Седло карбоновое

Кожа или пластик: какое велосипедное седло выбирать

Одни кричат «Brooks», другие кроме карбона ничего больше слышать не хотят. Так какие велосипедные седла выбирать?

  • А вы не забыли подписаться на наш канал Telegram?

Немного истории

От начала развития велосипеда — и до 1970-х годов почти все качественные велосипеды были укомплектованы седлами из кожи. А 70-е XX века начал атаковать пластик. В нынешние времена только на немногие туристические велосипеды высокого уровня устанавливают кожаные седла. Значит ли это, что такие комплектующие устарели? Вряд ли. Они не могли устареть также, как бейсбольные кожаные перчатки!

Требования к хорошему седлу

Нормальное седло должно:

  • иметь покрытие, и это покрытие должно быть гладкое, но не скользкое;
  • седло должно быть эластичное и износоустойчивое;
  • оно должно «дышать».

Седла из кожи

Кожа, используемая в хороших качественных седлах, вполне удовлетворяет всем выше описанным требованиям. А самое главное преимущество: кожаное седло значительно удобнее своего современного конкурента.

Но: такие седла подходят не для всех. Они значительно тяжелее пластиковых / карбоновых и требуют времени на «разнашивание» (обкатку). Новое седло из кожи жесткое и твердое. Чтобы оно разносилось, требуется проехать несколько сотен километров. К тому же данная вещь требует ухода. Если за ней не ухаживать или делать это несоответствующим образом, она в итоге может испортиться.

Современный велосипедист покупает байк, произведенный значительно позже 1970-го. А это значит, что его велосипед с вероятностью на 99,9% был укомплектован не кожаным седлом. В свою очередь это означает, такие райдеры не имеют опыта использования кожаных седел.

Другая часть велосипедистов может и имела седло из кожи на своем первом велосипеде, но они скорей всего не умели и никогда правильно не обкатывали / не ухаживали за такой вещью. Эти райдеры читали или слышали, что кожаное седло после обкатки более комфортное, чем пластиковое, но думают, что процесс обкатки (разнашивания) очень сложный и болезненный. Поэтому, часто при выборе отдают предпочтение современному варианту.

Кожаные седла идеально адаптируются под таз только после разнашивания

Кожаные седла идеально адаптируются под таз только после разнашивания

Седло из кожи подобно хорошей обуви или бейсбольным перчаткам: по мере использования становится мягче и формируется под формы конкретного велосипедиста. Часть тела, которая сильней давит на седло растягивает его и делает мягче, таким образом выравнивая нагрузку. Это будет происходить до того момента, пока седло не примет идеальную форму конкретного ездока.

Также такие седла хорошо проявляют себя в жаркую погоду, так как не имеют теплоизолирующей подкладки. То есть они дышат, пропускают испарения, прохладу, и крайне редко вызывают натертости.

Седла из кожи дышат и крайне редко натирают

Седла из кожи дышат и крайне редко натирают

Современные пластиковые седла

Начнем с преимуществ над кожаными:

  • седла из пластика легкие;
  • не промокают;
  • пластик не надо разнашивать;
  • цена— пластиковыедешевле.

Основная масса седел из пластика имеют мягкую подкладку и основу, которые обычно изготавливают под «среднестатистического» велосипедиста. Очень не факт, что ваша «пятая точка» попадет в эту «среднестатистическую» категорию. Поэтому скорее всего придется подыскивать конкретное седло под ширину седалищных костей вашего таза (обычно именно этим все обычно и заканчивается).

Пенополиэтилен, пенополиуретан и другие материалы, используемые в качестве подкладки в седлах из пластика, являются хорошими теплоизоляционными материалами. Это означает, что они отлично удерживают испарения и тепло, что не есть хорошо в жаркую погоду. Решить проблему удалось с помощью проделывания специальных вентиляционных отверстий в основе седла. Решение простое и довольно выгодное, но такие седла стоят несколько дороже обычного.

Пластиковые (карбоновые) седла легкие, не промокают, сравнительно недорогие

Пластиковые (карбоновые) седла легкие, не промокают, сравнительно недорогие

Подводя итоги

Все велосипедные седла хороши. Главное — чтобы они подходили под ширину вашего таза. Остальное — дело вкуса и толщины кошелька. Экспериментируйте, и методом проб да ошибок вы обязательно найдете то, что поможет вашей езде на велосипеде превратиться в неистовое удовольствие.

Желаете получать наши статьи в социальных сетях? Подписывайтесь на наши каналы в Twitter, Telegram и Facebook!

Седло карбоновое

Гражданский проспект, 118к1
Трасса Юкки 1 (Мега Парнас)

Будни с 10:00 до 22:00
Выходные с 10:00 до 23:00

Главная />SKI блог />Карбоновые велосипеды — самые популярные модели

Карбоновые велосипеды — самые популярные модели

Карбон представляете собой композит, который несколько лет назад стал самым желанным материалом для велосипеда не только профи, но и любителя.

Нити углеродного волокна сплетаются крест на крест, пропитка полимером, например, эпоксидной смолой, создает полотно, позволяющее выпускать прочные несущие конструкции .

Рассмотрим, стоит ли приобретать велосипед из карбона, ведь он будет в разы дороже алюминиевого аналога.

Содержание:


Что такое карбон

Карбон – это тканый материал, нити которого превосходят по прочности алюминий. При производстве они особым образом обрабатываются и формуются.

На основе материала производят следующие конструктивные элементы:

Это основные компоненты, которые часто подбираются для самостоятельной сборки или модернизации байка.

Есть и другие элементы из композита, но в основном это детали, воспринимающие нагрузки в продольном и поперечном направлении.


В чем плюсы карбоновой рамы

Выделяют несколько преимуществ карбона в сравнении с металлом:

снижение веса конструкции, при прочих равных обычная рама горного велосипеда оказывается легче до 600 гр;

прочность. Зависит от положения нитей, например, на перья действуют продольное напряжение, а поперечное снижено, потому нити укладываются вдоль. На каждом конструктивном элементе положение нитей подбирается индивидуально, в зависимости от особенностей нагрузки;

гашение вибраций. Материал отлично перераспределяет вибрации и удары от неровностей дороги по всей своей поверхности. Однако, на горном велосипеде с амортизаторами и приспущенными шинами эффект будет заметно слабее, чем на дорожнике. Особенно заметен эффект при установке руля и выноса;

— даже при длительной эксплуатации композит не теряет своей жесткости. Кроме того, структура не накапливает внутренние напряжения и усталость, то есть структура карбона и его характеристики не зависит от времени.

Усталость металла свойственна алюминиевым и стальным рамам, это свойство подразумевает накопление внутренних напряжений в структуре при длительной эксплуатации;

ремонтопригодность. При повреждении детали достаточно просто восстановить, причем, восстановленный участок практически не теряет несущих характеристик. Поломки могут происходить при падениях и ударах, карбон плохо держит точечные удары, потому может легко треснуть или даже проломиться.


В чем минусы карбоновой рамы

Недостатки:

— несмотря на свои качества, карбон может ломаться, особенно при точечных ударных воздействиях, не соответствующих положениям нитей. Точечные удары часто приводят к повреждениям, вплоть до серьезных поломок рамы;

— негативным аспектом является цена, один только вынос руля может стоить 6-7 тысяч рублей. Однако, карбон на велосипеде позволяет сэкономить в пределах 1-1,5 кг;

прикипание. Если неподвижно установить детали из карбона, например, подседельный штырь в раме, то через некоторое время они буквально сливаются в целое. Разъединить их без поломок очень сложно, а для предотвращения этой проблемы необходимо использовать специальные смазки.


5 самых покупаемых моделей карбоновых велосипедов в РФ

Популярность карбона растет, несмотря на значительную разницу в цене и тот факт, что большинство любителей едва ли чувствуют разницу. Рассмотрим некоторые варианты, которые чаще всего выбирают российские велосипедисты.

Так же, если вы хотите попробовать данный композит в деле, приходите в наш прокат велосипедов , у нас есть модели из карбона.


Cannondale Supersix 5 105

Цена: 45-50 тысяч рублей.

Разработка США, производство КНР.

Шоссейный велосипед, с которым можно оценить преимущества карбона перед металлами.

Достоинства:

— настоящий спортивный велосипед за умеренные средства;

— можно использовать для участия в соревнованиях;

— навеска качественная, но не очень дорогая, что позволило ограничить рост цены.

Недостатки:

— многие райдеры жалуются на скудную комплектацию.

Хороший универсальный велосипед, цена для класса привлекательная, хотя на момент появления он стоил более 100 тысяч. Навесное оборудование качественное, некоторые компоненты Shimano.

Кроме того используются: шатуны Gossamer Pro BB30, седло Prologo Scratc, комфортное для дальних поездок, вилка жесткая SuperSi, тормоза Tektro R580.

Несмотря на происхождение, контроль со стороны предприятия-разработчика стал гарантией качества велосипедов.


Scott CR1 Comp

Цена: в среднем 70 тысяч рублей.

Разработка США, производство КНР.

Шоссейник, который подойдет для «дальнобоев», состязаний и тренировок.

Достоинства:

— эффективная система гашения вибрации Scott SDS;

— качественный карбон позволил добиться оптимального соотношения между весом и прочностью;

— продуманная эргономика, особенно ощущается при дальних поездках.

Недостатки:

— тормоза достаточно слабые и считаются ненадежными;

— зимой использовать велосипед нельзя.

Хороший спортивный снаряд, который позволит почувствовать преимущества облегченных карбоновых компонентов конструкции. В конструкции используются компоненты Shimano, в частности трансмиссия.

Важно учитывать, что это техника без амортизации и скорее любительского уровня, потому эксплуатировать ее лучше аккуратно, иначе износ ускоряется в разы.


Merida Big Nine XT

Цена: 85-120 тысяч рублей.

Производство Тайвань, компания является одним из крупнейших брендов , выпускающих велосипеды.

Хард-тейл, универсал, предназначен для бездорожья и асфальта. Полупрофессиональное оборудование, модель хорошо зарекомендована для кросс-кантри.

Достоинства:

— проверенный производитель, качество техники и комплектующих на высоте;

— хороший ход вилки — 100 мм, интенсивная амортизация.

Недостатки:

— если не требовать от велосипеда большего, чем позволяет его специализация, недостатков модели компании не имеют.

Данный байк демонстрирует множество вариантов сборки, модификаций, этим вообще славится «Мерида». Хардтейл приспособлен для покорения бездорожья, но не жесткого, так как амортизация недостаточна для сложных трасс.

Оснащение варьируется от начального уровня, когда используется обвес Shimano, до профессионального – SRAM.


Bianchi Infinito

Цена: 130-160 тысяч рублей.

Итальянский велосипед, компания является старейшим производителем велосипедов на данный момент.

Спортивный снаряд, подойдет для соревнований, причем, за счет небольшого веса (7,4 кг) позволит получить хорошую фору перед соперниками на более доступных моделях.

Достоинства:

— отличный показатель веса, который достигается как раз благодаря карбону. Экономия массы составляет более 1 кг в сравнении с идентичными моделями из сплавов;

— высокая стабильность на скорости, благодаря способности композита поглощать вибрации.

Недостатки:

— кроме стоимости у детища культовой марки недостатков быть не может.

Полупрофессиональный спортивный снаряд, из карбона выполнена рама, штырь, вилка.

Велосипед очень близок к профессиональному весовому стандарту – 6,5 кг, потому позволяет ощутить в полной мере возможности шоссейника из карбона.


Specialized Tarmac 4 Expert

Цена: в среднем 110 тысяч рублей.

Разработан в Соединенных Штатах, производство КНР.

Шоссейник, несмотря на хорошее оснащение далек от профессионального уровня, но участвовать в соревнованиях можно.

Достоинства:

— качественный карбон, прочный и легкий. В сравнении с альтернативами рама и вилка из углепластика позволяет сэкономить более килограмма;

— хороший вариант для оценки разницы между металлами и композитами.

Недостатки:

— достаточно высокая цена, но для спорта его возможностей будет маловато, разве что для тренировок;

— уязвим перед точечными ударами.

В конструкции использованы надежные узлы, включая Shimano. Компоновка классическая хардтейл, из карбона выполнена рама, вилка, рама седла из титанового сплава, обода алюминиевые.

Тормоза крайне эффективны, их относят к профессиональному классу. Впервые модель появилась в 2014 году, с тех пор практически не упала в цене, что явно свидетельствует о качестве.

Марка встала в один ряд с известнейшими производителями, в частности этому поспособствовали многочисленные победы в спортивных состязаниях, которые именитые спортсмены выигрывали на этих велосипедах.


Кому нужна карбоновая рама, а кому нет

Оценить необходимость рамы из карбона можно по стилю катания.

Материал неразрывно связан со спортом, так как там каждая сотня граммов – это разница между победой и поражением. Маунтинбайк и все его дисциплины неразрывно связаны с использованием передовых технологий.

Любители дорожных велосипедов так же по достоинству оценят карбон. Он позволяет добиться облегчения конструкции, хорошо справляется с гашением вибраций.

Последний аспект не спасет от съездов на грунтовку или езды по плохому асфальту.

Если велосипед оснащен амортизаторами, тем более для двухподвесов, особой разницы наличие композита не даст. В таких дисциплинах, как эндуро и даунхилл, карбон не дает особой разницы.

Так же значительно ослабляют эффект колеса со сниженным давлением.


Заключение

Подытожить можно отметив, что карбон – это инновация, соответственно направлена в первую очередь на спортивную сферу.

Среднестатистическому велосипедисту ни к чему высчитывать сотни граммов веса своего транспорта, а переплата очень существенная.

В случае, когда есть желание испытать чудесные свойства карбона за умеренные деньги, можно установить из него только часть компонентов.

Например:

— вынос руля из углерода;

Есть менее качественные решения, которые практикуют китайцы на своих байках, часто используется алюминиевая рама, которая только снаружи покрывается тонким слоем карбона для вида.

Это только утяжеляет конструкцию и не имеет других преимуществ, кроме внешнего вида.

Такая конструкция стоит дороже, а реальной пользы вообще не имеет. Так же и с некачественным карбоном, например, слишком тонким, он довольно хрупкий, хоть и легкий.

Действительно ли нужен карбон на велосипеде

К карбону в велосообществе отношение особое — кто-то его боготворит, а кто-то считает разводкой хитрых маркетологов. Было время, когда любой карбоновый компонент повышал статус катальца: велосипед с карбоновой рамой позволял владельцу смотреть на остальных велосипедистов, как герою Леонова в фильме Кин-Дза-Дза на пацаков. 🙂

Да что там, хватало всего лишь карбонового руля, чтобы почувствовать приступ острого удовлетворения. Ушлые китайцы быстро просекли фишку и предложили страждущим карбоновые компоненты в стиле «казаться, а не быть» — алюминий, сверху покрытый карбоном. В результате вес и цена такого «карбона» оказывались больше алюминия. Дикие были времена, да.

Прошли годы, и теперь отношение к карбону стало гораздо более спокойное, в большей степени практичное. Если раньше вопрос «зачем карбоновая рама на велосипеде» даже не вызывал никаких сомнений — понятно же, если карбон, значит топовая модель — то сейчас меня периодически спрашивают, стоит ли тратить на карбон деньги, какие ощущения от езды, действительно ли гасит вибрации и т.д.

Я не большой специалист по карбону, поэтому выскажу свою точку зрения на основании опыта, и надеюсь, более продвинутые читатели дополнят статью своим мнением, чтобы тем, кто выбирает, было проще понять общую картину.

Так ли хороши карбоновые рамы

Итак, мне довелось кататься на двух карбоновых велосипедах: mtb Specialized Stumpjumper HT и шоссейный самосбор на китайской раме. В первом случае мной двигала страсть к экспериментам и фетишизм — продав свой любимый, но алюминиевый Specialized Epic, мне обязательно захотелось карбона. Для шоссера же карбон выбирался исключительно по соображениям необходимости снижения вибраций.

Карбон на горном велосипеде

Что касается MTB, то я вообще не понял, в чем разница. Ну вот вообще никак! Да, рама весила почти на полкило меньше, чем аналогичная алюминиевая, но в плане ощущений я не понял ничего. Подсознательно ожидаешь от карбоновой рамы какой-то пружинистости, упругости (пластмасса же типа), но ничего подобного — даже при жестком вваливании рама сохраняет жесткость, как будто сделана из алюминия, и это круто само по себе.

Что касается вибраций…. ну, про какие вибрации мы говорим, если есть вилка Fox с ходом 100мм и бескамерные шины с низким давлением. Боюсь, что всё это гасит любые вибрации гораздо эффективнее, чем карбоновая рама. 🙂 Поэтому я просто закрою вопрос карбоновой рамы на горном велосипеде — моё мнение: да, карбон это современный материал и обязан присутствовать на велосипедах высокого уровня. Он легче и как минимум не менее жесток при педалировании, чем алюминий. Но стремиться взять именно карбоновый горный байк я бы не советовал. Нужно сравнивать цены и смотреть разницу в обвесе.

Карбон на шоссейном велосипеде

А вот шоссер приятно удивил — накачанные до 9 атм слики дают крайне малую амортизацию и вся тряска передается на раму, а карбон как-то умудряется эти вибрации распределять по всему велосипеду. В результате, ощущения заметно лучше, чем на алюминии. Но не стоит строить иллюзий насчет гашения вибраций — когда вы это читаете, то имейте в виду, что разговор идет на уровне сложно уловимых нюансов. Я не удивлюсь, что если дать прокатиться непричастному человеку, то он просто не заметит разницу.

Есть какое-то приятное чувство, но я не возьмусь его описывать, это что-то похожее, когда едешь на хорошей шоссейной стальной раме. А может, и не похожее… сложно описать. Может, в комментариях кто-то сможет сформулировать более осмысленно. 🙂

В целом, гашение вибраций на шоссере имеет место, но это не выглядит так, что вы едете по разбитому асфальту как по маслу. Карбоновая рама хорошо жрет мелкие вибрации от микротрещин в дорожном полотне, но даже в этом случае вы ощущаете огрехи асфальта, просто в ослабленном виде. А вот на колдобинах и выбоинах вас будет трясти так же, как и на алюминии, никакой карбон не сможет обеспечить амортизации.

Именно поэтому я хочу себе гравел байк, чтобы можно было поставить шоссейные покрышки 32-32 и еще зазоры для крыльев остались. Более широкая резина и давление поменьше обеспечит гашение вибраций и какую-никакую амортизацию. Карбоновая рама, руль и подседел к гравелу подойдут идеально, но совсем не обязательно.

Короче, мой вывод по карбоновым рамам — на горном байке это в большей степени лишь история с облегчением велосипеда, но на шоссейнике с тонкими колесами карбон — вещь полезная в практическом смысле. Всё зависит от состояния финансов — если с деньгами всё хорошо и вы ищете велосипед высокого уровня, то скорее всего карбон будет по умлочанию. А если выбираете вел на последние деньги, то даже не смотрите в сторону карбоновых рам: придется заплатить от 50 до 100% сверху цены от аналогичного по сетапу велосипеда на алюминиевой раме.

Есть еще такое мнение, что лучше взять байк на карбоновой раме, но с плохим обвесом и постепенно его апгрейдить более дорогими компонентами. По-моему, это в большей степени просто покупка в своеобразную рассрочку. Фактически, снимать с велосипеда рабочие компоненты и заменять их на другие — это бессмысленная переплата. Если готовы заплатить за свои игры, то почему бы и нет, апгрейды — весьма занимательная вещь. Я же последнее время хочу просто кататься, а не придумывать сетапы и апгрейдить железо — если я не могу или не хочу себе позволить дорогой вел, то просто возьму дешевле и буду пользоваться им по назначению. А когда придет время, куплю другой.

Что касается самосбора на китайском карбоне, то тут надо понимать, что карбон бывает очень разный. Есть китайский карбон недорогой, но тяжелый, есть легкий, но ломучий, есть карбон дешевый, но по факту оказывающийся алюминием с карбоновым покрытием. Когда я себе искал раму для шоссера, то сделал выбор на основании многочисленных отзывов в сети и мнения знакомых катальцев. Брать наугад любую карбоновую раму с Ебея или Али не советую, сначала изучите, что сейчас покупают веломаны с форумов.

Карбоновые компоненты

Так как карбоновая рама — удовольствие не из дешевых, то многие решают хотя бы частично прикоснуться к прекрасному — купить карбоновый руль, вынос или подседел. Имеет ли это смысл с практической стороны?

Самая полезная карбоновая вещь на велосипеде — это руль. Я ощутил пользу от карбонового руля даже на мтб с амо-вилкой, на шоссере же он еще лучше работает — под действием веса ездока концы руля немного пружинят — это снимает вибрации. Ставьте карбон обязательно, если позволяют финансы. Я пробовал не один карбоновый руль на своих горных байках, и могу посоветовать вот этот с точки зрения хорошего сочетания цена/качество. Возможно, есть и другие варианты на сегодняшний день, но всё не перепробуешь.

Про карбоновый вынос ничего сказать не могу — почему-то я не смог заставить себя выбросить 100-150$ за маленький кусочек карбона. 🙂 Подозреваю, что он тоже должен вносить немалый вклад в снижение вибрационной нагрузки на руки.

С подседелом из карбона всё гораздо более неоднозначно. Если говорить о шоссейнике, то эффект снижения вибраций присутствует, но очень зависит от модели подседела и веса ездока. На горном велосипеде опять-таки, из-за широких шин, вклад карбона сложнее проследить. Если бы меня спросили — стоит ли ставить карбоновый подседел с целью избавления от вибраций, то исходя из своего опыта я бы ответил так: если есть деньги — конечно, ставьте, особенно на шоссер.

На мтб эффект заметен меньше, но всё же он есть. Эффект более ощутим для тяжелых велосипедистов. К сожалению, я сейчас не помню, какие карбоновые подседелы стояли на моих велосипедах, помню, что один был Ritchie, но модель запамятовал.

С другой стороны, когда речь заходит о комфорте, то может быть, есть смысл посмотреть на параллелограммные амо-подседелы , на турингах, гравелах, да и на прогулочных мтб такая штука очень уместна. Весит немало, стоит дорого, но хорошо амортизирует — малая амплитуда по правильной траектории.

Насколько карбон легче алюминия

Всё зависит от конструкции — порой алюминиевая рама может весить легче карбоновой. При прочих равных, карбон легче процентов на 30, разница рам одной ростовки будет 400-600 грамм. Облегченные алюминиевые рамы весят почти так же, как карбоновые, но сильно проигрывают в надежности — благодаря баттингу и гидроформированию в мало нагруженных местах алюминий больше похож на фольгу.

В целом, при использовании рамы и «палок» из карбона, можно облегчить велосипед на 1-1.5 килограмма.

Так всё таки — стоит поднапрячься и взять карбоновый велосипед?

Не являясь ни любителем, ни отрицателем карбона, я могу сказать следующее: пока что карбоновые рамы и компоненты остаются достаточно дорогими, поэтому вопрос целесообразности их приобретения зависит исключительно от состояния кошелька. Карбон почти по всем характеристикам лучше алюминия, и лишь цена является стоп фактором для многих велосипедистов.

Карбон легче алюминия и как минимум, не хуже по долговечности, снижает вибрационную нагрузку на руки и позвоночник. Имеет высокую жесткость в области кареточного узла (что повышает эффективность педалирования). В конце концов, карбон выглядит интереснее. Почти все современные велосипеды высокого уровня категории шоссе и MTB имеют карбоновые рамы. Разница в цене с алюминиевой моделью при идентичном обвесе — условная тысяча долларов. Покупатель решает, нужно ли ему переплачивать эти деньги.

Алюминий на сегодняшний момент ни в коем случае не является устаревшим материалом для велосипедных рам и компонентов. Он достаточно легок, а избыточную жесткость можно смягчить покупкой карбоновых руля и подседела. Если разница в цене алю и карбонового байка заставляет вас залезать в долги или дольше копить, то плюньте и купите алюминий.

Есть такое обманчивое ощущение, когда покупаешь дорогую вещь: типа, живу один раз, куплю велосипед мечты, и он мне теперь до пенсии будет. Это фигня — через два года ваш велосипед мечты морально устареет, надоест, появятся новые тренды на рынке и вы снова начнете выбирать новый байк. Так что не стоит излишне напрягаться, чтобы купить вещь, которую не можете себе позволить.

Прошу читателей поделиться мнением насчет карбона, особенно, если вы являетесь ярым приверженцем — расскажите, чем он вас так привлекает.

Чтобы не потерять этот сайт из виду: пройдите по ссылке — вы получите извещение о выходе новой статьи на емейл. Никакого спама, отписаться можно в пару кликов.

Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:

Источники:

https://bikeandme.com.ua/novickam/vybor-aksessuarov/983087-kozha-ili-plastik-kakoe-sedlo-vybirat
https://prokatski.ru/interesnoe/111-karbonovye-velosipedy
http://kotovski.net/deystvitelno-li-nuzhen-karbon-na-velosipede/