Правила поведения пешеходов и велосипедистов

Содержание скрыть

Основные правила дорожного движения для пешеходов

Правила пешехода существуют для того, чтобы лица, передвигающиеся без использования автомашин, могли делать это безопасно для себя и других участников движения на дороге. Человек может двигаться не только в пределах специальных пешеходных участков, но и с краю дороги, соблюдая при этом ряд правил. Несоблюдение ПДД может стать причиной серьезных происшествий и различных санкций: от штрафа до длительного срока заключения. Поэтому существуют правила перехода проезжей части пешеходами.

Что означает термин «пешеход»

В своде правил дорожного движения приводится четкое пояснение, что конкретно означает термин «пешеход».

Правила для пешеходов

Пешеходом является человек, не использующий автотранспорт и передвигающийся в пределах специальной пешеходной области по тротуару, велодорожке или краю дороги с активным движением. При этом лица, осуществляющие какие-либо ремонтные работы в области всех перечисленных территорий, под данное определение не попадают.

Пешеходами также являются следующие группы лиц:

  • передвигающиеся на инвалидных колясках;
  • граждане, ведущие велосипед, а также другой двухколесный транспорт (мопеды и мотоциклы);
  • люди, везущие санки, различные тележки, детские и другие виды колясок;
  • использующие скейтборды, роликовые или обычные коньки, самокаты и иные подобные им средства передвижения.

Стоит заострить внимание на тех, кто использует для передвижения велосипеды, мотоциклы или мопеды. Пешеходами они все будут являться только тогда, когда спешатся для пересечения пешеходной области. Как только они продолжат движение, используя свое транспортное средство, их можно квалифицировать как водителей.

При этом скейтбордисты, граждане на роликах или коньках в любом случае являются пешеходами.

Основные права пешеходов

Обязанности и права пешеходов четко регламентированы Правилами дорожного движения (далее по тексту ПДД).

К правам лиц, перемещающихся без использования ТС, относятся:

Основные права пешеходов

  1. Приоритет в пересечении дороги с активным движением вдоль специально обозначенных линий.
  2. Переход через проезжую часть, железнодорожные пути, улицы (перпендикулярно противоположной стороне) при условии, что дорога просматривается без помех как справа, так и слева, а в радиусе видимости нет разметки и знаков, разрешающих пешеходное передвижение.
  3. Требование от вышестоящих органов обеспечения безопасного передвижения в местах активного транспортного сообщения.

При этом пешеходы обязаны:

  1. Свободно двигаться в пределах зоны пешеходной разметки «зебры», по велодорожкам, тротуарам и обочинам. Правилами позволяется придерживаться боковой стороны дороги при отсутствии всех перечисленных зон.
  2. На контролируемых переходах ориентироваться на цветовые сигналы светофора или постового регулировщика.
  3. Без крайней необходимости не изменять направление пути, не останавливаться и не задерживаться при переходе улицы, проезжей части или железнодорожных путей.
  4. Не перемещаться сквозь активное движение транспорта вне специального перехода при наличии разделительной полосы (широкополосная дорога), а также в областях, где зафиксированы дорожные или пешеходные ограничительные знаки.
  5. Даже в зоне для пеших людей уступить приоритет транспорту, оснащенному проблесковыми маячками или подающему громкий звуковой сигнал.
  6. Не покидать безопасную зону, если у приближающихся автомобилей имеется помеха для обзора.

Помимо основных условностей, человеку необходимо соблюдать общественные правила поведения на дороге, чтобы не провоцировать опасных ситуаций для всех остальных участников дорожного движения.

Ответственность пешеходов

Игнорирование правил может повлечь не только административную, но и уголовную, и гражданскую ответственность.

Административная ответственность налагается в следующих случаях:

  1. Угроза создания помех или неудобств ТС и пешим гражданам при отсутствии пострадавших. При таком исходе выписывается письменное предупреждение или штраф, который составляет 500 р. в соответствии с ч. 1 ст. 12.29 Административного кодекса.
  2. Создание помех без серьезных последствий. Полагается штраф в размере 1 тыс. р. в соответствии с ч. 1 ст. 12.30 Административного кодекса.
  3. При наличии пострадавших с лёгкой или средней степенью вреда здоровью сумма штрафа варьируется от 1,5 до 2 тыс. р. (ч. 2 ст. 12.30 КоАП).

Уголовная ответственность налагается, если:

  1. Неподобающее поведение на дороге спровоцировало тяжелые увечья у третьих лиц. Наказанием в этом случае может выступать ограничение свободы действий сроком до 3 лет, арест на 4 месяца, принудительная отработка или заключение на срок до 2 лет (ч. 1 ст. 268 Уголовного кодекса).
  2. Нарушитель стал виновником гибели одного человека. Наказание: отработка или заключение на срок до 4 лет (ч. 2 ст. 268 Уголовного кодекса).
  3. Нарушитель стал виновником гибели двух и более человек. Наказание: он должен отработать до 5 лет или сесть в тюрьму на срок до 7 лет (ч. 3 ст. 268 Уголовного кодекса).

Гражданская ответственность подразумевает материальную компенсацию в случае, если пешеход стал виновником опасной ситуации и, как следствие, порчи имущества в результате нарушений правил ДД.

Где пешеходам разрешено и запрещено ходить

Опираясь на п. 4.1 правил ДД, можно сделать следующие выводы о том, как могут двигаться пешие граждане:

Где пешеходам разрешено и запрещено ходить

  • по дорожкам для пешеходов и спешившихся велосипедистов;
  • по тротуарам;
  • по обочине, если в поле видимости отсутствуют упомянутые зоны;
  • по проезжей части, в стороне от активного движения, если поблизости нет других, более безопасных вариантов.

Нельзя путать велопешеходные дорожки и дорожки для велосипедистов. Велопешеходные дорожки — зона для велосипедистов, которые идут пешком и ведут велосипед рядом (знаки 4.5.2–4.5.7), а на велосипедной дорожке (4.4.1) происходит непосредственно езда на велосипеде.

Соответственно, пешеходам нельзя ходить по велосипедной зоне, по дороге, если просматриваются альтернативные, более безопасные варианты, а также по трамвайным и железнодорожным рельсам. Одним словом, пешеходам не дозволяется ходить везде, где они могут стать помехой для движения транспорта.

Правила движения пешеходов

Придерживаясь правил подобающего поведения на дороге, пешеход может обеспечить комфорт и безопасность для себя и других граждан, находясь в любой зоне.

Движение по тротуару

Тротуар — это обособленная часть дороги, выделенная специально для пешеходов. Обычно тротуар отделен бордюром, ограждением или газоном.

Движение по тротуару

Передвигаться по стороне тротуара пешеход может в любую сторону абсолютно беспрепятственно.

Тротуар и обочина — это не одно и то же. Обочина тоже является частью дороги, однако она никак не выделена, не имеет чётких границ с проезжей областью и имеет такую же высоту. Если тротуара нет, пешеход может идти по обочине в необходимую ему сторону.

Обочина не может находиться по стороне тротуара, так как наличие одной из этих зон исключает другую.

Движение по проезжей части при отсутствии тротуара

Человек может совершать движение вдоль края дороги, если в радиусе видимости не наблюдается более безопасного варианта. При этом пешеход должен идти строго по стороне встречных машин.

Обратное правило работает для водителей двухколесного транспорта, а также инвалидов-колясочников. Чтобы не противоречить правилам, они должны идти в сторону попутных автомобилей.

Передвижение при пересечении проезжей части

Если речь идет о подконтрольном перекрестке, перейти его не составит труда, достаточно ориентироваться на сигналы дорожного регулировщика или цвет светофорного сигнала.

Если вообще никаких ориентиров нет, перейти проезжую часть в такой зоне очень трудно.

Дорогу можно переходить только под углом 90 градусов, перпендикулярно дороге. Пешеход должен двигаться быстрым шагом, но не бегом, предварительно убедившись, что с обеих сторон нет быстро приближающихся машин. Автолюбители должны вовремя заметить пешехода и сбавить скорость.

Переходить дорогу при пересечении дорожных полос нельзя в следующих случаях:

  • если слева или справа находится поворот дороги;
  • присутствует помеха для обзора автолюбителей;
  • отсутствует разделительная полоса (на широкополосных дорогах).

Передвижение в ночное время

В темное время суток граждане должны придерживаться общих правил, однако сотрудники ГИБДД дают дополнительные рекомендации. Ночью и зимой крайне важно носить на верхней одежде, обуви или сумке светоотражающие элементы, которые сделают пешехода видимым для человека за рулем.

ПДД для людей с ограниченными возможностями

Люди с ограниченными возможностями, а также их сопровождающие могут передвигаться как по выделенным площадкам (тротуары, велодорожки и обочины), так и рядом с активным движением. Причем по дороге они могут перемещаться не только когда поблизости нет безопасной альтернативы, но и если инвалидное кресло мешает людям в пешеходной зоне.

Вдоль дороги граждане на креслах-каталках должны двигаться только в одну с автомобилями сторону.

Правила для пешеходов с детьми на санках, колясках или велосипедах

При движении по «зебре» граждане с детьми по правилам должны снять ребенка с детского транспорта, взять на руки, если пассажир маленький, или за руку, если он способен самостоятельно ходить, и в таком положении пересечь дорогу. Владельцы велосипедов должны спешиться и перейти дорогу, везя средство передвижения рядом с собой.

Передвижение людей вне населенных пунктов

Движение пешехода вне населенного пункта не имеет отличий от способов перемещения пеших лиц в зоне города. Если не наблюдается пешеходных зон или просто сравнительно безопасного места для движения пешеходов по загородной дороге, идти следует против встречного движения вдоль обочины.

Вопросы читателей

По правилам я должна двигаться рядом с проезжей частью навстречу автомобилям. Но что делать, если я оказалась со стороны попутного движения и мне нужно в ту же сторону? Никаких переходов и знаков поблизости нет.

Ответ: В первую очередь вы должны перейти дорогу. Если разметки и других ориентиров не видно, вы можете пересечь проезжую часть в любом месте. Необходимо сделать это под прямым углом, чтобы водители машин увидели вас и сбавили скорость. Сохраняйте быстрый темп ходьбы, но ни в коем случае не бегите. После того как вы перешли дорогу, можете двигаться в нужную вам сторону по правилам.

Если нет велосипедной дорожки, где я должен ехать?

Ответ: По правилам ДД по тротуару и другим пешеходным зонам вы можете передвигаться, только спешившись. Совершать езду вы можете по краю проезжей части дороги в одну с автомобилями сторону. При этом вы не должны без крайней необходимости выезжать на дорогу и создавать помехи для движущихся автомобилей.

Правила поведения пешеходов и велосипедистов

Гражданский проспект, 118к1
Трасса Юкки 1 (Мега Парнас)

Будни с 10:00 до 22:00
Выходные с 10:00 до 23:00

Главная />SKI блог />ПДД велосипеда — правила велоезды, штрафы, знаки

ПДД велосипеда — правила велоезды, штрафы, знаки

Согласно пункту 1.2 ПДД велосипедом считается минимум двухколесное транспортное средство, которое приводится в движение педалями/рукоятками, либо оснащается электродвигателем мощностью до 0,25 квт, который на скорости в 25 км/ч отключается. Рассмотрим правила, которые распространяются на этот вид средств передвижения.

Содержание:


Общие данные

Гражданин РФ становится полноправным велосипедистом в 14 лет. За рулем нужно руководствоваться правилами дорожного движения для авто, если вы везете велосипед рядом с собой – ПДД для пешеходов.

Для пьяных велосипедистов существует штраф – 1000-1500 рублей.

Велосипедом признается любая техника со следующими параметрами:

— 2 колеса и более;

— наличие электромотора, который отключается при скорости более 25 км/ч.

На велосипедиста распространяются любые правила, относящиеся к водителям и транспортным средствам, если же речь идет о механическом транспортном средстве, то эти правила не для велосипедиста.


В каком состоянии и как можно эксплуатировать

Перед выездом нужно проверить, исправен ли транспорт. При возникновении неисправности в дороге, необходимо ее устранить.

Эксплуатировать запрещается велосипеды с:

— сломанным рулем, тормозом, без звукового сигнала;

— без белого светоотражателя спереди, фонаря – ночью;

— без красного светоотражателя или фонаря сзади;

— без оранжевого/красного светоотражателя с обоих бортов.

Скоростной режим соответствует городскому: 20 км/ч во дворах, до 60-ти на проезжей части, до 90 – за городом. Если на отрезке пути установлены особые ограничения, велосипедист должен их соблюдать.

При маневрировании нужно использовать следующие знаки:

— при повороте налево вытягивают горизонтально в сторону левую руку, либо правую вытягивают в сторону согнутой в локте под прямым углом вверх;

— при повороте направо левая рука вытягивается в сторону согнутой в локте под прямым углом кистью вверх;

— при остановке нужно поднять вертикально одну из рук.


Обгон

Этот маневр на велосипеде выполнять, придерживаясь следующих правил:

— обгонять только слева;

— предусмотреть наличие свободного места перед ТС, которое обгоняете;

— при проведении маневра не должно быть помех другим участникам движения, не должно быть угроз здоровью и жизни;

— если ТС включило левый поворотник, объезжает препятствие или начало обгон, то обгонять его нельзя.

Запрещено совершать обгон в следующих местах:

— за подъемами и поворотами, когда ограничена видимость;

— ближе 100 метров до ж/д переезда;

— на эстакадах, мостах и под ними.

a4
Где и как ездить

До 7 лет разрешено кататься только по пешеходным дорогам, до 14-ти – пешеходными и велосипедными дорожками. Только после 14-ти разрешено выезжать на дороги общего пользования.

Если нет оборудованной дорожки для велосипеда или пешехода, то допускается ехать по краю проезжей части.

Полосы для велосипедистов выделяют следующими знаками: 5.11.2, 5.12.2, 5.13.3 и 5.13.4. Начало и конец выделяются знаками — 4.4.1 и 4.4.2.

Велопешеходные дорожки — 4.5.2 и 4.5.3.


Дорожные ситуации

Велосипедисты обязаны уступать дорогу пешеходам в следующих ситуациях:

Проезжая перекресток нужно учитывать требования к транспортным средствам, проезжающих такой участок:

— оценить приоритет движения, проще всего это сделать на регулируемом перекрестке;

— на нерегулируемых определить равнозначный перекресток или нет.

Равнозначным участок является, если нет знаков “Уступи дорогу”, “Главная дорога”. В этом случае уступать нужно ТС, находящемуся справа.

Всегда уступается дорога трамваю, вне зависимости от направления его движения.

На неравнозначных приоритет у средства, находящегося на главной дороге. Направления с таким статусом выделяются знаком 2.1. Данный знак может дополняться табличкой с указанием изменения направления главной дороги.

Если знак перед перекрестком, то приоритет имеют ТС, находящиеся перед знаком. При этом, находясь на главной дороге, нужно уступать дорогу ТС, движущимся по ней же справа от вас.

Согласно ПДД на перекрестках велосипедисты имеют те же права, что и автомобили.

Поворот велосипедиста налево на перекрестке допускается в следующих случаях:

— нет путей для электрифицированного транспорта;

— вы движетесь по дороге с одной полосой.

В остальных случаях нужно слезть с велосипеда, перейти по пешеходному переходу до нужной стороны дороги.


Безопасность

Светоотражатели и фонари стали обязательным оборудованием на велосипеде. Электрические приборы нужно включать при плохой видимости, например, из-за дождя или в темное время суток, когда естественного света становится недостаточно для безопасного движения.

Однако, с учетом требований к транспортным средствам: фонарик спереди нужно включать постоянно!

При езде на велосипеде в составе группы нужно держаться крайней правой полосы, перемещаться друг за другом. Если в колонне более 10 участников, то нужно разделиться на несколько колонн, чтобы в каждой было не более 10 велосипедов.

В ряд можно ехать по двое, если суммарная ширина ряда не превысить 75 см. Если ехать парами, то в каждой колонне может быть 20 человек.

Между группами должно быть не менее 100 метров.

Одежда, согласно правил, должна быть как можно заметнее, рекомендуются светоотражающие вставки. Однако, соблюдение этой рекомендации не контролируется. В нашем прокате велосипедов , вы можете получить все это бесплатно, без каких либо доплат.

Детей или второго пассажира на велосипеде возить нельзя, если не оборудовано дополнительное место для него. Детей до 7 лет нужно перевозить в специальном кресле.


Запрещено велосипедистам

Ряд запретов в ПДД относится исключительно к велосипедистам:

— нельзя совершать поворот налево на многополосных дорогах и при наличии трамвайных путей;

— ездить по зебре или без рук. По пешеходному переходу нужно идти пешком сбоку от велосипеда, во время движения нужно удерживать руль хотя бы одной рукой;

— возить детей до 7 лет без специального оборудования и катать пассажира, если это не предусмотрено конструкцией;

— транспортировать вещи, которые превышают габариты ТС более чем на 20 см;

— транспортировать вещи, которые мешают безопасно управлять велосипедом;

— осуществлять буксировку или буксироваться другим ТС.

Запрещен проезд под знаки: въезд, движение запрещено, движение на велосипедах запрещено, зона и дорожка для пешеходов, дорога для автомобилей и автомагистраль.


Штрафы

В случае нарушения любого правила дорожного движения, как проезд на красный или не пропустить пешехода на зебре – карается штрафом в 800 рублей.

При нарушении правил в состоянии опьянения наказание увеличивается до 1000-1500 рублей.

Создание помех движению транспорта или пешеходов – 1000 рублей.

Причинение вреда здоровью по неосторожности – от 1000 до 1500.


При ДТП

При дорожно-транспортном происшествии нужно удостовериться, что вы не получили опасных повреждений, при необходимости вызвать скорую помощь – номер 103 или 112.

Врачи понадобятся не только при получении травмы, но и в случае взыскания компенсации с наехавшего водителя.

Велосипед оставить, не двигать, зафиксировать его положение. Нужно сделать несколько фотографий, которые позволят сотруднику восстановить события аварии точно. Если велосипед мешает проезду, его придется убрать.

Чтобы взыскать компенсацию на лечение или ремонт ТС, потребуется протокол, а значит сотрудники ГИБДД (номер 102). Европротокол не поможет, так как для его составления оба участника должны иметь страховку ОСАГО, у велосипедистов ее нет.

По возможности нужно собрать данные для связи с прохожими и свидетелями происшествия.

В случае наезда обычно компенсацию выплачивает автомобилист, за исключением случаев, когда удалось доказать, что происшествие совершилось из-за независящих от него обстоятельств или велосипедист намеренно врезался в авто.

Если вред нанесен здоровью, то от компенсации никто не освобождается.

Если повреждено только имущество, то, по итогам рассмотрения обстоятельств, сумма выплат может снизиться, вплоть до отмены.

Явно низкая ответственность велосипедистов связана с тем, что на велосипеде сложно нанести серьезные увечья и ущерб. Отчасти это привело к непредсказуемому поведению на дороге, так как велосипедисты зачастую еще и игнорируются сотрудниками ГИБДД.

ПДД для велосипедиста

Правила дорожного движения касаются всех участников дорожного движения (включая любителей езды на лёгком двухколёсном транспорте) – поэтому велосипедистам следует не только прочесть 24 пункт ПДД, но и досконально знать все остальные разделы ПДД — подчиняться сигналам регулировщика, правильно трактовать знаки, грамотно «читать» разметку на дорогах… чтобы не получать нареканий ГИБДД.

Обязанности водителя (к коим относятся велосипедисты) изложены в п. 2.3. ПДД. К движению относятся части 8–18. Но и все остальные разделы следует также прочитать, запомнить и применять.

Чтобы велосипедисты не создавали проблем в дорожном движении – их наделили практически такими же (с небольшими исключениями) правами и обязанностями, что имеют водители авто- и мототранспорта.

Стоит сразу отметить, что любителям велосипедной езды приходится несколько сложнее, чем другим участникам движения – они передвигаются с небольшой скоростью (до 15–40 км/час), им труднее оценивать обстановку вокруг себя и обозначить направление пути… В сложных ситуациях веловодителям помогут лишь твёрдые знания, смекалка и умение быстро реагировать.

Мы же, зная как некоторые люди не любят читать «занудные инструкции/правила» – постараемся кратко изложить ключевые моменты:

Основные термины

Велосипед — лёгкое транспортное средство с 2

4 колесами. Движется за счет мускульной энергии лица, которое им управляет, задействуя руль и педали. Электровелосипед (не являясь мопедом) может быть снабжен электрическим двигателем мощностью до 25 Вт, который автоматически отключается при превышении скорости 25 км/час.

Велосипедист — управляющая велосипедом личность, достигшая 14-летнего возраста (для детей младше 14 лет перемещение на велотранспорте ограничено).

Пешеход (помимо обычных пеших людей) — человек, который идёт по пешеходной тропинке, по краю проезжей дороги или велотрассы, и ведёт велотранспорт рядом (так велосипедист переходит в категорию пешеходов).

Велосипедная дорожка — обособленный элемент дороги, отделённый конструктивно от пешеходной и проезжей части. Выделяется знаком 4.4.1, предназначается для проезда велосипедистов, включая детей 7–14 лет (желательно, в сопровождении взрослых).

знак 4.4.1 (велосипедная дорожка )

Полоса для велосипедистов — участок проезжей дороги, отведённый для перемещения на мопедах и велосипедах. Горизонтальная разметка отделяет его от проезжей части, дополнительно устанавливается знак 5.14.2.

знак 5.14.2 (полоса для велосипедистов)

Общие положения

Каждый участник дорожного движения обязан знать и понимать:

  • все правила, изложенные в ПДД,
  • сигналы действующих светофоров,
  • знаки и указатели,
  • дорожную разметку,
  • сигналы регулировщика.

На российских дорогах принято перемещение транспорта по правой стороне (правостороннее движение), запрещено ехать навстречу потоку машин, создавая аварийные ситуации. В странах зарубежья встречается левостороннее движение.

Если непреднамеренно была создана помеха – необходимо информировать об опасности всех участников движения, принять срочные меры по её устранению, известить полицию.

Согласно Законодательству РФ – лица, нарушившие любое из правил ПДД, несут ответственность за свои действия в виде: замечаний, предупреждений, наказаний и штрафов.

  • Не томятся в длинных пробках.
  • Легко проедут по узким участкам дорог (где не протиснется авто).
  • Не тратят деньги на топливо.
  • Ремонт велосипеда значительно дешевле, чем ремонт автотехники.
  • Движение на свежем воздухе укрепляет здоровье.

велосипедист в городе

Разрешенные места передвижения

Если на местности не предусмотрена велоинфрастуктура (дорожки и выделенные полосы) — велосипедист может ехать вместе с потоком машин, прижимаясь к правому краю проезжей части. Если это невозможно, то допустимо перемещаться по обочине (чтобы не создавать досадных помех обгоняющему транспорту на узких участках дорог).

Разрешено ездить по специальным полосам, выделенным для маршруток и такси (попутно или навстречу потоку транспорта).

Нельзя отъезжать далее чем 1 м от края, нельзя ехать посредине дороги! Небольшое отклонение вглубь допустимо при обгоне, объезде стоящего транспорта, перевозке груза (или прицепа) шире 1 м, при движении в колонне.

Пешеход, ведущий велосипед, на проезжей дороге должен двигаться по обочине вместе с потоком машин, но не навстречу ему.

Категорически запрещено передвигаться по скоростным автотрассам.

Экипировка и оснащение

Перед выездом следует тщательно проверить свой транспорт – устранить выявленные неисправности. Тормоза должны быть в порядке, шины – накачены, сидение – прочно закреплено, руль – послушно и ровно двигаться, звонок – работать (он крайне необходим для подачи сигналов).

Голову следует защитить шлемом. Одежда должна быть яркой и со светоотражающими нашивками – чтобы велосипедист был издалека заметен на трассе.

Велосипед стоит оснастить зеркалом – для обзора заднего вида.

В темное время и по неосвещённым дорогам на велотранспорте можно двигаться только если установлены опознавательные световые знаки:

  • белый фонарь – спереди,
  • красный – сзади,
  • боковые светоотражатели – на колесах.

Рекомендуется включать фары (динамо-фонари) в тоннелях и при условиях плохой видимости (независимо от времени суток и освещения дороги).

С собой обязательно брать удостоверение личности, возить насос и комплект инструментов для быстрого ремонта.

велосипедисты ночью

Велосипедист на автодороге

Осторожность, внимательность, разумные действия — это то, что требуется от любого участника дорожного движения. Велосипедисты (как и автомобилисты) должны всегда уступать дорогу и дать пройти пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах, впрочем как и на велодорожках (по которым пешеходы «любят прогуливаться»).

Обзор. Перед любым действием велосипедист должен повернуть голову, быстро оценить обстановку. Лишь после анализа ситуации он имеет право совершить планируемый манёвр, не создавая помех остальным водителям.

Обгон. Разрешено обгонять тихо движущийся транспорт, объезжая его с левой стороны, но нельзя отклоняться на встречный участок дороги! Перед обгоном оценивается обстановка с учетом скоростных возможностей автотранспорта, едущего сзади.

Пересечение перекрестков:

  • Правый поворот осуществляется, с учетом правил и знаков приоритета для автомобилистов. Велосипедист, движущийся прямо, имеет преимущество перед авто, поворачивающим направо.
  • При повороте в левую сторону на однополосных дорогах велосипедист поворачивает, как водитель автотранспорта. Делать развороты на улицах с трамвайным движением и пересекать сложные перекрёстки многополосных дорог необходимо, как пешеходу (идя рядом с пешеходным переходом и ведя велосипед в руках) или (для разворота) ориентируясь на сигналы светофора, проехать сначала прямо до конца перекрёстка, затем свернуть влево, переехать дорогу и ещё раз повернуть влево.

Движение, когда рядом препятствие. Обзор могут блокировать: заборы, углы зданий, заросли кустарников. Продвигаясь на территориях с препятствиями и ограниченной видимостью, следует периодически подавать звуковой сигнал, извещающий о приближении велотранспорта.

Сигнальная система оповещений. Если велосипед не оснащён «поворотниками» (а, скорее всего, так оно и есть) – велосипедист обязан подавать знаки руками, предупреждая участников движения о планируемых им манёврах:

  • Торможение, остановка — любая рука поднимается вертикально вверх.
  • Поворот в левую сторону — левая рука отводится горизонтально влево или правая сгибается в локте и поднимается вверх.
  • Поворот в правую сторону — такие же манипуляции, только с противоположными руками.

сигнализирование о манёврах велосипедиста

Сигналы должны подаваться правильно и своевременно. Они не должны вводить в заблуждение едущих сзади водителей. Подача сигнала рукой не даёт никаких преимуществ – перед совершением маневра нужно оценить обстановку и принять меры предосторожности.

Прежде чем выезжать на дорогу – новички обязаны потренироваться, чтобы освоить технику сигналов и управление велосипедом одной рукой во время их подачи.

Движение по тротуарам и пешеходным переходам

Перемещаясь по тротуару – велосипедист, как правило, нарушает ПДД. Исключение предусмотрено для детей до 14 лет и для взрослых, если они перевозят малышей до 7 лет (на специальном сидении) или сопровождают ребенка до 14, едущего рядом.

Кратковременное перемещение по тротуарам на велосипеде допустимо, если нет других возможностей пути, но при условии, что нет опасности для пешеходов. Если велосипедист мешает прохожим – необходимо спешиться.

Переходить пешеходный переход с велотранспортом, а тем более ехать на нём по переходу – запрещено! По правилам – нужно перемещаться рядом с зеброй .

Важно! Те лица, что управляют двухколесной техникой на тротуарах – не только нарушают ПДД, но и создают реальную угрозу для пешеходов. Известно не мало случаев, когда велосипеды сбивали насмерть людей.

Дорожные знаки

Указатели и знаки подразделяются на виды:

  1. Предупреждающие — сигнализируют о наличии опасных участков.
  2. Приоритетные — предопределяют очередность проезда.
  3. Запрещающие — запрещают действия, ограничивают движение.
  4. Предписывающие — показывают направление.
  5. Особые предписания — вводят (отменяют) режимы.
  6. Информационные — сообщают о расположении населённых пунктов.
  7. Сервисные — извещают о сервисных услугах.
  8. Несущие дополнительную информацию — сопровождающие таблички или табло.

основные (для велосипедиста) знаки дорожного движения

основные (для велосипедиста) знаки дорожного движения

Полный перечень знаков ПДД дан в Приложении 1 — Дорожные знаки.

Запреты

А теперь о том, что категорически запрещено велосипедистам, равно как и водителям мопедов:

  • Управлять, держась за руль одной рукой (за исключением кратковременной необходимости подачи сигналов) или ехать «без руля» (совсем не держась).
  • Транспортировать грузы, затрудняющие управление или выдающиеся за пределы велотранспорта свыше чем на 0,5 метра в любую сторону.
  • Возить пассажиров, если для них нет приспособлений (беседок, велоколясок).
  • Перевозить детей до 7 лет без специально оборудованных сидений.
  • Делать левый поворот «как автомобилисты» на многополосных дорогах и трамвайных путях.
  • Владельцам мопедной техники запрещается выезжать, не застегнув мотошлем .

Общие нормы и правила безопасности

Чтобы каждая поездка была безопасной, следует соблюдать ряд нехитрых предписаний:

  • Следить за состоянием велотехники:
    • Размер велосипеда должен соответствовать росту человека, конструкция должна обеспечить удобство и комфорт.
    • Нельзя выезжать на дорогу даже при малейшей неисправности, которая может превратиться в серьёзную поломку.
    • Чистить и периодически смазывать все детали велосипеда.
    • Чаще протирать световые приборы, чтобы они были идеально чистыми.
    • Не вешать на руль и не класть на багажник свисающие предметы, которые могут заклинить колеса.
    • Выбирать удобную спортивную одежду подходящего размера, которая ни за что не зацепится в пути, не попадет во вращающиеся части велотранспорта.
    • Надевать обувь с толстой, твёрдой, нескользящей подошвой (недопустимы мягкие тапочки или шлепанцы, которые могут слететь в неподходящий момент).
    • Защитный шлем на голове и наколенники – смягчат удары при падениях.Правильно себя вести в дороге

    За пределами города на дорогах следует также быть осторожными и строго соблюдать предписанные законом правила.

    Крайне желательно не одевать «камуфляжной» одежды – наоборот, нужно выделяться на фоне природной зелени, чтобы быть заметными для автомобилистов.

    При длительных загородных поездках нужно особо тщательно позаботиться о дополнительном снаряжении, взять в путь комплект необходимых инструментов для устранения непредвиденных поломок.

    При перемещении в колонне необходимо двигаться в один ряд. На многополосных трассах допустимо ехать в два ряда, если ширина велотехники до 75 см. При однорядном движении команду делят на небольшие партии по 10 человек, при двухрядном — по 10 пар. Дистанция между ними в пути не менее 80–100 метров, чтобы не создавать помехи автотранспорту при обгоне.

    Помимо сигнальных знаков поворота и остановки, ведущие предупреждают о наличии опасных ям, опуская вниз ту руку, со стороны которой находятся опасные колдобины.

    Ответственность при ДТП

    Велосипедисты, создавшие аварийную ситуацию в городе или на загородных дорогах, несут ответственность наравне с другими водителями. Они не имеют право сдвигать своё транспортное средство и покидать место происшествия до приезда дорожной инспекции.

    ДТП с велосипедом

    Штрафные санкции для велосипедистов в РФ

    Для лиц, нежелающих выполнять общественные нормы и правила или совершивших непреднамеренные правонарушения, предусмотрен ряд административных штрафов, которые можно получить за:

      Управление велотранспортом в состоянии опьянения — 1

    В Кодексе об административных нарушениях (п. 12) велосипед не признаётся «серьёзным» видом транспорта, поэтому к велосипедистам не применяются более суровые санкции (как к водителям мото- и автотранспорта).

    Информация для международных велотуристов

    Отправляясь в зарубежные велопутешествия, необходимо изучить нормы и правила тех стран, куда намечены поездки, чтобы не иметь неприятностей с правоохранительными органами.

    При посещении стран ближнего зарубежья — бывших союзных республик — опасаться не стоит. У них почти такие же ПДД – их сложно нарушить, если знать свои (но прочесть перед поездкой необходимо!

    В Германии каждый десятый автомобилист считает, что велосипедисты сильнее всех создают угрозу безопасности движения. При соцопросе 3/4 из 1506 водителей откровенно признались, что боятся и сильно нервничают, завидев рядом человека на велосипеде.

    Казахстан

    Особых отличий – нет, требования к велолюбителям и велогонщикам почти такие, как в России. По городским улицам и загородным трассам можно ехать, независимо от возраста, в общем потоке транспорта, справа (расстояние от обочины не регламентировано). Разрешено использовать выделенные полосы для маршрутного транспорта. Пересекать пешеходные переходы, только спешившись.

    За езду по тротуарам предусмотрен штраф (за несовершеннолетних детей платят родители).

    Можно ставить велотранспорт на проезжей части параллельно краю дороги. При стоянке на границе тротуара и дороги разрешено частично или полностью заезжать на тротуар, если велосипед не будет мешать пешеходам.

    Ст. 615 Кодекса РК об административных нарушениях за невыполнение требований участниками движения, включая пешеходов, предусматривает штраф в размере 5 МРП (1 МРП = 2405 тенге), минимальное наказание 2 МРП.

    Белоруссия

    Гл. 20 ПДД Республики Беларусь предписывает практически такие же правила. Внесены небольшие изменения в 151 пт. и некоторые другие пункты.

    Разрешено пересекать регулируемые пешеходные переходы – не спешиваясь, но снизив скорость до 10 км/ч.

    Углубляться влево более чем на 1 метр от крайнего правого края проезжей дороги можно для: объезда, обгона, разворота, поворота влево, если он разрешен (на однополосных дорогах).

    Лица моложе 14 лет могут двигаться по крайней правой части дороги в сопровождении взрослых. Но запрещено выезжать в гололед и снегопад.

    За нарушение правил разной тяжести следует наказание в виде штрафа размером 1

    20 базовых величин. За проезд в состоянии алкогольного и наркотического опьянения штраф до 5 базовых величин, за создание аварийной обстановки — до 8, за нанесение лёгких телесных повреждений — до 20. Штрафы могут доходить до 900 тыс. рублей и даже до 1,5–3,6 млн. за тяжесть проступка и покидание места происшествия.

    Украина

    На территории Украины велосипедист должен иметь карточку, выданную ГАИ – подтверждающую, что он знает ПДД.

    Лицам старше 14 лет разрешено ездить по правому краю дороги (на мопедах с 16 лет).

    Велосипед должен быть оснащён звуковым сигналом и светоотражателями. В темное время предписано включать фонарь и фару.

    Запрещено ездить по автодорогам, если рядом проходит специальная велосипедная дорожка. Нельзя держаться руками за едущее рядом транспортное средство. На перекрестках со светофорами очередность проезда определяется в соответствии с сигналами, знаки приоритета никому не отдаются. На нерегулируемых перекрестках действует приоритет.

    Минимальный штраф за нарушение ПДД — 85 гривен, за серьезные нарушения (например за управление в состоянии опьянения) – до 136 гривен (8 ННМД (необлагаемый налогом минимум доходов)).

    Законопослушность и умение миролюбиво разрешать спорные ситуации помогут избежать неприятностей, избавят от штрафов. Современный веловодитель обязан быть грамотным участником дорожного движения, понимать ответственность за жизнь других людей. Знание ПДД позволит уверенно и безопасно передвигаться по городу, по загородной трассе, в странах СНГ.

    Можно по тротуару? Какие правила должны соблюдать велосипедисты

    При отсутствии специальных дорожек велосипедисты вынуждены выбирать - ехать по дороге или по тротуару, постоянно спешиваясь.

    «Велосипедистам не место на дороге, их просто не видно, это опасно», — говорят многие автомобилисты. «Велосипедистам не место на тротуаре, они слишком быстрые, могут наехать», — то и дело жалуются те, кто чаще ходит пешком. Как же должны вести себя люди на велосипедах с точки зрения правил дорожного движения в реальности наших городов, где нет разветвлённой сети велодорожек?

    Кто кому уступает?

    Первый наболевший вопрос – езда по тротуарам. Правила достаточно чётко определяют, какие категории велосипедистов могут передвигаться вместе с пешеходами. В первую очередь это разрешено, вернее даже предписано, велосипедистам младше 14 лет. Также по тротуару могут ехать взрослые, если они сопровождают велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозят ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе. Кроме того, езда по пешеходной части улицы разрешена при отсутствии велосипедных и велопешеходных дорожек, а также если нет возможности ехать по дороге. Во всех остальных случаях велосипедисты старше 14 лет обязаны двигаться по специальной дорожке либо по правому краю проезжей части.

    Важно, что при движении по проезжей части велосипедисты подчиняются всем правилам, действующим для автомобилей, а при езде по тротуару, соответственно, – требованиям для пешеходов. То есть, выезжая с тротуара на пешеходный переход, велосипедист обязан спешиться и пройти эти несколько метров, ведя своё транспортное средство рядом.

    «Водители автомобилей должны обратить внимание, что если они собираются поворачивать направо, а по тротуару параллельно проезжей части едет велосипедист, и он намерен двигаться прямо, то при повороте ему нужно уступить дорогу, — п.13.1 ПДД. Данное правило оспаривалось в Верховном суде, но все осталось как есть», — отмечает правозащитник и автоюрист Юрий Панченко.

    Запреты и штрафы

    В правилах также есть указания, чего велосипедистам делать нельзя:

    • управлять велосипедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
    • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
    • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
    • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
    • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
    • пересекать дорогу по пешеходным переходам (как уже говорилось выше, здесь речь идёт именно о езде, пешком — можно).

    Как и для других участников движения, для велосипедистов предусмотрены наказания за несоблюдение правил.

    «Ответственность велосипедиста регламентирует часть 2 статьи 12.29 КоАП РФ. Согласно ей, нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, влечет наложение административного штрафа в размере 800 рублей. Если же правила были нарушены в состоянии опьянения, то штраф составит уже от 1000 до 1500 рублей», — отмечает автоюрист.

    Кто проверит?

    Разрешение на автомобильную езду выдавала Челябинская городская управа.

    Водители автомобилей обязаны сдавать экзамены на знание правил и получать права, так почему бы не ввести подобную практику и для велосипедистов – может, тогда и нарушений будет меньше?

    «Практика по обучению была, но очень давно. Прежде чем вводить подобное требование, необходимо разобраться, кто будет контролировать сдачу экзаменов велосипедистами. Фактически их придется приравнять к водителям мопедов. Проверить водительское удостоверение у водителей мопедов не так-то просто, тем более, если у них прав нет. Они начинают удирать от полицейских. А догнать — сложно. На мопеде можно проехать там, где автомобиль не пройдет по габаритам. Для малолетних это становится игрой, которая в любой момент может закончиться трагически. Нужно ли это велосипедистам?», — говорит Юрий Панченко.

    Надо сказать, что безопасность на дороге во многом зависит не от размера штрафов и строгости сотрудников ГИБДД, а от взаимоуважения между всеми участниками движения. Если автомобилисты будут внимательны, а велосипедисты не станут «вилять» по дороге и неожиданно выезжать с тротуара, аварий станет значительно меньше. То же касается взаимоотношений пешеходов и велосипедистов: и тем, и другим нужно лишь двигаться не посередине тротуара, а держаться правой стороны и не совершать слишком резких движений.

    Источники:

    https://bezprav.net/pdd/pravila-peshehoda/
    https://prokatski.ru/interesnoe/110-pdd-velosipeda
    http://bikes.ironhorse.ru/traffic-laws/
    https://chel.aif.ru/society/mozhno_po_trotuaru_kakie_pravila_dolzhny_soblyudat_velosipedisty