Разбираемся в стилях езды на велосипеде
Приступая к выбору велосипеда, стоит обязательно быть уверенным в том, что он будет подходить для вашего стиля катания. В ином случае вы можете выбрать просто неподходящий байк, или наоборот – существенно переплатить за ненужные «фишки». Давайте разберемся, какие существую основные стили езды на велосипеде.
Выбрать шоссейный байк или велосипед для катания по городским улицам проще. Но если вы попробуете на таком аппарате совершить экстремальный прыжок или отправиться на многочасовую прогулку по лесу, то ничего хорошего из этого не выйдет. В первом случае рама и обода не предназначены для высоких нагрузок, во втором ваше тело просто потребует более комфортного байка.
Условно стили катания на велосипеде можно разделить на:
- Прогулочный. Это неспешная езда по городу, парку или умеренно пересеченной местности в лесу.
- Спортивный. Райдер, катающийся в этом стиле, как правило, тренируется, пытается побить собственные рекорды и усовершенствовать технику. Это и шоссейные гонки, трековые соревнования, циклокросс и триатлон.
- Экстремальный или экстремально-спортивный. Кататься в дисциплинах, относящихся к этому стилю можно и для удовольствия, и для оттачивания трюкового мастерства.
Сегодня популярны несколько стилей спортивно-экстремального катания на велосипеде.
Кросс-кантри
Принято считать, что это обычная езда по пересеченной местности, даже если вы не торопясь едете по не асфальтированным улицам родного города за покупками. На самом деле, кросс-кантри – это, прежде всего, гонка, езда по пересеченной местности на скорость. Этот стиль езды на велосипеде предполагает сложные подъемы на пределе сил и скоростные спуски. Езда в стиле кросс-кантри – это настоящая проверка на выносливость, владение велосипедом и техникой катания. Для любого будущего экстремала важно овладеть этим стилем, так как это основа всех будущих трюков.
Триал
В триале вас ждет множество препятствий – как природных, так и искусственных – которые нужно преодолевать с помощью велосипеда. Планки, бревна, парапеты, доски и лестницы – триалист преодолеет все эти препятствия, не слезая с байка. Катаясь в этом стиле, велосипедист должен в совершенстве владеть не только своим железным другом, но и собственным вестибулярным аппаратом, чтобы эффектно балансировать на одном или двух колесах.
Дёрт-джампинг
Это эффектные и зрелищные прыжки на байке с одной земляной насыпи, представляющей собой трамплин для взлета, на вторую, служащей для приземления. В воздухе райдеры выполняют самые разные трюки, включая сальто с байком или прокручивание велосипеда на 360 градусов. Собственно, трасса для этого стиля и называется dirt (в переводе с английского «грязь»). Для того чтобы кататься в этом стиле езды на велосипеде нужны специальные трассы – серия трамплинов – их строят в местах скопления фанатов дёрта. В этом стиле езды на велосипеде важно разогнаться, а затем использовать скорость и собственное чувство ритма для прыжков и приземления.
Даун-хилл
Это спуск с горы на максимальной скорости, при этом на трассе встречается масса камней, корней и самых разных препятствий, включая натуральные трамплины. Чтобы кататься в этом стиле экстремальной езды на велосипеде, нужно обладать физической выносливостью, хорошей реакцией и правильной техникой катания. Ехать вверх в даун-хилле вам не придется, так как трассы для этого вида велоспорта оборудованы подъемниками. В любом случае, вес и конструкция специального байка для даун-хилла для этого не предназначены.
Фрирайд
Как понятно из названия, это свободный стиль экстремальной езды на велосипеде. Он является самым популярным и одновременно максимально разнообразным. Соответственно построены и трассы для этой дисциплины – тут и подъемы, и бешеные прыжки с десятиметровых склонов, и скоростная езда по узким мостикам, извилистым тропинкам, расположенным на верху склонов. Фрирайдер сам выбирает части и сложность маршрута, но в его интересах хорошо владеть техникой катания и основными навыками прыжков.
Выбирать стиль езды на велосипеде нужно исходя из собственной физической подготовки и предпочтений. И уже после присматривать походящий по параметрам байк. Только тогда вы сможете получать настоящее удовольствие, добиться прогресса и усовершенствовать свои результаты.
Как подобрать экипировку для велотренировки
Инструкция по подбору экипировки для начинающих велосипедистов — как правильно подобрать одежду для тренировки в зависимости от текущих погодных условий и времени года.
Не бывает плохой погоды, бывает неправильно подобранная одежда!
А подбор одежды для занятий циклическими видами спорта это ходьба по острию ножа: вы всегда рискуете одеться слишком тепло и простудиться из-за того, что вспотели или банально перегреться, либо вы можете одеться слишком легко, переохладиться и не получить вообще никакого удовольствия от езды на велосипеде.
Многие перестают ездить на велосипеде уже в +10 градусов банально потому, что трусы, а ещё не знают, что на себя надеть и боятся простудиться и надолго свалиться в постель с температурой.
Однако практика показывает, что правильный подбор экипировки делает езду с холодное время года не менее комфортной, чем, скажем, летом.
Как одеваться при температуре 20–25+ C°
Итак, давайте начнем с обычного летнего режима езды, когда на улице комфортные 25 градусов и сухо, светит солнышко и вообще все кричит: «бросай все и едь кататься!».
В такую погоду нужно надевать на себя летние велотрусы с памперсом, джерси с коротким рукавом, легкие перчатки, легкие носки и, конечно, шлем.
Комплект одежды для езды летом, +20-25°С и выше
Проблема в том, что даже теплым летом, если выезжать на тренировку рано утром, температура может быть существенно ниже — скажем, +15 градусов. И ещё бОльшая проблема заключается в том, что выезжая ранним утром на тренировку в +15, вы, скорее всего, вернетесь домой в +20°С или даже +25°С.
Т.е. тут вариант перманентного утепления не работает.
В диапазоне +15–20°С
При такой температуре вполне комфортно можно ездить и в летней форме, добавив сначала рукава (около +17-18 градусов), а затем и «чулки», если столбик термометра приближается к +15°С.
Слегка утеплённый летний комплект — с рукавами и чулками
В таком случае, как только температура поднимается до 20 градусов и выше, вы легким движением снимаете рукава, чулки и чувствуете себя сухо и комфортно.
Кстати, запомните такое правило: колени стоит утеплять при температурах ниже +15°С. Если этого не делать, есть большая вероятность стать клиентом клиники на Воровского [клиника ортопедии и травматологии — прим. ред.] уже через пару недель езды в прохладную погоду.
Кроме того, руки всегда начинают мерзнуть раньше, чем ноги, так как практически не работают, но при этом подставлены под поток холодного воздуха. Большинство опытных велосипедистов сначала утепляют руки и уже после этого нижнюю часть.
Еще одно полезное приобретение в прохладную ветреную погоду, особенно при высокой влажности, когда ветер промораживает насквозь даже при относительно высокой температуре – жилетка, которая защитит ваше тело от лишнего переохлаждения.
То же самое + непродуваемая жилетка
Если температура от +10 до +20°С
По мере наступления осени мы все чаще ездим при температурах, которые никогда не поднимаются выше 20 градусов Цельсия, но при этом не опускаются ниже 10-ти. Одежда в этом диапазоне может быть очень разной.
Приведем несколько рабочих вариантов, из которых вы всегда сможете выбрать наиболее вам подходящий.
Верх:
1. Джерси с коротким рукавом на термомайку с длинным рукавом. Жилетка в кармане джерси — на случай холодного ветра.
2. Джерси с длинным рукавом, термомайка под нее с длинным или коротким рукавом по вкусу. Жилетка в кармане.
3. Джерси с коротким рукавом, термомайка под нее с коротким рукавом и флисовые рукава отдельно. Жилетка в кармане.
Низ:
1. Теплые наколенники + летние трусы с памперсом.
2. Велотрусы в 3/4 (чуть ниже колена).
3. «Чулки» + летние трусы с памперсом.
4. Ближе к 10 градусам – длинные велоштаны без виндстоппера.
Перчатки:
1. На такую погоду стоит иметь легкие перчатки с длинными пальцами
2. Ближе к 10 градусам – перчатки с длинным пальцем и виндстоппером, но без утепления.
Туфли: ближе к 10 градусам стоит утеплить туфли легкими бахилами
Защита головы: ближе к 10 градусам стоит надевать под шлем легкую шапочку с виндстоппером на лбу под шлем.
Как одеваться при температуре от +5 до +10°С
Такая погода – одна из самых сложных для подбора одежды, так как все еще позволяет ездить весьма энергично, а, следовательно, тело спортсмена будет ощутимо потеть при этом. Главная задача любой спортивной одежды в холодную погоду – оставить ваше тело сухим, насколько это возможно.
Верх:
Идеальная одежда для такой погоды – куртка с непродуваемой грудью, рукавами и плечами, но без утеплителя. Желательно при этом, особенно при езде на МТБ в лесу, чтобы «дышала» спина.
Низ:
Длинные велоштаны с легким утеплением, наличие защищающего от холодного ветра слоя в районе коленей приветствуется. Можно купить отдельно теплые наколенники с виндстоппером.
Перчатки:
В зависимости от терморегуляции вашего организма, вам оптимально подойдут либо перчатки с виндстоппером, но без дополнительного утепления, либо с легким утеплением. Но не совсем «зимние».
Туфли:
1. Самый простой вариант – бахилы с защитой от ветра и дождя. Однако он имеет как плюсы, так и минусы и многие в таком температурном режиме склоняются к следующему варианту, особенно, если запланированы выезды длиннее 2-х часов.
2. Легкие демисезонные туфли с защитой от ветра и влаги с легким утеплением. Типа Specialized Defroster.
Утепление головы: шапочка, которую упоминали в диапазоне 10-15°С, будет очень кстати, если вы не хотите отморозить уши уже через 15 минут езды.
Диапазон температур от 0 до +5°С
Каждый, кто хоть иногда катается зимой, вспоминает такие температуры с особой нежностью. С одной стороны, от езды по лесу в сухую погоду при такой температуре можно получить неимоверное удовольствие: все бомжи и отдыхающие покидают лесопарковую зону в поисках более комфортных мест и не портят момент единения с природой.
С другой, если невнимательно подойти к выбору одежды, удовольствия может хватить буквально на пару минут, а после этого неминуемо захочется домой к маме.
Комплект для катания при температуре от 0°С до +5°С — с теплой курткой, перчатками и шапкой
Верх:
Ближе к нулю по Цельсию вам всё сильнее захочется более теплую куртку, чем вы надевали при +5-10. Эта куртка должна быть с виндстоппером и иметь легкий «начес» чтобы лучше удерживать комфортную температуру тела.
При этом ни в коем случае не вздумайте надевать пуховик или что-то в этом роде. Куртка должна «дышать», но не промокать. Возможно, ближе к 0°С, вы захотите надеть легкую флиску. Под куртку.
Ну и, конечно, не забываем о термофутболке с длинным рукавом. Без нее на велосипеде в прохладную погоду вообще делать нечего!
Низ:
Оптимальный выбор на такую погоду – зимние штаны с виндстоппером и тонким слоем флисового утеплителя.
Кстати, никогда не надевайте термобелье под велоодежду с памперсом. Просто не делайте этого, если не хотите возвращаться домой стоя 😉
Перчатки:
Теплые зимние перчатки с виндстоппером. В более легких вы имеете все шансы отморозить себе пальцы и плюнуть на все эту зимнюю езду на велосипеде.
Защита головы:
Очень важно в такую погоду защищать уши. Они не только очень сильно мерзнут на холодном ветру. Кроме этого, вы имеете отличные шансы подхватить воспаление внутренних частей уха, покатавшись в холодную ветренную погоду без защиты.
Один поход к ЛОР-у, а потом в аптеку за лекарствами обходится дороже отличной шапочки, которая защитит вашу голову и уши зимой! Не экономьте на здоровье!
Кстати, где-то в такую погоду уже можно задуматься о легкой «балаклаве», которая кроме ушей и верхней части головы, подставленной под ветер, защищает шею.
Ноги:
Если вы не купили утепленную обувь, самое время задуматься о ней! Или купить теплые неопреновые бахилы. Если в +5°С и более многие еще ездят в летней обуви без защиты, то около нуля сдаются почти все.
При езде в летней обуви под неопреновыми бахилами часто мерзнет стопа через дырки для крепления шипа подошве. Частично ситуацию исправляет несколько слоев фольги под стельку.
Температуры ниже нуля
Тут все слишком индивидуально и желателен личный опыт, так как у разный людей терморегуляция работает по-разному.
Верх:
Зимняя куртка с виндстоппером и утеплением – обязательный аттрибут в такую погоду. Под ней – флиска по погоде и обязательно термобелье с длинным рукавом.
Низ:
Зимние велоштаны. Также, возможно, вам понравится идея дополнительно утеплить колени (они-то уж точно будут не против!).
Перчатки:
Теплые перчатки с виндстоппером. Хорошо работают перчатки для беговых лыж. В такую погоду пальцы рук – одна из самых нежных частей тела. Промерзают они очень быстро и, если нет нормальных перчаток, практически ничего не помогает.
На ноги:
Зимние ботинки. Точка. Игры с летней обувью и бахилами можно оставить для коротких шоссейных тренировок. Здесь бахилы могут сыграть с вами злую шутку, особенно, если вы умудритесь вступить в лужу или мокрый снег.
В рюкзаке:
Термос с горячим чаем, дополнительная куртка на случай аварийной остановки, запасные теплые перчатки.
Дополнительно:
Термофляга и гидратор под одеждой. При отрицательных температурах вода во фляге может замерзнуть неожиданно быстро. Не говоря уже о том, что через 15-20 минут езды она станет слишком холодной, чтобы её можно было комфортно пить. Задумайтесь об этом до выезда!
Велосипед не развлечение, а средство передвижения!
3 июня жители планеты отмечают Всемирный день велосипеда
Все больше жителей крупных российских городов в качестве средства передвижения выбирают двухколесный транспорт. Власти мегаполисов идут им навстречу, обустраивая велодорожки, велопарковки и пункты проката. Однако их количества все еще недостаточно, поэтому в качестве альтернативы велосипедисты выбирают тротуар, угрожая безопасности пешеходов.
Культурный сдвиг
Москва и другие крупные населенные пункты вот уже несколько лет осваивают новые способы передвижения по городу, используя их для активного отдыха или на маршрутах «метро — работа — метро». Сегодня человек в деловом костюме, летящий по тротуарам на велосипеде, уже мало кого удивит, а уж подросток тем более. Из детской игрушки велосипед и самокат на наших глазах становятся взрослым транспортом, и это не только изменение структуры рынка, но и культурный сдвиг.
По мнению ряда экспертов, основной тормозящий фактор развития велосипедной культуры в России вовсе не климат и даже не дефицит велодорожек, а то, что велосипеды просто негде хранить. И как только появится достаточное количество парковок, число велосипедистов на улицах тут же вырастет на порядок. В этом отношении можно обратить внимание на Токио, где на сотню жителей приходится 74 велосипеда, причем не прокатных, а в личной собственности.
Велодорожки — в каждый город!
Важным остается вопрос о том, где именно должны ездить любители экологичного транспорта. Существующая организация дорожного движения не позволяет велосипедистам передвигаться по проезжей части без риска для жизни. Понятно, что лучшим выходом для них станет единая сеть велодорожек, неразрывно опутывающая весь город. Но ее пока нет даже в Москве, не говоря о прочих городах.
Однако в Правительстве не сидят сложа руки. В конце прошлого года Минтранс предложил создать в регионах велосипедную инфраструктуру, которая повысит удобство передвижения на расстояния до 15 километров. Причем речь не только о велодорожках и велосипедных полосах, но и о велопарковках и иных элементах инфраструктуры.
Сами веломаршруты ведомство поделило на несколько типов: городской, районный и местного значения. Ширина велополос в населенных пунктах при движении велотранспорта в одном направлении для вновь проектируемых дорог должна составлять не менее 1,5 метра для каждой полосы движения, а при устройстве велопешеходных дорожек на тротуарах шириной менее 4,5 метра ширина каждой полосы движения велосипедистов принимается не менее 1,3 метра.
Тут же стоит упомянуть принятый 1 февраля 2016 года в качестве национального стандарта ГОСТ, по которому должно осуществляться проектирование велодорожек. Согласно государственному стандарту, ширина разделительной полосы между проезжей частью и велосипедной дорожкой должна быть не менее одного метра, а лучше и все два, с окаймлением бордюром или разделительным ограждением.
Угроза для пешеходов
Велосипед, как и автомобиль, является транспортным средством, а аварии с участием велосипедов относятся к дорожно-транспортным происшествиям. Велосипедисты чаще всего попадают в аварии с участием автомобилистов, однако нередки и наезды велосипедистов на пешеходов, такие аварии также считаются ДТП. В 2018 году количество аварий с участием велосипедов оказалось на 6,1 процента больше, чем годом ранее, и составило 1115 ДТП.
Опасаясь быть сбитыми на проезжей части в городах, велосипедисты нередко выезжают на тротуар. В худшем случае за такое нарушение грозит незначительный денежный штраф — максимум 800 рублей. Однако сотрудники ГИБДД к нарушениям велосипедистов относятся терпимо. На тротуаре велосипедист находится в большей безопасности, но уже сам представляет угрозу для пешеходов.
В седло велосипеда — со школьной скамьи
Меры, направленные на снижение числа дорожно-транспортных происшествий с участием велотранспорта, считает необходимым принять депутат от «Единой России» Виталий Милонов. В начале текущего года он предложил ввести обязательную регистрацию на портале государственных и муниципальных услуг для велосипедистов старше 14 лет. Кроме того, согласно его инициативе, все велосипедисты должны проходить электронный тест на знание ПДД.
«Любой нормальный человек видит, что необученный велосипедист на улице в потоке дорожного транспорта представляет опасность для самого себя и для всех окружающих, — констатировал парламентарий. — Поэтому я считаю, что в школе хотя бы в рамках уроков физкультуры нужно ввести преподавание езды на велосипеде и Правил дорожного движения. Как это сделано в Германии и в других странах. Чтобы подростки не попадали под машины».
В МВД к инициативе законодателя отнеслись сдержанно и предложили ему поучаствовать в разработке памятки, содержащей основные правила поведения велосипедиста как участника дорожного движения. Однако Милонов убежден, что рано или поздно его предложения найдут поддержку и в Правительстве, и в профильном комитете Госдумы.
Действительно, член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский уверен, что способствовать росту культуры вождения в нашей стране поможет проведение в школах уроков безопасного передвижения на велосипедах и выдача учащимся «паспортов велосипедистов».
«Нужно делать так, чтобы передвижение на велосипедах, гироскутерах, сигвеях было безопасным. О запрете речь не идет, эти средства уже стали частью жизни. Но я поддерживаю идею проведения в школах уроков безопасности вождения велосипеда, к примеру, силами ДОСААФ и выдачи «паспортов велосипедистов», — сказал депутат. Он подчеркнул, что впоследствии из таких учащихся вырастут культурные водители автомобилей, которые не будут нарушать Правила дорожного движения.
В интересах людей
Решения о дополнительном регулировании велосипедного движения следует принимать только с учетом мнения самих пользователей этого вида транспорта, считает член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Ольга Ковитиди. Комментируя предложения о введении регистрации и экзаменов для велосипедистов, сенатор отметила, что законодатели должны интересоваться в первую очередь тем, какой практический результат принесет их инициатива.
«Мы, конечно, можем придумать для велосипедистов какой-то закон, но давайте сначала у них спросим, как они к этому отнесутся. Для кого мы пишем законы? Для людей. И для нас представляет интерес то, как будет складываться правоприменительная практика, какой будет результат», — подчеркнула парламентарий.
Представители велосипедного сообщества отнеслись к идеям об ужесточении правил с долей скепсиса. «Идея по части сдачи тестов на знание ПДД неплохая, но только в том случае, если это будет добровольно и потом не будут с каждого требовать сертификаты о прохождении этого экзамена», — пояснил президент Велотранспортного союза Игорь Налимов.
На стороне велосипедистов выступили и молодые парламентарии. По мнению председателя Молодежного парламента при Государственной Думе Марии Воропаевой, государству важнее всего сделать акцент в пользу повышения культуры вождения. «Молодые люди, садясь на велосипед, должны думать о своей безопасности, понимать, что их лихачество может привести к смерти», — считает она. Причем отмечает, что статистика ДТП с участием велотранспорта ежегодно растет и происходит это в том числе потому, что все больше людей начинают пользоваться этим средством передвижения.
Не показалась перспективной обязательная регистрация велосипедистов на госуслугах и председателю Палаты молодых законодателей при Совете Федерации Николаю Бурматову. По его мнению, прежде чем вводить регистрационный учет, следует досконально просчитать, насколько это технически выполнимо — ведь это, кроме прочего, станет дополнительной нагрузкой на регистрирующие органы, что, в свою очередь, может повлечь увеличение бюджетных расходов.
А вот меры, которые помогут улучшить ситуацию на дорогах, включая тестирование велосипедистов на знание ПДД, молодой политик всецело поддерживает. «Если мы сейчас мотивируем людей пересаживаться на велосипеды, так как это более экологично, то мы должны быть заинтересованы, чтобы велосипедисты были подготовлены к участию в дорожном движении», — уверен он.
Что можно и чего нельзя в седле велосипеда?
Согласно положениям раздела 24 Правил дорожного движения, тротуар — это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов. Велосипедисты обязаны двигаться по проезжей части в один ряд возможно правее. Правило перестает действовать, если рядом есть велосипедная дорожка — тогда велосипедист обязан ехать по ней.
Так как велосипед является транспортным средством, а велосипедист квалифицируется как его водитель, то движение через перекрестки осуществляется по общим правилам проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Что касается пешеходных переходов, то они предназначены исключительно для пешеходов. Ехать на велосипеде по переходам нельзя; можно только, спешившись, вести велосипед.
Велосипедисты, катающиеся по тротуарам, массово нарушают Правила дорожного движения. Подобное нарушение подпадает под пункт 2 статьи 12.29 КоАП РФ и квалифицируется как нарушение ПДД лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения. Нарушитель рискует получить предупреждение или административный штраф в размере 800 рублей. А в случае если нарушение совершено в состоянии опьянения, виновнику грозит штраф от 1000 до 1500 рублей.
Велосипедная зона попадет в ПДД
В декабре 2018 года Правительство внесло в Правила дорожного движения понятие «Велосипедная зона». Согласно предложенным новеллам, в ряде случаев будет обеспечен приоритет велосипедистам, введены новые дорожные знаки и разметка, а у самих велосипедных зон появится собственный дорожный знак.
Также в проекте поправок в ПДД предусмотрен запрет на парковку автомобилей на велосипедных дорожках и на расстоянии ближе пяти метров от мест пересечения с ними проезжей части. Максимальная скорость движения в велосипедной зоне составит не более 20 километров в час.
Устанавливается и преимущество велосипедов перед автомобилями и возможность сквозного движения велосипедистов в жилых зонах, в которых сквозное движение любых транспортных средств запрещено. Кроме того, велосипедисты, согласно предложенным правилам, смогут двигаться по всей ширине проезжей части. Владельцы двухколесного транспорта также смогут поворачивать налево на дорогах, имеющих более одной полосы движения в одном направлении в случае, когда из правой полосы разрешен поворот налево. А для переходов, совмещенных с велосипедной дорожкой, устанавливается возможность движения велосипедистов по сигналу светофора в виде силуэтов пешехода и велосипедиста.
Как выбрать стартовый костюм для триатлона
С выбором стартового костюма сталкивается каждый триатлет: стартовый костюм экономит время в транзитных зонах и делает гонку комфортнее.
В нюансах выбора нам помогли разобраться опытные спортсмены: Варвара Зверькова, сооснователь и тренер клуба JusTTri, и Александр Торощин, координатор клуба «Триатлет», тренер по триатлону.
Для чего нужен стартовый костюм
Стартовый костюм для триатлона, трисьют – экипировка, в которой спортсмен проходит всю гонку. Костюм не снимают и не меняют на всех этапах. Его надевают под гидрокостюм на плавании, в нём удобно и бежать, и ехать на велосипеде.
Костюм не должен натирать, намокать, быть тесным или, наоборот, болтаться. Трисьют обеспечивает правильную терморегуляцию, даёт лёгкую компрессию и добавляет аэродинамичности.
Виды стартовых костюмов
Деление трисьютов по видам определяется их назначением – на длинную или на короткую дистанцию. Стартовые костюмы бывают:
- Цельные, представляющие собой комбинезоны, и раздельные, где верх и шорты отдельно.
- С рукавом до локтя; с коротким рукавом, как на футболке; без рукава, как у топов и маек.
Дополнительные элементы трисьютов:
- Карманы.
- Велопамперсы – подкладка в шортах для комфорта при прохождении велотрассы; подкладка должна быть тонкой.
- Молния на груди или на спине, с которой проще одеваться и которую можно расстегнуть, если стало жарко (только по правилам безопасности расстёгивать нужно не ниже ключиц).
- Вентиляционные вставки.
- Силиконовые полоски на манжетах шорт для фиксации.
Материалы
Трисьюты делают из высокотехнологичной синтетики. В составе материала встречаются примеси и комбинации материалов: спандекс, полиэстер, эластан, полиамид, нейлон, неопрен, силикон.
Технологии разработки тканей делают материалы быстросохнущими и с компрессионными свойствами.
«Крупные производители костюмов в описаниях указывают про компрессионные свойства материалов. На ощупь такая ткань более жёсткая и упругая и почти не тянется», – говорит Александр Торощин.
Тренировочные планы к марафону и полумарафону. Скачайте и начните подготовку сегодня.
У каждого крупного бренда есть собственная технология ткани. Например, можно встретить особые обозначения тканей, как у бренда 2XU – SBR Power или SBR Lite.
Критерии выбора
Триатлет должен понимать, какая гонка ему предстоит в плане длины и погодных условий – второе хотя бы примерно. От этого зависит, какую длину рукава брать и какие дополнительные элементы нужны костюму.
Длинный рукав или короткий
Длинный рукав – это терморегуляция и защита как от холода, так и от палящего солнца. Рукава защитят плечи от ветра и от дождя и не дадут обгореть под лучами солнца. Никакой солнцезащитный крем 6 часов гонки не выдержит, если только не мазаться им на бегу.
С другой стороны, длинный рукав может быть неудобным, создавать дополнительное трение, даже может ощущаться его вес. Короткий рукав может быть решением для коротких гонок, где под лучами солнца и в смене погодных условий пройдёт меньше времени.
«Я сторонница защиты от солнца. На самые жаркие и длинные гонки всегда выберу длинные рукава. Когда нужно охладиться, их можно намочить водой, а обгореть и перегреться (с короткими рукавами – прим.ред.) – это дополнительный стресс для организма вдобавок к физической нагрузке. Костюм без рукавов лучше оставить для индор-формата либо коротких дистанций под облаками», – советует Варвара Зверькова.
источник: guides.wiggle.co.uk
«У большинства костюмов для спринтов и «олимпийки» молния будет сзади. Выбор длины рукава зависит от личных предпочтений. Длинный рукав на короткой гонке может многим мешать, а обгореть за это время вы вряд ли успеете. Некоторые выбирают длинный рукав из-за компрессии, если ткань с компрессионным эффектом. Если же его нет, то остаётся только функция защиты от солнца», – считает Александр Торощин.
Раздельный или слитный
Выбор слитного костюма-комбинезона или раздельного – шорты плюс верхняя часть – вопрос индивидуального удобства. Но триатлеты, как профессионалы, так и любители, всё чаще выбирают слитные костюмы из-за лучшей функциональности. Слитный стартовый костюм лучше сидит, не задирается и не вращается на теле, менее капризен при снятии гидрокостюма после заплыва.
С раздельным костюмом проще справиться в уборной, но в слитном эта задача решается с помощью длинной молнии спереди. Нужно только следить, чтобы не потерять всё содержимое карманов.
«Раздельный костюм иногда выбирают из-за того, что с ним проще в уборной. Но я с этим не соглашусь – 30 секунд, которые уйдут на то, чтобы снять слитный костюм, на длинной гонке погоды не сделают.
Я бы рекомендовал брать слитный костюм, причём хорошо бы с эффектом компрессии. Это и функционально, и скорректирует особенности фигуры – что может оказаться важно тем, кто хочет хорошие фотографии с гонки», – говорит Александр Торощин.
Карманы
Карманы в трисьюте нужны на длинной гонке для перекусов, пластырей, салфеток, солевых таблеток, солнцезащитного крема, очков и любых личных вещей.
«Я кладу в карман на бег даже минизеркальце, капли для глаз и сменные линзы», – делится опытом Варвара Зверькова.
«Если гонка короткая, то карманов может и не быть, туда не нужно ничего складывать – перекусы будут на пунктах питания. Карманы, наоборот, помешают на плавании, когда, например, запрещено использование гидрокостюмов – это бывает, если температура воды выше 24,5 градусов на соревнованиях в жарких странах. Если карман всё же есть, лучше, чтобы он был на молнии», – рекомендует Александр Торощин
Современные производители делают стартовые костюмы с анатомически плоскими швами. И при выборе надо обратить внимание на модели с плоскими, тонкими или скрытыми швами.
Всё, что можно проделать на примерке, – прощупать швы руками и прислушаться к собственным ощущениям, особенно к тому, как швы прилегают в районе горловины, молнии, подмышек, рукавов – это самые «натираемые» места. Если швы всё-таки будут натирать – либо использовать специальные гели, либо искать другой костюм.
Лучше всегда выбирать яркую расцветку экипировки, если спорт связан с дорожным движением, и стартовый костюм для триатлона – не исключение. Считается, что чем светлее расцветка, тем комфортнее в нём под открытым солнцем. Но значение для терморегуляции имеет скорее не цвет, а качество материала костюма.
Примерка
Трисьют важно подобрать по размеру. Он не должен врезаться, пережимать, сдавливать, сковывать движения, но также не должен висеть и парусить.
Трисьюты делают эргономичными, эластичными, способными сидеть строго по фигуре. Девушкам с пышными формами будет удобнее в более эластичной и тянущейся ткани в районе груди и ягодиц. Если фигура «нестандартная», лучше сшить костюм на заказ по собственным меркам.
При примерке следует проделать все те движения, которые спортсмен будет совершать в триатлоне: помахать руками и повертеть головой, побегать, поприседать, выгнуться в спине, помахать ногами.
Поскольку трисьют – стартовый костюм, для тренировок он не годится, но «обкатать» его на тренировке можно.
«Не нужно репетировать в нём гоночную дистанцию и проверять, что именно он натрёт за 5-6 часов. Хоть и минимально, но точно что-то натрёт. Но после гонки всегда идёт отдых и восстановление, а в тренировках не стоит делать перерыва на заживление мозолей. К тому же, стартовые костюмы недолговечны, стоит потратить ресурс их свойств именно на гонку», – говорит Варвара Зверькова.
Особенности носки
- Под трисьют не надо надевать трусы – они под конец гонки натрут. Их функцию выполняет велосипедный памперс. Только он должен быть тонкий и хорошо и ровно прилегать к телу. Он спасёт тело от натёртостей, так как специально для этого и сделан.
- Девушкам лучше надевать спортивный топ, даже если размер груди маленький – на этапе бега при тряске можно повредить грудь незаметно для себя. Трисьют даже с самой хорошей компрессией может не обеспечить поддержку, если после воды, пота или дождя ткань растянется.
- Чем длиннее молния спереди костюма, тем удобнее расстёгивать его, чтобы сходить в туалет, и снимать-надевать его.
- Молния сзади может оказаться неудобна на длинных дистанциях, зато для спринтов это хорошее решение.
Примеры стартовых костюмов
Трисьюты – дорогой тип экипировки. Слитные стартовые костюмы стоят в районе 10 000 рублей и дороже. Раздельные шорты плюс верх будут вместе стоить примерно столько же. Но свою цену они оправдывают, поскольку помогают пройти дистанцию с комфортом.
Мы сделали подборку примеров слитных костюмов от популярных брендов по рекомендациям спортсменов – зарубежные бренды Zoot, 2UX, TYR, Z3R0D и российский Fanlife.
Гавайский бренд Zoot
Мужской трисьют Zoot LTD Tri Aero Race Suit. Длинный рукав, компрессия, защита от солнца. Подойдёт для длинных гонок. Цена в рознице – от 13 000 рублей.
Женский трисьют Zoot LTD Tri Race Suit. Нет рукавов, компрессия, защита от солнца, лёгкий. Подойдёт для коротких гонок. Цена – от 11 000 рублей.
Австралийский бренд 2UX
Бренд выпускает слитные и раздельные костюмы, с длинными и короткими рукавами.
Плотный, высокотехнологичная дышащая ткань, обеспечивает отличную компрессию, подходит для длинных дистанций. Цена – в районе 15 000 рублей.
Норвежский бренд TYR
Мужской стартовый костюм TYR Men’s Competitor Padded Front Zip Tri Suit. Без рукавов, эластичный, плотный, с хорошей компрессией, защитой от солнца, молния спереди. Цена – от 8000 рублей.
Женский стартовый костюм TYR Women’s Competitor Speedsuit. Длинный рукав, хорошая компрессия, защита от солнца, силиконовая отделка внутри штанины, короткая молния на груди. Цена – от 10 000 рублей.
Российский бренд Fanlife
Мужской трисьют КТ-379. Короткий рукав, молния спереди, защита от солнца, компрессия, карман на молнии на спине, сетчатые вставки. Цена – под заказ.
Французский бренд Z3R0D
Мужской слитный трисьют. Короткие рукава, молния на спине, защита от UV, сверхлёгкий и тонкий, идеальный для коротких дистанций. Цена – от 13 000 рублей.
Женский слитный трисьют. Длинные рукава, два кармана, сетчатые вставки для вентиляции, длинная молния спереди. Цена – от 16 000 рублей.
Источники:
https://www.velosklad.ru/velo-obzor/info/4762-razbiraemsya-v-stilyah-ezdy-na-velosipede
https://nogibogi.com/kak-podobrat-ekipirovku-dlya-velotrenirovki/
https://www.pnp.ru/social/velosiped-ne-razvlechenie-a-sredstvo-peredvizheniya.html
https://marathonec.ru/kak-vybrat-startoviy-kostum-dlya-triatlona/