Велик орленок

Содержание скрыть

Велосипеды СССР

Советская эпоха оставила после себя внушительное «велосипедное наследие», поскольку некогда великая страна в своё время выпускала действительно большое количество двух- и трехколесных «железных коней», некоторые из которых до сих пор пылятся в гаражах, а другие – либо по-прежнему находятся в активной эксплуатации, либо стали предметами коллекционирования…

советский велосипед

Вообще, в СССР велосипеды любили абсолютно все – от мала до велика и от жителей крупных городов до людей из далекой глубинки. И это совсем не удивительно, поскольку двухколесный транспорт всегда отличался доступностью, в то время как с автомобилями в то время был явный дефицит (да и позволить их себе могли далеко не каждые).

Несмотря на огромную популярность велосипедов, которые без преувеличения считались «культовыми предметами», Советский Союз никогда не являлся мощной велосипедной державой (особенно по сравнению с зарубежными странами), однако имел несколько десятков велозаводов, на которых выпускалось много разных марок трёх- и двухколёсников…

Сами велосипеды обрели популярность ещё в царской России, то есть задолго до Октябрьской революции, однако тогда их себе позволить могли только достаточно обеспеченные люди… Но революция и гражданская война «застопорили» развитие двухколесного транспорта в стране, и «волна возрождения» велосипедов началась уже в СССР, а если быть точнее – в 1920-х годах…

«Первопроходцем» в вопросе производства советских велосипедов стал Харьковский велосипедный завод – именно там в 1923 году были выпущены первые опытные образцы нескольких велосипедов, а уже в следующем году из цехов «выехало» практически 1000 «железных коней»… Но изначально на предприятии не имели какой-либо конкретной модели, предлагая разномастные «двухколесники», а первый единый велосипед под названием «Украина» появился здесь только в 1926 году…

В первое время Харьковский велозавод был «монополистом» в СССР по производству велосипедов, и лишь спустя несколько лет – в 1929 году – выпуск байков наладили и на Московском велозаводе (который «зародился» благодаря организации велосипедного производства на базе станочного парка «Дукса»)… Другие же крупные заводы начали осваивать двухколесный транспорт уже после Второй мировой войны – например, Минский мотоциклетно-велосипедный завод, Пензенский велозавод, Авиационный завод имени Чкалова и другие…

За годы существования СССР его предприятия выпустили ни один десяток миллионов велосипедов различных моделей, некоторые из которых стали по-настоящему легендарными, отчего и по сей день являются «мечтой» не только российских граждан, но и жителей других стран…

Дорожные велосипеды

Наибольшей популярностью в стране Советов пользовались дорожные велосипеды – это, как правило, простые с конструктивной точки зрения байки, предназначенные для катания по городским улицам или дорогам с асфальтированным и ровным грунтовым покрытиями, причем как взрослых людей, так и подростков. Вот лишь малый перечень наиболее популярных и интересных моделей такого типа:

Это поистине нестареющая классика и, пожалуй, один из символов советской эпохи, являющийся дорожным велосипедом «повышенной прочности и проходимости», который спроектирован, в первую очередь, для катания взрослых мужчин. Но, несмотря на то, что такие байки обладают внушительным весом и в народе обзываются «колхозными» или даже «дедовскими», в свое время на них колесили даже дети, располагаясь под верхней трубой…

Урал В-124

Свою историю этот «двухколесник» начал более полувека назад – его производство запустили на Пермском машиностроительном заводе в далеком 1965 году, после чего продолжал свою «карьеру» несколько десятилетий и пользовался высоким спросом у советских граждан за счет простоты в обслуживании и неприхотливости в эксплуатации.

По сути своей «Урал» – это односкоростной велосипед с рамой (её высота – 560 мм), обладающей закрытой геометрией и выполненной из стальных тонкостенны труб, паяной вилкой все из той же стали, железным рулем с литым выносом и 28-дюймовыми колесами со стальными ободами коробчатого сечения. Естественно, такое количество стали и обуславливает приличный вес байка – более 16 кг.

Кроме того, «Урал» имеет в своём «арсенале» регулируемое седло с полужестким каркасом и мягким покрытием. Некоторые модификации оснащены комбинированной системой тормозов: на переднем колесе – ручной тормоз клещевого строения, а на заднем – ножной механизм барабанного типа. А ещё у всех таких велосипедов есть полноформатные стальные крылья. Поздние модели оснащались подрамной сумкой с набором инструментов и трубчатым багажником, а на некоторых имелись ещё и фара с генератором электричества, насос и подножка.

«Орленок» и «Ласточка»

Это подростковые велосипеды («Ласточка» – для девочек с соответствующей геометрией рамы, а «Орленок» – для мальчиков), сконструированные для прогулочного катания юных райдеров в возрасте от семи лет и старше по асфальтированным или грунтовым дорогам.

  • Ласточка (велосипеды СССР)Ласточка
  • Орлёнок (велосипеды СССР)Орлёнок

Они были созданы по довоенным немецким образцам. Изначально (если быть точнее – с 1949 по 1951 год) производились на Минском мотоциклетно-велосипедном заводе. Но впоследствии белорусское предприятие приступило к освоению сборки мотоциклов, отчего выпуск «Ласточки» и «Орленка» перенесли на Шяуляйский велосипедно-моторный завод, где они держались на конвейере до 1978-го без каких-либо значительных технических доработок.

Но и на этом их история не закончилась, поскольку эти велосипеды, подвергнувшись небольшой модернизации, даже «пережили» сам Советский союз – выпускались ещё несколько лет после развала некогда великой страны.

Орлёнок

Вообще, «Ласточка» и «Орленок» отличаются друг от друга, в первую очередь, геометрией рамы: у первой модели она открытая, а у второй – закрытая. Каждый же из этих байков обладает остовом (его высота – 460 мм), передней вилкой и регулируемым рулевым узлом – выполненными из стали; односкоростной трансмиссией; ножным задним тормозом и 24-дюймовыми колесами со стальными коробчатыми ободами.

Стоит отметить, что в своё время уже «в базе» данным велосипедам полагались полноценный металлические крылья, комплект инструментов, звонок и насос. При этом «Орленок» ещё имел багажник в задней части, а «Ласточка» комплектовалась защитной сеткой с крючками на заднем колесе и щитком на цепи.

«Украина»

Серия дорожных велосипедов, ориентированных на взрослых мужчин и предназначенных для прогулочных, туристических и деловых поездок по дорогам с различным покрытием и профилем. Одна из особенностей байка – большое количество модификаций, которые отличались друг от друга не только комплектацией, но и техническими моментами.

Украина

Вообще, формально велосипед «появился» на свет в 1926 году, когда и стартовало его массовое производство на мощностях Харьковского велосипедного завода имени Петровского. Однако конструкция байка уходила своими корнями ещё в дореволюционный период – дело в том, что предприятие в Харькове было основано на базе велосипедной фабрики Лейтнера, которую еще в годы Первой мировой войны эвакуировали из Риги на Украину, а после Октябрьской революции национализировали. А «Украина» представляла собой модель велосипеда, выпуск которого когда-то осуществлялся ещё на рижском заводе. К слову, в дальнейшем «двухколесник» постоянно модернизировался, а его производство ведется и по сей день…

Стандартный вариант этого «железного коня» обладает стальными рамой трубчатой конструкции (её высота – 560-600 мм), рулём и передней вилкой; колесами размерностью 28 дюймов с ободами коробчатого сечения из стали; односкоростной трансмиссией, а также ручным передним (с тросовым приводом) и ножным задним (барабанного типа) тормозами. При этом байк встречается как с жестким седлом, так и полужестким, имеющим жесткий верх, а «топовая» модель «щеголяет» трёхскоростной системой с параллелограммным переключателем и полностью ручными тормозами.

К слову, «Украина» – самый массовый советский велосипед в истории, который еще и успешно экспортировался более чем в 30 мировых стран.

«Минск»

Это обобщённое наименование дорожных велосипедов Минского мотоциклетно-велосипедного завода, предназначенных для катания взрослых мужчин по дорогам практически с любым типом покрытия, за исключением серьёзного бездорожья. Вообще, было немало модификаций таких байков, маркированных литерой и числами, однако у всех – схожая конструкция и технические параметры.

Производство «Минска» в базовом исполнении было запущено в 1956 году на ММВЗ, а велось до 1986 года (когда «двухколёсники» и сменили название на «Аист»).

Минск

Это – односкоростной велосипед с 560-миллиметровой рамой закрытого типа, паяной из стальных труб; жесткой вилкой и регулируемым рулевым узлом, изготовленными все из той же стали; 28-дюймовыми колесами со стальными ободами коробчатого сечения, а также ножным задним тормозом. Стоит отметить, что все версии байка с завода оснащались полноценными крыльями, подпружиненным седлом и задним багажником.

«Турист»

Серия дорожно-туристических велосипедов для взрослых мужчин, предназначенных для прогулочной и скоростной езды по асфальтированным дорогам на проселках с укатанным грунтом. Этот байк встречается в широком количестве вариантов исполнения, различия между которыми сводятся не только к внешности, но и к ряду технических особенностей (например, количество скоростей).

Историю «двухколёсника» можно разделить на два этапа, и первый из них начался в 1949 году – именно тогда было запущено его производство на Харьковском велосипедном заводе имени Петровского, которое продолжалось до 1961-го. После название «Турист» вывели из обихода, заменив на «Спутник», однако в 1977 году вновь вернулись к первоначальному варианту.

Турист В33

Базовый велосипед имеет стальные раму (закрытого типа, высотой 560 мм) и вилку, руль дорожного или спортивного типа, односкоростную систему, ручные тормоза клещевой конструкции «по кругу» и 28-дюймовые колеса с коробчатыми ободами из алюминиевого сплава. Более же «продвинутый» вариант может похвастать трехскоростной трансмиссией с параллелограммным переключателем.

«Уралец»

Дорожный односкоростной велосипед, предназначенный для юношей в возрасте от десяти лет и старше, который создан как для прогулочного, так и для активного катания по асфальтированным и грунтовым дорогам. Производство данного байка запустили в 1970 году на мощностях Атигского машиностроительного завода, после чего его «серийная жизнь» продолжалась до 1994-го (то есть даже после распада СССР).

Уралец

У него – рама и жесткая вилка, изготовленные из стали; регулируемый рулевой узел; задний ножной тормоз и колёса размерностью 24 дюйма со стальными ободами коробчатого сечения. Кроме того, на всех версиях «двухколёсника» присутствуют такие решения, как полноформатные стальные крылья, светоотражающие элементы и седло с полужестким каркасом и мягкой накидкой.

Дорожный велосипед, который предназначен для езды взрослых мужчин по городским улицам и проселочным дорогам с укатанным грунтом. Он «появился на свет» в 1978 году – именно тогда стартовал его выпуск на Пензенском велозаводе имени Фрунзе, который вёлся вплоть до распада Советского союза.

Сура

Этот байк обладает: стальной рамой закрытого типа высотой 580 мм; жесткой передней вилкой все из той же стали; рулевой колонкой, настраиваемой по высоте; односкоростным механизмом; задним ножным тормозом барабанной конструкции; 28-дюймовыми колесами со стальными коробчатыми ободами.

«Спутник»

Дорожно-туристический велосипед для взрослых мужчин, сконструированный как для прогулочного, так и для скоростного катания по дорогам с асфальтированным или твердым грунтовым покрытием.

Этот байк встал на конвейер Харьковского велосипедного завода имени Петровского в 1961 году, а появился в результате переименования модели «Турист». Практически в неизменном виде «двухколёсник» выпускался до 1983-го, когда и «ушел на покой».

ХВЗ В-34 Спутник

В активе данного велосипеда присутствуют: стальная рама высотой 540-600 мм; передняя жесткая вилка, также изготовленная из стали; рулевая колонка типа «бараньи рога»; колеса величиной 28 дюймов с дюралюминиевыми или стальными (коробчатого сечения) ободами; 3-, 4- или 8-скоростная система; ручные тормоза клещевого типа.

Спортивные велосипеды

Но только лишь простыми дорожными байками в СССР не ограничивались, а выпускали так же и большое множество спортивных велосипедов (причем, зачастую, очень даже серьезных) – они создавались, в первую очередь, для использования в той или иной спортивной дисциплине (либо для тренировочных процессов) для соревнований различных уровней, отчего и наделялись определенными конструктивными особенностями.

«Москва 80»

Спортивный велосипед «высшего класса», предназначенный для участия в соревнованиях мирового уровня по шоссейным гонкам, который считается одним из лучших «двухколёсников» советской эпохи.

Москва 80

Вообще, этот шоссер специально разрабатывался Харьковским велозаводом для спортсменов к Московским Олимпийским играм, прошедшим в 1980 году, однако из-за противников в рядах сборной принять участие в них ему так и не удалось… Работы над велосипедом под руководством Панина Г.И. начались в середине 1970-х годов на основе байка Colnago Mexico (именно на них в тот момент катала сборная СССР), однако он постоянно отклонялся «сборниками», а весной 1979 года и вовсе – перестал быть им интересен. С того момента прекратился даже мелкосерийный выпуск данного «двухколёсника», но при этом до конца года ещё изготавливались единичные экземпляры по индивидуальным заказам тех или иных гонщиков. Всего же за это время «свет увидело» чуть более полусотни «Москва 80» для различных видов шоссейных гонок.

Этот велосипед может «похвастать»: рамой и жесткой вилкой, изготовленными из легированной стали; спортивным рулем типа «бараньи рога» из алюминия с удлиненным выносом; многоскоростным механизмом с передним и задним переключателями параллелограммного типа; ручными тормозами клещевого строения «по кругу»; 28-дюймовыми колесами с алюминиевыми ободами трубчатого сечения и однотрубными шинами; педалями из «крылатого металла».

Примечательно, что специалисты смогли добиться крайне небольшой массы «Москвы 80» – всего 8.25 кг. И столь низкие показатели были достигнуты широким применением в конструкции не только алюминия, но и титановых сплавов – из последнего выполнены шатуны, спицы, трещотка и некоторые другие детали.

«Тахион»

Спортивный велосипед профессионально-спортивного уровня, доступный в широком количестве модификаций, предназначенных для участия в шоссейных и трековых гонках (причем как в индивидуальных, так и в командных). Это – настоящая легенда советской велосипедной промышленности, мечта всех мальчишек (и не только), но доступная только «избранным».

Тахион

«Тахион» был разработан Центральным конструкторским техническим бюро Харьковского велозавода в 1979 году под началом Воронцова Р.И., причем этот байк стал первым в СССР, в котором широко использовались компоненты и материалы иностранных компаний. И надо сказать, велосипед получился действительно впечатляющим, отчего его производство продолжалось до 1992 года (за это время было выпущено свыше 400 «двухколёсников»).

Данный велосипед имеет в своем активе: раму высотой 530-600 мм, выполненную из стальных труб; переднюю вилку из труб овального сечения все из той же стали; алюминиевый подседельный штырь аэродинамической формы; руль из «крылатого металла» с креплением на корону вилки; колеса размерностью 28 дюймов с алюминиевыми ободами трубчатого сечения и титановыми спицами. При этом шоссейная модель обладает 6-скоростной трансмиссией с параллелограммным переключателем и ручные тормоза клещевого типа спереди и сзади, в то время как у трекового варианта – всего одна скорость и нет тормозов.

Вообще, сам Воронцов хотел назвать велосипед «Кентавром», однако такое название «забраковали» руководители – мол, нечего величать советский байк именем чуждого персонажа, да еще и с какой-то там мифологии. Тогда сын Реджинальда Ивановича предложил имя «Тахион», которое в теоретической физике означает гипотетическую частицу, движущуюся в вакууме со скоростью быстрее скорости света. Его и утвердили.

«Чемпион»

Спортивно-шоссейный велосипед, предназначенный для тренировочной езды по асфальтированным и проселочным дорогам и соревнований различных уровней. Производство данного «железного коня» осуществлялось на Харьковском велозаводе с 1957 по 1963 года, при этом в 1958-м он удостоился диплома «за новые конструктивные решения».

Чемпион В 551.

У него – стальная рама закрытого типа (высотой 540-580 мм), рулевая колонка типа «бараньи рога», 10-скоростная система с параллелограммным передним и задним переключателями, 28-дюймовые колеса с дюралюминиевыми ободами и однотрубными шинами, ручные тормоза клещевого вида с тросовым приводом, а также спортивные педали с туклипсами.

Складные велосипеды

Сегодня это может показаться странным, но в Советском союзе самыми пижонскими в быту считались именно складные велосипеды. Которые хоть и уступали обычным дорожным байкам в плане ходовых характеристик, однако подходили более широкому кругу лиц, поскольку на таких «железных конях» без проблем катались и взрослые, и дети, а хранить их можно было даже в городской квартире.

Складной велосипед, предназначенный для размеренного катания и райдеров любого возраста по дорогам с асфальтированным или ровным грунтовым полотном. Свою историю данный «двухколёсник» начал в 1977 году, после чего выпускался на мощностях Минского мотоциклетно-велосипедного завода до 1992 года, причем без каких-либо серьезных визуальных и конструктивных доработок.

Аист

По сути своей «Аист» – односкоростной велосипед со стальными остовом (высотой 400 мм) и передней вилкой, который обладает складной рамой с механическим фиксатором в сложенном положении, регулируемым рулевым узлом (также стальным), 20-дюймовыми колесами с коробчатыми ободами из стали, а также задним ножным тормозом барабанного типа.

Кроме того, у всех «Аистов» без исключения есть полноценные металлические крылья, защита цепи, светоотражающие элементы, звонок, багажник и сумка с инструментами.

По-настоящему массовый складной велосипед, подходящий велосипедистам практически любого возраста (естественно, за исключением «самых маленьких»), который предназначен для городских или загородных поездок с возможностью перевозки в сложенном состоянии практически в любом виде общественного транспорта, а также непродолжительных туристических путешествий.

Кама

Этот «двухколёсник» был представлен в середине 1970-х годов, тогда же и началось его производство на Пермском машиностроительном заводе имени Октябрьской революции. Причем велосипед оказался «долгожителем» – его выпуск без каких-либо существенных изменений продолжался ещё много лет даже после распада СССР.

Советская «Кама» может похвастать: стальной рамой высотой 460 мм, имеющей складной механизм с литым замком петлевого типа; завышенным рулевым узлом с литым выносом; односкоростной трансмиссией; колесами величиной 20 дюймов со стальными ободами коробчатого сечения; передним ручным (клещевой конструкции) и задним ножным тормозами. Стоит отметить, что с завода все велосипеды комплектовались полноформатными крыльями, защитой цепи, багажником, катафотами на спицах и крыльях, а также насосом, а часть моделей – ещё и фарой с генератором электричества.

«Салют»

Этакий вариант «Камы» (поскольку они выпускались на одном заводе в Перми), но на более крупных колесах, также представляющий собой складной велосипед, который подходит для катания по дорогам с хорошим покрытием. Но если его меньший «собрат» действительно встречался в Советском союзе повсеместно, то сам «Салют» не был столь востребованным – да, он имел лучший накат, особенно при езде с горы, однако был неудобен для поездок в общественном транспорте, причем даже в сложенном виде. Единственная реальная польза от его складывания была при хранении.

Салют

Базовая модель имеет: раму (высотой 435 мм) открытого типа с литым замком складывания; жесткую вилку из стальных труб круглого сечения; высокий руль с удлиненным литым выносом; колеса размерностью 24 дюйма со стальными ободами коробчатого сечения. У базового «Салюта» – одна скорость и комбинированные тормоза (передний ручной и задний ножной).

У модели «Салют-5» – 5-скоростная трансмиссия и полностью ручные тормоза кантилеверного типа.

«Десна»

Велосипед со складной рамой, сконструированный для неспешных велопрогулок по асфальтированным или укатанным грунтовым дорогам и отлично подходящий (благодаря конструктивным особенностям) для транспортировки в общественном транспорте, который в свое время выпускался на Жуковском велозаводе.

Десна

«Десна» может похвастать: открытой геометрией облегченной рамы с литым замком складывания петлевой конструкции; высоким рулем с литым выносом; односкоростным механизмом; 20-дюймовыми колесами с коробчатыми ободами из стали; задним ножным тормозом барабанного типа; седлом с пружинным каркасом, покрытым кожзаменителем.

Уже с завода на байк устанавливались металлические крылья, защита цепи, багажник с зажимом, звонок и светоотражающие элементы, а в его базовую комплектацию входили насос и сумка с инструментами.

«Эврика»

Складной подростковый велосипед для подростков, разработанный для поездок по ровным дорогам, выпуск которого когда-то вёлся на Львовском мопедном заводе.

Эврика

В активе этого «двухколёсника» присутствуют: рама открытого типа высотой 459 мм с шарнирным механизмом складывания; паянная передняя вилка с пружинным амортизатором; мопедный руль, регулируемый по высоте; односкоростная трансмиссия; колеса величиной 20 дюймов со стальными ободами коробчатого сечения; задний ножной тормоз барабанного типа; седло с пружинами и мягким верхом.

Детские велосипеды

В советское время, наверное, практически у каждого ребёнка был свой велосипед – даже несмотря на их немалую стоимость, родители стояли в немаленьких очередях, дабы порадовать своё чадо. Вообще, такой транспорт был пределом мечтаний для многих мальчишек и девчонок – тогда если у тебя имелся ве́лик, то ты считался чуть ли не королём двора, и другие ребята стремились к дружбе с тобой.

Ну а если отступить от лирики, то в СССР действительно делали велосипеды именно для детей, пусть и совсем простенькие, но для всех возрастов – и трёх-, и двухколёсные:

«Школьник»

Детский велосипед, ориентированный на мальчиков и девочек в возрасте до 10-11 лет, который предназначен для прогулочной езды по дорогам с асфальтированным или твёрдым грунтовым покрытиями. Это – один из самых популярных байков для маленьких велосипедистов, из когда-либо выпускаемых в Советские времена.

Свою историю «Школьник» начал еще в 1950-х годах, а если быть точнее – в 1956 году: именно тогда стартовало его производство на мощностях Горьковского велосипедного завода.

  • Школьник (велосипеды СССР)для мальчиков
  • Школьник (велосипеды СССР)для девочек

При этом стоит отметить, что ранние модели имели разделение на «мальчишечьи» и «девчачьи» (первые отличались рамой закрытого типа, у вторых же верхняя труба размещалась на более низком уровне), однако впоследствии сделали «универсальный вариант», который успешно выпускался до 1993 года.

Школьник

Сам по себе «Школьник» имеет действительно примитивную конструкцию. У него – рама высотой 445 мм, скроенная из стали, жесткая вилка из стальных труб, высокий руль с увеличенным выносом, односкоростная трансмиссия, 20-дюймовые колеса с коробчатыми стальными ободами и задний ножной тормоз барабанного типа.

При весе в 9.5 кг, велосипед уже с завода снабжался мягким седлом, полноразмерными стальными крыльями, защитой цепи и звонком.

«Бабочка»

Односкоростной велосипед для ребят в возрасте от четырёх до семи лет, подходящий для неспешного катания по хорошим дорогам (как асфальтированным, так по грунтовым, но с укатанным покрытием), который выпускался на заводе в городе Узловая, что в Тульской области.

Бабочка

Этот байк имеет сварные раму и жесткую вилку из стали, регулируемый по высоте рулевой узел, 12-дюймовые колеса с пневматическими шинами и стальными ободами, задний ножной и передний ручной (на покрышку колеса, поршневого типа) тормозами, а также пластмассовое седло, настраиваемое по высоте.

Всем версиям «Бабочки» с завода полагались стальные крылья, звонок, щиток на цепи и задний багажник.

«Дружок»

Детский велосипед со складной рамой, созданный для юных велосипедистов в возрасте от трех до пяти лет, который подходит как для обучения езде на двухколесном транспорте, так и для размеренных поездок по дорогам с хорошим покрытием.

Дружок

В активе данного байка числятся: стальная рама открытого типа с замком складывания; жесткая вилка, также скроенная из стали; высокая рулевая колонка, настраиваемая по вылету; 14-дюймовые колеса со стальными ободами и шинами из сплошной резины; ручной тормоз клещевого типа на обод заднего колеса.

К слову, уже в «базе» этот велосипед оснащался металлическими крыльями, защитой цепи, багажником, звонком и поддерживающими колесиками по бокам.

«Малыш»

Трёхколесный велосипед для детей в возрасте от одного до трёх лет, предназначенный для обучения или неспешных велопрогулок по ровным дорогам, который выпускался на кулебакском заводе «Старт» с 1962 года (причем производство байка ведется и сейчас, правда, в значительно измененном виде).

Малыш

У этого «железного коня» – лёгкая однотрубная рама сварной конструкции, рулевая колонка с пластмассовыми рукоятками, жесткое седло и разновеликие сплошные колеса с покрышками из литой резины (спереди – диаметром 350 мм, а сзади – 240 мм).

«Кросс»

Спортивно-игровой детский велосипед, подходящий для маленьких райдеров в возрасте от семи до одиннадцати лет, который в своё время выпускался на мощностях Саранского механического завода. Этот байк подходит как для неспешного катания по различным дорогам, так и для спортивных состязаний.

Кросс

У него – рама, жесткая вилка и регулируемая рулевая колонка, изготовленные из стали, колеса размерностью 20 дюймов со стальными ободами и пневматическими покрышками и односкоростная трансмиссия. При этом «двухколёсник» встречается как с задним ножным тормозом барабанного типа, так и с полностью ручными тормозами клещевого типа.

«Мишка»

Двухколёсный детский велосипед, сконструированный для покатушек ребят в возрасте от пяти до семи лет по дорогам с асфальтированным или укатанным грунтовым покрытием, который когда-то производился на Саранском механическом заводе.

Мишка

Байк имеет: трубчатую раму с глубоким проемом; жесткую переднюю вилку; регулируемое мягкое седло; односкоростную систему; 12-дюймове колёса со стальными ободами и пневматическими шинами; задний ножной тормоз барабанного типа.

«Ветерок»

Детский велосипед-трансформер (благодаря конструктивным особенностям он может быть как трёх-, так и двухколёсным), предназначенный для велопрогулок детей в возрасте от трёх лет и старше, который выпускался еще в 1950-х годах.

Ветерок

Этот велосипед обладает остовом, жесткой вилкой и регулируемым рулём, изготовленными из стали, односкоростной трансмиссией, 24-дюймовыми колесами со стальными ободами и покрышками из резины, а также задним ножным тормозом.

Всероссийский детский центр «Орленок» в Туапсе

Всероссийский детский центр «Орленок» в Туапсе

В состав ВДЦ «Орленок» центра входят 9 лагерей, на базе которых проводятся дополнительно 8 тематических программ с профильной тематикой.

Всероссийский детский центр «Орленок» в Туапсе

Всероссийский детский центр «Орленок» в Туапсе

Всероссийский детский центр «Орленок» в Туапсе

Всероссийский детский центр «Орленок» в Туапсе

Всероссийский детский центр «Орленок» в Туапсе

Всероссийский детский центр «Орленок» в Туапсе

Всероссийский детский центр «Орленок» в Туапсе

Всероссийский детский центр «Орленок» в Туапсе

Всероссийский детский центр «Орленок» в Туапсе

Всероссийский детский центр «Орленок» в Туапсе

Всероссийский детский центр «Орленок» в Туапсе

Всероссийский детский центр «Орленок» в Туапсе

Всероссийский детский центр «Орленок» в Туапсе

Всероссийский детский центр «Орленок» в Туапсе

Всероссийский детский центр «Орленок» в Туапсе

Всероссийский детский центр «Орленок» в Туапсе

Всероссийский детский центр «Орленок» в Туапсе

Всероссийский детский центр «Орленок» в Туапсе

Всероссийский детский центр «Орленок» в Туапсе

Всероссийский детский центр «Орленок» в Туапсе

Всероссийский детский центр «Орленок» в Туапсе

Всероссийский детский центр «Орленок» в Туапсе

Всероссийский детский центр «Орленок» в Туапсе

Описание

Программа

Трансфер

Документы

Отзывы

ВДЦ «Орленок» — один из самых современных детских лагерей на берегу Черного моря. В состав детского центра входят 9 лагерей, на базе которых проводятся дополнительно 8 тематических программ с профильной тематикой. Каждый лагерь имеет свои спортивные и сценические площадки, столовую, медпункт.

У нас вы можете заказать не только путевку в детский лагерь, но и трансфер детей из Москвы в лагерь Орленок в Туапсе.

На нашем сайте компании открыта продажа путевок в ВДЦ Орленок на летние каникулы 2020 года.

Стоимость:
75 000 руб. – 80 000 руб.

Стоимость:
75 000 руб. – 80 000 руб.

Стоимость:
90 000 руб. – 92 500 руб.

Стоимость:
65 400 руб. – 66 400 руб.

Стоимость:
61 000 руб. – 67 000 руб.

Стоимость:
61 000 руб. – 67 000 руб.

Стоимость:
61 000 руб. – 67 000 руб.

Стоимость:
61 000 руб. – 67 000 руб.

Инфраструктура:

Песчаный пляж, дворец культуры и спорта, стадион, скалодром, спортивные площадки, автогородок, Дом авиации и космонавтики, мастерские технического и прикладного творчества, астрономическая обсерватория, библиотека.

Преимущества отдыха в «Орленке»:

  • Уникальные природно-климатические условия Краснодарского края, свежий, насыщенный йодом морской воздух, теплое ласковое солнце, живописные песчаные пляжи очень полезны для детского организма. Одна смена в лагере способна заметно улучшить работу сердечно и дыхательной системы, максимально восстановить иммунные способности.
  • Лагерь Орленок в Туапсе – это большой выбор тематических и специализированных отрядов. Вниманию детей и родителей предлагается отдых в спортивных отрядах, языковых отрядах, творческих и приключенческих отрядах. Программа пребывания, которую предлагает детский лагерь Орленок в Краснодарском крае, разрабатывается с учетом возрастных и психологических особенностей детей и подростков.
  • В лагерь ВДЦ «Орленок» на Черном море приезжают работать только опытные воспитатели и педагоги, умеющие находить общий язык с детьми. Ни один ребенок, даже впервые отдыхающий вдали от родителей, не будет чувствовать себя одиноким.
  • Отдых в лагере – это не только великолепная возможность укрепить здоровье и набраться сил в преддверии учебного года, но и огромное количество незабываемых впечатлений. Каждый ребенок сможет реализовать свои творческие, креативные, организаторские способности, поучаствовать в интересных и полезных мастер-классах, познакомиться с выдающимися людьми, найти новых друзей.

Питание:

  • В лагере предусмотрено полноценное сбалансированное пятиразовое питания.

Медицинское обслуживание:

  • На территории «Орленка» функционирует многофункциональный современный медицинский центр, имеющий отделений диагностики и два стационара. Кроме того, в каждом детском лагере есть автономный медицинский пункт.

Безопасность:

  • Все лагеря, входящие в состав ВДЦ «Орленок» в Туапсе, находятся под круглосуточной охраной. На территории центра ведется видеонаблюдение. Центр является закрытой рекреационной зоной, доступ в которую для посторонних ограничен. Безопасности детей ничто не угрожает.

Месторасположение

Туапсинский район, пос.Пляхо

Программа лагеря ВДЦ Орленок:

Подвижные игры и занятия спортом

  • Командные игры: баскетбол, футбол, волейбол, снайпер, пионербол, туристические эстафеты, лапта, городки.
  • Индивидуальные игры: теннис, бадминтон, настольный теннис, радиоспорт, летающие тарелки, легкая атлетика, шахматы, шашки.
  • Нетрадиционные игры: аэробика, «город за городом», «знамя», «классики», пионербол двумя мячами, корфбол, «веселые старты», игры на местности, все виды пряток и салочек.

Водные игры и виды спорта

  • Плавание для отдыха и обучения, «веселые старты» на воде, водные виды спорта: хождение под парусом, гребля на ялах (по специальной программе), катание на катамаране и глиссерах, посещение аквапарка (за дополнительную плату).

Активные виды деятельности на природе

  • Физические нагрузки: пешие походы на один-два дня, туристические тропы, горные и морские походы для старших и специально подготовленных детей.
  • Опыт жизни на природе: установка палатки, разжигание костра, приготовление пищи на костре, ориентирование на местности, основы безопасности жизни, авиационно-космическая медицина.
  • Деятельность, ориентированная на природу: краеведение, экскурсии и походы по Черноморскому побережью Северного Кавказа, астрономические наблюдения, наблюдения за дельфинами.
  • Техническое творчество: изготовление моделей планеров и морских судов.
  • Техническое обучение: занятия по автоделу с использованием тренажеров, обучение основам компьютерных технологий.

Искусство и творчество

  • Исполнительское искусство: пение, танцы, театральные постановки, участие в самодеятельных концертах и конкурсах, жонглирование, фокусы.
  • Художественно-прикладное мастерство: рисование, изготовление изделий из бумаги, кожи, соломки, лозы, ткани, ниток, природного материала, вязание, вышивание, флористика, роспись по дереву и камню, выжигание по дереву и камню, лоскутная мозаика.

Специальные виды деятельности ВДЦ Орленок:

  • Общие дела лагерь ВДЦ Орленок: фестивали, праздники с приглашением известных деятелей культуры, искусства, кино, танцевальные и музыкальные программы.
  • Общие дела лагеря: кинопросмотры, танцевальные программы, конкурсы, игровые и шоу программы, интеллектуальные игры, викторины, самодеятельные концерты, предметные олимпиады.
  • Экскурсии: автобусные поездки в один из городов — Краснодар, Туапсе, Новороссийск, Геленджик, Архипо-Осиповка, с посещением музеев или достопримечательностей.
    Экскурсии в «Орленке»: посещение выставочного зала, Дома авиации и космонавтики, детской пожарно-технической выставки.
  • Отрядные дела, в планировании и подготовке которых принимают участие сами ребята, тихие, народные, подвижные, деловые, сюжетно-ролевые игры, дни именинников, литературно-музыкальные вечера, выпуски газет, костры и т.д.
В стоимость путевки в детский лагерь ВДЦ «Орленок» входит
  • проживание,
  • 5-ти разовое питание (завтрак, обед, полдник, ужин и сонник),
  • круглосуточная работа медицинской службы,
  • развлекательная и спортивная программа (дискотеки, просмотр кинофильмов, спортивные мероприятия, игры),
  • участие в выбранной программе, развивающие и методические материалы, сопровождение квалифицированными педагогами.

Дополнительные услуги по желанию:

  • экскурсии,
  • детский магазин со сладкой продукцией и сувенирами.

Обеспечение безопасности:

  • Организация работы камер хранения; прием, сохранность и выдача денег в кассах Центра,
  • Обеспечение общественного порядка и охраны жизнедеятельности детей на территории ВДЦ «Орленок» внутриведомственным отделением милиции.
  • Обеспечение ночного дежурства педагогов и врачей в детских корпусах.

Приобретение профильных программ в детский центр «Орлёнок»

Путевки на профильную программу в ВДЦ «Орлёнок» можно приобрести всем желающим. По всем вопросам приобретения профильных программ, путевок в детские лагеря ВДЦ «Орленок», оформлению документов, организации заезда и отъезда детей вы можете обращаться в отдел продаж: тел. +7 495 960-74-48.

6 смена 2019 г.

  • Ж/д трансфер
  • Авиа трансфер

7 смена 2019 г.

  • Ж/д трансфер
  • Авиа трансфер

8 смена 2019 г.

  • Ж/д трансфер
  • Авиа трансфер

9 смена 2019 г.

  • Ж/д трансфер
  • Авиа трансфер

Время в пути — 36 часов. Горячее питание детей в дороге будет производиться начиная со следующего дня (завтрак, обед, ужин), на вечер отправления просим вас накормить ребенка или дать ему продукты на ужин в дорогу.

Железнодорожный состав формируется Московским Железнодорожным Агентством (МЖА) и не является специализированным только на перевозке детей: в вагоне могут присутствовать другие пассажиры.

Необходимые документы:

в лагерь:

  • медицинская карта форма 159/у-02 (скачать документ) о состоянии здоровья, прививках и эпидокружении, включая справку о санации полости рта — оригинал и копия;

Выдается медицинской организацией не ранее, чем за 2 недели до начала срока путевки. Перед выдачей справки ребёнок в обязательном порядке должен быть обследован на гельминтозы (энтеробиоз и гименолепидоз), педикулёз и чесотку. Результаты обследований вписываются в справку 159/у-02.

Внимание! При отсутствии рекомендаций по приему лекарственных препаратов с указанием дозы, кратности и длительности приема в медицинской справке, либо выданных лечащим врачом, и заверенных подписью врача и печатью медицинского учреждения, препараты (в том числе привезенные ребенком с собой) ребенку даваться не будут.
Записи родителей медицинскими рекомендациями не являются! Прием и хранение лекарственных препаратов осуществляется в медицинском пункте лагеря.

Если ребёнок состоит на диспансерном учёте, то обязательно заключение профильного специалиста с указанием рекомендаций для данного ребёнка.

• копия полиса обязательного медицинского страхования;
• копия сертификата о прививках;
Важно! Дети, которым не проводилась прививка манту (туберкулиндиагностика), допускаются в лагерь только при наличии заключения врача фтизиатра об отсутствии заболевания.
Манту должно быть сделано не позднее 11-ти месяцев до заезда на смену.
• справка о санитарно-эпидемиологическом благополучии по месту проживания, выданная не ранее, чем за 3 дня до заезда в лагерь;
• справка о санитарно-эпидемиологическом благополучии по месту учебы – только на 6 смену, выданная не ранее, чем за 3 дня до заезда в лагерь;
• согласие на обработку персональных данных;
• согласие на медицинское вмешательство;
• копия свидетельства о рождении, с 14 лет – копия паспорта;
• путевка, подписанная одним из родителей и самим ребенком;
• заполненная анкета-согласие «Навигатор твоих возможностей».

в дорогу:

  • детям до 14 лет — оригинал и две копии свидетельства о рождении, с 14 лет — оригинал и две копии паспорта;
  • детям с 7 до 17 лет на 6 смену, детям с 16 лет для всех смен: справка из школы с исходящим номером, подтверждающая, что ребенок является учеником.

Внимание родителей!
Забрать ребёнка из лагеря по окончанию смены могут только родители (законные представители). Во всех других случаях необходимо нотариально заверенное согласие.

Забронировать путевку в детский лагерь Орленок в Туапсе — очень просто.

Отзывов пока нет.
Будьте первым, кто оставил отзыв на «Всероссийский детский центр «Орленок» в Туапсе»
Ваш телефон не будет опубликован.

ВДЦ Орленок (Черное море), Туапсе.

«Орленок» — один из самых известных детских лагерей России. Но это не просто лагерь, это центр, объединяющий в себе детские комплексы. Ежегодно в центре отдыхает почти 20 тысяч детей. Причем популярен «Орлёнок» не только в нашей стране, но и за рубежом. Ребята из европейских стран тоже охотно приезжают сюда отдыхать.

Чудесный детский отдых

Расположение всероссийского детского центра

В удивительном и чарующем месте находится сказка для юношей и девушек, ведь Краснодарский край сам по себе очаровательная локация огромной страны. Лагерь расположен в 45 километрах от Туапсе, в живописном месте в районе Золотой Долины, на самом берегу Чёрного моря. Красота природы Кавказа и черноморского побережья завораживает, сюда хочется возвращать ещё и ещё. Многокилометровые песчаные пляжи, теплые волны черного моря…

Выбирая среди огромного количества вариантов досуга и отдыха своего чада на каникулы, отдайте предпочтение именно этому детскому центру. Для малыша и подростка это место станет незабываемой сказкой!

Прекрасное место отдыха для детей в Туапсе

  • В отличие от частных лагерей Европы ВДЦ «Орлёнок» является государственным учреждением, а значит, родители могут быть спокойны за здоровье и безопасность своих детей.
  • Лагерь принимает ребят в возрасте от 10 до 16 лет. Поэтому подростки легко могут найти новых друзей среди ровесников.
  • Этот детский оздоровительный лагерь открыт круглый год. Поэтому дети могут там отдыхать не только в летний сезон, но и зимой. Круглогодичные учреждения: Стремительный, Штормовой, Звездный, Солнечный. Некруглогодичные: Дозорный, Комсомольский, Олимпийский.
  • Месторасположение, климат, морской воздух способствуют оздоровлению ребят. Благодаря теплой погоде купательный сезон здесь заканчивается достаточно поздно, примерно в третьей декаде сентября или даже позже. Ваш ребёнок сможет сполна насладиться летним отдыхом.
  • Этот краснодарский детский центр — огромный комплекс, продуманный до мелочей. Все необходимое для детей в свободном доступе. Так, в центре умещаются целых 7 оздоровительных лагерей, несколько кинозалов, спортплощадок, бассейн, также есть крупная библиотека, дом творчества, дворец культуры В каждом лагере ВДЦ «Орленка» своя программа, которая согласовывается с учебными планами и проходит полную проверку. В нее входят как общеразвивающие мероприятия, так и конкурсы и праздники, которые имеют воспитательный и целенаправленный характер.
  • Отряды формируются по возрастному принципу. В каждом отряде от 25 до 30 ребят, с которыми работают лучшие педагоги и вожатые. Все специалисты лагеря проходят строгий конкурсный отбор. Именно поэтому педагогический состав всегда наилучший и неповторимый.

Инфраструктура ВДЦ «Орленок»

  • Общеобразовательная школа
  • Библиотека
  • Кружки и секции
  • Музей
  • Активный отдых
  • Спорт
  • Фестивали и конкурсы
  • Медицина
  • служба
  • Питание
  • Безопасность

ВДЦ "Орлёнок" — это комплекс лагерей:

«Звёздный» — лагерь для активных и творческих детей. Он работает круглогодично, принимая в зимний период до 400 ребят, летом 550.

Сюда приезжают увлечённые космосом, спортсмены, лидеры детских общественных организаций и объединений, танцоры, хористы, чтецы и вокалисты, победители различных конкурсов, олимпиад и фестивалей.

В стенах «Звёздного» ребята учатся работать в команде, проводят исследовательскую деятельность, создают игровые и социальные проекты.

Орлята пробуют себя в роли организаторов и руководителей клубов досуга, участвуют в разнообразных видах деятельности: творчестве, спорте, интеллектуальных играх.

Традицией «Олимпийской деревни» стали ежесменные постановки спектаклей и мюзиклов, участниками которых становятся ребята и педагоги лагеря.

В «Олимпийской деревне» ребята учатся жить активно, весело и увлекательно.

В «Солнышко» — единственный в «Орлёнке» детский оздоровительный лагерь для детей младшего школьного возраста. Впервые он открыл свои двери для ребят в 1992 году, с тех пор действует в период летних каникул и принимает 250 мальчишек и девчонок всех регионов РФ.

Современным орлятам трудно представить, что когда-то на берегу моря стояли три десятка брезентовых палаток, потому что сегодня «Солнечный» — это комфортабельные двухэтажные коттеджи, в окна которых смотрит тёплое южное солнце. Лагерь находится у самого моря и в то же время очень близко ко всем основным сооружениям Центра.

Сегодня «Комсомольский» — это самый многопрофильный лагерь ВДЦ «Орлёнок», принимающий детей со всей России и стран ближнего и дальнего зарубежья. В лагере успешно реализуются программы всех 6 направленностей дополнительного образования, представленных в ВДЦ «Орлёнок»: художественная, туристско-краеведческая, физкультурно-спортивная, естественнонаучная, техническая.

В ходе деловых игр, диспутов и конференций мальчишки и девчонки развивают свои коммуникативные и организаторские навыки, обучаются ораторскому мастерству, искусству управления, демонстрируют интеллектуальные и дипломатические способности.

В «Стремительном» проходят форумы Российского движения школьников, слёты представителей патриотических клубов, творческие фестивали международного уровня, объединяющие ребят из дальнего и ближнего зарубежья.

В «Стремительном» собираются будущие лидеры страны — активисты детских общественных организаций и объединений.

Детский лагерь «Звездный»

Группа из Челябинска

Условия

  • В четырёхэтажном здании каждую смену размещаются 400 детей из самых разных регионов страны. В комнате располагаются 12-16 человек, удобства на этаже.
  • Одна из достопримечательностей лагеря — Звёздная площадь, где летом для торжественного открытия смен собираются ребята из всех лагерей «Орлёнка»! Эта площадь становится поющей, когда смена завершается, и приходит время расставаться.
  • Ещё одно любимое место для отдыха и проведения вечерних «огоньков» — Звёздная роща.
  • Сразу за корпусом начинается Космическая лестница, которая ведёт к первой в России детской Астрономической обсерватории.
  • Корпус лагеря похож на корабль, с палубы которого открывается потрясающий вид на «Орлёнок». В четырёхэтажном здании каждую смену размещаются 400 детей из самых разных регионов страны.
  • Орлята живут в уютных комнатах, соединённых солнечными холлами. На первом этаже расположена гостиная — место, где всегда можно узнать много нового и интересного. В Зимнем саду каждую смену раскрываются таланты. В музыкальной комнате ребята занимаются вокалом, играют на музыкальных инструментах. Для занятий по хореографии есть танцевальный класс. Для удобства детей в корпусе работают медицинский пункт, постирочная, сушильная, гладильная комнаты, камера хранения, касса, станция для подзарядки телефонов, зона .

На территории лагеря есть спортивные площадки, где каждый может выбрать вид спорта по душе: футбол, пионербол, волейбол, баскетбол, стритбол, городки В корпусе есть места, где ребята соревнуются в индивидуальных видах спорта: настольном теннисе, шашках, шахматах, аэрохоккее и бильярде.

Педагогические программы

Программы детского лагеря насыщены яркими делами и событиями, участие в которых подарит ребятам массу положительных эмоций, новых друзей и возможность реализовать свои таланты и организаторские способности. Экология, квесты, встречи с интересными людьми, участие в игровых программах, лонмобы, флешмобы. Сопричастность к событиям Олимпиады 2014, создание своей истории успеха, знакомство с наследием нашей страны — это и многое другое ждёт «жителей» звёздного лагеря, лагеря с особым именем.

«Звёздные квесты: выбирай, действуй, создавай», «Будущее рождается сегодня», «Мой выбор зелёная планета», «Я наследник великой страны», «Сочи 2014: игры, которые мы заслужили вместе с Тобой». Название смен уже говорят о том, что это будет творческий и активный отдых, где каждый может внести свой вклад, стать ЗВЁЗДНЫМ ребёнком, Звёздной командой и вписать своё имя в историю лагеря «Звёздный».

Помимо авторских программ в лагере реализуются специализированные смены. «Звёздный» сотрудничает с Центром подготовки космонавтов им. и проводит уникальный проект «Объединённые космосом». Лагерь с радостью встречает участников смен «Юные пожарные», «Юные инспектора движения», «Школа Росатома». «Звёздный» — постоянная площадка для Всероссийского открытого форума детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг», на который ежегодно собираются начинающие журналисты и уже известные мастера кино и телевидения, такие как Александр Школьник, Владимир Грамматиков, Сергей Мирошниченко, Алексей Лысенков, Сергей Цымбаленко и многие другие. У ребят есть возможность стать участниками и творческих встреч.

ПОДРОБНЕЕ О ПРОГРАММЕ СМОТРИ В НАВИГАТОРЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ СМЕНЫ №8

Педагогический коллектив

Педагогический отряд лагеря носит звёздное имя — «ВЕГА»: «Вечно Единая Горящая Армия». Вега — это самая яркая звезда созвездия «Лира», одна из ярчайших на небосклоне. Трудно найти лучший символ, чтобы передать идею горящих задором и творчеством глаз. «Каждому делу — кусочек сердца, каждому делу — путёвку в жизнь» — звучит девиз вожатых «Веги». Они, также как и дети, приезжают со всей России, учатся в Школе педагогических работников, проходят практику и становятся основным составом педагогического коллектива.

В стоимость путевки входит:

  • встреча на вокзале г. Туапсе, проезд от Туапсе и обратно
  • проживание в 4-х этажном корпусе в комнатах по 12–16 человек, удобства на этаже
  • 5-ти разовое питание
  • медицинское обслуживание, профилактические занятия
  • обеспечение педагогических программ
  • занятия по дополнительному образованию (деловые игры, семинары, лекции, встречи с интересными людьми), экскурсии в Дом авиации и космонавтики, обсерваторию, детскую выставку, выставочный зал Центра
  • морские купания
  • занятия в кружках
  • зрелищные мероприятия
  • просмотр кинофильмов, видеофильмов

Дополнительно оплачивается ж/д пакет 12500 рублей (проезд в плацкартном вагоне Челябинск — Туапсе — Челябинск, горячие питание в обе стороны, сопровождение)

Сколько стоил велосипед в СССР: цены детских, городских складных моделей

Автор: Елена Владимировна Новикова. Копирайтер, журналист, маркетолог. Высшее образование, КарГу имени Е.А. Букетова.. Дата: 29 января 2021. Обновление статьи: 24.01.2021. Время чтения 8 мин.

Все мальчишки и девчонки в СССР проводили свободное время не в интернете, а рассекая на велосипедах. Такая покупка была доступна среднестатистическому советскому труженику, так как цены простых моделей составляли 45–75 руб. Складные, туристические были дороже, но и их стоимость не превышала 192 руб.

Двухколесные и трехколесные «друзья» всегда пользовались особой народной любовью в Советском Союзе. Уже давно исчезла страна, скорость жизни увеличилась в разы, но популярность их не прошла. Однозначно изменилась функциональность и цены, но, чтобы понять насколько, сравним с характеристиками и стоимостью велосипедов в СССР.

Предыстория

Любили прогулки на железном коне и до революции, но в тот период позволить это могли только обеспеченные люди. Семнадцатый год сравнял социальные слои. Поэтому правительству пришлось задуматься о возможности серийного производства такого транспорта.

велосипеды до революции были очень экстравагантными

Фото: велосипеды до революции были очень экстравагантными

Первым специализированным предприятием стал Харьковский велосипедный завод. В ноябре 1923 г. с его контейнера вышла первая партия в 1 000 изделий. Выпуск приостанавливался только на время Великой Отечественной войны, но возобновился сразу после её завершения.

Предприятия по выпуску действовали в Москве, Минске, Перми и других городах. На любом из этих заводов изготавливали качественные образцы. Это достигалось за счет применения высококачественных материалов. У велосипедов тех лет практически не было дополнительных аксессуаров, зато бонусом шла высокая коррозийная прочность.

Одной из первых моделей стал «ЗИЧ-1», производство которого было налажено в 1946 г. на новосибирском авиационном заводе. На нем была предусмотрена стальная прочная рама, для лучшей аэродинамики – руль сконструирован в спортивном варианте.

ЗИЧ-1

Еще одним популярным дорожным мужским вариантом в пятидесятых годах стал байк «Урал». Велосипед сконструировали с расчетом на повышенную устойчивость.

Урал

Фото: «Урал» с сумкой для инструментов в комплекте

«Младший брат» «Уралец» предназначался для подростков старше 10 лет. Кстати, выпускали его до 1994 г.

От редактора! В послевоенные годы велосипед еще оставался роскошью для людей со средним доходом. Мальчишки мечтали о таком транспортном средстве. По данным ЦСУ СССР, в 1953 г. он стоил 592 руб., тогда как зарплата по стране была 558 руб., а в сельском хозяйстве и вовсе 445 руб. Для сравнения: говядину можно было купить за 12,50 руб., сливочное масло – за 25,50 руб., а 1 кг сахара – за 12,60 руб.

Стоимость и модели

Информация о ценах сохранилась благодаря не только воспоминаниям, но и сведениям из паспортов.

Таблица 1. Стоимость некоторых велобайков СССР

Модель Год В сов. руб. Средняя з/та По курсу 2020 г., рос. руб.
Турист 1979 104 148,74 46 157
Орленок 45 19 971
Аист 1989 74,70 217,74 20 255
Кама 1989 100 217,74 27 114
Турист 1990 192 248,40 49 668

Источник: паспорта и инструкций

От редактора для сравнения! Цены в 1989–1990 гг. на другие товары: мясо – 2,30 руб., картофель – 30 коп., хлебобулочные изделия – в среднем 31 коп.

Как видим, советский человек мог позволить себе купить велосипед, но выбор был ограниченным.

Справка от редактора! Для пересчета в современные рубли применен курс соответствующих лет и калькулятор инфляции доллара.

Для детей

В Советском Союзе серьезно занимались производством именно детских велосипедов. При создании любого такого проекта конструкторы ориентировались на возрастные особенности будущего потребителя.

Для самых маленьких отлично подходил трёхколёсный «Малыш», выпускаемый с 1962 г. На нем мог передвигаться ребенок с года до трех. Для ребят постарше хорошо подходил «Дружок», на нем можно было оттачивать навыки езды на двухколесном велосипеде.

Малыш

Фото: первый друг советских ребят – «Малыш».

Многие сегодняшние взрослые старшего поколения вспоминают, что они научились кататься на «Школьнике». Его производство началось еще в 1956 г. на профильном предприятии города Горький. Прогулочный двухколесный друг был предназначен для езды по асфальту или дорогам с ровным покрытием.

Школьник

Фото: легендарный «Школьник»

Ранние модели делились по гендерному признаку. Для мальчиков выпускали велосипеды с рамой закрытого типа, для девочек – она смещена под углом немного вниз. В остальном конструкцию транспорта можно было назвать довольно примитивной.

В пятидесятых годах был популярен еще один детский велотрансформер. «Ветерок» можно было использовать в качестве двух- или трехколесной модели. Такой вариант предназначался для детей старше 3 лет.

Городские

Самыми любимыми среди школьников младшего возраста были «Орленок» и «Ласточка». Прототипом такого транспорта стали немецкие довоенные образцы. Первые партии увидели свет в 1949 г. Их выпуск без особых технических доработок продолжался до 1979 г.

В конце периода продаж цена велосипеда составляла 45 руб. Это было намного меньше автомобиля. Например, ВАЗ-2106 можно было купить за 8 400 руб.

Разница двух одинаковых моделей заключалась в геометрии рам. У «мужского» варианта она была закрытая, а у женского – открытая.

Технически изогнутая рама у «Орленка» создавалась, чтобы его было удобно транспортировать на плече вверх по лестничному пролету. От остальных детских моделей этот образец отличали взрослые детали. А это уже считалось по-настоящему «крутым» признаком.

Орленок

Для старшего поколения больше подходил «Турист». Эта модель была выпущена в массы в 1949 г. Его преемник «Спутник» являлся дорожно-туристическим вариантом, который использовали и как прогулочный, и как скоростной велосипед. Он появился в 1961 г. как результат переименования «Туриста» и выпускался до 1983 г.

Складные

Такой транспорт был удобен в перемещении, но уступал своими качественными характеристиками.

Самая известная модель в Союзе – «Кама» пермского производства. У нее был высокий руль, удобное сиденье.

Не меньшей популярностью пользовался «Салют» этого же производителя. Замок для складывания был встроен в открытую раму. Эта модель была похожа на предыдущую, но шла на более крупных колесах. Пользователи отмечали, что полезность от складывания была востребована только при хранении. В общественном транспорте «Салют» неудобно было провозить даже в сложенном виде.

Салют

Еще одной интересной моделью стал «Аист». Этот простой велосипед «родился» на минском производстве еще в 1947 г. и выпускался вплоть до 1992 г. без особых изменений.

Интересно! В 1950 г. продали стотысячный «Аист».

Среди ощутимых преимуществ – металлические крылья, защита цепи, светоотражающие элементы, багажник, звонок и даже сумка с инструментами.

Спортивные

Небольшая доля советского велопроизводства ориентировалась именно на спортивные модели. Например, «Москва-80» разработана специально для гонок на шоссе.

Интересный факт: этот велосипед разрабатывали для подготовки и дальнейшего участия советских спортсменов в будущей Олимпиаде. Но несмотря на большую проделанную работу, команда от Союза так и не приняла на них участие в общем соревновании, пересев на проверенные итальянские Colnago. «Москву-80» «оседлали» камерунские спортсмены.

предолимпиадная «Москва-80»

Фото: предолимпиадная «Москва-80»

Еще одним «гоночным» вариантом стал «Рекорд». Специальная конструкция рамы выполнялась из тонкостенных труб. Руль также был переделан под свойства аэродинамики.

А вот следующая модель – «Спринт» – еще и трансформировался под использовавшего его спортсмена. Вес таких транспортных устройств не поднимался выше 9 кг.

Было и стало

Во времена СССР велосипед стоил от 45 до 192 сов. руб., или от 19 971 до 49 668 руб. в пересчете на деньги 2020 г. В любом случае, среднестатистический советский гражданин тратил на покупку меньше 1 зарплаты.

Наши современники продолжили традицию любви к этому виду транспорта. Конечно, сегодняшнее разнообразие веломоделей просто поражает. Например, «Яндекс.Маркет» говорит о таких ценах:

  • самый популярный городской велосипед STELS Navigator 395 28 Z010 (2018 г.) – 9 000 руб.;
  • детский Navigator First Bike для «начинающих» – 2 508 руб.;
  • «малышковый» Novatrack Neptune 12 (2019 г.) – 4 446 руб.;
  • самая дорогая современная модель Kettler Traveller 1.0 Trapez 2020 г. –76 500 руб.

От редактора! Как видим, при средней зарплате, по данным Росстата, 47 649 руб. на август 2020 г. велосипед остается доступной покупкой.

Но большой выбор аксессуаров открывает дверь в новый мир веловозможностей. Пользователи могут подобрать всё: от фонарика до мини-компьютера. Последний будет показывать скорость, время тренировки и даже считать калории сидящего на нём «всадника».

Источники:

http://bikes.ironhorse.ru/bikes-of-the-ussr/
https://campholiday.ru/vserossijskij-detskij-tsentr-orlenok-tuapse/
https://kanikuli74.ru/detskij-lager/vdc-orlenok-chernoe-more-tuapse-novyj/
https://yakapitalist.ru/finansy/skolko-stoil-velosiped-v-sssr/

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector