Тормозной диск велосипеда

Содержание скрыть

Типы тормозных колодок для дискового тормоза велосипеда и их особенности

Тормозные колодки – это расходный материал. Одна из самых востребованных запчастей для велосипеда и других транспортных средств. Замена их необходима один-два раза в сезон или чаще при интенсивной эксплуатации велосипеда.

колодки для тормоза

Каждый раз при замене колодок человек сталкивается с проблемой выбора новых колодок.

Давайте в этой статье рассмотрим, какие бывают колодки для дискового тормоза велосипеда и чем они отличаются.

Дисковые тормоза получили широкое распространение, но существуют ещё и другие типы тормозных систем велосипеда: барабанные или клещевые (вибрейки). Для них информация из этой статьи не будет полезна (хотя иногда колодки для вибрейков изготавливают из аналогичных материалов).

Итак, велосипедисты делятся на два типа: те, кто тщательно подбирает компоненты и те, кто ставит то, что влезет физически. Наверное, информация будет полезна как для тех, так и для других. Начнем по порядку.

Дисковый тормоз велосипеда включает в себя пару трения (чаще всего металл-неметалл), которая представлена металлическим диском (или ротором) и неметаллическими (бывают и металлические композиты) тормозными колодками.

При выборе новых колодок нужно обратить внимание на следующие важные параметры:

1. Под какие колодки рассчитан ваш ротор (если вы конечно не планируете заменить и его)

2. Какой стандарт колодок используется сейчас – размерная характеристика

3. Какой материал используется для колодок, которые установлены на велосипеде сейчас

Пройдемся по каждому из пунктов подробно.

Ротор для дискового тормоза велосипеда и его совместимость с колодками

ротор для органических колодок

Роторы могут быть изготовлены из разных материалов и иметь разные покрытия. Бывают и комбинированные роторы (с использованием паука для рассеивания тепла и облегчения конструкции). Некоторые роторы считаются универсальными, а некоторые подходят только для определенного типа колодок.

Например, если на роторе красуется надпись Resin PAD Only, то ротор можно использовать только с мягкими органическими колодками (чуть дальше описано, что такое органические колодки). Материал диска в этом случае более мягкий и вязкий, что не особенно хорошо скажется на долговечности детали и качестве торможения в случае использования твердых колодок.

Есть и ещё одна проблема – если диск мягкий, а колодки слишком жесткие, металл будет «наматываться» на поверхность колодок и портить фрикционные свойства колодок.

При выборе колодок изучите характеристики вашего ротора. Информацию эту обычно чрезвычайно сложно раздобыть. Особенно если речь идёт про ноунейм китайское железо.

Единственный источник информации обычно – это или официальный сайт производителя, или гравировка на самом диске. Прайсам большинства велосипедных магазинов лучше не доверять. Замученный жизнью котентщик лупит всем подряд дискам одинаковые характеристики, а проверить это невозможно. Поэтому, можно сильно обжечься при выборе. Да и в большинстве каталогов попросту отсутствует подобная характеристика. В этом случае логично будет приобрести те колодки, которые у вас уже были установлены – на самих колодках часто тоже есть маркировка.

Есть и более изощренные способы, например, измерить твердость диска и тем самым определить, какой это материал. Но способ весьма сложный, да и такая точность редко бывает необходима.

Прежде, чем мы продолжим обсуждение, нам нужно запомнить, что такое модуляция тормозов. Эта характеристика часто встречается в статьях и на форумах. Часто прошаренные велосипедисты умничают, закидывая новичка сложными терминами.

Итак, модуляция тормоза – это способность тормоза реагировать на силу нажатия. Сильнее надавили на ручку – сильнее затормозили. Эта характеристика не всегда линейна и не всегда соответствует описанной закономерности. Напротив, некоторые колодки при сильном нажатии перестают реагировать на увеличение силы нажатия ручки, а на дешевых материалах может вообще начать проскальзывать. Соответственно, тип и материал колодок напрямую влияют на модуляцию тормозов.

Стандарт колодок и размерная характеристика

Для разных тормозных машинок используются разные колодки. В этом нет ничего нового. Хорошо, когда производитель использует одинаковые расходники для всей линейки своих продуктов. Тогда проблем с подбором колодок не возникнет.

чертеж колодок велосипеда

Все колодки имеют разные размеры. Подобрать аналогичные можно или исходя из маркировки на колодках, или по типу используемой тормозной системы, или непосредственно замерив ваши колодки и выбрав такие же.

Ассортимент типорзамеров колодок для дискового тормоза огромный.

Важно понимать, что требуется 100% размерное соответствие. Отклонение в несколько миллиметров уже может сделать использование запчасти невозможным.

Вам также будет полезно ознакомиться со следующими статьями на нашем проекте:

Какие типы колодок для дискового тормоза существуют?

Вот мы и подошли к самой интересной части статьи. Сейчас мы рассмотрим материалы, из которых изготавливают колодки. Всего сейчас существует несколько типов: органические колодки, керамические колодки (часто называются органическими, хотя по своей сути, ими и являются), полуметаллические, спеченный металл.

Они различаются фрикционным материалом (фрикционные материалы – это группа материалов, разрабатываемая специально для увеличения трения в паре трения), который нанесен на жесткую оснастку.

Органические колодки (Resin PAD)

органические колодки

В этих колодках фрикционный материал представлен композитом, состоящим из металлической стружки (или, правильнее сказать, металлических включений), которые погружены в специальный компаунд. Таких включений в составе композита не более 30%. Компаунд может быть представлен органическими смолами, стойками при высокой температуре, резинами или другими мягкими материалами. Часто обозначаются Resin PAD.

Характерные особенности

  • Относительно быстро стираются, но при этом обладают высокой эффективностью торможения.
  • Не особенно хорошо справляются с плохими погодными условиями. При попадании жидкости или грязи требуют регулярной просушки. В плохую погоду теряют львиную часть эффективности.
  • Обладают высокой модуляцией (благодаря общей высокой мягкости). Один из лучших показателей среди всех типов.
  • Используются с роторами, не имеющими сильных выступов и зазубрин – ротор пила легко сотрет в порошок такие колодки за пару недель.
  • Не рекомендуются для использования велосипедистам с большим весом.
  • Не рекомендуются для электровелосипедов или электросамокатов.
  • Очень быстро притираются.
  • Имеют меньший срок службы.
  • При правильном подборе пары трения ротор-колодка практически не шумят.
  • Довольно сложно очистить такие колодки от загрязнения – прокаливать колодки нужно с большой осторожностью (читайте статью о том, что делать, если на колодки попало масло), а мыть их не всегда помогает. Поэтому, к очистке нужно подходить аккуратно. Прокаливание может уничтожить неметаллический компаунд.

Спеченные металлические колодки – неорганические колодки (Sintered PAD)

Sintered Pad неорганические колодки

Колодки изготовлены из металлической крошки или стружки, которая спрессовывается в брикеты и спекается. Металлы используются как однородные, так и разнородные. Применяются такие металлы как медь или высокоуглеродистая сталь. Иногда используют модифицирующие добавки, например, графит. Цель таких добавок разнообразная. В частности, мягкий графит иногда исключает задиры ротора.

Характерные особенности

  • Хорошо работают в любую погоду. Ни в дождик, ни в снег не теряют своей эффективности.
  • Долго притираются
  • Обладают средней модуляцией – колодки твердые и прожимаются плохо.
  • Должны использоваться только с подходящим ротором. Ротор для резиновых колодок быстро изотрётся и на нем появятся тормозные канавки, которые не позволят колодкам плотно прилегать к ротору, а значит и эффективность торможения уменьшится.
  • Обладают низкой эффективностью торможения. Работают стабильно в любую погоду, но требуют большей силы нажатия на ручку. Имеют чуть больший тормозной путь.
  • Не требуют постоянной просушки.
  • Даже при правильном подборе пары ротор-колодка в плохую и морозную погоду часто вопят.
  • Имеют высокий ресурс.
  • Подходят для тяжелых велосипедистов и выосконагруженных велосипедов – тяжелые байки или электровелосипеды.
  • Могут быть легко очищены от любого загрязнения как прокаливанием, так механическими способами очистки.

Полуметаллические колодки (Semi-Metallic)

полуметаллические колодки велосипеда

Состав фрикциона здесь не отличается от органических, а вот количественный состав изменен – допускается до 65% металлических включений. Они всё также погружены в специальную термостойкую смолу или другое связующее.

Характерные особенности

Традиционно принято считать, что полуметаллические колодки являются компромиссом между органикой и неорганикой. Они обладают достоинствами одного вида и лишены недостатков другого. В частности, они:

  • Меньше шумят, чем неорганика, но при этом имеют лучшую модуляцию.
  • Тормозят эффективнее спечённых колодок, но изнашиваются медленнее органических.
  • Быстрее притираются.
  • Работают с любыми типами роторов, кроме откровенных роторов-пил.
  • Адекватно реагируют на изменение погодных условий.
  • Прокаливать нужно с большой осторожностью.

Керамические колодки (Ceramic)

керамические колодки велосипеда

Довольно редкое явление для велосипедной отрасли, однако периодически встречаются. Стоят относительно дорого. Фрикционный материал тут представлен керамикой с фрикционными свойствами.

Характерные особенности

  • Требуют использования специального ротора.
  • Не воспринимают мелкие удары. Фрикцион может раскрошиться.
  • Быстро замыливаются в грязи. Плохо работают при изменении погодных условий.
  • Долго притираются.
  • Имеют самый большой ресурс из всех видов колодок.
  • Стоят дорого, а распространены мало. Изначально пришли в велоспорт как оружие профессионалов и не особенно хорошо подойдут для повседневного использования.

Заключение

Мы ознакомились с основными типами велосипедных колодок для дискового тормоза и их особенностями. У каждого из типов колодок есть свои достоинства и недостатки. Конечно же, у каждого типа есть как фанаты, так и ненавистники. Какой из них предпочесть решить нужно вам самостоятельно. Однозначного ответа на этот вопрос нет – одни колодки хорошо ведут себя в одной ситуации, а другие в другой.

Компромисс между этими характеристиками – это только ваш выбор, который должен быть основан на личных предпочтениях и здравом смысле.

На практике часто бывает удобно использовать один тип колодок на одном колесе, а другой на другом. Так, иногда очень удобно установить спечённые металлические колодки на задний тормоз, так на него попадет больше грязи и нагрузка там выше, а на передний поставить органику.

Полезно попробовать использовать как один тип колодок, так и другой, а на основе личного опыта сделать окончательный вывод.

Как настроить и отрегулировать дисковые тормоза на велосипеде

Множество райдеров, впервые сталкиваясь с гидравлическими или механическими дисковыми тормозами велосипеда, не знают, как их правильно настроить, отрегулировать или заменить расходные материалы. Многие считают, что их конструкция значительно сложнее, чем у тормозов типа V — brake , но это не совсем так. Технологически, хорошие дисковые тормоза велосипеда, особенно если они гидравлические, более совершенны, чем ви-брэйки, и значительно лучше справляются со своими задачами, но стоит помнить, что это не относиться к дешевым моделям механики. Дальше мы рассмотрим, как правильно установить и настроить дисковые тормоза самому в домашних условиях. Но начнем мы с конструктивных особенностей и отличий дисковой механики и гидравлики. А далее уже затронем все вышеперечисленные пункты.

Устройство дисковых тормозов велосипеда

Дисковые тормоза предназначены для торможения велосипеда путем преобразования кинетической энергии в тепловую посредством трения колодок о тормозной диск. Как говорилось ранее, дисковые тормоза велосипеда бывают механические и гидравлические. Принцип их действия одинаков, но присутствуют небольшие отличия в конструкции.

Дисковые механические тормоза велосипеда

Дисковая механика представляет из себя следующую конструкцию.

  1. Тормозная ручка. Устанавливается на руль (крепится при помощи хомута) велосипеда и предназначена для передачи усилия нажатия руки на тормозные колодки.
  2. Регулятор троса с контргайкой. Регулятор троса предназначен для изменения силы натяжения троса дисковых механических тормозов. Контргайка – для фиксации регулятора.
  3. Регулятор тормозной ручки. Позволяет регулировать расстояние от тормозной ручки до руля, тем самым дает возможность выставить комфортное положение непосредственно под длину пальцев велосипедиста.
  4. Рубашка троса. Служит для защиты троса от повреждений и загрязнений.
  5. Трос. Необходим для передачи движения тормозной рукояти на калипер тормозов.
  6. Фиксатор троса. Место куда крепится трос и зажимается фиксирующим болтом.
  7. Калипер. Механизм, который при натяжении троса приводит в действие тормозные колодки.
  8. Тормозные колодки. Представляют собой металлические площадки с нанесенным на них органическим или металлизированным веществом. Вставляются в калипер.
  9. Адаптер. Служит своеобразной прослойкой между калипером и рамой велосипеда.
  10. Ротор (тормозной диск). Устанавливается на втулку колеса.

Механический дисковый тормозРучка тормоза

Дисковые гидравлические тормоза велосипеда

Дисковая гидравлика очень похожа на механический аналог. Главное отличие, что сила, приложенная к тормозной ручке, передается на колодки не при помощи троса, а благодаря тормозной жидкости DOT4 (на тормозах Avid, Hayes, Helix) или минерального масла (на тормозах Shimano). Далее рассмотрим конструкцию гидравлических дисковых тормозов.

  1. Тормозная ручка. Приводит в действие поршень, который давит на тормозную жидкость.
  2. Регулятор тормозной ручки. Как и у дисковой механики предназначен для регулировки положения рукояти относительно руля.
  3. Мастер-цилиндр. Он состоит из нескольких деталей. Расширительный резервуар с крышкой, служит в качестве хранилища тормозной жидкости. Крышка используется при заполнении и прокачке тормозов. Внутри также находится поршень с манжетой и возвратная пружина.
  4. Гидролиния. Представляет собой прочный шланг, который соединяет между собой мастер-цилиндр и калипер.
  5. Калипер. Механизм, который при появлении давления в гидролинии приводит в действие поршни, толкающие тормозные колодки.
  6. Тормозные колодки. Служат для преобразования силы трения в тепловую энергию, тем самым останавливая велосипед.
  7. Адаптер. Деталь, при помощи которой калипер тормозной системы устанавливается на вилку или раму велосипеда.
  8. Ротор. Представляет собой перфорированный металлический диск, о который, при нажатии ручки, трутся колодки.

Схема дисковой гидравликиГидравлика

Что желательно сделать перед регулировкой тормозов

Если требуется настройка дисковых тормозов, которые уже были некоторое время в эксплуатации, то перед выполнением регулировки желательно произвести следующие подготовительные работы:

Проверить ротор

Первым делом откручиваем ротор тормозов от втулки и проверяем его на наличие деформации. Это можно сделать, положив его на ровную поверхность (стекло, зеркало и др.) и произвести осмотр. Если ротор неплотно прилегает, то перед настройкой дисковых тормозов следует его выровнять. Если деформация незначительна, то данную операцию можно произвести при настройке тормозов.

Проверить колодки

Снимаем тормозные колодки. Для этого находим расширение на калипере и проворачиваем за язычок каждую колодку по очереди. Если все сделано правильно, то демонтировать их не составит труда. Далее производим визуальный осмотр поверхности на наличие сколов. В случае сильных повреждений или износа колодку следует заменить.

Новая и изношенная тормозные колодки

Проверить состояние тросиков и рубашек

Данный пункт предназначен исключительно для механики. Перед регулировкой механических дисковых тормозов велосипеда следует тщательно проверить состояние тросиков и рубашек. Если трос имеет повреждения, а именно, если он распушился, наблюдаются разорванные отдельные волокна, то следует в обязательном порядке его заменить. Не важно, меняется трос или нет, его, перед настройкой тормоза, необходимо смазать. Так же осматриваем рубашку троса. Если на ней видны трещины или разрывы, то лучше ее заменить.

Изношенный тросик

Проверить состояние гидролинии на предмет утечек

Данный пункт предназначен исключительно для гидравлики. Перед регулировкой гидравлических дисковых тормозов велосипеда произведите осмотр гидролинии на предмет повреждений (желательна ее замена, даже если повреждение незначительное), а также проверьте отсутствие протечек масла/тормозной жидкости по местам соединения гидролинии с калипером и мастер-цилиндром. Еще одно место, откуда может травить тормозную жидкость – шток, идущий от ручки тормозов на поршень (если прохудились манжеты). Ну, и сняв тормозные колодки, проверьте отсутствие утечек на калипере.

Удалить грязь и масло с тормозных колодок и ротора

В процессе езды на велосипеде, со временем, на роторе и тормозных колодках скапливаются грязь и масло, которые ухудшают эффективность торможения дисковой механики или гидравлики. Поэтому перед настройкой дисковых тормозов следует ее с этих поверхностей удалить. Для этого можно использовать мелкую наждачку. Снимаем ротор с колеса и круговыми движениями очищаем поверхность с обеих сторон. Ту же операцию производим с колодками (естественно с одной стороны). Сильно не усердствуйте, достаточно снять тонкий слой. После того как вы выполнили данную процедуру постарайтесь не прикасаться руками или жирными предметами к колодкам и ротору.

Снимаем ротор для чистки

Проверить правильность установки колеса

Определяем правильно ли установлено колесо. Оно должно быть четко перпендикулярно земле, не перекашиваясь в сторону. Для этого ставим велосипед на колеса, ослабляем эксцентрик и, надавливая рукой на седло (держа велосипед ровно), затягиваем эксцентрик.

Как установить новый дисковый механический тормоз

  1. Закрепляем тормозную рукоять на руле таким образом, чтобы она лежала в одной плоскости с вашим предплечьем. В случае необходимости, настраиваем расстояние от ручки до грипсы, при котором, взявшись за руль всей рукой, вы смогли бы нормально дотягиваться до нее указательным пальцем.Настройка тормозных ручек
  2. Устанавливаем адаптер на раму и закручиваем болты до полной затяжки, поочередно подтягивая каждый болт.
  3. Продеваем трос с рубашкой таким образом, чтобы он совпадал с местами его фиксации к раме.Крепление тросиков
  4. Вставляем трос в специальную прорезь на тормозной рукояти и заправляем рубашку. Обратите внимание, что при установке нового троса регулировка натяжения на тормозной рукоятке должна быть закручена полностью минус 1-1,5 оборота.Вставляем трос в прорезь
  5. Положение регулировки натяжения троса на калипере выставляем аналогично тормозной рукояти. Продеваем трос в отверстие на калипере, заводим в паз фиксатора троса и, натягивая, зажимаем фиксирующий болт.Фиксируем трос на калипере
  6. После этого надеваем на кончик троса оконцеватель и обжимаем его. Это необходимо чтобы трос не распушивался.
  7. Далее приступаем к регулировке, которая описана ниже.

Как настроить дисковые механические тормоза велосипеда

Настройку дисковой механики требуется производить: после установки новых колодок, тросика, ротора или других компонентов тормоза; в случае, когда ротор трет о колодки; когда требуется устранить большой ход тормозной рукояти и т.д.

  1. Проверяем обтяжку болтовых соединений на местах крепления адаптера к раме и ротора к втулке.
  2. Послабляем контргайку и закручиваем регулировку натяжения троса на руле до упора минус 1-1,5 оборота. После чего затягиваем контргайку. Тоже делаем и на регулировке, которая находится на калипере. Далее откручиваем фиксатор троса, и, натягивая тросик рукой, затягиваем болт фиксатора обратно. (Если вы уже проделывали данные операции при установке нового тормоза, то повторно эти действия производить не нужно).Настраиваем переднюю регулировкуНастраиваем заднюю регулировку
  3. Ослабляем болты, которые крепят машинку к адаптеру (для более простой настройки можно снять ее полностью).
  4. Настраиваем положение неподвижной (статической) и подвижной колодки. Цель данной процедуры – добиться равноудаленного положения колодок от центра прорези калипера, чтобы между ними мог поместиться ротор с минимальными зазорами. Для настройки неподвижной колодки ослабляем контргайку (если она есть), и вращаем болт, который регулирует ее положение. Чтобы настроить подвижную – вращаем регулировку натяжения троса на калипере. После того как расстояние выставлено, закручиваем фиксатор статической колодки. Если для данной процедуры вы снимали машинку, то следует установить ее на место, но не затягивать крепежные болты.Нормальное расположение ротора между колодок
  5. Выставляем правильное положение калипера относительно тормозного диска. Для этого болты, которые крепят его к адаптеру, должны быть послаблены, чтобы он мог относительно легко ходить влево и вправо. Нажимаем на тормозную ручку до упора и фиксируем ее при помощи изоленты, проволоки, веревки или других подручных средств. Далее слегка пошевелив рукой калипер, прикручиваем его к адаптеру, поочередно подтягивая болты.
  6. После выполнения вышеперечисленных операций в 80% случаев ротор будет шоркать о колоду (-и). Определяем, какую из них он цепляет, и подстраиваем расстояние регулировкой натяжения троса на калипере (в случае трения о подвижную колодку) или, вращая болт (если трется о статическую). Зазор с обеих сторон должен быть минимальным, при котором ротор не задевает колодки.

Подробный процесс настройки дисковых механических тормозов вы можете посмотреть на данном видео.

Бывают случаи, что после настройки дисковых механических тормозов велосипеда ротор «чиркает» о колодки в одном (или нескольких) местах. Это говорит о том, что он у вас слегка деформирован. В этом случае требуется его выровнять. Выполнить это можно прямо на велосипеде не снимая ротор. Определяем место, где он задевает колодки, медленно вращая колесо. Обращаем внимание, в какую сторону деформирован ротор. Затем, проворачиваем данный участок, чтобы к нему появился доступ, и выгибаем его в противоположенную сторону от места трения. Будьте осторожны, чтобы не сделать еще хуже. Не следует давить на ротор очень сильно. Лучше несколько раз повторить данную операцию плавно добавляя усилие нажатия.

Как отрегулировать дисковые гидравлические тормоза

Хотя гидравлические тормоза и называют самонастраиваемыми, но все же иногда можно заметить шорохи или скрипы которые они издают в процессе торможения. В этом случае следует выполнить настройку дисковой гидравлики велосипеда. Также подобная процедура необходима на новом велосипеде, если тормоза были выставлены неправильно с завода.

Зажимаем тормозную рукоять

  1. Слегка откручиваем болты, которые фиксируют калипер на адаптере.
  2. Зажимаем тормозную рукоять и фиксируем ее при помощи изоленты, веревки или другого подручного материала.
  3. Смотрим на то, чтобы ротор был четко посредине прорези калипера, а тормозные колодки выдвинуты одинаково с обеих сторон. Если это не так, то можно слегка надавливая на ротор с нужной стороны выставить его положение. За счет надавливаний тормозная жидкость будет равномерно перераспределяться между поршнями.
  4. После этого затягиваем болты крепления и снимаем изоленту с тормозной рукояти.

После того как вы настроили дисковые гидравлические тормоза следует крутнуть колесо и проверить отсутствие трения. Если вы наблюдаете прерывистое шорканье, то это сигнал, что у вас слегка погнут ротор. Для устранения данной неисправности следует определить место трения, и с какой стороны колодки цепляют ротор. После чего повернуть трущийся участок на 180 градусов от калипера и легонько надавить в противоположенную сторону. Следует это делать предельно аккуратно за несколько заходов, с каждым из которых добавлять усилие до полного исчезновения трения.

Настройка дисковых гидравлических тормозов показана на видео ниже.

Заключение

Как оказалось, настройка дисковых механических и гидравлических тормозов велосипеда в домашних условиях не такая уж и сложная работа. Главное выполнять ее аккуратно и не торопясь. Помните, что правильно отрегулированные тормоза не только обеспечивают комфортную езду на велосипеде, но и отвечают за безопасность велосипедиста, и окружающих его людей.

Дисковые тормоза для велосипеда — всё о велоспорте

Многие велосипедисты рано или поздно сталкиваются с вопросом, касающимся тормозов. Очевидно, что тормоза, в первую очередь — безопасность, как велосипедиста, так и других участников дорожного движения.

Нельзя однозначно утверждать, что одни тормоза хорошие, а другие плохие. Тут дело привычки и вкуса, да и для разных целей подойдут свои тормоза на велосипед.

Но все же, какие тормоза лучше выбрать новичку? Стоит перечислить плюсы и минусы разных тормозных велосипедных систем для рациональной оценки и сравнения.

Дисковые и ободные тормоза

Дисковые и ободные отличаются непосредственно способом блокировки колеса.

Торможение при помощи ободных тормозов происходит путем трения колодок об обод. Чем сильнее велосипедист зажимает ручку, тем ближе к ободу прислоняются колодки, и тем быстрее останавливается велосипед.

Дисковые тормоза воздействуют на втулку колеса: на нее закрепляется специальный диск (ротор), а рядом размещается устройство с тормозными колодками (калипер). При нажатии на ручку все происходит аналогично первому варианту, только колодки прижимаются не к ободу, а к диску.

Дисковые тормоза во многом лучше ободных. Используя их, получается останавливаться плавнее. Также плюсом является то, что они не стирают обод и не особо засоряются при передвижении по грязи. Ну и «восьмерки» не препятствуют их эффективной работе.

С другой стороны, применение дисковых тормозов не всегда оправдано. Например для туристического велосипеда рационально выбирать ободную систему. Она позволяет быстрее снять колесо, хорошо поддается ремонту, а запчасти к ней можно найти почти везде, так как они универсальны.

Дисковые тормоза также отталкивают покупателей высокой ценой. На бюджетные модели велосипедов (часто и на модели среднего класса) сегодня всегда устанавливают ободные тормоза, которые вполне справляются со своими задачами.

А вот для экстремальной езды необходимы именно «диски». При катании по горным дорогам, на колеса быстро налипает грязь, и ободные тормоза начинают проскальзывать. А на ось колеса, где расположен ротор, попадает куда меньше болота, поэтому торможение происходит успешно.

Механические и гидравлические тормоза

Гидравлические и механические тормоза разнятся методом передачи усилия от тормозных ручек.

В механическом типе усилие от ручки передается посредством тросиков. При нажатии они натягиваются, и тормозная система прижимает колодки.

Работа гидравлических тормозов основана на изменении давления жидкости в шланге. Нажимая на ручку, велосипедист увеличивает давление, за счет чего специальный цилиндр возле колодки выталкивает ее, прижимает к диску или ободу.

«Гидравлика» определенно лучше «механики». Она позволяет плавно и быстро передать усилия, то есть получается притормаживать постепенно, а при необходимости затормозить практически мгновенно.

Существенным минусом гидравлических тормозов является их высокая стоимость. Ну и отремонтировать их сможет только профессионал, а в походных условиях это и вовсе малореально. Поэтому для длительных путешествий надежнее будет «механика». В остальных случаях, если финансы позволяют, выбор стоит делать в пользу «гидравлики».

Ножные тормоза

Также нужно упомянуть и ножные тормоза — самые простые системы, которые устанавливали на велосипеды раньше.

Если применяются такие тормоза, то достаточно прокрутить педали в обратную сторону, как колесо заблокируется намертво. Это не очень безопасно, потому что может произойти занос. А если шатуны будут находиться не параллельно асфальту, то торможение окажется не мгновенным, а спустя пол оборота. Ну а при соскакивании цепи, о тормозе уже не может идти речь вообще.

Такая система в современных велосипедах не используется. Она подойдет разве что для детских моделей.

Какие тормоза лучше дисковые или ободные

Тормоза – неотъемлемая часть велосипеда. На сегодняшний день моделей тормозных систем представлено множество. Но чем же руководствоваться при их выборе?

Перед приобретением определенного типа тормозов нужно учитывать такие факторы, как характер езды, погодные условия, а также особенности маршрутов. Тормоза одного вида могут быть эффективны на горном треке, но в городских условиях окажутся избыточно сложными в обслуживании. Кроме того, необходимо следить за техническим состоянием механизма.

В данной статье мы попытаемся дать ответ на вопрос: какие тормозные системы лучше дисковые или ободные? Ведь именно данные виды являются самыми распространенными и встречаются практически на всех современных байках.

Типы тормозов велосипеда

Подавляющему большинству людей глубоко безразлично какого типа тормоза установлены на их велосипеде, и какие конструктивные особенности они имеют.

Более того, даже некоторые велолюбители, которые приобретают себе новый велосипед, не особо обращают внимание на тормоза, ведь считают, что главное, чтобы они были надёжными и исправно выполняли свою функцию.

А поскольку велосипед новый, трудно допустить мысль, что производители могли установить на него неисправную тормозную систему. Следовательно, какая бы она ни была, тормозить велосипед будет!

Между тем, от вида тормозов существенно зависит качество торможения и в целом комфортность поездок. Кроме того, тип тормозов следует подбирать исходя из условий и особенностей езды.

Но как же не растеряться и выбрать нужные тормоза, которые максимально будут соответствовать Вашим требованиям? Разобраться в данном вопросе Вам поможет данная статья.

Дисковые тормоза на велосипед: как выбрать и установить на велотранспорт

При выборе велосипеда очень частым вопросом бывает выбор тормоза. Так как их существует несколько видов (ободные, педальные, дисковые и др.), то возникает проблема: “Какие же выбрать тормоза для велосипеда?” В статье мы расскажем о том, какие имеют преимущества и недостатки дисковые тормоза на велосипед, как выбрать и установить их правильно.

Самой актуальной на данный момент тормозной системой являются дисковые тормоза на велосипед. Как выбрать и установить их, для каких велосипедов подходят, преимущества и недостатки такой тормозной системы, об этом сейчас и поговорим.

Дисковая тормозная система в своей конструкции довольно простая. Берется стальной диск, который закрепляется рядом со спицами на втулке колеса слева. Затем к этому диску прижимаются колодки справа и слева, и сила торможения будет тем больше, чем сильнее они прижаты.

Какие бывают виды дисковых тормозов:

  1. Гидравлические тормоза: имеют в устройстве управляющий цилиндр с поршнем, который размещается в тормозной ручке на руле. Тормозные колодки, именно, с помощью этого поршня приходят в действие. Для соединения колодок используется специальный высокопрочный рукав. Система гидравлического тормоза имеет герметичную структуру и заполнена жидкостью (маслом).

Конечно, такие тормоза имеют свои недостатки и преимущества.

Какие преимущества имеют дисковые тормоза:

  • такие тормоза однозначно лучшие для горных велосипедов (для городских неспешных прогулок они практически бесполезны);
  • им не страшна грязь, которая летит с колес, а также можно ручаться за их надежность при любой погоде и температуре;
  • эти тормоза не подвержены восьмеркам, не изнашивается обод колеса;
  • гидравлический тормоз не требует настройки, а также имеет довольно длительный срок службы;
  • не происходит нагревания обода, когда вы тормозите на длительном спуске.

Недостатки дисковых тормозов:

  • все дисковые тормоза имеют высокую цену;
  • идет нагрузка на спицы и втулку;
  • для обслуживания гидравлики необходим специальный инструмент;
  • их вес достаточно тяжелый;
  • зачастую мешают при установке багажника.

Немаловажным вопросом при установке дисковых тормозов будет выбор размера ротора. Он может быть различных размеров – от 140 до 220 мм. Размер ротора на эффективность тормоза (тем он больше, тем эффективнее).

Если вы не собираетесь использовать свой велосипед в экстремальном катании, то смело можете брать ротор размером 160 и 180 мм. Если же вам необходим более мощный тормоз, то вам подойдет ротор размером 203 и 220 мм.

Поговорим о тормозных колодках. Они различаются своим наполнением (металлическим, либо органическим). В качестве наполнителя в металлических колодках используют металлические опилки, что обеспечивает им большую износоустойчивость, они долго притираются.

Органические колодки более мягкие, более плавные при торможении, притирка происходит быстро, в следствии чего у них лучше торможение.

Как же происходит установка дисковых тормозов?

  1. На руль необходимо прикрепить тормозные ручки, после отрегулировать их положение при помощи шестигранника.
  2. Затем установите калипер в специальные дисковые крепления на раме.

Что можно сказать про обслуживание дисковых тормозов?

Для эффективного торможения вы должны отслеживать его состояние полностью:

  • Проверяйте растяжение тросика регулярно – его работа должна быть четкой и плавной.
  • Также проверяйте состояние колодок. Для этого их нужно периодически снимать.
  • Также осматривайте ротор и очищайте от налета (лучше всего это делать наждачной бумагой).

При эксплуатации дисковых тормозов самой распространенной проблемой является скрип тормозов. Вы, конечно, можете воспользоваться услугами специалиста в веломастерской, но не спешите, так как есть самые распространенные причины такого скрипа, для выяснения которых не требуется поездка к специалистам.

  1. Первой причиной может быть некачественный и дешевый материал, который использовался при изготовлении колодки. В таком случае, вы должны приобрести новые фирменные колодки, чтобы избежать повреждения поверхности ротора. Также следует учесть несовместимость колодок с вашими тормозами.
  2. Скрип также может слышаться, если колодки еще новые (на поверхностях колодок есть определенный слой, который и вызывает скрип). Покатайтесь несколько дней, и если скрип не исчезает, значит, причина вдругом.
  3. Также скрип издается, когда колодки изношены и происходит соприкосновение ротора с пластиной.

Подводя итог всему вышеперечисленному, можно сделать вывод, что дисковые тормоза имеют практическую ценность при более агрессивной езде. Во время обычных городских велопрогулок их практическая ценность равна нулю, так как они не используются в полном объеме, и нет смысла приобретать дорогие дисковые тормоза.

Однако если вы все-таки решили приобрести такие тормоза, то лучше покупайте механические, так как они являются золотой серединой для многих велосипедистов.

Конечно, если вам нужна высокая мощность торможения, то лучше гидравлических тормозов вы не найдете. Такие тормоза используют в экстремальных видах велоспорта (например, даунхилл). Конечно, они значительно дороже, но это того стоит.

Теперь вы знаете все необходимое о дисковых тормозах, поэтому смело можно отправляться за покупкой.

Какие тормоза для велосипеда лучше — дисковые или ободные

Ввиду ряда конструктивных особенностей идеальных тормозов не бывает. Следовательно, процесс выбора носит исключительно индивидуальный характер для каждого велосипедиста. Выбрать хорошие тормоза не так просто, как может показаться. Это напрямую зависит от стиля и условий вождения.

При выборе конкретной модели системы торможения велосипеда, важно понимать для каких целей и, следственно, динамических нагрузок на тормоза используется велосипед.

Если это средство неспешного передвижения по хорошей дороге в черте города, простой прогулки парком, можно не перебирать среди множества моделей и подобрать те, которые не ударят по карману.

Но если велосипед ‒ это не просто транспортное средство, а инструмент преодоления препятствий в труднопроходимых условиях и на предельных скоростях (например, экстремальные виды горного байкинга), тогда к выбору следует отнестись со всей серьезностью. От этого зависит безопасность велосипедиста.

На сегодня на рынке присутствует два основных типа тормозных устройств для велосипедов:

  • ободные (V-образные);
  • дисковые.

Слева — дисковый, справа — ободной

Ободные тормоза – это своего рода классика. Принцип их работы заключается в сжатии резино-пластиковыми тормозными колодками наружного контура обода колеса. Система проста и не требует никаких особых навыков.

В действие приводится посредством стального троса в защитном кожухе, входящего в сцепление с ручкой на руле. Преимущество этой системы – бюджетность. Но и в этой бочке меда найдется место ложке дегтя.

Есть у ободных тормозов ряд недостатков, умолчать о которых нельзя.

Прежде всего, это чувствительность к воздействию непогоды. Выражается она в снижении плотности сцепления колодок с поверхностью обода во время обледенения последнего или попадания на него воды и грязи. Процесс торможения теряет такой важный показатель, как оперативность. Это значит, что скорость реакции торможения падает, а тормозной путь существенно увеличивается.

Следующий неприятный момент – это налипание грязи. Особо характерно этот недостаток проявляется во время осенне-весенних велопрогулок. Грязь, подхватываемая протектором велосипедной шины, цепляется за колодки и собирается в огромный пласт. Это чревато не только неприятным видом, но может привести и вовсе к заклиниванию колеса.

Последнее, чем классические (V-образные) тормозные системы могут огорчить владельца велосипеда – это снижение уровня работоспособности при наличии даже небольших деформаций обода колеса. Дело в том, что тормозные колодки сжимают стенки обода с синхронизированным усилием и интервалом.

Для корректной работы такой системы необходим идеально ровный обод, чем, к сожалению, не могут похвастаться владельцы недорогих велосипедов с алюминиевыми и тонкостенными ободами. В результате появления так называемых «восьмерок» эффективность работы тормозов снижается прямопропорционально прогрессированию деформации обода.

В критический момент при необходимости резкой остановки этот фактор может сыграть злую шутку с велосипедистом.

Но есть у ободных тормозов и ряд неоспоримых достоинств. Прежде всего, это простота и, как следствие, ‒ надежность конструкции. Ломаться здесь нечему. Но даже в случае выхода из строя какого-либо элемента осуществить ремонт сможет сам велосипедист, даже в условиях отсутствия мастерской, находясь в лесу или в горах.

Ободная механика не требовательна к обслуживанию. Длина хода колодок и, как следствие, ручки тормозов регулируется без необходимости использования сложного инструмента.

Разница между ободными и дисковыми тормозами

Итак, в чем же разница между V-образными и дисковыми тормозными системами? Для того чтобы разобраться, необходимо детально рассмотреть устройство и принцип работы последних.

Дисковые тормозные модули работают по принципу, схожему с ободными системами, но в данном случае элементом конструкции, на который воздействуют колодки, является не обод колеса, а отдельный выносной тормозной диск. В чем же причина появления такого устройства?

Дисковые тормоза не подвержены воздействию погодных условий. Независимо от влажности и температуры воздуха они одинаково эффективно работают в любых условиях.

Реакция на торможение и жесткость сцепления колодок с диском не снижается.

Также в отличие от V-образных систем, дисковые не подвергают колесо и его составляющие нежелательному загрязнению при движении по раскисшей земле и грязным лужам. Уровень их эффективности не зависит от состояния обода.

Справедливости ради не стоит скрывать тот факт, что недорогие дисковые системы не отличаются особой плавностью работы даже при неполном нажатии. То есть ощущение резкой остановки присутствует всегда, что немного портит общую картину.

Все это способствует постепенному вытеснению с рынка старых ободных систем более продвинутыми дисковыми тормозами.

Виды дисковых тормозов

Дисковые тормозные устройства серийно производятся в двух модификациях.

  • Механические.
  • Гидравлические.

Устройство механического дискового тормоза

Дисковые механические тормоза по принципу работы почти идентичны с ободными. Тормозные колодки приводятся в движение навстречу поверхности диска под воздействием натяжения троса. Трос зафиксирован на ручке тормозов и срабатывает при ее нажатии.

Гидравлические дисковые тормоза – это уже совершенно иной уровень. Принцип их работы основан на сжатии тормозных колодок под воздействием давления жидкости (масла), находящейся внутри трубок системы. Сама ручка тормозов оборудована поршнем.

Несмотря на кажущуюся сложность, такая модель представляет собой надежный закрытый механизм, не требующий регулярного обслуживания. Исключение составляет разве что периодическая процедура замены колодок, как и в других моделях и системах.

Усилие на нажатие ручки очень мягкое и приятное, может производится буквально одним пальцем.

Достоинства дисковых тормозных систем:

  • мягкая регулируемая работа при нажатии, не требующая избыточных усилий;
  • долговечность и надежность конструкции;
  • оперативность срабатывания при экстренных остановках;
  • презентабельный внешний вид.

Среди некоторых велосипедистов бытует устойчивое мнение, что гидравлические тормоза не надежны ввиду возможности повреждения или заводского брака трубок или клапанов жидкостной системы. Это ошибочное мнение.

Подтекание масла обнаруживает себя при первом же нажатии на ручку тормозов, и поменять устройство по гарантии не представляет труда. Повредить саму систему в результате эксплуатации велосипеда почти невозможно.

Как выбрать дисковые тормоза для велосипеда

Размер диска. Это первое, что бросается в глаза. Размерная шкала этих элементов конструкции варьируется в довольно небольшом диапазоне, но это тот случай, когда размер имеет значение. Для чего это сделано? Все просто: чем больше тормозной диск, тем выше уровень оперативности торможения.

Перед тем, как выбрать, необходимо определиться с направлением применения велосипеда. Если это расслабленные велопрогулки в городе или парковой зоне, вполне целесообразным будет использовать небольших размеров диски (до 160 мм в диаметре).

Если же велосипедист – заядлый райдер и носится по горно-лесистым велотрассам с трамплинами и резкими спусками, со всей очевидностью необходимо устанавливать максимально большего диаметра тормозные диски.

Рекомендуем посмотреть видео:

Не единичны случаи, когда человек, покупая велосипед, отдает предпочтение бюджетному классу изделий, но при этом мечтает со временем вложить в его модернизацию определенные средства. Касается это усовершенствование и замены дешевых ободных тормозов на более совершенные – дисковые. В таких ситуациях следует учесть важный момент.

Для установки на колесо дисковых тормозов требуется специальная втулка, которую придется отдельно приобретать. Но существуют производители, которые устанавливают втулки, приспособленные для монтажа дисков на недорогие велосипеды в базовой комплектации, изначально оборудованные V-образными системами.

В таком случае при покупке бюджетного велосипеда имеет смысл обратить внимание на модели с предустановленными втулками для дисковых тормозных систем.

Поклонникам длительных путешествий с грузом на велосипеде следует обратить внимание на один нюанс: на велосипед, оборудованный дисковыми тормозами, нельзя установить классический багажник с фиксацией в нижней части рамы.

Обусловлено это габаритными размерами и особенностями конструкции тормозных систем.

В таком случае максимально доступным решением станет небольшой багажник, фиксирующийся только в верхних точках, с серьезными ограничениями транспортабельности и веса груза.

Подводя итог, можно смело заявить, что тормоза дисковые – это самое современное и эффективное решение для всех видов и стилей езды на велосипеде. Простота и комфорт эксплуатации этого типа тормозов ежегодно завоевывают расположение все большего количества как простых владельцев, так и требовательных спортсменов.

Как выбрать тормоза для велосипеда

Начнем с главного, виды ов:

  • дисковые;
  • ободные (сейчас они представлены только ви-брейками, другие типы подобных ов были вытеснены в процессе «эволюции», но принцип действия у всех них был схожим);
  • ножные.

Ножные а

Ими оборудуются самые простые модели дорожных, прогулочных и иногда детских велосипедов. Работают они так: при попытке прокрутить педали в обратную сторону блокируется вращение заднего колеса.

Это кажется очень логичным и естественным (особенно тем, кто раньше катался на советских велосипедах), но на деле это не очень надёжный вид ов: если в момент экстренного торможения шатуны педалей находятся не параллельно земле, то резко заить не получится; а если неожиданно слетит цепь, то ить не получится вообще никак — ну разве что пятками…

Поэтому мы рекомендуем вам выбирать между ободными и дисковыми ами — особенно если вы планируете кататься не только «прогулочным шагом» и не только по тротуарам.

Ободные а

Принцип действия ободных ов прост: ное усилие с ручки, расположенной на руле, передаётся на систему из двух рычагов с резиновыми колодками, расположенных друг напротив друга. Зажимая обод, эти рычаги не дают колесу вращаться и постепенно останавливают велосипед.

Конструкция очень простая, потому и дешёвая. Обслуживать такие а нетрудно: нужно только заменять по мере истирания ные колодки (они практически ничего не стоят) да иногда делать подстройку (для этого достаточно отвёртки и двух минут времени). С такими ами очень быстро и безопасно снимать колёса.

Но, как всегда, наряду с достоинствами есть и ряд недостатков:

  • так как торможение производится за счёт трения колодок об обод, изнашиваются не только колодки, но и сам обод. Особенно если вы будете кататься в грязи: частицы песка будут работать как абразив
  • грязь не только изнашивает обод — комья её на плохой трассе будут скапливаться у а и мешать ехать
  • в мокрую погоду или при езде зимой эффективность торможения уменьшается: вода выступает как смазка, уменьшая трение
  • для того чтобы работал эффективно, обод должен быть прямой, без восьмёрки
  • ободные а мало подходят для продолжительных спусков с горы: колодки будут сильно перегреваться, обод тоже будет перегреваться и деформироваться
  • с такими ами несовместимы очень «зубастые» покрышки
  • тонкие вилки и задние перья рамы могут выгибаться при торможении вслед за ными рычагами

Резюмируя, скажем, что ободные а подойдут вам для любых ситуаций, если только вы не собираетесь заниматься даунхиллом или кататься по грязям. Для поездок по городу их вполне достаточно.

Дисковые а

Пришли на велосипеды из мотоспорта. Сначала они были недостаточно качественными и часто ломались, но сейчас диски делаются из очень надёжных материалов, которым можно смело доверить свою безопасность.

В силу того, что конструкция их более сложная, стоят они дороже, чем ободные. Но зато у них и преимуществ больше. Посмотрите:

  • обод не изнашивается, не деформируется;
  • ная система находится у оси колеса, поэтому туда практически не попадает грязь, снег, лёд;
  • в мокрую погоду эффективность торможения почти не снижается (но может появиться скрип, который пропадёт сразу, как только высохнут а);
  • восьмёрка на ободе не страшна;
  • покрышку можно ставить любой ширины и со сколь угодно хищным рисунком протектора;
  • если у вас гидравлические дисковые а, то они не требуют никакого обслуживания после установки (кроме тех случаев, когда необходима прокачка гидролинии, о чём мы напишем ниже);
  • ное усилие проще дозировать, чем с ободными ами.

Пожалуй, это лучшие а — и для катания по матёрому бездорожью, и для скоростных спусков с горы, ну и для городских улиц, само собой. Кажется, что всё хорошо, где же подвох? Или из недостатков только более высокая цена? Не совсем так, минусы тоже есть:

  • возрастает нагрузка на втулку и спицы (поэтому обычно используются усиленные);
  • когда вы снимаете колесо, то необходимо обязательно между накладками, обжимавшими ной диск, вставить какую-нибудь заглушку, иначе случайное нажатие ручки а приведёт к заклиниванию а;
  • если вы сняли колесо с велосипеда для транспортировки, а в дороге погнули ной диск, то выправить его будет достаточно сложно, потому что зазор между накладками очень маленький, и кривой диск будет чиркать об них;
  • капля масла, попавшая на ной диск, выводит его из строя. Конечно, существуют способы возвращения его к жизни, но они трудоёмки, в крайнем случае придётся поменять ные накладки (что недёшево);
  • багажник на раму с дисковыми ами стоит дороже, чем обычный

Дисковые а бывают двух типов:

в одном (подешевле) при торможении сдвигается только одна ная накладка, это означает, что придётся периодически регулировать положение второй для более успешного торможения; у других же (подороже) обе накладки прижимаются к диску синхронно — соответственно, изнашиваются с одинаковой скоростью и настроек не требуют.

Резюме

Дисковые а предпочтительнее, если вы будете ездить по бездорожью чаще, чем по асфальту. Ну или если планируете какие-то экстремальные велопоходы.

Механика или гидравлика?

Усилие от ручки в обоих типах ов может передаваться или через тросик, или через шланг, наполненный ной жидкостью или минеральным маслом. Ободные а чаще всего бывают механическими, а дисковые — гидравлическими. Хотя и там и там бывают исключения.

Достоинства механической системы — дешевизна и простота ремонта.

Недостатки механики: со временем тросик растягивается, ное усилие передаётся недостаточно плавно, требуется периодическая подстройка.

Достоинства гидравлики — большая эффективность.

Недостатки гидравлики: большая цена, сложность ремонта в полевых условиях (хотя порвать гидролинию достаточно сложно).

Гидравлические а бывают двух систем: закрытой и открытой. Первая дешевле, но требует периодической подстройки, из-за изменения объёма ной жидкости под влиянием температуры.

У ов открытого типа (они несколько дороже) в рукоятку встроен небольшой расширительный бачок, который компенсирует изменение объёма ной жидкости. Никакой настройки эти а не требуют (принцип «поставил и забыл»).

Но иногда возникает необходимость в прокачке гидролинии — если в неё попал воздух, у рукоятки получается более лёгкий ход и эффективность торможения резко снижается.

Воздух в систему чаще всего попадает, когда велосипед переворачивают вверх колёсами (с ами открытого типа эта вероятность выше). Если вы понимаете, что стал работать совсем не так, как раньше, посетите мастера.

Самостоятельно делать прокачку ов начинающим велосипедистам не рекомендуем: операция эта хотя и не очень сложная, но специфическая.

Обратите внимание на то, что если у двух внешне похожих велосипедов одинаковая цена, но на одном стоят механические ви-брейки, а на другом – дисковые а с гидравликой, это означает, что у первого какие-то другие составляющие лучше, чем у второго. Переключатели, например.

Login to my account

Всего существует три основных типа велосипедных тормозов: ободные, дисковые и барабанные. Ободные и дисковые подразделяются на механические и гидравлические. На механических тормозах усилие на колодки передаётся при помощи тросика, на гидравлических — при помощи специальной жидкости.

Ободные тормоза — существует несколько типов: V-brake, кантилеверные и клещевые. Самыми распространёнными являются тормоза V-brake. Ободные тормоза получили своё название благодаря тому, что тормозящие колодки сдавливают непосредственно обод колеса.

Дисковые тормоза — основным отличием является то, что колодки тормозят не сам обод колеса, а тормозной диск (ротор), который располагается на втулке.

Барабанные тормоза — такой тормоз расположен непосредственно в задней втулке колеса, а торможение происходит за счёт вращения педалей в обратную сторону. Устанавливается на односкоростные велосипеды, либо на велосипеды с планетарным переключением передач.

— Обеспечивают более лучшее торможение — Дисковые тормоза практически не засоряются при езде, так как расположены ближе к центру колеса., благодаря чему эффективно работают в любые погодные условия; — Позволяют более плавно регулировать тормозное усилие, нежели ободные.

Иначе говоря, обладают лучшей модуляцией; — Можно использовать со слегка искривлённой геометрией колеса, «восьмёрки» не влияют на работу тормозов; — Дисковые тормоза редко требуют обслуживания. Фактически, это система «поставил и забыл».

Колодки и диски имеют значительно больший ресурс, чем колодки v-brake тормозов;

— Размер покрышки абсолютно не важен, покрышка любого размера не будет тереться о тормозной механизм;

— Простота в установке и обслуживании; — Небольшая цена; — Маленький вес;

— Простота обслуживания и ремонта.

— В связи с тем, что нагрузка прикладывается к центру колеса, усиливается нагрузка на спицы и втулку, а также на вилку, держащую колесо; — Обслуживание дисковых тормозов намного сложнее, чем у тормозов v-brake; — Дисковый тормоз тяжелее, чем ободной;

— Серьезным недостатком ободных тормозов является то, что они изнашивают обод; — Этот тип тормоза чувствителен к качеству сборки колеса и наличию «восьмерки», поскольку расстояние между тормозной колодкой и ободом должно не превышать нескольких мм; — V-brake тормоз уязвим ко влаге и грязи. Качество торможения в сырую погоду значительно хуже, особенно; — Система довольно капризна к настройке. Требует регулярной замены рубашек и тросов; — Длительное торможение (на спусках в горах) нагревает поверхность обода, что ухудшает эффективность торможения;

— При использовании V-brake тормоза невозможно установить широкие покрышки.

Механические и гидравлические тормоза конструктивно очень похожи и, на первый взгляд, неопытный велосипедист может даже их не отличить. Но в них есть одно существенное различие, благодаря которому они различаются между собой. Они различаются тем, при помощи чего передаётся усилие на тормозные колодки.

В механическом тормозе усилие от нажатия на ручку передаётся при помощи металлического тросика. Тросик протянут через специальные защитные рубашки от тормозной ручки до тормозного механизма и, при нажатии на ручку, натягивается, сдавливая тормозные колодки.

К преимуществам механического тормоза можно отнести ремонтопригодность и более простое обслуживание.

В гидравлическом тормозе усилие от нажатия на ручку передаётся при помощи специальной тормозной жидкости. Жидкостью герметично заполнена гидролиния (нечто похожее на обычные рубашки тросов), которая проходит от тормозной ручки до самих тормозных колодок.

Гидравлический тормоз имеет ряд преимуществ: — Более высокая мощность тормоза; — Практически всегда сдавливаются сразу обе колодки; — Более лёгкий ход тормозной ручки.

Требуется меньше усилий при нажатии; — Не требует частой настройки и смазывания.

К недостаткам можно отнести: — Высокая стоимость;

— Для ремонта требуются специальные инструменты, во время велопрогулки починить гидравлический тормоз практически невозможно.

Для монтажа/демонтажа велосипедного дискового тормоза Вы всегда можете обратиться в специализированную мастерскую.

Поговорим о дисковых тормозах для велосипедов

Дисковый тормоз — довольно простое, но очень практичное приспособление для велосипеда. Основу дискового тормоза составляет стальной диск, диапазона размеров от 140 до 200 мм, фиксируемый в левой части втулки колеса в непосредственной близости со спицами.

Качество выполнения дисковым тормозом своей работы, или иными словами произведение торможения, зависит от того, насколько сильно к стальному диску во время его вращения прижимаются с двух сторон колодки — сила торможения будет тем больше, чем сильнее они будут прислоняться.

Эффективность торможения велосипеда дисковым тормозом на порядок выше произведения той же операции при помощи стандартного ободного тормоза по причине производства его колодок из высококачественного абразивного материала.

С ободными же колодками абразивные материалы просто не совместимы, так как в процессе эксплуатации они могут привести к существенным деформации материала обода, которым, как правило, является алюминий.

Стальной диск не изнашивается в процессе трения, и потому может благополучно использоваться по назначению долгие годы.

Велосипедные дисковые тормоза делятся на три типа: механические, гидравлические и гибридные. Механические дисковые тормоза имеют очень простую конструкцию: управляющий рычаг, вынесенный на руль велосипеда, подтягивает к себе трос, который руководит тормозными колодками.

Когда велосипедист нажимает на рычаг, тормозные колодки довольно сильно прижимаются к стальному диску, благодаря наличию довольно простого конструктивного механизма, каким может быть либо ходовой винт, либо кулачок, либо клин. Что касается гидравлические дисковые тормозов, то их построение несколько отличается от вышеописанного.

В вынесенной на руль ручке тормоза располагается главный цилиндр управления со встроенным поршнем. Именно данный силовой цилиндр и руководит работой тормозных колодок, связываемых между собой рукавом.

При нажатии тормозной ручки, цилиндр передает давление по шланге при помощи специальной несжимаемой тормозной жидкости к цилиндру в суппорте, который непосредственно и влияет на тормозные колодки. Как стало понятно уже из самого названия данного типа тормозного механизма, вся система велосипедной тормозной гидравлики внутри заполняется маслом.

Этот тип дискового тормоза просто идеален как для горного, так и практически любого электрического велосипеда, правда имеет он не совсем низкую стоимость и довольно сложные настройки. Если сравнивать гидравлические дисковые тормоза с механическими, то гидравлика будет, конечно же, на порядок выше.

Механические дисковые тормоза имеют несколько больших минусов. Так как в процессе их работы постоянно натягивается трос, может иметь место заедание или растягивание троса. Правда, с позиции простоты ремонта, механический тормоз будет, бесспорно, впереди.

Гидравлические дисковые тормоза

Гибридные дисковые тормоза — это объединение в одном устройстве механики и гидравлики двух описанных ранее типов велосипедных тормозов. Уделять особое внимание данному типу дискового тормоза я, пожалуй, не буду, поскольку в наше время он является мало распространенным.

Отмечу только, что передача тормозного усилия в нем производится аналогично механическому тормозу — от тормозной ручки до супорта при помощи троса, где расположена гидравлика.

Сказать, что гибридный дисковый тормоз в разы лучше обычного гидравлического — нельзя, но по каким-то, не совсем понятным для меня причинам, он стоит существенно больше.

Как уже описывалось раньше, размер дисковой части тормоза, или его ротора может находиться в пределах 140-200 мм. Чем большим будет ротор, тем более эффективно будет работать тормоз. Тормозные колодки также могут иметь разный тип наполнения: металлический или органический.

Металлические колодки, как несложно догадаться, наполняются металлическими опилками, органические – в разы более мягким наполнителем. Разница между этими колодками состоит прежде всего в показателях износостойкости и качества, а также плавности торможения.

Так, органические колодки, хоть и служат значительно меньше, тормозят существенно лучше металлических.

Весь процесс установки дискового тормоза на любой велосипед, в том числе и электрический, можно разбить на несколько этапов.

Во-первых, производится непосредственное фиксирование на руль ручки тормоза, которая будет отвечать за подачу тормозного усилия, устанавливается калипер в специальные крепления на раме.

Во-вторых, устанавливается тормозной диск на втулку, после чего закрепляется тормозной трос в ручке и продевается в рубашку, что протягивается к калиперу. Последнее действие, которое должен проделать велосипедист, устанавливая дисковый тормоз, это закрепить тросик и хорошо отрегулировать тормоза.

Для того чтобы в процессе использования дисковых тормозов не возникало «приятных» неожиданностей, велосипедист обязан регулярно проводить проверку состояние колодок дискового тормоза, контролировать уровень растяжения тросика, осуществлять регулярную чистку основы тормоза (ротора) от грязи.

Особенно ценны дисковые тормоза для электровелосипедов. Как правило, в случае с обычными педалируемыми велосипедами развитие высокой скорости — довольно редкое явления, потому потребность в высокой мощности торможения при такого рода велопоездках практически никогда не возникает.

Если же на велосипед установлено мощное мотор-колесо, и порог развития скорости в 25 км/ч для него далеко не предельный, лучше установить на свой электробайк качественный дисковый тормоз, так как только он сможет обеспечить наиболее высоких уровень торможения, существенно повысив безопасность и управляемость транспортного средства на дороге.

Какие же плюсы использования дискового тормоза на электровелосипеде? Это прежде всего: их большой срок службы, обеспечение отличной сцепляемости колеса с дорожным покрытием во время торможения, отсутствие потребности в проведении частой регулировки, большой показатель коэффициента трения между ротором дискового тормоза и абразивом, возможность эксплуатации практически в любые погодные условия.

Гидравлические дисковые тормоза – это тот оптимальный вариант, который подойдет электровелосипеду. Люфт в этом виде тормоза полностью отсутствует, он прекрасно поддается регулировке и отлично реагирует на команды тормозной ручки, ну и, что немаловажно, гидравлический дисковый тормоз имеет хорошую мощность торможения.

Механические тормоза будут уже похуже гидравлики. Если установить их на электровелосипед, однозначно придется столкнуться с такой проблемой, как наличие люфта и быстрый износ передаточного механизма.

Так, трос, который обеспечивает передачу тормозного усилия от ручки тормоза на руле до колеса, рано или поздно изменит свою длину, существенно вытянувшись.

Правда, если Вы все же не желаете тратить много денег на покупку тормозной системы для своего велосипеда — Вам вполне сгодится и механический дисковый тормоз. Он прост в обслуживании, ремонте и довольно надежен по сравнению с обычным ободным тормозом.

Хоть дисковые тормоза и имеют определенные недостатки, они довольно не существенные в сравнении с их достоинствами, ведь касаются они по большей части не эксплуатационных параметров, а прежде всего цены, несколько увеличенного веса и необходимости наличия на велосипеде втулок для крепления диска. Ну, и ещё один не совсем приятный момент, который никак нельзя оставить без внимания, – при отсутствии под рукой в нужный момент специальных инструментов довольно сложно самостоятельно проводить ремонт дискового тормоза.

Когда и зачем нужно менять ротор дискового тормоза?

Много говорят вокруг о преимуществах дисковых тормозов. Вот прям всем они хороши: и обод остается целым, и модуляция хорошая, и мощность высокая. Но нет, говорить о плохом здесь не будем, а лучше поговорим о том, о чём вообще чаще всего молчат — о причинах замены роторов и признаках необходимости этой манипуляции.

Износ

Роторы дисковых тормозов обычно служат довольно долго, поэтому многие райдеры воспринимают этот элемент велосипеда, как не требующий внимания. Производители, тем не менее, указывают минимальную толщину ротора. Компания Shimano, например, свои роторы выпускает с толщиной рабочей поверхности в 1,8 мм, а замену рекомендуют производить при толщине 1,5 мм, что, собственно, на роторах и написано.
В компании SRAM считают, что ротор должен иметь толщину 1,85-1,9 мм, а его замену лучше не откладывать, когда толщина уменьшается до 1,55 мм. Ну, а если вашим ротором можно нарезать хлеб, то тут и замеры проводить не нужно.

В народе считается, что появление вокруг рабочей поверхности ощутимой ногтиметром ступеньки можно считать серьезным основанием для замены ротора. Хотя для этих целей лучше использовать штангенциркуль. Да, он то проинформирует о толщине ротора намного лучше, чем ноготь.
И потом, надо учитывать неравномерность износа ротора. То место, где вы прикладываетесь ногтем, вполне вероятно, может быть самым глубоким из-за неравномерного прижима колодок, так что. штангенциркуль наше “всё”.

Предугадать примерный пробег дисковых тормозов просто невозможно. Здесь играют роль материал колодок, вес райдера, дорожные условия, интенсивность торможения и. и много всего другого, что, порой, предусмотреть невозможно. Эксплуатация изношенных роторов, чья толщина приближается к критической или уже давно приближается к толщине фольги не рекомендуется в целях безопасности. Всегда возможна ситуация с экстренным торможением, и было бы, наверное, неприятно, если ротор просто разрушился бы от резкого срабатывания. В общем, не оттягивайте замену, помните о безопасности своей и ответственности за безопасность окружающих.

Изгиб

С трущимся о колодки ротором сталкивались все. Особенно часто сталкиваются владельцы гидравлических систем, так как колодки там подводятся довольно близко к ротору. Причина затирания кроется в изгибе ротора. Однако не спешите его сразу менять.

Разумеется, всё зависит от интенсивности этого затирания. Чаще всего проблема кроется в незначительном нарушении геометрии ротора. Тогда достаточно его подровнять, иногда даже руками — ракетные технологии тут не применяются.

Специальный инструмент для выпрямления ротора.

Случаются, правда, такие изгибы, правка которых практически неосуществима. Происходят они из-за перегрева, простого замятия при падении, замятия при постановке на велопарковку, при перевозке в автомобиле или самолете. Причин нарушения геометрии может быть много, но если вы глазом эту неровность можете заметить, то попытки вернуть всё в исходную позицию бессмысленны и бесполезны.

Апгрейд

Да, причина замены старого ротора может заключаться и в простом желании прокачать свой байк. Например, хочется больше уверенности в том, что тормоза не перегреются. Тогда обычный стальной ротор меняют на охлаждаемый. Выполняется такой ротор с алюминиевым телом заключенным между стальными накладками. Алюминиевая часть выходит далеко внутрь диаметра ротора и образует дополнительные ребра охлаждения. Перегреть такой ротор сложнее на затяжных спусках, чем обычный цельный кусок стали. Пока только Shimano научились делать такой продукт.

В теории такие роторы продлевают жизнь всей системы.

Во-первых, сами роторы служат дольше из-за более эффективного рассеивания тепла.

Во-вторых, тормозные колодки меньше подвержены эффекту выгорания, особенно заметно это на затяжных торможениях.

В-третьих, вся система склонна работать тише. Почему — не знаю, так говорят.
Как знать? Может вас не устраивает цвет алюминиевого паука. что тоже является полноценным основанием для замены ротора.

В-четвертых, тормозная мощность охлаждаемой системы выше, чем у обычной. Добавление охлаждаемых колодок, от всё той же Shimano, сделает вас и вовсе тормозным Богом.

Диаметр

Наиболее распространенными являются роторы диаметром 160 мм. Под этот размер большинство производителей рам закладывают основания для калиперов, чтобы не требовались адаптеры и переходники. Однако сейчас мы говорим о среднем велосипеде и велосипедисте.

Желание увеличить размер ротора на среднем велосипеде посещает, как правило, людей с большим весом. Ну, 90-100 кг, это уже много для средних тормозов. Куда комфортнее будет останавливаться велосипед с передним ротором на 180 мм. Задний ротор реже подвергается апгрейду, так как на него ложится около 40-30% всей нагрузки, всё остальное несет на себе передний тормоз. Кстати, некоторые велосипеды с большими размерами рам по умолчанию комплектуются роторами на 180 мм. Переход на больший ротор возможен только при условии наличия соответствующего адаптера, это важно помнить. Опять же мы говорим о среднем велосипеде, к коим принято относить какой-нибудь МТБ.

С шоссейными велосипедами всё примерно так же. Сзади там устанавливается ротор на 140 мм, а спереди на 160. Последнего более, чем достаточно, так как шоссейные колеса, априори, не в состоянии развить такую же тормозную мощность, как МТБ колеса. С другой стороны, увеличенный диаметр ротора позволяет лучше справляться тормозной системе с перегревами, что очень важно на затяжных скоростных спусках.

По своему опыту могу сказать, что с весом 60-70 кг устанавливать 180-е роторы вместо 160-х на МТБ бесполезно. Появляется избыточное торможение. Можно возразить, мол рукой меньше дави на тормоз и всё. но экстренное торможение всё быстро расставляет на свои места. Скользить с заблокированными колесами оказывается довольно скучно, осознавая, что для модуляции у тебя маловато сцепления с дорогой. И, да, здесь речь идет о применении велосипеда в городских условиях. В своей естественной стихии такие тормоза себя оправдают с лихвой.

Увлеченный велосипедист с 2014-го года. Терпеть не мог, когда велосипед в ходу издавал посторонние звуки, что заставляло его многократно все перебирать, перемазывать и обновлять. Любит вникать в тонкости, посему многочисленные переборки своего велосипеда вылились в дальнейшем в работу веломехаником. Прошёл тернистый путь от Shimano Acera на Comance Tomahawk через SLX до XTR на Specialized S Works, а потом просто пересел на бюджетный шоссейник на оборудовании Campagnolo Xenon 10. За плечами веломарафон (МТБ) Куяльник 2019-года, где на маршруте Light занял 5-е место. В настоящее время остается активным пользователем велосипеда и продолжает углублять свои знания в этой сфере.

Источники:

https://www.kryptobike.ru/velo/tipy-tormoznyx-kolodok-dlya-diskovogo-tormoza-velosipeda-i-ix-osobennosti
https://pro-veliki.ru/remont-i-obsluzhivanie/kak-nastroit-i-otregulirovat-diskovye-tormoza-na-velosipede.html
https://spiegelstudio.ru/remont/diskovye-tormoza-dlya-velosipeda-vsyo-o-velosporte.html
https://velojournal.net/kogda-zachem-nuzhno-menyat-rotor-diskovogo-tormoza

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector