Скорости на велосипеде

Содержание скрыть
4 Как определить сколько скоростей на велосипеде

Зачем велосипеду столько скоростей?!

— Зачем столько скоростей?! Мы в детстве на одной ездили!
Ответы на все вопросы тут.

На современных велосипедах (особенно — горных) редко можно встретить всего одну скорость, как на моделях, выпускаемых 20-30 лет назад. На первый взгляд может показаться, что новая характеристика — лишь веяние моды или рекламный ход, которые абсолютно не влияют на качество катания. Но почему же тогда самые опытные и знающие велосипедисты гоняются за моделями с большим количеством скоростей и не экономят на этом? Давайте разберемся.


Скорости на велосипеде, их важность, правильное использование и переключение вызывают массу вопросов у новичков в седле — будь то молодежь или поклонники двухколесных коней с двадцатилетним опытом, вновь севшие за руль. В этой статьей мы ответим на основные вопросы.

Зачем на велосипеде скорости?

Если вы катаетесь исключительно по дорожкам в парке или тротуару, скорости на велосипеде вам, действительно, не нужны. А вот поклонники езды по пересеченной местности, долгих путешествий с чередованием подъемов, спусков и ровных участков, настоящие спортсмены оценят этот параметр по достоинству.

Говоря техническим языком, переключение скорости на велосипеде меняет каденс. Каденс — это частота вращения педалей и необходимая сила давления на них, достигаемая за счет варьирования передаточного числа между колесом и педалями. Переключать скорости нужно, чтобы более равномерно распределять затрачиваемую на вращение педалей энергию.

К примеру, когда вы едете в гору или по неровной местности, нужно прилагать массу усилий для кручения педалей, что при большой продолжительности грозит артритом. Включив низкую скорость, вы облегчите себе кручение педалей, уменьшите нагрузку на мышцы и суставы, но велосипед будет ехать медленнее. На ровной трассе или при спуске с горы необходимо включать высокую скорость, тогда для кручения педалей потребуется большее усилие (по сравнению с моделями без скоростей или другой передачей), но двухколесный конь станет быстрее, устойчивее, будет двигаться ровнее и стабильнее. При катании по городу обычно включают среднюю скорость.

Итак, на велосипеде скорости нужны, чтобы обеспечить равномерное натяжение цепи, сбалансировать мышечные усилия спортсмена при катании на разных участках пути.

Сколько скоростей бывает у велосипеда?

На современных велосипедах число скоростей, как правило, колеблется между 10 и 30. При этом передач обычно две-три. В чем же тогда разница между моделями с 10 и 30 скоростями? Начнем с того, что количество скоростей велосипеда — результат умножения числа передних звездочек (их две или три) на число задних (их от 5 до 10), вспомогательных, делающих переключение передач более плавным и комфортным.


Соответственно, велосипед с 15 скоростями имеет 3 передние передачи и 5 задних звездочек, а модель с 30 скоростями — 10 задних звездочек. А разница — в технологических издержках и количестве вариаций крутящего момента.

Как правильно переключать скорости на велосипеде?

Переключение скоростей осуществляется при помощи переключателей на руле, которые перебрасывают цепь по звездам системы шатунов и звездам на втулке заднего колеса. Передний переключатель во время обычного катания должен стоять на средней скорости, также нельзя забывать возвращать его в это положение после участков трассы, преодолеваемых на низкой или высокой скорости. Так можно избежать излишнего натяжения и быстрого износа цепи.

Передние и задние передачи переключаются по одной и в момент обычного кручения педалей, т.е. до сложного участка дороги, подъема или спуска. Изменение скорости без вращения педалей или в середине подъема дает очень сильную нагрузку на трансмиссию, может спровоцировать разрыв цепи или поломку переключателей. Кроме того, не рекомендуется переключать скорости на неподвижном байке.

При выборе положения переднего и заднего переключателей следует избегать вариантов с сильным перекосом цепи, т.е., к примеру, максимумом и на передней, и на задней звездочках. Лучший вариант на низкой скорости — 4-5 задняя передача, на средней — 2-7 (а лучше — 3-6) передача, на высокой — 5-8/9 передача.

Скорости на велосипеде — очень нужная и полезная вещь для всех любителей долгих велопутешествий и катания по пересеченной местности. С ними вы сможете легко въезжать на любой подъем, максимально разгоняться на спусках и ровных трассах. Не пренебрегайте такой возможностью — купите себе велосипед с несколькими скоростями и наслаждайтесь жизнью!

Скорость велосипеда: средняя, максимальная, рекордная в км/ч

Скорость велосипеда: средняя, максимальная, рекордная в км/ч

Однако многие задаются вопросом, какую скорость может развить велосипедист в различных условиях? Вне зависимости от причин, мы попробуем ответить на этот вопрос и разобраться с факторами, влияющими на скорость передвижения.

Скоростной тест

Рассмотрим показатели наиболее распространенных типов велосипедов – горный, шоссейный и городской, а также их промежуточных «братьев» — гибрид и туристический велосипед.

скорость велика

Другие типы предназначены не для быстрой езды, поэтому в сравнении не участвуют. Для интереса добавим показатели электровелосипеда. Также читайте обзор ТОПовых производителей велосипедов и не ошибайтесь с выбором.

Результаты:

  • электровелосипед – 25-30 км/ч;
  • шоссейный – 21-25 км/ч;
  • туристический – 20-23 км/ч;
  • гибрид – 19-21 км/ч;
  • горный – 18-20 км/ч;
  • городской – 15-17 км/ч.

Электровелосипед мог бы показать и больший результат, но его скорость езды ограничена контроллером. Для туристических велосипедов, оборудованных вело рюкзаками, оптимальной считается скорость 17 км/ч.

Город

Городские условия езды нивелируют скоростные характеристики разных типов велосипедов из-за необходимости частого маневрирования и преодоления препятствий. Скорость велосипеда в городе – 15-18 км/ч.

скорость велосипеда в городе

Так же интересен тот факт, что в условиях мегаполисов, на дистанциях до 5 км велосипед «быстрее» других видов транспорта. На дистанциях 5-10 км его средняя скорость сопоставима с автомобилем. Плюс у велосипедиста есть возможность двигаться не только по проезжей части, а проложить свой маршрут через парк или дворовые зоны.

Профессионалы

Опытные спортсмены способны преодолевать расстояния в 100 километров, двигаясь со средней скоростью около 30 км/ч. Так Руй Кошта (победитель групповой гонки на 242 км) в 2013 году проехал дистанцию со средней скоростью 36 км/ч.

Для примера приведем нормы получения разрядов велоспорт-шоссе в дисциплине «индивидуальная гонка на время» (РОССИЯ):

Звание/разрядДистанция (км)Время (минут)Средняя скорость (км/ч)
МСМК мужчины506446,88
МСМК женщины2535,542,25
МС мужчины253345,46
МС женщины2537,540
КМС мужчины2535,542,25
КМС женщины254037,5

Немного истории

По нормативам ГТО в СССР, чтобы получить золотой значок, необходимо было проехать на велосипеде:

Возраст (лет)/полДистанция (км)Время (минут)Средняя скорость (км/ч)
19-28 мужчины204327,91
18-28 женщины102524
29-39 мужчины204626,09
29-34 женщины102722,22

Факторы, влияющие на скорость велосипеда

Подготовка велосипедиста

Больше всего скорость езды зависит от физической силы и выносливости человека. Второе место занимает техника езды. Пол ездока не оказывает существенного влияния на скорость передвижения.

Сопротивление воздуха

При отсутствии ветра, проблемы сопротивления воздушному потоку начинаются на скоростях в 25-27 км/ч. При встречном ветре трудности движения возникают при скорости 10-15 км/ч. Влияние воздушного потока зависит насколько правильная посадка велосипедиста.

скорость велосипедиста

На горном велосипеде, при высокой посадке, увеличивается площадь сопротивления набегающему потоку, и езда замедляется. На шоссейном велосипеде, благодаря узкому рулю с нижним захватом, есть возможность обеспечить туловищу практически горизонтальное положение. Это позволяет облегчить передвижение, благодаря уменьшению площади тела, сопротивляющемуся встречному потоку воздуха.

Сопротивление качению

На твердых поверхностях уменьшить сопротивление качению позволяет меньшая площадь соприкосновения колеса с дорожным полотном. Добиться этого можно, либо сильно накачав широкие покрышки, либо заменить их более узкими.

велосипедист

На мягких поверхностях (грунт или песок) все происходит наоборот. Широкие, или немного спущенные покрышки имеют приоритет перед узкими.

Размер колеса тоже имеет далеко не последнее значение. Велосипед с широкими колесами дольше сохраняет силу инерции и легче преодолевает неровности дорожного покрытия, что положительно сказывается на скорости езды.

Силы трения

На скорости велосипеда отражается техническое состояние его трущихся деталей. Цепь и втулки необходимо содержать в хорошо смазанном состоянии и не допускать их загрязнения. Слишком мягкие амортизаторы снижают скорость, но добавляют комфорта при движении по неровным поверхностям.

Надеемся, что информация данной статьи поможет вам оптимально выбрать и настроить велосипед под свои условия передвижения. Желаем вам хороших скоростей и удовольствия от езды.

Сколько скоростей на велосипеде

Далекие от велодвижения люди до сих пор не имеют понятия, что современные велосипеды оснащены множеством скоростей, своеобразной «коробкой передач». Наличие механизма переключения скоростей даёт возможность велосипедисту ездить в разных условиях, которые определяются как покрытием дороги, так рельефом местности. И все же, сколько скоростей на велосипеде нужно иметь гонщику или любителю для полного счастья? Для каждого счастье измеряется по-своему, ну а мы попытаемся выяснить, для чего нужны передачи.

Потребность в переключении

Передачи на велосипеде в первую очередь нужны для комфортного, эффективного движения в определенных условиях. С их помощью велосипедист может ехать быстрее, развивать скорость на спусках, без особых усилий заезжать на крутой подъем, а также с легкостью маневрировать на трудных участках — например, в песке или в мягкой грязи — или по городу, совершая постоянные объезды препятствий. Наличие скоростей – это один из признаков горного велосипеда, и чем их больше, тем меньше страданий принесут труднопроходимые дорожки и тропинки.

Сколько скоростей на велосипеде — смотря на каком!

Итак, современный велосипед имеет 2-3 звезды спереди (система) и 5-10 звезд сзади (кассета). Переключение передач осуществляется с помощью заднего и переднего переключателей, которые работают с цепью, перебрасывая её по звездам системы шатунов и по малым звездам на втулке заднего колеса, от чего и происходит изменение скорости. Рычаги управления переключением передач (монетки) могут быть в виде рычагов и grip shift – поворотный механизм переключения на рукоятке руля.

Количество скоростей определяется количественным сочетанием передних и задних звезд. Чтобы подсчитать, сколько скоростей на велосипеде, нужно умножить число передних звезд на число задних. Например, спереди 3 звезды, а сзади 8, итого 24 скорости. Бывают и другие вариации: 3х5, 3х6, 3х7, 3х8, 3х9, 3х10. Более того, системы и кассеты могут иметь разное количество зубьев на звездах, от этого тоже зависит скорость.

Как переключаться

Строгих правил по переключению скоростей никогда не было и не будет. Но существуют кое-какие комбинации, которые помогают эффективнее переключаться, а также продлевать жизнь всей трансмиссии. Ведь при работе цепь часто бывает перекошена по причине расположения звездочек в параллельных плоскостях, из-за чего происходит её износ.

На рисунке показаны рекомендуемые комбинации передач для разных типов местности.

С целью уменьшения износа и увеличения срока службы механизма переключения передач, звездочек и цепи рекомендуется производить переключение в момент минимальной нагрузки. Это значит, что переключение посреди подъема оказывает очень сильную нагрузку на трансмиссию, из-за чего возможны поломка переключателей и разрыв цепи.

Поэтому гонщики и любители, участвующие в соревнованиях кросс-кантри, где нагрузка на всю механику особенно велика, стараются уберечь себя от неприятных неожиданностей и обзаводятся навесным оборудованием высокого класса, а также следят за состоянием цепи и звезд, регулярно производят мойку, настройку или замену механизмов.

Чувствовать велосипед – правильно переключаться

Установить подходящие комбинации индивидуально можно лишь испытав велосипед на практике. У каждого разные физические возможности, и кому-то достаточно 5 звездочек, а кому-то и 10 не хватит, потому как главным козырем, как ни крути, остаются постоянные тренировки, упражнения и нагрузки на работающие мышцы ног.

Приведенный рисунок переключения – это примерный ориентир, которым может пользоваться новичок. Опытные велосипедисты, которые научились чувствовать свой велосипед, не следят правильная ли стоит передача. Определяющими факторами являются условия езды и уровень подготовки человека, сидящего за рулем двухколесного транспортного средства.

Как определить сколько скоростей на велосипеде

У современных велосипедов максимальное число скоростей может достигать 30. Число скоростей зависит от количества передних и задних звезд. Переключатель скоростей на велосипеде необходим для комфортной езды по пересеченной местности. Например, при заезде на возвышенность, следует переключать скорость на пониженные передачи, а ехать с горки следует на повышенной передаче. Переключая скорости, когда это необходимо, велосипедист экономит свои силы.

Как определить число скоростей

Номинальное количество скоростей определяется вариантами сочетаний передних и задних звезд. Например, если у велосипеда 10 задних звезд и 3 передних, то номинальное количество скоростей будет равно 30, а если сзади 9 звезд, то 27. Однако тут есть один нюанс — фактическое число скоростей, которые можно использовать, будет меньше. Это связано с тем, что из-за перекоса и неправильного натяжения цепи не следует использовать все возможные сочетания звезд.

Оптимальное переключение скоростей

Во избежание перекоса и соскакивания цепи рекомендуется переключать скорости следующим образом:
• Первая передняя звезда работает с задними звездами в комбинациях 1-1, 1-2, 1-3 и 1-4.
• Вторая передняя звезда работает с задними звездами в комбинациях 2-4, 2-5, 2-6 и 2-7.
• Третья передняя звезда работает с задними звездами в комбинациях 3-6, 3-7, 3-8 и 3-9.

В результате получается, что велосипед с тремя передними и девятью задними звездами номинально имеет 27 скоростей (3*9=27), но фактически у него будет использоваться только 12 скоростей. И этого достаточно для поездок по местности с любым рельефом.
Стоит отметить, что придерживаться данной схемы совсем не обязательно, но при использовании оптимальных комбинаций переключения звезд существенно уменьшается износ цепи.

Как правильно переключать скорости

При езде против ветра, по песку, глине, мокрой грязи или подъеме в гору, необходимо «сбрасывать» переднюю передачу. Тогда будет легче крутить педали, маневрировать и набирать скорость.

Первая передняя передача оптимальна для подъема, если вы не хотите прикладывать большие физические усилия. Вторая передача подходит для небольших подъемов и езды по лесным дрогам. На третью переднюю передачу (самая большая звезда) рекомендуется переключаться во время езды по городу. При этом задняя передача переключается в соответствии с приведенной выше схемой переключения скоростей.

Всё дело в звёздах

Количество звёзд напрямую зависит от типа велосипеда. Обычно на шоссейниках две, а на горных велосипедах три ведущие звёзды, но есть и исключения. При этом есть и дополнительные звёзды: к примеру, на шоссейники устанавливают по 3 и по 7-10 шестерёнок на переднее и заднее колесо соответственно. Чтобы определить общее количество передач, нужно перемножить число звёзд на обоих колёсах. Легко определить, что их количество на современных шоссейных байках варьируется от 21 до 30. Городские велосипеды часто оборудованы пятью шестерёнками сзади и двумя сзади. Десяти скоростей для них будет более чем достаточно. Большинство современных ситибайков оснащены семью стартовыми передачами. Не нуждаются в большом количестве скоростей и детские велосипеды.

Для чего нужны

Переключая скорости на велосипеде, мы перебрасываем цепь со звёздочки на звёздочку и меняем каденс, то есть частоту вращения педалей с учётом силы, необходимой для их нажатия. Варьируя передаточное число между педалями и колесом, мы и можем изменять давление на педали. Для того чтобы энергия в процессе вращения распределялась равномерно, мы и включаем разные передачи.

Во время езды по сельской местности, на крутых подъёмах или спусках велосипедист вынужден крутить педали на большой скорости. Один, два, три раза это можно проделать без риска для здоровья, но постоянные эксперименты над организмом могут привести к серьёзным проблемам с сосудами. Что можно сделать? Включить максимально низкую скорость. Велосипед поедет медленнее, зато нагрузка на мышцы и сосуды уменьшится за счёт скорости вращения педалей.

При спуске скорость, наоборот, нужно будет увеличить. Вам придётся приложить чуть больше усилий, но велосипед ускорится и пойдёт ровнее. Для езды по ровным поверхностям в городе обычно выбирают средние скорости, при этом цепь натягивается равномерно, а нагрузка распределяется между группами мышц.

Получается, что многоскоростная система с достоинством проходит следующие испытания:

  • подъём на крутые холмы;
  • резкий спуск с возвышенностей;
  • преодоление высоких барьеров;
  • езда по песку, грязи, бездорожью.

Обобщая сказанное, можно подытожить: передачи необходимы для экономии мышечной энергии на различных участках пути. Именно поэтому вопрос о количестве скоростей напрямую зависит от того, на каком велосипеде и по каким дорогам вы собираетесь ездить.

Переключатели

Для того чтобы переключить скорости, достаточно повернуть или потянуть переключатель на руле. Переключатели (они же манетки) бывают нескольких видов:

  • вращательные (скорости переключаются при повороте ручки);
  • рычажковые (на руле расположены специальные рычажки для переключения скоростей);
  • гриптшифтовые (ручку следует вращать от себя или к себе);
  • рычажки для пальцев (один рычажок меняет скорость на меньшую, другой – на большую).

Стоят все эти устройства примерно одинаково, последние изобретены недавно и обойдутся вам чуть дороже.

Жить на полной скорости

Сколько бы скоростей вы ни выбрали, каждой звёздочке отмерен свой срок службы. Продлить жизнь системе переключения скоростей, в которую входят цепь, кассета, шестерёнки и педали, может каждый велолюбитель. Достаточно запомнить несколько правил.

  • Старайтесь не переключать передачи на подъёмах. Выберите первую скорость для обеих звёзд и держите её до конца подъёма.
  • После подъёма или спуска при выезде на гладкую поверхность трассы не забывайте вернуть переключатель на среднюю скорость.
  • Скорость можно менять, только когда педали крутятся, то есть когда велосипед на ходу. Иначе цепь быстро износится.
  • Разница между шестерёнками цепи не должна быть выше 4. Если ставить максимальную скорость на одну звезду и максимальную – на другую, цепь сильно растянется и сломается вся система.
  • Не забывайте своевременно ухаживать за цепью. Если велосипед используется в относительно комфортных условиях, цепь достаточно просто протирать сухой тряпкой и покрывать смазкой для велоцепей. Если практикуется езда по бездорожью, перед тем, как смазать цепь, её нужно будет промыть специальной смесью или обычным керосином.

Завершая разговор о количестве скоростей, хочется отметить, что комфорт езды – вещь очень и очень индивидуальная. Кому-то недостаточно и 28 скоростей, а кому-то приятно кататься по дорожкам парка, не утруждая себя мыслями о передачах. Прогулки, велопоходы, езда на работу или профессиональный велоспорт – всё зависит от ваших целей.

Как правильно переключать скорости?

Чтобы велосипед служил вам верой и правдой долгие годы, важно не пренебрегать некоторыми важными правилами.
Вначале нужно правильно выбрать переднюю передачу, а затем скорректировать передачу задним переключателем.
Первая передача оптимальна для подъема в гору, езде по песку и грязи для экономии ваших сил и энергии.
Вторая передача – для езды по неровной местности с небольшими подъемами.
Третья передача – для города и ровного асфальта.
Правильно выбирая передачу, вы сможете избежать усталости во время длительных велопрогулок, избежать боли в коленях и получить максимум удовольствия при минимуме усилий.

Переключать передачи несложно, главное делать это правильно:

  • Переключайте скорости только на ходу при вращении педалей!
  • Никогда не переключайте скорости, вращая педали назад. В момент переключения ослабьте усилие на педали. Не вращайте педали сразу после переключения скорости. Не переключайте скорости с самой низшей на самую высшую одним движением – это может привести к повреждению переключателя скоростей и даже разрыву цепи.

Односкоростные велосипеды

Это велосипеды, у которых есть только одна скорость, они обладают простой конструкцией, имеют свои достоинства и недостатки. Односкоростными могут быть городские велосипеды (круизеры, дорожные и складные модели, фикс-байк), а также трюковые (для стрита, дерта, триала, BMX). Трюковые велосипеды берут для определенных целей, а вот городские синглспиды подойдут для неспешных поездок и езде на работу или в магазин.

Велосипеды с планетарной втулкой

Планетарная втулка – это сложный механизм переключения передач, состоящий более чем из 40 деталей, находящихся в герметичном корпусе, который надежно защищает их от внешних воздействий. Самыми распространенными являются 3-скоростные, 7-скоростные и 8-скоростные планетарные втулки, у которых есть свои плюсы и минусы. Минусы: меньшее количество скоростей и тяжелый вес. Плюсы: надежность и долговечность, возможность переключения передач в любом положении ( во время подъема, остановки), исключение «слетания»» цепи.
Обычно планетарная втулка устанавливается на городские прогулочные велосипеды и даже трех скоростей для езды по городу бывает вполне достаточно! У Stark с планетарной втулкой выпускаются модели Vesta 26.4 V и Image.

Формируем навык: как правильно переключать скорости на примере велосипеда Стелс с 21 передачей

как переключать скорости на велосипеде стелс

Грамотно переключится – это выбрать подходящий темп езды, при котором велосипедист будет расходовать минимальное количество сил. Насколько это действительно важно, понятно из следующих тезисов:

  • Оптимальная частота вращения шатунов гарантирует сохранность суставов.
  • Приемлемый каденс – залог эффективной работы мышц.
  • Образцово выбранная скорость способствует сохранению заложенного заводом ресурса компонентов.

как правильно переключать передачи на горном велосипеде

Узнать и научиться, как правильно переключать передачи на горном велосипеде, можно лишь после освоения его скоростной конструкции. Итак, на любой модели Stels Navigator стоимостью до 30 000 рублей установлены:

  • 3 звезды спереди и 7 звездочек сзади.
  • Манетки, расположенные на руле.
  • Тыльный и фронтальный переключатели, представляющие собой обычные металлические рамки, закрепленные на раме.
  • 2 троса, связывающие рулевые механизмы управления скоростями и рамные перебрасыватели.

Процесс регулирования положения цепи между звездами с помощью рамок и называется переключением. Осуществляется он посредством работы с шифтерами. Последние бывают двух видов: триггерные (с рычагами) и штифтерные (вращаются). Устанавливаются они на руль в двух экземплярах:

  1. Левый отвечает за работу передней трасмиссии.
  2. Правый передвигает задний перебрасыватель цепи.

На манетках нанесены цифры, отображающие номер текущей звезды. Звездочки нумеруются слева направо. Сам процесс переключения заключается в нажатии или вращении рычагов. При нажимании (триггерные shifters):

  • Верхний левый рычажок – сбрасывает на меньшую переднюю звезду в последовательности 3-1.
  • Нижний левый рычаг – перекидывает на большую переднюю звездочку (1-3).
  • Верхняя правая рукоятка – перебрасывает на детали с меньшим количеством зубьев, расположенные сзади (1-7).
  • Нижний правый рычажок – передвигает заднюю рамку в сторону больших звезд (7-1).

На штифтерных переключателях механизм выбора передачи подобный. Путем вращения трос либо ослабевает, либо натягивается, тягая за собой рамки.

Практика

как правильно переключать передачи на горном велосипеде

Если аппарат распакован и собран, методика по регулировке тормозов выполнена, алгоритм, как переключать скорости на велосипеде Стелс, уяснен – можно ехать. При передвижении стоит грамотно выбирать передаточное отношение, исключая перекосы цепи:

  • Большая звезда. Используется при езде со склонов и отсутствии ветра. Кооперируется с задним набором 5, 6, 7.
  • Средняя звездочка. Юзается при старте, перемещении по ровной дороге и укатанной пересеченке. Взаимодействует с задним блоком 3,4,5.
  • Малая звезда. Задействуется при катании по склонам, грубой пересеченной местности, заболоченным участкам, вязкой грязи, песку, густой траве. Оптимально крутится с задними звездочками с первой по третью.

Закрепляем знания или как правильно переключать передачи на любом горном велосипеде без вреда человеку и технике

Осведомленности о механизме переключения скоростей недостаточно для того, чтобы уверенно и безопасно эксплуатировать веломашину. Стоит еще ознакомиться с советами по этому поводу:

  • Перебрасывать цепь можно только в процессе движения. Если же положение рамок было изменено на стационарном велосипеде, необходимо прокрутить педали на холостом ходу (поднять заднее колесо).
  • Пользоваться трансмиссией только на ненагруженной цепке. Иными словами перемещать звенья цепной передачи исключительно при быстром вращении шатунов, но никак не на старте или под нагрузкой. Это чревато тем, что могут поломаться исполнительные механизмы и порваться цепь. Да и вовсе, при большом усилии на педалях велик риск вовсе не переключится при подаче соответствующей команды.
  • Не перебрасывать на несколько звезд сразу. Изменять положение рамок стоит только на один щелчок. В этом случае обеспечивается четкость работы трансмиссии.

О том, что необходимо избегать перекоса цепи, сказано немало. Почему это необходимо делать? Все просто: когда цепочка находится в положении, к примеру, большая звезда спереди и большая – сзади имеем явный износ, выражающийся в дополнительном протачивании гибких звеньев. Кстати, типичная ошибка драйверов, игнорирующих технологию, как правильно переключать передачи на скоростном горном велосипеде с 18 и большим количеством скоростей – использовать во всю задние звездочки, а спереди ставить только большую.
как переключать скорости на велосипеде Стелс

К сведению. Цепь необходимо мыть, скажем, минимойкой высокого давления и смазывать. Если она проскакивает на кассете – ее необходимо менять вместе с задними звездами.

Еще один важный аспект – выбирать скорость трансмиссии так, чтобы крутить педали было легко. Выверенный велотуристам оптимальный каденс равняется 80-90 об/мин. Для его измерения можно пользоваться велокомпьютерами, например, CatEye Strada Cadence. Во время покатушек обязательно пить. Именно эти два правила сохранят Вам коленные суставы.

Коротко говоря

  • Основная цель трансмиссии – обеспечить легкий ход педалей (80-90 об/мин) в любой дорожной ситуации.
  • Переключение осуществляется путем нажатия или вращения (триггерные или штифтерные манетки соответственно).
  • Выбранная передача отображается на механизме управления переключателями, расположенном на руле.
  • При передвижении по городу на 21 скоростном велосипеде оптимально использовать среднюю переднюю звезду и одну из трех задних: 3, 4, 5.

Зачем нужны скорости на велосипеде

В автомобилях переключение передач необходимо для уменьшения нагрузки на двигатель и экономии топлива при изменении условий езды.

Переключение передач в велосипедной трансмиссии преследует ту же цель: уменьшить усилие на педалях и снизить утомляемость велосипедиста. Если вы неспешно катаетесь несколько раз в неделю по стандартному маршруту, то нагрузка на ваши мышцы более-менее равномерна и особой необходимости переключать передачи нет. Однако если вы ездите по сложной пересеченной местности на высокой скорости или увлекаетесь длительными покатушками, то следить за выбором правильной передачи чрезвычайно важно. Для определения нужной передачи нужно знать о таком понятии как каденс.

Каденс – количество оборотов педалей, выполняемых велосипедистом за одну минуту. Например, говорят: «каденс 90». Подразумевают езду в темпе 90 оборотов педалей в минуту. Также существуют такие понятия как высокий, низкий и оптимальный каденс:

Низкий каденс – вы делаете мало оборотов в минуту но при этом усилие на педалях большое. Долго ездить в таком темпе небезопасно из-за огромной нагрузки на сердце и суставы!

Высокий каденс – вы крутите педали очень быстро. Нагрузка на ноги небольшая, но толку от такой езды мало – двигаться с черепашьей скоростью не очень приятно.

Оптимальный каденс – удобный лично вам темп педалирования, позволяет не очень уставая ехать далеко и долго. Вы едете в свое удовольствие, но при этом ваши мышцы и суставы не перегружаются и тренируют выносливость. Для любителя считается оптимальным каденс 60-70 в начале сезона и спустя пару месяцев непрерывного катания можно педалировать с каденсом около 90-100. Спортсмены, выполняющие регулярные тренировки, способны поддерживать оптимальный каденс больше 100.

Переключая передачи, вам легче поддерживать постоянный каденс на всем пути, независимо от того, двигаетесь вы в гору, со встречным ветром или мчитесь по ровному асфальту. Велолюбитель должен постоянно следить за поддержанием каденса. Для этого удобно использовать велокомпьютер с возможностью подсчета каденса.

Как узнать, сколько скоростей у велосипеда

В настоящее время практически любой велосипед оснащен системой переключения передач. Обычно их бывает от 6 до 33. Для шоссейного или горного велосипеда разумной нормой являются 18-27 передач. Часто даже городские или дорожные велосипеды также имеют переключатели передач, для данного типа велосипедов достаточно 6-7 скоростей.

Чтобы определить количество передач, нужно умножить количество передних и задних звезд. Например, на шатунах велосипеда закреплено 3 звезды и на кассете заднего колеса вы видите 7 звездочек, такой велосипед имеет 21 передачу. Большее количество передач, вплоть до 33, необходимо в редких случаях и требует более аккуратного обращения а также значительно усложняет и удорожает велотрансмиссию.

Звезды велосипеда

Рассмотрев понятие оптимального каденса, перейдем к изучению техники переключения передач.

Как правильно переключать скорости на велосипеде

Мы уже поняли, почему важно сохранять постоянный каденс. Но двигаться, например, по грунту гораздо тяжелее, чем по асфальту и чтобы каденс на грунте не снижался, на грунте следует понижать передачу. Нужно знать, что переключение на одну передачу на ведущей звезде меняет усилие на педалях в 2-3 раза быстрее, чем если бы вы переключились на одну передачу на ведомых звездах. Переключение передних звезд резко изменяет нагрузку на трансмиссию и ваши мышцы, поэтому их переключают гораздо реже, чем задние.

Ведущие звезды задают основной темп педалирования, и переключать их нужно при быстром изменении условий движения. Маленькая ведущая звезда предназначена для езды в гору и включается заблаговременно перед началом подъема. Самая большая ведущая звезда предназначена для движения на качественном покрытии с высокой скоростью или для спусков. Обычно спереди есть третья звезда посредине, для стандартных условий движения. Задние ведомые звезды нужны для тонкой подстройки усилия педалирования.

Если вы видите перед собой участок вязкого грунта или подъем, нужно заблаговременно перейти на меньшую ведущую звезду. Вы можете сделать это перед самым подъемом, а если подъем небольшой, можно включить пониженную передачу заранее и, повысив каденс, разогнаться чтобы пройти подъем по инерции.

На спуске вы можете переключиться на большую ведущую звезду для лучшего разгона.

Велосипедист

Переключатели передач – достаточно нежные механизмы, при неправильном использовании быстро изнашиваются. Нужно знать простые правила для поддержания работоспособности трансмиссии велосипеда:

Направление цепи по отношению к звездам на велосипеде

Сильный перекос цепи по диагонали вреден и способствует быстрому износу цепи, а также требует дорогого ремонта с заменой звездочек. Как нужно правильно сочетать комбинации звездочек, показано на рисунке ниже. Чем больше передняя ведущая звезда, тем большие ведомые звезды следует с ней использовать. Две самых маленьких задних ведомых звезды следует использовать с самой маленькой передней ведущей звездой. Две самых больших ведомых звезды предназначены для использования в паре с большой ведущей звездой.

При переключении передач вы продолжаете вращать педали, но при этом нельзя сильно давить на педали. Если вы переключаете переднюю ведущую звезду, то вообще снижайте усилие на педали, для избегания рывков. Запрещается щелкать передачами – это вызывает поломку переключателей. Простое правило: за один оборот педалей можно переключиться на одну передачу. Некоторое оборудование позволяет переключать сразу по несколько передач, но для новичка правильно переключиться таким способом сложно.

Профессионал переключает передачи бесшумно. Слышите один легкий щелчок при переключении – отлично, вы все сделали правильно. Если передача переключается с множественным хрустом, резким треском то одно из двух: вы переключаетесь неправильно, либо у вас изношенная разрегулированная трансмиссия.

Чем больше передач у вашего велосипеда, тем более тщательно вы должны следить за чистотой и состоянием звезд и цепи. Ограничение на физические размеры заставляет конструкторов на велосипедах с большим количеством передач применять более тонкие звезды, цепи и некоторые другие детали. Все зазоры у многоступенчатых трансмиссий меньше, а детали компактнее, поэтому чувствительность такой конструкции к загрязнению выше, а износ происходит быстрее.

В конце хотелось бы сказать, что если вы собираетесь покупать скоростной велосипед, то вам просто необходимо научиться правильно использовать переключатели передач. Ведь при катании вы прикладываете физические усилия, и правильная техника дает не только удовольствие от процесса, но и безопасно укрепляет ваш организм, повышает вашу выносливость. Приобретайте опыт и переключение передач будет происходить у вас на подсознательном уровне, а вы перестанете расходовать силы впустую.

Данная статья дает базовые знания о механических трансмиссиях. Материал в большинстве случаев неприменим по отношению к системам с планетарной втулкой и другим автоматическим трансмиссиям велосипеда.

Велосипедные запчасти можно купить здесь: https://velogo.com.ua/components

Потребность в переключении

Передачи на велосипеде в первую очередь нужны для комфортного, эффективного движения в определенных условиях. С их помощью велосипедист может ехать быстрее, развивать скорость на спусках, без особых усилий заезжать на крутой подъем, а также с легкостью маневрировать на трудных участках — например, в песке или в мягкой грязи — или по городу, совершая постоянные объезды препятствий. Наличие скоростей – это один из признаков горного велосипеда, и чем их больше, тем меньше страданий принесут труднопроходимые дорожки и тропинки.

Сколько скоростей на велосипеде — смотря на каком!

Итак, современный велосипед имеет 2-3 звезды спереди (система) и 5-10 звезд сзади (кассета). Переключение передач осуществляется с помощью заднего и переднего переключателей, которые работают с цепью, перебрасывая её по звездам системы шатунов и по малым звездам на втулке заднего колеса, от чего и происходит изменение скорости. Рычаги управления переключением передач (монетки) могут быть в виде рычагов и grip shift – поворотный механизм переключения на рукоятке руля.

Количество скоростей определяется количественным сочетанием передних и задних звезд. Чтобы подсчитать, сколько скоростей на велосипеде, нужно умножить число передних звезд на число задних. Например, спереди 3 звезды, а сзади 8, итого 24 скорости. Бывают и другие вариации: 3х5, 3х6, 3х7, 3х8, 3х9, 3х10. Более того, системы и кассеты могут иметь разное количество зубьев на звездах, от этого тоже зависит скорость.

Как переключаться

Строгих правил по переключению скоростей никогда не было и не будет. Но существуют кое-какие комбинации, которые помогают эффективнее переключаться, а также продлевать жизнь всей трансмиссии. Ведь при работе цепь часто бывает перекошена по причине расположения звездочек в параллельных плоскостях, из-за чего происходит её износ.

На рисунке показаны рекомендуемые комбинации передач для разных типов местности.

С целью уменьшения износа и увеличения срока службы механизма переключения передач, звездочек и цепи рекомендуется производить переключение в момент минимальной нагрузки. Это значит, что переключение посреди подъема оказывает очень сильную нагрузку на трансмиссию, из-за чего возможны поломка переключателей и разрыв цепи.

Поэтому гонщики и любители, участвующие в соревнованиях кросс-кантри, где нагрузка на всю механику особенно велика, стараются уберечь себя от неприятных неожиданностей и обзаводятся навесным оборудованием высокого класса, а также следят за состоянием цепи и звезд, регулярно производят мойку, настройку или замену механизмов.

Для начала нужно разобраться, для чего предназначены звезды разных размеров. Здесь все достаточно просто. Самая маленькая ведущая звезда предназначена для подъемов в гору. Самая большая для поддержания большой скорости и набора скорости на спусках. Если присутствует средняя звезда, то она идеально подойдет для неспешной езды. Задние звезды считаются вспомогательными и способны повышать эффективность ведущих звезд. Например, при подъеме в гору на маленькой передней звезде мы можем менять её свойства путем переключения задних звезд, чем круче подъем, тем меньшую заднюю звезду мы включаем.

Крутой подъем в гору

Переключатели скоростей – это достаточно тонкие механизмы, которыми нужно уметь правильно пользоваться, иначе они быстро выйдут из строя. Приведем несколько простых правил для поддержания работоспособности механизмов велосипеда:

  • Следует избегать сильных перекосов цепи. Если цепь значительно перекошена, то она способствует быстрому износу цепи и звездочек, что влечет за собой дорогостоящий ремонт. Схему правильных комбинаций передних и задних звезд смотрим ниже. Совместно с большой ведущей звездой нежелательно использовать большие ведомые, с маленькой ведущей – маленькие ведомые. Если цепь находится на средней ведущей цепи, то не рекомендуется применение крайних задних звезд.

Схема правильного и неправильного переключения скоростей

  • Переключать передачи необходимо во время вращения педалей, причем сила вращения должна быть умеренной, не нужно давить на педали изо всех сил. Если переключаете ведущие (передние) звезды, то вообще следует снижать усилие на педали. Категорически запрещается щелкать передачами – это может привести к поломке переключателей. Кроме того не следует переключать несколько скоростей за один раз.
  • Так же очень важно содержать все элементы трансмиссии в чистоте. Для нормальной работы переключателей необходимо, чтобы им не мешала грязь и прочие предметы.

Подводя итог, хочется сказать, что если Вы решили купить скоростной велосипед, то учитесь правильно использовать скорости велосипеда. При должной тренировке переключение скоростей будет проходить на подсознательном уровне и полном автомате. Управляйте велосипедом при помощи трансмиссии и не тратьте силы впустую. Материал, приведенный в данной статье, относится к обычным механическим переключателям и в большинстве случаев не применим для современных планетарных втулок и автоматических трансмиссий.

Зачем велосипеду скорости

Нужны ли такие технические моменты, решать самому владельцу. Если байк используется исключительно в прогулочных целях, для редких и недалеких поездок, лучше применять обычные модели, но когда владелец двухколесной машины планирует частые и протяженные выезды на трассу, стоит подумать о приобретении изделия с наличием такого оборудования. Переключение предусмотрено для поддержания определенных режимов нагрузки и в терминологии велосипедистов, для обозначения этого явления, появилось слово каденс.

Каденсом принято называть частоту нажатия педалей, которое происходит за равный отрезок времени. Условно его можно подразделить на три группы: низкий, высокий и оптимальный.

Скоростной велосипед

  • низкий – нагрузка на ноги спортсмена увеличенная, т.к. приходится очень сильно нажимать педали для прокрутки колеса на низкой частоте, также этот стиль езды можно применять при спуске с горки;
  • высокий – вращение происходит очень быстро, но КПД низкий – за определенный период времени покрывается совсем небольшое расстояние, такой вариант может быть полезен для сжигания излишних жировых накоплений;
  • оптимальный – разумное соотношение нагрузки, частоты движений и затрат энергии для получения наиболее выгодного результата.

Как правильно менять управление трансмиссией

За более чем двухсотлетнюю историю создания двухколесного друга его внешний вид и оснащенность изменились значительно, было изобретено множество приспособлений, облегчающих движение. Современные изделия могут похвастаться и облегченными рамами и наличием различных амортизаторов, и конечно, наличием возможности регулировать темп езды через регулировку трансмиссии.

Сколько бывает скоростей на велосипеде, мы уже поняли, а вот как правильно их применять постараемся разобраться. Количество не сильно помогает увеличить темп передвижения, но сделать поездку более эффективной и удобной могут.

Управление трансмиссией

Назначение этого оборудования на байке имеет определенную логику. Так для поддержания передвижения в повышенном темпе лучше всего подойдет большая ведущая звезда, при затяжном горном подъеме используют самую маленькую, средний размер позволяет поддерживать оптимальный прогулочный вариант.

Производить переключение следует по следующим правилам, дабы избежать поломки этого тонкого инструмента:

  • не допускайте перекосов цепи. Перекос приводит к преждевременному износу, как самой цепи, так и звезд;
  • изменение режима происходит при вращающихся педалях. В этот момент нельзя прилагать максимальные усилия, а производить нажим со средним усилием;
  • необходимо поддерживать чистоту всех вращающихся деталей трансмиссии;
  • нельзя использовать одновременно два переключателя.

Работа переключателя

Если вы остановили свой выбор на байке, оборудованном несколькими звездочками, то постарайтесь учесть наши рекомендации, и регулировать изменение режима езды в соответствии с правилами. Набравшись опыта, переключение трансмиссии на вашем болиде вы будете производить в автоматическом режиме, что позволит не расходовать силы зря и поддерживать допустимую нагрузку.

Сколько бывает скоростей у велосипеда

Велосипед с механизмом переключения скоростей

У современных велосипедов максимальное число скоростей может достигать 30. Число скоростей зависит от количества передних и задних звезд. Переключатель скоростей на велосипеде необходим для комфортной езды по пересеченной местности. Например, при заезде на возвышенность, следует переключать скорость на пониженные передачи, а ехать с горки следует на повышенной передаче. Переключая скорости, когда это необходимо, велосипедист экономит свои силы.

Как определить число скоростей

Номинальное количество скоростей определяется вариантами сочетаний передних и задних звезд. Например, если у велосипеда 10 задних звезд и 3 передних, то номинальное количество скоростей будет равно 30, а если сзади 9 звезд, то 27. Однако тут есть один нюанс — фактическое число скоростей, которые можно использовать, будет меньше. Это связано с тем, что из-за перекоса и неправильного натяжения цепи не следует использовать все возможные сочетания звезд.

Оптимальное переключение скоростей

Во избежание перекоса и соскакивания цепи рекомендуется переключать скорости следующим образом:
• Первая передняя звезда работает с задними звездами в комбинациях 1-1, 1-2, 1-3 и 1-4.
• Вторая передняя звезда работает с задними звездами в комбинациях 2-4, 2-5, 2-6 и 2-7.
• Третья передняя звезда работает с задними звездами в комбинациях 3-6, 3-7, 3-8 и 3-9.

В результате получается, что велосипед с тремя передними и девятью задними звездами номинально имеет 27 скоростей (3*9=27), но фактически у него будет использоваться только 12 скоростей. И этого достаточно для поездок по местности с любым рельефом.
Стоит отметить, что придерживаться данной схемы совсем не обязательно, но при использовании оптимальных комбинаций переключения звезд существенно уменьшается износ цепи.

Как правильно переключать скорости

При езде против ветра, по песку, глине, мокрой грязи или подъеме в гору, необходимо «сбрасывать» переднюю передачу. Тогда будет легче крутить педали, маневрировать и набирать скорость.

Первая передняя передача оптимальна для подъема, если вы не хотите прикладывать большие физические усилия. Вторая передача подходит для небольших подъемов и езды по лесным дрогам. На третью переднюю передачу (самая большая звезда) рекомендуется переключаться во время езды по городу. При этом задняя передача переключается в соответствии с приведенной выше схемой переключения скоростей.

Источники:

https://rollmaster.ru/info/Zachem-velosipedu-stolko-skorostey_600_article.html
https://zextrem.com/zemlya/velosport/srednyaya-skorost-velosipeda.html
https://dnipro.bike/skolko-skorostej-na-velosipede/
https://ex3msport.life/velosport/kak-opredelit-skolko-skorostej-na-velosipede.html
https://www.kakprosto.ru/kak-900687-skolko-byvaet-skorostey-u-velosipeda-