Как переключать скорости на велосипеде 18 скоростей
Наконец пришло время, когда можно выкатить своего двухколесного друга и вволю погонять кровь по организму.
В статье о контактном педалировании мы вскользь коснулись правильного переключения скоростей, потому сегодня предлагаю рассмотреть его более детально.
Время, когда велосипед имел всего одну скорость, давно ушло, а нынешние байки имеют их немалое количество.
Многих интересует вопрос, как справиться со всем этим запасом скоростей?
Внешне вопрос вроде бы несложный, на руле есть специальные штучки (манетки) которые знай себе щелкай и получай удовольствие.
Но если копнуть глубже, все не так просто. Чтобы получать удовольствие от езды, оказывается, нужно знать, как эти штучки правильно переключать.
Что значит правильно?
Большинство современных велосипедов имеют 3 звезды впереди и от 7 до10 сзади. Казалось бы, переключай их по собственному усмотрению и не задавайся глупыми вопросами.
Но, оказывается, есть такие взаимные положения передних и задних звезд, допускать которых крайне не желательно.
Нет, такой вариант конечно возможен, но он в первую очередь указывает на неопытность ездока, а во вторую на то, что в скором времени у него появятся проблемы с самой системой переключения передач.
Почему это так, покажу на простом примере.
Посмотрите на рисунок и найдите разницу. Не замечаете? Подсказываю.
Рисунок показывает упрощенную схему системы переключения передач (вид сверху): короткие черные линии – это наши звезды (передние и задние), красная и зеленые линии – это наша цепь.
Из рисунка видно, что в варианте с положением красной цепи (неправильном) угол ее продольного изгиба намного больше, чем в зеленом (правильном).
Это говорит о том, что красная цепь подвергается значительно большим нагрузкам, чем зеленая, а значит быстрее выйдет из строя. В лучшем случае она просто слетит.
Кроме того повышенные боковые нагрузки могут повредить как цепную коробку так и сам задний переключатель.
Думаю, пример понятен.
Теперь разберемся, что такое правильное положение цепи и как его добиться в разных дорожных ситуациях для того, чтобы максимально эффективно использовать систему переключения.
Правильное положение цепи и соотношение звезд
Отталкиваться будем от передних звезд, их меньше и именно они отвечают за выбор дорожной ситуации.
Самая маленькая передняя звезда имеет номер 1, следующая 2 и самая большая соответственно 3 (в зависимости от количества звезд в блоке).
Самая большая звезда (3) предназначена для езды по ровной дороге с хорошим покрытием
Следующая (2) будет удобна для езды по дорогам без покрытия, имеющим ухабы, небольшие песчаные участки, много поворотов и т.д.
Самая маленькая (1) пригодится на бездорожье, крутых подъемах, езде по грязи, песку, каменистым и другим не особенно ровным участкам пути.
Но это еще не все. Каждой из больших звезд соответствует набор задних.
Задние звезды необходимы для более точной подстройки под дорожную ситуацию, и нумерация их прямо противоположна передним.
Самая большая звезда имеет номер 1 и далее по уменьшению диаметра 2, 3, …, сколько там их у нас есть.
Так вот если количество задних звезд разделить на количество передних, получим для каждой из передних звезд несколько соответствующих задних.
Пример. Имеем набор из 3 передних и 9 (для ровного счета) задних звезд. Делим 9 на 3, получаем 3. Это означает, что каждой передней звезде соответствует 3 задних.
Двигаясь по прямой ровной асфальтированной дороге, включаем 3 переднюю звезду, а это значит (вспоминаем о правильном положении цепи) что ей соответствуют 9, 8, и 7 задние.
Переходим на грунтовую дорогу с выбоинами от колес транспорта, переключаем на 2 переднюю, которой соответствуют 6, 5, и 4 задние звезды.
Съезжаем на горную тропку с крутыми подъемами, переключаемся на 1 переднюю, которой соответствуют 3, 2 и 1 задние звезды.
Это конечно идеальный вариант, в реальности можно добавить к набору из трех задних еще по одной с каждой стороны:
3 передняя – 9, 8, 7, 6;
2 передняя – 7, 6, 5, 4, 3;
1 передняя – 4, 3, 2, 1.
Запомнить, возможно, с первого раза сложно, но по мере приобретения опыта это внедряется в подсознание и доводится до автоматизма.
Итак, с правильным положением цепи и соотношением звезд разобрались. Теперь обсудим вопрос, когда нужно переключать передачи.
Когда переключать передачи
Начну с того что нужно запомнить: садясь на велосипед выбираем среднюю переднюю звезду (2) и начинаем педалировать (крутить педали).
Объясняю. Для того чтобы на старте снизить нагрузку на колени.
Велосипед находился в неподвижном состоянии, и для его разгона нужно будет прилагать определенные усилия.
На большой звезде это усилие может оказаться слишком большим, на малой – недостаточным для поддержания равновесия.
По мере разгона подбираем наиболее подходящую для кручения заднюю звезду (вспоминаем о том, что такое каденс).
Если позволяет дорожное покрытие и участок, плавно переключаем звезды до максимальной, соответствующей средней передней звезде (в нашем примере до 7й) и только после этого переключаемся на большую переднюю звезду (3).
Переключение перед подъемом
В случае если качество дороги снижается (кочки, ухабы, песок), плавно переключаем звезды до минимальной соответствующей звезды (в нашем примере до 3й) и только после этого переключаемся на малую переднюю звезду (1).
Как только дорожная обстановка начинает возвращаться к исходной (ровный участок), также плавно возвращаемся обратно к средней передней звезде и далее к большой.
Рабочая передняя звезда – это средняя! С нее начинаем, ей и заканчиваем.
Как переключать передачи
Наконец мы добрались до последнего, но не менее важного вопроса – как переключать передачи.
Как не в смысле куда нажимать и что крутить, а в смысле как правильно переключать, чтобы не наломать дров.
Как мы уже говорили выше, все переключения должны быть плавными, без рывков и попыток перепрыгнуть через звезду (а то и две).
Дождитесь момента включения выбранной передачи, и лишь потом переключайтесь на следующую.
Все переключения нужно осуществлять только в движении: стоя на месте это все равно не получится.
Переключение перед спуском
Никаких излишних нагрузок на педали во время переключения быть не должно: порвете цепь. Достигли необходимой скорости – на время сняли усилие с педалей (достаточно простого их сопровождения) – переключили передачу – продолжили педалирование.
Зная и выполняя эти несложные правила, мы намного повысим качество управления велосипедом, сбережем собственное здоровье и продлим жизнь двухколесному другу.
Говоря о продлении жизни велосипеду, стоит вспомнить о своевременном техническом обслуживании, но это мы оставим для отдельной статьи. Для того чтобы не пропустить ее рекомендую подписаться на обновления блога.
И напоследок 9 полезных советов:
- о том какую передачу выбрать стоит подумать заблаговременно, не дожидаясь момента, когда это уже будет поздно;
- не забываем о переднем переключателе скоростей: сначала переключаем передние, потом задние звезды;
- стараемся поддерживать равномерный каденс (частоту вращения педалей);
- перед подъемом, заранее переключаемся на малую переднюю звезду, потом это может не получиться;
- если на подъеме скорость выбрана неправильно – дождитесь более-менее ровного участка для переключения, не рвите цепь;
- все переключения проводим без лишней нагрузки на педали;
- при езде по вязкому грунту переключаемся на более высокую передачу – меньше вероятность завязнуть;
- торопиться с переключением значит подвергать опасности систему переключения передач. Плавность – залог успеха.
- перед спуском, заранее выбираем необходимую передачу, потом на это может не быть времени ведь придется следить за дорогой и тормозами.
На сегодня у меня все.
С уважением, Сергей Дроздов
P.S. Если у Вас появились вопросы после прочтения статьи, не стесняясь задавайте в комментариях.
P.P.S. С темами которые будут раскрыты в ближайшее время, Вы можете ознакомиться на этой странице.
Как правильно переключать скорости на велосипеде?
Велосипеды, предназначенные для спорта или прогулки, оснащены многоскоростной трансмиссией, поэтому у байкера есть возможность переключать передачи в зависимости от ситуации на трассе. Производители выпускают 18,21,24, 27-скоростные велосипеды. Однако, от большинства новичков часто можно услышать, что в таком количестве передачи на велосипеде их пугают, они теряются и не представляют себе, как можно уверенно справиться с таким количеством скоростей.
Давайте для начала разберёмся, зачем нужны передачи на велосипеде, а также сколько их может быть.
Все достаточно просто – передачи на велосипеде нужны, чтобы сохранить ваши колени здоровыми и сделать езду комфортной. С их помощью следует настроить свой оптимальный каденс, то есть частоту оборотов педалей за единицу времени и давление на педали. Это позволит вам оптимально тратить энергию, сберечь велосипед и здоровье. Ваша езда на велосипеде будет крайне продуктивно при любом рельефе.
Оптимальное число оборотов за минуту индивидуально для байкера и зависит от многих факторов — его физиологии, возраста, опыта, манеры езды и местности. В среднем начинающим рекомендуют каденс 80-100 (110) оборотов за минуту.
Теперь давайте разберемся зачем нужны передачи на велосипеде в таком количестве, ведь это не мотоцикл и не автомобиль?
В реальности опытные байкеры просят не пугаться многоскоростной велотехники, потому что как только вы научитесь правильно крутить педали, то в работе у вас будут задействовано не все, например, 27 скоростей, а почти двое меньше.
Итак, как узнать сколько у вас скоростей на велосипеде? Это зависит от количества звезд, в среднем производители любят выпускать 21-24-скоростной, то есть, когда на переднем колесе 3, а на заднем 7-8 передач.
Как устроен механизм для переключения скоростей?
На современном горном велосипеде впереди обычно расположена система из 3 звезд разного размера, сзади также предусмотрена группа звезд, так называемая кассета, однако там звезд больше, от 6 до 10.
Система, расположенная впереди, состоит из:
- Маленькой звезды, которая отвечает за подъем в гору с низкой скоростью, но дает большую тягу;
- Средней звезды, еще ее называют маршевая или прогулочная. На ней как правило, проходит самая большая часть пути велосипедиста;
- Большой звездочки, предназначенной для езды по асфальту, ровной поверхности. Всюду, где не нужны серьезные усилия, она позволяет ездить с большой мощностью на высоких скоростях.
Комплект звезд, размещенный сзади, имеет такую же логику, только размер идет наоборот, от большой, которая ближе к раме, к самой малой внешней.
Переключать передачи помогают механизмы на руле, называемые шифтеры или манетки. Большинство манеток имеют триггерный механизм переключения, часть гибридных байков оснащаются манетками наподобие ручки вращения, ну а более продвинутые имеют совмещенную с тормозной ручкой манетки.
Управление триггерными манетками осуществляется как при помощи рычажков, а grip-shift– поворотным методом, это в более продвинутых байках. Рычажков по два для каждого шифтера, для понижения передач и повышения. Механизм действия триггера следующий – напряжение с манеток через тросик передается на переключатели, которые установлены на колесах. Задняя группа звезд изменяет положение цепи на звездах при помощи заднего переключателя, для передней системы есть переключатель спереди.
Манетки могут иметь так циферблаты, показывающие, на какой передачи вы сейчас находитесь. В некоторых моделях циферблаты заменены мини-дисплеем. Начинающие велосипедисты часто смотрят на шифтеры, а опытные уже по тому, как движутся педали, чувствуют на какой передаче они сейчас едут.
Обратите внимание, если у вас на колёсах установлены два переключателя, передний и задний, то и шифтеров на руле тоже два. Если у вас в передней системе 3 звезды, а на задней 8 звезд, то на манетке, которая отвечает за переключение передач спереди, будет три деления, для заднего механизма, соответственно, 8 делений!
Как правильно пользоваться переключателем?
Чтобы избежать повышенного износа кассеты на заднем колесе, системы звезд на переднем, поломки цепи и не повредить систему переключения передач своего байка в целом, вам необходимо знать несколько основных правил переключения скоростей. Итак:
1. При переключении скоростей на велосипеде следует не допускать максимального перекоса цепи, например, недопустима такая позиция как впереди 1 — сзади 8, и наоборот.
Обратите внимание, что нумерация звезд идет от рамы!
На примере 24 (3*8) скоростной трансмиссии покажем, как стоит сочетать передачи:
Как правильно переключать передачи на велосипеде
Если вы никогда раньше не ездили на скоростном велосипеде, то наличие рычажков на руле и ряд звездочек на шатуне и кассете наверняка вызывает у вас множество вопросов. Кроме того, порой и счастливые владельцы велосипеда со скоростями или простенького горного велосипеда с трудом понимают, зачем вообще нужны скорости.
На ровной дороге с хорошим покрытием без переключения передач вполне можно обойтись. Велосипедист просто подбирает оптимальное для себя положение цепи и удобное передаточное соотношение. Скорость велосипеда тут определяется упрямством и физической формой. Но лучше уже и тут научиться играть передачами, подбирая оптимальный каденс в зависимости от угла наклона и дорожных условий. Излюбленное передаточное соотношение большинства новичков 2-5 или 2-4.
Чтобы заехать в горку, проехать по песку или снегу, одного соотношения скоростей будет недостаточно. На велосипедах с одной скоростью в такой ситуации все зависит только от интенсивности педалирования, силы мышц велосипедиста, техники катания и умения вовремя «тянуть».
Наличие передач сильно упрощает этот процесс, но только при условии, что скорости переключаются правильно и своевременно. Кроме того, не нужно забывать и о здоровье коленных суставов. Гораздо полезнее, если на сложных участках колени не перегружаются, а делают больше движений – т.е. каденс больше.
Устройство переключателя
Для того, чтобы правильно пользоваться переключением передач, нужно понимать принцип его работы. Принцип работы трансмиссии велосипеда строится на том же передаточном отношении из школьной физики. Так работают все механические коробки передач. Для упрощения – если маленькая звезда крутит большую – это силовая пониженная передача (т.е. можно ехать в горку без усилий), а если большая крутит маленькую то всё наоборот. Это будет скоростная передача или повышенная.
Соответственно, на велосипеде мы имеем передачу открытого типа. Впереди большие звезды (2-3 штуки в стандартном случае), а сзади кассета из 5-8 звезд. Остается перекидывать цепь между ними. Для этого и служит переключатель передач (как передний, так и задний переключатель).
Перемещение цепи по блокам обеспечивается передним или задним переключателем, а переключатель связан с рычажками на руле велосипеда (манетками). Правый триггер обычно регулирует положение спереди, левый – сзади. Комбинируя различные положения цепи на звездах, велосипедист варьирует скорость движения велосипеда, а вместе с этим меняется передаточное отношение, а следовательно – и мышечное усилие, необходимое для получения результата. Переключение на переднем блоке позволяет радикальнее менять передаточные отношения и быстро перескакивать между основными режимами. Перемещение по кассете даёт возможность более точно подобрать нужное соотношение.
Для чего нужны передачи
Чем больше звездочка сзади, тем ниже будет скорость велосипеда, но тем меньше усилий понадобится для кручения. Низкая передача идеально подходит для подъема в гору, езды по песку, неровному грунту или снегу. Колесо перемещается медленно, но с огромной силой. Соответственно, если застрять в грязи – это идеальное соотношение.
Высокая передача обеспечивает быстрый набор скорости, но в то же время требует от велосипедиста больших физических усилий. Она хороша для скоростного перемещения по дорогам с ровным покрытием, а также для движения по спуску.
Как правило, в каждой ситуации со временем подбирается наиболее удобное соотношение передач. Велосипедисты со стажем даже не задумываются над этим, переключая скорости автоматически. Новичку нужно устанавливать все опытным путем, ведь скорость велосипеда будет зависеть не только от передач, но и от физического состояния наездника. Как мы уже говорили ранее – ездить на одной передаче, имея скоростной велосипед очень плохо. Как минимум, быстрее стирается кассета да и велосипед со скоростями тогда не нужен. Но в первую очередь это демонстрирует неумение использовать технику.
Как правильно пользоваться передачами?
Механизм переключения скоростей сильно подвержен воздействию неблагоприятных факторов. Для того, чтобы он служил долго и никогда не подводил, следует с самого начала соблюдать несколько основных правил.
После покупки нового велосипеда первым делом нужно настроить систему переключения скоростей. Если она уже настроена и работает стабильно, то конечно же, лезть в неё не нужно. О том, как это сделать, мы расскажем в другой статье. Например, здесь мы писали о заднем переключателе.
Есть несколько простых рекомендаций:
Переключайте на ходу
Переключать передачи можно только во время движения велосипеда. В неподвижном состоянии манетка тоже сработает, но цепь положения не изменит. Затем, после начала движения, произойдет резкий скачок с одной звезды на другую. Это может привести к соскакиванию цепи или ее застреванию между звездочками.
Переключайте заранее
Переключать скорости можно только при отсутствии нагрузки на педали. При подъеме вверх, преодолении неровностей или быстром вкручивании нагрузка максимальна, и скидывать передачи уже поздно. Об этом всегда нужно заботиться заранее. Например, если вы видите перед собой подъем, то переключиться нужно как минимум за несколько метров до него. В противном случае, механизм попросту может не сработать. Кроме того, появляется вероятность повреждения звезд и разрыва цепи. Однако, и на горе можно переключаться. Высококачественное оборудование позволяет это делать. Но как с дорогим качественным обвесом, так и с самым простым переключателем есть способ переключения на горе. Достаточно разогнать велосипед до появления инерции, потом ослабить нажатие на педали и, вращая педали, пока велосипед едет по инерции (или находится в точке равновесия), сменить передачу. В этом случае, переключение не вызовет сложностей.
Переключайте поэтапно
По этой же причине на недорогих переключателях нельзя одновременно скидывать или поднимать передачу сразу на несколько значений. Это нужно делать поэтапно: щелчок -> перемещение цепи -> несколько оборотов педалей -> щелчок-> и так далее. В случае, если вы пытаетесь перекинуть через несколько звезд, нужно будет удостовериться, что цепь заняла нужное положение и только после этого прилагать усилия.
Избегайте перекосов
Есть такое понятие, как запрещенные передачи. Переключая скорости во время катания, следите за тем, чтобы не было сильных перекосов цепи. Если спереди цепь находится на крайней внешней звезде, а сзади – на крайней внутренней (или наоборот), то, помимо вероятности соскальзывания цепи, возникает опасность её преждевременного износа и повреждения механизма. Чем более параллельно она будет расположена по отношению к раме, тем лучше. Оптимальные сочетания переднего и заднего положения цепи можно обозначить так:
- 3 — большая передняя – 4-8 задняя
- 2 — средняя передняя – 3-6 задняя
- 1 — малая передняя – 1-3 задняя.
Лучший способ переключения передач на велосипеде
Как уже говорилось, переключать передачи можно только под минимальной нагрузкой на педали.
Поэтому оптимальная схема переключения скоростей выглядит так:
- Интенсивно педалируя, разгоните велосипед.
- Затем прекратите крутить педали. Момент, когда велосипед еще движется по инерции на высокой скорости без помощи велосипедиста, оптимален для переключения передач. Если речь идёт о горе, то нужно почувствовать точку равновесия (хотя, если сил хватает до разгона для движения по инерции – так даже лучше).
- В этот момент нужно щелкнуть манеткой и услышать характерное перекидывание цепи.
- После нажатия снова начинайте крутить педали – как минимум до момента, пока не услышите щелчок перескочившей на соседнюю звезду цепи. Если щелчка не было, или вместо него вы слышите треск зависшей в неопределенном положении цепи, немного надавите на ту же манетку, не нажимая на нее до конца. При этом продолжайте крутить педали. Цепь сменит положение в течение нескольких секунд. Однако, методика работает только в случае, когда у нас прямая тяга. Поэтому, фокус сработает только в тех случаях, когда переключение (причем вверх или вниз) обеспечивается натяжением тросика. В противном случае толку мало. Тогда можно просто перекинуть на следующую передачу, услышать переключение и вернуть ручку обратно. Правда цепь может и проскочить нужную звезду. Такое происходит на недорогих низкокачественных переключателях или на неправильно настроенном оборудовании.
Если вы все делаете правильно, но передачи все равно переключаются с трудом, обратите внимание на состояние цепи и звездочек. После каждого катания они обязательно должны быть очищены от грязи и лишней влаги. Особенно важно это при катании зимой. Цепь нужно смазывать как можно чаще – зимой перед каждой поездкой, летом раз в неделю. Причина неполадок с переключением может крыться и в износе механизма. Если вдруг цепь начинает проскальзывать прямо по зубчикам – значит настало время менять или кассету, или соответствующую звезду. Также, если переключатель уже старый, то могли ослабнуть возвратные пружины и сбиться позиционирование. Такое оборудование настроить на идеальную работу точно не выйдет.
Что такое передачи (скорости) у велосипеда и как их переключать.
В этой статье мы поговорим о переключении скоростей (передачах) на велосипеде. Для чего они нужны, как правильно выбрать передачу и как правильно переключать.
В нашем магазине продаются велосипеды с одной, 6-ю (у них одна передняя звезда и 6-ть задних звезд) и 21 передачей (3 передние звезды и 7 задних звезд).
Для чего вообще нужны передачи?
Передачи нужны для комфорта велосипедиста. Они позволяют экономить силы и подобрать наиболее удобный режим езды исходя из:
- Рельефа дороги (ровная трасса, подъем или спуск, разгон или плавное торможение)
- Качества дорожного покрытия (одно дело езда по ровному шоссе, а другое по городскому асфальту в буграх и впадинах или по грунтовой дороге)
- Требуемой скорости движения — необходимо поддерживать заданную скорость движения или разогнаться
- Погодных условий (например, попутный или встречный ветер)
- Физического состояния велосипедиста
При правильном использовании передач можно:
- быстрее, а главное более экономично (с точки зрения физических сил, при тех же прочих условиях), добраться из одной точки в другую, чем при поездке на односкоростном велосипеде.
- не маловажен и тот факт, что при правильном подборе передач, продлевается срок службы деталей байка.
- и последнее, при неправильной установке передач коленные суставы будут подвергаться гораздо более серьезной нагрузке.
Что значит «переключить передачу»
Фактически переключение передач – это переброс цепи с одних звезд на другие на передних шестеренках и задней кассете. Что это такое и где они располагаются на велосипеде можно посмотреть на схеме.
Если на велосипеде 6-7 скоростей значит, на нем установлена одна передняя звезда (шестеренка) и задняя кассета на 6-7 звезд. Если 18 и больше – стоит 3 передних звезды и задняя кассета на 6-7 звезд. Иногда задние кассеты бывают и на 9-10 звезд, что позволяет довести число скоростей до 27-30.
Как нумеруются звездочки в системе и кассете трансмиссии
Принята следующая нумерация звезд: все звезды имеют нумерацию от рамы. Только передние три звезды (в системе) идут на увеличение – 1-я самая маленькая, 2-я средняя и 3-я самая большая, а в задней кассете звезды расположены наоборот: 1-я самая большая, а последняя самая маленькая.
Здесь важно понять, что при выборе передачи цепь не должна быть сильно перекошена. Иначе она и звезды трансмиссии будут сильно тереться друг об друга и быстро изнашиваться.
На этом рисунке показаны те варианты включения передач, которые не рекомендуется использовать как раз из-за перекоса цепи.
Чем переключают передачи.
Переключают передачи специальными ручками на руле – манетками. Они бывают вращательными – переключение скоростей происходит поворотом ручки или рычажковыми – передачи переключаются специальными рычажками.
У вращательных манеток (revoshift и grip-shift, грипшифт) — при вращении ручки на себя или от себя происходит переключение скорости.
У рычажковых переключателей имеются небольшие рычажки для пальцев. Один переключает на большую скорость, другой на меньшую. Эти манетки для многих велосипедистов более удобны, менее прихотливы в обслуживании, но часто более дорогие.
У нас можно купить велосипеды и с вращательными и с рычажковыми манетками известных японских производителей Shimano и Sypo.
Обычно левая манетка отвечает за переключение трех передних шестеренок, а правая – за переключение звездочек в задней кассете. Таким образом, для подстройки под основной тип местности используется левый переключатель и передние звезды. А правый для частных и недлительных изменений во время поездки.
Теперь важно понять, как подбирать передачи и правила их переключения.
Какие передачи и когда использовать
Самая маленькая передняя звезда (номер 1) используется при крутых подъемах, поездках по вязкому грунту или песку, густой траве, при сильном встречном ветре на грунтовке. То есть когда есть сильное сопротивление движению велосипеда. При этом на задней кассете используются самые большие звезды с номерами от 1 до 3 в зависимости от их количества в кассете.
Комбинация самой маленькой передней звезды и самой большой задней — дает максимальную мощность и используется для крутых подъемов.
Средняя передняя звезда (номер 2) это основная рабочая шестеренка. Используется чаще всего при езде по асфальту, грунтовым дорогам, при сильном встречном ветре, плотному песку и грунту, на небольших горках. При этом используются задние звезды с номерами от 2 до 5-6 в зависимости от звезд в кассетах – главное, чтобы не было сильного перекоса цепи, как показано на рисунке.
Самая большая звезда спереди (номер 3) используется при езде по ровному шоссе, асфальту, укатанной грунтовке, когда нет сильного встречного ветра, при спуске, для поддержания скорости при небольших физических нагрузках. При этом используются маленькие задние звезды на 6-7 звездных кассетах это 5,6,7 звезда. На 8-9 звездных кассетах это 5-8,9.
Комбинация самой большой передней звезды и самой маленькой задней — дает максимальную скорость.
Начинать езду рекомендуется со средней передней шестеренки. Задним переключателем подбирайте себе самую удобную нагрузку на ноги. Если дорога пошла под гору, и Вы чувствуете, что задних звезд уже не хватает, чтобы прибавить – переходите на большую звезду спереди. Как только темп вернется к обычному – вернитесь на среднюю переднюю шестеренку.
Аналогично и с нижними передачами. Поехали в гору и чувствуете, что задних звезд не хватает – переходите на переднюю малую звезду (номер 1), и потом возвращайтесь на среднюю, когда дорога станет ровной.
Что нужно еще понимать при выборе передачи. Есть у велосипедистов такое понятие – «каденс». Это частота вращения педалей в минуту. Оптимальная частота должна быть 80-110 оборотов с минуту. Это связано с физиологией коленного сустава. С выделением «смазки» в суставе для уменьшения трения костей. При слишком низком каденсе (менее 80) «смазка» более вязкая, а более 110 идет слишком сильная нагрузка на колено. Поэтому Ваша задача при выборе передачи как раз и заключается в том, чтобы держать этот оптимальный каденс (80-110 оборотов в минуту).
В общем, строгих правил нет – каждый байкер сам выбирает, как ему удобно ехать. Помня эти простые правила, не бойтесь — пробуйте. Тело само Вам подскажет, как и когда переключать передачи, а потом появится опыт и переключение передач будет происходить практически на автомате.
Правила переключения скоростей
- Любое переключение скоростей должно происходить в движении, т.е. педали должны крутиться. Причем при переключении на передних шестеренках педали нужно крутить плавно, без усилия, чтобы цепь стала на соседнюю звезду с меньшим усилием. На них разница между зубьями соседних звезд более 10. На задних звездах кассеты перепад количества звезд не такой большой и поэтому там цепь перебрасывается спокойней.
- Переключение на новую передачу должно быть бесшумным. Если Вы слышите неприятный металлический скрежет, значит, Вы выбрали неправильное соотношение звезд и, в итоге, цепь перекосилась, или трансмиссия велосипеда настроена неправильно.
- Переключаться нужно заранее, не на самом подъеме или спуске, а перед ним.
- Если нужно переключиться на несколько передач сразу – то лучше это делать поэтапно, по одной
- Нельзя переключать одновременно передние и задние переключатели – может заклинить цепь.
- Не переключайте передачи при неподвижном велосипеде – так их можно сломать.
Придерживайтесь этих простых принципов и правил, держите цепь смазанной, переключатели чистыми, и путешествуйте на велосипеде в свое удовольствие.
И в заключении, хочется сказать вот еще что.
Существует всего два типа систем для переключения передач. Систему, основанную на звездах мы рассмотрели в этой статье.
Второй вариант — это использование планетарной втулки на заднем колесе. Она обладает как рядом преимуществ, так и некоторыми недостатками, о которых описано в другой статье и почитать об этом можно в ней.
Как научиться правильно переключать скорости на велосипеде
Вы стали владельцем новенького велосипеда. Вам посоветовали купить велосипед, оснащенный устройством для переключения скоростей. Но как использовать его, вы, начинающий велосипедист, не знаете. Неправильная эксплуатация двухколесного транспорта может привести к поломке устройства, преждевременному износу цепи. Минимум теории и простые советы написаны для вас.
Для чего нужно переключение скоростей?
Что тяжелее — поднять два десятилитровых ведра с водой или те же ведра, но без воды? Ответ очевиден.
Поднимаясь в горку на простом велосипеде, без переключателя скоростей, вам придется потратить гораздо больше физических усилий, нежели проделать тот же путь на велосипеде с правильно подобранной передачей.
Каждый велосипедист крутит педали со своей, только одному ему удобной частотой вращения. Эта частота называется каденс.
Как устроен переключатель скоростей
Чтобы научиться переключать скорости, надо немного разобраться в устройстве переключателя скоростей. Он состоит из стальных шестерней разного диаметра. Они называются звезды. Звезды собраны в блоки. Блок, расположенный ближе к переднему колесу называется «система», блок, расположенный ближе к заднему колесу называется «кассета». Цепь натянута на звезды.
На руле (слева и справа) находится устройство, для переключения скоростей. Оно называется «манетки». Вы переключаете скорость, т. е. поворачиваете манетку, — цепь смещается на нужную вам звезду.
«Кассета» или задний блок отвечает за часть цепи, расположенной снизу. Ею управляет правая манетка. «Система» или передний блок отвечает за верхнюю часть цепи. Ею управляет левая манетка.
С чего начать?
Перекос цепи (слева) и правильное расположение цепи (справа)
Сядьте на велосипед и взгляните на цепь сверху. Верхняя и нижняя ее часть должны лежать параллельно друг другу или под небольшим уклоном относительно друг друга, но они не должны перекрещиваться! Такое положение цепи называется перекос. Если левая манетка стоит в позиции 1, а правая в позиции 7, перекос непременно произойдет.
Звезды, расположенные ближе к велосипедной раме, отвечают за понижение передачи. Внешние звезды – за повышение передачи.
Выбор передачи
Нет однозначного ответа на вопрос: «Какую передачу выбрать?». Он зависит от многих факторов: рельефа местности, вашего личного удобства, особенностей велосипеда. Но для начала можно воспользоваться таблицей, которая составлена для велосипеда с 24 скоростями (у него на левой манетке три позиции, а на правой – восемь). Для велосипеда с 18 скоростями (на левой манетке три позиции, а на правой – шесть) таблица будет выглядеть по-другому.
Эти таблицы дают приблизительное представление о том, какие передачи можно выбирать.(В скобках указан диапазон передач для 18 скоростного велосипеда) Точную таблицу, идеально подходящую вам, предстоит нарисовать самому.
Рельеф местности | Левая манетка | Правая манетка |
---|---|---|
Подъем в гору | 1-2 (1) | 1-4 (1-3) |
Езда по ровной дороге | 1-2 | 2-5 (2-4) |
Спуск с горы | 2-3 | 4-8 (3-6) |
«Повышенные» и «пониженные» передачи
Чем выше передача, тем сильнее сопротивление педалей, тем медленнее приходиться их крутить. Чем ниже передача, тем слабее сопротивление педалей, тем быстрее их нужно вращать. Ездить на сильно завышенной для вас передаче, то есть прилагать усилия больше, чем необходимо, опасно для здоровья (вопреки мнению неопытных велосипедистов). Резкие нагрузки вредны для работы сердца. Кроме того, можно перегрузить мышцы ног и спины.
Советы начинающим
- Не пугайтесь, если у вас не вышло освоить переключатель скоростей с первого раза. К велосипеду, как и к машине, надо привыкнуть, «почувствовать» его. Для этого, чаще садитесь на велосипед
- Переключайте скорости, только крутя педалями
- Перед подъемом в гору необходимо немного увеличить скорость (разогнаться) и переключить скорость, перед спуском, наоборот, притормозить и переключиться заранее
- Не допускайте перекоса цепи
- «Слушайте» свой велосипед. Скрипа, скрежета быть не должно
- Берегите здоровье. Ездить на завышенных передачах вредно (нагрузка на колени)
В искусстве переключения скоростей нет ничего сверхсложного. Вам потребуется лишь капелька терпения, чтобы путешествие на велосипеде принесло море положительных эмоций.
Как правильно переключать скорости на велосипеде
Переключать скорости на велосипеде нужно по определенным правилам, иначе устройство переключателя может быстро выйти из строя, а сама поездка не будет комфортной. Чтобы понять, как переключать скорости на велосипеде, необходимо разобраться с устройством и факторами, от которых зависит выбор режима езды.
Зачем нужны скорости
Наличие передач на велосипеде позволяет управлять его механическими функциями на разных участках дороги. Необходимо их правильно переключать, чтобы сделать поездку комфортной, особенно на длинном маршруте. Это позволяет эффективно снизить нагрузку велосипедиста и уменьшить усилие на педалях, если катание происходит на сложной и неровной местности – горы, склоны, гребни, холмы.
О переключении передач простыми словами
Переключение скоростей передачи подразумевает процесс перебрасывания цепи между звёздочками в определенных комбинациях. Многие модели велосипедов обустроены разным набором «звёздочек». Между собой они сочетаются с соблюдением определённых правил. Комплексная работа этих элементов механизма определяет уровень нагрузки велосипедиста.
Устройство механизма транспорта зависит от каждого узла. Вместе образуется силовая передача. Её налаженное функционирование передает энергию в заднее колесо и приводит «механизм» в движение. Силовая передача включает в себя ряд элементов – каретка, цепь, шатуны, кассеты, звёздочки, переключатели, шифтеры или рычажные устройства.
С правой стороны на руле располагается рычажное устройство заднего переключения, необходимое для манипуляций с цепью между звёздочками. Последние располагаются сзади. На левой части руля шифтер переднего переключения регулирует положение цепи между передними звёздочками.
От чего зависит выбор режима езды?
Переключение скоростей – опция, которая позволяет водителю велотехники чувствовать себя комфортно во время спокойной езды, заезда на крутой склон или спуска с горы. Таким образом, выбирать режим необходимо по следующим критериям:
- Рельефность дороги – подъём, спуск, ровная дорога, стремительный разгон, плавное торможение.
- Скорость движения. Если нужно удерживать скорость передвижения на определенном уровне – это один режим, если разогнаться – другой.
- Предпочтения в езде
- Погодные условия. При попутных или встречных ветрах необходимо переключать скорости на разные режимы.
- Качество покрытия – идеально ровное шоссе, городской асфальт с ямами, впадинами, грунтовая дорога и др.
Умение переключать передачи позволяет использовать максимально возможные ресурсы велосипеда.
Виды переключателей скоростей
Всего есть два вида переключателей передач – внешний и внутренний. Для них характерны свои достоинства и недостатки.
Особенности велосипедного переключателя внутреннего типа
Принцип внутреннего переключения в городских типах находится в задней планетарной втулке. Здесь установлено по одной передней и задней звезде, предусмотрено 3–7 передач.
К преимуществам планетарных втулок относятся:
- высокая устойчивость перед сложными дорожными и погодными условиями –корпус скрывает от внешних повреждений детали, продлевая срок их эксплуатации
- возможность работы со скоростями при не вращающихся педалях
К недостаткам планетарных втулок нужно отнести:
- сложность ремонта в случае поломки, а в походе это и вовсе неосуществимо
- большой вес – дополнительная нагрузка для водителя
При незатейливом механизме и малом количестве элементов, задействованных в нем, планетарная втулка – сложное внутреннее устройство.
Особенности велосипедного переключателя внешнего типа
Внешние велосипедные переключатели более распространены и устанавливаются на разных моделях велосипедов – от городских до горных. В процессе задействованы два типа переключателей:
Передний переключатель
Задача устройства смены передачи – менять положение цепи между звёздочками, располагающимися спереди. Она выполняется при помощи специальной двигающейся рамки, пропускающей через себя цепь. Когда водитель шифтером переключает скорость, рамка меняет местоположение и становится над соответствующей звёздочкой, в результате чего цепь также перемещается сюда.
Задний переключатель
В основе механизма лежит возвратная пружина. Здесь происходит перемещение рамки или лапки по поперечной оси. Они захватывают с собой и ролики между ними. В разных направлениях переключатель функционирует посредством троса и возвратной пружины. Движение переключателя позволяет цепи, которая проходит через него, перебрасываться между звёздами, расположенными сзади. Чтобы цепь не провисала, существует специальный натяжитель, который срабатывает автоматически.
К преимуществам внешнего переключателя относятся:
- простота конструкции
- лёгкий вес
- много передач и возможных комбинаций
- доступная цена
К недостаткам стоит отнести:
- высокий риск повреждения из-за внешнего воздействия (дождь, камни, грязь, механические удары) и поломки переключателя, если велотехника упадет
- невозможность переключения передачи в спокойном состоянии
- нуждается в регулировке и специальном обслуживании
Научившись принимать во внимание рельефность местности, поверхность дороги и другие факторы при выборе передачи на велосипеде, необходимо изучить допустимые комбинации звёздочек.
Возможные комбинации
Если не следовать основным правилам комбинирования звёзд между собой, это приведет к перекашиванию цепи. Визуально определить такой дефект просто – нужно посмотреть на направленность её движения. При правильной комбинации цепь двигается параллельно рамкам переключателя, находящегося спереди. Если цепь размещена на передней и задней больших звездочках, появляется перекос.
Чтобы разобраться в принципе одновременного использования велосипедных звёздочек, за основу принята классическая модель велосипеда. В ней три передние звезды и восемь задних. Однако следует помнить о самом главном правиле: «Единовременное использование звёзд, расположенных сзади и спереди, должно обязательно осуществляться приблизительно в одной вертикальной плоскости».
Допустимые комбинации звёзд:
- Переднюю большую звёздочку нужно сочетать с 4–8-ой задними. Вариант применяется для езды по ровной поверхности.
- Если дорога несколько пересеченная или водитель стремится обеспечить себе повышенную нагрузку при катании на ровной поверхности, нужно сочетать переднюю среднюю звёздочку и 3–6 ведомые.
- При подъеме в гору правильнее всего комбинировать маленькую переднюю звёздочку и 1–3-ю задние. Такой выбор уменьшит нагрузку на водителя при нажатии на педали, но обеспечит их более частое вращение.
Перекашивание неблагоприятно влияет не только на состояние цепи, но и элементов механизма велосипедных переключателей.
Принципы переключения передач
Как правильно использовать велосипедный переключатель передачи:
- работать с ним непосредственно в движении, то есть педали должны в этот момент вращаться
- соблюдать последовательность – главное правило переключения передачи, которым нельзя пренебрегать
- предварительно уменьшать нагрузку на педали, что обеспечит корректное и мягкое переключение
- при подъёме в гору перебрасывать цепь только между звёздами, расположенными сзади
- при подъеме в гору переключать скорость предварительно, а не в процессе подъёма
- насторожиться при наличии посторонних звуков или щелчков – возможно, переключатель не сработал и нужно повторить нажатие на шифтер.
При переключении необходимо контролировать положение цепи, чтобы предупредить последствия при её перекашивании.
Чего нельзя делать при переключении скоростей?
Кроме основных правил эксплуатации механизма переключения передачи на велотехнике необходимо знать, чего категорически нельзя делать:
- резко перескакивать между скоростями – это плохо отражается на сроке службы транспорта и его отдельных элементах
- при подъеме в гору делать перебрасывание цепи между передними звёздочками
- игнорировать техсостояние запчастей переключения: узлы должны быть неизношенными и своевременно связанными, а переключатели – качественно настроенными
- использовать переключатель во время активной прокрутки педалей: необходимо предварительно сбросить нагрузку, обеспечив медленный плавный ход
- в зимнее время и при неблагоприятных погодных условиях оставлять трос открытым – лучше закрыть его рубашкой (переключение будет осуществляться медленнее, но без перебоев)
- если ошибочно было неправильное переключение скорости, сразу же менять передачу – нужно дождаться ровной дороги и только тогда переключаться, чтобы сохранить целостность и функционирование цепи и звёздочки.
Уметь правильно работать с велосипедным переключателем важно для лёгкой езды в различных условиях. При правильной эксплуатации простым покажется не только съезд с горы, но и подъем.
7 основных правил переключения передач на 21-скоростном велосипеде
В нашем детстве все было просто – ни о каких передачах мы не слышали, ездили на одной скорости. Со временем все усложняется, и сейчас нам доступны модели велосипедов, на которых количество передач может доходить до тридцати! Как же справиться с управлением всей этой сложной системой?
Правильное переключение передач на велосипеде
Давайте разберемся, что представляют собой эти передачи вообще. Мы имеем две группы звезд – задние (так называемые ведомые, от 6-11 штук, в нашем случае их 7) и передние (они же ведущие, в нашем случае их три, хотя бывает и меньше).
Эти звезды различны по размеру, от маленьких до больших, за счет чего можем управлять скоростью движения и маневренностью нашего транспорта, примерно, как с помощью коробки передач на автомобиле.
В итоге диапазон скоростей современных велосипедов будет колебаться от 18 до 30, самый распространенный из них – 21-скоростной.
Правильное переключение передач способствует комфорту езды, велосипедист меньше устает сам и не подвергает свое средство передвижения преждевременному износу.
Попробуем сформулировать основные принципы переключения скоростей, которые применимы как к 21-скоростному велосипеду, так и для всех остальных, имеющих больше одной скорости.
Как переключать передачи — правила
- Чем выше подъем, тем легче передача, и наоборот – для спуска. При этом следует ориентироваться на усилие, которое вы ощущаете в педалях. Как только почувствуете тяжесть, сбрасывайте передачу, если же крутить стало слишком легко — можно повысить.
- Переключать передачи следует перед подъемом или спуском, а не во время них. Переключение под нагрузкой может привести к повреждению цепи или самого переключателя. На такой режим эксплуатации рассчитаны только профессиональные группы оборудования.
- Необходимо правильно выбрать удобную частоту вращения, чтобы не тратить силы даром и обезопасить себя от риска получения травмы.
- Если вы собираетесь переключать скорость, ни в коем случае нельзя крутить педали назад. Это может привести к повреждению цепи.
- В тот момент, когда вы меняете скорость, нужно уменьшить усилие на педали. Этим вы обеспечите мягкий переход на другую скорость, что благоприятно для трансмиссии.
- Реально применять около 4/5 из всех возможных передач, так как некоторые из них вызывают преждевременный износ цепи и звезд. Нельзя допускать перекоса цепи, а это происходит, когда используются обе малые или обе большие звезды спереди и сзади.
Универсальное правило: с малой звездой системы нежелательно использовать 2 крайних малых звезды кассеты, а с большой — 2 крайних больших.
Приобретая опыт, вы интуитивно почувствуете, в какой момент нужно переключить скорость и какую передачу выбрать. Правильное переключение требует внимательного и вдумчивого отношения поначалу, а остальное достигается практикой. Желаем вам удачи на дорогах!
Где можно дешево купить новый автомобиль?
Вас также может заинтересовать:
О велосипедах для всех и каждого
Добро пожаловать на наш велосипедный портал, который был создан специально для тех, кто при первой же возможности берёт в руки своего двухколёсного друга и едет с ним кататься по городу или куда больше – отравляется в горы, на просёлочные дороги, чтобы активно провести время.
Тут вы сможете найти ответы на многие, интересующие вас вопросы, например, связанные с покупкой велосипеда, не только для себя, но и для своего ребёнка, в зависимости от его возраста. Также у нас имеются статьи о том, как нужно правильно ухаживать за своим велосипедом, чтобы он всегда был в исправном состоянии, что особенно актуально во время многодневных велопутешествий, наш велосипедный блог поможет Вам!
Велосипеды на все случаи жизни
На нашем велопортале мы регулярно выкладываем статьи о различных типах велосипедов, прочитав которые, вы сможете подобрать для себя наиболее подходящий вариант. Ведь кто-то любит погонять по городу или велотреку, некоторые хотят научиться выполнять различные трюки, а многие и вовсе предпочитают размеренную езду.
Для чего ещё нужен наш велопортал?
Наш байк портал был создан для того, чтобы способствовать развитию велосипедного спорта у нас в стране и в целом, в мире. Также он призван, чтобы способствовать развитию велосипедной инфраструктуры в каждом городе или посёлке, чтобы каждый мог поделиться своим опытом, дать совет другому, разместить какую-то полезную информацию или почерпнуть для себя что-то новое!
На нашем велофоруме вы сможете найти единомышленников и таких же любителей велосипедов, например со своего города, встретиться с ними, познакомиться, пообщаться или просто отправиться на «покатушки».
У нас имеется масса полезной и интересной информации, начиная с истории развития велосипедов и заканчивая техническими особенностями самых дорогих и сложных образцов велоиндустрии.
Источники:
https://velomania.su/velosiped/kak-pereklyuchat-skorosti-na-velosipede-18-skorostej.html
https://sport-51.ru/article/cycle-racing/9186-kak-nauchitsja-pravilno-perekljuchat-skorosti-na-velosipede.html
https://www.ozon.ru/club/article/kak-pravilno-pereklyuchat-skorosti-na-velosipede-7028/
https://www.veloturist.org.ua/7-osnovnyx-pravil-pereklyucheniya-peredach-na-21-skorostnom-velosipede/