Как научиться кататься на велосипеде?
В повседневной жизни велосипед является одним из самых удобных и экономичных способов передвижения. Но несмотря на свою простоту в управлении, навыком катания на нем обладают далеко не все. Сегодня мы поговорим о том, как научиться кататься на велосипеде.
Основные правила
Прежде чем приступать к обучению, нужно помнить, что основное – это хорошо отрегулированное сиденье. Правильная регулировка позволит вам упереться ногой в землю при начале движения. Для того чтобы ездить на велосипеде, понадобится специальная одежда.
После всех приготовлений сначала нужно научиться вести велосипед. Для этого следует идти с одной стороны от него, держа одну из рук на руле.
Такое упражнение необходимо для того, чтобы увидеть, как велосипед будет вести себя при наклоне корпуса и повороте рук. Когда вы почувствуйте велосипед, можно переходить к езде. При посадке на велосипед нужно расслабиться и не паниковать. Вес вашего тела должен распределиться по вашим конечностям равномерно. Двигаться нужно плавно, стараясь избегать резких движений. Старайтесь смотреть вперёд, а не под ноги.
Особенности обучения
Научиться кататься на велосипеде можно в любом возрасте. Рассмотрим, в чем различие в обучении взрослых и детей.
Ребенка
Если вы решили обучить вашего ребёнка ездить на спортивном велосипеде, то можно начинать с двух лет. Для начала ребёнок может начать обучение на велосипеде с дополнительными колёсиками. К четырём годам можно пересесть на двухколёсный аналог. Если вы не уверены, что ваш ребёнок сможет на нём кататься, то для обучения можно использовать аналоги.
Прежде чем сажать ребёнка на велосипед, вам следует подумать о его безопасности. Для этого рекомендуется приобрести шлем, а также защиту на локти и колени. Не следует забывать про обувь. Она должна быть закрытой и надёжно фиксировать ногу.
Когда все меры предосторожности выполнены, можно начинать обучение.
Для начала выберете транспортное средство, которое подойдёт ребёнку. Определить, правильно ли подобрана модель, довольно просто. Убедитесь, что при посадке на велосипед ноги ребёнка достают до земли и находятся в чуть согнутом положении. Посадите малыша за руль, и поставьте его ноги на педали. Поддерживая ребёнка сбоку, катите велосипед. Так велосипедист быстрее научится держать равновесие.
Для первых тренировок подойдёт квартира. В знакомой обстановке ребёнку будет более комфортно.
Когда малыш почувствовать себя более уверенно, находясь в седле, можно совершать прогулки на открытой местности типа парка.
Но следует помнить, что при обучении ребёнка езде на велосипеде требуется повышенное внимание к деталям:
- во время катания следите за тем, чтобы ребёнок держал спину прямо;
- следует исключить катание после еды;
- детям до 13 лет достаточно проезжать до десяти километров, детям до 15 лет можно увеличить расстояние до двадцати километров.
Взрослого человека
В отличие от ребёнка взрослому намного легче освоить навык катания на велосипеде. Это связано с тем, что мышечная система взрослого человека развита гораздо лучше. Но в стрессовых ситуациях взрослый человек может стать очень зажатым, и такое простое происшествие, как падение, может надолго отбить желание обучаться дальше.
Первому, чему должен научиться взрослый человек – это удерживать равновесие, сидя на велосипеде.
Для этого можно опустить сиденье велосипеда вниз и снять педали. Так человек сможет опереться на землю и не получить травмы.
Обучение следует начинать на ровной дороге.
Когда человек почувствует себя уверенно, то можно переходить на местности с более неровным рельефом. Возвращать педали можно только тогда, когда обучающийся освоит самые простые манёвры. Следует знать, что на поворотах педали не следует крутить, так как вырастает риск упасть с велосипеда. Для сохранения равновесия следует поворачивать руль в сторону вашего наклона.
Если вы новичок, то не следует слишком нагружать себя сразу. Поначалу рекомендуется проезжать не более километра в день. Когда вы почувствуете, что расстояние слишком мало для вас, то можно увеличивать дистанцию. Когда человек научился держать равновесие, он может попробовать водить самостоятельно. Если у обучающегося пока не получается разобраться с педалями, то следует держаться рядом с ним на случай, если человек потеряет управление или забудет о тормозах.
Техника езды на разных велосипедах
Существует большое количество моделей велосипедов. Для каждой из них есть свои особенности в управлении. Если вы начинаете обучение на двухколёсном велосипеде, то следует отрегулировать седло так, чтобы при касании педали ваша нога была прямой. Затем нужно понять принцип работы тормозов. Начинать следует с заднего тормоза. Сядьте в седло и, удерживая ручку заднего тормоза, попытайтесь удержать равновесие. Просто оторвите ноги от земли. Так вы сможете освоить принцип удерживания равновесия на 2-колёсном велосипеде и понять, удобно ли вам на сиденье.
Чтобы начать движение, нужно оттолкнуться от земли. Если вам нужно слезть с велосипеда, или вы чувствуете, что падаете, следует произвести торможение. Велосипед всегда должен ехать прямо. Если вы понимаете, что техника наклоняется влево, то следует повернуть в эту же сторону. Поворот можно сделать как на большой, так и на малой скорости. Если вы двигаетесь медленно, то поворот можно сделать при помощи руля.
Если вы хотите обучиться езде на скоростном велосипеде, то следует подобрать технику относительно вашего роста и веса. Так вы обеспечите себе максимальный комфорт.
Отличительная черта скоростных велосипедов – это передачи. Основной функцией такого устройства является облегчение передвижения велосипедиста. Благодаря им человек сможет беспрепятственно преодолеть свой путь.
Существует несколько правил пользования передачами:
- если вы начинаете подъём, то следует заранее выбрать режим, который позволит снизить скорость;
- внимательно следите за цепью – не должно быть перекосов;
- старайтесь осуществлять переключение скоростей только во время движения;
- старайтесь избегать резкого переключения скоростей, дождитесь, пока ваше средство передвижения начнёт полностью работать на выбранном режиме, а затем переключайте;
- чтобы избежать поломок и неисправностей, не следует начинать движение с самой скоростной передачи.
Если ваш выбор пал на горный велосипед, то его также следует подбирать относительно вашего роста и веса.
В среднем это средство передвижения весит от 7 до 20 килограммов. Разница в весе зависит от того, какая именно модель представлена. Если велосипед имеет массу до 10 килограммов, то это типовая карбоновая модель. Если велосипед весит более 13 килограммов, то такая модель подойдёт для скоростного спуска или фрирайда (спуск с неподготовленных вершин).
Существует три типа горных велосипедов. Выбирайте модель исходя из ваших интересов.
Если ваш выбор пал на жёсткий горный велосипед, то следует учесть, что в нём отсутствует подвеска, а это значит, что такой велосипед не будет требовать частого ремонта. Такую модель лучше использовать на простых дорогах, так как катание по бездорожью принесёт вам дискомфорт. На сегодняшний день самой дорогой моделью среди горных велосипедов считается 2-подвесочный. Но несмотря на его дороговизну, такой велосипед прекрасно подходит для катания по бездорожью из-за наличия подвески спереди и сзади.
Для новичков рекомендуется модель хардтейл, так как она имеет жёсткое заднее колесо и подвеску спереди.
Как уже было отмечено, горные велосипеды предназначены для езды по бездорожью, и поэтому неотъемлемой частью экипировки является шлем, который не должен передавливать ваши уши и закрывать обзор. Отличительной чертой горных велосипедов можно назвать само их строение, а именно: наличие грязевых просветов. Такая конструкция идеально подходит для езды по бездорожью. Велосипед снабжён покрышками, что имеют комбинированный или внедорожный рисунок. Такой способ защиты шины изнутри позволит предотвратить повреждения колёс из-за труднопроходимого маршрута.
Колёса горных велосипедов оснащены высокопрочными ободьями, которые способны выдерживать постоянно увеличивающиеся нагрузки. Стандартной комплектацией для горных велосипедов является наличие двух подвесок – на задних и передних колёсах. Но наличие подвески только на переднем колесе также допускается. При движении на горном велосипеде следует помнить некоторые особенности.
При подъёме по крутому склону вы можете заметить, что переднее колесо отрывается от земли. Чтобы избежать такого, перенесите свой вес вперёд. Это поможет сместить центр тяжести и установить равновесие между колёсами. При спуске у вас может возникнуть проблема противоположного характера. Вы можете почувствовать, что ваш велосипед может перевернуться вперёд. Чтобы избежать этого, вам нужно встать на педали, при этом сохранить ваши колени согнутыми, и сдвинуть корпус вашего тела немного назад, тем самым переместиться на край сиденья.
Рекомендации
Перечислим несколько рекомендаций специалистов, которые пригодятся начинающему велосипедисту.
- При катании следует быть готовым не только физически, но и психологически. Никто не застрахован от травм и падений. Главное в катании на велосипеде – это проявление упорства.
- Следует помнить, что на маленькой скорости вам будет довольно трудно удержать равновесие. Поэтому старайтесь придерживаться среднего темпа, чтобы облегчить себе процесс езды.
- Не нужно быть зажатым. От напряжения ваши мышцы быстрее устанут, и ваше желание кататься на велосипеде быстро пропадёт. Следует совершать плавные движения.
- Не нужно со всей силы сжимать руль, но также не следует отпускать его, если вы хотите избежать травм.
- Запрещено осуществлять резкое торможение.
- Если вы решили кататься, то нелишним будет приобрести велосипедный шлем. Кататься нужно всегда в нём, чтобы избежать травм.
- В начале своего обучения старайтесь ездить на небольшие расстояния. По мере приобретения навыка увеличивайте дистанцию. Но никогда не забывайте, что вам должно быть комфортно.
- Ваше средство передвижения должно быть оборудовано для вашего же комфорта. Не спешите кататься на велосипеде, если вас что-то не устраивает. Попробуйте пересесть на другую модель.
В следующем видео вы узнаете основные правила для новичков, чтобы научиться уверенно ездить на велосипеде.
Как научить ребенка кататься на велосипеде?
Велосипед стал неотъемлемой частью жизни детей, спортсменов и всех приверженцев ЗОЖ. В наши дни дети садятся на него практически с годовалого возраста: самый первый велосипед с родительской ручкой позволяет малышам увидеть больше интересного во время прогулки, а двухколесные модели, на которых ездят дети постарше, способствуют укреплению здоровья. Кататься на велосипеде не только полезно, но и весело. Однако научиться управлять байком без помощи родителей малыш вряд ли сумеет.
С какого возраста можно начинать?
Езда на велотранспорте развивает у детей ловкость, а также повышает их выносливость и физическую силу, укрепляет мышечный каркас. В процессе движения происходит активное насыщение органов и тканей кислородом и существенно улучшается их кровоснабжение.
Научно доказано, что занятие велосипедным спортом способствует укреплению иммунитета и ускорению метаболизма, именно поэтому велоспорт назначают часто болеющим ребятам и детям, страдающим избыточной массой тела. Использование «железного друга» может стать отличной профилактикой близорукости детей и корректирует зрение при астигматизме.
Конечно же, велопрогулки с родными и близкими улучшают настроение, заряжают детей позитивом и позволяют увлекательно проводить время со своими друзьями.
Обучиться езде на байке можно абсолютно в любом возрасте, но чем раньше малыш освоит эту науку, тем меньше трудностей у него будет с координацией движений в дальнейшем. Первое знакомство с байком обычно происходит в 1-1,5 года, в этот период оптимальны модели с родительской ручкой и удобной подставкой, в возрасте 2-3 лет им на смену приходят трехколесные изделия, а по мере оттачивания умения меняются на модели с двумя колесами.
Бытует мнение, что беспорядочные движения трехлетних детей — это не более, чем игра. Однако это не так, на данном этапе происходит настоящее становление навыка езды.
Ребята, которые уже освоили науку поворачивания руля на трехколесном транспорте, потом чувствуют себя гораздо увереннее, пересаживаясь на 2 колеса.
При обучении малыша навыкам езды на велосипеде важно решать сразу несколько важных задач:
- вселить в кроху уверенность в собственных возможностях, помочь ему преодолеть комплекс неудач и страхи;
- научить ребенка одновременно нажимать на педали и при этом крутить руль в заданном направлении;
- добиться удержания равновесия.
На первый взгляд, может складываться впечатление, что эта задача трудная и невыполнимая. Однако переживать не нужно — научиться управлять байком вовсе не сложно, если придерживаться принципов поэтапного и системного подхода.
Правила безопасности при катании
Имейте в виду, что сначала тренировки проходят тяжело, их сопровождают падения, постоянные ушибы и раны, как результат, горькие слезы крохи. Поэтому родителям крайне важно озаботиться вопросами безопасности поездок заблаговременно, даже когда вы планируете начать с освоения трехколесного транспорта. Поначалу ребенок непременно должен надевать все необходимые средства индивидуальной защиты, ему надо приобрести шлем, а также удобные налокотники и обязательно наколенники.
При покупке средств индивидуальной защиты удостоверьтесь в том, что шлем малышу не мал, но и не велик, а подбородочный ремень свободно регулируется по диаметру головы. Надевайте их всякий раз, когда вы будете выходить на тренировку.
Отдельное внимание уделите обуви — она должна быть спортивной, плотно обхватывающей ножки. Лучше всего, чтобы подошва была эластичная, но при этом широкая и нескользкая, иначе вы не сможете добиться надежного сцепления с педалями. Не разрешайте своему крохе ездить без обуви, в сланцах либо в босоножках — если вдруг ступня случайно соскочит с педали, то малыш при этом может весьма ощутимо удариться пальцами ног. И, конечно, велосипед сам по себе должен соответствовать всем элементарным требованиям безопасности, а именно:
- удобный руль и комфортное сиденье;
- плавность хода;
- повышенная маневренность;
- надежность используемых материалов.
У велосипеда не должно быть никаких торчащих углов и спиц, о которые кроха может поцарапаться, исключите пластиковые элементы — дети раннего возраста часто отрывают от них кусочки и случайно проглатывают.
Обучение на трехколесной модели
Теперь, когда все необходимое для тренировок у вас подготовлено, можно приступать к формированию навыков езды на трехколесном транспорте. Обращаем внимание на то, что байк должен соответствовать росту малыша. Убедиться в этом очень просто: пусть ребенок сядет на байк, если ноги будут дотягиваться до педалей и при этом он сможет всей ступней становиться на землю — следовательно, велосипед подобран верно.
Не надо торопить события. Пускай кроха для начала хорошенько познакомится со своим «железным другом», рассмотрит свое новое приобретение, ощупает его, изучит и, возможно, даже поиграет с ним. Лишь после того как малыш освоится, предложите ему посидеть за рулем. Самые первые попытки передвижения на велосипеде желательно делать дома.
Если ваш велосипед дополнительно укомплектован родительской ручкой и удобной подставкой для ног, то желательно некоторое время просто повозить ребенка на длительные прогулки, управляя велосипедом вручную, так ребенок сможет быстрее свыкнуться с новым вариантом передвижения по улицам города.
Когда ребенок готов обучаться дальше, он начинает изъявлять намерение самостоятельно покрутить педали, если этого не происходит — стоит мотивировать кроху и всячески поощрять его. Как вы будете это делать — зависит только от самого ребенка, его возраста, увлечений и склада характера. Обязательно продемонстрируйте ему, как именно эти самые педали крутятся, как нужно размещать на них стопы и каким образом их следует нажимать.
Лучше всего в качестве основной тренировочной площадки на данном этапе обучения вам подойдет стадион либо школьный двор, поскольку в это время ребенку необходима арена, а не дорожка. Его внимание будет полностью сосредоточено на педалях, потому передвигаться он будет вперед, не разбирая пути.
Азы управления и рулем карапуз начнет овладевать лишь после того, когда будет доведено до автоматизма привидения байка в движение с использованием педалей. Некоторые родители, напротив, сперва делают акцент на управление байком и лишь после этого переходят к изучению педалей. Если вы считаете подобный вариант более эффективным, то можете попробовать построить обучение по своей схеме, главное, сам принцип — ребенок в любом случае не сможет первое время и ехать, и рулить.
Так или иначе, этим навыкам обучать его придется поэтапно.
Обращаем внимание: детские тренировки не должны продолжаться более получаса. Если ваш кроха устал либо по какой-то причине не хочет продолжать занятия — отложите их до того момента, когда у него появится соответствующее настроение. Постарайтесь, чтобы велосипед соответствовал полу и увлечениям ребенка. Для девочек можно подобрать нежные розовые и белые модели, для мальчиков — темно-синие, красные или зеленые. Обязательно украсьте их картинками с изображением любимых персонажей.
Освоение двухколесного велосипеда
Многие мамы и папы на переходном этапе стараются использовать боковые колесики. Конечно, решение только за вами, возможно, кому-то эта тактика подходит. Однако родительский опыт и многочисленные отзывы свидетельствует о том, что после того, как эти колесики будут сняты, родителям и маленьким велосипедистам все равно придется затратить много времени для того, чтобы научиться трогаться и удерживать равновесие.
После трехколесного велосипеда желательно пересаживать детей сразу на 2 колеса.
Чтобы малыш смог чувствовать, что же такое равновесие и как правильно его держать, можно использовать ранбайк или самокат. Если ни того ни другого у вас нет — можно на некоторое время снять педали с 2-колесного. Согласитесь, без педалей это практически тот же самый ранбайк. Передвигаясь вперед, ребенок начнет отталкиваться сразу обеими ногами, подобный вариант езды поможет ему почувствовать непривычный для него вид транспорта и научиться эффективно им управлять.
После этого одну педаль можно будет вернуть назад — таким способом вы получите альтернативу самокату. Ребенок разгоняется, при этом одной ногой отталкивается, а другой — опирается на педаль и движется, отрабатывая свой навык удерживать равновесие.
После этого наступает тот самый момент, когда вторую педаль тоже можно будет поставить на свое место и уже попытаться прокатиться на двухколесном байке с поддержкой тренера. У тех ребят, которые начинали с трехколесного байка и прошли все перечисленные выше этапы, данная стадия по факту оказывается самой короткой.
При обучении ребенка технике езды на велосипеде непременно имейте под рукой средства первой медицинской помощи.
Полезные рекомендации
Для того чтобы малыш обучался тому или иному навыку, ему потребуется психологическая поддержка взрослых и обучение езде на байке не стало исключением. На данном этапе крайне важно, чтобы у детей была сильная мотивация: ею может быть желание совершать велопрогулки со своими родителями или же возможность устроить небольшое соревнование с друзьями. Зачастую кроху вдохновляют фильмы со спортсменами либо любимыми мультипликационными героями, которые гоняют на велосипеде.
Если в вашей семье двое и больше малышей, для начала вождению следует обучить самого старшего из них — тогда и другим, глядя на него, тоже захочется прокатиться. На первых порах, когда ребенок лишь начинает осваивать трехколесный байк, родитель или тренеры должны все время держаться рядом с ним и внимательно следить за тем, чтобы ваш кроха не упал — для него крайне важно преодолеть психологический барьер и избавиться от боязни неудачи.
На начальной стадии обучения необходимо постоянно быть сбоку от малыша, обязательно придерживайте его за плечи, локоток либо лямки подтяжек или же попросту за шиворот. Как только ребенок с вашей помощью научится набирать скорость и передвигаться не останавливаясь, можно будет держать байк за седло.
Имеете в виду, зачастую для крохи принципиально не то, что вы в самом деле возьмете на себя львиную долю управления байком, а просто тот факт, что родители рядом и сможете подстраховать его в случае непредвиденной ситуации. Советуем пойти на небольшую хитрость: когда вы поймете, что ваш малыш уже способен уверенно удерживать руль и беспрерывно крутить педали — держите его не так сильно. Пускай ребенку, как и раньше кажется, что вы около него. Однако всю основную работу он будет уже делать самостоятельно, даже не догадываясь об этом.
После того как все самое сложное будет позади, останется лишь отточить скорость реакции. Для того чтобы ребенок смог без проблем ориентироваться в сложных непредвиденных ситуациях, которые зачастую случаются при поездках, ему нужно учиться тормозить велосипед. Даже на элементарных площадках типа стадиона или обустроенной велодорожки ребенок может растеряться и попросту упустить управление от таких мелочей, как перебегающая дорогу собака, упавший неподалеку мячик, идущий поблизости пешеход.
Обязательно удостоверьтесь в том, насколько хорошо ваш ребенок справляется с торможением. Проведите с ним тренировку: попробуйте несколько раз перегородить путь перед юным велосипедистом и посмотрите, что он сделает – сразу нажмет тормоз либо запаникует. От редакции ребенка во многом зависит, сможете ли вы отпустить его в самостоятельные поездки или пока еще нужно продолжить совместные занятия. Очень важно подбадривать кроху, положительно оценивать его малейший успехи и в случае неудачи убеждать, что все обязательно будет хорошо. Только в этом случае обучение будет проходить эффективно.
О том, как научить ребенка кататься на велосипеде, можно узнать из видео ниже.
Как научиться кататься на велосипеде взрослому?
Существует мнение, что учиться ездить на велосипеде нужно с раннего детства. Это в корне неверно. Освоить эту 2-колесную технику можно практически в любом возрасте. Тому, как научиться кататься на велосипеде взрослому человеку, и посвящена эта статья.
Особенности обучения
Самостоятельно научиться кататься на велосипеде взрослому человеку мешает, прежде всего, психологический аспект. Большинство начинающих думает о том, как они будут выглядеть в глазах окружающих. Но инструкторы в специальных велошколах помогут преодолеть этот психологический барьер.
Некоторым просто страшно сесть на велосипед и тем более поехать. Но нужно поверить в то, что велосипед – безопасный и устойчивый, особенно на скорости. Вам нужно только помогать ему сохранять равновесие
У взрослого начинающего велосипедиста даже есть преимущества перед детьми – более развитые мышцы и лучшее чувство равновесия. Это обязательно поможет в освоении новой для вас техники. И помните, что при сильном желании научиться кататься можно даже за один день. Главное, запастись терпением и выделить для этого время.
Экипировка
Для того чтобы приступить к занятиям, нужно обзавестись правильной экипировкой. И тогда ничто не помешает катанию на велосипеде. Подберите обувь – не обязательно велосипедную, но она должна быть закрытой и на жесткой подошве. Одежда не должна быть слишком просторной. Длинные рукава и широкие штанины могут зацепиться за руль и педали. Пользуйтесь перчатками – они защитят ваши руки от мозолей и помогут в случае падения.
Обязательно нужен шлем. Им пользуются даже опытные велосипедисты, есть риск перелететь через руль при резком замедлении. Для новичка можно купить закрытый шлем, защищающий уши и подбородок. Налокотники и наколенники также не будут лишними.
Подумайте про очки. Они защитят ваши глаза от пыли и пролетающих мошек. Только выбирайте качественную модель, чтобы при возможном падении осколки не попали в глаза.
Выбор и подготовка велосипеда
Велосипеды бывают односкоростные (типа дорожных) и многоскоростные (с переключателями).
Для обучения езде желательна модель с открытой рамой – с нее проще спрыгнуть, если что.
Велосипедами с открытой рамой пользуются как девушки, так и мужчины. Конструкции с закрытой рамой, как правило, легче, а верхняя труба может проходить низко и не причинять неудобств.
Подумайте, какой велосипед вам подойдет.
- Односкоростные. Они лучше переносят падения, чаще встречаются модели с открытой рамой. Повредить такой велосипед сложнее. Но они оборудованы ножным задним тормозом, который может замедлить процесс обучения. Кроме того, с них иногда спадает цепь, и велосипедист рискует остаться без тормоза. Если вы выберете такой велосипед, позаботьтесь, чтобы он был оснащен передним ручным тормозом.
- Многоскоростные. Вероятно, на таком велосипеде вы и будете ездить в дальнейшем, поэтому учиться на нем предпочтительнее. Также они оснащены ручными тормозами, что облегчит обучение. Лучше поставить среднюю скорость и больше не трогать переключатели – они будут нужны позже. Если вы выберете этот тип велосипеда, желательно установить защиту заднего переключателя.
Для обучения подойдут велосипеды с планетарной задней втулкой. Они оснащены несколькими скоростями, а повредить такой тип переключателя сложнее обычного. Скорость лучше поставить среднюю.
Подготовить любой велосипед для обучения несложно.
Проверьте тормоза, накачайте шины, отрегулируйте руль по высоте и углу наклона. А сиденье опустите так, чтобы сидя на велосипеде, можно было легко доставать ногами до земли. Шины желательно выбрать широкие, это увеличит устойчивость.
Только не берите шоссейные, BMX, даунхильные или подобные велосипеды. С нуля начать ездить на них сложно, а их стоимость достаточно высока.
Лишние элементы, такие как велокомпьютер, зеркала или фонарь лучше убрать. Они будут только отвлекать ваше внимание. Кроме того, они могут повредиться при падении.
Освоение двухколесного транспорта
Начать ездить на велосипеде можно и в детстве, и в 18 лет. И даже в 70 лет учиться не поздно. Приведенные ниже советы помогут вам быстро начать кататься на двухколесном транспорте и разрушить глупые предрассудки.
- Шаг 1. Подумайте о том, какие преимущества открывает перед вами велосипед. Вы даже можете записать их на бумагу, чтобы более четко осознать все достоинства. Вы сможете быстро ездить по городу, не зависеть от пробок, держать себя в форме, укрепить здоровье, приятно проводить время. Женщине такие прогулки иногда могут заменить фитнес.
- Шаг 2. Определитесь, нужен ли вам инструктор. Вы можете обратиться в велошколу или попросить научить вас кататься друга. Только обучающий не должен быть лихачем или новичком. У первого не хватит терпения, а у второго – опыта. Если есть инструктор – просто доверьтесь ему. Но научиться ездить на велосипеде можно и самостоятельно, и многие предпочитают именно такой способ.
- Шаг 3. Определитесь с местом для обучения. На нем не должно быть машин или других препятствий. Еще желательно, чтобы площадка была большой, так как нужно будет тренироваться разворачиваться. Асфальт под колесами или укатанная земля – не имеет большого значения. Главное – поверхность не должна быть скользкой или пыльной. На рыхлой почве обучаться не следует.
- Шаг 4. Попробуйте, держа велосипед за сиденье и не касаясь руля, прямо провезти его. Это позволит вам лучше контролировать поведение байка в дальнейшем. Запомните, управление велосипедами и мотоциклами происходит в основном наклоном, это обусловлено физикой. Угол поворота руля невелик даже при крутых поворотах.
- Шаг 5. Сядьте на велосипед, при необходимости используя ручной тормоз. Теперь попробуйте, находясь на сиденье, отталкиваться от земли ногами, как на детском самокате. Делайте это поочередно каждой ногой, а затем двумя ногами одновременно. Смотреть надо не на переднее колесо или препятствия, а на место, в котором вы планируете оказаться. На этом этапе хорошо подойдет дорога с небольшим уклоном. Главное – не разгоняйтесь слишком сильно и балансируйте всем телом. Но и очень медленно ехать не стоит: чем выше скорость, тем выше устойчивость.
- Шаг 6. Когда вы освоите такой способ передвижения, начните использовать педали. Для этого переведите одну из педалей, чаще правую, в положение на 14 часов и просто нажмите на нее. Не пугайтесь внезапного ускорения, просто старайтесь держать равновесие. Так следует проработать обе ноги.
- Шаг 7. После того как вы научились пользоваться педалями, попробуйте наметить себе цель и доехать до нее. Не надо сильно напрягать руки, нужно просто рулем держать направление. Когда доедете – поздравьте себя, обучение почти закончено.
- Шаг 8. Научитесь входить в повороты. Для этого слегка отклоните руль в нужную сторону и в эту же сторону немного наклоните корпус. Не бойтесь, движения должны быть плавными. Если не получается – не надо вилять, а остановитесь и попробуйте снова. Когда научитесь – сделайте разворот с большим радиусом и постепенно уменьшайте его. Это самое сложное, но вы почти у цели.
- Шаг 9. Поздравьте себя. Вы научились кататься на велосипеде! Запомните этот момент, наверняка один из самых счастливых.
Теперь вам нужно настроить по высоте сиденье, научиться пользоваться переключателями. Можете установить дополнительное оборудование – компьютер, зеркала и остальное.
Главное – не забывайте практиковаться. Для оттачивания новоприобретенных навыков катайтесь как можно чаще.
Особенно это нужно на первых порах, когда рефлекс балансировать на 2-колесном транспорте еще не выработался.
Теперь вы можете смело ездить по дорогам общего пользования. Только крайне рекомендуется знать ПДД. Начинайте с менее оживленных дорог и всегда ездите только с правой стороны. Вам нужно побороть страх перед автомобилями и не нервничать, когда вас обгоняет машина, даже если между вами небольшое расстояние. Спокойнее относитесь к любой дорожной обстановке и не теряйте равновесие.
Теперь вы можете ставить перед собой новые цели. Попробуйте проехать змейкой через разложенные на асфальте предметы, развернитесь с наименьшим радиусом, остановитесь в заданном месте. Теперь вы можете все, вы побороли свой страх и глупые предрассудки. Дальше учитесь ездить без рук, поднимать переднее колесо и остальное. Эти умения могут вам пригодиться даже при повседневной эксплуатации.
Посмотреть урок профессионального обучения езды на велосипеде можно в следующем видео.
Как самостоятельно научиться правильно кататься на велосипеде
Велоспорт – полезное и приятное занятие. В небольших городах на этом транспорте можно бесплатно добираться на работу или до магазина. Но, к сожалению, у нас нет врожденного навыка езды на велосипеде. Некоторым уже во взрослом возрасте приходится постигать азы того, как правильно ездить на велосипеде. Бороться со страхами, учиться удерживать равновесие и познавать всю мощь железного коня.
Преимущества транспорта
Взрослый человек уже может получить права, и пользоваться машиной или мотоциклом. Зачем использовать велосипед, когда есть более быстрый и комфортный транспорт?
Ошибочно считать, что велики – это для детей и подростков. Ведь польза велопрогулок не уменьшается с возрастом. Да и добавляется несколько дополнительных приятных плюсов.
- Экономия. В сравнении с машиной или мотоциклом. Велосипед стоит дешевле, не нужно покупать гараж или место на стоянке. Не требуется заправлять бензином, проходить ежегодные техосмотры или покупать обязательную страховку.
- Мобильней. Скорость передвижения, конечно, ниже, чем на машине. Но только не в пробках. Пока что водители стоят в пробке и двигаются со скоростью пешехода, велосипедист легко объезжает пробку и быстро добирается до места. Можно срезать дорогу по переулкам и дворам. В некоторых городах есть выделенные полосы для велосипедистов.
- Простая парковка. В центре найти место для стоянки очень сложно, и иногда приходится оставлять транспорт в километре от точки назначения. С велосипедом все проще – можно пристегнуть замком к дереву, столбу или специальным платформам.
- Улучшение здоровья. Любой спорт полезен для организма, а уж тем более столь активный, как велосипедная езда. Все прекрасно понимают, какую пользу приносят велопрогулки.
- Сброс веса. Сидячий образ жизни негативно влияет на фигуру, а велосипед сможет помочь с этим. Достаточно ездить на работу и домой на этом транспорте, и фигура сразу начнет улучшаться.
Психологически велоспорт влияет на человека очень положительно. Свежий воздух, физическая нагрузка, ритмичные действия успокаивают. В результате налаживает сон и обмен веществ.
В целом польза велосипеда неоценима, осталось только научиться ездить на нем, чтобы познать всю прелесть данного спорта.
Особенности обучения езде на велосипеде взрослыми
Считается, что взрослому человеку невозможно научиться кататься на велосипеде, если он не обрел данный навык в детстве. Но это просто заблуждение.
Все ограничения в голове, и именно они мешают обучению. Чаще всего взрослому человеку стыдно учиться в солидном возрасте детскому навыку – это выглядит нелепо. Кажется неправильным. Из-за этого многие откладывают обучение, чтобы не позориться и не испытывать неловкость.
Для решения этого ограничения достаточно выбрать уединенную трассу, где нет посторонних людей. Так вам не придется думать о взглядах окружающих, и вы сосредоточитесь на обучении.
Вторая проблема – страх падения. Боясь упасть, человек слишком напрягается, из-за чего движения выходят скованными, резкими и часто приводят к падению. Вам нужно быть готовым к падениям и перестать бояться. Используйте защиту (шлем, наколеники, налокотники), чтобы избежать травм. Учитесь чувствовать, когда велосипед заваливается, и выправлять его положение.
В остальном у вас будет преимущество – мотивация. Дети не знают, ради чего учатся кататься на велике, их зачастую заставляют родители. А вы точно знаете, что хотите и готовы приложить к этому усилие.
Выбор велосипеда
Обычно ученики думают, что для начала можно взять в аренду или у друзей на время обучения. А уже потом, если получится, приобрести собственный.
Такая точка зрения имеет право на жизнь, но лучше не настраивать себя на поражение. Да и друзья могут дать неподходящий под ваши параметры транспорт. Очень часто падения и неудачи связаны с тем, что велосипед вам просто не подходит.
При выборе подходящего велосипеда нужно учитывать ваш рост. В таблице ниже вы найдете рекомендованные параметры.
На всякий случай проконсультируйтесь с продавцом в магазине, чтобы точно не прогадать.
Помимо высоты, нужно понять, сколько скоростей вам нужно. Односкоростные стоят меньше, но при этом вам придется прикладывать больше усилий, чтобы заехать на гору. Многоскоростные позволяют регулировать нагрузку, переключая цепь на звезды разного размера.
Если вы планируете кататься для удовольствия во дворе дома или по ровной дороге, тогда нет смысла в многоскоростном велике. А вот если планируете ездить по гористой местности, вам приходится возможность переключать скорость.
Подготовка велосипеда
Прежде чем приступить к тренировке, вам удостовериться, что транспорт исправен и не подведет вас в самый ответственный момент.
Для этого нужно:
- проверить работу тормозов;
- проверить давление в шинах;
- покрутить педали, чтобы определить уровень смазки целей;
- расположить сидение на комфортной для вас высоте;
- отрегулировать руль.
Во время обучения лучше опустить сидение, чтобы ноги доставали до земли. В случае опасности вы можете остановить падение, ступив на землю.
Принципы безопасной езды
Новичкам особенно важно озаботиться безопасностью и ради себя, и ради окружающих. Ответственно подойдите к тренировкам, чтобы не получить травм и не повредить чужую собственность.
Подходящее место для тренировок
Сначала вам нужно держаться подальше от дороги, чтобы не попасть под машину. Лучше всего отправиться в парк или на огороженную набережную.
Ваша цель: найти ровный участок асфальтированной дороги, желательно в безлюдном месте. Возможно придется выходить в будние дни, чтобы поймать пустые дорожки.
Отсутствие людей нужно для двух вещей. Во-первых, для безопасности, чтобы вы не врезались в прохожих. Во-вторых, для психологического комфорта – не придется переживать о том, как вы выглядите со стороны.
Ничто не будет мешать вашему катанию на велосипеде.
Специальная одежда
Подберите подходящую одежду на время тренировок. Будьте готовы, что вещь может запачкаться или порваться из-за падения.
Отдавайте предпочтение облегающим вещам, чтобы не зацепиться за части велосипеда. При выезде на трассу потребуется яркая одежда со светоотражающими полосками, чтобы автомобилисты вас замечали и объезжали заранее.
Выбирайте обувь с твердой подошвой и грубым протектором, который не будет скользить по педалям.
Защитная экипировка
Велоспорт травмоопасен, так что не относитесь слишком легкомысленно к тренировкам. В первое время вы будете с трудом контролировать поведение транспорта, и можно упасть.
Для защиты от травм используйте специальное снаряжение:
- Шлем для защиты головы при падении (может спасти вам жизнь).
- Наколенники и налокотники защитят суставы от травм (самые частые травмы).
- Перчатки спасут ладони от мозолей, да и хват на руль будет крепче.
- Велосипедные защитные очки не дадут потерять управление из-за попавшего в глаз насекомого или пыли.
Не бойтесь показаться глупым в полном обмундировании. Профессиональные велосипедисты не выезжают на дорогу без шлема, перчаток и очков. И прекрасно понимают, что это вопрос их жизни, а не просто модные аксессуары.
Этапы обучения езде на велосипеде
Получая новый навык, главное не спешить и действовать постепенно. Существует определенная последовательность, которую желательно учитывать при изучении велоспорта.
- Нужно научиться самостоятельно ездить по прямой. Овладеете этим уровнем, когда научитесь трогаться с места, уверенно ехать по прямой линии, тормозить и останавливаться по своему желанию.
- Простые трюки. Постепенно вы улучшаете свои умения, и лучше управляетесь с велосипедом. Учитесь поворачивать, ездить «змейкой» вокруг конусов, делать «восьмерку» и нарезать круги.
- Свободная езда. Полный контроль над движением велосипеда. Грамотный подбор передач и их переключение. Движение в гору и уверенный спуск с уклона. Преодоление препятствий вроде корней, «лежачих полицейских» и бордюров.
Научившийся всем этим премудростям велосипедист может отправляться в самостоятельную поездку. Основные навыки освоены, остается изучать более сложные трюки.
Как сесть на велосипед
Первым делом нужно научиться садиться на транспорт, чтобы начать движение:
- Поставьте велосипед сбоку от себя.
- Повернитесь лицом к рулю.
- Перекиньте ближайшую к велосипеду ногу через седло, и поставьте на землю с другой стороны.
- Поверните педали так, чтобы они были под углом 45 градусов.
- Опустите ведущую ногу на нее, как на ступеньку. Велосипед начнет движение.
- Садитесь на седло, и когда вторая педаль будет наверху, наступите на нее второй ногой.
- Продолжайте крутить педали, чтобы было легче держать равновесие.
С оглядкой на то, что вы новичок, можно упростить процедуру. Для этого сиденье нужно опустить на высоту, с которой вы сможете достать обеими ногами до земли. Тогда вам нужно перекинуть ногу на другую сторону велосипеда, сесть на сидение, и двумя ногами опереться о землю.
Держите равновесие
Самое главное в езде на велосипеде – держать равновесие. И именно этот момент пугает всех новичков. Им кажется, что они непременно упадут. Из-за этого боятся разогнаться, а на низкой скорости шансы упасть выше.
Побороть этот страх можно с помощью простого упражнения: езда без педалей.
Вам нужно сесть на сидение велосипеда так, чтобы ноги доставали до земли. Руки крепко держат руль, не давая ему колебаться.
Перед стартом поставьте одну ногу на педаль, а второй оттолкнитесь от земли. Вы начнете двигаться, а одна нога почувствует, как вращается педаль. Не бойтесь – вы в любой момент можете опустить стопы, чтобы предотвратить падение.
Сейчас вам нужно научиться держать равновесие в рамках неспешной и безопасной поездки. Старайтесь проехать как можно дольше по прямой линии. Равновесие удерживайте телом, а не рулем.
Научитесь удерживать равновесие, переходите к следующему упражнению.
Как правильно ездить на велосипеде
Во время езды нужно придерживаться следующих правил:
- Нельзя паниковать за рулем транспорта.
- Ровно сидите на сидение, равномерно распределив вес.
- Мышцы должны быть расслабленными.
- Равномерно распределите вес по рукам и ногам.
- Двигайтесь плавно, не совершайте резких движений – это увеличивает шансы на падение.
- Смотрите вперед на дорогу, а не под колеса.
- Первые тренировки проходят по прямой и ровной дороге.
Двигайтесь со средней скоростью, т.к. при низкой сложно удержать равновесие. А на высокой слишком высокая цена падения.
Садитесь на велосипед, и начинайте крутить педали. В прошлом упражнении вы уже научились удерживать равновесие, так что не стоит бояться. За счет кручения педалей вы просто увеличите скорость передвижения, но суть удержания баланса остается прежним.
Если вам все еще страшно, попросите знакомого придерживать велосипед за багажник во время вашего передвижения. Так учат детей, страхуя их до последнего. В какой-то момент он отпустит, и вы поедите сами.
Техника педалирования
Существуют небольшие нюансы того, как нужно правильно крутить педали:
- Вам нужно не просто давить попеременно на педали, и именно крутить их – проворачивать по кругу.
- Важна скорость педалирования (каденс). Оптимальная скорость – 60-90rpm, чтобы не уставать слишком быстро. Для учета скорости можно использовать дополнительные приспособления, к примеру Велокомпьютер SigmaSport 1600.
- Техника «танцовщица» – это педалирование стоя. Позволяет быстрее двигаться, но отнимает много сил. Используйте ее, когда нужно забраться в гору, быстро нагнать соперника или ускориться на ровном участке. При этой технике нужно использовать высокую передачу, чтобы можно было прикладывать больше сил. Низкая передача просто убьет все ваши усилия, но не даст результат.
Новичкам не нужно стремиться сразу овладеть техникой «танцовщицы», потому что в этом нет никакой нужды. Для начала научитесь просто крутить педали и не падать.
Как нужно правильно тормозить
Выберите длинный ровный участок дороги, чтобы ничего не мешало движению. На нем можно потренироваться в торможении.
Тормоза обычно расположены на руле – два рычага для двух колес. Вам нужно запомнить, какой из них за какое колесо отвечает. Это очень важно.
Во время торможения новичкам нужно использовать тормоз для заднего колеса – это безопасное торможение. Передний тормоз действует быстрее, но неопытный велосипедист может слишком резко нажать на тормоз, и после экстренного торможения перелететь через руль.
Основное правило использования – нажимать аккуратно, плавно, пока что велосипед не остановится.
Как поворачивать на велосипеде
Перед поворотом нужно сбавить скорость, чтобы уменьшить радиус движения велосипеда.
Направьте руль в ту сторону, куда планируете поворачивать. В эту же сторону должен наклонить и велосипед, и велосипедист. Несильно, буквально на несколько градусов.
Не двигайте руль слишком резко, лучше заходить на поворот заранее по широкому радиусу.
Как переключать передачи
Относится к тем, у кого велосипед с несколькими скоростями. Это очень удобно для велопрогулок по гористой местности.
Правильно подобранная передача может улучшить скорость, сэкономить силы при длительных поездках или при подъеме в гору.
Основные правила переключения скоростей:
- Переключать нужно во время движения, когда крутятся педали.
- Следите, чтобы цепь не была слишком сильно натянута во время переключения передачи.
- Переключайте скорости последовательно, не перескакивайте с самой нижней к самой верхней за несколько секунд.
Какую именно передачу выбрать зависит от ваших физических способностей и местности. Просто прислушивайтесь к своим ощущениям, и меняйте скорость, если что-то не устраивает.
Когда будете подбирать нужную скорость, нужно следить, чтобы цепь не образовывала перекосы. Достаточно посмотреть вниз, на цепь, и оценить ее расположение: она должна двигаться параллельно рамкам переднего переключателя.
Как правильно парковать велосипед на стоянке
Для сохранности вашего велосипеда нужно использовать замок. Лучше всего подходит U-lock, который назван так из-за своей U-образной формы. Его пристегивать не так удобно, как обычным замком с цепью, но и воришкам сложно снять.
Закрепляйте к устойчивым и крепким конструкциям: прочные перила, ограждения или специальные дуги для парковки велосипедов.
Как правильно ездить по склонам
Спускаться со склона нужно осторожно и соблюдая определенную технику. В зависимости от крутости наклона нужно выбрать свою тактику:
- Легкий уклон. Согните колени и локти, центр тяжести сдвиньте к заднему колесу. Смотрите на 3-5 метров вперед. Используйте оба тормоза: и передний, и задний.
- Крутой уклон. Согните руки и ноги, отодвиньтесь с сидения назад, зависнув над задним колесом. Сохраняйте минимальную скорость, просто чтобы удерживать равновесие. Используйте оба тормоза. Смотрите на метр вперед, иногда бросая быстрый взгляд вперед, чтобы заметить дерево или другое препятствие. Если появится чувство, что колесо проскальзывает, нужно чуть-чуть отпустить тормоз буквально на секунду.
- Скоростной спуск. Центр тяжести расположить над кареткой, руки и ноги согнуты. Скорость высокая, но постоянно оценивать местность вперед – 3-4 метра. В сложных местах плавно притормаживать, чтобы пройти, и потом снова разогнаться.
Старайтесь постепенно набирать крутость склона, чтобы плавно повышать сложность обучения. Работайте в проверенной местности, где устойчивая поверхность. Берите друзей с собой, чтобы в случае падения они оказали помощь.
Основные правила дорожного движения для велосипедистов
Велосипедист – участник дорожного движения, и должен соблюдать ПДД. К сожалению, не все воспринимают всерьез поездки на велосипеде, и из-за этого возникает много дополнительных сложностей и разногласий с автовладельцами или пешеходами.
Необходимо ознакомиться с основными правилами для велосипедистов, прежде чем вы начнете передвигаться на длинные дистанции.
Нарушение правил наказывается штрафами от 800 до 1500 рублей, в зависимости от правонарушения.
Алкогольное опьянение велосипедиста
Велосипед – транспортное средство, и водитель должен садиться за руль только в трезвом состоянии.
Об этом ясно написано в ПДД, пункт 2.7. За нарушение закона грозит штраф от 1000 до 1500 рублей. Прав за это не лишают, но вы рискуете своим здоровьем, отправляясь кататься в пьяном состоянии.
Сигналы поворота
У велосипедиста нет возможности фарами предупреждать окружающих о своих маневрах, так что придется делать все вручную. И при этом не нужно импровизировать – все сигналы уже продуманы, и надо использовать их.
- Поворот или перестроение направо – вытяните правую руку или согните в локте левую и вытяните ее.
- Поворот или перестроение налево – вытяните левую руку или согните в локте правую и вытяните ее.
- Остановка – поднимите любую руку вверх. Не тормозите сразу, как только поднимите руку, дайте машинам время среагировать.
Все данные жесты регламентированы пунктами ПДД 8.1-8.2.
Возраст велосипедиста
Кататься на велосипеде можно в любом возрасте, если вы не выезжаете со двора и тротуара.
Выезжать на проезжую часть и становиться полноценным участником движения можно только после 14 лет.
Дорожные знаки для велосипедистов
На велосипедах можно ездить по дороге, а значит это движение должно как-то контролироваться. Существуют отдельные знаки, предназначенные для велосипедистов.
Вы можете ознакомиться с ними ниже.
Самое главное для вас – запомнить последний, запрещающий, знак. Если увидите велосипед в красном круге, не заезжайте на территорию.
Световые приборы
По правилам ПДД (19.1) все транспортные средства в ночное время суток, а также в условиях недостаточной видимости (туман, тоннель), должны быть оснащены световыми приборами.
По отношению к велосипеду есть весьма конкретное указание: использовать фары или фонари.
Помимо этого рекомендуют использовать световозвращающие элементы, но они необязательны. За их отсутствие вас не оштрафуют, но для собственной безопасности лучше озаботиться.
Полезные рекомендации для новичков
Во взрослом возрасте постигать велосипедную науку может быть страшно, но вы получите несомненный плюс от этих знаний. После небольшой тренировки вам обязательно понравится чувствовать ветер у себя в волосах, ощущать скорость и при этом полную безопасность.
Для облегчения вашего обучения, позвольте дать несколько советов:
- Морально подготовьтесь к тому, что в первое время у вас будет плохо получаться. Вы взрослый человек, но некоторое время будете кататься хуже детей. Это абсолютно нормально, и в этом нет ничего постыдного – все начинали с этого.
- Постоянно практикуйтесь. Разучиться кататься на велосипеде невозможно, но можно растерять сноровку и навыки. Для тех, кто хочет не просто покататься во дворе, нужно как минимум раз в неделю выбираться на велопрогулку.
- Найдите наставника. Вам не нужно платить тренеру или учителю, с этой ролью справится ваш друг, который уже уверенно держится в седле. Пусть следит и страхует вас, пока что вы делаете первые движения. Самостоятельный урок может закончиться ссадинами и порезами.
- Не используйте наушники в дороге. Вы управляете транспортом, а значит нужно быть сосредоточенным. Музыка в наушниках может помешать услышать чей-то окрик или сигнал машины, из-за чего вы попадете в аварию. Не отвлекайтесь от дороги.
- Заведите аптечку и берите ее с собой. Можно найти удобные и компактные футляры, в которые помещается самое необходимое, и при этом их можно закрепить на раме или на багажнике. Никаких конкретных требований к аптечке нет, но положите бинты, спирт, перекись, жгут и т.д.
В обществе не принято считать велосипед серьезным транспортом, но не стоит его недооценивать. Соблюдайте бдительность во время движения, и не забывайте проверять своего железного друга на исправность. И тогда он вас не подведет.
Как быстро научить ребенка кататься на двухколесном велосипеде
Значительная часть навыков приобретается еще в детстве, когда идет активное познание окружающего мира. В число таких умений входит и езда на велосипеде. Управление двухколесным транспортом активно тренирует вестибулярный аппарат, благодаря которому человек способен четко ориентироваться в пространстве и быстро реагировать на изменение положения тела. Кроме этого, велосипед – это отличная закалка внимательности и реакции.
Нужно ли говорить о пользе велосипеда для здоровья? Наверно, все-таки стоит, ведь равномерные физические нагрузки просто незаменимы для организма юного исследователя. Доказано, что дети, которые начинают еще в раннем детстве кататься на велосипеде, быстрее справляются с болезнями, более активны и жизнерадостны.
Однако хорошо и правильно ездить на велосипеде – это дело тщательных тренировок, тернистый путь через падения, виляния, «непослушности» велосипеда. Дети, хоть и быстрее осваивают велик, чем взрослые, но на преодоление всяческих трудностей им не хватает терпения. Именно поэтому c первых катаний роль инструкторов и «живых примеров» должны играть родители. Сегодня рассмотрим, как научить ребенка кататься на велосипеде и через какие стадии надо пройти.
Первые поездки: готовим экипировку
Теоретически дитя может садиться за велосипедный руль в 2,5-3 года. Однако в этом возрасте ребенок учится активно двигаться: бегать, прыгать, кувыркаться. Давайте дадим ему завершить начатое дело, а уж после начнем приобщать к велику. Оптимальные срок начала подготовки – от 4 лет. Пол ребенка значения не имеет. К велосипеду одинаково готовы и мальчики, и девочки.
Чтобы заинтересовать чадо тем, как ездить на велосипеде, хорошо показывать им живой пример – себя верхом на байке. В крайнем случае, можно периодически проигрывать видеоролики спокойных покатушек, лучше всего детских. Не нужно принуждать ребенка к катанию. Он должен захотеть сам. Вероятность того, что не захочет, незначительная – велик всегда привлекает детский глаз, и каждому хочется поймать ощущение полета и скорости!
Вряд ли ребенок осознает, что катание сопряжено с падениями и травмами, поэтому позаботиться о безопасности езды чада – дело взрослых. Для защиты уязвимых частей тела: головы, рук и ног – нужно прикупить соответствующую экипировку. Безопасность голове обеспечивает велосипедный шлем – специальное приспособление, которое надевается на голову и фиксируется по ее размеру. Шлем должен не только обеспечить защиту, но и быть удобным. Основные критерии по выбору шлема:
- Прочность и легкость.
- Четкая фиксация на голове.
- Отсутствие давления на виски, лоб и заднюю часть.
- Хорошая вентиляция.
Детский шлем необходимо тщательно примерять, он должен отвечать всем вышеперечисленным требованиям.
Детский шлем: надежный, удобный и красивый
Когда будете учить ребенка кататься, помните, что сначала он будет, скорее всего, падать с байка. Чтобы сгладить негативный эффект падения, обеспечьте защиту рук и ног с помощью налокотников и наколенников. Детские варианты свободно продаются в любом спортивном отделе или специализированном веломагазине. На примерке главное – определить, что они не давят, не стесняют движения рук и ног, а также полностью закрывают области локтевых и коленных суставов. И, конечно, обувь: она должна быть закрытой и удобной. Идеальны в этом деле кроссовки.
Разновидности детских велосипедов
А теперь подойдем к самому главному в вопросе «как научить ребенка кататься на велосипеде?» – выбору велосипеда. Варианты детских великов:
- Трехколесный, без цепи, «переднеприводный».
- Беспедальный велосипед, «велосамокат».
- Двухколесный байк с дополнительными колесиками сзади.
- Полноценный детский велик, «взрослый в миниатюре».
Велосипед с тремя колесами – одно спереди и два сзади. Педали вращают переднее колесо. Он устойчив, и все, что требуется от ребенка – это маневрировать и поворачивать только с помощью руля. Такой вариант может отлично подойти на самом первом этапе, ведь научиться кататься на нем совсем просто. Освоить такой велик ваше чадо сможет за два, максимум три, дня. Конечно, это самый безопасный вид байка, но куда интереснее гонять на двух колесах! Покупать «три колеса» специально не стоит, лучше взять напрокат.
Велик без педалей представляет собой двухколесную конструкцию с седлом и рулем. Педалей нет, приводится в движение отталкиванием ног от земли. Такой тип велосипеда тренирует у ребенка способность держать равновесие, правда, скорость и управляемость у него не очень хорошие. Стоит ли его покупать специально? Вряд ли. Гораздо лучшим вариантом будет приобрести ребенку полноценный велосипед и на время скрутить с него педали.
Нестандартный подход: детский байк без педалек
Для безопасности передвижения существуют дополнительные колеса, которые устанавливаются сзади. Их можно купить на всякий случай, но, по возможности, не ставить, иначе ребенок к ним привыкнет, а потом не научится ездить без них. А ведь все прелести движения проявляются на двух колесах, без посторонних наворотов.
Выбор детского велосипеда – ответственный момент, особенно для ребенка. Он должен подойти ему по размеру, быть в отличном техническом состоянии и красиво выглядеть. Да-да, дети это любят. Перед катанием отрегулируйте седло и руль по росту, так, чтобы ноги свободно могли вращать педали и доставать до земли, а руль и собственные руки ребенка не перекрывали ему обзор.
Правила вождения двухколесного коня
Для начала стоит показать ребенку, как пользоваться тормозами и поворачивать рулем. Обычно начинающие ездоки очень сильно им вращают вправо-влево, из-за чего велосипед заваливается. Начинать кататься нужно сначала по прямой траектории, в местах, где не будет людей, машин и препятствий. В начале движения нужно оттолкнуться от земли одной ногой, после чего сразу начинать крутить педали. Смотреть строго на дорогу, а не на переднее колесо и, тем более, ноги.
Вряд ли получится у ребенка овладеть этим сразу, пойдет серия проб и ошибок, сопряженных с падениями. Конечно, это неизбежно, но задача взрослого – свести падения к минимуму, правильно настраивать положение рук, ног и головы. И, конечно, ободрять. Будьте терпеливы, иначе ребенок может не захотеть больше кататься.
При обучении придерживаем велик
Распространенная ошибка у детей – это снижение скорости и слабое кручение педалей. Выдержка равновесия на низких скоростях приходит с опытом, а сначала это получается только на скорости. Убедите ребенка, что опасности нет, пусть крутит педали, а вы всегда рядом, страхуете от падений. Зачастую приходится вообще держать велосипед, пока ребенок едет. Ничего страшного, по мере набора у него уверенности, поддержку можно будет ослаблять.
Почему смотреть лучше всего прямо? При таком положении головы дорога воспринимается безопасней, ведь она видна заранее. Более того, баланс на двухколесном велосипеде лучше выдерживается при равномерном распределении всех частей тела относительно рамы, и голова не исключение.
Как отточить мастерство катания
Меньше недели потребуется, чтобы научить ребенка достаточно быстро кататься для выдержки равновесия. Далее последует просто совершенствование катания: повороты, объезды препятствий, развороты, изменение скорости. В процессе активной езды оттачиваются и навыки торможения: юный велосипедист уже сам начнет чувствовать, где можно разогнаться и когда начинать нажимать на тормоз.
Усложняем «трассу»: добавляем повороты. Сначала объясняем ребенку, что руль играет только частичную роль при маневрировании, и придется немного наклонять корпус в сторону поворота. Следим за величиной наклона и находимся рядом, чтобы вовремя поддержать велик, если он начнет заваливаться. Начать надо с поворотов большого радиуса, а потом постепенно уменьшать его. Лучше всего демонстрировать эти действия на своем велосипеде: глаза детей, как губки, очень хорошо впитывают информацию.
Обучение катанию на собственном примере – хороший тон!
Как только повороты освоены, добавляем разворот, круги, змейки и восьмерки. В общем, на что хватит фантазии. В принципе, заинтересованный ребенок сам начнет выдумывать «дорожные кренделя». Главное, чтобы сильно не падал.
Отрабатываем изменения скорости. Встаньте на пути ребенка и дайте ему задание затормозить прямо перед вами. На свободном прямом участке отличным упражнением будет максимальный разгон. Можно даже устроить небольшие соревнования для самого ребенка, подстроить его так, чтобы он обогнал. Также полезно обучить езде накатом: так вестибулярный аппарат тренируется еще лучше, а для равновесия не обязательно всегда педалировать.
Езда под горку и со склона вниз научит ребенка кататься по пересеченной местности в дальнейшем. Если велосипед скоростной, то взрослому самое время объяснить, как и когда переключать передачи. Движение вниз с горы позволит ребенку почувствовать тормоза: когда их зажимать сильнее, а когда можно ослабить.
Сложно ли учить ребенка езде на велосипеде? Вряд ли, дети очень хорошо принимают новое. Да, нужно будет немного потерпеть и повозиться, но результат того стоит. Со временем юный велосипедист освоит свой транспорт как пять пальцев, и станет вам настоящим попутчиком!
Источники:
https://vplate.ru/velosiped/kak-nauchitsya-katatsya/
https://vplate.ru/velosiped/nauchit-rebenka/
https://vplate.ru/velosiped/nauchitsya-vzroslomu/
https://legkonauchim.ru/sport/kak-nauchitsya-katatsya-na-velosipede
https://velofans.ru/sovety/kak-bystro-nauchit-rebenka-katatsya-dvuhkolesnom-velosipede