Могут ли велосипедисты ездить по тротуарам

Содержание скрыть
1 Обязанности велосипедиста: что можно, а что нельзя

Обязанности велосипедиста: что можно, а что нельзя

Как только над центральной частью России устанавливается достаточно теплая погода, количество двухколесных транспортных средств значительно увеличивается. Сотни водителей велосипедов и мопедов появляются на городских улицах и вливаются в плотный транспортный поток.

По моим наблюдениям как минимум 80 процентов водителей двухколесных транспортных средств, для которых не требуется водительское удостоверение, не имеют абсолютно никакого представления о правилах дорожного движения и выезжают на дорогу совершенно неподготовленными.

Правила дорожного движения для водителей мопедов и скутеров были рассмотрены в одной из предшествующих статей на pddmaster.ru. Ну а сегодня пришло время подробно разобрать ПДД для велосипедистов.

Естественно, велосипедист должен знать и соблюдать требования относящихся к нему правил, поэтому всем любителям велопрогулок рекомендую изучить данную статью. Кроме того, даже если у Вас нет велосипеда, Вам также необходимо изучить правила велосипедиста на дороге, чтобы в случае возникновения ДТП с участием водителя велосипеда Вы могли сразу же определить нарушение правил и четко на это указать сотруднику ГИБДД.

Маневрирование на велосипеде

Согласно правилам во время движения по дорогам общего пользования велосипедист должен перед совершением маневра подавать сигналы. За счет того, что конструктивно велосипед не имеет светосигнализации, подавать подобные сигналы необходимо жестами.

Для этого могут использоваться такие варианты:

  • При необходимости совершить поворот или разворот, велосипедист должен вытянуть руку в ту сторону, куда он собирается поворачивать;
  • В случае торможения либо остановки он должен поднять любую руку вверх.

Согласно правилам также можно использовать согнутую в локте руку, как сигнал поворота в эту сторону. Но зачастую многие автомобилисты путают его с торможением, за счет чего использовать его в таких целях не рекомендуется.

Подавать сигнал поворота важно заблаговременно, перед его совершением. Это необходимо, чтобы водители, едущие рядом либо сзади, успели на него среагировать.

Световые приборы

Главным отличием велосипеда от автомобиля или мотоцикла является то, что владелец сам будет решать, что ему необходимо установить на его транспортное средство.

Это могут быть не штатные фары, габариты, а также любые иные устройства, не противоречащие ПДД. Установить подобные элементы также может и сам владелец.

Полный свод правил дорожного движения для велосипедистов в этом видео:

Однако, дабы не нарушать правила, рекомендуется для движения по городским дорогам установить на велосипед:

  • Переднюю фары. Использовать вместо неё налобный фонарь нельзя;
  • Красный габарит. Он крепится на багажник.

Когда движение по дорогам общего пользования происходит затемно, рекомендуется применять катафоты либо иные светоотражающие элементы на самом велосипеде или прикрепить их на одежду владельца. И хотя это по ПДД больше относиться к пешеходам, использование данных элементов может сохранить жизнь велосипедисту.

Питание всех световых приборов осуществляется от небольшого аккумулятора или же от специального малогабаритного электрогенератора.

Лучше отдавать предпочтение моделям на аккумуляторах, по причине отсутствия работы генератора при остановке.

Максимальная скорость

Ограничения скорости движения по дорогам общего пользования для всех видов транспорта одинаково.

Так, в городской черте нельзя превышать отметку 60 км/ч, а во время езды по дворам нельзя двигаться быстрее 20 км/ч.

Правила подачи сигналов для велосипедистов.

Все участники движения и велосипедисты здесь не исключение, должны соблюдать указанные на дорожных знаках требования, касаемо лимитов скорости.

К тому же велосипед на электроприводе по закону не должен развивать скорость превышающую отметку в 25 км/ч исключительно собственными силами водителя. Иначе он попадает под определение мопеда.

Где можно ехать

По действующим правилам велотранспорт должен передвигаться по специальной выделенной дорожке, оборудованной для данного вида транспорта.

Хотя подобных дорожек в нашей стране пока очень мало и они встречаются только в крупных городах.

В местах, где выделенные полосы отсутствуют, водитель такого транспорта должен отталкиваться от таких правил:

  • При отсутствии велодорожки он должен ехать по правой части дороги;
  • В случае отсутствия возможности ехать по дороге, он может передвигаться по обочине;
  • Только когда нет иных вариантов, возможно движение по тротуару.

Все указанные пункты являются исключающими. Так, доехав до места, где присутствует дорожная разметка с отдельной полосой, велосипедист должен сразу перестроиться, съехав при этом с обочины либо тротуара.

В противном случае это будет являться нарушение ПДД, с возможностью получения соответствующего штрафа.

Как оплатить штраф без комиссии? Читайте по ссылке.

При этом во всех правилах существуют исключения.

Так, в случае наличия груза на велосипеде, длина которого составляет 1 и более метров, согласно ПДД водитель должен ехать исключительно по дороге, с соблюдением всех правил. Осуществлять движение по тротуару разрешено в случаях, когда велосипедист везет на дополнительном месте либо велосипедной коляске ребенка возрастом не старше 7 лет.

Но даже в этом случае ехать необходимо по пешеходной дорожке справа.

Возрастные ограничения

Существуют определенные ограничения для движения различных возрастных категорий на велосипедах.

Так, лица возрастом более 14 лет имеют право передвигаться по:

  • Выделенной велосипедной полосе;
  • Дороге (справа);
  • Обочине;
  • Тротуар.

Важно заметить, что каждый указанный последующий пункт из данного списка подразумевает, отсутствие любого предыдущего.

К тому же есть определенные исключения:

  • Двигаться по дороге общего пользования можно при перевозке габаритных грузов, шириной более 1 метра либо в составе колонны;
  • Ехать по тротуару разрешается,когда осуществляется перевозка ребенка возрастом менее 7 лет.

Что касается самостоятельного передвижение велосипедиста младше 14 лет, то оно разрешается по тротуарам и во всех пешеходных зонах.

Важно! Лицам до 14 лет законом запрещено двигаться по дорогам, а также обочине.

Передвижение детей, чей возраст составляет не более 7 лет, на велотранспорте возможно исключительно в сопровождении пеших родителей по тротуарам либо любым пешеходным зонам.

Стоит знать! При этом движение велотранспорта не должно создавать никаких помех другим лицам. Когда этого сделать невозможно, необходимо слезть с велосипеда, после чего двигаться как пешеход.



Можно ли ездить по автобусной полосе?

Можете. Само описание дорожного знака 5.11 разрешает двигаться по ней велосипедистам:

5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств». Специально выделенная полоса, по которой маршрутные транспортные средства, велосипедисты, а также школьные автобусы и транспортные средства, используемые в качестве легкового такси, движутся попутно общему потоку транспортных средств.

Вас также заинтересует:

  • Новый закон о средствах индивидуальной мобильности в вопросах и ответах
  • Что за новая зона успокоенного движения и как выглядит знак по ПДД?
  • Какой штраф за пешехода (если не пропустить на переходе)?

Что запрещено велосипедистам

У данной категории водителей существуют множество запретов, которые они должны соблюдать.

Так, им запрещается:

  • Управлять велосипедом и при этом ни одной рукой не держать руль;
  • Осуществлять транспортировку грузов, выступающих на полметра или более по ширине либо груз, создающий помехи в управлении ТС;
  • Перевозить пассажиров в тех случаях, когда конструкция велосипеда этого не предусматривает;
  • Осуществлять перевозку детей, младше 7 лет, когда отсутствует оборудованное для подобных целей место;
  • Проводить левый поворот на тех дорогах, где существует несколько полос движения в одном направлении, а также при наличии трамвайных путей;
  • Ездить без использования мотошлема/велошлема;
  • Пересекать дорогу по оборудованному для пешеходов переходу. В данном случае, велосипедист не будет иметь преимущества над автомобилями;
  • Проводить буксировку других велосипедов;
  • Двигаться по любым автомагистралям.

О каких основных моментах должен помнить каждый велосипедист? Смотрите видео:

без рук на велосипеде - YouTubeШтрафы для велосипедистовЗнак 3.9 для велосипедистов по ПДДправила дорожного движения для велосипедистовРазрешенные направления движения велосипедистов на перекресткеПДД для велосипедистов 2019 в вопросах и ответахПьяный велосипедист

Должен ли я пропускать машины, поворачивающие направо?

По ПДД Вы обязаны двигаться по правому краю проезжей части в большинстве дорожных ситуаций. То есть находиться правее всех автомобилей. Но многие велосипедисты не раз встречались с ситуацией, когда с правой полосы только направо (для авто), а Вам нужно прямо.

В случае поворота направо ПДД чётко предписывают водителям машин уступать дорогу велосипедистам, находящимся справа от них и движущимся прямо.

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Велосипед при повороте направо

Движение пьяным на велосипеде

Большинство велосипедистов полагает, что их движение не может повлечь какой-либо ответственности. Однако в реальности все не так.

Сегодня контролирующие органы постепенно начинают уделять больше внимания ПДД велотранспорта. По закону существует ответственность за вождение в пьяном виде, а велосипед – это и есть транспортное средство. Поэтому правила прямо запрещают ездить пьяными.

Несмотря на то что подобная статья подходит также и для велосипедистов, а сотрудники вправе привлечь таких водителей к ответственности, на практике ситуация несколько иная.

Так, для управления велосипедом не требуется наличия специальных водительских прав, за счет чего лишить их также невозможно.

Поэтому применяется статья в КоАП РФ, которая определяет уровень ответственности водителей.

Важно! Вождение скутера либо мопеда в пьяном виде полностью подпадает под применение статьи для водителей ТС и штрафные санкции по ней также правомерны..

На каком расстоянии должны держаться от меня водители машин?

На безопасном. Увы, но чётких границ ПДД 2020 года не регламентируют ни относительно бокового интервала, ни относительно дистанции.

Ранее была попытка разработать новый закон о введении в Правила пункта, который бы обязывал водителей держать боковой интервал от велосипедиста, равный 1 метру, но его не приняли.

На сегодняшний день безопасность дистанции и интервала прецедентна – то есть пока не произошло ДТП, расстояния считаются безопасными.

Дистанция между велосипедистом и автомобилистом по ПДД

Штрафы

Велосипед, как и другие участники движения, двигаясь по дорогам общего пользования, является транспортным средством. Однако, административный кодекс вычеркивает их из списка классических ТС.

Поэтому для них применяется другая статья КоАП 12.29, регламентирующая ответственность и штрафы за нарушение действующих ПДД.

Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя транспортного средства), —

влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Так, санкция за несоблюдение любых правил движения влечет за собой штраф — 800 рублей. При этом сумма штрафа за движения в пьяном состоянии составляет уже порядка 1500 рублей.

Стоит заметить, что любые правонарушения велосипедиста фиксируются на видео аналогично нарушениям обычных водителей автомобилей.

Сегодня практика регулирования соблюдения ПДД данным видом транспорта еще не отлажена.

Поэтому зачастую многие велосипедисты ездят, как им этого захочется.

Единственное, что сегодня контролируется — это их движение по автомагистралям, где всегда находятся сотрудники ДПС и при необходимости могут остановить транспортное средство в случае нарушения и выписать штраф.

Основные термины

В первую очередь ознакомимся с основными терминами и определениями, которые необходимо знать велосипедистам.

«Велосипед»

— транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Главное, что следует отметить, велосипед — это транспортное средство

. Все требования Правил относящиеся к транспортным средствам относятся в равной степени и к велосипедам.

Велосипед может быть оснащен электродвигателем мощностью не более 0,25 кВт с автоматическим отключением на скорости более 25 км/ч.

Велосипед с электродвигателем

Велосипед с электродвигателем

«Велосипедист»

— лицо, управляющее велосипедом.

Велосипедист — управляет велосипедом. Если велосипед вести рядом, то Вы уже становитесь пешеходом.

Выбрать велосипед с бесплатной доставкой

Велосипедисты и пешеходы

Велосипедисты и пешеходы

«Велосипедная дорожка»

— конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги
(либо отдельная дорога)
, предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1.

Велосипедная дорожка конструктивно отделена от проезжей части или тротуара, а также может быть выполнена в виде отдельной дороги, то есть образовывать полноценные перекрестки с автомобильными дорогами. Для ее обозначения обязательно наличие дорожного знака «Велосипедная дорожка».

Велосипедная дорожка

Велосипедная дорожка

«Водитель»

— лицо, управляющее
каким-либо транспортным средством
, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

Велосипедист также является водителем.

«Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)»

— конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 — 4.5.7.

Относительно новый в Правилах дорожного движения элемент дороги, предназначенный для совместного или раздельного движения велосипедистов и пешеходов.

Велопешеходная дорожка

Велопешеходная дорожка

«Полоса для велосипедистов»

— полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2.

Последнее нововведение в ПДД — это специальная выделенная полоса на проезжей части дроги, аналогично, как и для движения маршрутных транспортных средств. Кроме велосипедов она предназначена и для движения мопедов.

Полоса для велосипедистов

Полоса для велосипедистов

Должен ли я пользоваться световыми приборами?

Да. Согласно пункту 19.1 ПДД, на велосипеде должен быть фонарь или фара, которые должны включаться в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости. Обратите внимание, недостаточная видимость включает в себя туман и дождь.

В светлое время суток велосипед должен в любом случае иметь:

  • белого цвета фонарь или отражатель,
  • сзади – красный отражатель или фонарь,
  • по обеим сторонам велосипеда – отражатели красного или оранжевого цвета.

За их отсутствие есть штраф.

Please turn JavaScript on and reload the page.

Какие бывают велосипеды? Велолюбители, при покупке транспорта, не задумываются об ответственности за неправильное вождение. Совершая движение по тротуару, следует придерживаться основных обязанностей, изложенных в законе. Многие велосипедисты считают, что правила можно вовсе не соблюдать, если рядом нет полиции. Однако такой подход опасен не только для здоровья пеших граждан, но и для самого веловладельца. Обязанности велосипедистов Обязанностей у велосипедистов не так много и запомнить их не составит труда. Перечень обязанностей велосипедистов: Велосипедисты обязаны следить за исправностью своего двухколесного средства и поддерживать его хорошее техническое состояние. Перед выездом на велосипеде стоит проверить исправность тормоза и звукового сигнала. Испорченные тормоза могут создать угрозу жизни всем участникам движения и самому велосипедисту, поэтому их нужно регулярно осматривать. Звук звонка на велосипеде является предупреждением для пешеходов, находящихся вблизи.

Остановил инспектор ГИБДД – какие у меня права?

У Вас похожие права и обязанности с автолюбителями. Вы также можете потребовать предъявить служебное удостоверение, если инспектор обращается к Вам (п. 45 регламента).

А вот сами Вы передавать для проверки практически ничего не обязаны. Увы, но это так (и это большой минус). Права и прочие типично автомобильные документы нужно передавать для проверки только водителям механических ТС (п. 2.1.1 ПДД). Но у велосипедиста как гражданина инспектор может проверить гражданский паспорт и только в случае совершения первым нарушения ПДД или для привлечения его как свидетеля или понятого (п. 107 Административного регламента МВД).

К слову, причины для остановки и проверки документов те же, что и для автомобилистов.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Экзамен ПДД для велосипедистов, номера и регистрация велосипеда – когда вступит в силу?
  • Изменения в КоАП: новый штраф за пешехода 2500 рублей
  • Изменения в ПДД 2020: велосипедисты — новые знаки, полосы и боковой интервал

Сотрудник хочет сверить номер рамы велосипеда – имеет ли право?

Имеет. Это прямые возложенные на инспектора обязанности. Он может сверять номера (п. 107 регламента) в рамках ориентировок и спецмероприятий, для которых соответствующие документы предъявлять Вам он не обязан (но не должен препятствовать возможности ознакомиться с ними – они могут лежать на посту ДПС, в подразделении или вовсе быть устными) – впрочем, всё, как и у автомобилистов.

Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам[править]

Непосредственно к велосипедистам относятся только три дорожных знака:

  • предписывающий 4.4 «Велосипедная дорожка». Этот и только этот знак указывает на велосипедную дорожку; идущая вдоль дороги полоса асфальта, не отмеченная данным знаком, должна считаться либо обочиной, движение по которой велосипедистам разрешено, либо тротуаром, движение по которому велосипедистам запрещено (кр. случаев, описанных выше);
  • запрещающий 3.9 «Движение на велосипедах запрещено».
  • предупреждающий 1.24 «Пересечение с велосипедной дорожкой».

Тем не менее, водитель велосипеда обязан соблюдать и прочие транспортные знаки, касающиеся транспортных средств вообще

В частности, он должен обратить внимание на информационно-указательные и знаки 5.1 «Автомагистраль», 5.3 «Дорога для автомобилей» 5.33 «Пешеходная зона», запрещающие знаки 3.1 «Въезд запрещён», 3.2 «Движение запрещено», предписывающий знак 4.5 «Пешеходная дорожка», которые запрещают движение велосипедов (кр. исключений для 5.33 и 4.5, описанных выше).

Знак 5.1 «Автомагистраль» Знак 5.3 «Дорога для автомобилей» Знак 5.33 «Пешеходная зона» Знак 3.1 «Въезд запрещён» Знак 3.2 «Движение запрещено» Знак 4.5 «Пешеходная дорожка»

Условные обозначения

Во избежание аварийных ситуаций на дорогах, для предотвращения препятствий для иного транспорта, важно знать условные обозначения, которые подаются велосипедистом перед осуществлением какого-либо маневра. Знаки обычно делаются рукой. Это происходит непосредственно перед:

  • поворотом;
  • разворотом;
  • началом движения;
  • перестраиванием;
  • остановкой.

Если велосипедисту нужно ехать направо или совершить перестроение, то он вытягивает ровную правую руку в бок или согнутую в локтевом суставе. При желании сделать то же самое, но налево, то левую руку. Оповестить об остановке можно поднятой рукой вверх.

Есть дополнительные сигналы для велосипедистов, которые едут колоннами. Если впереди есть ямы, то об их присутствии говорит рука, опущенная вниз. Если яма справа, то это будет правая рука. Если слева, то левая. Первым подает сигнал ведущий, все остальные его повторяют. Все сигналы подаются и прекращаются до начала маневра.

Правила для велосипедистов также важны, как и для автомобилистов. Их обязательно нужно знать. Без этого на дорогах увеличится количество аварий. Да и пешеходы на тротуарах могут пострадать от езды на велосипедах не по правилам.

Имеют ли право пешеходы ходить по велодорожкам?

Если кратко, то аналогично такое же право, как велосипедисты по ПДД имеют право ездить по тротуарам. Если на данном участке нет тротуара и иных зон для пешеходов либо по ним невозможно двигаться, то пешеходы имеют право ходить по велодорожке. Причём, идти они могут хоть на всю ширину в несколько человек, а обязанности не создавать помех велосипедистам у них нет, увы.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

Что значит при невозможности двигаться по тротуару? Отсутствие возможности должно быть объективным. Просто плохое или грязное покрытие, к примеру, не делает невозможным двигаться по нему, хотя и затрудняет. «Там итак много народа» – тоже не причина занимать велодорожку.

На велодорожке

Должен ли я надевать светоотражающий жилет и когда?

Обязаны. Световозвращающие жилеты или накидки уже наделали много шума с момента введения 18 марта 2020 года. Но мало кто задумывался, что велосипедисты не исключение из Правил.

Обязанность надевать жилеты накладывает пункт 2.3.4 ПДД, и он говорит о водителях всех транспортных средств, а не только механических – то есть автомобилей.

Кроме того, пункт 24.10 рекомендует велосипедистам при движении в тёмное время суток, в дождь или туман установить или надеть что-либо со светоотражающими элементами.

Таким образом, велосипедисты обязаны в случае вынужденной остановки или при ДТП, находясь на проезжей части или на обочине в тёмное время суток вне населённого пункта, надеть светоотражающую одежду по ГОСТу.

Если нет с собой жилетки

Как можно заметить, лазейка проста: просто покиньте дорогу и стойте в стороне. Обратите внимание, нужно также сойти и с обочины.

ПДД для велосипедистов в 2020 году: юрист об основных правах и обязанностях велосипедиста, требованиях к возрасту водителя и техническому состоянию транспортного средства

Всё больше и больше городских жителей задумываются о том, что велосипед – это отличная альтернатива автомобилю. На велосипеде можно проехать по узким участкам дороги, не задерживаясь в пробках. При этом сэкономить на топливе. Поездки на велосипеде положительно сказываются на физическом здоровье. И вообще, это сейчас модно. А ведь раньше, до массового появления автомобилей, велосипед был вообще незаменим. Он был мечтой каждого ребёнка. Он выручал массу людей в небольших городках, деревнях и отдалённых селах, позволяя им быстрее перемещаться между точками. Сегодня велосипед — это модный, красивый, полезный и хорошо технически оснащённый предмет, полноценно участвующий в дорожном движении. Но далеко не все современные водители, пешеходы и сами велосипедисты знают основы ПДД для велосипедистов, а ведь знание и соблюдение ПДД – это залог безопасности всех участников дорожного движения.

ПДД для велосипедистов в 2018 году: юрист об основных правах, обязанностях и требованиях к возрасту и техническому состоянию транспортного средства

Является ли велосипед полноценным участником дорожного движения?

Является ли велосипед полноценным участником дорожного движения?

Практически любой водитель скажет, что велосипедисту не место на большой дороге, они ездят без защиты, нет кузова и его нужно далеко объезжать, чтобы не задеть.

Велосипедист за рулём – водитель.

Велосипедист, ведущий велосипед рядом, приравнивается к пешеходу и, соответственно, на него начинают распространяться правила поведения пешеходов на дороге. Таким образом, велосипедист может менять свой статус на дороге, чего лишены водители автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств.

Требования к техническому состоянию велосипеда

Требования к техническому состоянию велосипеда

Любое транспортное средство, выезжающее на дорогу, должно быть технически исправным. Это самое первое правило всех водителей.

А также необходимо следить за наличием и исправностью светового оборудования:

  • спереди белого цвета фонаря, фары или световозвращателя;
  • сзади красного цвета фонаря, фары или световозвращателя.
  1. Движение велосипедного транспорта, в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости, без наличия горящих или исправных световых приборов;
  2. Движение велосипедного транспорта при неисправностях рулевого управления и тормозной системы.

Современные велосипеды могут быть технически оснащены электрическим двигателем до 0,25 кВт, и даже автоматическим выключателем двигателя при наборе скорости 25 км/ч и более. Такие транспортные средства допускаются к движению и приравниваются к обычному «велику».

Возраст, с которого можно управлять велосипедом

Многие люди даже никогда не задумывались над вопросом: «С какого возраста можно управлять велосипедом?» По нашей жизни, велосипед покупается ребёнку, чуть ли не с рождения: сначала маленький, трёх-четырех колёсный, потом детский, затем подростковый. Технические возможности «железного друга» растут вместе с возрастом человека.

Если вести речь, о нахождении велосипедиста на дорогах, ПДД для велосипедистов чётко говорит о том, что велосипедисту до 14 лет запрещено движение по проезжим частям дороги и обочинам.

Детям до семи лет разрешается ездить на велосипеде только по пешеходным и велосипедным участкам дороги. И вообще, в целях безопасности, дети до 7 лет должны находиться под присмотром взрослых и не должны оставаться одни, тем более в близости к дороге.

ПДД для велосипеда

 ПДД для велосипеда

Стать велосипедистом можно очень быстро. Поход в магазин – и через полчаса вы уже на коне, наравне с водителями любого другого автотранспорта едите по дороге. Соответственно, правила дорожного движения для велосипедистов должны стопроцентно соблюдаться, и их должны знать все, кто участвует или только планирует участвовать в движении по дорогам нашей страны. Да, о велосипедных дорожках во многих, а точнее в большинстве городов России, можно только мечтать. Их просто нет.

К сожалению, многие водители подтвердят, что велосипедисты, ездящие по основным дорогам, часто не утруждают себя изучением правил и считают, что «их всё равно объедут».

Расположение по полосам

 Расположение по полосам

Итак, каждый водитель велосипеда, должен знать, что:

  • движение за рулём велосипеда или ведение его рядом с собой пешком производится только по ходу движения;
  • при наличии специально выделенной полосы для езды велосипедистов (велосипедной дорожке) следует ехать только по ней;
  • разрешено двигаться по правому краю проезжей части (не далее 1 м от края) или по обочине, исключительно по одному в один ряд;
  • в случае отсутствия вышеперечисленных мест, можно передвигаться по зоне движения пешеходов или тротуару;

Особенности движения колонны велосипедистов:

  • движение колонны возможно в два ряда при допустимой габаритной ширине двухколёсного транспорта не более 0,75 м;
  • при однорядном движении колонну необходимо разделить на группы по десять велосипедистов, при двухрядном – по десять пар;
  • допустимое расстояние между группами от 80 до 100 м.

Таким образом, понятно, что большинство велосипедистов, в городах нарушают правила езды. Они ездят дальше 1 метра от края правой полосы проезжей части дороги, или по тротуарам. И самое главное -даже не кажутся себе виноватыми и нарушителями.

Правила проезда перекрёстков

Поворот направо осуществляется по общим правилам и знакам приоритета. Поворот налево на однополосной дороге осуществляется по полной траектории, в один приём.

Поворот налево в иных случаях можно произвести:

  • как пешеход, то есть спешиться и провести велосипед рядом с собой;
  • в два приёма: проезд прямо, остановка с поворотом, проезд прямо.

Велосипедист и пешеход – кто уступает дорогу?

Исходя из определения, что велосипедист – это водитель транспортного средства, он обязан уступать дорогу пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах. А на пешеходных переходах, оснащённых светофорами, позволить закончить переход проезжей части пешеходам, согласно общим правилам.

Самым спорным местом для совместного пребывания велосипедистов и пешеходов остаются велосипедные дорожки. Возникает ощущение, что велосипедисты имеют преимущества на этой территории. Но правилами не запрещено пешеходам прогуливаться по этим специальным полосам. И, значит, пешеходам необходимо уступать дорогу и на велодорожке.

Сигналы поворота

Сигналы поворота

Современные модели велосипеда нередко оборудованы сигнальными поворотниками, и поэтому подача сигналов, обозначающих поворот, происходит как у любого авторанспорта. Если велосипед не оснащён поворотниками, то сигналы о планируемых манёврах следует подавать по старинке, руками:

  • поворот направо, перестроение — вытянуть правую руку или согнуть в локте левую;
  • поворот налево, перестроение – вытянуть левую руку или согнуть в локте правую;
  • остановка – любая рука поднятая вверх.

Дорожные знаки для велосипедиста

Дорожные знаки для велосипедиста

Велосипедисты, как полноценные участники дорожного движения, должны знать и уметь пользоваться в ходе движения всеми дорожными знаками, установленными к обязательному применению правилами ПДД. Следует выучить специальные дорожные знаки для велосипедистов. Важно обращать внимание на запрещающие знаки и знаки, устанавливающие конец специальной полосы для велосипедистов.

Осветительные приборы

На всех механических движущихся транспортных средствах должны быть в наличии и исправно работать световые приборы, для велосипедов – это фары, фонари или световозвращатели.

Передние световые приборы белого цвета. Задние – красного цвета.

Правила обгона

Правила дорожного движения предписывают велосипедистам совершать обгон по общим правилам, слева. До начала манёвра водитель двухколёсного транспорта должен убедиться в безопасности предполагаемого действия, не причинять помех другим участниками дорожного движения, учитывать их скоростные возможности по сравнению со своими.

Движение по проезжей части и тротуарам – как правильно?

Движение по проезжей части и тротуарам

Требования к водителям велосипедов в 2020 году остались такими же, как и в предыдущих годах. Однако постоянно увеличивающееся количество автомобилей и велосипедов на дорогах, усложняющих движение, сказывается на безопасности. Конечно, самым безопасным и правильным способом передвижения для любителей велосипеда, является езда по велосипедным дорожкам.

Но их очень мало, и если велосипедист едет по тротуару, он мешает пешеходам, а если по проезжей части — автоводителям.

Где можно ездить на велосипеде?

Передвижение велосипедиста в состоянии алкогольного опьянения

Передвижение велосипедиста в состоянии алкогольного опьянения

Управлять транспортом после приёма горячительных напитков нельзя никому. Факт общеизвестный.

Но, предположим, что один подвыпивший водитель, в самый разгар праздника, решил не садиться за руль автомобиля и, зная об ответственности, принял решение сгонять до ближайшего магазина на велосипеде. Какие карательные меры его могут ожидать в случае встречи с ГИБДД?

Давайте разберёмся. С одной стороны человек, севший за руль велосипеда — водитель, с другой стороны — специальных прав на вождение у него нет, и по закону не требуется их иметь. А все знают, что наказание за вождение автотранспортным средством в пьяном виде – это лишение прав водителя от 1,5 до 2 лет и штраф 30 т.р.

Значит, в случае встречи сотрудников Госавтоинспекции и водителя двухколесного транспорта в состоянии алкогольного опьянения (в результате приёма алкогольных напитков или наркотических средств) будут применены вышеперечисленные нормы.

Какие преимущества предоставляются велосипедистам?

Помимо знакомой для многих специальной полосы на дорогах для велосипедистов, три года назад у велосипедистов появилась привилегия передвижения по тем дорогам, которые оснащены специально выделенными полосами, предназначенными для движения велосипедистов, маршруток и легкового такси. Движение по этим спецполосам может идти как навстречу общему потоку автотранспорта, так и попутно.

Далеко не в каждом городе России появились такие новшества.

Но, главное, что к увеличивающемуся количеству людей, предпочитающих велосипед, как экологически чистый транспорт, уже уделено внимание законодательных властей и для их безопасности уже приняты новые законы.

Штрафные санкции для велосипедистов

Любые штрафные санкции – это сдерживающие фактор для совершения правонарушения, и самым эффективным является наказание рублём.

Поэтому, для водителей – велосипедистов применяются правила ПДД и нормы административного права.

Вид нарушения Штраф/ рублей
Вождение в состоянии алкогольного опьянения 1000 – 1500
Нарушение ПДД без причинения ущерба пострадавшим лицам 800
Нарушение ПДД с причинением ущерба пострадавшим лицам 1000-1500
Создание помех другим участниками дорожного движения 1000

Заключение

Ольга Панфилова

Вафельная разметка

Понятой и свидетель

Чёрный список страховых компаний

Опасность мультирадаров

Штраф за грязные номера

Правила проезда светофора

Технический осмотр в 2020 году

Замер тонировки

Подушка для сна в автомобиле

Штраф за непостановку на учёт

Срок действия диагностической карты

Кенгурятник на авто

Срок действия госпошлины

Срок действия ДКП автомобиля

Задаток при покупке автомобиля

В целом, статья хорошая, однако уважаемый автор допускает некоторые неточности и не учитывает тонкости (возникающие каждый раз, когда вносятся поправки в части ПДД, касающиеся движения велосипедистов).
Например, здесь:
«А также необходимо следить за наличием и исправностью светового оборудования:
— спереди белого цвета фонаря, фары или световозвращателя;
— сзади красного цвета фонаря, фары или световозвращателя.»
В текущей редакции это выглядит так:
— На велосипеде обязательно должен быть установлен световозвращатель белого цвета спереди, световозвращатель красного цвета сзади, световозвращатель красного или оранжевого цвета в каждой боковой проекции;
— Для движения в условиях недостаточной видимости и в тёмное время суток на велосипеде должны быть исправные фара или фонарь белого цвета спереди, фонарь красного цвета сзади. Разумеется, при наступлении такого времени суток или условий видимости фонари должны быть включены.
— Велосипедист не обязан включать электрические световые приборы в светлое время суток, так как имеет световозвращатели, а велосипедные фары не являются фарами ближнего света или дневными ходовыми огнями (и не проходят соответствующую сертификацию).
При этом надо учитывать, что достаточность видимости учитывается каждым водителем (и велосипедистом) применительно к своему ТС и его возможностям, так что в условиях лёгкого тумана автомобилист, не заметивший велосипедиста, не может заявлять, что не заметил его вовремя из-за отсутствия света, так как для велосипедиста условия видимости были достаточными.
Также здесь:
«С семи лет до четырнадцати, водитель велосипеда может ездить по тротуарам, по специальным пешеходным и велосипедным дорожкам, по пешеходным зонам, но выезжать на дорогу ему нельзя.
Детям до семи лет разрешается ездить на велосипеде только по пешеходным и велосипедным участкам дороги. И вообще, в целях безопасности, дети до 7 лет должны находиться под присмотром взрослых и не должны оставаться одни, тем более в близости к дороге.»
Требуется уточнение:
— с 0 до 7 лет можно ездить по пешеходным зонам и по пешеходной части различных дорог (включая велопешеходные дорожки, нормальные велодорожки с тротуарами и т.п.);
— с 7 до 14 лет можно ездить уже по велосипедной части велоинфраструктурных объектов, за исключением велосипедных полос (и полос для маршрутных ТС) на проезжей части.
Ну и так далее.
Что касается «знания» Правил велосипедистами (и другими участниками дорожного движения, не проходящими специальную аттестацию) — это целиком вина министерства образования и ГИБДД, которые никак не могут либо выделить отдельные учебные часы, либо выкинуть ненужное из программы ОБЖ (например, про действия при термоядерной войне) и вписать действительно повседневно нужное, как электробезопасность и ПДД.

Правила езды на велосипеде по автодорогам: ПДД и зона ответственности

Так называемый «велосипедный бум» ворвался в российскую повседневную жизнь примерно 10 лет назад. И если ранее на велосипедах гоняли только дети и подростки, то сегодня велосипедистами стали многие взрослые люди. И речь идёт не только о прогулочной езде по паркам, многие россияне стали ездить на велосипедах на работу, в гости, по делам. Этот экологический транспорт оказывает однозначно благоприятное действие на организм в целом, но вот отношение к велосипедистам со стороны автомобилистов и пешеходов по-прежнему неоднозначное. Прежде всего, это связано со слабой велоинфраструктурой в большинстве российских городов, а также с халатным отношением большой доли велосипедистов к действующим правилам ПДД. В стране существенно увеличилось количество ДТП с участием велосипедного транспорта. Только за последние четыре месяца 2019 года Госавтоинспекция зафиксировала увеличение вело-авто-ДТП + 39,4 % по сравнению с предыдущим периодом. Мы разобрались с темой: «Как должен ехать велосипедист по проезжей части?», а также оценили все безопасные способы езды в городских условиях.

Правила езды на велосипеде

Где можно ездить на велосипеде?

Езда на велосипеде

В нашей статье пойдёт речь о том, как должен двигаться велосипедист по дороге. Мы будем говорить преимущественно о поведении взрослого человека. Помните, что детям, которым не получили свой первый гражданский паспорт, категорически нельзя выезжать на проезжую часть!

Веловодитель, как полноценный участник дорожного движения, несёт ответственность за исправность немеханического транспортного средства (ТС) и за соблюдение ПДД, в том числе за соблюдение дистанции, скоростного режима и места своего нахождения в автопотоке. Но стоит только «слезть с велика», как веловодитель становится пешим гражданином, даже если он ведёт транспорт рядом с собой. В это время, как пешеход, он должен руководствоваться правилами ПДД для пеших граждан.

Исходя из пункта 24 действующих норм ПДД, законными местами для езды велолюбителей могут являться:

  • специально предназначенные дорожки (велосипедные или вело-пешеходные) или полоса для вело-перемещения;
  • при отсутствии специальных полос правый край проезжей части в попутном направлении, обочина, тротуар и пешеходная дорожка.

Выделенная полоса для велосипедистов

Велодорога — часть дороги автомобильного назначения или самостоятельная линия, созданная для преимущественного передвижения веловодителей. По нормам российского законодательства по территории велодорожек нельзя ездить механическому автотранспорту (кроме мопедов) и гужевым повозкам. В отношении «бесколёсников» и их присутствия на специальной велодорожке существует оговорка: они могут ходить по данной территории или пересекать её только при отсутствии тротуаров, обочин, пешеходных дорожек и пешеходных зон.

Когда спец. участок для двухколесных «стальных коней» примыкает непосредственно к дороге общего пользования, она должна быть отделена от проезжей части разделительной полосой, газоном, бордюром, разметкой и (или) дорожным знаком 4.4.1:

Начало участка для двухколесных средств

Окончание участка спец. назначения определяется знаком 4.4.2.:

Конец участка для двухколесных средств

Велолюбителям в текущем году нужно присматриваться и к другим специальным знакам:

Полоса для велосипедистовКонец полосы для велосипедистов Дорога с полосой для велосипедистовКонец дороги с полосой для велосипедистов

Задаёте вопрос: «По какой дороге должен ехать велосипедист, если есть специальная выделенная полоса?» Однозначно — только по велодорожке.

Пересечение с велосипедной дорожкой

Пешеходные дорожки

Веловодитель имеет право на перемещение по тротуару или пешеходной дорожке только:

  • если нет в наличии или нет возможности передвигаться по велосипедной и велопешеходной дорожке, а также специально выделенной полосе для двухколесного немеханического байка;
  • если веловодитель сопровождает другого веловодителя (до 14 лет), а также если он перевозит ребёнка (до 7 лет) на специально предназначенном дополнительном сиденье (велоколяске, велоприцепе).

Автомобильная дорога

«Как должен ехать велосипедист по проезжей части?» Исходя из п. 24.2 и 24. 5 водитель двухколесного немеханического байка может ехать по правому краю проезжей части. Стоить учесть важные условия:

  • веловодитель достиг своего 14-летия;
  • нет в наличии или нет возможности двигаться по спец. полосе или дорожке;
  • велобайки двигаются в один ряд или в два ряда (если ширина «велика» ≤ 0,75 см);
  • группа велолюбителей перемещается в виде организованной колонны;
  • велоезда допустима исключительно в попутном направлении;
  • габариты велобайка и (или) перевозимого груза ≥ 1 м.

Велосипед на автотрассе

Все, кто интересуются вопросом: «Как должен ехать велосипедист по трассе?», должны знать, что езда по автомагистралям на двухколесном транспорте запрещена. Это положение закона указано в пункте 16.1 действующих правил ДД. Велосипедам и другим средствам передвижения, которые по техническим параметрам не могут разгоняться свыше 40 км/час, нельзя находиться на автотрассах.

Возраст для управления велосипедом

Возраст велосипедиста

Согласно действующему законодательству нашей страны, существует три возрастные группы водителей двухколесного транспорта:

  1. Дошкольники.

Малолетние веловодители могут ездить исключительно по тротуарам (вместе с пешеходами) под неустанным присмотром взрослых. Конечно, юный велолюбитель обязан держаться за руль обеими руками, пропускать и объезжать пешеходов, не создавая им помех и опасностей, иметь навыки соблюдения дистанции. Перед вепоездкой родители должны осуществлять технический осмотр на предмет исправности детского «велика», позаботиться о защите ребёнка (шлем, защитная экипировка). Сиденье должно соответствовать росту ребёнка. Для безопасной велоезды нужно оснастить велотранспорт фонариком, звонком и катафотами. Разумно одеть на ребёнка одежду со светоотражающими полосками.

  1. С первого класса до первого паспорта.

Веловодители школьного возраста могут перемещаться по тротуарам, велодорожкам, пешеходным и вело-пешеходным дорожкам, в пределах пешеходных зон. Юному веловодителю разрешено ездить только на технически рабочем велобайке, а его поведение должно соответствовать нормам ПДД.

  1. От 14-летия и старше.

Веловодитель, достигший своего 14-летия, приравнивается к взрослому водителю. Он приобретает право перемещаться на велобайке по проезжей части при соответствующих условиях.

Правила движения велосипеда по дорогам

Каждый веловодитель должен соблюдать принципы безопасности на дорогах:

  • содержать в исправном состоянии своего «стального коня» и делать визуальный технический осмотр перед каждой поездкой;
  • соблюдать нормы движения, принятые в России;
  • соблюдать попутное направление передвижения;
  • сигнализировать о своих манёврах.

Техническое состояние

Во имя личной безопасности и безопасности окружающих веловодитель обязан содержать свой транспорт в рабочем состоянии, а именно:

  • велотранспорт должен иметь исправные тормоза, работающие педали, клаксон и руль;
  • для езды в любое время суток нужно оборудовать свой велотранспорт фонарём и катафотами (как минимум, впереди — белые, сзади — красные). Также целесообразно оснастить велосипед светоотражающими элементам и по боковым сторонам;
  • сиденье должно соответствовать росту;
  • своевременно подкачивать шины (по рекомендациям производителя).

Дорожные знаки, разметка, светофоры

Дорожные знаки и светофоры

Всем известен факт: веловодители не должны учиться в автошколе и получать водительские велоправа. Однако это и есть камень преткновения: велолюбители обязаны знать и выполнять все действующие дорожные нормативы безопасности, но нет контроля за их подготовкой к выезду на «большую дорогу».

Для любителей велоезды есть пять запрещающих знаков:

  • «кирпич» или «въезд запрещён» (3.1);
  • «движение запрещено» (3.2);
  • «движение на велосипедах запрещено» (3.9);
  • «автомагистраль» (5.1);
  • «дорога для автомобилей» (5.3).

Во время поездки на вело-байке нужно учитывать существующую разметку:

  • не наезжать на сплошную линию;
  • не парковаться в местах, размеченных желтым цветом;
  • пропускать пеших граждан на пешеходных зонах.

Направление движения

Нередко автомобилисты жалуются на любителей велопрогулок, передвигающихся во встречном направлении по краю дорожного полотна. А на дорогах, где находятся дачные массивы, нередко можно наблюдать картину — «едет велосипедист навстречу движению по середине дороги».

Прежде чем влиться в поток автомобилей, абсолютно каждый веловодитель должен знать «Как велосипедист должен ехать по встречке или попутно?» Согласно нормам безопасного передвижения, веловодитель может двигаться только в попутном направлении, как можно правее (по правой стороне). А выезд на «встречку» допустим в трёх случаях:

  1. Обгон.
  2. Объезд ДТП или оцепления.
  3. Плохое качество покрытия, во избежание падения и создания аварийной ситуации.

Сигналы поворота

Исходя из того, что велотранспорт не оборудован световыми приборами, обозначающими повороты, веловодителю нужно подавать сигналы с помощью рук. Есть устоявшаяся система предупреждения о манёврах велосипедистов-одиночек и система общения в организованной колонне.

Сообщения одиночки-веловодителя:

  • «я поворачиваю налево или перестраиваюсь» — левая верхняя конечность вытянута или права верхняя конечность вытянута и согнута в локтевом суставе;
  • «я поворачиваю направо или перестраиваюсь» — правая верхняя конечность вытянута или левая верхняя конечность вытянута и согнута в локтевом суставе;
  • «я останавливаюсь» — любая верхняя конечность поднята вверх;
  • «я объезжаю препятствие справа» — правая верхняя конечность опущена вниз;
  • «я объезжаю препятствие слева» — левая верхняя конечность опущена вниз».

Сообщения ведущего колонны (в дополнение к вышеперечисленным жестам):

  • «всем уменьшить скорость» — любая из верхних конечностей опущена вниз и выполняются небольшие махи вверх-вниз;
  • «всем выстроиться в колонну по одному» — один палец вверх;
  • «всем выстроиться в колонну по двое» — два пальца вверх;
  • «мы объезжаем препятствие, поэтому выстроиться поодиночке» — пять пальцев вверх.

Велосипедист и пешеходы

Начиная с первого трёхколесного велотранспорта нужно приучать ребёнка к тому, что нужно проявлять уважение к пешим гражданам. А именно, нужно пропускать их, объезжать, не создавая опасные ситуации, не пугать резкими манёврами и звонками, соблюдать дистанцию при езде среди пешеходов.

Среди велолюбителей есть утверждение, что им можно пересекать пешеходные переходы верхом на своём велотранспорте со скоростью пешехода. Это в корне неверная информация. Согласно п. 24.8 действующих норм дорожной безопасности, на пешеходных переходах велосипедисты обязаны не только пропускать всех граждан, но и сами на время перехода дорожного полотна превратиться в пешего человека.

Ответственность велосипедиста за нарушение ПДД

Ответственность велосипедиста

Дорожно-транспортным происшествием может быть признано столкновение:

  • двух или более веловодителей;
  • веловодителя и пешего человека;
  • автоводителя и веловодителя (или нескольких).

Подавляющее большинство любителей велосипедных поездок не утруждают себя учением и повторением правил безопасного движения в начале сезона. Многие и вовсе считают себя «вне закона», ввиду того, что у них нет специальных водительских прав (а значит, лишение им не грозит). Однако незнание закона не освобождает от ответственности. На веловодителей распространяются все правила ПДД и действующие статьи КоАП РФ.

Самые распространенные нарушения

Согласно статистике, самыми «популярными» правонарушениями с участием велолюбителей являются:

  • наезды на пешеходов, стоящие автомобили, животных. Причинами являются нарушение скоростного режима, бокового интервала и дистанции, а также рассеянность, недостаточная внимательность и самоуверенность в собственных силах;
  • движение во встречном направлении по отношению к автопотоку.

Причинами становятся элементарное незнание и пренебрежение действующими нормами и правилами безопасности;

  • пересечение пешеходного перехода верхом на велотранспорте и ДТП на данном участке.

Прямое нарушение п. 24.8 ПДД приводит к тому, что виновником дорожного происшествия признают велосипедиста, который не слез со своего велотранспорта на пешеходном переходе;

  • столкновение при выезде с дворовой территории.

Независимо от того, где ехал велосипедист (по дороге или тротуару), причиной аварии, как правило, становится ограниченная видимость (из-за припаркованных авто, зелени, строений). Виновником может быть признан как веловодитель, так и автоводитель;

  • пренебрежение сигналами маневрирования.

Это самое опасное нарушение со стороны веловодителей, особенно на проезжей части дорожного полотна. Любое перестроение, объезд неровностей, препятствий или ям должно сопровождаться ручными сигналами. Как правило, именно их отсутствие приводит к смертельным ДТП с участием велотранспорта.

Привлечение к ответственности

Взрослые любители велоезды имеют статус водителя, поэтому на них распространяются нормы административной, материальной и уголовной ответственности. Несовершеннолетние веловодители, ставшие виновниками ДТП, не несут административной и уголовной ответственности, а материальный ущерб взыскивается с родителей или опекунов.

Размеры штрафов

Если говорить о вине веловодителя, как нарушителя ПДД, то его зона ответственности предусматривается Кодексом об Административных Правонарушениях статьей 12.29. Пункт № 2 данной статьи говорит, что за нарушение норм дорожной безопасности к веловодителям применяется наказание в размере 800 рублей. А пункт № 3 уточняет, что если нарушитель находился в состоянии алкогольного или иного опьянения, то штраф увеличивается (от 1000 до 1500 рублей).

Если веловодитель создал помеху автотранспорту, то его действия приводят к штрафу в размере 1000 рублей. Причинение вреда лёгкой и средней тяжести потерпевшему гражданину карается суммой от 1000 до 1500 рублей (КоАП ст. 12.30).

Заключение

Всеобщая российская велосипедизация имеет массу преимуществ, и можно назвать как минимум 10 причин почему велосипедная езда – это классный способ передвижения. Однако увеличение количества велосипедов на большинстве российских дорог, не предназначенных для велоезды, приводит к огромному количеству дорожных происшествий. Во многих случаях аварии и травмы велосипедистов происходят по причине халатности и незнания действующих нормативов дорожной безопасности со стороны веловодителей. Ситуация усугубляется тем, что велосипедисты имеют право вливаться в общий автопоток, при этом не имеют специальных водительских прав, полиса страхования и контроля за подготовкой к велопоездкам. А физическая незащищённость велосипедиста по сравнению с автотранспортом делает их чрезвычайно уязвимыми. Улучшение ситуации велодвижения может произойти только при развитии велосипедной инфраструктуры в целом по стране и при педантичном соблюдении правил безопасности на дорогах со стороны всех участников движения.

Обзор ПДД для велосипедистов

Велосипед – экологичная альтернатива большинству наземных транспортных средств. Кроме прочего, его использование помогает развить хорошую физическую форму. Любой обладатель двухколесного коня участвует в ДД (дорожном движении). Следовательно, обязан придерживаться ПДД для велосипедистов.

Правила дорожного движения для велосипедистов

ПДД для велосипедистов позволят грамотно пользоваться своими возможностями, знать права и запреты.

Беглое изучение Правил приведет читателя к разделу № 24 – «Дополнительным требованиям к движению велосипедистов и водителей мопедов».

По факту все сложнее: на обладателей двух колес распространяется гораздо больше правил.

Понятие и определение велосипеда

Бытовое и техническое толкование, использующееся в Правилах дорожного движения, различаются. В быту это средство на колесах, которое едет за счет кручения педалей.

В ПДД определению отведен пункт 1.2: «ТС (транспортное средство) от двух колес и более, которое приводится в действие с помощью мускульной силы того, кто им управляет.

Важно, что это именно «транспортное средство». Ведь Правила распространяются на все ТС, без исключения. Второй нюанс – велосипедист, управляющий двухколесным, не считается пешеходом. Исключение – случаи, когда владелец ведет ТС рядом, а сам идет пешком. Эта особенность расширяет перечень возможностей.

В некоторых ситуациях быстрая смена статуса дает право переходить проезжие части по нерегулируемым переходам, заходить под «кирпич» и т.д.

Техническое состояние

Особых требований вроде обязательного наличия шлема (как у мотоциклистов) к водителям данных двухколесных не предъявляется. Но перед тем, как выехать, владельцу следует произвести осмотр ТС и обеспечить исправное функционирование в пути. Это предписывает пункт ПДД 2.3.1.

Обзор ПДД для велосипедистов

Этот же пункт запрещает езду, когда:

  • неисправна рабочая тормозная система;
  • повреждено рулевое управление;
  • не горят или отсутствуют фары.

Есть велолюбители, которые в попытках уменьшить массу ТС, удаляют тормоза и другие конструктивные элементы. Это нарушение ПДД, которое карается административными санкциями.

Алкогольное опьянение велосипедиста

Здесь все ясно: любой вид опьянения не дает право управления. Официально это правило отражено в пункте ПДД 2.7. Здесь же описан запрет на передачу велосипеда сторонним гражданам, которые находятся в опьянении.

Обзор ПДД для велосипедистов

Сигналы поворота

Параграф ПДД 8.1. распространяется на всех владельцев транспортных средств и предписывает подавать определенные сигналы с помощью звука или света во время старта, разворота, перестроения, поворотов, а также при торможении и на остановках.

Обзор ПДД для велосипедистов

Если фары не работают, ручной сигнал нужно подавать заранее, до начала маневра. На руль рука возвращается одномоментно со стартом движения. При этом важно, чтобы не возникали помехи для остальных лиц на дороге.

Одновременно с подачей сигналов надо тщательно следить за тем, чтобы не въехать в яму или не нажать на тормоз. Оба действия чреваты падением и травмами.

Где можно ехать на велосипеде?

Правила для велосипедистов, достигших 14-летия, в этом вопросе регламентированы несколькими пунктами раздела № 24.

  1. Разрешается движение по специально выделенным участкам. Это дорожки или полосы, которые предназначены для двухколесного транспорта или для пеших участников ДД.
  2. Допустима езда по дороге справа в один ряд (возможна и в два ряда, если в колонне велосипеды имеют ширину не более 75 см).
  3. Можно двигаться по обочине.
  4. Допускается езда по тротуару и дорожкам, предназначенным для пешеходов.

Обзор ПДД для велосипедистов

Важно, что разрешения возможны лишь в тех ситуациях, когда предыдущие пункты отсутствуют.

Движение по дороге с игнорированием пункта № 1 возможно в двух случаях:

  • ширина двухколесного ТС — более 100 см;
  • езда происходит в колонне. Сами вело-колонны делятся на коллективы по 10 участников (или по 10 пар, если перемещаются в две колонны). Группы соблюдают дистанцию – от 79 до 99 метров.

Если владелец двухколесного сопровождает велосипедиста не старше 14 лет, он вправе ехать по тротуарам или пешим дорогам вне зависимости от того, имеются ли первые три пункта.

Выделенные полосы для велосипедистов

Обзор ПДД для велосипедистов

Не так давно Правила пополнились следующими знаками для обозначения выделенных полос:

  • знаки 5.11.2 и 5.12.2 — дорога с полосой для велосипедистов и ее конец, соответственно;
  • знак 5.13.3 Выезд на дорогу с полосой для велосипедистов;
  • знаки 5.14.2 и 5.14.3 — полоса для велосипедистов и ее окончание.

Выделенная территория предназначается лишь для перемещения водителей двухколесного транспорта.

Особенности движения по полосам для общественного транспорта

Велосипедисты вправе перемещаться по выделенным линиям. Это участки, предназначенные для курсирования общественных маршрутов. Но владелец двух колес вправе выехать на указанную полосу только тогда, когда нет дополнительных условий, которые запрещают въезд, а сама полоса обозначена каким-либо знаком из перечисленных:

  • Знаки 5.14 и 5.14.1 — полоса для маршрутных транспортных средств (МТС) и ее окончание;
  • Знаки 5.11.1 и 5.12.1 — дорога с полосой для МТС и ее конец, соответственно;
  • Знаки 5.13.1 и 5.13.2 — выезд на дорогу с полосой для МТС.

Где на велосипеде ехать нельзя?

На велосипеде запрещены:

  • повороты с перекрестка налево, если количество полос 2 или более;
  • развороты на полосах с трамвайными рельсами;
  • развороты на дорогах, где имеется от двух и более полос для движения в одном направлении;
  • переезды дорог по переходам для пеших участников ДД;
  • движение по автомобильным магистралям.

Обзор ПДД для велосипедистов

Кроме того, запрещается двигаться под знак «Въезд запрещен» («кирпич»).

Дети и подростки на велосипеде

Дети до трех лет могут кататься на трехколесных велосипедах дома или на закрытой дворовой территории. Дети от 3 до 7 лет катаются в сопровождении или под надзором взрослых. Также допустим вариант, когда взрослый перевозит детей в велокорзине.

В возрасте от 7 до 10 лет ребенок уже осознает, какие опасности таит дорога, но неосмотрительность и невнимательность чревата необдуманными действиями вроде внезапных выездов на оживленную проезжую часть.

  • провести предварительное разъяснение по действию в тех или иных ситуациях;
  • познакомить с азами ПДД;
  • снарядить защитным шлемом и одеждой со светоотражающими элементами;
  • ограничить зону перемещения;
  • обеспечить контроль безопасности за счет GPS-трекеров и других специализированных приспособлений.

Безопасность подростков от 12 лет и старше осуществляется теми же методами. Кроме перечисленного, следует объяснить, что юный велосипедист должен тщательно контролировать техническое состояние ТС, осматривать его, своевременно подкачивать шины и проверять исправность тормозной системы.

Велосипедисты от 7 до 14 лет могут курсировать по тротуарам, вело- и пешеходным дорогам, а также в пределах всей пешеходной территории.

Школьникам нельзя кататься по велополосам, обочинам и дорогам.

Световое оснащение велосипедистов

Правила предписывают эксплуатировать фары или фонари после заката, в тоннелях или в условиях плохой видимости. В дневные часы необходимо включать фару или ходовые огни.

На практике велосипедисты часто пренебрегают использованием света в дневные часы. Все это чревато штрафом, который вправе наложить любой сотрудник ГИБДД.

Обзор ПДД для велосипедистов

Система обозначения велосипедистов

Как любой другой участник движения, велосипедист должен заранее предупреждать о планируемых маневрах. Осуществляется предупреждение руками. Но только в том случае, если рюкзак или велорама не оборудованы соответствующим образом.

  1. Поворачивая направо или перестраиваясь, велосипедист вытягивает в сторону правую руку и сгибает в локте под углом в 90 градусов.
  2. Для левого поворота или перестроения используется левая конечность.
  3. Для остановки вытягивается вверх любая из рук.

Если велосипедист едет в колонне, он использует дополнительные обозначения. Например, предупреждение о ямах и выбоинах – опущенная вниз левая или правая рука (в зависимости от того, с какой стороны яма).

Возраст велосипедиста

Управление велосипедом допускается с любого возраста. Но ПДД для велосипедистов разных возрастных категорий различаются.

Кроме того, движение по дороге допускается лишь с подросткового периода, но не ранее 14 лет.

Запреты для велосипедистов

Водителям двухколесного транспортного средства запрещено:

  • двигаться, используя всего лишь одну руку или вовсе не придерживая руль;
  • перевозить груз, затрудняющий управление или выступающий на полметра и более за пределы велотранспорта;
  • осуществлять перевозку пассажиров, в том числе, до семи лет, без соответствующей конструкции и специально оборудованного сидения;
  • совершать повороты влево и разворачиваться в местах, где есть рельсы и курсируют трамваи;
  • разворачиваться на проезжей части, которая имеет не менее двух полос в одном направлении;
  • пересекать переходы, предназначенные для пеших участников;
  • брать на буксир какой-либо транспорт, не считая предназначенный для эксплуатации с велотранспортом.

Обзор ПДД для велосипедистов

Сложные ситуации на перекрестках

Во избежание конфликтных ситуаций на дороге к велосипедистам предъявляется ряд требований:

  1. осмотреться перед выполнением маневра. На многих моделях двухколесного транспорта зеркала обзора отсутствуют, однако велосипедист должен удостовериться, что не нарушает правил и не мешает другим водителям и пешеходам;
  2. не мешать другим участникам движения во время обгона. Велосипедисты имеют право на обгон слева, но для этого нужно убедиться в том, что не будут причинены неудобства и помехи.

Отдельный пункт – передвижение по перекресткам:

  • машина, которая сворачивает вправо и движется параллельно с велосипедом, должна уступить последнему путь, если тот движется по прямой траектории;
  • велосипедист уступает место всем ТС, которые движутся с правой стороны;
  • однополосная дорога допускает возможность повернуть влево по той же траектории, что автомобиль или мотоцикл.

Остальные ситуации предусматривают два способа повернуть:

  • движение по перекрестку в качестве пешехода, ведя велосредство рядом и держа обеими руками;
  • движение прямо с последующей остановкой, поворот и вновь – движение прямо.

Бывают ситуации, когда водители велосипедов движутся рядом с препятствиями. К ним относятся углы, тоннели, заросли и все, что мешает полноценному обзору. В этом случае владелец двух колес обязан применить звуковой сигнал, который будет свидетельствовать о приближении ТС в условиях затрудненной видимости.

В РФ установка спецсигнала имеет рекомендательный характер, а за рубежом считается обязательной.

ДТП с велосипедистом

Велосипедисты аналогично иным участникам ДД, тоже иногда попадают в аварии. Статистика гласит: транспортные происшествия с участием велосипедистов увеличиваются в весенне-летний период.

Обзор ПДД для велосипедистов

Владельцам двухколесного транспорта стоит помнить, что они не одни на дороге и аналогично другим водителям отвечают за свои действия и несут ответственность.

Правила поведения при ДТП:

  • категорический запрет на удаление с места аварии;
  • запрещено трогать собственное ТС или перемещать его;
  • обязательно нужно вызывать сотрудников автоинспекции.

Избежать неприятной ситуации позволит банальная осторожность: несмотря на то, что велосипедисты могут легко развивать скорость до 35 км/ч и более, запрещено появляться на дороге внезапно и стремительно.

А владельцам автомобилей следует внимательно контролировать передвижение велосипеда во избежание ДТП.

Спорные ситуации и примеры из практики

К числу наиболее популярных нарушений ПДД относятся:

  • езда навстречу ТС;
  • перемещение по пешеходным переходам.

На практике часто оказывается, что в обеих ситуациях 90% водителей двухколесных не знакомы с ПДД для велосипедистов и продолжают вести себя, как обычные пешеходы.

Между тем, перечисленные маневры чреваты травмами, а в случае с пересечением пешеходного перехода – даже гибелью. Особенно, если за рулем двухколесного несовершеннолетний, и его сбил водитель автомобиля.

Парадоксально, но водитель четырехколесного ТС не будет считаться виновным, поскольку должен пропускать по переходу только пешеходов. А велосипедисты не приравнены к пешеходам.

Максимальная скорость велосипедиста

Обзор ПДД для велосипедистов

Велосипедисты – тоже участники движения. Поэтому для них введены ограничения на предельно допустимую скорость езды:

  • в условиях города запрещается развивать скорость свыше 60 км/ч;
  • во дворах, жилых массивах движение ограничено максимумом в 20 км/ч.

Важно: велосипедист должен подчиняться любым дорожным знакам, предписывающим ограничение скорости. Еще один нюанс: ускоряться свыше 25 км/ч можно лишь за счет собственных сил.

На практике средняя скорость в городе составляет от 10 до 14 км/ч, а при наличии специализированных дорожек увеличивается до 18 км/ч. На шоссе скорость увеличивается в связи с отсутствием светофоров и переходов, но зависит от качества покрытия и вида велосипеда, и составляет от 20 до 32 км/ч. Более высокий темп способны поддерживать лишь опытные велосипедисты с хорошей мышечной массой, высокой выносливостью и безупречной подготовкой.

Штрафы велосипедистам за нарушения

Интересный факт: статья 12.1 главы № 12 КоАП РФ не рассматривает велосипед в качестве ТС. Это подтверждает сноска с определением «транспортных средств». В ней прописано, что ТС имеет объем двигателя от 50 кубических сантиметров и мощность от 4 кВт.

Обзор ПДД для велосипедистов

Но существуют статьи 12.29 и 12.30. Они предусматривают санкции за нарушение ПДД велосипедистами.

Так, если ПДД нарушает велосипедист, на него налагается взыскание – 800 рублей. Алкогольное опьянение, повлекшее нарушение Правил, карается штрафом от 1000 до 1500 рублей.

Если нарушения привели к помехам в движении ТС или повреждению здоровья потерпевшей стороны, сумма штрафов составит 1000 и от 1000 до 1500, соответственно.

Однако в течение двух недель с момента ДТП можно воспользоваться 50% скидкой при оплате штрафов.

Могут ли велосипедиста лишить прав?

Разумеется, лишить прав велолюбителя никто не может. Хотя бы потому, что у него нет водительского удостоверения. Права не нужны для управления данным двухколесным ТС.

Но важно знать: велосипедист, нарушивший ПДД и являющийся виновником аварии, повредивший чье-то здоровье или собственность, будет привлечен. Пострадавшие имеют право на компенсацию за причиненный ущерб и моральный вред. Такие правила предписывает статья Гражданского кодекса РФ № 151.

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Источники:

https://auap.ru/dtp/pdd-dlya-velosipedistov.html
https://autoizakon.ru/pdd/pdd-dlya-velosipedistov
https://autoizakon.ru/pdd/pravila-ezdy-na-velosipede
https://avtoproblema24.ru/pdd/dlya-velosipedistov/

Adblock
detector