Типы и функции кареток велосипеда, правила выбора и установки
Запчасти
Важнейшим узлом всей конструкции велосипеда является его каретка. К ее выбору и установке относятся серьезно, ведь она принимает на себя нагрузку, являющуюся результатом кручения педалей. Любая каретка велосипеда располагается за передним колесом в нижней части рамы. Пользователям следует учитывать, что с разными моделями двухколесного транспорта совместимы определенные типы узлов.
Что собой представляет
Основная задача каретки — передача крутящего момента от педалей к колесам. Особое расположение механизма, в нижней части рамы, способствует загрязнению подшипников. Кареточному узлу достаточно регулярной очистки и смазки, но рано или поздно он все равно выйдет из строя из-за постоянной работы во время движения.
Устройство каретки несложное:
- Корпус — главная составляющая узла, на него крепятся остальные части каретки.
- Чашка — часть велосипедного узла, служащая для крепления в стакане.
- Ось каретки — элемент, имеющий возможность свободного вращения. Заканчивается шлицами (местами для крепления шатунов).
- Места крепления шатунов.
Кроме того, к устройству узла можно причислить кареточный стакан — место крепления каретки к раме. Крайне не рекомендуется затягивать с ремонтом этого элемента, в случае обнаружения неисправностей нужно как можно быстрее их устранить. О проблемах с кареткой свидетельствуют такие признаки: заклинивание механизма, стук внизу велосипеда, люфт.
Типы кареток для велосипедов различаются по следующим критериям:
- по длине вала каретки — то же самое, что и длина оси, может варьироваться;
- по длине корпуса — в основном соответствует длине стакана, отклонения редки;
- по виду резьбы;
- по типу крепления шатунов;
- по расположению подшипников (закрытая, интегрированная, открытая каретка).
Неинтегрированная
Неинтегрированные узлы представляют собой подшипники, запрессованные в 2 чашки, которые вкручиваются в кареточный стакан. Жесткость повышается путем увеличения толщины оси и ее впрессовования в один из шатунов. Для защиты от попадания грязи чашки между собой соединены проставкой из пластика или алюминия, что также способствует преднатягу подшипников.
Основной плюс такой модели — возможность закрепления заранее выбранного вида шатуна. В большинстве случаев у неинтегрированной каретки подшипники не находятся в стакане. Минус всего один — достаточно большой вес.
Квадрат
Большинство велосипедов средней и низкой ценовой категории имеют каретку квадрат. Длина вала полностью зависит от модели шатунов. Такой вариант бюджетный, но довольно-таки тяжелый, да и особой прочностью не отличается. Отличительная черта — его форма с немного скошенными углами посадочного отверстия шатуна, который напрессовывается на вал каретки, напоминающий усеченную пирамиду, расширяясь к началу рамы.
Картридж
Картриджная каретка используется до тех пор, пока окончательно не выйдет из строя, после чего выбрасывается. Основной плюс — отсутствие потребности периодической регулировки за счет того, что в трубу подшипники и вал вворачиваются в алюминиевом или любом другом жестком металлическом корпусе. В основном модели этого типа неразборные, потому и не требуют никакого обслуживания. Картридж дополнительно оснащается сальниками, что исключает возможность попадания пыли, грязи и воды в каретку.
Узел картриджного типа имеет подшипники сравнительно небольшого диаметра, вследствие чего у него невысокий уровень жесткости.
Американка
Американка, стандартный, или же bmx узел — самый первый тип каретки. Ее главные минусы — большой вес и неактуальность. Однако есть и существенные плюсы — прочность и износостойкость ввиду большого размера подшипников. Такая каретка для велосипеда может блестяще отработать несколько лет. Ширина трубы узла стандартная (68 мм), а диаметр составляет 56 мм. Изготавливается путем вбивания в нее подшипников, вставленных в чашки.
На данный момент ни один производитель не выпускает качественные рамы с таким типом узла.
На промподшипниках
Велосипедные узлы на промподшипниках отличаются простотой устройства и удобством использования. Они отлично защищены от загрязнений и попадания влаги, а также широко применяются в изготовлении современных моделей двухколесного транспорта. Их большой плюс — длительный срок службы. Основной минус — непригодность к ремонту. Если поломка произойдет далеко от специализированного центра, то придется тяжело.
Правильный выбор
Визуально неисправность кареточного узла выявить невозможно. Поломка проявляется непосредственно во время движения в виде стука, прочих посторонних звуков и затрудненного кручения педалей. Для того чтобы подобрать правильную каретку для велосипеда, нужно провести замеры: измерить длину вала, определить стандарт шатунов двухколесного транспорта.
Алгоритм подбора неинтегрированного узла немного сложнее, чем у остальных:
- Узнать нужный стандарт каретки (квадрат или какой-то из шлицевых).
- Определить длину вала и вид резьбы (тип кареточного стакана).
- Узнать допустимую линию цепи (chainline).
Самые распространенные размеры вала у велосипеда, которые также необходимо учитывать при выборе:
- 113 мм (встречаются очень редко);
- 115 мм (также редко используется);
- 118 мм (стандартная ширина);
- 122,5 мм (в основном у кареток под квадрат).
Для приобретения достаточно будет назвать модель и производителя транспорта, длину вала, размеры старого узла и шатунов. Скоростные и городские велосипеды достаточно бюджетные, а у большинства недорогих велобайков устанавливаются каретка квадрат или картридж. Горный транспорт более дорогой и совместим с неинтегрированным и картриджным узлом. Но опять же, у разных производителей разные стандарты, соответственно, и модель каретки варьируется.
Установка
Инструменты, которые могут потребоваться для монтажа:
- выжимка шатуна или же шестигранный ключ на 8 мм;
- среднего размера молоток;
- плоская отвертка;
- рожковый ключ на 36 мм;
- разводной или же газовый ключ;
- кареточный съёмник.
Не стоит забывать, что параметры используемых приспособлений могут изменяться в зависимости от типа устанавливаемого элемента. Пошаговая инструкция демонтажа старого кареточного узла:
- Велосипед тщательно очищается от грязи, чтобы позже она не попала в резьбовые соединения.
- Далее снимается шатун со стороны звездочек. Аккуратно, во избежание повреждений, поддеваются пластиковые заглушки, находящиеся на болтах. Они снимаются с помощью выжимки, шестигранника на 8 мм или же головки на 14 мм. После этого выжимка вкручивается в резьбу, а затем зажимается двигающая толкатель гайка.
- После снятия шатуна съемник каретки примеряется к шлицам его чашки. Бывают случаи, когда он не подходит и зацеп плохой. В такой ситуации применяется болт М8 следующим образом: на него надевается несколько гаек так, чтобы они свободно перемещались. После проделанных операций съемник фиксируется в шлицах путем вкручивания штифта в кареточный узел.
- Как только съемник прикреплен, по часовой стрелке выкручивается чашка. Когда резьба начинает поддаваться движению, аккуратно выкручивается болт.
- Далее из кареточного стакана демонтируется сам узел, а вместе с ним и левый шатун.
- По необходимости можно выкрутить стакан и с левой стороны, делается это по точно такому же алгоритму.
Когда старая велосипедная каретка удалена, устанавливается новая по алгоритму, обратному данному:
- Если был выкручен левый стакан, то устанавливается новый.
- В кареточный стакан монтируются исправная каретка и левый шатун.
- Вкручивается болт. Против часовой стрелки, с помощью съемника, устанавливается чашка.
- Выжимкой, шестигранником или головкой вкручивается фиксирующий болт.
- Устанавливается шатун, находящийся со стороны звездочек.
Если объединить всю представленную информацию, можно сделать следующие выводы:
- кареточный узел — наиважнейшая часть всей системы на велосипеде;
- для продолжительной работы данная система велосипеда требует должной очистки и смазки;
- для разных видов велобайков подходят разные типы и размеры кареток;
- демонтировать и установить новый узел можно как самостоятельно, так и в специализированном центре;
- существуют различные виды велосипедных узлов;
- размеры кареток зависят только от типов велобайков.
Невозможно ответить на вопрос: какая модель лучше — интегрированная каретка или неинтегрированная, ведь с разными типами велосипедов совместимы разные узлы. Но представители низкой ценовой категории прослужат явно меньший срок, чем более дорогие. Именно в этом вопросе стоимость равняется качеству.
Кареточный узел — одна из наиболее важных частей всей системы на велосипеде Продолжительную работу данного элемента обеспечат регулярная очистка и смазка Тип и размер каретки подбирается в соответствии с видом байка
Видео
Какой электромотор для велосипеда лучше: на фрикционной передаче, мотор-колесо или подвесной?
Общественный транспорт – вещь надоедливая: его нужно долго дожидаться на остановках, а дождавшись, ехать в давке и духоте, что малоприятно. Автомобиль – вещь дорогая, поэтому позволить ее себе может не каждый. Да и поезда на нем в большом городе омрачают пробки на дорогах.
Мотоцикл – не столь дорогой, как автомобиль, но требует также прав, наличие гаража, соответствующей экипировки, летом в которой жарко. Да и проблема пробок для него, как и для авто, не решена. Пешком далеко не уйдешь. Что же остается? Простой велосипед? Но, там нужно крутить педали, значит, отправляясь на работу свежим, до нее доберешься усталым и уже совсем не бодрым.
Можно электромотор для велосипеда установить на велосипед обычный, превратив его в современный вид транспорта, пользующийся все большей популярностью год от года. У промышленных электровелосипедов масса достоинств, но есть и недостатки, одним из которых является цена. Если же у вас есть велосипед, который вам по душе: горный, с корзинкой, чтобы ездить за продуктами и пр., то почему бы на него просто не установить электромотор, чтобы не расставаться с любимым транспортным средством? Тип электромотора можно выбрать любой, а к нему приложить немного смекалки.
Какие же бывают виды двигателей? Их несколько: двигатель на фрикционной передаче, мотор-колесо, подвесной.
Мотор – колесо наиболее распространен, поскольку для переоборудования подходит идеально. К этому преимуществу можно добавить то, что он не меняет практически дизайн велосипеда. Мотор небольшой, поэтому почти не заметен. Установить его можно, вмонтировав в переднюю или заднюю ступицу. Можно, при желании, на каждое колесо установить по электромотору. В магазинах продаются мотор-колеса с готовой ступицей.
Кроме мотор-колеса на велосипед нужно будет установить ручку газа.
Технические характеристики мотор-колеса
Мощность его варьирует от 150 Вт до 2000. Выбрать можно любую, но для каждого такого двигателя нужен «свой» аккумулятор. Скорость, которую способен развивать велосипед, на котором стоит мотор-колесо – 60-70 километров в час. По ровной местности запас хода равен пятидесяти километрам. По местности горной он зависит от рельефа, поэтому точную цифру назвать сложно. В любом случае, она не будет менее тридцати километров.
Некоторые умельцы увеличивают мощность мотор-колеса даже до 72 Вт. Но, в таком случае есть вероятность его выхода из строя, поэтому лучше не экспериментировать.
Подвесной электромотор
Это электромотор для велосипеда нужно закрепить к нижней трубе рамы или велосипедной каретке. Он в конструкции будет автономным узлом. На цепь и на сам двигатель в этом случае потребуется защитный кожух. Аккумулятор, питающий электромотор, крепиться, как правило, на багажнике или к верхней трубе рамы. Достоинством этого двигателя является возможность с помощью контроллера регулировать его расходную мощность. На руле для этого, устанавливается специальная ручка, похожая на мотоциклетную на ручку «газ». Весить с таким электромотором для велосипеда будет больше, зато и скорость сможет развивать большую – до 120 км/час. Подходит подвесной электромотор для большинства моделей велосипедов.
Двигатель на фрикционной передаче
Этот вид двигателя из всех является самым малоэффективным. Его принцип работы следующий: покрышке заднего колеса усилие двигатель передает посредствам вала. КПД у него низкий, к тому же, он портит колесо, если оно приспущено. Если же велосипед едет по мокрой дороге, то привод и вовсе может оказаться бесполезным, поскольку начинает проскальзывать ролик, вращающий колесо. Но, у него есть весомый плюс – установка не требует вмешательства в саму конструкцию велосипеда.
В продаже найти можно любой электромотор: китайского производителя Bafang, также Bosch
Двигатель Bafang (8FUN)
В набор, входят: мотор-колесо, крепящееся на раму, контролер и двухступенчатый редуктор. Существуют наборы с разной мощностью электромотора (от 250 до 750 ватт) и рабочим напряжением (24-48В). От типа электромтора для велосипеда зависит ток контроллера (соответственно 15-29). Ручка газа, шатуны, провода, тормоза и дисплей – все это входит в комплект. Максимальная скорость велосипеда, на котором она будет установлена — пятьдесят километров в час, вес – 3,5 кг.
Электропривод Bosch
На бошевском двигателе можно ехать с максимальной скоростью 25 км/час. Используют эти моторы компании: Cannondale, Stevens, Scott и Merida. Мощность его равна 250Вт, а пиковая – 350 Вт. Он также продается в комплекте с датчиком, показывающим, когда транспортному средству нужно помочь, т.е. «покрутить» педали, литий-ионный аккумулятор (36В 8Ач), зарядное четырехамперное устройство, заряжающее полностью батарею за 2,5 часа, компьютер с четырьмя режимами работы. Благодаря нему, электропривод можно использовать более экономично. Удобно монтируемый в педальный блок набор, весит лишь 2,3 килограмма, т.е. практически конструкция не утяжеляется.
Электромотор Golden Motor
Еще один известный производитель электромоторов – компания Golden Motor.
В комплект входят: мотор, ручка газа, аккумулятор, кабель. Контроллер, встроенный в двигатель, напряжение которого 60 В, имеет защиты от перегрева и перегрузок. Скорость, развиваемая велосипедом с этим двигателем – сорок километров в час, ток максимальный – 25А (рабочи в пределах 5-10 А). Вес равен трем килограммам.
Во многих странах электровелосипеды нашли своих поклонников, у нас пока они делают первые шаги. Но, удобный, надежный, экологический транспорт, непременно найдет своего потребителя и в нашей стране.
Как выбрать каретку велосипеда
Кататься на байке весело и полезно, но приходит время, когда требуется заменить какую-нибудь деталь, которая вышла из строя. Когда это касается каретки велосипеда, возникает вопрос, как ее выбрать?
Эта деталь является узлом подшипниковым, и присоединяется к раме при помощи шатунов. Благодаря ей шатуны получают возможность двигаться. Крепится каретка велосипеда, которую помещают в стакан кареточный, в месте пересечения нижней трубы с перьями байка.
Кареточный стакан, получивший наибольшее распространение, т.е. ходовой, размером 68 миллиметров, но выпускается деталь в нескольких размерах: 73 мм (установлен в горниках), 83 мм (в байках для фрирайда и других экстремальных видов) и 70 мм. Последний разнится с предыдущими резьбой. Использовался он продолжительное время на советских шоссейниках, а сегодня, это продукция компании Campagnolo. Вал кареточный велосипеда тоже выпускается различной длины: 110 миллиметров, 113; 118,5;122,5; 127,5мм.
Виды выпускаемых кареток
По типу, они выпускаются открытыми и закрытыми. Последние являются картриджем с подшипниками, находящимися в надежном корпусе, который крепится на раму.
Закрытые каретки
Широкое распространение объясняется защищенностью от проникновения внутрь грязи, воды и пыли. Это сохраняет деталь от образования ржавчина и засорения. Но ремонту эти неразборные детали не поддаются, поэтому им не требуется техобслуживание. В использовании каретки велосипеда несложные, поскольку перекоса они не допускают, регулировки не требуют. Новыми заменяются при износе.
Открытый тип
Каретка велосипеда открытая — вал, вращающийся благодаря установленным в чашки подшипникам. Помешается она в стакан рамы. Рассматриваемый вид противоположен картриджному, поскольку от воды и грязи он не защищен. Эти каретки велосипеда разборные, поэтому техобслуживание требуется часто: в них изнашиваются, а также перекашиваться подшипники, следовательно, придется их менять. Но, именно то, что они разбираются, т.е. пригодность к ремонту, дающая возможно вовремя смазать и перебрать подшипники, считается преимуществом открытого типа.
Рекомендуем:
- Езда на велотренажере и велосипеде и польза от этого
- Что делать, если слетает цепь и прокручиваются педали и отличие его от езды на велосипеде
Какие известны способы соединения кареток и шатунов
Типов выделяют шесть:
- Стандарт ISIS Drive;
- SQR(под квадрат);
- Howitzer;
- GXP;
- HOLLOWTECH II;
- Octalink.
Каретка велосипеда SQR
Соединение Стандарт – распространенное, наименее затратное и надежное. Выпускается предприятиями, делающими каретки велосипеда. Конструктивно оно представлено квадратом вдоль кареточного вала. По прошествии некоторого времени, ось начинает болтаться, что приводит к выпадению подшипников, влекущих за собой необходимость полной замены каретки новой.
Каретка octalink
Стандарт этот новый. Он представляет сцепление конусное шатунов и кареточного вала. Крепление шатунов осуществляется непосредственно к конусу, хотя присутствуют шлицы. Отличие от описанного выше типа, они меньше весят, более жесткие. Выпускают их ограниченное число компаний: Shimanо и FSA.Но, они встречаются двух типов: Octalink V1 и Octalink V2.У первого есть 8 шлицов длиной по 5 миллиметров, а шириной — по 2. У второго такое же количество шлицов, только более длинных и широких: длина достигает они 9 мм, а ширина – 2,8.
Каретка велосипеда ISIS Drive
Это шлицевое сочленение, отличающееся прочностью. Выпускаются они компаниями Race Face, FSA и Truvativ и полностью противоположно Octalink
Представлено оно широким выбором размеров шатунов и кареток велосипеда. Назначение его – езда более агрессивная по сравнению с предыдущими соединениями. Благодаря шлицам, отличается оно большей надежностью.
Тип HOLLOWTECH II
Это интегрированное соединение устанавливают от шатунов с правой стороны. Главное отличие – минимальное число соединений и малый вес, благодаря которым появляется отличная жесткость и увеличивается продолжительность периода эксплуатации.
Тип GXP
Аналогичное предыдущему соединение, только разработанное иной компанией – Truvativ, но не совместимое с Hollowtech II.
HOWITZER
Новейший стандарт со шлицами, внешними подшипниками и отдельной осью. Предназначен он для установки в экстремальные байки. Схожесть имеет с ISIS Drive
Каретка велосипеда: стандарты, установка и все что нужно знать
На страницах нашего издания мы говорили уже обо всех элементах велосипеда, наверное. Но это не точно. О чем информации не было, так это о каретках и их разнообразии. Что ж, пора закрыть и этот гештальт.
Каретка является довольно простым узлом велосипеда и очень незаметным. Жизнь прекрасна, пока дела именно так и обстоят. А вот когда начинаются пощелкивания, хрусты и прочие прелести, тогда начинаются и приключения по подбору достойной альтернативы. Чтобы у вас было представление о том “что к чему” мы собрали исчерпывающую информацию и охотно делимся ею с вами.
PressFit или резьбовая каретка?
По способу закрепления в кареточном узле рамы, все стандарты можно разделить на два вида.
Резьбовая
Наиболее часто употребляемым стандартом кареточных узлов на сегодняшний день является Английский или BSA. По сути, это одно и тоже, для шоссейных велосипедов ширина кареточного узла составляет 68 мм, а для МТБ велосипедов 73 мм, при этом они имеют одинаковый внутренний диаметр 34,8 мм. Некоторые изощренные велосипедные производители используют итальянский стандарт ITA, хотя встречается он довольно редко. Владельцы рам с итальянской кареткой зачастую оказываются не в самых выгодных условиях, так как необходимые детали не так уж и просто найти.
Квадрат, Octalink, ISIS
На заре становления велосипедной индустрии применялись каретки, чьи валы подразумевали использование клиньев для фиксации шатунов. Однако вскоре система была заменена квадратной конусной осью диаметром 17 мм, она широко применяется и в наши дни на велосипедах начального уровня. На современных велосипедах среднего и высокого уровня данное решение не применяется совсем. Дело в том, что такая каретка обладает очень большим весом (около 300-400 граммов), так как строится вокруг полнотелой стальной оси (хромолевой) и довольно массивных подшипников.
Следующим шагом в развитии кареточного дела стал стандарт Octalink от компании Shimano, соединение с шатунами происходило с помощью восьми шлицов. В наши дни такие каретки используются довольно широко, но все же намного реже систем под квадрат. Стандарт уже устарел и на новых велосипедах почти не применяется. Отличительная особенность кареток данного типа заключается в наличии радиальных подшипников (принципиальная позиция японцев), и в наличии облегченной оси увеличенного диаметра.
Также есть стандарт ISIS Drive, полностью повторяющий концепцию Shimano с небольшими изменениями.
Перечисленные стандарты кареток объединены тем, что шатуны не имеют встроенных осей и каждый шатун отдельно закрепляется на оси каретки.
Hollowtech II
Появление на свет кареток стандарта Hollowtech 2 изменило мир навсегда, автором обновления выступила компания Shimano. Такая каретка пользуется стандартным Английским резьбовым соединением с правой резьбой на левой чашке и левой резьбой на правой чашке. Подшипники располагаются не внутри кареточного узла, а снаружи, что позволило увеличить диаметр оси шатунов до 24 мм и сделать её полой. Ось при этом закрепляется на правом шатуне, а каретка в себе содержит только алюминиевые чашки с запрессованными в них компактными подшипниками, также в конструкцию входит пластиковый пыльник, который соединяет обе чашки внутри рамы. Силовой нагрузки этот пыльник, разумеется, не несет. Вес такой каретки не достигает и сотни граммов, правда, стоит учитывать, что она в себе и оси не содержит. Хотя даже добавление веса полой титановой оси делает эту каретку намного легче квадратной каретки.
Увеличенный диаметр оси шатунов позволяет получить высокие показатели торсионной жесткости, а увеличенная ее длинна увеличивает жесткость системы на изгиб. В итоге мы получаем облегченную и при этом упрочненную систему.
Популярность стандарта Hollowtech 2 продолжает расти с 2003 года до сих пор. Решение оказалось очень интересным, простым и эффективным. Некоторые производители, перешедшие на PressFit возвращаются к японскому стандарту кареток, так как он оказывается намного практичнее в долгосрочной перспективе.
MegaExo, X-Type и GXP
Truvativ, принадлежащая компании SRAM, разработала стандарт Giga X Pipe (GXP), что стало дальнейшим развитием их стандарта ISIS.
FSA разработала стандарт MegaExo, RaceFace разработала стандарт X-Type.
Три этих каретки практически полностью повторяют идею японцев, но с некоторыми особенностями. Тем не менее, ось 24 мм и вынесенные наружу подшипники делают эти каретки между собой почти неразличимыми.
Шатуны в таких системах закрепляются очень просто. Правый шатун с осью просто вставляется в каретку, а левый шатун надевается на ось и поджимается с помощью специального пластикового или алюминиевого болта вплотную к чашке создавая преднапряжение на подшипниках, чтобы исключить люфты и смещения в процессе педалирования.
Campagnolo Ultra-Torque и Power Torque
Да, тут почти все то же самое. Ось у итальянцев 25 мм диаметром, а вот каждый шатун имеет полуось, они между собой соединяются внутри каретки. Такая конструкция вышла в 2006 году под названием Ultra-Torque, а позднее в 2011 году была представлена конструкция с цельной осью под названием Power Torque. Такой вот ответ Shimano.
PressFit
Когда карбон стал широко употребляться на карбоновых рамах пришла пора стандарта PressFit. Всё дело в том, что в карбоновом волокне резьбу нарезать можно, да только держать она ничего не будет. А раз так, то стоит думать о металлических вставках, которые могли бы нести в себе каретку. В действительности многие производители так и поступают, они вклеивают в раму алюминиевую трубу или специальные чашки с резьбой. Решение вполне рабочее, но не всем понравилось, каретки стали запрессовывать без резьбы прямо в карбон, что позволило увеличить жесткость конструкции за счет увеличения диаметра оси шатунов и еще больше снизить вес.
Побочный эффект от такого облегчения — появление скрипов в процессе эксплуатации, от которых избавиться можно, но это требует определенных навыков, времени и инструментов.
В PressFit прекрасно все, кроме того, что каретку вставить в раму можно практически голыми руками. С карбоном ситуация такая же. Личный опыт запрессовки подшипников в такие каретки и самих кареток в рамы показывает, что усилие, развиваемое прессом можно легко повторить голыми руками. То есть, посадка происходит без особых усилий, что намекает сразу на возникновение люфтов в дальнейшем. Поверьте, люфты себя долго ждать не заставляют и сигналят о себе противными щелчками.
Cannondale BB30
Стандарт BB30 появился в 2000 году и позволил увеличить диаметр оси шатунов до 30 мм при посадочном диаметре кареточного узла в 42 мм. Следующая итерация каретки имела индекс BB30A, здесь левая чашка каретки имела на 5 мм больше ширины, что, опять-таки, давало больше жесткости конструкции. К тому же, такой ход позволял сделать расстояние от шатунов до центра симметрии велосипеда одинаковым. Отличительной особенностью таких систем была необходимость точной обработки алюминиевых вставок для карбоновых рам.
В 2015 году был представлен стандарт PF30A, он предусматривал размещение подшипников в пластиковых корпусах, которые, в свою очередь, запрессовывались сразу в кареточный узел углеродной рамы без алюминиевых проставок.
PF30
А этот стандарт является ответом компании SRAM на поголовное увлечение PressFit каретками в 2009 году. Он повторяет полностью концепцию BB30, но в более щадящем режиме для производителя. Здесь тоже не требуются алюминиевые вставки с высокой точностью обработки, подшипники располагаются в пластиковых чашках, размещаемых непосредственно в карбоновой раме.
Shimano BB86
Ну, конечно, если бы японцы упустили шанс проявить себя, то они перестали бы быть собой. Диаметр чашки подшипника составляет 41 мм, но вот ось они использовали прежнюю, на 24 мм. Почему так? Непонятно.
Ширина каретки составляет 86,5 для шоссейных и 89,5 или 92 мм для МТБ велосипедов. Собственно, название каретки об этом и говорит. Иногда эта каретка встречается под названием PF41.
Trek BB90 и BB95
Здесь все то же, что и у конкурентов, только цифры другие. Для шоссеров ширина каретки составляет 90,5 мм, а для МТБ-шников 95,5 мм с диаметром корпуса 37 мм. Конструкция от компании Trek на сегодняшний день считается самой неудачной. Надо думать, что проблема кроется в чрезмерно малом диаметре посадки. Наверное, поэтому компания и перешла на стандарт Т47 на своем Domane 2020 модельного года.
BB386 EVO
Решение, предложенное компанией FSA в 2011 году, позволило несколько снизить накал страстей вокруг PressFit кареток. Ширина каретки составляет 85,5 мм, что делает возможным ее совмещение с резьбовыми чашками 68-ми миллиметровой каретки.
Pre 82.5
Немного улучшить ситуацию удалось компании Colnago в 2015 году, они пришли к использованию вкручиваемых посадочных мест под PressFit каретки. Решение обеспечило сохранность рамы и отсутствие рисков ее износа и повреждения при замене каретки. Такая система совместима с каретками BB86 и BB386EVO.
T47
По-хорошему эту каретку стоило бы разместить в разделе о резьбовых, но нет, она таки ближе к PressFit.
Компания Criss King в 2015 году разработала свой стандарт, в котором применяются посадочные диаметры каретки ВВ30, но на резьбовом соединении английского образца. Стандарт является открытым, а значит может использоваться абсолютно всеми компаниями без каких-либо ограничений. Ранее каретки данного образца считались чем-то очень нишевым, но внедрение её компанией Trek обещает ей успешное будущее.
Cervelo BBRight
Cervelo разработала BBRight для своих шоссейных велосипедов, где ширина кареточного узла составляет 79 мм, а посадочный диаметр 42 мм, подшипники запрессовываются непосредственно в раму. Совместимо с шатунами для BB30.
Specialized OSBB
Specialized тоже не смогли остаться в стороне. Они пошли по пути ВВ30 и PF30, обеспечивая размещение шатунов с осью на 30 мм при диаметре посадки в 46 мм и ширине 61 мм.
Однако последние годы отмечаются возвращением к хорошо себя зарекомендовавшим резьбовым вариантам.
SRAM DUB
Еще одна американская компания борется за место под солнцем. SRAM стала родоначальником стандарта DUB в 2018 году, ось шатунов для такой каретки составляет диаметр 28,99 мм. В компании говорят, что такие шатуны легче. Что ж, даже спорить бесполезно, все так, да только прочности и торсионной жесткости у такой оси намного меньше.
Установка каретки в раму
Стоит ли говорить, что монтаж резьбовых и прессуемых кареток сильно разнится?
Для монтажа резьбовой каретки достаточно иметь простой съемник и некоторое количество смазки для резьбы.
Порядок очень простой:
1. Демонтаж старой каретки.
2. Чистим кареточный узел от старой смазки, песка и прочих прелестей.
3. Хорошо вычищаем и протираем саму резьбу, в ней не должно оставаться посторонних предметов. Место контакта чашки с рамой очищаем от краски и других загрязнений.
4. Наносим смазку на внутреннюю часть кареточного узла, если рама алюминиевая или стальная, наносим смазку на резьбу кареточного узла и можно даже на резьбу самой каретки. Нанести смазку можно и на саму каретку, что сохранит ее целостность в случае залития водой.
5. Закручиваем в раму сперва правую чашку с максимальным усилием (некоторые производители рекомендуют пользоваться динамометрическим ключом и давать не более 40 Ньютон).
6. Закручиваем левую чашку и наблюдаем за поведением каретки. Если каретка стандарта Hollowtech 2 или похожая, то тянуть можно от души, металл все стерпит. Если каретка под квадрат или Octalink, то с усердием надо быть очень аккуратным. Как правило, левая чашка закручивается с небольшим усилием, но достаточным, чтобы поджать внутри левый подшипник. Избыточное усилие закручивания такой каретки приводит к ее преждевременному износу, так как подшипники будут перегружены избыточным боковым давлением. Некоторые производители даже делают левые чашки кареток из пластика, чтобы предупредить чрезмерное усилие затягивания.
Инструмент для снятия и установки резьбовых кареток под разные стандарты
Что уж тут говорить. некоторые делают всю каретку из пластика под квадрат. для детских велосипедов. Для того, чтобы понять, что чашка закручена достаточно сильно, надо покрутить ось, если она вращается с небольшим затруднением, то стоит левую чашку немного отпустить. Отпускать надо до тех пор, пока ось не начнет крутиться свободно. Если этого добиться не удается, то надо поджать левую чашку так, чтобы она не имела шансов на раскручивание, пусть даже и будет затруднять вращение каретки.
Монтаж PressFit несколько проще, в плане физических усилий, но сложнее с точки зрения наличия инструмента.
Для запрессовки каретки понадобится специальный пресс. Любители экстремальных ощущений пользуются эксцентриком от колеса, что ошибкой не является. Длинный болт с гайкой тоже подойдет.
Принцип тот же, посадки чистятся от мусора, убирается лишний лак и краска, если есть необходимость убрать противный хруст и скрип, то можно рискнуть смазать место посадки. Ошибкой это не будет, но и посадка такой каретки будет немного прослаблена, зато скрипеть перестанет. Забивать кареточный узел молотком в раму не рекомендуется. Молоток дурной, может и на раму наскочить, что очень обидно, если она карбоновая. К тому, же посадка молотком сопровождается часто перекосом чашки в посадке, что может раздавить чашку или прибавит трещин на раме. Последнее маловероятно, конечно, но если каретка алюминиевая, то лучше не играться. К тому же, стоит понимать, что упираться эксцентриком или альтернативным прессом во внутреннюю обойму подшипника нельзя, он мгновенно выходит из строя, очень нежный, начнет хрустеть еще до того, как каретка будет установлена. Так что, упираемся в тело самой каретки и только так.
Демонтаж
С резьбовой всё ясно, тут необходим специальный съемник и память о том, что и левая и правая чашки откручиваются в одну и ту же сторону, в сторону переднего колеса.
Выпрессовывать PressFit каретку довольно просто. Потребуется разрезанная на две-три или четыре части труба с одного торца. Лепестки разгибаются так, чтобы в раме они упирались в стенки кареточного узла и уверенно упирались в край каретки. Далее один легкий удар молотком и всё, каретка снята.
Инструмент для выпрессовки каретки от Park Tool
Но лучше всего не морочте себе голову и просто зайдите в местную веломастерскую, там за эту операцию много денег не берут. от 2 до 10 баксов. Всё зависит от степени запущенности вашего велосипеда.
Увлеченный велосипедист с 2014-го года. Терпеть не мог, когда велосипед в ходу издавал посторонние звуки, что заставляло его многократно все перебирать, перемазывать и обновлять. Любит вникать в тонкости, посему многочисленные переборки своего велосипеда вылились в дальнейшем в работу веломехаником. Прошёл тернистый путь от Shimano Acera на Comance Tomahawk через SLX до XTR на Specialized S Works, а потом просто пересел на бюджетный шоссейник на оборудовании Campagnolo Xenon 10. За плечами веломарафон (МТБ) Куяльник 2019-года, где на маршруте Light занял 5-е место. В настоящее время остается активным пользователем велосипеда и продолжает углублять свои знания в этой сфере.
Как поставить каретку на велосипед
Каретка – это подшипниковый узел велосипеда, обеспечивающий соединение системы шатунов с рамой. Благодаря имеющимся внутри каретки подшипникам осуществляется свободное вращение системы. Через каретку крутящий момент от педалей передается к велосипедному колесу.
Каретка находится в кареточном стакане рамы, куда ее либо ввинчивают, либо запрессовывают. Из-за того, что кареточный стакан размещен в самой нижней части велосипеда (между нижней трубой и на пересечении нижних велосипедных перьев), сама каретка сильно подвержена загрязнению. Такое негативное внешнее влияние со временем сказывается на ее работе: возникают «похрустывания», щелканье, люфт, заклинивания. Чтобы предотвратить эти негативные последствия и исключить возможность выхода каретки из строя необходимо регулярно проводить ее техническое обслуживание.
Велосипедные каретки бывают:
- закрытые (картриджи или капсулы), в которых подшипники и ось – это единый неразборный узел (хотя имеется несколько разборных моделей). Такие каретки ремонту и обслуживанию не подлежат. В случае возникновения каких-либо проблем с работой, неисправную каретку меняют на новую. Однако стоит заметить, что каретки закрытого типа менее подвержены загрязнению;
Закрытая каретка
открытые (разборные) представляют собой вал, вращающийся в подшипниках, которые находятся в чашках.
Открытая каретка
Последние в свою очередь вкручиваются непосредственно в кареточный стакан рамы велосипеда. Такой вид каретки подлежит обслуживанию, ее легко можно снять, смазать, перебрать и собрать. При необходимости может быть также заменена на новую.
Обслуживание велосипедной каретки подразумевает под собой разборку, смазку ее деталей, установку и регулировку.
Снимаем каретку с велосипеда
Далее рассмотрим процесс снятия кареток на примере каретки открытого типа Shimano.
Снимая каретку, нужно быть внимательным, поскольку она может быть с насыпными подшипниками, которые при снятии могут разлететься в разные стороны.
Для снятия шатунов с оси каретки необходим такой инструмент, как выжимка шатуна. Этот инструмент выполняет две функции: его правая сторона предназначена непосредственно для выжимки шатуна из оси каретки, а посредством левой стороны снимается фиксирующий болт шатунов.
Для начала нужно при помощи педального ключа отвинтить затягивающие болты шатунов, находящиеся на конце вала каретки. Пластиковые заглушки (если они имеются) можно легко снять с болтов с помощью обычной плоской отвертки.
После того, как сняты фиксирующие болты, приступаем к шатунам. Берем выжимку шатунов и вкручиваем съемник резьбовой частью в шатун до упора. Очень важно не переусердствовать с напором, чтобы не сорвать резьбу. Сняв успешно шатуны с оси каретки, не забываем протирать посадочные места.
Затем при помощи специального съемника снимаем саму каретку. В нашем случае мы используем съемник каретки Shimano. Для каждой отдельной модели каретки предусмотрен подходящий съемник. Так, для кареток Hollowtech II, Howitzer, GXP применяется съемник для интегрированных чашек кареток, а для кареток Shimano, SRAM и Truvativ можно использовать так называемый съемник для кареток стандарта ISIS. Стоит отметить, что в комплектацию съемников зачастую входят рукоятки, что освобождает от необходимости дополнительно применять разводной ключ.
Важно знать, что снятие каретки производится только с той стороны, где нет звезд на шатуне, то есть, с левой.
Итак, вставляем съемник в шлицы каретки с левой стороны и крутим его при помощи рукоятки или же разводного ключа против часовой стрелки. В процессе нужно следить, чтобы не было никаких перекосов съемника. Иначе он или сама чаша могут быть повреждены.
После того, как чаша каретки открутится, нужно произвести те же действия и с правой стороны. Только в этом случае крутить рукоятку нужно по часовой стрелке! В результате таких нехитрых действий каретка будет снята и готова к обслуживанию или замене.
Хотите увидеть, как снимать шатуны и каретку? Смотрите видео-обзор:
Обслуживание велосипедных кареток
После снятия каретки следует проверить состояние кареточного стакана на предмет загрязнения.
Обслуживание каретки открытого типа:
- Проверяется состояние подшипников, находящихся в чашке каретки: как подшипники, так и их посадочные места протираются чистой тряпкой от остатков старой смазки.
- Резьба каретки промывается керосином, бензином или же WD-40 и вытирается сухой тряпкой.
- Посадочные места смазываются небольшим количеством густой смазки.
- Ставятся подшипники, и еще немного добавляется смазка. В случае необходимости старые подшипники подлежат замене.
Смазка каретки на шариковых подшипниках
Стоит отметить, что каретки данного типа недолговечны, поэтому обслуживание и регулировка подшипников должна проводиться довольно часто.
Обслуживание неразборной каретки
При возникновении проблем с каретной данного типа производится ее замена. Выбирая новую каретку, важно знать длину и ширину вала, а также тип соединения с шатунами.
Важный момент при сборке каретки – это правильно поставленные чашки. Стоит помнить, что левая чашка имеет правую резьбу, а правая – левую.
Собирать каретку стоит начинать с правой стороны: кареточная ось устанавливается в правую чашку и закручивается съемником каретки до упора. Затем все то же проделывается с левой чашкой. После этого рекомендуется проверить каретку: нужно покрутить ее ось в разные стороны и убедиться в отсутствии люфта (каретка должна легко и бесшумно проворачиваться).
В завершении процесса на свои места устанавливаются и фиксируются винтами шатуны.
Видео-обзор ремонта каретки:
Как самостоятельно разобрать и снять каретку велосипеда
8 минут Автор: Михаил Скворцов 143
Возможно, любители простых периодических велопокатушек не знакомы с таким термином, однако те, кто часто использует велосипед в качестве транспортного средства и уж, тем более, профессионалы в области вело, в курсе, что такое кареточный механизм.
Как и любой механизм, эта деталь со временем подвергается внешнему воздействию, изнашивается или вовсе приходит в негодность, что требует обслуживания, полной или частичной замены. В любом случае, сначала необходимо снять каретку, установить пригодность детали, а затем уже решать, ремонтировать ее или менять на новую.
Велосипедная каретка: что это и зачем?
Каретка – это узел, расположенный в средней части рамы, помещенный в специальную полость – стакан. Где искать? Все просто: она спрятана там, где находятся шатуны с педалями и звездами. Основные функции каретки – это соединение шатунов с остовом велосипеда и обеспечение крутящего момента при педалировании.
Может возникнуть вполне резонный вопрос: а что, без этого приспособления совсем не обойтись? Велосипеда без каретки не бывает. Если такой все же попался, это означает, что он сейчас не в ходу.
В зависимости от модели велосипеда, каретки отличаются по размерам и ремонтопригодности. Наибольшее распространение получили 68-миллиметровые узлы, но можно встретить и другие диаметры. Диапазон длин кареточного вала: 110мм, 113мм и 122.5 мм.
Типы кареточных узлов:
- картриджные (одноразовые);
- разборные, которые подлежат ремонту.
К первому виду относятся каретки, устанавливаемые в раму и не подлежащие разборке. Очевидно, что срок службы такого механизма равен времени полного износа подшипников или оси. Полная герметизация узла позволяет эксплуатировать его длительное время даже в экстремальных условиях, не говоря уже о размеренной езде.
Разборные механизмы потребуют от владельца периодического осмотра и обслуживания. Последнее заключается в замене изношенных подшипников и смазке всего узла. О них как раз и поговорим далее: как снять каретку, устранить неисправность и снова собрать узел.
Определение неисправности
О том, что каретка стала «глючить», можно узнать только при вращении педалей. Визуально проблемы узла определить трудно, поэтому лучше навострить уши и переместить внимание в область нижней части рамы. Слишком заслушиваться не стоит, особенно, если движетесь по оживленной дороге. Впрочем, если состояние каретки неважное, она о себе «прокричит» без промедлений.
Неисправная каретка не даст быстро ехать на велосипеде. Забившаяся грязь, изношенные подшипники и отсутствие смазки будут постоянно затруднять движение. Все это сопровождается неприятным скрипом и характерным стуком снизу. Также узел может начать люфтить (разбитые подшипники и перекос оси).
Окончательно проверить, действительно ли стоит разбирать каретку, можно методом «стоячей езды». Для этого надо немного разогнаться, привстать с сиденья и покрутить педали. При заклинивании кареточного механизма звуки и ухудшение хода педалей только усилятся.
Снятие каретки: делаем правильно!
Абсолютно логично, что для устранения неисправности сначала нужно снять узел с велосипедной рамы. Если быть точным, то вытащить его из стакана. Как раз о том, как сделать это своими руками, и пойдет разговор.
Итак, прежде чем приступить к процедуре снятия, понадобится комплект инструментов:
- Шатунная выжимка.
- Гаечный ключ. Если размер гайки неизвестен, то пойдет разводной ключ.
- Плоская отвертка.
- Небольшой молоток.
- Съемник каретки для извлечения из стакана.
Прежде чем приступить к разборке, следует очистить все пространство вокруг каретки. Влажной тряпкой убирается вся грязь и пыль с рамы, области кареточного стакана и шатунов. Этого будет достаточно, чтобы при разборе внутрь не попадала лишняя грязь. Но лучше будет, если помыть велосипед целиком. Чистота – лучший помощник в ремонте. Доказано!
С шатунов снимаются заглушки. В основном это пластиковые крышки, которые легко поддеваются отверткой и также легко вставляются обратно. Далее необходимо открутить гайки крепления шатунов к каретке. В этом деле и поможет выжимка: одеваем ее на гайку, затем берем ключ и отвинчиваем. В зависимости от типа резьбы, направление ослабления и затяжки гаек может меняться. Существует вариант, где на левой стороне резьба правая (против хода часовой стрелки – ослабление), а на правой – левая (против ЧС – затяжка). Может быть на обеих сторонах только правая резьба, разобраться будет несложно.
Следующий этап – снятие шатунов. Выжимка вставляется другим концом и закручивается в шатун. Болт выжимки с усилием ввинчивается в шатун, в результате чего он постепенно сходит с оси. Начинать снятие рекомендуется с той стороны, где нет трансмиссионных звезд.
Каретка велосипеда держится с помощью специальных чашечек, зафиксированных кольцами. К кольцу приставляется отвертка таким образом, чтобы ее конец смотрел влево. Легкими постукиваниями молотка по отвертке колечко плавно проворачивается влево и соскакивает. Аналогично поворотом влево, ударным методом, извлекается и чашечка.
Итак, наконец-то подобрались к кареточным подшипникам. Эти маленькие детальки можно снять все той же отверткой: подденьте, и они выскочат.
И, наконец, съемным устройством из стакана вытаскивается вал каретки – вращающаяся деталь, которая играет главную роль в подвижности шатунов велосипеда.
Устранение неисправностей: обслуживание, чистка, замена
Разобрали каретку, вытащили ее из рамы и что видим? Состояние кареточного стакана зависит от того, насколько много грязи попало в него и как сильно износились подшипники. Иногда подшипники просто разбиваются вдребезги и необходима их полная замена. Такое часто бывает, если кареточный узел эксплуатировался более трех-пяти лет.
Сначала все детали нужно проверить на дефекты. В первую очередь, это относится к подшипникам. Затем осматриваем каретки, чашечки с фиксаторами. Если какая-либо составляющая имеет видимые повреждения, то нужно поменять ее на новую. Остальные детали очищаются в растворителе. Сложнее всего будет прочистить подшипники: грязь очень прочно держится между шариками.
Пространство внутри стакана каретки чистится при помощи тряпки. Мелкую грязь лучше сбрызнуть смазывающим спреем (WD-40, например) и обтереть стенки мягкой сухой салфеткой.
Смазка и сборка каретки
При помощи отвертки обрабатываются стенки стакана. Наносить средство следует ровным тонким слоем. Не нужно класть внутрь горы смазки. Это ни к чему. Затем смазка наносится на подшипник, который вставляется со стороны звезд. Плоская рамка должна смотреть наружу. Затем необходимо смазать вал каретки и вставить его так, чтобы длинный конец был со стороны трансмиссии. В общем, сборка каретки происходит в обратном порядке.
Подшипник с другой стороны вставляется наоборот, рамкой в стакан. Чашечки смазываются изнутри, а потом одеваются. Закручивать необходимо до полного устранения осевого люфта. При этом вращение вала должно быть немного стеснено. Как только будут монтированы крепящие кольца, чашечка слегка отодвинется, и ось будет крутиться свободно.
Осталось собрать шатуны. Здесь самое главное – это надеть их так, чтобы при педалировании они, не дай бог, не отвалились. Процедура эффективной сборки шатунов:
- Квадрат смазывается небольшим количеством смазки, это поможет глубже насадить его на ось.
- Обработка винта резьбовым фиксатором.
- Закручивание шатунной гайки с максимальным усилием до упора. Можно даже удлинить ключ – резьба не сорвется.
- Вставка заглушек.
Велосипед – крайне неустойчивый агрегат, поэтому при проведении любых ремонтных работ его необходимо тщательно зафиксировать. Рама не будет болтаться туда-сюда, что исключит риск падения велосипеда на ноги или руки.
Каретка собрана и пригодна к эксплуатации. В целом, процедура несложная даже для первого раза, а уж в дальнейшем разобрать и установить механизм вообще не составит труда.
ВЗеленое
Интернет магазин товаров
для активного отдыха
+7 989 265 32 96
Замена каретки на велосипеде.
Добрый день. Написать данную статью меня сподвигло то, что кареточный механизм, как показала практика, самый сложный в ремонте. Данную статью я буду дополнять видеообзорами, фотографиями и разными вариантами решений тудностей, с которыми мне предстоит столкнуться.
1. Вначале рассмотрим замену велосипедной каретки под квадрат.
Велосипедные каретки в большинстве случаев ставятся на стакан 68мм либо 73мм . Для каретки под квадратт в процентном соотношении это 90/10 выходит. Каретку на 73мм можно заменить на 68мм, берите на размер больше. Т.е. если у вас была 73мм на 122, то можете поставить 68мм х 124. Если 68мм каретку менять на 73мм, то вам придется поставить проставки, чтоб увеличить общую длину стакана до 73мм, иначе чашки не закрутятся до конца и не зафиксируются.
— Размер велосипедной каретки (122мм, 124мм, 113мм и т.д.) определяется между концами самой каретки(туда, куда вкручиваются болты), если стоят гайки, то резьбу в учет не берем. Также размер каретки указан на ней самой.
— Перед заменой каретки посмотрите, не упирается ли передний переключатель в крыло на самой низкой скорости(тогда новую следует взять на размер(2-4мм)больше), либо он может не сбрасывать на маленькую звезду шатуна(не может дальше отклониться). Проверьте, есть ли запас хода переднего переключателя на большую звезду, либо он еле дотягивает, и цепь трет по лыжне переключателя. Это не маловажный момент при замене велосипедной каретки, так как кто и какую каретку ставил перед вами вы не знаете. За свою практику я убедился, что ставили все что только было под рукой.
— Для замены нам будут необходимы: съемник шатунов(200-500р), съемник каретки(200-500р) либо ключ на 36 с трубным ключом. Чашки каретки под ключ используются на более дешевых вариантах кареток.
— Перво наперво необходимо снять шатуны. Для этоно и используется съемник. Выкручиваете болты(либо гайки) одной стороной съемника шатунов, вкручиваете сам съемник другой стороной в шатун и с помощью вращения подвижной части выдавливаете шатун.
С какими трудностями я здесь сталкивался.
Шатун со временм сел очень плотно. Съемник ломается или скручивается резьба. Варианты решения такие.
- Можно выкрутить болты и покататься. Со временем(бывает буквально от 10 мин, но может и очень долго) шатуны соскочат сами со своего места.
- Обстучать шатуны, и пробовать до победного конца. Я однажды 3 съемника поломал, пока шатуны поддались.
- либо делаем так, как описано ниже
Резьба в шатуне слизана, и съемник не держится.
- Если чашка каретки под ключ, и одну сторону выкрутили, то можно попробовать выкрутить вторую(подлезть ключом), достать шатун со втулкой и выбить втулку каретки из шатуна отдельно. Это гораздо легче.
- Если оба шатуна не достаются, то болгаркой срезать вал каретки у левого шатуна, и повторить все как написано выше.
- Если с правой стороны не выкрутилась чашка, то можно ударить изнутри по шатунам(если вы их будете менять, предварительно уберите передний переключатель как можно выше), либо ударить снаружи по втулке (шатуны нужно во что-то упереть), 1-2 хороших удара кувалдой решают все проблемы.
- Также можно сбить и левый шатун.
— Дальше приступаем к извлечению самой каретки.
Если чашки каретки под ключ. То с помощью трубного ключа на левой стороне(там где шатун без звезд) снимаем контрагайку и выкручиваем саму чашку каретки. Здесь все резьбы правосторонние. Т.е. откручиваем против часовой стрелки. Правую сторону откручиваем ключом на 36. С правой стороны чашки с левосторонней резьбой, т.е. откручиаем по часовой стрелке. ЭТО ВЕЗДЕ. НЕ ДУМАЙТЕ, ЧТО У ВАШЕГО ВЕЛОСИПЕДА ДРУГАЯ РЕЗЬБА.
- Если чашки не поддались, с помощью болгарки нужно сделать насечку на чашке, вставить туда зубило, и бить молотком, чтоб сорвать хотя бы на четверть оборота. Дальше чашка пойдет сама.
Чашки под съемник каретки. Также левую сторону (где шатун без звезд) против часовой стрелки выкручиваем, правую(где звезды) — по часовой стрелке, левосторонняя резьба.
Если чашки не поддались есть 3 варианта. Зубило и болгарка здесь не помогут.
- Достаем подседельный штырь, в раму велосипеда наливаем 2-3 кубика любого масла(там сквозное отверстие до каретки, кроме двухподвесов) и катаемся 2-3 дня. Масло смажет всю резьбу, после чего чашки вылетают на ура.
- Берем переднюю ось втулки русский стандарт. По резьбе она такая же как болт каретки. Ставим съемник каретки, закручиваем ось и притягиваем с помощью конусной гайки. Так как гайка конусная, она входит на половину в сам съемник и не дает ему шевелиться. Берете ключ с большим рычагом и пытаетесь открутить чашки.
- Можно сделать проще, берете съемник каретки и отводите ваш велосипед на ближайшее автомобильное СТО. Съемник каретки точно подходит под ударный пневматический гайковерт . Только не перепутайте в какую сторону нужно откручивать. Вся поцедура на СТО вам обойдется от 0 до 100р максимум. Выкрутить сможете все неподдающиеся чашки.
Остальные виды кареток рассмотрим позже, такде буду добавлять фото и видео по замене. Можете сохранить ссылку на данную статью, чтоб не пропустить новую информацию.
Как правильно снять каретку с велосипеда и поставить ее обратно
Активное катание на двухколесном транспорте требует наличия начальных навыков быстрого ремонта. При сборах в длительную поездку нужно продумать возможные поломки, взять с собой необходимый набор инструментов. Многие спортсмены интересуются, как снять каретку с велосипеда своими руками для регулировки, восстановления элемента. Благодаря подробному описанию можно разобраться, как обслуживать механизм, устранять поломки, проводить сборку.
Назначение детали
Каретка велосипеда представляет собой вал, который помещается в полость рамы — стакан. К данному элементу крепятся шатуны, а на них фиксируются педали. Располагается деталь в нижней части конструкции. Механизм состоит из корпуса, чашки, кареточного стакана и оси, вращающейся на подшипниках.
Пройдите опрос
Велосипедная каретка служит для соединения шатунов, их кругового передвижения во время проворачивания педалей. В зависимости от модели транспортного средства подбирают оптимальные детали, которые классифицируют по нескольким параметрам:
- Размеру. Самыми популярными считаются узлы 68 мм. В профессиональной среде чаще используют детали длиной 110, 113 или 122,5 мм.
- Возможностью проведения ремонта. Картриджные велосипедные каретки служат до первой поломки. Если появляется люфт, неприятный скрип, придется заменить деталь. Разборные модели подлежат обслуживанию.
- Материалами. Бюджетные каретки дополняют чашкой из пластика, который легко ломается при разборке. Сальники защищают подшипники от влаги, поэтому должны быть качественными.
Велосипедные каретки бывают открытыми и закрытыми. Первые нуждаются в частом техническом обслуживании, подлежат ремонту, разборке, перекрашиванию. Вторые надежно защищены от ржавчины, попадания воды, грязи, пыли, неприхотливы в эксплуатации, однако после поломки испорченную деталь придется заменить новой.
Открытая каретка
Закрытая
Как выявить неисправность
Механизм прослужит дольше, если обеспечить ему грамотный уход. Замена каретки производится по разным причинам:
- сезонное обслуживание, состоящее из очищения, смазки, переборки;
- устранение люфта;
- тугое поворачивание оси;
- заклинивание механизма;
- появление посторонних звуков в педалях при работе устройства.
Первые тревожные признаки, свидетельствующие о повреждении задней каретки, — характерные звуки. Скрип возникает при недостаточном количестве смазки, хруст — при попадании грязи в подшипники. При наличии подобных особенностей проводится разбор механизма.
Визуально определить неисправность невозможно, проблемы проявляются только во время езды. Даже незначительные поломки не позволяют полноценно разгоняться, вызывают затруднения при поворачивании педалей. Проведение ремонта каретки велосипеда потребуется при наличии люфтов, которые свидетельствуют об износе подшипников, перекосе оси.
В некоторых случаях для диагностики проблем используют метод «стоячей езды». Для этого необходимо набрать большую скорость, затем встать, опираясь на педали. Если раздается громкий треск, шум, каретку велосипеда придется заменить либо отремонтировать.
Необходимые инструменты
Интенсивная эксплуатация транспорта приводит к тому, что конструкция регулярно подвергается воздействию внешних факторов. В связи с этим на поверхности деталей появляется ржавчина, возможны механические повреждения. Устранить негативные признаки можно при помощи систематического, грамотного обслуживания каретки велосипеда.
Любой механизм, независимо от типа, устанавливается в специальный стакан. Именно поэтому для проведения ремонтных работ требуется выполнить его демонтаж. Эта процедура должна производиться в оборудованном помещении с использованием подходящих приспособлений. Если поломка произошла в дороге, снять каретку можно при помощи стандартного набора инструментов. Понадобятся:
- гаечные ключи с оптимальными размерами и формами;
- выжимка для шатуна;
- отвертка с плоским наконечником;
- съемники для выпрессовки подшипников;
- небольшой легкий молоток.
Предварительно рекомендуется произвести тщательную мойку всех элементов велосипеда, что значительно облегчит выполнение работы. Раму необходимо надежно закрепить для снижения риска получения травм. Демонтаж производят в соответствии с инструкциями компании-производителя, обозначенными в технической документации.
Несмотря на разнообразие требуемых инструментов, процесс снятия, разборки каретки на велосипеде производится одинаково, независимо от типа механизма. Главное — не забыть, что с правой стороны используется левая резьба.
Гаечные ключи
Выжимка для шатуна
Отвертка с плоским наконечником
Съемники для выпрессовки подшипников
Инструкция по демонтажу
Прежде чем снимать каретку на велосипеде следует подготовить рабочую площадку, убрать все лишнее. Мягкой тряпкой удаляют пыль, грязь, чтобы в процессе разборки посторонние вещества не попали внутрь конструкции. Далее процедура проводится поэтапно:
- Снимают заглушку с шатуна. Обычно этот элемент представлен пластиковой крышечкой, поэтому достаточно слегка поддеть ее отверткой.
- Откручивают гайку, закрепляющую шатун на каретке. Потребуется использование подходящего ключа.
- Выжимку надевают на крепеж, прикладывают физические усилия. В результате шатун постепенно отделяется от конструкции.
- Каретку фиксируют кольцами и специальной чашечкой. Крепежи проворачивают на посадочном месте при помощи легких ударов.
- Подшипник, вставленный в каретку, извлекают отверткой. Подтянуть вал каретки можно только с использованием специальных съемников. Обычным инструментом сделать это практически невозможно.
Сложности могут возникнуть с велосипедами, рамы которых выполнены из алюминия. Откручивание чашек в этом случае требует больших физических усилий. При этом важно выполнить процедуру правильно и аккуратно, иначе ключ сорвется, повредит детали конструкции либо ударит по рукам. Удобны в использовании инструменты с длинными рукоятками.
Обслуживание и устранение поломки
Своевременный ремонт каретки позволяет продлить срок эксплуатации механизма. Состояние элемента во многом зависит от количества грязи, проникшей внутрь конструкции. Даже незначительное количество посторонних веществ может стать причиной интенсивного износа.
При длительном использовании транспортного средства приходит в негодность подшипник. Незначительные дефекты могут негативно отразиться на качестве езды. Восстановить этот элемент довольно сложно, поэтому самым верным решением станет замена. После того как каретка была снята с велосипеда, проводят следующие манипуляции:
- Оценивают состояние детали. Узлы проверяют на наличие дефектов, неисправностей, обязательно осматривают подшипник.
- Оценивают состояние каретки, чашки с фиксатором. Даже незначительные недостатки этих элементов ускоряют износ всего механизма.
- Моют изделие. Почистить поверхность можно любым растворителем, подойдет керосин. С обработкой подшипников придется повозиться. Грязь внутри каретки удаляют мягкой тканью, используют спрей.
- Смазывают подшипник. Оптимальны составы с густой консистенцией: Солидол, Литол, моторное масло. Подходящее средство наносят тонким ровным слоем на подшипник для предотвращения перегрева и быстрого износа. Смазывают также вал — несущий элемент, который выдерживает высокие нагрузки в процессе эксплуатации транспортного средства.
Если на велосипед устанавливают новую каретку, механизм предварительно промывают, смазывают. Кареточный узел рамы проверяют на наличие повреждений, мусора. Если внутрь детали попадут опилки, стружки, камешки, это негативно повлияют на ход велосипеда. Концы оси справа и слева отличаются, главное — не перепутать, какой стороной крепится элемент.
Сборка каретки
Предварительно все части механизма обрабатывают смазкой для продления срока эксплуатации. Только после этого выполняется сборка каретки. Процедура осуществляется следующим образом:
- Кареточную ось нужно установить в правую чашку. Закрутить ее необходимо до упора, чтобы не было люфтов.
- Те же манипуляции провести с левой чашкой.
- Далее следует собрать шатуны. Действовать нужно аккуратно, иначе надежность крепления снизится. Заглушки необходимо ставить на прежнее место.
После сборки проводится регулировка механизма. Для этого ось крутят рукой, покачивают из стороны в сторону. В идеале не должно быть люфтов и заеданий. Если наблюдаются даже незначительные недостатки, следует потуже затянуть чашки, стопорные гайки.
Снять каретку для обслуживания, а затем установить обратно можно только при наличии опыта подобной работы. Необходимо соблюдать предельную осторожность, поскольку незначительные ошибки негативно отразятся на прочности конструкции.
Разобравшись, как следует откручивать каретку в домашних условиях, можно самостоятельно выполнять ремонт и обслуживание собственного байка. Перед проведением работ велосипед надежно фиксируют, тогда рама не будет болтаться, а конструкция не упадет в самый неожиданный момент. Своевременное обслуживание значительно продлевает срок эксплуатации транспорта.
Видео
Источники:
https://sport-snaryazhenie.ru/velosipedy/zapchasti/99-karetka
https://motocarrello.ru/jelektrovelosipedy/1221-jelektromotor-dlja-velosipeda.html
https://motocarrello.ru/pedali-shatuny-i-cep/1351-karetka-velosipeda.html
https://velojournal.net/karetka-velosipeda-standarty-ustanovka-i-vse-chto-nuzhno-znat
https://moto-house2019.ru/velosiped/kak-postavit-karetku-na-velosiped.html