Как двигаться на велосипеде на проезжей части

Содержание скрыть

Езда на велосипеде по городу: правила и рекомендации

Вы приобрели велосипед, а катаетесь на нём только по парку. Со временем появляются и другие потребности: у многих возникает желание ездить на работу на велосипеде, кто-то хочет поехать на нём отдыхать. Перед тем как начать передвигаться на велосипеде по городу, стоит разобраться: где может можно ездить, а также какие существуют условные знаки и правила.

Езда на велосипеде по городу: правила и рекомендации

Перед тем, как начать движение на велосипеде, стоит тщательно его проверить:

хорошо надутые колёса;

Безопасность: правила движения на велосипеде

Городские улицы насыщены различными видами транспорта и пешеходами, велосипедисту стоит знать, как с ними взаимодействовать и где можно ездить. Есть три возможных варианта:

Можно ли ездить на велосипеде по тротуару

Часто велосипедисты ездят по тротуарам, так как боятся машин на дорогах. Велосипед — транспортное средство, и передвигаться на нём по пешеходным дорожкам запрещено. Но из каждого правила есть исключения: ездить по тротуарам разрешается только детям до 14 лет под присмотром взрослых, а также взрослому, который везёт в велокресле ребёнка до 7 лет.

Можно ли ездить на велосипеде по тротуару

Если вы всё-таки выехали на пешеходную дорожку, вопреки правилам дорожного движения, то двигайтесь ближе к проезжей части, следите за скоростью, ведь многие пешеходы гораздо непредсказуемей автомобилей, и не сигнальте с требованием уступить дорогу.

Если вы беспокоитесь о себе и окружающих, лучше слезть с велосипеда и пройти часть пути пешком, держа за руль своего «двухколёсного друга».

Велосипедист на дороге: правила дорожного движения

На дороге вы велосипедист-водитель, который с 14-летнего возраста имеет право быть полноправным участником дорожного движения.

Велосипедист на дороге: правила дорожного движения

Для безопасной езды на дороге нужно знать ПДД, которые касаются вас как велосипедиста:

Двигайтесь по направлению потока.

Подавайте знаки другим участникам дорожного движения.

Соблюдайте требования дорожных знаков и светофоров.

Притормаживайте перед перекрёстками и выездами со дворов.

Пропускайте автомобили справа при пересечении нерегулируемого перекрёстка.

На зебре переходите дорогу пешком.

Оборудуйте велосипед габаритами: спереди — белого, а сзади — красного цвета.

Старайтесь избегать конфликтов на дороге, пропускать пешеходов на «зебре» и сохранять спокойствие. Когда заезжаете на тротуар и съезжаете с него, ставьте колесо под прямым углом, чтоб оно не соскользнуло и не повело велосипед в сторону. Будьте внимательны на дороге и предсказуемы для водителя.

Это основные правила, которых стоит придерживаться при езде на дороге. Но самый безопасный вариант для передвижения велосипедиста — это велодорожки. Городские власти активно поддерживают их создание в черте города.

Условные знаки велосипедистов

Велосипедисты должны уведомлять о своих намерениях других участников дорожного движения.

Условные знаки велосипедиста

Существует ряд общепринятых сигналов руками, которыми не стоит пренебрегать:

Остановка — знак в виде поднятой вверх руки.

Поворот направо — вытянутая правая рука параллельно земле с открытой ладонью или вытянутая и согнутая в локте левая.

Поворот налево — вытянутая левая рука параллельно земле с открытой ладонью или вытянутая и согнутая в локте правая.

Если едет группа велосипедистов, они также должны обмениваться информацией. Первый знак подаёт ведущий, а члены группы его повторяют, заранее предупреждая следующего участника:

Яма справа — опущенная вниз правая рука.

Яма слева — опущенная вниз левая рука.

Знаки нужно подавать заранее, чтоб автомобилисты или участники группы успели на них отреагировать.

Комфорт в дороге: нужна ли велоодежда или можно без неё обойтись

Многие думают: для чего тратить деньги на велоодежду, если можно надеть то, что есть под рукой. Ответ прост: удобство, практичность и безопасность.

Комфорт в дороге: нужна ли велоодежда или можно без неё обойтись

При создании специальной экипировки для езды на велосипеде учитываются условия её эксплуатации:

не сковывает движение при езде;

защищает от ветра и дождя;

Велошорты имеют специальный памперс, который смягчает посадку. На кофтах сзади есть кармашек, в который можно сложить всякую мелочь и не брать с собой рюкзак, за что сухая спина скажет вам «спасибо». Также на ней есть яркие вставки, позволяющие сделать вас заметнее на дороге в тёмное время суток.

Правила не обязывают велосипедистов облачаться велоодежду, этот выбор сугубо индивидуален. Если вы часто и долго ездите на велосипеде, удобство превыше всего.

Велосипедный шлем

Важный атрибут велоэкипировки — это шлем. Он необязателен по нормам ПДД, но решение принимайте сами исходя из личных критериев комфорта. Помните, что безопасность достигается не шлемом, а снижением скорости в условиях езды по дорогам. Этот ненавистный многим велосипедистам аксессуар — элемент защиты при падении. Но для детей — это обязательный атрибут.

Можно ли ездить на велосипеде в повседневной одежде

Вы можете чувствовать себя комфортно на велосипеде и в повседневной одежде, особенно если ездите на короткие дистанции. Но в тёмное время суток и туманную погоду, стоит добавить на неё или рюкзак светоотражающие элементы. А также не забывать про фонарики, которые обязательно должны присутствовать на байке.

Можно ли ездить на велосипеде в повседневной одежде

В дождливую погоду вам на помощь придут: дождевик, специальные бахилы для обуви и правильно подобранные крылья на велосипед. Если байк по дороге сломается или вы устанете ехать, то вас без проблем пустят с ним в общественный транспорт. Поставьте его так, чтоб он не мешал входу и выходу пассажиров.

Если вы хотите ездить на работу на велосипеде, а про душ ваше начальство забыло, единственный выход из ситуации — вооружиться сменкой и влажными салфетками. Также стоит оградить себя от езды с рюкзаком на спине, положите его на багажник или корзину. Не нужно ехать очень быстро, запланируйте на дорогу достаточно времени, чтобы ехать в спокойном темпе.

Защита велосипеда от угона

Конечно, чтоб полностью уберечь себя от угона велосипеда лучше вовсе его не иметь. Но мы не ищем лёгких путей!

Защита велосипеда от угона

Для начала разберемся, чего не стоит делать, дабы не лишиться любимого «железного коня»:

Оставлять велосипед не пристёгнутым без присмотра даже на пару минут.

Оставлять на прикреплённом велосипеде велокомпьютеры, сумки, насосы и т. п.

Парковать велосипед, не пристёгивая в тамбуре магазина или возле него, и просить охранника за ним присмотреть.

Пристёгивать велосипед к хрупким конструкциям.

На велосипеде под рамой находится серийный номер, перепишите его себе, если у вас нет паспорта на байк. Также стоит сделать несколько фото вашего велотранстпорта. Это все пригодится на случай, если его всё-таки угонят.

Где парковать велосипед

Люди всегда оставляют велосипеды без присмотра, когда отлучаются по своим делам. Но нужно это делать грамотно. Сейчас появляется всё больше велопарковок, старайтесь пристёгивать велосипед именно к ним.

Где парковать велосипед

Если рядом нет дуг для парковки байков, воспользуйтесь прочными перилами или ограждениями. Обходите стороной хлипкие конструкции и не надейтесь, что в людном месте никто на ваш велосипед не позарится.

Чем прикрепить велосипед

Если вы часто оставляете велосипед надолго без присмотра, купите U-образный металлический замок. Он тяжелее и короче обычного замка-тросика, но его невозможно сломать кусачками, а пилить придётся долго. Такой процесс занимает слишком много времени, поэтому воры предпочитают не связываться с такими замками.

Если вы используете замок-тросик или цепь, обмотайте раму несколько раз и прикрепите к парковочной дуге. Чем плотнее вы это сделаете, тем сложнее будет его перекусить.

Для надёжности, приобретите несколько замков: U-образный используйте для того, чтоб закрепить к парковочному месту раму и заднее колесо, а толстым замком-тросиком пристегните переднее колесо.

Помните, что бережёного бог бережёт. Соблюдайте ПДД, уважайте других участников дорожного движения, и будет вам счастье!

ПДД для велосипедистов и водителей электросамокатов

Могут ли велосипедисты ездить по пешеходным дорожкам, где должны ездить водители электросамокатов и когда нужно пропускать автомобилистов?

ПДД для велосипедистов и водителей электросамокатов

  • Facebook
  • Twitter
  • VK

Фотография: Иллюстрации Эмилии Хан

Похожие

Поллюции, качество и консервация: всё, что вы стеснялись спросить о сперме

Когда решится проблема дефицита воды в Казахстане?

Пешеходные дорожки с некоторых пор превратились в зону дискомфорта. Невозмутимые водители электросамокатов и гироскутеров, экстравагантные моноколёсники, владельцы прогулочных самокатов и молодые скейтбордисты так и норовят сбить с ног.

Мы подготовили этот гайд для тех, кто уважает свои и чужие границы. Но для начала давайте разберёмся, кто считается пешеходом. Согласно ПДД, пешеход — это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работы.

Лица, использующие сигвеи, гироскутеры, моноколёса и прогулочные самокаты также приравнены к пешеходам. Они должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам.

Чем вы пользуетесь?

электросамокат | велосипед

Электросамокат

электросамокат

Каким правилам должны следовать водители электросамокатов?

Правилам для водителей мопедов. К «мопедам» в Казахстане приравнены велосипеды с подвесным двигателем, мокики, скутеры и другие транспортные средства имеющие:
— два или три колеса;
— двигатель внутреннего сгорания с объёмом цилиндра, не превышающим 50 кубических сантиметров либо электрическим двигателем;
— максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час.

Чего точно нельзя делать?

1) ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

2) перевозить пассажиров;

3) перевозить груз, который выступает более чем на пятьдесят сантиметров по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

4) двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;

5) поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;

6) буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом;

7) ездить по пешеходному переходу.

Могут ли дети пользоваться электросамокатами?

Нет. Мопедами или электросамокатами могут пользоваться лица, достигшие 16 лет.

Можно ли ездить по велосипедным дорожкам или полосам?

Да, в первую очередь. При их отсутствии — по правому краю проезжей части дороги, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств, в один ряд.

Можно ли ездить по тротуарам?

Нет. Водители электросамокатов и могут передвигаться только по велосипедным полосам и дорожкам, по правому краю проезжей части дороги, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств, в один ряд.

Можно ли ездить по автомагистралям?

Нет. В том числе всем транспортным средствам, скорость которых по технической характеристике или их состоянию меньше 40 км/ч. Автомагистрали обозначаются следующим знаком:

знак автомагистраль

Когда автомобилисты должны вас пропускать?

— при выезде на дорогу со второстепенной дороги, если он пересекает ваш путь движения;

— при подъезде к месту остановки или стоянки, если вы движетесь по краю проезжей части дороги или обочине;

— при повороте направо или налево водитель уступает дорогу велосипедистам, пересекающим её по велосипедной дорожке.

Когда нужно пропускать автомобилистов?

На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрёстка.

Какие знаки нужно обязательно знать?

► «Велосипедная дорожка или велосипедная полоса движения» — разрешается движение только на велосипедах и мопедах.

велосипедный знак
► «Движение на велосипедах запрещено» — запрещается движение велосипедов и мопедов.
запрещено
► «Конец велосипедной дорожки или велосипедной полосы движения»
конец
► «Уступи дорогу» — водитель уступает дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге.

знак уступи

Велосипед

велосипед

Какой велосипед допускается к дорожному движению?

Велосипед должен иметь исправные тормоз, руль и звуковой сигнал, оборудован спереди световозвращателем и фонарём или фарой (для движения в тёмное время суток и условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади — световозвращателем или фонарём красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателем оранжевого или красного цвета.

Чего точно нельзя делать?

1) ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

2) перевозить пассажиров;

3) перевозить груз, который выступает более чем на пятьдесят сантиметров по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

4) двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;

5) поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;

6) буксировать велосипеды и мопеды, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом;

7) ездить по пешеходному переходу.

Можно ли ездить по тротуарам?

Да. Если нет велосипедных дорожек и велосипедной полосы движения, можно передвигаться по тротуару или пешеходной дорожке. При этом нельзя создавать опасность для движения пешеходов.

Можно ли кататься по краю автомобильной дороги?

Да, если вы старше 14 лет, а рядом нет велосипедной полосы или дорожки. При этом двигаться нужно по правой стороне дороги по ходу движения транспортных средств и в ряд с другими велосипедистами.

Можно ли ездить по автобусным линиям?

Да, если вы старше 14 лет, а рядом нет велосипедной полосы или дорожки. При этом двигаться нужно по правой стороне дороги по ходу движения транспортных средств, в ряд с другими велосипедистами.

Можно ли ездить по автомагистралям?

знак

Нет. В том числе всем транспортным средствам, скорость которых по технической характеристике или их состоянию меньше 40 км/ч. Автомагистрали обозначаются следующим знаком:

Когда водитель авто пропускает велосипедиста?

— при выезде на дорогу со второстепенной дороги, если он пересекает ваш путь движения;

— при подъезде к месту остановки или стоянки, если вы движетесь по краю проезжей части дороги или обочине;

— при повороте направо или налево водитель уступает дорогу велосипедистам, пересекающим её по велосипедной дорожке.

Когда велосипедист пропускает водителя?

На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрёстка нужно уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

Могут ли пешеходы ходить по велосипедным дорожкам?

Да, только при отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним. При этом пешеходы должны двигаться в один ряд по краю проезжей части дороги (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части дороги).

Как двигаться группе велосипедистов?

Велосипедисты по дороге должны двигаться в один ряд.

Если вас больше десяти человек, разделитесь на группы по десять велосипедистов. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80-100 метров.

Какие знаки должны знать все велосипедисты?

► «Велосипедная дорожка или велосипедная полоса движения». Разрешается движение только на велосипедах и мопедах.
велосипед
► «Движение на велосипедах запрещено» — запрещается движение велосипедов и мопедов.
запрещено
► «Конец велосипедной дорожки или велосипедной полосы движения».
конец
► «Уступи дорогу» — водитель уступает дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге.

Правила дорожного движения для велосипедов с дополнениями 2021 года

С 14 декабря 2021 года внесены дополнительные Правила движения на велосипедах, не учтенные в данной статье, благодаря которым у велосипедистов появилось еще больше возможностей на дорогах.

ПДД для велосипедистов

  • Основные термины;
  • Общие требования ПДД для велосипедистов;
  • Какая максимальная скорость велосипедиста?;
  • Расположение велосипедистов для движения на дороге;
  • Привилегии велосипедистов;
  • Лишат ли водительских прав, если поймают пьяным на велосипеде?;
  • Штрафы для велосипедистов.

Велосипед становится все более популярным транспортом как для передвижения, так и для поддержания здоровой формы. Соответственно становится все больше взаимодействий с другими участниками движения. Уже дважды вносились поправки в Правила дорожного движения для регулирования отношений. В этой статье Вы подробно узнаете все требования, установленные для велосипедистов 2021 году.

Основные термины

В первую очередь ознакомимся с основными терминами и определениями, которые необходимо знать велосипедистам.

«Велосипед»

— транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Главное, что следует отметить, велосипед — это транспортное средство

. Все требования Правил относящиеся к транспортным средствам относятся в равной степени и к велосипедам.

Велосипед может быть оснащен электродвигателем мощностью не более 0,25 кВт с автоматическим отключением на скорости более 25 км/ч.

Велосипед с электродвигателем

Велосипед с электродвигателем

«Велосипедист»

— лицо, управляющее велосипедом.

Велосипедист — управляет велосипедом. Если велосипед вести рядом, то Вы уже становитесь пешеходом.

Выбрать велосипед с бесплатной доставкой

Велосипедисты и пешеходы

Велосипедисты и пешеходы

«Велосипедная дорожка»

— конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги
(либо отдельная дорога)
, предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1.

Велосипедная дорожка конструктивно отделена от проезжей части или тротуара, а также может быть выполнена в виде отдельной дороги, то есть образовывать полноценные перекрестки с автомобильными дорогами. Для ее обозначения обязательно наличие дорожного знака «Велосипедная дорожка».

Велосипедная дорожка

Велосипедная дорожка

«Водитель»

— лицо, управляющее
каким-либо транспортным средством
, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

Велосипедист также является водителем.

«Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)»

— конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 — 4.5.7.

Относительно новый в Правилах дорожного движения элемент дороги, предназначенный для совместного или раздельного движения велосипедистов и пешеходов.

Велопешеходная дорожка

Велопешеходная дорожка

«Полоса для велосипедистов»

— полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2.

Последнее нововведение в ПДД — это специальная выделенная полоса на проезжей части дроги, аналогично, как и для движения маршрутных транспортных средств. Кроме велосипедов она предназначена и для движения мопедов.

Полоса для велосипедистов

Полоса для велосипедистов

Требования к техническому состоянию велосипеда Сигналы поворота

Достоинства и недостатки прицепа и велокресла

Плюсы прицепа на велосипед:

  1. Будет гарантировано безопасность ребенка.
  2. Комфорт.
  3. Наличие более качественных амортизаторов, чем у велосипедных кресел.
  4. Обеспечивается защита от солнечных лучей, ветра, дождя, пыли.
  5. Прицеп вентилируется.
  6. У него есть множество карманчиков и отсеков, куда можно помещать игрушки и иные вещи малыша.
  7. Приспособление является многофункциональным.

Минусы:

  1. Велоприцепы громоздки — требуют много места для хранения.
  2. Характеризуются посредственной маневренностью.
  3. Дорогие.

Установленное велокресло на верхней трубе рамы характеризуется такими плюсами:

  1. Ребенок располагается перед взрослым и может видеть все вокруг.
  2. Обеспечивается защита от тряски, шума.
  3. Ребенок находится все время в поле зрения родителя.

Недостатки такого крепления:

  1. Велосипедом неудобно управлять, так как малыш будет мешать смотреть на дорогу.
  2. Такой вариант не безопасен — в случае столкновения удар придется на малыша.
  3. Кресло не производится универсальным, поэтому трудно выбрать модель под раму определенного велосипеда.
  4. Велокресло имеет небольшую грузоподъемность — не более 15 кг (для ребенка 2 — 3 лет).

Кресла, что устанавливаются на багажные отделения — универсальные приспособления:

  • отличаются высокой грузоподъемностью — до 25 кг;
  • имеют высокую спинку и подставки для ног, которые обеспечат безопасность ребенка;
  • не снижается маневренность;

Минус — наличие низкой амортизации.

Самыми удобными из кресел считаются те, что крепятся к подседельным трубам. Это также распространенный способ, так как велокресло могут установить на любую модель велосипеда. Приспособление характеризуется надежным креплением и мягкостью.

Недостатки:

  • ребенок имеет ограниченный обзор;
  • стоит приспособиться к виляниям велосипеда;
  • взрослый не может общаться с ребенком и следить за ним (нужно будет полностью остановить транспортное средство).



Общие требования ПДД для велосипедистов

В этой части кратко отметим общие Правила для велосипедистов.

Светофоры

6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода (велосипеда), то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов).

Для регулирования движения велосипедистов может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200 х 200 мм с изображением велосипеда черного цвета.

Сигналы маневрирования

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой

. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

Световые приборы

  • на всех механических транспортных средствах и мопедах — фары дальнего или ближнего света, на велосипедах — фары или фонари
    , на гужевых повозках — фонари (при их наличии);
  • на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах — габаритные огни.

Передвижение велосипедиста в состоянии алкогольного опьянения

Какая максимальная скорость велосипедиста?

Максимальная скорость движения велосипедиста ограниченна в равной степени, как и для других транспортных средств. В городе запрещено превышать установленный лимит в 60 км/ч, во дворах и жилых зонах разрешенная скорость не более 20км/ч. В обязательном порядке велосипедисты обязаны соблюдать требования дорожных знаком с ограничением скорости.

Кроме того, развить скорость выше 25км/ч велосипедист может только при помощи собственных сил, так как в соответствии с определением «Велосипед» развиваемая скорость велосипедным электродвигателем не может превышать 25 км/ч.



Расположение велосипедистов для движения на дороге

Требования для движения велосипедистов изложены в специальной главе Правил дорожного движения — «24. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов». Эта часть требует особого внимания.

Для велосипедистов в возрасте старше 14 лет

24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.

Важно. Данный пункт устанавливает обязанность велосипедистам старше 14 лет двигаться по специально выделенному участку дороги при его наличии. Движение по иным элементам дороги запрещено.

Все последующие пункты устанавливающие иное расположение велосипедистов на дороге являются
последовательностью исключений из первого пункта
.

Движение по правому краю проезжей части

Первое исключение — допускается движение велосипедистов по правому краю проезжей части

— в следующих случаях:

  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
  • габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;
  • движение велосипедистов осуществляется в колоннах;

И так, если отсутствует специальный выделенный участок дороги для движения велосипедов — велосипедист в первую очередь должен двигаться по правому краю проезжей части.

Кто виноват при ДТП с велосипедистом на дороге, или зебре

За последнее десятилетие автопарк России увеличился на 51 %, растет и число велосипедистов. Как следствие, участились ДТП с их участием. Статистика ГИБДД за десять месяцев 2019 года показала 6-ти процентное увеличение такого вида происшествий. Водителям сложно разобраться в обстоятельствах и выработать верную последовательность действий при ДТП с велосипедистом на проезжей части. Тем более, ответственность при ДТП может быть, как на водителе, так и на втором участнике. Единой рекомендации нет, по каждому случаю проводится проверка, в результате которой определяется виновник происшествия, назначается порядок возмещения ущерба. Чтобы минимизировать имущественный и моральный вред от аварии, водитель должен знать алгоритм своих действий.

Распространенные виды аварий при участии велосипедиста

Для движения на велосипеде не нужно получать водительское удостоверение, однако полноправное участие в дорожном движении подразумевает знание и соблюдение ПДД, что поможет снизить вероятность тяжелых травм. Велосипед не устойчив при столкновении, а человек, им управляющий, не защищен при падении. Тем не менее, сотрудникам ГИБДД нередко приходится проводить проверки по фактам:

  • наезда автомобиля на велосипедиста, движущегося в попутном направлении;
  • наезда на водителя велосипеда, движущегося в противоположном направлении;
  • наезда на велосипедиста на пешеходном переходе;
  • наезда на водителя велосипеда, при пересечении последним перекрестка;
  • столкновения с велосипедом при выезде автомобиля с дворовой территории;
  • наезда велосипедиста на стоящий автомобиль;
  • столкновение выезжающего с придомовой территории велосипедиста с движущимся по главной дороге автомобилем.

В каждом из перечисленных происшествий виновность устанавливается согласно показаниям участников и очевидцев ДТП, записям регистраторов, уличных камер и взаиморасположению транспортных средств.

Подробно о том, какие будут последствия, если оба участника ДТП покинули место ДТП, читайте по ссылке.

ДТП с велосипедистом на проезжей части

Как показывает статистика ГИБДД, этот вид происшествий наиболее травматичен, т.к скоростной режим на шоссе выше, чем во дворах и при въезде из них на дорогу. Сбить человека, управляющего велосипедом на проезжей части можно по причине:

  • невнимательности водителя, отвлекшегося за рулем и не заметившего велосипедиста;
  • отсутствия световозвращающей экипировки в условиях плохой видимости;
  • резкой смены траектории движения велосипеда;
  • пересечения велосипеда проезжей части вопреки ПДД.

Каждый аварийный случай подлежит проверке, в ходе которой дознаватель выявляет нарушителя правил, определяет степень ответственности каждого участника дорожного происшествия.

Столкновение с велосипедом во дворах и прилегающих территориях

Скорость движения во дворах ограничена 20 км/ч. Самыми распространенными причинами столкновения автомобиля и велосипеда на придомовой территории, являются:

  • превышение разрешенной скорости;
  • ограниченный обзор из-за припаркованных автомобилей и зеленых насаждений;
  • недостаточное внимание водителей при маневрировании;
  • нарушение приоритета проезда транспорта при выезде со двора на дорогу.

К сожалению, во дворах, чаще всего, сбивают несовершеннолетних и малолетних велосипедистов.

ДТП с участием водителя велосипеда на зебре

ПДД РФ запрещает движение на велосипеде на пешеходных переходах. Приблизившись к зебре, велосипедист обязан спешиться, и пересекать проезжую часть, руководствуясь правилами, предусмотренными для пешеходов, а именно:

  • переходить дорогу на регулируемом переходе, руководствуясь сигналами пешеходного или автомобильного светофора;
  • на нерегулируемом переходе, пересечение проезжей части возможно после оценки скорости автомобильного потока и расстояния до движущихся машин. Переход дороги должен быть безопасным, а пешеход не должен создавать помех движущемуся транспорту;
  • можно переходить проезжую часть вне пешеходного перехода, если поблизости нет перекрестка и зебры, а дорога не имеет разделительной полосы и ограждения. Пересекать дорогу можно лишь в том случае, если она просматривается в обе стороны;
  • запрещено выходить на дорогу из-за ограничивающего обзор препятствия.

Столкновение с велосипедистом на зебре

Если водитель автомобиля сбил велосипедиста на пешеходном переходе, он будет нести административную или уголовную ответственность, аналогично наезду на пешехода. Степень ответственности зависит от тяжести последствий. Если велосипедист пострадал незначительно, водитель оплатит штраф, а его страховая возместит ущерб. Если в результате аварии получили тяжкий вред здоровью граждане при ДТП, наступает уголовная ответственность по ст. 264 УК РФ.

В случае, когда велосипедист пренебрег ПДД, и пересек дорогу по зебре не спешившись, он понесет административную ответственность за нарушение ПДД. Виновность водителя устанавливается в ходе проверки. Если выявлено, что водитель автомобиля имел техническую возможность остановиться до линии движения велосипедиста, но допустил наезд, то в зависимости от тяжести травм велосипедиста, он понесет ответственность, предусмотренную уголовным, либо административным кодексом.

Ответственность участников ДТП с велосипедом

Несмотря на то, что велосипедист более уязвим по сравнению с людьми, находящимися в салоне автомобиля, он является полноправным участником движения. Зачастую, именно велосипедисты являются виновниками аварий. Нарушения ПДД, не повлекшие тяжких последствий, наказываются в административном порядке. Так, ч.2 ст.12.29 позволяет наложить штраф 800 рублей. Если велосипедист пьян, сумма возрастет до 1-1,5 тысяч рублей. Водитель автомобиля, виноватый в наезде на велосипедиста, привлекается к административной ответственности. В 12-й главе кодекса дан перечень нарушений и суммы штрафов. Инспектор в ходе проверки выясняет, какой именно пункт ПДД нарушен, именно от этого будет зависеть сумма штрафа. Увечье, квалифицирующееся как тяжкий вред здоровью, подпадает под санкции ч.1 ст. 264 УК РФ, где максимальное наказание лишение свободы до двух лет. Состояние опьянения или побег с места происшествия подпадает под вторую часть, где наказание может достигнуть семи лет лишения свободы. При наступлении смерти велосипедиста, уголовное дело возбуждается по 3-й части, что влечет до пяти лет лишения свободы. Опьянение или оставление место аварии добавит срок до 12 лет.

Выплаты по ОСАГО

Страховые компании предлагают велосипедистам застраховать их жизнь, здоровье и гражданскую ответственность на случай ДТП. Эти страховки добровольные, поэтому в случае ДТП по вине велосипедиста, пострадавшие могут потребовать возмещения ущерба в общем порядке гражданского судопроизводства, подав иск в суд. Ущерб, причиненный водителем машины, входит в список рисков, предусмотренных ОСАГО, и страховщик произведет компенсационные выплаты велосипедисту на лечение и возместит материальный ущерб. Если водитель сбил велосипедиста, не причинив вреда его здоровью, оформить аварию по Европротоколу не удастся, т.к. одним из его требований – наличие ОСАГО у всех участников ДТП.

Что делать, если сбил велосипедиста

Порядок действий причастного к ДТП водителя определен правилами дорожного движения. Выполнение требований ПДД в этой части, в независимости от степени виновности в самом происшествии, позволит избежать административной или уголовной ответственности за оставление места ДТП и неоказании помощи пострадавшим. Совершив наезд на велосипедиста, водитель автомобиля обязан:

  • прекратить движение, воспрепятствовать перемещению с места происшествия транспортных средств и предметов, которые могут рассматриваться в качестве улик. К ним относятся отделившиеся фрагменты автомобилей и велосипедов, одежда и личные вещи пострадавших, осыпь грязи и стекла;
  • включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки;
  • определить наличие пострадавших, принять меры по оказанию первой помощи, вызвать службу спасения и ГИБДД;
  • выявить и зафиксировать очевидцев;
  • сохранить записи регистратора.

Важно! Находясь на проезжей части, не создавайте помехи другим участникам движения. Необходимо соблюдать осторожность при перемещении по дороге, чтобы не стать причиной еще одного ДТП.

Велосипедист скрылся с места ДТП

Если велосипедист въехал в дорогостоящий автомобиль и повредил его, а сам не получил телесных повреждений, он предпочтет скрыться, чтобы не возмещать материальный ущерб владельцу машины. Отсутствие номерных знаков на велосипедах, трудность в определении их марок и моделей, усложняет розыск сбежавшего велосипедиста. Водителю автомобиля необходимо:

  • запомнить приметы скрывшегося;
  • установить очевидцев и записать номера их телефонов;
  • вызвать ГИБДД.

Велосипедист скрылся с места ДТП

Фиксация факта происшествия позволит водителю отремонтировать машину за счет страховой компании при наличии полиса КАСКО и снять с себя подозрения в совершении ДТП и оставлении его места. Обращение в ГИБДД поможет избежать претензий со стороны велосипедиста, который впоследствии может обратиться в полицию и заявить о наезде.

Управлявший велосипедом был пьян

ПДД РФ налагает запрет на управление транспортным средством в состоянии опьянения или измененного сознания, наступившего в результате приема алкоголя, наркотиков и лекарственных средств. Согласно тем же правилам движения, велосипед считается транспортным средством, следовательно, управлять им необходимо в трезвом состоянии. Велосипедист понесет ответственность, предусмотренную КоАП, заплатив штраф 1,5 тысячи рублей.

ДТП с участием несовершеннолетних

Детям, не достигшим 14 лет запрещено ездить на велосипеде по дорогам. Штраф за нарушение ПДД ребенком будет возложен на его родителей или опекунов, однако вина ребенка не снимает ответственности с водителя. В зависимости от тяжести последствий, проводится проверка дознавателем ГИБДД или следователем, назначается автотехническая экспертиза, по заключении которой будет сделан вывод о технической возможности предотвращения ДТП. Нарушение ПДД водителем приводит к его наказанию в административном или уголовном порядке. Если водитель не имел возможности предотвратить наезд, в отношении него проверка прекращается с вынесением мотивированного постановления. Наезд на несовершеннолетнего велосипедиста на пешеходной или велосипедной дорожке, а также на тротуаре – однозначное нарушение со стороны автомобилиста.

Растущая популярность велосипедного транспорта поддерживается муниципальными властями столицы и других мегаполисов: создаются пункты проката, организуются велодорожки. Бюджет небольших городов и сельских поселений не позволяет оборудовать отдельные трассы для велотранспорта, велосипедисты вынуждены ехать в потоке транспорта. Соблюдение ПДД всеми участниками движения снизит аварийность.

Вопросы читателей

Ангелина, 35 лет, г.Москва. Как правильно поступить, если собьешь велосипедиста, а он убежит, бросив велосипед. С виду все с ним нормально, убегал, немного прихрамывая.

Ответ: В данной ситуации нужно вызвать ГИБДД с целью фиксации факта ДТП. На машине неизбежно остались повреждения, велосипедист впоследствии может обратиться в лечебное учреждение. Чтобы вас не обвинили в оставлении места ДТП, вызов инспектора обязателен.

Василий, 28 лет, г.Владимир. Я ехал по шоссе с разрешенной скоростью. Справа, из двора, наперерез моему движению, из-за кустов выскочил 13-летний ребёнок на велосипеде. Я сразу же затормозил, но он был слишком близко и я сбил его. Ребенок в тяжелом состоянии в больнице. Что мне грозит?

Ответ: По факту ДТП будет возбуждено уголовное дело, в рамках которого будут допрошены свидетели, проведены экспертизы. Судебно-медицинская даст заключение о степени тяжести телесных повреждений потерпевшего. Нанесение тяжкого вреда здоровью предусматривает ответственность по ч.1 ст.264 УК РФ, если в действиях водителя усматривается нарушение ПДД. Вывод о технической возможности предотвратить наезд делается на основании автотехнической экспертизы. Эксперт, на основании скорости обоих транспортных средств, с учетом траектории их движения, произведет расчеты. Если заключение эксперта гласит, что водитель не имел возможности произвести остановку автомобиля до линии движения велосипеда, обвинение предъявлено не будет.

Источники:

https://www.ria.com/articles/ezda-na-velosipede-po-gorodu-pravila-i-rekomendaczii-3564.html
https://the-steppe.com/razvitie/pdd-dlya-velosipedistov-i-voditeley-elektrosamokatov
https://avpauto.ru/dtp/pdd-dlya-peshehodov-i-velosipedistov.html
https://bezprav.net/shtrafy/dtp-s-velosipedistom/