Регулировка переключателя заднего на велосипеде

Содержание скрыть
1 Как настроить передачи на велосипеде shimano
2 Настройка системы переключения передач на велосипеде

Как настроить передачи на велосипеде shimano

Любой современный спортивный велосипед оснащен многоскоростной трансмиссией. Наличие большого количества звездочек как спереди, так и сзади потребовали разработки и внедрения перебрасывателей. Однако гибкость системы не позволила создать дерейлеры, которые не подлежали бы регулировке. Впрочем, опасаться ее не стоит. Все устройства фирмы Shimano идентичны по конструкции и в их наладке нет ничего сложного. Зная инструкцию, ее выполнит любой велосипедист даже в полевых условиях.

Устройство и причины выхода из строя тыльного перебрасывателя цепи

Наладочные элементы

На перебрасывателе зафиксирован трос. По команде манетки он или ослабевает, или натягивается, перемещая тем самым рамку. Несмотря на простоту устройства, в конструкции дерейлера предусмотрено целых пять объектов, задающих курс его работы:

  • Закладной болт с гайкой, закрепляющий трос.
  • Винт, регулирующий натяжение цепи.
  • Барабан, задающий натяжение троса (в более дорогостоящих системах находится на манетке).
  • 2 винта-ограничителя крайних положений (L – низкие передачи, H – высокие).

Почему переключатель начал плохо работать

Версий по этому поводу может быть много. Одна из самых распространенных – банальное растяжение троса и оседание рубашки. Встречается на новых велосипедах любой категории после 200-300 км пробега. Еще могут быть рассмотрены такие варианты или даже их вариации:

  • Распушился трос или на его поверхностях в местах изгибов появились задранности.
  • Загрязнены рубашки. Их хватает максимум на две смены тросика. В качестве профилактики можно рассматривать промывку внутренних поверхностей WD-40 (брызгнуть и подвигать трос по направляющей).
  • Гнутый петух (деталь, удерживающая «переклюк» на раме). Порой традиционная настройка заднего переключателя велосипеда Шимано не дает результатов. В этом случае стоит осмотреть держатель на предмет изгиба. Петух выравнивается специальной машинкой или на раме. При осуществлении операции на алюминиевой рамной конструкции необходимо действовать осторожно – материал хрупок.
  • Люфт в перебрасывателе. Выявляется очень просто – достаточно стать с боковой стороны байка, взяться за место, куда входит трос и подвигать его от себя-на себя. На группах оборудования Shimano Tourney, Altus люфт допускается. У остальных должен отсутствовать. Наличие больших перемещений вносит нечеткость в механику переключений.
  1. Смазывать трос, особенно вязкими консистенциями типа солидола, не рекомендуется – эффект легкого переключения пропадет быстро, а смазка будет притягивать грязь.
  2. Намеренно удлинять или укорачивать рубашки нежелательно – в местах изгиба будет повышенное трение.

Как производится настройка заднего переключателя скоростного велосипеда Шимано: подробная инструкция

Среди новичков бытует мнение, что лучше не лезть в механизм переключения. Аргумент – не умею, все собью. Однако бояться нечего – самостоятельная регулировка тормозов на горном байке не сложнее наладки трансмиссии. К тому же, индексная система переключения передач сконфигурирована таким образом, что сломать ее нельзя. Процесс стоит начинать с подготовительных мероприятий.

Подготовка к операции


Грамотная наладка немыслима без очистки механизмов. Иногда достаточно тщательной чистки привода для перевода перебора передач в адекватное русло. Очистительные мероприятия заключаются в следующем:

  • Почистить перебрасыватель и кассету.
  • Вымыть цепь и нанести на нее смазку.
  • Отмыть ролики от старой смазки.

В завершение подготовительного этапа настройки переключателя задней трансмиссии Шимано производится отсоединение дерейлера от троса – выкручивается винт и тросик отводится в сторону (снимать его не обязательно). Перед этой операцией установить самые маленькие звезды сзади и спереди, руководствуясь рекомендациями, как правильно переключать передачи на велосипеде без вреда механизмам.

Технология регулировки заднего переключателя на примере Shimano Tourney

Для полноценной отладки механизма специалисты рекомендуют снимать цепь. Это общий случай. Вникнув же в суть проблемы потери работоспособности, эта манипуляция может и не потребоваться.

Начальная настройка

Суть базовой наладки – выставить граничные положения переключателя. В этом случае желательно цепочку снять – так будет удобнее. Став сзади велосипеда, выполняем такие операции:

  • Винтом регулировки ограничения самой высокой передачи (Н) добиться расположения в одной плоскости роликов перебрасывателя и самой маленькой звезды кассеты. Есть один секрет – если устройство не новое и располагает люфтами, ролики выставляются не в одну линию с крайней звездой кассеты, а со смещением от втулки буквально на волосок.
  • Преодолевая усилие пружины, переместить рукой дерейлер в крайнее левое положение (ближе к втулке) и, вращая винт L, обеспечить совмещение плоскости роликов с линией самой большой звездочки. Опять же, если наблюдалось затрудненное перебрасывание на заднюю звезду с наибольшим количеством зубьев, переключатель стоит сместить на несколько микрон ближе к спицам.
  • Поставить цепь.

Окончательная регулировка

Перечисленные переходы обязательно выполняются при установке нового «переклюка». Отдельную актуальность базовая наладка может приобрести в случае глубокой ревизии привода, рубашек и тросов, но не всегда. Главный критерий возникновения потребности в регулировке ограничительных точек – нарушение четкости перехода цепи в крайние положения.

Дополнительные приспособления

Обычно настройка на нормальную работу заднего переключателя Шимано ограничивается быстрой подналадкой. Для ее выполнения необходимо вывесить заднее колесо, для чего потребуется одно из перечисленного:

  • Ремотная стойка.
  • Подставка для заднего колеса.
  • Гладильная доска.
  • Помощь друга.
Теоретические и практические аспекты юстировки

Суть окончательной регулировки или подналадки в процессе эксплуатации – задать требуемое для отличной работы манетки натяжение троса. Добиться этого можно путем совершения таких манипуляций:

  • Натянуть рукой трос и затянуть винт на переключателе. Тросик должен попасть в канавку шайбы болта.
  • Выставить на штифтере задней трансмиссии вторую передачу.
  • Откручивать барабан натяжения троса, находящийся либо на манетке, либо на перебрасывателе до тех пор, пока цепь не будет уверенно находиться на второй звезде (натягивать тросик).
  • Проверить четкость перебора передач, переключаясь с первой на вторую и обратно. Если цепочка плохо переходит со второй на первую – натянуть трос. В обратной ситуации – ослабить натяжение тросика.

Конструкция системы SIS Index такова, что отрегулировав переключение на двух звездах, автоматически настраивается корректный переброс на всем пакете.

К сведению. Если на каких-либо звездочках цепь задерживается, при этом на остальных переключение находится в границах приемлемого – причина либо в износившемся тросе, либо в больших люфтах перебрасывателя.

Коротко о главном

Идея настройки заднего переключателя из линейки Шимано заключается в достижении незамедлительного перебора цепью пакета звезд кассеты по команде манетки. Причин некорректной работы механизма может быть несколько и не все они устраняются регулировкой. Версий плохого функционирования задней трансмиссии, устраняемых наладкой, может быть всего две:

  • Перебрасыватель достаточно долго эксплуатируется или заменялся: отрегулировать граничные положения рамки.
  • Дерейлер обладает внушительным запасом ресурса, но разладился – почистить/заменить тросик и рубашки, отрегулировать натяжение троса, вращая барабан.

Механизм селектора передач маунтинбайка только на первый взгляд кажется сложным, на самом деле его наладка выполнима даже без помощи специалиста. Оборудование среднего уровня Alivio имеет оптимальное соотношение качества и цены, поэтому меньше подвержено износу, что облегчает юстировку его узлов. Сломать агрегат переключения в процессе работы у вас вряд ли получится – конструкция системы проста и надежна, а вот моральное удовольствие от самостоятельно проделанной операции гарантировано.

Устройство перебрасывателя и причины его функциональных сбоев

Перед тем, как настроить задний переключатель скоростей на велосипеде, нелишним будет узнать причины сбоев в работе механизма. Суть неполадок заключается в следующих пунктах:

  • Повреждения троса или отсутствие на нем смазывающего вещества.
  • Нарушение целостности рубашки троса.
  • Изогнутый петух – крепление механизма к раме веломашины.
  • Износ цепи или кассеты со звездочками.
  • Заклинивание роликов цепного натяжителя.
  • Неполадки манетки смены передач на руле.

Винты для регулировки заднего переключателя скоростей Shimano на горном велосипеде: технический минимум

Несмотря на многообразие перебрасывателей параллелограммного типа от японского производителя, их конструкция и принцип работы похожи. В процессе юстировки устройства принимают участие пять элементов:

  • 1 – крепление троса в виде закладного болта с гайкой.
  • 2 – винт для натяжения троса с барабаном.
  • 3 – винт для корректировки натяжения цепи.
  • L – ограничительный винт для юстировки низких передач.
  • H – ограничительный винт для корректировки высоких передач.

Специальные винты L и H, с помощью которых выполняется регулировка заднего переключателя скоростей велосипеда с Shimano Alivio, физически ограничивают перемещение механизма, чем предотвращают соскакивание цепи. На практике ими пользуются в основном только при отладке нового перебрасывателя, впоследствии процедура не нужна.

В случае, когда погнут петух или сам механизм, то корректировка ограничительными винтами может на короткое время решить проблему. Их чувствительность не очень высока, поэтому 1-2 оборота за один раз вполне оправданны.

Методика: как правильно настроить на велосипеде задний переключатель скоростей Шимано?

Процедура ремонта и отладки узлов цепной передачи должна проводиться на чистой веломашине. Обязательно следует поднять заднее колесо, для чего подвешивают раму на крючке или же готовят специальную подставку.

Подготовительный процесс

Как сказано выше, грамотную настройку предваряет тщательная очистка. Иногда даже такая процедура способна благотворно повлиять на работоспособность механизмов. Технологические моменты подготовительных работ заключаются в следующем:

  1. Почистить переключатель и кассету звездочек.
  2. Очистить от старой смазки ролики натяжителя.
  3. Вымыть и смазать цепь.

Далее нужно освободить торос, для чего винты натяжения у манетки и на заднем перебрасывателе вкручивают до упора. Тросик из зажимного винта следует вытянуть, но снимать его вовсе не обязательно. Не помешает осмотреть его с целью обнаружения повреждений и при необходимости обработать смазкой.

Как наладить ограничитель высоких передач?

Для юстировки цепь устанавливают в положение высокой передачи, когда задействованы самая малая звезда сзади и большая спереди. Для тех, кто интересуется, как на горном велосипеде настроить задний переключатель скоростей, важно запомнить – суть юстировки заключается в установке задней маленькой звезды в одну линию с роликами натяжителя. Реализация этой задачи осуществляется за счет вращения регулировочного винта H:

  • по часовой стрелке – рамка отклоняется в сторону большой звездочки;
  • против часовой стрелки – рамка смещается к внешней стороне.

Как отрегулировать ограничитель низких передач?

Функционал ограничительного винта L состоит в предотвращении переброса цепи за пределы большой звезды. Неправильная наладка может привести к заклиниванию цепи в промежутке между звездой и спицами или невозможности включения низкой передачи.

Перед процедурой наладки нужно установить цепь так, чтобы она находилась сзади на большой звездочке, а спереди – на маленькой. Винт L максимально выкручивается, чтобы переключатель двигался без ограничений. Цель настройки – выставить ролики натяжителя и большую заднюю звезду в одну плоскость. Задача выполняется при помощи вращения винта L:

  • по часовой стрелке – узел перебрасывателя смещается в сторону малой звездочки;
  • против часовой стрелки – узел перемещается в сторону колеса.

Как отладить натяжение троса?

Технологический процесс прост – достаточно отладить переход между двумя соседними звездами, индексная система смены передач устроена так, что переключение будет отрегулировано на всех звездах кассеты:

  • натянуть трос рукой и зафиксировать его крепежным болтом;
  • окончательная наладка осуществляется вращением пустотелого винта с барабаном (позиция 2 на рисунке), цепь должна легко переходить с одной звезды на другую и обратно при одном нажатии на манетку.

По завершении регулировки заднего переключателя скоростей Shimano на горном велосипеде следует надежно натянуть и закрепить тросик. Важно, чтобы он лег в направляющую канавку. Если работы выполнены правильно, то при вращении педалей цепь работает бесшумно и не соскакивает в сторону.

Настройка натяжителя цепи

Натяжитель представляет собой узел перебрасывателя, который обеспечивает оптимальную жесткость цепной передачи. Чрезмерное натяжение не только затрудняет передвижение цепи, но и изнашивает систему переключения передач. Ослабленное же состояние препятствует четкому переходу.

Отладка узла натяжителя выполняется по схеме:

  • Установить цепь сзади на самую большую звездочку, а спереди – на самую малую.
  • Если при передвижении цепи ролик натяжителя задевает кассету, то нужно закрутить винт натяжения (позиция 3 на рисунке) так, чтобы зазор между ними составлял около 5 мм.
  • Установить цепь сзади на самую маленькую звездочку, а спереди – на самую большую, и повторить операцию, описанную в пункте 2.

Возможные нюансы

Иногда поразительные результаты дает обычная промывка и смазка тросов и их рубашек. Практика показывает, что после этой операции делать переходы становится значительно легче. При обнаружении порванного тросика с частью расплетенных проволочек его следует немедленно заменить. Такая же ситуация с рубашкой, у которой наблюдаются повреждения.

Причиной неожиданных сбоев при перебросе передач могут быть две причины:

  • Вырвало трос из фиксирующего болта механизма.
  • На одном из концов рубашки продавилась заглушка.

Перед тем, как настроить на горном велосипеде задний переключатель скоростей, нужно проверить состояние петуха. Он может погнуться в результате падения или при езде по неровной поверхности. Выпрямлять деталь непосредственно на веломашине категорически нельзя, потому что рамка узла хрупкая, лучше демонтировать погнутый петух и выровнять его на металлической плите.

Также следует обратить внимание на степень изношенности цепной передачи, которая возникает по причине долгой езды на нестандартных комбинациях передач. Ролики натяжителя цепи нуждаются в периодическом обслуживании – их необходимо минимум раз в год очищать и смазывать.

Статистика твердит, что передний «переклюк» реже нуждается в обслуживании, нежели задний. Простота конструкции также на стороне «передка». Почему же тогда возникает масса вопросов при установке и наладке этого узла. В чем заключается капризность передней перекидки? И в конце концов, как сделать работу так, чтобы результат не вызывал недовольства и нареканий.

Схема работы перекидки

Перед тем, как настроить передний переключатель скоростей на велосипеде, мы рекомендуем изучить его конструкцию. Обладая этими знаниями, исполнителю гораздо легче ориентироваться в настройках и понимать предназначение каждой из них.

В фокусе – только продукция Shimano, как наиболее популярная. На деле же отличий между японской продукцией и американским SRAM практически нет. Так же как и между дешевым Tourney и дорогим Deore. Более того, если вы вникните в принцип действия и суть настройки, то вам будет совершенно не важно, какой байк перед вами: бюджетный Стелс с передней перекидкой Shimano Altus или дорогущий Cube с суперлегким Deore XT.

Разбираться в устройстве будем по фото переключателя серии Alivio:

  • Внутренняя и внешняя часть направляющей рамки. Между ними ходит цепь. Функция рамочной конфигурации – перемещать цепку с одной звезды на другую.
  • Подпружиненный параллелограмм, к которому прикреплена рамка. Двигается при натяжении/ослаблении тросика, таская за собой рамочную конструкцию.
  • Болт-фиксатор троса. Посредством тросика манетка двигает параллелограмм.
  • Регулировочные болты крайних положений (L и H). С помощью их производится настройка граничных позиций рамки, чтобы цепь не соскочила с первой и третьей звезд.
  • Хомут. Обеспечивает закрепление перекидки на центральной трубе (в которую вставляется подседельный штырь).

Диагностика текущего состояния

Точность переброса цепи зависит не только от выставленных регулировок. Роль также играет положение перекидки относительно звёзд и отклонения геометрии рамки от номинальной формы. Бывает и такое, что трос попросту порвался и переключатель банально не работает. Именно поэтому этап диагностики мы поместили перед описанием полной процедуры регулирования.

Почему не переключаются скорости спереди при переходе с 1-й на 2-ю или со 2-й на 3-ю

Причина, по которой цепь не перебрасывается на передние большие звезды без дополнительной натяжки, состоит в растянутом тросике. При таком раскладе необходимости в настройке с «нуля» нет. Достаточно покрутить барашек шифтера и все станет на свои места.

К сведению. Дополнительная натяжка – это подтягивание троса в текущем режиме с помощью триггера на манетке. К примеру, вы переключаете цепь с первой звезды на вторую, клацая ручку до цифры «2». Цепок трется о рамку, но не переходит на соседнюю зубчатую шестерню. Тогда вы поднатягиваете тросик, немного утапливая рукоятку в сторону включения третьей передачи, но не включая ее, и цепочка свободно переходит на звезду №2.

Выкрутите барашек на 1 оборот и пробуйте переключаться на месте, подняв заднее колесо и вращая педали. Если цепь по-прежнему свободно не переходит на большие звезды, то крутите барабан на пол-оборота и пробуйте пользоваться перекидкой на месте вновь. Повторяйте серию «поворот на ½ оборота – проверка» до тех пор, пока переключения в обе стороны не станут точными.

К сведению. Ход барашки ограничен 5-ю – 6-ю оборотами. Если этого запаса недостаточно, то подтяните трос на самом переключателе, открутив болт крепления тросика. Перед зажиманием, закрутите барабан на манетке до упора, а затем отпустите на 1 оборот. Снова повторите процедуру регулировки барашком.


Добившись четкого переброса на месте, проедьтесь, и испытайте работу переднего блока скоростей. Под нагрузкой настройка может показаться не такой идеальной, поэтому придется покрутить барабанчик в ту или иную сторону в пределах ½ оборота и тут же проверить новое положение в процессе езды.

Отчего цепь не перебрасывается на переднюю большую звезду

Если с 1-й звездочки на 2-ю цепка переходит беспрепятственно, а со 2-й на 3-ю не переключается, то дело в неправильном граничном положении передней перекидки. Сбить его можно в процессе ремонта:

  • Неправильно подобран кареточный картридж: длина вала не соответствует паспортной документации на велосипед.
  • Неверно выставлен ограничитель перемещения рамки по большой звезде (болт Н).

Почему передний переключатель трется о цепь

Чтобы понять, в чем дело, одного такого симптома недостаточно. Уточните, на какой именно передаче трет:

  • Задевает на средней звезде. Используется перекошенная передача или недотянут/перетянут трос.
  • Цепляет только на первой звездочке. Неверно настроено ограничение рамки (болт L), цепь сильно перекошена или перетянут тросик.
  • Трется на самой большой звезде. Плохо отрегулирована граница по большим передачам (болт Н), перекошена цепь или недотянут трос.

К сведению. Цепка может задевать за рамку на любой передаче, если грани рамочной конструкции не параллельны звездам.

Технология замены передней перекидки

Если передний переключатель неверно установлен на раме велосипеда, то отрегулировать его не получится. Раз уж назревает разговор о методологии монтажа, уместно обсудить и суть демонтажных мероприятий.

Как снять

Без рассоединения цепки здесь не обойтись. Эту процедуру мы уже подробно изучали в материале, как поменять цепь на велосипеде с переключаемыми передачами . Если нет замка, то потребуется выжимка. Но в дальнейшем мы советуем не отказываться от такой удобной вещицы как замочек для цепи.

Снятый цепок желательно вымыть. Важно подобрать средства, о чем мы не раз упоминали в соответствующей публикации. Хотя итог исследования технологии, чем и как почистить велосипедную цепь в домашних условиях , впечатлил. Мы пришли к тому, что удобней всего это сделать струей высокого давления, причем прямо на велосипеде.

  1. Отсоединить от нее трос.
  2. Рассоединить хомут крепления к раме.

Как установить

Закрепляя дерейлер на раме, не спешите наглухо затягивать хомут его крепления. Во-первых, в случае с тонкостенной баттированной рамой чрезмерная затяжка приведет к тому, что подседельная труба погнется. Во-вторых, перекидка еще не выставлена относительно звезд.


Правильно поставить – это значит выполнить два требования:

  • Рамка должна быть параллельна звездам.
  • Между зубьями самой большой передней звезды и рамочной конструкцией должен быть зазор в районе 2 мм, но не более 3 мм.

Теперь затягивайте хомут, соблюдая разумный момент, и ставьте цепь.

Внимание! Помните о том, что фронтальные перекидки различаются между собой. Поэтому при выборе новой учитывайте такие моменты:

  • Количество зубьев на каждой звезде системы.
  • Тип тяги: верхняя или нижняя (определяет подвод тросика – снизу рамы или сверху).

Регулировка переднего переключателя скоростей Shimano на горном велосипеде

Сперва воспользуйтесь инструкцией по настройке задних скоростей Shimano на велосипеде. Ведь исправный тыльный дерейлер – одно из требований подготовительных мероприятий. В числе их также имеются:

  • Проверка тросика и рубашек. Расплетение волокон и заедание в рубашке не допускается.
  • Правильная установка узла перебора передач на раме, изложенная в предыдущем пункте.
  • Отсоединенный от переключателя тросик.


Наладка механизма ведется строго в изложенной последовательности:

  • Настроить ограничитель по низшим передачам. Переключитесь на самую маленькую звезду спереди и самую большую – сзади (по манеткам это будет 1-1). Вращайте винт L, чтобы добиться максимально близкого расположения цепи к внутренней грани рамки. При этом цепка не должна тереться о рамочную конструкцию. Отнеситесь к этому этапу серьезно, если не хотите, чтобы цепь слетела и ее закусило между кареткой и маленькой звездой.
  • Подсоединить трос к переключателю. Перед присоединением закрутите барашек на шифтере до упора, а затем выверните его на 1-1,5 оборота. На заключительном этапе это облегчит подналадку.

  • Настроить ограничитель по верхним передачам. Перебросьте цепок на самую большую звезду спереди и самую маленькую – сзади (к примеру, на манетках 27-скоростного велосипеда это будет 3-9). Крутите винт H, чтобы максимально близко переместить внешнюю грань рамки к цепи. Опять же, цепка не должна тереться о перекидку.
  • Отрегулировать точность переброса передней перекидки с помощью барашка на манетке. Каждый делает это по-разному. Один из способов – сесть на велосипед и в движении с помощью барабанчика подобрать такую силу натяжения троса, при которой цепь свободно переходит с 1-й на 2-ю звезду и со 2-й на 3-ю. Второй способ – поставить велосипед на месте, переключится на среднюю звезду и поочередно поставить сзади 2-ю и предпоследнюю звезды. Цепь не должна тереть в этих положениях. Крайний метод не отличается точностью, требует проверки в движении и несправедлив для перекидок дешевого класса.

К сведению. Смазывая тросик, используйте только специальную силиконовую смазку, которая не притягивает пыль.

Перспективные вопросы

Многоскоростные велосипеды с одной звездой спереди – стоит ли их покупать

Мода на три звездочки закончилась с приходом 10, 11, 12-скоростных кассет. Дело в том, что на трансмиссиях 3х7-3х9 три зубчатых шестерни спереди выполняют важную функцию – перекрывают передаточные отношения, позволяя взбираться на подъемы и вкручивать на спусках.


Количество зубьев на новых многозвездочных кассетах подобрано таким образом, что позволяет делать то же самое с одной звездой спереди. Поэтому использовать еще две звездочки смысла нет. Для дисциплины кросс-кантри это существенный прорыв, поскольку фронтальная перекидка здесь – самая ненадежная часть велосипеда.

Можно ли убрать передний переключатель на велосипеде 3 на 9 скоростей

Снять можно, если велосипед используется в гражданской эксплуатации. Холмистая местность свободно преодолевается на передачах 2-1, 2-2. Оптимальную скорость на равнине можно поддерживать в режиме 2-6, при этом перекоса цепи не будет. Но если вы любитель «вкручивать» под 27-30 км/ч, большой звезды вам будет не хватать.

Настройка системы переключения передач на велосипеде

Одной из важных составляющих трансмиссии велосипеда является переключатель скоростей, именно от правильности его использования во многом зависит безопасная и комфортная поездка. Каждый велосипедист, независимо от того, на каком велосипеде он катается – на горном или предназначенном для поездок по городу, обязан правильно настроить переключение скоростей.

Виды и конструкция переключателей

На сегодняшний день выделяют три вида переключателей скоростей:

  • внешние;
  • внутренние;
  • комбинированные.

Чаще всего на современных горных велосипедах устанавливаются системы, относящиеся к внешнему переключению, в таких механизмах передачи переключаются с помощью двух переключателей (передний, задний). А на городских моделях зачастую ставятся внутренние переключатели скоростей. Комбинированная система – это средний вариант, зачастую ставится на шоссейные велосипеды.

Внутреннее и внешнее переключение скоростей

Обычно для шоссейных велосипедов применяется система внутреннего переключения скоростей. Она находится в задней планетарной втулке. У таких моделей велосипедов присутствует всего одна звездочка впереди и одна в задней части. Число скоростей составляет в таком случае 3-7.

2.png

В чем достоинства планетарной втулки? (Подробнее)

  • Отлично переносит плохую погоду и дорогу – механизм спрятан в надежном корпусе.
  • С таким механизмом можно переключать скорости без вращения педалей.

Но также планетарная втулка обладает недостатками – прежде всего, это большой вес. А также ремонтировать такое устройство сложно, а в походных условиях – не представляется возможным.

Как работает внешнее переключение скоростей (на горных велосипедах)?

3.png

4.png

Известные бренды переключателей скоростей

Среди самых распространенных фирм-производителей систем переключения скоростей для велосипедов стоит отметить такие марки:

  • Shimano;
  • SRAM;
  • Campagnolo и др.

Время от времени необходимо настраивать переключатели скоростей. Как можно понять, что пора это делать? Цепь начинает перепрыгивать через звезды или же переключать скорости становится сложно или вообще нет возможности это делать. В таком случае необходимо настроить переключение скоростей.

У некоторых производителей, например, Shimano, присутствует линейка моделей переключателей разных классов. Они предназначены для любительского или профессионального использования. Принцип действия таких устройств не различается, кроме того, механизм комплектуется аналогичными по форме деталями. Однако, определенная разница в функционировании устройств разных классов все-таки есть.

Подготовка к настройке

Если вы собираетесь заняться наладкой переключения скоростей, следует начать с заднего переключателя, так как именно его положение будет влиять на передний переключатель.
Перед процедурой регулирования нужно удостовериться, что устройства не повреждены и не деформированы, что они правильно между собой действуют. Нужно проконтролировать степень их изношенности и при необходимости поменять старые элементы. Необходимо вычистить все грязные элементы, убрать следы масла, пыль.

Для наладки переключения передач понадобятся такие инструменты:

  • отвертка;
  • набор шестигранных ключей.

В основном, регулирование переключения скоростей проводится после того, как нерадивые велосипедисты начинают безостановочно переключать скорости от низких к высоким одномоментно, в результате происходит обычное перескакивание цепи через несколько звезд. Наши люди иногда делают все у мастеров, это, в какой-то степени и верно, но с другой стороны – отрегулировать устройства переключения передач реально и самостоятельным образом. В задних переключателях есть прямая и обратная тяги.

Задние переключатели имеют определенные преимущества перед другими типами переключений, вот основные из них: небольшой вес;

  • приемлемая цена;
  • наличие большого количества передач;
  • простота конструкции устройства.

Недостатки задних переключателей:

    необходимость частого обслуживания;

Перемещение устройства вместе с цепью в одном и том же направлении выполняется натяжением троса, а в обратном – возвратной пружиной.

Конструкция заднего устройства переключения включает:

  • Задние переключатели изготавливаются производителями отдельно для каждого типа велосипеда.
  • Еще одно отличие заднего переключателя заключается в наличии спец рамки, с помощью которой происходит натяжение цепи.
  • Одним из их отличительных особенностей является наличие большего числа звезд, в некоторых велосипедах этот показатель доходит до 9.

Задний переключатель

Заднее устройство переключения предназначается для передвижения цепи от одной звезды кассеты на иную, с дополнительным натягиванием цепи.
Существует несколько различий между передним и задним механизмом:

  • рамка – сдвигом перемещает цепь между звездами кассеты, замыкается роликами с двух сторон;

5.png

  • направляющий ролик – на него цепь попадает сначала, он направляет ее;
  • ролик натяжителя – ответственный за натяжение цепи;

6.png

  • параллелограммный механизм – связка из нескольких рамок, которые подтягиваются пружиной;
  • ограничительные винты – нужны для ограничения хода переключателя к меньшей или большей звезде
  • пружина – важнейший элемент, отвечает за возврат или прижимание рамки в одну сторону (то есть – за подвижность всего механизма).
  • растянулся трос;
  • плохо функционирует возвратная пружина;
  • деформировался петух (деталь для сохранения целостности рамы и заднего переключателя);
  • деформировалась сама система.

Существует несколько важных параметров, влияющих на функционирование и регулирование переключателей скоростей (заднего типа):

  • предельный размер большой звезды;
  • тип велосипеда (устройство переключения для шоссейного велосипеда не подойдет для горного и наоборот);
  • емкость (максимальная разница габаритов наименьшей и наибольшей звезд в кассете);
  • шаг переключателя (относительно удлинение тросика и перемещение устройства, к примеру, устройства Shimano не совмещаются с Sram по такому свойству);
  • тип крепления (с помощью съемного/несъемного петуха, напрямую к раме);
  • тяга (если тяга прямая, то трос переносит цепь на большие звезды, а возвратная пружина – на меньшие. С оборотной тягой – напротив.

Как проводят наладку заднего механизма переключения?

1. Перед началом настройки проверьте, не погнулся ли натяжитель цепи. Перемещаем ее на наивысшую скорость. Откручиваем анкерный болт, а трос делаем слабее. Завинчиваем регулирующие элементы на рычажке устройства и на манетке до конца.

10.png

2. Смысл наладки – поставить ролики на один уровень с маленькой звездочкой. Когда мы закрутим винт ограничения согласно часовой стрелке, рамка будет передвигаться к спицам, а если наоборот – назад, от спиц.

3. Теперь переходим к натягиванию троса, он должен размещаться в канавке непосредственно рядом с фиксирующим болтом, затягиваем трос. Закрепляем анкерным винтом.

4. Ограничительный винт низких скоростей обозначается (L) высоких (H) важно правильно затянуть, если это сделать слабо, то цепь будет слетать с большой звезды или застревать рядом со спицами. Если выполнить это очень сильно – то цепь может не переводиться на большую звезду. Так, цепь нужно перенести на низкую скорость и выкрутить винт-ограничитель.

5. Теперь наоборот – ролики устройства переключения мы ставим на один уровень с большой звездой. Завинчиваем винт согласно часовой стрелке.

6. Теперь идет точное регулирование. Делается оно регулирующим барабаном, который размещается на манетке. Манетка переводится на наивысшую скорость. Устанавливаем ее на последующую скорость и крутим педали вперед – цепь должна передвинуться на последующую звезду. В случае если этого не случилось – значит, трос натянут некачественно. Оберните барабан на половину оборота и попробуйте снова. Для переустановки на большие звезды нужно натягивать трос, на маленькие – смягчать.

7. Итак, для тонкой наладки надо перевести цепь сзади на большую звезду. Отвинчиваем регулирующий винт против часовой стрелки, ролик поднимется вверх. Цепь станет натянутой, а четкость переведения передач – увеличится. Ролик должен не зацеплять звезду! Лучше сохранить зазор на 5 мм.

Особенности переднего переключателя

Передний переключатель обладает такими конструкционными элементами:

  • ограничитель высокой передачи (H) и низкой (L);
  • рамка из внутренней и наружной граней с винтом крепления.

Благодаря конструкции этого устройства делается переброска цепи на передних звездах. Здесь есть специальная двигающаяся рамка, именно через нее и идет цепь. Когда мы устанавливаем скорости, рамка продвигается и становится под нужной звездой, именно она переносит цепь.

Передние переключатели, по сравнению с задними, имеют различия по некоторым параметрам крепления, но всех их объединяет одно – они не способны перебрасывать цепь при наличии какой-либо нагрузки.

Регулирование переднего переключателя будет нужна, если присутствуют неисправности при установке скоростей или при этом присутствуют трения, неестественные звуки.

Как провести настройку передней системы переключения

11.png

Этот переключатель регулируется намного проще, чем задний. Сначала провести те же действия что и задним механизмом, а именно – подкрутить винты и натянуть трос, уложить его в канавку рядом с болтом.

Этапы настройки:

1. Регулировка устройства по отношению к раме – вертикально по трубе под седлом и угол поворота. Смотрим на раму сверху, чтобы верно подобрать угол. Центральная продольная ось рамы должна стоять параллельно ведущей звезде. Если же будет перекос – это вызовет трение и последующий изнашивание элементов или соскакивание цепи.

12.png

2. Верный выбор высоты предельно важен. Дистанция между нижней границей внешней рамы переключателя и верхней кромкой зубьев большой шестерни не должна быть более 2 мм. Произвести регулировку можно и более точную.

3. В отношении большой звезды следует поставить рамку в наиболее нижнее положение, изгиб рамки должен сходиться с изгибом шестеренки. Диаметры этих элементов должны быть равными. Итак, разбираемся с ограничителем низких скоростей. Сначала ставим цепь на наименьшую звездочку впереди и наибольшую – сзади. Смягчаем анкерный болт, завинчиваем и отвинчиваем на 1 оборот регулирующий барабан на рычаге. Цепь должна быть максимально близка к внутренней границе рамки, однако при работе с педалями она не должна за нее цепляться. Поэтому надо трос натянуть и хорошо закрутить болт.

13.png

4. Теперь разберемся с ограничителем высоких скоростей. Поставим цепь на максимальную переднюю звезду и на наименьшую заднюю. Крутим винт ограничителя, ставим рамку так, чтобы цепь была максимально близо к внешней грани рамки, но чтобы она не затрагивала цепь. Поворачиваем педали и пробуем ставить разные скорости. Если цепь не особо хорошо перебрасывается с больших звезд на маленькие, то ослабляем трос, или делаем наоборот в обратном случае.

5. Когда все скорости настроены, нужно проверить регулировку под нагрузкой, то есть – просто берем и едем на велосипеде, переключая скорости. Все должно переключаться легко и быстро, без трения и задевания цепи.

Принципы правильного обращения с переключателями скоростей

Большинство современных велосипедов имеют сходные конструкции, в том числе похожими являются переключатели. Так, у велосипедов есть 2-3 ведущих звезды, они, конечно же, расположены спереди, и 7-10 звезд, расположенных сзади, они называются ведомыми. Если говорить по-простому, то переключение скоростей заключается в перемещении цепи от одной звезды на другую.
Существует много полезных советов, которые дают опытные велосипедисты, все они помогут продолжить срок эксплуатации велосипеда и исключить вероятность поломки. Итак, хотим представить некоторые советы:

  • Никогда не нужно играть с переключением скоростей во время стоянки, только при движении можно будет разогнаться или наоборот сбавить темп.
  • Если вы знаете, что вам предстоит по маршруту в скором времени подняться на гору, то нужно переключать передачу на более высокую. Это нужно сделать только непосредственно перед самим подъемом, но не на самой горке.
  • При проведении переключения скорости немного ослабляют давление, которое оказывают ваши ноги на педали.
  • Обязательно всегда проверяйте, чтобы после переключения не было перекоса цепи, иначе долго ваш велосипед не проездит и вам придется проводить ремонт устройства переключения скоростей.
  • Переключать скорости следует постепенно, резко с низкой на самую высокую переключать ни в коем случае нельзя.
    Такие нехитрые правила помогут значительно увеличить срок эксплуатации велосипеда.

Как видите, можно провести ремонт или просто профилактическую проверку самостоятельно и в этом нет ничего невыполнимого, все доступно для понимания. Если вы видите, что не можете самостоятельно решить эту проблему, лучше, конечно же, будет обратиться к нашим специалистам.

Регулировка переключателя скоростей на велосипеде

Система переключения скоростей на велосипеде может показаться сложной для понимания, пока вы не разберетесь в в нескольких принципах ее работы. В первую очередь это понимания устройства и самого момента переброса цепи с одной шестерни на другую.

Устройство и особенности переднего узла переключения

Передний переключатель имеет систему крепления к раме, рамку, параллелограмм и пружину. Это основной узел, обеспечивающий переход цепи между шестернями, причем при ослаблении натяжения тросика происходит ее соскакивание с большей шестерни на меньшую, а при натяжении параллелограмм перемещает цепь в сторону зацепок, которые поднимают ее и переводят на большую шестерню.

Устройство заднего переключателя

Задний переключатель скоростей велосипеда работает аналогично переднему — натяжение троса приводит к смещению параллелограмма вместе с рамкой в сторону зацепов большей шестерни. Цепь подхватывается и о оказывается переброшенной. Если тросик ослабевает, то установленная в узле пружина давит на рамку, параллелограмм перемещается и сбрасывает цепь на меньшую шестерню. У этого узла есть важный элемент — подвижный натяжитель цепи, который компенсирует ее провисание, перемещаясь вперед и назад.

Установка и проверка передней перекидки

При установке заднего переключателя скоростей порядок действий интуитивно понятен. Старый узел демонтируется после снятия цепи, после чего новая перекидка ставится на хомут и «петух» при откинутом тросике. Гораздо важнее убедиться в том, что конструкция подходит к раме и колесу. На втором этапе следует проверить расположение звездочек и натяжителя — они должны оказаться в одной плоскости. Цепь проходит через ролик натяжителя, направляющий ролик и шестерни кассеты.

Перед началом установки убедитесь в том, что:

  • тросик не имеет разрывов нитей, концы не распущены, фиксаторы местах;
  • шестерни не погнуты, установлены в кассетах без люфтов и нарушения положения — строго параллельно;
  • отсутствуют люфты и выработка направляющих роликов на задней перекидке;
  • ход натяжителя цепи свободный, рамки не деформированы, не имеют следов ударов.

Любые повреждения, люфты или признаки смещения должны стать сигналом к отказу от установки до устранения. При необходимости это можно сделать в мастерской.

Установка заднего узла переключения

Установить передний переключатель тоже несложно. Но есть важное условие — нижний край рамки должен обязательно оказаться на расстоянии 2 мм от цепи, наброшенной на самую большую шестерню. При этом важно убедиться в параллельном расположении рамки и кассеты шестерен. Крепление выполняется по стандартной схеме. Желательно заниматься установкой и настройкой передней перекидки цепи велосипеда после задней. Оба описания касаются стандартного узла, который выпускается одинаковым по конструкции всеми производителями.

Порядок настройки переключателей во взаимодействии

Суть и смысл настройки переключателей скоростей — выведение шестерен, параллелограмма, натяжителей и рамки в такие позиции, при которых цепь совершает переход без сбрасывания, а после перехода остается в натянутом положении с минимальным провисанием. Оба узла находятся во взаимодействии. От соотношения усилий на тросике и перекидных пружинах зависит точность переключения. Для установки нужных положений применяются предусмотренные конструкций регулировочные болты.

Регулировка заднего узла калибровочными винтами

При настройках и регулировке заднего переключателя скоростей важно с помощью болта L добиться соосности и параллельности направляющих роликов и самой большой шестерни. При нарушении этого условия цепь будет либо соскакивать, либо крайне неохотно перемещаться между шестернями. Не менее важно установить натяжитель цепи в положение, при котором выбор скорости 1 — 1 не приводит к контакту ролика натяжителя и шестерни. Зазор между ними должен составлять примерно 5 мм. При возникновении проблем с переходом на большую звезду тросик следует подтянуть, используя регулировки на руле и болт на механизме.

Регулировка переднего узла

Настройка переднего узла переключения скоростей во многом схожа с регулировкой заднего. Перед началом работы следует убедиться в соосности шестерен и нахождении их в параллельных плоскостях. Рамка и параллелограмм могут менять положения в зависимости от выбора скорости, а шестерни всегда должны лежать в параллельных или в одной плоскости.

Тросик должен быть отсоединен от узла. Сначала выставляется правильное положение цепи на самой большой задней и самой малой передней шестернях. Вращение болта максимально приближаем рамку к цепи и убеждаемся, что между ними остался минимальный зазор без контакта при вращении. После этого натягиваем тросик и фиксируем. Для натяжения троса не используем никаких инструментов, только руками!

Второй этап — меняем положение цепи на шестернях в обратную сторону, то есть от самой малой сзади на самую большую впереди. Регулировочным винтом Н выставляем верхнюю часть рамки на минимальный зазор. Меняя скорости, добиваемся отсутствия трения цепи о рамку.

Если вы не представляете себе процесс регулировки или не готовы взяться сами — обратитесь в мастерскую! Это лучше, чем на ходу потерять цепь.

Регулировка переключателя заднего на велосипеде

Наверное каждый велосипедист рано или поздно сталкивается с необходимостью настроить задний переключатель на велосипеде. Да и новые велосипеды, которые доставляются покупателям в регионы в коробках также требуют настройки заднего переключателя.

Почему-то многие думают, что настройка заднего переключателя — сложный процесс и даже не рискуют самостоятельно браться за это дело. На первый взгляд же на переключателе много винтов регулировок, да и вообще не все сразу понятно. Но на самом деле всё проще.

Шаг 1

Необходимо вывесить колесо велосипеда — для настройки надо будет иметь возможность свободно вращать педали и колесо. Далее для можно пойти разными путями, но мы рекомендуем для удобства и получения корректного результата применять именно такой порядок действий. Как только Вы настроите переключатель пару раз — Вы сможете самостоятельно корректировать и пропускать некоторые шаги.

Задний переключатель
Задний переключатель (нажмите для увеличения)

Шаг 2

Далее необходимо ослабить трос переключения передачи. Для этого на большинстве моделей велосипедов необходимо ослабить болт под шестигранник или гайку на 8. Затем необходимо руками аккуратно закрутить до конца регулировочный винт. Стоит отметить, что регулировочный винт на большинстве моделей находится около переключателя. Однако бывает, что этот болт расположен около ручек переключения передач на руле. После этого следует прощелкать переключатель передач на руле на саму высокую передачу (на маленькую звездочку).

Шаг 3

Далее необходимо найти на переключателе два регулировочных винта, которые имеют маркировку L и H (LOW и HIGH). Эти болты регулируют крайние положения переключателя. То есть болт L не дает переключателю перевести цепь дальше большой звезды, болт H не дает перекинуть цепь дальше самой маленькой.

Аккуратно и не быстро вращаем педали — цепь перескочит на самую маленькую звезду. Теперь необходимо вращать винт с маркировкой H. При вращении этого винта Вы увидите, что переключатель двигается. Требуется установить его положение так, чтобы направляющие ролики переключателя находились в одной плоскости с самой маленькой звездочкой.

После того, как положение настроено, стоит покрутить педали и проверить, чтобы колесо вращалось без лишнего шума, а цепь четко ложилась на звездочку без перекосов. Если же это не так, то следует снова отрегулировать винт H.

Шаг 4

Теперь снова натягиваем руками трос, который мы освободили на шаге 2, и закрепляем его. При этом проверьте еще раз, находится ли ручка переключения передач на позиции, соответствующей самой маленькой звездочке.

Шаг 5

Теперь необходимо вращать педали и переключить передачу на одну ниже. Если цепь не перескочила, то следует откручивать регулировочный винт натяжения троса (который вращается руками) до тех пор, пока цепь не перескочит на нужную звезду. Если все правильно, то можно переключать передачи и выше до самой большой звезды. Если в каких то моментах есть посторонние звуки, цепь проскакивает, есть пропуски звезд или цепь ложится криво — снова крутим руками регулировочный винт натяжения троса.

Шаг 6

Как только цепь перешла на самую большую звезду необходимо настроить ограничительный винт L. Следует добиться, чтобы направляющие ролики переклчателя находились в одной плоскости с самой большой звездочкой.

Почти готово

Теперь же попросту проверяем еще раз переключая передачи на более высокие, а затем на более низкие. Если есть какие то проблемы при переключении — также корректируем винтом регулировки натяжения троса. Если всё сделано правильно и сами механизмы находятся в нормальном состоянии, то на этом регулировка закончена — все будет работать на отлично!

Если же строго следуя этому алгоритму настроить переключатель не удалось, то следует проверить люфт переключателя, проверить не пережат ли трос и свободно ли он дивгается в рубашке, осмотреть петух и сам переключатель на предмет повреждений — то есть проверить всё, что может негативно сказываться на работу переключателя.

Опубликовано: 03.07.2016
10278 просмотров

Надоело кататься по своему городу? Наши велотуры намного интересней!
Нужен велосипед? Отличный выход — купить велосипед у нас в веломагазине!
Сломался велосипед? Это не проблема — у нас в магазине есть ремонт велосипедов.
Быть в форме зимой? купить тренажер.

Источники:

https://ingener-pto.ru/2019/12/12/kak-nastroit-peredachi-na-velosipede-shimano/
https://m-velo.by/articles/nastroyka-sistemy-pereklyucheniya-peredach-na-velosipede
https://velomatrix.ru/article/regulirovka-pereklyuchatelya-skorostey-na-velosipede-svoimi-rukami/
https://velootpusk.ru/art/repair/kak-nastroit-zadnii-perekluchatel-na-velosipede/