Стелс что это за слово

Содержание скрыть

Мифы о стелсах

Технологии малой заметности — очень популярная тема. Ее часто обсуждают, комментируют, дают оценку. И как любой популярный вопрос, он обрастает мифами и заблуждениями. Мифы о самолетах невидимках плодятся в огромных количествах и живут с в знании очень долго. Чтобы понять, где правда, а где выдумка, нужно приложить немалые усилия.

Мифы о стелс технологиях

Кончено, все что касается военных тематик — секретно. Но, во-первых, stealth — это изобретение 70-х годов двадцатого века и многое уже давным-давно известно в подробностях. Во вторых, никакая секретность не может изменить законы физики. Так что подобраться близко к истине вполне возможно, не обладая допуском к секретным материалам. Так правда ли, что стелс — невидимка или это все умелая дезинформация?

F-117A первый настоящий Стелс

F-117A. Самый первый, настоящий «Стелс»

Итак, выдумки и правда о «самолетах-невидимках»:

Стелсы не невидимки

Правда ли, что стелс, на самом деле не невидимка? Конечно, правда!

Никто, никогда не говорил о полной невидимости самолета использующего технологию стелс. Речь всегда идет о понижении заметности в радиолокационном и инфракрасном спектрах. Это значит, что если ранее какой-то конкретный радар мог обнаружить самолет за 100 километров (цифры условные) и навести зенитную ракету за 80, то с применением технологии малой заметности, «увидеть» стелс можно будет на дистанции 50 км, а атаковать с 40.

Вполне хороший результат. Самолет сможет незаметно «проскользнуть» там, где раньше его бы обнаружили, или атаковать до того, как будет обнаружен.

К тому же, обнаружение, это еще не конец игры. Требуется еще и устойчивое сопровождение и наведение на цель.

Но в медиа-пространстве все рано живет миф о том, что стелс-технология, это всего лишь «распил», «пиар» и бессмысленная трата денег. Но так думают только те, кто не удосужился узнать подробнее, что из себя представляет невидимость стелс-самолета, ракеты или корабля.

f-22 Раптор

F-22 не только малозаметный, но еще и симпатичный

Они неуязвимы

Взгляд с другой стороны. Если разбирать вопрос поверхностно, может сложиться картина полной неуязвимости стелс самолетов, они ведь «невидимки». Но это далеко не так, они просто менее заметны, вот и все. Не стоит сначала придумывать миф о невидимости, а потом его же и опровергать. Оба утверждения неправда.

Любая военная техника созданная с применением методик снижения заметности будет получать неплохие преимущества, которыми еще надо уметь воспользоваться.

Старые радары видят стелс

Развитие предыдущего мифа. Якобы некие «наши» устаревшие системы способны обнаруживать стелс самолеты (ну и корабли и ракеты тоже). На самом деле, обнаруживают не только наши, не только старые. А абсолютно все, кому это позволяет физика. так почему же старые радары видят стелсы?

Класс Independence

Корабль прибрежной зоны класса Independence. Малозаметный

Например, РЛС метрового диапазона уверенно обнаруживает самолет созданный по технологии стелс. Не важно чей это радар, не важно старый он или новый. Стелс — это защита от электромагнитных волн сантиметрового и дециметрового диапазонов. Именно от РЛС работающих в этом диапазоне и прячутся стелсы. И прячутся успешно.

Так почему же не разработать защиту от радаров метрового диапазона?

Во-первых — это очень сложно (может оказаться, что и невозможно). Ведь если длинна волны сопоставима с размерами препятствия с которым она встречается, то никакие ухищрения с геометрией не сработают, они просто будут слишком незначительны при таких размерах.

Во-вторых — это и не нужно. Такой радар может обнаружить малозаметную цель, но не может выдать координаты достаточно точные для наведения ракет. Дело в том, что отклонение на 0,1 градус по углу места и на такое же значение по азимуту на дистанции в 100 км даст точность +/- 30 метров, а на 200 км уже +/- 60 метров. Это только школьная геометрия, без учета особенностей самих радиоволн, условий среды распространения, мощности сигнала, без учета того, что цель движется… На самом деле, с точностью все будет еще хуже.

Eurofighter использует элементы малой заметности

В конструкции Eurofighter используются методики малой заметности

Итак, РЛС сможет обнаружить цель, но не сможет навести на нее ракеты. Радар метрового диапазона выдаст координаты с точностью «плюс-минус две ладошки от полярной звезды». То есть понимать что, что-то там летит мы будем, а вот понимать где именно и с какой точно скоростью — уже нет. Даже количество целей может быть определено не точно, не говоря уже об их классификации. Скорость, высота, направление движения, размеры… Все это будет известно очень неточно. Настолько неточно, что толку от этих знаний не будет никакого.

Авиационные радары могут быть только сантиметрового или дециметрового диапазонов из-за ограничений по физическим размерам. Что уж говорить о ракетах, где места для РЛС еще меньше.

Стелс неэффективен

Такой вывод делается на основании истории про сбитый сербами F-117A. Бомбардировщик был сбит ракетой выпущенной при помощи зенитно-ракетного комплекса С-125 «Печора» советского производства. Этот комплекс разрабатывался в 50-60-е годы и считался давно устаревшим. Но, тем не менее, С-125 сбил «Стелс».

Все именно так, но есть несколько «но», которые в корне меняют ситуацию.

Как сбили стелс в Югославии?

Во-первых, за все время войны в Югославии, был сбит всего один F-117A Nighthawk. Много есть баек про то, что не один, но подтвержденный факт потери именно одного самолет (бортовой номер 82-0806). Даже если бы их было два, ситуации это не меняет. Этот «первый настоящий стелс» совершил около 800 самолето-вылетов в Югославии, а до того успел повоевать в Панаме и дважды в Ираке (по открытым данным — 1270 вылетов) и при этом был сбит лишь один борт.

Во-вторых, важно как именно был обнаружен и сбит стелс самолет.

РЛС метрового диапазона П-18 «Терек»

РЛС метрового диапазона П-18 «Терек». Обратите внимание на размер антенны.

У сербов на вооружении были РЛС метрового диапазона П-12 «Енисей» и которые были способны обнаружить малозаметный летательный аппарат и сообщить о его появлении в определенном секторе. Но речь о С-125, которая оснащена радаром сантиметрового диапазона…

Сбили стелс на расстоянии 13 километров от ЗРК, это известно, а вот дальше… Есть две версии:

  1. Наведение двух ракет осуществлялось визуально, при помощи инфракрасного прицела от Phillips. То есть РЛС все таки не смогла захватить цель
  2. Наведение осуществлялось при помощи радиолокатора, возможно потому, что на воздухозаборнике возник скачок уплотнения увеличившего ЭПР, или расстояние до радара и ракурс оказалось достаточным для уверенного сопровождения цели

В обоих случаях совпало слишком много условий, чтобы считать факт, который точно имел место, доказательством неэффективности стелс-технологии. Это скорее исключение, подтверждающее правило. Мнение о том, что F-117A сняли с вооружение именно после воны в Югославии — выдумка. Дело было в том, что подоспел F-22, а «Ночной Ястреб» был слишком дорог в эксплуатации, что обставлять оба самолета в войсках.

К тому же, F-117A все еще летает и в 2020 году. Эти самолеты находятся в резерве и их используют в научных целях и в качестве учебных малозаметных целей.

Загоризонтные РЛС все видят

Та же ситуация, что и с метровыми волнами. Загоризонтные радары используют декаметровый диапазон, еще длиннее, чем метровый. Да, они способны «просматривать» обстановку на огромных расстояниях, но не могут осуществлять наведение на цель. То есть, обнаружить цель на расстоянии 3000 километров, это можно, но с точностью тут еще больше проблем из-за длинны волны и огромного расстояния. Да, они обнаруживают малозаметные цели, это правда. Но…

Французский фрегат класса Lafayette

Французский фрегат класса Lafayette. Используются stealth технологии.

«Целиться» то все равно придется с помощью других диапазонов частот, более близоруких. Как раз против таких, на какие и рассчитана технология снижения заметности. Так что этот миф же не выдерживает критики, загоризонтные радары обнаруживают стелс цели, но на этом все заканчивается. Это просто система раннего предупреждения и «видят» они некое размазанное пятно двигающееся в каком-то районе. Стрелять по таким данным нельзя.

Технологию Стелс придумали в СССР

Как обычно бывает, в том мифе есть маленькая доля правды и огромная часть выдумки. В чем же суть и где правда, а где ложь?

Советский физик Петр Уфимцев опубликовал работу, которую использовали в компании Локхид при проектировании бомбардировщика F-117A.

Далее в этой истории появляется конспирологическое развитие. Якобы, в СССР над темой работали давно и стелс-технология была признана безперспективной. Во втором варианте, вместе с технологией малой заметности была разработана некая секретная, но при этом простая и дешева технология противодействия. И именно поэтому работа физика-теоретика Уфимцева была издана и «подсунута» американцам, чтобы те потратили деньги впустую.

А на самом деле…

Действительно, в 1962 была издана работа кандидата наук Петра Яковлевича Уфимцева. Она называлась «Метод краевых волн в физической теории дифракции». Это правда, что в США книгу перевели и изучили, люди в специальном отделе переводили все, что могло оказаться полезным и составляли собственную библиотеку. Правда и то, что инженеры Локхид признались, что воспользовались этими материалами.

Выдумка заключается в том, что стелс технологию разработали в СССР. В той самой 237 страничной монографии (так называется научная работа где обобщаются уже известные знания) Уфимцева нет ничего нового или секретного (в предисловии к изданию даже указано «…для студентов старших курсов…»). Там вообще нет ни слова о технологии малой заметности, зато есть 92 ссылки на источники. Книга доступна всем, кто захочет ее скачать, почитать и удостовериться.

Работа Петра Яковлевича касается математического аппарата для расчетов взаимодействия радиоволн и поверхностей разной формы. Безусловно, полезный труд, но ничего нового, чего бы до этого не знали в США или в СССР в нем нет. Эта информация была использована в США для создания алгоритма расчета рассеивания радиолокационных волн под названием ECHO 1.

Если бы не Уфимцев, такая разработка заняла бы больше времени, но считать, что он «изобрел» технологию стелс нельзя. Создатель F-117 (а также U-2 и SR-71) Бэн Рич работал над снижением радиолокационной заметности в проектах «Радуга» и «Архангел» еще в 1954-1959 годах. Научная работа советского ученого ни авиации вообще, ни снижения заметности для радара напрямую не касалась, нельзя говорить, что он «придумал стелс»!

Ни о какой спецоперации речи быть не может. Так же, как и о бесперспективности технологии стелс. Если бы это было так, то стали бы заниматься понижением заметности в стольких странах и конструкторских бюро (включая, кстати, Россию)?

Конечно, труд аспиранта (в то время) изданный тиражом 6 500 экземпляров и являющийся сборником методик расчета, вряд ли мог бы быть замечен и оценен в СССР, ведь там никто специально не работал над такой темой, в отличие от США. Вот и вся загадка, американцы просто искали материалы, которые могли облегчить работу для них, и нашли.

Слишком дорого

Вот это уже не миф, это единственная правда о стелс технологиях. Малая заметность, это и правда не дешево. Если проектировать военную технику с максимальным использованием всех методов снижения радиолокационной и инфракрасной заметности, цена будет очень высока. Знаменитый стратегический бомбардировщик B-2 получил прозвище «золотой самолет». Его разработка обошлась в 44 миллиарда долларов, а сам бомбардировщик (которых было построено всего два десятка) стоил бюджету 2,13 миллиарда долларов за штуку.

B-2 в сопровождении F-22

В компании дорогих… B-2 и F-22 полноценные «невидимки»

Действительно, ради комплекса мер по снижению радиолокационной заметности нужно сильно раскошелиться. Ведь для этого используются и недешевые материалы и сложные инженерные решения. Но, если хорошенько посчитать, в случае реальной военной операции, небольшие потери дорогих самолетов и кораблей выгоднее, чем большие потери дешевых.

Особенно, если принимать во внимание жизни экипажей. Ведь, в отличие от Первой и Второй мировой войны быстро восполнить потери уже не получится. Современных военных специалистов готовят долгие годы, их нужно беречь.

Rafale-M

Французский палубный истребитель Rafale M. Здесь применяется stealth элементы

В заключение нужно еще раз напомнить, что малая заметность, это не невидимость. Это именно то, как оно и называется. Применяя стелс технологии, инженеры просто увеличивают шансы военной техники оставаться незамеченной дольше. Сама собой напрашивается аналогия с камуфляжем, ведь танк или самолет, покрашенные в зеленый цвет не становятся невидимыми на фоне травы, их просто сложнее заметить. В случае радаров и инфракрасных датчиков та же история, лучше быть незаметным, чем не быть.

К тому же, современные стелсы чаще всего летают с линзами Люнеберга, которые увеличивают их ЭПР в несколько раз. Делается это для того, чтобы потенциальны противник не смог определить реальную сигнатуру цели. Поэтому все новости вроде «невидимку засекли и условно сбили» не означают ничего конкретного.

Gripen

Шведский Gripen тоже «с элементами малой заметности»

Не зря весь мир так или иначе использует эти методы на новой и модернизированной технике. Если бы стелс был неэффективен, от него бы давно отказались.

Как работает Стелс

На самом деле — это очень простая идея. Но она обросла такими мифами, что в глазах большинства кажется чем-то очень сложным, секретным и загадочным. Как же работает стелс технология на самом деле?

Для начала стоит развеять главный миф, который касается определения. Чаще всего самолеты в конструкции, которых использовалась технология stealth называют «самолеты невидимки», отсюда родилось обывательское и представление о том, что вся суть в невидимости. Это не совсем так.

F-22 Raptor

Как работает самолет невидимка

Так как впервые технология была применена в США, то термин stealth появился в английском языке, но переводится слово стелс как «хитрость», а by stealth — «незаметно для других» или «скрытно».

То есть, ни о какой невидимости речи нет даже в названии, значение слова «стелс» другое. Речь идет просто о скрытности или малой заметности.

Правильно говорить именно так «технология малой заметности» (low observable technology) или «технология снижения заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах». Потому, что идея была именно в этом, все отлично понимали, что сделать самолет абсолютно невидимым невозможно.

Термин «самолет невидимка» это журналистский штамп, просто звучит круто, но к реальности отношения не имеет.

Как работает стелс технология на самом деле

Все меры, применяемые для уменьшения заметности можно разделить по нескольким направлениям. Это зависит от того, какие именно устройства мы хотим обмануть. Раньше, когда речь шла только о глазах наблюдателя, это был камуфляж. Сегодня, в первую очередь — радар.

Как обмануть радар

Любой объект становится видимым для радиолокационной станции (РЛС) только тогда, когда от него отразится электромагнитная волна и вернется к принимающей антенне.

Точно так же работают и наши глаза, разница только в том, что длинна волны видимого света находится в пределах 450-630 нанометров (0,000000001 метра), а частоты в пределе 690-405 Терагерц (тера — это 1 000 000 000 000, «триллион»).

Радиолокация использует те же электромагнитные волны, только с длинной волны от 0,02 до 0,3 метра с частотой от 1 до 3 Гигагерц (Гига 1 000 000 000 — «миллиард»). То есть, колебания на порядки отличающиеся по частотам и длине волн. Но это все те же волны и подчиняются они тем же законам.

Итак, чтобы обмануть радар, нужно не отражать его излучение. Есть две хитрости. Нужно либо использовать радиопрозрачный (для данного излучения) материал (например, углепластик или дерево) либо радиопоглощающий. Оба варианта возможны и даже применяются на практике очень давно. Но есть и третий, более хитрый подход.

Отражать куда угодно, но только не в направлении антенны радара. Для этого не нужно использовать специальные покрытия, можно обойтись изменением формы объекта.

f-35A

F-35A. Еще один «невидимка»

Есть еще один очевидный способ — уменьшить размеры объекта, но о нем и рассказать особо нечего. Летальный аппарат меньшего размера, будет менее заметен, чем большего.

Конечно, важно еще и самому не «светится» — не излучать или излучать минимально. Проще всего этого достигнуть, отключив свой собственный радар.

Обмануть «тепловизор»

Второй тип излучения — инфракрасное. Обнаружить и сбить самолет можно используя его тепловой след, да и сам аппарат отличается по температуре от окружающей среды.

Температура газа в турбине двигателя может достигать 1700-1800 градусов Цельсия. А это значит, что обнаружить и атаковать такой летательный аппарат можно с дистанции десятков километров.

Но и противоядие, конечно, нашлось. Оно очевидно — снизить тепловое излучение самолета (или другой техники).

Для снижения заметности в радиолокационном диапазоне используют:

  • специальное покрытие (радиопоглощающее или радиопрозрачное) и такие же детали в конструкции
  • особую форму, отражающую радиоволны в другом направлении
  • экранирование лопаток компрессора и турбины
  • конструкцию, которая исключает появление «блестящих точек» (зон хорошо отражающих радиоволны)

Для снижения ИК заметности обычно используют:

  • особую форму сопла двигателя, а также экранирование (чтобы снизить заметность с определенного направления, например, снизу)
  • специальное топливо или примеси к нему

Ясно, что полностью исключить отражение радиоволн нельзя, так же как и превратиться в абсолютно черное тело (в инфракрасном диапазоне). Но это и не нужно. Даже если удастся снизить мощность сигнала вернувшегося к антенне или попавшего на матрицу инфракрасной ракеты, это поможет дольше оставаться не обнаруженным.

Напоминаю, что самолеты невидимки никто и никогда не собирался строить, инженеры всегда хотели создать малозаметный самолет, а не абсолютно невидимый.

Просто, малозаметный самолет или корабль может подобраться ближе, прежде чем его заметят. Его сигнатуру (радиолокационный «отпечаток» отраженного сигнала) будет сложнее отличить от помех. В этом и вся суть стелса (скрытности). Но это все поверхностное и простое объяснение технологии стелс. Дальше интереснее.

История

Радары для обнаружения самолетов и кораблей начали использовать еще во Второй мировой войне. Но в большинстве случаев, речь шла только о том, чтобы найти противника, а вот целиться и стрелять приходилось все равно пользуясь человеческим зрением.

Но радары совершенствовались, и вот уже появилась возможность наведения ракет на гораздо большей дистанции, чем позволяют глаза. Раньше быть незаметным помогал камуфляж, теперь, пятнистая окраска перестала быть защитой.

Первые попытки

Первым самолетом, где намеренно использовались принципы работы стелс-технологии, был легендарный Lockheed SR-71 Blackbird (Черный дрозд). Так как это был разведчик, малозаметным ему полагалось быть по определению.

SR-71 В профиль

SR-71. Наклон хвостового оперения не случаен

Что именно применили в SR-71, какие методы и технологии малой заметности?

Во-первых — материалы. Впервые в авиации было использовано радиопоглощающее покрытие (и в виде ферромагнитной краски и в виде специально созданных для этого проекта материалов обшивки).

Первый радиопоглощающий материал был разработан в Германии во времена Второй мировой. Но применялся он для шноркеля (выхлопной трубы) подводных лодок, чтобы оставаться незаметными для противолодочной авиации союзников.

Также обращает на себя внимание фюзеляж особой формы, которая рассеивает отраженный сигнал и хвостовое оперение, которое было наклонено под углом больше 90 градусов к фюзеляжу.

Идеальным отражателем считается «уголковый», потому, что отражает сигнал строго в обратном направлении. Уголковый отражатель, это такая фигура, где все 3 плоскости перпендикулярны.

Один из самых простых приемов снижения радиолокационной заметности — избегать прямых углов.

Уголковый отражатель, принцип работы

Еще одна хитрость, в топливо SR-71 добавлялись специальные присадки, снижающие температуру выхлопа.

Но в первый раз получилось не очень. Проблема была в сути проекта. Разведчик SR-71 был самым быстрым не только в своем классе, а и вообще в мире.

Кстати, рекорд 3 529,56 км/час не побит и сегодня.

Поэтому слишком сильно изменить его форму было нельзя, иначе пострадала бы аэродинамика. А его потрясающая скорость считалась лучшей защитой, чем незаметность.

Но теперь на практике стало понятно, как работает технология стелс. Хорошо работает.

Первый Stealth

Второй попыткой стал Lockheed F-117 «Nighthawk» (разработанный той же компанией «Локхид Мартин»). Хоть в его названии и присутствует буква F, что обычно означает Fighter (истребитель), это был 100% фронтовой бомбардировщик.

В этот раз во главу угла была поставлена не скорость, а именно максимальная незаметность. Так началась целая новая эпоха «чистых» самолетов по технологии стелс.

В первую очередь в глаза бросается граненая форма бомбардировщика. Плоские грани отражают волны куда угодно, только не в направлении радара. Каждый может приложить линейку и, помня правило «угол падения равен угла отражения», проверить самостоятельно.

Малая заметность с помощью формы F-117A, геометрия

Как достигается малая заметность? Геометрия!

Тот же стелс-прием, только в меньших масштабах — пилообразные стыки кабины, и всего, что может открываться/закрываться. Это сделано по той же причине, рассеять сигнал который отразится от этой кромки.

Никаких лишних деталей, которые могли бы образовать угол в 90 градусов, нет. Все вооружение спрятано во внутреннем отсеке, внешний подвесок нет.

Воздухозаборники защищены решетками спереди и расположены над крылом, чтобы наземные РЛС не могли «заглянуть» в компрессор двигателя, лопатки которого прекрасно отражают радиоволны, а менять их форму или материал нельзя.

F-117A Стелс

F-117A. Первый настоящий «Стелс»

Тоже самое сзади, сопла двигателя находятся над крылом. И дополнительно прикрыты керамическими плитками, чтобы снизить нагрев. Но главная инновация — плоские сопла двигателя. Такая форма позволяет выхлопным газам охлаждаться гораздо быстрее, чем если бы сопло было круглой формы.

Конечно, не забыли и про ферромагнитную краску. Даже остекление кабины имело металлизированное покрытие, чтобы исключить отражение от внутренних частей кабины пилота.

Считается, что всеми этими приемами эффективную площадь рассеивания (ЭПР) удалось снизить до 0,025 квадратных метров.

ЭПР — это величина, показывающая площадь которая действительно отражает сигнал. Объект с ЭПР 2 квадратный метра будет иметь такую же заметность, для РЛС, как и кусок металла такой же площади. Стоит иметь в виду, что ЭПР с разных направлений будет разная. Обычно указывается минимальная, при «взгляде спереди».

Все в конструкции этого самолета было направлено на снижение радиолокационной заметности (и тепловой тоже), жертвовали всем: скоростью, управляемостью, боевой нагрузкой.

За свои летные качества 117-й получил прозвище «Wobblin Goblin» (Хромой гоблин). Инженеры отказались от использования собственного радара, чтобы не выдавать свое присутствие. Единственным оружием стали бомбы с лазерным наведением, а главной задачей — прорыв и подавление ПВО.

Вершина технологии

Следующим шагом стало создание стратегического бомбардировщика «невидимки». За дело взялась компания «Нортроп» (команда Локхид проиграла конкурс).

В этот раз самолет вообще не имел хвостового оперения, это было первое в мире настоящее летающее крыло. Все возможные инструменты и приемы малой заметности были использованы:

Размещение двигателей над крылом и плоские сопла. Специальная форма крыла, «чистые» обводы (без малейших выступающих частей, включая антенны, заклепки, решетки), крупные детали обшивки (чтобы снизить количество стыков), пилообразные стыки, плавное сопряжение с двигателями и «фюзеляжем» (и чтобы никаких прямых углов).

B-2 и F-15 вместе

Гладкие формы B-2 и решетки, стыки, антенны F-15

Впервые для снижения радиолокационной заметности были применены S-образные воздухозаборники, поэтому никаких решеток спереди на двигателях нет.

Зато сзади лопатки турбины прикрывает более хитрое устройство — радар-блокер. Естественно, были использованы радиопоглощающие материалы в конструкции, и такое же покрытие в виде краски, и даже спец-напыление для остекления кабины.

B-2 радиопоглощающее покрытие (краска)

Радиопоглощающее покрытие берегут, ходят только в бахилах

Единственное из признаков стелс-технологии не было — это наклонного хвостового оперения, ведь его тоже не было.

В случае с B-2 удалось обойтись без пугающих граненых поверхностей, крыло выглядит именно как крыло. Дело в том, что со времен 117-ого информационные технологии шагнули вперед и теперь появилась возможность расчета плавных криволинейных поверхностей (кривых второго порядка).

Современные «самолеты невидимки»

Программу F-117 окончательно закрыли в 2008 году, а основное финансирование прекратили еще раньше, перебросив на проект истребителей пятого поколения — ATF. Проверив на практике, как работает технология стелс на бомбардировщиках, взялись за истербители.

Участники тендера ATF (YF-22 и YF-23)

Прототипы. YF-22 от Lockheed/Boeing и YF-23 от Nortrop. На этом фото хорошо видна параллельность граней крыла и хвостового оперения

Истребитель, это не бомбардировщик, жертвовать летными характеристиками нельзя. Нужно быть быстрым, маневренным и малозаметным одновременно.

В этот раз в конкурентной борьбе участвовали сборные команды Lockheed + Boeing + General Dynamics с прототипов YF-22 и Northrop + McDonnell Douglas — YF-23. Инженеры из Локхид все таки выиграли первый приз и контракт на постройку 382 самолетов.

F-22 Raptor

F-22 Raptor. Плоские сопла двигателя

Правда, построено было гораздо меньше, всего 187 (не включая опытные экземпляры).

Для обеспечения малой заметности были использованы все известные стелс методы но без ущерба для аэродинамики:

  • рассеивающая радиоволны форма
  • плавное сопряжение крыла с фюзеляжем
  • покрытия и материалы
  • крупные детали
  • минимально-возможные зазоры на стыках
  • плоские сопла
  • s-образные каналы воздухозаборников спереди и радар-блокеры сзади
  • пилообразные створки….

Если посмотреть сверху на оба прототипа, заметно, что кромки крыла и хвостового оперения параллельны друг-другу. Тоже самое, при взгляде спереди, вертикальное хвостовое оперение параллельно линиям воздухозаборников. Все это служит той же задаче — снизить радиолокационную сигнатуру, отразив сигнал в сторону.

F-22 спереди, параллельность хвостового оперения и воздухозаборников

F-22 спереди, параллельность линий хвостового оперения и воздухозаборников

Если бы кромки были не параллельны, волна, отразившаяся от крыла и от хвостового оперения радиоволна, имела бы разное направление и часть сигнала могла бы вернуться обратно к антенне РЛС.

YF-23 Black Widow

YF-23 Black Widow

В общем, весь большой набор стелс-хитростей был использован. А в дополнение к уже описным трюкам добавился «беспереплетный» фонарь (на F-22) и большое количество используемых неметаллических материалов (углепластик, керамика и т. д.). По разным данным доля композитных материалов в конструкции составляет то ли 40% то ли 60%.

Не так просто дело обстояло с «младшим» истребителем F-35. Он проектировался сразу в трех модификациях. Одна из которых вертикального взлета и посадки.

Для чего нужно было поворачивать сопло единственного двигателя вниз, для создания тяги. А это, в свою очередь, не позволило использовать плоское сопло (потери в котором выше, чем в круглом). И беспереплеточного фонаря на F-35 тоже нет. Тем не менее весь остальной набор присутствует.

F-35, признаки "невидимки"

F-35, видны все признаки «самолета невидимки»

Сопло то круглое, но все же имеет зигзагообразный контур, и это сделано не для красоты.

Приемы снижения заметности

Конструкционные решения — стелс-формы:

  • V-образное оперение. Отклоненное по большими, чем на 90 градусов (в идеале, его отсутствие)
  • Приплюснутая форма фюзеляжа (лучше без фюзеляжа)
  • Плавное сопряжение всех элементов конструкции (без углов 90 градусов)
  • «Чистые» формы (без выступающих деталей)
  • Крупные детали обшивки, снижающие количество стыков
  • Точная подгонка деталей
  • Пилообразные формы люков, створок и стыков
  • Параллельные грани в разных проекциях
  • Беспереплетный фонарь
  • Внутренние отсеки для вооружения

Инженерные хитрости:

  • S-образные воздухозаборники
  • Радар-блокеры (решетки, крыльчатки)
  • Специальный режим работы радара (LPI)

Использования материалов и покрытий:

  • Радиопоглощающие покрытия (краски)
  • Радиопоглощающие материалы в конструкции
  • Радиопрозрачные материалы

Снижение инфракрасной заметности

  • Плоские сопла, исходящий поток газов из которых остывает быстрее
  • Смешение на выходе с потоками холодного воздуха, отобранными от двигателя
  • Экранирование горячих зон конструкции с определенного направления
  • Использование специальных материалов и покрытий быстро рассеивающих тепло
  • Особые примеси для топлива или вещества, распыляемые за камерой сгорания, краткосрочно снижающие температуру газов

Не только США, не только самолеты

Форма Су-57, элементы малой заметности, форма двигателей

У Су-57 пока есть не все элементы малой заметности (старые двигатели)

Американцы, безусловно, были первыми, но это совершенно не означает, что в других странах стелс-технологиям не уделяют внимания.

Свои собственные «невидимки» с разным успехом делают в России: ПАК-ФА/Су-57 и в Китае: J-20 и J-31. Китайцы, ожидаемо работают быстрее и уже поставили в свои войска эскадрилью, если не две.

Китайский J-20

Ведут разработки такие страны как:

  • Япония (Mitsubishi X-2 Shinshin)
  • Южная Корея (KAI KF-X)
  • Великобритания (Tempest)
  • Европейский консорциум (NGF)
  • Швеция (SAAB Flygsystem 2020)
  • Турция (TF-X)
  • Иран (IAIO Qaher-313)

Общие черты малозаметных истребителей

У всех них много общего

Во многих проектах используются только некоторые элементы технологий. Так, например, у французского «Рафаль» 25% массы и 30% площади — композитные материалы (экономия массы и, одновременно, снижение ЭПР), криволинейные воздухозаборники, впрыск в сопло смеси снижающей ИК-излучение и, конечно, элегантные формы с минимумом лишнего на поверхности.

Французский Rafale, S-образные воздухозаборники

Французский Rafale и S-образные воздухозаборники

Используют элементы стелс технологий в европейском Eurofighter Typhoon, в американском палубном F-18 Hornet и шведском JAS 39 Gripen.

Японский малозаметный истребитель (стелс) X-2

Японский малозаметный прототип — X-2. Родственник всех предыдущих

Разрабатываются и уже приняты на вооружение крылатые ракеты с технологией стелс и даже бомбы малой заметности.

Крылатая ракета Стеолс AGM-158

Малозаметная крылатая ракета AGM-158 рядом с малозаметным F-35

И не только в авиации можно встретить технологии снижения радиолокационной заметности. Ее можно встретить и на флоте, частично на наземной технике (в основном стараются снизить тепловую сигнатуру).

Шведские корветы "невидимки" Висбю

Шведский корвет «невидимка» класса «Висбю»

И, несмотря на все вышесказанное, все еще остаются люди заявляющие, что стелс — не работает и самолеты невидимки на самом деле видно. Технология работает, еще как работает, это ведь просто физика и чуть-чуть геометрия.

Конечно, это довольно закрытая и секретная тема, никто не сообщает настоящие значения эффективной площади рассеивания своих самолетов, а чтобы скрыть настоящее значение используются линзы Люнеберга значительно увеличивающие ЭПР, мало что известно и радиопоглощающем покрытии…

Множество споров возникает вокруг скрытности в связи с работой радара, тысячи мнений о качестве стелс-краски и целесообразности использования пластиковых деталей.

Почва для образования мифов о технологии стелс более чем питательная. Но факт остается фактом — тысячи ученых и инженеров по всему миру тратят свое время на то, чтобы еще немного уменьшить заметность военной техники. Неужели они бы занимались бессмысленной работой столько лет?

Производитель велосипедов STELS: отзывы о бренде, модельный ряд и советы по выбору

Велосипеды STELS от производителя «Веломоторс» уже множество лет, практически с момента зарождения самой фирмы, вызывают море комментариев, пламенных дискуссий и споров на различных велофорумах страны. Мнение райдеров, по поводу данной марки отечественного велопрома, разделилось на два непримиримых, противоборствующих лагеря. Одни доказывают, что у данного бренда нет нормальных, качественных моделей, и следует выбирать байк исключительно от именитых фирм, а вторые – что за такие деньги некоторые их велосипеды лучше, чем аналоги у конкурентов. Поэтому мы так же решили затронуть эту тему, и разобраться, стоит ли покупать велосипеды STELS, и какие модели действительно заслуживают вашего внимания. В данной статье мы рассмотрим историю создания и развития велобренда Стелс, разберемся с основными линейками его продукции и проанализируем все отзывы «за и против» данных велосипедов. В конце подведем итоги, и дадим несколько советов, как выбрать качественный и недорогой горный или дорожный байк для езды по городу, легкому бездорожью, и не попасться на крючок маркетологов.

История бренда

Много информации найти не удалось, так как компания достаточно молодая и не имеет каких-либо значительных исторических достижений в мире велоспорта. Велосипеды STELS производятся российской компанией «Веломоторс», которую в 1998 году основали братья Начевкины. Изначально они, как и некоторые другие основатели зарубежных велобрендов, торговали велосипедами и компонентами других фирм производителей. Но позже решили заняться изготовлением двухколесного транспортного средства на отечественных мощностях. Производство развернули на заводах в Кубинке (построен в 2003 году), а чуть позже (2006 год) в станице Крыловская (Краснодарский край), и, поначалу, занялись в основном изготовлением детских велосипедов Stels. На данный момент компания «Веломоторс» выпускает не только велосипеды для всех возрастов и практически всех типов, но и снегоходы, мотоциклы, квадроциклы и аксессуары к ним.

На третьем заводе (заложен в 2008) в г. Жуковка (Брянской области) производятся трубы для будущих рам. Там же они формуются, обрабатываются и свариваются в готовые изделия, которые позже красятся и транспортируются на другой завод, находящийся в подмосковной Кубинке, для дальнейшей сборки. На втором заводе около 200 рабочих собирают колеса (спицуют, бортируют) и устанавливают навеску на пришедшие рамы. После чего, готовый продукт идет уже на продажу.

Хочется сразу отметить, что компания «Веломоторс» для велосипедов STELS производит в России только стальные рамы и вилки, а все остальные компоненты (переключатели, педали, выносы, седла, втулки и т.д.) заказывают из Китая и Тайваня. Также за границей заказываются алюминиевые и карбоновые рамы, но где именно сказать сложно (скорее всего, тоже в Китае). Хотелось бы сразу отметить, что множество именитых велосипедных брендов частично или полностью собираются в Китае и других странах Азии, и практически все заказывают свои рамы на заводах КНР (но по чертежам и наработкам конструкторских отделов данных фирм). Поэтому это не является каким-то показателем качества.

Компания «Веломоторс» старается не отставать от других фирм, и принимает участие на всевозможных выставках, спортивных веломероприятиях, а также, что похвально, открывают по стране различные фирменные салоны и собственные дилерские центры.

На официальном сайте велосипедов STELS http://velomotors.ru/ вы можете найти более подробную информацию о производстве велосипедов, а также другой выпускаемой продукции.

Модельный ряд велосипедов Стелс

На данный момент под брендом STELS выпускаются практически все типы велосипедов: горные (MTB), двухподвесы, BMX, фэт-байки, дорожные, женские, детские и т.д. Как и любая другая компания у Стелс есть свои линейки, которые обновляются каждый год. Мы посмотрим, что они из себя представляют, и как разделяются на примере модельного ряда 2017 года.

Сразу хочется сказать, что в названиях велосипедов Стелс есть небольшая путаница. Например, байк с название Navigator может быть MTB хардтейлом, фэт-байком или же двухподвесом. Но одно можно сказать точно, чем выше номер, который приписан к названию, тем дороже велосипед (хотя есть исключения, о которых дальше). Помимо номера, к названию могут дописываться символы обозначающие тип тормозной системы байка: (V – тормоза типа V-Brake; MD – дисковые механические; D – дисковая гидравлика), плюс диаметр колес (27.5, 29). Пример названия модели: Navigator 610 MD 27.5”.

Горные велосипеды (хардтейлы)

STELS Navigator 890 D Carbon

В основном данная серия велосипедов STELS имеет наименование Navigator и Aggressor. Модельный ряд хардтейлов Навигатор для взрослых начинается с 500-й модели и заканчивается 930-й. Как писалось ранее, чем выше номер, тем более дорогой велосипед, а соответственно более дорогая и качественная обвеска (переключатели, втулки и т.д.), хотя здесь тоже не все так однозначно. С 500 по 790 качество обвеса улучшается, а начиная с 810 по 850, снова идут бюджетные модели. Лично мое мнение, что это просто маркетинговый ход. Среди Навигаторов есть одна выделяющаяся модель — Navigator 890 D Carbon, которая, как понятно из названия, на карбоновой раме (неизвестного производителя) и с самым большим ценником — около 1380$. Это, кстати, единственная модель от Stels с карбоновой рамой. Вот вам небольшой обзор на данную модель

STELS Navigator 500 V – самая бюджетная модель взрослых горных велосипедов (цена около 200$) комплектуется в основном ноунеймовыми деталями от китайских производителей, самой дешевой вилкой и резиной. Рама стальная. Ну, а модели с ценником около 30000 рублей уже имеют алюминиевые рамы и средние комплектующие (хотя на некоторых из них, например, резине и втулках, очень сильно экономят).

Подростковые модели хардтейлов Стелс Навигатор идут на 24 дюймовых колесах и начинаются с 400-й по 470-ю.

Ниже приведем некоторые модели хардтейлов от STELS.

STELS Aggressor MD

STELS Navigator 500 V 27.5

STELS Navigator 570 V

STELS Navigator 610 MD 27.5

STELS Navigator 650 MD 27.5

STELS Navigator 790 D 27.5

STELS Navigator 870 D

STELS Navigator 930 D 29

Двухподвесы

Двухподвесы для взрослых имеют названия Tornado, Navigator, Adrenalin, Challenger, Voyager, Crosswind, и Focus без трехзначных номерных обозначений. Около названия может быть дополнительно указан диаметр колеса, а на Фокусах указывается количество скоростей. Многие из них, например Adrenalin и Challenger имеют всего одну 20-ую ростовку рамы, Tornado две — 17/19 и т.д. Поэтому, если вам понравилась какая-то модель, то учитывайте данный нюанс. Хотелось бы заметить, что даже самая ТОПовая модель двухподвеса от STELS — Tornado MD 2017 года (около 34000 рублей) комплектуется самыми дешевыми компонентами.

Интересно, что в 2016 году присутствовала модель велосипеда с двумя амортизаторами на дисковых гидравлических тормозах (STELS Navigator D 26 (2016)), а вот в 17-ом ее решили не выпускать.

К подростковым моделям двухподвесов, помимо вышеперечисленных линеек (которые имеют 24 диаметр колес), добавляется PILOT от 250 до 270 серии с 20 дюймовыми колесами, которые подойдут для подростков маленького роста.

Различные конструкции двхподвесов от Стелс смотрите на картинках ниже.

STELS Adrenalin V

STELS Focus V 21 sp

STELS Navigator V

STELS Tornado MD

STELS Voyager MD

STELS Voyager V

BMX велосипеды

BMX байки представлены всего тремя моделями: BMX Saber S1, BMX Saber S2 и BMX Tyrant. Данные три модели, как это ни странно, разместились в среднем ценовом сегменте с ценником около 20000 рублей. Комплектующие, за такую цену, естественно, самого начального уровня.

STELS BMX Saber S1 2017

FAT BIKE

Фэт-байки от Стелс также не могут похвастаться своим разнообразием, так как в этой линейке всего три модели. Одна для взрослых с двумя размерами рамы 18/20 на 26-х колесах STELS Navigator 680 MD и две подростковых на 24 дюймовых катках Navigator 480 MD (единый размер 13,5) и на 20-х Pilot 280 MD (размер рамы 11 дюймов). Взрослая модель имеет средний обвес на алюминиевой раме с ценником около 500$. Детские модели где-то на треть дешевле и обе на стальной раме.

STELS Navigator 680 MD FAT BIKE 2017

STELS Navigator 480 MD FAT BIKE 2017

STELS Pilot 280 MD FAT BIKE 2017

Женские велосипеды STELS

Данную категорию велосипедов от фирмы Стелс представляет две линейки под названием Miss и Navigator Lady. Первая имеет свою нумерацию, которая для взрослых женских велосипедов начинается от 5000 до 9500-ой модели и представляет собой женские горные и дорожные велики. Здесь все просто, чем выше номер модели, тем более дорогой велосипед (обратите внимание, что дорожные женские велосипеды имеют нумерацию 7000, 7900, 9100, 9500 и цена их ниже, чем у горных (самая дорогая около 30000 рублей)). Средние ценники на горные модели для женщин 2017 года от 12000 до 40000 рублей. Самая ТОПовая модель комплектуется достаточно неплохими переключателями скоростей (передний SHIMANO Acera, задний SHIMANO Deore), а вот все остальное на среднем или начальном уровне. Несколько моделей мы приложим в виде картинок.

STELS Miss 5300 MD 2017

STELS Miss 6300 V

STELS Miss 7000

STELS Miss 7100 V 2017

STELS Miss 8900 MD 2017

STELS Miss 9500 MD

Navigator с приставкой Lady — это в основном дорожные, самые дешевые женские велосипеды. Их цена стартует от 7500 рублей.

STELS Navigator 355 Lady

Городские, дорожные и туристические

Здесь нас опять ждет множество навигаторов 2хх и 3хх серий, плюс одна мужская модель, которая является самым дорогим туристическим мужским велосипедом Navigator 800 (что-то около 21000 рублей). Никаких особенностей нет. Это очень дешевые велосипеды самого бюджетного уровня.

STELS Navigator 130 1sp

STELS Navigator 310

STELS Navigator 350

STELS Navigator 800

Но есть и две необычные модели трициклов под названием STELS Energy I и Energy II. На первой модели всего одна скорость, а на второй – три. Комплектующие также очень дешевые. Данные грузовые трехколесные велосипеды имеют цену около 570$.

STELS Energy I

STELS Energy II

Складные

У компании STELS имеется достаточно значительное разнообразие среди складных велосипедов начального ценового сегмента. Маркируются они как STELS Pilot от 310 до 970 серии, цена которых может колебаться от 7 до 25 тысяч рублей. Несколько моделей ниже.

STELS Pilot 970 MD

STELS Pilot 750

STELS Pilot 670

STELS Pilot 630

Детские

Детские велосипеды STELS маркируются как Pilot от 110 до 190 серии. Помимо Pilot встречается еще множество других моделей, перечислять которые, наверно, не имеет смысла. В среднем цена на детские велосипеды Стелс колеблется в пределах от 5 до 12 тысяч рублей. Большинство из них со стальной рамой, но PILOT 180 и 190 с алюминиевой.

STELS Jet 12

STELS Pilot 110 - 14

тест

STELS Pilot 190 - 16

На этом обзор модельного ряда велосипедов компании «Веломоторс» мы закончим. Надеюсь, вы не потерялись в огромном разнообразии наименований и видов двухколесных транспортных средств.

Отзывы на велосипеды STELS

Я думаю, ни для кого не секрет, что у велобренда STELS не лучшая репутация среди велосипедистов. Причем, как мы отметили в начале статьи, часть велолюбителей его хвалят, а некоторые ругают за низкое качество. Но самое интересное, что среди критикующих очень много тех, у кого данного велосипеда в принципе не было. Поэтому мы перерыли множество форумов, прочитали сотни комментариев, начиная с 2009 и по текущий 2017 год, чтобы определить, действительно ли Стелс так плох или хорош как о нем говорят.

За что велосообщество ругает велосипеды STELS:

  • Плохое качество сборки. Действительно, большинство негативных отзывов приходятся именно на плохую сборку велосипедов этой фирмы. Очень многие жалуются на неправильно настроенную затяжку конусов втулок колес (в основном недотянуты), послабленные или перетянутые спицы (а, следовательно, и образовавшиеся из-за этого «восьмерки»). Реже, на плохую сборку каретки и рулевой колонки. Но стоит отметить, что с каждым годом таких отзывов все меньше. Будем надеяться, что в будущем данной проблемы не будет вовсе.
  • Скрипы в подвижных деталях (втулки, каретка, вилка и т.д.). На это замечание жалуются не так часто, но все же оно имеет место быть. Чаще встречается на самых дешевых моделях. Данная проблема может быть как по вине производителя из-за использования плохих смазочных материалов, так и по вине продавца, который хранил велосипед на складе в неподобающих условиях (второе значительно реже).
  • Плохая работа переключателей скоростей (не четкое переключение, цепь трет о рамку и т.д.). По поводу данного отзыва хочется сразу отметить, что Стелс не производит навесное оборудование, которое устанавливается на эти велосипеды, а закупает его у сторонних фирм. Поэтому переключатель Shimano Acera будет одинаково работать как на велосипедах STELS, так и на байках от других производителей. Качество переключения напрямую зависит от уровня перекидки, а соответственно и ее цены. Поэтому покупая ультрабюджетный велик с задним переключателем, например, POWER RD-60B не следует ожидать, что он будет так же работать как Shimano уровня Deore. Ну а претензия, что цепь трет о рамку, говорит, скорее всего, о неправильной настройке или же неверном выборе скоростей во время езды (при котором происходит перекос цепи).
  • Дешевая навеска. Как и в случае с переключателями, остальное навесное оборудование закупается у других производителей. Соответственно, на дорогие модели велосипедов устанавливается навеска получше, а на дешевые – похуже. Компания Веломоторс, как нам кажется, старается делать уклон на производство бюджетных моделей, что в свою очередь вынуждает устанавливать более дешевые втулки, вилки, каретки, тормоза, переключатели, покрышки и т.д. чтобы максимально снизить общую стоимость байка. Хотя на более дорогих велосипедах ставятся вполне себе неплохие компоненты.
  • Плохая геометрия рам. Среди Стелсов есть, как удачные модели, с хорошей геометрией рамы, так и с плохой. Поэтому сказать, что геометрия неправильная на всех велосипедах данного производителя уж точно нельзя.

За что хвалят велосипеды STELS:

  • Хорошее качество стальных рам. Как писалось ранее, компания Веломоторс производит самостоятельно исключительно стальные рамы, которые, судя по отзывам, имеют качественные сварные швы и достаточный запас прочности. На рамы из сплава алюминия, которые заказываются, скорее всего, из Китая, жалоб также не нашлось.
  • Хорошее соотношение цены, и устанавливаемого на велосипед оборудования, которое в большинстве случаев лучше, чем у конкурентов в данном ценовом сегменте.
  • Судя по отзывам, Веломоторс выпускает неплохие модели детских велосипедов STELS.

Мнение редакции сайта: как и у любого продукта, качество и характеристики изделия напрямую зависят от цены. Не стоит ожидать чуда от велосипеда, например, за 20 тысяч рублей, надеясь, что он будет так же хорош, как байк за 70-80 т.р. Кто-то участвует в велосоревнованиях, путешествует на двухколесном транспорте проезжая тысячи километров, и понятно, что для данных целей дешевые велики покупать не стоит. Ну, а кому-то нужен простой недорогой велосипед, на котором можно будет съездить в гараж, магазин или просто покататься в парке на выходных, и для этого ему не нужно покупать вел за 1500$. Главное точно понимать, как вы будете использовать свой байк. Если вы хотите слегка поэкстрималить или просто активно катать, но не обладаете достаточным бюджетом, можно рассмотреть вариант покупки б/у велосипеда от именитого бренда. Хотя здесь тоже есть подводные камни (не разбирающийся в велосипедах человек может легко попасть на убитую раму или сломанную навеску, замена которой приведет к дополнительным расходам). Или же не торопиться с покупкой бюджетника и подсобрать на что-то подороже.

Как выбрать нормальный велосипед STELS

В данном разделе мы поговорим о том, как правильно подобрать бюджетный байк Стелс.

  1. Выбирайте модели с алюминиевой рамой. Они легче, не боятся коррозии, а по прочности не уступают стальным.
  2. Не советуем к приобретению двухподвесы от данного велобренда (цена нормального двухподвеса начинается от 1000$). Задний амортизатор не работает так, как должен работать, а приводит лишь к ненужной раскачке при педалировании. Плюс ко всему, они значительно тяжелее, чем те же хардтейлы, и практически все имеют неудобную геометрию. Если вам нужен именно двухподвес, то стоит рассмотреть вариант покупки б/у велосипеда с двумя амортизаторами от именитого бренда.
  3. Покупайте велосипеды Стелс в магазине, а не через интернет (в интернете, перед походом в веломагазин, стоит рассмотреть все возможные модели, которые подходят под ваш бюджет, и почитать отзывы на понравившиеся). Это необходимо для проверки качества сборки байка, чего вы не сможете сделать при покупке онлайн. Не спешите покупать, тщательно осмотрите и проверьте все узлы.
  4. При осмотре велика обратите внимание на втулки колес. Они не должны люфтить или быть перетянутыми (когда колесо вращается туговато). Люфт можно определить, приподняв велосипед, и пошатав колесо из стороны в сторону перпендикулярно продольной оси. При вращении колеса втулка не должна издавать никаких посторонних звуков (скрежет, скрип и т.д.). Заодно убедитесь в отсутствии «восьмерок» на колесах.
  5. Проверьте отсутствия люфтов и посторонних шумов при вращении в каретке и вилке.
  6. Осмотрите велосипед на предмет коррозии. Ее наличие может говорить о недобросовестном хранении байка продавцом. От приобретения такого двухколесного транспортного средства лучше отказаться.
  7. Проверьте работу переключателей скоростей и тормозов. Если что-то не работает, то можно сразу в магазине попросить продавца произвести настройку (это если вы покупаете в специализированном веломагазине).
  8. Выбирайте размер велосипеда под ваш рост. Если он будет больше или меньше, это приведет к неправильной посадке, что вызовет дискомфорт при езде.
  9. После покупки советуем вам проверить обтяжку всех болтовых соединений и в случае необходимости — подтянуть.
  10. Для большего понимания критериев и особенностей, на которые стоит обратить внимание при покупке байка, советуем вам прочитать статью о том, как правильно выбрать велосипед.

Заключение

Какой можно подвести итог? За свои деньги в бюджетном ценовом сегменте велосипеды STELS достаточно неплохой вариант, у которого есть как сильные стороны (дешевизна и неплохая комплектация за эти деньги), так и некоторые недочеты. Если вы любитель покататься на дальние расстояния (80+ км в день), то от покупки Стелса я бы все же посоветовал воздержаться (мы не говорим, что он не сможет проехать такое расстояние, просто надежность дешевых велокомпонентов вызывает сомнения, а поломаться где-нибудь в поле далеко от дома так себе ситуация), или выбирайте более дорогие модели от данного производителя. Ну, а для ежедневных поездок по городу, в парковой зоне, для велопрогулок он вполне подойдет. Главное правильно выбрать велосипед и проверить его перед покупкой. Предлагаю провести опрос по данной теме.

Источники:

https://interesnye-istorii.in.ua/stealth-myph/
https://interesnye-istorii.in.ua/stealth/
https://pro-veliki.ru/brendy/proizvoditel-velosipedov-stels-otzyvy-o-brende-modelnyj-ryad-i-sovety-po-vyboru.html