7 основных правил переключения передач на 21-скоростном велосипеде
В нашем детстве все было просто – ни о каких передачах мы не слышали, ездили на одной скорости. Со временем все усложняется, и сейчас нам доступны модели велосипедов, на которых количество передач может доходить до тридцати! Как же справиться с управлением всей этой сложной системой?
Правильное переключение передач на велосипеде
Давайте разберемся, что представляют собой эти передачи вообще. Мы имеем две группы звезд – задние (так называемые ведомые, от 6-11 штук, в нашем случае их 7) и передние (они же ведущие, в нашем случае их три, хотя бывает и меньше).
Эти звезды различны по размеру, от маленьких до больших, за счет чего можем управлять скоростью движения и маневренностью нашего транспорта, примерно, как с помощью коробки передач на автомобиле.
В итоге диапазон скоростей современных велосипедов будет колебаться от 18 до 30, самый распространенный из них – 21-скоростной.
Правильное переключение передач способствует комфорту езды, велосипедист меньше устает сам и не подвергает свое средство передвижения преждевременному износу.
Попробуем сформулировать основные принципы переключения скоростей, которые применимы как к 21-скоростному велосипеду, так и для всех остальных, имеющих больше одной скорости.
Как переключать передачи — правила
- Чем выше подъем, тем легче передача, и наоборот – для спуска. При этом следует ориентироваться на усилие, которое вы ощущаете в педалях. Как только почувствуете тяжесть, сбрасывайте передачу, если же крутить стало слишком легко — можно повысить.
- Переключать передачи следует перед подъемом или спуском, а не во время них. Переключение под нагрузкой может привести к повреждению цепи или самого переключателя. На такой режим эксплуатации рассчитаны только профессиональные группы оборудования.
- Необходимо правильно выбрать удобную частоту вращения, чтобы не тратить силы даром и обезопасить себя от риска получения травмы.
- Если вы собираетесь переключать скорость, ни в коем случае нельзя крутить педали назад. Это может привести к повреждению цепи.
- В тот момент, когда вы меняете скорость, нужно уменьшить усилие на педали. Этим вы обеспечите мягкий переход на другую скорость, что благоприятно для трансмиссии.
- Реально применять около 4/5 из всех возможных передач, так как некоторые из них вызывают преждевременный износ цепи и звезд. Нельзя допускать перекоса цепи, а это происходит, когда используются обе малые или обе большие звезды спереди и сзади.
Универсальное правило: с малой звездой системы нежелательно использовать 2 крайних малых звезды кассеты, а с большой — 2 крайних больших.
Приобретая опыт, вы интуитивно почувствуете, в какой момент нужно переключить скорость и какую передачу выбрать. Правильное переключение требует внимательного и вдумчивого отношения поначалу, а остальное достигается практикой. Желаем вам удачи на дорогах!
Где можно дешево купить новый автомобиль?
Вас также может заинтересовать:
О велосипедах для всех и каждого
Добро пожаловать на наш велосипедный портал, который был создан специально для тех, кто при первой же возможности берёт в руки своего двухколёсного друга и едет с ним кататься по городу или куда больше – отравляется в горы, на просёлочные дороги, чтобы активно провести время.
Тут вы сможете найти ответы на многие, интересующие вас вопросы, например, связанные с покупкой велосипеда, не только для себя, но и для своего ребёнка, в зависимости от его возраста. Также у нас имеются статьи о том, как нужно правильно ухаживать за своим велосипедом, чтобы он всегда был в исправном состоянии, что особенно актуально во время многодневных велопутешествий, наш велосипедный блог поможет Вам!
Велосипеды на все случаи жизни
На нашем велопортале мы регулярно выкладываем статьи о различных типах велосипедов, прочитав которые, вы сможете подобрать для себя наиболее подходящий вариант. Ведь кто-то любит погонять по городу или велотреку, некоторые хотят научиться выполнять различные трюки, а многие и вовсе предпочитают размеренную езду.
Для чего ещё нужен наш велопортал?
Наш байк портал был создан для того, чтобы способствовать развитию велосипедного спорта у нас в стране и в целом, в мире. Также он призван, чтобы способствовать развитию велосипедной инфраструктуры в каждом городе или посёлке, чтобы каждый мог поделиться своим опытом, дать совет другому, разместить какую-то полезную информацию или почерпнуть для себя что-то новое!
На нашем велофоруме вы сможете найти единомышленников и таких же любителей велосипедов, например со своего города, встретиться с ними, познакомиться, пообщаться или просто отправиться на «покатушки».
У нас имеется масса полезной и интересной информации, начиная с истории развития велосипедов и заканчивая техническими особенностями самых дорогих и сложных образцов велоиндустрии.
В какую сторону откручивается каретка на велосипеде
Как снять каретку под квадрат, octalink и ISIS с велосипеда
Начнем с того, что прежде чем снимать каретку под квадрат, Octalink, ISIS с велосипеда у нас должны быть сняты шатуны иначе к каретке не подобраться.
Обратите внимание, что прежде чем покупать новую каретку для замены старой вам нужно узнать длину вала каретки. А длину не померить, если вы не снимите шатуны и систему или не открутите каретку полностью.
Откручиваем каретку с помощью специнструмента
Сначала мы рассмотрим способ снятия каретки с помощью специальных съемников, так как это самы й простой и безопасный способ.
Для этого нам потребуется съемник для кареток:
Этот съемник подходит под гаечный ключ на 24 и имеет сквозное отверстие
Я рекомендую купить съемник, который крутится гаечным ключом и имеет сквозное отверстие. Это отверстие нужно, чтобы прижать съемник к каретке. Если этого не сделать, то при откручивании каретки съемник может сорваться и загнуть шлицы на чашке после чего открутить уже будет ОЧЕНЬ проблематично.
Я прижимаю съемник к каретке с помощью болта M8, такие же болты используются для крепления шатунов к валу каретки, только нам потребуется болт немного длиннее. А также проставочную трубку, которую я взял от старой втулки, чтобы не так долго закручивать болт в каретку (можно просто подобрать болт чуть короче, чтобы обойтись без проставок). Вот как это выглядит:
Болт и проставка для прижимания съемника к каретке
1. Устанавливаем съемник на каретку
Многие часто путаются в какую сторону откручивать каретку, если у вас не какой-нибудь редкий итальянский шоссейный велосипед, то каретка откручивается в сторону кручения педалей, т.е. левая чашка откручивается — против часовой стрелки, а правая чашка — по часовой стрелке. Правда легко запомнить?
Откручивать следует начинать с левой чашки, так как левая чашка поджимает каретку и поэтому правую чашку будет выкрутить заметно труднее.
2. Левая чашка. Далее я переместился в мастерскую, чтобы закрепить раму на стойке. Левую чашку крутим против часовой стрелки (в тут сторону, в которую крутим педали).
Откручиваем левую чашку каретки. Под мой съемник подходит ключ на 24.
2. Правая чашка. Правую чашку откручиваю по часовой стрелке. Тут скорее всего нужно будет приложить больше усилия чем для левой. У меня в мастерской есть труба с помощью, которой я увеличиваю рычаг. Обычно с трубой откручиваются все — даже самые закисшие каретки.
Правую чашку откручиваю по часовой стрелке и вынимаю сам картридж
Подготовка к установке новой каретки
Все мы сделали, что хотели и сняли каретку. Теперь нам нужно почистить резьбу в кареточном стакане от грязи и песка, смазать маслом и закрутить новую каретку. Смазку использовать необходимо, чтобы каретка не прикипела к раме (особенно актуально для алюминиевых рам) и можно было без проблем снять ее с велосипеда.
Установка каретки в раму
После того как резьбы смазаны можно устанавливать новую каретку. Главное убедиться, что чашки вы вкручиваете с нужной стороны. Для этого можно посмотреть на саму каретку, на ней обычно написано, где левая и правая сторона.
На каретке видно, что она под стакан рамы 68 мм и имеет правую и левую сторону
Также следует аккуратно вкручивать чашки в раму, так как если вдруг чашка встанет криво и вы ее вкрутите, то сорвете резьбу особенно опасно для алюминиевых рам. Поэтому если вы чувствуете, что туго закручивается, не крутите дальше, а вернитесь назад и попробуйте снова, скорее всего вы не попали в резьбу.
Видео как откручивать каретку под квадрат:
Как снять каретку без съемника?
Хотелось бы мне написать ответ на этот вопрос, что «никак», но на самом деле есть несколько варварских способов, которые не гарантируют результата и могут повредить ваш велосипед. Если вы готовы рискнуть и не хотите покупать специальный ключ, то приступим:
1. Большой разводной ключ. Берем разводной ключ и сильно обхватываем чашку каретки. Крутим в сторону кручения педалей и надеемся, что ключ удержит чашку и вы ее открутите.
2. Зубило (отвертка) и молоток. Упираемся зубилом в шлицы каретки и бьем как следует пока чашка не сдвинется с места.
После проделанной работы вы вряд ли уже сможете воспользоваться съемником и каретку останется только высверливать из рамы или оставить ее там навсегда. Поэтому купите себе съемник или обратитесь в веломастерскую.
Правильное снятие каретки велосипеда
Велосипед хоть и является несложным с технической точки зрения механизмом, но всё же в регулярном техническом обслуживании нуждается. Такие мероприятия позволят увеличить срок его службы и оградят от дорогостоящего ремонта. И необязательно для мелкого технического обслуживания всякий раз обращаться в специализированные сервисные центры.
Снятие каретки вполне под силу даже новичку
Если у вас есть немного времени, имеется желание расширить свои познания и практические навыки, а также имеется под рукой специальный инструмент, то можно заняться техобслуживанием самостоятельно. Например, разобрать каретку на велосипеде. Чему и будет посвящён наш дальнейший разговор.
Для дальнейшей работы необходимо подготовить набор инструментов, которые обязательно будут использованы:
- выжимка для шатунов;
- гаечный или разводной ключ;
- плоская отвёртка;
- молоток небольшого размера;
- съёмный инструмент для извлечения каретки.
Вводное слово
Каретка на велосипеде является подшипниковым узлом, на который возложена обязанность соединять шатуны и раму. Кроме этого, каретки обеспечивают крутящий момент на шатунах. Сами теперь понимаете, насколько важной является эта деталь в велосипеде и какую важную роль она выполняет.
Для каретки в конструкции велосипеда предусмотрен специальный кареточный стакан. Его можно найти между нижней трубой в зоне пересечения велосипедных перьев, которые располагаются снизу. Именно особенность расположения этого элемента влияет на его недолговечность. Виной становится пыль, грязь и вода, которые попадают на каретку, засоряют её, вызывают образование люфта и посторонних звуков при езде. Если своевременно не разобрать, снять, отремонтировать или заменить этот элемент, то можно в процессе езды ощутить снижение плавности работы велосипеда, уменьшение точности и даже столкнуться с заклиниванием. Ни один велосипедист не захочет ездить с таким дискомфортом, поэтому давайте устранять причину.
Особенности ремонта
Если на вашем велосипеде установлена каретка закрытого типа, которая ещё называется картриджной, то про ремонт даже нечего и думать. Такие механизмы одноразовые, и спасти ситуацию может только замена на новую каретку. По-другому обстоит ситуация с механизмами открытого типа, которые называются разборными. Их можно разобрать, устранить проблему и установить на место. В основе конструкции разборного механизма лежит вал, или ось. Его вращение обеспечивается за счёт подшипников, которые, в свою очередь, стоят внутри кареточных чашек, да ещё и закручиваются в кареточный стакан. Хоть такая конструкция может показаться сложной, но на самом деле такие каретки легко можно открутить и провести полную ревизию.
Когда мы говорим про ремонт каретки, то подразумеваем следующие возможные действия:
- смазка всех составляющих деталей;
- устранение люфта;
- обеспечение лёгкого вращения;
- нейтрализация посторонних звуков при езде.
Снимаем каретку: подробная инструкция
В конструкции каретки могут присутствовать насыпные подшипники, которые могут рассыпаться по всему помещению. Вам, конечно, может повезти и производитель вашего велосипеда при сборке использовал неразборный картридж, но подстраховаться не помешает в любом случае.
Важный инструмент, который обязательно должен быть под рукой, — это выжимка шатуна. Конструкция этого инструмента состоит из двух частей: правая используется для работы с шатуном, а левая необходима для того, чтобы снять фиксирующий болт шатунов.
- Начинаем с отвинчивания затягивающих болтов. Найти их можно на конце кареточного вала. Для этого этапа потребуется педальный ключ. Некоторые производители закрывают винты при помощи пластиковых заглушек, которые можно легко поддеть любым подручным инструментом.
- Для следующего этапа понадобится выжимка шатунов, при помощи которой потребуется до упора закрутить съёмник со стороны резьбовой части в шатун. В этом процессе важно выполнять поступательные движения без прикладывания излишнего усилия, чтобы не было сорванной резьбы.
- С кареточной оси снимаем шатун, после чего тщательно насухо протираем все посадочные места, освобождая их от остатков старой смазки и собравшегося мусора.
- Теперь можно снять и саму конструкцию каретки. В этом деле очень помогает съёмник, который предназначен именно для вашей модели механизма.
- Снятие каретки осуществляется обязательно с левой стороны, которую можно определить по отсутствующим звёздам на шатуне.
- Взяв в руки съёмник, его необходимо вставить в шлицы кареточного механизма с левой стороны, а разводной ключ при этом вращается против движения часовой стрелки. В этом процессе нужно следить за тем, чтобы съёмник не перекашивался во время работы с чашками на каретке. В результате неаккуратной работы можно повредить и сам съёмник, и чашку.
- Теперь можно переходить на другую сторону. Действия аналогичны описанным выше, за исключением направления откручивающих движений — по направлению часовой стрелки.
Работа по снятию каретки считается завершённой. Если планируется совершение замены, то просто на место старого механизма устанавливается новый. В случае проведения технического обслуживания и профилактических действий необходимо провести замену подшипников.
Раз уж вы решились разобрать этот сложный и деликатный механизм, то заодно и на кареточный стакан обратите внимание. На его поверхности может присутствовать посторонний мусор, который потребуется удалить.
Немного слов про съёмники
Съёмник выбирается только по типу самой каретки. Например, если на велосипеде установлена каретка Shimano, то и съёмник также должен быть этого типа. Правда, есть несколько универсальных моделей, но они подходят не под каждый кареточный механизм.
Съёмный инструмент, который предназначается для интегрированных кареточных чашек, поможет разобрать механизм типа Hollowtech II, GXP и Howitzer. В качестве примера для универсальных съёмных инструментов можно также привести модель стандарта ISIS, крепление которой имеет 8 шлицев. Такой инструмент можно использовать для снятия механизмов от SRAM, Shimano и Truvativ. На многих съёмниках имеются специальные рукоятки, которые позволяют обходиться без разводного ключа.
Каретка каретке рознь
Если приходится иметь дело с кареткой, конструкция которой предполагает разборку, в первую очередь требуется проверить состояние подшипников. Для этого необходимо чистой ветошью тщательно вытереть не только подшипники, но и посадочные места. Для очищения резьбы каретки можно использовать бензин, керосин или WD-40. После того как всё хорошо насухо протёрто, необходимо смазать посадочные места любым хорошим густым смазочным материалом. Такие механизмы не отличаются долговечностью, нуждаются в частом обслуживании и регулярном проведении регулировочных действий относительно подшипников.
В случае с неразборной кареткой, которая относится к картриджному типу, самым верным решением будет осуществить замену на новый механизм. Даже не стоит пытаться провести какие-либо действия с подобным механизмом — только время зря будет потрачено. Прежде чем отправляться за покупкой новой детали, потребуется узнать длину вала и характеристики (ширина и тип) соединения с шатунами. Эта информация позволит не ошибиться с выбором и изначально купить правильную деталь.
Если на вашем велосипеде установлен интегрированный механизм, то для замены промподшипников необходимо следовать следующим рекомендациям:
- Снимаем пыльник, который закрывает подшипники.
- Для их снятия потребуется использовать специальный съёмник, на самый крайний случай подойдёт молоток и стамеска, но с таким инструментом нужно обращаться крайне осторожно.
- Тщательно очищаем, а затем смазываем посадочное место.
- Устанавливаем новые промподшипники.
Ставим каретку на место
На этом работу нельзя считать завершённой, поскольку всё это нужно правильно собрать. В этом процессе главная сложность заключается в правильной установке чашек. Вы же помните, что они имеют разную резьбу (на правой чашке левая и наоборот)? Здесь также потребуется густая смазка для обработки кареточного стакана, подшипников и резьбы на чашках.
К сбору кареток нужно приступать с правой стороны и следовать следующему порядку работы:
- Кареточная ось вставляется в правую чашку.
- Закручивается при помощи съёмника для каретки.
- Такие же действия проделываем с левой стороны.
- Каретка проверяется на отсутствие люфта, о чём свидетельствует её лёгкое и бесшумное движение.
- Устанавливаются шатуны и винты на свои места.
Применить эту теорию на практике не составляет особого труда для любого велосипедиста, у которого руки растут из нужного места. Даже не имея опыта в разборке велосипеда, можно снять каретку с первого раза. Мы верим в вас.
Как снять цепь с замком? Снятие сплошной цепи. Установка сплошной и замочной цепи на синглспид и многоскоростной байк.
Если вы слышите подозрительные скрипы, потрескивания и стук, исходящие от педалей вашего велосипеда, то настало время разобрать их и подвергнуть тщательной диагностике. Советы профессионалов по переборке педалей.
Как правильно переключать передачи на велосипеде. Как определить число передач на велосипеде, в чём заключается принцип работы трансмиссии, основные правила и рекомендации по переключению передач.
Правильное снятие каретки велосипеда
Велосипед хоть и является несложным с технической точки зрения механизмом, но всё же в регулярном техническом обслуживании нуждается. Такие мероприятия позволят увеличить срок его службы и оградят от дорогостоящего ремонта. И необязательно для мелкого технического обслуживания всякий раз обращаться в специализированные сервисные центры.
Снятие каретки вполне под силу даже новичку
Если у вас есть немного времени, имеется желание расширить свои познания и практические навыки, а также имеется под рукой специальный инструмент, то можно заняться техобслуживанием самостоятельно. Например, разобрать каретку на велосипеде. Чему и будет посвящён наш дальнейший разговор.
Для дальнейшей работы необходимо подготовить набор инструментов, которые обязательно будут использованы:
- выжимка для шатунов;
- гаечный или разводной ключ;
- плоская отвёртка;
- молоток небольшого размера;
- съёмный инструмент для извлечения каретки.
Вводное слово
Каретка на велосипеде является подшипниковым узлом, на который возложена обязанность соединять шатуны и раму. Кроме этого, каретки обеспечивают крутящий момент на шатунах. Сами теперь понимаете, насколько важной является эта деталь в велосипеде и какую важную роль она выполняет.
Для каретки в конструкции велосипеда предусмотрен специальный кареточный стакан. Его можно найти между нижней трубой в зоне пересечения велосипедных перьев, которые располагаются снизу. Именно особенность расположения этого элемента влияет на его недолговечность. Виной становится пыль, грязь и вода, которые попадают на каретку, засоряют её, вызывают образование люфта и посторонних звуков при езде. Если своевременно не разобрать, снять, отремонтировать или заменить этот элемент, то можно в процессе езды ощутить снижение плавности работы велосипеда, уменьшение точности и даже столкнуться с заклиниванием. Ни один велосипедист не захочет ездить с таким дискомфортом, поэтому давайте устранять причину.
Особенности ремонта
Если на вашем велосипеде установлена каретка закрытого типа, которая ещё называется картриджной, то про ремонт даже нечего и думать. Такие механизмы одноразовые, и спасти ситуацию может только замена на новую каретку. По-другому обстоит ситуация с механизмами открытого типа, которые называются разборными. Их можно разобрать, устранить проблему и установить на место. В основе конструкции разборного механизма лежит вал, или ось. Его вращение обеспечивается за счёт подшипников, которые, в свою очередь, стоят внутри кареточных чашек, да ещё и закручиваются в кареточный стакан. Хоть такая конструкция может показаться сложной, но на самом деле такие каретки легко можно открутить и провести полную ревизию.
Когда мы говорим про ремонт каретки, то подразумеваем следующие возможные действия:
- смазка всех составляющих деталей;
- устранение люфта;
- обеспечение лёгкого вращения;
- нейтрализация посторонних звуков при езде.
Снимаем каретку: подробная инструкция
В конструкции каретки могут присутствовать насыпные подшипники, которые могут рассыпаться по всему помещению. Вам, конечно, может повезти и производитель вашего велосипеда при сборке использовал неразборный картридж, но подстраховаться не помешает в любом случае.
Важный инструмент, который обязательно должен быть под рукой, — это выжимка шатуна. Конструкция этого инструмента состоит из двух частей: правая используется для работы с шатуном, а левая необходима для того, чтобы снять фиксирующий болт шатунов.
- Начинаем с отвинчивания затягивающих болтов. Найти их можно на конце кареточного вала. Для этого этапа потребуется педальный ключ. Некоторые производители закрывают винты при помощи пластиковых заглушек, которые можно легко поддеть любым подручным инструментом.
- Для следующего этапа понадобится выжимка шатунов, при помощи которой потребуется до упора закрутить съёмник со стороны резьбовой части в шатун. В этом процессе важно выполнять поступательные движения без прикладывания излишнего усилия, чтобы не было сорванной резьбы.
- С кареточной оси снимаем шатун, после чего тщательно насухо протираем все посадочные места, освобождая их от остатков старой смазки и собравшегося мусора.
- Теперь можно снять и саму конструкцию каретки. В этом деле очень помогает съёмник, который предназначен именно для вашей модели механизма.
- Снятие каретки осуществляется обязательно с левой стороны, которую можно определить по отсутствующим звёздам на шатуне.
- Взяв в руки съёмник, его необходимо вставить в шлицы кареточного механизма с левой стороны, а разводной ключ при этом вращается против движения часовой стрелки. В этом процессе нужно следить за тем, чтобы съёмник не перекашивался во время работы с чашками на каретке. В результате неаккуратной работы можно повредить и сам съёмник, и чашку.
- Теперь можно переходить на другую сторону. Действия аналогичны описанным выше, за исключением направления откручивающих движений — по направлению часовой стрелки.
Работа по снятию каретки считается завершённой. Если планируется совершение замены, то просто на место старого механизма устанавливается новый. В случае проведения технического обслуживания и профилактических действий необходимо провести замену подшипников.
Раз уж вы решились разобрать этот сложный и деликатный механизм, то заодно и на кареточный стакан обратите внимание. На его поверхности может присутствовать посторонний мусор, который потребуется удалить.
Немного слов про съёмники
Съёмник выбирается только по типу самой каретки. Например, если на велосипеде установлена каретка Shimano, то и съёмник также должен быть этого типа. Правда, есть несколько универсальных моделей, но они подходят не под каждый кареточный механизм.
Съёмный инструмент, который предназначается для интегрированных кареточных чашек, поможет разобрать механизм типа Hollowtech II, GXP и Howitzer. В качестве примера для универсальных съёмных инструментов можно также привести модель стандарта ISIS, крепление которой имеет 8 шлицев. Такой инструмент можно использовать для снятия механизмов от SRAM, Shimano и Truvativ. На многих съёмниках имеются специальные рукоятки, которые позволяют обходиться без разводного ключа.
Каретка каретке рознь
Если приходится иметь дело с кареткой, конструкция которой предполагает разборку, в первую очередь требуется проверить состояние подшипников. Для этого необходимо чистой ветошью тщательно вытереть не только подшипники, но и посадочные места. Для очищения резьбы каретки можно использовать бензин, керосин или WD-40. После того как всё хорошо насухо протёрто, необходимо смазать посадочные места любым хорошим густым смазочным материалом. Такие механизмы не отличаются долговечностью, нуждаются в частом обслуживании и регулярном проведении регулировочных действий относительно подшипников.
В случае с неразборной кареткой, которая относится к картриджному типу, самым верным решением будет осуществить замену на новый механизм. Даже не стоит пытаться провести какие-либо действия с подобным механизмом — только время зря будет потрачено. Прежде чем отправляться за покупкой новой детали, потребуется узнать длину вала и характеристики (ширина и тип) соединения с шатунами. Эта информация позволит не ошибиться с выбором и изначально купить правильную деталь.
Если на вашем велосипеде установлен интегрированный механизм, то для замены промподшипников необходимо следовать следующим рекомендациям:
- Снимаем пыльник, который закрывает подшипники.
- Для их снятия потребуется использовать специальный съёмник, на самый крайний случай подойдёт молоток и стамеска, но с таким инструментом нужно обращаться крайне осторожно.
- Тщательно очищаем, а затем смазываем посадочное место.
- Устанавливаем новые промподшипники.
Ставим каретку на место
На этом работу нельзя считать завершённой, поскольку всё это нужно правильно собрать. В этом процессе главная сложность заключается в правильной установке чашек. Вы же помните, что они имеют разную резьбу (на правой чашке левая и наоборот)? Здесь также потребуется густая смазка для обработки кареточного стакана, подшипников и резьбы на чашках.
К сбору кареток нужно приступать с правой стороны и следовать следующему порядку работы:
- Кареточная ось вставляется в правую чашку.
- Закручивается при помощи съёмника для каретки.
- Такие же действия проделываем с левой стороны.
- Каретка проверяется на отсутствие люфта, о чём свидетельствует её лёгкое и бесшумное движение.
- Устанавливаются шатуны и винты на свои места.
Применить эту теорию на практике не составляет особого труда для любого велосипедиста, у которого руки растут из нужного места. Даже не имея опыта в разборке велосипеда, можно снять каретку с первого раза. Мы верим в вас.
Как снять цепь с замком? Снятие сплошной цепи. Установка сплошной и замочной цепи на синглспид и многоскоростной байк.
Если вы слышите подозрительные скрипы, потрескивания и стук, исходящие от педалей вашего велосипеда, то настало время разобрать их и подвергнуть тщательной диагностике. Советы профессионалов по переборке педалей.
Как правильно переключать передачи на велосипеде. Как определить число передач на велосипеде, в чём заключается принцип работы трансмиссии, основные правила и рекомендации по переключению передач.
Если каретка не выкручивается.
Речь пойдет преимущественно о картриджных (неразборных) каретках.
Возможные проблемы. В основном это касается алюминиевых рам и стальных кареток. Как известно из физики (и химии) алюминий и сталь «любят» друг друга и образуют хорошую электрическую пару, а это значит что между ними возникает некоторая разность потенциалов, что в свою очередь значит, что будет происходить реакция окисления, что вызывает собственно прикипание. Прикипанию и поверхностной коррозии способствует так же грязь, частички воды на поверхностях, мелкая металлическая стружка. Но это все в теории.
На практике ставится задача открутить каретку.
Сразу сделаем несколько замечаний
по этому вопросу:
- Необходимо пользоваться специальным инструментом, желательно не китайцем за 100 р, а более профессиональным типа ParkTool, CrankBros…. Pedros, ну и так далее. Инструмент желательно иметь из закаленной стали. К этому инструменту желательно иметь вороток в виде подходящего накидного или рожкового ключа, разводной не очень хорошо, так как не обеспечивает нормальной поверхности контакта со съемником.
- О прикладываемом усилии: не стоит давить со всей дури огромным рычагом, резьба в кареточном узле все-таки в алюминии, так что ее легко можно срезать, усилие лучше тщательно рассчитать, это приходит с опытом.
- Съемник на каретке лучше закрепить. Я, к примеру, делаю это кареточным болтом через прокладки, просто банально приворачиваю съемник к валу каретки, так он никуда не денется. Меньше вероятности повредить раму, руки, инструмент и мебель, в конце концов.
- Надо помнить что резьбы у чашек каретки отличаются от обычных, по-моему, они левые =), в общем если велик стоит на седле кверху кареткой и Вы смотрите на него со стороны системы откручивать следует по часовой стрелке.
- Я предпочитаю откручивать каретку со снятым задним колесом так проще, а еще на перевернутом велике, тогда можно встать ногами на руль и седло, зафиксировать раму коленом и правильно приложить усилие.
Это все пожелания к съему каретки в обычном порядке.
Что делать если прикипело?
- Ни в коем случае не прикладывать лошадиных усилий, смотри выше про резьбу.
- Перед съемом каретки замочить ее в WD-40, уйат-спирите, либо есть такая жидкость для промывки карбюраторов (она очень эффективно снимает все налеты, нагары накипи и прочие кариесы).
- Если и это не помогло, следует легонько обстучать чашку каретки через съемник молотком, это позволит чуть расшатать окислы в кареточном узле.
- При повороте съемника можно действовать ударно силовым методом, прикладывать усилие на рычаг съемника и легонько стучать по оси каретки через съемник. Это лучше делать вдвоем.
Совсем крайние случаи
Тут может быть особо запущенная каретка, либо каретка вкрученная не по резьбе (такое бывает). Такие случаи решаются либо термическим путем, либо хирургическим вмешательством.
Термический способ. Можно прогреть кареточный узел, как например прогревают автодетали, но следует учесть, что алюминий гораздо нежнее стали в отношении нагрева, поэтому греть надо аккуратно, можно греть водой из чайника, можно строительным феном, можно более радикально паяльной лампой, можно на газу. На нагретом узле надо пытаться отворачивать чашку каретки. Помните, что разогретый алюминий становится гораздо пластичнее и расширяется. Если его не нагревать до одурения, то его прочностные свойства практически не страдают.
Хирургический способ. Снимается, выворачивается съемная чашка картриджа, ну или сам картридж в зависимости от того, что прикипело (как правило, прикипает картридж).
— Если прикипел картридж. Если картридж остался в раме, пытаемся выколотить из него вал внутрь рамы, вал держится на термоусадке в оболочке подшипников. Если каретка старая а подшипники сношенные, то они без проблем разрушаются, и вал вылетает в облаке шариков. После того как вал выбит в раме осталась чашка, тут наступает самое интересное. Чашку надо распилить напополам например надфилем, или полотном от ножовки или электролобзиком. Делать это надо аккуратно дабы не повредить резьбу в раме. Иногда не хватает распила на две части, тогда пилим ее на четыре на 3, 6, 9 и 12 часов по циферблату. Потом выковыриваем останки шилом или отверткой.
Замена каретки на велосипеде
Но, как часто бывает, детали недорогих велосипедов имеют не очень большой срок службы. Вот и на нашем Stels появился стук в передней каретке, впоследствии – люфт шатунов.
Когда во время езды соскочила цепь, стало понятно, что без ремонта не обойтись. Поэтому, изучив вопрос, решили разобрать каретку и устранить причину люфта. Оказалось, что без специальных знаний сделать это практически невозможно, поэтому мы решили поделиться нашим опытом в этой статье, чтобы люди, столкнувшиеся с данной проблемой, могли быстро исправить похожую ситуацию.
Первым делом перевернули велосипед вверх колёсами и сняли пластиковые заглушки каретки. Стало видно гайки, накрученные на вал.
Открутить их можно только трубчатым ключом на 15. Но, как оказалось, откручивание гайки – самое простое, что можно сделать.
Дальше надо снять шатуны. Они запрессованы на валу каретки. Чтобы их вынуть, надо использовать специальный съёмник . Купить его можно в магазинах, продающих велосипедные запчасти. Если у вас его нет, не тратьте зря время, вряд ли без съёмника получиться снять шатун, не повредив детали велосипеда. Цена на съёмник небольшая, поэтому лучше купить, чем делать что-то подобное самому.
Вкрутив съёмник в шатун до упора, в него (в съёмник) надо вкручивать специальный штырь. Он, упираясь в вал каретки, выдавит шатун с посадочного места.
Точно таким же образом снимаем противоположный шатун с велосипеда.
Теперь надо выкрутить гайки, которые удерживают каретку в раме. Со стороны звёздочки эту операцию делать крайне неудобно. Выступ гайки настолько узок, что и обычный рожковый, и газовый ключ с него соскакивают. В нашем случае помогли зубило и молоток. Точным сильным ударом надо сдвинуть гайку с места, затем она легко открутится ключом. Здесь надо обязательно знать, что резьба гайки со стороны звёздочки обратная, то есть её надо откручивать по часовой стрелке.
Противоположная гайка имеет выступы под специальный ключ, поэтому откручивается гораздо легче. Резьба на ней обычная, её откручивают против часовой стрелки.
Вынув каретку, стало понятно, что порвались резиновые уплотнительные кольца и развалился подшипник.
В магазине на замену обычной каретке была приобретена картриджная. Это более современный механизм, который выпускается в сборе, одной деталью. Картриджи различаются разной длиной вала, поэтому, чтобы не ошибиться, надо замерить длину вала каретки, снятой с велосипеда. Главное, не покупать самые дешёвые запчасти, а выбрать картридж известного производителя. Тогда он будет служить долгое время.
И здесь есть нюанс. Для его установки тоже нужен специальный ключ. Его необходимо приобрести, чтобы можно было не только установить, но и снять картридж в дальнейшем при необходимости.
Вставляем картридж в раму велосипеда, закручиваем его ключом.
Шатуны, установив на своё посадочное место, прижимаем болтом, закручивая его до упора. Во время затягивания болта шатуны запрессуются.
В завершении вставляем заглушки, натягиваем цепь и пользуемся велосипедом.
5mv.ru
Как поменять каретку на велосипеде
В сегодняшней статье я поделюсь с вами собственным опытом по замене каретки на велосипеде.
Каретка (bottom bracket), или кареточный узел — это подшипниковый узел, который обеспечивает вращение шатунов с педалями и ведущими звездами относительно рамы велосипеда. Главным предназначением каретки является передача крутящего момента от педалей к колесу велосипеда.
Каретки бывают двух видов: разборные (подшипники менее крепкие и располагаются в чашечках, которые вкручиваются в раму) и цельные (картриджные, с более прочным подшипниками в жестком корпусе).
В данном случае я заменил разборную каретку на картриджную.
Первым признаком необходимости замены подшипников каретки или каретки в целом является шат вала каретки. Иногда чтобы удалить этот шат достаточно просто подкрутить крепления каретки, но когда подшипники уже испортились это не поможет.
Приступим к снятию шатунов и разборке старой каретки. Как снять педальные шатуны мы уже рассматривали в одной из предыдущих статей.
Снимаем пластмассовые колпачки с помощью отвертки
Откручиваем гайки используя съемник
С помощью съемника снимаем шатуны
Откручиваем фиксирующую гайку, а также чашечки (у меня не было специального велосипедного ключа, поэтому пришлось делать это с помощью отвертки и молотка)
Обнаруживаем состояние внутренних подшипников, а точнее то, что от них осталось
ВАЖНО! Чашечка с правой стороны (в данном случае с той стороны где расположены звездочки и цепь) откручивается по левой резьбе. То есть чтобы открутить ее нужно вращать ключ на 36 мм по часовой стрелке
Так выглядит рама без каретки
Далее приступаем к установке новой каретки (цельной, картриджной). Для этого вам необходимо приобрести в веломагазине каретку с размером вала точно такого же как у вас был установлен (допускается +-2 мм, но лучше плюс чем минус). Чтобы не ошибиться возьмите вал с собой, там ребята точно померят его и подберут вам подходящую каретку. Крепится такая каретка конечно же по-другому и другими ключами нестандартными. Для этого придется купить дополнительно ключ для закручивания креплений новой каретки. Выглядит он вот так и стоит примерно 50-60 гривен (190-210 рублей).
В моем случае я купил каретку под квадрат с размером вала в 126 мм.
В комплекте идет сама каретка с креплениями и 2 болта
Приступаем к установке новой каретки. Для этого тщательно смазываем густой смазкой резьбу на раме, и резьбу крепления каретки, чтобы при следующей замене вы смогли легко выкрутить ее
Вкручиваем каретку со стороны цепи по левой резьбе. Сначала руками, а потом докручиваем до конца с помощью купленного ключа.
После этого закручиваем крепление с другой стороны по правой резьбе. Затягиваем крепко но без фанатизма.
Все новая каретка установлена.
Теперь приступаем к установке шатунов обратно
Фиксируем шатуны с помощью болтов
Затягивать можно потуже, чтобы шатуны хорошо держались
Все велосипед с новой кареткой готов к эксплуатации.
Надеюсь моя статья пригодилась вам. Возникшие вопросы и замечания просьба оставлять в комментариях ниже. Спасибо. До новых публикаций.
Как правильно переключать передачи на велосипеде?
Велосипед, переключение скоростей.
Если Вы только стали счастливым обладателем новенького велосипеда, катаетесь вовсю, но что-то Вам не нравится в переключении передач, давайте узнаем, как правильно переключать передачи на велосипеде, чтобы не ощущать дискомфорт и устрашающие трески трансмиссии при переключении.
Ошибки при переключении передач на горном, дорожном, городском велосипеде.
- Не переключаем скорости когда велосипед стоит. При таком переключении трансмиссии будет конец. Поклацав переключатели до начала движения, Вы садитесь на байк, нажимаете на педаль – и слышите треск… Так делать НЕЛЬЗЯ. Только если байк с планетарной втулкой – тогда можно переключать скорость и в движении, и стоя на месте.
- Не переключайте скорости при езде под гору. Переключая передачи при движении в гору, все узлы участвующие в этом процессе работают на излом и снова, треск. Конечно, опытные велосипедисты знают, что используя профессиональное оборудование типа: Shimano Deore, Shimano XT, выполняя переключение плавно, аккуратно выполнить получится на задних звездах, на передних – зависит от уклона горы, но это не значит, что трансмиссия не перегружается. Велики с планетаркой — можно переключать передачи и под гору.
- При быстром вращении педалей скорость не переключаем. Немного скидываем обороты, ход должен быть свободным – тогда можно.
- Не переключаем скорость сразу с первой звезды на последнюю. Сбрасываем или набираем скорость постепенно, дожидаясь переключения на следующую скорость, затем включаем следующую и так, двигаемся до нужной передачи.
- Не используем запрещенные диагональные передачи. Например, цепь на большой звезде шатунов и на большой на кассете. Это максимальная натяжение цепи. При таких передачах износ цепи и звезд будет очень быстрым.
Из того, как не нужно переключать передачи, понятно, что от правильного переключения напрямую зависит долговечность трансмиссии велосипеда. Количество звезд на шатунах и кассете, начинают считать от рамы. Значит на шатунах звезда №1 будет наименьшая, а на кассете наибольшая.
Рассмотрим варианты правильного переключения скоростей в таблицах ниже.
1. Правильное переключение 3х6 передач.
Шатуны 3 звезды
Кассета и трещотка 6 звезд
2. Правильное переключение 3х7 скоростей
Шатуны 3 звезды
Кассета и трещотка 7 звезд
3. Правильное переключение 3х8 передач.
Шатуны 3 звезды
Кассета 8 звезд
4. Правильное переключение 3х9 скоростей.
Шатуны 3 звезды
Кассета 9 звезд
5. Правильное переключение 3х10 скоростей.
Шатуны 3 звезды
Кассета 10 звезд
6. Правильное переключение 2х9 передач
Шатуны 2 звезды
Кассета 9 звезд
7. Правильное переключение 2х10 передач
Шатуны 3 звезды
Кассета 10 звезд
В таблицах указаны наиболее правильные варианты и комбинации переключения передач при езде. Придерживаясь этих рекомендаций, Вы продлите жизнь: цепи, передней перекидке, задней перекидке, шатунам и кассете.
Многие начинающие райдеры пренебрегают переключением передач передней перекидкой, регулируют все задней. Правильная работа с переключением должна быть построена так: выбирается более подходящая звезда на переднем узле, затем корректируется задняя. Так подобрать скорость и быстрее, и проще, и Вы научитесь пользоваться переключателями согласно данным в таблицах.
Манетки, на современных велосипедах могут стоять тригерные или грипшифты. Если модели байков немного устарели и на них установлены другого плана манетки – принцип переключения и соблюдения правильного режима выбора передач один и тот же.
Грипшифты – это манетки, которые устанавливаются на байки для начинающих райдеров и модели начального уровня. В этом случае, перекидки и другие детали, скорее всего, также будут начального уровня. Специфика работы таких манеток простая – она перемещает переключатель, но не может обеспечить четкое включение. Поэтому переключая скорость, нужно манетку немного протянуть дальше и затем вернуть назад. Например, переключаем с 4 на 5 звезду, манетку переводим примерно на 5,5 и возвращаем на 5. При сбросе передачи так делать не нужно.
Тригерные – их еще называют полуавтоматы. Рычажковое переключение передач. Нижний рычаг – набор скорости, верхний – сброс. Они более надежные, простые и удобные в использовании.
После прохождения пару сотен километров, приходит и понимание механики переключения.
Поддерживайте трансмиссию в чистоте. Налипания грязи затрудняют переключение передач.
Переключение передач на велосипеде на каретке
Стоит ли покупать планетарную втулку? Насколько планетарные втулки надежны? Какие планетарные втулки можете посоветовать? Что выбрать: планетарную втулку или задний переключатель? Стоит ли собирать велосипед на планетарной втулке для туризма? Чем «планетарный» велосипед отличается от обычного? Последний год ко мне на почту и мессенджеры приходит масса подобных вопросов.
Поэтому, недолго думая, я решил написать подобный материал для читателей моего блога и всех увлеченных этим вопросом велосипедистов.
Неопровержимый факт, что в последнее время начали набирать популярность планетарные втулки. Чаще всего такие втулки используются на городских велосипедах, а их самые дорогие модели — на велосипедах для туризма.
Что такое планетарная втулка?
Планетарная втулка представляет собой систему, используемую для изменения передаточного отношения велосипеда. Это, по сути, маленькая коробка передач, помещенная в корпус втулки. Это достигается с помощью планетарных шестеренок, которые размещены в задней ступице. Планетарная втулка является альтернативой переключателю передач.
Немного истории
Удивительно, но изобретение планетарной втулки на самом деле произошло раньше, чем переключателя. Первый патент на ступичную передачу был выдан американскому механику в 1895 году, а в 1905 году французский велосипедист изобрел задний переключатель. Первые модели обеих систем переключения передач были оснащены 2 скоростями.
Несмотря на то, что изобретение переключателя произошло через 10 лет после планетарной втулки, технология развивалась гораздо быстрее. Более простая система переключения передач позволяла использовать больше передач и более широкий диапазон передач с технологией, доступной в то время. Ступицы с внутренним зацеплением в течение десятилетий не превышали 3 передачи. Именно так на велосипедном рынке стали доминировать переключатели передач.
Плюсы планетарной втулки
- Меньшее техническое обслуживание — это, вероятно, главная причина, по которой люди выбирают планетарную втулку. Единственное техническое обслуживание, которое вам нужно сделать, — это менять масло в ступице каждые 5000 км или около того и поддерживать цепь в правильном напряжении. Переключатели требуют более частой чистки, регулировки. Нужны замены цепей, кассет.
- Большая надежность — с планетарной втулкой все движущиеся части герметизированы внутри блока. Не нужно беспокоиться о том, что вода, песок, грязь или соль попадут в ступицу и вызовут повреждение.
- Переключение находится внутри втулки, и на велосипеде нет выпирающих частей. Вам не нужно беспокоиться о том, что переключатель сломается или потребуется регулировка.
- Цепи служат дольше — с использованием планетарной втулки цепь всегда проходит по прямой линии. Это приводит к меньшему износу цепи, что делает ее (цепь) гораздо более долговечной. При использовании переключателя передач цепь изгибается каждый раз, когда вы переключаете передачу. Сам переключатель работает иногда под углом. Это создает большую нагрузку на цепь, вызывая износ. Приходится менять ее гораздо чаще.
- Вы можете переключаться, пока велосипед стоит на месте. Планетарные втулки позволяют переключаться, когда вы не крутите педали. Это вполне удобно при езде в городском движении «stop and go». Вам легче заехать в подъем, так как есть возможность переключиться в любое время.
- Вы можете переключать сразу несколько передач — если внезапно наткнетесь на песчаный участок, то можно переключить на 7 скоростей без беспокойства.
- Планетарные втулки совместимы с ременными передачами — ременные передачи имеют ряд преимуществ. Они тихие, чистые, легкие, прочные и долговечные. В качестве дополнительного бонуса велосипедный ремень не требует никакой смазки и очистителя в отличие от цепей. Однако ремень подходит больше для городского использования. Опыт использования ремня в туризме у моего товарища оказался негативным.
Минусы планетарной втулки
- Планетарная втулка при всей ее видимой герметичности таковой полностью не является. Часто мне приходилось видеть внутри следы песка, коррозии металла и прочие следы воздействия внешней среды.
- Для беспроблемной работы втулки перед переключением на пониженную передачу под нагрузкой вам следует на долю секунды ослаблять давление на педали.
- Планетарные втулки более дорогие. Качественные планетарки стоят внушительных денег. Например, Rohloff Speedhub стоит столько же, сколько и весь профессиональный велосипед — около 1600 долларов. Shimano Nexus или Alfine стоит столько же, сколько и весь набор групповых переключателей среднего диапазона — около 200-400 долларов США.
- Планетарную втулку иногда может заклинить. Бывает это редко, но случается. Если в случае поломки переключателя вы сможете преобразовать вашу трансмиссию в 1х1 (т.н. «синглспид», single-speed) и продолжить поездку именно так, то в случае с планетарной системой переключения вас ждет только эвакуация.
- Планетарные втулки менее эффективны механически, чем переключатели передач. Точно не скажу, но скорость езды вашего велосипеда снижается от 4% до 10% в зависимости от модели. Эта потеря происходит потому, что усилия, которые вы затрачиваете, крутя педали, должны пройти через несколько передач.
- Планетарная втулка имеет меньшее количество передаточных соотношений. Планетарная втулка с наибольшим количеством передач — это 14-ступенчатая ступица Rohloff Speedhub. Большинство современных велосипедов с переключателем передач имеют 27 и 30 скоростей. Это означает, что планетарная втулка будет иметь больший скачок между передачами. Чаще всего их 3, 8 или 11. С меньшим количеством передач вы не всегда подберете оптимальную скорость для местности, на которой вы едете, что делает велосипед менее эффективным.
- Меньший диапазон передач. Диапазоном передач называют разницу между самой низкой и самой высокой передачами. С более низким диапазоном передач вы не сможете подняться в крутую гору или достичь той же максимальной скорости, к которой вы привыкли на традиционной трансмиссии.
- Отправляясь в путешествие далеко от дома, найти новую заднюю звездочку или фирменное масло для вашей планетарки будет почти невозможно. Вдали от крупных крупных городов к планетарным втулкам нет никаких запасных частей.
- Планетарные втулки тяжелее из-за добавленных шестеренок, и в общей сложности они весят больше, чем переключатели передач. Весь этот дополнительный вес идет в ваше колесо.
- Планетарные втулки работают чуть медленнее — из-за потери эффективности и дополнительного веса вы просто не можете ехать быстро. Разгон происходит медленнее, а поддержание скорости требует чуть больше энергии. Именно по этой причине профессиональные гонщики до сих пор используют переключатели.
- У планетарных втулок плохая ремонтопригодность. Большинство планетарных втулок редко когда могут быть отремонтированы владельцем или даже велосипедным магазином с небольшой мастерской. Для обслуживания планетарки вам потребуется хороший спец, разбирающийся в вопросе. Помнится, как в 2015 году мы всем миром «копали» Rohloff, но так и не смогли решить проблему вытекающего масла. Чуть позже владелец обошел все мастерские Москвы, но никто так и не смог ему помочь.
- Вы не можете легко сменить колеса — некоторые велосипедисты любят иметь несколько колесных пар, чтобы менять их для езды по разным ландшафтам. Например, у вас может быть колесная пара 700c с дорожными шинами и колесная пара 650b с внедорожными шинами. За считанные минуты вы можете поменять их местами и прокатиться по самой разной местности.
- Большинство велосипедных рам не совместимы с планетарными втулками.
- Вместо регулировки передач заднего переключателя вам придется регулировать натяжение цепи. И это придется делать каждый раз, когда вы снимаете колесо с велосипеда.
Плюсы заднего переключателя передач
- Простота ремонта — переключатели передач просты и легко ремонтируются с помощью основных велосипедных инструментов. Любой велосипедный механик в любой точке мира знает, как настроить и отремонтировать переключатели. Если вы путешествуете, то можете взять с собой все необходимые инструменты для ремонта переключателя. Знание того, что вы можете решить любую проблему, которая может возникнуть, дает душевное спокойствие. Планетарные втулки слишком сложны для ремонта.
- Переключатели более эффективны — в оптимальных условиях переключатели имеют несколько большую механическую эффективность, чем внутренние ступицы передач. В зависимости от моделей и условий, переключатели передач являются примерно на 2-10% более эффективными. Это происходит потому, что система использует меньше ступеней для передачи энергии от педалей к заднему колесу. Вы теряете меньше энергии при ее передаче. Преимущество эффективности может быть потеряно с плохо обслуживаемыми или отрегулированными деталями. Например, грязь и копоть создают сопротивление и препятствуют работе системы на пике ее производительности. Изношенные кассеты и цепи имеют тот же эффект.
- Переключатели стоят дешевле — вы можете купить целый новый набор переключения скоростей за пару сотен долларов США. Даже самые дешевые планетарные втулки стоят значительно дороже. Если у вас ограниченный бюджет, лучше всего придерживаться переключателей.
- Переключатели имеют больше передач — большинство современных переключателей имеют 27-30 скоростей. Преимущество наличия большего количества передач заключается в том, что между ними меньше шаг. Всегда можно найти оптимальное соотношение для местности и скорости, на которой вы поедете. С планетарной втулкой вам, возможно, придется выбирать между шестерней, которая слишком высока, и той, которая слишком низка. Это некомфортно и может стоить вам эффективности при длительном педалировании. А ведь мы подразумеваем в основном туристические походы, путешествия.
- Переключатели передач имеют больший диапазон передач — большинство современных переключателей передач имеют диапазон передач около 450…600%. Больший диапазон передач дает вам более высокую верхнюю передачу и более низкую минимальную передачу. Есть возможность быстрее передвигаться по равнинам и легче взбираться на более крутым холмам с бóльшим диапазоном передач. Большинство планетарных втулок имеют гораздо меньший диапазон передач: 200…400%. Лучшая из них, Rohloff, имеет диапазон передач 526%. Это сравнимо с любым современным переключателем передач трансмиссии.
- Работа переключателя быстрее работы планетарной втулки. При использовании переключателя проще ускорить свой велосипед. Это и есть причина того, что все спортсмены ездят с переключателями.
- Обслуживать задний переключатель весьма просто — любой желающий может научиться регулировать задний переключатель. С помощью нескольких инструментов вы можете легко установить новые цепи и кассеты.
- Современные задние переключатели устроены так, что вы можете переключаться под нагрузкой. Это полезно, когда вы взбираетесь на крутой холм и вам нужно сохранить свой импульс, чтобы добраться до вершины. Правда, производить подобное переключение нужно весьма осторожно.
- Большинство рам совместимы с переключателями передач.
Минусы заднего переключателя передач
- Более частое обслуживание для того, чтобы трансмиссия работала плавно и эффективно: вы должны чистить, обезжиривать и смазывать свою цепь (с разной периодичностью). Надо также время от времени регулировать натяжение тросов переключения передач и сами переключатели, чтобы велосипед плавно переключался, и заменять цепи и кассеты, когда они изнашиваются. Планетарные втулки требуют гораздо менее частого технического обслуживания.
- Задние переключатели легко повредить, поскольку они выступают немного за раму и находятся близко от земли. Вам не нужно беспокоиться об этих вещах с планетарной втулкой.
- Цепи не «живут» так долго с переключателями — каждый раз, когда вы переключаете передачу, ваша цепь изгибается в сторону. Определенную часть времени цепь проходит под углом. Цепи постоянно прыгают с одной звезды на другую. Все это создает дополнительную нагрузку на цепь, из-за чего она изнашивается.
- Вы не можете переключиться, когда остановились. Эта проблема особенно раздражает в городском движении «stop-and-go», с которым вы можете столкнуться во время поездок на работу. С помощью планетарной втулки можно переключать передачу вниз во время остановки, чтобы вы были на легкой передаче, когда будете готовы снова начать движение.
- Переключатели не совместимы с ременными передачами — если вы хотите получить преимущества ременной передачи, вам придется перейти на планетарную втулку или сделать из велосипеда «сингл-спид». Ременные передачи чище, тише, служат дольше и, самое главное, требуют гораздо меньшего технического обслуживания, но в туризме не очень надежны.
Rohloff Speedhub: отзыв и мнение
Хочется отметь, что над планетарной втулкой немецкой фирмы Rohloff царит некий ореол убежденности в том, что втулка вечная, надежная, беспроблемная и действительно стоит своих денег. Да, на сегодняшний день (декабрь 2020 года) втулка действительно является лучшей на рынке планетарных втулок. Но главный вопрос в том, стоит ли она почти 1000 евро, которые за нее просит производитель? Мое скромное мнение, что нет. Данная втулка вполне неплохо зарекомендовала себя в туризме. Но именно в дорожном, по ровным дорогам, где нет жести, грязи и сложных условий бездорожья. Данная втулка так или иначе требует своевременного обслуживания. Порой отремонтировать ее могут лишь в Германии, но для этого обязательно сохраняйте чек о покупке и гарантийный талон от производителя. Без документов немецкий сервис данные втулки в ремонт не принимает, что уже проверял на себе мой товарищ. В англоязычном сегменте интернета много положительных отзывов о втулке, но также есть отзывы и видео, из которых видно, что втулка тоже сможет сломаться. Продукт дорогой, цена втулки сравнима с ценой целого вполне надежного велосипеда. Однако, для туризма при всем богатстве выбора альтернатив данной втулке я не вижу. Другие втулки гораздо менее надежны.
Выбор между планетарной втулкой и переключателем
Приведу пример из моего опыта велосипедных походов. Не так давно мы отправились в поход выходного дня в Тверскую область и с нами был один человек с титановым велосипедом и втулкой Shimano Alfine на 11 скоростей. В электричке мы сидели с ним рядом, и он долго хвалил свою систему переключения.
Наши же велосипеды с переключателями он полностью раскритиковал. Критика заключалась в том, что в задний переключатель может попасть ветка, его можно погнуть в самолете или поезде, и так далее. В общем, он перечислил все минусы, о которых я уже объективно рассказал выше.
Свою планетарную втулку он нахваливал, постоянно говоря о ее преимуществах. Cтояла у него она на велосипеде около года, а велосипед он использовал для поездок на работу и ПВД.
На второй день поездки на идеально ровном шоссе недалеко от села Медное его втулку заклинило. Мы спокойно продолжили поездку, набрали грибов, а ему пришлось эвакуироваться на такси в Тверь, откуда он на поезде добрался до Москвы, где его на вокзале встретила на машине жена.
Увы, это не единичный случай поломки планетарных втулок. В бытность работы в мастерской магазина «Веломир» каждый месяц кто-то обращался в наш сервис с подобного рода проблемами. Конечно, нужно отдать должное разработчикам подобных втулок. Качество и надежность планетарок год от года растет, но для спортивного и туристического применения такие втулки бюджетных сегментов еще не готовы.
Я считаю, что планетарные втулки полезно использовать в городских условиях езды, для паркового катания, а также неэкстремального туризма в хорошую погоду по приличного качества дорогам.
Использовать планетарные втулки в туризме в российских реалиях я бы не стал. В случае поломки заднего переключателя с помощью выжимки цепи и запасного замка я всегда сделаю велосипед с одной передачей и продолжу свой путь. Лапку переключателя я всегда могу аккуратно подогнуть или заварить в случае поломки в любом сервисе.
Починить же «на коленке» планетарную втулку я вряд ли сумею. По моему опыту, полная переборка планетарной втулки с чисткой, смазкой и обратной сборкой и установкой на велосипед занимает почти целый день работы.
Поэтому мой вердикт прост: для туризма и спортивного катания выбираем задний переключатель . Для спокойной городской езды можно смело брать планетарную втулку, однако стоит отметить, что в зимних условиях преимуществ у нее особых нет, и что бы нам не говорили про ее герметичность, влага, реагенты, песок все равно рано или поздно окажутся внутри ее корпуса. Увы, подобное мне приходилось видеть не один раз.
Источники:
https://www.veloturist.org.ua/7-osnovnyx-pravil-pereklyucheniya-peredach-na-21-skorostnom-velosipede/
https://sibauto.su/poleznaya-informatsiya/v-kakuyu-storonu-otkruchivaetsya-karetka-na-velosipede.html
https://frikke.ua/novosti/kak-pravilno-perekliuchat-peredachi-na-velosipede
https://bikelifeforms.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B2%D1%82%D1%83%D0%BB%D0%BA%D0%B0-%D0%BE%D1%82%D0%B7%D1%8B%D0%B2