Петербургский «Самокат» первым в России запустил доставку продуктов за 15 минут. Как сервис развивает бизнес в двух городах и конкурирует с корпорациями
Первопроходцем на российском рынке экспресс-доставки стал петербургский «Самокат», который запустили бывшие топ-менеджеры Вячеслав Бочаров и Родион Шишков.
К марту 2020 года сервис обеспечил почти весь город доставкой продуктов за 15–30 минут и продолжает открывать точки в Петербурге и Москве. В то же время бизнес остается убыточным, у сервиса появляются новые конкуренты и на рынке обсуждают возможную сделку «Самоката» с Mail.ru Group и «Сбербанком».
«Бумага» рассказывает историю петербургского сервиса экспресс-доставки.
Как появился «Самокат»
Создатели «Самоката» — бывшие топ-менеджеры Вячеслав Бочаров и Родион Шишков. Бочаров с 2002 года работал в «Магните» — в том числе запускал «Магнит Косметик» и несколько лет управлял магазинами «у дома». Шишков был вице-президентом Yota и отвечал за развитие новых сервисов в «Почте России».
В 2016 году предприниматели создали предшественника «Самоката» — сервис Smart.Space. Приложение задумывалось как посредник между жильцами крупных ЖК и управляющими компаниями. С его помощью можно было оплатить счета, заказать уборку, ремонт — и продукты в небольшом количестве.
— Мы бесплатно подключали к приложению управляющие компании, а чтобы что-то зарабатывать, встраивали разные сервисы. Одним из первых стал «Магазинчик», который позволял заказывать домой товары первой необходимости, — рассказывает Шишков «Бумаге». Тогда весь ассортимент хранился на небольшом складе в Кудрове.
В 2017-м «Магазинчик» выделили в отдельное направление, а потом создали и приложение. Шишков и Бочаров увидели перспективы у сервиса, который занял пустующую рыночную нишу.
В следующем году бизнесмены полностью сосредоточились на «Магазинчике». Шишков и Бочаров привлекли около 1 миллиона долларов инвестиций и смогли масштабировать проект. Тогда же приложение переименовали в «Самокат».
Как «Самокат» доставляет продукты за 15 минут
Уникальность «Самоката» — в быстрой доставке, которую пользователь, по задумке создателей, не воспринимает как ожидание. На момент запуска это был единственный подобный сервис в России — остальные доставляли товары минимум за час, а как правило, еще дольше. Бочаров и Шишков же считали, что интернет-торговля подразумевает мгновенность: «Согласитесь, странно, что заказать продукты в интернете дольше, чем просто сходить в магазин», — говорит Бочаров.
— Наш бизнес строится на пяти китах: адаптированный под потребности клиента ассортимент, постоянное присутствие товара на полке, удобный интерфейс, быстрая доставка и адекватная цена, — объяснял Бочаров принципы работы «Самоката» в разговоре с Forbes.
Быструю доставку обеспечивают дарк-сторы — небольшие склады, где хранятся все доступные в приложении товары. Их расположение позволяет доставлять продукты в течение 15 минут. В некоторых районах диапазон доставки шире, там время может увеличиваться до 30 минут.
— Процесс сбора товаров в магазине, допустим, займет 2,5 минуты, — объясняет Бочаров. — Еще 10 минут на дорогу. Ехать точно нужно не на автомобиле, потому что тратишь много времени на парковку. Таким образом, остаются велосипед и самокат. Расстояние должно быть в пределах километра. В радиус одного нашего дарк-стора попадает порядка 20 тысяч квартир.
Дарк-сторы помогли гарантировать быструю доставку, но поначалу «Самокат» столкнулся со сложностями с закупкой. Без системы прогнозирования у компании был большой процент списания — до 20 %. Кроме того, сама закупка была затратной — ассортимент доставляли из Metro Cash&Carry.
Кто дал деньги на стартап
Первые деньги на развитие «Самоката» предприниматели получили от Кирилла Шишкова (брата Родиона и совладельца УК «Теорема») и совладельца ресторанной группы «Пробка» Сергея Никонова. Сервису также помог ресурсами своей компании предприниматель и дизайнер Илья Осколов-Ценципер. Все они получили различные доли в компании.
Поддержка и развитие сервиса требовали всё новых инвестиций. В середине 2018 года сразу несколько предпринимателей, а также представители российского фонда Winter Capital Partners (связан с миллиардером Владимиром Потаниным и его инвестиционной компанией «Интеррос») вложили в проект еще 1,5 миллиона долларов.
Инвестиции помогли «Самокату» открыть еще четыре склада в Петербурге. Как пишет Forbes, тогда компания перешла от закупок в Metro Cash&Carry к работе с региональными дистрибьюторами, сделав наценку на товары около 8 %. Однако из-за дороговизны логистики проект всё равно уходил в минус: при среднем чеке в 400 рублей каждый заказ приносил около 100 рублей убытка.
Летом 2019-го крупнейшим владельцем «Самоката» стала структура девелопера ПИК — «ПИК инновации». Как основатели «Самоката» сообщили изданию Forbes, сумма сделки составила 10 миллионов долларов. Инвестиции помогли не только масштабировать проект, но и стабилизировать процессы. Руководители «Самоката» рассказали «Бумаге», что рассматривают возможность привлечь новые инвестиции в будущем.
Почему для «Самоката» важна локальность
В основе «Самоката» — гиперлокальность. Она выражается в том числе в ассортименте, который учитывает структуру и уровень доходов жителей микрорайона. «Где-то, например, больше молодых семей — им нужно больше детских товаров», — объясняет Шишков.
Кроме того, многие курьеры «Самоката» — местные жители. «Оказалось, что такая работа востребована, — говорит Шишков. — Человек может выбрать любые временные отрезки работы: два часа, три, восемь. Так мы получаем гиперлокальность не только в доставке, но и среди сотрудников».
«Самокат» также настраивает прямое общение с потребителями — сервис использует не только наружную рекламу, но и чаты в мессенджерах и сообщества в соцсетях.
— Недавно рядом с одним из наших дарк-сторов потерялась девочка. Родители зашли к нам и попросили курьеров связаться с ними, если увидят ребенка. Фотографию распространили среди всех курьеров в микрорайоне, и в следующие полчаса один из них обнаружил девочку, — приводит пример Бочаров.
На момент написания материала у «Самоката» работает 59 дарк-сторов в Петербурге и 61 в Москве. Для сравнения — у «Яндекс. Лавки» в Москве сейчас больше 60 складов (в первые полгода работы было 50). В 2020 году «Самокат» планирует запускать по 25 точек в месяц в обоих городах. На сервис работает около 2,5 тысячи человек. По данным Forbes, в штате «Самоката» 500 сотрудников, около 80 из них — работники офисов в обоих городах.
Текущую стоимость запуска каждой точки основатели «Самоката» не раскрывают. По данным Forbes, в конце 2018 года открытие одного склада обходилось в 1 миллион рублей.
— Прибыль мы пока не получаем, — хотя есть отдельные точки, которые вышли в плюс, — говорит представитель «Самоката» Кирилл Жарков.
Три факта о сервисе
- Ежедневно через «Самокат» в Москве и Петербурге совершается 20 тысяч заказов. По данным Sensor Tower , по состоянию на январь 2020 года, приложение установлено на 80 тысячах смартфонов. Средний чек в Петербурге — 510 рублей.
- В 2018 году суммарная выручка двух юридических лиц «Самоката» составила 27,4 миллиона рублей. Данные за 2019 год «Самокат» «Бумаге» не предоставил. По подсчетам Forbes, выручка в 2019 году выросла до 730 миллионов рублей.
- «Самокат» доставляет продукцию в том числе под собственным брендом. В основном это молочная продукция, но в компании планируют расширять ассортимент.
С кем конкурирует «Самокат»
Рынок онлайн-заказа и доставки продуктов в Петербурге представлен сервисом iGooods (собирают заказы в магазинах офлайн-ретейлеров и доставляют их минимум за 90 минут, цена доставки зависит от веса заказа), «Сбермаркет» (тот же принцип, что и у iGooods, доставляют за два часа из Metro, «Ашана» и «Ленты» и за 30 минут из «Азбуки вкуса» и «ВкусВилла»), собственными сервисами некоторых сетей («Азбука вкуса» с доставкой от 60 минут, «Перекресток», «О’кей» с доставкой от двух часов), в феврале 2020 года в город пришла «Яндекс.Лавка». Ранее существовали также сервисы доставки Superbro и Golama, но в январе 2020 года они оба прекратили работу.
Создатели «Самоката» считают, что рынок онлайн-доставки продуктов всё равно пока слишком мал.
— Все наши усилия направлены на борьбу с офлайн-магазинами, — считает Бочаров. — Мы видим, как растет количество заказов и денег, которые люди тратят. Многие сначала не очень доверяют сервису и заказывают что-то, что не быстро портится. Пробуют — и дальше доверяют всё больше, заказывают фрукты, овощи.
Бочаров говорит, что сейчас главный вопрос не «кто у кого выигрывает», а «насколько мы вообще нравимся потребителю».
— Чем больше игроков на рынке, тем больше об этом говорят, тем популярнее становится услуга. Мы уверены, что то, что мы строим, становится новым базовым структурным элементом жизни в городе. Мы привыкли, что в доме всегда есть вода и электричество, а теперь люди будут привыкать, что всегда могут быстро пополнить запасы всего необходимого.
Той же позиции придерживается и Илья Красильщик, руководитель «Яндекс.Лавки».
Как выбрать самокат?
Увлечение здоровым образом жизни сделало самокаты одними из самых популярных транспортных средств для активного отдыха и передвижения по городу. Взрослые и дети ездят на них на работу или учебу, катаются в парках, выполняют головокружительные трюки. Производители самокатов предлагают огромный выбор моделей на любой вкус и кошелек.
Из истории самокатов
Единого мнения о времени изобретения этого транспортного средства пока не сложилось. Некоторые фанатики умудряются разглядеть самокаты даже не древнеегипетских фресках, однако большинство экспертов датируют появление первых прототипов концом XVIII — началом XIX вв. По одной из версий, самокат появился в 1761 г. в Германии, когда мастер каретного дела Михаэль Касслер приделал колеса к доске, на которой можно было сидеть и катиться, поочередно отталкиваясь ногой. Руль в такой конструкции не предусматривался, поэтому к самокатам ее можно отнести только условно.
Другая версия приписывает первенство изобретения Карлу фон Дрезу (Германия), который в 1817 г. спроектировал конструкцию с рулем, соединенным стойкой с передним колесом. Новое транспортное средство назвали дрезиной от имени создателя. Она оказалась чрезвычайно популярной, и ее модификации быстро распространились по всей Европе. Внешне первый самокат напоминал велосипед без педалей: длинная деревянная рама, 30-дюймовые колеса, вес 30 кг.
В конце XIX в. на жестких ободах появились резиновые камеры с покрышками. Пользоваться самокатом стало гораздо удобнее. В 1915 г. в США появились первые самокаты с электродвигателем, но мода на них не прижилась. Технологии того времени не позволяли создать сравнительно легкий и емкий аккумулятор. Электросамокат весил много, но при этом имел малый запас хода.
Конструкция совершенствовалась на протяжении всего XX в. Самокат становился все более компактным: уменьшились колеса, исчезло седло, рама опустилась вниз. Теперь на нее нужно было становиться одной ногой, а второй отталкиваться от земли. Новый всплеск интереса к самокатам произошел в послевоенные годы. Удобный недорогой транспорт был доступен большинству. Проводились даже массовые соревнования по катанию на самокатах.
В 90-х появились модели с колесами от скейта, кикборды, и вместе с ним пришла новая техника катания. Направление движения меняли не столько поворотом руля, сколько наклоном тела. Немного позднее швейцарец Вим Оуботер придумал складной механизм. Японцы, а вслед за ними и весь мир, быстро оценили преимущества компактных самокатов, которые собирались в трость и занимали минимум места при хранении или транспортировке.
Сегодня можно найти в продаже самокаты любой конструкции. Кроме того, умельцы-любители собирают из запчастей кастомные модели. Выбор ограничен только фантазиями и финансовыми возможностями заказчика.
Конструкция самоката
Несмотря на разнообразие вариантов, ключевые узлы во всех моделях одни и те же.
- из деки – планки, служащей опорой для ноги;
- 2–4 колес – передние соединены с рулевой стойкой и могут поворачиваться, а задние жестко зафиксированы и оборудованы тормозом;
- руля – может иметь различную форму и регулироваться по высоте;
- рамы – соединяет все узлы;
- штатного тормоза – может быть ручным и ножным.
Большинство моделей оснащено складным механизмом. Производители самокатов могут дополнительно устанавливать:
- амортизаторы;
- складную подножку;
- сигнальный звонок;
- наплечный ремень для переноски;
- крепление для фонаря;
- подсветку колес и деки;
- акселератор, регулирующий скорость электросамокатов;
- ЖК-экран, на который выводится информация о скорости, длине пути, заряде батареи.
Цельной | Разборной | Гибкой |
---|---|---|
Неотделима от рамы, самый надежный и прочный вариант. | Жестко фиксируется крепежом, при необходимости может быть заменена. | Деревянная платформа подвешивается на пружины к металлическому каркасу. Хорошо амортизирует на неровной поверхности, но требует значительных усилий при отталкивании. |
Сверху к планке крепят антискользящую накладку из резины или плотной наждачной бумаги.
Рамы для самокатов изготавливают из различных материалов:
- алюминий — легкий, коррозиестойкий, но не слишком прочный металл;
- сталь — надежный экономичный вариант, минусом является большой вес;
- сплав с включением магния — легкий долговечный материал, выдерживающий большие нагрузки, однако имеет высокую стоимость.
Как определить оптимальную длину деки?
Размеры площадки для ног варьируются в зависимости от модели самоката. Короткая дека (30–40 см) соответствует длине стопы. Она обеспечивает большую маневренность на ограниченном пространстве. На ней легче передвигаться по узких улицам и в толпе, а также выполнять трюки. Однако управлять самокатом с такой декой сложнее, а риск потери равновесия выше.
На средней площадке (40–60 см) полностью умещается опорная нога и пальцы толчковой. Пятка же располагается над тормозом. На самокате со средней декой проще держать равновесие, и можно быстро остановиться, поэтому его рекомендуют для новичков.
На моделях с длинной площадкой (до 100 см) можно свободно поставить обе ноги или разместиться вдвоем с ребенком. Обычно такими деками оборудуют электросамокаты, чтобы пользователю было удобнее катиться. На них не нужно периодически отталкиваться, а держать ногу все время на весу утомительно.
Деки различаются не только длиной и шириной, но и расположением относительно земли. Чем выше клиренс, тем проще преодолевать неровности поверхности. Однако возрастает нагрузка на опорную ногу, поскольку пользователю приходится ниже приседать при отталкивании.
Виды самокатов
Все многообразие моделей можно классифицировать по 3 группам:
- городские (для прогулочного катания);
- спортивные (для выполнения трюков);
- дертовые (внедорожники).
Такие самокаты компактны, оснащены складным механизмом, сравнительно узким рулем (30–35 см) и широкими колесами, которые обеспечивают комфортное катание по тротуарной плитке или брусчатке. По неровному покрытию комфортнее всего ехать на городских моделях с амортизаторами.
На самокаты бренда «Шульц» устанавливаются оригинальные складные системы, позволяющие менять положение рулевой стойки одним движением. Достаточно нажать специальную кнопку или опустить зажим. Взрослые городские модели рассчитаны на вес до 100 кг и обычно имеют диаметр колес 120–250 мм. Они устойчивы, нетребовательны к типу покрытия, но не предназначены для катания на большой скорости.
Отличаются малым весом, высокой маневренностью и большой прочностью. Они используются для выполнения сложных трюков на спортплощадках или гоночных трассах с ровным покрытием.
На таких самокатах обычно стоит алюминиевая рама. Ширина руля составляет 50–55 см, а диаметр колес не превышает 125 мм. На спортивном самокате не нужно преодолевать ямы и бордюры. Здесь важны такие характеристики, как отзывчивость, управляемость, радиус поворота.
Дизайн спортивных моделей минималистичен. На них нет ни одной лишней детали, отсутствуют даже амортизаторы. За счет этого удается получить легкий и одновременно прочный снаряд.
Предназначены для езды по пересеченной местности. Благодаря высокой проходимости, они уверенно чувствуют себя на грунте, трассах с крутыми подъемами и спусками, трамплинах. Внедорожники оборудованы цельной усиленной рамой. Широкие надувные колеса с мощными протекторами обеспечивают отличную проходимость и амортизацию. Руль в таких моделях не регулируется. Катание на дерт-самокате требует значительных усилий.
Представляет собой комбинацию самоката и скейта. Он имеет три колеса: одно сзади + два спереди, за счет этого более устойчив. Им проще управлять. Самокат чувствителен к нажиму ноги. Однако большой радиус поворота снижает его маневренность. Большинство производителей кикбордов ограничиваются детскими самокатами, хотя встречаются модели и для подростков.
Еще один гибрид, на этот раз самоката и велосипеда, только на месте педалей находится дека. Его отличают большая рама и наличие амортизирующей вилки. Руль такой же, как у велосипеда. Диаметр колес может доходить до 29 дюймов. Различные модели футбайков используются для городского катания, даунхилла или кросс-кантри. Любители отмечают их высокую скорость, хорошую проходимость и ремонтопригодность. Многие велосипедные запчасти совместимы с футбайками.
Это разновидность 3-колесного самоката. Его отличительной особенностью являются 2 укороченные деки для каждой ноги. Реже встречаются варианты с поперечным расположением планки, опирающейся на 2 рамы. Трайки относят к инерционным средствам передвижения. На них можно катиться, не касаясь земли. В стандартной комплектации они оборудованы 2 ножными тормозами. Для более удобного управления они могут дублироваться ручными.
Современные модели стали значительно легче и быстроходнее своих предшественников. В среднем они развивают скорость 25–35 км/ч, а запас их хода может доходить до 40 км. Однако есть модели, разгоняющиеся до 90 км/ч и проезжающие до 150 км без подзарядки. На гибридных версиях помимо литиево-ионных аккумуляторов установлен ДВС, работающий на бензине. Электросамокаты оптимальны для передвижения по городу на большие расстояния. Они позволяют избегать пробок и подъезжать прямо к двери.
Модели просты в управлении. Скорость регулируется интенсивностью нажатия на курок. Для более безопасной остановки задний ножной тормоз дублируется передним ручным. Батареи находятся во влагонепроницаемом корпусе, поэтому самокатом можно пользоваться в любую погоду.
Наличие автоматической тормозной системы E-ABS повышает безопасность на мокром или скользком покрытии. Некоторые модели оборудованы сиденьями для большего комфорта пользователя.
Это средство передвижения также можно отнести к разновидностям электросамоката. В отличие от классических моделей у сигвея дека между колесами расположена не продольно, а поперечно. В центре ее находится рулевая стойка. Внутри устройства размещены микропроцессоры, получающие сигналы от чувствительных жидких и гироскопических датчиков. Пользователь стоит на планке обеими ногами и управляет сигвеем, меняя положение тела. Движение вперед, назад и в сторону производится наклонами корпуса в соответствующем направлении.
На что обратить внимание при выборе?
Новичкам следует в первую очередь определиться со стилем и местом катания. Самокат для езды по городу не подойдет для трюков или застрянет на бездорожье, а на громоздком дерте будет неудобно добираться в офис.
Кроме того, необходимо обратить внимание на допустимую нагрузку. Большинство детских самокатов рассчитаны на вес до 50 кг, а подростково-взрослых — на 100 кг. Модели повышенной прочности способны выдержать 120 или даже 150 кг.
Скорость и маневренность самоката зависит от типа колес и класса точности подшипников. Обычно на городских и трюковых моделях стоят жесткие полиуретановые колеса. Они позволяют развивать высокую скорость, устойчивы к истиранию, не боятся проколов, но плохо амортизируют. Если вы предпочитаете плавную езду без особого разгона, выбирайте самокаты с надувными или резиновыми колесами, обеспечивающими хорошее сцепление с покрытием.
Подшипники для скоростного катания должны иметь класс точности ABEC 7-9. Для прогулок достаточно ABEC 3 или 5. Учтите, что степень износа подшипника обратно пропорциональна его качеству. Высокая точность обработки металла и наличие резиновых пыльников-уплотнителей, эффективно защищающих от загрязнений, увеличивают срок службы детали. Такой подшипник меньше расшатывается и засоряется.
Обращайте внимание на регулировку руля. В моделях с точной системой он выдвигается на нужную длину и зажимается хомутом. Диапазон регулировок не ограничен, но на недорогих моделях механизм требуется периодически проверять и подтягивать.
Если вы собираетесь кататься на большой скорости, выбирайте самокат, оборудованный не только ножным, но и ручным тормозом. Работать обоими немного сложнее, чем одним, зато они действуют более эффективно.
Покупая самокат для маленького ребенка, ищите модели на вырост. Их можно эксплуатировать до 6 лет и далее, пока позволяет вес ребенка. Убедитесь, что выбранный самокат не слишком велик и тяжел. Иначе ребенок не сможет справиться с ним и потеряет интерес к катанию. Для маленьких детей лучше взять более устойчивые самокаты на 3 колесах. К 6 годам ребенок обычно уже хорошо держит равновесие и может кататься на 2-колесных моделях.
Полезные советы от Rollbay.ru
Выбирайте самокаты известных брендов. Серьезные производители дорожат своей репутацией и используют качественные комплектующие.
Не пытайтесь отрабатывать спортивные трюки на складных моделях. Их механизм не рассчитан на такие нагрузки и может подвести вас в самый опасный момент.
Для лучшего сцепления с покрытием выбирайте мягкие колеса (78А–82А). На ровной поверхности лучше использовать жесткие (вплоть до 97А). Они прослужат вам гораздо дольше.
Для малышей и дошкольников очень удобны модели с подсветкой колес. Дети с большим удовольствием катаются на таких самокатах, а родителям легче следить за ребенком.
Самокат кто изобрел
«Наша цель — дарить людям время». История питерского стартапа «Самокат», который захватывает рынок онлайн-доставки продуктов
Евгений Иванов для Inc.
«Наша цель — дарить людям время». История питерского стартапа «Самокат», который захватывает рынок онлайн-доставки продуктов
Иван чесноков
Евгений Иванов для Inc.
— Чего ты боишься больше всего?
— Боюсь успеть не все и не по максимуму.
Вячеслав Бочаров смотрит на полупустой стакан кофе в руках.
Два года назад вместе с другом Родионом Шишковым он основал стартап «Самокат». Это первый в России сервис формата dark store . Курьеры «Самоката» доставляют пользователям еду и товары для дома за 15 минут, до 900 тыс. заказов в месяц.
Распределительный центр, который обслуживает только онлайн-заказы.
— Так случилось, что я не настоящий ретейлер. Моя трудовая деятельность началась в армии. Я провел много времени в Чечне во время второй кампании. После такого начинаешь высоко ценить время и жизнь, — говорит Бочаров.
Чтобы всё успеть, Бочаров и Шишков вкладывали всю прибыль в рост, и привлекали инвестиции. А 2 апреля совместное предприятие Сбербанка и Mail.ru Group объявило о намерении купить контрольный пакет акций «Самоката» — 75,6%. Эта сделка позволит Бочарову и Шишкову сделать всё по-максимуму.
«Самокат» в цифрах:
$1 млн — стартовые инвестиции.
300—700 млн руб. — выручка в 2019 году.
400—800 руб. — средний чек.
>140 складов в Петербурге и Москве на апрель 2020 года.
20 складов открывается в месяц.
900 тыс. заказов в месяц.
Источники: данные компании, подсчеты Inc.
«Самокат» в цифрах:
$1 млн
руб. — выручка в 2019 году.
400—800
руб. — средний чек.
складов в Петербурге и Москве на апрель 2020.
складов открывается в месяц.
>600 тыс.
заказов в месяц.
Источники: данные компании, подсчеты Inc.
Топовое начало
Ненастоящий ретейлер Бочаров на протяжении 15 лет вместе с Сергеем Галицким строил «Магнит» — одну из крупнейших компаний розничной торговли в России и Европе. В «Магните» он прошел путь от директора магазина до заместителя директора всей компании.
— Я занимался вообще всем: операционным бизнесом, потом логистикой, потом создавал с командой магазины «Магнит Косметик». Сейчас это самая большая сеть по продаже косметики в России, — говорит он.
С Родионом Шишковым его познакомил Илья Осколков-Ценципер. В начале 2010-х Шишков и Осколков-Ценципер работали в Yota. Шишков был вице-президентом по инновациям и запускал онлайн-кинотеатр Yota Play. Затем Шишков и Бочаров вместе проработали несколько месяцев в «Почте России», где Шишков переводил сервис в онлайн (в частности, внедрял трекинг посылок для корпоративных пользователей), а Бочаров отвечал за операционное управление.
Брат Родиона Шишкова Кирилл — рублевый миллиардер. Ему принадлежит доля в одном из крупнейших операторов бизнес-центров в Петербурге, компании «Теорема». В 2017 году Родион Шишков создал прототип приложения, в котором арендаторы бизнес-центров «Теоремы» могли заказать платные услуги вроде покупки туалетной бумаги или доставки ламп в офис. Но приложение не сильно заинтересовало владельцев бизнес-центров.
Тогда он решил переключиться на жилую недвижимость и привлек к идее Бочарова. Они бесплатно предоставили нескольким управляющим компаниям приложение, в котором должны были появиться сервисы, предназначенные для жильцов, вроде покупки шин или уборки квартир. Но для появления таких сервисов нужно было привлечь партнеров.
Чтобы наглядно показать, чем выгодно сервисам присутствие в приложении и как оно работает, предприниматели запустили магазин в крохотном помещении управляющей компании и назвали его онлайн-витрину «Магазинчик». Вячеслав Бочаров лично ездил в Metro и закупал товар на свои деньги. На четырех квадратных метрах уместилось около 20 позиций, продукты начали покупать жители близлежащих домов.
Вскоре стало понятно, что успех сервиса напрямую зависит от качества работы управляющей компании.
— Если они хорошо убирают подъезды и меняют лампочки — у нас покупают стиральный порошок. Если нет — ничего не покупают, — вспоминает Бочаров.
Предприниматели решили работать автономно от управляющих компаний. Свои затраты на разработку приложения на начальном этапе существования «Самоката» они оценивают в $100 тыс., извлеченные из собственных сбережений. Тогда же они ушли со своих должностей в корпорациях, чтобы сфокусироваться на собственном проекте.
Счет на секунды
— Мы живем в мире, где все привыкли к цифровым сервисам, дающим мгновенный результат. В банковском приложении ты нажал на кнопку — и все оплатил. А в мире движения физических вещей это всё еще не так. Вроде всё везде онлайн, только никто этим не пользуется, — говорит Шишков.
Друзья осознавали, что сервис, который они задумали, должен работать мгновенно.
Поход в обычный магазин у дома занимает 15 минут или более, считают партнеры. Значит, доставка через приложение должна происходить не менее быстро. Но как этого добиться?
Радиус зоны доставки должен быть очень небольшим — не более 1,5 км. Поэтому нужно оборудовать склады возле домов, куда доставляют товары. И если в обычных магазинах все работает на то, чтобы пользователь находился там дольше, то на складах, наоборот, сотрудники, которые собирают товар, должны делать это максимально быстро, объясняет Бочаров.
Кроме того, в «Самокате» поняли, что машины использовать не выгодно — есть вероятность застрять на дороге или потерять много времени в поисках парковочного места. Курьеры «Самоката» ездят на велосипедах или ходят пешком.
Какие товары хранятся на складах и в каком количестве? Главное — попасть в оптимум, точку с наибольшей эффективностью от операционной модели склада, объясняет Шишков.
— 10 тыс. sku (товарных позиций. — Inc.) далеки от оптимума, потому что на складе будет много малоподвижных товаров. Их редко покупают, а хранить невыгодно. 100 sku далеки от оптимума, потому что следующее добавление увеличивает выручку в 5 раз, а затраты — в 2 раза. Сейчас на каждом складе у нас около 2,5 тыс. товаров, — рассуждает Шишков.
Предположения о должной экономике проекта предприниматели формулировали самостоятельно, потому что на начало 2018 года у «Самоката» не было конкурентов в России, а про похожие сервисы в других странах основатели не знали.
— Когда запустились, мы делали везде одинаково. Потом начали вычислять. Сегодня мы определяем продукты и предпочтения в каждом доме района покрытия. Дальше — масштаб каждой квартиры, — говорит Бочаров.
Быстрый рост и сложности
Чтобы начать движение, «Самокату» была необходима своя IT-инфраструктура, позволяющая отследить, как собираются заказы и передвигаются курьеры, чтобы доставка занимала не больше 15 минут.
Издалека ретейл кажется простым бизнесом. Под большинство процессов в нем сделаны инструменты: для закупок, розничных операций и т. д. Но если ты используешь существующие инструменты, то можешь быть только обычным ретейлером с классическими ограничениями, — говорит Шишков.
Задействовав опыт работы и связи в «Магните» и Yota, предприниматели собрали команду из 15 человек: одна половина занималась офлайном — складами и доставкой —другая разрабатывала инфраструктуру.
На начало 2018 года существовал один склад «Самоката» — он обслуживал смешные 40 заказов в месяц. К этому моменту Бочаров и Шишков потратили около $1 млн и стали искать инвестиции, необходимые для роста. У партнеров получилось собрать около $2,5 млн у частных инвесторов, среди которых были Кирилл Шишков, Алексей Менн, сотрудники фонда Winter Capital Partners и Илья Осколков-Ценципер (он не вкладывал деньги, но помогал разработать дизайн продукта).
На привлеченные средства основатели «Самоката» открыли пять складов в разных районах и увеличили число заказов до 8 тыс. в месяц.
— Нам очень повезло с инвесторами. Мы выбирали их не только ради денег. Они все нас чему-то научили. Например, Алексей Менн научил нас выстраивать прозрачные отношения с инвесторами. Кто-то помог нам построить финансы. Каждый раз мы брали тех, кто нас чем-то дополнял. Это нетоксичные люди, которые готовы слышать и не мешать развитию бизнеса, — говорит Бочаров.
К лету 2019 года деньги от первых инвесторов кончились. Тогда купить «Самокат» предлагали «Яндекс» и Mail.ru Group — но на их условия предприниматели не согласились. Бочаров и Шишков, как и представители «Яндекса» и Mail.ru Group, не комментируют детали предложения.
Наконец, интерес к «Самокату» проявил фонд «Пик-инновации» — дочерняя структура строительной группы ПИК Сергея Гордеева. В июле 2019 года фонд вложил $10 млн в обмен на 27% компании. Тогда же первые склады «Самоката» появились в Москве. По итогам сделки Вячеславу Бочарову принадлежало 24% компании, Родиону Шишкову — 17%. ПИК не комментирует сделку с «Самокатом».
Внутри системы
На одном из старейших складов Петербурга, в спальном районе Кудрово, в помещении площадью около 50 кв. м трудятся сразу несколько товароведов. Как только новый заказ отображается в системе, они быстро перемещаются с тележкой по складу и сканируют нужные товары с помощью специального кольца на пальце.
— Это наша собственная разработка, — говорит начальник по складам «Самоката».
Кольцо позволяет не путать визуально похожие товары, например шоколадки с цельным орехом и дробленым, объясняет он. Чтобы не ошибиться, товаровед берет товар, сканирует кольцом штрихкод, и приложение сообщает, ошибся он или нет. Для этого есть разные звуковые сигналы.
Товары на складе выложены специальным образом: например тяжелый товар вроде воды — всегда у входа, соки — на одной полке, пепси-кола — на другой. Этот порядок никогда не меняется. Также на складе соблюдают температурный режим (к примеру, мясо и молоко хранятся в холодильниках при разной температуре) и товарное соседство (еда не может стоять рядом со стиральным порошком).
В итоге вся сборка одной позиции занимает 10 секунд, уверяют сотрудники склада. Заказ из 12 позиций собирается за 2 минуты. Дальше заказ передают курьерам, а они доезжают на велосипедах до нужного адреса.
Поставщики приезжают на склады каждый день по графику, который «Самокат» выстраивает в каждом районе отдельно, чтобы успеть продать все товары до окончания срока годности. Списывают товары за день до окончания срока годности.
На каждом складе оборудовано небольшое место для отдыха и чая, но в пиковые периоды курьеры почти не отдыхают. За одну поездку курьер «Самоката» может доставить до 7 заказов. В некоторых районах Петербурга «Самокат» указывает клиентам, что привозит товары не за 15, а за 30 минут, — это объясняют логистикой района.
— Мы берем локацию, в которой оптимально находится 20 тыс. квартир и до которой можно добраться с прогнозируемой скоростью, — объясняет Шишков, как в «Самокате» выбирают место, подходящее для обустройства склада.
Поэтому в Петербурге, чтобы избежать проблем с логистикой, у стартапа нет ни одного склада, который обслуживал бы обе стороны Невы.
Конкуренция с «Яндексом»
Российский рынок доставки продуктов и готовой еды стал бурно развиваться в 2019 году. Тогда «Яндекс» запустил в Москве похожий на «Самокат» сервис «Яндекс.Лавка». С февраля этого года он работает и в Петербурге. Также подобные проекты запустили крупные ретейлеры X5 и «Лента». Помимо этого, активно растут стартапы, которые доставляют готовую еду, например «Кухня на районе» в Москве и «Готово» в Петербурге.
Основатели «Самоката» не боятся конкуренции, но и не хотят раскрывать показатели стартапа.
Зачем кормить кого-то информацией? «Яндекс» или Х5 могут строить свои системы воздействия на нас. Если бы я был на той стороне, я был бы очень опасным противником. И если бы ко мне пришла какая-то цифра от них — я бы придумал, как ей воспользоваться, — ухмыляется Бочаров.
Предприниматели не раскрыли выручку за 2019 год. По их словам, в 2019 году компания обработала примерно 1 млн заказов и выросла в 30 раз год к году, а средний чек варьировался в диапазоне от 300 до 700 руб. Следовательно, годовая выручка компании могла составить 300—700 млн руб.
В январе 2020 года сервис обслужил уже 400 тыс. заказов, а во время режима самоизоляции «Самокат» начал выполнять по 30 тыс. заказов в день. Предприниматели не раскрывают расходы, но отмечают, что половина средств уходит на открытие и обслуживание складов (ранее они рассказывали, что на запуск одной точки уходит больше 5 млн руб. — Inc.), а вторая — на развитие IT-инфраструктуры.
В «Яндексе» «Самокат» предпочитают не оценивать, но раскрывают некоторые важные показатели «Яндекс.Лавки». До пандемии средний чек был близок к показателям магазинов у дома и составлял 600-1000 рублей, рассказывает представитель фудтех-направления «Яндекс.Такси» Елена Новикова. Еженедельно открывались 3-4 новые точки, а каждая точка росла на 10-15% по деньгам и заказам. После ужесточения режима самоизоляции средний чек вырос до 1 тыс. рублей, рост количества точек и выручки в последние дни сервис не раскрывает.
Новикова называет среди особенностей сервиса наличие готовой еды и милкитов , специфику ассортимента — большой выбор растительного молока, протеиновых батончиков и продукции маленьких брендов, а также доступ к большой лояльной аудитории «Яндекс.Еды» и «Яндекс.Такси». К конкуренции с «Самокатом» в «Яндексе» относятся скорее позитивно:
Наборов продуктов с рецептами.
— Рынок e-grocery на том этапе, когда сервисы не столько конкурируют между собой, сколько формируют у пользователя привычку покупать продукты онлайн. И любые новые проекты в этом сегменте разогревают рынок, — рассуждает Новикова.
Торговля товарами повседневного спроса в интернете.
В «Самокате» думают так же и не сравнивают себя с «Лавкой» напрямую: «Рынок растёт так стремительно, что игроки не каннибализируют друг друга, а отъедают свою долю у торговых сетей».
По данным агентства «Infoline-Аналитика», в 2019 году объём рынка составил 35 млрд руб., за год он вырос на 50%, и в 2020 году темпы роста сохраняются. По мнению представителя фонда RTP Global, активно инвестирующего в foodtech, объём российского рынка — не менее $100 млн.
В марте аналитики UBS Evidence Lab спрогнозировали, что российский рынок foodtech в 2020 году вырастет на 53%, достигнув 307 млрд руб. Самым быстрорастущим сегментом они назвали online grocery. К 2024 году онлайн-доставка продуктов должна составить около 60% от общего объёма рынка foodtech. На фоне коронавируса объём рынка e-grocery может увеличиться почти втрое, достигнув 100 млрд руб.
Ожидается, что e-grocery будет расти быстрее, чем доставка готовой еды, потому что в этом сегменте ниже уровень проникновения онлайна, а сам рынок продуктового ретейла более ёмкий, считает Елена Новикова.
Сделка с Mail.ru Group и Сбербанком
В начале 2020 года представитель фонда RTP Global объяснял Inc., что выйти на большой объем «Самокату» позволило бы объединение ресурсов с одним из IT-гигантов.
— Если за компаниями e-grocery стоят «Яндекс» или Сбербанк, они могут стать прибыльными. Ведь у них появляется доступ к большому капиталу и клиентской базе, — резюмировал представитель фонда.
2 апреля СП Mail.ru Group и Сбербанка объявило, что в первом полугодии 2020 года закроет сделку по покупке 75,6% в «Самокате» и получит контроль в компании. СП выкупит доли финансовых инвесторов «Самоката», а основатели и менеджмент стартапа сохранят за собой миноритарные пакеты.
В результате сделки «Самокат» свяжут с экосистемами Cбербанка и Mail.ru Group. «Компания получит возможность использовать технологические и операционные наработки партнёров, а также интегрироваться с другими бизнесами совместной платформы», — заявили в Mail.ru Group. Сервис уже сотрудничает с сервисом доставки готовой еды Delivery Club, которым владеет Mail.ru Group: с конца января в этом приложении можно заказать продукты через «Самокат».
Гендиректор Mail.ru Group Борис Добродеев и первый зампред правления Сбербанка Лев Хасис отметили актуальность сервиса в период пандемии коронавируса.
— Распространение вируса заставило людей менять привычки гораздо быстрее, чем ожидалось… Мы сделаем все, чтобы обеспечить быстрой бесконтактной доставкой продуктов и товаров всех, кто в ней нуждается, — заявил Добродеев.
— В текущей непростой ситуации… на компанию также легла социально важная функция по обеспечению продуктами питания людей, находящихся на карантине или самоизоляции. Инвестиция позволит «Самокату» сконцентрировать все силы на этой задаче, — отметил Хасис.
Вирусный рост / Перспективы
Из-за того что люди теперь вынуждены сидеть в самоизоляции по домам, «Самокат» вырос по количеству заказов на 30%. Средний чек тоже вырос — на 25%.
— Мы сейчас делаем всё, чтобы сохранить скорость и качество доставки: приглашаем курьеров и оптимизируем внутренние процессы, — говорит Бочаров. — Правда, временно мы были вынуждены ввести ограничение на минимальную сумму заказа для покупателей в Москве и Санкт-Петербурге — 250 руб. Это временное ограничение, чтобы поддержать стандарт по скорости доставки — 15 минут.
Когда же пандемия закончится и все выйдут из карантина, в планах у основателей «Самоката» — дальнейшая экспансия в Петербурге и Москве и возможный выход в города-миллионники.
Нам нужно расти, чтобы нас не съели конкуренты. Мы могли бы стать прибыльными уже через несколько месяцев, если бы прекратили развитие, — говорит Бочаров.
Получится ли у сервиса сохранить темпы роста и не проиграть конкурентам — вопрос. Сфера e-grocery — тяжёлый бизнес, комментируют в RTP Global: нужно контролировать огромное количество операций, к примеру, как заблокировать деньги на карточке покупателя и дошёл ли курьер до нужного адреса.
Но есть и другое мнение: управляющий электронной коммерцией ретейлера «ВкусВилл» Лариса Романовская уверена, что на рынке e-grocery «нет никаких уникальных сложностей, отличных от тех, что встречаются на пути развития офлайн-ретейла».
Ещё одна боль бизнесов, работающих по модели «Самоката» — это низкая маржа, отмечает представитель RTP Global. Маржу можно увеличить, только если интегрировать в бизнес собственные бренды или продукты, свою готовую еду (в этом сегменте маржа — 60—70%), считает эксперт. В «Яндекс.Лавке» около 20% продаж приходится на готовую еду. Компания планирует увеличивать эту долю, развивая свои dark kitchens.
— Я не видела никого, кто бы перевалил за 15% маржи. Это работает либо когда вы очень маленькие, либо если вы огромные настолько, что у вас появляются скидки от поставщиков, и курьер доставляет 20 заказов за один поход, — комментирует представитель RTP Global.
В «Самокате» не раскрывают долю общей выручки от продаж товаров под собственной маркой: «Можем говорить лишь о том, что маржинальность в таких позициях выше». Под своим брендом стартап продает в основном молочную продукцию: на товары под собственной маркой приходится 40% продаж в этом сегменте. А маржинальность таких продаж — 30-80% в зависимости от категории.
Основатель стартапа «Готово», который доставляет готовую домашнюю еду в Петербурге за 30 минут, Александр Церетели признается, что «как клиент» высоко оценивает работу «Самоката», несмотря на «некоторые оговорки о наличии продуктов»: «Благодаря „Самокату“ у меня уже нет wow-эффекта от быстрой доставки, а ожидание в несколько часов стало казаться немного не от мира сего. Такую скорость доставки и качество не может обеспечить почти никто, потому что нужно перестраивать бизнес-процессы».
Рассказывая о коммерческих перспективах «Самоката», Вячеслав Бочаров прерывается.
— Мне ни разу не было интересно, сколько зарабатывает какой-то герой Дудя. А ты — как он. За прошлый год мы сэкономили людям 47 лет. Время — это единственное, что нельзя восполнить. Ты можешь заработать деньги, купить искусственную почку, но время ты никогда не вернёшь. Продукты и все остальное — это всего лишь средство. Мы даём людям время!
Как URENT стал самым популярным прокатом самокатов на юге России И почему начал экспансию в другие регионы
Узнаваемые желтые велосипеды и фиолетовые самокаты уже давно стали неотъемлемой частью пейзажа Сочи. Сервис поминутной аренды великов и самокатов URENT начинал с 300 велосипедов на «Розе Хутор» в 2018, за два года расширил свое присутствие в 16 городах и в 2021 планирует вырасти до 35 регионов. О том, как все начиналось, перспективах транспорта «последней мили» и экономике концепции шеринга редакция The Village Юг поговорила с основателем компании URENT Андреем Колесником.
Краткий словарь:
Шеринг (от англ. sharing «совместное пользование») — краткосрочная аренда/прокат
Каршеринг (от англ. car «автомобиль» и sharing «совместное пользование») — краткосрочная аренда/прокат машины
Байкшеринг, или Велошеринг (от англ. bike «велосипед» и sharing «совместное пользование») — краткосрочная аренда/прокат велосипеда
Кикшеринг (от англ. kick «самокат» и sharing «совместное пользование») — краткосрочная аренда/прокат самоката
Телематика — область информатики, охватывающая сферу телекоммуникаций. Если говорить о транспорте, это система удаленного контроля состояния автомобиля, велосипеда, самоката и т.д.
Андрей Колесник
Основатель компании URENT
Почему закрылся URentCar
С 2008 года я занимаюсь различным бизнесом в южном регионе: сначала поставлял вендинговые автоматы, затем устанавливал в курортных городах массажные кресла для поминутной аренды и музыкальные аппараты в торговых центрах, в саунах и на автомойках.
В 2014 году после резкого роста курса доллара поставка техники стала невыгодной, а у компании остался большой парк служебных автомобилей. Так появилась идея сдавать машины в прокат, и практически сразу она трансформировалась в идею не просто заниматься прокатом, а делать каршеринг. В тот момент каршеринговые проекты только появлялись в Москве и Санкт-Петербурге, и мы проинвестировали в каршеринговую платформу. Так родился URentCar.
Каршеринг может приносить деньги только в очень большом масштабе
Для развития компании я вкладывал собственные средства, закладывая даже свою недвижимость. На пике у нас было 500 машин в Сочи и Краснодаре. Но прибыли не было, возврат инвестиций происходил медленно. Довольно быстро стало понятно, что такой бизнес может приносить деньги только в очень большом масштабе. Маленькой компании выйти на прибыль нереально. Например, одна машина в URentCar стоила минимум 500 тысяч рублей, а один самокат стоит 35 тысяч. При этом одна машина в месяц приносила до 60 тысяч рублей, а один самокат — до 20 тысяч рублей.
Запуск велошеринга
На велошеринг смотрели давно. Сочи изначально привлекал даже международные компании: туда приезжали представители сервисов O Bike, Ofo. Мы видели, что этот вид транспорта активно развивается в Европе. В Европе я сам пользовался велошерингом и понял, что это будет востребовано в курортных городах. Но с китайскими сервисами договориться не получалось: они готовы были поставлять велосипеды только с привязкой к своим платформам, мы же хотели быть независимыми, чтобы не остаться потом «с куском железа».
Я думаю, на запуск байкшеринга я потратил около 20 млн рублей, но у меня были эти деньги из оборота каршеринга и других бизнесов. Я купил очень дорого первые велосипеды, мы долго разрабатывали замки. Мы покупали китайские велосипеды, которые уже поставляли для Ofo: они были заточены под байкшеринг.
Рекламы у нас не было, мы росли органически. Люди видят велосипед, скачивают приложение и начинают пользоваться
Нам повезло: у нас уже были наработки в области софта для управления парком и понимание, как разработать устройства телематики. Поэтому летом 2018 года мы доработали собственную платформу и уже в августе запустили первые 300 велосипедов на «Розе Хутор». Рекламы у нас не было, мы росли органически. Сама техника на улице привлекает внимание — люди подходят, видят логотип, скачивают приложение и начинают пользоваться.
Очень важным фактором при выборе городов является инфраструктура. Этим отчасти был обусловлен выбор «Розы Хутор»: курорт небольшой по площади и безопасный (меньше будут воровать технику), местные власти активно занимаются развитием курорта, плюс дорогое такси способствовало, что туристы охотнее пользуются сервисами микромобильности.
Источники:
https://paperpaper.ru/photos/peterburgskij-samokat-pervym-v-ros/
https://rollbay.ru/kak-vybrat-samokat/
https://incrussia.ru/fly/samokat/
https://www.the-village.ru/city/industry/kak-urent-stal-samym-populyarnym-prokatom-samokatov-na-yuge-rossii