Стоимость проезда в электричке с велосипедом

Содержание скрыть
1 Как перевозить велосипед в электричке
1.1 1. Провоз велосипеда в поезде — практика от «КАРАВАНА»

Как перевозить велосипед в электричке

Велодни…Ни дня без велосипеда!

Я уже писал, как перевозить велосипед в машине. Теперь стоит поговорить про перевозку велосипед в электричке. Когда мы ехали на гонку в Евпаторию, то нам пришлось туда ехать на электричке. Тогда мы перевозили велосипеды так:

как перевозить велосипед в электричке

Но можно было и ближе к выходу просто поставить так:

как перевозить велосипед в электричке

В наших электричках я больше не знаю как ещё можно перевозить велосипеды. Разве что ещё в чехле в разобранном виде на верхней полке.

У Каравана была крутая статья, как перевозить велосипед в электричке. Процитирую её тут:

1. Провоз велосипеда в поезде — практика от «КАРАВАНА»

Как провозить (транспортировать) велосипед в электричке?

Основная часть поездок велоклуба «КАРАВАН» — это походы выходного дня (ПВД). В такие велопоходы велосипедисты традиционно выезжают на электричках. В пригородной электричке технически затруднительно провести 20-30 велосипедов, не нарушая действующих правил.

По правилам: «разрешается в тамбуре пригородного поезда провозить за плату, определяемую в соответствии …, не более одного велосипеда в не разобранном виде«.

Однако, через тамбуры постоянно ходят пассажиры, торговцы-разносчики, контролеры-ревизоры, сотрудники милиции, а велосипед в тамбуре мешает движению из вагона в вагон, входу и выходу пассажиров, что приводит к постоянным конфликтам.

На Московской железной дороге до последнего времени (середина 2000-х годов) эксплуатировались в основном устаревшие Рижские электропоезда серии ЭР-2, где можно было фактически перевозить велосипеды в вагоне — на тех местах, где когда-то стояли ныне демонтированные туалеты, или просто сняты сиденья.

Во внедряемых же электропоездах новых типов Демиховского завода с широкими тамбурами (ЭД-4) такой возможности нет.

При посадке в электричку ЭР-2 велосипедисты носятся вдоль состава в поисках «веловагона», где можно удобно поставить велосипед. Вот так:

Велосипед в электричке ЭР-2

Если же подают ЭД-4, то возникают проблемы, особенно когда много народу — надо распределятся по вагонам небольшими группами. Велосипеды при этом можно повесить вертикально, зацепив носком седла за багажную полку и уперевшись рулем, и сидеть на сиденье под ними. Если жалко велоперчаток, то надо иметь с собой тряпку, и положить ее под седло. Вот так.

Велосипед подвешен на багажную полку в электричке ЭД-4

Так же можно велосипеды поставить на сиденья одним колесом на сиденье, другим на спинку — с риском затяжных конфликтов с пассажирами.

С тех пор, как началась приватизация железных допрог, и взиманием дани занялась в Московской области ЦППК (Центральная Пригородная Пассажирская компания), проблем с перевозкой велосипедов в электропоездах прибавилось.

Теперь такой инцидент с контролерами стал типичным, когда они сильно возражают против размещения велосипедов на багажной полке (вагон типа ЭД-4). Когда велосипедистов не много, и в численности они проигрывют контрам с чоперами, естественно, что контру и чоперов поддерживают и зрители в вагоне. Тогда приходится переместить велосипеды в тамбур, и быть на дежурстве, обеспечивая тем самым сохранность велосипедов.

Ж/Д правила нечетко сформулированы. По «духу» правил, что и как можно провозить, определяется на самом деле типом вагона: электричка ЭР2, плацкартный вагон, сидячий вагон на базе вагона дальнего следования и так далее. Но в Правилах нет определения типа вагона, а есть вид сообщения: есть пригородное сообщение, местное и дальнее.

Соотвественно, составители правил имели ввиду тип вагона, когда писали про велосипед, я так думаю. Подразумевается, что:

  • в пригородном сообщении используются электрички и дизеля (в основе своей все они конструктивно похожие на рижские ЭР).
  • в местном сообщении используются вагоны плацкартные или сидячие с креслами.

Отсюда получается, что в электричке можно один неразобранный велосипед возить в тамбуре, в вагоне дальнего следования — в упакованном виде, если поместиться на местах предназначенных для ручной клади (в сидячем вагоне велосипед провоззить нельзя — он не поместиться там никуда даже разобранный), и нельзя провозить велосипед в тамбуре ни собранный, ни разобранный.

А можно ли в электричке провозить велосипед в упакованном виде в вагоне — вопрос. По духу и букве Правил, скорее нет, чем да. Ответ зависит, от того способен ли упакованный велосипед поместиться на местах, предназначенных для ручной клади в электричке. Я полагаю, что на полках для ручной клади по мнению контроллеров — не способен.

Еще есть ИНСТРУКЦИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЛОКОМОТИВАХ И МОТОРВАГОННОМ ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ № ЦТ-ЦУО-175, перепечатки которой можно встретить во всех более современных инструкциях и дополнениях.

Пункт 2.1.12. этой инструкции гласит: «Запрещается загромождать проходы и выходы в вагонах моторвагонного подвижного состава».

Если еще соблюдать и эту инструкцию, то и один велосипед может загромождать проход, тогда в собранном виде вообще нельзя провозить велосипед в электричке, Я думаю, что, скорее всего один велосипед в тамбуре не «загромождает проход», а несколько загоромождают точно.

Отсюда получается, что размер группы, везущей велосипеды по всем правилам в электричке в лучшем случае не может превышать количество тамбуров в составе поезда. А скорее всего по букве всех правил вообще нельзя велосипед провозить в электричке, поскольку и один собранный велосипед может загромождать тамбур, а разобранный с багажной полки электрички свалиться.

Эти проблемы заставили велосипедистов затеять безуспешную компанию со сбором подписей за велагон.

Известно еще, что Игорь Петрович Налимов и компания (Велотранспортный союз) подготовили (конец 2009) письмо в Московскую железную дорогу с перечнем типов электропоездов, где уже и так нет сидений с просьбой разрешить там провоз велосипедов и обозначить соответствующим образом эти места-вагоны.

Пустое на наш взгляд дело, так как поезда этих серий (в первую очередь ЭР2) постепенно выводятся из эксплуатации и заменяются на Демиховские (серия ЭД4 и другие более новые) с широкими тамбурами. Тут и есть самая засада. Там нет вообще «веломест» в вагоне (демотированных туалетов, и демонтированных по неизвестным причинам сидений, на месте которых в основном и образовались «веломеста» в поездах ЭР2).

Еще начальник управления пригородных пассажирских перевозок ответил так: «увеличение количества пассажиров с одной стороны вагона (там, где будут сняты диваны) приведет к увеличению разницы между нагрузками на ось на тележках вагона, а это влияет на безопасность движения».

Сущая отписка. Можно и с двух сторон снять сидения, раз, можно и складные места вдоль борта сделать, два. Вот так, как сейчас (2011 год) выглядят модернизированные c местами для велосипедов те самые электрички ЭР2Р, в той самой Риге, где завод RVR (Рижский вагоностроительный завод) уже почил в бозе, а поезда еще исправно ходят, и по мнению нашего РЖД, которые совершенно не подходят для модернизации под провоз велосипеда:

Модернизированная электричка ЭР2Р с местами для велосипедов

Не пустое дело — это было бы посмотреть «технические требования к вновь разрабатываемому моторвагонному подвижному составу», где предусмотрены места для инвалидных колясок и велосипедов (цитата из ответа РЖД), и как на Демиховском заводе собираются их реализовывать. Но, Велотранспортному союзу это не интересно — он занят государственной велопрограммой, и велообщественность за свои права не борется. «Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков».

Например, новый дизельный поезд ДР1Б-507 уже имеет штатные места для велосипедов и очень неплохие:

Веловагон ДР1Б-507

Однако, велообщественность вяло занимается решением своих проблем… Низка у нас гражданская активность…

Как провозить (транспортировать) велосипед в поезде дальнего следования внутреннего сообщения?

По действующим на настоящий момент правилам проезда по железным дорогам России велосипеды как ручная кладь, т.е. то, что можно взять с собой в вагон, разрешены к перевозке в разобранном виде и упакованными, если укладываются в норму веса для ручной клади и способны поместиться на местах, предназначенных для ручной клади («в счет установленной нормы провоза ручной клади в поездах дальнего и местного следования пассажиру разрешается перевозить при себе в разобранном и упакованном виде детские коляски, байдарки, велосипеды без мотора, если они по своим размерам могут быть помещены на местах, предназначенных для размещения ручной клади.»).

Ссылки на правила при посадке в вагон скажут проводнику, что вас всё равно придётся посадить в вагон без требования дополнительной оплаты. Лучше если велосипед и рюкзак будет взвешен заранее, получена квитанция о весе ручной клади, тогда у проводника точно не будет ни каких шансов запретить посадку на поезд.

С велосипедами лучше (удобнее и дешевле) ездить в плацкартном вагоне.

Плацкартные вагоны прозводства ГДР (была такая страна — Германская Демократическая Республика) были очень удобны для перевозки велосипедов. На багажные (третьи) полки, не отгороженные бортиками, поперек двух полок, как крыша, со стороны коридора укладывались легко 4 неразобранных велосипеда, но со снятым передним колесом. Вот так (но должен быть в чехле):

Велосипед в поезде поерек третьих полок

Эти вагоны вырабатывают свой ресурс, и заменяются на Тверские, и так далее, вагоны, где багажные полки отгорожены бортиками со стороны отсека, и сплошной стенкой со стороны коридора, что делает невозможным положить неразобраными 4 велосипеда. С трудом со стороны отсека можно втиснуть два.

Если у велосипедов снимаются оба колеса, багажник, крылья, разворачивается руль, откручиваются педали и приворачиваются с другой стороны шатуна внутрь рамы, снимаются рога с руля, то тогда в современном плацкартном вагоне на две третьих полки с огромным трудом укладываются четыре велосипеда. При себе надо иметь наготове верёвку или стяжку, которой велосипеды привязываются к поручням, ручкам и т.п..

В купе на багажную полку можно с некоторыми проблемами положить два велосипеда. Два других придётся подвешивать к потолку, либо класть на пол или на верхние полки. Таким образом можно создать большие неудобства своим соседям по купе.

При укладке велосипедов надо стараться не повредить — систему (передние звезды), петух и задний переключатель, диски тормозов, гидролинии.

Способы перевозки велосипеда в поездах дальнего следования (внутренних)

Итак, способов в соответствии с правилами перевезти велосипед несколько:

    сдавать велосипеды в багажный вагон, если он есть в составе поезда. Проблема получить их назад, если поезд стоит 2 минуты на станции выгрузки. По правилам, в багажный вагон велосипед можно сдать и без упаковки и неразобранным.

Раньше, на всех станциях и вокзалах можно было загрузить вел прямо перед отходом поезда — подъехал прямо на велосипеде с квинтацией, оформленной в багажной кассе — поставил его лично и пешком в свой вагон. Теперь практика на крупных вокзалах последнее время такая — погрузка багажа прямо на платформе вокзала в багажный вагон поезда, где и пассажир едет, не производится (и получить обратно, соответственно, на вокзале сразу не получиться, если даже загрузишь вел на маленькой промежуточной станции прямо в багажный вагон с платформы). Надо приезжать заранее в часы работы багажного отделения и сдавать велосипед в багаж, что бы он ехал этим же поездом. Связано это с приватизацией жд, разделением ранее единого хозяйства на отдельные юридические лица… Таким образом, смысла в этом сейчас нет — надо все упаковывать, как в самолет и приезжать на вокзал скорее всего два раза.

Перевозка велосипеда в поезде международного сообщения

В СНГ сложилась практика, что правила действуют той страны, где формируется поезд, а не той страны, гды ты садишься в него. Как это соотносится с законом — не знаю. Во всяком случае, проводники будут настаивать именно на этом.

К счастью, правила Украины и Белорусии разрешают перевозить велосипед бесплатно в поезде дальнего следования и за деньги в пригородных поездах. Правила там почти таке же, как и в России. Про другие страны СНГ пока не узнавал.

Украина. «Наказ Міністерства транспорту та зв’язку України від 27 грудня 2006 року N 1196»:

В частности, в пункте 15.5 говорится следующее:

«Дозволяється перевозити при собі за рахунок норми ручної поклажі пасажира дитячі коляски, велосипеди в розібраному та впакованому стані (не більше одного) та інші речі, які за своїми розмірами можуть бути розташовані у вагоні на місцях, призначених для ручної поклажі.»

«Разрешается перевозить при себе за счет ручной поклажи пассажира детские коляски, велосипеды в разобранном и упакованом состоянии (не больше одного) и другие вещи, которые по своим размерам могут быть размещены в вагоне на местах, предназначенных для ручной поклажи.»

Белоруссия. Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 21.04.2008 N 57 ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Перевозка ручной клади (в дальнего следования)
1. Вещи, допускаемые к перевозке ручной кладью:
Полный или детский билет обеспечивает пассажиру право бесплатного провоза не более 36 кг ручной клади. …… Можно перевозить в качестве ручной клади детские коляски, байдарки, велосипеды в мягкой упаковке. Они должны быть размещены в вагоне в разобранном виде и на специально предназначенных для ручной клади местах….
3. Вещи, не допускаемые к перевозке ручной кладью…
Запрещается перевозить вещи, которые могут повредить, загрязнить вагон или вещи других пассажиров…..
4. Излишнюю ручную кладь пассажир обязан сдать в багаж.

В пригородном поезде провоз велосипеда в неразобранном и неупакованном виде обойдется владельцу в размере стоимости полного пригородного билета пассажира. Такую же сумму придется заплатить и за провоз сверхустановленной нормы дополнительной ручной клади весом до 50 кг.

В международном сообщении c «дальним» зарубежьем правила могут быть другими, надо уточнять дополнительно. Определяются эти правила отдельными соглашениями между странами и их перевозчиками.

Например,Финляндия. Условия перевозок пассажиров, багажа, товаробагажа и грузов в российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении (на сайте РЖД). отличаются от росийских:

§ 19. Пассажир имеет право провозить при себе легко переносимые предметы в качестве ручной клади, если это не противоречит таможенным или другим административным правилам и если этими предметами не будут загрязняться или повреждаться вагоны или вещи других пассажиров.
Разрешается провозить в качестве ручной клади вещи размером не более 100х60х40 см по билету на взрослого в количестве не более трех мест общей массой 35 кг, из которых два – бесплатно и по билету на ребёнка в количестве не более двух мест общей массой 15 кг, из которых одно — бесплатно. В счет общей массы и общего количества мест ручной клади не входят мелкие предметы: портфель, дамская сумочка, переносной компьютер и т.д.
Каждое место ручной клади, провозимое сверх бесплатной нормы, оплачивается по тарифу багажа. За провоз ручной клади, превышающей установленные нормы, пассажир должен оплатить стоимость перевозки в трехкратном размере за каждое место сверх нормы по тарифу багажа. При отказе от уплаты провозных платежей за излишнюю ручную кладь железная дорога вправе отказать пассажиру в перевозке излишней ручной клади.
Пассажиры должны использовать для помещения своей ручной клади предназначенные для этого места.

Прием багажа к перевозке

§ 29. Багаж принимается к перевозке и отправляется по внутренним правилам железной дороги отправления. К перевозке багажом принимаются вещи пассажира в прочной исправной упаковке, обеспечивающей сохранность багажа на всем пути следования.
§ 30. Кроме того, принимаются к перевозке в качестве багажа без упаковки следующие предметы при условии, если они могут быть легко и быстро погружены и размещены в багажном вагоне:
….
5) велосипеды;
6) лыжи и спортивные принадлежности длиной не более 3 м.
При приеме багажа к перевозке станция отправления заполняет багажную квитанцию, состоящую из трех листов, первый лист которой передается пассажиру.

Расчетная масса багажной отправки

§ 31. Минимальная расчетная масса багажной отправки — 30 кг. При фактической массе багажа более 30 кг уплачивается провозная плата в двойном размере, а в массе более 60 кг – уплачивается провозная плата в тройном размере и т.д., за исключением следующих предметов, за провоз которых платежи взыскиваются следующим образом:
1) по ВР как за расстояние 1-300 км:
— за провоз одной пары лыж (с палками) — за 30 кг;
за провоз велосипеда и детской коляски — за 60 кг;
— за провоз тандема — за 120 кг;
2) по РЖД:
— за провоз велосипеда, детской коляски, коляски для инвалидов, спортивных саней, одной пары лыж (с палками) — за 30 кг.

Т.е. в поезд Москва-Хельсинки формально в стандартное наше купе (а там других вагонов нет) пускать с велосипедом не должны, если он в упакованном виде больше, чем 100х60х40 см. Почти любой велосипед, не полностью разобранный на составные части, больше хотя бы одного из этих размеров. Тогда, велосипед придется сдавать в багаж за плату, приезжая на вокзал заранее, скорее всего накануне или раньше.

Однако, в Росии сложилась практика, что правила часто действуют той страны, где формируется поезд, а не международные (по соглашению сторон). Так в поезд «Лев Толстой» Москва-Хельсинки российского формирования могут пустить (и на практике пускают) в купе с велосипедом.

Кстати, колея в Финляндии такая же, как и в России — наследие царской еще России, когда Финляндия входила в ее состав, и вагоны наши по габаритам там проходят. Российские поезда ходят туда с привычными нам купейными тверскими вагонами.

На других же маршрутах в Европу (Польша, Чехия, Германия), где колея уже, наши купейные и плацкартные вагоны не проходят по габаритам. На этих маршрутах используются спальные вагоны, где полки расположены одна над другой с одной стороны купе. В первом классе — две, во втором — три. Там проблем с размещением велосипедов гораздо меньше. Тесно очень, но ехать можно. Во так, три велосипеда едут в таком купе. На стенке и на багажной полке.

Практика, показывает, что в поездах Москва-Берлин, Москва-Прага с с велосипедом пускают в поезда российского формирования.

Велосипед в спальном вагоне международного сообщения.

Велосипед в спальном вагоне международного сообщения.

2. Выдержки из действующих правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте России

Утверждены Приказом МПС России от 26 июля 2002 г. N 30. Полный текст на сайте РЖД

В международном сообщении правила могут быть другими, надо уточнять дополнительно, например, Условия перевозок пассажиров, багажа, товаробагажа и грузов в российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении (на сайте РЖД).

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ПЕРЕВОЗКАМ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ ПАССАЖИРОВ, А ТАКЖЕ ГРУЗОВ, БАГАЖА И ГРУЗОБАГАЖА ДЛЯ ЛИЧНЫХ, СЕМЕЙНЫХ, ДОМАШНИХ И ИНЫХ НУЖД, НЕ СВЯЗАННЫХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Правительство Российской Федерации
Постановление №111 от 02.03.2005

III. Перевозка ручной клади

63. В соответствии с пунктом 32 Правил оказания услуг каждый пассажир имеет право бесплатного провоза с собой на один проездной документ (билет) кроме мелких вещей ручной клади не более 36 кг, а в вагонах с 2-местными купе (СВ) — 50 кг ручной клади, размер которой по сумме трех измерений не превышает 180 см. К ручной клади относятся вещи пассажиров, перевозимые ими при себе независимо от их рода и вида упаковки, которые по своим размерам помещаются в пассажирских вагонах на местах, предусмотренных для размещения ручной клади.
Пассажиру разрешается бесплатно провозить с собой сверх установленной нормы провоза ручной клади портфель, дамскую сумочку, бинокль, лыжи и палки к ним, удочки, фотоаппарат, зонт, а также другие мелкие вещи, размер которых по сумме трех измерений не превышает 100 см.

При проезде в поездах дальнего и местного следования пассажир вправе дополнительно к установленной норме провезти с собой ручную кладь при следующих условиях:

  • весом до 14 кг за отдельную плату по тарифу багажа весом в 10 кг с выдачей пассажиру квитанции «багаж на руках»;
  • весом до 50 кг на один дополнительно купленный за полную стоимость проездной документ (билет) в одном купе вагона с 2-местными купе (СВ) и вагона с 4-местными купе;
  • общим весом до 150 кг в отдельном купе с оплатой полной стоимости проездных документов (билетов) за четыре места.

Если пассажир не пожелает оплатить перевозку излишней ручной клади, вес и размеры которой превышают установленные нормы, или сдать ее для перевозки багажом или в вагоне — передвижной камере хранения, то перевозка такой ручной клади не производится.

В счет установленной нормы провоза ручной клади в поездах дальнего и местного следования пассажиру разрешается перевозить при себе в разобранном и упакованном виде детские коляски, байдарки, велосипеды без мотора, если они по своим размерам могут быть помещены на местах, предназначенных для размещения ручной клади.»

65. В поезде пригородного сообщения пассажир имеет право дополнительно к установленной норме провезти до 50 кг ручной клади за плату, определяемую в соответствии с пунктом 151 настоящих Правил.

Перевозка в поездах пригородного сообщения ручной клади сверх установленной нормы оформляется выдачей дополнительного пригородного билета со взиманием платы по фиксированным ставкам, установленным железной дорогой.

Разрешается в тамбуре пригородного поезда провозить за плату, определяемую в соответствии с пунктом 151 настоящих Правил, не более одного велосипеда в не разобранном виде.

75. В соответствии со статьей 96 Транспортного устава железная дорога обязана по предъявлении пассажиром проездного документа (билета) принять к перевозке багаж и отправить его ближайшим поездом соответствующего назначения, в котором имеется багажный вагон, или в почтово-багажном поезде.
К перевозке багажом на один проездной документ (билет), оформленный на одного пассажира, принимается не более 200 кг.

Сдача багажа пассажиром может осуществляться в багажное отделение либо непосредственно в багажный вагон приемосдатчику груза и багажа в поездах.

Пассажир может сдать к перевозке багаж заблаговременно. Плата за хранение при этом взимается в соответствии с пунктом 153 настоящих Правил. К перевозке багажом принимаются такие вещи, которые по своим размерам, упаковке и свойствам могут быть без затруднения погружены и размещены в багажном вагоне, не причиняя вреда багажу и грузобагажу других лиц.
Каждое место багажа должно иметь устройства (приспособления), позволяющие переносить его при погрузке, перегрузке и выгрузке. Тара или упаковка должна обеспечивать сохранность багажа на все время перевозки.

Велосипеды без мотора, детские коляски и кровати, инвалидные коляски и иные вещи могут приниматься в упаковке и без упаковки.

Плата за перевозку в поездах пригородного сообщения мелких домашних животных, собак и птиц, велосипедов без мотора, инвалидных колясок, детских колясок и других вещей подобного габарита, а также ручной клади сверх нормы бесплатного провоза устанавливается железной дорогой.

Историческая справка

3. Ответ на запрос газеты «Вольный ветер» из МПС (2001 год).

Теперь в пригородных поездах разрешено перевозить один велосипед и в проходном тамбуре.
Отсутствуют и ссылки на габарит велосипеда. Cказано только «если они по своим размерам могут быть помещены на местах, предназначенных для размещения ручной клади».

Мы всегда нарушаем и везем велосипеды в вагоне.

Сейчас появились пригородные поезда повышенной комфортности — там устанавливают свои правила. Не ясно законно ли.

Провоз велосипеда. "Вольный ветер"

4. Ответ на запрос президента Московского Клуба Велотуристов — МКВ (1997 год)

Документ этот получен в ответ на запрос президента Московского Клуба Велотуристов — МКВ Селиванова (бывш. клуб Бауманского района г. Москвы). Ответ этот от 1997 года, отличается от более нового (2001), наличием сссылки на габариты упакованного велосипеда.

Copyright 1997 — 2011 Леонид Ливеровский

Самый распространённый способ перевозить велы в электричке — это наверняка этот:

Удачи вам на дорогах!

Можно ли в электричку с велосипедом — всё о велоспорте

Проверяем новое кольцо Москвы на дружелюбность к велосипедистам.

Осенью прошлого года в Москве открыли движение городской электрички по малому кольцу московской железной дороги. Новый круг приравняли к 14 линии метро и назвали Московским центральным кольцом (МЦК). Несмотря на вековую историю железной дороги, вся инфраструктура была сделана с нуля.

До открытия МЦК велосипед можно было перевозить только в автобусах, трамваях и электричках, а в метро можно было попасть только при условии снятого колеса или складного велосипеда.

Метрополитен объяснял такие условия интересами других пассажиров и старой инфраструктурой. С учётом большого запаса провозной способности МЦК, новых станций и поездов, была поставлена задача приспособить ветку для нужд велосипедистов.

Давайте разберём, что получилось и какие трудности могут возникнуть у пользователя с велосипедом при поезке по кольцу.

Подходы

Велосипедисты не умеют телепортироваться — для подъезда к станциям они пользуются теми же самыми улицами, что и все остальные смертные. Тут сразу появляется первая проблема — сейчас вокруг станций нет удобных подъездных путей.

Всё зависит от конкретной станции и окружения: в ряде мест городская среда в принципе комфортная, за счёт чего велосипедист может без проблем подъехать к МЦК, а где-то всё весьма печально:

Фото сентябрьское, но лучше тут не стало

Как факт — сейчас вопрос велоподходов к станциям не решён полностью.

Велопарковки

Где велопарковки? Они утонули

Даже если вы решите оставить велосипед перед станцией и поехать дальше без него, то у вас возникнут трудности — у станций нет велопарковок.

Изначально у станций МЦК хотели поставить велобоксы, которые открывались и закрывались бы с помощью карты Тройка. Но в итоге нет даже обычных стоек. Чуть больше повезло тем, кто начинает свой маршрут с пересадочных станций МЦК — там велопарковки есть около станций метро.

Ближайшая велопарковка к станции МЦК Зорге у м. Октябрьское поле

Если вы всё же решили доехать до МЦК на велосипеде и оставить его у станции, то готовьтесь искать забор или столб, за который можно будет зафиксировать велосипед. Для сравнения, велопарковки при станциях городской электрички в других городах мира:

Дополнение от 2018 года

Парковки у станций появились!

На пути к поезду

Самой большой проблемой МЦК для велосипедистов стали сами станции. Чтобы добраться до поезда как правило нужно:

  • подняться по лестнице, где может не быть панудса;
  • преодолеть пары маятниковых дверей, где придётся одной ногой держать первую дверь, второй открывать следующую и не отпускать велосипед при этом;
  • пройти сквозь узкие рамки металлоискателей — у некоторых может не пройти руль по габаритам;
  • найти широкий турникет или метробабушку, которая откроет калитку для велосипеда;
  • ещё раз подняться или спуститься, в некоторых местах с помощью эскалатора.

Бинго — вы на платформе!

На многих станциях есть лифты для маломобильных людей — они могли бы сильно помочь велосипедисту хотя бы с лестницами. Но лифт может оказаться слишком коротким — велосипед просто не войдёт внутрь.

Ситуацию можно было бы улучшить специальным рельсом на лестницах для велосипедистов, более широкими тамбурами между маятниковыми дверьми и металлоискателями с широким проходом. Пока прохождение станции чаще всего вызывает боль.

На платформе

Велосипеды провозят в вагонах с иконкой велосипеда, они в начале и в конце поезда, — там установлены специальные крепления. Проблема в том, что платформы МЦК разной длины и угадать с первого раза остановку нужного вагона может быть крайне проблематично. Из-за этого часто приходится бежать после остановки поезда.

Ситуацию можно исправить напольной или подвесной пиктограммой велосипеда в районе нужного входа в поезд, чтобы велосипедист заранее знал о нужном месте.

По прибытию поезда может ждать ещё один сюрприз — пропасть между поездом и платформой:

После запуска движения многие места исправили с помощью корректировки полотна, за счёт чего получилось сократить разрыв, но до идеальной ровности всё равно далеко.

В поезде

Сейчас по МЦК курсирует два типа Ласточек: новые и старые. Новые поезда приходят со специальными креплениями для велосипедистов, где можно зафиксировать колесо и сесть рядом:

Старые составы были временно сняты с междугородних линий и велокреплений там нет. Вместо этого зона откидных сидений около туалета помечена наклейками велосипедов. По задумке, это должно стимулировать людей не занимать эти места, если в вагоне едет человек с велосипедом. По факту это работает редко:

См. также: как ездить с велосипедом на общественном транспорте.

Как теперь быть

Провоз велосипедов на МЦК открыл новые возможности для велосипедистов Москвы: раньше было тяжело добраться на другой край города, а с городской электрической это легко сделать за 30 минут.

До этого в Москве и России ни разу не создавалась железнодорожная пассажирская инфраструктура для массового пользования велосипедистами, поэтому не удивительно, что сделать сразу хорошо не получилось.

Мы провели небольшой опрос на тему провоза велосипеда в МЦК. Как и ожидалась, большинство респондентов готово начать ездить/ездить чаще с велосипедом в городской электричке, но для этого нужно создать более благоприятные условия:

Надеемся со временем недочёты будут исправлены — это позволило бы улучшить качество сервиса и сделать поезда МЦК доступнее для велосипедистов любого возраста, пола и комплекции.

Тем более проложить удобные подходные пути, сделать рельсы на лестницах, снять или переставить несколько дверей или нанести пиктограммы на станциях не есть архисложная инженерная задача.

Пока же пробраться самостоятельно с велосипедом к поезду требует физических и акробатических усилий — такие условия отталкивают потенциальных пользователей с велосипедом

АвторАркадий Гершман
ВидеоМихаил Иванов
ФотографииАркадий Гершман, Мэтт Джонсон, Jonas Lanoitop, Jonas Eberlein, Валерий Ларионов и Александр Девяткин

Как везти велосипед в электричке бесплатно и комфортно

—————————————————————————————————————————————-
Заброска к местам начала вело походов выходного дня, да и более продолжительных путешествий на велосипедах чаще всего осуществляется с помощью электропоездов пригородного сообщения. Тема перевозки велосипедов в электричках регулярно обсуждается на форумах и сайтах велосипедной тематики, где информация часто подается с взаимоисключающих позиций.

Попробуем разобраться в теории и практике провоза велосипедов в электричках.

Пригородные пассажирские перевозки осуществляют дочерние компании РЖД, которые с юридической точки зрения являются обособленными коммерческими структурами, имеющими право самостоятельно устанавливать как тарифы на перевозки, так и правила проезда пассажиров и провоза багажа. Это означает, что и тарифы и правила в разных регионах могут отличаться.

Пригородными перевозками в Московской и нескольких соседних областях центральной России занимается Центральная Пригородная Пассажирская Компания (ЦППК). В правилах, установленных этой компанией, разрешается провозить не более одного велосипеда в тамбуре, при этом на велосипед должен быть приобретен билет, стоимость которого определяется дальностью поездки. При перевозке велосипеда на расстояние до следует уплатить 60 рублей, при перевозе на расстояние свыше — 120 рублей. Никакой связи между тарифными зонами для пассажиров и стоимостью велосипедных билетов не существует. Провоз велосипеда между соседними станциями будет все равно стоить 60 рублей, даже если пассажирский билет на это расстояние обойдется в сумму менее 30 рублей. Для тех, кто пользуется абонементными билетами на длительные сроки в ЦППК существует «Велоопция», позволяющая получить скидки на регулярный провоз велосипеда по одному маршруту, что не очень интересно для велотуристов. В некоторых пригородных пассажирских компаниях, работающих в разных регионах, для провоза велосипедов установлена зонная тарификация. Например так рассчитывает стоимость провоза велосипеда в 2017 году ОАО «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания», осуществляющая перевозки по Тверской области. При этом тарифы на провоз велосипеда в этой компании вполне умеренные. Близкую к ЦППК политику, но с более гуманными ценами, проводит Волго-Вятская пригородная пассажирская компания, осуществляющая перевозки в Нижегородской и Кировской областях. За провоз велосипеда на расстояние до 50 километров она взимает 10 рублей, от 50 до 100 километров- 20 рублей, до 150 километров- 30 рублей и при поездке на расстояние свыше 150 километров- 40 рублей. Важно понимать, что то, какая плата за провоз велосипеда будет взята с пассажира, не зависит от региона, по которому движется пригородный поезд, а зависит только от принадлежности электрички той или иной компании. Если, например, вы находитесь в поезде Москва- Рязань, следующем по Рязанской области, но принадлежащем ЦППК, то платить за велосипед придется фиксированные 60 или 120 рублей.

Прямого запрета на провоз велосипедов внутри вагонов нет, но подразумевается, что велосипеду в вагоне не место, а в правилах ЦППК прямо указано, что плата взимается за провоз велосипеда в тамбуре. При этом в вагонах разрешен бесплатный провоз багажа весом до с размером по сумме трех измерений не более .

Велосипед с диаметром колес в честно может стать таким багажом только при условии снятия обеих колес и зачехления. Контроллеры и кассиры в поездах и на станциях зачастую вольно трактуют правила перевозок вело техники.

Очевидно, что руководство компаний не дало им четкой инструкции по работе с вело туристами и поэтому конфликтные ситуации и разнообразные коллизии возникают довольно часто.

Правило о провозке одного велосипеда в тамбуре писалось исходя из интересов обычных пассажиров, которым не очень удобно пробираться к выходу через вело завал, однако, как оно может выполняться в реальности, его составители явно не подумали.

Речь даже не о том, что группа с несколькими велосипедами захочет ехать в одном вагоне, а о том, что в электропоезд на остановках могут зайти совершенно незнакомые люди с велосипедами.

Как им делить тамбур и соблюдать условие провоза одного велосипеда?

Процедура превращения велосипеда в багаж нигде не прописана и юридически не закреплена, поэтому затащив велосипед в вагон и сняв колесо, вы не гарантированы от претензий контроллеров.

Их действия будут зависеть от собственного понимания правил провоза велосипедов, а зачастую и настроения.

Одни контроллеры могут проигнорировать несколько наставленных или подвешенных велосипедов, а другие придраться к одному со снятым колесом.

Важно понимать, что контроллеры, закрыв глаза на наличие велосипедов в вагоне, платить за их перевозку все равно заставят, а вот то, что велосипед со снятым колесом является багажом, который провозится бесплатно, в некоторых случаях доказать удается.

Если велосипед завернут в полиэтилен или ткань, а снятое колесо зачехлено, то претензий со стороны контроллеров не будет. Завернутые и не подлежащие визуальной идентификации предметы по определению являются багажом.

Перевозка велосипеда в тамбуре не освобождает от обязанности приобрести билет для вашего двухколесного друга.

Летом 2013 года в Москве и области разрешили бесплатно провозить в электричках велосипеды с 10 до 16 часов дня. Фактом подтверждения этого стал бесплатный билет, приобретаемый в обычной кассе перед поездкой.
Казалось, что это была обычная пиар акция мэра, позиционирующего себя сторонником передвижения на велосипедах, но эффект от нее оказался неожиданным и положительным. Через несколько лет сформировалась четкая схема. Итак, весной 2017 года бесплатный провоз велосипедов в подмосковных электричках разрешен поздним вечером и ранним утром. Время действия акции с 21.00 по 6.00. При этом бесплатная перевозка велосипедов в 2017 году также разрешена днём, во временной промежуток с 11.00 до 16.00. Таким образом платить за провоз велосипеда по Московской области и по прилегающих к ней районам соседних областей придется только в промежутках от 6.00 до 11.00 и от 16.00 до 21.00. Вечером и ночью с 21.00 до 6.00 и днем с 11.00 до 16.00 в подмосковных электричках можно провозить велосипеды бесплатно. При этом льгота действует только в том случае, если начальный или конечный пункт следования пассажира расположен на территории Москвы или Московской области. Например, из Луховиц в Рязань велосипед можно везти бесплатно, а из Рыбного, от которого до Рязани гораздо ближе- нельзя, поскольку эта станция расположена уже не на территории Московской области. Время проезда считается по времени выдачи бесплатного велосипедного билета. Во временные промежутки, когда провоз велосипедов должен быть платным, билеты на бесплатный провоз в кассах не выдаются, что очень неудобно, поскольку нельзя получить такой билет заранее. Велосипедный билет может быть полезен в тех случаях, когда вы приобретаете его в льготное время, а поездку совершаете уже в тот промежуток времени, когда за провоз велосипеда в электричке надо платить. В льготные часы контролеры редко интересуются бесплатными велосипедными билетами, а вот в «платное время» очень придирчивы. При проезде электропоездами ЦППК не имеет смысла приобретать пассажирский билет, но при этом не брать велосипедный. Никаких скидок на покупку велобилета у контроллеров не будет. Придется оплатить 60 или 120 рублей плюс «обслуживание». В других компаниях контроллеры могут продавать велобилеты без наценки. На поездах МЦК, курсирующих по территории города Москвы, провоз велосипеда бесплатен в любое время. В первом и последнем вагонах всех поездов кольцевой железной дороги предусмотрены специальные места для велосипедов.

По большому счету, москвичам и жителям области повезло. Власти Петербурга, наоборот, продолжительное время вели антивелосипедную кампанию и даже рассуждали о введении на вело технику налогов.

Если вы перевозите велотехнику в поездах, контролируемых пригородными компаниями, не допускающими бесплатного провоза велосипедов в определенные часы, то пригодятся простые практические советы про то, как путешествовать с велосипедом с относительным комфортом и без конфликтов.

  1. Время заброски на маршрут и возвращения в город должно быть рассчитано исходя из минимального пассажиропотока. Это позволит избежать конфликтов с пассажирами и разместить велосипеды в вагоне.
  2. Посадка на электропоезда должна производиться на платформах, не оборудованных турникетами. Такие обычно имеются на всех направлениях в черте города. Покупка билетов должна осуществляться не в кассе на платформе, а непосредственно в вагоне у кассиров-контроллеров. Получив реальную оплату за проезд людей, контроллеры часто не обращают внимания на велосипеды. Это психологический момент. Если обратят- не беда. Кроме ЦППК стоимость велосипедного билета невелика.

Если снятие и установка колеса для вас приятное развлечение, то захватите с собой в поход большой кусок тонкого полиэтилена или ткани. Заверните велосипед и колесо или наденьте чехол. Везите ваш багаж бесплатно. То, что он по сумме трех измерений будет превышать , особенно заметно не будет.

Официально рекомендуемый ЦППК способ провоза велосипеда таков:

Везти велосипед следует в тамбуре, все дорогу не допуская посадки в него других велосипедистов. Необходимо приобрести билет на велосипед за 60 или 120 рублей. При этом билет на человека должен быть приобретен строго до зоны, соответствующей расстоянию провоза велосипеда. Контроллеры обращают на это внимание.

Провоз велосипеда в электричке

Материал подготовили: Вероника КарепинаМирослава Новикова

Мы уверенны, что иногда так получается: у Вас появилось время, и на улице идеальная погода, которая подходит для велопутешествия. Когда всё наконец-то «сходится», и спортсмены, и любители дальних походов вдруг сталкиваются с небольшой такой проблемкой, как провоз велосипеда в электричке.

Предлоги для перемещения с великом в поезде частенько возникают разные:

  • Кто-то предпочитает начать свой поход с конечной точки, а уже потом вернуться домой на колесах.
  • В самых неожиданных ситуациях (сломался «байк», плохо себя почувствовал, изменилась погода или настроение), туристу просто приходится эвакуироваться с маршрута.

А получается это сделать исключительно при помощи пригородного поезда.

Но обязательно не забыть сообщить кассиру при покупке билета, что провозите «байк». Он, в свою очередь, должен выдать специальный талончик, благодаря которому ни один контроллер не сможет придраться к Вашему специфичному багажу. При этом велосипед не нужно даже разбирать.

Если на Вашем направлении действуют «злые» кассиры, то, может, для уверенности таки стоит перед перевозкой велик разобрать. Естественно, не полностью: достаточно снять переднее колесо — тогда это считается не велосипедом, а транспортируемым багажом.

Если Вам приходится передвигаться на электричке, то советуем выбирать первый или последний вагоны. Там, как правило, регулярное движение пассажиров намного меньше. Значит, велосипед проще перевезти так, чтобы он никому не мешал. Да и контроллеры, обычно, при проверке билетов, достаточно устают до последнего вагона — если есть хоть какие-то билеты, то не придираются.

Иногда, когда в электричке перевозятся несколько велосипедов, их можно подвесить за седла на полку, предназначенную для перевозки багажа (желательно соединить их тросом или страховочным замком).

Несколько велосипедов, скрепленных между собой — это очень даже безопасная конструкция. Так что, получается, за город проще ехать небольшой компанией, чем в одиночку.

В Европе места для велосипедов в общественном транспорте — обычная практика. Велосипедисты-путешественники мечтают, что когда-нибудь и в наших пригородных поездах все-таки появятся специально отведенные места, где можно будет просто оставить свой «байк», и наслаждаться поездкой. И чтобы при этом велик находился в полной безопасности.

Надеемся, что вскоре проезд на электричке с велосипедом станет более комфортным, что, добравшись в нужное место, можно будет сразу ехать туда, куда захочется, а не заниматься сборкой «железного коня».

Все о велосипедах

Практически каждому велосипедисту хотя бы когда-либо приходилось провозить велосипед в пригородной электричке. Так часто бывает, что велосипедный маршрут начинается за городом, или экстренно заканчивается. Вот тогда велосипедистам и приходится провозить велосипед в пригородном железнодорожном транспорте.

Тем не менее, очень часто в электричке возникают проблемы и различные недоразумения между работниками пригородных поездов, контролерами и самими велосипедистами. Претензии контролеров часто очень противоречивы. То за провоз велосипеда нужно платить, то велосипед вообще запрещено провозить в поезде. Бывает, что велосипед загромождает проход или пачкает одежду проходящих мимо пассажиров.

На чьей стороне правда и законодательная база? На этот вопрос мы попробуем ответить.

Оплата проезда

Провозя велосипед в пригородном железнодорожном транспорте, нужно руководствоваться Правилами проезда в пригородном электротранспорте. Именно в этих правилах и выписках из них и содержится информация о том, как нужно правильно провозить велосипед в электротранспорте.

Пассажир является лицом, совершающим поездку в поезде или другом электротранспорте по действительному документу, либо находящийся на территории железнодорожной станции прямо перед посадкой в поезд.

Теперь остается выяснить то, какие права имеет пассажир, обладающий билетами, т.е. правом проезда в электротранспорте.

Итак, пассажир имеет право провозить с собой в электротранспорте на один проездной документ, ручную кладь весом не более 36 кг, размер которой не превышает габаритов 180х180х180 см.

Дополнительно к указанной норме провоза багажа, можно провести еще 50 кг клади за отдельную плату. За счет ручной клади могут перевозиться детские коляски, саженцы и растения с кроной обвязанной, не превышающей в высоту размера 180 см.

Железная дорога устанавливает собственную плату за перевозку мелких домашних животных и птиц, велосипедов без мотора, а также инвалидных и детских колясок и других вещей большого габарита.

Пассажирам при этом запрещен

Проезд без проездного документа, т.е. билета. Перевозка ручной кладью вещи, которые смогут, загрязнить вагон или не собственные вещи.

Правило, конечно же, противоречивые и несколько непонятные. Например, пункт, который говорит о том, что железная дорога сама устанавливает правило провоза велосипедов. Ради справедливости нужно сказать, что разные перевозчики по-разному трактуют эту проблему. Как в этом случае лучше всего поступать велосипедистам, чтобы не нарушить правила и права других пассажиров?

Факты

Перевозку велосипедов на самом деле можно значительно упростить. Исходя из большого жизненного опыта, можно посоветовать следующее.

Чаще всего проблемы с провозом велосипедов могут возникнуть на турникетах, именно здесь бывает больше всего недовольных контролеров.

Если вам делают замечание и заставляют купить билет на велосипед, лучше всего просто снять переднее колесо и говорить, что это ручная кладь.

Внутри электрички

Так как мест для расположения велосипедов внутри российских электричек не предусмотрено, велосипедистам придется импровизировать.

Если вещей на багажнике нет, то лучше всего будет подвесить велосипед за переднее сидение к верхней полке багажной. Для того чтобы велосипед не упал, нужно проверить, затянут ли подседельный штырь. Другой способ провоза багажа,- когда в каком-либо из вагонов отсутствует часть сидений, тогда велосипед можно установить на это место.

Если оба такие способы не подходят по каким-либо причинам, велосипед можно поставить между сидениями. В этом случае велосипед нужно перевернуть.

В тамбуре велосипед, конечно же, провозить не рекомендуется, чтобы не мешать посадке-высадке пассажиров. Будьте вежливы к другим пассажирам!

Велосипед в электричке

Если Вы живете в большом городе, то рано или поздно Вам придется столкнуться с проблемой перевоза велосипеда в электричке. Для кого – то это покажется действительно большой проблемой, а кто – то скажет, что это пару пустяков. Как бы то ни было, но рассмотреть данный вопрос стоит, чтобы быть готовым во всеоружии.

Во время проезда на электричке с велосипедом могут возникать разногласия с контролерами.

Некоторые утверждают, что нужно платить за провоз велосипеда, другие вообще заверяют, что велосипед категорически нельзя провозить в электричках.

Часто в процесс вмешиваются пассажиры, которые выражают недовольство в связи с тем, что велосипед загораживает проход или занимает настолько много места, что «ну прям не провернуться».

Итак, разберем для начала, нужно ли платить за провоз велосипеда в электричке и куда лучше всего его ставить

Согласно правил проезда в поездах пригородного сообщения, которые являются выпиской из «Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». Вот в этих правилах мы и будем искать ответ, можно ли провозить велосипед в электричках и если да, то как это осуществляется.

Пассажир – это лицо, которое совершает поездку по проездному билету или проездному документу, и находящийся на территории жд станции, вокзала или платформы непосредственно перед поездкой или сразу после нее.

Что касается наличия у пассажира проездного билета, то контроль за его наличием ведется на станции, на вокзале, на остановочных пунктах, на пунктах контроля билетов, во время следования, при выходе из электрички, после окончания поездки.

Получается, что билет у Вас могут проверить как до начала следования на электричке, так и во время следования по маршруту и по его окончании.

На что имеет право пассажир ?

Пассажир имеет право на:

— бесплатный провоз с собой на 1 билет кроме мелких вещей ручную кладь, вес которой не превышает 36 килограммов, размер которой по сумме в трех измерениях не превышает 180 сантиметров;

— дополнительный к установленной норме провоз до 50 килограмм ручной клади за отдельную плату;

— перевоз ручной клади в пригородных поездах в счет нормы провоза ручной клади. Сюда входят коляски детские, саженцы, различные растения, прочие посадочные материалы с закрытой кроной и аккуратно упакованными корневищами. Их рост не должен превышать 180 сантиметров;

Что касается платы за провоз в поездах пригородного сообщения домашних животных, птиц, собак, велосипедов, колясок, ручной клади, превышающей нормы бесплатного провоза, то она устанавливается железной дорогой.

Пассажиру запрещается:

— осуществлять проезд без проездного документа;

— осуществлять провоз ручной клади, которая может повредить вагон или испачкать вещи пассажиров.

Внимательно прочитав правила, Вы заметите, что в них присутствует интересный пункт. Пункт, который разрешает железной дороге самостоятельно устанавливать плату за проезд велосипеда. Каждое ОАО по – своему трактует вопрос провоза велосипеда.

Где – то к этому относятся лояльно, в других ОАО более строго.

Например, в одной зауральской компании даже выделен отдельный пункт, в котором указано, что в тамбуре электрички разрешено провозить только один велосипед, находящийся в неразобранном виде.

В то же время, в центральной ППК, например, про велосипед ничего дополнительно не сказано. Налицо раздрай. Вот и получается, что Вас могут снять с поезда за то, что Вы не оплатили определенную сумму за велосипед, или от Вашего велосипеда исходит опасность испачкать пассажира. Согласитесь, не совсем правильно. Если уж писать правила, то для всех компаний едиными.

Можно пойти хитрым путем и разобрать велосипед. Тогда Вы его провезете совершенно бесплатно, так его габариты не будут превышать 180 сантиметров по сумме измерений, а вес не будет превышать 36 килограмм.

Но в жизни все происходит совсем не так, как написано в законах и правилах. Все намного проще и банальней. Многие байкеры делятся интересным наблюдением.

Чаще всего контролеры проверяют наличие проездного документа на турникетах. В таком случае Вы можете снять переднее колесо и заявить, что теперь это ручная кладь, не превышающая заданных параметров по массе и габаритам.

После того, как пройдете турникет, можете возвращать колесо на место.

Был даже случай, когда знакомые пытались все – таки купить билет на велосипед. На что кассир ответила, что не знает, как это осуществить. После недолгого диспута она заявила, что лучше снять переднее колесо и выдать велосипед за ручную кладь.

Как правило, в самих электричках контролеры не требует предъявить билет за провоз велосипеда. Они его просто игнорируют. А вот на турникетах при выходе лучше снять переднее колесо, чтобы не было лишних разговоров с контролерами на турникетах.

Получается, что самой большой проблемой в электричке становятся пассажиры, которые могут выражать свое недовольство наличием велосипеда. Но это уже не так страшно. Скорее даже забавно. Мы разобрались с билетами и контролерами.

Настало время поговорить о том, куда лучше всего ставить велосипед

Ни для кого не является тайной, что в электричках специальных мест для велосипеда нет. Тут широкий простор для экспромта:

— если у Вас нет багажника или его можно освободить, то лучшим способом будет подвесить велосипед за сидение к верхней багажной полке. Велосипед очень крепко держится и не упадет. Способ удобен и тогда, когда велосипедов много. Кстати, контролеры на подобные «вывешивания» смотрят сквозь пальцы.

— в некоторых вагонах электрички может отсутствовать часть сидений. Вот туда то и можно ставить велосипед. Если время стоянки позволяет пройтись по электрички в поисках такого вагона, не поленитесь.

— если и первый, ни второй способы нельзя применить, попробуйте поставить велосипед между сидений. В подобных случаях велосипед можно повернуть. Тогда он займет меньше пространства.

В заключение хочется отметить, что тамбур – не самое лучшее место для велосипеда. Во – первых, остановки могут быть в обе стороны и Вам придется метаться то влево, то вправо как при выходе пассажиров, так и при их посадке. Во – вторых, торговцы и «зайцы» не дадут Вам покоя. Они будут постоянно Вас тормошить, нервировать. Еще следует учесть, что велосипед может быть поврежден дверью.

Не смотря на все, будьте вежливы и корректны. Все у Вас получится, а проезд на электричке будет простым маленьким приятным путешествием.

Правила провоза велосипеда в электричке

Велосипед в электричке

Регламентом установлены определённые правила провоза велосипеда в разобранном и неразборном виде в электричке. В тамбуре разрешается провозить только один велосипед, оплачивая транспортировку груза с учётом дальности следования. В целях бесплатного провоза байк должен соответствовать установленным нормам ручной клади, что требует его предварительной разборки.

Насколько проблематично провозить байк в тамбуре

Казалось бы места в тамбуре предостаточно для перевозки неразборного велосипеда. Но не всё так просто. Просторный тамбур может быть при условии пустого вагона, когда мало людей и на выходе не толпятся дачники с вёдрами, не наставлены объёмистые сумки. Обычно на электричку спешит множество дачников, которые запросто сносят всё и всех. Стремясь занять свободное местечко, велосипед вместе со своим владельцем рискует быть вынесенным на перрон.

Что касается популярных направлений, тамбуры этих электричек чаще всего переполнены людьми, снующих от одного вагона к другому по собственным нуждам. Проблематично везти в тамбуре велосипед вместе с рюкзаком, поскольку установить велосипед в уравновешенном состоянии вместе с дополнительным грузом почти невозможно. Если рюкзак снять, проход загромождается ещё больше.

Сноубордист в горах

Мужчина плывет в бассейне

Сноубордист в горах

Оптимальное решение – выбрать подходящий вагон. Следует отдать предпочтение первому либо последнему вагону, поскольку они считаются непроходными. К тому же там обычно гораздо меньше людей. Во избежание толкучки пассажиров, целесообразно поставить байк у противоположной двери от входа/выхода. На остановках чаще всего открываются двери лишь с одной стороны, выходящей на перрон. Но ситуации бывают разными и необходимо соблюдать осторожность. Поэтому не прослоняемся сами и вещи свои тоже.

Как лучше перевозить байк в вагонном салоне

Провозить велосипед в электричке нужно согласно нормам регламента. Правила российских железных дорог для бесплатной перевозки клади допускают транспортировать велосипед разобранным и тщательно упакованным. На первый взгляд ничего сверхъестественного. Допустимые габариты ручной клади – до 36 кг.

Обычно велосипед имеет сравнительно меньший вес. Только необходимо предъявить справку о реальной массе байка. Документ платный, его стоимость практически идентична багажной квитанции. Чтобы оградить себя от повышенной нервозности, желательно спокойно договориться с проводником.

Минимизировать предполагаемые проблемы можно следующим образом:

  1. Хорошо зачехлить колёса велосипеда. В качестве альтернативы чехлу можно использовать пищевую плёнку или длинный кусок ткани. Поскольку регламентом запрещена перевозка грязных вещей, на открытых шинах велосипеда обязательно произведётся пристальный акцент.
  2. Нет необходимости в полной разборке велосипеда. Можно просто ограничиться съёмом переднего колеса и поворачиванием руля на 90 градусов. В идеале откручиваются ещё педали. Во избежание возможного закисания резьбы заблаговременно проверяются необходимые гайки вместе с шестигранником на незатруднённое откручивание. Желательно иметь при себе подходящий набор инструментов.

Целесообразно взять с собой багажные резинки. Они представлены в виде резиновых шнуров, имеющих матерчатую оплётку и мощные металлические крючки на окончаниях. При желании поставить велосипед у свободной стенки в вагонном салоне, с помощью этих резинок можно зафиксировать положение байка. Параллельно резинки могут послужить стояночным тормозом.

Голова и хвост вагона обычно имеют свободный участок, предусмотренный для перевозки крупного груза. В месте снятых лавочек установить велосипед будет лучше всего. Именно здесь зачехлённый байк не снесут пассажиры со своими поклажами, а проводники и контролёры будут спокойны.

Перевозка велосипеда в электричке при условии большого наплыва пассажиров или отсутствия свободных вагонов осуществляется в проходе между креслами. При условии наличия тщательной страховки багажными резинками можно воспользоваться багажными полками.

Уникальная альтернатива транспортировки байка для группы велотуристов – зацепить седло велосипеда за верхнюю багажную полку. Для полного исключения падения байка скрепляются остальные соседние велосипеды друг с другом с помощью верёвки/тросика.

На сноуборде в горах

Крепление для сноуборда

Должное внимание следует уделить работе с багажом. Если запланировано длительное путешествие, рюкзак туриста обычно впечатляет своими габаритами. При этом зачехлённый велосипед в разобранном виде тоже имеет немалые размеры.

Одновременно перенести сразу две поклажи – процесс весьма трудоёмкий. Поочерёдная переноска своих вещей должна производиться на недалёкие участки между ними, чтобы постоянно их видеть. Халатное отношение может обернуться кражей велосипеда или рюкзака. При групповых поездках обычно выстраиваются цепочкой, что исключает предполагаемую кражу.

Транспортировка велосипеда поездом

Провоз велосипеда в электричке и транспортировка байка поездом несколько различны между собой. Простоять в тамбуре поезда несколько часов – перспектива малопривлекательная. Снятия лавочек в поезде также не предусмотрено. Допускается перевозка только разобранного байка. Как же поступить с ним в купе?

Багажные полки поезда дальнего следования гораздо вместительнее полок обычной электрички. При условии правильного размещения велосипеда в чехле со снятыми педалями, помещается целых четыре байка. Внушительные габариты полок позволяет исключить возможные неприятности с остальными пассажирами.

Под нижними полками свободно размещаются рюкзаки. Случается, что можно разместить всё снаряжение в одном отделении. Замечательно, если есть возможность завладеть полностью одним купе. В любом случае проблем, скорее всего, не возникнет. Если, конечно, зафиксировать положение велосипеда багажными резинками. Тогда можно не переживать, что велосипед может упасть на попутчика во время резкого торможения поезда.

Знание регламента по перевозке велосипеда, спокойное и уравновешенное восприятие агрессивных пассажиров – этого достаточно, чтобы доехать до пункта назначения без приключений.

Правила провоза велосипеда в электричке

В наше суровое время автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения. Несмотря на распространенность этого вида транспорта, многим удобнее перемещаться на электричках, велосипедах и на метро.

Велосипед — давнее изобретение человека. Он прост в конструкции и использовании, а стоит совсем недорого. Велосипед – крайне полезный вид транспорта. Поездками на нем можно заменять кардионагрузки и тренировки. Он экономит время пути — не нужно стоять в пробках и искать широкие улицы.

Отправляясь на дачу на таком транспорте человеку предстоит столкнуться с проблемой, название которой — провоз велосипеда в электричке.

На первый взгляд все очень просто: нужно затащить транспортное средство в поезд, оплатить проезд и доехать до места назначения. Но люди с таким объемным багажом могут доставить неудобство другим пассажирам. Поэтому и существуют правила провоза велосипеда в электричке.

Общие рекомендации

Основная задача состоит в том, чтобы доставить минимальное количество проблем себе и другим людям.

Правило 1. Аккуратно завозите велосипед в электричку. Выбирайте вагоны, в которых мало людей (по возможности).

Правило 2. Старайтесь выбирать места ближе к стене. По электричке лучше не ходить.

Правило 3. Будьте бдительны. Не выпускайте велосипед из поля зрения, когда едете в поезде и выходите из вагона.

Правило 4. Следите за положением в пространстве. Не задевайте других людей.

Правило 5. Провоз велосипеда в электричке сопровождается сложностями с поддержкой транспорта. Занося своего двухколесного коня в транспорт, нужно располагать его или перед собой, или сбоку от себя, со стороны стены. Держать надо так, как удобнее, но обязательно в двух местах.

Правило 6. Смотрите под ноги и осторожно перемещайтесь по железнодорожным путям. На перроне могут лежать осколки, а на рельсах — острые камни. Нужно следить за этим, чтобы не проколоть шину.

Правило 7. Будьте вежливы по отношению к другим пассажирам.

Правила провоза велосипеда в электричке 2017

Многие работники железнодорожного транспорта сами не знают, что делать с двухколесным транспортом в поезде.

Перед поездкой надо определиться с остановкой и стоимостью билета.

Нужно иметь с собой что-то, чем можно зафиксировать колеса велосипеда и сам байк у стены. Подойдут багажные резинки и специальные замки.

Нельзя перевозить ТС, если оно грязное и может оставить следы в вагоне. Заранее озаботьтесь о чистоте велосипеда. Нужно также прихватить специальный чехол или что-то, что могло бы его заменить. Это могут быть и куски ткани, и старая штора, и даже пищевая пленка.

В электричках разрешено перевозить багаж до 36 килограммов, общие размеры которого не превышают 1, 8 метра. В особенных случаях за отдельную плату можно получить разрешение на перемещение ручной клади массой до 50 килограммов.

Также правилами разрешено перевозить инвентарь, домашних питомцев и велосипеды.

Важно: на байк нужно покупать отдельный билет. На его отсутствие могут указать еще на вокзале, поэтому узнайте о местной стоимости такой поездки.

Конец поездки

Многие думают, что билет нужно хранить до конца поездки, а она заканчивается, как только нога касается перрона. Правила РЖД иногда противоречат друг другу — вы должны держать при себе билеты до выхода из электрички, но на вокзале служащий турникета проверяет их наличие.

Выбрасывать проездной лучше тогда, когда все испытания будут успешно пройдены.

Если билет потерялся в дороге, не паникуйте — на станции всегда можно купить новый. Однако во избежание дополнительных трат, со вниманием относитесь к проездному документу.

Столица

Правила провоза велосипеда в электричке в Москве сильно упрощены. В столице России платить за отдельный билет на байк не требуется — только за свой.

В поездах пригородного следования, а если конкретнее, то электричках Московского ж/д узла (ОАО «Центральная ППК» и ОАО «Московско-Тверская ППК») на велосипед надо брать бесплатный билет в кассе.

Тариф не действует с 11:00 до 16:00 и с 21:00 до 6:00 ежедневно. Именно в это время можно бесплатно провезти с собой велосипед. Если возникнут проблемы, то снимите переднее колесо велосипеда, превращая его в ручную кладь. Иногда проводятся акции, во время которых не платить за отдельный билет можно с 0:00. Ваш маршрут должен начинаться и заканчиваться в Москве — это главное условие тарифа.

Время бесплатного провоза велосипеда в электричке стало постоянным в июне 2013. Сейчас эти условия действительны.

Провоз велосипеда в электричке

Российские поезда не приспособлены для перевоза больших грузов, к которым относится двухколесный конь.

Поездка может закончиться неблагополучно, если оставить велосипед в тамбуре. Редко увидишь такое в наших электричках, но знайте — для велосипедов существуют специальные места.

Чтобы провезти байк в поезде, придется проявить смекалку.

Вариант 1. Садитесь в первый и последний вагоны. Людей там немного, поэтому велосипед можно поставить и у сидений, и у стены. Байк нужно поставить на тормоз и чем-либо закрепить у места (пригодятся замки с багажными резинками).

Вариант 2. Подвесьте велосипед за сиденье (или за шину) к багажной полке. Надежно закрепите его там и туго затяните подседельный штырь.

Вариант 3. Осмотритесь в вагоне — если где-то нет части сидений, то байк поставьте туда.

Вариант 4. Закрепите велосипед между сиденьями. Заднее колесо можно поставить на одно из них.

Вариант 5. Не самое желательное положение, но велосипед возможно оставить в тамбуре. Там его будут задевать другие пассажиры, да и придется менять место положения из-за контролеров. Велосипед лучше собрать — так он будет занимать меньше места.

Когда лучше ехать

Время провоза велосипеда в электричке выбирайте дневное. Не попадайте в поезд в час пик — тогда транспортировка осложнится многими факторами, главный из которых — отсутствие свободного места. Меньше всего людей едет в обед и поздним утром.

Если вам не повезло попасть в электричку с велосипедом утром или вечером, то упакуйте байк в чехол и выберите самый «свободный» вагон. Там поставьте средство передвижения близко к линии сидений.

Контролеры не любят велосипедистов, поэтому при встрече с ними помните, что ваши действия абсолютно законные. Вы имеете право на провоз велосипеда в электричке.

Еще немного про бесплатный провоз

Помните про ручную кладь? Провезти велосипед бесплатно можно в двух случаях.

  1. Во-первых, если едете по маршрутам Москвы и Подмосковья — там действует тариф на бесплатные проездные документы для байка с 11:00 до 16:00 и с 21:00 до 6:00 ежедневно.
  2. И во-вторых, если вы везете не велосипед, а ручную кладь. Чтобы превратить байк в груз, нужно снять верхнее колесо или собрать велосипед. Ручной кладью (по закону РФ) считается все, что не превышает 36 кг по весу и 180 см в размере.

Поезда дальнего следования

Хороший вариант провоза здесь всего один — велосипед придется разбирать. Снимите переднее колесо и руль. Еще можно снять педали и заднее колесо. Упакуйте велосипед в сумку или велочехол.

Правила те же, что и с ручной кладью в обычных электричках. Чехол должен быть максимально мягким, чтобы никого не поранить. Тщательно закрепите велосипед на полке — он не должен упасть во время движения.

Если байк, упакованный в сумку, превышает необходимые параметры, то можно разложить детали в две или три разные поклажи.

Можно сдать велосипед в багажное отделение, но существует большой риск его поломки (упал с полки, помялся при транспортировке) или потери (иногда багаж едет не в вашем поезде, а в другом), поэтому способ популярностью не пользуется. Если вы решились на такой вариант, то багаж сдавайте за 12 часов до отправки поезда.

Другие пассажиры плацкарта или купе вряд ли будут против вашего байка, ведь места на полках много и его хватит всем.

Заключение

Провоз велосипеда в электричке в выходные и будни пройдет без проблем, если:

  • оформить билет на байк (платный или бесплатный, в зависимости от времени и места жительства);
  • заранее озаботиться о чистоте велосипеда;
  • взять с собой замки и багажные резинки, чтобы закрепить двухколесного коня в вагоне;
  • выбрать правильное место посадки (первый или последний вагон);
  • захватить чехол (или пищевую пленку) для велосипеда;
  • правильно преподнести ручную кладь (вес, размеры и внешний вид байка должны соответствовать);
  • надежно закрепить велосипед в вагоне или тамбуре;
  • следить за своим средством передвижения во время поездки;
  • не выбрасывать проездной документ до турникета;
  • быть вежливым по отношению к другим пассажирам. Не всем может прийтись по душе велосипед в вагоне;
  • внимательно пересекайте пути, смотрите по сторонам, чтобы убедиться, что поблизости не едет поезд.

Выполняя эти несложные правила, вы легко доедете до места, а провоз байка в электричке станет приятным приключением.

Источники:

http://moy.bike/kak-perevozit-velosiped-v-elektrichke/
https://spiegelstudio.ru/remont/mozhno-li-v-elektrichku-s-velosipedom-vsyo-o-velosporte.html
https://sportotip.ru/vidy-sporta/velosiped/pravila-provoza-v-elektrichke/
https://www.nastroy.net/post/pravila-provoza-velosipeda-v-elektrichke