Шарнир подвески велосипеда
Двухподвесы – горные велосипеды для экстремального катания, отличающиеся наличием амортизации обоих колес и рядом иных конструктивных особенностей.
Изначально двухподвесы разрабатывались как сугубо профессиональные велобайки для спортсменов, но на фоне роста потребительского спроса – в наши дни двухподвесные велосипеды разделились на две основные подкатегории: профессиональные (действительно спортивные) и прогулочные модели. Последние отличаются, от спортивных версий: использованием менее прочных материалов в конструкции рамы, установкой амортизаторов с укороченным ходом, а также применением обвеса начального уровня (всё это для снижения стоимости).
От более распространенных хардтейлов и ригидов, велосипеды типа двухподвес отличаются не только двойной амортизацией, но и особой геометрией рамы – учитывающей, что задний треугольник монтируется отдельно. Помимо этого на качественном горном двухподвесе спортивного уровня всегда используются дисковые тормоза. А оснащение профессиональных моделей исключает «типично городские» аксессуары (например крылья и багажник).
Если же говорить о подвеске, то передняя амортизационная вилка – это, конечно, обязательный «элемент» двухподвеса, но он подробно рассмотрен в публикации о хардтейлах, поэтому рассмотрим «основной признак» двухподвеса…
Задняя подвеска
Варианты конструктивных решений амортизации заднего колеса велосипеда имеют несколько вариантов исполнения:
- Единый задний треугольник (URT) – один из самых дорогих и постепенно исчезающих с рынка типов подвески характеризующийся использованием подрессоренного заднего треугольника, который включает в себя всю трансмиссию (в том числе каретку) и крепится к раме через шарнир, образуя массивный маятник.
Подвеска данного типа отличается сниженной нагрузкой на цепь и звездочки (что повышает их долговечность) и практически полным отсутствием отдачи на педали. С другой стороны она весьма требовательна к качеству амортизатора, которому приходится испытывать большую нагрузку. Еще один существенный недостаток конструкции типа «единый треугольник» – при езде стоя все преимущества сводятся практически к нулю из-за слишком громоздких размеров маятника. - Плавающая подвеска – модернизированный и самый дорогой вариант URT-подвески, отличающийся установкой каретки на отдельном шарнирном звене между основной рамой и задним маятником. Используется на некоторых профессиональных моделях от Mongoose, Maverick и GT. Такая система за счет собственного движения каретки обеспечивает снижение эффекта раскачки при педалировании и максимально нейтрализует отдачу на педали. В остальном схожа с классической URT-подвеской, в том числе полностью унаследовала все ее недостатки.
- Многорычажная – самый распространенный вид задней подвески двухподвесных велосипедов на сегодняшний день. Включает несколько вариантов (большое «разнообразие с отличием в мелких деталях» которых возникло из-за того, что каждый производитель стремится запатентовать своё конструктивное решение). В целом многорычажная подвеска представляет собой систему, в которой заднее колесо соединяется с основной рамой через набор рычагов и шарниров, количество которых варьируется в зависимости от «крутизны» бренда/модели.
Наибольшее распространение на профессиональных моделях получила четырехрычажная система (Horst Link), впервые запатентованная компанией Specialized. Именно такой вариант многорычажки обеспечивает максимальную мягкость катания и не теряет своих рабочих свойств во время торможения.
С другой стороны, любая многорычажка требует постоянного обслуживания шарнирных соединений и способствует раскачке велосипеда при активном педалировании. - Однорычажная (консольная) – самый первый вариант задней подвески, с которого началось зарождение класса двухподвесов. Отличается простой конструкцией в виде заднего треугольника (маятника), который снизу соединен с рамой через шарнир, установленный выше каретки, а сверху через амортизатор.
Данный вид подвески более долговечен, чем многорычажка, обеспечивает меньшую раскачку при педалировании, но при этом имеет склонность к гораздо более ощутимой отдаче на педали и хуже работает во время торможения.
Не стоит путать двухподвесной велосипед с набирающими популярность прогулочными велобайками типа «софтейл» – тоже оснащаемыми задним амортизатором, но который при этом имеет очень малый ход и крепится, как правило, к верхним перьям заднего треугольника. Да и рама у софтейлов, как правило, практически идентична обыкновенной раме хардтейла.
Плюсы и минусы
Как и у любого другого вида велосипедов, у двухподвесных велобайков есть свои достоинства и недостатки. К объективным преимуществам двухподвесов можно отнести:
- Комфортное катание на бездорожье
- Снижение нагрузки на суставы при преодолении препятствий
- Лучшее сцепление заднего колеса с поверхностью трассы
- Лучшая устойчивость и управляемость (в сравнении с хардтейлами)
- Эффектный внешний вид
Но отчасти эти преимущества нивелируются ощутимыми недостатками:
- Более высокая цена
- Повышенные требования к качеству комплектующих
- Необходимость в более частом техническом обслуживании
- Ускоренный износ цепи и звездочек
- Увеличенный вес велосипеда
- Сниженный КПД педалирования (из-за рассеивания части энергии «в рычагах задней подвески»)
Разновидности
Выше уже упоминалось, что современные двухподвесы подразделяются на прогулочные модели и спортивные (рассчитанные на любителей и профессионалов экстремальных видов велоспорта).
Прогулочные модели ориентированы на широкий круг потребителей – которые не собираются покорять настоящее горное бездорожье или ставить мировые рекорды, а ограничиваются катанием в черте города или у себя на даче (по более-менее ровным грунтовым дорогам) и лишь изредка выбираются на бездорожье с несложным рельефом. Более того, значительная доля покупателей приобретают двухподвес исключительно из-за его привлекательного внешнего вида – именно поэтому производители «бюджетных двухподвесов», в первую очередь, уделяют внимание дизайну велобайков, а не надежности его конструкции (из-за чего «прогулочные двухподвесы» категорически не рекомендуется нагружать «по полной программе»).
Что касается спортивных моделей любительского и профессионального уровня, то они отличаются друг от друга в зависимости от «дисциплины»:
Бэккантри (All Mountain / BackCountry) – универсальный вариант (гибрид) горного велосипеда, рассчитанный на спортсменов, катающихся в различных стилях. Велобайки данного типа имеют вес в районе 13
17 кг, а ход их задней подвески ограничен 100
170 мм (в зависимости от модели).
Даунхилл (Downhill ) – спортивная дисциплина, предусматривающая скоростной спуск с горы по трассе с многочисленными препятствиями. Для даунхилла используются двухподвесы массой 13
18 кг, оборудованные колесами диаметром 27,5 дюйма с усиленными ободами. Рабочий ход подвесок обычно достигает 200 мм сзади и 203 мм спереди, а в качестве тормозов рекомендуется использовать только мощные 4-поршневые гидравлические системы роторного типа с дисками диаметром 180
220 мм. Кроме того, у даунхилльных двухподвесов «завалены» углы наклона вилки и подседельного штыря (это обеспечивает лучшую устойчивость на высоких скоростях). Ну а для повышения контроля над велосипедом – все модели оснащаются широким рулем с коротким выносом.
Форкросс / байкер-кросс (4Х) – дисциплина, созданная на базе даунхилла. Ее основное отличие – нахождение на трассе 4 гонщиков в рамках одного заезда, из-за чего сама трасса гораздо шире – для обеспечения свободного обгона и одновременного прохождения препятствий (сложность которых снижена ради увеличения скорости прохождения трассы).
Двухподвесы для форкросса отличаются от даунхилльных моделей использованием зауженных покрышек, заниженным центром тяжести, увеличенным расстоянием между колесами, использованием навесного оборудования облегченной массы и передней вилки с ходом не более 140 мм. Кроме того, в задней подвеске используются только короткоходные амортизаторы. Все это в целом гарантирует более высокую скорость и повышенную маневренность катания.
Дёрт (Dirt ) – дисциплина, предусматривающая катание и (иногда) выполнение трюков на подготовленной грязевой трассе с трамплинами для прыжков. Двухподвесные дёрт-байки используются только на трассах с трамплинами, имеющими большой пролет – поэтому высокопрочная алюминиевая или карбоновая рама у них дополняется 26-дюймовыми усиленными колесами и задним амортизатором с ходом 100
150 мм (для гашения энергии приземления). Кроме того, особенностями двухподвесов для дёрта можно назвать заниженное расположение каретки, удлиненную раму, угол рулевой трубы на уровне 68
70 градусов, а также использование усиленных шарниров задней подвески.
Кросс-кантри (Cross Country) – одна из самых распространенных дисциплин, подразумевающая гонку по пересеченной местности с обязательными спусками, затяжными подъемами, дорожными препятствиями и скоростными участками. От велосипеда для кросс-кантри требуется достаточная универсальность, выносливость конструкции и удобство управления. Поэтому двухподвесы для этой дисциплины должны иметь легкую крепкую раму, колеса с покрышками увеличенной ширины и «умеренной зубастостью», а также блокируемую заднюю подвеску с ходом 80
120 мм и провисанием 15
Трейл (Trail) – промежуточная дисциплина, сочетающая в себе элементы классического кросс-кантри и легкого фрирайда. Велосипеды для трейл-соревнований имеют более «жесткую» (в плане свойств упругости материала) раму (чем байки для кросс-кантри), а ход их задней подвески обычно составляет 100
150 мм при провисании 20
Фрирайд (Freeride) – самая экстремальная дисциплина, включающая скоростные гонки по, чаще всего, неподготовленным природным трассам с множеством обрывов, крутых склонов, узких петляющих троп и т.п. Двухподвесы для фрирайда имеют вес в 13
18 кг, ход вилки до 250 мм, а также усиленную заднюю подвеску с ходом амортизатора до 200 мм и провисанием 25
35%. Тормоза на фрирайдных двухподвесах исключительно дисковые, с гидравлическим приводом. А количество скоростей трансмиссии, как правило, ограничено 10-ю. Кроме того, велобайки данного класса комплектуются специальными увеличенными покрышками с внедорожным протектором.
Лучшие двухподвесы
Как говорится «совершенству нет предела» и понятие «лучший» во многом весьма относительное. К тому же, на сегодняшний день, рынок двухподвесных горных велосипедов буквально завален сотнями разнообразных моделей – которые можно поделить на три условные категории: начальный уровень (недорогие), любительские байки (среднеценовой сегмент) и профессиональные спортивные модели (очень дорогие)… мы расскажем о наиболее популярных (среди российской молодежи, любителей велоспорта и профессиональных рейдеров) марках и моделях двухподвесных велосипедов (т.е. о «лучших» с точки зрения «выбора потребителей»).
Начнем с самых доступных по цене двухподвесов начального уровня – это типичные велосипеды прогулочного сегмента, главное преимущество которых: стильный дизайн. Ни один представитель данного сегмента не годится для катания в вышеперечисленных спортивных дисциплинах. Их удел – это исключительно спокойная езда в условиях города и незначительного бездорожья. Виной всему крайне низкое качество используемых комплектующих, дешевые и не очень крепкие материалы рамы, а также конструкция в угоду дизайна (а не надежности и комфорту). Все это позволяет производителям наводнить рынок доступными по цене моделями, в разнообразии которых действительно можно запутаться. Если средств на более качественный велосипед нет, а приобрести «двухподвес» очень хочется, то свой взор лучше обратить на представителей следующих брендов:
Stels
Один из ведущих производителей велосипедов в России за годы своего существования сумел подтянуть качество выпускаемых байков к отметке «выше среднего» и при этом предлагает достаточно обширный модельный ряд с неплохими (для своего класса) ездовыми качествами, в котором можно выделить следующие модели:
- Stels Crosswind – самый доступный двухподвес для городской среды.
- Stels Focus MD – чуть более дорогой вариант с дисковыми тормозами (для скоростного катания).
- Stels Challenger V – велосипед, пригодный для катания в стиле «кросс-кантри» на любительском уровне.
Stinger
Это байки начального уровня, позиционируемые как «доступные спортивные велосипеды» (включая горные двухподвесы). Главная проблема байков Stinger – дешевые комплектующие, из-за чего их качество не дотягивает до реально спортивного уровня, но его вполне хватает для обычного катания (как в черте города, так и на легком бездорожье).
Велосипеды Stinger представлены обширной гаммой линеек, различающихся уровнем оснащения, но вот три модели, которые стоит выделить:
- Stinger Highlander 200V – один из самых доступных велосипедов на рынке, подготовленных к агрессивному катанию. При этом имеет комплектацию на уровне неплохих городских моделей.
- Stinger Discovery D – неплохой байк для начинающих спортсменов в дисциплине кросс-кантри.
- Stinger Magnum – более дорогой вариант, по характеристикам и качеству приближенный к сегменту любительских спортивных велосипедов.
Forward
Еще один российский бренд, выпускающий велосипеды начального уровня. В сегменте двухподвесов бренд представлен не так обширно как другие, но предлагает две взрослые модели заслуживающие внимания:
- Forward Benfica – недорогой вариант для любителей спокойного прогулочного катания по легкому бездорожью.
- Forward Raptor – самый дорогой велосипед бренда с более жесткой рамой, дисковыми тормозами и 21-скоростной трансмиссией. Вполне пригоден для скоростного агрессивного катания и дисциплины кросс-кантри на любительском уровне.
В среднеценовой сегмент попадают более качественные (в плане сборки и использования комплектующих) велосипеды, конструкция и надежность которых допускают участие в различных соревнованиях любительского уровня (с упрощенными трассами и сниженной нагрузкой на райдера). В этом сегменте лидерство удерживают следующие бренды:
Американский бренд, поставляющий в Россию большое количество разнообразных моделей, в том числе и любительского уровня. Велобайки Trek отличаются высокой надежностью и неплохими ездовыми качествами, а обширность модельного ряда внутри линеек обеспечивает приличный диапазон выбора под любые запросы.
Но особо стоит отметить следующие модели:
- Trek Fuel EX 5 – трейл-велосипед начального уровня с неплохим обвесом и крепкой рамой.
- Trek Lush S – 20-скоростной байк для начинающих спортсменов в дисциплине даунхилл.
- Trek Superfly FS 7 – неплохой вариант с 29-дюймовыми колесами и качественной амортизацией для тех, кто хочет кататься по бездорожью с максимальным комфортом.
Stark
Российско-немецкий бренд, специализирующийся на производстве спортивных велосипедов начального уровня, идеально вписывающихся в средний ценовой диапазон. Практичные и передовые технические решения, высокое качество сборки и материалов, а также тесное сотрудничество с профессиональными спортсменами – всё это позволяет компании выпускать действительно неплохие модели двухподвесов, среди которых можно особо выделить:
- Stark Devolution – среднеценовой велобайк для даунхилла с характеристиками и возможностями, приближенными к профессиональным моделям.
- Stark Voxter FS D – неплохой велосипед для начинающих спортсменов, выступающих в дисциплине кросс-кантри.
- Stark Voxter Race 650B – универсальная модель для начинающих райдеров в дисциплинах дёрт, кросс-кантри и трейл.
- Stark Beat Pro – качественный велобайк для первого опыта в дисциплине фрирайд.
Mongoose
Еще один американский бренд, набирающий популярность в России. Начав с BMX-байков, эта компания довольно быстро превратилась в одного из лидеров североамериканского велопроизводства и сегодня предлагает огромное количество моделей, включая горные двухподвесы. Единственный недостаток велосипедов Mongoose – то, что их сборка в Китае (что иногда дает о себе знать, несмотря на жесткий контроль качества).
Если выделять отдельные модели двухподвесов Mongoose, то стоит остановиться на:
- Mongoose Salvo Sport – трейл-байк с неплохим подбором обвеса, качественной амортизацией и блокируемой вилкой.
- Mongoose Salvo Comp – скоростная модель для кросс-кантри на 27,5-дюймовых колесах.
- Mongoose Teocali Sport – универсальный велосипед класса «бэккантри», в котором реализованы основные преимущества двух вышеупомянутых моделей.
Профессиональные горные двухподвесы отличаются более высокой ценой (порой на уровне недорогого автомобиля) и, разумеется, использованием самых надежных комплектующих, рассчитанных на запредельные нагрузки (возникающие в ходе соревнований самого высокого уровня сложности). Компаний, выпускающих велосипеды профи-сегмента, довольно много, но в России наибольшим спросом пользуются модели следующих брендов:
Merida
Тайваньский производитель велосипедов во главу угла ставит их высокое качество, поэтому доля бренда неуклонно растет (несмотря на начальный уровень оснащения, если оценивать готовность большинства велобайков Merida к серьезным соревнованиям).
Двухподвесы в модельной гамме бренда представлены достаточно обширно, среди имеющихся предложений можно найти даже велосипеды среднеценовой категории. Если же ориентироваться только на профессиональный сегмент, то рекомендуем приглядеться к велосипедам:
- Merida One-Forty 800 – трейловый велобайк с заниженным центром тяжести (для лучшей маневренности), который отлично подойдет ценителям скоростной езды по бездорожью.
- Merida Ninety-Six 9.Team – велосипед с углепластиковой рамой для соревнований в дисциплине кросс-кантри, отличающийся первоклассной динамикой разгона и уверенным поведением на подъемах.
- Merida One-Sixty 6000 – универсальный вариант для даунхилла и фрирайда с карбоновой рамой, гидравлическими тормозами, 12-скоростной трансмиссией и 27,5-дюймовыми колесами.
Giant
Еще один топ-производитель из Тайваня, который одним из первых внедрил композитные и алюминиевые рамы, а также разработал несколько инновационных решений для задней подвески (которыми по лицензии пользуются другие компании).
Двухподвесы бренда Giant изначально создаются для высококлассных спортсменов, рассчитывающих на самые высокие места, но в модельном ряду найдутся варианты и для начинающих райдеров, в частности:
- Giant Glory – выносливый 9-скоростной велобайк универсальной конструкции, пригодный для даунхилла и фрирайда.
- Giant Trance – оптимальный вариант для тех, кто только начинает осваивать дисциплины кросс-кантри и трейл.
- Giant Reign – маневренный 12-скоростной велосипед для гоночных заездов по пересеченной местности и экстремального катания по небольшим горным склонам.
Немецкий производитель профессиональной велотехники предлагает не такую обширную линейку двухподвесов, как многие конкуренты, но при этом каждая модель отличается непревзойденным качеством сборки, оптимальным балансом подбора комплектующих и отличными ездовыми качествами.
Если все же и выделять отдельные модели, то в список приоритетных можно включить:
- Cube AMS 100 Race – настоящая гроза трасс для кросс-кантри и трейл-гонок начального уровня сложности. Оснащен легкой карбоновой рамой, 29-дюймовыми колесами и воздушно-масляным задним амортизатором.
- Cube Stereo 120 Pro – еще одна модель, нацеленная на соревнования в дисциплине кросс-кантри, но с более доступной ценой за счет алюминиевой рамы.
- Cube Hanzz 190 Race – профессиональный велобайк для даунхилла.
Это американский бренд, который как и Mongoose начинал с BMX-сегмента, но постепенно завоевал уважение и у поклонников горных двухподвесов, предложив им велосипеды самого высокого качества с обилием инновационных технических решений (заметно повышающих эксплуатационные характеристики).
В линейке велосипедов GT представлены почти все классы, но среди двухподвесов особого внимания достойны модели:
- GT Force Sport – универсальный велобайк класса «бэккантри» для настоящих ценителей независимости (в плане стилей катания).
- GT Fury PRO – велосипед, разработанный специально для самых сложных трасс в дисциплине фрирайд.
- GT Helion 9R Expert – высококлассный вариант для кросс-кантри с надежной подвеской и 29-дюймовыми колесами.
- GT Sensor Comp – профессиональный трейл-байк начального уровня.
Рекомендации по выбору
Выбор велосипеда – это всегда непростая задача, поэтому общие вопросы, связанные с этим процессом, подробно рассмотрены в отдельной публикации, а здесь сосредоточимся на ключевых деталях выбора двухподвесного горного велосипеда.
В первую очередь лучше определиться с ответом на вопрос: а нужен ли вам вообще двухподвес и стоит ли за него переплачивать? Если вы катаетесь по городским асфальтированным дорожкам, то практичнее будет посмотреть в сторону более добротных моделей с рамой хардтейл, купить которые можно за те же самые деньги, что придется выложить за недорогой двухподвес начального уровня и сомнительного качества.
Непосредственно двухподвесной велосипед нужен тем, кто планирует много кататься по бездорожью (где дополнительная подвеска поможет сберечь суставы от излишней нагрузки), ну и, конечно же, тем, кто планирует участвовать в соответствующих соревнованиях.
Во-вторых, при выборе духподвеса, нельзя забывать об особенностях велосипеда для каждой конкретной дисциплины (о чем написано в середине этой статьи).
Категорически не рекомендуется покупать двухподвес со складной рамой (да, некоторые производители штампуют и такое чудо велотехники!). Наличие механизма складывания на раме, которая должна выдерживать повышенные нагрузки, ни к чему хорошему не приведет.
Кроме того, лучше не отдавать предпочтение моделям с обычной стальной рамой – она быстрее погнется или лопнет, не выдержав очередного приземления велосипеда после прыжка на трамплине.
Варианты с алюминиевой или композитной рамой гораздо дороже, но долговечнее и безопаснее. Еще один плюс алюминиевых и композитных рам – меньший вес, что немаловажно, так как более сложная конструкция задней подвески «подкидывает» к общей массе велосипеда немало лишнего.
Выбирая двухподвес, обязательно (и крайне тщательно) следует осмотреть надежность крепления элементов задней подвески, ничего не должно болтаться или выглядеть слишком хрупко/хлипко.
Убедитесь, что ходы подвесок соответствуют планируемому стилю катания, трансмиссия предлагает достаточный диапазон скоростей (для удовлетворения всех ваших потребностей по динамике разгона и легкости движения в гору), а колеса обуты в правильные покрышки (способные уверенно чувствовать себя на предполагаемом бездорожье и/или обеспечить необходимые показатели скорости).
Еще один важный момент – тип тормозной системы. Для фрирайда, даунхилла, форкросса и трейла уместны только выносливые дисковые тормоза (лучше с гидравлическим приводом).
Ремонт подвески велосипеда
Подвеска велосипеда – навесное устройство, обеспечивающее амортизацию колес и регулировку скорости. Существуют одноподвесные и двухподвесные модели велосипедов (с передней и задней подвеской). Составляющие элементы: амортизационный механизм, вилка, шарниры. Современные велосипеды классифицируются по типу подвески.
Подвеска велосипеда – навесное устройство, обеспечивающее амортизацию колес и регулировку скорости. Существуют одноподвесные и двухподвесные модели велосипедов (с передней и задней подвеской). Составляющие элементы: амортизационный механизм, вилка, шарниры. Современные велосипеды классифицируются по типу подвески.
Типы подвесок современных велосипедов
Softtail(софтейл). Подвеска этого типа велосипеда обеспечивает комфортную езду за счет конструкции перьев рамы. При нагрузке образуется изгиб перьев, смягчающий удары. Вследствие смягчения сохраняется хороший контакт с грунтом при движении по дороге со сложным рельефом. Некоторые модели софтейлов оснащены задним амортизатором с малым ходом.
Hardtail(хардтейл). Тип подвески – амортизационная вилка. Основная сфера применения – горные велосипеды. При педалировании на колесо подается небольшой объем энергии. Некоторые амортизационные вилки имеют функцию блокировки хода. За счет этого устройства сцепление переднего колеса с дорожной поверхностью усиливается. Сложная конструкция вилки увеличивает вес велосипеда. Этот тип подвески требует регулярного обслуживания.
Full suspension (двухподвес). Этот тип велосипедов оснащается амортизационной вилкой и амортизационной системой на заднем колесе с большим ходом. Область применения – горные велосипеды. В зависимости от характера эксплуатации байка выбирается конструкция заднего амортизатора. Устройство проектируется с учетом максимального сцепления покрышек с поверхностью грунта в любых сложных условиях. Энергия педалирования поглощается велосипедными узлами, поэтому во многих моделях есть функция блокировки хода на передней и задней подвеске для езды по ровным дорогам.
Существует также жесткая конструкция Rigid (ригид), предполагающая отсутствие подвески.
Технические характеристики устройства:
- Ход подвески. Величина максимального смещения колеса по вертикали при полном срабатывании устройства.
- Ход амортизатора. Расстояние максимального перемещения штока.
- Рычажность. Отношение хода подвески к ходу амортизатора.
Неисправности подвески
- механические повреждения вилки,
- износ шарниров, картриджей,
- снижение давления в пневматических камерах,
- загрязнение пыльников.
Ремонт и обслуживание подвески
Если текущее несложное обслуживание можно выполнять самостоятельно, то ремонт подвески велосипеда – задача исключительно для опытных специалистов. Ввиду сложности разборки, возможного присутствия в конструкции хладагентов, пневматических камер, повредить такие узлы легко. Целесообразно доверить эти процедуры квалифицированному персоналу специальной мастерской. Это относится и к тонкой настройке подвески. Для обеспечения идеальной амортизации необходимо учитывать многие факторы: вес масла, локаут, демпфирование, преднагрузку и другие данные.
Переборка амортизационной вилки . Процедура проводится минимум один раз в сезон и включает такие операции, как:
- замена масла в демпфере (если в конструкции присутствует разборный картридж или открытая масляная ванна);
- смазка или замена уплотнительных колец поршней, пружин сжатия, сальников;
- очистка от затекшего масла и грязи ног вилки, пыльников, воздушных камер, штанов.
Переборка заднего амортизатора включает те же операции, что проводятся с вилкой. Дополнительно необходимо закачать в компенсационные камеры демпферов воздух под давлением 200-500 psi. Для этого используются иглы или переходники, которые надеваются на насос.
Особенности выполнения процедуры:
- Необходима правильная установка глубины погружения плавающего IFP-поршня во избежание изменения степени прогрессии амортизатора.
- После заполнения содержимым масляной ванны нужна прокачка системы для вытеснения всех воздушных пузырей.
- У различных амортизаторов (с выносным резервуаром или встроенной компенсационной камерой) предусмотрены разные механизмы прокачки.
Если вам требуется ремонт подвески велосипеда, обращайтесь за помощью в нашу мастерскую. Чтобы сделать заказ, воспользуйтесь специальной формой заявки онлайн на нашем сайте или позвоните нам по телефону +7 (495) 123-22-23 в Москве или +7 (812) 309-87-07 в Санкт- Петербурге.
Классификация велосипедов по типу подвески
Это полностью жесткая без подвески конструкция велосипеда. На таком велосипеде менее комфортная езда, но отсутствие подвески позволяет передавать максимальное количество энергии от педалирования на заднее колесо. Ригиды — это шоссейные, трековые, городские, циклокроссовые и BMX велосипеды. А также велосипеды с фиксированной передачей — фикседы и сингл-спиды. Из-за отсутствия амортизаторов велосипед ригид более лёгкий и неприхотливый, а значит более дешевый. Недостатки — жёсткая езда и большая нагрузка на сам велосипед.
Хардтейл (Hardtail)
Хардтейл — это велосипед с амортизационной вилкой. Чаще всего такая конструкция подвески встречается на горных велосипедах. По сравнению с ригидом, хардтейл передаёт меньше энергии на колесо при педалировании, но обеспечивает более комфортную езду. На некоторых типах амортизационных вилок есть блокировка хода, которая позволяет использовать велосипед на хорошей дороге как ригид. Амортизационные характеристики вилки увеличивают сцепление переднего колеса с поверхностью дороги. За счёт более сложной конструкции вики вес велосипеда немного увеличивается. Амортизационная вилка требует обслуживания.
Софтейл (Softtail)
Отличие софтейла от хардтейла – конструкция задних перьев рамы. Перья при нагрузке слегка изгибаются — это смягчает удары и соответственно повышается комфорт езды. Следуя рельефу дороги, заднее колесо «играет», сохраняя с грунтом хороший контакт. Усилие от педалирования передается также хорошо, как и на хардтейле.
Иногда на софтейл устанавливают задний амортизатор с небольшим ходом. Он обычно расположен на верхних перьях. Подобная конструкция на сильно пересеченной местности не слишкм эффективна, но на умеренной отлично работает.
Двухподвес (Full-suspension)
Двухподвес — велосипед с амортизационной вилкой и системой амортизации заднего колеса, имеющей большой ход амортизатора. Такую компоновку подвески устанавливают в основном только на горные велосипеды. Задний амортизатор может быть различной конструкции и зависит от назначения велосипеда.
Преимущество двухподвеса на сложной местности – максимальный комфорт. Системы амортизации проектирую так, чтобы обеспечить максимальное сцепление покрышек с грунтом в любых условиях. Амортизационные узлы такого велосипеда поглощают энергию педалирования, поэтому на передней и задней подвеске часто устанавливают блокировку хода подвески для езды по ровным поверхностям.
Также читать на эту тему:
Амортизационные вилки велосипеда. Амортизационные вилки устанавливают на велосипед для более комфортной езды. Они позволяют велосипедисту преодолевать неровности дороги на более высокой скорости и тратить при езде меньше своей энергии…
Системы амортизации велосипедных вилок. Пружинные вилки изготавливают путём размещения в её ногах одной или двух стальных пружин в каждой. Как полноценный амортизатор они работать не могут, потому что в такой конструкции отсутствует демпфер. Но разница в комфортной езде существенна по сравнению с…
Подвеска Giant Maestro. Плавающая ось вращения способствует большой чувствительности подвески к небольшим кочкам и позволяет амортизатору практически не реагировать на торможение. При движении подвески, ось заднего колеса двигается не по радиусу, а строго вертикально…
Недостатки двухподвесов. На двухподвесах происходит быстрый износ звёзд и цепи. При езде по бездорожью происходит деформация подвески в большом диапазоне. Из-за рывков цепи, особенно при перекосе цепи на крайних звёздах увеличивается износ трансмиссии велосипеда…
Амортизационные подседельные штыри. В амортизационный штырь встроен механизм, который обеспечивает смягчение вибрации и ударов от неровной поверхности дороги, за счёт чего езда становится более комфортной. В зависимости от конструкции подседельные амортизационные штыри бывают телескопические и рычажные…
Велосипедная подвеска
Подвеска велосипеда — это система или системы, используемые для подвешивания велосипедиста и велосипедиста, чтобы изолировать их от неровностей местности. Велосипедная подвеска используется в основном на горных велосипедах , но также распространена на гибридных велосипедах .
Велосипедная подвеска может быть реализована множеством способов и любой их комбинацией:
- Передняя подвеска
- Задняя подвеска
- Подседельный штырь с подвеской
- Седло подвески
- Подвеска стволовой (теперь редкость)
- Подвеска ступица
Велосипеды только с передней подвеской называются хардтейлом, а велосипеды с передней и задней подвеской называются велосипедами с двойной или полной подвеской . Когда у велосипеда нет подвески, его называют жестким . Велосипеды с только задней подвеской встречаются редко, хотя складной велосипед Brompton оборудован только задней подвеской.
Хотя обычно предпочтительнее использовать более жесткую раму, [ цитата необходима ] ни один материал не является бесконечно жестким, и поэтому любая рама будет демонстрировать некоторый изгиб. Дизайнеры велосипедов специально делают рамы таким образом, чтобы сама рама могла поглощать некоторые вибрации.
Помимо обеспечения комфорта для водителя, системы подвески улучшают сцепление с дорогой и безопасность, помогая поддерживать контакт одного или обоих колес с землей.
Содержание
История [ править ]
Еще в 1885 году марка безопасных велосипедов Whippet была известна использованием пружин для подвески рамы. [1] [2] [3] В 1901 году известный автор велосипедов Арчибальд Шарп запатентовал пневматическую подвеску для велосипедов. [4] Он был связан с Air Springs Ltd, и они разработали мотоцикл с пневматической подвеской в 1909 году, но они также одолжили корреспонденту велосипед с пневматической подвеской, чтобы показать, насколько хороша подвеска. [5]
Только в 1983 году появился первый настоящий дизайн подвески. Простой задний амортизатор с одним шарниром был разработан Брайаном Скиннером и реализован на велосипеде под названием MCR Descender. У этого велосипеда была жесткая передняя вилка, так как технологии создания вилки с амортизатором еще не было, по крайней мере, для горного велосипеда. [6] Передняя подвеска впервые появилась на велосипеде в 1990 году, когда основатель Manitou Дуг Брэдберри спроектировал и построил первую вилку передней подвески в своем гараже. В вилке использовались эластомеры и не было демпфирующего действия, только пружина. Тем не менее, жесткость можно было контролировать, и она работала хорошо, за исключением холодной погоды. [7]
Передняя подвеска [ править ]
Телескопический [ править ]
Передняя подвеска часто реализуется с помощью телескопической (т. Е. Телескопической) вилки . Характеристики подвески зависят от типа езды на горных велосипедах, для которого предназначена вилка, и обычно подразделяются на категории по величине хода. Например, производители производят разные вилки для кросс-кантри (XC), скоростного спуска (DH), фрирайда (FR) и эндуро (ND), которые имеют разные требования к ходу, весу, долговечности, прочности и характеристикам управляемости.
Вилки телескопической подвески становятся все более изощренными. Количество доступных поездок обычно увеличивалось. Когда были введены амортизационные вилки, ход в 80–100 мм считался достаточным для горного велосипеда. Такой ход теперь является обычным для гонок по пересеченной местности, в то время как вилки для скоростного спуска обычно обеспечивают ход 200 мм или более для работы в самых сложных условиях.
Среди других усовершенствований конструкции — регулируемый ход, позволяющий водителям адаптировать ход вилки к конкретной местности (например, меньший ход для подъемов или участков с твердым покрытием, больший ход для участков под уклон). Многие вилки имеют возможность заблокировать ход. Это полностью исключает или значительно сокращает ход вилки для более эффективного движения по гладким участкам местности. Блокировкой иногда можно управлять дистанционно с помощью рычага на руле с помощью механического кабеля или даже с помощью электроники.
Как и все амортизаторы, он обычно состоит из двух частей: пружины и демпфера . Пружина может быть выполнена из стальной или титановой спирали, сжатого воздуха или даже из эластомера. Разные пружинные материалы имеют разную жесткость пружины, что существенно влияет на характеристики вилки в целом. Вилки с винтовой пружиной сохраняют приблизительно постоянную («линейную») жесткость пружины на протяжении всего своего хода. Однако жесткость пружины вилок с пневматической подвеской увеличивается с ходом, делая их прогрессивными. Катушки из титана намного легче, но намного дороже. Вилки с пневмоподвеской обычно еще легче.
Пневморессоры работают, используя характеристики сжатого воздуха, чтобы противостоять дальнейшему сжатию. Поскольку сама пружина создается сжатым воздухом, а не спиралью металла, она намного легче; это делает их популярными в конструкции для пересеченной местности. Еще одним преимуществом конструкции вилки этого типа является то, что жесткость пружины можно легко регулировать, изменяя давление воздуха внутри вилки. Это позволяет эффективно адаптировать вилку к весу водителя. Чтобы добиться этого в вилке с спиральной пружиной, нужно было бы поменять местами разные витки с разной жесткостью пружины. . Однако давление воздуха естественным образом управляет как жесткостью пружины, так и предварительным натягом одновременно, требуя, чтобы воздушные вилки имели дополнительные системы для раздельной регулировки предварительного натяга, что усложняло задачу. Другим недостатком вилок с пневматической подвеской является сложность достижения линейной жесткости пружины на всем протяжении действия вилки. Когда вилка сжимается, воздух, находящийся внутри, сжимается. Ближе к концу хода вилки дальнейшее сжатие вилки требует еще большей силы. Это приводит к увеличению жесткости пружины и придает вилке прогрессивный вид. Увеличение объема воздуха внутри пружины снижает этот эффект, но объем пружины в конечном итоге ограничивается необходимостью удерживаться внутри вилки. Использование двух воздушных камер внутри системы позволило сделать пневматическую подвеску более линейной.это достигается за счет наличия «резервной» камеры, которая подключается к основной камере при достижении определенной степени сжатия. После этого открывается клапан, и камера эффективно увеличивается. Благодаря их соединению сила, необходимая для сжатия воздуха в камерах, уменьшается, что снижает ощущение экспоненциальной жесткости пружины, традиционно связанное с воздушными системами, при приближении к концу хода подвески.s путешествия.s путешествия.
Величину предварительной нагрузки на вилках с винтовой пружиной обычно можно отрегулировать, повернув ручку на верхней части одной из лап вилки. Конструкции с пневматической подвеской имеют различные способы борьбы с предварительной нагрузкой. Несколько систем были разработаны для воздействия на предварительную нагрузку, например, раздельное нагнетание давления в различных камерах или системы, которые автоматически устанавливают провисание после изменения давления воздуха. [8]
Демпфер обычно реализуется путем пропускания масла через одно или несколько небольших отверстий (также называемых портами) или стопки прокладок. На некоторых моделях амортизатор может быть отрегулирован в зависимости от веса водителя, стиля езды, местности или любой комбинации этих или других факторов. Эти два компонента часто разделены размещением пружинного механизма на одной из ножек вилки и демпфера на другой. Без демпфера система будет чрезмерно отскакивать и фактически давала бы гонщику меньше контроля, чем жесткая вилка.
Чтобы вода и грязь не повредили подвеску, для защиты стоек вилки использовались гетры . Однако даже при правильном уплотнении стоек и ползунков в гетрах должны быть небольшие отверстия, чтобы воздух мог входить и выходить из полости между чехлом и стойкой при движении вилки. Некоторое количество воды и песка может попасть внутрь через эти отверстия, оставаться внутри и накапливаться со временем. Поскольку современные дворники и уплотнения от пыли сами по себе достаточно хорошо защищают от воды и грязи, и поскольку стойки без гетр обычно считаются более эстетичными [ кем? ] , гетры вышли из моды.
Альтернативы [ править ]
Некоторые производители пробовали другие варианты телескопической вилки. Например, Cannondale разработала амортизатор, встроенный в рулевую трубу под названием HeadShok, и одностороннюю вилку с одной ножкой под названием Lefty . Стойки обеих систем не круглые, а на них механически обработаны плоские поверхности, которые скользят по игольчатым подшипникам вместо втулок, что предотвращает вращение колеса относительно руля. Обе эти системы заявляют, что предлагают большую жесткость и лучшее ощущение при меньшем весе. Другие, такие как Proflex (Girvin), Whyte и BMW , изготовили вилки с подвеской, в которых используются четырехрычажные системы навески вместо телескопических опор вилки, как у BMW Duolever. . Вилка Suntour Swing Shock основана на спиралевидной консольной системе качания, а подвеска обеспечивается винтовой пружиной, которая расположена внутри рулевой колонки и доступна сверху, [9] технология, которая первоначально использовалась для подвески на ранние мотоциклы.
Источники:
http://bikes.ironhorse.ru/varieties/full-suspension/
https://www.velomasterskaya.ru/articles/remont-podveski-velosipeda/
https://velomasterclass.ru/klassifikaciya-velosipedov-po-tipu-podveski/
https://gaz.wiki/wiki/ru/Bicycle_suspension