Вела велосипед ссср

Содержание скрыть

Советские велосипеды

Марка Велоспорт в СССР

Велосипедное производство в Советском Союзе активно возросло после эпохи военного коммунизма: тогда в 20-х годах прошлого века была восстановлена работоспособность ХВЗ – Харьковского велосипедного завода, который стал главной площадкой для производства трех- и двухколесных коней в СССР. Первый велосипед сошел с конвейера в 1924 году. С тех пор началась стальная эпоха для всех советских ребят, для которых главным дворовым развлечением стали гонки на велосипедах.

Позволить себе иметь дома байк могла не каждая семья: кому-то не доставало средств, а кому-то попросту негде было хранить такое здоровое транспортное средство: семьи жили в коммуналках, где каждый квадратным метр был расписан. Больше везло тем, у кого был свой гараж: там можно было и хранить велосипед, и самостоятельно его чинить, и даже всячески украшать – главное, чтобы хватило фантазии. Ниже мы рассмотрим несколько самых популярных моделей советских велосипедов.

Велосипед

«Аистов» начали выпускать в 1947 году. Эти модели были очень незатейливы в конструкции, легко ремонтировались и не нуждались в особом обслуживании, в связи с чем велосипед приобрел просто невероятную популярность. Их производят и по сей день: сейчас этим занимается одноименный белорусский велосипедный завод.

В 1950 году марка отметила своеобразный юбилей – был выпушен 100-тысячный велосипед, что красноречиво говорит о повсеместном его распространении. Аналогом «Аиста» была «Десна», но первого отличало наличие прямой, а не изогнутой рамы. В советские времена «Аист» был конкретной моделью велосипеда, в то время как сегодня под маркой «Аист» выпускается несколько модификаций, отличающихся своими индивидуальными характеристиками.

Салют

Велосипед

«Салют-С» — еще одна модель советского велосипеда. Он представлял собой двухколесный байк, который складывался пополам, что облегчало его перевозку в общественном транспорте или в автомобиле. По конструкции «Салют» напоминал «Каму», с той лишь разницей, что колеса у него были чуть большего диаметра.

Выпускалась еще одна разновидность – «Салют», или «Уралец». В отличие от вышеописанной складной модели, этот велосипед имел полноценную ромбовидную стальную раму, которая называется мужской. Модель с женской рамой называлась «Сура».

Кросс

Некоторые называют «Кросс» советским BMX-ом. В чем-то здесь есть логика, ведь «Кросс» подразумевался как спортивно-игровая модель для соревнований, правда, предназначался только для детей: в документации было сказано, что его основная аудитория – мальчики и девочки в возрасте с 7 до 11 лет. Велосипед производили на Саранском механическом заводе. Для ребенка он был немного тяжеловат – 12 кг.

  • В список дополнительных элементов комплектации входили 2 крыла – заднее и переднее, три вида светоотражателей – задний, передний и для спиц, а также мягкий защитный слой на верхней части рамы.

Велосипед

«Кама» заслужила статус первоклассного велосипеда. Несмотря на свою довольно высокую цену (100 рублей в конце восьмидесятых), она все равно стала бестселлером и была предметом мечтаний многих, поэтому за ними в магазинах натурально выстраивались очереди. Чтобы заслужить такой велосипед, многие дети клялись учиться всю оставшуюся жизнь на одни пятерки.

Что же так привлекало в «Каме»? Конечно, стильный внешний вид. Конечно, нечета сегодняшним байкам, но по тем меркам велосипед был очень даже привлекательным. Кама могла «расти» вместе со своим хозяином, у нее были удлиненные втулки на руле и сидении, а также отсутствовала горизонтальная балка рамы, что позволяло вставать «на дыбы» значительно легче. Этому сопутствовал еще и небольшой диаметр колес. Что еще интереснее, «Камы» выпускались еще и в складном варианте, а это значит, что хранить и перевозить ее можно было гораздо легче других моделей.

Турист

Велосипед

Прототип шоссейного велосипеда «Турист» называли роллс-ройсом от вело промышленности СССР. Отличительной особенностью «Туриста» выступало наличие переключателя четырех скоростей, чем другие байки похвастать не могли. Как несложно понять из названия, модель создавалась для длительных походов, и в таких условиях наличие скоростей играло важную роль для путешественников. Так как владельцами «Туристов» обычно были взрослые, для ребенка было счастьем проехаться хотя бы на раме этого велосипеда. Привлекало еще и то, что в заводской комплектации велик сразу поставлялся с подседельной сумкой, насосом и багажником, а иногда — еще и с динамо-машиной и фарой.

Отличался «турист» еще и рулем, который в народе прозвали «баранкой». Как и у современных шоссейников, такой руль позволял менять положение рук, чтобы дать отдых разным частям тела – преимущественно спине. Здесь же, на руле, располагались рычаги ручного тормоза.

Тюнинг советских велосипедов

Советский Союз уже давно прекратил свое существование, а вот его велосипеды его до сих пор на ходу. Не все, конечно, но те, что получали должный уход, еще вполне работоспособны. Чтобы придать такому байку современный вид, некоторые владельцы тюнингуют велосипед самыми мыслимыми и немыслимыми способами. Под «горячую руку» попадает всё – колеса, рамы, рули, запчасти, аксессуары.

«Ностальгия по ушедшему»: советские велосипеды, которых очень не хватает

Выпуск велосипедов в Советском Союзе не просто был поставлен на поток. В стране делалось огромное количество самых разнообразных моделей, способных удовлетворить потребности, как профессиональных спортсменов, так и любителей активного образа жизни. Не оставались без двухколесного транспорта и те, кто просто искал доступное и комфортное средство передвижения на небольшие расстояния. Сегодня же пришло время вспомнить самые удачные модели и бренды велосипедов с советских предприятий.

Модельный ряд велосипедов «Аист» делался в СССР главным образом для детей и подростков. Большинство из них имело складную конструкцию. Делалось это для упрощения транспортировки и хранения велосипеда. Производились «Аисты» на Минском мотовелозаводе, предприятии, которое было основано почти сразу после Второй мировой войны в 1947 году. Примечательно, что бренд «Aist» продолжает жить и чувствует себя весьма неплохо.

«Кама» и «Урал»

Модельный ряд велосипедов, которые по своей конструкции и назначению очень похожи на продукцию белорусского ММВЗ. Разница лишь в том, что детские и подростковые «Камы» выпускались на мощностях Пермского машиностроительного завода. Завод был основан еще в 1936 году. После распада СССР бренд переименовали в «Forward», однако уже в 2006, производство знаменитых велосипедов свернули.

В Советском Союзе были мотоциклы «Урал», автомобили «Урал» и даже велосипеды «Урал»! Как несложно догадаться, делали их в лучшие времена на все том же ПМЗ. Многие соотечественники считают данное транспортное средство вершиной велосипедостроения СССР (и не безосновательно).

«Школьник»

Горьковский велосипедный завод являлся частью объединения ГАЗ. Одним из самых известных модельных рядов предприятия являлся подростковый велосипед «Школьник». Конструкция велосипеда оказалась настолько удачной, что выпускали ее на протяжении 40 лет, с 1956 по 1996 год. К сожалению, после распада Советского Союза, выпуск велосипедов на ГАЗ был свернут. И это несмотря на то, что завод выпускал изделия подобного толка с 1940 года.

«Турист» и «Спутник»

Харьковский велосипедный завод – настоящая легенда, среди любителей двухколесного транспорта Советского Союза. Сосчитать все модели этого предприятия будет весьма сложно. Завод был основан еще до прихода советской власти, в 1923 году и успешно работает по сей день. Модельный ряд «Турист» в свое время предназначался для разных категорий граждан. Сегодня же ХВЗ куда больше известен по моделям «Украина», «Junior» и «Tiger».

Многие из тех, кто прожил в СССР представительную часть жизни, должны вспомнить и вот такой отечественный спортивный «гражданский» велосипед. Собирали «Спутники» на ХВЗ с 1964 по 1968 год.

«Москва-80»

Велосипед – легенда, который был произведен в СССР в количестве всего 52 штук (что уже само по себе редкость, учитывая любовь Союза производить все в больших количествах). Разрабатывали и создавали данный велосипед специально для того, чтобы он принял участие в Олимпиаде. В последствии, именно на базе 80-ки в Харькове был создан спортивный велосипед для простых граждан под названием «Тахион».

В продолжение темы читайте о том, каким был первый в СССР дом на колесах — прицеп-дача «РАФ-04», созданный 60 лет назад в Риге.

Велосипеды ссср: популярные модели прошедшей эпохи

Велосипеды СССР, текст и много фотографий раритетных велосипедов

Велосипеды ссср: популярные модели прошедшей эпохи

СССР никогда не был мощной велосипедной державой, но ездить на великах умели практически все — потому что в детстве считалось позором, если ты не принадлежишь к касте велосипедистов, даже если у тебя этого велосипеда не было. Городским пацанятам в этом плане приходилось туго, так как мало кто из родителей мог себе позволить держать велосипед в квартире или, что еще хуже, в коммуналке. А иногда и нужных моделей в продаже не было.

До сих пор помню магазины «Спорттовары», заставленные по самое не балуйся здоровенными и тяжелыми велосипедами а-ля «Украина», именуемыми в народе «Х*И-ВОЗИТЬ-ЗАПРЕЩЕНО» — по аббревиатуре ХВЗ, то бишь Харьковского велосипедного завода. Ну вот куда такой ребенку? И ведь кто-то их покупал. А дети ездили на таких, просовывая ногу под раму. Цирк да и только! Такие велосипеды считались колхозными или дедовскими. На них удобно было возить удочки. Бывало, привяжешь к раме какой-нибудь «Риги» или «Украины» удочку — и вперед, к озеру, как звездолет из космопорта! А потом замешкаешься где-нибудь на развороте в кустах — и хана твоей удочке

Велосипеды ссср: популярные модели прошедшей эпохи

Велосипеды ссср: популярные модели прошедшей эпохи

  • Особенности велосипедов времен СССР
  • Трехколесный приятель для юных велосипедистов
  • Дорожные синглспиды советской эры
  • Гоночные модели для дорог и шоссе
  • Комментарии

О разнообразии велосипедов на данный момент известно фактически каждому. Это и замечательные МТБ для туристической езды по распутью, трюковые BMX, скоростные шоссейники, гибриды, дорожные синглспиды и скоростные модели…. Но не всегда велик был так прекрасно представлен в стольких лицах. В СССР, к примеру, главная масса населения ограничивалась односкоростными моделями.

Реже виделись скоростные модификации, а маунти-байки по большому счету существовали в единичных количествах.

Советские велосипеды занимают особенное место: их запрещено и забыть. Более того, кое-какие продолжают деятельно катать ветхого двухколесного коня, всячески совершенствуя его. Заметить байк производства СССР возможно на досках объявлений.

Это популярный и реализовываемый товар в Сети.

Для громадна времен 70-х и 80-х полностью нормально прокатать на себе пара поколений, несущая колёса и конструкция сохраняют собственный первозданный вид. Очевидно, при соблюдении обычных условий хранения. Возможно смело заявить, что коммунистический байк – это собственного рода музейный экспонат, повод и раритет для гордости.

Окунемся в прошлое и отыщем в памяти, какие конкретно громадны производили в те времена.

Особенности велосипедов времен СССР

Какими-то супер-отличиями советские велосипеды от нынешних не владели, но они сходу кидаются в глаза. Имеется у них, что ли, собственная волшебство, хранящая воспоминания в далеком прошлом ушедших лет. А вдруг без шуток, то рама простых великов представлялась в нескольких вариантах:

  • прямая;
  • выпуклая верхняя труба;
  • открытая.

Шоссейный велосипед постоянно выпускался лишь в прямом варианте и был легче простого синглспида. Действительно, практически все байки тех лет имели больший вес если сравнивать с нынешними моделями. Данный недочёт компенсировался большой прочностью как самой рамы, так и всех остальных подробностей.

Недаром говорят, что велосипеды из СССР фактически не убиваемые и смогут выдержать каждые дорожные и погодные условия!

Рамы односкоростных велосипедов были уже, чем на данный момент. В обязательном порядке было наличие крыльев. Они находились и на городских, и на гоночных велосипедах.

Размеры колес варьировались от 20 до 28 дюймов. Но, последний размер возможно было встретить чаще.

Традиционно велосипед имел ножной барабанный тормоз, кроме того на данный момент возможно услышать выражение «коммунистический тормоз». Приводился в работу перемещением педалей назад. Тормоз эргономичен, запланирован на целый срок эксплуатации громадна, по эффективности сопоставим с ободным.

Тип V-brake ставился лишь на гоночные скоростные модели. Имели возможность различаться и размеры задней звезды на синглспидах: она была чуть больше, а цепь на пара звеньев дольше.

А вот аксессуар, что на велосипедах советских времен был необыкновенной уникальностью – это подножка. Тем, кто пользуется этим вариантом велотранспорта, не через чур комфортно парковаться. Но, исправить данный недочёт и поставить подножку возможно самостоятельно.

Трехколесный приятель для юных велосипедистов

Учить езде на велосипеде в СССР старались с самого детства. Как раз как детский и подростковый данный транспорт позиционировался продолжительное время, пока не вырвался на свободу и не покорил все возрастные категории.

Учить ребенка на взрослом а также подростковом байке легко невозможно, исходя из этого производители изначально стали выпускать специальныедетские модели на трех колесах. К характерным показателям этих великов относятся:

  • задняя осевая балка рамы;
  • твёрдое закрепление колес;
  • «передний привод», педали закреплены к переднему колесу;
  • задние колеса меньше переднего в диаметре;
  • ни седло, ни руль не регулируются.

Нарядный и стильный по тем временам трехколесный велик

Трехколесный велосипед был любимым транспортом для малышей: его легко освоить, на нем скоро ехать, да и здоровье активные покатушки усиливают хорошо. Стоит упомянуть и хорошее уровень качества сборки «малюток». Они нормально имели возможность выдерживать не только детей, но и «тяжелых» подростков-хулиганов.

Об этих велосипедах определили и дети 90-х годов, поскольку конструкция не только выдерживала каждые нагрузки, но и прекрасно сохранялась.

Дорожные синглспиды советской эры

Итак, переходим к подростковым и взрослым велосипедам. Их заглавия отражали не производителей, а нарицательные и личные имена: «Школьник», «Аист», «Орленок», «Салют», «Урал», «Кама». Это еще одно веское отличие от современных велосипедов.

Дорожные велосипеды русского производства

Школьник – это популярный двухколесный транспорт среди подрастающего советского поколения. Его история началась во второй половине 50-ых годов двадцатого века и длилась практически 40 лет. В лихие 90-е выпуск данной модели прекратили.

Аудитория велосипеда – дети от 10 до 13 лет. Всем как мы знаем, что дети не через чур аккуратно относятся к вещам: берут-то все равно родители. Но, данный байк исключение. Владелец берег его как зеницу ока, поскольку велосипеды стоили по тем временам недешево, второй раз взрослые вряд ли сделали бы таковой презент. Школьник – это не совсем личный велик.

Один байк имел возможность свободно прокатить еще двоих пассажиров без поломок.

  • открытая прямая рама;
  • 20-дюймовые колеса;
  • дорожные покрышки;
  • ножные тормоза;
  • большой регулируемый руль;
  • щиток для цепи, крылья;
  • вес порядка 10 кг.

Школьник – спутник детства

Еще одним броским представителем подросткового байка есть «Орленок» производства Шуляйского веломоторного завода (Литва). Изогнутые трубы рамы придавали велосипеду вид круизера. По большому счету, машина смотрелась красиво и бережно: ровный лазоревый окрас крыльев и рамы, двухцветное седло, несложная форма руля.

Колеса 24 дюйма – в самый раз для подрастающего велосипедиста. «Орленок» –это потрясающая выносливость, высококачественная сборка и прочность деталей.

Прекрасный и крепкий «Орленок»

«Аист» – полноценный взрослый велосипед с рамой открытого типа. Не считая удобства катания, велик дарил возможность сложить себя и хранить в укромном уголке. Назначение громадна – неторопливые прогулки, поездки на работу либо в магазин.

Несложная конструкция была доступна для освоения кроме того 10-летнему ребенку, что сказать о взрослом человеке.

Аисты начали собственный полет еще в пятом столетии ХХ века (1947) и выпускалисьвпредь до начала XXI века. Громаднейший пик выпуска – вторая добрая половина советского периода, потом марка начала сбавлять обороты. Сейчас сохранилось только наименование, ито в английском варианте.

Под брендом «AIST» создают громадны на любой вкус: МТБ, гоночные, дорожные, детские.

«Аист» в советском прошлом

«Салют» – дорожный велосипед для активных поездок по городу. общая конструкция и Марка сохранились в наши дни. Встретить велик возможно в любом магазине, где продаются синглспиды. Во времена СССР эти велосипеды выпускались в нескольких вариантах:

  • складная рама, средние колеса, изогнутый руль;
  • разборная конструкция;
  • ромовидная нескладная рама, прямой руль, громадные колеса.

на данный момент в продаже видится лишь первый вариант, а по большому счету ветхие модели «Салют» еще много пользуются успехом в райцентрах и сёлах.

«Урал» – разновидность нескладного «Салюта», хороший вариант односкоростного велосипеда.

Он эргономичен в применении, прекрасно разгоняется на собственных 28-дюймовых колесах, неприхотлив на дорогах (как и все другие велосипеды из СССР), и оснащен особой сумочкой для лекарств и хранения инструмента. В случае если сравнивать какой-либо дорожный синглспид, то с «Уралом»!

«Урал», как хорошая музыка, живет всегда

А вот больше всего признания взяла «Кама». Данный маленький компактный велик был так несложен в обслуживании и без того прекрасно ездил, что покупался налету и выстраивал за собой долгие очереди. Не считая поездок, «Кама» разрешала еще и выполнять трюки, благодаря мобильности рамы и небольшим колёсам.

«Кама» – общий любимчик советского народа

Компактные колеса – это выносливость и хорошая проходимость. «Кама» больше всего подвергалась тюнингу: как раз с нее вошли в моду зеркала заднего вида, свет, украшения. Но, велик и сам был в хорошей внешней форме: броский окрас, узорчатая передняя звезда, плавный руль, компактный багажник. Быть может, на данный момент данный велик позовёт только ухмылку, но в свое время это он был лучший.

Гоночные модели для дорог и шоссе

В среде гоночных велосипедов выпускались следующие марки:

  • «Тахион»;
  • «Москва-80»;
  • «Спутник»;
  • «Турист».

Производство спортивных скоростных байков поглотил ХВЗ – Харьковский велосипедный завод, что существует и сейчас.

«Тахион» – замечательный шоссейный велосипед, высококлассная машина для развития большой скорости по автостраде. Снаружи данный велик фактически не отличается от современного гоночного аналога. Планировал в основном из импортных подробностей, дорого стоил. Из-за большой цены, куда, не считая материалов, входила и сборка, тираж этого велосипеда не превысил 400 единиц.

Обладатель «Тахиона» считался такими крутым и богатым, что кроме того превосходил обладателя хорошего автомобиля.

«Тахион» – стремительный, стильный и недосягаемый

«Спутник» – популярный спортивно-прогулочный велосипед. Трансмиссия включала пара скоростей, благодаря чему байк возможно было разогнать до хороших 30 – 35 км/час. Седло напоминало дорожное, а вот руль – чисто шоссейный, изогнутые бараны.

Тормозная совокупность была представлена ободным прижимным механизмом.

Иметь для того чтобы спутника в дороге – громадная успех!

«Спутник» – это недешевый велосипед, но не заоблачный, как «Тахион». Его отличительная черта – это расширенный набор: велосипед, зеркало, набор и насос инструментов.

«Москва-80» – суперлегкий и прочный велосипед, выпущенный к началу олимпиады 1980 года в Москве. Поразительный вес – 8 кг в сочетании с выносливостью – мечта любого специалиста-гонщика. Назначение байка – спортивные соревнования.

Выпуск велосипедов образовывает всего 10 штук, так что широкие веса встретились с ним лишь на картинах.

Олимпийский велосипед «Москва-80»

«Турист» – 4-скоростной легкий велосипед для продолжительных поездок. Оснащен рулем-бараном, крыльями и ободными тормозами. Имеется специальная сумочка и багажник-органайзер для хранения небольших инструментов.

В остальном это простой шоссейник отечественных лет.

Пришла пора возвратиться в наши дни. Само собой разумеется, на данный момент велосипеды намного превосходят советские по скорости, комплектации и специфике. Но в те времена, как выяснилось, они также пользовались популярностью .

Быть может, как раз те ушедшие модели напомнили о себе и дали толчок к формированию велоиндустрии.

Легендарные Велосипеды СССР

Темы которые будут Вам интересны:

7 легендарных велосипедов СССР

Велосипеды ссср: популярные модели прошедшей эпохи

В Советском союзе производились качественные велосипеды, о каждой из моделей можно писать книги и снимать фильмы. У некоторых велолюбителей-коллекционеров до сих пор сохранились раритетные велосипеды, некоторые из них хранятся на балконах и в кладовках до сих пор.

Мы собрали в этом материале легендарные советские велосипеды, которые восхищали не одно поколение велосипедистов.

Велосипед «Урал»

Классическая модель велосипеда прочная и надежная. «Урал» мог преодолевать любые расстояния и по любому дорожному покрытию, более того, он мог везти на себе груз солидного веса.

В комплектацию входила аптечка, ремонтный набор и насос. На раму велосипеда можно было установить дополнительное пассажирское сиденье.

Тот, кто катал на «Урале» признается в том, что среди современных даже импортных моделей сложно найти велосипед, который был бы столь надежен.

Велосипеды марки «Урал» стали выпускать в 1965 году на Пермском заводе. Почти каждый желающий в те времена мог позволить его купить. Так как продукция пользовалась большим спросом и приносила заводу хорошую прибыль, за одну смену собиралось несколько сотен колёс, а лучший работник поощрялся бесплатным экземпляром.

Самое удивительное, что велосипед «Урал» до сих пор можно увидеть на дорогах разных городов, велолюбители до сих пор тюнингуют и ремонтируют любимый транспорт и продолжают на нём катать.

Велосипед «Москва-80»

Эта модель велосипеда была произведена к проведению в СССР Олимпиады в 1980 году.

Историки рассказывают, что на велосипеде этой марки должна была выступать советская сборная, но почему-то этого не произошло, несмотря на то, что «Москва-80» были признаны лучшими велосипедами 70-х – 80-х годов XX века. После на велосипедах этой марки участвовали в велогонках команды Украины, Беларуси, Латвии, Эстонии, Литвы и Киргизии.

Вес велосипеда – 8 килограмм, являлся самым оптимальным для гонок. При изготовлении велосипеда применялись отечественные сплавы алюминия и титана.

Велосипед «Тахион»

С 1981 по 1992 год Харьковский завод выпускал спортивно-шоссейный велосипед «Тахион». Этот велосипед получил всемирную известность, он был разработан Центральным конструкторским техническим бюро (ЦКТБ) велостроения в Харькове под руководством конструктора Реджинальда Ивановича Воронцова.

Название велосипеду Воронцов придумал сам: в теоретической физике тахион – это гипотетическая частица, движущаяся со скоростью, превышающей скорость света в вакууме.

При производстве использовались зарубежные разработки, японские трубы и французские цепи, алюминиевые сплавы и титан. Вес велосипеда равнялся 9,5 кг.

Всего история вело разработок насчитывает 9 моделей «Тахиона», созданных для трековых и шоссейных велогонок. Велосипеды этой марки выпускались на протяжении 10 лет, за этот период было выпущено всего 400 моделей.

Это была одна из самых дорогих советских моделей велосипеда, созданная для велогонок, потому не каждый мог себе позволить купить её.

Велосипед «Аист»

Велосипеды этой марки начали производить в 1947 году, и выпускаются и по сей день, более того они до сих пор очень популярна и выпускается на заводе «Аист» в Белоруссии. Существует несколько моделей «Аистов» — шоссейные, горные, детские и дорожные.

Свою популярность «Аист» заслужил благодаря простоте конструкции и легкости в ремонте.

В 1950 году велосипеды этой марки были настолько распространены, что даже был отмечен юбилей в честь выпуска 100-тысячного велосипеда.

Велосипед «Зич-1»

Велосипед выпускался на авиационном заводе им.Чкалова в Новосибирске. Первый был выпущен в послевоенные годы в 1946 году и являлся мечтой любого ребенка, но из-за своей большой цены был доступен только представителям партии, научной интеллигенции и крупным военным чинам.

Велосипед имел три скорости и ручными тормозами, интересный дизайн и фарой, которая работала от маленького генератора и располагалась на переднем крыле «Зич-1». Модель иела спортивный руль и картер цепи.

Велосипед «Школьник»

Старт выпуска этих велосипедов приходится на 1956 год, их производили на Горьковском велосипедном заводе, а продавали на территории СССР, но и во многих других социалистических странах.

Первоначально модели были рассчитаны на мальчиков, в них присутствовала закрытая рама, в поздних велосипедах её убрали. Задняя втулка велосипеда обладала свободным ходом, для руля был характерен увеличенный вынос, а мягкое сидение было с жестким каркасом.

Чуть позже стали производить велосипеды и для девочек и для мальчиков. Такая модель выпускалась 20 лет с 1973 года по 1993 год XX века. Вес велосипеда был 9,5 кг.

Велосипед «Спутник»

«Спутник» — так называлась ещё одна модель велосипеда, которую выпускал Харьковский завод. Многие советские семьи вспоминают 60-70 годы и обязательно говорят об этом велосипеде. На «Спутнике» были установлены дюралевые либо стальные обода, усиленные педали, тормоза с симметричной тягой, улучшенные переключатели скоростей, руль спортивного типа.

Этот велосипед был с мужским характером, и крайне редко на нём можно было увидеть женщину. Предназначался для туристических прогулок и спортивного катания.

Велосипед комплектовался насосом, звонком и сумкой с набором инструментов.

А вы знаете какие-нибудь марки советских велосипедов?

История велосипеда в фотографиях (+ док. фильмы)

Велосипеды ссср: популярные модели прошедшей эпохи

Точнее сказать, история велосипедизма в интересных исторических фотографиях. Очень много фото!

Дочери Огюста Люмьера, 1909 г.:

В семье Люмьеров, около 1910 г.:

Люмьеры были первыми, кто запечатлел велосипед в цвете, но его фотоистория началась, конечно, значительно раньше.

Расцвет велосипедизма в западном мире пришёлся на последнее десятилетие 19 века. До пуска автоконвейеров в США велосипед был вполне серьёзным транспортным средством, в одном городе даже открыли велополитен. США, 1890-е:

Велосипедом очень быстро заинтересовались военные, которые увидели в нём простой и дешёвый способ увеличить мобильность пехоты.

Французский велострелок на складном Badass Gladiator, 1896 год:

В конце 19 века у велосипеда нашлись первые поклонники в Российской империи. Одним из них был, например, Эдуард Циолковский.

Харьков, Николаевские площадь и собор, Василий Досекин, 1896-1900:

К 1917 г. в России было уже несколько велоклубов, проводились регулярные велопробеги, соревнования, хотя… ни один велосипед не попал в кадр на 2700 снимках Прокудина-Горского.

Велокарета скорой помощи в России, 1911 год:

ВКФ, Терийоки. Велосипедисты на старте, Никитин, 1913:

В СССР развитию велосипедизма уделяли весьма значительное внимание, притом, что для рядовых граждан сам велосипед оставался предметом роскоши вплоть до 1950-х гг.

Парад на Красной площади. Велосипедисты. Аркадий Шайхет, 1924:

Парад на Красной площади, 1930-е:

Как и в любой небогатой стране 20 века велосипеды восполняли нехватку автотранспорта, выполняя роль развозных автомобилей.

Доставка подписчикам газеты известия, Москва, 1934 г.:

Москва, 1934 год:

Обратите внимание — каждый велосипед должен был носить номер государственной регистарации!

Даже детские велосипеды регистрировали:

Для довоенных советских детей собственный велосипед был пределом мечтаний.

Мальчик на самоходном велосипеде пересекает ул. Горького, Аркадий Шайхет, 1935:

В довоенном СССР велосипед выполнял роль и служебного персонального транспорта, для тех, кому было не по рангу авто.

К 1930-м гг. личные автомобили в США стали настолько массовым явлением, что вытеснили с улиц городов не только трамваи, но и велосипедистов.

Вплоть до 1960-х велосипед рассматривался в США только как игрушка для детей.
Совсем другое дело — бедная Европа, где автомобиль оставался предметом роскоши до 1960-х.

Здесь велосипед к 1930-м годам стал массовым средством передвижения даже в крупных городах.

Берлин, 1939 год:

Венгрия, Дьер, 1939:

Варшава, сентябрь 1939:

С наступлением военного времени из-за дефицита горючего велосипеды и вовсе стали вытеснять во многих европейских городах традиционный общественный транспорт.

Варшава, октябрь 1939:

Велотакси в Париже, 1942:

Велотакси в Париже, 1942:

Велотакси в Париже, 1942:

Парижский велорикша, 1943:

Париж в августе 1944-го:

Париж в августе 1944-го:

Кембридж-стрит в Лондоне, 1944:

Велосипед в массовом порядке использовал Вермахт. Немецкая пехота на границе с СССР перед началом операции «Барбаросса», 1941:

Особым случаям являются страны Скандинавии и Ирландия, где велосипед на несколько десятилетий стал главным уличным транспортом.

Стокгольм, 1943 г.:

Улица Дублина около 1940 г.:

Не знаю, когда именно велосипеды успели завоевать улицы китайских городов, на пекинских снимках 1947 года это явно преобладающий вид транспорта:

В Пекине велосипеды будут составлять основу уличного трафика вплоть до второй половины 1990-х гг., то есть почти до самого конца 20 века.

А это уже Пекин 1957 года:

Там же, около 1957 года:

В послевоенной Франции велосипед также был единственным доступным личным транспортом для широких народных масс. Вот какая картина наблюдалась на Лионском вокзале Парижа в августе 1948 года, когда люди массово возвращались из отпусков:

Скандинавия была «велосипедным царством» ещё в довоенных времён. Ви́сбю (швед. Visby) — главный город шведского острова Готланд, 1950 год:

Копенгаген 1950-х — сплошные велосипеды:

Не меньшей популярностью велосипед пользовался у голландцев. Город Масслёйс в Нидерландах около 1950 года:

В Италии в послевоенные годы у велосипеда появился «опасный конкурент» — мотороллеры «Ламбретта» и «Веспа», которые к концу 1950-х стали основным личным транспортом народа.

Итальянские девушки на велосипедах, 1950-е:

А в СССР велосипед в 1950-е продолжал оставаться преимущественно детской игрушкой, причём всё ещё весьма престижной:

Детский магазин в Ленинграде, 1959 год:

В США 1950-х в связи со всеобщей автомобилизацией велосипед из некогда популярного средства передвижения превратился в игрушку для детей и взрослых.

Doris Day позирует на красном велосипеде фирмы Schwinn Bicycle, 1955 год:

В 1960-е велосипед продолжал оставаться важнейшим транспортным средством в ряде стран Европы и Азии.

Дублин, 1961 год:

При этом никакой никакой особой велосипедной инфраструктуры не наблюдалось, никаких выделенных велодорожек.
Трудно себе теперь представить, как велосипедисты вписывались в автотранспортный поток при такой разнице в скоростях!

Нидерланды, Амстердам, 1963:

Нидерланды, Дельфт, 1966:

За пределами своего традиционного ареала в Европе (Скандинавия, Ирландия, Голландия) велосипеды на европейских улицах встречались значительно реже.

Велосипед был популярен и в сельской Европе. Женщины возвращаются домой с полевых работ, Чехословакия, 1968 г.:

Из стран Азии велосипед наиболее популярен был в Китае. Уличная сцена в КНР, 1966 год:

На улице в Кабуле, 1966:

В СССР 1960-х велосипед — любимая детская игрушка. Гагарин с дочерью, 1960-е:

И бонусом красивый соврменный фильм про велосипеды:

Легендарные велосипеды СССР

Велосипеды ссср: популярные модели прошедшей эпохи

Легендарные велосипеды СССРvova_914 июня, 2014

«Тахион»Фото:poehali. netСоветская эпоха оставила после себя серьезное «велонаследство». В годы СССР выпускалось большое количество велосипедов. Некоторые из них еще пылятся в гаражах, другие стали объектами коллекционирования. К сожалению, многие советские велосипеды уже забыты.

«ТАХИОН»Спортивные велосипеды — предмет вожделения любого мальчишки. Каждый мечтал, чтобы его друзья смотрели с завистью на его велик, чтобы все они просили покататься на нем. И, пожалуй, лучше всего для этих целей мог послужить спортивно-шоссейный велосипед «Тахион», созданный Реджинальдом Воронцовым.

Одно название этого велосипеда говорит само за себя: тахион — частица, движущаяся со скоростью, превышающей скорость света в вакууме. Значит, и велосипед должен быть быстрее своих конкурентов и давать преимущество спортсмену на треке. «Тахион» — специальная марка велосипеда, которая производилась на Харьковском велосипедном заводе.

История его насчитывает немногим более 10 лет, так как выпускался он в период с 1981 по 1992 год. При создании велосипеда были применены компоненты зарубежных производителей.

Так же, широко использовались такие материалы, как титан и алюминиевые сплавы, которые активно применяются и современными производителями, благодаря чему его вес составлял 9,5 кг. Всего существовало около десяти моделей, предназначенных для шоссейных или трековых гонок.

За все время существования марки было выпущено порядка 400 велосипедов с различными техническими характеристиками. К сожалению, обычные граждане не могли позволить себе такой велосипед, так как был предназначен для тренировок и соревнований на треке и стоил около 6,5 тысяч рублей.

Что будет, если авиационный завод станет выпускать велосипеды? Получится великолепная модель, которую многие будут считать шедевром. Именно таким стал велосипед «ЗиЧ-1», выпускаемый бывшим авиационным заводом имени Чкалова. Эта модель стала самой желанной для детишек 40-х годов.

«ЗиЧ-1» был самым дорогим и самым технически совершенным велосипедом того времени. Такую дорогостоящую покупку могли позволить себе лишь представители интеллигенции, военные в высоких чинах, обеспеченные представители партноменклатуры.

Велосипед, впервые увидевший свет в 1946 году, стал культовым, так как велолюбители считали его лучшим из всех моделей 30-70-х годов. «ЗиЧ-1» обладал своеобразным дизайном, который сразу же приглянулся покупателям. Помимо этого, у него была система переключения 3-х передач и ручные тормоза.

Этот велосипед прекрасно подходил для тех людей, которые любили кататься в ночное время, так как у него была фара на переднем крыле и генератор электричества, предназначенный для питания фары.

Наверное, каждый слышал много раз о велосипеде под названием «Спутник». У многих был такой, а некоторые даже сохранили его на память о днях минувшей молодости. Он выпускался на Харьковском велосипедном заводе, откуда расходился по всей стране в 60-70-х годах прошлого века.

На велосипеде были установлены обода из дюралюминиевого проката. Но могли так же устанавливаться и стальные. Тормоза с симметричной тягой, усиленные педали, улучшенные переключатели скоростей — все это сделало «Спутник» одним из наиболее популярных велосипедов в стране.

Кроме того, он считался мужским легкодорожным велосипедом. В комплекте с велосипедом шли разнообразные «бонусы», такие как: насос, звонок и сумка с комплектом инструментов.

Установленный на «Спутнике» руль был спортивного типа, благодаря чему велосипед использовался не только для велопрогулок, но и для спортивных тренировок.

«Школьник» — самая популярная модель детских велосипедов в советские времена. Они выпускались на Горьковском велосипедном заводе производственного объединения «ГАЗ». Этот завод начал свою работу еще в 1940 году, изначально являясь цехом Горьковского автозавода по производству «детских автомобилей» и их комплектующих. Во время Второй мировой войны завод был переквалифицирован на выпуск боевых мин. Но уже в 1956 году началось изготовление велосипеда «Школьник». Эта модель предназначалась для детей 10-11 лет, и поэтому пользовалась огромным спросом среди населения страны. Каждый ребенок, родители которого могли позволить себе купить ему такой велосипед, рассекал на нем с особой гордостью, и берег его как самое ценное сокровище в своей жизни. Наверное, благодаря такому отношению сохранилось множество экземпляров данной модели. Также «Школьник» продавался во многих странах социалистического лагеря. Велосипед выпускался по 1993 год. Ранние модели для мальчиков имели закрытую раму, хотя со временем от этой конструкции отказались. Задняя втулка велосипеда имела свободный ход, руль был высокий с увеличенным выносом, седло мягкое с жестким каркасом.

Рассказывая о велосипедах советских времен, невозможно обойти стороной велосипеды марки «Аист». Эта марка в свое время получила огромное распространение и невероятную популярность, что позволило ей продолжить существование и по сей день.

Эти велосипеды запомнились любому человеку, чье детство пришлось не только на вторую половину прошлого столетия, но и на начало нынешнего столетия. Марка «Аист» была создана в 1947 году. Уже в 1950 году был продан стотысячный велосипед.

Простота конструкции, легкость в ремонте, удобство в обслуживании сделали велосипеды этой марки наиболее популярными среди веломашин подобного типа. На данный момент велосипеды этой марки производятся белорусским заводом «Аист». В наши дни здесь выпускаются различные модели и типы велосипедов, таких как горные, дорожные, шоссейные, детские и др.

Теперь, правда, велосипеды производятся под торговой маркой «AIST». В 2008 году на велосипеде AIST восьмикратная чемпионка мира Наталья Цилинская выступала на Олимпийских играх в Пекине. Конечно это был не тот советский «Аист».

Название велосипеда говорит само за себя — он был создан специально для «Олимпиады-80» и предназначался для советской сборной, которая, стоит заметить, так и не выступила на этих велосипедах. Специально для «Олимпиады-80» было собрано 10 экземпляров этих велосипедов.

Изготовлением его занимался Харьковский велосипедный завод. Знатоки совершенно справедливо называют этот велосипед лучшим среди моделей 60-80-х годов. «Москва-80» изготавливалась с применением отечественных титановых и алюминиевых сплавов.

Вес модели составляет чуть больше 8 килограмм, что является наиболее оптимальным весом для велогонок. На велосипедах этой модели ездили сборные команды Белоруссии, Киргизии, Эстонии, Латвии, Украины, Литвы.

Многие соревнования были выиграны на этих произведениях велоискусства.

«Орленок» — культовый подростковый велосипед 50-х годов XX века. Выпускался он на Шуляйском велосипедно-моторном заводе, в Литовской ССР, в городе Шяуляе. Он являлся переходной стадией от совсем детских моделей к взрослым и считался символом начала взросления. Так как именно с его помощью переходили от двухколесного детского велосипеда на взрослый дорожный велосипед. Мальчишки и девчонки от семи до четырнадцати лет, на которых он и был рассчитан, рассекали на нем по дворам и улицам. «Орлёнок» считается одним из самых надежных велосипедов, изобретенных в Советском Союзе, поскольку имеет уникальную конструкцию рамы, не предусмотренную в моделях того же класса, и сверх устойчивое заднее колесо. Велосипед появился в начале 50-х годов, как детская модель, но вскоре стали выпускать модели для детей переходного возраста, ставшие самыми популярными и приобретшие большую известность. По большому счету, модельный ряд насчитывал всего две модели: для девочек — «Ласточка» (с литовского «Крегждуте») и для мальчиков — «Орлёнок» («Эрелюкас»).

Украинские велосипеды СССР

Велосипеды ссср: популярные модели прошедшей эпохи

Украинские велосипеды времен СССР. Часть 1.

В советское время делали много качественных вещей, которые и по сей день могут послужить своим владельцам верой и правдой. Неотъемлемой частью истории знака качества той эпохи были велосипеды, которые, как и многое другое, выпускались огромными тиражами.

Сегодня хотелось бы затронуть ту часть велосипедной промышленности, которую производили на территории бывшей УССР.

И тут есть о чем поговорить, ведь именно город Харьков стал той кузницей двухколесного транспорта, о которой знал весь Союз, а три заветные буквы — ХВЗ — вызывали легкую, непроизвольную дрожь по всему телу любителей велосипедного дела.

Кто бы что не говорил, но классика — она и есть классика. Именно по этой причине мы начинаем нашу ретроспективу с велосипеда «Украина», который выпускался на Харьковском велосипедном заводе им. В. И. Петровского начиная с 1926 года и стал самой настоящей визитной карточкой не только города, но, пожалуй, и всей велосипедной истории Советов.

Средний вес серии «Украина» без дополнительного оборудования составлял более 16 килограмм! Большой вес с лихвой окупала прочность и выносливость «Украины». Легенда гласит, что с помощью этой модели её предприимчивые владельцы перевозили из пункта А в пункт Б — два, а то и все три мешка картошки (для этой цели, как нельзя лучше, подходил дополнительный передний багажник).

А если говорить серьезно, то в 1936 году велосипед «Украина» проверяли на прочность велопробегом «Вокруг границ СССР», который охватывал практически всю территорию страны. Испытание длилось почти год, через 12 союзных и автономных республик было пройдено 30900 км., большая часть из которых сопровождались отсутствием нормальной дороги и всевозможными погодными условиями.

Велосипед про который слышали практически все, который прошел испытание временем, и который имеет за своей рамой девяностолетнюю историю — чем вам не эталон успеха?

От классики народной перейдем к классике спортивной. Если легендарная «Украина» была доступна многим, то наш следующий велосипед ХВЗ был уделом избранных — профессиональных спортсменов трековых гонок.

При выборе названия для своего нового творения разработчики выбрали «скромное» имя «Тахион» ( от греческого «быстрый»). Словами физиков это звучало ещё более нагло — частица, движущаяся со скоростью, превышающей скорость света в вакууме.

С другой стороны, все мы знаем: как корабль назовешь так он и поплывет. И поплыл он, надо сказать, отлично, плавно обгоняя своих конкурентов на треке.

Выпускался «Тахион» с 1981 по 1992 гг. (17 различных моделей и модификаций) и являлся преемником не менее легендарной модели «Москва-80», которую сделали специально под заказ для участия советских спортсменов в московской олимпиаде 1980 года, но на трек олимпийский заказ так и не вышел.

«Тахион» вошел в историю мирового велоспорта, главными достоинствами которого были оригинальная по конструкции и геометрии титановая рама и алюминиевые сплавы, что успешно используются и по сей день. Вес был практически идеальным и составлял от 8,8 до 9,5 кг.

За 11 лет было выпущено около 500 экземпляров «Тахиона», а цена колебалась от 4 до 6,5 тысяч рублей.
По всем параметрам — это платиновый экземпляр любой коллекции любителей велосипедной истории.

Для всех желающих опробовать данный шедевр, был практически лишь один честный способ — стать мастером спорта по велотреку.

Добавить комментарий

Легендарные велосипеды СССР

Велосипеды ссср: популярные модели прошедшей эпохи

Советская эпоха оставила после себя серьезное «велонаследство». В годы СССР выпускалось большое количество велосипедов. Некоторые из них еще пылятся в гаражах, другие стали объектами коллекционирования. К сожалению, многие советские велосипеды уже забыты.

«Тахион» Спортивные велосипеды — предмет вожделения любого мальчишки. Каждый мечтал, чтобы его друзья смотрели с завистью на его велик, чтобы все они просили покататься на нем. И, пожалуй, лучше всего для этих целей мог послужить спортивно-шоссейный велосипед «Тахион», созданный Реджинальдом Воронцовым.

Одно название этого велосипеда говорит само за себя: тахион — частица, движущаяся со скоростью, превышающей скорость света в вакууме. Значит, и велосипед должен быть быстрее своих конкурентов и давать преимущество спортсмену на треке. «Тахион» — специальная марка велосипеда, которая производилась на Харьковском велосипедном заводе.

История его насчитывает немногим более 10 лет, так как выпускался он в период с 1981 по 1992 год. При создании велосипеда были применены компоненты зарубежных производителей.

Так же, широко использовались такие материалы, как титан и алюминиевые сплавы, которые активно применяются и современными производителями, благодаря чему его вес составлял 9,5 кг. Всего существовало около десяти моделей, предназначенных для шоссейных или трековых гонок.

За все время существования марки было выпущено порядка 400 велосипедов с различными техническими характеристиками. К сожалению, обычные граждане не могли позволить себе такой велосипед, так как был предназначен для тренировок и соревнований на треке и стоил около 6,5 тысяч рублей.

«ЗиЧ-1» Что будет, если авиационный завод станет выпускать велосипеды? Получится великолепная модель, которую многие будут считать шедевром. Именно таким стал велосипед «ЗиЧ-1», выпускаемый бывшим авиационным заводом имени Чкалова. Эта модель стала самой желанной для детишек 40-х годов.

«ЗиЧ-1» был самым дорогим и самым технически совершенным велосипедом того времени. Такую дорогостоящую покупку могли позволить себе лишь представители интеллигенции, военные в высоких чинах, обеспеченные представители партноменклатуры.

Велосипед, впервые увидевший свет в 1946 году, стал культовым, так как велолюбители считали его лучшим из всех моделей 30-70-х годов. «ЗиЧ-1» обладал своеобразным дизайном, который сразу же приглянулся покупателям. Помимо этого, у него была система переключения 3-х передач и ручные тормоза.

Этот велосипед прекрасно подходил для тех людей, которые любили кататься в ночное время, так как у него была фара на переднем крыле и генератор электричества, предназначенный для питания фары.

«Спутник» Наверное, каждый слышал много раз о велосипеде под названием «Спутник». У многих был такой, а некоторые даже сохранили его на память о днях минувшей молодости. Он выпускался на Харьковском велосипедном заводе, откуда расходился по всей стране в 60-70-х годах прошлого века.

На велосипеде были установлены обода из дюралюминиевого проката. Но могли так же устанавливаться и стальные. Тормоза с симметричной тягой, усиленные педали, улучшенные переключатели скоростей — все это сделало «Спутник» одним из наиболее популярных велосипедов в стране.

Кроме того, он считался мужским легкодорожным велосипедом. В комплекте с велосипедом шли разнообразные «бонусы», такие как: насос, звонок и сумка с комплектом инструментов.

Установленный на «Спутнике» руль был спортивного типа, благодаря чему велосипед использовался не только для велопрогулок, но и для спортивных тренировок.

«Школьник» «Школьник» — самая популярная модель детских велосипедов в советские времена. Они выпускались на Горьковском велосипедном заводе производственного объединения «ГАЗ». Этот завод начал свою работу еще в 1940 году, изначально являясь цехом Горьковского автозавода по производству «детских автомобилей» и их комплектующих.

Во время Второй мировой войны завод был переквалифицирован на выпуск боевых мин. Но уже в 1956 году началось изготовление велосипеда «Школьник». Эта модель предназначалась для детей 10-11 лет, и поэтому пользовалась огромным спросом среди населения страны.

Каждый ребенок, родители которого могли позволить себе купить ему такой велосипед, рассекал на нем с особой гордостью, и берег его как самое ценное сокровище в своей жизни. Наверное, благодаря такому отношению сохранилось множество экземпляров данной модели. Также «Школьник» продавался во многих странах социалистического лагеря. Велосипед выпускался по 1993 год.

Ранние модели для мальчиков имели закрытую раму, хотя со временем от этой конструкции отказались. Задняя втулка велосипеда имела свободный ход, руль был высокий с увеличенным выносом, седло мягкое с жестким каркасом.

Рассказывая о велосипедах советских времен, невозможно обойти стороной велосипеды марки «Аист». Эта марка в свое время получила огромное распространение и невероятную популярность, что позволило ей продолжить существование и по сей день.

Эти велосипеды запомнились любому человеку, чье детство пришлось не только на вторую половину прошлого столетия, но и на начало нынешнего столетия. Марка «Аист» была создана в 1947 году. Уже в 1950 году был продан стотысячный велосипед.

Простота конструкции, легкость в ремонте, удобство в обслуживании сделали велосипеды этой марки наиболее популярными среди веломашин подобного типа. На данный момент велосипеды этой марки производятся белорусским заводом «Аист». В наши дни здесь выпускаются различные модели и типы велосипедов, таких как горные, дорожные, шоссейные, детские и др.

Теперь, правда, велосипеды производятся под торговой маркой «AIST». В 2008 году на велосипеде AIST восьмикратная чемпионка мира Наталья Цилинская выступала на Олимпийских играх в Пекине. Конечно это был не тот советский «Аист».

«Москва-80»
Название велосипеда говорит само за себя — он был создан специально для «Олимпиады-80» и предназначался для советской сборной, которая, стоит заметить, так и не выступила на этих велосипедах.

Специально для «Олимпиады-80» было собрано 10 экземпляров этих велосипедов. Изготовлением его занимался Харьковский велосипедный завод. Знатоки совершенно справедливо называют этот велосипед лучшим среди моделей 60-80-х годов.

«Москва-80» изготавливалась с применением отечественных титановых и алюминиевых сплавов. Вес модели составляет чуть больше 8 килограмм, что является наиболее оптимальным весом для велогонок.

На велосипедах этой модели ездили сборные команды Белоруссии, Киргизии, Эстонии, Латвии, Украины, Литвы. Многие соревнования были выиграны на этих произведениях велоискусства.

«Орлёнок» «Орленок» — культовый подростковый велосипед 50-х годов XX века. Выпускался он на Шуляйском велосипедно-моторном заводе, в Литовской ССР, в городе Шяуляе. Он являлся переходной стадией от совсем детских моделей к взрослым и считался символом начала взросления.

Так как именно с его помощью переходили от двухколесного детского велосипеда на взрослый дорожный велосипед. Мальчишки и девчонки от семи до четырнадцати лет, на которых он и был рассчитан, рассекали на нем по дворам и улицам.

«Орлёнок» считается одним из самых надежных велосипедов, изобретенных в Советском Союзе, поскольку имеет уникальную конструкцию рамы, не предусмотренную в моделях того же класса, и сверх устойчивое заднее колесо.

Велосипед появился в начале 50-х годов, как детская модель, но вскоре стали выпускать модели для детей переходного возраста, ставшие самыми популярными и приобретшие большую известность. По большому счету, модельный ряд насчитывал всего две модели: для девочек — «Ласточка» (с литовского «Крегждуте») и для мальчиков — «Орлёнок» («Эрелюкас»).

«Урал» И, наконец, аппарат, который был у меня. Позиционировался как мужской дорожный велосипед. Тяжеловат, конечно, но прочность — исключительная. Где только мы с ним не бывали…

Но это уже совсем другая история.

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

8 легендарных советских велосипедов, на которых катался и стар, и мал

Велосипеды ссср: популярные модели прошедшей эпохи

8 легендарных советских велосипедов, на которых катался и стар, и мал

В Советском Союзе велосипедов выпускалось великое множество. В некоторых гаражах и сейчас пылятся раритетные вело-экземпляры.

Но время идёт, и многие предпочитают сегодня импортные велосипеды — трековые, горные, спортивные — и позабыли о старой доброй классике.

В этом обзоре мы решили напомнить про легендарные советские модели, ведь на самом деле они были превосходны.

1. «Тахион»

Это был настоящий спортивно-шоссейный велосипед, который выпускали на велосипедном заводе города Харькова. История «Тахиона» насчитывает более 10 лет, поскольку выпускался он с 1981г. по 1992г. Для его создания применялся ряд зарубежных разработок и компонентов, а также алюминиевые сплавы и титан. Такие технологии позволили производителю добиться веса изделия в 9,5 кг.

Было разработано 9 моделей «Тахиона», которые предназначались для шоссейных либо трековых гонок. За все время, пока существовала марка, было выпущено всего 400 велосипедов, которые имели различные технические параметры. К сожалению, обычные люди не могли себе позволить этот дорогой велосипед, поскольку он целенаправленно создавался для участия в гонках и имел стоимость 6500 рублей.

2. «Зич-1»

На авиационном заводе им.Чкалова выпускался велосипед «Зич-1».

Он был настолько хорош, что вскоре стал предметам мечтаний почти всех детей 40-х годов, поскольку он являлся наиболее технически совершенным (и, кстати, дорогим) среди аналогов того времени.

Столь дорогую покупку могли себе позволить лишь представители партийной номенклатуры, научной интеллигенции, а также крупные военные чины.

Первый «Зич-1» появился в 1946г. и сразу стал культовым. Многие велолюбители оценивают его, как лучший за период 30-х – 70-х годов. Он не только имел оригинальный на то время дизайн, но и был оснащен ручными тормозами и устройством для переключения скоростей. Кроме того на переднем крыле «Зич-1» находилась фара, которая питалась за счет небольшого генератора.

3. «Спутник»

Во многих советских семьях был именно такой велосипед. «Спутник» выпускали в 60-х – 70-х годах на Харьковском велосипедном заводе, а затем он расходился по магазинам всей страны.

На «Спутник» устанавливались дюралевые либо стальные обода, усиленные педали, тормоза с симметричной тягой, улучшенные переключатели скоростей, руль спортивного типаЭтот легкодорожный велосипед считался мужским.

В комплекте шли: насос, звонок, а также сумка с набором инструментов.

4. «Школьник»

Этот велосипед выпускался с 1956г. на Горьковском велосипедном заводе и являлся самым популярным среди детей. «Школьник» с успехом продавался не только на территории СССР, но и во многих других социалистических странах.

Ранние модели, рассчитанные для мальчиков, имели раму закрытую, а со временем от такой конструкции отказались.

Задняя втулка велосипеда обладала свободным ходом, руль имел увеличенный вынос, а мягкое сидение было с жестким каркасом.

5. «Аист»

Эта марка велосипеда оказалась настолько удачной, что и сейчас выпускается и является популярной у пользователей. «Аист» отличает простота конструкции и легкость в ремонте. Сейчас велосипеды этой марки выпускаются белорусским заводом «Аист». Сейчас разработано много модификаций и типов, таких как шоссейные, горные, дорожные, детские и пр.

6. «Москва-80»

Название велосипеда говорит само за себя, поскольку он был создан в канун проведения в СССР олимпиады в 1980г. Предполагалось, что именно на них должна была выступить на соревнованиях советская сборная, однако позднее этого так и не случилось. Знатоки говорят, что «Москва-80» были лучшими моделями 70-х – 80-х годов.

Велосипед был изготовлен с применением отечественных алюминиевых и титановых сплавов. Вес модели едва превышал 8,0 кг, что является оптимальным для велогонок. Именно на велосипедах марки «Москва-80» ездили такие сборные команды таких стран, как Киргизия, Беларусь, Литва, Латвия, Эстония и Украина.

7. «Орленок»

Этот велосипед считался культовым среди подростков 50-х. Он выпускался в Литовской ССР на Шуляйском велосипедно-моторном заводе.

Конструкция «Орленка» была очень удачной для перехода от совсем детских велосипедов к взрослым моделям.

За счет сверхустойчивого заднего колеса и уникальной конструкции рамы, которая не предусмотрена в других моделях этого класса, «Орленок» зарекомендовал себя, как самый надежный велосипед для детей 7-12 лет.

8. «Урал»

Этот велосипед можно назвать неубиваемой классикой. Он был очень тяжелый и надежный: «Урал» не пугали большие грузы или бездорожье. Он комплектовался аптечкой, насосом и ремонтным набором.

Прямо на раму можно было закрепить второе пассажирское сидение. Именно эти велосипеды часто можно видеть на дачах и в селах.

Их хозяева утверждают, что такой надежности невозможно найти среди современных велосипедов импортного производства.

Велосипед «Украина»: особенности и история

Велосипед «Украина»: особенности и история

Велосипед «Украина», выпускаемый Харьковским велосипедным заводом имени В. И. Петровского, был очень популярен в СССР во второй половине прошлого века. Люди с удовольствием приобретали эту надёжную модель и использовали её на протяжении длительного времени. Особенной популярностью велосипеды «Украина» пользовалась у жителей сельской местности, которые ездили на них на почту, в магазин, на работу и в лес за грибами.

Немного истории

Харьковский велозавод (ХВЗ) начал свою деятельность в начале 20-х годов XX века, выпустив за всю историю своего существования огромное количество велосипедов. Предприятие занималось производством дорожных, спортивных и туристических моделей, снискавших огромную популярность не только у обычного населения, но и среди спортсменов. Вехой в истории производства велосипедов стала проходившая в СССР Олимпиада-80, в преддверии которой завод получил большой заказ на выпуск трековых и шоссейных моделей «Чемпион шоссе» и «Рекорд».

За всю историю своего существования завод выпустил более 30 моделей взрослых и детских велосипедов, среди которых были как эксклюзивные образцы, выпуск которых ограничился двумя-тремя экземплярами, так и массовые модели, такие как «Турист», «Старт-шоссе», «Спутник» и, конечно же, «Украина».

Харьковский велозавод существует и поныне, выпуская современные модели, больше известные под брендом «Водан». Продукция предприятия, как и в старые времена, отличается высокой надёжностью и долговечностью.

Первый мужской велосипед «Украина» сошёл с конвейера предприятия в 1926 году и был оснащён стальной рамой и колёсами размером 26». В таком виде он выпускался до начала Великой Отечественной войны, после чего производство было приостановлено. По окончании ВОВ предприятие вновь приступило к выпуску велосипедов и представило публике модель «Украина» В-120, пришедшую на смену легендарному «Прогрессу» В-110, созданному, в свою очередь, на базе немецкого образца довоенных времён.

Плюсы и минусы

Дорожные велосипеды «Украина» были очень популярны не только в Советском Союзе, но и поставлялись в 28 стран мира. Высокий спрос на советские модели был обусловлен рядом важных достоинств, выгодно отличавших их от велосипедов других производителей.

  • Крепкая и надёжная конструкция позволяла эксплуатировать велосипед в сложных условиях без риска деформации рамы и поломки основных узлов.
  • «Украина» была одним из самых долговечных велосипедов и безотказно служила своим владельцам по нескольку десятилетий. Более того, сохранившиеся до наших дней модели до сих пор на ходу, и единственное, на что сетуют их владельцы – это коррозия металла и необходимость замены седла, которое от времени пришло в негодность.
  • Высокая грузоподъёмность харьковских моделей позволяла осуществлять перевозку на багажнике взрослых пассажиров и транспортировку тяжёлых грузов.

Однако помимо достоинств были у «Украины» и свои недостатки, главным из которых называют большой вес, превышающий 17 кг. Это затрудняло передвижение по пересечённой местности и песку и делало невозможным длительные прогулки. Кроме того, система переключения скоростей у «Украины» отсутствовала, что в сочетании с большим весом ещё больше осложняло управление. Следующим весомым минусом был дефицит запчастей, достать которые не представлялось возможным.

Люди годами ходили в «Спорттовары» в надежде случайно застать в продаже камеры, покрышки, клинья шатунов или тормозные барабаны. Также встречался и мелкий брак, который чаще заключался в перекосе резьбы различных соединений.

Модели и их технические характеристики

Харьковским велозаводом были выпущены несколько моделей «Украина», подробные характеристики которых рассмотрены ниже.

Первой модификацией «Украины» стала мужская модель В-120, выпуск которой пришёлся на 1961–1968 годы. Она отличалась удлинённой рамой, крепкими вилками и усиленными стойками. Последние имели болтовое крепление, чем выгодно отличались от конструкций со сварным соединением. Передняя колёсная втулка имела цельное исполнение, обеспечивающее концентричность шариковых дорожек. Более того, модель В-120 оборудовалась дополнительным ручным тормозом клещевого вида, воздействующим на обод заднего колеса.

Особое внимание следует уделить седлу. Оно имело добавочную переднюю пружину и широкий каркас, что обеспечивало хорошую амортизацию и повышало удобство пользования велосипедом. Багажник также имел усиленную конструкцию, которая обеспечивалась цельнометаллическим, без использования сварки, корпусом и крепкими стойками. Прижим имел пружинное исполнение и очень надёжно фиксировал располагавшийся на нём груз. Заднее колесо можно было закреплять в нужном положении, регулируя при этом натяжение цепи. Сумки для инструментов имели удобный замок и были выполнены в современном по тем временам дизайне. На раму и переднюю вилку был нанесён красивый рисунок, значительно улучшающий внешний вид велосипеда.

База велосипеда составляла 1175 мм, расстояние от каретки до верхней точки подседельной трубы достигало 580 мм, а диаметр колёс был равен 622 мм, что соответствует 28 дюймам. Ввиду больших габаритов пользовались велосипедом преимущественно мужчины, в то время как женщинам и детям управлять им было проблематично. Ширина покрышек достигала 4 см, количество зубьев на передней звезде составляло 48 штук, на задней – 19. Вес В-120 был равен 16,5 кг.

Модель дополнительно комплектовалась насосом, защитой цепи, фарой и мини-динамо-машиной. Большинство моделей окрашивалось в чёрный цвет, хотя встречались и голубые, и даже зелёные образцы. Спицы часто окрашивались в тон раме, поэтому колёса с хромированными спицами попадались редко.

Велосипед «Украина» В-130 вышел в 1966 г. и стал 10-миллионной моделью, выпущенной заводом (в 1979 году был выпущен 20-миллионный экземпляр, а к 1991 году – 30-миллионный). По сравнению с предыдущей моделью у него были более глубокие крылья, педали стали отливаться из алюминиевых сплавов, появилась откидная подножка и багажник над передним колесом. Обода изготавливались из стали и имели П-образный профиль. На переднем ободе присутствовало 36 спиц против 32 у предыдущей модели, что значительно повышало его грузоподъёмность.

Несколькими годами позже свет увидел более совершенный вариант велосипеда В-130 – В-130К, у которого появился вынос руля относительно рулевой колонки и изменилась конфигурация руля. Раму обновлённой модели украшала надпись «Украина» и мелкий симпатичный узор. Выпуск осуществлялся вплоть до 1976 г.

Велосипед «Украина» В-134 выпускался с 1968 по 1975 год и имел откидывающуюся подножку, багажник над передним колесом, защиту цепи и фару. Передний обод включал в себя 32 спицы, а педали, выполненные из стали, имели резиновые вставки. Модель выпускалась в чёрном, красном, голубом и бирюзовом цветах, причём крылья чёрных моделей были украшены белыми линиями, а у моделей других цветов они были чисто-белыми. База велосипеда составляла 1175 мм, высота – 560 и 580 мм, размер колёс – 28», количество зубьев на передней и задней звёздочках – 48 и 19 соответственно.

С 1971 года к раме начали приваривать крюки для насоса, а с 74-го года рукоятки руля приобрели бочковидную форму и стали окрашиваться в белый цвет. Вес В-134 составлял 17 кг, а его стоимость в 1969 г. достигала 51 рубль 70 копеек, притом что средняя зарплата не превышала 80 рублей.

Начиная с 75-го года, ХВЗ начал выпуск моделей с обновлённой маркировкой: 111–413, 111–411 и 111–412. Новые велосипеды унаследовали все главные черты предшественников и отличались незначительными изменениями конструкции и дизайна, такими как наличие ушек для крепления защиты цепи, рулём новой конфигурации и штампованным логотипом «ХВЗ», вместо надписи «Украина» или «Харьков» на корпусе втулки.

Новые модели были укомплектованы насосом, звонком, сумкой с инструментом и велоаптечкой, а некоторые модели дополнительно оснащались подножкой, фарой, динамо-устройством, счётчиком пробега, передним багажником и зеркалом. Начиная с 80-го года, свет увидели модификации 111–421, 111–422 и 111–423, имеющие иную конструкцию седла, более современный декор и изменённые дропауты. Последней советской моделью ХВЗ является модель с укороченной базой «Украина» 111–431.

Далее смотрите процесс реставрации велосипеда ХВЗ «Украина» В-130.

Источники:

http://yvelo.ru/vidii_velosipedov/sovetskie_velosipedii.html
https://2drive.ru/nostalgiya-po-ushedshemu/
https://tj-service.ru/velozapchasti/velosipedy-sssr-populyarnye-modeli-proshedshej-epohi
https://vplate.ru/velosiped/brendy/ukraina/