Скоростной урал велосипед

Содержание скрыть

Легендарные свердловские бренды: велосипед «Уралец»

«Уралец» (на фото — слева) и «Рябинка» — это как брат и сестра. Первый предназначался для мальчиков и имел горизонтальную (закрытую) раму. «Рябинка» была девчачьим велосипедом с наклонной (открытой) рамой. Неизвестный фотограф

  • Опубликовано в №019 от 04.02.2016
  • Содержание цикла:пиво «Исетское» (29 августа 2015 года) / Стиральная машина «Малютка» (12 сентября 2015 года) / Мотоциклы «Урал» (26 сентября 2015 года) / Кекс «Свердловский» (10 октября)/Гитара «Урал»(21 ноября 2015 года) / пылесос «Урал» (17 декабря 2015 года) / Конфеты «Рыжик» (30 декабря 2015 года)/ Велосипеды «Атиг» (4 февраля 2016 года) / шина «Снежинка», «Диск здоровья» (31 марта 2016) / синтезатор «Поливокс» (25 мая 2016) / игрушки «Радуга» (18 ноября 2016)

В 70–80-е годы прошлого века многим пацанам приходилось гонять на взрослых великах. Делать это нужно было стоя и пропуская одну из ног… под рамой. По-иному достать до педалей у ребят, чей рост был чуть выше самого велосипеда, просто не получалось. Поэтому советские дети мечтали о специальных подростковых велосипедах, которые выпускали всего на двух заводах в СССР. И один из них работал у нас, в Cвердловской области, — в рабочем посёлке Атиг.

Сегодня мало кто знает, что в столице Среднего Урала когда-то был свой велосипедный завод. Располагался он на месте нынешнего завода радиоаппаратуры, что на улице Щорса, 7. С 1946 года предприятие называлось Свердловским велосипедным заводом №20 Министерства местной промышленности РСФСР. Как пояснил председатель совета ветеранов завода радиоаппаратуры Игорь Булыгин, именно на Свердловском велосипедном заводе впервые в Советском Союзе в 1949 году был разработан и запущен в серию велосипед для подростков, причём в двух вариантах: с закрытой рамой для мальчиков и с открытой — для девочек. Разработчиком его, по словам Игоря Булыгина, была конструкторско-технологическая группа, которую возглавлял Иосиф Гершзон.

Но в 1959 году по правительственному постановлению свердловский завод перешёл в ведение министерства радиопромышленности СССР и стал выпускать радио-аппаратуру для военных. А велосипедное производство — заготовки, детали, оборудование — решено было перевести в Атиг.

Вместо гвоздей — велосипеды

Выпуск велосипедов в Атиге развернули на бывшем метизном заводе, чья история берёт начало аж с 1790 года. В середине XX века на этом предприятии делали гвозди, болты, конские подковы, мебельные пружины, проволочные сетки. И вдруг — полное, как бы сказали сегодня, перепрофилирование. Завод был переименован в Атигский машиностроительный (АМЗ).

Эмблемой Атигского машиностроительного завода был Пегас, летящий над Уральскими горами. В 2007 году изображение крылатого коня стало гербом Атига.

— С февраля 1960 года в здании, предназначенном для изготовления болтов и гаек, налаживается сборка подростковых велосипедов из деталей, привозимых со Свердловского завода, — написал в своей книжке «Очерки по истории посёлка Атиг» местный краевед Александр Барабанов.

Но только через два с лишним года — в июле 1962-го — в Атиге смогли запустить полный технологический цикл производства велосипедов: изготовление деталей, их гальваническое и лакокрасочное покрытие, сборку.

На заводе в Атиге производили не все детали велосипеда. Например, втулка переднего колеса поставлялась с Жуковского велосипедного завода, втулка заднего — из Харькова, педали — из Даугавпилса, а сёдла — из Нижнего Тагила (их изготавливали в одном из исправительных учреждений). Неизвестный фотограф

Счёт шёл на миллионы

В Советском Союзе велосипеды для подростков выпускали также на Шауляйском велосипедно-моторном заводе (литовское предприятие собирало их под марками «Эрелюкас» — «Орлёнок» — и «Крегждуте» — «Ласточка»). Но когда был выбор, люди отдавали предпочтение именно атигским велосипедам: дело в том, что уральцы внедрили на своём производстве конденсаторную сварку рамы, что серьёзно увеличило прочность конструкции. Также уральские велосипеды отличались лёгкостью хода и устойчивостью. Поэтому продукция АМЗ пользовалась в СССР огромным спросом — счёт выпущенных двухколёсных машин шёл в буквальном смысле слова на миллионы. При этом уральцы выпускали не две модификации, как шауляйцы, а 16!

Первой уральской моделью, серийный выпуск которой превысил один миллион штук, был «Салют». Юбилейный экземпляр, а точнее, экземпляры (их было два) этой модели, сошли со сборочного конвейера 10 декабря 1969 года. Один велосипед под бурные овации вручили лучшей работнице малярного цеха Екатерине Александровне Циплаковой, а второй направили в заводской музей.

В 1965 году за «Салют» АМЗ получил диплом третьей степени на ВДНХ. Такую же награду атигцы впоследствии получили за модели велосипедов «Чайка» и «Спартак». А с 1973 года завод начал выпуск своих самых популярных моделей — «Уральца» (для мальчиков) и «Рябинки» (для девочек). Чуть позднее появился совершенно невероятный по тем временам велосипед «Весна», который… складывался пополам (и в таком виде спокойно влезал в багажник любой легковушки).

Около 30 лет (с 1965 по 1995 год) отработала на предприятии начальником отдела труда и заработной платы Ольга Матвеевна Морозова. Она рассказывала, что в периоды авралов частенько приходилось работать на сборке даже конторским работникам, причём в выходные.

— Мы трудились на довёртывании спиц, план был — 467 колёс в смену. Сборщица вручную наживуливала спицу и ниппель, подсоединяла их к ободу, а дальше мы довёртывали их на станке-полуавтомате.

В восьмидесятые годы, на пике производства, АМЗ в сутки производил полторы тысячи велосипедов. В год — 370 тысяч. Самым доступным и массовым был велосипед с открытой рамой, его цена в магазине была 39 рублей 60 копеек.

Общее количество выпущенных в Атиге велосипедов установить не удалось. Но известно, что к 1977 году (то есть за первые 17 лет существования) завод изготовил три миллиона двухколёсных машин. Так что, с учётом цифр, озвученных Ольгой Морозовой, можно предположить, что всего было выпущено свыше 7 миллионов велосипедов…

Вместо велосипедов — тапочки

Последнее обновление «Уральца» было в 80-е годы. Кстати, в те годы АМЗ вновь пересёкся со своим «отцом» — Свердловским заводом радиоаппаратуры.

— В 1987–1993 годах по кооперации Атигский машиностроительный завод получал от нас велосипедные звонки, защиту цепи, катафоты-светоотражатели и ряд других элементов, — вспоминает Игорь Булыгин. — Для нашего завода это была отдушина в период конверсии, мы получали загрузку. Правда, Атигский завод не мог с нами рассчитаться, и в качестве взаимозачёта мы получали велосипеды и выдавали их нашим работникам в счёт заработной платы.

В рыночные отношения АМЗ, к сожалению, вписаться не смог: после развала СССР многие поставщики комплектующих (Харьков, Даугавпилс) в одночасье оказались за границей. 13 января 1998 года ГП «Атигский машиностроительный завод» был объявлен банкротом…

По воспоминаниям Ивана Шершнёва, 30 лет отработавшего на заводе начальником инструментального цеха, производство велосипедов окончательно прекратили в начале двухтысячных годов. Теперь на бывшей производственной площадке завода выпускают ёлочные украшения и тапочки…

Мнения об «Уральце» с велосипедных сайтов

  • Отличный был велик, неприхотливый.
  • Я вырос на этом лисапеде. Никаких проблем — разобрал, промыл в соляре, смазал литолом и на два-три (а то и больше) года можно было забыть об обслуге. Только следи за люфтами в подшипниках!
  • Большинство моих знакомых имели «Камы» и «Школьники». У меня был «Уралец», и меня считали счастливчиком…
  • А у меня «Уралец» угоняли. От магазина. Примерно так через месяц пошли с матерью на озеро купаться, а нам навстречу пацан едет на моём велике! Сразу узнали, так как велик в краске был измазан, когда мы дома ремонт делали и на него попали. Пацан сначала отнекивался, а потом люлей получил и сам признался… отпустили. Без велика, конечно.

Сюжет

«Легендарные свердловские бренды»
В Свердловской области производили и великолепные продукты питания, и высококачественный ширпотреб. Вспомнить о них и поверить в себя, в то, что мы многое можем делать сами — цель этой серии публикаций.

Скоростной урал велосипед

1. Палатка или тент площадь покрытия земли не менее 2 квадратных метров.

2. Спальник или одеяло, которое полностью закрывает владельца с ног до шеи. Материал любой. Возможно использование спасательных одеял. Расчет 1 шт. на 1 гонщика.

3. Горелка (газовая, бензиновая или других видах топлива) с топливной емкостью из расчета приготовления не менее 2 часов непрерывной работы.

4. Котелок, кружка, не менее 0,5 литра на человека.

5. Комплект спичек и зажигалки в непромокаемой емкости.

6. Навигатор (сотовый телефон, пульсометр с возможностью писания трека), в течении 50 – часов. Допускается использование запасных элементов питания. Минимум один на команду.

7. Велосипедных шлем 1 шт. на 1 человека.

8. Ремнабор (запасные камеры, насос, выжимка, набор шестигранников, комплект заплат для камер и покрышек). Это минимум можно дополнить по своему усмотрению. 1 комплект на команду.

9. Аптечка (два бинта шириной 10 см, эластичный бинт, зеленка, перекись водорода). Это минимум можно дополнить по своему усмотрению. 1 комплект на команду.

10. Сотовый телефон с возможностью работы в течении 50 часов в спящем режиме. 1 шт. на 1 человека. Не считая того, который используется как навигатор.

11. Нож, возможно мультинож типа Лазерман или Викторинокс.

12. Документы (паспорт, медицинский полис) и деньги (из расчета 1000 руб. на человека)

13. Исправный велосипед любой конфигурации, попадающий под общее обозначение МТБ, Гравел или циклокросс (24, 26,27.5, 29 дюймов, 700C) с любой вилкой. Шоссейники (ширина покрышки меньше 25мм), дорожные односкоростные, не допускаются.

14. Комплект габаритной ночной одежды и средства освещения во время движения ночью.

1. Навигатор (сотовый телефон, пульсометр с возможностью писания трека), в течении 50 часов. Допускается использование запасных элементов питания. Минимум один на команду

2. Велосипедных шлем 1 шт. на 1 человека.

3. Ремнабор (запасные камеры, насос, выжимка, набор шестигранников, комплект заплат для камер и покрышек). Это минимум можно дополнить по своему усмотрению. 1 комплект на команду.

4. Аптечка (два бинта шириной 10 см, эластичный бинт, зеленка, перекись водорода). Это минимум можно дополнить по своему усмотрению. 1 комплект на команду.

5. Сотовый телефон с возможностью работы в течении 50 часов в спящем режиме. 1 шт. на 1 человека. Это не считая того который используется как навигатор.

6. Нож, возможно мультинож типа Лазерман или Викторинокс.

7. Документы (паспорт, медицинский полис) и деньги (из расчета 1000 руб. на человека)

8. Исправный велосипед любой конфигурации, попадающий под общее обозначение МТБ, Гравел или циклокросс (24, 26,27.5, 29 дюймов, 700C) с любой вилкой. Шоссейники (ширина покрышки меньше 25мм), дорожные односкоростные, не допускаются.

9. Комплект габаритной ночной одежды во время движения ночью.

10. Дождевик. Возможно совмещение дождевика и габаритной одежды для езды ночью.

11. Фара передняя, Не менее 100 люмен. Фара задняя проблесковая красная.

МАРШРУТЫ 2020

Маршрут класса XS –

“Песочница с усложнением”

  • Расстояние: 116 км
  • Набор высоты: 890 м.
  • Старт: Бетонная дорога у Большеконного
  • Финиш: под часами у проходной Уралмаш
  • Время прохождения: лидеры 5-6 часов, лимит 48 часов
  • Контрольные фототочки:
    • 13 Км – пешеходный мост через железную дорогу
    • 32 Км – урочище 67 квартал, вид на пруд
    • 50 Км – бывшая узкоколейка, вид на дорогу
    • 62 Км – красная вышка связи в центре п.Таватуй
    • 82 Км – табличка Сагра, выезд из поселка
    • 102 Км – вход в храмовый комплекс Ганина Яма
    • Финиш – сэлфи с часами проходной

    Маршрут класса S – “Исетский Архитектурный”

    • Ключевые точки маршрута – это Храмы 19 и начала 20 века.
      Так получилось, что основным сосредоточием Архитектурных мыслей прошлых столетий на Уральской земле стали Храмы и Церкви. Это были главные здания в деревнях и селах. Многие из них сделаны были на века, и даже использование религиозных сооружений не по назначению и дальнейшее запустение, не уничтожили основные столпы архитектурной мысли 19 века.

    Основные характеристики маршрута:
    примерно 40-50% дорог полевых и лесных. Пешие участки незначительные: навесные мосты.
    Очень много видовых точек, можно теоретически успеть за световой день.
    Для группы Байкпакинг, Марафон старт в 8:00 (суббота)
    Дополнительный старт в 5:00 для группы Марафон (воскресенье)
    Финиш у Храма во имя иконы Божией Матери Казанская. Что на въезде на Химмаш.

    Маршрут класса M

    “Зауралье”

    • Расстояние: 475км
    • Набор высоты: 2175 м.
    • Старт: Пересечение ул. Высоцкого – 40 лет Комсомола
    • Финиш: Аэропорт Кольцово, старый аэровокзал, вход
    • Время прохождения: лимит 96 часов
    • Контрольные фототочки:

    Время прохождения: 12.06 по 20.10.2020

    Масстарт 12.06.2020 в 6:00.

    Маршрут класса S – “Исетский Архитектурный”

    • Ключевые точки маршрута – это Храмы 19 и начала 20 века.
      Так получилось, что основным сосредоточием Архитектурных мыслей прошлых столетий на Уральской земле стали Храмы и Церкви. Это были главные здания в деревнях и селах. Многие из них сделаны были на века, и даже использование религиозных сооружений не по назначению и дальнейшее запустение, не уничтожили основные столпы архитектурной мысли 19 века.

    Основные характеристики маршрута:
    примерно 40-50% дорог полевых и лесных. Пешие участки незначительные: навесные мосты.
    Очень много видовых точек, можно теоретически успеть за световой день.
    Для группы Байкпакинг, Марафон старт в 8:00 (суббота)
    Дополнительный старт в 5:00 для группы Марафон (воскресенье)
    Финиш у Храма во имя иконы Божией Матери Казанская. Что на въезде на Химмаш.

    Маршрут класса XL –

    “Большой Тур 2020”

    • Расстояние: 721 км
    • Набор высоты: 8889 м.
    • Старт: Пляж ВИЗ пруда
    • Финиш: прокат ProBike – Малышева 35
    • Время прохождения: лидеры 140-150 часов, лимит 400 часов
    • Контрольные фототочки:
      • 114 Км – г. Шунут высш.точка
      • 160 Км – мост через р.Серга
      • 323 Км – табличка указатель Аршинка
      • 383 Км – поляна с видом на Откликной гребень
      • 492 Км – г. Золотая (с крестом на вершине)
      • 580 Км – г. Волчья с видом на В.Уфалей

      Маршруты класса M и L будут выложены

      до 1 мая 2020 года на этой странице.

      ИСТОРИЯ

      Категория Спорт – Ультрамарафон

      1. Петров Владислав, Петанов Дмитрий (Be-Faster) – старт 19:00, финиш 13:36 = 42:36 (полный маршрут)
      2. Карпов Антон, Туманов Сергей (Excelsior) – старт 19:00, финиш 20:36 = 49:30 (укороченный маршрут)
      3. Черепанов В., Васильев И. (Scott) – старт в 19:00, финиш 10:29 = 63:29 (укороченный маршрут)

      Категория Туризм – Автономный марафон

      1. Бояринцев Иван, Шавлюга Алексей (ProBike Racing) – старт 20:00, финиш16:00 = 68 часов (укороченный маршрут)
      2. Подивилов Максим, Суслов Олег (ProBike Racing) – старт в 10:20, финиш 18:20 = 58 часов (полный маршрут) – сход одного участника. За 40 км. до финиша.
      3. Жуков Алексей, Чуров Павел (Specialized) – сход в районе Полевского

      Категория Соло

      1. Горбачёв Евгений – старт в 10:30, финиш в 7:28 = 71:58 (укороченная версия). Не смотря на опоздание к финишу, согласно ключевому приоритету 450 км за 72 часа, он не был снят и результат засчитан.
      2. Соколов Вячеслав (Кант) и Хлызов Сергей (Велокаменск) – сход.

      • Пострелиз гонки от организаторов
      • Треки участников
      • Обсуждение на Е1
      Фотографии
      • Екатерина Митькина — фото
      • Павел Мандрыгин — фото
      • Мария Лучникова — фото
      Справочные данные по участникам

      Спорт

      1. Петров Владислав, Петанов Дмитрий (Be-Faster) – старт 19:00, финиш 13:36 = 42:36 (полный маршрут)
      Чистого времени 25:27 Расстояние 430,9 Набор 2985 м.

      2. Карпов Антон, Туманов Сергей (Excelsior) – старт 19:00, финиш 20:36 = 49:30 (укороченный маршрут)
      Чистого времени 27:33 Расстояние 442,6 Набор 4519 м.

      3. Черепанов В., Васильев И. (Scott) – старт в 19:00, финиш 10:29 = 63:29 (укороченный маршрут)
      Чистого времени 32:22 Расстояние 432,8 Набор 4067 м.

      Категория Туризм – Автономный марафон

      1. Бояринцев Иван, Шавлюга Алексей (ProBike Racing) – старт 20:00, финиш16:00 = 68 часов (укороченный маршрут)
      Чистое время 23:08 Расстояние 382 км. Набор 3682 м.

      2. Подивилов Максим, Суслов Олег (ProBike Racing) – старт в 10:20, финиш 18:20 = 58 часов (полный маршрут) – сход одного участника. За 40 км. до финиша.
      Трека пока нет

      Категория Соло

      1. Горбачёв Евгений – старт в 10:30, финиш в 7:28 = 71:58 (укороченная версия). Не смотря на опоздание к финишу, согласно ключевому приоритету 450 км за 72 часа, он не был снят и результат засчитан.
      Чистое время 27:56 Расстояние 467,5 км. Набор 4346 м.

      ИТОГИ: Команда Тройка снялась на второй день. Двойка номер 2 после поломки петуха мужественно продолжала борьбу на синглспиде, но в итоге порвали цепь и снялись.
      Команда номер 1 дошла в 3 ночи до Тюлюка где была снята организаторами и эвакуированы.
      Солист Стариков Андрей был остановлен организаторами на М5 Березовый Мост. Он стал победителем Tour De Ural.

      Результаты по итогу очного общего заезда 19-21 июля
      230 КМ
      Печеркин Олег 16:15
      Вахрушев Евгений 16:24
      Алемасцев Сергей и Бессонова Ольга 16:40
      Кивилев Алексей 26:58
      Евстигнеева Яна, Воронина Анастасия и Лукин Дмитрий 34:40 (выход по запасному маршруту)

      310 КМ
      Осипов Николай 45:47 (выход по запасному маршруту)
      Контарь Святослав 45:49 (выход по запасному маршруту)
      Микрюков Николай и Шкуропатов Владимир (до финиша не доехали, но по треку намотали 302 км, результат зачтен как аварийный в условиях непогоды)

      730 КМ авто
      Марданов Роман 31:39

      Все участников автономного марафона в прокате на Малышева 35 ожидают шевроны ТДУ.

      Также обращаем внимание, что заезд можно проехать до конца августа, в любое время по треку. С фото точками.

      Можно принять участие бесплатно, и мы только внесём ваши результаты в общую таблицу. А можно заплатить 200 рублей и получить ещё шеврон за достижение!

      В данный момент рекорд трассы
      – 230 км – 16:15 часа (Печеркин Олег)
      – 310 км – 45:47 часа (Осипов Николай)
      – 730 км авто – 31:39 (Марданов Роман)

      Лучшие велосипеды времен СССР: Кама, Урал, Салют, Школьник, Орленок, Десна, Аист, Сура и другие

      Популярные

      Двухколесный транспорт завоевал любовь людей еще в 18 веке. Он удобен, безопасен для экологии и позволяет держать себя в хорошей спортивной форме. До сих пор спросом пользуются велосипеды СССР: Кама, Урал, Салют, Школьник, Орленок, Десна, Аист, Сура и другие. Некоторые модели еще можно приобрести на аукционах.

      Особенности и преимущества

      Велосипеды СССР: Урал, Салют, Школьник, Орленок, Десна, Аист, Сура, Кама мало чем отличаются от современных:

      1. Рама выполнялась в трех разных видах: верхняя выпуклая или прямая, либо нижняя, расположенная под углом.
      2. Практически все модели оснащались багажником.
      3. Чтобы замедлить ход, нужно было прокрутить педали в обратную сторону.
      4. Подножки были редкостью.

      Нижняя рама встречалась только в женских и подростковых моделях. На них было удобнее садиться.

      Велосипеды советского производства по сравнению с современными имели некоторые преимущества. Они были надежнее, изготавливались из качественного металла, служили десятки лет. При этом отличались легким ходом и развивали хорошую скорость. Многие из них сегодня стали настоящей легендой.

      Основные разновидности

      В СССР выпускались велосипеды для детей и взрослых, дорожные и гоночные. Были даже складные модели.

      Детские

      Среди всех советских велосипедов выделяются детские модели. Они и сегодня популярны, а некоторые даже до сих пор производят:

      1. Самый распространенный в СССР подростковый велосипед — Школьник. Предназначался для детей от 10 до 12 лет. Но ребята катались на нем вплоть до 16 лет. Имел открытую раму, высокий руль (неудобный для низкого ребенка). Колеса 20 дюймов, тормоз ножной, барабанного типа. Вес 9 килограмм. Производили его с 1956 года по 1993 год.
      2. Бабочка — предназначался для детей от 4 до 7 лет. Имел 2 колеса, раму открытого типа, пластмассовое сиденье и руль, которые регулировались по высоте. Комплектация: небольшой багажник, громкий звонок. Главное достоинство — дутые колеса (12 дюймов) из качественной резины, которые обеспечивали плавный и мягкий ход.
      3. Дружок — велосипед с 2 большими и 2 маленькими колесами (их при желании можно было снять). Рассчитан на детей 3–5 лет. Сиденье мягкое, регулируется по высоте. Рама складная. Цепь скрыта за металлической планкой. Тормоза ручные, задние. На левой части руля находится звонок-пищалка. Педали сделаны из пластика, прорезинены. Есть багажник. Колеса (14 дюймов); шины из сплошной резины; тормоз задний, клещевого типа.
      4. Малыш — трехколесная модель для маленьких детей (от года до трех). Выпускается с 1962 года по настоящее время. Рама сварная, руль с рукоятками из пластмассы, сиденье жесткое, диаметр колеса 35 см.
      5. Кросс — спортивно-игровой велосипед, для детей 7–11 лет. Рама и руль сделаны из стали, 2 колеса (20 дюймов) с пневматическими покрышками. Выпускалось 2 модели: одна с задним ножным тормозом, другая — с передним ручным, клещевого типа.
      6. Мишка — двухколесная модель для детей 5–7 лет. Рама трубчатая, с высоким подъемом, сиденье мягкое, регулируется по высоте, колеса (12 дюймов) с пневматическими шинами, тормоз ножной задний, барабанного типа.
      7. Ветерок — велосипед-трансформер. Мог быть как двух, так и трехколесный. Предназначался для детей 3–7 лет. Выпускался с 1950 года. Руль у модели регулировался по высоте, колеса (24 дюйма) с покрышками из качественной резины. Тормоз задний ножной.

      Сейчас старый велосипед Ветерок можно приобрести только на аукционах либо досках объявлений в интернете. Стоимость зависит от состояния: от 5 до 30 000 рублей.

      Школьник Бабочка Дружок Малыш Кросс Мишка Ветерок

      Дорожные синглспиды

      Дорожные велосипеды пользовались в СССР популярностью. Это были простые конструкции, созданные для катания по ровным поверхностям: грунтовым или асфальтированным.

      1. Велосипеды Орленок и Ласточка. Прогулочные модели, для детей от 7 лет и старше. Создавались по довоенным немецким образцам с 1949 года вплоть до 1993 года. У Ласточки рама открытого типа, у Орленка — закрытая. Колеса 24 дюйма, тормоз задний ножной. В комплекте металлические крылья, звонок, насос и даже инструменты для ремонта.
      2. Велосипеды Урал. Считаются одним из символов эпохи СССР. Предназначались для мужчин. Выпуск начался в 1965 году. Пользователи полюбили Урал за прочность, надежность. Характеристики: рама закрытого типа; колеса 28 дюймов. Изготавливался из стали. Вес 16 килограмм. Только сиденье и наконечники на рукоятках руля были сделаны из пластмассы. На переднем колесе располагался ручной тормоз, клещевого типа; на заднем — ножной. В комплекте были крылья из стали, трубчатый багажник и сумка, крепящаяся под раму, с набором инструментов для ремонта.
      3. Серия велосипедов Украина. Первая модель выпущена в 1926 году. Стандартные характеристики: рама закрытого типа, колеса 28 дюймов, передний тормоз — ручной, задний — ножной.
      4. Велосипеды Минск. Предназначались для прогулок по дорогам с любым покрытием, кроме бездорожья. Производились с 1956 по 1986 год. Характеристики: рама закрытого типа, колеса 28 дюймов, тормоз задний, ножной.
      5. Велосипеды Сура. Предназначались для прогулок по ровному покрытию. Производились с 1978 года и вплоть до развала СССР. Характеристики: стальная рама закрытого типа, тормоз ножной задний, колеса 28 дюймов.
      6. Дорожный велосипед Уралец. Предназначался для детей от 10 лет и старше, преимущественно для мальчиков. Подходил для активных прогулок по грунтовым, асфальтированным дорогам. Характеристики: стальная рама, колеса 24 дюйма, ножной задний тормоз.

      Некоторые модели Урал дополнительно комплектовались насосом, подножкой, аптечкой и даже фарой с генератором электричества.

      Орленок Ласточка Урал Украина Минск Сура Уралец

      Гоночные для дорог и шоссе

      Советский велосипед — это уже часть истории. В те времена, помимо дорожных и детских, выпускались гоночные, спортивные модели, используемые на соревнованиях всех уровней:

      1. Название велосипеда Москва 80 до сих пор известно многим. Эта модель считается одной из лучших в Стране Советов. Сконструирована специально для использования на соревнованиях мирового уровня. Впоследствии производилась по индивидуальным заказам известных гонщиков. Характеристики: рама из лимитированной стали, спортивный руль с удлиненным выносом, многоскоростной механизм, ручные тормоза, диаметр колеса 28 дюймов. При этом небольшой вес — чуть больше 8 килограмм.
      2. Профессионально-спортивный велосипед Тахион, производства Харьковского велозавода, выпускался с 1979 по 1992 год. За это время было изготовлено более 400 экземпляров. Предназначался для участия в гонках, причем как шоссейных, так и трековых. Характеристики: рама из стальных труб, размер колеса 28 дюймов, 6 скоростей, ручные тормоза, вес 9 килограмм.
      3. Велосипед Спутник считается туристическим вариантом. Производитель — Харьковский велозавод. Выпускался с 1961 по 1983 год. Характеристики: рама из стали, колеса 28 дюймов со стальными ободами, ручные тормоза. В зависимости от модели менялось количество скоростей: 3, 4, 8.
      4. Велосипед Турист предназначался для езды по асфальтированным дорогам. Базовые характеристики: стальная рама закрытого типа, ручные тормоза, колеса 28 дюймов. Выпускались модели с 1 скоростью и с 3.

      Советскими велосипедами пользовались не только граждане СССР. Они поставлялись более чем в 30 стран.

      Москва 80 Тахион Спутник Турист

      Складные велосипеды

      Складной велосипед в СССР считался самым дорогим, элитным вариантом. Людей привлекало то, что такие модели можно хранить в квартире. Да и подходили они как взрослым, так и детям:

      1. Велосипед Аист предназначался для прогулок по ровным поверхностям (асфальт, грунт). Отличался размеренностью хода. Рама была складная, с механическим фиксатором для сложенного положения. Колеса 20 дюймов, задний ножной тормоз. В комплекте у школьного варианта: багажник, сумка с инструментами, светоотражающие элементы.
      2. Велосипед Кама — самый популярный в истории СССР. Подходил для пользования взрослыми и подростками, для прогулок в городе и на природе, для легких туристических путешествий. Рама стальная, колеса 20 дюймов, задний ножной тормоз. В базовом комплекте были: крылья из металла, багажник, насос.
      3. Велосипед Салют: камера 24 дюйма, рама открытого типа, система складывания с литым замком, комбинированные тормоза. Не пользовался спросом из-за своих габаритов — он был громоздким даже в сложенном виде.
      4. Велосипед Десна: подходил для неспешных прогулок по ровному покрытию. В сложенном виде легко перевозился в общественном транспорте. Рама открытого типа, облегченная; колеса 20 дюймов; сиденье с пружинным каркасом. В комплекте багажник, сумка с инструментами, светоотражающие элементы, насос.
      5. Велосипед Эврика: рама открытого типа, мопедный руль, колеса 20 дюймов, ножной задний тормоз, сиденье с пружинным каркасом.

      Отдельно нужно сказать о велосипеде Тиса. Его выпускал Львовский велозавод наряду с мотоциклами. Это отразилось на внешнем виде: мотоциклетная передняя вилка делала устройство внушительным, громоздким. Ездили на нем не только подростки, но и взрослые.

      Сейчас многие люди с ностальгией вспоминают СССР и все его атрибуты. В частности, велосипеды. Удобные, прочные, простые в ремонте, они не доставляли хозяевам особых хлопот и долго служили.

      Аист Кама Салют Десна Эврика Тиса

      Видео


      Велосипед Урал — история создания, достоинства, недостатки, где купить, другие советские велосипеды

      Велосипедисты времён СССР знают и хвалят советский велосипед «Урал». Какова его история и характеристики?

      История создания велосипеда «Урал»

      История данного велосипеда включает не один десяток лет. Его производство было начато в 1965 году Пермским заводом. Тогда не каждый житель этого города мог похвастаться приобретением автомобиля или мотоцикла. Но велосипед тогда мог себе позволить практически каждый, благодаря чему Пермский машиностроительный завод по продаже байков «Урал» и стал получать немалую прибыль.

      Продукция Пермского машиностроительного завода пользовалась небывалым спросом, счёт по продажам велосипедов счёл буквально на сотни тысяч. Причём лучший работник завода получил один экземпляр совершенно бесплатно. Как сообщают бывшие сотрудники, производство только по началу было не столь развитым, но после в смену собиралось по несколько сотен колёс.

      До сих пор многие экземпляры ремонтопригодные и даже тюнингуемые (все зависит от фантазии).

      Описание велосипеда

      Еще при конструировании этой советской легенды учитывалась анатомия человека, в результате чего спина велосипедиста принимала правильное положение.

      Модели – высокие, предназначены исключительно для мужчин, но иногда им пользовались и женщины. Некоторые пользователи его называли долго служащим диплодоком за счёт того, что его рама выполнена из стальных тонкостенных электросварных труб и других надёжных элементов.

      Он на протяжении десятилетий может эксплуатироваться в условиях бездорожья и с расположением на нём больших грузов. Советские люди на нём перевозили дрова.

      Если рассматривать все конструкционные и технические характеристики, то велосипед «Урал» обладал:

      • стальной рамой высотой в 560мм, вилкой, рулём и колёсами;
      • невысоким рулём с литым выносом;
      • передними ручными клещевыми тормозами;
      • барабанным задним тормозом;
      • тормозной задней втулкой со свободным ходом;
      • седлом, выполненным из полужёсткого каркаса с мягким материалом;
      • расстоянием между втулками (центровым) – 1160мм;
      • задней звездой с 19 зубьями и передней с 48.

      Велосипед «Урал» был дополнительно оборудован:

      • трубчатым багажником;
      • цепным щитком;
      • сумкой с насосом;
      • фарами и отражателями;
      • подножками;
      • в некоторых случаях – аптечками.

      Достоинства

      «Урал» называют нестареющей классикой, и сегодня он активно используется в качестве «дачного» велосипеда.

      Какими положительными свойствами он обладает:

      • на нём с лёгкостью транспортируются крупные и тяжёлые предметы;
      • может эксплуатироваться в качестве дорожного и горного велосипеда;
      • есть защита цепи;
      • имеется багажник, аптечка;
      • нет необходимости в замене крыльев, поскольку их форма сконструирована таким образом, чтобы грязь от колеса не пачкала велосипедиста;
      • форма руля – оптимальна;
      • установлены качественные педали;
      • его седло – мягкое и удобное.

      Недостатки

      К явным недостаткам можно отнести то, что у данного велосипеда имеется всего 1 скорость. Для современных велосипедистов предпочтительнее иметь горный байк с несколькими скоростями.

      К тому же, он очень тяжёлый. Его масса составляет 16,2кг ввиду того, что все основные детали (руль, рама, колёса и вилка) выполнены из стали.

      Возможно, это компенсируется надёжностью, но не каждому удобно поднимать такую тяжесть по лестнице или на автомобильное велосипедное крепление (особенно на крышу).

      Отзывы велосипедистов

      На данный велосипед имеется множество развёрнутых отзывов, среди которых следует ознакомиться со следующими:

      Я ездил на нём по грязи, ямам, транспортировал на нём тяжелые предметы. После приобрёл автомобиль, и байк использовал только в период ремонта машины. Я перевозил на нём канистры с водой, доски… После я перестал на нём ездить ввиду ненадобности, и в сарае, где хранился, он начал ржаветь. Недавно решил его восстановить: покрасил в чёрный цвет, купил две камеры и два диска. Правда, передний не подошел, и мне пришлось несколько расточить вилку, но факт в том, что после замены деталей этот велосипед меня вновь полностью устраивает.».

      Я использовал его более 20 лет. Конечно, он тяжеловат и не имел переключения скоростей, но он был нетребовательным технически. За все время я только смазывал его и менял камеры и покрышки. Через 15 лет эксплуатации была проблема с тормозом, которая раз и навсегда (или, по крайней мере, до сегодняшнего дня) решена. У высокой рамы имелись крепления для насоса и сумка для ключей и набора для ремонта. Очень вынослив задний багажник. После «Урала» покупал другие велосипеды, но наиболее рад я именно его покупке.».

      Где сейчас купить велосипед «Урал», и по какой цене

      После определения того, насколько данный велосипед достоин внимания, люди задумываются, где сейчас его купить, и по какой цене.

      Сегодня его продают на:

      • сайтах по продажам велосипедов (новых и б/у);
      • avito, olx и прочих досках объявлений;
      • в социальных сетях;
      • на рынках;
      • в магазинах по продажам новых велосипедов и б/у.

      Другие марки известных советских велосипедов

      «Школьник» — первый велосипед большинства советских детишек. Его выпуск, начиная с 1956 года, длился 40 лет, и был прекращён в 90-е. Основная аудитория – 10-13-летние дети. Большинство подростков относилось с вещами небрежно, но только не с велосипедом. На данном велосипеде чаще всего каталось по двое ребятишек.

      К техническим характеристикам относились:

      • прямая рама открытого типа;
      • колёса в 20”;
      • ножной тормоз;
      • регулируемый руль;
      • щиток для цепи;
      • отличные крылья.

      Второй распространённый советский велосипед – «Аист». Это уже полноценный взрослый байк с открытой рамой. Для большинства его обладателей была явным плюсом складная конструкция, с помощью которой велосипед можно было сложить и хранить в шкафу или другом месте.

      Его освоить мог не только взрослый, но даже 10-летний ребёнок. Начато производство было в 1947 году, сегодня сохранилось только название марки, и то англоязычное («AIST»). Под ним выпускаются МТБ, дорожные, гоночные и детские велосипеды.

      «Кама» считалась истинным бестселлером, стоящим в 80-е от 100р, и собирающим очереди желающих купить. У этого велосипеда был очень стильный профиль по сравнению с её аналогами, имела длинные втулки для сидушки и руля, отлично поддавалась тюнингу.

      На «Москва-80» прокатиться посчастливилось немногим, его история показательна. На них ездили во время домашней олимпиады спортсмены из Камеруна. В свободную продажу данные велосипеды не поступали, под заказ было выпущено всего 52 модели.

      «Турист» — дорогой шоссейный байк с четырьмя скоростями. Он был создан для велосипедных походов. При длительных поездках фактор наличия нескольких скоростей играл решающую задачу.

      Его заводская комплектация включала насос, багажник и сумку с инструментами, крепящуюся под рамой. Некоторые модели выпускались с фарой и динамо-машиной. Благодаря форме спортивного руля спина не всегда находилась в одном и том же положении, и не уставала. К тому же байк был оснащён ручными тормозами.

      В заключение стоит отметить, что любителей советских велосипедов осталось немало, и обуславливается это, в первую очередь, надёжностью материалов и добротной сборкой. Конечно, перед покупкой даже самой дешевой модели следует проверить все технические показатели велосипеда, поскольку производство «Урала» давно закончилось, и не все они байки обслуживались. Но если в велосипеде все неисправности устранены, то скорее всего, о его покупке стоит задуматься.

      Все о велосипедах «Урал»

      Одним из самых надёжных и лучших советских велосипедов вполне заслуженно считается «Урал». Отзывы владельцев этого транспортного средства свидетельствуют о высоком качестве изделия, о прекрасных конструктивных и технических характеристиках его различных модификаций.

      История

      Велосипед «Урал» начали производить на Пермском машиностроительном заводе в 1965 году. Это же предприятие выпускало женский складной велосипед «Кама». Он легче и комфортнее мужского устройства. Дамским средством передвижения нередко пользовались начинающие велосипедисты. Эмблема предприятия прикреплялась к передней трубке рамы между рулём и колесом.

      Надёжный и неприхотливый транспорт сразу же приобрёл популярность и стал пользоваться большим спросом. Его отличала универсальность. Велосипед «Урал» пригоден для городской и сельской местности. Им пользовались для выезда на короткие и очень большие расстояния.

      Он мог служить в качестве дорожного, горного, спортивного средства передвижения. Для перевозки малышей к раме прикреплялось детское седло.

      Машиностроительный завод просуществовал до 2006 года. Его преемница компания ООО «Урал-Трейд» тесно сотрудничает с производителями велосипедов Тайваня, Китая, Индии. Современная корпорация выпускает велосипеды и запасные детали к нему.

      На новый «Урал» нет такого огромного спроса, какой в своё время был на советский велосипед. Старые модели очень просто устроены. На их ремонт требовалось мало времени, а любую деталь можно было легко заменить. При необходимости была возможность корректировать длину цепи.

      Технические характеристики

      Большинство советских моделей имеют схожие технические характеристики. Диаметр колеса в дюймах составляет 28 единиц. Для деревенских нужд создана модификация с двумя багажниками – в передней и задней части транспортного средства. Женские конструкции отличаются от мужских моделей формой рамы, которая располагается под углом 45 градусов. Большинству конструкций свойственны двойные тормоза. Передний ручник обычно имеет клещевую систему. Одновременно можно использовать ножной тормоз сзади. Он относится к барабанному типу.

      Почти все советские изделия пермского завода предусматривают:

      • втулку ножного тормоза со свободным ходом;
      • переднюю звёздочку, имеющую 48 зубцов, и заднюю с 19 зубьями;
      • литой рулевой вынос;
      • мягкое седло на жёстком каркасе.

      Нередко стандартную комплектацию оснащали добавочными элементами: светоотражателями, подножками, цепными щитками, мешочками с насосами, аптечками, дополнительными багажниками.

      Обзор некоторых параметров взрослых велосипедов

      Дорожное средство передвижения «Урал» 111-621 с закрытой рамой, не очень высоким рулём, паяной вилкой имеет размер колеса 40х622 мм. Оно дополнено отражателями терракотовой окраски на спицах, электрическим генератором, фонарём, сумочкой с комплектом инструментов, трубчатым багажником, насосом и подножкой.

      Модель В-124 «Урал», 1965 года выпуска, имеет трубчатую паяную раму, литые педали с отражателями рубинового цвета, руль поворотный с наличием выноса, позволяющего обеспечить велосипедисту наиболее удобную посадку. Мужской дорожный велосипед весит 16,5 кг.

      Модификация «Урал» В-142 имеет поворотный руль с глубоким изгибом, трубчатый багажник с прижимом. Стандартные колёса предусматривают величину 40х622 мм.

      Ещё одна советская конструкция транспортного средства получила название В-110 «Кама Прогресс». Её вес составлял 17 кг, грузоподъёмность – 15 кг.

      Самой удачной складной модификацией для взрослых была «Кама» 113-613. Главным её отличием от предыдущей подобной модели был ручной тормоз и рисунок передней звездочки. Новшеством являлось литое и петлевое складывание рамы. Вес изделия без добавочных устройств составлял 14,6 кг, величина колёс – 406х40 мм. Устройство предусматривало 15 звеньев ведомой звезды, ведущей – 48.

      Современные российские модели, изготовленные в Перми, имеют стальную раму, двойные алюминиевые обода, переключатели от 1 до 5 скоростей. Все основные характеристики совпадают, за исключением дамского изделия, предусматривающего раму другой конструкции.

      Пермский завод выпускает с закрытой паяной рамой средства передвижения 111-631 «Урал» и 111-641 «Урал». Величина их колёс составляет 622х37 мм. Первая модель весит 14,7 кг, предусматривает 1 скорость. Вторая модификация имеет 5 скоростей, масса изделия без добавочных элементов составляет 14,6 кг.

      Универсальный российский байк 113-661 «Кама» весит 13,8 кг, имеет складную раму с поворотной серьгой. Современный руль со специальными зажимами способствует возможности наиболее удобной посадки велосипедиста. Размер колёс составляет 406х40 мм.

      Последние модификации 114-621 «Кама» и 114-622 «Кама» имеют полуоткрытую цельную сварную раму. Размер колёс составляет 406х40 мм. Велосипед весит 14 кг. Первая модель имеет 5 скоростей и надёжную тормозную систему. Вторая модель предусматривает 2 ручных тормоза, 1 скорость. Изделия одинаково подходят для взрослых и детей.

      Достоинства

      Советские модели имеют много плюсов:

      • регулировка высоты руля и сиденья позволяет пользоваться одним транспортным средством людям разного роста;
      • долговечность устройства достигается за счёт материала, из которого оно изготовлено;
      • удобное мягкое сиденье натянуто на жёсткий каркас;
      • педали изготовлены очень качественно;
      • изделие предусматривает задний нижний тормоз, одну звёздочку;
      • имеется защита цепи;
      • возможность транспортировки крупных и тяжёлых предметов;
      • крылья способны защитить велосипедиста от летящей из-под колёс грязи.

      К несомненным достоинствам современных модификаций относится:

      • великолепный дизайн;
      • долговечность рамы;
      • практичность устройства;
      • широкий модельный ряд складных велосипедов.

      Недостатки

      В отличие от современных легковесных велосипедов вес старых взрослых аналогов составляет 16-17 кг. Тяжеловесности способствуют изготовленные из стали рамы и другие детали транспорта: руль, вилка и каркас колёс. Велосипед «Урал» имеет всего лишь одну скорость. Современные велосипедисты предпочитают средство передвижения с несколькими скоростями. Устаревший дизайн тоже считается недостатком советской модели.

      К минусам современных конструкций относят сборку низкого качества, отсутствие фирменных дополнительных аксессуаров, очень ограниченный выбор горных, классических городских и женских моделей.

      Отзывы

      Обладатели транспортного средства «Урал» любят его за простоту устройства, достаточную грузоподъёмность, высокое качество, прочность и длительность срока службы. Многие заядлые велосипедисты свидетельствуют о том, что до сих пор пользуются транспортом, произведённым в 70-80 годах ХХ столетия. Некоторые потребители за продолжительный период эксплуатации меняли только камеру и покрышки да систематически производили смазку.

      Это средство передвижения предпочитают и дачники. Ему не страшны ямы, канавы, овраги, сильная грязь. Большинство отмечает отличный проезд велосипеда с тяжёлой кладью по бездорожью. Владельцы совершенствуют транспорт, например, устанавливают фару на заднее колесо и даже прицепляют к раме мотор. Рыболовы утверждают, что на задний багажник легко вмещается ведро с уловом, а удочки и сачок прекрасно прикрепляются к раме.

      Некоторые велосипедисты восстанавливают и модернизируют старые велосипеды: укорачивают длину цепи, заменяют кареточные узлы на современную квадратную каретку, красят и покрывают лаком раму, при необходимости добавляют новые детали.

      Обзор велосипеда «Урал» смотрите далее.

      Велосипеды Урал

      Велосипед Урал – один из образов СССР. На нем катались практически все дети того времени. Возможно, даже сейчас у кого-то в гараже или в деревни завалялся этот советский велосипед.

      Что касается истории этого бренда, то велики Урал изготавливаются с 1965 г. Тогда Пермский завод запустил производство надежных и неприхотливых великов, которые были бы полезны не только для обычных прогулок, но и для передвижения на большие расстояния. Они практически сразу начали пользоваться популярностью. Его устройство было простое, а ремонт не занимал много времени.

      Велосипед Урал был больше ориентирован на взрослое мужское население страны, но пермский завод не забывал и про другую часть населения. Кама – еще одна продукция данного предприятия. Это дамский велик, который был легче и удобнее, чем Урал. На Каме катались и подростки, которые еще не могли совладать с Уралом.

      Сегодня изготовлением великов занимается компания ООО «Урал-Трейд», которая сотрудничает с производителями велосипедов в Индии, КНР и Тайване. Данная компания сейчас поставляет на рынок не только готовые велики, но и запчасти, и другие компоненты для велосипедов.

      Характеристики

      Еще перед началом производства был произведен расчет подходящей геометрии с учетом анатомических особенностей человека. Все велики Урал были большими с высотой рамы в 56 см. Диаметр колеса составлял 28 дюймов, что позволяло эксплуатировать велик в условиях ровных дорог и бездорожья. Хотя покрышки подходили больше для езды по ровным дорогам. Некоторые все же находили решение проблемы и устанавливали на заднее колесо самопальные более широкие покрышки и камеры.

      На нем была установлена задняя тормозная втулка, но некоторые любители устанавливали на велики позднее и ободные тормоза.

      Если говорить про комплектацию, то практически всегда она была стандартная. Но все же иногда она расширялась, и на велосипед устанавливались светоотражатели, подножки, усиленные багажники и даже аптечки.

      За что полюбили

      В первую очередь продукция пермского завода была удобной и неприхотливой. Каретка и втулки, самые часто ломающиеся составляющие любого велосипеда, легко ремонтировались и заменялись. Это очень ценили жители Советского Союза. Урал мог использоваться для перевозки тяжелых грузов и покатушек в соседнюю деревню. Следует отметить, что именно в сельской местности Уралы пользовались особым спросом. Размер самого велика подходил практически всем мужчинам и даже некоторым женщинам.

      К сожалению, в противовес надежности шел очень большой вес велосипеда в 16 килограммов. Дело в том, что рама и прочие составляющие велика изготавливались из стали. Современный скоростной аналог может весить всего 6-7 килограммов.

      Урвать новый Урал в 70-е годы считалось очень престижно. Их могли выдавать в качестве поощрения на заводах.

      Уралы в руках энтузиастов сегодня

      Велосипеды Урал в том виде, в котором они были почти 50 лет назад, сегодня уже не производятся. Тем не менее не все они уже сгнили или валяются на чердаке в виде хлама. Сегодня достаточно популярен тюнинг велосипеда Урал. Некоторые умудряются изменять его внешний вид до неузнаваемости, а кто-то просто восстанавливает его каноничный облик. Модернизация велика охватывает все его составляющие. Самые талантливые оборудовали их еще и мотором от мопедов и даже бензопил.

      Кто-то устанавливает аналоги деталей, а кто-то усердно и кропотливо восстанавливает старые. Новые же детали для Уралов сегодня найти очень тяжело. Купить их можно в основном только с рук.

      Продукция ООО УРАЛ-ТРЕЙД сегодня

      На официальном сайте производителя можно найти всего 4 модели велосипеда Урал: 2 женские и 2 мужские. У них полностью идентичные характеристики за исключением одного: женский велик имеет соответствующую геометрию. Все они производятся на 28-х колесах, с корзинами на руле, а скоростные оборудованы 6-тью передачами с переключателем от Shimano.

      Помимо Уралов, на заводе в Перми изготавливаются и компоненты для велосипедов других отечественных брендов, например, Stinger.

      Велосипеды Урал по-настоящему легендарный велосипед в истории России и СССР. Один из немногих, который получил такую популярность среди всех жителей страны. В свое время он был чуть ли не универсальным средством передвижения: это и дорожный, и горный, и даже спортивный велосипед. Все зависело от того, в чьи руки он попадал.

      Особое внимание заслуживает переделка этих байков. В умелых руках веломастеров он превращался в настоящее произведение искусства. Сейчас под брендом Урал выпускает всего 4 велосипеда, которые не пользуются и вряд ли начнут пользоваться такой популярностью, как более старинная модель.

      Велосипедные истории: от «Минска» до «Урала»

      Велосипед «Чемпион-Шоссе». Фото: veloretro.ru

      В ночь на субботу, 2 июля, все желающие смогут принять участие в ночном велопараде. В предыдущем материале колумнист Алексей Байков рассказывал про детские велосипеды. На этот раз речь пойдет о двухколесном транспорте для взрослых. Подробнее – в материале m24.ru.

      Дорожные велосипеды – в СССР их еще называли взрослыми, – пожалуй, самый почтенный класс двухколесного педального транспорта. Их внешний вид и функционал остаются неизменными чуть ли не с начала XX века, да и что там менять?

      Советская промышленность выпускала множество моделей дорожных велосипедов, но различий между ними практически не наблюдалось. У всех были 28-дюймовые колеса, 48-зубцовая передняя звезда и 18 или 19-зубцовая задняя, барабанный (в народе – ножной) тормоз и одна скорость. Фактически дорожные велики от разных заводов отличались разве что формой руля и всевозможными мелкими «свистелками» вроде покраски, багажника, способа крепления к раме насоса и тому подобного. Женские велосипеды от разных заводов еще можно было опознать по форме рамы – где-то ее делали прихотливо изогнутой, как на современных московских прокатных или на китайских женских «Стелзах», а где-то – прямой под углом в 45 градусов.

      Зато многое менялось вместе с поколениями. Точнее говоря, развитие советской велопромышленности шло по пути постепенного упрощения и удешевления конструкций. Скажем если на велосипедах 1950–1960 годов практически всегда стояли фигурные щитки для цепи (причем у разных заводов они были разной формы), то к 1980-м они либо вовсе исчезли, либо сменились одинаковой загогулиной, идущей по всей длине почти до задней звездочки. Или вот такая мелкая деталь как задний катафот, который привинчивали на крыло еще на заводе. У одних он был в форме котелка, у других – овальным, похожим на фары старинных автомобилей. А в 1970-х задние крылья повсюду стали комплектоваться одинаковой планкой, на которую можно было поставить стандартный плоский светоотражатель.

      Велоспед «Украина». Фото: veloretro.ru

      Тисненые кожаные седла с хромированными пружинами сменили безликие «подушки» из шкуры невинноубиенного зверя дерматина. Заводская покраска, которая у многих старых моделей радовала глаз сложной колеровкой, декорированной кое-где золотом или серебром, впоследствии свелась к простой двухцветной схеме по принципу без излишеств. Практически отовсюду исчезли почтенные металлические передние фары, а вместо них принялись лепить легко бьющиеся пластмассовые. Из пластмассы стали делать и рабочее колесико питавшей их «динамки», от контакта с металлическим ободом такое стиралось гораздо быстрее.

      Просело и качество изготовления механики – случалось так, что гордый собою наездник «Украины» или «Минска», почувствовав люфты и заслышав характерный скрежет задней втулки, разбирал ее и находил в подшипнике порошок вместо шариков. Многие элементы внешней обвески при установке стали требовать существенной доработки напильником.

      Пожалуй, единственное что изменилось к лучшему – это педали. На старые дорожные велосипеды повсеместно ставилась одна и та же модель из двух резиновых брусков, зажатых между стальными планками. Крепилось все это двумя гайками, которые от вибрации регулярно развинчивались и терялись прямо на дороге. На поздних моделях появился уже более современный вариант педалей: цельносварные, обшитые резиной и со светоотражателями на внешних панелях. У них была другая беда – в подшипник регулярно попадала грязь, и тогда втулку заклинивало намертво. Особенно весело стало под завязку 1980-х, когда закрывающий всю систему колпачок на многих заводах стали делать не металлическим, а пластмассовым и не на резьбе, а вставным. Надо ли говорить, что эта дурацкая деталька отваливалась и терялась одной из первых?

      Велосипед «Урал». Фото: veloretro.ru

      «Урал» от Пермского машзавода – вот подлинная классика советского велостроя. Среди мальчишек ходили легенды о том, что его первая модель была точной копией то ли советского военного велосипеда, на котором отцы и деды били гитлеровских захватчиков, то ли немецкого трофейного. В любом случае сам факт того, что велосипед носил одно имя с армейским грузовиком и мотоциклом, вселял уверенность и давал едущему на нем какое-то смутное ощущение мощи и несокрушимости. И действительно – верный «Урал» мог выдержать если не все, то многое. На нем прыгали с горки в речку, проламывались через лес по самым диким кочкам и с гиканьем прорубались сквозь заросли крапивы в человеческий рост. «Урал» терпел, скрипел всеми частями, и ехал дальше.

      И уж конечно именно «Урал» стал подлинным железным конем советского колхозника, явившимся на смену крестьянской лошадке. Специально для деревенских нужд выпускалась даже модель с двумя багажниками: один сзади, другой – спереди. Надо заметить, что с газификацией малых населенных пунктов и в наши-то времена дела обстоят не лучшим образом, а уж тогда даже в 50-километровой зоне от Москвы газ подводили далеко не к каждой номенклатурной даче. Зато по утрам у станции останавливался грузовик, доверху груженый баллонами с пропаном. Надо было привести свой пустой, заплатить необременительную сумму денег и получить такой же, но полный.

      Средний баллон в заполненном состоянии весил 4 килограмма, а большой – все 16, и таскать их вручную дураков не было. Вот тут «Урал» и приходил на помощь: большой баллон клали поперек багажника, нарушая все мыслимые правила о габаритах, а малый ставили стоймя и для вящей прочности крепили к седельному штырю веревкой или багажной резинкой с двумя крюками.

      Типичная картинка из тех времен под названием «местный едет со станции» выглядела примерно так: на заднем багажнике – газовый баллон, на переднем – сумка с покупками, а где-то посредине свесил ноги сынишка на прикрепленном к раме детском седле. Рыбацкий вариант: на заднем багажнике – цинковое ведро с уловом, рамы не видно из под привязанных к ней бамбуковых колен от трех-четырех удочек и сачка, на переднем багажнике – все тот же сынишка или разнообразные походные принадлежности. Или два мешка уворованного с колхозного пастбища для личных грядок навоза: один на багажнике, а второй – под рамой. Все это «Урал» возил годами и десятилетиями, проходя через бесчисленное количество ремонтов и оставаясь в строю.

      Сразу за «Уралом» по шкале популярности шел древний «Прогресс». В разное время его кто только не выпускал: первые модели имели шильдики Харьковского велозавода, затем свои «Прогрессы» стал делать ГАЗ, а в 1952 году появилась версия от московского ЗИЛа. Затем они точно также повсеместно сошли с конвейеров, и закончилась эта история на все том же Пермском машзаводе, где последняя модель получила новое имя «Кама-Прогресс».

      Велоспед «Прогресс». Фото: veloretro.ru

      Третьей по распространенности на территории 1/6 суши была харьковская «Украина», чуть ли не единственная марка велосипедов, сохранившаяся еще с довоенных времен.

      Велоспед «Украина». Фото: veloretro.ru

      И уж совсем редко попадался «Минск» от ММВЗ, в особенности его самые красивые экспортные версии.

      Велоспед «Минск». Фото: velomasterclass.ru

      Весьма интересен выпускавшийся тем же заводом в 1950-х велосипед В-128 «Дружба» с повышенной грузоподъемностью за счет сдвоенной верхней трубы рамы.

      Велосипед «Дружба». Фото: velomasterclass.ru

      Известный, прежде всего благодаря «Орленку» и «Ласточке» Шауляйский завод, для взрослых делал велосипеды под маркой «Рига».

      Велосипед «Рига». Фото: veloretro.ru

      Женские версии «Риги», ставшие дальнейшим развитием модели В-22 Львовского и Харьковского велозаводов, считались верхом стиля и изящества.

      Напоследок стоит заметить, что та самая унификация, о которой говорилось вначале, очень помогала тогда, но играет злую шутку с любителями благородного ретро сегодня. Дело в том, что велосипеды в СССР почти всегда либо были в дефиците, либо стоили дорого. Рынка запчастей тоже не существовало, нужные детали приходилось доставать по принципу что выбросили или покупать с рук.

      Многие велосипеды, отвозившие в своем седле уже пару поколения и окончательно поломавшиеся, еще много лет спустя служили донорами деталей для педальных коней молодежи. И сегодня извлеченный из сарая старый отцовский велик с высокой степенью вероятности будет состоять из рамы «Украины», передней вилки от ЗИЛовского «Прогресса», колес тоже от «Прогресса», но уже харьковского, крыльев и багажника от «Урала» поздних серий. Руль у него вообще может оказаться «баранкой» от «Туриста», поставленной просто так, понта ради. При некоторой удаче вам может даже попасться задняя звездочка, снятая с трофейного «немца» или колесо от американского ленд-лизовского BSA. А то найдется и неведомо как прилепленная к раме «Урала» вилка от ранней версии мопеда «Карпаты». Чего только не встретишь в деревенском гараже…

      Самые желанные и недоступные – спортивные

      Спортивными в народе назывались все – шоссейные, трековые, туристические и гоночные велосипеды, имевшие выгнутый вперед руль или систему переключения скоростей. Для большинства граждан такой велик был недостижимой хрустальный мечтой, поскольку стоил он гораздо больше, чем средняя советская зарплата, а в магазинах встречался крайне редко. К тому же на спортивный еще надо было переучиваться, ведь на большинстве дорожных и детских велосипедов главным тормозом был барабанный задний, включавшийся поворотом педалей, а передний ручной был в лучшем случае вспомогательным, а чаще всего воспринимался как дополнительное украшение. По этой же причине спортивный почти невозможно было выпросить покататься – в большинстве случаев попытка проехаться на нем без подготовки заканчивалась падением метров так через 100. Еще одной проблемой были довольно тонкие обода колес, не предназначенные для езды по бездорожью. Зато весили они в почти в два раза меньше чем стандартные дорожные велосипеды.

      Но те, кому в свое время свезло накопить на «спортсмена» или купить его подешевле с рук, свои велики любили и тряслись над ними как над сокровищами Агры. Тем более что достать запчасти для их ремонта было еще сложнее, чем для дорожного или подросткового велосипеда.

      Большинство марок спортивных велосипедов выпускалось на ХВЗ и самым распространенным из них был конечно же «Турист». Качество изготовления у него было так себе – верхняя труба рамы от сильного удара по ней попросту гнулась. Зато этот велосипед, чуть ли не единственным из всех советских спортивных ближе к концу 1980-х получил женскую версию с рулем от дорожной «Украины» и передним багажником. Существовала и его улучшенная модификация «Старт-Шоссе» с восемью скоростями.

      Велосипед «Турист». Фото: velomasterclass.ru

      «Спутник» выпускался в 1960–1970 годах и предназначался как для прогулочного катания, так и для тренировки спортсменов. Имел довольно облегченные обода из дюралевого проката, тормоза с симметричной тягой и улучшенные переключатели скоростей.

      Велосипед «Спутник». Фото: veloretro.ru

      Кстати, на большинстве советских спортивных велосипедов, включая выпускавшийся по спецзаказу «Чемпион-Шоссе» с итальянским оборудованием Campagnolo, манетки переключения скоростей ставились исключительно на нижнюю трубу рамы. А у моделей шедших на экспорт они выносились на руль, как скажем у версии «Спорта» В-542-01 или у Velosuper-Sport.

      «Тахион» – вот легенда из легенд, прекрасная и недоступная. Созданный по проекту мастера спорта Реджинальда Воронцова, он наполовину состоял из импортных деталей, весил всего 9,5 килограмма и разгонялся словно пуля. Можно было лишь с завистью посмотреть ему в след – легенда стоила 6,5 тысячи рублей, как новые «Жигули-копейка». Всего было выпущено около 400 штук в 17 модификациях.

      Велосипед «Тахион». Фото: veloretro.ru

      Кстати, если вам вдруг ударит в голову идея приобрести нечто похожее на «Тахион», рекомендуется проверить все по полной программе. В одной из своих статей Воронцов упоминал о том, что когда на ХВЗ началась сборка первых экземпляров, он поймал нескольких работников за наклеиванием декалей от «Тахиона» на другие велосипеды. Изготовлением этого своеобразного контрафакта они занимались по прямому указанию директора завода. Тогда Воронцову удалось отобрать декали и запереть их в сейф, но кто знает, что там было дальше и сколько крашеных под «Тахионы» «Стартов» или «Чемпионов» хранится в гаражах или колесит по дорогам бывшего СССР?

      «Москва-80» был выпущен специально для нашей сборной к Олимпиаде. Правда команда от него почему-то отказалась в пользу импортного Colnago. После того, как ласковый Миша улетел в небеса на своих воздушных шариках, велосипед стали собирать по спецзаказу для республиканских сборных.

      Велосипед «Москва-80». Фото: velomasterclass.ru

      Считался лучшим спортивным велосипедом в СССР и единственным выпускавшимся у нас велосипедом мирового уровня. Из стали в нем были сделаны только рама, вилка, спицы и тросики, все остальное было титановым, благодаря чему удалось получить сверхмалый по тем временам вес – менее 8 килограммов. Всего было изготовлено 52 экземпляра и 20 комплектов запчастей. Сегодня коллекционеры готовы платить за сохранившиеся экземпляры «Олимпиады» бешеные деньги, только вот найти их уже практически невозможно.

      Источники:

      https://www.oblgazeta.ru/economics/27437/
      http://www.probike.info/events/bike/tour-de-ural
      https://sport-snaryazhenie.ru/velosipedy/populyarnye/9-velosipedy-sssr-kama-ural-salyut-shkolnik-orlenok-desna-aist-sura
      https://motoshkolads.ru/marki-velosipedov/velosiped-ural-istoriya-sozdaniya-dostoinstva-nedostatki-gde-kupit-drugie-sovetskie-velosipedy.html