Norco mountaineer

Содержание скрыть
3 Похотливые монахи, ослиные мессы и барон-фурри. Как сатирики Средних веков 200 лет писали сатирическую секс-эпопею
3.4 Честный вор и беспутный священник

Найнер. Что это такое и стоит ли брать?

найнер

Велосипед признан одним из величайших изобретений человечества. Однако его постоянно пытаются модернизировать, улучшая скоростные показатели, комфорт и безопасность. В 2004 году в свет вышел новый тип горных велосипедов – найнер. Это название он получил от увеличенного диаметра колес, который равнялся 29 дюймам (Twenty-nine).

Несмотря на достаточно молодой «возраст», найнер завоевал популярность и уже в 2010 году стал использоваться на соревнованиях по кросс-кантри. Что такое найнер и чем отличается новая модель от стандартных 26-дюймовых МТБ? Об этом и пойдет речь в данной статье.
Особенности конструкции

Главная и первая бросающаяся в глаза особенность данного велосипеда – 29 колеса. Примечательно, что диаметр колеса определяется не только размером обода, но и характеристиками всего колеса, включая профиль шины. Поэтому увеличить диаметр можно путем установки на стандартные 26-дюймовые колеса покрышки с более высоким профилем. Это позволит увеличить диаметр до 27,5”. Специфика езды на найнере весьма схожа с 27,5 дюймовыми велосипедами.

Увеличение диаметра колес повлекло за собой изменение всей конструкции байка. Пропорционально увеличилась рама, стали длиннее перья. Кареточная система стала выше. Изменение конструкции повлекло за собой увеличение клиренса и смещение центра тяжести на 1,5 см вверх.

найнер

Все это наложило серьезный отпечаток на динамику и управляемость. Сцепление с трассой стало лучше. За счет увеличенного размера 29” колеса велосипеда мягче преодолевают препятствия. Это уменьшило качение колеса, и увеличило накат. Найнер превосходит стандартный 26-дюймовый МТБ на горной дороге. За счет увеличенного шасси преодоление неровностей происходит мягче с меньшими потерями скорости.

Чем больше колеса, тем сложнее ими управлять. Отзывчивость руля и маневренность улучшили за счет большого прижима колеса – оно сильно зажато между сторонами вилки. Хотя новая конструкция многих заинтересовала, прежде, чем принимать решение о покупке, стоит детальнее разобрать плюсы и минусы найнеров.

Преимущества найнеров

Увеличение диаметра шасси улучшило показатели скорости, управляемости и комфорта, а именно:

  1. Увеличило длительность наката;
  2. Повысило показатели максимальной скорости – за счет лучшего крутящего момента высокую скорость легче удержать;
  3. Придало мягкости и плавности при преодолении препятствий;
  4. Улучшило сцепление с трассой за счет большей площади соприкосновения покрышки и дорожного полотна.

Поскольку за один оборот педали, 29” колесо преодолевает большее расстояние, чем 26”, найнер обладает более высокими скоростными характеристиками. Он отлично подходит для езды, как на асфальте, так и на горной трассе, а сцепление с дорогой позволяет комфортно ехать по скользкому полотну. Найнер существенно превосходит стандартный горный байк в показателях курсовой устойчивости и крутящего момента.

найнер

Недостатки байка

Но завоевать всеобщую любовь найнеру не дает список недостатков. Улучшая одно, зачастую приходится жертвовать чем-то другим. Так новая конструкция приобрела ряд существенных минусов:

  • Увеличение габаритов;
  • Больший вес;
  • Снижение точности управления;
  • Дефицит запчастей;
  • Уменьшение динамики разгона.

Увеличение конструкции пропорционально размеру колес отразилось на весе и габаритах. Это создает дополнительные трудности при разгоне – массивный байк с 29” колесами «раскочегарить» сложнее, чем стандартный горный велосипед.

Вес и габариты лишают райдера возможности выполнять трюки. Найнер не приспособлен для выполнения прыжков. Кроме того, большие массивные колеса менее отзывчивы на усилия велосипедиста, поэтому для их управления требуется больше сил и концентрации.

В конечном счете, данный тип велосипеда подойдет только для высоких райдеров. Велосипедисту ниже 180 см будет крайне некомфортно ездить на найнере. А за счет увеличения высоты посадки риск получить травму при падении более высок. Найнер смогут оценить по достоинству только высокие водители, и это существенный недостаток, снижающий уровень продаж данного байка.

Малоизвестная альтернатива

Недавно инженеры взвесили плюсы и минусы 26 и 29-дюймовых байков и предложили райдерам альтернативу – сиксти-найнер (69). Это гибрид, в котором переднее колесо имеет размер 29”, а заднее – 26”. Довольно противоречивое решение позволило увеличить разгон найнера и адаптировать велосипед под невысоких велосипедистов. При этом накат и мягкость подвески, обеспечиваемые передним колесом, сохранились.

Однако данный велосипед потерял должную максимальную скорость и нарушил геометрию общей рамы. Пока неизвестно, как приживется новый гибрид, хотя задумка однозначно вызывает интерес. Разумеется, для профессионального спорта сиксти-найнер не приспособлен.

найнер

Стоит ли брать найнер?

Взвесив все плюсы и минусы, пора принять решение, стоит ли покупать найнер. Если ваш рост составляет менее 180-190 см, ответ очевиден – лучше не стоит. Если вы будете сосредоточены не на дороге, а на том, как дотянуться до руля и педалей, поездка вряд ли принесет вам удовлетворения. Но для высоких людей это уже повод подумать.

Помните, что запчасти на данные велосипеды – покрышки, обода, камеры – достать нелегко, а стоят они достаточно дорого. Это обусловлено не только размером, но и дефицитом деталей. Эксклюзивные запчасти, не пользующиеся широким спросом, всегда стоят дороже.

Перед покупкой лучше прокатиться на найнере. Посмотрите, насколько удобно для вас управление большими колесами. Достаточно ли у вас сил, чтобы постоянно держать концентрацию и контролировать большие и менее поворотливые колеса. Если вас все устраивает, смело берите. Комфорт, цепкость на любой трассе и высокая скорость вам обеспечены!

Европейская норка

Европейская норка

Европейская норка — считается весьма ценной, в связи с наличием у неё теплого и достаточно красивого меха, который характеризуется разнообразием цветов и оттенков. Существует, как дикая норка, так и домашняя норка, причем некоторые любители уникальных животных содержат у себя норок в качестве домашних питомцев, но никак не для получения ценного меха.

Европейская норка: описание

Норка представляет хищное млекопитающее семейства «Куньи» и рода «Ласки» и «Хорьки». Обитая в естественной среде, это животное предпочитает вести полуводный образ жизни. Как и у выдры, которая является родственницей норки, у норки между пальцами располагаются плавательные перепонки.

Внешний вид

Взрослые особи вырастают в длину до полуметра, при этом их вес составляет не больше 1 килограмма. Тело у этого млекопитающего удлиненной формы, достаточно гибкое, при этом хвост короткий, а конечности небольшие. Средняя длина тела находится в пределах 40 сантиметров, а вес – 650 граммов. Длина хвоста составляет порядка 2-х десятков сантиметров. Шерстяной покров обладает водоотталкивающими свойствами, поэтому норка может без проблем находиться в воде длительное время. Шерсть короткая, но очень густая. Кроме этого, у норки есть еще подшерсток, который также обладает водоотталкивающими характеристиками. Как правило, времена года не оказывают никакого влияния на густоту шерстяного покрова, что делает его качественным в любое время года.

Голова у норки сравнительно небольшая, при этом область морды уплощена и заужена по направлению вниз. Уши сравнительно маленькие, округлой формы, что делает их мало заметными на фоне густого и плотного меха. Глаза, хотя и небольшие, но достаточно выразительные, с живым и подвижным взглядом. Из-за особенностей образа жизни, между пальцами лап животного имеются перепонки, которые больше развиты на задних конечностях.

Интересно знать! Домашняя норка отличается тем, что у нее окрас меха более разнообразный, по сравнению с ее дикими сородичами. Селекционеры, чтобы охарактеризовать всевозможные оттенки окраса шерстяного покрова, пользуются терминологией, аналогичной определению окрасов драгоценных камней и металлов. Поэтому совсем неудивительно, что домашние норки характеризуются сапфировым, топазным, жемчужным, серебристым, стальным и т.д. типами окрасов.

Окрас шерсти диких норок более привычный и более естественный, поэтому встречаются особи, окрас шерстяного покрова которых выполнен в одном из оттенков рыжеватого, коричневатого ил буроватого цветов. Кроме этого, встречаются особи темно-коричневого или почти черного цветов, при этом вкрапления белого цвета присуще, как для домашних норок, так и диких ее сородичей. Белые отметины могут присутствовать в области груди, на морде и на животе млекопитающих.

Характер и образ жизни

Европейская норка характеризуется подвижным и живым характером поведения. Как правило, этот хищник предпочитает вести одиночный образ жизни, занимая конкретную территорию, площадью в пару десятков гектаров. Основная активность хищника приходится на темное время суток, хотя можно увидеть, что норка охотится и днем. Несмотря на тот факт, что это полуводное животное, большую часть жизни норка проводит на суше, где она находит для себя пропитание.

В летний период, когда объектов пропитания вполне достаточно норка в поисках пропитания преодолевает не больше 1 километра, а вот в зимний период, когда с пропитанием проблемы, норка может преодолевать и большие расстояния. Двигаясь в поисках пищи, для этого животного практически не существует преград, тем более, что норка прекрасно плавает и ныряет.

Находясь в толще воды, она перемещается за счет одновременных движений передними и задними конечностями, поэтому создается впечатление, что это животное не приспособлено к водной стихии, так как движения выглядят неровными, в виде неравномерных толчков. Даже течение реки, если оно не особенно стремительное, не может сбить с пути этого хищника.

Интересный факт! Норка не просто умеет плавать и нырять. Она может ходить по дну водоема, цепляясь когтями за его поверхность.

На суше норка чувствует себя не настолько уверенно. Она способна взобраться на дерево только в случае серьезной опасности. Может самостоятельно вырыть для себя нору, но при случае может занять чью-то пустующую. Формирует для себя укрытия в трещинах или углублениях грунта, в дуплах деревьев, которые располагаются не слишком высоко от поверхности земли, а также в густой прибрежной растительности.

Норка, по сравнению с другими представителями данного семейства, предпочитает все время пользоваться одним жилищем. Нора у этого хищника неглубокая и состоит из места для отдыха, из места для уборной, а также из двух входов/выходов. Один из входов обязательно ведет к воде, а второй выход может находиться среди густых зарослей растительности. Главная камера, предназначенная для жилья, выстилается различными сухими компонентами, в том числе и птичьими перьями.

Сколько живет норка

Особи, обитающие в естественных условиях, живут не больше одного десятка лет, а вот особи, содержащиеся в условиях неволи, могут прожить в 2 раза дольше.

Половой диморфизм

Отличить самку от самца можно, если сравнить их размеры, так как самцы характеризуются большими размерами тела. Что касается других внешних различий, то они не существенные, поэтому можно смело говорить о том, что половой диморфизм выражен достаточно слабо.

Где обитает

Где обитает

Еще не так давно подобные хищники обитали на обширных территориях, начиная от Финляндии и заканчивая Уралом, при этом южные границы ареала обитания заканчивались на Кавказе, а северные границы – на Пиренеях. Западные границы были связаны с территорией Франции и Испании. К сожалению, этим зверькам не повезло и, из-за ценного и красивого меха человек активно охотился на этих животных. Особенно активным было истребление в последние 150 лет, из-за чего общая численность норок существенно снизилась, а их ареал обитания заметно сузился.

В наше время этих млекопитающих еще можно встретить на территории Испании и Франции, в Румынии, в Украине, а также на территории России. На территории нашей страны норки даже в наше время не находятся в полной безопасности. Кроме этого, европейская норка не выдерживает конкуренции с американской норкой, которая вытесняет европейскую норку из ее естественной среды обитания.

Европейская норка предпочитает селиться вблизи различных водоемов, особенно тех, которые не имеют крутых берегов, но при этом берега имеют обильные заросли различной растительности. Для ее жизнедеятельности больше подходят небольшие речки или просто ручьи, поэтому в пределах широких и крупных рек этот хищник практически не встречается. Обитает норка также в условиях степных зон, но с обязательным наличием различных водоемов. Этого небольшого хищника можно встретить у подножий гор, в пределах быстрых горных рек, береговая зона которых имеет заросли различной растительности.

Чем питается

Норка – это хищное млекопитающее, поэтому животная пища составляет основу ее рациона питания. В водоемах она ловит рыбу и других водных обитателей, а также их икру. Находясь на суше, рацион питания расширяется за счет различных грызунов, а также небольших пернатых, если повезет поймать. Кроме этого, в меню могут присутствовать всевозможные насекомые. Животные, поселившиеся рядом с человеческим жилищем, при недостатке кормовой базы, охотятся на домашнюю птицу, а если с кормами совсем туго, то подбирают пищевые отходы человека.

Важно знать! С наступлением зимних холодов, эти животные занимаются обустройством кормовых складов, для чего животные используют свои норы или специальные камеры для хранения запасов. Как правило, норки всегда запасают на зиму достаточно объектов пропитания, так что к зимним холодам этот хищник готов всегда.

Норка характеризуется тем, что она всегда отдает предпочтение свежему мясу, поэтому может голодать некоторое время, но к протухшему мясу может притронуться только в крайнем случае.

Размножение и потомство

У этих животных брачный период начинается зимой, в феврале месяце и продолжается до апреля месяца. Этот период характеризуется тем, что самцы часто дерутся, о чем свидетельствуют громкие звуки, в виде визга, издаваемые соперниками. Когда снег еще лежит на поверхности земли, места токовищ можно определить по натоптанным вдоль берегов тропам. После завершения этого периода, как самцы, так и самки занимают свои территории и, их может ожидать следующая встреча только на следующий период размножения.

Самка вынашивает свое потомство на протяжении 40 дней или чуть дольше, после чего на свет появляется от 2-х до 7 детенышей, хотя в среднем появляется на свет около 5 малышей. Появившееся на свет потомство слепое и абсолютно беспомощное. На протяжении 10 недель мать кормит свое потомство молоком. Через пару месяцев после появления на свет молодь начинает выходить из норы, отправляясь с матерью на поиски пропитания. Еще через месяц молодые норки стают полностью самостоятельными животными.

Важно помнить! Несмотря на тот факт, что семейство «куньи» не имеют никакого отношения к семейству «псовые», детенышей норки принято называть щенками.

Несмотря на то, что уже к 3-м месяцам жизни молодь становится взрослой, семейство живет вместе до наступления осени. Только потом молодые норки отправляются на поиски своих территорий. Особи становятся половозрелыми в возрасте 10 месяцев.

Естественные враги норок

Естественные враги норок представлены в основном двумя видами животных – выдрой и американской норкой, которая является родственницей. Американскую норку в свое время завезли на территорию России, после чего она стала притеснять, а порой и уничтожать свою европейскую родственницу, так как она имеет меньшие размеры.

Кроме хищных животных, для европейской норки особую опасность представляют различные болезни, при этом разносчиками опасных, паразитарных болезней являются американские норки.

Популяция и статус вида

Европейская норка в наше время оказалась на грани полного исчезновения, поэтому занесена в Красную книгу. По мнению специалистов, уменьшение численности вида связано:

  • С потерей природных мест обитания, связанной с жизнедеятельностью человека.
  • С промыслом, а также с действиями браконьеров.
  • С уменьшением разнообразия кормовой базы.
  • С наличием конкурента в виде американской норки.
  • С процессом гибридизации с хорьком, поскольку самцы подобных гибридов являются бесплодными.
  • С увеличением численности некоторых естественных врагов, таких, как лиса.

Действие подобных факторов привело к тому, что дикая норка оказалась на грани вымирания. В ряде стран, на территории которых еще встречаются эти хищники, принимаются меры, предназначенные для сохранения и приумножения численности подобных животных. Благодаря наличию природоохранных мер, осуществляется контроль численности норок, воссоздание природных условий обитания, а также создание резервных популяций с программами по консервации генома. Для этого дикие особи содержатся и разводятся в условиях неволи на случай, если эти животные исчезнут, обитая в условиях дикой природы.

На протяжении столетий человек занимался потребительством по отношению к этим животным, истребляя их из-за теплого, красивого меха. К сожалению, это касается не только норки, но и многих других животных, которых человек истреблял и истребляет, не задумываясь о последствиях.

К сожалению, человек начинает понимать, но становится слишком поздно. В результате, от обширного природного ареала обитания остались лишь незначительные островки, на которых еще можно встретить подобных млекопитающих. Поскольку в ряде стран принимается ряд зоозащитных мер по сохранению и приумножению численности этих животных, имеется надежда на то, что норки могут выжить, а затем расселиться по свои местам обитания. Конечно, шанс есть, но он совсем небольшой, поскольку в последнее время человек все активнее обживает новые территории, не оставляя никаких шансов для многих животных и других представителей живой природы.

В заключение

Имеется надежда на то, что человек все же одумается и начнет вкладывать средства в живую природу. К сожалению, колоссальные средства уходят совсем на другое, так как человек никак не может ужиться (мирно) друг с другом на нашей Планете. Создается впечатление, что он готов уничтожить все ради того, чтобы иметь безграничную власть над себе подобными. Об этом свидетельствуют постоянные конфликты с применением оружия, которого на нашей Планете в избытке, не говоря уже о ядерном оружии, которое может уничтожить все живое на земле за считанные минуты. Человек не понимает, что, оставшись на земле в единственном виде, его постигнет та же участь, что и других представителей живой природы.

Европейская норка – это уникальное животное, которое выполняет весьма важную роль в обеспечении баланса экосистемы нашей Планеты. Она помогает человеку в борьбе с различными грызунами, регулируя их численность на определенном уровне. Это же актуально и по отношению к другим живым обитателям, постоянство численности которых играет очень важную роль для человека, а также для живой природы в целом.

Похотливые монахи, ослиные мессы и барон-фурри. Как сатирики Средних веков 200 лет писали сатирическую секс-эпопею

Хитрый лис — не просто сказочный персонаж, но масштабный образ средневекового фандома: рассказы о Ренаре и окружающих его персонажах создавались европейскими клириками на протяжении двух столетий. Фандом этот был настолько влиятелен, что имя Ренар стало во французском языке основным наименованием для лиса! Историк и автор канала «демонстрация жопы» Дарья Ахапкина — о том, как восемь веков назад католическое духовенство пародировало исповедь, славило осла жареными сосисками и отправляло в ад сторонников сексуального воздержания.

Представьте себе картину: в тишине скриптория монах-переписчик старательно копирует текст с древней рукописи. С должным усердием и прилежанием он выводит на новом пергамене аккуратные буквы, складывающиеся в слова:

Que foutre n’iert ja deffendu:
Pour foutre fu le con fendu
Si commant a touz orandroit
Que qui a le vit dur et rait,
S’il a le con abandonné,
Le foutre li soit pardonnér .

Трахаться никогда не было запрещено:
Для того и была создана п***а.
Повелеваю теперь вам, моя паства, —
Если есть у кого х*й стоящий,
А рядом — подходящая п***а,
Трахайтесь и прощены будете.

Думаете, это произведение интернет-фольклора? А вот и нет.

Звучит невероятно, но эти строки из популярнейшего в Средние века «Романа о Лисе» (что именно за похабные стишки я на свой страх и риск помещаю в начале текста, мы обсудим позже) дошли до наших дней аж с XII века благодаря многочисленным манускриптам, созданным в монастырских мастерских. Как вообще католическая церковь могла допустить такое? Кто написал это богохульное и скабрезное произведение? И при чем тут вообще лисы? Будем разбираться.

Источник

Читайте также

Roman de Renart, известный у нас как «Роман о Лисе» , на самом деле не совсем роман в нашем современном понимании: это не монолитное произведение, а, скорее, литературный сборник, состоящий из отдельных историй, написанных разными людьми в разное время (с XII по XIV век). Все истории объединены общим «лором» и набором героев: главный персонаж, лис-трикстер Ренар, совершает всевозможные проделки, а другие персонажи (жена Ренара Эрмелина, волк Изенгрин с женой Эрсентой, лев-король Нобль с львицей-королевой, кот Тибер, медведь Брюн…) вне зависимости от того, как они относятся к главному герою, либо смиренно страдают от его козней, либо стремятся наказать поганца-лиса и неизменно терпят крах. Среди исследователей есть предположение, что именно трикстерская природа Ренара в конечном итоге определила структуру романа: все приключения героев обусловлены желанием удовлетворить сиюминутные потребности (вроде голода, спонтанно взыгравшего азарта или желания приударить за соседской женой) и выстраиваются в единую «эпопею голода», у которой нет и не может быть логического завершения.

Как можно бесконечно придумывать обстоятельства безуспешной погони Волка за Зайцем или кота Тома за мышонком Джерри, так и авторы различных ветвей умудрялись дописывать новые истории о похождениях хитроумного лиса на протяжении нескольких веков.

Лев-король Нобль и его подданные. Le Roman de Renart, 1310–1315. BnF Français 1580, f. 55r. Источник

Среди героев романа есть как обычные, бессловесные животные (например, большинство домашней птицы и скотины), так и обыкновенные люди (монахи, крестьяне, дворяне и прочие жители деревень, примыкающих к лесу, где обитает Ренар), но в основном действии участвуют антропоморфные звери, наделенные речью, разумом, способностью и желанием носить одежду, а также религией и социальной иерархией, подозрительно напоминающими человеческие. Именно антропоморфизм героев приводит к неразрешимым противоречиям внутри персонажей.

Даже если Ренар стремится жить по человеческим понятиям, он не может побороть звериную натуру. Он одновременно является бароном при дворе льва-короля и лисом, ищущим пропитания в лесу и окрестных деревнях.

При всем желании животные не могут полностью следовать моральным принципам, которые исповедуются людьми, поскольку для выживания им необходимо, к примеру, убивать кур и гусей. Подобное напряжение, не имеющее возможности разрешиться, помещает персонажей в бесконечный цикл повторяющихся конфликтов, сдобренный весьма аморальными комическими положениями, которые наверняка оценили бы в современном фурри-фандоме . К счастью, сегодня мы про это подробно говорить не будем, нас интересует только то, что связано с отношениями юмора и христианства.

Вообще у самой фигуры лиса в христианской традиции есть определенное «идеологическое прошлое», позволяющее заподозрить в образе Ренара, нарушающего социальные и религиозные табу, практически дьявольские черты. Средневековый ученый Исидор Севильский в своем главном труде, «Этимологиях» , о лисе пишет, что она «никогда не ходит прямыми путями, но бегает по ломаной кривой, животное она обманчивое, хитрое и коварное», а также отмечает ее умение притворяться мертвой, чтобы ловить при помощи этой хитрости птиц. Этот незатейливый трюк позже получил моралистическое истолкование: лиса стала аллегорией дьявола, еретика или грешника, своим притворством обманывающих доверчивых христиан. Но, как мы помним, Ренар скорее трикстер, чем злодей, а потому трактовать его образ однозначно не получилось ни у нас, ни у его современников.

Как бы странно это ни звучало, по мнению многих исследователей, авторами «Романа о Лисе» были клирики, избравшие духовную или светскую придворную карьеру. Это кажется вполне логичным: во-первых, некоторые фрагменты романа выдают знакомство авторов с литургией и внутренней церковной и монастырской жизнью, а во-вторых, в тексте имеются вставки на латыни, знание которой было привилегией образованных людей, подавляющее большинство которых составляли клирики. В тексте романа регулярно встречаются отсылки к христианскому культу, среди них — поминание и клятвы именами святых, почитание мощей и соблюдение христианских правил и обрядов, отражение народных представлений о религиозных практиках, изображение священнослужителей, картины из монастырского быта, мотивы паломничества, а также упоминания реально существовавших святынь и религиозных деятелей. Некоторые из этих аспектов изображаются в почти серьезном виде: время для героев выстраивается вокруг религиозных праздников и церковных служб, персонажи соблюдают христианские ритуалы и искренне надеются на помощь святых. Так, в ветви «Вечерня Тибера» кот Тибер, спасаясь от охотников, на произвол которых его предательски оставил Ренар, призывает на помощь святого Мартина, а для уверенности произносит следующую молитву:

Ha! Diex, fait sil, Pere nostre,
Abandonés a toutes gens,
Garissiés mes piés et mes dens,
Et ma santér et ma proece,
Que je n’i muire par parece,
Et si clonés mal aventure
Renart, qui ci m’a amené!

Господи, Отче наш,
Позабудь о других людях,
Спаси мои лапы и зубы, и хвост, и шкуру,
чтобы я не погиб по своей лености!
И пусть будет несчастье
Ренару, который меня сюда завел!

«Вечерня Тибера» / Le Vêpres de Tibert, p. 225, v. 213–220

Несмотря на явную иронию со стороны повествователя, чувства кота вполне искренни и понятны: в своем отчаянии он, как и положено порядочному христианину, уповает на спасение от высших сил. Участие в церковной жизни, осведомленность о событиях и персоналиях в религиозной сфере, понимание основ богослужения и особенностей христианского культа присущи как героям, так и авторам и читателям: без понимания христианской парадигмы восприятие романа невозможно (шутки становятся слишком сложными, как только начинают требовать объяснения длиной в страницу), что говорит нам о том, что тексты о Ренаре написаны верующими людьми и не вопреки, а согласно христианскому мировосприятию.

Может быть интересно

Но что же делать со всеми сатирическими и пародийными эпизодами, выглядящими как жестокая насмешка над святынями и благочестием? Их-то как допустили в приличное христианское произведение? Давайте разбирать по порядку.

Честный вор и беспутный священник

Часто можно услышать, как «Роман о Лисе» называют сатирическим произведением антиклерикальной направленности: действительно, очень легко, читая его, предположить, что авторы, интеллектуалы, опередившие свое время, страдали от гнета церкви и стремились обличать ее в аллегорической (и не очень) форме. Но, как мы уже выяснили, если бы церковь видела в подобных текстах угрозу, до нас бы вряд ли дошло столько списков и вариантов.

Вообще средневековое христианство было намного терпимее к юмору, чем сегодняшнее: современные исследователи уверены, что смеховая культура была неразрывно связана со своей серьезной основой и не могла существовать отдельно от нее.

Простые священники и даже высшее духовенство с удовольствием принимали участие в пародийных обрядах — например, в Празднике осла, который устраивался в память о бегстве Святого семейства в Египет.

Богато украшенного ослика с девушкой, изображающей Богородицу, на спине вводили в алтарь церкви, в которой в это время вместо благовоний курились жареные сосиски и кровяной пудинг, а вместо обыкновенных славословий Творцу звучала «ослиная месса» с гимнами, воспевающими красоту и достоинства виновника торжества, а вместо припева вся процессия подражала ослиному реву.

«Ослиная месса» в исполнении ансамбля Riverview Early Music

Высокий статус участников не позволял сомневаться в их серьезнейшем отношении к религии: комическое и карнавальное не противостояли друг другу, а, напротив, совершенно органически друг друга дополняли.

У средневековой сатиры тоже были свои особенности, отличающие ее от современных представителей жанра: ее цель заключалась в том, чтобы исправить грех, а не только заклеймить его. Если сатирик изображал, скажем, условного священника глупым или лицемерным, то он тем самым не нападал ни на конкретного человека, ни на церковь в целом — он обличал единичного злодея, пользующегося защитой религии, авторитетом своего статуса и престижем хороших служителей церкви.

Духовенство действительно нередко оказывалось целью сатиры, и «Роман о Лисе» не стал исключением: в поле зрения авторов попадали как сельские кюре, так и сам папа вместе с его курией. Пороки клира, такие как жадность, любовь к плотским утехам и, извините за мат, коррумпированность, бичевались тем более сильно, что духовенство должно было являть собой пример благочестия, а неправедное поведение священников могло дурно влиять на всё христианское общество. Но, как мы уже поняли, средневековая сатира стремилась не уничтожить объект критики, а, скорее, направить его на истинный путь, так что, увы, подписчикам атеистических пабликов тут разжиться нечем — по-настоящему антиклерикальных настроений в романе не найти, таковы уж черты эпохи.

Одним из излюбленных объектов сатиры в «Романе о Лисе» оказывается монастырская жизнь, строгий устав и то, насколько братия преуспевала в его соблюдении. Скорее всего, такой интерес к теме сурового уклада в обителях вызван недавно прошедшими (относительно создания первых ветвей романа) реформами Бернара Клервоского, установившего среди «белых монахов» — цистерцианцев — практически армейскую дисциплину. Так, в ответ на предложение знакомого коршуна уйти в монастырь, чтобы очиститься от бесчисленных грехов, Ренар подробно объясняет, почему не готов оставить мирскую жизнь даже ради спасения души:

Je ne sai parler en latin,
Si menjus volenciers matin:
Je ne poroie pas juner,
Ne fiens espandre n’aüner,
Ne faire ces casez qu’il font,
Qui me donroit tout l’or dou mont.

Я не умею говорить на латыни
И люблю поспать с утра;
Я не могу терпеть голод
И не стану убирать навоз
Или отягощать себя работой
Даже за всё золото мира.

«Исповедь Ренара» / Confession de Renart, p. 136, v. 367–374.

Кстати, из других историй мы узнаем, что, вероятнее всего, роль сыграли все причины, кроме первой: Ренар не просто умеет говорить на латыни, но и очень сведущ в Писании, литургии и каноническом праве.

Впрочем, решение проблемы тяжких монастырских условий у лиса тоже находится. Ренар сообщает, что, так уж и быть, согласен стать аббатом, если примут его поправки к уставу:

Qu’il ne font un general
De foutre trois fois la semaine;
S’en seroit lor ordene plus sainne!

<…>

Que molt est l’ordene bone et bele
Qui est de male et de fumele!

Пускай только разрешат
Трахаться три раза в неделю:
Это укрепит здоровье братии!

<…>

Да и вообще хорош тот орден,
В котором живут мужчины и женщины вместе!

«Исповедь Ренара» / Confession de Renart, p. 137, v. 388–390; p. 139, v. 471–472

Конечно, наш герой и не является представителем духовенства (хотя регулярно представляется то монахом, то каноником, то священником в зависимости от обстоятельств), но в этих стихах просматривается сатирический упрек тем монахам, которые, подобно разгульному лису, не слишком ревностно соблюдали целибат.

Вообще сюжет не самого целомудренного поведения духовенства часто становился предметом сатиры, и в самом романе сладострастные священники, живущие с женщинами без брака, появляются не раз. Так, в уже упомянутой ветви «Вечерня Тибера» кот Тибер, увидев в толпе охотников, загнавших его на дерево, священника, начинает корить его за то, что тот желает совершить убийство — и ради чего?

Mais c’iert por metre ou peliçon
A vostre putain de maison!

Наверняка для того, чтобы сделать шубу
Для той шлюхи, что делит с вами кров!

«Вечерня Тибера» / Le Vêpres de Tibert, p. 228, v. 389–390

Та же самая распутница, как замечает кот, забрала у священника его столу , чтобы украсить свой наряд, отчего признать в бедном кюре священника невозможно:

Se vous eüssiés vostre estole,
Mais vostre feme n’est pas foie,
Qui en a loié son vel.

<Вы были бы похожи на кюре,>
Будь на вас ваша стола,
Но ваша безбожная девица
Носит ее как накидку.

«Вечерня Тибера» / Le Vêpres de Tibert, p. 225, v. 284–292

Распаляясь еще больше, Тибер обличает священника в том, что он, принесший обеты и обязанный вести праведную жизнь, честным трудом зарабатывая скромное жалование, пьянствует и готов оставить службу, чтобы гоняться за котом (p. 228, v. 381–390). Ошарашенный священник так до конца истории и не находит, что на всё это возразить, да еще и проигрывает торжествующему коту в знании богословия, окончательно теряя достоинство. Тем не менее подобные истории о глупых похотливых кюре воспринимались скорее как невинное шутливое предостережение, чем как настоящая уничтожающая критика.

Кот Тибер в представлении средневековых художников (Источник) и в жизни. Roman de Renart, Mss Français 12584, fol. 59r, Bibliothèque nationale de France (1301–1350)

Еще одним пороком клира, сатирически изображенным в романе, оказываются жадность, жажда наживы, а также суеверия и глупость, распространенные во все времена. В ветви под названием «Тибер и два священника», пока многострадальный кот Тибер грелся на солнышке, два проезжавших мимо кюре заметили его и захотели поймать. Возможно, современному читателю покажется странным, что все так страстно мечтают заполучить кошачью шубу, но не стоит забывать, что Тибер не домашний, а лесной кот (Felis Silvestris), чей мех ценился в средневековой Европе и применялся для изготовления различной теплой одежды. Один из священников, рассуждая о том, какая прекрасная шапка получится из кошачьей шкуры, произносит: «Господь привел нас этим путем, зная нашу большую нужду» (p. 287, v. 20–21). Эта, казалось бы, короткая фраза говорит о том, что кюре не только недостаточно трепетно относится к выполнению обетов, запрещающих священникам охотиться, но и совершенно уверен в праведности своих действий.

Читайте также

В итоге жадность священников приводит к тому, что они, потратив долгое время на перепалку о том, кому должна достаться шкура еще не убитого кота, упускают добычу: Тибер услышал их споры и, когда товарищи наконец решили напасть, расцарапал им лица в кровь и умчался вдаль, вцепившись в гриву одного из их коней. Не желая признавать вину за собой, священники быстро решают, что на них набросился не кот, а дьявол, и вечером один из них рассказывает своей жене, как встретился с самим врагом рода человеческого, который заколдовал их с товарищем, да так, что они насилу унесли ноги (p. 290, v. 154–158).

Ну и, конечно, не могли не подвергнуться осмеянию в романе и святоши из мирян, стремящиеся поучать всех вокруг. Так, тот самый коршун, что требовал от Ренара уйти в монастырь, призывал лиса покаяться «во имя fiat voluntas tuas» («да будет воля твоя»), ebitoribus noster («должникам нашим») и credo in deum pater («верую в Бога-Отца», причем слово pater стоит в неправильном падеже — в оригинальном тексте patrem). Эти слова происходят из самых простых и часто произносимых католических молитв — Pater Noster и Credo Apostolorum; то, что коршун не способен не только отличить одни латинские слова от других (принимая эти строки за имена святых), но и воспроизвести их как следует, говорит о его недостаточном уровне образования при избыточном уровне гордости.

Христианское общество, породившее «Роман о Лисе», начало ценить интеллектуальность, а не простую зубрежку. Клирики-недоучки, полуграмотные люди, берущиеся наставлять других, не понимая, о чем идет речь в текстах, о которых они собираются проповедовать, безусловно, попадали в поле зрения средневековых сатириков.

Парадокс в том, что Ренар при всем своем распутстве предстает более симпатичным персонажем, чем его собеседник: по крайней мере, он искренен в своих взглядах.

В общем, хотя шутки выходят довольно злобными, направлены они только на тех, кто плохо справляется со своими обязанностями, не соблюдает христианских законов и страдает лицемерием, а ни в коем случае не на саму церковь — боже упаси, не все ж священники такие!

Грех воздержания и перевернутый мир

Рисунок на полях часослова, изображающий Ренара-проповедника. Вritish Library, Stowe 17, Livre d’heures à l’usage de Maastricht, XIVe s., Liège, f. 84 (détail)

Средневековая пародия, в отличие от сатиры, вряд ли способствовала социальному изменению. Она чаще использовалась для развлечения или литературной игры, чем для настоящей полемики: там, где средневековые сатирики стремились исправить неправедных, пародия высмеивала, ничего не предлагая взамен.

Больше всего в «Романе о Лисе» любили пародировать исповеди. Возможно, такое частое их использование связано с тем, что среди католиков традиция регулярной исповеди установилась как раз к началу XII века. Одной из главных функций исповедей в повествовании оказывается воспроизведение событий предыдущих ветвей, чтобы ввести читателя, не знакомого с ними, в контекст: никто не расскажет о похождениях Ренара лучше, чем он сам.

Исповеди-«бравады»

Находятся в ветви, которая носит самоочевидное название «Исповедь Ренара». Перечисление своих грехов лис превращает в повод для гордости и изыскивает наиболее страшные из них, чтобы произвести большее впечатление на шокированного исповедника:

J’ai esté quinze ans tous entiers
Parjures et escomnïés,
Mais ce n’est mie grans pechiés!
Ja voir d’escuminatïon
N’aura m’anme dampnatïon.
Sire, j’ai esté soudomites
Et encor sui jou fins erites
Jou ai esté popelicans
Et sui renoiés chrestïens.

Пятнадцать лет кряду я был
Клятвопреступником, отлученным от церкви,
Но это вовсе не главный грех!
Одно отлучение от церкви
Не погубит души.
Сир, я был содомитом ,
Был еретиком из попеликан ,
И по сей день я вероотступник.

«Исповедь Ренара» / Confession de Renart, p. 136, v. 348–356

Исповеди-«преуменьшения»

Ренар также перечисляет грехи, но при этом совершенно уверен в их безобидности и почитает свое поведение чуть ли не монашеским (к ужасу всех вокруг). При попытке вспомнить, где же именно он нагрешил, лис на смертном одре в ветви «Смерть Ренара» находит всего один проступок (не считая таковыми многочисленные связи с чужими женами, среди которых и королева): то, что однажды он достал лекарство и вылечил льва Нобля (p. 697, v. 396–401). Оставаясь верным своим трикстерским привычкам, он соглашается отречься от греховной жизни, но при условии, что, если болезнь вдруг чудесным образом отступит, клятва его не будет иметь силы.

Исповеди-«покаяния»

Встречаются ну очень редко — по правде говоря, с одной такой мы сталкиваемся только в ветви «Паломничество Ренара». В ней лис, оглядываясь на свое разгульное прошлое, решает, что так жить нельзя: даже самые успешные проделки больше не приносят ему радости, и гордость за собственную удаль меркнет перед осознанием греховности его деяний. Серьезный тон этого фрагмента отличает его от других изображений ритуала исповеди, которые мы встречали ранее (возможно, именно из-за своей неуместной в безумном и разудалом мире романа серьезности настоящие покаяния там почти не попадаются).

Осел-архиепископ читает проповедь. Renart le Nouvel, manuscrit du XIIIème siècle © Getty / Photo Josse / Leemage. Источник

И напоследок вернемся к тому, с чего начали: что же за загадочные стихи выводил наш гипотетический скриптор, переписывавший роман? А это строки из пародийной проповеди архиепископа, осла Бернара, на похоронах якобы безвременно почившего лиса. В своей речи он представляет Ренара образцом христианской добродетели и замечает, что, хотя лис и был известным дамским угодником, его похождения не стоит осуждать, поскольку, по мнению архиепископа, половое сношение не есть грех (ну, вы помните, в каких выражениях). Завершает же проповедь он наказом пастве совокупляться при любой возможности.

Грех, в котором еще несколько стихов назад Бернар обвинял Ренара во время исповеди последнего, превращается в высшую добродетель и обязательное условие попадания в рай.

Et qui volantiers ne fourrait,
Soit homme, soit femme ou soit beste,
Et piez et mainz et corps et reste
Li soit de chaennez de fer
Lié es granz tourmenz d’enfer
Et cil qui mon conmant feront
A joie en paradiz seront.

А тот, кто не будет вволю трахаться,
Будь то мужчина, женщина или зверь,
Будет закован по ногам, рукам, поперек тела и везде
В цепи из железа,
Что предвещает страшные муки в аду.
А те, кто будут следовать моему повелению,
Счастливо попадут в рай.

Тормоза Tektro

Избыточное количество рекламных статей часто не позволяет найти хоть какие-то данные о товарах, кроме как информацию из рекламного буклета. Тормоза tektro тут не исключение.

тормоза тектро

Когда-то давно, после появления у меня первого механического дискового тормоза и подбора ему замены, я искал информацию о качестве этого товара и материала было совсем мало.

Предлагаю в этой заметке оценить тормоза тектро с практической точки зрения.

Введение

Чем известна фирма тектро?

В первую очередь тем, что большинство недорогих велосипедов среднего любительского уровня оснащаются тормозной системой именно от этого производителя.

Изначально всё выпускаемое оборудование этой компании попадало в сегмент бюджетного. Но стало ли оно от этого хуже? Скорее нет, чем да.

Сегодня ассортимент моделей значительно расширился. Появились великолепные варианты, многие из которых далеко уже не бюджетные.

Тормоза Tektro выпускаются всех современных типов: дисковая механика, дисковая гидравлика (если интересно, у нас есть отдельная статья про выбор между гидравликой и механикой), вибрейки и даже втулочные тормоза.

Наиболее известны сейчас tektro auriga, tektro hd, tektro draco и tektro novela. Линейка тормозов периодически обновляется. Некоторые модели существуют на рынке уже не один год. Про многие можно найти отзывы на форумах.

От теории к практике

Тормоза от этой фирмы попали ко мне случайно. Одно время я менял велосипеды и велкокомпоненты буквально как носки. Поносил, не понравилось, сломал, потом выкинул. Поставил новое.

Конечно же, студенческий доход не позволял покупать при этом дорогое топовое железо. Приобретались обычно самые недорогие велосипедные компоненты.

Такое железо обычно редко радовало достойным или даже приемлемым качеством. Касательно тормозных систем – они визжали, не тормозили, колодки сгорали меньше, чем за месяц размеренного катания и т.п.

В процессе эксплуатации я однажды обратил внимание, что один контур дисковой механики на моем велосипеде пережил уже третий сезон подряд. С учетом того, что я покупал только бюджетные компоненты, это выглядело неожиданным. При этом тормоза работали отменно, если не сказать идеально. Все болезни плохих недорогих тормозов отсутствовали.

Как выяснилось, это и были мои первые тормоза от тектро, которые попались мне случайно среди недорогих компонентов в магазине velobox.

Тормоза, при своей небольшой цене, работали великолепно. Быстро хватали, не проскальзывали, не шумели, не заедали. Исправно работали зимой и на морозе. Вспоминаются только одни плюсы.

Как выяснилось позже, успех тормозов от тектро был связан с правильным подбором пары колодки-ротор. Про типы колодок можно подробнее прочитать в этой статье.

Это была дисковая механика. Гидравлические тормоза tektro попали ко мне позднее.

Переход от механики к гидравлике

При выборе нового тормоза, я искал отзывы о тектро.

Я уже знал, что механика у них получается хорошо, но покупать гидру, которая стоила на тот момент почти на 1000 рублей больше, было боязно.

Форумы были заполонены информацией, что тормоза у них фуфловые, постоянно текут и ломаются.

Так и подзабылось это дело. На новом велосипеде мне попались Avid Jucy, на одном из других велов – Shimano.

Прошло несколько лет. На одной из распродаж был хороший вариант велосипеда. Я решил обновить семейный велопарк и купил новенький Jamis для жены. Все в нем было хорошо, но смущали тормоза tektro auriga.

Тормоза всегда можно заменить, переставив хотя бы суппорта. Поэтому, я без особого переживания купил этот велосипед.

Пугало то, что о тектро мне попадались преимущественно отрицательные отзывы. Писали, что течет система немыслимо и запузыривается, что вес компонентов приличный и цена кусается.

Прошло три года. На моей Norco, купленной чуть позже Jаmis, стояли тормоза Shimano.

Хорошо работали они только первые два месяца эксплуатации. Дальше пошли одни проблемы – то колодки горят, то не хотят тормозить, то текут. Долго перечислять все проблемы, которые имелись. Скажу одним словом – система не работала.

К тормозам на велосипеде Jamis я не притронулся ни разу до сих пор. На своей Норке чинил уже раз 20 и каждый раз вылезают всё новые и новые проблемы.

Вывод только один – тектро отлично делает и гидравлические тормоза тоже. Доверия к бренду у меня стало ещё больше. Всегда, когда приходилось с ним сталкиваться, он достойно отрабатывал на все 5+.

Заключение

Помню, когда я рассказал о тормозах Shimano со своей Норки в одном из видео и описал все проблемы, в меня полетели грязные носки с комментариями мол руки у тебя кривые. На практике, сколько раз мне попадались именно тормоза от шиманы, всегда они были плохие. Почему-то тектровские тормоза своими «кривыми руками» сломать мне не удалось 🙂

Тормоза Tektro напротив демонстрировали небывалую надежность и отличное качество торможения. По всем пунктам проверки были пройдены безукоризненно. Надежность, качество, удобство эксплуатации, эффективность торможения – все это можно оценить только на пять баллов.

Можно сейчас расписать все технические параметры, но наверное, не стоит этого делать, так как моделей на рынке уже довольно много и найти характеристики не так сложно.

Тормоза от Tektro действительно работают и их можно и нужно рассматривать при приобретении велосипеда или отдельных компонентов. Эксплуатировал я их в самых разных условиях, и даже в сложных ситуациях они показывали себя отлично, справляясь со спусками и резкими торможениями. Работают они и на морозе или под водой.

И да, это не заказная статья 🙂 На нашем сайте их вообще нет и не будет. Мы собираем только достоверную проверенную информацию.

Если у вас есть что рассказать по этому вопросу и хочется поделиться опытом, будем рады прочитать это в комментариях к статье! Пишите ваше мнение.

Источники:

https://velife.ru/vidy-vybor/najner-chto-eto-takoe-i-stoit-li-brat.html
https://faunistics.com/evropejskaya-norka/
https://knife.media/renard/
https://www.kryptobike.ru/velo/tormoza-tektro%EF%BB%BF

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector