Пдд велосипедная дорожка

Содержание скрыть

Велосипедная дорожка и её предназначение

велосипедная дорожка

Велосипедная дорожка – самостоятельный элемент дорожной инфраструктуры для передвижения на двухколесном транспорте. Позволяет четко от автомобильного трафика, призвана обеспечивать безопасность всех участников дорожного движения, является законной территорией водителей велосипедов. Въезд автомобилей и выход пешеходов на велодорожки в общих случаях запрещены.

Отношение к велосипедистам в ПДД поменялось: теперь они полноценные водители с правами, обязанностями и специально выделенной территорией – той самой велосипедной дорожкой. На практике все выглядит иначе: похвалиться дорожками для велосипедов сможет далеко не каждый город нашей страны. Вот и приходится выкатывать байки на дорогу или ездить по многолюдным тротуарам.

Впрочем, не все так плохо: велодвижение активно развивается в России, и это плюс. Дорожки хоть и в малом количестве, но появляются. В некоторых городах удалось даже четко урегулировать велосипедистов, водителей авто и пешеходов на перегонах и перекрестках.

Велосипедная дорожка представлена в трех вариантах: размеченная полоса на проезжей части, тротуарная велозона и отдельная дорожка.

Велополоса на проезжей части

Полоса для велосипедного движения – участок дороги, отделенный от основного автомобильного потока. Ограничена с левой стороны сплошной линией, справа – бордюром. Сплошная разметка одновременно запрещает пересечение линии и водителям байков, и автомобилистам.

Преимущества велополосы:

  • относительная безопасность по сравнению с движением в общем потоке;
  • четкий приоритет прямого проезда на перекрестках;
  • меньше припаркованных автомобилей и дверей на пути.

Парковка машинам на участке с полосой для велотранспорта запрещена. Однако не все уважительно относятся к ПДД, не говоря уже о водителях велосипедов. Таким образом, припаркованный автомобиль и рискованный объезд препятствия с нарушением правил.

нарушение правил

Вынужден нарушать правила из-за припаркованных машин

  • держаться нужно возможно правее, уступать часть полосы обгоняющим велосипедистам;
  • на перекрестках проезд разрешен только прямо и направо (даже если проезжая часть двухполосная);
  • контролировать дорожную обстановку: обращать внимание на знаки и сигналы светофора, оценивать расстояние до других ТС.

Велодорожки на проезжей части – не лучший вариант, поскольку гарантии безопасности здесь нет. Может также внезапно остановиться машина или выскочить пешеход. Полоса на проезжей части скорее подходит как промежуточный вариант. Но если такая вдруг внезапно появилась на крупной улице города, это уже прогресс!

Велопешеходная дорожка

Совмещенные велосипедная и пешеходная зоны – реалии практически каждого города России. Велосипедная дорожка на пешеходной территории – это бюджетный и простой вариант сделать жизнь велосипедистов чуточку спокойней. Несмотря на такие светлые стремления властей, сами велолюбители скептически относятся к этому и считают откровенным обманом.

Велодорожки пролегают по туристическим маршрутам, преимущественно в центрах городов:

  • набережные;
  • улицы без автомобильного движения;
  • парки;
  • широкие тротуары;
  • в местах, где прочертить велополосу на проезжей части или построить отдельную дорожку невозможно (например, узкие мосты).

У совмещенных с пешеходной зоной дорожках есть два существенных плюса: полная изоляция от автотранспорта и возможность отдохнуть в седле за медленной ездой. Последнее относится к любителям неспешных прогулок.

Недостатков у такой велодорожки предостаточно:

  • выходящие пешеходы;
  • невозможно развить хорошую скорость;
  • небольшая ширина полосы;
  • сложность разъезда со встречным велосипедистом.

велотрек (г. Сочи)

Размеченный велотрек на пешеходной улице в Сочи

Несмотря на четкую разметку и даже знак «Движение велосипедов», большинство пешеходов часто не воспринимают велодорожки всерьез и выходят за пределы разметки. Отдельная тема – непрактичность. Велозона больше спроектирована для неспешных прогулок, чем для полноценного передвижения без выхода на проезжую часть.

Отдельная велодорожка

Собственно, это полноценная дорога для велосипедистов. Проложенная отдельно от шумной дороги и тротуаров, она должна обеспечивать передвижение во встречных направлениях.

Велодорожка может прилегать к проезжей части и прокладываться отдельно. Первый вариант – городские улицы с автомобильным движением, второй – перегоны между микрорайонами и туристические маршруты. Понятное дело, что на российских просторах отдельные велосипедные дороги пока в проекте.

оборудованная дорога для байков

Обособленная и оборудованная дорога для байков

  • изоляция от пешеходов и машин;
  • удобно передвигаться;
  • возможность наслаждаться прогулками на велосипеде без мешающих пешеходов.
  • ширина полосы менее 1 м;
  • сложно разъезжаться и опережать;
  • невысокая скорость по сравнению с движением по дороге.

Если улица оснащена отгороженной велосипедной дорожкой, двигаться по проезжей части вместе с машинами запрещено. Это не совсем удобно, особенно если дорожка заканчивается через 200 – 300 м.

Профессионально оформленная велодорожка – качественное покрытие, расположение выше уровня проезжей части, заграждения. Обозначается знаком «Движение велосипедов» и разметкой: разделение встречных потоков, силуэт велосипеда и стрелки с направлениями.

Безопасное проектирование

На прямых участках:

  • ограждение от автомобильного потока;
  • разграничение потоков;
  • достаточная ширина велосипедного полотна.

Вблизи остановок общественного транспорта велодорожка не должна располагаться слишком близко к дороге: пассажиры будут сразу выходить под колеса велосипедов. Оптимальное расстояние – несколько метров от остановки.

Стандартные перекрестки: прерывистая разметка на пересечении транспортных потоков и стоп-линия.

Правая полоса (или два ряда) на перекрестке только для поворота направо. Велодорожка снабжается специальным светофором. Схема разъезда:

  • на основной транспортный зеленый движение велосипедов запрещено;
  • проезд велосипедам разрешен, всем автомобилям и пешеходам горит красный;
  • разрешается движение в поперечном направлении, велосипедистам –красный.

схема проезда по светофору

Проезд на «красную фазу» под разрешающий сигнал велосипедного светофора

Достоинства – возможность проехать на велосипеде во всех направлениях. Недостаток – длительное ожидание, скопление автомобилей перед светофорами.

Нужны ли велодорожки в городах? Безусловно. Специально выделенная и хорошо спроектированная велозона – возможность обеспечить безопасность передвижения на двухколесном транспорте. Наличие этой дополнительной и нужной инфраструктуры помогает полностью следовать правилам дорожного движения и повышает уровень культуры на дорогах.

Правила езды на велосипеде по дорогам общего назначения

Дорожный знак для велосипедистов

Как повернуть на сложном перекрёстке? Стоит ехать по тротуару или по обочине дороги? Где передвигаться, если идёшь пешком вдоль загородной трассы со сломавшимся велосипедом? Кто должен первым проехать перекрёсток – мой велосипед или автомобиль? Множество вопросов возникает в голове велосипедиста, когда он выезжает на дорогу. Многие решают такие вопросы «на глазок», «по опыту», но это в корне ошибочно. Велосипедист – полноценный участник дорожного движения. Он обязан знать все требования правил дорожного движения на велосипеде.

Роль велосипедиста на дороге

Начнём изучение правил для велосипедистов с позиционирования. Конечно, велосипедист часто едет медленно, намного медленнее 30 км/ч, по которым отсекаются некоторые участники дорожного движения. Велосипедист не защищён кузовом или дугами безопасности. Велосипедисту сложно показать поворотник или посмотреть в зеркало перед проездом перекрёстка.

Тем не менее, велосипед и его водитель обладают абсолютно теми же правами, о чём многие почему-то забывают, такими же обязанностями, что и водители автомобилей или мотоциклов. В ПДД для велосипедистов предусмотрен всего один небольшой пункт дополнительных ограничений, который мы рассмотрим чуть позже.

Термины

Разберём основные термины, которыми оперируют авторы ПДД. Описания сокращены для того, чтобы не помрачать рассудок читателя казённым языком законов.
Велосипед – транспортное средство с, как минимум, двумя колёсами, приводимое в движение мускульной энергией, которое, к тому же, может иметь электромотор.
Водитель – человек, упрваляющий транспортным средством. Т.е. велосипедист – это, точно, водитель.
При этом, велосипедист, который ведёт велосипед рядом с собой, приравнивается к пешеходу, полностью изменяя свою роль в дорожном движении.

Права и обязанности

Как становится ясно из терминологии, велосипедист может быстро изменить свой статус на дороге, если поведет велосипед около себя. При этом на велосипеде он становится водителем транспортного средства, принимая все права и обязанности оного, а пешком – пешеходом (за единственным исключением движения вдоль трассы).

Место движения

Где можно передвигаться?

велосипедная дорожка

Правила передвижения на велосипеде вполне конкретны.

  1. Велосипедные дорожки – если есть велосипедная дорожка, то следует ехать по ней.
  2. По правому краю дороги (проезжей части), не далее одного метра от края, или по обочине – равнозначные места. При этом, двигаясь вдоль дороги пешком и ведя велосипед, движение должно производиться спиной по ходу движения, а не против, как требуют правила от пешеходов.
  3. По пешеходной зоне или по тротуару – последнее место, где можно передвигаться велосипедисту, разрешается им пользоваться только в отсутствие двух предыдущих вариантов.

В сумме, мы видим множество нарушителей, катающихся по тротуарам, правила же ожидают, что велосипед будет участвовать в дорожном движении как транспортное средство, а не как пешеход с колёсами. Кстати, касается это всё только байкеров от 14 лет. Дети могут выбирать для катания на велосипеде тротуары и велодорожки.

Ограничения и запреты

Отдельным разделом правила для велосипедистов накладывают ряд ограничений:

  • всегда держаться за руль;
  • не использовать телефон без гарнитуры (это общее правило);
  • не ездить по автомагистралям (знак «Дорога для автомобилей» или «Автомагистраль»);
  • не поворачивать налево на многополосных дорогах и дорогах с трамвайной линией.

падение велосипедиста

В целом, все требования вполне логичны, требуется изучение лишь одного – относительно поворота налево. Действительно, на перекрёстках велосипедисту нельзя будет повернуть налево нигде, кроме пересечения однополосной дороги. Даже в этом случае есть вопросы относительно положения, так как поворот будет совершаться не из крайнего левого положения. Этот и ещё несколько примеров разберём далее как сложную ситуацию.

Сложные ситуации

Обзор

Перед совершением манёвра редкий велосипедист может посмотреть в зеркало по причине его отсутствия. Тем не менее, убедиться, что манёвр производится по правилам (например, не создавая помех другим ТС) спортсмен обязан. Следует тренироваться, чтобы постоянные повороты головы не сказывались на качестве управления велосипедом.

Обгон

Велосипедисты так же, как и другие ТС, могут совершать обгоны, и во время вождения велосипеда обязаны делать это только слева, учитывая возможность начала движения или ускорения обгоняемых автомобилей. Возможен обгон даже велосипедов – правила не запрещают двигаться в два ряда, если это не нарушает остальных правил.

Проезд перекрёстков

Правила и знаки приоритета распространяются и на велосипедистов, т.е. поворачивающий направо автомобиль, едущий параллельно с вами, должен уступить едущему прямо велосипеду, а велосипедист обязан уступать приближающимся справа транспортным средствам.

Ещё раз стоит обратить внимание на поворот налево. На однополосной дороге велосипедист имеет право повернуть аналогично автомобилям и мотоциклам по полной траектории. В иных случаях есть два способа поворота:

  1. Последовательный проезд прямо, остановка с поворотом, ещё один проезд прямо (т.е. в два движения);
  2. Преодоление перекрёстка в качестве пешехода.

проезд "зебры"

В данном случае слева – транспортное средство «велосипед», а справа – пешеход с велосипедом

Ведя велосипед руками, мы становимся при преодолении перекрёстка пешеходом, получая соответствующие права и обязанности, и можем воспользоваться пешеходным переходом и соответствующим сигналом светофора.

Движение рядом с препятствиями

Иногда приходится передвигаться рядом с углами, зарослями, туннелями и прочими препятствиями, блокирующими обзор. По причине хрупкости велосипедиста, в сравнении с другими участниками дорожного движения, рекомендуется применять звуковой сигнал, чтобы приближающиеся ТС и пешеходы могли учесть появление велосипедиста из-за зоны видимости.

Кстати, в таких странах, как Белоруссия и Украина, велосипедный звонок обязателен к установке. В России данное требование пока явно не закреплено для велосипедов, хотя и подразумевается для всего класса транспортных средств.

Система обозначений

Велосипедист, как и другие участники движения, обязан подавать сигналы о планируемых манёврах. Если рюкзак или рама не оборудованы новомодными габаритами с поворотниками, следует пользоваться устоявшейся системой знаков руками:

  • перестроение или поворот направо – вытянутая правая или согнутая в локте левая рука;
  • перестроение или поворот налево – вытянутая левая или согнутая в локте правая рука;
  • остановка – любая из рук, поднятая вверх.

знаки руками о манёврах

Для подачи знаков в колонне также используются руки, опущенные вниз. Например, левая рука означает «ямы слева» и аналогично для правой. Данная сигнализация используется редко.

Перед использованием в плотном потоке, для безопасности следует потренироваться делать знаки, ведь отнимая одну из рук от руля, легко потерять управление, а вкупе с требованиями по обзору, это может привести к падению и травмам.

Ответственность и ДТП

Велосипедисты тоже попадают в ДТП, и правила для них не отличаются от автомобильных:

  • Нельзя покидать место происшествия.
  • Нельзя трогать транспортное средство (т.е. велосипед).
  • Следует вызвать и дождаться ГАИ.

полиция изымает велосипеды

Ответственность байкеры также несут, аналогично водителям, кроме случаев, когда они передвигались, ведя велосипед и будучи пешеходами.

Заключение

Как мы увидели, «водитель велосипеда» должен быть грамотным участником дорожного движения, знать и выполнять правила езды на велосипеде, а также чувствовать свою ответственность на дороге. Кроме того, знание правил дорожного движения позволяет намного более эффективно передвигаться на велосипеде, ведь, кроме ограничений, правила объясняют возможности движения, такие как приоритет или корректное размещение на полосе движения.
Однако не следует забывать о безопасности, основные правила велосипедиста – своевременное обозначение манёвров, подача звукового сигнала и разумное уважение к более скоростным и тяжёлым участникам дорожного движения – сохранят жизнь, здоровье велосипедиста и позволят эффективно наслаждаться катанием.

велосипедисты на дороге

велосипедист на городской трассе

велосипедисты

Комментарии

Максим 21 июля, 2015 — 18:11

По своим наблюдениям могу сказать, что в городе, мало кто из велосипедистов понимает, что они участники дорожного движения, а велосипед это транспортное средство. Вообще, я конечно, сочувствую велосипедистам в черте города. Дорожек велосипедных практически нет, перемещаться по тротуарам — мешать пешеходам. Вдобавок, лично видел, как сотрудник ДПС останавливал велосипедиста, который пересекал перекресток (по зебре) не слезая с велосипеда. Выход есть — надо вводить выделенные полосы для перемещения велосипедистов. Езда по обычным дорогам на велосипеде в наших городах — дело все-таки крайне опасное.

Maksimallen 23 июля, 2015 — 17:53

Я живу в городе Мытищи. Велосипедных дорожек у нас нет вообще. Имею ли я право,как несовершеннолетний, ездить по дорогам для автомобилей?
Статья полезная,узнал много нового,например о необходимости звонка на велосипеде в некоторых странах.

Emil_admin 24 июля, 2015 — 11:21

Насколько я помню по правилам несовершеннолетний имеет право двигаться по дороге лишь в сопровождении взрослых. Иначе только по велодорожке или тротуару.

Alexey 17 сентября, 2015 — 02:12

Поворачивать налево нужно не из крайнего правого положения, а с середины ряда — так безопасней, тебя видят и не затрут, кому надо направо и прямо. Сложность левого поворота — это встречка, которую пропустить надо. Тут на перекрестке надо умудриться встать близко к осевой, чтоб не тормозить тех, кому прямо. Повернуть налево на обычном перекрестке редко удается, а вот на т-образном всегда без проблем.

alex 17 сентября, 2015 — 02:19

Да еще добавить хотел: левый поворот на крупных улицах лучше по зебре делать (пешком естественно), последовательный проезд прямо проканает только если нет разметок и машины ждут зеленый почти у края дороги. Если стоп-линии и зебра для пешиков прорисованы ярко, да плюс камеры натыканы на перекрестке, то такой маневр будет считаться нарушением, т.к. вел фактически проехал на красный (расположен за стоп-линией).

Валентина 7 июня, 2016 — 17:10

Добрый день!
Я только начинаю ездить на велосипеде по дорогам общественного пользования. Прошу прощения, если вопрос глупый.
А что делать, если я еду в крайнем правом ряду и передо мной стоит автобус на остановке. Мне остановиться и ждать пока он начнет движение? Обгонять слева мне страшно, т.к. возможно пока я доеду до начала автобуса — он включит левый поворотник и начнет движение, тем самым выталкнет меня влево.
А если я остановлюсь за ним, то могу создать помехи для движения транспортным средствам. А за это штраф.
Спасибо.

Дима 2 июля, 2016 — 16:09

Лучше объехать слева все водители автобуса перед началом движения смотрят в зеркало, они вас обязательно заметят и подождут.

Вова 9 сентября, 2016 — 01:19

когда КАМАЗ снес меня бортом с края дороги в кювет(ХОРОШО ХОТЬ ЗАДНИМИ КОЛЕСАМИ НЕ ЗАДАВИЛ) я подумал = КАКИЕ ДЕБИЛЫ ПИШУТ ПДД . в которых велосипедист может двигаться по правому краю проезжей части НЕ ВИДЯ ДЕБИЛА НА КАМАЗЕ, ГОТОВОГО ЗАДАВИТЬ ЕГО И УЕХАТЬ ДАЖЕ НЕ ОСТАНОВИВШИСЬ — НО ЗАПРЕЩАЕТ ДВИЖЕНИЕ ПО КРАЮ ПРОЕЗЖЕЙ ВСТРЕЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ КОГДА ОБА УЧАСТНИКА ДВИЖЕНИЯ ВИДЯТ ДРУГ ДРУГА .

СЕРГЕЙ 3 октября, 2016 — 23:44

ПОЛНОСТЬЮ ПОДДЕРЖИВАЮ——ПЕШЕХОДУ МОЖНА НАВСТРЕЧУ А ВЕЛОСИПЕДИСТУ НЕТ-ПОЧЕМУ.

Деметрий 15 сентября, 2017 — 09:52

Поставь себе зеркало, будешь видеть.

Иван 26 сентября, 2016 — 16:15

Иван 10 мая, 2017 — 11:29

Как говорил Маэстро: «В бою нельзя быть слепым, вертеть головой на 360 градусов!»
Так же и я всегда говорю — на дороге нельзя быть слепым, вертеть головой на 360 градусов!
Нужно всегда просчитывать ситуацию и помнить — ты (велосипедист) самое слабое звено на проезжей части! Водитель авто может сесть, а потом выйти, а ты можешь лечь и уже никогда не встать, будь ты хоть тысячу раз прав.
По поводу КАМАЗов и прочего большегрузного транспорта — я рекомендую быть с ними предельно осторожными и находится как можно подальше. Так как у них громадная масса (даже на велике тебя трусит когда они пролетают мимо) — а значит хуже менёвренность и особенно торможение, очень ограниченный обзор, высокое лобовое сопротивление — вследствие чего на высоких скоростях фура толкает огромный объём воздуха перед собой, который может вначале сбить велосипедиста, а потом засосать под прицеп. А старые камазовские прицепы (именно прицепы, да и полуприцепы иногда тоже) плюс ко всему ещё и болтаются из стороны в сторону постоянно. Об этом необходимо помнить всегда!
Далее, при езде по загородным трассам лучше всего ехать по обочине и лишь в остутствии трафика выныривать на краюшек асфальта, потому как большинство трасс узкие двухполоски и разъезд на них, тем более при наличии третьего участника (велосипедиста) весьма затруднителен. ЗАПОМНИТЕ! Водителю проще «словить» попутного велосипедиста, чем всречное авто (а тем более фуру) в лоб, поэтому, если вы слышите (а лучше ещё и увидеть) что автомобиль приближается сзади и вы видите встречный автомобиль — лучше уплывите на обочину, лучше заранее (т.к. скорость авто намного выше и их водители прсчитывают действия на много сотен метров вперёд), так будет и вам спокойнее и водителям механических транспортных средств. Также краем глаза наблюдайте за встречным трафиком — если их водители вдруг начинают резко менять траекторию движения — значит возможно что-то произошло за вашей спиной (аварийная ситуация, двойной-тройной обгон) и вам лучше обернуться и оценить ситуацию визуально. В любой аварийной ситуации вам лучше убраться куда-подальше и как можно быстрее, т.к. из нас получится просто лепёшка.
Так же не забываем, что у нас ещё остались любители обганять по обочинам и их много.
ПОМНИТЕ! Ваши манёвры должны быть плавными, обозначеными и предсказуемыми (ну кроме аварийных ситуаций когда не до этого, ито можно постараться).
Ещё на последок для любителей музыки в дороге, если вы уже рискнули и взяли наушники — то сделайте так, чтобы музыка была сугубо лёгким фоном, она не должна мешать услышать звук приближающегося сзади авто, т.к. слух для велосипедиста — это вторе зрение и шанс на жизнь.
Пока всё. Приятных и безопасных поездок Вам! С ув. Иван.

Виктор 12 мая, 2017 — 01:38

И не забываем ставить зеркала заднего обзора.

Максим 18 мая, 2017 — 11:17

Я бы хотел доехать на велосипеде до города, но другой возможности, как ехать по трассе, у меня нет. Могу ли я ехать по обочине в этом случае?

Александр 3 августа, 2018 — 22:48

Максим, если обочина более менее хорошая (в плане состояния дороги), то можешь, только оптику лучше поставь (фары (хотя бы заднюю) и зеркало). Или я бы например ехал бы в целях безопасности по встречной обочине. Да, может против правил, зато не надо будет думать не стукнет ли кто сзади.

Дорожное движение, связанное с велосипедной дорожкой без нарушений ПДД и прав велосипедистов

Наличие велосипедных дорожек сегодня вызывает вполне объяснимые споры у автомобилистов. Вопреки логике и здравому смыслу во многих странах постсоветского пространства они могут одновременно присутствовать и отсутствовать. Учитывая это, водители любого транспорта должны максимально точно оперировать ПДД и быть предельно внимательными к вышеупомянутым местам следования.

Велосипедист на велодорожке

Сущность дорожки для велосипедов

Под велосипедной дорожкой понимают как часть автомобильной, так и самостоятельной дороги, ориентированной на одноимённый двухколёсный транспорт. Безусловно, вопросы исключительного пользования ею уже неоднократно обсуждались: монополисты таких миниатюрных трасс вынуждены в буквальном смысле соревноваться за право передвижения как с пешеходами, так и автомобилистами.

В идеале она отделяется от основной полосы движения специальной разметкой, бордюром или газоном, которые заметно даже невооружённым глазом. Однако большинство людей, не намеренно или специально используют этот участок дороги в своих целях. При этом поведение участников движения во многом аргументировано разновидностями этих участков дороги.

Виды велосипедных дорожек:

  • односторонняя;
  • двухсторонняя;
  • изолированная;
  • совмещённая.
Односторонняя

Она размещается с обеих сторон основной трассы и немного приподнимается над её уровнем. Это делается для того, чтобы усложнить процедуру въезда для нерадивых автолюбителей на территорию, непредназначенную для их транспорта. Иногда она ограничена буферной зоной для достижения большей безопасности.

Односторонний тип

Двухсторонняя

Этой разновидность характерна для пригородных или междугородних дорог. Она часто совмещается с пешеходной составляющей или располагается в непосредственной близости с ней. Её можно встретить около односторонних дорог, набережных магистралей или трасс с незначительным количеством ответвлений.

Двухсторонний тип

Изолированная

Такая часть дороги представляет собой самостоятельный участок, которым могут пользоваться исключительно велосипедисты. Там располагаются высокие бордюры, предотвращающие заезд автотранспорта. Однако на ней можно часто встретить пешеходов, в особенности если рядом нет предназначенных для них тротуаров.

Изолированный тип

Совмещённая

Под ней понимают особенное понятие, имеющее место только на отдельных территориях страны. Большинство таких мест очерчено белой линией, хотя это не что иное, как очередная попытка обмана велосипедистов, не требующая существенных материальных затрат на организацию и последующее её обеспечение.

Совмещенный тип

Автомобилисты и велосипедисты — законный компромисс

Регулировка соответствующего движения опирается на общемировую систему, включающую, прежде всего дорожный знак велосипедная дорожка. Кроме того, его дополняют различные указатели и разметки, принятые ещё на основе Конвенции 1968 года. Стоит обратить внимание, что главными визуальными объектами, которые должны акцентировать на себе внимание являются её обозначения, запреты езды на велосипедах, а также предупреждения автомобилистов о возможном появлении этого двухколёсного транспорта.

Так выглядит знак

Так выглядит знак

Тем не менее основными проблемами на дороге являются отсутствие полноценной регулировки движения между авто- и вело владельцами, а также недостаточная нормативная чёткость отношений между ними. Так, велосипедист может быть одновременно и участником движения, и пешеходом.

Как известно, движение любых механических транспортных средств по велосипедным дорожкам строго запрещено. Однако это не распространяется на машины дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб. Также допускается подъезд к объектам, находящимся в непосредственной близости к этим участкам дороги для последующей разгрузки автотранспорта.

Чтобы автомобилисты не использовали велосипедные дорожки в своих целях, устанавливаются делиниаторы, то есть искусственные бордюры. Кроме того, штраф за выезд на эти участки дороги иногда достигает порядка 1500 рублей. Однако сегодня водители активно наказываются только за парковку на велодорожке штрафом в 2500 рублей.

Делиниаторы

Прежде всего, те, кто управляет транспортными средствами, должны уяснить, что вышеупомянутые территории исключительно велосипедные, и их нельзя использовать для парковки или обгона. Чтобы не возникало подобного недопонимания, следует обязательно ограничивать эти участки дороги вышеупомянутыми способами.

Способы изменения отношения автовладельцев к велодорожкам:

  • увеличение общей ширины дорожного полотна;
  • оснащение трасс придорожными парковками;
  • организация встречного движения.

Хотя, как утверждают власти, единственным действенным способом контроля поведения на дороге, считается штраф. Он одинаково эффективен как для пешехода, так и для владельца автомобиля или велосипеда. И это уже не картина, а, скорее карикатурная картинка сегодняшних дней.

Парковка на велодорожке

Парковка на велодорожке облагается штрафом

Вывод

Безусловно, выполнение всех правил не гарантирует 100% безопасности, а только указывает на адекватное поведение на дороге. При этом бдительность терять просто непозволительно, иначе это может грозить довольно неприятными ситуациями для всех участников движения.

«Меняя ПДД, нельзя забывать о необходимости менять инфраструктуру». Разбираем правки, касающиеся велосипедов и гироскутеров/самокатов/моноколес

Довольно большой пакет предлагаемых правок в ПДД касается передвижения велосипедов и входящих в моду девайсов. Ключевые новации две: во-первых, предлагается узаконить электросамокаты, гироскутеры и прочие «сегвеи», во-вторых — разрешить не спешиваться на велике при переезде пешеходного перехода (правда, только регулируемого). «Можно считать это шажочком навстречу деавтомобилизации и в целом прогрессу, — считает Юрий Краснов, который продолжает разбирать проект корректив в Правила дорожного движения. — Хотя возникают некоторые вопросы касаемо терминологии, а также уместности отдельных транспортных средств на тротуарах».

Что такое СПМ?

В проекте изменений к ПДД предпринята попытка узаконить новые средства, которые используются для передвижения: моноколеса, электросамокаты, гироскутеры и так далее.

— У меня есть вопрос по поводу терминологии, — задумывается Юрий Краснов. — Что такое «средство персональной мобильности» (СПМ)? Как его понимать? Очевидно, авторы правок решили объединить все, что едет чуть быстрее пешехода и перевозит только одного человека. Но позвольте, велосипед с электродвигателем под это определение не попадает? А автомобиль?

Приравнивание всех СПМ к пешеходам ведущий рубрики считает спорным решением. С одной стороны, декларируется, что это разные участники дорожного движения, с другой — они в своих правах равны.

Вероятно, моноколесистов и электроскутеристов хотят обязать двигаться по тротуарам (или велодорожкам, но об этом позже) и пересекать проезжую часть по «зебре». Однако что будет происходить при взаимодействии с пешеходами, пока, похоже, мало кто задумывается.

— Восприятие пространства с точки зрения пешехода и человека на транспортном средстве (самокате, скейте или роликовых коньках) сильно отличается, — замечает ведущий «Разборов…». — Если вы на чем-то катитесь, то смотрите, как правило, вдаль, отслеживаете препятствия, обращаете внимание на покрытие. В этом случае очень важна скорость приближения к объекту. А пешеход смотрит на цель: человек увидел остановку и идет туда. Он может находиться в своих мыслях, разглядывать облачка в небе, вести себя, как говорят, неосмотрительно.

Можно, конечно, укорять прохожих, которые не оглядывается каждые пять секунд и не ждут приближения велосипедиста. Но ведь это естественно: ходьба и бег придуманы природой, самим естеством. Если же мы выбираем какое-либо транспортное средство, изобретенное человеком, то автоматически несем ответственность.

— Человек рождается с вестибулярным аппаратом, настроенным на ходьбу или бег, — поддерживает эту мысль Юрий Краснов. — Мы не появляемся на свет скейтбордистами или моноколесистами. При передвижении на неких устройствах, будь то самокат или скейтборд, мы обречены на взаимодействия, и думать о безопасности должен в первую очередь наездник. Ответственность за столкновения на тротуаре обязаны нести пользователи девайсов или транспортных средств.

Пока в Минске и других городах только-только начинают осваивать моноколеса и гироскутеры. А в Европе уже хлебнули с ними проблем. Эти транспортные средства не раз сталкивались с пешеходами, и люди получали серьезные травмы. Как разрешать подобные конфликты? Кто должен разбираться?

— Боюсь, как бы у нас пешеходам не пришлось вешать на лоб камеру, чтобы в случае столкновения проще было бы установить обстоятельства, — утрирует ведущий рубрики. — А потом в новостях будем читать «Попал под моноколесо», «Лыжник на проезжей части врезался в скейт» или «Подрались электроскутерист и пешеход».

Еще одна правка по поводу средств персональной мобильности относится к скорости их движения. Этот пункт вызывает не меньше споров.

— Сейчас СПМ в определенных местах предлагают двигаться со скоростью пешехода, — обращает внимание Юрий Краснов. — Но ведь нужно подходить к вопросу здраво. Есть другие участки, где тоже следует ехать медленно: например, возле остановочных пунктов, дверей магазина или выхода из подземного перехода.

Есть простое правило среди экспертов по безопасности дорожного движения: не можешь проконтролировать — не обязывай. Пока не решен вопрос с превышением скорости автомобилей, зачем вводить некие лимиты для самокатов и сегвеев? Вроде бы забота о пешеходах, вот только это кажется заведомо невыполнимым условием.

— Не меньше вопросов вызывает уместность передвижения СМП по велодорожкам, — продолжает ведущий «Разборов…». — Велосипедисты и так жалуются, что туда выходят дети, мамы с колясками и просто прохожие. Если так пойдет дальше, то велодорожки рискуют превратиться в весьма странное явление.

Кто будет задерживать и привлекать пешеходов, мешающих на велодорожке?

В последнее время велосипедистов на улицах становится все больше и больше. Этот транспорт служит не только в рекреационных целях, но постепенно занимает место в структуре городской мобильности. И это нормально, что он требует все больше места и прав.

— Когда-то велосипедисты ездили по проезжей части (не далее 1 метра от ее края), — вспоминает Юрий Краснов. — Я помню, как ждал исполнения 14 лет, чтобы установить зеркало и выехать на дорогу. Все водители были в курсе, что по улицам может двигаться велик. А потом их вдруг решили убрать с проезжей части. Это было вызвано тем, что интенсивность потока автомобилей увеличилась, и велосипедист, как незащищенный участник дорожного движения, легко мог стать жертвой ДТП.

— Есть масса других негативных примеров, не получивших широкой огласки, — напоминает ведущий рубрики. — В одну мою знакомую на тротуаре врезался велосипедист. Удар пришелся в лицо. Благо у нее стояли брекеты, и это хоть как-то защитило челюсть.

Тем не менее придерживаемся мнения, что велосипед доказал эффективность в городе и используется не только в теплое время года. А значит, требуется создание отдельной инфраструктуры.

— Велосипед — все-таки транспортное средство, а велосипедист — водитель, — говорит Юрий Краснов. — Логичнее, если ему будет разрешено двигаться по проезжей части, но там он должен быть защищен.

Пока же по-прежнему натужно пытаются найти компромисс. В частности, предлагается правка, запрещающая пешеходам передвигаться по велодорожкам, но коль уж пришлось, то не мешайте. Призыв хороший, вот только реалистичный ли?

— Получается, что в случае конфликта велосипедист или кто-то другой станет задерживать «нарушителя»? — задается вопросом ведущий «Разборов…». — Это приведет только к эскалации и росту напряженности, а там и до превышения пределов самообороны недалеко. Как задержать? Надо догнать, схватить. А если пешеход — профессиональный боксер?

Интересно, что для групп детей планируют сделать исключение. На велодорожках несовершеннолетние будут иметь преимущество.

— Эта фраза в очередной раз доказывает, что существование пешеходов и велосипедистов на одной территории плохо совместимо, — считает Юрий Краснов. — У велосипедистов должна быть своя отдельная территория, которая выделена конструктивно. Чтобы пешеход, попадая туда, понимал, что оказался в чужой тарелке.

Спешиваться на переходе — это насилие!

Отдельный вопрос касается необходимости спешиваться на «зебре». Пока авторы правок явно осторожничают: хотят разрешить пересекать, не слезая с велосипедов, только регулируемые переходы, причем с оговоркой — нужно замедлиться до скорости пешехода.

— Честно говоря, я, когда еду на велосипеде, так и делаю, — признается ведущий «Разборов…». — Требование каждый раз спешиваться — глупое и невыполнимое. Поэтому нахожу пешехода и аккуратно еду рядом, чтобы меня видели водители и мое появление не стало для них неожиданностью.

Конечно, возникает вопрос: а как быть с теми, кто на скорости вылетает на переход? Такие всегда были, есть и будут. Внесут данную правку или нет, их мало волнует.

— Велосипедист в таких случаях думает, что все просчитал. Однако какой-то нюанс не учел — и вот уже на место происшествия несутся скорая и ГАИ. Другой мотив — это проверить реакцию автомобилистов, своеобразное отстаивание прав, — предполагает аргументацию велосипедистов ведущий рубрики.

В Германии, где велосипедисты обязаны ехать либо по велодорожке, либо по проезжей части, наибольшее число происшествий с их участием случается, когда автомобиль поворачивает направо. В немецких автошколах привычку бросать плечевой взгляд вырабатывают с первых занятий. Если экзаменатор увидит, что курсант игнорирует ее, то последний, вероятнее всего, отправится на пересдачу.

Очередное предлагаемое новшество касается введения новых дорожных знаков и табличек, регламентирующих движение велосипедов. Можно сказать это техническая формальность, требуется узаконить то, что и так работает.

— Сейчас формируется целый класс горожан, которые используют разного рода транспортные средства, — подытоживает Юрий Краснов. — Их нельзя назвать ни пешеходами, ни водителями. Однако они движутся быстрее и потому несут ответственность за возможные последствия. Нужно помнить: вокруг другие люди. Ну а велосипедистам требуется отдельная инфраструктура. Иначе конфликты будут возникать.

Дополнено

Изначально в публикации утверждалось, что в Барселоне запрещено использование электросамокатов. Наш читатель Александр уточнил: «Запрета нет и быть, конечно, не может. Самокатов там море. Думаю, даже больше, чем велосипедов. Да, идет война с прокатчиками. Да, нельзя ездить без шлема. Да, пытаются составлять карты, где можно ездить, а где нет. Да, нельзя кидать самокаты где попало. Формально да, есть ограничения скорости. Но о запрете речи не идет».

Источники:

https://velofans.ru/raznoe/velosipednaya-dorozhka-eyo-prednaznachenie
https://velofans.ru/sovety/pravila-ezdy-velosipede-dorogam-obshchego-naznacheniya
http://365cars.ru/soveti/velosipednaya-dorozhka.html
https://auto.onliner.by/2019/06/08/razbor-131