Великий велосипедист

От «костотрясов» до «кенгуру». История велосипедов в России

19 апреля – Международный день велосипеда. В России этот вид транспорта пользуется популярностью на протяжении почти двух столетий. Первые велосипеды в нашей стране начали появляться в XIX веке в Петербурге. SPB.AIF.RU выяснил, как это было, и какие двухколесные были в моде два столетия назад.

На «костотрясе» в Москву

История изобретения велосипеда в том виде, в котором он дошел до наших дней, доподлинно неизвестна. По одной из популярных версий, первый велосипед с педалями, сиденьем, рулем и двумя колесами сконструировал российский крепостной механик Ефим Артамонов в 1800 году. Конструкция, изобретенная им, весила 40 кг и достигала полутора метров в высоту. К переднему колесу диаметром чуть больше метра были приделаны педали, а заднее колесо, которое было в два раза меньше, крутилось по инерции. Впоследствии такая модель была названа «костотрясом»: ехать на таком транспорте было неудобно и даже болезненно. Тем не менее, через год механик все же доехал на своем изобретении из Екатеринбурга до самой Москвы. Император Александр I, впечатленный таким результатом, даже освободил умельца от крепостного права. Однако, патент на создание велосипеда Ефиму так и не выдали. В итоге в скором времени необычное изобретение было забыто.

Первый велосипед из-за неудобной конструкции назывался

Несколько лет спустя лесничий из Германии Карл фон Драйс сконструировал похожую модель из дерева – правда, в этом варианте у велосипеда не было педалей, и человеку приходилось постоянно отталкиваться ногами от земли. В 1817 году изобретение немца запатентовали как первый в мире велосипед. Его конструкция постоянно модернизировалась, и уже в середине XIX века на моделях велосипеда появилась цепная передача – такую модель назвали «кенгуру» – а еще через несколько лет шины на колесах стали накачивать воздухом, и транспорт мог развивать скорость до 30 км/ч.

Транспорт аристократов

В России велосипеды стали появляться в Петербурге во второй половине XIX века. Тогда этот вид транспорта считался роскошью, и позволить его себе мог далеко не каждый: велосипед стоил от 250 до 400 рублей, тогда как средняя зарплата рабочего составляла всего 20 рублей. В 1880 году в городе на Неве было зарегистрировано сто велосипедистов. Одним из первых российских велосипедистов стал император Александр II, который на своем «костотрясе» любил совершать велосипедные прогулки по Царскому Селу. Кататься по Петербургу не мог даже царь: в то время ездить на велосипеде по улицам города было строго запрещено. Одним из популярных маршрутов у велосипедистов было Петербургское шоссе неподалеку от Царского Села. Этим воспользовались хитрые веломеханики: чтобы увеличить свою прибыль от ремонта, они протягивали поперек дороги тонкую проволоку или прикатывали на шоссе крупные камни, чтобы велосипедисты не смогли избежать аварии.

Раньше на велосипеде можно было ездить только за городом.

Велосипедисты смогли добиться разрешения кататься в черте города лишь в конце XIX века. Специально для этого был издан целый свод правил: например, на велосипедах запрещалось ездить в местах большого скопления людей, а также парках или скверах. Считалось, что человек на двухколесном «железном коне» своим видом пугает обычных лошадей, запряженных в повозку. Этому был посвящен отдельный пункт: «В случае беспокойства лошадей велосипедист обязан умерить ход или сойти с велосипеда, – говорилось в правилах, – и, по возможности, закрыть его собой».

В Петербурге и Москве было созданы целые общества велосипедистов.

Экзамен для велосипедистов

В царской России для того, чтобы получить разрешение право ездить на велосипеде, необходимо было сдать экзамен. Чтобы получить права, нужно было тронуться с места на велосипеде, сделать «восьмерку», а потом резко затормозить и спрыгнуть с транспорта. За всеми манипуляциями экзаменуемого следила строгая комиссия из трех полицейских. Если человек справлялся со всеми заданиями, он получал специальный документ и номерной знак на велосипед. Провалившие экзамен люди тренировались и совершали новую попытку через неделю. Согласно документам, подобный экзамен сдавали и представители царской династии. Кататься на велосипеде любили Александр III, императрица Мария Федоровна, Николай II и все его дети, а великий князь Сергей Михайлович даже принимал участие в велосипедных гонках.

На велосипеде любили кататься члены царской семьи.

С развитием транспорта интерес к велосипеду стал падать. В начале XX века, когда появились первые мотоциклы, многие велоорганизации Москвы и Петербурга распались. Стоимость велосипеда снизилась, и теперь его могли себе позволить все желающие. В настоящее время этот вид транспорта смог вернуть себе былую популярность: теперь каждый может выбрать себе «железного коня» на любой вкус и цвет. Многие осознанно оказываются от автомобиля и делают выбор в пользу велосипеда: он абсолютно экологичен, избавляет от ожидания в пробках и позволяет заниматься спортом по пути на работу или во время прогулки. Сейчас можно уверенно сказать: за велосипедом – будущее.

История велосипедного спорта и его дисциплины

велогонка

Велоспорт – дисциплина, в которой участники соревнуются между собой за первенство. Как и в стандартных беговых соревнованиях, игроки, используя мастерство и навыки, доказывают уровень силовой подготовки и выносливости.

Велосипедный спорт представлен несколькими вариантами: соревнования на скорость, специальные виды спорта и мотокросс. В каждом из них используется свой тип велосипеда: для скоростных соревнований – гоночный, в специальных направлениях (фрирайд, кросс-кантри) – велосипеды семейства МТБ, для мотокросса – BMX.

Начало и становление велоспорта

Виктор Капитонов

Виктор Капитонов – первый чемпион СССР по велоспорту на Играх 1960

Велосипед берет истоки в первой половине 19-го века. Конечно, тогда он не рассматривался в качестве спортивного снаряда, а применялся лишь как тихоходный транспорт. С течением времени байк не раз совершенствовался, пока не приблизился к привычному виду. Произошло это во второй половине 19-го века, когда изменилась геометрия рамы, для передачи крутящего момента стала применяться цепь Галля, а цельные шины были заменены надувными камерами и покрышками.

Первое соревнование произошло в 1869 году во Франции, на дистанции «Париж-Руан» длиной 120 км. Победитель велогонки смог развить скорость 11 км/час, на то время это было за пределом возможностей.

В Олимпийских играх первая велосипедная гонка датируется на 1896 год. Первое место заняла Франция, затем кубок победителей брали Италия, Германия, а позже – СССР. Дистанции от игры к игре росли. Если в 1896 г. она составляла всего 87 км, то на играх 1912 года – 320 км.

В России спорт берет начало с 1883 года, с проведения первого соревнования в Москве. С тех пор велоспорт выделился как отдельное направление. Это было вполне обосновано, так как в нашей стране на первую треть ХХ в. насчитывалось несколько десятков крупных велоклубов. В Советском Союзе первая велогонка произошла в 1918 году. Начиная с этого времени, они проводились с завидным постоянством. Однако лишь в 50-х СССР удалось выйти на мировые велосипедные соревнования.

В 1960 г. велогонки были разделены на командные и групповые. До 1996 г. велосипедный спорт был исключительно мужским направлением, затем включили и женские соревнования: пробег на шоссе, индивидуальная гонка. В этом же году в программу Олимпийских игр был допущен МТБ.

Шоссейный байк потерпел мало изменений с момента проведений первых гонок. Родоначальником спортивного вело-направления стали именно гонки на шоссейниках по типу «кто быстрее». Намного позже появился специальный горный велосипед, который стремительно менялся и внешне и технически. Виды спорта на МТБ стали широко популярны в последние два десятилетия.

Шоссейные и трековые гонки

По правилам игры, соревнования на гоночных байках делятся на такие виды:

  • стандартные (на длинных дистанциях);
  • гонки на время;
  • индивидуальные;
  • командные;
  • трековые.

Стандартные шоссейные соревнования по велоспорту берут начало на общем старте. Все участники предварительно разделяются по типовые команды. Разбивку делают по принципу «возраст – уровень силовой подготовки – выносливость». Команды стартуют и должны пройти требуемую дистанцию. Для мужчин она составляет 239 км, для женских гонок – 120 км. Победителем группы считается игрок, который приехал на велосипеде к финишу раньше всех. Среди победителей могут распределяться места на кратковременных дистанциях.

Гонка на время – простой способ доказать сопернику уровень выносливости. Дистанция для мужчин – 1000 м, для женщин – 500 м. На старте устанавливается обратный отсчет в 90 секунд, задача велосипедиста – не только уложиться в этот интервал, а прийти первым.

Разновидность гонки на время – спринт. Группа велосипедистов проходит три круга, но отсчет времени на скорость ведется только на последний 200 м. Кроме силы и выносливости, в спринте нужно проявить смекалку и выбрать удачную позицию перед финишированием.

Трек – состязания велосипедистов на овальном замкнутом круге. Угол наклона рамы и корпуса должен составлять 42 градуса. Традиционно покрытие трека деревянное или бетонное. Дистанция зависит от масштабов соревнования и варьируется от 1 до 40 км.

Движение под наклоном

Движение под наклоном на соревнованиях по треку

Индивидуальные гонки делятся на два типа: с раздельным стартом и преследование.

Гонка с раздельным стартом показывает абсолютные возможности каждого велосипедиста. С каждым кругом игрок должен показывать лучшие результаты. Общая дистанция у мужчин – 48.6 км, у женщин – 31.2 км. Задержка старта следующего участника – 90 с.

Гонка преследования – соревнования, в которых один участник догоняет другого и показывает лучший результат. Игроки стартуют с разных сторон круга. Гонка рассчитана на одного победителя и разбита на стандартные соревнования, полуфинал и финальную гонку. Длина дистанции: 4 км – мужчины, 3 км – женщины. В командном преследовании друг друга догоняют группы из трех человек. Положение определяется по третьему гонщику.

Разряды гоночного велоспорта:

  • КМС – кандидат в мастера спорта (от 13 лет);
  • МС – мастер спорта (от 15 лет);
  • МСМК – мастер спорта международного класса (17 лет и старше).

В категорию МСМК попадают спортсмены, победившие на соревнованиях сборной России. Призовое место – не ниже 3-го.

Нормативы для велоспортсменов

Нормативы для велоспортсменов по дисциплинам. Звание МКМС подразделяется на I, II и III разряды

МТБ-велоспорт: кросс-кантри, фрирайд, триал

Спортивные дисциплины на маунти-байках продолжают набирать обороты. Даже простые любители покатушек наверняка о них слышали. Если раньше МТБ-спорт носил чисто развлекательный и «дворовый» характер, то сегодня это полноценные дисциплины. Основные спортивные направления на маунти-байках:

  • велосипедный триал;
  • фрирайд;
  • кросс-кантри.

Триал – велоспорт с использованием горного велосипеда. Родина этого направления – Испания. Зарождение триала датируется серединой 70-х годов. Сейчас этот вид спорта носит чисто европейский характер, хотя некоторая его доля есть и в нашей стране.

Особенности – экстремальная езда с препятствиями. Скорость, сноровка и смекалка – ключевые моменты дисциплины. Классические соревнования – прохождение трасс по горной местности. Новый триал – стрит-версия – трюковая езда в черте города. Включает элементы экстремальной дисциплины BMX.

Фрирайд (от Free Ride – свободное катание) – МТБ-спорт с прохождением усложненных горных трасс. Участки могут быть «неподготовленными» к сюрпризам дороги, могут иметь обрывы, развороты, груды камней, резкие подъемы/спуски, заросли и грязь. Фрирайд – это и свобода движения и знание велотрюков одновременно. Внутри направления происходит деление на классическую и лайт-версию.

Требования к велосипеду: высокая прочность рамы, комплексная амортизация и 100%-ный уровень безопасности.

Фрирайд-байк

Фрирайд-байк для экстремальных гонок

Кросс-кантри – прохождение трасс на скорость. Место проведения соревнований – горные трассы с дорожными препятствиями и затяжными подъемами. В отличие от фрирайда, это направление безопаснее. Благодаря этому, кантри заслужил большую популярность среди велолюбителей.

Кросс-кантри – первый велосипедный спорт МТБ, включенный в Олимпийские Игры. Разделяется на три варианта – XCO, XCM, XCE:

  • классика (1 – 2-часовая гонка);
  • марафон (2 – 8 часов);
  • короткие гонки на выбывание, длительность – 1-2 мин.

Кросс-кантри

Соревнования по кросс-кантри

Велосипед – облегченный маунти-байк. Небольшой вес рамы и навесов позволяет развивать высокую скорость. Вместе с этим конструкция должна быть исправной и прочной.

Спортивное направление BMX

BMX-велоспорт использует одноименный велосипед. Специфичная конструкция байка предназначена для прыжков и выполнения различных трюков. Езда на таких великах носит символический характер.

BMX Racing – состязания на скорость прохождения трека. Старт начинается на возвышенности до 9 м, на пути велосипедистам встретятся несколько препятствий: «стол», двойной и тройной трамплины, лестницы. В гонке участвует 8 человек.

Vert – прыжки внутри рампы. В число упражнений входят перекаты по изогнутой поверхности сооружения, прыжки на краях и внутри рампы. Сюда входят самые сложные трюки на BMX, освоение которых потребует годы практики. Участники соревнуются по эффектности и качеству техники выполнения и высоте прыжков.

Спорт на BMX

Самый зрелищный спорт на BMX

Разновидностью Vert’а является Dirt. Отличие в том, что велосипедист не катается внутри рампы, а выполняет виражи на холмистой местности.

Flatland – исполнение виражей на ровный поверхностях. Этот вид BMX-велоспорта популярен среди любителей. Он проще в освоении и безопаснее. Продвинутый вариант – выполнение трюков на препятствиях в городе. Этот подвид носит название BMX-Street.

Велоспорт – обширная область, которая объединяет все направления. Развиваясь вместе с велосипедом, он приобретает все большее количество поклонников и активных участников. Байк-спорт относительно прост, дает реализовать себя всем желающим. Вместе с этим он позволяет улучшить здоровье велонации и повысить уровень культуры.

Велосипедист

Велосипедист — человек, передвигающийся за счёт собственной мускульной силы, направляемой на вращение педалей, на транспортном средстве, отнесённым по своим характеристикам к велосипеду.

Содержание

Управление велосипедом

Ключевым навыком управления двухколёсным велосипедом является умение удерживать равновесие при движении по прямой и прохождении поворотов, объезде препятствий. Прочие нюансы связаны с правильностью посадки, распределением физической нагрузки, маневрированием, умением совершать более сложные действия, такие как прыжки, движение по зыбким поверхностям, трюки и т. п.

При управлении велосипедами, имеющими больше двух колёс и, как следствие, более устойчивыми, вопросы удерживания равновесия менее значимы, но большую роль могут играть физическая подготовленность велосипедиста (из-за большего веса конструкции) и наличие навыков управления специфическими транспортными средствами. Исключение составляют, разумеется, детские велосипеды.

Равновесие

Обучение езды на двухколёсном велосипеде всегда начинается с вырабатывания навыка удержания равновесия [1] . В связи с тем, что площадь опоры у двухколёсного велосипеда очень малая, равновесие возможно лишь при наличии динамики. Когда велосипед двигается, он неизбежно отклоняется то в правую, то в левую стороны. Соответственно, велосипедист интуитивно чуть поворачивает руль (подруливает) в нужном направлении. Велосипед начинает поворачивать и центробежная сила возвращает его в вертикальное положение [2] . На высоких скоростях количество этих микроповоротов снижается. Этот процесс происходит постоянно, и опытные велосипедисты его не замечают, тогда как новичку предстоит выработать подобный автоматизм.

При обучении детей иногда используют дополнительные подвесные колёса поддерживающие велосипед в вертикальном положении, однако на практике этот метод не отличается высокой эффективностью [3] . При использовании дополнительных колёс ребёнок в основном привыкает к кручению педалей и вращению руля, но не акцентирует внимание (из-за ненадобности) на удержании равновесия. К тому же, дополнительные колёса в некоторых случаях снижают устойчивость, например, при спусках, крутых поворотах, на неровной поверхности.

В связи с этим, детей, также как и взрослых, рекомендуется обучать сразу на двухколёсных велосипедах. Желательно на широких площадках и обязательно вдали от машин и иной техники. Кроме того, обязательно наличие велошлема, а для детей и дополнительной защиты для коленей и локтей.

В первую очередь человек должен научиться ездить по прямой [1] . Для этого его можно в первое время поддерживать, периодически отпуская. Сначала это упражнение проделывается на малой скорости (помощник идёт рядом), затем на более высокой (помощник бежит). Обучающийся должен стремиться держать руль прямо и крутить педали. Важно также, чтобы обучающийся точно знал как использовать тормоза. Когда движение по прямой начнёт получаться, можно перейти к поворотам и разворотам. При этом радиус должен быть сравнительно большим, и каждый раз обучающийся должен страховать себя от падения, выставляя ногу со стороны поворота [1] .

Начало движения

Существует ряд распространённых способов начать движение на двухколёсном велосипеде [4] . Каждый велосипедист выбирает наиболее подходящий для себя, с учётом особенностей велосипеда, собственных физических возможностей и условий в которых находится.

1. Велосипедист подходит к велосипеду слева, удерживает его за руль и ставит левую ногу на левую педаль, находящуюся в нижем положении. Затем отталкивается правой ногой и сразу после начала движения перекидывает её через велосипед и тут же нажимает на правую педаль, которая к этому моменту расположена вверху. Некоторые велосипедисты отталкиваются более одного раза, разгоняя велосипед до более высокой скорости.

Подобный старт не рекомендуется (а иногда и невозможно) использовать при начале движения в горку, так как запаса хода может не хватить на время, требуемое для переноса ноги и нажатие педали. Кроме того, правая нога может соскользнуть с педали или сила нажатия на правую педаль не будет соответствовать требуемому для данного градуса подъёма. Соответственно, велосипедист может упасть не начав движение.

2. Велосипедист перекидывает правую ногу через стоящий велосипед наклонив его немного к себе (при низкой раме нога просто переносится на другую сторону), и он оказывается между ног. Затем устанавливает педали под 45-градусным углом к подседельной трубе рамы, из которых одна оказывается чуть выше и впереди. Надавливая именно на неё он одновременно начинает движение, опираясь как на ступеньку садится в седло и следом размещает вторую ногу на педаль.

3. Движение от подножки (ступеньки, бордюра и т. п.).

4. Велосипедист удерживая велосипед за руль разбегается, а затем заскакивает на него. Подобный старт иногда используют спортсмены, а также любители экстремального стиля езды.

Остановка велосипеда

При движении по городу на велосипедах с передачами рекомендуется перед остановкой перейти на ту скорость, с которой в данных условиях комфортно будет начинать движение. Обычно это вторая звезда спереди (при трёх) и одна из более крупных звёздочек сзади.

Что касается остановки, то категорически не рекомендуется тормозить касаясь ногами земли [5] . Ноги нужно опускать после остановки велосипеда. Также следует осторожно применять для остановки тормоз переднего колеса (если велосипед оборудован ручными тормозами). В обоих случаях велосипедист может упасть.

Движение

Очень важно научиться ездить эффективно и безопасно. Кроме техники передвижения на велосипедах (такие как частота вращения педалей, каденс), так и посадка, высота сидения, использование одежды соответствующей погоде и т. п. В зоне риска у велосипедистов находятся колени и голеностопные суставы. Неправильная эксплуатация велосипеда может стать причиной их травмирования и хронических болезней. В качестве ключевых профилактических мер должны быть следующие:

1. Правильный выбор передачи на велосипедах, имеющих несколько скоростей. Необходимо избегать слишком частого вращения педалей и, что наиболее важно, ситуаций, при которых для кручения необходимо применять высокое усилие.

2. Установка высоты сидения по росту велосипедиста. В зависимости от стиля езды и типа маршрута, велосипеда, возраста и физической подготовки велосипедиста должна быть правильно и индивидуально подобрана высота седла [6] . Для любительской езды, включая туристические трассы, оптимальной посадкой на двухколёсном велосипеде считается такая, при которой нога расположенная на педали опущенной в нижнее положение оказывается в чуть согнутом положении.

3. Достаточное питьё при катании. Обезвоживание уменьшает количество синовиальной жидкости (природной смазки суставов), что существенно усиливает износ коленных суставов и негативно сказывается на общем физическом состоянии организма.

4. Одежда, не соответствующая температуре окружающего воздуха. При этом переохлаждение представляет гораздо большую опасность, причём не столько для тела, сколько опять же для коленных суставов.

Одежда и защита

Одежда, обувь велосипедиста и средства защиты должны соответствовать стилю езды, маршруту следования и погоде. При этом одежда должна быть достаточно свободной, чтобы не сковывать движения, но в то же время не болтаться, чтобы не попасть в движущиеся части велосипеда.

Ассоциации

Как и все виды спорта, велосипедный регулируется на международном уровне — Международный союз велосипедистов в Швейцарии (для типового велосипеда) и International Human Powered Vehicle Association (по другим транспортным средствам, приводимым в движение человеком). Регулярные конференции велосипедистов проводятся под эгидой Вело Города; глобальные конференций координируются Вело Мондиалем [7] .

Вопросы здоровья

Велосипеды часто используются людьми, стремящимися улучшить своё физическое состояние и избежать сердечно-сосудистых заболеваний. В этом плане, езда на велосипеде является особенно полезной для тех, у кого артрит нижних конечностей и кто не в состоянии продолжать обычные спортивные занятия по причине воздействия на колени и другие суставы К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан) [источник не указан 3903 дня] .

См. также

  • Велосипедный спорт
  • Правила дорожного движения для велосипедов

Напишите отзыв о статье «Велосипедист»

Примечания

  1. 123 [rusveloclub.com/school/learning-ride-bicycle.htm Обучение езде на велосипеде]. Русский велоклуб. Проверено 19 августа 2013. [www.webcitation.org/6J8W16HN5 Архивировано из первоисточника 25 августа 2013].
  2. [www.vipbike.ru/articles/23.htm Физика движения велосипеда]. VipBike.ru. Проверено 19 августа 2013. [www.webcitation.org/6J8W1vo6c Архивировано из первоисточника 25 августа 2013].
  3. [www.velorider.ru/obuchenie.htm Как научить ребенка кататься на велосипеде]. VeloRider.ru. Проверено 19 августа 2013. [www.webcitation.org/6J8W3k6qi Архивировано из первоисточника 25 августа 2013].
  4. [velomasterclass.ru/start-na-velosipede/ Старт на велосипеде]. VeloMasterClass.ru. Проверено 19 августа 2013. [www.webcitation.org/6J8W4aLWR Архивировано из первоисточника 25 августа 2013].
  5. [velomasterclass.ru/ostanovka-na-velosipede/ Остановка на велосипеде]. VeloMasterClass.ru. Проверено 19 августа 2013. [www.webcitation.org/6J8W79jPm Архивировано из первоисточника 25 августа 2013].
  6. Тимошенко В.В. [shosser.ru/articles/19-pravilnaya-posadka-timoshenkov-vv Правильная посадка]. Shosser.ru. Проверено 20 августа 2013. [www.webcitation.org/6J8W8QfAi Архивировано из первоисточника 25 августа 2013].
  7. [www.velomondial.org/ Welkom bij XS4ALL]  (англ.)

Отрывок, характеризующий Велосипедист

– А была детская любовь? – вдруг неожиданно покраснев, спросил князь Андрей.
– Да. Vous savez entre cousin et cousine cette intimite mene quelquefois a l’amour: le cousinage est un dangereux voisinage, N’est ce pas? [Знаете, между двоюродным братом и сестрой эта близость приводит иногда к любви. Такое родство – опасное соседство. Не правда ли?]
– О, без сомнения, – сказал князь Андрей, и вдруг, неестественно оживившись, он стал шутить с Пьером о том, как он должен быть осторожным в своем обращении с своими 50 ти летними московскими кузинами, и в середине шутливого разговора встал и, взяв под руку Пьера, отвел его в сторону.
– Ну что? – сказал Пьер, с удивлением смотревший на странное оживление своего друга и заметивший взгляд, который он вставая бросил на Наташу.
– Мне надо, мне надо поговорить с тобой, – сказал князь Андрей. – Ты знаешь наши женские перчатки (он говорил о тех масонских перчатках, которые давались вновь избранному брату для вручения любимой женщине). – Я… Но нет, я после поговорю с тобой… – И с странным блеском в глазах и беспокойством в движениях князь Андрей подошел к Наташе и сел подле нее. Пьер видел, как князь Андрей что то спросил у нее, и она вспыхнув отвечала ему.
Но в это время Берг подошел к Пьеру, настоятельно упрашивая его принять участие в споре между генералом и полковником об испанских делах.
Берг был доволен и счастлив. Улыбка радости не сходила с его лица. Вечер был очень хорош и совершенно такой, как и другие вечера, которые он видел. Всё было похоже. И дамские, тонкие разговоры, и карты, и за картами генерал, возвышающий голос, и самовар, и печенье; но одного еще недоставало, того, что он всегда видел на вечерах, которым он желал подражать.
Недоставало громкого разговора между мужчинами и спора о чем нибудь важном и умном. Генерал начал этот разговор и к нему то Берг привлек Пьера.

На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, так как его звал граф Илья Андреич, и провел у них целый день.
Все в доме чувствовали для кого ездил князь Андрей, и он, не скрывая, целый день старался быть с Наташей. Не только в душе Наташи испуганной, но счастливой и восторженной, но во всем доме чувствовался страх перед чем то важным, имеющим совершиться. Графиня печальными и серьезно строгими глазами смотрела на князя Андрея, когда он говорил с Наташей, и робко и притворно начинала какой нибудь ничтожный разговор, как скоро он оглядывался на нее. Соня боялась уйти от Наташи и боялась быть помехой, когда она была с ними. Наташа бледнела от страха ожидания, когда она на минуты оставалась с ним с глазу на глаз. Князь Андрей поражал ее своей робостью. Она чувствовала, что ему нужно было сказать ей что то, но что он не мог на это решиться.
Когда вечером князь Андрей уехал, графиня подошла к Наташе и шопотом сказала:
– Ну что?
– Мама, ради Бога ничего не спрашивайте у меня теперь. Это нельзя говорить, – сказала Наташа.
Но несмотря на то, в этот вечер Наташа, то взволнованная, то испуганная, с останавливающимися глазами лежала долго в постели матери. То она рассказывала ей, как он хвалил ее, то как он говорил, что поедет за границу, то, что он спрашивал, где они будут жить это лето, то как он спрашивал ее про Бориса.
– Но такого, такого… со мной никогда не бывало! – говорила она. – Только мне страшно при нем, мне всегда страшно при нем, что это значит? Значит, что это настоящее, да? Мама, вы спите?
– Нет, душа моя, мне самой страшно, – отвечала мать. – Иди.
– Все равно я не буду спать. Что за глупости спать? Maмаша, мамаша, такого со мной никогда не бывало! – говорила она с удивлением и испугом перед тем чувством, которое она сознавала в себе. – И могли ли мы думать!…
Наташе казалось, что еще когда она в первый раз увидала князя Андрея в Отрадном, она влюбилась в него. Ее как будто пугало это странное, неожиданное счастье, что тот, кого она выбрала еще тогда (она твердо была уверена в этом), что тот самый теперь опять встретился ей, и, как кажется, неравнодушен к ней. «И надо было ему нарочно теперь, когда мы здесь, приехать в Петербург. И надо было нам встретиться на этом бале. Всё это судьба. Ясно, что это судьба, что всё это велось к этому. Еще тогда, как только я увидала его, я почувствовала что то особенное».
– Что ж он тебе еще говорил? Какие стихи то эти? Прочти… – задумчиво сказала мать, спрашивая про стихи, которые князь Андрей написал в альбом Наташе.
– Мама, это не стыдно, что он вдовец?
– Полно, Наташа. Молись Богу. Les Marieiages se font dans les cieux. [Браки заключаются в небесах.]
– Голубушка, мамаша, как я вас люблю, как мне хорошо! – крикнула Наташа, плача слезами счастья и волнения и обнимая мать.
В это же самое время князь Андрей сидел у Пьера и говорил ему о своей любви к Наташе и о твердо взятом намерении жениться на ней.

В этот день у графини Елены Васильевны был раут, был французский посланник, был принц, сделавшийся с недавнего времени частым посетителем дома графини, и много блестящих дам и мужчин. Пьер был внизу, прошелся по залам, и поразил всех гостей своим сосредоточенно рассеянным и мрачным видом.
Пьер со времени бала чувствовал в себе приближение припадков ипохондрии и с отчаянным усилием старался бороться против них. Со времени сближения принца с его женою, Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе, и чаще ему стали приходить прежние мрачные мысли о тщете всего человеческого. В это же время замеченное им чувство между покровительствуемой им Наташей и князем Андреем, своей противуположностью между его положением и положением его друга, еще усиливало это мрачное настроение. Он одинаково старался избегать мыслей о своей жене и о Наташе и князе Андрее. Опять всё ему казалось ничтожно в сравнении с вечностью, опять представлялся вопрос: «к чему?». И он дни и ночи заставлял себя трудиться над масонскими работами, надеясь отогнать приближение злого духа. Пьер в 12 м часу, выйдя из покоев графини, сидел у себя наверху в накуренной, низкой комнате, в затасканном халате перед столом и переписывал подлинные шотландские акты, когда кто то вошел к нему в комнату. Это был князь Андрей.
– А, это вы, – сказал Пьер с рассеянным и недовольным видом. – А я вот работаю, – сказал он, указывая на тетрадь с тем видом спасения от невзгод жизни, с которым смотрят несчастливые люди на свою работу.
Князь Андрей с сияющим, восторженным и обновленным к жизни лицом остановился перед Пьером и, не замечая его печального лица, с эгоизмом счастия улыбнулся ему.
– Ну, душа моя, – сказал он, – я вчера хотел сказать тебе и нынче за этим приехал к тебе. Никогда не испытывал ничего подобного. Я влюблен, мой друг.
Пьер вдруг тяжело вздохнул и повалился своим тяжелым телом на диван, подле князя Андрея.
– В Наташу Ростову, да? – сказал он.
– Да, да, в кого же? Никогда не поверил бы, но это чувство сильнее меня. Вчера я мучился, страдал, но и мученья этого я не отдам ни за что в мире. Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее. Но может ли она любить меня?… Я стар для нее… Что ты не говоришь?…
– Я? Я? Что я говорил вам, – вдруг сказал Пьер, вставая и начиная ходить по комнате. – Я всегда это думал… Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка… Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь… И я уверен, что счастливее вас не будет человека.
– Но она!
– Она любит вас.
– Не говори вздору… – сказал князь Андрей, улыбаясь и глядя в глаза Пьеру.
– Любит, я знаю, – сердито закричал Пьер.
– Нет, слушай, – сказал князь Андрей, останавливая его за руку. – Ты знаешь ли, в каком я положении? Мне нужно сказать все кому нибудь.
– Ну, ну, говорите, я очень рад, – говорил Пьер, и действительно лицо его изменилось, морщина разгладилась, и он радостно слушал князя Андрея. Князь Андрей казался и был совсем другим, новым человеком. Где была его тоска, его презрение к жизни, его разочарованность? Пьер был единственный человек, перед которым он решался высказаться; но зато он ему высказывал всё, что у него было на душе. То он легко и смело делал планы на продолжительное будущее, говорил о том, как он не может пожертвовать своим счастьем для каприза своего отца, как он заставит отца согласиться на этот брак и полюбить ее или обойдется без его согласия, то он удивлялся, как на что то странное, чуждое, от него независящее, на то чувство, которое владело им.
– Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить, – говорил князь Андрей. – Это совсем не то чувство, которое было у меня прежде. Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она и там всё счастье надежды, свет; другая половина – всё, где ее нет, там всё уныние и темнота…
– Темнота и мрак, – повторил Пьер, – да, да, я понимаю это.
– Я не могу не любить света, я не виноват в этом. И я очень счастлив. Ты понимаешь меня? Я знаю, что ты рад за меня.
– Да, да, – подтверждал Пьер, умиленными и грустными глазами глядя на своего друга. Чем светлее представлялась ему судьба князя Андрея, тем мрачнее представлялась своя собственная.

Жак Анкетиль: велогонщик с десятками побед

Жак Анкетиль был одним из величайших велогонщиков всех времен. Он стал первым, кто смог выиграть Тур де Франс пять раз, первым французом, выигравшим «Джиро д’Италия», и вторым гонщиком, когда-либо ставшим победителем одновременно Джиро и Тур де Франс. Жак никогда не скрывал, что употреблял допинг, но его все равно допускали до соревнований, так как не смогли это доказать. За опережение всех соперников на индивидуальных этапах спортсмен получил прозвище «Monsieur Chrono» — «господин Хроно».

Велогонщик Жак Анкетиль - Stone Forest

Реактивный двигатель

Jacques Anquetil родился в Мон-Сен-Эньяне во Франции в 1934 году. В 1941 году его отец отказался от контрактов для работы над военными объектами для немецких оккупантов, из-за чего остался без денег. Вместе с другим родственниками они переехали в деревню. Там у Жака появился первый велосипед. Он развозил клубнику, которую выращивала его семья, и с тех пор больше не расставался с железным другом.

Во время учебы Анкетиль вступил в велоклуб Auto Cycle Sottevillais вместе с другом Морисом Делуа. О том времени будущий чемпион говорил:

«Я был впечатлен тем, как девушки смотрели на Делуа, потому что он стал велосипедистом… Поэтому я отказался от своего первого выбора — бега — и тоже присоединился к клубу».

В 17 лет Жак получил свою первую лицензию для гонок. Однако ему все еще нужно было работать. Спортсмен устроился электриком, но уволился меньше, чем через месяц. Страсть к велосипедам и желание побеждать привели его к Андре Буше, который помог ему в первых любительских соревнованиях. Тренер его прозвал реактивным двигателем за скорость и молниеносную реакцию.

Жак Анкетиль фото - Stone Forest

Знаковые победы Жака Анкетиля

В 19 лет Жак Анкетиль стал неофициальным чемпионом мира. В 1953 году он выиграл Гран-При Наций и с тех пор не покидал лучшие велогонки вплоть до 1966 года. За это время он два раза пришел первым на Джиро д’Италия, пять раз на гонке Париж-Ницца и один раз победил на Вуэльте Испании. Однако главные победы на Тур де Франс запомнились больше.

В 1957 году Жак впервые выиграл шоссейную многодневную гонку. Он пришел к финишу почти на 15 минут раньше остальных, выиграв четыре этапа и командный этап. Чемпион не скрывал от публики, что главным для него являются деньги. За это поклонники гонок невзлюбили Анкетиля, они отдавали предпочтение его проигравшим соперникам. Но гонщика это не волновало. Он покупал машины и лодки, не обращая внимания на осуждение.

Следующая победа состоялась в 1961 году, а затем Жак побеждал три года подряд. Он носил желтую майку, символ чемпионства на Тур де Франс, в общей сложности 52 дня. Это немалый рекорд для велогонщиков. К тому времени спонсором соревнования был французский бренд Le Coq Sportif, который и стал выбором спортсмена.

Велосипедист Жак Анкетиль - Stone Forest

Велоспорт Жак Анкетиль - Stone Forest

Анкетиль стал первым, кто выиграл четыре последовательных раза, побив рекорд Филиппа Тиса и Луисона Бобе. Он также стал первым, кто выиграл гонку 5 раз. Его последняя победа в 1964 году стал самой известной из-за соперничества с Раймоном Пулидором. Тогда Жак из последних сил смог одолеть такого же завсегдатая гонки. Но через два года их конкуренция привела к поражению обоих. Пока они были увлечены борьбой между собой, гонщиков обогнал немецкий велосипедист Руди Альтиг.

Тур де франс Жак Анкетиль - Stone Forest

После карьеры

Несмотря на допинговые скандалы и нелюбовь публики, Жак Анкетиль считается величайшим велогонщиком. Помимо основных гонок, он побеждал и на второстепенных соревнованиях. Анкетиль выиграл Льеж-Бастонь-Льеж в 1966 году, после чего к нему подошли и попросили сдать мочу на анализ. Жак не согласился проводить тест прямо перед зрителями в палатке проверяющего. Ему предложили провериться позже, но он быстро уехал. Из-за такого поведения чемпиона лишили победы, но он назвал анализ мочи «угрозой личной свободе» и привлек адвоката. Дело никогда не слушалось, но велосипедисту уступили, вернув чемпионство.

Жак Анкетиль участвовал в своей последней гонке в 1969 году. Он катался на велосипеде всего три раза после ухода из спорта, сказав, что уже достаточно “наездился”. Гонщик умер в 1987 году от рака желудка. Спортивный стадион Jacques Anquetil в Кенкампуа был назван в честь спортсмена в 1983 году.

Что касается личной жизни, то здесь скандалов не меньше, чем на трассе. Анкетиль был женат на Жанин Боеда, у которой были две дочери от первого брака. С одной из них он крутил роман, на что мать закрывала глаза. Супруги хотели ребенка, решив, что это лучший способ завести его. Еще один ребенок родился, когда сын Жанин со своей женой Доминик переехал в дом матери. С ней Жак снова закрутил роман. Новая возлюбленная также забеременела от велогонщика. Жена чемпиона не оставила его из-за измен и даже написала вместе с ним его автобиографию.

Источники:

https://spb.aif.ru/society/people/ot_kostotryasov_do_kenguru_istoriya_velosipeda_v_rossii
https://velofans.ru/raznoe/istoriya-velosipednogo-sporta-discipliny
http://wiki-org.ru/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%82
https://stoneforest.ru/sport/zhak-anketil-velogonshhik-s-desyatkami-pobed/