Зимой на велосипеде: подготовка и особенности езды
Наступление зимы для многих является сигналом того, что приходит конец их привычным развлечениям, пикникам на природе и прочим привычным действиям, характерным для теплой поры. Многие думают, что и езда на велосипеде зимой также достаточно проблематична, но практика показывает, что это спорно. Cейчас на рынке находится множество современных велосипедов предназначенных именно для катания по непростым снежным преградам.
Сначала может показаться, что кататься зимой на велосипеде — это сомнительное занятие «на любителя», ведь мало кому понравится езда с ветерком, когда на улице чуть теплее, чем минус 30. На самом деле можно отлично провести время, если предусмотреть не только хороший велосипед, но и теплую подходящую одежду.
Необходимая одежда
Правильная одежда является обязательным атрибутом многих зимних развлечений, вроде лыж, сноуборда и прочего. Езда на велосипеде не стала исключением. Однако многие новички часто допускают одну и ту же ошибку — они надевают на себя слишком много теплых вещей, наивно полагая, что таким образом смогут обезопасить себя от холода. Ошибка заключается в том, что катание на велосипеде представляет нагрузку для организма, поэтому выделяется тепло, которое само собой греет тело человека. Естественно, обильно выделяется пот, после чего может наступить переохлаждение и обезвоживание всего организма.
Многие люди советуют подбирать одежду таким образом, чтобы сначала вам было немного холодно, когда вы только начинаете крутить педали. Буквально через 5-10 минут вы уже почувствуете заметное тепло, но оно будет умеренным, позволяющим ездить с достаточным комфортом. Рассмотрим более подробно те вещи, которые обеспечат нам комфортную езду на велосипеде в зимнее время.
Нижняя одежда
Выбирая материал для низа стоит понимать, что штаны должны в любом случае оставаться сухими, вне зависимости от степени нагрузок и продолжительности езды. Именно поэтому, хлопковые вещи категорически не подойдут, ведь они будут впитываться в себя выделяющийся пот, оставаясь при этом мокрым. Естественно, ноги очень быстро замерзнут, что совершенно нам не нужно. Таким образом, нужно покупать одежду из полиэстера, нейлона или любого другого влагопоглощающего материала.
Верхняя одежда
Куртка является очень важным атрибутом в зимнем катании, поэтому нужно выбирать ее с особой тщательностью. У нее должен быть достаточно длинный подол и рукава, но она не должна стеснять ваших движений, поэтому пуховик лучше отбросить в сторону. Также очень важно наличие вентиляции, ведь необходимо, чтобы выделяющийся жар куда-нибудь уходил, а не циркулировал под полами куртки.
Сейчас выпускаются специальные велосипедные дождевики, которые позволяют защитить человека от мокрого снега и дождя. Особенностью таких курток является наличие двух молний — сверху и снизу. Можно расстегнуть нижнюю молнию, давая тем самым выйти лишнему теплу, а верхняя часть будет согревать грудь и руки.
Головной убор
Голова является одним из наиболее уязвимых мест, ведь никакие нагрузки не способны уберечь ее от холода. Конечно, пот будет выделяться , но это скорее минус, ведь это также может спровоцировать переохлаждение.
Можно взять с собой шарф, чтобы обмотать им шею и часть лица, т.е. при высокой скорости на морозе оно переохлаждается быстрее всего.
Перчатки
Еще одним уязвимым для холода местом, помимо лица, считаются кисти рук. Поэтому нужно приобретать специальные перчатки для езды в зимнее время или обычные перчатки для сноуборда. Важно, чтобы они не мешали управлять скоростями вашего байка.
В продаже есть рукавицы, имеющие три пальца. Внешне они напоминают клешню лобстера, но эстетика в данном случае совершенно неважна. Один отсек предназначен для большого пальца, а два других для остальных пальцев, что позволяет сохранять теплоту рук, ведь пальцы будут соприкасаться друг с другом.
Обувь
Ноги во время езды должны находиться в комфортной температуре, поэтому подбирать обувь следует на один размер больше, чтобы можно было одеть теплые шерстяные носки.
Особенности езды на велосипеде в зимнее время
После обильных снегопадов становится невозможным узнать привычную дорогу. Даже если в летнее время на ней не было выбоин и ям, то зимой ровная поверхность превращается в нечто неровное и ассиметричное. Понятно, что по таким дорогам ездить зимой довольно тяжело, ведь велосипед не обладает той устойчивостью, которая есть у автомобилей. Если вы не позаботитесь о смене шин на те, у которых протектор шире, то о езде можно забыть. Есть и шипованные шины, но их использование целесообразно при езде по замершим водоемам, где преимущественно преобладает лед.
Естественно, нужно оснастить свой велосипед фарами — спереди и сзади, т.к. зимой темнеет рано, а также дополнительным светоотражательными элементами, чтобы другие участники движения хорошо видели вас. Кстати, к вопросу об одежде — она также должна быть достаточно ярких цветов, которые не сливаться с окружающими оттенками.
Преимущества езды зимой
Несмотря на все неудобства, связанные с достаточно низкими температурами и большим количеством одежды, катание на велосипеде зимой обладает рядом неоспоримых преимуществ:
- В зимнее время нет назойливых комаров, мух и прочих насекомых, которые доставляют немало хлопот при летней езде.
- Осадки в виде снега намного более приятны, чем летний дождь.
- Шины меньше изнашиваются, ведь снег намного мягче, чем асфальт.
- Вопрос ухода за велосипедом также немаловажен. Летом очень много пыли и грязи, поэтому для помывки требуется немалое количество времени, а зимой достаточно лишь вытереть снег с рамы и колес.
- Зимой потеешь меньше, чем летом, поэтому жажда не такая сильная.
- Самое элементарное — падать на снег не так больно, как на жесткий асфальт.
- Зимой многие бордюры и бревна скрыты под снегом, представляя собой лишь небольшие бугорки, поэтому можно развивать куда большую скорость, не обращая внимания на препятствия. Естественно, и адреналина выделяется больше, поэтому любители острых ощущений наверняка оценят такую возможность.
- В вечернее время зимой на улицах не так много народу, поэтому у велосипедиста оказывается больше простора для его маневров.
Конечно, это далеко не полный список возможных преимуществ, которые сопровождает зимняя езда на велосипеде, но стоит сказать и о некоторых недостатках. Все-таки в эту пору достаточно холодно, поэтому о долгих велосипедных прогулках можно забыть. К тому же зимой дороги посыпают солью и реагентами, которые негативно сказываются на раме и колесах байка.
Требования к велосипеду
Чтобы зимой кататься с достаточным комфортом, необходимо, чтобы ваш велосипед соответствовал определенным параметрам и требованиям. Все-таки зима вносит свои коррективы во все, что выражается в работе основных механизмов байка. Смазка становится намного гуще, что сказывается на нормальной работе всех соединительных узлов. Кроме того, из-за низких температур начинает густеть и масло в амортизаторах, поэтому езда значительно усложняется.
Чтобы это не допустить, нужно перед зимним сезоном провести небольшие подготовительные работы. Масло в амортизаторах следует заменить на специальное, предназначенное для зимнего времени. Если в конструкции присутствуют эластомеры, то их следует сменить на пружины достаточной жесткости.
Велосипед для зимы должен быть оснащен гофрами, которые скрывают область, где находятся ноги. Кроме того, есть определенный перечень необходимого для нормальной зимней езды, о чем и пойдет дальше речь.
Крылья
Зимой грязи намного меньше, чем летом, но это не значит, что ее вовсе нет. Особенно много ее на проезжей части, поэтому необходимо позаботиться о крыльях для своего велосипеда. Из-под колес будет лететь вода и мокрый снег, поэтому такая защита просто необходима. Можно приобрести вполне обычные крылья без изысков, лишь бы они выполняли свою главную задачу — защищали велосипедиста от летевшей в него грязи.
Сумка или рюкзак
Если вы любите долгие вылазки на велосипеде, то вам наверняка понадобится сменная одежда, а также определенный запас воды и продуктов. Естественно, все это надо где-то хранить, поэтому с собой нужно выбрать рюкзак с лямками, который можно накинуть через плечи, или сумку.
Можно зимой оборудовать велосипед багажником, но такая конструкция является довольно громоздкой, а нам необходимо, чтобы на байке было минимум лишних составляющих. К тому же такой багажник может стать помехой в движении на проезжей части, ведь автомобили будут находиться к вам в непосредственной близости.
Запас продуктов и воды
Зимой складывается впечатление, что жажда практически отсутствует, но это обманчивое впечатление. Все-таки езда на велосипеде представляет собой нагрузку для организма, поэтому он может обезвоживаться, даже если на улице отрицательная температура. Именно поэтому, с собой всегда нужно возить пару литров чистой воды.
Также в дальней дороге необходимо делать перерывы на перекус, восполняя тем самым затраченную энергию. Кроме того, пища является дополнительным источником тепла, поэтому нужно брать с собой достаточное количество калорийных продуктов.
Как ездить на велосипеде зимой?
Езда на велосипеде в зимнее время немного отличается от летних заездов, поэтому нужно знать основные правила, позволяющие избежать неприятных ситуаций:
- При езде следует держаться максимально далеко от обочины. Дело в том, что зимой туда сгребают весь снег, который может в дальнейшем подтаивать, образуя ледяную корку. Естественно, что эта область является участком повышенной опасности.
- Если вы находитесь на проезжей части, то вы можете подавать сигналы руками другим водителям, если вы хотите куда-то повернуть или перестроиться.
- Ездить на велосипеде нужно в расслабленном состоянии, а то любая выбоина может просто выкинуть вас «из седла».
- Следите за дорогой, избегая участков с подтаявшим снегом. Ночью такие участки покрыты льдом, поэтому в утреннее время нужно быть особенно внимательными.
Что делать после катания?
После каждой прогулки на велосипеде зимой на нем остается достаточно внушительный слой снега. Все люди поступают по-разному в таком случае. Кто-то оставляет свой байк в покое, дав снегу самому растаять. Кто-то сразу берется за тряпку, начиная усердно счищать налипшую мокрую жижу, а кто-то и вовсе моет свой велосипед под душем, как любимое дитя.
- Рекомендации: как хранить велосипед зимой.
Если делать так, как описано в первом случае, то таявший снег будет попадать в различные труднодоступные места велосипеда, неся с собой соль, грязь и прочие элементы, повреждающие узлы байка. Если мыть велосипед под водой, то она может попасть на подшипники, что существенно снижает их эксплуатационный срок.
Чтобы велосипед в зимний период был в нормальном состоянии, следует соблюдать следующие рекомендации:
- Ни в коем случае нельзя мыть велосипед перед самой ездой. Вода может попасть в тросовый привод, а на морозе она и вовсе застынет, выведя таким образом из строя систему переключения.
- Не нужно сразу заносить велосипед с улицы домой. Лучше всего подержать его какое-то время в подъезде, за одно очистив его от снега с помощью тряпки.
- Если вы катались по дорогам, то на велосипеде наверняка остались соли. В таком случае, лучше аккуратно промыть раму байка специальным автомобильным шампунем.
- После всех водных процедур, велосипед необходимо смазать. Как правило, смазывают цепь, пружину переключателей и рубашки.
Если соблюдать эти довольно нехитрые правила, то можно на порядок продлить срок службы своего велосипеда. Благо, что особых затрат в плане финансов такой уход не требует, поэтому можно скопить немного денег на какой-нибудь апгрейд для своего двухколесного друга.
Как выбрать одежду для горного велосипеда?
Г орный велосипед разительно отличается от шоссейного внешним видом, поэтому имеет смысл и велосипедисту приобрести неповторимый внешний вид. Никто не запрещает носить обтягивающие или мешковатые туристические шорты, когда катаетесь не по тротуару. Но вы с большим удовольствием проведете время, путешествуя на горном велосипеде, если наденете специальную защитную одежду, которая подойдет везде, где бы вы ни ехали.
Защита – основополагающий момент. Помимо советов по выбору специальной одежды, данная статья включает некоторые фишки, которые стоит иметь ввиду, при поездке на горном велосипеде.
Шорты и подкладки для горных велосипедов
Подкладка: подкладка, вшитая в шорты для горного велосипеда, может быть слегка тоньше, чем у у шорт для шоссейного велосипеда, так как при поездке положение велосипедиста постоянно варьируется.
Большинство подкладок можно отстегнуть, что дает преимущество покупать нижнее сменное белье для езды на велосипеде – мягкие эластичные шорты. (Обратите внимание на тот факт, что независимо от выбора, не надевайте неприспособленное для езды на велосипеде белье, иначе неизбежно раздражение кожи.) В конце концов, это личное мнение каждого по поводу выбора специального белья или вшитой подкладки.
Одежда из джерси для езды на горных велосипедах
Перчатки для поездки на горном велосипеде
Утепленная одежда для поездки на горном велосипеде
Велосипедные куртки
Среди верхней одежды не найти огромного разнообразия моделей для горных велосипедов. Самое главное их отличие от моделей верхней одежды – более надежные ткани. Также, необходим особенный для езды на велосипеде дизайн, так как он обеспечивает лучшую защиту от ветра, и скроен таким образом, чтобы было более комфортно в области предплечья при наклоне вперед. Еще необходим капюшон, подходящий к шлему.
В обязательном порядке необходима водонепроницаемая дышащая куртка для более надежной защиты. Для поездок на короткие расстояния в пасмурную погоду некоторые велосипедисты предпочитают взять с собой дождевик, который складывается до небольших размеров и способен поместиться в карман свитера.
Трико и брюки для езды на велосипеде
Велосипедными трико, большинство которых имеют подкладку, можно заменить обтягивающие шорты в холодную погоду. А пара дышащих брюк, такого же качества, как у выше описанных курток, спасут в сырую погоду.
Теплоизоляционный слой
На середине подъема вы почувствуете, что пот впитывается, и почувствуете тепло – то, что нужно от нижнего белья и легкой флисовой куртки. Не надевайте хлопковые вещи: шерсть, полипропилен и нейлон подойдут лучше.
Утеплители для рук и ног и головные уборы
Утеплители для рук, утеплители для ног и шапка или бандана – универсальные детали одежды, так как их легко надеть и снять при изменении погодных условий в течение поездки.
Обувь для езды на велосипеде
По теме: Лучшие педали для горных велосипедов
Передвижение пешком: в процессе занятий ездой на горном велосипеде, необходимо решить, сколько вы будете ходить пешком. Резиновая ребристая подошва помогает сделать ходьбу по тропинкам и преодоление препятствий более приятными (новички будут заниматься этим очень часто). А если вдруг велосипед выйдет из строя, то и в этом случае придется идти пешком.
Эффективность езды на велосипеде: жесткая обувь для поездки по пересеченной местности создана для более эффективной езды, но в ней очень трудно ходить. Данная обувь обычно имеет больше клапанов для проветривания, чем более мягкие уличные модели.
Водонепроницаемость: Для сырых, холодных условий рассмотрите обувь с водонепроницаемой подкладкой. Еще одно предложение – купить пару бахил.
Шлемы для езды на горном велосипеде
По теме: 13 лучших велосипедных шлемов
Наколенники и защита для катания на горном велосипеде
Рюкзаки для поездки на горном велосипеде
Можно ли кататься на велосипеде зимой
Многие из тех, кто читает эту статью, задумывались над такими вопросами, как: не опасно ли ездить зимой на велосипеде? А не случится ли что-нибудь с велосипедом? Как подготовить велосипед к зимним поездкам? Как ездить по гололёду и снегу? Какие тонкости нужно учесть, в такой велопрогулке?
Ездить на велосипеде зимой – не опасно, а очень полезно и увлекательно! Ниже я отвечу на возможные вопросы и дам советы, чтобы зимние поездки принесли положительные эмоции и хороший опыт!
Опасно ли ездить на велосипеде зимой?
При правильном подходе – зимний велоспорт безопасен и сравним с обычной ездой в тёплую погоду по сухому асфальту. Есть некоторые тонкости, которые требуется соблюдать во время езды и учитывать при выборе экипировки. Кто-то считает, что велосипед — летнее средство передвижения, которое абсолютно не совместимо с зимой. Из всех, кого я знаю, так говорили лишь те, кто ни разу не пробовал этого. Кто решился на это, последующие зимы активно катаются по городу и городским паркам.
При разумном подходе – абсолютно безопасно ездить зимой на велосипеде, но требуется учесть некоторые особенности.
Опасен ли холод и как подготовить велосипед к зиме?
Велосипед – простой технический механизм, который без каких-либо последствий способен выдержать самую морозную погоду (есть некоторая тонкость с гидравлическим тормозом, старые модели могут испортиться в морозную погоду, но те, что ставятся на современные велосипеды способны выдержать «русскую» зиму).
При температуре менее 15 — 20 градусов выезжают опытные райдеры, которые знают свои способности и способности своего велосипеда.
Для любителей я бы назвал «комфортной» температуру до — 15 градусов. При такой температуре – с любым велосипедом не будет каких-либо проблем. Единственное, что происходит – густеет смазка на тросикахв подшипникахпереключателе и т.д. Из чего следует, что могут более туго переключаться скоростинажиматься тормоз. Для того чтобы минимально ощутить данную проблему – следите, чтобы все жизненно важные элементы велосипеда были смазаны (желательно раз в месяц «обновлять» смазку). Амортизированная вилка тоже становится менее «мягкой» на холоде, что также требуется учесть.
Давление в колёсах нужно сделать послабее, чтобы было хорошее сцепление со снегом и льдом, покрышку стоит поставить «позубастее», в противном случае она будет скользить и пробуксовывать. Зимой рано темнеет, а в тёмное время суток лучше использовать фонари, что позволит видеть вам и вас.
Холод для велосипеда не опасен, если он подготовлен к зиме:
- Следите за смазкой
- Сделайте давление в шинах слабее (от 1.5 до 2.0 атмосфер)
- «Зубастая резина»
- Оснастите велосипед фонарями
Особенности езды на велосипеде по гололёду и снегу
Зимой требуется аккуратность, когда на дорогах встречается лёд. Стоит понимать, что сцепление у колёс заметно хуже, чем летом, и тормозной путь увеличивается.
Тормозить лучше, нажимая на оба тормоза, но сначала нажимайте на задний тормоз, а уже затем, с меньшей силой, на передний! Для сохранения устойчивости, не вдавливайте ручку «до упора», аккуратно подтормаживайте, не давая заблокироваться колесам.
Не стоит тормозить на поворотах, требуется сначала замедлиться, а уже потом начинать поворачивать. На тормозных колодках может скапливаться влага и их требуется чаще «просушивать». При повороте нужно стараться не наклонять велосипед, ведь на скользком участке он может выскользнуть в сторону.
В гололёд, движения должны быть плавными, требуется крайняя осторожность, а лучше избегать таких участков.
Езда по рыхлому снегу – хорошая фитнес тренировка! В этом может помочь только выносливость, накаченные ноги и энтузиазм.
Скорость на переключателе поменьше, педали крутим быстрее и вперёд! Темп езды требуется подбирать индивидуально, он должен быть умеренно быстрый, чтобы не замёрзнуть.
При езде на скользких участках требуется максимальная аккуратность и плавность движений:
- Тормозите, зажимая оба тормоза, но обязательно, сначала нажать задний тормоз, а затем, с меньшей силой, передний
- При торможении не допускайте полной блокировки колёс
- Чаще «просушивайте» тормозные колодки
- Поворачивайте плавно, стараясь не наклонять велосипед
- При езде по рыхлому снегу – поставьте маленькую скорость на переключателе и с равномерным усилием, не останавливаясь, крутите педали
- Подберите для себя оптимальный темп езды (под каждый тип поверхности)
Выбор одежды – важнейший элемент в велосипедной прогулке в холодную погоду. Если оденетесь тепло – есть возможность быстро вспотеть, если оденетесь холодно – можно замёрзнуть. Этому вопросу требуется уделить большее внимание, и для него требуется отдельная статья, с которой вы познакомитесь позднее.
Спасибо за внимание, особенно тем, кто прочитал до конца! Круглогодичного сезона и попутного ветра!
Автор: Андрей Румянцев — Омни спорт-лидер Велоспорта
Как безопасно и комфортно ездить не велосипеде зимой
Вопреки различным сложностям зимой кататься на велосипеде можно. Но придется уделять больше внимания безопасности. Также потребуется специальная экипировка.
Правила езды
Чтобы зимние прогулки на велосипеде не были проблемными, нужно учитывать особенности передвижения в холодное время года. Речь идет о соблюдении следующих правил:
Отказаться от высоких скоростей и резких поворотов. Это одно из главных правил движения по заснеженным и покрытым льдом дорогам. В таких условиях резкие повороты могут привести к сильному заносу и падению. Двигаясь с большой скоростью, можно неожиданно оказаться на скользком снегу. Итогом станет потеря контроля над движением велосипеда. Тормозной путь в такой ситуации увеличивается почти вдвое. По этой причине перед участками наледи и скопившегося снега лучше притормаживать.
- Не допускать езды под боковым уклоном. Если на пути встретились участки, которые по-другому преодолеть нельзя, то лучше остановиться и пройти эту часть дороги пешком.
- Поддерживать тормоза в состоянии готовности. Каждые 10-20 мин. нужно легко нажимать на тормоз во время движения. Колодки сначала начнут проскальзывать, но потом установится хорошее сцепление с дисками. При полноценном торможении замедлять движение лучше мягко и прерывисто, иначе можно уйти в занос. Начинать лучше с заднего колеса, постепенно подключая передние колодки.
- Держать дистанцию и обозначать повороты. Если приходится ехать за автомобилем, то не стоит двигаться слишком близко к объекту. В противном случае можно не рассчитать тормозной путь из-за скольжения и попасть в аварию. В зимний период безопасная дистанция с запасом очень важна. Также необходимо всегда показывать направление своих поворотов водителям, двигающимся сзади.
- Не менять передачу на сильном морозе. Обледеневшая цепь может соскользнуть на другую шестерню без переключения. По этой причине в сильный мороз и гололед лучше ехать на одной удобной скорости, не пытаясь ее переключить.
- Сцепление с педалью. Важно позаботиться о том, чтобы ноги не соскальзывали во время движения. Для этого нужна надежная фиксация, вдавливающая подошву обуви в педаль.
- Установить зимнюю резину. Это необходимо для снижения риска заносов и скольжения велосипеда. Лучше купить шипованные покрышки. Выбор можно делать между двухрядными и многорядными моделями. В первом случае установлены два ряда шипов по краям покрышки. Они подходят для езды по тонкому льду/небольшому слою снега и стабилизируют положение колеса во время движения. Многорядные покрышки (4 и более ряда) нужны для суровых зимних условий. Они тяжелые, из-за чего развить высокую скорость будет трудно.
- Поставить крылья от грязи. При активной езде без крыльев на одежду попадают многочисленные частицы снега и грязи. Если маршрут долгий, то через время куртка сзади станет мокрой. Устанавливать нужно надежные полноценные крылья на оба колеса. От укороченных вариантов лучше отказаться.
- Установить амортизаторы с минимальной амплитудой или убрать их. При обилии снега и льда на улице амортизаторы дают негативный эффект – вместо стабилизации они понижают предсказуемость управления. На сложных участках маршрута велосипедист может даже упасть. Лучшим вариантом для активных зимних поездок будет Ригид. Это велосипед, на котором нет амортизационных вилок.
- Использовать только дисковые тормоза. На зимних маршрутах с обилием снега себя хорошо показало торможение, выполняемое за счет сжатия внутри колеса. Именно так работают дисковые тормоза. Системы, сжимающие обод, не дают нужного эффекта в зимний период: при сильном морозе и гололеде они могут проскальзывать, теряя сцепление с поверхностью колеса.
Важно! Основой безопасного движения на велосипеде зимой является максимальная стабилизация, умеренная скорость и осторожное поведение на трассе.
Сложности передвижения
Основные минусы движения в зимний период – это проскальзывание и потеря управления на неровных снежных участках. Точно предугадать, каким будет маршрут нельзя, поэтому всегда остается риск неожиданного скольжения.
Такая проблема особенно опасна, если приходится ехать на трассе или спускаться с горки.
Есть еще несколько ощутимых минусов зимнего движения:
- Плохие условия передвижения на проезжей части. Велосипедисты обычно двигаются по крайней правой линии трассы. Часто именно там остаются грязные снежные массы после уборки дорог. Это затрудняет движение.
- Припаркованные возле тротуара машины. Такая преграда вынуждает поворачивать влево, где более активное движение и выше риск столкновения.
- Зимние пробки. Когда при сильном снегопаде образуются заторы на дорогах, машины часто прижимаются к правой части трассы, сужая или почти блокируя свободное пространство для движения велосипедистов.
- Снегопад. При обильном падении снега двигаться на велосипеде некомфортно. Приходится искать протоптанные дорожки. Но сложность в том, что по ним ходят люди, и велосипедисты вынужденно съезжают в снег при встрече с пешеходом. Можно останавливаться, но периодические паузы ощутимо снизят удовольствие от поездки.
- Повышается риск падения. Приземляться на снег – это не так рискованно, как падать на асфальт. Но всегда остается вероятность неудачного падения.
Помимо различных сложностей, связанных с процессом передвижения, есть и другие проблемы, заслуживающие внимания. Речь идет о таких сложностях, как:
- Быстрый износ велосипеда. Отрицательные температуры и химические составы, которыми покрываются дороги, оказывают негативное влияние на механизмы велосипеда. Ломаются кассеты, цепи и к весне в негодность приходят тросики скоростей. В некоторых случаях за один холодный сезон изнашиваются переключатели.
- Замерзание велозамка. Здесь все очень похоже на ситуацию с автомобилем. Если велозамок замерз намертво, то придется поливать его кипятком. Чтобы снизить риск подобного сценария, лучше сделать выбор в пользу замка с ключом, отказавшись от моделей с кодом.
- Грязь от велосипеда в квартире. После поездки по зимним дорогам на колесах остаются снег, реагенты и частицы грязи. Мыть велосипед на улице в мороз сложно, поэтому все накопленное в пути попадает в дом. Остается только подстелить газеты или другие материалы под сохнущий велосипед.
- Риск обострения. Интенсивное вдыхание морозного воздуха может привести к ухудшению состояния людей, страдающих астмой. Также повышается риск воспаление гланд и возникновения проблем с суставами.
Справка! Некоторые велосипедисты настолько любят зимние заезды, что покупают отдельный байк для сезона холодов. Это делается для того, чтобы можно было ездить где хочется, не переживая об износе велосипеда.
Экипировка для зимы
Чтобы езда на велосипеде в сезон холодов была безопасна и комфортна, нужно правильно подбирать одежду.
Важно! Зимой стандартный звонок замерзает и перестает работать. В период холодов лучше установить на велосипед дудку.
Зимняя экипировка состоит из нескольких слоев:
- Нижний слой. Это всегда термобелье. Если подобрать правильный комплект, то пот будет проходить наружу. При этом уровень теплоизоляции не снизится.
- Средний слой. Это велоформа. На зиму подойдут шорты с памперсом, надетые поверх термобелья, и футболка с длинным рукавом. Если остается ощущение холода, можно надеть еще одну велофутболку или флисовую кофту.
- Верхний слой. Основная его задача – это защита от ветра. Начать можно с обтягивающего лыжного трико с непродуваемым передним слоем. Сверху необходимо надеть куртку. Лучший вариант – это мебмранная модель, но подойдет и обычная ветровка. В особо сильные холода можно надеть лыжную жилетку с дышащей спиной.
- Перчатки. Лучше выбирать специальные модели для зимних велопрогулок. Но можно остановить свой выбор и на стандартных спортивных перчатках. Главное, чтобы они полностью закрывали кисти и были непродуваемые.
- Обувь. В этом случае выбирать нужно основательно. Стандартные модели могут оказаться недостаточно теплыми для людей с плохим кровообращением в области стоп. Искать нужно среди трекинговых ботинок с утепленным носком. Если ноги все равно мерзнут, стоит надеть специальные бахилы, хорошо удерживающие тепло.
- Шапка. Можно использовать спортивные флисовые шапочки, закрывающие уши, или плотную балаклаву. Если на маршруте есть потенциально опасные участки, то необходимо надевать шлем. Мерить его нужно поверх шапки.
- Очки. Нужны для защиты глаз от холодного ветра. Подойдут как горнолыжные модели, так и очки для мотоциклов. Важно обратить внимание на материал дужки – он не должен замерзать.
Внимание! Зимой лучше брать с собой специальную тряпочку для протирания сидения после простоя во время снегопада. Также важно установить хорошие световые приборы – в зимние месяцы темнеет очень быстро.
Преимущества езды на велосипеде зимой
Зимние маршруты на велосипеде имеют свои плюсы. Речь идет о следующих преимуществах:
- Улучшение навыков управления. После зимних нестабильных дорог весной ездить будет намного проще.
- Легко передвигаться по городу. На велосипеде проще преодолевать заснеженные расстояния в сравнении с ходьбой. Также не нужно ждать транспорт, замерзая на остановке без движения.
- Заряд энергии на целый день. Если зимним утром проехаться на велосипеде, организм одновременно получит порцию бодрящего свежего воздуха и кардионагрузку.
- Преодоление депрессивных настроений. Солнце и морозный воздух ощутимо улучшают настроение.
- Закаливание организма. Во время зимних велопрогулок тело привыкает к активности на фоне низких температур. В итоге организм становится крепче и более защищенным.
Езда на велосипеде зимой – это один из лучших видов активности, доступных в холода. Выбрав подходящую для морозов модель байка, и грамотно подобрав экипировку, можно наслаждаться снежными пейзажами в любое время дня.
Особенности катания на велосипеде зимой
10 минут Автор: Михаил Скворцов 12
Жители Дании, Норвегии, Швеции активно передвигаются на велосипедах и летом и зимой. Граждане Латвии, Литвы и Эстонии отвозят зимой на велосипеде детей в школу, добираются на нём каждый день на работу. Любовь к велосипеду и закалка в суровых погодных условиях позволила многим жителям этих стран стать признанными спортсменами.
Зимой в Голландии, Китае ни снег, ни холод не мешает тысячам людей передвигаться на велосипедах. Просто они привыкли круглогодично ездить на легком двухколесном транспорте и не понимают, как можно обойтись без него. В России и Украине тоже можно успешно кататься зимой на велосипеде. В конце концов, катание зимой на велосипеде может доставлять радость.
Преимущества зимнего катания на велосипеде по сравнению с летом
- Зимой нет насекомых.
- Осадки в виде снега зимой несравнимо приятнее дождика летом.
- Мороз гораздо легче вытерпеть, чем жару летом. Зимний холод не чувствуется при активном вращении педалей.
- Велосипед после поездки по снегу намного чище, чем после езды по грязи и пыльным дорогам.
- Зимой меньше риск проколоть колёса, поскольку колючки, гвозди, стекла, консервные банки засыпаны снегом.
- На мягком снегу покрышки меньше стираются, чем на твердом асфальте.
- Езда на велосипеде по глубокому снегу – это настоящий спорт, в отличие от летних прогулок.
- Зимнее катание значительно повышает опыт езды на велосипеде.
Особенности езды зимой
Дорога зимой меняется до неузнаваемости . Асфальтированная дорога, на которой не было ни одной ямы летом, зимой может покрыться неровной ледяной коркой. Грунтовые пути с несколькими лужами, зимой чаще всего, становится труднопроходимой дорогой с глубокими колеями. Желательно для зимнего катания заменить шины на велосипеде на другие с более высоким и широко расставленным протектором. Шипованные шины пригодятся лишь для езды по чистому льду, где-нибудь по замерзшим рекам или озерам.
На поверхности кристаллов снега и льда находиться пленка воды толщиной в несколько сотен молекул. При понижении температуры вода на поверхности льда становиться более вязкой, и сцепление со льдом и укатанным снегом становиться немного выше. При уменьшении времени контакта со снегом и льдом меньше тепла передается им от шины, и пленка воды на поверхности меньше растекается. Чем холоднее на улице, и чем выше скорость движения по прямой, тем лучше сцепление с обледенелой дорогой.
Зимой очень рано темнеет и чаще всего приходится ездить в сумерках и темноте. Поэтому очень важно велосипед оснастить фарой, обязательно, задним фонарем и дополнительными светоотражателями.
Зимой сильно ухудшается видимость на дорогах , так как чаще всего дни стоят пасмурные, идет небольшой снег, бывает и туман. Для своей безопасности необходимо надевать яркую одежду, и лучше всего со светоотражающими элементами.
К выбору одежды для зимней поездки на велосипеде, нужно относиться обдуманно. Одеваться нужно в три слоя: трикотажный или шерстяной тренировочный костюм, толстый синтетический спортивный костюм, не продуваемая спереди и пропускающая воздух на спине куртка с капюшоном. На ноги одеть тонкие синтетические и толстые шерстяные носки, обуться можно в кроссовки. На руки, также многослойно, надеть сначала тонкие флисовые или шерстяные перчатки, а затем кожаные перчатки или варежки. На голову насунуть вязанную шерстяную шапку или флисовую балаклаву, а сверху накинуть капюшон.
При низких температурах смазка становиться более вязкой . Воздушно-масляные и пружинно-масляные амортизаторы становятся более жесткими. Тросы в кожухах с застывшей смазкой, а особенно с замерзшей водой, перемещаются с большим усилием, при этом становится тяжело переключать передачи, нажимать задний тормоз. Густая смазка быстро выдавливается из подшипников во втулках, каретке, рулевой колонке. Застывшая смазка на цепи вперемешку с налипшим снегом очень быстро удаляется.
Пластмасса на морозе становится хрупкой . При ударах можно сломать крепеж велокомпьютера, фонаря, светоотражателей. Вилка с эластомерным амортизатором затвердевает на морозе и перестает срабатывать.
Давление газа в герметичных емкостях при снижении температуры падает . Если выкатить велосипед с отапливаемого помещения на холод, то давление в шинах бесспорно снизится. У воздушно-масляной вилки снижается на холоде жесткость, поэтому перед выездом на улицу рекомендуется в её амортизаторы накачать немного воздуха.
Зимой высокая влажность воздуха . Стальные и хромомолибденовые рамы, хромированные крылья, спицы, переключатели скоростей и другие металлические детали велосипедов зимой склонны к коррозии, особенно при контакте с соленой водой. После каждой поездки сметайте мягкой щеткой с длинными щетинами снег и воду с велосипеда, и вытирайте его большой тряпкой насухо. Болты, гайки, пружины в переключателях, все резьбовые и контактные соединения нужно покрывать проникающей смазкой из баллончика.
Особенности прохождения поворотов
Поворачивать на скользкой дороге всегда нужно по большому радиусу, чтобы чрезмерно не наклонить велосипед. В повороте, передавая усилие на заднее колесо, вы стабилизируете траекторию движения, исключая занос – как и на любом заднеприводном транспорте. Выполняя поворот желательно крутить педали, аналогично нажатию на педаль акселератора автомобиля с задним приводом или вращению ручки газа на мотоцикле.
Совершая поворот тормозить опасно, а нужно заблаговременно снижать скорость по прямой, до вхождения в поворот.
Резко повернуть в глубоком снегу не получится – протектор шины не успеет, как следует, зацепиться за плотную основу, и колесо сразу же занесет. Также не следует наезжать в поворотах на снежные комки или участки со снежной кашей.
Торможение зимой
Зимой при торможении главная проблема в том, что нет возможности экстренно остановиться, если потребуется избежать столкновения с машиной, пешеходом или ямой на пути.
На прямом участке можно нажимать на оба тормоза, но сначала нужно давить на задний, а затем, с меньшим усилием, прижимать рычаг переднего тормоза.
На спуске или при резком «полицейском» развороте на снегу будет полезен только задний тормоз – в этих случаях он работает как стабилизатор траектории движения. На спуске передний тормоз дополнительно к заднему позволительно подключать, но только если есть уверенность в надежности сцепления колес с дорогой.
Неплохо себя по эффективности зарекомендовал способ торможения, имитирующий работу ABS на автомобилях и мотоциклах, когда на рычаги тормозов нажимаешь прерывисто: нажал – отпустил, с высокой частотой. Колеса при импульсном захватывании колодками не успевают заблокироваться, и занос не возникает.
Ещё одно важное замечание – если ездить на велосипеде по глубокому снегу или пробить снежный нанос, то снег попадет на тормозную дорожку обода или тормозной диск. После этого, даже при сильном нажатии на ручки, тормоза будут очень плохо срабатывать, потому что между ободом и колодками или тормозным диском и колодками образуется водяная пленка от растаявшего снега. Очень важно после проезда заснеженных участков или луж тормозные колодки «просушить», медленно нажимая на тормоза до того момента, когда они начнут срабатывать.
Передвижение по городу зимой
Зимой правый край проезжей части, где разрешено передвигаться велосипедистам, на большинстве дорог засыпан счищенным снегом или покрыт неровным слоем льда. После снегопада полосы для движения автомобилей сужаются, на них часто образуются обледенелые колеи. В этом случае кататься на велосипеде нужно только на второстепенных дорогах. Загруженные автомобильные дороги иногда можно объехать по пешеходным дорожкам, дабы не подвергать себя повышенной опасности при разъезде с бесконечным потоком машин.
По раскатанной снежной каше лучше не ездить – крутить педали по ней тяжело, а скорость движения сравнима со скоростью пешехода. Раскатанный снег, комки снега разумнее будет объехать.
По узкой колее желательно не ездить, не имея большой опыт вождения велосипеда. Выезжать из колеи очень трудно, а неудачная попытка выскочить из неё заканчивается падением.
Еще одна опасность – зимой бордюры засыпаны снегом, и довольно сложно определить: где под снегом находится бордюрный камень. Переезжая с проезжей части на тротуар, нужно снижать скорость и заранее поднимать переднее колесо, а лучше остановиться и перенести велосипед. Врезавшись с разгону в высокий бордюр можно не только сломать спицы или пробить камеру, а также сломать вилку.
Прогулки по лесу
По тонкому рыхлому слою снега нисколько не сложнее передвигаться, чем по слою опавших листьев. Сцепление шин велосипеда с заснеженной лесной тропинкой ничем не хуже, чем с грунтовой дорогой после летнего дождика.
При подъеме в засыпанную снегом горку нужно давить на педали вставая на них, при этом перемещая корпус то к рулю, то к седлу, для поддержания устойчивости велосипеда. Хорошо распределяет центр тяжести и сохраняет устойчивость велосипеда амортизированная вилка.
Затормозить, повернуть, спуститься с горки по снегу так же выполнимо, как и по песку или размякшей земле после дождя. Немного осторожнее нужно быть при выполнении виражей возле деревьев и ям, так как под снегом могут находиться достаточно толстые ветки, кучи листьев и сухой травы, в которые переднее колесо упрётся и его сразу же занесёт.
По укатанным лесным дорогам кататься не только легко, а очень приятно – колеса хорошо катятся по твердой поверхности, велосипедом управлять просто, и остается лишь наслаждаться прогулкой.
Видео на тему подготовки велосипеда к холодному сезону:
Преодоление участков покрытых льдом
Давно уже написаны и успешно применяются многими поколениями велосипедистов правила езды по льду.
- Нельзя поворачивать сидя на велосипеде.
- Нельзя вращать педали, вставая на них.
- Нельзя вертеть головой.
- Нельзя тормозить, пока не проедешь лед.
На шинах с высоким и широким протектором можно уверенно ездить по ровному льду, особенно если его поверхность шероховата и покрыта примерзшими снежинками. Если поверхность льда покрыта буграми и колеями, тогда удобно будет ездить только на шипованной резине.
Давление в шинах, даже в шипованных, для езды по льду рекомендуется снизить. При увеличении площади контакта с дорогой, хотя и увеличивается сопротивление качению, но зато значительно улучшается сцепление шины со льдом.
Вывод прост и конкретен – кататься зимой на велосипеде несложно, особенно, если к этому готов, как сам велосипед, так и его хозяин.
Можно ли кататься на велосипеде зимой: особенности езды в холодное время года, выбор и подготовка снаряжения, фото
Когда большинство людей видит на улице велосипедиста в холодное время года, у них сразу становятся круглые глаза. Как так? Холодно же! Как можно кататься по снегу?! Однако жители Норвегии, Швеции и Дании уже давным-давно доказали всему миру, что данный вид транспорта можно смело считать круглогодичным. В нашей статье мы постараемся разобраться с тем, можно ли кататься зимой на велосипеде в России, каковы особенности данного увлечения и какую экипировку следует выбирать для подобного мероприятия.
Преимущества зимнего катания
Многие люди задаются вопросом: «Как можно кататься на велосипеде зимой, ведь это очень холодно?!» Чтобы ответить на него как можно подробнее, настоятельно рекомендуем ознакомиться с преимуществами зимнего катания, которые перечислены в списке ниже.
- Тренировка навыков в экстремальных условиях. Зима является отличным временем года для того, чтобы улучшить свою выносливость во время езды на велосипеде. Многие спортсмены сравнивают подобное занятие с экстремальной ездой на автомобиле, которое приносит не только удовольствие, но и ощутимую пользу для здоровья.
- На мягком снегу резина стирается не так быстро. И это действительно весомый аргумент в пользу того человека, который любит отправляться на велопрогулки под снегопад. Многие спортсмены жалуются, что даже импортная резина быстро изнашивается на асфальте, а стоимость подобного элемента составляет в лучшем случае несколько сотен рублей.
- Зимняя дорога заметно преображается. Асфальт – это, конечно же, хорошо, однако гораздо приятнее кататься по снежным дорогам, наслаждаясь живописными пейзажами. Все лужи и колдобины покрываются льдом, и окружение заметно преображается.
Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что любой зимний мороз переносится велосипедистом гораздо легче, чем летняя гроза или жара. Если вы замерзнете во время поездки, то достаточно будет просто согреться в каком-нибудь помещении, а вот сушить мокрую одежду – весьма неприятное занятие. Хотя нельзя не отметить, что велосипед – это такой вид транспорта, который станет актуальным в любую погоду.
Особенности зимних «покатушек»
Чтобы ответить на вопрос о том, можно ли кататься на велосипеде зимой, следует изучить особенности данного мероприятия. В некоторых регионах от подобного занятия лучше воздержаться, особенно если климат в регионе весьма суров, поэтому прежде чем сесть на «железного коня», ознакомьтесь со следующими особенностями, дабы не навредить своему здоровью и не испортить транспорт:
- при сильном ветре лучше всего воздержаться от поездки, поскольку движения воздуха на морозе воспринимаются намного сильнее, чем обычный холод;
- рекомендуется воздерживаться от резких торможений, а также резкий поворотов на высокой скорости в целях собственной безопасности;
- не следует мыть велосипед перед поездкой, поскольку остатки воды на колесах и педалях могут достаточно быстро обледенеть на сильном морозе;
- смазка в подшипниках при отрицательных температурах загустевает намного быстрее, поэтому крутить ход велосипеда становится заметно сложнее;
- давление в шинах может упасть в считанные минуты на морозе, особенно если велосипед выкатывается из обогреваемого помещения на сильный холод.
Однако не стоит обращать внимание лишь на отрицательные стороны зимнего катания. К примеру, зимой гораздо легче ехать в умеренном темпе, поскольку велосипедные покрышки не так сильно деформируются на холоде, а это значит, что сцепление с дорогой будет куда более надежным. Кроме того, хорошая скорость позволяет весьма быстро согреться даже на сильном морозе.
Законодательная сторона вопроса
Многих людей волнует вопрос о том, можно ли кататься на велосипеде зимой, согласно закону Российской Федерации. Специально для наших читателей отвечаем: да, можно. Однако в правилах дорожного движения существует достаточно много запретов, с помощью которых сотрудники ГАИ могут ввести в заблуждение неопытного велосипедиста и даже выписать штраф. Чтобы такого не произошло, рекомендуем ознакомиться с законодательной стороной этого вопроса.
Что же представляет собой езда на велосипеде по ПДД зимой? Те же самые пункты, которые обязательны к соблюдению в летнее время года, плюс несколько запретов. К примеру, запрещается двигаться по дороге в сильный гололед или кататься в сильную метель без каких-либо опознавательных сигналов (фары, светоотражатели на одежде и велосипеде). Конечно же, санкции за подобные правонарушения будут минимальными (от предупреждения до небольшого штрафа), однако все-таки стоит ознакомиться со всеми правилами дорожного движения, прежде чем отправляться в путь.
Особенности выбора экипировки
Чтобы кататься на велосипеде зимой не опасаясь за свое здоровье, необходимо позаботиться о приобретении качественной экипировки, которая будет защищать своего носителя не только от холода, но и от неожиданных падений на льду. Одежда для велосипедиста должна соответствовать следующим правилам:
- должна быть хорошо заметной для пешеходов и водителей;
- должна быть защищена от влаги и сильного ветра;
- не должна быть чересчур теплой или холодной;
- не должна стеснять движения водителя;
- не должна уменьшать радиус обзора.
Третьему пункту следует уделить особое внимание, поскольку по поводу него возникает больше всего вопросов. Со слишком холодной одеждой все более-менее понятно – это чревато переохлаждением тела и превращением прогулки в неописуемый дискомфорт. Однако что плохого в том, чтобы одежда была очень теплой, ведь речь идет о поездках на сильном холоде? Дело в том, что если велосипедист будет слишком сильно потеть на морозе, то его тело будет быстро остывать во время остановок, когда кровь будет переставать циркулировать. Поэтому потеть зимой настоятельно не рекомендуется.
Что касается остальных особенностей по выбору экипировки, то они строго индивидуальные. Кто-то любит дорогую, но качественную одежду, а для кого-то гораздо важнее внешний вид экипировки. В следующих разделах вы отыщите более подробную информацию по поводу выбора каждого из элементов, а также несколько рекомендаций, которые позволят подготовить одежду к зимней поездке на велосипеде.
Какие подобрать штаны?
Теперь вы знаете о том, разрешается ли езда на велосипеде зимой. Однако для многих любителей данного мероприятия основным врагом является не сотрудник ГАИ, а сильный холод. Чтобы не получить переохлаждение организма, советуем подобрать подходящую одежду, которая защитит ваше тело от воздействия мороза и сильного ветра.
Одним из главных элементов любой экипировки являются штаны. Они должны состоять из нескольких слоев плотного материала, который призван защищать своего носителя от самых суровых условий. Также рекомендуется использовать специальное термобелье, которое сохраняет теплоту тела гораздо дольше. Идеальным вариантом станут штаны для беговых лыж – они довольно узкие и не стесняют движений, однако при этом сохраняют тепло организма длительное время.
Правильный выбор обуви
«Голова в холоде, ноги в тепле» – подобная поговорка является весьма актуальной для любого человека, в особенности для того, кто решил начать ездить на велосипеде зимой. Обувь велосипедиста должна соответствовать определенным требованиям, которые призваны защитить носителя от воздействия сильного холода.
Идеальным вариантом станут обычные спортивные кроссовки с утеплителем. Однако не следует выбирать слишком низкую модель вроде кед, поскольку это может привести к попаданию холодного ветра и осадков внутрь. Однако и слишком высокую обувь (ботинки, берцы) также выбирать не рекомендуется, ведь они попросту не дадут велосипедисту возможности нормально двигаться.
Что касается носков, то они должны быть максимально теплыми. Из материала лучше всего отдать предпочтение натуральной шерсти или хлопку. Также можно одеть специальные бахилы, которые признаны удерживать тепло в течение длительного времени. Помните о том, что если во время поездки ваши ноги намокнут или замерзнут, вы рискуете сильно заболеть.
Шапка или шлем?
Как уже говорилось ранее, особенности езды на велосипеде зимой подразумевают использование качественного снаряжение, которое будет защищать водителя от холода и травм. Во время поездок в зимнее время года лучше всего будет воспользоваться сразу двумя элементами экипировки. То есть сначала надеваем теплую шапку, а поверх нее натягиваем шлем, который защитит владельца от травмы головы. Если же вы решите одеть защиту без теплого головного убора, то осуждать вас никто не будет, однако подобные действия могут запросто привести к обморожению ушей, ведь пластик во время мороза может быть не теплее обычного железа.
Также шапку можно заменить на балаклаву, которая защитит от холода не только голову велосипедиста, но и его лицо. Кроме того, подобный элемент экипировки обычно изготавливается из особых материалов, которые позволяют удерживать тепло тела внутри. Конечно же, таким свойством обладают только те балаклавы, которые были приобретены в специализированных спортивных магазинах. Далеко не факт, что если вы закажите экипировку на сайте с китайскими товарами, вам придет что-то хорошее.
Перчатки и очки
Одежда для езды на велосипеде зимой должна хорошо защищать велосипедиста от холода и ветра. Однако позаботиться о состоянии рук будет не менее важно, чем о любой другой части тела, ведь они все время должны находиться на руле. Если же вы будете постоянно греть одну руку в кармане куртки, а другой управлять велосипедом, то рискуете потерять равновесие на скользкой дороге и получить травму. Поэтому обязательно приобретите качественный перчатки, которые подходят для езды на велосипеде.
Лучше всего отдать предпочтение горнолыжной экипировке, поскольку она не слишком громоздкая и отлично защищает руки владельца от холода. Кроме того, важно чтобы перчатки не мешали свободному доступу водителю к тормозным ручкам, а иначе это приведет к печальным последствиям. Так что сразу исключите те перчатки, которые имеют при себе ненужные элементы («костяшки», бляшки, дырочки на пальцах и так далее).
Что касается очков, то они не всегда являются необходимыми. Однако если вы планируете выезжать на прогулку в ясный морозный день, когда на улице все белым-бело от снега, лучше всего все-таки их одевать. Подойдет мотоциклетный или горнолыжный вариант. Самое главное, чтобы в качестве материала для изготовления использовался пластик, а не металл.
Запрет на езду на велосипеде зимой: миф или реальность?
Нет, это не опечатка. Некоторые люди задаются вопросом о том, почему нельзя ездить на велосипеде зимой? Однако правилами дорожного движения разрешено свободно передвигаться на велосипеде, если вы не мешаете другим участникам дорожного движения или пешеходам. Откуда же тогда рождаются подобные слухи?
Все дело в ограничениях, которые установлены правилами дорожного движения при гололеде. Во время подобной погоды категорически запрещается передвигаться на подобном транспорте, даже если у вас установлены специальная шипованная резина. Одного неловкое движение – и велосипедист окажется под колесами автомобиля, который попросту не успеет затормозить. Поэтому в гололед разрешено кататься только по специальным дорожкам, предназначенным для велотранспорта, или по тротуарам, которые не находятся вблизи дорог.
А на каком велосипеде можно ездить зимой? Абсолютно на любом – будь то спортивный агрегат или обычный велосипед из СССР. Однако в целях безопасности рекомендуется как следует подготовить транспорт к езде по снегу. К примеру, можно установить на него шипованную резину или фары (чтобы велосипед был виден в метель), поставить подкрылки для защиты от летящего снега и так далее. Помните о том, что езда зимой на велосипеде считается весьма опасным занятием, так что только вы несете ответственность за свою жизнь!
Видеоролик и заключение
Надеемся, наша статья помогла вам разобраться в том, где кататься на велосипеде зимой и какую экипировку при этом следует использовать. Если данного материала вам показалось недостаточно или у вас до сих пор остались какие-то вопросы, то можете посмотреть небольшой видеоролик, автор которого рассказывает о многих нюансах, которые касаются зимних поездок на велосипеде и подготовки транспорта к данному мероприятию. Не забудьте поблагодарить владельца канала положительной оценкой к видео после просмотра!
Искренне надеемся на то, что теперь у вас не возникнет вопросов по поводу того, можно ли кататься на велосипеде зимой. Конечно же, к подобному занятию придется как следует подготовиться, однако даже не сомневайтесь в том, что поездки на велосипеде в холодное время года доставят вам новые, незабываемые впечатления. Следите за качеством своей экипировки и состоянием железного коня, и тогда все у вас будет хорошо.
Как получить удовольствие от катания на велосипеде в холодную погоду?
Когда наступает зима и межсезонье поливает нас дождями можно подумать, что катание на велосипеде уже вряд ли принесет удовольствие. Новички готовы бросить это развлечение до наступления теплых погожих деньков.
Как человек, который катается на велосипеде зимой уже не первый сезон, смело могу сказать, что от противного катания зимой и осенью вполне можно получать удовольствие. Велосипед прекрасно справляется со своими функциями даже зимой и поздней осенью.
Почему зимой и поздней осенью стоит продолжать катание?
Сначала зимнее катание и катание в дождь, слякоть и грязь кажется настоящим безумием. Холодно и мокро. А отмывать велосипед – это вообще целая история. Но с течением времени привыкаешь к основным трудностям таких поездок, а от остального получаешь только радость.
Катание по свежему снежку в вечерние или утренние часы, когда на дорогах и тротуарах почти никого нет и та самая свобода, которую дарят два колеса, вряд ли достижима другими способами. Можно перейти на лыжи, но лыжи сами по себе вряд ли можно сравнить со степенью свободы велосипеда. Велосипед едет почти везде, а вот лыжи с трудом справляются с условиями города.
Если же получится ездить на велосипеде на работу, то это ещё и значительная экономия и закалка каждое утро. Если сравнить «пользу» от поездки на метро с эффектом велопоездки, то это совершенно несопоставимые вещи. В метро зимой и в слякоть кроме гриппа ловить нечего, а велосипед зарядит бодростью и позитивом.
С чего начать?
Начинать, конечно же, стоит с малого. Не стоит сразу стараться преодолеть весь путь на велосипеде. Попробуйте комбинировать поездки. Например, с велосипедом пускают в автобусы, трамваи и электрички. Это можно использовать, чтобы подъехать поближе к точке назначения, до которой получится добраться на велосипеде. Выбирайте наиболее тихие дорожки, где поменьше машин и грязи.
Катайтесь в свободное время, начиная с небольших расстояний. Непродолжительные вылазки в выходные подготовят вас к особенностям зимнего движения на велосипеде.
Обязательно нужно выбрать удобную и подходящую одежду, а также правильно подготовить велосипед.
Одежда для зимних поездок на велосипеде
Самый важный момент, которому нужно уделить особое пристальное внимание – это одежда для катания на велосипеде. В этом вопросе большинство новичков чаще всего допускают глобальные ошибки, которые делают катание невыносимым и отвратительным.
Не нужно одеваться как капусте. Во всем нужен баланс. Прекрасно подойдут лыжные куртки и другая лыжная одежда. Ни в коем случае нельзя допускать потения – ведь это потеря влаги, а впоследствии и дополнительный фактор охлаждения.
Нужно выбирать такую одежду, в которой вы будете чувствовать себя комфортно после 10-15 интенсивного движения на велосипеде. Тогда небольшие остановки не успеют вас охладить в значительной мере. А тепло, в любом случае, будет вырабатываться в результате интенсивного кручения педалей. Правило одно – стоит один раз вспотеть и вы обязательно замерзнете.
Существует некоторая закономерность в одежде, которой лучше придерживаться.
В первую очередь нужен так называемый базовый слой. Иными словами – это то, что мы подденем под зимнюю куртку. Нужно выбрать такой вариант, в котором не будешь сильно потеть. Не стоит выбирать хлопковую одежду, она впитывает влагу и сохраняет её рядом с вашей кожей. От этого становится холодно и неприятно. Подойдут вещи из нейлона или полиэстра. На такую рубашку или футболку нужно надеть свитер из шерсти или какую-то теплую вещь.
В качестве верхнего слоя, или как чаще говорят – верхней одежды подойдет велокуртка или легкая лыжная крутка. Вело одежда имеет одно замечательное преимущество. Все велокуртки имеют увеличенную спину. Это исключает поддувание, когда вы склоняетесь к рулю. Для сухой погоды можно выбрать флисовую одежду. Она прекрасно дышит и ощущаешь в ней себя довольно комфортно. Для влажной погоды хорошо подойдет какой-то вариант одежды из мембраны. Неплохо подходит и одежда из ткани типа оксфорд. Не стоит выбирать громоздкие пуховые варианты или толстые зимние крутки. Такая поездка станет настоящим наказанием. Основная задача верхнего слоя – защитить базовый слой и вас от промокания и пронизывающего ветра. Сделать это может даже тонкая крутка из мембраны. Обязательно обратите внимание на наличие вентиляционных отверстий в крутке.
Ещё один важный момент – это шапка. Шапку нужно носить обязательно. Через голову человек теряет до 80% тепловой энергии. Выбрать нужно такую шапку, чтобы она сидела очень удобно на голове, не сползала и не создавала дискомфорт во время движения. Чаще всего подходит обычная шерстяная шапка. Но не всем они нравятся. Например, мне больше нравятся шапки типа ушанка, поскольку они сидят на голове лучше и не мешают при движении. Наиболее неприятная проблема – шапка сползает с головы вверх и открываются уши. Из-за этого становится холодно и промозгло. Для головы действует такое же правило. Не допускается потение. Иными словами – кататься в норковой кепке было бы не самым лучшим решением.
Следующий категорически важный пункт – перчатки. Руки будут мерзнуть сильнее всего, поэтому без хороших перчаток не обойтись. Какие перчатки подойдут лучшим образом? Те перчатки, в которых будет тепло и которые не будут сковывать движение кисти рук. Обычно это те же самые шерстяные перчатки. Зимние велосипедные перчатки чаще всего не очень подходят для этих целей. Можно выбрать в качестве велоперчаток дутики. Но перед поездкой обязательно потренируйтесь и понажимайте на ручки велосипеда. Перчатки, как и остальная одежды, не должны промокать. Разве что, вряд ли в зимнее время вспотеют руки. Рукам всегда холодно.
В последнее время на алиэкспрессе можно найти перчатки, которые полностью закрывают руки и часть руля. Такой вариант тоже очень удобен, но подходит только уверенным в себе велосипедистам. Ведь в случае чего убрать руку с руля будет не так просто.
С ботинками ситуация ещё более неприятная. С одной стороны, велообувь должна быть теплая и непромокаемая. С другой – она должна держаться на педали и не соскальзывать. При этом на ноги часто летит грязь из под переднего колеса. Это сильно ограничивает выбор подходящей обуви. Кроме того, ноги мерзнут также сильно, как и руки.
После долгих мучений, я пришел к выводу, что лучшим вариантом зимней велообуви являются сапоги типа «Аляска». Они очень легко сгибаются, крепко держатся на шипах и ногам в них всегда тепло. Правда любители контактных педалей каким-то образом ухитряются кататься в своих туфлях. В магазинах можно найти специальные сапожки на такие ботинки, которые защитят от грязи.
Подготовка велосипеда для поездок зимой
Про подготовку велосипеда к зимним поездкам можно написать отдельную статью, однако если обобщить информацию, то останется не так много пунктов.
Наибольшие проблемы зимой с трансмиссией и тормозами. Трансмиссия открытая, поэтому вся грязь из под колеса летит именно на цепь и переключатель. Именно поэтому нужно уделить особое внимание их обслуживанию и защите. Всегда промазывайте цепь перед поездками и мойте её перед каждым промазыванием. Содержите в чистоте задний переключатель.
Такая же ситуация и с тормозами – будь они дисковые или клещевые вибрейки, грязь вперемешку с солью нещадно будет портить абразивные поверхности. В результате весной их придётся заменить. Сильно улучшает ситуацию качественное и своевременное обслуживание. Протирайте диски или обода (тормозную поверхность) после каждой поездки. Раз в неделю две снимайте колеса и промывайте колодки. В отличие от цепи, тормоза смазывать не нужно)
Резина также требует повышенного внимания. Не стоит накачивать колёса до высокого давления, хватит 2 – 2,5 атм. Покрышки нужны цепкие или зимние с шипами. Приобретения покрышек с шипами можно избежать, если ваша резина в полуспущенном состоянии обеспечит необходимую силу трения и даст вам уверенность при движении. Однако, если участвовать в соревнованиях, то лучше приобрести шипы.
Интересный факт – для зимнего использования лучше всего подходит велосипед типа велосипеда Украина с ручными тормозами. Внутренние барабанные тормоза и отсутствие навесного оборудования делают этот велосипед бессмертным.
Уделите внимание и вилке с амортизаторами. Смените маслице на более жидкое, а также регулярно протирайте шток и смазывайте сальники силиконовым маслом. Поверхность соприкосновения штока и сальник – ещё одно очень слабое место, которое нужно регулярно протирать и промазывать. Лучшим вариантом будет изготовить защитные чехлы на амортизатор и вилку. Они продаются и готовые.
В остальном велосипеду мало что угрожает. Обязательно сохраняйте велосипед чистым и своевременно очищайте от соли, перемешанной с грязью.
Необходимые аксессуары для зимнего катания
В зимних поездках главное иметь крылья и источники освещения (фара и задний габарит). Даже в морозный день на дорогах и тротуарах будет большое количество слякоти, перемешанной с песком и солью. Всё это попадает на велосипед и вашу одежду. Запомните важное правило – сухих поездок зимой не будет. Любая поездка эквивалентна поездки в сильный летний дождь. Помимо этого, грязь не высыхает и дождь не получится переждать. Лучшим выбором станут полноразмерные крылья, но на двухподвес такое чудо поставить вряд ли выйдет. Поэтому, можно ограничиться и стандартными велосипедными крыльями.
Фара и габарит нужны для вашей безопасности. Редкий автомобилист ожидает зимой встретить на своем пути велосипедиста. Именно поэтому, нужно обозначить себя на дороге или при пересечении проезжих частей. Также, зимой световой день очень короткий, а следовательно – фара вам потребуется для возможности перемещаться с постоянной и относительно высокой скоростью.
Также, очень не помешают грипсы с подогревом. Это сделает поездку гораздо более приятной.
Катание зимой не сильно отличается от летней техники, однако некоторые ограничения просто неизбежны.
Для начала нужно научиться распознавать опасные места. Самые опасные участки пути – это неравномерно замерзший лед. Даже гладкий лед не так опасен, как набор неравномерно застывших кусочков льда в луже. Эти участки нужно замечать издалека и стараться их объезжать или пересекать правильным образом.
Самый опасный стиль вождения зимой – это резкие движения и короткие повороты. Во всем важна мягкость и аккуратность. Тело должно быть расслаблено и организм должен быть готов выставить ногу и остановить падение тела. Сложность ещё и в том, что если выставить ногу на льду, то всё равно произойдет падение. Ведь упереться не получится!
Нужно научиться тормозить и трогаться правильным образом. Тормозить нужно медленно и заблаговременно до препятствия. Ездить преимущественно придется на высоких передачах.
Если вдруг вы чувствуете, что вылетели на лед, то не нужно паниковать и делать глупости. Постарайтесь не меняя динамику движения проскочить опасный участок.
Вместо заключения – питье воды, защита и советы.
Мы упустили несколько важных пунктов. Это защита глаз, лица и питье воды.
Начнем, пожалуй, с воды. Не нужно думать, что зимой не требуется регулярно пить при катании. Это также обязательное условие. Тело также теряет жидкость, но острая жажда не ощущается. Поэтому, нужно пить воду. В качестве емкости хорошо подойдет металлический термос без колбы. Фляга менее приятна. Ведь холодный воздух остудит жидкость и можно простудиться. Разгоряченное горло попадает под удар ледяной воды. Лучше выпить теплой воды.
Глаза и лицо может потребоваться защитить. Случаев тоже несколько. Если на улице поднимется метель или будет хлестать холодный день, хорошо иметь с собой балаклаву и защитные очки. В качестве таких очков хорошо подойдут строительные очки из поликарбоната. Постоянно кататься в очках и балаклаве не рекомендуется. Опять начнется активное потение. Надеть их можно в случае сильного дождя или снега для защиты лица и глаз.
Если же на улице выглянуло солнце, а перед вами скользкая зеркальная дорога, то потребуются уже темные очки. Яркое солнце отражается от поверхности и ослепляет водителей и вас.
Источники:
https://zextrem.com/zemlya/velosport/velosiped-zimoj.html
https://velosmak.ru/kak-vybrat-odezhdu-dlya-gornogo-velosipeda
https://veloexpert33.ru/velosiped/mozhno-li-katatsya-na-velosipede-zimoj.html
https://www.kryptobike.ru/praktika/kataemsya-na-velosipede-zimoj-kak-poluchit-udovolstvie-ot-kataniya-v-ploxuyu-pogodu