Тренировки для велосипедистов
Велосипед – вещь во всех отношениях полезная. Это не только транспортное средство, но и мощный тренажёр, к тому же перемещающийся в пространстве. Спокойные велопрогулки, езда со средней или усиленной нагрузкой, спринт укрепляют общие защитные свойства организма, повышают физическую выносливость, нормализуют работу сердечно-сосудистой системы, развивают основные группы мышц. Именно поэтому тренировки на велосипеде с каждым годом завоёвывают всё большую популярность во многих уголках нашей планеты.
Действительно, велосипедные нагрузки имеют ряд неоспоримых преимуществ перед другими видами спорта:
- за час езды на велосипеде сжигается до 400 кКал – это самый энергозатратный вид аэробной нагрузки, помогающий за короткий срок сбросить лишние килограммы;
- велотренировки позволяют как начинающим спортсменам, так и профессионалам самостоятельно регулировать физические нагрузки, просто переключая скорости велосипеда;
- во время велопрогулок развиваются и крепнут основные мышцы ног и корпуса (квадрицепсы бёдер, икроножные, ягодичные мышцы, мышцы пресса, спины, руки и плечи);
- одновременно с мускульными нагрузками осуществляется кардиотренировка: регулируется и нормализуется ритм сердечных сокращений, улучшается состояние сосудов;
- на свежем воздухе вентилируются лёгкие, организм освобождается от токсинов;
- при умеренных нагрузках приходит в равновесие нервная система, повышается работоспособность, обучаемость, концентрация внимания, исчезают головные боли и бессонницы;
- тело в больших количествах получает необходимый для кожи и всего организма витамин D, которого мы бываем лишены в закрытых помещениях.
Наконец, велосипедные тренировки благодаря своему разнообразию морально переносятся легче, чем любые другие. Действительно, мы разнообразим не только группы мышц, интенсивность и длительность поездок, но и маршруты велопрогулок, собственные впечатления, ощущения.
Для того чтобы велосипедные тренировки проходили с максимальной пользой, рекомендуется учитывать несколько важных параметров, о которых пойдёт речь.
Как? Где? На чём?
Прежде чем решиться на первую велотренировку, стоит подумать, где покататься и какой велосипед для этого выбрать. Для новичков подойдёт обычный городской байк, но в профессиональном велоспорте нет конкурентов у шоссейников. Только учтите, что последние созданы для ровных асфальтированных дорог. Если вы собираетесь кататься не в парке, подумайте о «гибриде», подходящем для пересечённой местности.
Для проведения интенсивной велотренировки лучше выбирать утренние или вечерние часы, чтобы избежать перегрева. С хорошей экипировкой люди успешно тренируются не только в тёплое время, но даже зимой. Главное, помнить, что не стоит выбираться на велопрогулки при температуре воздуха ниже 8 градусов по Цельсию.
Необходимо запастись фитнес-трекером, который выдаст на дисплей время тренировки, число пройденных километров, а главное, частоту сердечных сокращений. Наденьте велосипедный шлем, а вот налокотники и наколенники необязательны для вас, но желательны для детей.
Чередование интенсивности
Наиболее благотворно влияет на организм чередование работы и отдыха. Этот закон распространяется и на велоспорт. При составлении графика тренировок нужно придерживаться принципа волнообразного нарастания и снижения их интенсивности. К примеру, если в понедельник вы проведёте за рулём 60 минут интенсивного катания, во вторник будет лучше уделить те же 60 минут расслабленной езде, восстанавливающей анаэробную базу, а в среду отдохнуть совсем или провести силовую тренировку. В четверг можно с новыми силами приняться за интенсивную езду, увеличив её продолжительность до 80 минут. В пятницу неплохо будет слегка снизить нагрузку, выбрав для катания умеренную ровную скорость, но пусть тренировка увеличится при этом до 90 минут. В субботу снова желательно взять паузу, а в воскресенье отправиться в длительную трёхчасовую поездку, чтобы потренировать выносливость (при этом интенсивность должна быть средней или низкой).
Спортсмены-профессионалы могут проехать в неделю от 500 до 800 км. Любителям, настроенным на хороший результат, достаточно 250-300 км.
Развитие выносливости
В среде велогонщиков, которые готовятся к длительным многодневным соревнованиям, отлично известно, что тренировки нужно начинать с езды на выносливость. Каждую неделю необходимо постепенно увеличивать время нахождения в седле. Чтобы быть в хорошей форме, лучше выбрать умеренный темп движения. Во время велопрогулки вы должны сохранять способность поддерживать непринуждённую беседу. Если вам это не удаётся, стоит выбрать другой ритм, соответствующий частоте ваших сердечных сокращений.
Выполнение упражнений
Для повышения эффективности тренировок рекомендуется выполнять упражнения, развивающие разные группы мышц и помогающие чередовать нагрузки. К примеру, можно выбрать такую схему действий:
- подъём-спуск по холмам 5 минут по 8 раз (поле десятиминутной разминки в течение 5 минут выполняется подъём, затем – спуск, заменяющий отдых);
- интервалы на ровной поверхности 5 минут по 5 раз (на пределе возможностей до 90% максимальной частоты сердечных сокращений после разминки велосипедист работает около 5 минут, затем делает перерыв в 1,5 минуты, после чего повторяет цикл до 5 раз);
- пороговая езда на 60 минут (после неспешной десятиминутной разминки велосипедист увеличивает темп до 75% от максимальной частоты сердечных сокращений и держится в этом состоянии 40 минут. Во время такой езды у вас должно получиться произнести на одном дыхании не более 5 слов, но с большим напряжением).
В качестве расслабляющего упражнения рекомендуется ещё несколько минут проехать в спокойном темпе. Два последних комплекса можно делать на домашнем вело- или турботренажёре.
Правильное питание
Диета велосипедиста напрямую зависит от интенсивности тренировки. Если вы собираетесь тренироваться с низкой или умеренной интенсивностью, вполне достаточно будет обычного ежедневного рациона, дополнительной «заправки» перед выходом из дома не потребуется. А вот если предстоит езда на большую дистанцию, необходимо позаботиться о дополнительных источниках энергии.
Для этого в течение дня до тренировки необходимо употреблять в пищу порции размером с кулак, чтобы не создавать чрезмерной нагрузки на пищеварительную систему, а за два часа до выхода из дома отказаться от пищи совсем. Во время продолжительной езды полезно чередовать продукты, богатые гликогеном, с пищей, насыщенной быстроусвояемыми углеводами. Такие перекусы нужно делать каждые 45 минут. Например, можно съесть желатиновую конфетку, а в следующий раз – горсть орехов или заранее припасённый батончик. При этом нужно обращать внимание на калорийность «спортивных» батончиков и напитков, при необходимости делить их на порции. Для поддержания гидратации в смузи или простую воду можно добавить пол-ложки поваренной соли. Не пейте помногу, чтобы промочить горло, достаточно будет двух-трёх глотков.
После тренировки разрешается выпить до литра воды, а через несколько часов съесть полноценный, правильный с точки зрения здорового питания обед.
Восстановление
Восстановление сил не менее важно, чем период интенсивных энергозатрат. Перенапряжение мышц способно надолго выбить вас из колеи и прогнать всякую охоту тренироваться. Вот почему желательно заранее составить график велотренировок с учётом всех других жизненных нагрузок, а также состояния вашего здоровья.
Когда велосипедные прогулки и упражнения войдут у вас в привычку, нагрузки можно будет увеличить. Вне зависимости от того, что подвигло вас начать заниматься велосипедным спортом, желание похудеть или естественное стремление к здоровому образу жизни, не забывайте о прелестях самого процесса: радости преодоления, восторге открывающихся возможностей, красоте результата!
Программа тренировок на велотренажере для ягодиц
Крутить педали в тренажерном зале без четкого плана действий – утомительное занятие. Эта специальная программа тренировок на велотренажере подарит вам удовольствие от процесса и сделает ваши бедра и ягодицы стройными!
Считается, что велотренажер для похудения наиболее эффективен, однако насколько такие тренировки результативны, настолько они и скучны, поэтому самое время представить вам тренинг, который изменит это мнение, — встречайте, специальная программа тренировок на велотренажере для ягодиц!
За час велотренировки вы можете сжечь до 500 калорий! Хотите узнать как? Просто следуйте правильным советам!
Действительно, при регулярных тренировках продолжительностью 20-40 минут (в зависимости от уровня вашей подготовки), вы сможете заметно подтянуть мышцы ягодиц и бедер.
Противопоказания к тренировкам на велотренажере
При наличии проблем с венами, суставами и лишнего веса не менее 15 кг, перед тренировкой обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Наличие сердечно-сосудистых заболеваний, например, гипертонии, также является причиной выбрать иной тип нагрузки. Если вы замечаете за собой частые перепады давления, перед началом тренировок проконсультируйтесь с кардиологом.
Bodymaster.ru рекомендует Планы тренировок:
Тромбофлебит, травмы ног и спины также являются противопоказаниями к данному типу нагрузок. Варикозное расширение вен – спорный момент, некоторые специалисты рекомендуют при склонности к варикозу регулярно крутить педали.
Если вы готовы крутить педали как сумасшедший, пора приняться за дело!
Программа тренировок на велотренажере
- 15 мин, сопротивление 20-30 % от максимального, скорость 17 км/ч
- Часть тела: Квадрицепс Оборудование: Тренажёр
- 15 мин, сопротивление 30 % от максимального, скорость 18 км/ч
- Часть тела: Квадрицепс Оборудование: Тренажёр
- 17 мин, сопротивление 40 % от максимального, скорость 17 км/ч
- Часть тела: Квадрицепс Оборудование: Тренажёр
- 18 мин, сопротивление 40 % от максимального, скорость 18 км/ч
- Часть тела: Квадрицепс Оборудование: Тренажёр
- 18 мин, сопротивление 40 % от максимального, скорость 20 км/ч
- Часть тела: Квадрицепс Оборудование: Тренажёр
- 20 мин, сопротивление 40 % от максимального, скорость 20 км/ч
- Часть тела: Квадрицепс Оборудование: Тренажёр
- 20 мин, сопротивление 40 % от максимального, скорость 20 км/ч
- Часть тела: Квадрицепс Оборудование: Тренажёр
Примерно так должна выглядеть тренировка на велотренажере поминутно:
0-3 мин – разминка, скорость 16 км/ч, сопротивление 20%.
3-6 мин – увеличьте скорость и сопротивление на 10% в минуту, скорость 20 км/ч, сопротивление 20-50%
6-9 мин – приподнимите бедра над сиденьем, скорость 20 км/ч, сопротивление 50%
9-12 мин – сядьте на седло, выполните упражнение с гантелью, скорость 17 км/ч, сопротивление 40%
Bodymaster.ru рекомендует Фитнес Тренеров:
12-16 мин – увеличьте скорость и сопротивление, скорость 24 км/ч, сопротивление 50%
16-19 мин – уменьшите скорость и сопротивление (на 10% в минуту), скорость 20 км/ч, сопротивление 20-50%
19-20 мин – заминка, скорость 16 км/ч, сопротивление 20%
Запомните эти рекомендации и выполняйте их во время своей тренировки на велотренажере для похудения, чтобы добиться красивых ягодиц: приподнимайте бедра над сиденьем, смещая центр тяжести и напрягая мышцы ягодиц. Для силовых упражнений используйте гантель весом 1,5-2 кг. Выжимайте вес одной рукой, другая рука в это время находится на ручке тренажера.
Эта программа рассчитана на новичков. Опытные атлеты могут видоизменять тренировку следующим образом: после работы на велотренажере добавить отжимания, или выполнить несколько подходов тренировки на велотренажере, а в перерыве попрыгать 5 минут на скакалке.
Как сделать тренировку на велотренажере интереснее
Все равно скучно? Попробуйте этои нехитрые способы сделать свою велотренировку разнообразнее.
- Поднимите сиденье чуть выше рукояток, чтобы нагрузить ягодицы и икры. Достаточно 5 сантиметров.
- Слушайте быструю танцевальную музыку. Разумеется, смотреть фильмы или слушать классику аудиокниг – чрезвычайно познавательно, однако при таком сопровождении эффективность существенно снижается.
- Меняйте положение ног и рук. Во время разминки держите руки на середине рукояток, а бедра на сиденье. В начале активной тренировки сместите ладони вверх, а ягодицы приподнимите над седлом. На конец тренировки приберегите самую сложную позицию: руки внизу рукояток, а ягодицы над сиденьем.
По окончании тренировки на велотренажере выполните блок упражнений на растяжку. Это снимет напряжение с ваших мышц и сделает их более эластичными.
Растяжка после велотренировки
- 10-20 секунд для каждой ноги
- Часть тела: Бицепс бедра Оборудование: Нет
- 10-20 секунд для каждой ноги, 3 подхода.
- Часть тела: Квадрицепс Оборудование: Другое
- 10-20 секунд для каждой ноги
- Часть тела: Икры ног Оборудование: Нет
- 10-20 секунд для каждой ноги, 5 подходов
- Часть тела: Плечи Оборудование: Свой вес
А по ссылке вы узнаете, что тренировки на велотренажёре эффективны не только для ягодиц.
Этот динамичный комплекс упражнений заставит вас пересмотреть свое отношение к программам тренировок на велотренажере. Фантазия и знание базовых правил сделают ваши занятия в тренажерном зале разнообразными и эффективными, а дополнительное соблюдение принципов здорового питания закрепит результат на долгое время! Помните: идеальная фигура – это просто!
Крутим педали: велотренировка для похудения, выносливости и здоровья сердца
Прогулка на велосипеде по лесу или парку может стать прекрасной альтернативой кардиотренировке в спортзале.
Катание на велосипеде – это отличная аэробная нагрузка, которая:
- улучшает работу дыхательной и сердечно-сосудистой системы;
- нормализует кровяное давление и улучшает кровообращение;
- повышает выносливость;
- способствует снижению веса;
- развивает способность держать равновесие;
- развивает мышцы ног и нижней части корпуса.
Кардиотренировка для дыхания, работы сердца и жиросжигания
Велотренировка является прекрасной альтернативой для тех, кому по каким-то причинам – например, из-за шейного остеохондроза – противопоказан бег. Потому что здесь отсутствует ударная нагрузка на позвоночник и суставы ног.
В зависимости от физподготовки и цели тренировки вы можете варьировать нагрузку – скорость движения и сложность трассы. Однако учитывайте, что езда на велосипеде наиболее эффективна, прежде всего, как кардиотренировка. Поэтому в идеале должна выполняться по всем её по правилам.
Кардиотренировки предназначены для развития дыхательной и сердечно-сосудистой систем, а также для жиросжигания. А не для прокачки мускулов, хотя кардиоупражнениями и можно «добить» определённые группы мышц после основной силовой тренировки.
Чтобы грамотно провести кардиотренировку, важно замерять ЧСС – частоты сердечных сокращений. Самая популярная формула для расчет индивидуальной максимальной ЧСС = 220 — возраст. Например, если вам 25, то ваша индивидуальная максимальная ЧСС равна 195. Уже от этого числа вы будете отсчитывать предельные нормы ЧСС для разных видов кардионагрузки. Давайте поговорим о них подробнее.
Какие бывают режимы кардиотренировок
Аэробная тренировка
Чтобы начался процесс жиросжигания, необходимо довести ЧСС до 60% от индивидуальной максимальной. При этом в зоне 60-70% организм расходует энергию преимущественно из запасов жира. А в зоне 70-80% – жир, мышцы и съеденное за день расходуются примерно в равной степени. И то, и другое – это аэробный режим тренировки.
Только учитывайте, что организм начинает тратить запасы жира лишь после 35-40 минут работы в жиросжигающих зонах ЧСС. Так что если ваша цель – похудение, можно устроить ударную велопрогулку сразу после силовой тренировки в спортзале.
Анаэробная тренировка
Протекает в зоне 80-90% от максимальной ЧСС и позволяет повысить пределы возможностей организма. Запасы жира при этом почти не расходуются, зато повышается общая выносливость.
Заканчиваться кардиотренировка должна постепенно, чтобы не пострадали сердце и сосуды. Для этого существует посттренировочное кардио, или кардио успокоения. Обычно оно длится 10-15 минут, в процессе вы снижаете скорость и энергичность движений, и ЧСС постепенно падает до состояния покоя.
Перед силовыми тренировками используется предтренировочное кардио, которое подготавливает тело к нагрузке. Оно длится 10-15 минут и постепенно повышает ЧСС от пульса покоя до аэробной зоны. Так вы можете сочетать велопрогулку с походом в спортзал: просто замените кардиотренажёры ездой на велосипеде от дома до места тренировки.
Вообще, кардиотренировка – это необязательно интенсивная изнуряющая нагрузка. Неспешная велопрогулка по ровному асфальту в зоне до 50% от максимальной ЧСС будет являться кардио восстановления. Такой формат подойдёт людям с проблемами сердца, большим лишним весом и всем, кто имеет индивидуальные противопоказания для интенсивного кардио. Такая тренировка нужна для общего оздоровления организма.
Какие работают мышцы на велотренировке
Как мы уже упоминали, любая кардиотренировка, в том числе велосипедная, не позволяет наращивать мышцы. Однако можно повысить их выносливость, а также доработать, заставив «гореть», после силовой тренировки.
Прежде всего, конечно, работают мышцы ног. Интенсивно нагружаются икроножные мышцы, подколенные сухожилия, бицепсы и квадрицепсы бёдер, а также ягодицы. Кроме того, при сгибании и разгибании используется подвздошная мышца, которая находится в области паха. Она является одной из самых уязвимых, поэтому при появлении болезненных или неприятных ощущений в этой области уменьшите нагрузку или сделайте перерыв.
За поддержания спины в прямом и наклонном положении отвечают мышцы пресса, а поддержание баланса обеспечивают мышцы спины.
Минимально задействуются плечевой пояс, грудь и руки. Мышцы этих частей тела подключаются прежде всего на неровной поверхности. Особенно заставляет работать бицепсы и трицепсы езда на горном велосипеде по неасфальтированным дорожкам в парке или лесу.
Кому следует воздержаться от велопрогулок
Основные противопоказания
- серьёзные заболевания сердечно-сосудистой системы;
- неврологические и любые другие заболевания, при которых человек может внезапно потерять сознание;
- травмы коленей; .
Возможный вред
Самая уязвимая часть тела велосипедиста – это колени. Поэтому наращивайте нагрузку постепенно и, если колени всё-таки начали болеть, используйте специальные накладки или бондажи для велосипедистов.
В остальном, если у вас нет противопоказаний и вы выбираете адекватный своей подготовке уровень нагрузки, от велотренировок никакого вреда быть не должно.
Техника езды на велосипеде
Первым делом освойте правильную посадку. Она начинается с регулировки седла. Сядьте на велосипед и возьмитесь руками за руль. Если высота седла правильная, то нога, опирающаяся на педаль в нижнем положении, будет чуть согнута в колене, а стопа полностью лежать на педали. При этом бёдра не должны качаться из стороны в сторону.
Также следует отрегулировать высоту руля – она будет зависеть от гибкости вашей поясницы. Если в наклоне стоя вы не можете дотянуться пальцами рук до пола, то руль нужно установить на одном уровне с седлом. Если можете коснуться пальцами, то руль будет на 5-10 см ниже седла, а если можете опустить на пол ладони – то на 10-15 см ниже.
После того, как вы отрегулировали руль и сиденье, можно устраиваться на велосипеде. Поудобнее надолго не получится – будьте готовы, что после длительных велопрогулок ягодицы и бёдра поначалу будут болеть. Во время езды перемещайтесь в седле вперёд-назад – так вы сможете переключать нагрузку с одних мышц на другие. Так, движение вперёд включает в работу четырёхглавые мышцы в передней части бёдер, а движение назад – подколенные сухожилия и ягодицы. Периодически переключайтесь на большую передачу и вставайте с седла – это снимет напряжение с ваших бёдер и спины.
Локти держите слегка согнутыми – они должны быть расслаблены для амортизации ударов на неровностях дороги. Старайтесь держать руки вдоль тела и не разворачивать их наружу – такая компактная посадка обеспечивает лучшую аэродинамику.
Не забывайте периодически менять положение рук на руле, чтобы предотвратить онемение пальцев. Держите руль крепко, но не вцепляйтесь в него: это повышает напряжённость мышц плечевого пояса и рук.
Позаботьтесь о шее: периодически поворачивайте голову из стороны в сторону, чтобы вытянуть и расслабить мышцы.
Как двигаться во время езды
Теперь давайте разберёмся, как двигаться во время езды. На любом транспорте мы едем туда, куда смотрим – так устроен наш мозг, который посылает сигналы мышцам, руководствуясь зрительной информацией. Во время езды планируйте траекторию движения, смотрите перед собой, а когда хотите повернуть, не забывайте сперва направить в нужную сторону взгляд. Отслеживайте заранее ветки, корни и другие помехи.
Забираясь в крутую гору, сместите вес вперёд, пересядьте на кончик седла и подведите подбородок как можно ближе к рулю.
Во время спуска вы должны сместиться назад и сесть ниже, чем обычно: чем ниже центр тяжести, тем проще управлять едущим вниз велосипедом. При очень крутых спусках таз вообще должен оказаться над задним колесом.
При торможении используйте и передний, и задний тормоз. На задний тормоз начинайте жать чуть раньше, на передний – вслед за ним и мягче. Иначе может застопориться переднее колесо, и вас перекинет через руль.
Как построить тренировку
Как и любая тренировка, езда на велосипеде должна начинаться с разминки. Особое внимание уделите мышцам ног и нижней части корпуса. Выполните махи ногами, выпады, приседания, а также наклоны вперёд и в стороны, скрутки корпуса. Про плечи и руки тоже забывать не стоит: выполните вращения, махи.
Растягиваться, вопреки популярному мнению, до тренировки не стоит. Последние исследования показали, что растяжка перед тренировкой никак не влияет на результаты основной части занятия и не уменьшает её травматичность, а в некоторых экспериментах даже было зафиксировано небольшое снижение результативности упражнений.
Зато после тренировки – будь то силовая или кардио – растяжка просто необходима. Тело скажет вам спасибо за расслабление, которое приносит вытяжение мышц, если оно выполняется медленно и аккуратно. Как и в случае с разминкой, особое внимание уделите нижней части тела. Некоторые движения – например, наклоны и выпады – можно взять из разминки. Просто теперь выполняйте их не в динамике, а в статитке. Тянется только расслабленная мышца, а чтобы она успела расслабиться, нужно оставаться в позе по меньшей мере 30-40 секунд; одной минуты на одно упражнение будет вполне достаточно.
Теперь о том, как часто устраивать велотренировку. Если это полноценная интенсивная кардионагрузка с ЧСС в зоне 60-70% от вашей максимальной, то достаточно пары раз в неделю по 40-60 минут. Лёгкие велопрогулки можно устраивать хоть каждый день – это будет организму только на пользу.
Велотренажер: полезные упражнения для достойной подготовки к сезону
Есть тысячи разного уровня унылости способов провести время на станке: кто-то просто крутит педали по часу-полтора чтобы не растратить остатки формы с осени, кто-то всю зиму убивается интервалами в зоне VO2max и выше, а потом летает в марте и ловит «вафли» в июне. Некоторым удается провести зиму максимально эффективно чтобы к весне иметь базу для начала серьезной работы на шоссе или в лесу.
В целом, если абстрагироваться от экстремальных ситуаций типа Чемпионата Украины в марте, для большинства людей зима — период, когда нужно заложить базу тренировок, на основе которой будет строиться дальнейшая подготовка.
К трем основным компонентам этого фундамента относятся: базовая выносливость организма, координация движений, которая в русском переводе уважаемого и глубоко любимого многими Фрила, называется скоростью, и мышечная сила.
Если базовую выносливость в межсезонье можно и нужно поддерживать альтернативными видами спорта, такими как бег, плавание, езда на лыжах и т.п., а сила отлично качается в зале, то с координацией движений на велосипеде все просто: её нужно развивать на велосипеде.
И зима — лучшее время для этого! Позже, когда начнется весна, будет уже не до этого: начнутся групповые выезды, какие-то гонки и прочие сезонные радости, с которыми вы совсем забудете о том, что круговым педалированием у 99% велосипедистов и не пахнет.
В этой статье вы найдете несколько простых и очень эффективных упражнений на велотренажере для развития техники педалирования, техники спринта и в качестве бонуса — отличное упражнение для развития мышечной силы.
Педалирование одной ногой
Пожалуй, самое недооцененное упражнение из всех, которые можно делать на велосипеде. Конечно, никто не запрещает делать его на шоссе или в лесу, но это смотрится, так скажем, удивительно, да и опасно на оживленных улицах.
Суть упражнения
Она предельно понятна из названия: на тренажере отстегивается одна нога, вторая при этом продолжает вращать педаль.
Упражнение делается так:
Обычно достаточно сделать по 10 повторений по одной минуте, на каждую ногу попеременно. Минуту вращаешь левой, минуту — правой. И так 10 раз по кругу.
Продолжительность | Описание | |
Разогрев | 10 минут | В первой зоне пульса или мощности |
Основная работа (10 повторов) | 1 мин. левой ногой | |
1 мин. правой ногой | ||
Закатка | 10 минут |
Я ещё не встречал ни одного человека, который сказал бы: «Да все ок! Вращаю ровненько, как положено». У подавляющего большинства в технике педалирования капитальные провалы и они абсолютно явно вылазят уже с первой секунды упражнения. Причем к 30-40 секунде даже отдаленное подобие техники обычно ломается напрочь.
Интересно, что при такой тренировке вы можете столкнуться с локальным закислением в мышцах, при этом пульс едва поднимется выше 120-130 ударов в минуту. Кстати, это упражнение является косвенным тестом на ограничения сердечно-сосудистой системы. Если вам удается поднять пульс, вращая педаль одной ногой, близко к лактатному порогу, вероятнее всего, возможности ССС являются ограничителем для вас.
Тренировка высокого каденса
Тут, в принципе, все так же просто и понятно из названия, как и с педалированием одной ногой.
Суть упражнения:
После разогрева делаются серии с «высоким» каденсом.
Слово «высокий» при этом может иметь весьма широкий диапазон смыслов. Для многих достаточно вращать с каденсом на 20 оборотов в минуту выше привычного. А есть люди, кто способен при нормальном каденсе 100 выдавать 150-160 оборотов в минуту в течении длительного времени.
При этом не нужно ставить какую-то высокую нагрузку на тренажере. Достаточно будет второй тренировочной зоны, максимум третьей. Вполне достаточно 8-10 повторений по 2 минуты с восстановлением по 1 минуте между отрезками. Во время восстановительного отрезка просто вращайте педали с привычным вам каденсом.
Упражнение делается так:
Продолжительность | Описание | |
Разогрев | 10 минут | В первой зоне пульса или мощности |
Основная работа (8-10 повторений) | 2 минуты | Высокий каденс, на 20-50 оборотов в минуту выше комфортного |
1 минута | Нормальный каденс, низкая нагрузка | |
Закатка | 10 минут | В первой зоне пульса или мощности |
Вы удивитесь как быстро вы сможете поднять комфотный каденс, к примеру, с 80 до 95 оборотов в минуту. Хотя основная суть упражнения даже не в этом. Когда ваш организм привыкнет нормально и контролируемо вращать педали с каденсом, скажем, 120, он не будет забалтываться на каденсе 100 и вы сможете более ровно прикладываться к педалям на привычном вам каденсе — а значит, повысить эффективность педалирования.
Как показала практика многих людей, первые два упражнения отлично объединяются в одну тренировку. Она проходит легко и непринужденно. В кавычках, конечно.
Зато спустя уже месяц, если такие тренировки делать раз в неделю, ощущается заметный сдвиг в плавности и экономичности движений. В общем, попробуйте! Еще никто не жаловался. Впрочем, и живым не возвращался.
По пришествии сезона эту тренировку отлично можно ставить на пятницу, перед тяжелыми выходными для разгрузки и поддержания техники на приличном уровне.
Тренировки на технику спринта
Вообще, спринт – такая неведомая штука, что количество мифов, которые его овеяли, превышает все разумные пределы. Многие почему-то считают, что нужно включить края (53х11) и вваливать на квадратном глазе, но в итоге от них уезжают более сильные умом и слабые телом.
Ниже вы найдете две тренировки на эту тему.
Первая показывает, что спринтануть, на самом деле, можно и с достаточно легкой передачи. К примеру, тот же Марк Кевендиш почти никогда не использует 11-ю звездочку: в интервью он сам многократно говорил, что ему достаточно 53х12, при этом «чайникам», почему-то, нужно 58х11, и тому подобное.
Вторая тренировка научит вас правильно и быстро переключать передачи. Примерно так, как это делают гонщики WRC по телевизору.
Раскрутка до предельного каденса на низкой передаче
Суть упражнения
После разогрева начните раз в 5 минут делать ускорения до предельного для вас каденса.
При этом не нужно переключать передачи, просто быстро увеличивайте каденс до 170-200 — возможно, у вас получится больше. Ускорение обычно занимает около 10-15 секунд, после этого в течение 5 минут вращайте педали с привычным каденсом во второй тренировочной зоне. Под конец ускорения обратите внимание на скорость на спидометре ;).
Упражнение делается так:
Продолжительность | Описание | |
Разогрев | 10 минут | В первой зоне тренировочной зоне |
Основная работа (8-10 повторений) | 10-15 секунд | Раскрутите педали до максимального для вас каденса |
3-5 минут | Вращайте педали с комфортным каденсом | |
Закатка | 10 минут | В первой зоне тренировочной зоне |
Техника переключения передач
При езде на велосипеде очень важно своевременно переключать передачи. Данное упражнение очень хорошо развивает этот навык.
Суть упражнения
Задача очень проста: нужно ускориться, дважды переключив передачи в течение 10 секунд. При этом вам нужно поднимать каденс до 130-140 оборотов в минуту и сразу после этого переключаться на следующую передачу.
Упражнение выполняется так:
Продолжительность | Описание | |
Разогрев | 10 минут | В первой зоне тренировочной зоне |
Основная работа (8-10 повторений) | 15 секунд | Раскрутите педали до 130-140 об./мин. Переключите одну передачу сзади, после этого еще раз доведите каденс до 130-140; переключитесь еще раз, и уже на этой передаче поднимите каденс до предельного. |
3-5 минут | Вращайте педали с комфортным каденсом | |
Закатка | 10 минут | В первой зоне тренировочной зоне |
Упражнение на силу мышц
Существует расхожее мнение о том, что длинные интервалы с низким каденсом (50-60 оборотов в минуту) способствуют росту силы мышц. Это не совсем так: в подобных тренировках развивается силовая выносливость, а для увеличения именно силы, мышца не получает нужный уровень стресса.
Есть целый ряд упражнений для развития именно силы мышц, и я приведу свое любимое — раскрутка очень тяжелой передачи.
Вообще, это упражнение лучше делать на шоссе. Едете себе спокойно 30 км/ч с каденсом 90-100. После этого включаете края (53х11 или сколько у вас там) и с низкого каденса сидя очень мощно раскручиваете педали. Заканчиваете, как только достигнете каденса 90, если хватит сил. Если не хватит, то через 20 секунд.
Важно делать акцент на всех стадиях вращения педали, а не только давить, что есть мочи!
На станке делается аналогичным образом за исключением того, что выше определенного уровня тренированности вам просто не хватит сопротивления станка, чтобы достаточно нагрузить ноги. Но если вы девочка или любитель из середины протокола дворовых стартов, станка будет достаточно с запасом.
Роллерный станок абсолютно непригоден для этого упражнения, если вы не совсем начинающий велосипедист.
Делаете 10-12 повторов с восстановлением по 5 минут. При правильном выполнении отдых на коврике возле тренажера — обеспечен.
Упражнение выполняется так:
Продолжительность | Описание | |
Разогрев | 10 минут | В первой зоне тренировочной зоне |
Основная работа (8-10 повторений) | 20 секунд | Вращая педали во второй зоне с нормальным каденсом, включаете края (53х11 и т.п.) и раскручиваете педали до каденса 80-90 об./мин. |
3-5 минут | Вращайте педали во второй зоне с комфортным каденсом | |
Закатка | 10 минут | В первой зоне тренировочной зоне |
По желанию добавляйте по 2-3 такие тренировки в неделю, и уже через несколько недель вы удивитесь тому, насколько более скоординированными станут ваши движения на велосипеде.
А пока мы желаем вам легких часов на тренажере. Весна уже близко!
Автор: Юрий Ганусяк.
Фотографии Димы Коваленко.
Большое спасибо компании Велопланета за помощь в съемке (место, реквизит, гостеприимство).
Велотренировки на шоссейном велосипеде
Велосипед – вещь во всех отношениях полезная. Это не только транспортное средство, но и мощный тренажёр, к тому же перемещающийся в пространстве. Спокойные велопрогулки, езда со средней или усиленной нагрузкой, спринт укрепляют общие защитные свойства организма, повышают физическую выносливость, нормализуют работу сердечно-сосудистой системы, развивают основные группы мышц. Именно поэтому тренировки на велосипеде с каждым годом завоёвывают всё большую популярность во многих уголках нашей планеты.
Действительно, велосипедные нагрузки имеют ряд неоспоримых преимуществ перед другими видами спорта:
- за час езды на велосипеде сжигается до 400 кКал – это самый энергозатратный вид аэробной нагрузки, помогающий за короткий срок сбросить лишние килограммы;
- велотренировки позволяют как начинающим спортсменам, так и профессионалам самостоятельно регулировать физические нагрузки, просто переключая скорости велосипеда;
- во время велопрогулок развиваются и крепнут основные мышцы ног и корпуса (квадрицепсы бёдер, икроножные, ягодичные мышцы, мышцы пресса, спины, руки и плечи);
- одновременно с мускульными нагрузками осуществляется кардиотренировка: регулируется и нормализуется ритм сердечных сокращений, улучшается состояние сосудов;
- на свежем воздухе вентилируются лёгкие, организм освобождается от токсинов;
- при умеренных нагрузках приходит в равновесие нервная система, повышается работоспособность, обучаемость, концентрация внимания, исчезают головные боли и бессонницы;
- тело в больших количествах получает необходимый для кожи и всего организма витамин D, которого мы бываем лишены в закрытых помещениях.
Наконец, велосипедные тренировки благодаря своему разнообразию морально переносятся легче, чем любые другие. Действительно, мы разнообразим не только группы мышц, интенсивность и длительность поездок, но и маршруты велопрогулок, собственные впечатления, ощущения.
Для того чтобы велосипедные тренировки проходили с максимальной пользой, рекомендуется учитывать несколько важных параметров, о которых пойдёт речь.
Как? Где? На чём?
Прежде чем решиться на первую велотренировку, стоит подумать, где покататься и какой велосипед для этого выбрать. Для новичков подойдёт обычный городской байк, но в профессиональном велоспорте нет конкурентов у шоссейников. Только учтите, что последние созданы для ровных асфальтированных дорог. Если вы собираетесь кататься не в парке, подумайте о «гибриде», подходящем для пересечённой местности.
Для проведения интенсивной велотренировки лучше выбирать утренние или вечерние часы, чтобы избежать перегрева. С хорошей экипировкой люди успешно тренируются не только в тёплое время, но даже зимой. Главное, помнить, что не стоит выбираться на велопрогулки при температуре воздуха ниже 8 градусов по Цельсию.
Необходимо запастись фитнес-трекером, который выдаст на дисплей время тренировки, число пройденных километров, а главное, частоту сердечных сокращений. Наденьте велосипедный шлем, а вот налокотники и наколенники необязательны для вас, но желательны для детей.
Чередование интенсивности
Наиболее благотворно влияет на организм чередование работы и отдыха. Этот закон распространяется и на велоспорт. При составлении графика тренировок нужно придерживаться принципа волнообразного нарастания и снижения их интенсивности. К примеру, если в понедельник вы проведёте за рулём 60 минут интенсивного катания, во вторник будет лучше уделить те же 60 минут расслабленной езде, восстанавливающей анаэробную базу, а в среду отдохнуть совсем или провести силовую тренировку. В четверг можно с новыми силами приняться за интенсивную езду, увеличив её продолжительность до 80 минут. В пятницу неплохо будет слегка снизить нагрузку, выбрав для катания умеренную ровную скорость, но пусть тренировка увеличится при этом до 90 минут. В субботу снова желательно взять паузу, а в воскресенье отправиться в длительную трёхчасовую поездку, чтобы потренировать выносливость (при этом интенсивность должна быть средней или низкой).
Спортсмены-профессионалы могут проехать в неделю от 500 до 800 км. Любителям, настроенным на хороший результат, достаточно 250-300 км.
Развитие выносливости
В среде велогонщиков, которые готовятся к длительным многодневным соревнованиям, отлично известно, что тренировки нужно начинать с езды на выносливость. Каждую неделю необходимо постепенно увеличивать время нахождения в седле. Чтобы быть в хорошей форме, лучше выбрать умеренный темп движения. Во время велопрогулки вы должны сохранять способность поддерживать непринуждённую беседу. Если вам это не удаётся, стоит выбрать другой ритм, соответствующий частоте ваших сердечных сокращений.
Выполнение упражнений
Для повышения эффективности тренировок рекомендуется выполнять упражнения, развивающие разные группы мышц и помогающие чередовать нагрузки. К примеру, можно выбрать такую схему действий:
- подъём-спуск по холмам 5 минут по 8 раз (поле десятиминутной разминки в течение 5 минут выполняется подъём, затем – спуск, заменяющий отдых);
- интервалы на ровной поверхности 5 минут по 5 раз (на пределе возможностей до 90% максимальной частоты сердечных сокращений после разминки велосипедист работает около 5 минут, затем делает перерыв в 1,5 минуты, после чего повторяет цикл до 5 раз);
- пороговая езда на 60 минут (после неспешной десятиминутной разминки велосипедист увеличивает темп до 75% от максимальной частоты сердечных сокращений и держится в этом состоянии 40 минут. Во время такой езды у вас должно получиться произнести на одном дыхании не более 5 слов, но с большим напряжением).
В качестве расслабляющего упражнения рекомендуется ещё несколько минут проехать в спокойном темпе. Два последних комплекса можно делать на домашнем вело- или турботренажёре.
Правильное питание
Диета велосипедиста напрямую зависит от интенсивности тренировки. Если вы собираетесь тренироваться с низкой или умеренной интенсивностью, вполне достаточно будет обычного ежедневного рациона, дополнительной «заправки» перед выходом из дома не потребуется. А вот если предстоит езда на большую дистанцию, необходимо позаботиться о дополнительных источниках энергии.
Для этого в течение дня до тренировки необходимо употреблять в пищу порции размером с кулак, чтобы не создавать чрезмерной нагрузки на пищеварительную систему, а за два часа до выхода из дома отказаться от пищи совсем. Во время продолжительной езды полезно чередовать продукты, богатые гликогеном, с пищей, насыщенной быстроусвояемыми углеводами. Такие перекусы нужно делать каждые 45 минут. Например, можно съесть желатиновую конфетку, а в следующий раз – горсть орехов или заранее припасённый батончик. При этом нужно обращать внимание на калорийность «спортивных» батончиков и напитков, при необходимости делить их на порции. Для поддержания гидратации в смузи или простую воду можно добавить пол-ложки поваренной соли. Не пейте помногу, чтобы промочить горло, достаточно будет двух-трёх глотков.
После тренировки разрешается выпить до литра воды, а через несколько часов съесть полноценный, правильный с точки зрения здорового питания обед.
Восстановление
Восстановление сил не менее важно, чем период интенсивных энергозатрат. Перенапряжение мышц способно надолго выбить вас из колеи и прогнать всякую охоту тренироваться. Вот почему желательно заранее составить график велотренировок с учётом всех других жизненных нагрузок, а также состояния вашего здоровья.
Когда велосипедные прогулки и упражнения войдут у вас в привычку, нагрузки можно будет увеличить. Вне зависимости от того, что подвигло вас начать заниматься велосипедным спортом, желание похудеть или естественное стремление к здоровому образу жизни, не забывайте о прелестях самого процесса: радости преодоления, восторге открывающихся возможностей, красоте результата!
Тренируйтесь с умом и получайте неизменное удовольствие!
Велотренировки (программа тренировок на велосипеде)
Содержание
За последние несколько лет популярность велогонок значительно возросла; наследием Олимпийских игр в Лондоне стало рекордное число проведенных и посещенных велоспортивных мероприятий.
Велосипедный спорт может принимать формат однодневных гонок, различных по дистанциям — от нескольких до нескольких сотен километров, например «разделки» (гонки с раздельным стартом) или велогонка Лондон-Брайтон. Также это могут быть многоэтапные мероприятия, такие как Tour de France или Cape Epic, в ходе которых спортсмены покрывают гигантские расстояния за несколько дней.
Велоспорт требует силы и выносливости, хотя для отрыва, подъема в гору и спринта до финиша на пределе возможностей не менее важны и анаэробные способности организма. Грамотная программа тренировок включает сессии, делающие акцент на все перечисленные аспекты, что отражено в табл. 3.3.
Таблица 3.3. Стандартный график велотренировок
60 минут, высокая интенсивность
60 минут, низкая интенсивность; восстановительная езда, укрепляющая аэробную базу
Отдых или силовая тренировка
80 минут, высокая интенсивность
90 минут, езда умеренной интенсивности с постоянной скоростью
Отдых или силовая тренировка
3 и более часов езды на выносливость низкой/умеренной интенсивности
В зависимости от мероприятия, к которому готовятся спортсмены-профессионалы, в период пиковых тренировок они проезжают за неделю 400-800 км.
Серьезные велосипедисты-любители в процессе подготовки к конкретному мероприятию стараются преодолевать около 240-320 км в неделю. Учитывая все вышесказанное, схемы питания приобретают первостепенное значение, в особенности если вам приходится жонглировать еще и работой, и семейной жизнью. Итак, давайте рассмотрим несколько примеров тренировок и потребностей спортсменов, которые их выполняют.
Вне зависимости от выбранной вами дистанции низкоинтенсивная восстановительная езда на велосипеде всегда имеет один и тот же формат. Она не должна длиться больше 60 минут в неспешном темпе примерно на 50% от вашей максимальной частоты сердечных сокращений. К тому же она укрепляет общую аэробную выносливость. При таком темпе вы должны иметь возможность без напряжения крутить педали и вести разговор. После поездки вы ощутите прилив энергии, вследствие чего такую сессию разумно будет поставить между двумя более напряженными.
Требования к питанию Править
Низкоинтенсивная езда в неспешном темпе не требует специального источника энергии, при условии что она не превышает 60 минут. Оптимально заниматься этим ранним утром натощак, поскольку ваш организм будет забирать все необходимое из жировых или гликогеновых запасов. Иными словами, ездить на велосипеде в неспешном темпе можно в любое удобное для вас время, однако нет нужды в специальной «заправке» перед тренировками.
В день, когда вы планируете прокатиться в неспешном темпе, максимальная потребность в углеводах составляет 3 г/кг массы тела, а в протеинах — 3-4 порции по 0,25 г/кг массы тела (в течение суток). Для того чтобы придерживаться такой нормы, достаточно трех приемов пищи в день — порции размером с кулак сложных углеводов (овсянка, батат, корнеплоды, бобовые) и с пригоршню протеинов (яйца, цыпленок, рыба). Все это дополняется свежим салатом или овощами в неограниченном количестве. В качестве перекуса подойдут фрукты или овощи.
Велотренировки умеренной интенсивности обычно проводятся в «устойчивом состоянии», варьируясь по времени от 60 до 90 минут. Это быстрее, чем ваш неспешный темп. У вас должна сохраниться способность вести разговор, но уже не слишком свободно. Если вы пользуетесь пульсометром, он должен работать на 60-70% от вашей максимальной частоты сердечных сокращений.
Эти сессии вы можете выполнять как на дороге, так и на турбо- или велотренажере, но не забывайте выдерживать нужную интенсивность.
Требования к питанию Править
Сессия умеренной интенсивности труднее, чем неспешное катание, но пока вы еще находитесь в зоне комфорта. Ежедневная потребность в углеводах составляет максимум 5 г/кг МТ, а в протеинах — по 0,25 г/кг МТ четыре раза в день. Схемы питания для нагрузок умеренной интенсивности, представленные в главе 2, показывают, как эти потребности выглядят в практическом выражении, а кроме того, в них учтено, в какое время суток вы ездите.
Если вы опытный велосипедист, вам не составит труда выполнять эту сессию ранним утром натощак, не забудьте только выпить достаточное количество жидкости и тренироваться не более 60 минут. Если же сессия предполагается дольше 60-90 минут или запланирована на следующий день после напряженной тренировки, вам необходимо будет «подзаправиться» перед бегом. Вот несколько отличных вариантов:
- банан;
- 1-2 ломтика солодового хлеба;
- 1 тост;
- маленькая баночка обезжиренного греческого йогурта с 1-2 чайными ложками меда.
Обязательно продумайте о том, как будете восстанавливаться после поездки. Рассчитывайте порции исходя из того, что вам нужен 1 г/кг массы тела углеводов и 0,25 г/кг массы тела протеинов, и не забывайте о временных рамках.
Если это единственная ваша тренировочная сессия за день, старайтесь поставить восстановительный прием пищи или перекус в период 2 часов после бега. Скорее всего, он придется на ближайшую трапезу. Например, вы выезжаете из дома в устойчивом состоянии перед завтраком в 6:30 и возвращаетесь в 7:30. Сегодня у вас больше не предполагается никаких тренировок. Самое главное — хороший восстановительный завтрак, скажем мюсли Бирхера с черникой (см. рецепт с. 193) или пита с омлетом (см. рецепт на с. 200), к 9:30. Вы можете поесть сразу по возвращении, а можете сперва принять душ.
Если в ближайшие 12 часов у вас намечается еще одна тренировка, а прием пищи не следует сразу за заездом, в течение 30 минут вам понадобится какой-нибудь вариант для восстановления вроде тропического смузи (см. рецепт на с. 284), а через 2 часа после него — основательный прием пищи.
Велосипедная езда на выносливость — первостепенный элемент для тех, кто готовится к мероприятию, длящемуся целый день или несколько дней. Продолжительность нахождения в седле следует увеличивать с каждой неделей тренировок. Такие поездки развивают выносливость и помогают поддерживать хорошую аэробную форму. Двигаться следует в неспешном или умеренном темпе. У вас должна сохраниться способность вести беседу в течение долгого времени. Если вы не можете разговаривать, значит, напряжение слишком велико.
Несколько вариантов программ
- 3,5-часовая езда в неспешном темпе с быстрым финишем;
- 4-часовая езда по холмистой местности;
- 5-часовая езда в неспешном темпе с быстрым финишем.
Велоезда на выносливость требует полноценного питания, поскольку гликогеновые запасы будут полностью истощены. Вам придется подготовиться за 24 часа до поездки и употребить достаточное количество углеводов как заранее, так и во время тренировки.
Требования к питанию Править
Ключевая стратегия — употребление небольших порций углеводов в течение 24 часов, предшествующих тренировке, за каждой полноценной трапезой и перекусом. В этот 24-часовой период они вам понадобятся в количестве 5-7 г/кг массы тела. Постарайтесь придерживаться порций размером с кулак; прием пищи (всего их нужно делать 4-6 в день) должен содержать сложные углеводы. На практике это будет выглядеть следующим образом:
- 50 г овсяных хлопьев;
- банан;
- порция батата размером с кулак;
- 3-4 овсяные лепешки;
- порция отварного риса/кускуса размером с кулак;
- тост.
Принцип «помалу, но часто» очень важен, поскольку обеспечивает более эффективное хранение гликогена и не вызывает дискомфорта в желудке или проблем во время длительной езды. Такая схема, вошедшая в привычку, будет полезна и для дня состязания. Пройдитесь по схемам для тренировок выносливости, представленным в главе 2, чтобы закрепить знания об этом типе питания. После того как вы определитесь с тем, что будете есть до тренировок, задумайтесь о своих потребностях во время заезда. Они зависят от того, как именно вы планируете заниматься.
Помните, что такие сессии не относятся к высокоинтенсивным, поэтому организм не нуждается в углеводах как в источнике «топлива». Используя принцип питания, описанный ранее в этом разделе, вы обеспечите себе полные запасы гликогена. Они будут снабжать вас энергией примерно 1,5-2 часа при темпе низкой/умеренной интенсивности. Как только эти запасы подойдут к концу, организм переключится на жир, чтобы вы могли продолжать двигаться. Поскольку углеводы — необязательный источник энергии в данной ситуации, я всегда советую людям выбирать продукты, которыми им захочется перекусить во время бега. Такая продолжительность требует не только физического, но и умственного напряжения, и, если у вас при себе будет самая малость чего-нибудь вкусненького, появится и весомый стимул успешно добраться до финиша.
В ходе велосипедного заезда на выносливость продолжительностью дольше 3 часов вам потребуется 60 г углеводов в час. Попробуйте каждые 45 минут употреблять продукты, быстро высвобождающие энергию, — например, энергетические гели, желатиновые конфетки, сухофрукты, — чередуя их с продуктами, обеспечивающими медленное высвобождение энергии, — например, бутербродами с дрожжевым экстрактом, бутербродами с бананом и ореховым маслом (см. рецепт на с. 275), брауни из батата (см. рецепт на с. 272) или соленым арахисом.
Гидратация Править
В жаркую погоду принимайте электролиты (см. с. 40) или добавьте поваренную соль в сквош из расчета 1Л чайной ложки на 500 мл. Так вы предотвратите ее потерю вместе с потом и поможете организму удерживать воду. Если вы предпочитаете использовать энергетические напитки или сквош с добавлением сахара, помните, что они являются источниками углеводов, вследствие чего вам придется соответствующим образом корректировать рацион. Организм в состоянии переработать максимум 90 г углеводов в час, поэтому их избыточное потребление может вызвать у некоторых людей желудочный дискомфорт и другие проблемы.
Эти тренировки выполняются на уровне очень близком к лактатному порогу или превышающем его. Цель таких сессий — повысить лактатный порог, то есть получить возможность бежать быстрее и дольше. Вот три высокоинтенсивные тренировочные программы.
- Тренировки по холмам 5×8: они включают 5-минутный подъем в гору и восстановление за счет спуска вниз, повторять цикл следует 8 раз с 10-минутной разминкой и заминкой в формате езды в неспешном темпе. Такие тренировки повышают силу и выносливость и требуют большого напряжения сил; вы будете не в состоянии вести разговор, карабкаясь на гору.
- Интервалы на ровной поверхности 5×5: это езда на пределе возможностей примерно на 80-90% от максимальной частоты сердечных сокращений в течение 5 минут с последующим 90-секундным восстановлением, повторять цикл следует 5 раз с 10-минутной разминкой и заминкой в формате езды в неспешном темпе. Эту сессию также можно выполнять на вело- или турботренажере.
- 60-минутная пороговая езда: разминка посредством неспешной езды на протяжении 10 минут, а затем увеличение темпа до 75% от максимальной частоты сердечных сокращений, то есть до значения близкого к лактатному порогу. Держите эту нагрузку в течение 40 минут. При данном пороговом темпе вы должны сохранять способность разговаривать, но с большим трудом, произнося на одном дыхании не более 3-5 слов. Для заминки 10 минут покатайтесь в неспешном темпе. Опять-таки данную сессию можно выполнять на вело-или турботренажере.
Требования к питанию Править
Во время высокоинтенсивных тренировок организм должен получать углеводы, в противном случае вы не сможете выполнять такие сессии. Ежедневная потребность в углеводах составляет не меньше 5 г/кг массы тела у женщин и 7 г/кг массы тела у мужчин. Это примерно 5-7 порций размером с кулак, распределенных по приемам пищи и перекусам. Кроме того, вам понадобится 4-6 порций протеинов размером с пригоршню (то есть по 0,25 г/кг массы тела каждая).
Если вы планируете выполнять высокоинтенсивные сессии по утрам, позаботьтесь об углеводах во время основного приема пищи накануне вечером. Рассчитывайте размер порции исходя из того, что вам нужно 1-2 г/кг МТ. Кроме того, съешьте завтрак аналогичного размера не менее чем за 1-2 часа до начала тренировки.
Если вы планируете выполнять сессии по вечерам, убедитесь, что вы потребляете по 1 г/кг массы тела углеводов за завтраком, обедом и полдником до начала занятий.
Сверьтесь с примерами схем питания при высокоинтенсивных тренировках, представленными в главе 2, чтобы определиться, как именно вам стоит удовлетворять свои потребности в зависимости от времени суток, когда вы планируете заниматься.
После тяжелой тренировки восстановление играет колоссальную роль. Если в течение ближайших 12 часов у вас запланирована еще одна тренировка, восстановление должно производиться в первые полчаса после окончания занятий и включать 1,2 г/кг массы тела быстродействующих углеводов и 0,25 г/кг массы тела легкоусвояемых протеинов в жидкой форме — прекрасно подойдет ароматизированное молоко или мокко-шейк (см. рецепт на с. 285).
Если ближайшая тренировка намечается не ранее чем через 12 часов после предыдущей, восстановление должно происходить в первые 2 часа после окончания занятий и включать 1,2 г/кг массы тела углеводов и 0,25 г/кг массы тела протеинов. Попробуйте чили кон карне с чечевицей и фасолью (см. рецепт на с. 240).
Несмотря на то что питаться каждый день в соответствии с типом тренировок очень важно, вам обязательно следует продумать, как будут сочетаться все приемы пищи в течение недели. В табл. 3.4 вторник, среда и суббота — дни низкоинтенсивных нагрузок, организм не нуждается в углеводах для выработки энергии. Но каждый из этих дней предшествует дню с высокоинтенсивной нагрузкой или с ездой на выносливость, а значит, придется заранее позаботиться о поступлении в организм «топлива». Для этого будет достаточно приема пищи, богатой углеводами, во вторник и среду вечером, а также маленькими регулярными порциями в субботу. К тому же в процессе подготовки к высокоинтенсивной сессии в понедельник вам необходимо обратить особое внимание на восстановление в воскресенье за счет приемов пищи или перекусов, содержащих протеины и углеводы, каждые 2-3 часа.
Таблица 3.4. Образец расписания недельных тренировок
Как подготовиться к тренировке на шоссейном велосипеде
Велоспорт разделяется на несколько направлений (видов дистанций). Один из них проходит на шоссе. Веломастера крутят педали часами, оставаясь в сидячем положении и проезжая многокилометровые дистанции. Как начинающим подготовить свой организм к подобным нагрузкам?
Тренировки на шоссейнике занимают по 5-6 часов, километраж зависит от трассы, скорости ветра и езды. На равнине проезжают около 200 километров, а по горам чуть меньше, 150-160 километров. Чтобы настроить себя на подобные дистанции, проводите различные тренировки – такие как упражнения на скоростную и силовую выносливость или погоня за машиной. Так вы научитесь не бояться движущегося транспорта.
Кстати, насчет движущегося транспорта. Вам необходимо понять: достаточно ли технично вы катаетесь? Сможете ли в нужный момент затормозить, справиться с управлением? В этом помогут упражнения на технику, которые помогут отработать правильный заезд в горы на четко подобранных передачах. Неплохо также научиться одному из любимых элементов у велосипедистов – вертушка. В ней участвуют две команды, которые едут параллельно друг другу. Один человек из первой команды обгоняет первого загонщика другой, а последний человек из отстающей группы встает на место замыкающего из соседней.
Помимо различных видов упражнений каждый спортсмен обязан грамотно подобрать себе экипировку для разной погоды. Самое главное – не забыть шлем, фляги с водой, насос. Перед началом сезона сделайте полный техосмотр своего друга. Замените колодки – они стоят смешных денег по сравнению с самим велосипедом и существенно влияют на качество торможения.
Из колодок для алюминиевых ободьев можно выделить недорогие R55C3 и R55C4, которые превосходно тормозят даже в дождь. Если у вас колеса с карбоновой тормозной дорожкой, обязательно подумайте, стоит ли ехать с ними в горы, но, если уж едете, купите хорошие колодки. Одни из лучших в таком случае – Campagnolo Record Carbon (существуют в версиях для Shimano/Sram и для Campagnolo). И помните: у вас всегда должен быть запасной комплект колодок – один спуск под дождем может удивить вас тем, как быстро они растворятся по пути вниз.
Также лучше перестраховаться и поменять тормозные тросы. Не забудьте настроить ручки так, чтобы вы могли тормозить средней фалангой указательного пальца, держась за низ руля. Торможение кончиками пальцев – признак махрового чайника, вы же не хотите им прослыть?
Перед выездом в горы обязательно проверьте затяжку болтов крепления калипера к раме и вилке, а также тормозных дисков к втулкам. Они могут раскрутиться в самый неподходящий момент, если вы не следите за их состоянием. И наконец, чтобы обезопасить себя от глупых падений, проверьте состояние своей резины.
Конечно, технических и тренировочных нюансов, о которых нужно помнить, очень много. Но если вы подготовитесь как следует, велосипед и ваш организм отблагодарят вас хорошей работой и впечатлениями.
ВЕЛОТРЕНИРОВКИ
Жизнь похожа на езду на велосипеде. Чтобы держать баланс, нужно двигаться
«Когда вы упали духом, когда день кажется унылым, когда работа становиться монотонной, возьмите велосипед и прокатитесь на нём». (Артур Конан Дойл)
О, спорт! Ты – мир!
«Именно езда на велосипеде – это то, с помощью чего вы изучите контуры страны лучше, когда вы поднимаетесь на склоны холмов и спускаетесь с них. Вы помните, какие они на самом деле, в то время как на автомобиле вас впечатляет только высота холма, и у вас остаются не такие точные воспоминания о стране, какие вы получаете, объехав ее на велосипеде». (Эрнест Хемингуэй)
Чтобы стать чемпионом, надо уметь проигрывать
Каждый раз заставляя себя выйти на тренировку подумай, действительно ли тебе это нужно. Занятия велоспортом помогут тебе заменить тысячи лекарств, но ни одно лекарство не заменит физическую нагрузку, которую ты можешь получить только, занимаясь спортом.
Чтобы опередить на доли секунды требуются годы тренировок
Счастье — это состояние души, но ему необходимы тренировки. Посвятите хотя бы пять минут в день, чтобы улыбаться. Просто улыбаться. И через какое-то время улыбка станет настоящей.
Ничто не сравнится с удовольствием от простой поездки на велосипеде
«Я почему вредный был? Потому что у меня велосипеда не было. А теперь я сразу добреть начну». (Мультфильм «Трое из Простоквашино»)
Научитесь кататься на велосипеде. Вы не пожалеете, что живёте
Можно просто смотреть картинки, не выходя из дома, с экрана монитора вашего компьютера или телевизора. Но разве можно сравнить их с живописными пейзажами поднимаясь в гору на велосипеде или стремительно спускаясь закладывая виражи навстречу природе.
План велотренировок
С планом велотренировок ваши тренировки по велоспорту на шоссейном велосипеде больше не будут однообразными и скучными. В зависимости от маршрута и…
Магазин
Эксклюзивные подарки для велосипедистов и любителей велоспорта — велочасы, велопанно, велобрелоки и многое другое из запчастей от шоссейного велосипеда. Все работы…
Cycling training program
A customised cycling training program will ensure your efforts won’t be boring or a chore. Depending on the choice of your…
Велосипедный тур
В мире любителей туризма уже давно стали популярны велосипедные туры по Европе. Лазурный берег Франции идеальное место для велосипедного туризма. Познакомиться…
Добро пожаловать!
Приятно познакомиться! Меня зовут Андрей Мизуров. В профессиональном велоспорте я провёл 15 лет, выступал за велокоманды как Team Telekom, Mercatono Uno, Astana, и работал вместе с такими чемпионами велоспорта как Марко Пантани, Ян Ульрих и Альберто Контадор. Пришло время поделиться накопленным опытом! За проведённые годы в велоспорте я побывал во многих странах мира, колесил по разным дорогам, поднимался по самым известным в велоспорте подъёмам — Мортироло, Доломиты, Англеру, Монванту, Альп дЮэз и Дзонколан.
Для меня велоспорт стал образом жизни полным приятных впечатлений, ярких эмоций и многочисленных друзей по всему миру. Давайте знакомиться и покорять вершины велоспорта вместе! Когда на улице солнце, льёт дождь или дует ветер, когда на сердце печаль, а в голове туман – садитесь на велосипед и отправляйтесь на тренировку! Ведь велосипед – это и есть жизнь.
Школа Велоспорта
Тренировки
Тренировки на велосипеде для начинающих, любителей велоспорта. Виды тренировок, техника педалирования, дневник велосипедиста.
Веломеханик
Техническое обслуживание велосипеда, настройка переключений, полезные советы, хитрости и секреты велосипедных механиков.
Фитнес
Разминка, заминка и растяжка – это важные составляющие велосипедной тренировки. Полезные спортивные упражнения для велосипедистов.
Питание
Питание велосипедиста важная составляющая здорового образа жизни. Системы питания, полезные советы, рецепты и важная информация.
Источники:
https://velofans.ru/sovety/trenirovki-velosipedistov
https://bodymaster.ru/training/cardio/preduprezhdenie-travm-i-vosstanovlenie/programma-trenirovok-na-velotrenazhere-dlya-yagodits.html
https://www.vitajournal.ru/activity/fitness/ezda-na-velosipede-polza/
https://nogibogi.com/uprazhneniya-na-velotrenazhere/
https://veloexpert33.ru/velosiped/velotrenirovki-na-shossejnom-velosipede.html