая вероятность поломки при падении велосипеда.
- Минусы: Узкая направленность, не подходит ни для каких других целей.
Фитнес-монитор: При помощи адаптера на руль можно прикрепить спортивные GPS-часы с вело-режимом.
- Плюсы: Водонепроницаемость, возможность использовать устройство для множества различных целей.
- Минусы: Как правило, вместе с адаптером конструкция получается более громоздкой и менее устойчивой к повреждениям во время падений. Легко забывается дома в процессе подготовки к поездке.
Смартфон: Включите GPS и специальное вело-приложение.
- Плюсы: Крупный удобный экран. Наряду со сбором и выводом данных позволяет использовать карты.
- Минусы: Для надежного крепления к велосипеду необходим особый кронштейн. Без специального чехла отсутствует водонепроницаемость. Включенный GPS и непрерывно работающий экран быстро расходуют заряд батареи. Довольно громоздкое крепление и большая площадь конструкции увеличивают вероятность повреждения при падении велосипеда.
Как работают велокомпьютеры?
Сбор информации осуществляется при помощи датчиков, которые бывают следующих типов:
Магнитный: Конструкция состоит из прикрепленного к спице магнита, крутящегося через расположенный на передней вилке датчик. Датчик частоты вращения педалей крепится на перо, а магнит – на шатун.
- Плюсы: Низкая цена, продолжительное время работы батареи. Отсутствует необходимость регулярной подзарядки.
- Минусы: Отсутствует функция GPS.
GPS: Конвертация GPS сигналов в данные о поездке осуществляется при помощи спутникового приемника.
- Плюсы: Расширенный функционал, возможность синхронизации с компьютером, настраиваемые окна дисплея. Легко переставляется с одного велосипеда на другой.
- Минусы: Высокие стоимость и масса, необходимость в регулярной подзарядке.
Типы передачи данных
Проводной: Магнитный датчик посредством кабеля передает данные на дисплей.
- Плюсы: Дешевизна, простота, минимальная масса.
- Минусы: Сложно переставлять с одного велосипеда на другой. Кабель может за что-то зацепиться и вырваться (на горных велосипедах такая вероятность значительно выше, чем на шоссейных).
Беспроводной: Магнитный датчик передает данные на блок отображения при помощи радиосигнала. GPS датчики в принципе не предполагают использование проводной передачи.
- Плюсы: Легкость установки, отсутствие кабелей, лаконичный внешний вид.
- Минусы: Высокие стоимость (особенно устройств с GPS-датчиком) и масса.
Прочие характеристики велокомпьютеров
На ваш выбор также могут повлиять следующие параметры:
Подсветка: Катаетесь в темное время суток? Встроенная подсветка сделает считывание показаний компьютера гораздо более удобным, чем при подсветке темного экрана нашлемным фонарем.
Время работы батареи: Велокомпьютеры с GPS-датчиком обычно питаются от аккумуляторной батареи, работающей до 20 часов на одном цикле заряда. При использовании смартфона с включенными GPS и вело-приложением заряда хватит примерно на 5-8 часов. Устройства с магнитным датчиком, как правило, питаются от 1 или 2 часовых батарей (обычно — CR2032), емкости которых хватает на пару лет.
Варианты отображения данных: Все показания могут быть либо жестко привязаны к одному виду дисплея, либо же вы нажатием кнопки можете менять тип выводимых на дисплей параметров. То есть, тип отображения на дисплее может быть фиксированным и настраиваемым.
Перенос данных: Хотите перенести данные о поездках в компьютерную спортивную программу, на сайт или в соцсеть? Все варианты устройств с GPS, включая смартфоны, позволят вам без проблем это сделать.
Удобства считывания показаний: Главной проблемой при считывании показаний на ходу является вибрация, создаваемая неровностями дороги, и от ее уровня необходимо отталкиваться при выборе размера шрифта. В устройствах с магнитными датчиками используется фиксированный размер шрифта. А вот во многих GPS-моделях этот параметр можно менять.
Дополнительные крепления: Этот вариант обычно предусмотрен на устройствах, предназначенных для использования сразу на нескольких велосипедах. Главной особенностью является возможность выноса дисплея за пределы руля, что очень удобно для велосипедистов, испытывающих проблемы с фокусировкой зрения на малых расстояниях. Также такой вариант крепления предполагает меньше времени, необходимого для перевода взгляда с дороги на экран и обратно.
Возможность использования на нескольких велосипедах: Некоторые компьютеры (как правило, топовые GPS-модели) позволяют владельцу переставлять устройство с одного велосипеда на другой и при этом сохранять данные по каждому из 2-3 велосипедов в отдельных файлах.
Стоимость
Диапазон цен
Функции компьютера
Базовые модели с магнитными датчиками, отображающие время, расстояние и скорость.
Проводные или беспроводные модели с магнитными датчиками, позволяющие дополнительно отслеживать такие параметры, как частота вращения педалей.
Продвинутые беспроводные модели с магнитными датчиками или базовые GPS-модели. Могут включать расширенный функционал вроде сердечного ритма, температуры воздуха и прироста скорости.
Продвинутые GPS-модели с настраиваемым экраном, полным спектром отображаемых параметров и даже возможностью интеграции карт.
Часто задаваемые вопросы о велокомпьютерах
Какой тип компьютера наиболее точный?
GPS-компьютеры точнее и надежнее смартфонов с включенным GPS и приложением. Что касается моделей с магнитными датчиками, то по точности они сопоставимы с GPS-компьютерами при условии, что вы изначально правильно введете в настройках код размера колеса.
У меня компьютер с магнитным датчиком, но я где-то потерял магнит. Можно ли купить его отдельно?
Безусловно, обратитесь в любой вело-магазин.
Если села батарея, означает ли это автоматическую потерю всех данных?
Нет, достаточно просто заменить или зарядить батарею, и доступ к данным будет возобновлен.
Компьютер перестал работать. В чем может быть причина?
Существует несколько возможных причин:
Положение датчика: Колесный датчик мог быть попросту сдвинут со своего места. Проверьте расположение датчика и величину зазора между ним и магнитом (применимо к моделям с магнитным датчиком).
Уровень заряда батареи: У проводных компьютеров с магнитным датчиком батарея расположена в блоке с дисплеем. Если она не менялась более 2 лет, сделайте это. У беспроводных моделей еще одна батарея находится в расположенном на вилке передатчике. Замените ее одновременно с батареей в дисплее.
Неправильная вставка в крепление: Блок с дисплеем может быть неправильно вставлен в крепление. Извлеките его и вставьте заново (применимо к проводным моделям).
Проводное соединение: В проводных моделях кабели могут вырваться из креплений или просто износиться от трения на раме. Проверьте целостность проводных соединений. В некоторых случаях может понадобиться замена компьютера.
Какой вы велосипедист?
:
Обычные велосипедисты хотят знать расстояние, скорость и время: Как много я проехал? Как быстро я еду? Сколько времени занимает поездка?
Велосипедисты-энтузиасты, жители пригорода и туристы предпочитают большое количество функций, таких как измерение расстояния поездки, одометр, вычисление средней и максимальной скорости.
Спортсмены, как правило, желают иметь все вышеупомянутые функции, плюс измерение темпа, сердечного ритма, увеличения нагрузки и расхода энергии.
Виды информационных устройств
Велокомпьютер: специальное устройство для спортсменов, которое крепится к велосипеду. Данная статья посвящена, в основном, этому устройству.
Плюсы: Компактный, защищен от непогоды, легко устанавливается на велосипед, имеет малую вероятность быть поврежденным в результате несчастного случая.
Минусы: Не может быть использован в других целях.
Фитнес часы: спортивные часы с режимом GPS можно установить на руль при помощи адаптера.
Плюсы: Возможность использовать один прибор для нескольких видов деятельности, защищен от непогоды.
Минусы: Менее компактный, располагается выше, таким образом, его легче повредить при несчастном случае. Большая вероятность потерять во время поездки.
Смартфон: Воспользуйтесь смартфоном, чтобы запустить приложение для велосипедистов.
Плюсы: Большой экран, на котором легко прочитать информацию. Предоставляет возможность отображения карт, сбор данных и вывод их на экран.
Минусы: Требуется специальный кронштейн для крепления прибора к велосипеду. Для защиты от непогоды необходим дополнительный чехол. Из-за постоянного поддерживания связи GPS и горящего экрана, быстро расходуется заряд батареи. Высокий уровень установки прибора и большая площадь занимаемого места увеличивает риск повреждения в случае падения.
Как работает велокомпьютер?
Типы датчиков
Магнитный: Представляет собой магнит, установленный на спицу колеса, которая вращается мимо датчика, на передней вилке. Для измерения темпа магнит устанавливают на руль, а датчик – на заднюю стойку.
Плюсы: Дешевле, более длительное время работы батареи. Нет необходимости постоянно перезаряжать.
Минусы: Нет функций GPS.
GPS: Использует спутниковый приемник, чтобы преобразовать сигналы GPS в информацию о поездке.
Плюсы: Больше возможностей в получении информации, которую можно передать на компьютер; регулируемые экраны. Можно легко установить на другой велосипед.
Минусы: Более высокая стоимость, достаточно тяжелый, требует постоянной подзарядки.
Способы передачи данных
Проводной: Магнитный датчик с проводом, передающим сигнал на экран.
Плюсы: Дешевле, проще в использовании, легче.
Минусы: Обычно не переустанавливается на другой велосипед. Передающий кабель может зацепиться и порваться, что является большим риском на горных велосипедах, по сравнению с шоссейными.
Беспроводной: Магнитный датчик передает сигнал на экран. Датчики GPS преимущественно беспроводные.
Плюсы: Легко устанавливается, нет проводов, выглядит приятнее.
Минусы: Выше цена — особенно GPS; тяжелее.
Другие особенности велосипедного компьютера
Подсветка: Катаетесь в парке? Функция подсветки сделает вас более заметными на дороге, чем свет от шлема.
Время работы батареи: Велосипедные компьютеры GPS используют встроенные перезаряжаемые батареи, которые работают до 20 часов; смартфоны с функцией GPS и приложением для велосипедистов могут работать 5-8 часов. В магнитных модулях используется 1 или 2 батареи для часов, чаще всего CR2032, которые могут работать до 2 лет.
Большое количество экранов: Данные могут выводиться на один или несколько экранов, которые можно просматривать при помощи нажатия кнопки. Функции экрана можно установить или настроить.
Передача данных: Вы хотите внести данные в программное обеспечение по тренировкам или поделиться с друзьями достижениями? Модели GPS, включая смартфоны, помогут в этом.
Удобное чтение: Легко ли прочитать данные на экране? Магнитные модули имеют фиксированный размер шрифта. Модели GPS могут иметь дополнительную функцию – изменение размера шрифта. Мелкий шрифт легко прочитать, в то время как обычный может изменяться в зависимости от вибрации при движении по дороге.
Дополнительные приспособления: Доступны для приборов, имеющихся на многофункциональных велосипедах, дополнительные приспособления помогут установить компьютер на руль. Это очень полезно для велосипедистов, страдающих дальнозоркостью. Они меньше отвлекаются от дороги или трека, лишь мельком поглядывая на экран.
Использование на нескольких велосипедах: Некоторые устройства, в основном модели GPS более высокого класса, можно устанавливать на 2 или 3 велосипеда, и они сохраняют данные для каждого велосипеда в отдельном файле.
Часто задаваемые вопросы о велокомпьютерах
Какой тип велосипедного компьютера более точный?
Специальный GPS компьютер для велосипедов более точен и надежен по сравнению со смартфоном с функцией GPS и приложением для велосипедов. Магнитный велокомпьютер по точности приближен к устройству GPS, при условии, что код размера шины правильно введен в установочное меню.
У меня магнитный велокомпьютер, но я потерял магнит для колеса. Могу я приобрести другой?
Да, обратитесь в местный магазин, где продаются велосипеды и купите другой.
Если батарея перестанет работать, потеряю ли я все данные?
Нет, вы можете перезарядить или заменить батарею, не потеряв при этом информацию.
Велокомпьютеры с GPS: лучшие модели и как выбрать
За несколько коротких лет велосипедные GPS-навигаторы расширили возможности для планирования, записи и сравнения поездок. Давайте посмотрим, что они могут предложить нам и какие из них работают лучше всего.
Что такое GPS?
GPS это глобальная система позиционирования, которая состоит из 24 спутников запущенных США и была введена в эксплуатацию в 1995 году. Это лишь одна из нескольких систем навигации, в которой приемник использует спутниковые сигналы для определения своего местоположения на поверхности Земли. Тем не менее, как “пылесос” и “аспирин”, это название (GPS) стало общим для всех систем.
Как это работает?
Спутники GPS передают высокоточные сигналы времени, генерируемые атомными часами на борту вместе с информацией об их орбитах. По данным сигналов, как минимум четырех спутников, приемник GPS может рассчитать свое местоположение и определить широту, долготу и высоту. В систему включены ещё и наземные станции, которые значительно увеличивают точность позиционирования.
Массив данных со спутника открывает огромный спектр возможностей. Навигатор может рассчитать скорость передвижения не опираясь на частоту вращения колес; он может измерять пройденное расстояние и записывать серию точек местоположений, позволяя просматривать свой маршрут после поездки или в режиме реального времени, если устройство умеет отображать карту местности.
При наличии карты с расположением дорог и развязок, GPS-приемник помогает ориентироваться, и эта функция действительно способствовала распространению подобных устройств. Тяжело даже представить, что кто-то до сих пор водит автомобиль без него. Древняя бумажная карта дорог, которая находится в машине «на всякий случай», тем не менее, продолжает своё существование, наверное для того, чтобы в нужный момент её можно было свернуть в рулон и отразить нападение любого, кто попытается отнять GPS-навигатор.
Ранние GPS-приемники были весьма медленными в определении местоположения, и с трудом ловили сигналы со спутников, если на пути встречались кроны деревьев или здания. Современные устройства, благодаря электротехническому прогрессу, способны определять своё местоположение даже в помещении, а некоторые одновременно подключаются как к Американским спутникам GPS, так и к Российским спутникам ГЛОНАСС, повышая скорость и точность позиционирования. Кроме России и Америки свои спутниковые навигационные системы имеют и другие страны, однако GPS и ГЛОНАСС покрывают своими сигналами всю поверхность земного шара и являются наиболее развитыми среди прочих.
Когда-то GPS-навигаторы были чрезвычайно дорогостоящими, а теперь их можно приобрести менее чем за 100$. Поблагодарим за это закон Мура и глобальную экономику. Ну, а если у вас несколько велосипедов, то большим преимуществом становится легкая передислокация устройства на другой байк без необходимости вносить коррективы в настройки, как это требуется в случае с обычным велокомпьютером, которому для считывания скорости важна длина окружности или диаметр колеса.
Занимающие всё больше пространства в нашей жизни GPS-устройства помогают осуществлять базовые тренировки велосипедиста на новом уровне с хорошей эффективностью.
Производители
Bryton предлагает линейку из восьми моделей: от простого, без отображения карт Rider 10 и Rider One до полнофункционального Aero 60. Различные аксессуары в комплектациях устройств говорят о широком спектре применения. Многие устройства Bryton отличаются длительным временем автономной работы — в некоторых случаях до 35 часов.
Cateye — производитель аксессуаров для велоспорта, уже давно включает в свой ассортимент компьютеры и предлагает несколько моделей с возможностью GPS навигации.
Cateye Stealth имеет встроенный GPS, но большинство их компьютеров используют GPS-приемник с iPhone или Android устройства. Это делает Strada Smart, стоимостью 60$, одним из самых дешевых способов отображения данных GPS на руле велосипеда.
Garmin доминирует на велосипедной GPS-сцене благодаря раннему захвату рынка посредствам моделей Edge 205 и 305 в 2005 году. Американо-тайваньская компания усовершенствовала свой ассортимент и теперь предлагает множество вариантов, от простого, не отображающего карты Edge 25 за 93$, до последнего Edge 1030, цена на который стартует примерно с 600$.
Garmin недавно выпустил две новые модели, Edge 130 и Edge 520 Plus. Edge 130 стоимостью 210$ явно нацелен на противостояние с конкурентами, так как позволяет отображать значительно больше данных, чем предыдущие устройства Garmin стоимостью менее 250$, обладает базовой навигацией, отображением оповещений с телефона и многими другими функциями. Edge 520 Plus обновляет предыдущую модель без плюса в индексе немного расширяя функционал устройства.
Кроме прочего, Garmin производит ещё и спортивные смарт-часы, например Vivoactive 3, статья о которых выходила на нашем сайте. Компания Garmin не стесняется производить и фитнес-браслеты, мы писали и об этом. Также мы подготовили подборку, в которой рассматриваем смарт-часы для велосипедистов.
Lezyne известна своими фонариками и другими аксессуарами, однако в 2016 году она вышла на рынок GPS-устройств и сегодня насчитывает в своем ассортименте шесть моделей: Micro GPS, Micro C GPS, Mini GPS, Macro GPS, Super GPS и Super GPS Special Edition. Пять устройств не отображают карты и предназначены для гонщиков, которым важнее получить данные о своей поездке. Все они могут работать с датчиками Bluetooth Smart, а модели Micro, Micro C и Super совместимы с ANT+.
Мы рассказывали о разнице между Bluetooth и ANT+.
Все навигаторы Lezyne подключаются к приложению для смартфонов Lezyne GPS Ally, оно позволяет оперативно получать уведомления о сообщениях и звонках, а также отслеживать в реальном времени данные о текущем местоположении и метриках, которые могут быть отправлены на указанные адреса электронной почты.
Lezyne недавно анонсировала два новых навигатора с мощными батареями. Монохромный Mega XL проработает без зарядки 48 часов, а Mega C с цветным дисплеем сможет показывать маршрут 32 часа. Однако уже в этом году площадка для стартапов Indiegogo помогла собрать средства на производство велокомпьютера с функцией GPS работающего от одного аккумулятора 96 часов.
Между прочим, некоторые производители велосипедов уже на этапе проекта закладывают в свой продукт специальные крепления для компьютеров Lezyne, ярким примером является гоночный велосипед Cube Litening C:68X.
Mio — тайваньский производитель, который больше известен по своим автомобильным спутниковым системам под брендом Navman. Mio — дочерняя компания корпорации Mitac.
Компания производит три модели GPS-навигаторов для велосипедов, все с отображением карты: серия Cyclo 50x с Wi-Fi; серия Cyclo 31x практически идентична, но без Wi-Fi; и большой экран по разумной цене у Cyclo 20x.
Polar наиболее известна как пионер в производстве мониторов сердечного ритма, и она разработала, пожалуй, самый обширный и продвинутый набор функций для тренировок. Два велосипедных GPS-приемника, M460 и V650, имеют широкий спектр функций, ориентированных на тренировку, включая тесты на физическую форму, а также оценку тренировочного эффекта и нагрузки. Однако в далеком прошлом у спортсменов не было вспомогательной электроники для повышения своих спортивных достижений, рекомендуем ознакомиться с нашей статьей про велосипедные тренировки сейчас и 50 лет назад.
M460 — работает без отображения карт, а вот V650 может загружать и отображать сегменты 450×450 км из Open Street Map, чтобы помочь в ориентировании на местности.
Производитель фитнес-электроники Wahoo Fitness начал свою деятельность с датчиков, которые передают данные о цикле тренировки на телефон, а затем расширился двумя моделями компьютеров с поддержкой GPS. Elemnt — это полнофункциональный GPS-приемник с отображением карт, а Rflkt использует GPS-приемник в смартфонах Apple или Android для определения вашего местоположения. Elemnt Mini отличается компактностью и. впрочем, почитайте нашу статью.
Среди прочих, встречаются и бренды Holux, Canmore, i-gotU, Memory Map и другие, а производитель велокомпьютеров Sigma Sport имеет в своем ассортименте четыре GPS-устройства. Однако описанные в статье производители встречаются в веломагазинах чаще всего.
Типы и функции GPS
Существует два основных типа GPS-навигаторов: с отображением и без отображения карт. Больший, обычно цветной, дисплей, необходимый для отображения карт, требует большей батареи, и все это влечёт за собой увеличение стоимости. Тем не менее, полученные функции навигации и маршрутизации могут быть чрезвычайно полезны, если вы путешествуете по незнакомым местам.
Многим же велосипедистам карта не нужна. Если есть потребность записать маршрут, частоту сердечных сокращений и мощность, то вполне можно обойтись устройством с меньшим дисплеем, большим сроком службы от одной зарядки и, естественно, без отображения карт.
Между двумя крайностями расположились устройства, которые показывают маршрут в виде линии на экране, но без детализации присущей обычной карте. Это полезно для следования по заранее определенному маршруту. И всё. Найти точку, в которой сделали “поворот не туда”, с таким устройством невозможно.
Огромный набор функций, предлагаемых даже относительно простыми устройствами с GPS навигацией может быть пугающим, но производители, как правило, проделывают титаническую работу по разработке удобоваримого юзабилити, чтобы облегчить процесс взаимодействия с гаджетом.
Ниже рассмотрим некоторые функции, которые можно обнаружить в велосипедных навигаторах.
Стандартные функции велокомпьютера. Как и любой обычный велокомпьютер, устройство с GPS сообщает текущую скорость, общее расстояние (одометр), пройденное расстояние, среднюю скорость, максимальную скорость и так далее.
Некоторые GPS-устройства Garmin имеют функцию “виртуальный тренировочный партнер”. Фактически он становится электронным конкурентом и задаёт среднюю скорость, или показывает лучшее время на маршруте.
Сердечный ритм. Многие навигаторы поставляются с датчиком сердечного ритма, а если его в комплекте нет, то, как правило, они могут с ним работать по протоколу ANT+.
Измерение мощности. Если у вас есть измеритель мощности, то многие устройства смогут работать и с ним. Навигатор зафиксирует данные о мощности, частоте сердечных сокращений, отобразит диапазон измерений и средних значений, чтобы вы могли удостовериться, что причина, по которой вы чувствуете, что ваша задница работает заключается в том, что вы работаете над своей задницей. Как измерение мощности и другие параметры влияют на прогресс в велоспорте мы писали в статье на нашем сайте.
Тренировка. Запрограммированная последовательность тренировок в GPS-устройстве выполнит всю интеллектуальную работу по подсчету интервалов и нагрузок за вас, позволяя сосредоточиться на физической силе.
География. Уникальным для GPS-устройств являются функции навигации и записи маршрута в виде последовательности точек с координатами. Если необходимо просто куда-то добраться, то почти любой навигатор с отображением карты местности позволяет указать пункт назначения по почтовому индексу или по названию населенного пункта/улицы, а когда вы уже будете в пути, то они будут подсказывать на каком перекрестке и куда необходимо свернуть. Тем не менее, даже если вы используете настройку «избегать крупных дорог», данные GPS-карты зачастую не смогут показать различие между тихой второстепенной дорогой и загруженной трассой.
Лучше всего заранее спланировать свой маршрут используя встроенные инструменты навигатора, такие как Garmin Connect, или один из многочисленных веб-сайтов по планированию маршрута.
Запись маршрута позволяет следовать по интересным дорогам в будущей поездке — удобно, если вас направляют и есть возможность для соревнований с друзьями или незнакомыми людьми в приложении Strava. Мы писали о том, что представляет из себя прошлое и будущее сервиса Strava для спортсменов на нашем сайте.
Если вы следуете по запланированному маршруту, то устройство может подсказать, как далеко до пункта назначения или до следующего ориентира. Обычно навигаторы умеют подсчитывать предполагаемое время поездки исходя из вашей скорости.
Если же в крови бурлит азарт, то некоторые устройства для GPS навигации могут сгенерировать случайный маршрут определенной длины, что является занимательным трюком, который может быть полезен для изучения новой местности. Навигатор будет по-прежнему давать пошаговые инструкции, чтобы вы могли следовать предварительно загруженному маршруту. Дисплей в этих ситуациях обычно индицирует информацию о предстоящем повороте.
Время. Помимо очевидного — времени суток, времени в пути, секундомера и т. д. — навигаторы часто имеют ряд дополнительных функций. К ним относятся время заката и восхода солнца и автоматическое определение времени круга, основанное на точке старта.
Высота. Приборы GPS могут определять вашу высоту на основе спутниковых данных, но это, как правило, не очень точно. Данные о высоте, как правило, поступают с барометрического высотомера, который использует атмосферное давление для определения высоты над уровнем моря. Они часто допускают погрешности в измерениях, вызванных изменениями в погоде, а если загрузить свои данные о поездке на сайт, где тусуются многие велосипедисты, то показания высоты будут отредактированы в соответствии с усредненными значениями, полученными от других участников проекта в разных погодных условиях.
Наличие альтиметра позволяет увидеть дополнительную информацию о том, как быстро вы карабкаетесь на подъем, о градиенте высоты, чтобы вы могли убедиться, что убийственный холм действительно является таковым. Или что у вас плохая физическая форма.
Беспроводная связь. Чаще всего велокомпьютеры с GPS имеют возможность связи по воздуху с другими устройствами или датчиками, используя протоколы беспроводной связи с низким энергопотреблением, такие как Bluetooth и ANT+. Обычно в перечень дополнительно подключаемой периферии входят датчики каденса, пульсометр, измеритель мощности, смартфоны и даже другие навигаторы. Некоторые из них могут использовать домашний Wi-Fi, чтобы загрузить поездку автоматически без вашего вмешательства. Если для кого-то понятие каденса является новым, то почитать об этом можно по ссылке, это поможет уберечь ноги при езде на велосипеде.
Появление Bluetooth Smart ознаменовало постоянный контакт с телефоном и отображение информации о вызовах и текстовых сообщениях.
Вероятно, нет более противоречивой категории продуктов в велоспорте, чем GPS-навигаторы. У всех есть свои недостатки, однако набор функций зачастую так велик, что неудобный для одного может стать идеальной находкой для другого. Мы собрали в этой статье некоторые из таких.
Sigma Rox 12.0 Sport Set представляет собой впечатляющий комплект, включающий в себя простое в использовании головное устройство, а также возможность подключения датчиков скорости, сердцебиения, каденса или любой другой, а карты уже идут в комплекте.
В течение многих лет Garmin занимал львиную долю на рынке, однако уже сегодня мы видим и другие бренды, такие как Wahoo, Lezyne, Hammerhead, которые нивелируют доминирование узнаваемой компании.
Hammerhead Karoo находится в стадии “допиливания”, но несмотря на его нынешний функционал, это лучший GPS-навигатор, который я когда-либо использовал, говорит тестировщик Дэйв Аткинсон. Мощный, интуитивно понятный в использовании, фантастический экран и достойное время автономной работы. За день на дорогах его сложно разрядить.
“У Karoo самый качественный экран среди всех велокомпьютеров, которые я когда-либо пробовал. Разрешение — 640×480, при 229 пикселях на дюйм — он превосходит всё, что можно купить за деньги. Защитное стекло Gorilla Glass имеет полуматовое покрытие, которое действительно хорошо справляется с бликами и отражениями, чтобы информация оставалась читабельной в любых условиях.”
Garmin Edge 520 Plus обладает полезными функциями и очень хорошей навигацией с посредственным экраном, намного хуже, чем у более высоких в линейке моделей.
Garmin доминировали на рынке, пока такие компании, как Wahoo, не вышли на рынок и не стали попирать монополию. У Garmin были некоторые проблемы с ошибками в прошивке и сенсорных экранах, которые работали с перебоями, но с запуском 520 Plus кажется, что компания вернулась к высокому качеству.
Новый Edge 130 от Garmin предлагает высокую производительность в миниатюрном корпусе, с ANT+ и Bluetooth и возможностью подключения смартфона, приличным временем автономной работы, простой в использовании компоновкой, управлением кнопками и абсолютно четким дисплеем. Полноценной навигации в нём нет, как в более дорогих моделях Garmin, но базовые функции пригодны для использования, если GPS не является главным приоритетом.
GPS-компьютеры Garmin с годами становятся все больше и функциональнее, но новый Edge 130 возвращается к культовой 500-й версии. Он не только компактен, но и урезан по функционалу, чтобы предложить самые востребованные функции без лишнего пафоса и с надёжностью молотка не в пример более дорогим устройствам этого производителя.
Lezyne Mega XL заинтересует вас, если в долгих поездках хочется следовать маршруту оглядываясь только на руль. Вы не найдете GPS-велокомпьютер с лучшим отображением информации, чем в этом, да и в целом навигация работает довольно хорошо. К нему есть некоторые вопросы по юзабилити, и он не самый привлекательный, но зато отлично продуман для длительных путешествий
Покупатели почти всегда довольны этой бюджетной моделью, тем более цена говорит сама за себя. Он умеет общаться с телефоном через Bluetooth и отображать оповещения о вызовах и сообщениях, его можно настроить с помощью приложения для смартфона, и он умеет работать с пульсометром по каналу Bluetooth.
Велокомпьютер Lezyne Mini GPS — простой в использовании, обеспечивающий вам базовую информацию о поездке на руле, а также возможность загружать, хранить и анализировать ваши поездки на веб-сайте Lezyne GPS Root.
Если вы немного технофоб или просто не интересуетесь многогранностью дорожных измерений, то Lezyne Mini GPS может стать удачным приобретением, потому как он очень прост в использовании.
В версии 2017 года добавлена индикация поворотов на дисплее и некоторые функции отображения дополнительной информации, что делает его полноценным навигатором, а не просто сборщиком данных.
Edge 25 является самым маленьким навигатором Garmin за всю историю компании, и наряду с его небольшими размерами разработчики причесали пользовательский интерфейс, который является просто-таки мечтой юзера.
Если у вас нет потребности в отображении маршрута поездки и вам нужны самые базовые данные, такие как скорость, расстояние и высота подъёма, Edge 25 справится с этим на самом высоком уровне.
Он легкий, всего 25 г, и занимает очень мало места на выносе, использует крепление на четверть оборота, которое Garmin предлагает уже много лет. Дисплей с разрешением 128×160 пикселей монохромный и имеет скромные размеры, но он очень четкий, а новый шрифт позволяет считывать необходимую информацию намного быстрее.
Polar V650 обладает весьма доступной ценой для навигатора с возможностью отображения карты и с пульсометром в комплекте. Простой в использовании велосипедный компьютер с удобными функциями, большим цветным сенсорным экраном и небольшим белым светодиодом на передней панели — всё для удобства использования.
Polar ориентирован на фитнес, поэтому в нём есть несколько специфических функций для эффективных тренировок и возможность сопряжения с другими GPS-устройствами.
Тем не менее, V650 может использовать только Bluetooth Smart для связи с датчиками, а не ANT+, поэтому диапазон аксессуаров для него ограничен, и единственными измерителями мощности, которые будут работать с V650, являются те, которые произведены компаниями Look, PowerTap, Stages и Wahoo Kickr.
V650 не работает с самым дешевым из известных нам измерителей мощности — 4iii Precision за 470$, как, впрочем, и его младший брат, M460. Это означает, что стоимость начала тренировок с измерением мощности теперь составляет менее 680$.
Разработчики Polar в апреле 2018 года добавили в V650 множество функций, включая Live-сегменты Strava. Огромная заслуга компании в том и состоит, что они продолжали обновлять прошивку V650; не вспоминается ни один производитель велокомпьютеров, который все еще добавляет функции к продуктам, выпущенным в 2014 году.
Cyclo 315 пользуется огромной популярностью, и оснащен GPS-навигатором с сенсорным дисплеем примерно по той же цене, что и Garmin 520, который не научили отображать карты. С такой стоимостью, он был обречен на хорошие продажи.
Wahoo Elemnt Bolt — компактный и аэродинамический GPS-компьютер, который отображает огромное количество полезной информации, обеспечивает отличную навигацию и умеет долго работать от встроенного аккумулятора — и всё это по разумной цене.
Lezyne Super GPS — это привлекательная и выгодная модель с мощным аккумулятором и большим количеством подключений. Приложение и веб-сайт немного разочаровали, но в целом это очень хороший инструмент, если пошаговые подсказки на маршруте для вас излишни.
Xplova X5 Evo — единственный полнофункциональный GPS-компьютер со встроенной камерой и возможностью записи видео, с большим цветным экраном и возможностью воспроизведения видео в формате 720p. Соответственно, учитывая название, это скорее эволюция, чем революция оригинальной Xplova X5, с желанным снижением цены на 87$ и свидетельством того, что для улучшения пользовательского интерфейса была проделана большая работа.
Большим преимуществом является интеграция видеозаписи в велокомпьютер с навигацией, но Xplova X5 Evo также может похвастаться большим и легко читаемым сенсорным экраном и полезными мобильными приложениями, которые предлагают значительное увеличение функциональности по хорошей цене. С другой стороны, качество видео уступает экшн-камерам, планирование маршрута в приложении не включает в себя профиль высот, и, хотя пользовательский интерфейс был переработан, он все еще далеко не самый привлекательный.
Тем не менее, если вам нравится возможность записи видео ваших поездок, то это, пожалуй, хороший вариант.
Флагманская модель GPS-навигатора Garmin с большим экраном имеет ряд дополнительных функций по сравнению с Edge 1000. Время автономной работы увеличено до 20 часов, и теперь есть возможность подключить еще одну аккумуляторную батарею для дополнительных 24 часов работы. Интерфейс был полностью обновлен, и работает с датчиками Bluetooth, а также с протоколом ANT+ от Garmin.
Почитайте нашу статью о новом Garmin Edge 1030.
По словам компании, емкостный сенсорный экран с диагональю 3,5 дюйма и разрешением 282 x 470 пикселей работает даже в присутствии воды и в перчатках, а датчики внешнего освещения автоматически регулируют яркость экрана.
Коммуникабельность была в центре внимания нового Edge 1030 с возможностью отвечать на входящие текстовые сообщения или телефонные звонки с помощью заранее написанного сообщения, а также отправлять сообщения с одного Edge 1030 на другой Edge 1030. Garmin также интегрировал функцию SOS для автоматического отправления своего местоположения экстренным контактам в случае ДТП. Из предыдущего Edge 1000 в новинку перенесены функции Grouptrack и LiveTrack, позволяющие предоставлять данные о местоположении в реальном времени своим друзьям и родственникам.
Поклонники Strava смогут использовать последнюю версию Live Segments, а пользователи Strava Premium получат доступ в режиме реального времени к лучшим достижениям других гонщиков. Также имеется новая функция Segment Explore, которая позволяет просматривать популярные соседние сегменты. Если вы хотите использовать Edge 1030 для серьезных тренировок, то в компьютере можно обнаружить новое приложение TrainingPeaks Connect IQ, которое позволит вам выполнять ежедневные тренировки со своим навигатором, а он просигнализирует о целевых показателях и интервалах между нагрузками.
Ну а если поездки по скучным улицам большого города или в сельской местности вас не интересуют, то и навигатор, в таком случае, вряд ли будет полезным. Зато можно начать кататься в Zwift дома сохраняя контакт с другими гонщиками. Для начала может хватить бюджетного оборудования для покатушек в Zwift, чтобы просто ощутить вкус такого решения, может вам все-таки на улицах будет интереснее. Хотя мир полнится разными историями, среди которых есть и случай, когда профессиональная команда подписала контракт с 21-летним гонщиком из этой программы.
Увлеченный велосипедист с 2014-го года. Терпеть не мог, когда велосипед в ходу издавал посторонние звуки, что заставляло его многократно все перебирать, перемазывать и обновлять. Любит вникать в тонкости, посему многочисленные переборки своего велосипеда вылились в дальнейшем в работу веломехаником. Прошёл тернистый путь от Shimano Acera на Comance Tomahawk через SLX до XTR на Specialized S Works, а потом просто пересел на бюджетный шоссейник на оборудовании Campagnolo Xenon 10. За плечами веломарафон (МТБ) Куяльник 2019-года, где на маршруте Light занял 5-е место. В настоящее время остается активным пользователем велосипеда и продолжает углублять свои знания в этой сфере.
Источники:
https://velofans.ru/vibor/kak-vybrat-podklyuchit-velokompyuter
https://velofans.ru/remont/kak-ustanovit-velokompyuter-velosiped-nastroit
https://rollerbord.life/velosiped/kak-rabotaet-velokompyuter-besprovodnoj.html
https://velojournal.net/velokompyutery-s-gps-kak-vybrat-i-luchshie-modeli