Скульптура «Медведь на велосипеде»
Эта скульптура «Медведь на велосипеде» не совсем стандартного варианта исполнения. Весьма не просто совмещать несколько объектов, а дополнительная сложность состояла в том, что две составные части этой скульптурной композиции должны были быть исполнены в абсолютно разной технике.
Скульптура расположилась на территории многофункционального комплекса «Савеловский Сити» в Москве благодаря девелоперу этого проекта — «MR Group». Это не первый, а можно сказать, их очередной заказ и как всегда достаточно «смелый» и по идее и по способу воплощения этой идеи. А отдельное спасибо за понимание и творческий подход Николаю Прокудину — директору проекта MR Group. Кстати, велосипед, на котором едет медведь сделан по фотографиям личного шоссейника Николая. Им сделаны и фотографии с места установки скульптуры.
Технические данные скульптуры: высота 2,8 метра (хотелось сделать и побольше, но помешали возможные сложности в перевозке негабаритного груза), масса около 450кг, использовал проволоку 10мм диаметра и листовой металл 2мм толщина для велосипеда. Именно с байком была основная трудность. Совсем не оказалось у известных мне металлистов специального оборудования, чтобы согнуть колеса. Пришлось выпиливать два силуэта велосипеда и сваривать их между собой. Честно говоря — это титанический труд еще и потому, что велосипед должен был изображать конкретную модель фирмы Cannondale и не давал возможности как-то упростить эту задачу.
Интересно, что у доброй половины пользователей социальных сетей, которые увидели эту скульптуру, медведь на велосипеде ассоциируется со стихотворением «Тараканище» Корнея Ивановича Чуковского: «Ехали медведи На велосипеде. А за ними кот Задом наперёд. А за ним комарики На воздушном шарике. ». Я даже пообещал, что обязательно доделаю эту веселую кавалькаду при желании заказчика, которые пока остановились на достигнутом. На данный момент ведем переговоры в несколько другом направлении и надеюсь, что серьезные планы будут осуществлены в ближайшем будущем.
Медведь очень неплохо смотрится в вечернее время в свете четырех прожекторов. Такое интересное решение обязательно возьму себе на вооружение. Буду экспериментировать со световым оформлением скульптур.
Скульптура «Медведь на велосипеде»
Скульптура готова — можно и попозировать.
Скульптура «Медведь на велосипеде»
Один из самых красивых ракурсов — на фоне неба.
Скульптура «Медведь на велосипеде»
А это интересный кадр из мастерской.
Скульптура «Медведь на велосипеде»
На объекте скульптура с подсветкой.
Скульптура «Медведь на велосипеде»
Шикарный вид получается в свете.
Скульптура «Медведь на велосипеде»
И еще одна фотография со светом.
Скульптура «Медведь на велосипеде»
Это тоже вид скульптуры у заказчика.
Скульптура «Медведь на велосипеде»
Так выглядит процесс создания скульптуры.
Скульптура «Медведь на велосипеде»
«Кемппи»! Спасибо за обмундирование!
Скульптура «Медведь на велосипеде»
На воздухе принимает нужный цвет
Скульптура «Медведь на велосипеде»
Медведь велосипедист. Вид в фас.
Скульптура «Медведь на велосипеде»
Ещё одна фотография на натуре.
Другие материалы по теме: Фотогалереи
Скульптура из проволоки «Ворон»
[ 04 марта 2016 ]
В последние зимние дни 2016 года делал эту скульптуру из проволоки «Ворон» на заказ по присланному рисунку.
В этом году почти все скульптуры были с полностью проваренным телом. Это, кажется, самая первая скульптура из проволоки. Как и во многих других птицах, сделал акцент на красивом оперении. В разделе «Фотогалереи» сможете отыскать и другие скульптуры в аналогичной технике исполнения.
В необычном свете. Садовая скульптура
[ 26 ноября 2008 ]
Эксперименты с фотографией иногда дают поразительные результаты. В этой галерее я попытался показать фотографии полученные при необычном освещении. Мне кажется, что некоторые фотографии довольно интересны. Хотя, были и профессиональные сессии. Например, садовая скульптура Медведь или Олень.
Скульптуры садовые «Чайки»
[ 27 февраля 2015 ]
Парочка чаек — первый заказ 2015 года. Аналогичную композицию с чайками я делал в прошлом году для выставки Moscow Flower Show 2014. Видимо прошлогодние скульптуры и послужили поводом к этому заказу. Кажется, нашел интересный вариант чайки с маленькой рыбкой в клюве. По крайней мере, именно такой вариант оценили мои друзья в Фейсбуке.
Каски «глазами фотографа»
[ 12 марта 2011 ]
Много сил и времени потратил на создание коллекции украшенных головами животных касок. Мои фотографи выложил в фотогалереи «Военные каски». На этом не остановился и отдал несколько касок професиональному фотографу. Тут показываю результат.
Фигура из проволоки Космический пришелец
[ 15 июля 2011 ]
Космический пришелец из проволоки и металических цепей разного диаметра. Я называю его еще и монстром космическим, но мне он кажется и страшным и безобидным одновременно. Надеюсь, что эта фигура украсит один из новомодных торговых павильонов. Ведь грацию этой скульптуры лучше видеть снизу вверх.
А для украшения сада лучше выбрать, что-нибудь более приземленное и легкое, например зеленые фигуры из дизайн-проекта для журнала «Cosmopolitan Петербург».
Как научиться кататься на одноколесном велосипеде
Конструкция одноколесного велосипеда складывается из колеса, шатунов, рамы, педалей и седла. Отличие колеса уницикла от велосипедного в прямой передаче — ось и втулка объединены, поэтому вращение педалей напрямую передаётся колесу. Рама похожа на вилку двухколесного байка, крепление для седла расположено в верхней части рамы. Руль не направляет движение, а помогает контролировать моноцикл в качестве дополнительной точки опоры.
- Багажник
- Клаксон
- Фары
- Крыло
- Светоотражатели
- Тормоз
Седла унициклов отличаются от велосипедных, их эргономика рассчитана на вертикальную посадку водителя. Фиксаторы для стоп отсутствут, ввиду частых соскакиваний при потере равновесия.
Подбираем свой тип
Основное применение унициклов — выполнение акробатических трюков в цирках — сделали его по стереотипу цирковым. Но среди любителей у него с каждым годом становится всё больше поклонников. Подбирая себе для ежедневных прогулок, учитывайте местность, по которой вы планируете ездить.
- Для прыжков и дропа используются конструкции из прочных металлов, они комплектуются широкой резиной, служащей амортизатором.
- Фристайл. Тут применяются модели с высокой вилкой. Диаметр колеса подбирается по росту водителя.
- Разновидности для прогулок комплектуют покрышками с большим радиусом. Это даёт возможность получать больше оборотов колеса при маленькой прокрутке.
- Есть также горные моноциклы. Как и предыдущий вид, их комплектуют большой, высокой резиной и прочными комплектующими. Амортизация при приземлении необходима в поездках на такой местности.
Есть менее популярные модели. Самая простая из них ултимейт. По сути, это колесо и две педали, отсутствуют седло и рама. Самые высокотехнологичные комплектуются компьютерами и другими примочками.
Современные производители выпускают одноколёсные модели на любой вкус. Вы можете сделать своими руками или выбрать готовую конструкцию. Но не думайте, что купите его за полвелосипеда. Профессиональные унициклы стоят хороших денег.
Использованы материалы с сайта https://unicikl.ru.
Как выбрать одноколесный велосипед?
Сначала необходимо определиться с типом езды, и по этому критерию выбрать вид уницикла. Выше обсуждались оптимальные размеры колес для начинающих, но это не единственный критерий — размер уницикла должен соответствовать длине вашей ноги. Выбирать нужно по длине от промежности до пола в обуви, а не по замеру брюк:
Вам также нужно решить, чем вы хотите заниматься на уницикле. Краткий гайд по размерам колеса:
- 12″: предназначен для детей дошкольного возраста, не совсем подходит для активного отдыха на улице, ему нужна ровная поверхность. К слову, самому маленькому унициклисту было всего 18 месяцев.
- 16″: уницикл для детей от 5 до 8 лет, пригоден только для идеального дорожного покрытия или в помещении.
- 20″: самый популярный размер, идеально подходящий как для обучения, так и для спорта. На этот диаметр продается множество шин. Такие модели уже достаточно быстрые и подходят для трюков, но и удобны в хранении и перевозке.
- 24″: универсальный размер среди моноциклов для взрослых. Хорош для улицы и пересеченной местности, но велик для помещения. Для фристайла и трюков уже великоват, но подходит для обучения и Муни.
- 29″: хороший диаметр для длительных поездок, большое колесо быстрое и гладко идет по дорожному покрытию. Для подготовленных ездоков.
- 36″: идеален для длительных прогулок, повседневной езды и скоростного катания. Не для начинающих.
Если колесо окажется для вас слишком маленьким, то поездка на нем будет напоминать поездку на детском трехколесном велосипеде. С большим другие проблемы — сложно удерживать равновесие и маневрировать. Выбор высоты рамы не менее важен — слишком высокая стойка сиденья не даст устойчиво управлять унициклом, маленькая стойка заставит почувствовать себя клоуном в цирке и будет вызывать болезненные ощущения в коленях.
Несколько слов о седлах унициклов. Сиденье для прогулочной модели и регулярной езды должно быть более широким, как Kris Holm Freeride Saddle. Трюковые модели оснащаются узкими седлами, а фристайл еще и пластиковыми.
Длинные ноги — не приговор. Приобретите более высокую раму под свои габариты на любое колесо. Приятно, что ограничений по весу для унициклистов нет. Если вы тяжелее 100 кг, просто выберите Муни или укрепленный фристайл.
Свободное управление
Теперь стоит научиться кататься с использованием педалей. Выберите среднюю передачу и во время выполнения предыдущего упражнения (отталкивание одной ногой от земли) постепенно увеличивайте скорость. Проделанное расстояние будет расти, а байк перестанет заваливаться на бок. Это отличный момент, чтобы поставить вторую ногу на педаль и начать делать обороты. После нескольких попыток и пары вращений точно поймете, что вопрос о том, как научиться ездить на велосипеде, уже не тревожит.
В случаях, когда осваивать байк помогает друг или инструктор, существует другой метод обучения. Они должны поддерживать транспортное средство за раму или седло и бегать следом. Со временем велосипед незаметно отпускается и движения становятся полностью самостоятельными. Главное – не паниковать, иначе упадете.
Следующий шаг – научиться поворачивать. Осуществить это можно не только рулем, но и с помощью наклона тела. Первый вариант хорош в использовании при малых и средних скоростях, а второй – при высоких. Начинать нужно с коротких радиусов, стремясь к более широким и длинным.
Сделав уверенно все упражнения, увеличьте дистанцию. Поставьте цель проехать 100 м в одном направлении, затем развернитесь и доберитесь к старту. Если все прошло успешно, можно полностью наслаждаться катанием, совершенствуя свое мастерство в ежедневных прогулках.
Из чего состоит одноколесный байк, и его разновидности
Когда не знакомый с термином «моноцикл» человек слышит это слово, в его воображении могут возникать сложные ассоциации, плоть до какого-то необычного мотоцикла. На самом деле это простейшая конструкция:
- колесо;
- педали;
- приводной кареточный механизм;
- «рама» – регулируемая стойка;
- сиденье.
Так выглядит классический уницикл, где не только отсутствует второе колесо, но нет и руля, тормоза и приводной цепи. Езда на нем предполагает постоянное кручение педалей и точную балансировку.
Впрочем, классика – это всего лишь эталон, на самом деле существуют и другие разновидности:
- моноцикл с рулевым управлением;
- одноколесный байк с тормозами под сиденьем;
- комбинированный вариант – руль + дисковый тормоз;
- с цепной передачей;
- электрический одноколесный велосипед.
Перечисленные варианты оснащены дополнительными приспособлениями для более простой и безопасной езды. Другая модификация стандартного одноколесника называется ултимейт, который состоит только из колеса и педалей.
Весьма интересна модель «колесо для хомяков», или интроцикл – велосипедист находится внутри. Привод расположен в скользящем зацеплении с колесом, благодаря чему оно беспрепятственно приводится в движение.
История интроциклов зародилась еще в 19 веке (конструктор – Льюис Харпер)
Одноколесные велосипеды с тормозами и рулевым управлением оснащены втулками с обгонными муфтами, что позволяет двигаться накатом. Тормоз выполняется только в дисковом варианте, так как тормозить «педалями назад» на уницикле невозможно, а ободную конструкцию зацепить не за что. Клешня расположена под седлом или на руле (для велосипедов с рулевым управлением).
Электрический одноколесный велосипед – мотор-колесо с подножками
На скорость моноцикла напрямую влияет диаметр обода, так как геометрия рамы сведена к минимуму, а в случае с ултимейтом рама отсутствует полностью. Особенно четко выражена зависимость скорости от размера колеса на классических монобайках:
Размер колеса, дюймы | Средний темп, км/ч | Высокий темп, км/ч |
20 | 6,4 | 13 |
24 | 8 | 16 |
29 | 12 | 24 |
36 | 17,6 | 35 |
Уницикл по скорости уступает стандартному велосипеду, и только 36-дюймовое колесо ставит его наравне с полноценным байком.
Еще несколько практических советов
В Youtube полно роликов, где колесо, после неудачной езды, мчится, кувыркаясь, не один десяток метров. А с поводком и колесо будет целее и прохожие не пострадают.
- На последних
картинках вы видели, как колесо упирается
в ногу. Если на колесе нету мягких
накладок, нужно или их установить или
надевать на ноги мягкие накладки (типа
наколенников) для защиты внутренней
части голени. Иначе во время учебы
страдания и приличные синяки вам
обеспечены. Кстати,
на время учебы желательно одевать
защитную экипировку для коленей, локтей,
кистей, перчатки и шлем, а при скоростях
более 20 км/час уже обязательно.С косточками
на ногах подножки колеса также ощутимо
иногда соприкасаются – сапожки или
высокие ботинки не помешали бы на первое
время. - Как ставить ногу
на подножку колеса? Для лучшей
управляемости — вплотную к колесу. А в
продольном направлении – посредине
подножки.
Если вы сдвинете ступню больше вперед
– колесо будет активней набирать
скорость, но тормозить будет сложнее.
Если ступня будет смещена больше назад
– тормозить будет легче, а разогнаться
сложнее. (Сложнее – я имел в виду сильнее
придется наклонять тело.) Удобное
положение вы со временем определите
для себя сами.
Как научиться кататься на уницикле?
Одной теорией тут не обойдешься, но есть несколько по-настоящему важных деталей при освоении уницикла:
- Вы должны научится держать вес на седле, а не на педалях.
- Сидеть необходимо идеально прямо, словно стойка является продолжением вашего копчика.
- Как только начнете движение, продолжайте крутить педали — импульс вперед помогает удержать равновесие.
- Идеальное место для первых тренировок — узкий длинный коридор, в котором вы достаете до обеих стен.
- Не смотрите вниз, только вперед. Это правило работает везде, где необходимо сохранить баланс.
Великолепная статья на тему обучения езде на моноцикле на сайте жонглеров, настоятельно рекомендую ознакомиться. Автор статьи берет интервью у нескольких профи унициклистов, и каждый из них подробно описывает свой способ обучения. Можно сказать, что по этой ссылке исчерпывающая теория, которую остается только опробовать на практике. Все говорят, что освоить одноколесный велосипед не сложно, но обучение нелинейно — прорыв случается после нескольких неудачных попыток и все идет как по маслу дальше.
Семейный активный отдых на унициклах
Ничего не сказал о ценах. Самый дешевый уницикл уровня Beginner стоит около $80, самый дорогой из серии Kris Holm $770. Часто вижу в продаже почти новые б/у моноциклы на сайтах-барахолках, за какие-то символические деньги. Есть смысл начать даже с подержанного велосипеда, чтобы понять, ваше это или нет.
Шаг 5: Изготовление звезды (необязательный этап).
У обоих звёзд уницикла должно быть одинаковое количество зубцов, чтобы создать фиксированную передачу. В ином случае на одноколёсном велосипеде будет слишком сложно ездить.
На самой большой звёздочке на заднем колесе 28 зубьев.
К сожалению на велосипеде доноре было только две передние ведущие звезды.
На большинстве велосипедов устанавливается три ведущие звезды, самая маленькая из которых имеет 28 зубцов. Она бы подошла идеально.
Поэтому пришлось импровизировать.
Я снял самую большую звезду с другого старого велосипеда.
Чтобы снять звезду, нужно только немного ударить по стопорному кольцу против часовой стрелки.
Затем я обрезал переднюю звезду и приварил к ней звезду с 28 зубьями.
При сварке она немного деформировалась. Пришлось её выпрямить с помощью разводного гаечного ключа.
Шаг 1. Определить для себя преимущества
В теории всё легко. Я злился, когда друзья говорили: «Не бойся, просто садись и крути педали». У меня ничего не получалось, даже тронуться не мог. Я боялся садиться на велосипед: а вдруг потеряю равновесие и упаду?
И правда падал. Удерживать равновесие даже пару метров было сложно.
Но когда я сосредоточился на пользе велопрогулок, дело пошло легче. Я выписал преимущества велоспорта и прогонял их в голове по пути на каждую тренировку. Это помогало мне бороться со страхом и стыдом. Я представлял, как рассекаю по городу на велосипеде, паркуюсь у кафе, везде успеваю. Думал, как здорово держать себя в форме, научиться новому и доказать себе, что могу. Со мной сработало.
Во время практики я старался следить за своим телом и конкретными действиями: поставить ногу на педаль, держать руль, выпрямить спину, контролировать дорогу. На четвёртой тренировке страх отступил: мозгу было не до него.
Учимся держать равновесие
Научиться этому малыш сможет двумя путями:
- Начинайте сразу с двухколёсного велосипеда. Такой способ хорошо подойдёт для местности с большим количеством неровностей.
- Учите ребёнка ездить на ранбайке. Это мини-копия велосипеда, которая отличается отсутствием педалей. Ранбайки бывают двух видов:
- маленького размера, игрушечные, на которых можно ездить по двору или квартире;
- большие, похожие на настоящий велосипед, подходят для езды по двору и улице, их можно брать напрокат в различных парках.
Такие велосипеды выглядят ярко и забавно, поэтому ребёнок наверняка увлечётся идеей езды на таком транспортном средстве. Есть ещё один значительный плюс – мышцы ног будут подготовлены к напряжению, которое возникнет при кручении педалей велосипеда.
Если вы хотите учить ребёнка держать равновесие на простом велосипеде, то придерживайтесь такого плана действий.
- Когда ребёнок уже уверенно сидит на велосипеде, научите его правильно садиться на него и слезать. Потом понаклоняйте велосипед в разные стороны, чтобы ребёнок ставил ногу на землю со стороны наклона, делая на неё упор и удерживаясь от падения.
- Предложите ребёнку держать равновесие самостоятельно. Отпустите велосипед, пусть малыш поставит ноги на педали. При наклоне велосипеда ребёнок должен сам сориентироваться и опереться о землю ногой. Поддержите в случае необходимости.
- Теперь приступайте к обучению использования тормоза. Это может оказаться сложным, потому что ребёнку может оказаться проще тормозить ногами или спрыгнуть с сиденья, чем использовать педаль. Тормоз обязательно должен быть ножным, а не ручным, чтобы ребёнок не нажал случайно в неподходящий момент на ручной тормоз.
- Во время обучения торможению везите велосипед, на котором сидит ребёнок, и просите его нажимать на тормоз и тут же опираться ногой на землю. Как только малыш нажмёт тормозную педаль, отпускайте велосипед.
Шаг 4: Сварка компонентов уницикла.
Зафиксируйте надёжно два компонента с помощью кирпичей и зажимов.
Я использовал дуговую сварку (электросварка электродом), хотя она не совсем идеально подходит для сварки рамы велосипеда. Она больше предназначена для заваривания отверстий.
Я аккуратно сварил компоненты.
После этого я проверил надёжность сварки — зафиксировал оба конца сборки и стал на неё по центру. К сожалению сборка раскололась на две части.
Чтобы повторить сварку, пришлось бы заново зачищать поверхности напильником.
Вместо этого я просто немного подрезал конец трубы.
Со второй попытки у меня всё получилось!
Превращаем велосипед в уницикл
Любопытных экспериментаторов, безусловно, заинтересует, как сделать велосипед с одним колесом своими руками. В углу гаража скучает ненужный двухколесный велосипед. Выбросить или дать ему вторую жизнь? Воспользуемся вторым вариантом и поступим необычным способом – превратим его в уницикл.
Для модификации двухколесного байка в одноколесный воспользуемся формулой:
Велосипед минус переднее колесо, ромб и руль = уницикл
Для работы потребуются:
- ключи для снятия руля и вилки;
- съемники шатунов и каретки;
- резка по металлу;
- наждачка;
- сварочный аппарат;
- тиски.
Поскольку работа будет пыльная, запасаемся набором салфеток и керосином.
Приступаем к работе: 1. Полностью освободить раму: снять вилку, колеса, шатуны, цепь.
2. Резкой по металлу отрезать заднюю и переднюю части рамы. В работе нам понадобится только подседельная труба с кареткой и передняя вилка.
Из этого собирается уницикл
3. Расширить вилку на тисках под заднее колесо.
4. Счистить краску с нижней части кареточного стакана, затем вырезать круг диаметром под трубу вилки.
5. На верхнем конце вилки вырезать лунку под окружность кареточного стакана. Кстати, перед сваркой надо разобрать каретку.
6. Сварить переднюю вилку с кареточным стаканом. Далее необходимо проверить прочность сварки под нагрузкой: зафиксировать концы конструкции на двух стульях, сваренный узел посередине навеса и положить кирпич. Можно также встать на конструкцию. Сварка не должна расколоться, в противном случае повторить процедуру.
Сварной шов проверить обязательно
7. Установить каретку и шатуны с ведущей звездой.
8. На дропауты вилки закрепляем заднее колесо.
9. Протянуть цепь между звездами. Убрать звенья на слишком длинной цепи с помощью выжимки.
Одноколесный велосипед своими руками готов – получили моноцикл с цепным приводом. Вдобавок к этому, на данном велосипеде можно ехать по инерции.
Этапы сборки
Итак, будущий любитель унициклов должен иметь в своём распоряжении старый двухколёсный велосипед и набор инструментов.
Колесо, вилка, седло и педали
Важно сразу определиться со способом, каким вы будете изготовлять своё новое увлечение. Общепринятых два:
- на основе расширенной передней вилки;
- используя задний треугольник
Коротко мы рассмотрим первый вариант. Вам понадобится каретка, педали, седло, подшипники и ещё некоторые комплектующие. Особо креативные создатели проектируют свой двухколёсный транспорт с рулём, который при помощи сварки выводят вперёд.
Снимаем вилку и немного расширяем её у основания. Специалисты рекомендуют фиксированную ширину около 130 мм. В ней будет установлено заднее колесо. Вы можете использовать разные диаметры колёс, в некоторых моделях встречаются менее 12 мм.
Чистим каретку от всех ненужных деталей. На ней должна остаться только подседельная труба. Основные запчасти для уницикла готовы.
На следующем этапе вам понадобится сварка, так как эти детали необходимо соединить.
В верхней части вилки просверлите отверстие, диаметром равным диаметру каретки
Используйте специальные свёрла, но если решили работать подручными средствами, то круглый напильник отлично подойдёт.
На этом этапе важно выровнять линию цепи. Она должна быть идеально прямой
Равняется по линии осей каретки и верхней части вилки.
Соединив обе детали через заранее сделанное гнездо, приступайте к сварке.
Следующим этапом сборки одноколёсного велосипеда своими руками станет создание фиксированной передачи. Если у уницикла будет большое количество передач, то им сложно управлять. Это подразумевает отсутствие звёзд разного диаметра. Педали крепятся от колеса в обе стороны. Отсутствуют привычные задние тормоза. Можно кататься как вперёд, так и назад. Торможение на уницикле требует определённых навыков. Тормоз регулируется изменением направления давления на педали. По тому же принципу работает разгон. Конечно, высокие технологии сделали своё дело, можно приобрести модель с тормозами, но мы здесь говорим о классике. Комплектующие втулку детали надёжно там крепятся: шатуны, обод, спицы и другие.
Для установки фиксированной передачи существует несколько способов. Самый простой и не самый аккуратный — заварить трещотку.
Главная проблема унициклов: спадание цепи
У большинства изделий такого рода одна проблема. На них спадает цепь. Причём незначительные отличия в длине могут сделать езду на моноцикле невозможной. Поэтому следующим шагом станет добавление дропаутов. Приварите их к нижней части, а к верхней прикрутите болтами через специальные отверстия. Это зафиксирует ровную линию цепи, не факт, что сработает, но попробуйте.
Дополнительно такую проблему создают: нахождение звёзд в разных плоскостях или их люфт. Профессионалы-моноциклисты рекомендуют использовать звёзды на 28 зубьев.
Хорошим способом может стать изменение положения передней вилки. Регулировка угла поможет либо натянуть цепь, либо ослабить её.
Отдельное внимание нужно уделить седлу. На одноколёсном велосипеде нагрузка идёт по позвоночнику и удобство посадки — это важная составляющая унициклов
Учимся кататься на трехколесном велосипеде
Первый шаг – выбор подходящего по росту велосипеда. Для этого нужно, чтобы малыш сел на него. Если ребенок отпускается на землю всей стопой и может слегка согнуть колени, значит, велосипед вы подобрали правильно.
Покажите, что если велосипед везти, как прогулочную коляску, то он может ехать. Для пущей убедительности усадите на сиденье плюшевого мишку. Позвольте ребенку самому повозить игрушечного «седока», поворачивая в процессе руль и изучая особенности движения. И только потом пригласите малыша занять свое законное место и начинайте обучение.
Если площадь квартиры позволяет, откройте первую магистраль именно в ней. Положите руки ребенка на руль, а маленькие ножки поставьте на педали. Придерживая его за бедра, покажите движение ног при езде. Теперь пусть пробует сам, а вы подталкивайте его сзади. На трехколесном велосипеде ребенок усваивает простой навык – движение происходит при вращении педалей.
На следующем этапе можно уже выходить на прогулки. Для них лучше всего подойдут стадион или школьный двор с ровной поверхностью и отсутствием другого транспорта
Сейчас детское внимание полностью сосредоточено на педалях, так что малыш будет ехать куда угодно, не выбирая направления.
Осознанным управлением кроха станет овладевать только после того, как доведет умение крутить педалями до автоматизма. Хотя некоторые родители сначала учат владеть рулем, а уже потом переносят внимание малыша на педали
Особой разницы нет, просто учить обоим навыкам следует поэтапно, так как и ехать, и рулить одновременно ребенок еще не может.
Помните, что ваши занятия не должны длиться более получаса. А если малыш капризничает, отказывается продолжать тренировку, не настаивайте. Отложите обучение до лучшего времени.
Осваиваем двухколесный велосипед
Итак, настала пора переходить на более совершенный вид транспорта – двухколесный велосипед. Чаще всего это происходит в четыре года.
- Отрегулируйте сиденье велосипеда так, чтобы дошкольник, сидя на нем, мог дотянуться ногами до земли. Когда ребенок научится уверенно держаться в седле, его опять можно будет поднять до необходимой высоты.
- Некоторые взрослые используют боковые колесики для подстраховки. Однако, на взгляд многих опытных родителей, применять их не стоит, так как с ними ребенок не учится держать равновесие. Они допустимы в том случае, если дети прежде не тренировались на трехколесном велосипеде.
- На следующем этапе превратите велосипед в самокат, сняв на время одну педаль с железного коня. Ребенок разгоняется, отталкиваясь от земли одной ногой, а другой опирается о педаль. При этом он еще должен обеими руками держаться за руль. Таким нехитрым способом малыш совершенствует умение удерживать равновесие.
- Возвращаем педали на место и пробуем кататься на велосипеде с вашей поддержкой. Не стоит держать транспортное средство за руль или сиденье. Просто следуйте за малышом, придерживая его за плечи.
- Не забудьте обучить ребенка правильно слезать с велосипеда. Сначала научите наклонять его на себя, в это же время упираясь ножкой о землю. Такое же упражнение попробуйте и с другой стороны велика.
- Еще один обязательный пункт – умение тормозить. Катите велосипед вместе с малышом и попросите его затормозить. Тут же отпускайте транспорт и следите, чтобы ребенок после торможения опускал ногу на землю.
Обучение езде на велосипеде должно стать положительным и полезным опытом для вашего малыша. Поэтому не стоит откладывать покупку железного коня на потом. Возможно, неподдельный интерес и восторг ребенка заразит всех домочадцев, и вскоре мама с папой также станут заядлыми велосипедистами.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: 10 лучших моделей трехколесных велосипедов-каталок для детей
С чего начать?
Знакомство.
Включите колесо и покатайте вперед,
назад. Почувствуйте, как оно реагирует
на попытки наклона вперед, назад.
Можете усложнить упражнение. Повторите, взобравшись на колесо и держась за неподвижную опору над головой (например турник). Упражнение типа маятник – ноги с колесом уехали вперед, потом назад. Руки остаются на неподвижной опоре.
- Учимся становиться на колесо. На ровной свободной площадке включите колесо, поддерживайте колесо вертикально за ремень (см. первый практический совет). Поставьте одну ногу на подножку (смотри последние две картинки и текст). Быстро поставьте вторую ногу на подножку, удерживая равновесие. И снова снимите вторую ногу, вернув на землю. Повторяйте упражнение минут 10, постепенно пытаясь увеличить время стояния двумя ногами на подножках. (Результат 2 сек. – это уже отлично).
- Аналогично №2, только начинайте с другой ноги.
- Переступы. Начните делать упражнение №2, но снимайте с подножки ту ногу, которую ставили первой. И в обратную сторону выполняйте. Также постепенно пытайтесь увеличивать время равновесия на колесе.
- Езда по прямой. Станьте двумя ногами на подножки. Одновременно с постановкой второй ноги, слегка наклонитесь вперед для начала движения. Распределите вес равномерно на обе подножки и поддерживая равновесие, езжайте прямо. Изменяя продольный наклон тела, слегка ускоряйтесь и замедляйтесь. Держите привязанный ремень к колесу свободно, не натянутым (а не держитесь за него). Балансируя руками, поддерживайте равновесие. Уменьшите скорость до полной остановки, сойдите с колеса, удерживая его за ремень от падения.
- Начните упражнение №5. Плавно выполняйте повороты в обе стороны «переминаниями». Завершите упражнение аналогично предыдущему.
- Начните упражнение №5. Попробуйте спрыгнуть с колеса при торможении, когда колесо еще не совсем остановилось. Удерживайте колесо за ремень от падения.
- Начните упражнение №5. Уменьшите скорость и на маленькой скорости выполняйте повороты зажав и поворачивая колесо ногами.
Отрабатывайте каждое упражнение до получения положительных результатов.
Экстренная остановка. У меня это непроизвольно получалось следующим образом (на небольшой скорости, не более 5 – 7 км/час): отклоняясь назад и приседая, резко ставлю одну ногу на землю, второй ногой на наклонившемся колесе описываю дугу (как циркулем), упираясь ею и гяся силу инерции. Несколько раз – выручало. На большей скорости этот метод наверняка приведет к «эффектному» зрелищу под названием «катящееся бревно».
Потренируйтесь становиться на колесо и начинать движение, сходить или соскакивать с колеса поочередно разными ногами, а не только той, которой удобней. На дороге могут встретиться различные ситуации.
Полезной для здоровья будет и отработка навыка экстренной остановки (см. упражнение 9). Необходимо оценить и прочувствовать длину тормозного пути для безопасных остановок.
Думаю после этих опытов, спокойный плавный стиль вождения в итоге Вам больше понравиться. 20 км/час и выше – это для любителей остренького.
Если Вы не испугались повторяющихся в тексте слов «падение» и дочитали мое произведение до конца, признаюсь – научиться ездить на моноколесе можно и нужно совсем без этого ужасного слова «падение». Главное предупредить и предвидеть это событие.
Предупрежден –
значит вооружен!
УДАЧИ! ДО ВСТРЕЧИ НА ДОРОГАХ!
P.S.
Езда
на моноколесе дарит прекрасное чувство
полета над землей!
(Это не в смысле – полет при падении с колеса. При падении возникают совсем другие чувства)
Тайга, медведи и собака Чика. Москвичка на велосипеде доехала до Заполярья
Татьяна Никульникова лишилась престижной работы в Москве прямо накануне пандемии коронавируса, но вместо поисков нового места отправилась в велотрип, о котором мечтала много лет.
Татьяна рассказала АиФ.ru о своём велопутешествии: как случайно нашла дальних родственников в полузаброшенной деревне, как спасала себя от наводнения при помощи кружки и о собаке Чике, которая вместе с велосипедисткой пересекла Полярный круг.
Татьяне Никульниковой 35 лет. У неё пять велосипедов, муж Витя и чудесный кот Флоки породы нибелунг. А ещё год назад у Никульниковой была высокооплачиваемая работа финансового аналитика в крупном международном холдинге. Но с работы она уволилась, потом случилась пандемия коронавируса и всеобщая самоизоляция, во время которой найти новое место трудоустройства оказалось сложно. И вот тогда Таня упаковала походные вещи в рюкзак, сдула пыль со своего велосипеда Orbea и (дождавшись, разумеется, ослабления пропускного режима) умчалась из Москвы в закат.
Случилось это 26 мая. За последние три месяца велосипедистка посетила Подмосковье, Тверскую, Новгородскую, Ленинградскую области, Карелию и наконец добралась до Мурманска и побережья Баренцева моря.
До этого Татьяна уже совершила множество зарубежных велотрипов, в том числе по Намибии, Новой Зеландии, Австралии, Латинской Америке, Европе и т. д. Но все они были короче, не больше месяца. Длительное велопутешествие именно по России было давней мечтой.
Простота жизни — в путешествии
Наш разговор с Татьяной состоялся уже в самом конце её пути. Путешественница готовилась покорить финальную точку своего маршрута — мыс Немецкий на берегу Баренцева моря.
Елена Пьянкова, «АиФ.ru»: Три месяца ты живёшь в режиме «не знаю, что будет завтра». Поделись впечатлениями?
Татьяна Никульникова: Как раз наоборот — я живу в режиме, когда знаю, что будет завтра. Когда у тебя есть цель, жить легко. Вот дорога, ты по ней едешь. Для меня это оказалось проще, чем жить в четырёх стенах в квартире в Балашихе. Там ты как раз не знаешь, чем себя занять. А в путешествии есть некая простота жизни: ты проснулся и едешь дальше. И меня даже немного пугает путь домой, потому что совсем не знаю, что же там ждёт. Психологически для меня сложнее вернуться, чем продолжить куда-то ехать.
— В одном из интервью ты говорила, что велосипед — это твоя свобода, когда можешь выбирать, куда ехать и когда ехать. С плюсами тут все понятно, а что с минусами? Приходится ли как-то расплачиваться за такую свободу?
— О да, главный минус — постоянный поиск ночлега. Каждый день приходится искать место, которое будет для тебя домом на одну ночь. И этот палаточный быт начинает немного угнетать. После одного-двух месяцев пути приближение вечера и темноты становятся стрессом. Надо искать, где остановиться. Либо в гостинице, а это расходы, либо в уже надоевшей палатке. Ещё минус — это усталость, так как каждый день испытываешь физические нагрузки. Еда не восполняет потерянные калории, очень быстро худеешь. Для кого-то может это и плюс, но для меня скорее минус. Потому что из-за этого меньше энергии, начинаешь медленнее ехать.
— Раньше ты ездила в основном в зарубежные велопутешествия и вот наконец решилась на импортозамещение. Удалось ли прочувствовать Россию в этой поездке? Какая же она на вкус?
— Ожидания были хуже, чем реальность. Россия всегда казалась мне опасной и непозитивной страной. А люди, оказывается, не такие мрачные, как ты их представляешь, сидя дома. Новые встречи мне всегда давали такой эмоционально положительный заряд, чтобы продолжать путь! Ну и, конечно, природа. Что Карелия, что Кольский полуостров. Да даже в центральной России можно найти интересные природные уголки. Причем на фото место может выглядеть одним образом, а когда приезжаешь — ощущения совсем другие. Как правило, лучше.
— Если сравнить твою поездку по России с опытом зарубежных путешествий — в чём отличия?
— Первое — это язык. Когда ты общаешься с местными жителями на их языке, можешь получить больше информации. Второе отличие — в чужой стране всегда можно испытать культурный шок, например от местных традиций. В России же для меня всё было предсказуемо. Третье — это инфраструктура. Как правило, в западных странах повсюду велодорожки, на проезжей части есть выделенные полосы, в России подобное — редкость. Также во время поездки на моём пути редко встречались гостиницы, особенно в Карелии, где отель может попасться один раз за 500 километров. Ну и четвёртое — это привычная еда. В России не было проблем с выбором продуктов в магазине, так как всё это уже знакомо.
Почему не стоит бояться медведей
— Допустим, посреди жуткой разбитой лесовозами дороги что-то пойдет не так — сломается велосипед, а до цивилизации ехать ещё 100 км. Твои действия?
— Если поломка не очень серьёзная, то я всё починю сама. Не важно, сколько времени это займёт. Главное, что потом поеду дальше. Может, поеду медленнее, может, будет хуже, чем было до поломки, но всё равно нужно двигаться вперёд. Если поломка вообще не совместима с движением, то тогда это большое «попадалово». Тогда, наверное, просто поставлю палатку на обочине и буду ждать, когда кто-нибудь проедет мимо, чтобы попросить помощи, подбросить до цивилизации.
В этой поездке, к счастью, случались только мелкие происшествия — сломалась молния на сумке, вышла из строя газовая горелка. Ещё были проблемы с палаткой — сломались дуги, я их перемотала изолентой, и сама палатка начала протекать, пришлось заклеивать эти места армированным скотчем.
— Ещё одна гипотетическая ситуация, которую рисует воображение городского человека. Допустим, едешь ты на велосипеде в глухом лесу — справа медведь, а слева человек с ножом (возможно, грибник). В какую сторону ты бы ринулась и почему?
— Наверное, я бы ринулась в сторону медведя. Скорее всего, он меня испугается сам и убежит. А человек с ножом — непонятно, чего от него ждать. Может, он грибник, а может и нет. Как говорится, человек — самый страшный зверь. Чаще всего я больше боюсь людей, а не диких животных.
Истории из путешествия от первого лица
1. Наводнение под Рузой
«Когда я ночевала в палатке под Рузой (Московская область), меня буквально затопило. Встала в лесу с палаткой. И в итоге целый день и всю ночь шёл дождь! Из-за этого не могла никак поехать дальше. Пришлось простоять там сутки, а когда проснулась утром, то поняла, что что-то не то — я лежала просто в луже воды. Когда открыла тент палатки, оказалось, что весь лес вокруг меня затоплен, буквально превратился в огромное озеро. Пришлось кружкой вычерпывать из палатки воду, как с тонущего корабля. В конце концов собрала все промокшие насквозь вещи, распихала по сумкам, доехала до ближайшей гостиницы, которая была в 60 км от того места, и там уже благополучно просушилась».
2. Приключения собаки Чики
«По пути из Карелии в Мурманскую область со мной приключилась история, достойная пера Джека Лондона.
Мне нужно было переплыть на пакрафте (туристическая надувная лодка) небольшой канал около дамбы местной ГЭС. Плыла я совсем недолго, а на другой стороне реки меня ждали две собаки, которые „подрабатывают охранниками“ на этой станции. Старый пёс покрутился вокруг и убежал обратно, а молодая девчонка по кличке Чика с интересом наблюдала, как я сдуваю лодку. Все крутилась рядом, и выпросила-таки кусочек протеинового батончика. Поехала я дальше. Оглядываюсь, а собака бежит за мной. Я пыталась ее прогнать, пыталась ехать быстро — не отстаёт. Да и на такой дороге быстро ехать не получалось. Пять километров, десять. Я тогда подумала, что, может, поедет встречная машина, попрошу чтобы забрали собаку. Но машин не было ни одной.
Вечером остановилась на шикарной стоянке, по-видимому, оборудованной геологами. Накормила свою попутчицу гречкой с тушёнкой, а после ужина пошли с ней на озеро рыбачить. Я закидываю спиннинг, а Чика сидит рядом на берегу, предвкушает добычу. С собакой даже и как-то веселее, не так одиноко, хоть я кошек больше люблю. Но до Мурманска не могла её взять никак.
Среди ночи проснулась от лая. Какой-то дикий зверь пришёл, а Чика его отпугнула, спасла меня! Вместе с Чикой мы пересекли Полярный круг, и в итоге она добежала со мной до Зареченска, который был в 50 км от места, где я впервые встретила собаку. Слава богу, в Зареченске нашлась девушка, у которой мама работает на ГЭС, позвонила ей по телефону и договорилась, что привезёт пса обратно. Там наши совместные приключения с Чикой закончились. Хотя, признаюсь, я даже немного скучала без неё, когда выдвинулась в путь одна».
3. Нашла родню, просто проезжая мимо
«Под Великим Новгородом среди болот есть такая деревня — Глухое Демидово. Оттуда родом была моя бабушка. Я думала, что там вообще может уже никто и не живёт. Но, проезжая мимо, всё же решила туда завернуть.
После войны населённый пункт был переименован в Приволье, но старое название говорит само за себя. Там тупик, дальше только топи. Бабушка уехала оттуда где-то в 60-х, но я мечтала побывать в Демидове и узнать, жива ли деревня, помнит ли кто из стариков бабу Наташу и её сестёр. Деревня оказалась большая и живее всех живых! Из стариков только баба Тоня 80 лет, но она моложе бабушки лет на 15 и не вспомнила её. Была ещё одна старушка старше, но та уже без памяти. Баба Тоня подсказала: „Так вон Егоровых дом, сходите к ним, они хорошие люди“. Бабушка была Егорова, я пошла к потенциальной родне. Приняли хорошо, чаем напоили и всё искали в моих чертах лица сходство: „Ну точно родня!“ В деревне я провела несколько часов и в итоге нашла своих дальних родственников!»
Отъезд
Татьяна уже вернулась с полуострова Рыбачий, и сейчас ей остаётся двигаться только в одном направлении — на Москву. Велосипедистка делает последний рывок — проезжает около 20 км от Мурманска до станции Выходной. Из Мурманска поезда пока не ходят — железнодорожный мост через реку Кола, разрушенный в начале лета, всё ещё не восстановили.
На станции Таня грузит свой «дом на двух колёсах» в вагон и готовится отдыхать. недели две. А дальше, по её признанию, вместе с мужем они собираются поехать в новое велопутешествие, на этот раз в Крым.
«Осторожно, двери закрываются!». Поезд трогается и начинает путь на юг.
Сколько стоит такое путешествие?
Около 20 тысяч рублей в месяц.
Включено: продукты (8 тыс. рублей), около 4-5 ночёвок в гостиницах (10 тыс. рублей), 3-4 обеда в ресторанах в популярных туристических местах (2 тыс. рублей).
Не включено: велосипед, палатка, пакрафт, GPS-навигатор, сувениры.
Велосипедные истории: два колеса советского детства
В ночь на субботу, 2 июля, все желающие смогут принять участие в ночном велопараде. Не исключено, что некоторые москвичи решат прокатиться по ночному городу с детьми. Колумнист Алексей Байков задался вопросом: А как вообще развивался детский велопром? Подробнее – в материале m24.ru.
Их помнят и глаза и руки, а уж как помнит «пятая» точка организма. Поколение 1976–1982 годов, которому довелось всласть поездить на советских великах смотрит на нынешние немецкие, итальянские и китайские двухколесные чудеса с легким оттенком превосходства. Вы, если что-то сломается, куда пойдете? В веломастерскую, где в предвкушении наживы радостно потирает татуированные по локоть руки бородатый хипстер с серьгами в ушах, в носу и во всех прочих местах. А вот, скажем, сами перебрать заднюю втулку старого-доброго «Прогресса» не хотите ли? Сесть на лавочку рядом с дачным сараем, торжественно разложив на ней ветошь, ключи и масленку, и на полдня предаться техномедитации, отвечая утробным криком: «я занят!» на любое: «давай обедать!». А как перетягивается цепь вы еще помните? Как поставить заплатку на проколотую камеру? А как выправляются восьмерки на колесах? А как смазывать каретку?
Советская велосипедная промышленность делала удивительные аппараты. Прочные как наш лучший в мире танк Т-34 и такие же тяжелые, они выдерживали любые издевательства над собой, а потом неожиданно ломались просто так, на ровном месте, закаляя детский характер и превращая нас в настоящих профессионалов ремонта на дому. «Школьник», «Салют» и «Урал» сыграли роль в становлении поколения людей с руками, растущими откуда надо, ничуть не меньшую чем самодельные приемники по рецептам из пионерских журналов.
А как скрипели те кожаные седла – вы еще помните? Те самые с тиснением и ярко блестящими на солнце никелированными пружинами. Как тренькал звонок? Как украшали своих железных коней, словно в благодарность за долгие годы верной службы – ведь некоторым великам из деревенских сараев доводилось таскать на себе не одно и не два, а целых три поколения. Как ставили на колесо по нескольку катафотов (светоотражатели), как вырезались из любого подходящего куска резины брызговики, как обматывали спицы проводками с разноцветной изоляцией?
А сегодня они тихо догнивают на своей последней дачной стоянке, а мы радостно накручиваем по городу километры на недавно купленных «Гигантах», «Кубах» и «Стеллзах», и больше о них не вспоминаем. Лишь иногда, по дороге на работу улыбнемся старенькому, видавшему виды перекрашенному «Салюту», везущему узбекского дворника с его метлой до трудов праведных. И удивляемся: сколько лет прошло, и все спицы проржавели – а он еще ездит, скрипя всеми несмазанными частями.
А потом хочется, наплевав на все дела, сесть в электричку, пройти от станции три километра, распахнуть старую калитку, открыть ржавый замок… и просто попросить прощения у старого друга за все. За то, что забыл, не привел в порядок и не взял с собой в город, а променял на манетки Shimano и гидравлические тормоза. Лишь глядя на репортаж с очередного парада энтузиастов ретровелосипедов задумываешься: а может стоит притащить свой «Урал» или «Десну» в мастерскую и хоть раз, да проехаться на нем по улице. Но вечно чего-то не хватает, то ли времени, то ли лишних денег.
Но давайте вспомним о наших старых велосипедах хотя бы вот так, виртуально. Хотя они и заслуживают большего.
Самый первый
Фото: ТАСС/Борис Кавашкин
Собственно именно с него все и начиналось. Для советского ребенка этот смешной велосипедик был первым «большим», почти как у взрослых. Все классические детские велосипеды с педалями, намертво прикрепленными к переднему колесу, были, скорее, самоходным вариантом коляски, не случайно многие из них сегодня выпускаются с торчащей позади седла длинной ручкой для управления взрослым.
Но «Дружок» был не такой. У него было все как у настоящего велосипеда: руль, тормоз, цепь, багажник и даже колеса с камерой. У более поздних вариантов они, правда, делались из цельнолитой резины. Весь секрет заключался в колесной формуле 2×2: на задней вилке рядом с выемкой для колесной втулки на болтах крепились две дюралевые штанги с пластмассовыми колесиками. В один прекрасный день папа говорил: «Ну все, ты уже большой» – и отвинчивал одну из них. Потом отвинчивал вторую, и вот ты уже едешь как взрослый, удерживая равновесие. После «Дружка» учиться этому не требовалось.
В отличие от большинства советских великов, «Дружок» не имел заднего барабанного тормоза, вместо него был задний клещевой. Впрочем, вряд ли ребенок смог бы разогнаться на нем так, чтобы не суметь затормозить ногами. Еще «Дружок» был складным, со съемными рулем и седлом, что существенно облегчало его перевозку в метро, в электричке или в багажнике автомобиля. А его платформа позволяла такие изощренные издевательства над собой, что от фантазии отечественных кулибиных можно было остолбенеть на месте с разинутым ртом. Доводилось видеть даже переделку «Дружка» в мопед при помощи мотора от братской бензопилы «Дружба».
Более продвинутым вариантом «дутика» (так называли в народе все детские велосипеды «дружковского» типа) считались ленинградский КВД или его тульская копия по имени «Бабочка» – в основном за счет более изящных форм и красного пластмассового шильдика со звездой на переднем крыле.
Велосипед «Бабочка». Фото: velomasterclass.ru
Самым понтовым детским великом считалась львовская «Зайка-люкс», у которой было сидение с поддерживающей спинкой, передняя и задняя фары и зеркала, как на мотоцикле – но она крайне редко попадала в магазины за пределами Украины.
Велосипед «Зайка-люкс». Фото: detstvoto.net
Для особых эстетов были еще тульские ДКВ, считавшиеся промежуточным вариантом между детскими и школьными великами. Их конструкцию вполне можно было назвать винтажной: в комплекте помимо обычного ведущего колеса поставлялось аналогичное по размерам второе пассивное колесо и удлиненный мост со звездочкой. Из всех этих запчастей можно было собрать как трехколесный детский велосипед, так и обычный двухколесный.
Процесс послевоенной эволюции советского детского велосипеда начался он с «Ветерка», выпускавшегося в 1950-х. Ранние модели «Ветерков» имели ту самую формулу 3×2, которую потом без изменений скопировали на ДКВ, а поздние делались уже с приставными колесиками, как на «дутиках».
Еще одним ответвлением с того же древа был совсем уж редкий латвийский «Спарите» («Стрекоза») с тремя колесами, уже без всякой возможности модификации. Между прочим, поставлялся на экспорт в Финляндию.
Помимо детских 3×2 велосипедов существовали и взрослые: экспериментальный В-925 Жуковского завода, предназначавшийся для лиц пожилого возраста и перевозки грузов и их же ЖВЗ «Десна» 113-221, выпускавшийся крупной серией на базе одноименного «складника».
В один прекрасный день в жизни каждого советского ребенка наступал тот самый момент, когда руль и седло верного «дутика» выше уже не поднимались, а ноги начинали скрести по земле. Это означало, что пора канючить на велик побольше. А также учиться на все пятерки, ходить за хлебом и выносить ведро по первому свистку – все ради того, чтобы в один прекрасный день родители торжественно вкатили бы в квартиру новенький, блестящий, еще чуть-чуть липкий от заводской смазки подростковый велосипед.
От 8 до старших классов
Советские велосипеды для детей младшего школьного возраста и подростков фактически представляли собой уменьшенные копии взрослых. Вариантов было не так много, а самыми распространенными были «Школьник» и «Орленок». Все остальные если где и ездили, то разве что на периферии производивших их республик.
«Школьник» – детище Горьковского автозавода, выпускался с начала 1960-х. Первые модели еще имели гендерную стратификацию – они делились на женские (рассчитанные на езду в длинной юбке) и мужские. Позднее их стали выпускать в варианте унисекс, с открытой однотрубной рамой. Существовала и складная версия.
Родовой травмой всех «Школьников», так и не исправленной за добрых два с лишним десятка лет производства, было весьма паршивое качество задней втулки. Уже через несколько месяцев езды цепь начинала регулярно слетать, а прокруты педалей становились унылой повседневностью. Папаши вынужденно переквалифицировались в веломехаников, потом махали рукой: «делай сам», и детям приходилось сызмальства осваивать всю премудрость ключей и подшипников, чтобы заставить несчастный агрегат хоть как-то ездить.
«Орлята» появились еще раньше – в 1950-х. Сперва их делал Минский велозавод, причем сразу двумя моделями: «Орленка» с закрытой рамой для мальчиков и «Ласточку» для девочек. С середины 1970-х основной поток «орлят» стал сходить с конвейров Шауляйского моторного завода, благодаря чему велосипеды обзавелись звучными именами «Эрелюкас» и «Крегждуте».
Велосипед «Эрелюкас». Фото: veloretro.ru
Ранние варианты «Орленка», как и мужских версий «Школьника» имели сдвоенную верхнюю трубу рамы, переходящую в перья задней вилки. Потом конструкцию решили упростить, позаимствовав раму от популярного у взрослых «Прогресса». В таком виде «Орленок» дожил чуть ли не до вступления Литвы в Евросоюз.
«Складники» и универсалы
Складные велосипеды создавались специально под потребности горожан, с оглядкой на предъявляемые общественным транспортом требования к габаритам перевозимого груза. Надо сказать, что в СССР эти семена упали явно не на ту почву: энтузиастов городской езды было ничтожно мало, ввиду отсутствия велоинфраструктуры и даже представлений о том, какой она должна быть. Велосипед нес транспортную нагрузку в основном на селе и в небольших городках типа подмосковной Дубны. В городах-миллионниках ребятня каталась по своему двору лет до 14, после чего железного коня вешали на гвозди в прихожей до рождения собственных наследников, либо ссылали на дачу.
И все же, когда ближе к концу 1970-х «складники» появились в продаже, их стали охотно брать. Успеху новинки способствовали вытекавшие из уменьшенных габаритов и складывающейся рамы побочные особенности конструкции. Отсутствие верхней трубы позволяло ездить на них как мальчикам, так и девочкам, а за счет исключительной длинны подседельного и рулевого штырей, ими могли пользоваться и подростки и взрослые. Словом – простое и дешевое решение на все времена.
В неформальной дворовой или деревенской иерархии, «складники» считались великами не крутыми и не «пацанскими», хотя позднее все же вошли в моду. Советских «складников» понаделали довольно много, но самыми распространенными были «Кама» и «Десна». Чуть реже попадался «Аист».
«Каму» выпускал Пермский завод имени Октябрьской революции. Основой для него послужила предыдущая, и не совсем удачная модель В-815. Создатели «Камы» довели до ума замок складывания рамы, поставили передний клещевой тормоз, мягкое седло, новую переднюю звездочку и руль с выносом – велосипедик вроде как получился удачным. По крайней мере, его охотно покупали за неимением лучшего.
На самом излете горбачевской перестройки и в начале 1990-х среди мальчишек распространился слух о том, что в продаже редко-редко, но появляется новая модель «Кама-Спорт». И действительно, периодически можно было увидеть счастливчика, гордо рассекавшего на «Каме» с пятью скоростями.
На самом деле ларчик открывался просто и весьма типично для того времени. В конце 1980-х зарплату на заводе начали выдавать не деньгами, а продукцией. Какая-то светлая голова из рабочих додумалась ставить на «Каму» комплект производившихся там же задних звездочек для шоссейного «Спорта» и продавать эти гибриды с рук на трассе и на остановках общественного транспорта. Почин подхватили мужики в гаражах по всей стране и тоже принялись снимать звездочки со старых, битых «Спортов» и ставить их на «Камы».
Уже в новейшие времена, когда завод имени Октябрьской революции превратился в акционерное общество «Велта», выпуск подобной модели попытались наладить серийно, но не преуспели. Кстати набора передних скоростей у «Камы-Спорт» не было, поскольку каретку от «Спорта» поставить на «Каму» было невозможно без переделки рамы.
Изготовлявшаяся на Жуковском велозаводе «Десна» отличалась от «Камы» разве что чуть большим изяществом форм и отсутствием переднего тормоза. На первых моделях еще стояли красивые подпружиненные кожаные седла от классических дорожных велосипедов, но позднее их заменили на такую же убогую дермантиновую подушку, как на «Каме».
Как уже говорилось, советские «складники» крайне редко использовались по назначению. На многих из них разболтавшийся короб складывания рамы, в конце концов, просто заваривали наглухо. Советская промышленность ответила на это «универсалами» – семейством велосипедов с рамами такими же как на складных, но без механизма складывания, вместо которого внизу стояла коротенькая перемычка. Заслуженной классикой жанра считался «Салют».
Поскольку делал его все тот же Пермский завод, то чисто визуально «Кама» и «Салют» отличались разве что диаметром колес и формой передней звездочки. Позднее появился и складной вариант «Салют-С». А уже под закат СССР пермяки расщедрились на модный «Салют-5», ставший первым советским складным велосипедом с усиленной рамой и набором скоростей.
Тут в принципе можно и закончить, но перечень советских «складников» был бы неполон без двух совершенно удивительных велосипедов, к сожалению так и оставшихся неизвестными широкой публике.
«Эврика-2» Львовского мопедного завода самой первой (и, похоже ,последней) из советских велосипедов получила руль с раздельными штангами и пружинный амортизатор передней вилки. Но мало того – «Эврика» была еще и первым советским складным двухподвесом! Вот это вот маленькое черное, позади седла, и есть задний амортизатор, сделанный притом из резины.
Зачем была нужна подобная конструкция и какому инженеру сей изыск пришел в голову – неизвестно, но «Эврика» пользовалась успехом как у подростков, для которых она официально позиционировалась, так и у не слишком габаритных взрослых. Остается добавить, что и складывался сей агрегат не как все нормальные «Камы» и им подобные, а поворотом задней вилки по оси втулки вниз.
Второй и безусловной удачей советской велосипедной промышленности можно назвать «Тису».
Этот агрессивного вида подростковый универсал с усиленной мопедной передней вилкой и хищно изогнутым багажником мог бы стать хитом продаж – но не сложилось. «Тиса» появилась под самый закат СССР и сразу же, как и многое другое, стала дефицитом. А потом ее производство попросту прекратили.
Одноколесный велосипед: опыт эксплуатации, отзывы, фото
Одноколесный велосипед является универсальным тренажером, который позволяет ездоку развить чувство равновесия, координацию движений. Люди, которые предпочитают езду на одноколесных велосипедах, намного проще осваивают горные лыжи, ходьбу по натянутому канату, сноуборд, а также быстрее учатся ездить на заднем колесе обычного велосипеда или мотоцикла.
Одноколесный велосипед – как называется такое средство передвижения?
Правильное название одноколесного велосипеда – уницикл. Когда человек слышит это определение впервые, в его воображении обычно возникает какое-то неимоверно сложное средство передвижения. Хотя каждый из нас неоднократно видел «младших братьев» современных унициклов во время цирковых представлений. Велосипеды, которые состоят из сиденья, пары педалей, а также единого колеса и представляют собой по определению унициклы.
Насколько сложно ездить на уницикле?
Освоить одноколесный велосипед не намного сложнее, чем обычный, особенно если за дело берется бывалый велосипедист. Причем здесь лишь немногое зависит от правильного балансирования. Для передвижения наезднику необходимо своевременно парировать периодически возникающие отклонения, выполняя микродвижения сиденьем, которое выступает здесь своеобразным рулем. Свою роль в изменении положения и направления движения играет также управления педалями.
Вопрос безопасности
Глядя на устройство одноколесного велосипеда, можно подумать, что ездить на таком средстве передвижения крайне небезопасно. Однако в реальности кататься на уницикле в несколько раз безопаснее, чем на двухколесных велосипедах.
Что обычно происходит во время попадания переднего колеса двухколесного велосипеда в углубление при движении на большой скорости? Зачастую наездник перелетает через руль, после чего на него со всей силой обрушивается вес велосипеда. Оказавшись в такой ситуации, наездник уницикла имеет возможность попросту соскочить с сидения вперед, продолжив, таким образом, инерционное движение. Причем происходит это машинально, естественным образом. Поэтому травмы при езде на одноколесных велосипедах получают лишь любители экстрима.
Преимущества уницикла
Одноколесный велосипед способен стать не только находкой для опытных любителей велоспорта, которым уже недостаточно адреналина. Использоваться такой вариант может для удобного передвижения в условиях многонаселенного города с загруженным трафиком.
Помимо прочего, современные унициклы обладают следующими преимуществами:
- такие велосипеды максимально компактны, что позволяет удобно размещать их в любом свободном углу;
- при необходимости из уницикла можно сделать импровизированный прицеп для велосипеда одноколесный, надежно присоединив его к двухколесной модели с помощью подручных средств;
- с унициклом можно без проблем зайти в гости, посещать магазины, кафе, развлекательные заведения, офисные помещения, не только брать его с собой, но и пользоваться им в метро, заносить в общественный транспорт (причем оплачивать проезд с моноциклом не требуется, так как расценивать его можно в качестве отдельной части полноценного велосипеда);
- одноколесный велосипед абсолютно безопасен для своего владельца, необходимо хорошенько постараться, чтобы получить повреждение или травму даже на этапе обучения катанию на уницикле;
- ввиду высочайшей маневренности и незначительной массы, одноколесные модели велосипедов безопасны для пешеходов;
- при желании можно сделать одноколесный велосипед своими руками, воспользовавшись старыми запчастями от обычного, двухколесного.
Где разрешено ездить на уницикле?
Представители автоинспекции классифицируют одноколесные велосипеды, как нечто среднее между обычным пешеходом и транспортным средством. Официально унициклы не относятся к транспорту и поэтому не должны передвигаться по дорогам общего пользования, подчиняясь правилам движения, установленным для автомобилей.
Ездить в городской черте на уницикле желательно по тротуарам, осуществляя аккуратное движение и выполняя безопасные для окружающих маневры.
Как научиться кататься на уницикле?
Чтобы приобрести навыки уверенной езды на одноколесном велосипеде, требуются тренировки. Начинать желательно с наиболее простых упражнений, не забывая о необходимости использования защитной экипировки: шлема, наколенников, перчаток, налокотников, прочего.
Научиться ездить на уницикле можно благодаря регулярным тренировкам, которые состоят из нескольких этапов:
- Сначала необходимо научиться держать равновесие. Использовать для этого можно как современный, так и старый одноколесный цирковой велосипед. Помогать удерживать тело в вертикальном положении может товарищ. Как вариант, можно опираться на стену или надежные опоры. Главной задачей при этом становится приобретение максимально устойчивого положения, находясь в сиденье без движений назад и вперед.
- Как только будет выработана уверенная стойка, можно переходить к следующему этапу обучения – передвижению. Чтобы начать движение на уницикле, достаточно легкого, практически неощутимого наклона в необходимую сторону. Одновременно следует начать вращать педали в том же направлении. Скорость движения можно регулировать, касаясь покрышки колеса подошвой ноги.
- Третьим этапом является обучение разгону, удержанию скорости и торможению. Чем больше наездник уницикла наклоняет собственное тело вперед, тем с большей скоростью ему придется крутить педали, чтобы сохранить равновесие. Несколько снизить скорость движения поможет наклон корпуса назад. В целом же, нужно уметь находить баланс между телодвижениями и перемещением уницикла.
Естественно, для уверенного и даже виртуозного управления одноколесным велосипедом требуется немалая настойчивость, хорошая сила воли и, конечно же, практика. Ведь без присутствия особого энтузиазма, последовательных попыток и значительных усилий даже научиться кататься на роликах удается далеко не каждому.
Источники:
http://www.k-v-n.ru/moya-rabota/fotogalerei/818-skulptura-medved-na-velosipede.html
https://krutipedaly.ru/unicikl-kak-naucitsa-ezdit-i-sdelat-svoimi-rukami-foto-odnokolesnyh-velosipedov-video/
https://aif.ru/society/people/tayga_medvedi_i_sobaka_chika_moskvichka_na_velosipede_doehala_do_zapolyarya
https://www.m24.ru/articles/gorod/30062016/108730
https://autogear.ru/article/183/636/odnokolesnyiy-velosiped-v-teorii-i-na-praktike/