Использование желтого и оранжевого проблескового маячка аварийным комиссаром
ЛМногие водители интересуются особенностями использования проблесковых маячков оранжевого и желтого цвета, и в данной статье мы детально разберем этот вопрос. Вы узнаете, в каких случаях допускается использование таких маячков, на какие транспортные средства можно устанавливать мигалки желтого цвета, какие преимущества они дают на дороге.
Какое отличие между оранжевыми и желтыми мигалками?
Оранжевые и желтые мигалки имеют различие лишь в цвете. Особенности использования проблескового маячка никак не зависят от оттенка или цвета.
На какие автомобили допускается установка проблесковых оранжевых и желтых маячков?
В 2019 году при использовании мигалки важно учесть, что у автомобиля должна быть российская регистрация. Если обратиться к п.11 основных положений по допуску ТС к эксплуатации, то там сказано, что:
Цитата: 11. Запрещается эксплуатация: «….транспортных средств, оборудованных проблесковыми маячками желтого или оранжевого цвета, не зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации (за исключением транспортных средств, перевозящих крупногабаритные грузы, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные вещества и ядовитые вещества высокой степени опасности).
Запрещено устанавливать мигалки на автомобили, не прошедшие регистрацию и не имеющие номеров и автомобили, которые были зарегистрированы за пределами Российской Федерации. Но здесь есть исключение – это автомобили, перевозящие взрывчатые, радиоактивные, легковоспламеняющиеся вещества, ядовитые вещества высокой степени опасности и крупногабаритные грузы.
Требуется ли разрешение на установку мигалок?
Когда допускается использование оранжевых мигалок?
Есть перечень ситуаций, в которых необходимо пользоваться мигалками оранжевого цвета, и он четко зафиксирован в п. 3.4 ПДД:
Цитата: 3.4. Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета должен быть включен на транспортных средствах в следующих случаях:
- выполнение работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств;
- перевозка крупногабаритных грузов, взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ и ядовитых веществ высокой степени опасности;
- сопровождение транспортных средств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы;
- сопровождение организованных групп велосипедистов при проведении тренировочных мероприятий на автомобильных дорогах общего пользования;
- организованная перевозка группы детей.
- Включенный проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения об опасности.
Заостряем ваше внимание на слово «должен» в пункте 3.4 — это важный момент! Если в перечисленных выше ситуациях на транспортном средстве мигалка оранжевого или желтого цвета будет отсутствовать, то это будет считаться нарушением правил дорожного движения.
Есть ряд ситуаций, когда желтая мигалка должна быть на машине:
- Дорога ремонтируется;
- Идет строительство или реконструкция дороги;
- При работах по содержанию дорог: подметание дорожного полотка, его мытье, уборка снега;
- Если машина сопровождает организованную группу велосипедистов;
- Когда работает эвакуатор. Это касается погрузки неисправных или поврежденных перемещаемых транспортных средств;
- На автомобилях сопровождения во время перевозки опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов;
- На машинах, перевозящих ядовитые, крупногабаритные, легковоспламеняющиеся, взрывчатые, радиоактивные грузы;
- Во время организованной перевозки детей в автобусах.
Для справки! Как вы заметили, в правилах ПДД нет запрета на использование проблескового маячка оранжевого цвета в прочих случаях.
Важно знать, что если у вас есть необходимость привлечь дополнительно внимание к вашему транспортному средству, то разрешается включить желтый маячок. НО! Никакого преимущества на дороге он вам не даст. Но все же есть положительные моменты.
К примеру, водитель попал в дорожное происшествие и ему требуется оперативная помощь аварийного комиссара. Он набирает номер Единой службы аварийных комиссаров, и к нему в кратчайшие сроки выезжает аварком. Как ни крути, наш менталитет устроен так, что любые мигалки привлекают внимание других участников дорожного движения, и водители, волей неволей замедляют движение, а некоторые спокойно пропускают транспортное средство. Причем на машине аварийного комиссара чаще всего есть соответствующая надпись, и те, кто уже раньше попадал в аварию и обращался к аваркому, понимают, куда он спешит – на помощь людям, попавшим в беду на дороге! Безусловно, преимущества у аваркома на дороге нет, но добраться до места аварии он сможет быстрее, чем обычная машина.
Плюсы от этого очевидны: аварийный комиссар на месте оперативно оценит сложившуюся обстановку, сделает необходимые фотографии и видео, после чего дорогу можно очистить от поврежденных машин и обломков, если они имеются. Как вы знаете, их ни в коем случае нельзя убирать и перемещать до тех пор, пока ДТП не будет оформлено в соответствии с законом. А сделать это в кратчайший срок может лишь профессионал : или сотрудник ГИБДД или аварийный комиссар. Но так как в последнее время не на все аварии нужно вызывать ГИБДД, то услуги аварийного комиссара в Крыму востребованы как никогда. Причем на трассе Таврида множество участков, на которых идет или реконструкция, или ремонтные работы, поэтому число аварий в таких местах не радует.
Есть ли преимущества у машин, оснащенных мигалками желтого цвета?
Как мы уже говорили выше – НЕТ. И даже если машина едет с проблесковым желтым маячком, никакого преимущества ей это не дает, и дорогу можно не уступать.
Пример: На дороге едет организованная группа велосипедистов в сопровождении машины с мигалкой. Находящийся за рулем водитель обязан, как и другие участники дорожного движения, соблюдать требования ПДД.
Но все же есть несколько ситуаций, когда водитель машины, оснащенной проблесковым маячком оранжевого цвета, имеет право отступить от требований правил, и его за это не накажут:
- При перевозке грузов крупного габарита, сопровождении тяжеловесных или крупногабаритных грузов.
- Машина выполняет работы по содержанию или ремонту дорог (к примеру, убирает снежные завалы или укладывает асфальт). Во время эвакуации поврежденного автомобиля. Машины, выполняющие строительные работы на трассе.
Давайте рассмотрим в деталях каждый случай, указанный выше.
При эвакуации и дорожных работах
Цитата. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета при выполнении работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств могут отступать от требований дорожных знаков (кроме знаков 2.2, 2.4 — 2.6, 3.11 — 3.14, 3.17.2, 3.20) и дорожной разметки, а также пунктов 9.4 — 9.8 и 16.1 настоящих Правил при условии обеспечения безопасности дорожного движения.
Когда на дороге выполняются работы по эвакуации транспортных средств, строительству, содержанию или ремонту, то требования дорожных знаков и дорожной разметки могут быть нарушены, КРОМЕ указанных ниже:
Вдобавок, водитель машины, оснащенной проблесковым маячком желтого цвета, имеет право нарушить требования перечисленных ниже пунктов: (далее цитирование пунктов ПДД)
- Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.
- В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.
- Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т – только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.
- 9.5. Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.
- 9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.
- 9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.
- 9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.
16.1 На автомагистралях запрещается:
- движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч;
- движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т далее второй полосы;
- остановка вне специальных площадок для стоянки, обозначенных знаком 6.4 или 7.11;
- разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы;
- движение задним ходом;
- учебная езда.
То есть, перечисленные выше преимущества имеют место при выполнении работ по содержанию дорожного полотна, строительных и ремонтных работах, при эвакуации автомобиля эвакуатором, и водитель с мигалкой оранжевого цвета может ими пользоваться.
Во время перевозки грузов
Автомобиль с проблесковым маячком желтого цвета имеет право нарушить только лишь требования дорожной разметки при сопровождении тяжеловесных или крупногабаритных грузов, при перевозке грузов с крупными габаритами.
Выше мы рассмотрели все преимущества, которые имеются у машин, оснащенных мигалками оранжевого или желтого цвета. Если же проблесковые маячки используются в прочих ситуациях, то НИКАКИХ ПРЕИМУЩЕСТВ У НИХ НЕТ.
Есть ли наказание за использование маячков оранжевого цвета
Если вы решили поставить себе на машину мигалку оранжевого цвета, то это не будет являться нарушением – никакая законодательная норма этого не предусматривает. Поэтому наказания не последует.
Но есть немаловажное НО! Если водитель, не занимающийся эвакуацией поврежденного ТС, обслуживанием, строительством, ремонтом дороги, перевозкой грузов с тяжелым весом или крупными габаритами, будет нарушать ПДД, то его ждет наказание за нарушение соответствующих пунктов на общих основаниях.
Пример. Машина с оранжевой мигалкой выехала на трамвайные пути встречного движения. Водитель будет лишен прав на срок от 4 до 6 месяцев или на него будет наложен штраф в размере 5000 рублей.
Если на машине нет желтых мигалок – какое наказание будет
В нашей статье мы подробно рассказали о случаях, когда водитель должен включить желтые проблесковые маячки. Если он не выполнит этого, ему придется заплатить штраф в 500 рублей или на него будет наложено предупреждение. Этот момент закреплен в ст. 12.20 КоАП:
- Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки
- влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Есть более суровое наказание в денежном эквиваленте, и оно будет наложено в том случае, если при организованной перевозке детей соответствующий маячок будет отсутствовать. Согласно ч. 4 ст. 12.23 КоАП водителю придется раскошелиться на 3000 рублей.
Итоги
Итак, проблесковый маячок оранжевого или желтого цвета может поставить себе на машину любой водитель, который зарегистрировал своего железного коня в Российской Федерации – он будет служить для привлечения дополнительного внимания. Но преимущества будут только у транспортных средств, которые выполняют определенные виды работ, зафиксированных законодательством.
Использование желтого и оранжевого проблескового маячка аварийным комиссаром
ЛМногие водители интересуются особенностями использования проблесковых маячков оранжевого и желтого цвета, и в данной статье мы детально разберем этот вопрос. Вы узнаете, в каких случаях допускается использование таких маячков, на какие транспортные средства можно устанавливать мигалки желтого цвета, какие преимущества они дают на дороге.
Какое отличие между оранжевыми и желтыми мигалками?
Оранжевые и желтые мигалки имеют различие лишь в цвете. Особенности использования проблескового маячка никак не зависят от оттенка или цвета.
На какие автомобили допускается установка проблесковых оранжевых и желтых маячков?
В 2019 году при использовании мигалки важно учесть, что у автомобиля должна быть российская регистрация. Если обратиться к п.11 основных положений по допуску ТС к эксплуатации, то там сказано, что:
Цитата: 11. Запрещается эксплуатация: «….транспортных средств, оборудованных проблесковыми маячками желтого или оранжевого цвета, не зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации (за исключением транспортных средств, перевозящих крупногабаритные грузы, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные вещества и ядовитые вещества высокой степени опасности).
Запрещено устанавливать мигалки на автомобили, не прошедшие регистрацию и не имеющие номеров и автомобили, которые были зарегистрированы за пределами Российской Федерации. Но здесь есть исключение – это автомобили, перевозящие взрывчатые, радиоактивные, легковоспламеняющиеся вещества, ядовитые вещества высокой степени опасности и крупногабаритные грузы.
Требуется ли разрешение на установку мигалок?
Когда допускается использование оранжевых мигалок?
Есть перечень ситуаций, в которых необходимо пользоваться мигалками оранжевого цвета, и он четко зафиксирован в п. 3.4 ПДД:
Цитата: 3.4. Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета должен быть включен на транспортных средствах в следующих случаях:
- выполнение работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств;
- перевозка крупногабаритных грузов, взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ и ядовитых веществ высокой степени опасности;
- сопровождение транспортных средств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы;
- сопровождение организованных групп велосипедистов при проведении тренировочных мероприятий на автомобильных дорогах общего пользования;
- организованная перевозка группы детей.
- Включенный проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения об опасности.
Заостряем ваше внимание на слово «должен» в пункте 3.4 — это важный момент! Если в перечисленных выше ситуациях на транспортном средстве мигалка оранжевого или желтого цвета будет отсутствовать, то это будет считаться нарушением правил дорожного движения.
Есть ряд ситуаций, когда желтая мигалка должна быть на машине:
- Дорога ремонтируется;
- Идет строительство или реконструкция дороги;
- При работах по содержанию дорог: подметание дорожного полотка, его мытье, уборка снега;
- Если машина сопровождает организованную группу велосипедистов;
- Когда работает эвакуатор. Это касается погрузки неисправных или поврежденных перемещаемых транспортных средств;
- На автомобилях сопровождения во время перевозки опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов;
- На машинах, перевозящих ядовитые, крупногабаритные, легковоспламеняющиеся, взрывчатые, радиоактивные грузы;
- Во время организованной перевозки детей в автобусах.
Для справки! Как вы заметили, в правилах ПДД нет запрета на использование проблескового маячка оранжевого цвета в прочих случаях.
Важно знать, что если у вас есть необходимость привлечь дополнительно внимание к вашему транспортному средству, то разрешается включить желтый маячок. НО! Никакого преимущества на дороге он вам не даст. Но все же есть положительные моменты.
К примеру, водитель попал в дорожное происшествие и ему требуется оперативная помощь аварийного комиссара. Он набирает номер Единой службы аварийных комиссаров, и к нему в кратчайшие сроки выезжает аварком. Как ни крути, наш менталитет устроен так, что любые мигалки привлекают внимание других участников дорожного движения, и водители, волей неволей замедляют движение, а некоторые спокойно пропускают транспортное средство. Причем на машине аварийного комиссара чаще всего есть соответствующая надпись, и те, кто уже раньше попадал в аварию и обращался к аваркому, понимают, куда он спешит – на помощь людям, попавшим в беду на дороге! Безусловно, преимущества у аваркома на дороге нет, но добраться до места аварии он сможет быстрее, чем обычная машина.
Плюсы от этого очевидны: аварийный комиссар на месте оперативно оценит сложившуюся обстановку, сделает необходимые фотографии и видео, после чего дорогу можно очистить от поврежденных машин и обломков, если они имеются. Как вы знаете, их ни в коем случае нельзя убирать и перемещать до тех пор, пока ДТП не будет оформлено в соответствии с законом. А сделать это в кратчайший срок может лишь профессионал : или сотрудник ГИБДД или аварийный комиссар. Но так как в последнее время не на все аварии нужно вызывать ГИБДД, то услуги аварийного комиссара в Крыму востребованы как никогда. Причем на трассе Таврида множество участков, на которых идет или реконструкция, или ремонтные работы, поэтому число аварий в таких местах не радует.
Есть ли преимущества у машин, оснащенных мигалками желтого цвета?
Как мы уже говорили выше – НЕТ. И даже если машина едет с проблесковым желтым маячком, никакого преимущества ей это не дает, и дорогу можно не уступать.
Пример: На дороге едет организованная группа велосипедистов в сопровождении машины с мигалкой. Находящийся за рулем водитель обязан, как и другие участники дорожного движения, соблюдать требования ПДД.
Но все же есть несколько ситуаций, когда водитель машины, оснащенной проблесковым маячком оранжевого цвета, имеет право отступить от требований правил, и его за это не накажут:
- При перевозке грузов крупного габарита, сопровождении тяжеловесных или крупногабаритных грузов.
- Машина выполняет работы по содержанию или ремонту дорог (к примеру, убирает снежные завалы или укладывает асфальт). Во время эвакуации поврежденного автомобиля. Машины, выполняющие строительные работы на трассе.
Давайте рассмотрим в деталях каждый случай, указанный выше.
При эвакуации и дорожных работах
Цитата. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета при выполнении работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств могут отступать от требований дорожных знаков (кроме знаков 2.2, 2.4 — 2.6, 3.11 — 3.14, 3.17.2, 3.20) и дорожной разметки, а также пунктов 9.4 — 9.8 и 16.1 настоящих Правил при условии обеспечения безопасности дорожного движения.
Когда на дороге выполняются работы по эвакуации транспортных средств, строительству, содержанию или ремонту, то требования дорожных знаков и дорожной разметки могут быть нарушены, КРОМЕ указанных ниже:
Вдобавок, водитель машины, оснащенной проблесковым маячком желтого цвета, имеет право нарушить требования перечисленных ниже пунктов: (далее цитирование пунктов ПДД)
- Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.
- В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.
- Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т – только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.
- 9.5. Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.
- 9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.
- 9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.
- 9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.
16.1 На автомагистралях запрещается:
- движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч;
- движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т далее второй полосы;
- остановка вне специальных площадок для стоянки, обозначенных знаком 6.4 или 7.11;
- разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы;
- движение задним ходом;
- учебная езда.
То есть, перечисленные выше преимущества имеют место при выполнении работ по содержанию дорожного полотна, строительных и ремонтных работах, при эвакуации автомобиля эвакуатором, и водитель с мигалкой оранжевого цвета может ими пользоваться.
Во время перевозки грузов
Автомобиль с проблесковым маячком желтого цвета имеет право нарушить только лишь требования дорожной разметки при сопровождении тяжеловесных или крупногабаритных грузов, при перевозке грузов с крупными габаритами.
Выше мы рассмотрели все преимущества, которые имеются у машин, оснащенных мигалками оранжевого или желтого цвета. Если же проблесковые маячки используются в прочих ситуациях, то НИКАКИХ ПРЕИМУЩЕСТВ У НИХ НЕТ.
Есть ли наказание за использование маячков оранжевого цвета
Если вы решили поставить себе на машину мигалку оранжевого цвета, то это не будет являться нарушением – никакая законодательная норма этого не предусматривает. Поэтому наказания не последует.
Но есть немаловажное НО! Если водитель, не занимающийся эвакуацией поврежденного ТС, обслуживанием, строительством, ремонтом дороги, перевозкой грузов с тяжелым весом или крупными габаритами, будет нарушать ПДД, то его ждет наказание за нарушение соответствующих пунктов на общих основаниях.
Пример. Машина с оранжевой мигалкой выехала на трамвайные пути встречного движения. Водитель будет лишен прав на срок от 4 до 6 месяцев или на него будет наложен штраф в размере 5000 рублей.
Если на машине нет желтых мигалок – какое наказание будет
В нашей статье мы подробно рассказали о случаях, когда водитель должен включить желтые проблесковые маячки. Если он не выполнит этого, ему придется заплатить штраф в 500 рублей или на него будет наложено предупреждение. Этот момент закреплен в ст. 12.20 КоАП:
- Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки
- влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Есть более суровое наказание в денежном эквиваленте, и оно будет наложено в том случае, если при организованной перевозке детей соответствующий маячок будет отсутствовать. Согласно ч. 4 ст. 12.23 КоАП водителю придется раскошелиться на 3000 рублей.
Итоги
Итак, проблесковый маячок оранжевого или желтого цвета может поставить себе на машину любой водитель, который зарегистрировал своего железного коня в Российской Федерации – он будет служить для привлечения дополнительного внимания. Но преимущества будут только у транспортных средств, которые выполняют определенные виды работ, зафиксированных законодательством.
Установка жёлтого или оранжевого проблескового маячка — нужно ли разрешение
«Хочу жёлтую мигалку». Разбираем вопросы установки жёлтых проблесковых маячков — на какие машины можно ставить, надо разрешение или нет, есть ли штрафы и какие.
Сразу оговариваем, что жёлтые и оранжевые мигалки выполняют одну и ту же функцию и разницы между ними нет. Поэтому в статье будем использовать только термин «жёлтые».
Прямого запрета на установку жёлтых мигалок в законах нет
Ни в одном законодательном акте нет прямого запрета на установку жёлтых или оранжевых проблесковых маячков на автомобиль. Только если поискать, в приказе МВД РФ № 194 от 31.03.2014 г. «О выдаче разрешений на установку на транспортные средства устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов)» есть пункт 11, который гласит:
«11. Установка проблескового маячка желтого или оранжевого цвета разрешается на транспортных средствах, непосредственно выполняющих работы по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств, перевозящих крупногабаритные грузы, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные вещества и ядовитые вещества высокой степени опасности, а также на транспортных средствах, осуществляющих сопровождение транспортных средств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы, и организованных групп велосипедистов при проведении тренировочных мероприятий на автомобильных дорогах общего пользования».
Кратко говоря, согласно приказу МВД жёлтые мигалки разрешено устанавливать на:
— технику для строительства, ремонта и уборки дорог (катки, снегоуборочные машины, тракторы, грейдеры и т. п.)
— эвакуаторы
— транспорт, который перевозит или сопровождает крупногабаритный груз
— автомобили для перевозки опасных веществ или их сопровождения (бензовозы и др.)
— автомобили при сопровождении групп велосипедистов
Разрешение на установку жёлтых мигалок на автомобиль НЕ нужно
Чтобы установить на автомобиль жёлтые проблесковые маячки, разрешение НЕ нужно. Это также прописано в приказе МВД № 194 от 31.03.2014 г. В пункте 12:
«12. В случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей Инструкции, выдача разрешения не требуется».
Конкретных штрафов за использование жёлтых мигалок нет, НО…
Ни в одном законодательном акте напрямую не прописаны наказания и штрафы за жёлтые мигалки.
Поэтому теоретически жёлтые мигалки можно установить на любой автомобиль, к тому же их можно спокойно купить в специализированном магазине.
Но тут всё таки стоит подумать об адекватности решения установить маячки на обычный автомобиль — ради чего это делается? Преимуществ они не дают, кроме случаев, которые чётко прописаны в ПДД:
— выполнения работ по ремонту, строительству, уборке дорог
— эвакуации автомобилей
— перевозке или сопровождению крупногабаритных грузов (в этих случаях можно игнорировать некоторые знаки и дорожную разметку).
А если обычный автомобиль с жёлтыми маячками «поймает» инспектор, то вполне может потребовать доказательств, что мигалки установлены не просто так, а по делу. И в лучшем случае можно получить предупреждение согласно статьи 12.5 КоАП, а если посмотреть практику, то особо рьяные инспекторы могут вменить и лишение прав, что придётся оспаривать в суде.
Приходите учиться в нашу автошколу — будете знать всё, что нужно хорошему водителю. Наши классы:
Принять вправо и остановиться: милицейские автомобили в СССР
Еще в июне 1900 года Городская Дума Санкт-Петербурга утвердила постановление, которым регулировался порядок пассажирского и грузового движения по городу. Однако вплоть до двадцатых годов автомобили на службу для управления движением не привлекались. На оживленных улицах и перекрестках уже в советской России вышли стражи порядка – еще без жезлов, но уже со свистками. До укомплектования их автомобилями оставалось еще несколько пятилеток.
Р ост автопарка в больших городах (прежде всего, в Москве и Ленинграде) привел к увеличению количества ДТП. Это привело к вынужденному созданию специальной службы, которая занималась бы обеспечением порядка и безопасности дорожного движения. Первые сотрудники для повышения эффективности и увеличения «охвата» территории, за которую они отвечали, получили в качестве служебного транспорта велосипеды, за что современники именовали велопатрульных «самокатчиками».
ОРУД + ГАИ = безопасность
В 1925 году Моссовет создал первый в СССР Отдел регулирования уличного движения – ОРУД. Он не только занимался обеспечением безопасности движения и выполнения ПДД его участниками, но и осуществлял регистрацию автомобилей и выдачу водительских удостоверений. Впоследствии ОРУД стал государственной системой, а его задачей стало регулирование и обеспечение безопасности движения на дорогах, в то время как остальными «аппаратно-административными» функциями стала заниматься Государственная Автомобильная Инспекция.
Разумеется, ни одна, ни другая служба не могла обходиться без автомобилей в качестве транспорта – ведь преследовать нарушителей на велосипеде или пешком было бы несколько смешно. Основным (хоть и довольно малочисленным) довоенным автомобилем ОРУД стала, конечно, «эмка» – ГАЗ М-1 без специальной раскраски. Впрочем, гораздо более массовым и привычным транспортом оперативников-орудовцев были мотоциклы, на которых они и гонялись за редкими автонарушителями. В послевоенный период на службу в ОРУД стали поступать и «демобилизованные» ГАЗ-67Б, но они не очень подходили для патрулирования в городских условиях.
Мотоцикл – главный транспорт советского милиционера как до войны, так и после
Тяготы и лишения
Увы, в первые годы после окончания Великой Отечественной войны техническое обеспечение службы ОРУД было просто плачевным. Не считая «трофеек» и «дембелей», какого-нибудь специализированного транспорта ОРУД не имел вплоть до начала массового производства Москвичей и Побед. Именно эти автомобили впервые примерили на себя «гаишную форму» – специальную раскраску – и получили оборудование, по которому их можно было безошибочно отличить от обычного гражданского транспорта. Тёмно-синий цвет кузова, красные полосы на бортах и громкоговоритель на крыше указывали на принадлежность машины к ОРУД/ГАИ МВД СССР. Конечно, количество техники, поставляемой патрульным, было по-прежнему далеко от необходимого, а её техническое состояние далеко не всегда было идеальным, ведь нередко автомобили передавали правоохранителям уже после списания со службы в других государственных автохозяйствах. Как и в предвоенный период, вплоть до середины пятидесятых годов оперативники чаще всего использовали для выполнения собственных служебных обязанностей не автомобили, а мотоциклы.
Интересно, что в качестве штабных автобусов милиции использовались автомобили на шасси ГАЗ-51 и полноприводного ГАЗ 63-А, на раме которых вместо кузова была установлена пассажирская кабина со стеклами. Её окраска, как и цвет ЛКП водительской кабины, соответствовала цветографической схеме автомобилей этой службы – тёмно-синий с красными полосами на боковинах согласно приказа МВД СССР №266 «О специальной окраске оперативных легковых автомобилей органов милиции» от 31 декабря 1953 года.
Советские Москвичи состояли на службе в венгерской полиции
Оснащение остальных служебных машин ОРУД/ГАИ было таким же скудным – из спецоборудования можно вспомнить разве что громкоговоритель на крыше, а проблесковые маячки появились гораздо позже. Некоторые инспекторы устанавливали под ветровое стекло сигнальный фонарь с матовым стеклом, который при мигающем режиме указывал прохожим на то, что автомобиль едет на выполнение оперативного задания.
Впрочем, рядовые регулировщики дорожного движения обычно и вовсе гоняли на двух- или трёхколесных Уралах, а показанная в фильме «Берегись автомобиля» погоня за нарушителем была чистой экзотикой. Именно поэтому служебные Москвичи и Победы не нуждались в каких-то сверхмощных двигателях – машин на дорогах было немного, и ездили они не слишком быстро. К тому же вплоть до семидесятых годов скоростных ограничений в cоветских ПДД попросту не существовало!
В 1956 году Совет министров РСФР для борьбы с авариями принял постановление, согласно которому у ГАИ появлялись полномочия по запрещению эксплуатации автомобилей и мотоциклов, а также по лишению водителей прав за езду в нетрезвом состоянии. По сути, с этого периода и до начала шестидесятых годов службы ОРУД и ГАИ выполняли часть функций параллельно, однако в 1961-м в СССР приняли первые единые Правила дорожного движения, а две службы были реорганизованы в одну, получившую название ОРУД-ГАИ.
В 1962 году вместо темно-синего цвета в качестве стандартного для милицейских автомобилей ввели бирюзовый, но многие «бывалые» машины сохраняли свою первоначальную красно-синюю раскраску до самого списания со службы.
Автомобили cоветской ГАИ
В это время основным четырехколесным транспортом советских милиционеров стали Волги. «Двадцать первая» успела примерить на себя все три вида служебной раскраски, ведь кроме уже упоминавшихся темно-синего и бирюзового с 1968 года машины ГАИ стали окрашивать в ярко-желтый цвет с темно-синей полосой. МВД СССР в тот момент возглавил Н. А. Щелоков, и уже год спустя, в 1969-м, обеспечением безопасности движения стала заниматься единая дорожно-патрульная служба Госавтоинспекции.
«Гаишные» Волги отличались от других милицейских машин особенностями раскраски: на двери автомобиля службы ГАИ обязательно размещали герб СССР, а на крышке багажника – надпись «ГАИ». Именно в это время на крышах «патрулек» кроме громкоговорителей появились и специальные проблесковые маячки синего цвета. Кроме того, автомобили ГАИ оснащали дополнительной светотехникой – передними «противотуманками» и фарой-искателем. Мощность двигателя «двадцать первых» Волг ГАИ СССР составляла от 70 до 85 л. с., причем настройка моторов позволяла им работать в регионах даже на бензине А-66, в то время как в больших городах использовались форсированные модификации, рассчитанные на «семьдесят шестой» бензин.
Кадр из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию». Хорошо видна новейшая «патрулька» – ГАЗ-24 с гербом СССР на двери
В год министерство закупало для нужд гаишников по 200 Волг, причем после снятия с производства модели М-21 «канареечный мундир» на себя тут же примерила новинка – модель ГАЗ-24. Параллельно с Волгами в ГАИ использовали и другие автомобили советского производства – Москвичи, ГАЗ-69 и УАЗики.
Разумеется, с 1971 года в качестве «служебок» советские госавтоинспекторы стали использовать и новейшие Жигули – сначала модели 2101, а по мере выхода следующих моделей – и их.
Как и прежде, раскраска спецавтомобилей строго регламентировалась, а в их комплектацию входили «люстра» и СГУ.
Ранняя «Тесла» (на фото – справа) имела более тёмный колпак
Кроме привычных Жигулей и Волг, в 1976 году советское правительство получило от бывшего канцлера ФРГ Вилли Брандта несколько автомобилей Mercedes-Benz W116 в полицейском исполнении. Они были окрашены в требуемый по схеме желтый цвет еще на заводе-изготовителе, а остальные элементы специальной раскраски наносились уже в СССР. Модификация 350SE с механической коробкой передач отличалась от стандартного S-класса спецоборудованием, в которое входили телефон, рация, управление проблесковыми маячками и т. д.
Кроме Мерседесов, в столичной ГАИ работало и несколько BMW E12. Иномарки поступили на службу в Госавтоинспекцию в связи с Олимпиадой-80 в Москве, официальным поставщиком которой в 1979-м стал концерн «Даймлер-Бенц». Он на протяжении пяти лет поставлял в СССР спецавтомобили, среди которых были и легковые машины ГАИ.
Одно время в столичной ГАИ трудился даже… Porsche 911! Впоследствии машину передали для испытательной работы на АЗЛК
Для решения других задач различных ведомств МВД СССР использовались соответствующие модификации автомобилей советского производства. Например, существовала модификация РАФ-2203 АДЧ для дежурных частей ОВД, на которой оперативники выезжали на места происшествий и преступлений.
Знаменитый «луноход» – милицейский УАЗик с цельнометаллической крышей – выпускался во многих модификациях. Ведь спецавтомобили на базе УАЗ-469 (позже – 31512) использовались как подразделениями ППС по охране общественного правопорядка, так и сотрудниками ДПС ГАИ для патрулирования и обеспечения безопасности дорожного движения. Да и экипажи медвытрезвителей забирали «перебравших» с улицы в свои заведения именно на таких УАЗах.
В семидесятые годы на Рижском автобусном заводе была изготовлена партия РАФ-22033, которые отличались наличием стереофотограмметрической установки (АДТП-С), которая позволяла определить размеры, формы и пространственные положения объектов по стереопаре фотоснимков. Объемная фиксация давала возможность избавиться от обычных измерений с помощью рулетки и зарисовки схемы ДТП вручную. Для того, чтобы зафиксировать схему ДТП, достаточно было лишь расставить конусы и сфотографировать их с помощью установки.
Кроме этого, комплектация такого спецавтомобиля предусматривала и другие полезные приборы и измерительное оборудование – магнитофон, фотоаппарат, диктофон, пишущую машинку и газоанализатор. Увы, впоследствии серийные «гаишные» РАФы отличались от обычных лишь спецокраской и установкой СГУ на крыше.
Командо-штабной автобус милиции ЛиАЗ-5256 для оперативно-выездных мероприятий
В восьмидесятые годы в небольших количествах некоторые подразделения Госавтоинспекции получали Жигули, оснащенные не обычным поршневым двигателем, а одно- или двухсекционными роторными моторами ВАЗ, выдававшими от 70 до 120 л. с. соответственно. Для милиции возросшие динамические характеристики машин с ротором оказались как нельзя кстати, ну а завод мог получить систематизированную статистику по эксплуатации автомобилей с таким типом двигателя. Увы, век ротора был недолог, и львиную долю машин МВД СССР в восьмидесятые годы по-прежнему составляли обычные Жигули и Волги.
Кадр из кинофильма «Инспектор ГАИ». Обратите внимание – у нарушителя и милиционера одинаковые автомобили марки ВАЗ!
Постановочное фото. Дед Мороз за рулем новейшего ВАЗ-2108, которого остановил сотрудник ГАИ. На заднем фоне – «гаишные» Жигули. Куйбышевская область, 1985 год.
В 1990 году резко меняется «цвет мундира» – в соответствии с новым ГОСТом машины получают бело-синюю цветографическую схему. В это время автопарк Госавтоинспекции становится разномастным – кроме привычных Жигулей, Волг, Самар и Москвичей, во многих спецподразделениях появляются современные иномарки – такие, например, как Ford Crown Victoria. Вскоре на службу «заступают» и новые ВАЗы десятого семейства, ведь еще в 1995-м ГАИ Тольятти получила первую «десятку» из опытной партии; впоследствии поставки этой модели для работы в подразделениях ГАИ МВД РФ стали регулярными.
Источники:
https://crimeahelp.ru/help/pdd/ispolzovaniye-zheltogo-i-oranzhevogo-probleskovogo-mayachka-avariynym-komissarom/
https://crimeahelp.ru/help/pdd/ispolzovaniye-zheltogo-i-oranzhevogo-probleskovogo-mayachka-avariynym-komissarom/
https://frt-avto.ru/eto-nado-znat/jeltie-migalki-razreshenie/
https://www.kolesa.ru/article/prinyat-vpravo-i-ostanovitsya-militsejskie-avtomobili-v-sssr