Модели поведения велосипедистов

Содержание скрыть
4 Велосипед как транспорт – варианты использования, сезонность, риски, (не) соблюдение ПДД, велосипеды для перемещения по городу и другие аспекты городского велопроцесса

Модель поведения на дорогах пешехода, пассажира и водителя

FAQ

Организация дорожного движения – это установленный комплекс мероприятий, направленный на повышение безопасности водителей и пешеходов на дороге. Чтобы достичь успеха в данной области и взрослые, и дети должны чётко понимать, что можно или нельзя делать. Также важно знать, какой модели поведения следовать в определенной ситуации.

Об этом вы узнаете в статье.

Что такое модель поведения при организации ДД

Эксперты разработали всевозможные ситуации, возникающие на трассе. Модели поведения при организации дорожного движения – это основные правила и требования, которые необходимо выполнять пешеходам. Последними принято считать всех лиц, находящихся на проезжей части.

К категории относятся люди в инвалидной коляске, которая не оснащена двигателем, велосипедисты, мотоциклисты и лица, везущие санки или телегу.

Общие правила

Пассажиры обязаны передвигаться по тротуарам или велопешеходным дорожкам. Если таких нет, то по обочине. В ситуациях, когда лица, перевозящие большие предметы или передвигающиеся на инвалидной коляске без двигателя, доставляют неудобство остальным пешеходам, они могут осуществлять движение по краю проезжей части. Иногда для этого выделены отдельные полосы на трассе.

Чтобы обеспечить безопасность пешеходов, водителей и пассажиров, нужно четко следовать правилам:

  • двигаться согласно правостороннему движению, которое установлено законодательством на территории РФ;
  • не приносить намеренный вред дорожному покрытию или загрязнять его;
  • запрещается портить, загораживать или снимать любые технические средства, которые служат для организации движения;
  • знать ПДД, сигналы светофора и разметки, им следовать;
  • запрещено оставлять на дорогах предметы, которые могут стать помехой.

Знание и соблюдение основных правил помогут избежать чрезвычайных ситуаций во время ДД.

Детальная информация видна на видео:

Островки безопасности

Важным элементом являются защитные места для людей. Согласно РФ ГОСТ Р 52766-2007, островками безопасности принято считать часть дорожного покрытия, где есть специальная разметка. Это безопасное место для пешеходов, поскольку автомобилям запрещено заезжать за установленные знаки.

Обычно островки безопасности находятся между двумя и более полосами дороги. Пешеход может остановиться на них, чтобы взглянуть по сторонам и только затем продолжить движение. Или, например, переждать красный свет светофора.

Островок безопасности может быть:

  1. В виде зоны, которая является частью пешеходного перехода.
  2. Дорожной разметкой.
  3. В виде участка, ограждённого бордюром над дорогой.
  4. Островок между двумя потоками движения.

Такие выделения безопасности побуждают водителя следить за определенным скоростным режимом, лишают возможности выезда на встречную полосу. Также создают физическую защиту для людей, переходящих дорогу.

Заезжать на островок безопасности машинам разрешено только в экстренных случаях: непредвиденная поломка, в целях избегания ДТП. В противном случае, для водителя предусмотрен штраф от 500 рублей и выше, в зависимости от ситуации.

Знаки

Они являются важной частью ПДД. Правила дорожного движения и знаки должны знать не только взрослые, но и дети.

Модель поведения на дорогах пешехода

При чем, чем раньше вы начнете учить малышей, тем меньше риск возникновения опасности на дороге.

Самое главное и базовое правило – знать, где и когда можно переходить дорогу. Так пешеход обеспечивает себе защиту от транспортных средств. Самые безопасные переходы –надземные и подземные.

Чаще всего рядом с такими местами стоит квадратный голубой знак, внутри которого человек движется по ступеням.

В других случаях движение следует осуществлять по «зебре». Однако и здесь есть один нюанс. Прежде, чем совершить маневр, нужно убедиться в отсутствии автомобилей.

Важно! Знак пешеходного перехода в красном квадрате лишь предупреж-дает, что в ближайших ста метрах будет «зебра». Пересекать дорожную полосу можно в том месте, где установлен голубой прямоугольник.

На автомагистралях зачастую можно увидеть круглый знак с красной рамкой. Внутри него изображен движущийся человек, перечеркнутый диагональной линией. Знак информирует о том, что переход в данном месте опасен для жизни.

Вышеупомянутые символы являются основными для пешеходов. С них стоит начать знакомить ребенка с моделью поведения при организации дорожного движения.

Однако не стоит забывать о светофорах.

Модель поведения для БДД

Стоит понимать, что участниками дорожного движения являются не только пешеходы и водители, но и пассажиры. Для каждого из них существуют свои правила и запреты.

Поэтому подробнее рассмотрим модели безопасного поведения на дорогах.

Пешехода

Требований много. Помимо общих правил, предназначенных для всех участников дорожного движения, пешеход должен следовать и индивидуальным.

Детальная информация видна на видео:

Что можно

Согласно ПДД, пешеход в праве:

  1. Осуществлять передвижение по специально отведенным для этого местам –дорожкам, тротуарам, обочинам навстречу движению.
  2. Останавливаться на островках безопасности.
  3. Переходить дорогу в предусмотренных для этого местах – по «зебре», через подземный или надземный переход.
  4. Руководствоваться сигналами регулировщика, при его наличии.
  5. Движение пеших колон осуществляется навстречу транспортным средствам, не более чем по 4 человека. Также спереди и сзади должны находиться красные флажки и фонари (в темное время суток).
Что нельзя

Пешеходам категорически запрещается:

  • Перебегать дорогу.
  • Игнорировать сигналы светофора или регулировщика.
  • Передвигаться по дорожному покрытию, мешая движению автомобилей.
  • Выходить на проезжую часть из-за транспортного средства, так как другие машины могут вас не увидеть.

Не соблюдение данных правил может не только привести к конфликтным ситуациям на дорогах или создать помеху движению, но и повлечь за собой физические риски.

Пассажира

Даже пассивные участники должны придерживаться ПДД. Пассажирами принято считать лиц, которые находятся в транспорте, не управляя им.

Детальная информация видна на видео:

Что можно

В обязанности пассажира общественного транспорта (метро, автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси) входит обязательная оплата проезда и багажа в соответствии с установленными тарифами в конкретном регионе. Для получения льготы необходимо иметь удостоверение.

Посадка и высадка осуществляется только в строго отведенных местах. Если последние по каким-либо причинам не возможны со стороны тротуара, допустимо делать это со стороны движения машин. Однако только без помех для ДД.

Пассажиры обязаны соблюдать технику безопасности: пристёгивать ремни, держаться за поручни, быть в шлеме при поездке на мотоцикле или мопеде.

Что нельзя

Пассажирам категорически запрещено игнорировать технику безопасности в салоне, отвлекать водителя. Нельзя требовать остановки в неположенном для этого месте.

Пассажирам общественного транспорта запрещено стоять около двери или опираться на нее, а также самостоятельно открывать. Недопустимо высовывать голову, руки или иные части тела в окно при скоростном движении.

Модель поведения на дорогах пассажира

Кроме того, в общественном транспорте запрещено переводить взрывоопасные грузы, химические или ядовитые вещества.

При движении в грузовом автомобиле нельзя сидеть на бортах или грузах, которые выступают за пределы кузова.

Модель поведения пассажиров при организации дорожного движения зависит от ситуации. Строгое соблюдение правил защитит от штрафов, аварий, увечий и даже смерти.

Водителя

Здесь нюансов больше. Модели поведения для водителей при организации дорожного движения обязательны. Это самые главные участники дорожного движения, ведь от их знания ПДД и решений зависит собственная жизнь, пешеходов и пассажиров.

Что можно

Водителю разрешено осуществлять движение согласно ПДД. Он в праве перевозить пассажиры и грузы при наличии соответствующей лицензии. Последнее относится к водителю общественного транспорта.

Он может пользоваться стоянками для автомобилей – платными, бесплатными.

В случае экстренной поломки водителю разрешено остановиться в любом месте, включив аварийный сигнал и выставив знак остановки. Исключение составляют мосты, тоннели. Машину придётся откатить.

В обязанности водителя также входит поддержание транспортного средства в рабочем состоянии.

Детальная информация видна на видео:

Что нельзя

Водителю категорически запрещено садиться за руль без прав соответствующей категории, в алкогольном или наркотическом опьянении. Также передавать управление вышеупомянутым.

Водитель не может игнорировать ПДД, сигналы светофора и регулировщика. Он всегда должен быть пристёгнут ремнем безопасности.

Запрещено пресекать организованные колонны (как пешие, так и транспортные), разговаривать по телефону, превышать скоростной режим, управлять автомобилем, не прошедшим техосмотр.

Штрафы

С наказанием строго. За нарушение установленных правил любым из участников движения предусматриваются штрафные санкции. Они делятся на создающие помехи для движения и нет.

Для пешеходов, нарушивших ПДД, размер штрафа составляет от 500 до 1500 рублей в зависимости от ситуации.

Также наказание предусмотрено за провоз лишнего пассажира (500 рублей).

Обратите внимание! Так как для лишнего пассажира не предусмотрено дополнительного ремня безопасности, это считается отдельным правонару-шением. Водителю придется выплатить дополнительную тысячу рублей к основному взысканию.

Трактовка штрафов ГИБДД и сумма может менять каждый год. Поэтому, при необходимости, лучше отслеживать обновления на официальном сайте.

Выводы

Модель поведения на дорогах водителя

Модель поведения при организа-ции дорожного движения – очень важный аспект для каждого человека. От этого зависят безопасность и жизнь.

К задачам модели поведения мож-но отнести коррекцию действий во избежание ДТП, а также формирования определенного мышле-ния и поведения.

За нарушение предусмотрены штрафные санкции. Под них попадают все участники ДД.

Закладывать правила дорожного движения нужно с самого детства. Однако лучшим примером является хорошее поведение взрослых.

Правила поведения на дороге для велосипедистов и бегунов

Бегуны на дороге приравниваются к пешеходам и должны соблюдать 3 простых правила:

  • двигаться по велопешеходной дорожке, а при её отсутствии — по краю проезжей части навстречу движению (п.4.1);
  • в тёмное время суток и в условиях плохой видимости иметь при себе предметы со светоотражающими элементами (вставки на одежде, наклейки, жилеты) и обеспечивать их видимость водителям. В городе мера носит рекомендательный характер, за пределами — обязательный (п.4.1.);
  • пересекать автодорогу только по пешеходным переходам. При отсутствии в зоне видимости перехода, можно перейти дорогу под прямым углом, но лишь на участках без разделительной полосы и ограждений (п.4.3.).

ВЕЛОСИПЕДИСТЫ

Велосипедист — это уже лицо, управляющее транспортным средством. Путешествовать на велосипеде по городу могут люди старше 14 лет одиночно, либо организованными группами.

  • двигаться можно по велодорожке, велопешеходной дорожке, полосе для велосипедистов и по ПРАВОМУ краю проезжей части В НАПРАВЛЕНИИ ДВИЖЕНИЯ (п.24.2);
  • колоннами движение разрешено в один ряд или в два ряда, если ширина велосипеда не больше 0,75 м (п.24.5);
  • большая колонна разделяется на группы по 10 человек или пар с расстоянием между группами 80-100 м для обгона (п.24.5);
  • организованную группу при проведении тренировок на шоссе должна замыкать машина с маячком на крыше жёлтого или оранжевого цвета без звукового сигнала (п.3.4);
  • в тёмное время суток и условиях плохой видимости рекомендуется иметь предметы со светоотражающими элементами (п.24.10);
  • при повороте и остановке велосипедист ОБЯЗАН подавать сигналы рукой: налево — вытянутая в сторону левая рука или правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте вверх под прямым углом, направо — вытянутая в сторону правая рука или вытянутая в сторону и согнутая в локте вверх левая, остановка — поднятая вверх левая или правая рука (п.8.1).

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • управлять велосипедом, держась за руль не обеими руками;
  • поворачивать налево или разворачиваться;
  • пересекать дорогу по пешеходным переходам на велосипеде (разрешается идти и вести его рядом) (п.24.8).

Командир ОВ ДПС Брызгалов Владимир Александрович:

Проблесковый маячок, которым обозначается машина сопровождения группы велосипедистов не имеет строго установленных параметров. Его можно приобрести в магазинах радиотоваров. Такой сигнал не должен иметь звуковых эффектов и служит для привлечения внимания и бдительности. Нужно быть очень и очень внимательным!

Велосипедист — такой же водитель! Категорически запрещается на тренировках на шоссе выполнять специфичные манёвры типа змейки с фишками — для этого есть стадионы, это помеха движению.

Административным кодексом предусмотрены штрафы за нарушение правил от 800 рублей.

Городская езда на велосипеде. Особенности и безопасность

Ни для кого не секрет, что езда по городу на велосипеде связана с повышенной опасностью. Опасность исходит отовсюду: автомобили, неадекватное поведение некоторых граждан, собаки, препятствия на дороге, ну и конечно же экологическая проблема — сильно загрязнённый воздух, которым мы с вами вынуждены дышать, передвигаясь на велосипеде или пешком по улицам мегаполисов. Это основные проблемы, есть ещё и ряд других.

Но, несмотря на все опасности, многие люди предпочитают передвигаться по городу на велосипеде и число велосипедистов из года в год заметно растёт. Дело в том, что велосипед является очень удобным, универсальным и экономичным транспортом. Его огромное достоинство в том, что он совершенно не загрязняет и не портит окружающую среду. В развитых странах это уже давно поняли и взяли на вооружение. Посмотрим на ту же соседнюю Финляндию. Те, кому приходилось там бывать, а может быть и кататься на велосипеде, не дадут соврать о сильном отличии дорожной обстановки. Нам же остаётся только мечтать и может быть, хотя это и не красиво, немножко завидовать. Но, по всей видимости, всё это так и останется в мечтах, по прошествии десяти и более лет воз не сильно сдвинется. Хотя, конечно, иногда внушает оптимизм обращение внимания власти на строительство велодорожек. Но, зная наших чиновников, не стоит сильно обольщаться этим и рассчитывать на какие-то ощутимые подвижки в ближайшее время.

Так что нам остаётся любыми способами приспосабливаться к нынешний ситуации и стараться себя максимально обезопасить, что задача, конечно, не совсем простая. В целом, это можно назвать одним словом — «выживать».

В этой заметке особенно хочется обратиться к людям, которые не раз в неделю, по выходным дням, выкатываются для своего удовольствия за город или в парк, а к тем, кто ездит на велосипеде по городу регулярно и использует его в качестве транспортного средства. Только в случае регулярной городской езды можно действительно в полной мере оценить опасность и остроту проблемы обеспечения безопасности велосипедистов. Вспомните, сколько раз вы попадали в экстремальные или близкие к ним ситуации за прошедший год? С уверенностью можно сказать, что даже очень аккуратный и опытный велосипедист сможет назвать несколько таких случаев. Что говорить о байкерах-новичках, для которых это первый или второй год езды и всё так непривычно, ново и интересно.

Снаряжение

Первым делом хочется обратиться ко всем велосипедистам с призывом не пренебрегать шлемом, а взять себе за правило надевать его каждый раз. Пусть, быть может, не совсем удобно по началу и он немного мешает получать удовольствие от поездки, но скоро вы к нему привыкнете и перестанете замечать. Почему стоит использовать шлем, наверно, никому объяснять не нужно. Можно просто почитать известные велофорумы и найти массу печальных и поучительных случаев, где шлем был бы далеко не лишним.

Настоятельно рекомендуем сразу озаботиться приобретением яркой, заметной издалека вело одежды с отражающими полосками. Кроме того, что вас будет лучше видно на дороге, велосипедист одетый в вело форму у многих водителей вызывает большее уважение, чем если он будет ехать в джинсах и обычной футболке.

Используйте зеркало на руле или маленькое зеркальце с креплением к шлему, это очень удобно и необходимо. Конечно, самое надёжное — это повернуть голову и посмотреть назад. Но дело в том, что не всегда есть время чтобы крутить головой по сторонам, можно пропустить препятствие на дороге. Также, при повороте назад, велика вероятность вашего отклонения от курса. Зеркало позволит постоянно контролировать обстановку сзади. По опыту можно сказать, что особенно удобно использовать зеркало на шлеме. Когда едешь без него, то чувствуется как его сильно не хватает. Существуют разные варианты таких зеркал. Основное их отличие — кронштейн. У каких-то он может быть телескопическим и более основательным, что более удобно, т.к. зеркало на таком кронштейне меньше вибрирует.

bike_lights
Обязательно приобретите максимально яркие мигалки-габариты и не забывайте возить их всегда с собой. Белую спереди, красную сзади. Даже если наступили небольшие сумерки, не поленитесь включить их, не жалейте батарейки. Для частых поездок в тёмное время суток рекомендуем использовать специальные яркие велосипедные фары. Есть варианты работающие от батареек, а есть и с самостоятельным ёмким аккумулятором. Ввиду дороговизны велосипедных фонарей, некоторые велосипедисты стали делать самодельные варианты, которые оказываются ничуть не хуже.

Сейчас в свободной продаже доступны специальные спортивные респираторы со сменными фильтрами. Использование респиратора несомненно имеет смысл, ведь то чем мы с вами привыкли дышать, содержит много разной гадости, а на дороге и рядом, её концентрация возрастает в разы. К сожалению личного опыта их использования нет, но планируется. Если вы им пользовались, то просьба оставить комментарий по этому поводу. На форуме клуба «Велопитер» можно ознакомиться с подробной темой о респираторах, где представлены некоторые их модели и описан опыт эксплуатации.

Для справки:

При сгорании 1 кг. бензина может выделяться более 500 г. загрязняющих веществ и около 50 г. при сгорании 1 кг. дизельного топлива:

Загрязняющее вещество Бензин Дизтопливо
Оксид углерода 465 21
Углеводороды 23 4
Оксиды азота 15 18
Диоксид серы 2 8
Альдегиды 1 1
Сажа 1 5
Свинец 0,5 0
Всего: 507,557

Кроме продуктов сгорания мы вдыхаем дорожную пыль с частицами соли, реагентов, стёртой резины.

Пользуйтесь специальными велосипедными очками, возле дороги всегда очень пыльно. Особенно вредна солевая пыль после зимы. Бывает, что в самый неподходящий момент в глаз может угодить насекомое. Также вас может ослепить неожиданный блик солнца. Рекомендуем использовать специальные велосипедные очки со сменными стёклами. Тёмные для яркого солнца, прозрачные для тёмного времени и оранжевые/жёлтые в пасмурную погоду для улучшения резкости.

first_aid_kit

Всегда возите с собой средства первой медицинской помощи, хотя бы самые элементарные. Для постоянного места жительства в вашем рюкзаке можно рекомендовать такой расклад аптечки с самым минимумом средств: перекись водорода, йод, лейкопластыри, бинт. Это то, что может понадобиться в повседневной жизни любому человеку. Также можно иметь с собой валидол, на случай, если почувствуете сердечное недомогание.

Предложим расклад аптечки для ремонта вашего коня в полевых условиях. В неё должны входить: запасная камера, заплатки с клеем, монтажки для снятия покрышки, набор шестигранников, выжимка цепи, спицевой ключ.

Велосипед

Также к снаряжению следует отнести и сам велосипед, его конфигурацию и комплектацию. Следите за ним, поддерживайте хорошее рабочее состояние, своевременно заменяйте изношенные компоненты. Ведь согласитесь, будет мало приятного, если порвётся изношенная цепь при проезде тёмным холодным вечером мрачной промзоны. И хорошо, если с собой будет выжимка для её ремонта. Или проколота сильно стёртая покрышка.

Для городской езды рекомендуем использовать надёжные и прочные покрышки. В случае необходимости, на них можно будет ехать не только по проезжей части, но и выбирать маршруты в объезд, через тротуары, пустыри, где могут быть стёкла, гравий и прочий мусор, по которому совершенно не возможно передвигаться на узких покрышках-сликах. Накат конечно будет хуже, но надёжность и практичность превыше всего. Не забывайте периодически осматривать состояние покрышек и извлекайте застрявшие в них стёклышки, кусочки проволоки и т.п.

Также, для езды по городу имеет смысл подумать об установки жёсткой вилки. Она не требует сложного обслуживания, легка, проста и надёжна. Особенно это актуально для наших погодных условий.

Особенности передвижения:

Как же максимально безопасно и эффективно передвигаться по городу на велосипеде? Однозначного ответа на этот вопрос дать невозможно, но есть некоторые рекомендации. Конечно же, всё сильно зависит от вашей подготовки, велосипеда, навыков, техники езды и конечно же времени суток с погодными условиями.

Если вы не знаете и не читали Правила дорожного движения, то обязательно их прочтите от начала и до конца, запомните знаки. Вы такой же участник движения, как и автомобилисты, поэтому обязаны также их знать. Если ПДД читали и знаете, то рекомендуем освежить их в памяти, лишним не будет. Кстати, многие автомобилисты их не знают и часто ездят наобум.

Уважайте других участников дорожного движения, старайтесь избегать конфликтных ситуаций, помните про очень важное «правило трёх Д»! Всегда следите за действием пешеходов возле проезжей части, их поведение не всегда адекватно, они могут резко выскакивать на проезжую часть под красный или вообще вне зоны перехода.

Не забывайте заранее информировать автомобилистов о ваших манёврах общепринятыми жестами рук. Это положительно влияет на отношение водителей, рождает уважение или хотя бы привлекает внимание. Ни в коем случае не позволяйте себе отвязного вызывающего поведения на дороге, этим вы только вызовите к себе агрессию и опустите велосипедистов в глазах других людей.

Периодически на улицах города случается наблюдать нетрезвых велосипедистов. На самом деле это ни чуть не лучше чем нетрезвый автомобилист. Такие «товарищи» буквально опускают всех велосипедистов в глазах других людей, открыто демонстрируя своё наплевательское отношение к ПДД и безопасности движения. Довольно широко получил распространение, особенно среди молодёжи, стиль катания — так называемый «алко-райд». Он не несёт в себе никакого смысла, просто катание по городу под градусом, часто ночью и без мигалок.

stop_musicЗабудьте про езду в наушниках с музыкой по автомобильным дорогам. Почитав известные велофорумы можно найти довольно много печальных случаев. Всё внимание приковано к дороге и происходящему на ней, а не к прослушиванию любимой композиции. Кроме того, энергичные мелодии иногда могут спровоцировать переоценку своих сил и возможностей, привести к неприятным последствиям.

Старайтесть прокладывать наиболее оптимальный маршрут. Руководствуйтесь даже не его протяжённостью, а скорее загазованностью, количеством трафика, наличием пригодных для езды тротуаров и других дорожек. И если есть такие тротуары и дорожки, то не стоит этим пренебрегать, даже если это и займёт несколько больше времени. Не стоит сильно переживать что езда по тротуарам противоречит ПДД — жизнь и здоровье дороже. Наоборот, если есть возможность, то постарайтесь не лезть лишний раз на дорогу к машинам. Прошу понять правильно, речь идёт не о том, чтобы ездить по тротуару таких улиц, как Невский проспект и т.п., а о местах, где мало пешеходов, а тротуар достаточно широк. И, конечно же, выезжая на тротуар, нужно быть предельно осторожным и сильно не разгоняться.

С большой осторожностью проезжайте перекрёстки. Особенно не регулируемые. Не очень-то рассчитывайте, что все водители будут руководствоваться предписанием знаков приоритета в отношении вас. Поэтому проезжайте, когда полностью удостоверились, что рядом машин нет, или, что вас точно пропускают. Даже если вы двигаетесь на разрешающий сигнал светофора, будьте начеку. Посмотрите налево, потом направо, потом ещё раз налево и ещё направо, после проезжайте перекрёсток. Старайтесь тренировать боковое зрение — это очень полезно.

Не игнорируйте требование ПДД предписывающее велосипедистам двигаться в крайней правой полосе, как можно ближе к краю проезжей части. При пересечении перекрёстков в прямом направлении внимательно контролируйте ситуацию и следите что делается сзади слева от вас. Многие торопливые водители пытаются повернуть направо перед самым вашим носом, создавая тем самым опасную ситуацию для велосипедиста. А при проезде и выезде с перекрёстка следите что делается сзади справа. Попадаются кадры, которые на перекрёстке пытаются объехать велосипедиста или машину справа. Конечно же, — это проявление крайнего неуважения к окружающим и к тому же грубое нарушение ПДД.

При движении в автомобильной пробке старайтесь не ехать быстро, а аккуратно и внимательно маневрируйте среди авто. Необходимо внимательно следить за припаркованными машинами — перед вами могут внезапно открыть дверь или начать движение. Так же не стоит рассчитывать на то, что многие водители постоянно смотрят в правое зеркало заднего вида (да и в остальные). Так что вас могут просто не заметить и легко притереть к бордюру. Иногда некоторые водители пытаются высаживать пассажиров на некотором расстоянии от тротуара, так что открыть перед вашим носом могут и правую дверь.

Объезд припаркованных больших автомобилей, автобусов и троллейбусов на остановках нужно совершать с большой осторожностью и убедиться, что вы успеете это сделать пока они стоят, и удостовериться что сзади никого нет. Если не рассчитать, то во время объезда автобус может начать трогаться отъезжая от остановки и, не заметив вас в зеркало, вытеснит на середину проезжей части.

Не пренебрегайте правилом ПДД, не разрешающим проезд под запрещающий сигнал или с закрытым шлагбаумом. Вы, конечно, на велосипеде и объехать шлагбаум вам ничего не стоит, но чего это может стоить потом. Также, соблюдая ПДД, вы немножко поднимите авторитет велосипедистов в глазах некоторых водителей. Некоторые «товарищи» этот авторитет постоянно портят.

Следите за дорогой у края проезжей части, там обычно много всякого мусора и стёкол, возможно повстречать открытый люк или водосток.

Берегитесь собак

Собака — друг человека, это несомненно. Но не каждая и не для всех. Беречься стоит как бездомных, так и собак с хозяевами. С бездомными собаками можно повстречаться в районе промзон, строек, рынков, пустырей, в окрестностях городских кладбищ. Как правило бездомные собаки сбиваются в стаи по несколько штук, хотя случалось встречать и внушительные стаи по десятку и более голов.

Если вы заметили издалека собак, то сбавьте скорость или совсем остановитесь, оцените расстояние до них, их поведение и состояние. Если они вас не заметили и продолжают мирно заниматься своим делом, то лезть на рожон не стоит, а просто попробуйте объехать их на безопасном расстоянии, не привлекая внимания. Если же они на достаточно близком расстоянии и заинтересовались вами, то имеет смысл остановиться и слезть с велосипеда, наблюдая за реакцией. Если интерес пропал, то спокойно пешком обходим их стороной, наблюдая за ними и садимся в седло на безопасном расстоянии. Если же интерес не пропал и они двигаются к вам, то имеет смысл отгородиться от них велосипедом и делать вид, что вы на них наступаете. Как правило, бездомные собаки довольно трусливы и имитации наступления с велосипедом достаточно чтобы их отогнать. При этом оглядывайтесь назад, бывает что помимо основной стаи где-то сзади в кустах находятся ещё несколько собак, которые вас могут застать врасплох внезапным нападением со спины. Если вы не уверены, то лучше не пытаться уехать от собак, они бегают очень быстро и способны на короткое время развивать скорость до 50-60км/ч. при этом будут стараться укусить вас за ноги. Также можно сделать вид, что вы что-то поднимаете с земли чтобы кинуть в них. На многих собак это действует. А если ситуация принимает серьёзный оборот, то можно уже по-настоящему поднять камень, бутылку или иной предмет и при необходимости метнуть. Некоторые велосипедисты изготавливают специальное оружие против собак. Например, велосипедный тросик с грузом на конце. Но лучше не доводить дело до его использования и не подпускать собак близко.

Хозяйские собаки также представляют опасность. Они, как правило, гораздо смелее и сильнее, особенно бойцовые породы. У последних хозяева могут быть тоже не вполне вменяемыми людьми, со своими комплексами и загонами, а то зачем заводить такую собаку, как только не для самоутверждения, но конечно же это не про всех. Просто были случаи, когда в ответ на претензии о выгуливании собаки без поводка и намордника, хозяева ещё пуще натравливали её на потерпевшего. Поэтому с хозяевами лучше лишний раз тоже не ссориться и особо не возмущаться, а просто спокойно попросить забрать собаку. Велика вероятность встретиться с домашними собаками в вечернее время в парковых и около парковых зонах, на территории дворов, скверов. Также как и от бродячих, от домашних, в случае нападения старайтесь загородиться велосипедом, это очень выгодная позиция в отношении собак.

Берегитесь людей

Не меньше чем собак (если не больше) нужно беречься неадекватных людей и избегать встречи с ними. В позднее время суток предпочтительнее передвигаться по хорошо просматриваемым, освещённым улицам, а не дворами, скверами, парками. Увидев подозрительную компанию, направляющуюся в вашу сторону, незамедлительно примите меры, особо ждать чего-то не стоит. Даже если они идут не к вам, то перестраховаться не помешает. Постарайтесь переехать на другую сторону улицы, по возможности нужно максимально ускориться во избежание контакта, следите за их дальнейшим поведением. В тёмное время суток не стоит злоупотреблять катанием по паркам, особенно незнакомым и глухим. Если довелось ехать куда-то в позднее время, то лучше всего передвигаться по проезжей части, на тротуаре вероятность нежелательной встречи ночью возрастает, а на дороге машин мало и можно спокойно ехать.

Если вам дорог ваш велосипед, то ни в коем случае не оставляйте его без присмотра и не надейтесь на велозамки, они легко перекусываются и ломаются, хотя они действительно могут отнять время у преступника. Число краж велосипедов сильно возрастает в летний сезон. Возле некоторых велосипедных и спортивных магазинов могут дежурить группы воров. Если велосипед украли, то найти его практически не представляется возможным. Можно попробовать обойти барохолки, рынки, но вероятность найти очень мала.

Так же известны случаи нападения на велосипедистов с целью наживы, так что не стоит подолгу беспечно стоять в незнакомых местах и если замечаете что-то подозрительное, постарайтесь без промедления уехать. К примеру известен случай, когда велосипедист остановился у ларька купить воды. Пока он её пил, к нему подошли несколько молодчиков и ударив по голове завладели недешёвым велосипедом, владелец которого собирал его долго и тщательно подбирал все компоненты.

Избегайте конфликтных ситуаций с водителями, среди них много неадекватных людей, у некоторых ещё может быть при себе оружие, так что лучше не провоцировать.

Многие велосипедисты возят с собой разные средства самообороны. Самое простое — газовый баллончик, пистолет-удар, нож. Последний, если вы не умеете с ним хорошо обращаться, без нужды доставать не надо, может обернуться против вас.

По возможности статья будет изменяться и дописываться. Все вышеописанные советы и рекомендации основаны на личном опыте многолетней городской езды. Хочется надеяться, что для некоторых они окажутся полезными. Если вам есть что добавить, оставляйте комментарии, с удовольствием включим ваши советы в эту статью.

Велосипед как транспорт – варианты использования, сезонность, риски, (не) соблюдение ПДД, велосипеды для перемещения по городу и другие аспекты городского велопроцесса

Велосипед одно из самых многофункциональных устройств, придуманных человеком, имеет самое широкое использование:

– велосипед как транспорт – для утилитарных поездок из пункта А в пункт Б. Для примера, только, в Китае сотни миллионов велосипедов;

– велосипед для путешествий и туризма;

– велосипед как рабочий инструмент – работа велокурьеров;

– велосипед как средство досуга;

– велосипед как спортивный снаряд, во множестве видов спорта.

Неполный список видов спорта с участием велосипеда: шоссейные гонки, трек, BMX, кросс-кантри (маунтинбайк), триатлон, циклокросс (велокросс), даунхилл. Первые пять видов – олимпийские. Шоссейные гонки – один из самых популярных видов спорта – входит в пятерку, трансляция Тур Де Франс входит в пятерку популярности спортивных телетрансляций;

– велосипед как инструмент поддержания физической формы.

Велосипед и велотренажеры широко используются для поддержания физической формы, причем как обычными людьми, так и физкультурниками и спортсменами. Вело – универсальный инструмент для кардио тренировок;

– велосипед детское и подростковое развлечение.

Не менее важно что велосипед очень демократичен – счастье можно получить от велосипеда за 50$, при том что есть велосипеды и за 10000$ (и более).

Нельзя не отметить что разработка велосипеда послужили развитию различной техники. Множество известных фирм начинали с разработки и производства велосипедов.

Благодаря Илье Варламову известно что фирма Peugeot начинала с производства велосипедов.

Менее широко известный факт – лидирующий производитель коньков и снаряжения для хоккея – компания CCM изначально называлась Canada Cycle & Motor (CCM).

Термин “изобрести велосипед” давно стал нарицательным, но велосипеды постоянно изобретают, сейчас основной тренд – электровелосипеды. Другие типы велосипедов также меняются и иногда возникают прорывы.

Оглавление:

Велосипед как транспорт – 2020 год

Велосипед был изобретен в начале XIX века (

1817 год) как средство передвижения. К концу XIX века велосипед приобрел современный вид и тоже использовался как транспорт. В XXI транспортная функция велосипеда не стала менее актуальной. Регулярно интерес к велосипеду, как к транспорту, растет.

Эпидемия коронавируса 2020 года заметно повлияла на отношения к разным видам общественного и личного транспорта и велосипед в очередной раз привлек повышенное внимание. Общественный транспорт нес серьезные риски заражения коронавирусом. Велосипед позволял сохранять социальную дистанцию и избегать скученности. Плюс для езды на велосипеды были не нужны пропуска. Дополнительно резко уменьшилось количество автомобилей на улицах что также поспособствовало активизации велопроцесса и идей вокруг него.

Велосипед в России – современная история

Современные велосипеды появились в России около 25 лет назад, относительно массовыми стали 10-15 лет назад. Начиная примерно с 2011 года в некоторых регионах стали развивать велосипедную инфраструктуру, часто за счет других участников дорожного движения. Массовым велосипед в России не стал.

Велосипед в России – отношения между участниками дорожного движения

В России отношения между всеми участниками дорожного движения – автомобилистами, мотоциклистами, велосипедистами, пешеходами изначально построены на конфликте. Другая сторона банально не принимается во внимание – подход примитивен до банальности – кто сильнее и наглее тот и прав. «Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда – тот и сильней» на российских дорогах не работает.

Автомобилистам нет дела друг до друга и до велосипедистов с пешеходами, и наоборот, велосипедистам нет дела до пешеходов. Если говорить грубо – то автомобилисты “давят” велосипедистов на проезжей части, велосипедисты “давят” пешеходов на тротуаре. Иногда давят по умыслу, иногда по непониманию, но этого не легче. Причем могут давить не только физически, но и морально.

Риски большинство участников не просчитывает, к примеру, если последствия столкновения велосипедиста с автомобилем понятны, то последствия столкновения велосипедиста без шлема с пешеходом мало кто представляет.

И все описанное происходит на фоне не всегда понятных требований ГИБДД, чиновников которые или не следят за дорогами или их постоянно ремонтируют.

По факту от хаоса страдают все, но мало кто это понимает.

Для кого и зачем все описывается

Написанное ниже адресовано адекватной аудитории вне зависимости от используемого или неиспользуемого транспортного средства. Автор выступал во всех вариантах “участник дорожного движения” в России и не только. С 2014 года по городу (Москве) на велосипеде не езжу – из-за ухудшения ситуации, прежде всего воздуха.

Надеюсь, что написанное позволит оценить бредовость (и/или коррумпированность) идеи позиционирования велосипеда как всесезонного транспортного средства в средней полосе России. Попытки навязать подобное активизировались летом 2020 года в Москве.

Также критично понимать, что в России чиновники не используют велосипед как транспорт, плюс “урбанисты” – энтузиасты городского велопроцесса ориентируются непонятно на кого и часто ориентируются на неприменимые в России схемы использования велосипеда.

Одна из целей текстов разъяснить ситуацию всем заинтересованным людям, чтобы они как минимум могли формулировать вопросы по существу городского велопроцесса. Что ответов на вопросы не будет – не столь важно.

Стартово будет три текста – велосипед как транспорт – теория вопроса и практика, на примере Москвы – командная “велосипедизацию” Москвы 2011-2020 годов. В отдельном тексте будет разобрана велосипедная часть Правил Дорожного Движения (ПДД).

Самокаты, электросамокаты, моноколеса, ролики, скейты и другие средства индивидуально мобильности (СИМ). не рассматриваю на этой стадии описания дорожной ситуации, при возникновении интереса опишу позже. По текущим ПДД люди на данных средствах передвижения не отличаются от пешеходов. Изменения в ПДД по состоянию на 2020 года пока только в разработке.

Все что относится к обычным велосипедам, также относится к электровелосипедам. По ПДД электровелосипеды, отключающие электродвигатель на скорости 25 км/ч, не отличаются от обычных велосипедов.

Вводная иллюстрация, на которой прекрасно все.

1. Персонаж – м. велосипедист едет по тротуару, когда рядом велодорожка, выделенная за счет проезжей части. Прямое нарушение ПДД;

2. М. велосипедист едет на прокатном велосипеде со скоростью примерно 10 км/ч. Велосипед не настроен под него, не удосужился даже поднять седло.

Велосипед как транспорт по московски

Велосипед как транспорт по московски

I. Варианты использования велосипеда как транспорта, основные модели использования велосипеда в городе

Начнем с нескольких базовых понятий. Без их понимания разговор о велосипеде как транспорте бессмыслен. Если человек говорит что он использует велосипед как транспорт, сразу спрашивайте на каких маршрутах, как регулярно и в какие сезоны. В большинстве случаев после таких вопросов разговор кардинально упрощается или сходит на нет.

Существует три основных модели использования велосипеда в городе для перемещения. Каждая модель имеет свои принципиальные особенности и критично их не смешивать.

1. Велосипед как единственное транспортное средство в поездке

Доехать из точки А в точку Б только на велосипеде.

Английский велосипедный журнал так и называется A to B A to B Magazine

Естественно конкретные маршруты из точки А в точку Б могут отличаться.

Тут почти все упирается в размер города, состояние дорожной инфраструктуры и общественного транспорта. В городах с населением 100-300 тысяч, одни возможности (город открыт для велосипеда), в городах миллионниках – другие, в крупнейших городах – Москва (12,7 млн, московская агломерация – 20-25 млн), Санкт-Петербург (5,4 млн) – ситуация намного сложней.

2. Велосипед как одно из основных транспортных средств


Велосипед жестко включен в маршрут поездки, но он не единственное транспортное средство.

Тут есть два вариант, использовать вместе с велосипедом общественный транспорт или личный автомобиль.


Велопоездка с участием общественного транспорта

Доехать на велосипеде до остановки общественного транспорта, далее проехать на нем, далее, при необходимости, до места назначения опять на велосипеде.

Подобная поездка определяется возможностью общественного транспорта.

Для примера, в Москве кроме электричек/МЦД/МЦК по данной схеме можно использовать только складные велосипеды и то условно (не в любое время суток). Наземный общественный транспорт на практике не подходит для перевозки велосипедов (за редким исключением, главная причина в количестве пассажиров – заполненности). Доступ не складных велосипедов в метро запрещен – это кстати ключевой момент в велосипедизация крупных городов с метро. 15-20 лет назад проехать с велосипедом в московском метро можно было без особых проблем, в крайнем случае было достаточно снять колесо.

В подавляющем большинстве городов России имеется только наземный общественный транспорт и он переполнен.

Велопоездка с участием личного автомобиля

Отличий от использования с общественным транспортом нет – доехать до перехватывающей стоянки на автомобиле, далее на велосипеде. Вариант только для самых крупных городов где начали бороться с автомобилистами.

Классический легкий вариант – доехать на велосипеде от дома до гаража или стоянки, далее на автомобиле.

3. Велосипед как вспомогательное транспортное средство (подъехать)

Велосипед – опции, я отличии от первых двух вариантов. Задействован прокатный велосипед.

Воспользоваться общественным транспортом или автомобилем и проехать кусок на прокатном велосипеде при хорошей погоде.

Альтернатива велосипеду – воспользоваться самокатом, пройтись пешком или подъехать на общественном транспорте.


Складные велосипеды для городских поездок придуманы для удобства перевозки велосипеда, современные городские складные велосипеды очень компактны в сложенном виде. Развить большие скорости на них сложно, как и проехать десятки километров.

Велосипед как транспорт - складной велосипед для города

Велосипед как транспорт – складной велосипед для города

Почитать про складные велосипеды: Folding bicycle Eng

II. Велосипедная поездка, чем определяется

Второй принципиальный момент – о каких велопоездках идет речь и в каких условиях они проходят. Без понимания этих моментов все разговоры о велопроцессе в городе беспредметны. Существенная часть московских городских “урбанистов” велоэнтузиастов поплывут – окажется, что они ездят по несколько км по тротуару (если ездят).

Любой разговор о велосипеде, как средстве перемещения, нужно начинать с уточнения, о каких поездках идет речь.

1. Маршрут велосипедной поездки

a. Расстояние

Принципиальная сущность – один из моментов полного взаимного непонимания.

Два характерных примера:

– крупный московский популяризатор велопроцесса – журналист, живущий и работающий в пределах садового кольца, передвигается на складном велосипеде. Говорить о велопоездке внутри садового кольца, безусловно можно, но считать, что такая эксплуатация велосипеда массовая конечно нет.

– перед тем как начал писать текст, прочел описание альтернатив автомобилю в FB от человека который ездит в Москве на работу на Пушкинской площади от Динамо – расстояние примерно 5 км. Тот же случай

Задавать какие-то рамки сложно, но нужно четко понимать, что поездки на велосипеде на расстояния 1 – 5 – 10 – 20 – 30 – 50 – 100 км имеет мало общего.

Говорить о поездке в 10-15 минут из точки А в точку Б как о полноценной велосипедной не совсем корректно, при том что можно проехать 5-10 км. Подобные маршруты покрывают ничтожную долю перемещений горожан. Подробней на этом вопрос я остановлюсь в практическом тексте про велосипед в Москве.

b. По каким дорогам двигаться на велосипеде

Велосипедный маршрут может складываться из нескольких частей и включать:

– Пешеходные дорожки, тротуары;

– Проезжую часть, дороги;

Идея что весь веломаршрут на велосипеде должен проходить по велодорожке – бредовая фантазия.

Очень важный момент – подход к проектированию дорожной инфраструктуре – вызывает много вопросов. Наиболее характерный пример – российские города постоянно заливают даже не самые сильные дожди.

Самый спорный пункт – велосипедист на тротуаре, разобран отдельно.

c. Скоростной режим поездки

Физическая, техническая подготовка велосипедиста

Уровень езды велосипедистов сильно отличается, речь идет об отличиях условной средней скорости в два и более раз.

На средние (5-30 км) велодистанции можно говорить о диапазоне средней скорости от 10-15 до 25-30 км/ч. Речь идет о средних скоростях по велокомпьютеру при езде по городу. Скорости выше это уже подготовленные велосипедисты – скорость 25+ уже достаточно высокая велоскорость. Не случайно по ПДД электровелосипеды должны отключать электродвигатель на скорости 25 км/ч.

Тип велосипеда и скорость

Также нужно понимать, что на скорость поездки влияет тип велосипеда. Условный FIXED GEAR/ SINGLESPEED дает перед условным складным велосипедом на маленьких колесах фору в 5-10-15 км/час – затрагивая те же усилия вы едете намного быстрей. Даже плотность накачки и смена профиль резины на одном и том же велосипеде может легко дать несколько лишних км/ч. При это FIXED требует подготовки, у неподготовленного велосипедиста могут возникнуть проблемы.

Велосипеды FIXED GEAR/ SINGLESPEED пришли в город их гонок на треке. Скоростные велосипеды с небольшим весом стали использовать велокурьеры в крупных городах, например NYC. Города равнинные и переключение скоростей не особо актуально. В классическом исполнении не имеют тормозов, торможение осуществляет блокировкой колес. Управлять таким велосипедом может только подготовленный велосипедист. Пилоты фикседов часто грубо нарушают правила движения.

Велосипед как транспорт - фиксер для города

Велосипед как транспорт – фиксер для города

Типы езды на велосипеде

Я выделю две принципиально отличающихся типа езды. Главное отличие – как работает организм и какое дыхание у велосипедиста, скорости приведены для ориентира:

– Спокойная езда,
средняя скорость 10-20 км/ч, спокойное, неглубокое дыхание, аналог неспешной пешей прогулки.

– Активная езда, средняя скорость выше 20 км/ч, у велосипедиста без спортивной подготовки, глубокое дыхание, подразумевающее физическую активность, аналог пробежки. Серьезная активная езда начинается с нормальных дистанцией, за несколько км организм не начнет полноценно работать. Несколько км велосипедист проезжает быстро без нагрузки.

Подготовленный велосипедист может ехать и в спокойном режиме.

d. Трафик на маршруте

Количество автомобилей и пешеходов на маршруте существенно влияет на поездку.

e. Дорожное покрытие и рельеф поездки

Эти параметры влияют на поездку, но их тут детализировать смысла нет, условно считаем, что особого перепада высот на маршруте нет, покрытие – среднероссийский асфальт. Важно учитывать что погода бывает не только сухой, дождь кардинально меняет дорожные условия.

2. Время поездки, сравнения с другими видами транспорта

Время поездки вытекает из предыдущего пункта. На дистанциях 10-20 км велосипед часто обгоняет альтернативные варианты общественного транспорта, с учетом ожидания транспорта и того что нужно часть маршрута идти пешком

3. Погодные условия поездки

Погодные условия определяются сезонностью и погодой в конкретный день. Так же нужно понимать что температура сама по себе мало что определяет – +20 (-10) градусов – в Санкт-Петербурге, Москве или Новосибирске – совсем разные погодные условия. Влажность, ветер – кардинально меняют ощущения от одной и той же температуры.

a. Сезонность

В качестве примера – климат средней полосы (московский регион и соседние области, Санкт-Петербург)

Лето (комфортный сезон, теплее 10-15 градусов)

Апрель-Октябрь

7 месяцев, по факту скорее всего речь пойдет о 5-6 (середина апреля – середина сентября).

Высокая температура 25+ градусов в условиях асфальтово-бетонного города тоже не является комфортной.

Также нужно вычесть дождливые дни, так что речь обычно идет не более чем 5 месяцах. Я начал писать текст в конце сентября 2018 года, летний сезон был уже фактически окончен.

Для примера, московский велопрокат работал в 2017 году с 29 апреля по 31 октября – 6 месяцев. В 2018-2019 годах прокат работал почти 7 месяцев – в 2018 году – с 26 апреля по 20 ноября, в 2019 году с 20 апреля по 17 ноября. Вторая половина ноября в Москве это уже зима.

У автора летний сезон это обычно начало апреля – конец сентября, окончание связано не только со погодой, но и с продолжительностью светового дня (об этом ниже)

Весна-осень (положительная температура, холоднее 10-15 градусов)

Весна – март-апрель, осень – октябрь-ноябрь

3 месяца
Принципиально это достаточно комфортная велопогода – но уже нужна специальная одежда, особенно с учетом частых в этот сезон дождей.

Зима (отрицательная температура)

Ноябрь-Март

Для зимних поездок нужно иметь соответствующий велонавык. Выезд на проезжую часть с машинами зимой крайне рискован.

Велосипед для зимы

Для зимы нужен специальный велосипед, начиная с резины и смазки до зимней велоодежды. Большинство амортизационных вилок бюджетных велосипедов при отрицательной температуре не работают.
Идеально иметь зимний велосипед. Есть два подхода к зимнему велосипеду:

– Именно зимний велосипед (дешевым он не будет);

– Велосипед для зимы который не жалко.

Тут советовать сложно, но зимний велосипед более низкого класса, чем летний велосипед может создавать проблемы.

Плюс нужна специальная велоодежда и обувь, плюс продумать дыхание в условиях отрицательной температуры.

С учетом написанного, очевидно, что поездки на велосипеде зимой не могут быть массовыми по определению.

b. Погода в конкретный день

Я пишу текст в июле 2020 года, в этом году в московском регионе погода меняется постоянно, раз в несколько дней идут сильные дожди. Выехав утром к вечеру, вы можете оказаться в сильно некомфортных условиях.

Вывод прост – в средней полосе России можно говорить о том, что велосипед может выступать в роли транспортного средства менее полугода и то не каждый день. То есть ему по определению нужны альтернативы.

Сколько людей использует велосипед как транспорт распишу в тексте про Москву, естественно речь идет об оценках – данные цифры являются предметом манипуляции сторонников или противников городского велопроцесса.

Состояние дороги и погода

Рассматриваются поездки в городских условиях – речь идет об асфальте.

Положительные температуры

При положительной температуре все банально, у асфальта есть два состояния: сухой асфальт или мокрый.

Качество дорог в России разное, дождь может вызывать серьезные проблемы – города постоянно заливает (ливневки нет), плюс асфальт неровный – есть выбойны и формируются колеи. Плюс бывают совсем жесткие сюрпризы, типа отсутствия люков (автор видел подобную ситуацию в туннеле на Кутузовском проспекте). Это создает серьезные риски.

В Европе шоссейные гонки, такие как Тур де Франс, проводятся по дорогам общего пользования (дороги предварительно готовят). Когда велосипедисты едут в дождь у них на спине одна тонка полоса воды с колес, при проезде в Москве велосипедист будет грязный весь (грязь эта кстати отстирывается очень плохо, часто не отстирывается).

Отрицательные температуры

При отрицательных температурах ситуация еще больше усложняется. Снег на дорогах в России нормально не чистят, плюс используют агрессивные реагенты. Из-за снега сокращается ширина как проезжей части дороги, так и тротуаров. В зимних условиях намного сложней управлять как велосипедам, так и автомобилям. Проход пешеходов по тротуарам также затруднен (зона прохода сужается, плюс скользко).

Гипотеза что снег должны чистить в российских условиях – не рабочая, ресурсов на это нет. Даже в 5 км от МКАД снег зимой не чистят. В Санкт-Петербурге тоже не чистят.

4. Световой день

Редко упоминаемый момент. 1 октября в Москве темнеет в 18.00, 1 ноября в 16.59, 22 декабря в 15.58. В темноте велопоездка заметно усложняется.

Велосипед зимой (при отрицательных температурах)

Повторно выделю – из написанного выше очевидно что использование велосипеда как массового транспорта зимой исключено. Города в России, даже Москва, для велосипеда зимой не подготовлены (и дороги и пешеходные дорожки, тротуары). В московской области (5 км от МКАД), Санкт-Петербурге городское пространство нормально не убирают.

Зима на велосипеде это исключительно парки, бульвары, леса – маршрут из точки А в точку Б не построить. Можно провести зимний велопарад по перекрытым дорогам, но не более. Естественно есть энтузиасты которые считают иначе, это их свободный выбор, но массовым это быть не может.

Так что не менее чем на полгода города выпадают из массового велопроцесса.

Почитать про то как используют велосипед зимой в других странах:

III. Состоянием окружающей среды

Это пункт достоин отдельного длинного текста (планируется), тут остановлюсь на ситуации максимально кратко.

Главное для велосипедиста – качество воздуха. Особенно критично если вы едете в нормальном темпе. Состояние воздух в городах России не самое лучшее, в некоторых регионах – катастрофическое и ухудшается. В Москве ухудшается постоянно (остановлюсь отдельно). С размером города это кстати связано косвенно.

Автор был в NYC в 2001 первое впечатление по возвращению – отвратительное качество воздуха (NYC стоит на океане и продувается морскими ветрами, парк автомобилей лучше чем в Москве)

Принципиальный, мало афишируемый энтузиастами городского велопроцесса, момент – возможно больший вред для организма, не от выхлопных газов, а от мелких взвесей в воздухе, например, от разрушающих в ходе движения автомобилей шин.

Также можно выделить общую экологическую ситуацию в регионе. К примеру, если проехать по Москве в несильный дождь следы на одежде практически невозможно отстирать. В Московской области можно

IV. Велосипед и ПДД

Движение велосипеда регулируется ПДД, в теории считается что ПДД описывает все ситуации, к сожалению это не так даже в теории, на практике ситуация совсем печальна. Подробно описываю основные моменты велосипедной части ПДД в материале:

V. Велосипед на тротуаре

Тема подробно разобрана в материале по ссылке выше. Вывод прозрачен – кроме редких случаев велосипедисту на тротуаре делать нечего. Велотрафик по тротуарам – причина хаоса. Если вдруг все таки придется выехать на тротуар единственное адекватное решение – неспешная аккуратная езда, со скоростью не больше 10 км/ч.

VI. Велосипедисты и пешеходы

Существенный велотрафик идет по тротуарам, пешеходным дорожкам и это безусловно создают дискомфорт для пешеходов. Что формирует крайне негативную репутацию велосипедистов.

VII. Автомобилисты и велосипедисты

Велосипедистов на дороге немного, плюс они часто ведут себя не предсказуемо, это безусловно создает проблемы автомобилистам – они не понимают как сосуществовать с велосипедами и часто банально не хотят
учитывать велосипедистов как полноценных участников дорожного движения.

Автомобилисты не умеют взаимодействовать с велосипедистами на дороге

Поведение велосипедиста на дороге принципиально отличается от всех других участников движения. Они двигаются в правом положении на полосе и фактически не видны в зеркала заднего вида. Плюс при скорости 25+ км/ч велосипедист не может резко затормозить.

В странах с развитой велокультурой, при обучении на права, учат контролю того что от авто справа. Контролю за велосипедистами уделяется особое внимание. Российские автомобилисты про это даже не подозревают.

Наиболее опасные моменты – повороты направо, и поиск места остановки или парковки, водитель ищет свободное место и не контролирует дорогу. В обоих случаях велосипед блокируется.

Автомобилисты не хотят взаимодействовать с велосипедистами на дороге

Многие автомобилисты считают что велосипедистам нечего делать на дороге, плюс велосипедисты своей неадекватностью часто способствуют такому отношению к ним.

Велосипедисты не знают ПДД и их повсеместно нарушают

Ключевая проблема, что поведение велосипедистов часто непредсказуемо, и водители воспринимают их как неадекватов.

Безнаказанность велосипедистов

Подобное поведение велосипедистов базируется на безнаказанности, реальной или мнимой – они не понимают последствий своих действий. С них часто банально нечего взять – ни морально, ни финансово.

VIII. Безопасность велосипедиста

Главный элемент безопасности велосипедиста это мозг. Адекватное и предсказуемое – безопасное управление велосипедом в условиях городского движения требует опыта, внимательности. Расслабляться нельзя даже опытным велосипедистам с большим стажем. К сожалению, такое отношение к велопроцессу большая редкость, люди не понимают рисков.

Перечислю другие элементы обеспечивающие безопасность велосипедистов:

– Технически исправный велосипед, адекватный условиям поездки;

– Средства защиты, прежде всего шлем;

– Для скоростной езды безопасность увеличивает фиксация ног на педалях с помощью контактных педалей или туклипсов;

– Удобная велоодежда, не обязательно спортивная;

– Оснащение велосипеда фонарями (спереди и сзади);

– Светоотражающие элементы на одежде и велосипеде.

Средства защиты от плохого воздуха

В России защитные веломаски мало распространены, встречаются изредка.

IX. Российская велокультура

Современные велосипеды появились в России около 25 лет назад, относительно массовыми стали 10-15 лет назад. Проникновения велосипедов происходило со множеством перекосов. Например, стартово в России продвигался единственный тип велосипедов на все случаи жизни – псевдо МТБ велосипед ценой до 500$ (в среднем существенно (в разы) меньше) на колесах 26” с амортизационной вилкой. 95-99% псевдо МТБ эксплуатировались на дорогах, без перепада высоты, в спокойной темпе. Продвигать один тип велосипедов было проще торговле, что она и делала. В начале XXI велосипедный рынок России стал намного разнообразней.

В ситуацию несколько раз вмешалась экономика, экономический кризис 1998 года, и падение курса рубля в 6 раз, откинул российскую велосипедизацию на несколько лет назад, 2014 год тоже не улучшил ситуацию.

Несколько характерных моментов российского велопроцесса:

– Массовое незнание ПДД велосипедистами;

– Массовое не соблюдение ПДД велосипедистами;

– Массовая дезинформация покупателей продавцами велосипедов (по типам, классам и назначениям велосипедов и отличиям между ними);

– Массовая продажа велосипедов не подходящих по размеру, особенно любят продать девушкам;

– Велосипедисты массово не знают как настраивать велосипед;

– Велосипедисты массово не знают как правильно тормозить;

– Велосипедисты массово не знают что педалирование темповая, а не силовая нагрузка;

– Велосипедисты минимально думают о безопасности движения;

– Список можно легко продолжить.

X. Адекватность различных участников дорожного движения

В России участники дорожного движения, вне зависимости от того как они перемешаются, часто ведут себя не адекватно. Говорить о том кто более неадекватен – не конструктивно.

Очевидно что для минимального улучшения ситуации на дорогах первична разработка понятных всем участников движения правил дорожного движения и их соблюдение. Стартово нужно соблюдать действующие ПДД, других у нас.

Практика, как это все происходит в Москве, описана в материале:

Источники:

https://avtobddinfo.ru/faq/model-povedeniya-na-dorogah-peshehoda-passazhira-i-voditelya
https://overtime.life/pravila-povedeniya-na-doroge-dlya-velosipedistov-i-begunov
https://rideabike.ru/gorodskaya-ezda-na-velosipede-osobennosti-i-bezopasnost
https://rulims.ru/velosiped-kak-transport-varianty-ispolzovaniya-sezonnost-riski-ne-soblyudenie-pdd-velosipedy-dlya-peremeshcheniya-po-gorodu-i-drugie-aspekty-gorodskogo-veloprocessa/