Крутите смелее!
alt=» Фото: Колыбалов Аркадий/ РГ» />
Власти Ростова-на-Дону решили апробировать пилотный проект самокатшеринга. Решением городского совета по инвестициям в перечень инвестпроектов включен бизнес-план создания сети автоматических станций проката самокатов, управляемых с помощью мобильного приложения. Инвестор готов потратить на развитие своей идеи около 40 миллионов рублей.
Предполагается открыть более 100 прокатных станций вместимостью до 30 самокатов каждая. Появятся они в городских зонах отдыха: на улице Пушкинской, в Левобережном парке и на набережной.
Интересно, что если во всем мире семимильными шагами развивается велошеринг, то Ростов предпочел самокаты. Хотя гораздо актуальнее для города развитие велосипедного транспорта в качестве альтернативы автомобильному.
Начавшийся пару лет назад велосипедный бум спровоцировал спрос на аренду двухколесного средства передвижения. И?прокат велосипедов крепко занял свою нишу на рынке услуг. Причем в южных регионах страны, где ездить на велосипеде можно с марта по ноябрь, этот бизнес становится практически круглогодичным, и его доля на рынке услуг стабильно растет. По данным исследования, проведенного компанией Roland Berger Strategy Consultants, в ближайшее время рынок велопроката ожидает рост порядка 20 процентов в год.
Сто рублей в час
На фоне растущего интереса к велопрогулкам увеличивается и спрос на покупку такого транспорта. Однако, считает аналитик консалтинговой компании Андрей Меркулов, для многих горожан аренда велосипеда предпочтительнее. В их числе те, кто не хочет или не умеет обслуживать "двухколесного друга", кто не может позволить себе приобрести дорогостоящий велосипед, кто использует данный вид транспорта периодически и кому его негде хранить. А еще это семьи с детьми, считающие нецелесообразным приобретать велосипед для ребенка, которому через год нужен будет новый. Кроме того, даже имея собственный велосипед, человек со средней физической подготовкой едва ли захочет проехать 10 — 15 километров для того, чтобы покататься по красивой набережной. В большинстве случаев используют городской общественный транспорт, а затем на месте берут велосипед в аренду.
Как показывает статистика, в южных городах-миллионниках в среднем активно работает от 18 до 25 объектов проката. Лидерами являются Краснодар и Ростов-на-Дону. В кубанской столице в открытых источниках насчитывается порядка 20 таких пунктов, в донской — 27, в Севастополе — 7.
Получить велосипед можно под залог паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. Срок аренды составляет от одного часа до нескольких суток. Свыше 80 процентов клиентов предпочитают брать велосипед напрокат не более чем на 3 — 4 часа, чаще всего в вечернее время. Помимо велосипедов за отдельную плату в прокат могут выдавать комплект средств защиты: велошлем, наколенники, наплечники и замок.
Как правило, хозяева прокатных пунктов сами большие поклонники этого вида транспорта, досконально знают его технические характеристики и способны разобраться с элементарными поломками.
— Я приобрел оптом 30 велосипедов. Вложил в это более 300 тысяч рублей и еще 150 тысяч взял в банке под проценты — нужно было арендовать место, оборудовать пункт проката и создать свой сайт. Чтобы не тратиться на зарплату продавца, сел в палатке сам, — рассказывает ростовчанин Игорь Нагорный. — Аренда взрослого велосипеда составляет 110 рублей в час, детского — 80. Самый урожайный сезон, конечно, лето. В среднем за месяц взрослый велосипед приносит доход 250 тысяч рублей — при условии более 2000 его часовых выездов, а детский — около 30 тысяч. Но и работать нужно до 22 часов. Надеюсь уже в этом году рассчитаться с долгами и вернуть свои вложения.
Стоимость проката в регионах разнится ненамного. Час аренды стоит в среднем 100 — 200 рублей, а целый день — от 300 до 500 рублей. Велопрокат достаточно быстро окупается, для оформления необходим минимальный пакет документов, а налогообложение происходит по упрощенной схеме.
Среди недостатков участники рынка называют небольшой парк велотехники, который можно разместить на одной точке, удаленность точек проката от зон отдыха и туристических маршрутов, зависимость от сезона и погодных условий, а также демпинг конкурентов. Множество прокатных фирм работают круглосуточно. Кто-то предлагает велосипеды напрокат на весь день всего за 100 рублей при покупке клубной карты, кто-то — всевозможные скидки и акции.
Из пункта "А" в пункт "Б"
Перспективными сегодня становятся системы городского проката — велошеринга, которые позволяют арендовать велосипед на определенный период времени и использовать его в пределах городской сети специализированных парковок. Сеть велопарковок окрашена в одинаковый цвет и удобно расположена в основных районах города, что позволяет арендовать за небольшую сумму велосипед на одной парковке и оставить его на другой.
Примечательно, что в европейских городах казна не зарабатывает на велошеринге ни копейки, поскольку сервис является бесплатным. Напротив, участники рынка получают финансовую поддержку в виде субсидий или прямых инвестиций.
В южных городах точки проката — как зерна будущей системы велошеринга. Так, в Краснодаре появился первый велопрокат с возможностью арендовать и оставить велосипед в разных точках города. Еще одна фирма предлагает взять велосипед в одном месте, а вернуть в другом, без залога и документов (по цене два рубля за минуту). Точки проката открываются при кафе и магазинах, сотрудники которых выдают ключи от велозамков.
Главная проблема, которая тормозит развитие этого рынка на юге — инфраструктура. И здесь не обойтись без помощи государства, а точнее, муниципалитетов. Ведь именно за счет бюджета нужно создать необходимые велосипедные дорожки в городах-миллионниках. То, что сегодня сделано, к примеру, в Ростове — выделенные для велосипедов участки на уже существовавшем гладком асфальте — никак по-другому, как издевательством над велосипедистами, не назовешь. Велодорожки не превышают по длине 500 метров и ведут обычно в никуда. Если бы власти вместо очередной идеи вложить миллиарды в строительство метро направили средства на нормальные велодорожки от двух самых густонаселенных микрорайонов к центру города, в Ростове наконец произошла бы транспортная перезагрузка.
На работу с ветерком
В Ростовской области почти четверть работников летом пересаживаются на велосипеды, чтобы добраться до работы. Таковы данные аналитиков службы исследований HeadHunter. Причем, если в стране доля людей, регулярно использующих велосипед как средство передвижения из дома на работу, составляет 29 процентов, то на Дону — 23. А вот в Краснодарском крае, например, 47 процентов регулярно едут на работу на велосипеде. Это рекорд среди всех регионов.
Ростовчане признались, что пользовались бы двухколесным транспортом чаще, но боятся за свою жизнь, так как ехать приходится по проезжей части: выделенных велодорожек очень мало. Еще одна из причин, по которой байк не самое популярное средство передвижения, — отсутствие душа на работе. Более половины ростовчан велосипеда вообще не имеют, еще 37 процентов считают дорогу от дома до офиса слишком долгой. Восемь процентов не умеют на нем ездить. Еще три процента рассказали, что не пользуются велосипедом, потому что в их компаниях он считается непрестижным видом транспорта.
Определились и профессиональные области, в которых работают те, кто наиболее активно пользуется велосипедом в качестве транспорта. Это рабочий персонал, а также работники искусства, производства и информационных технологий. Катаются они в основном на собственных велосипедах, услугами проката пользуются лишь четыре процента россиян.
Ростовчане по-разному относятся к поездкам на работу на велосипеде. Для 49 процентов это возможность отдохнуть, 62 процента считают, что таким образом они экономят деньги, для 40 процентов оказались важными вопросы экологии, есть и приверженцы здорового образа жизни.
По данным исследования, проведенного компанией Roland Berger Strategy Consultants, сейчас в мире насчитывается около 600 систем велошеринга, а общий объем рынка составляет около 1,8 миллиарда евро. Самым насыщенном рынком велошеринга является Азия, где порядка 460 тысяч прокатных велосипедов. Далее следует Европа со 147 тысячами. Количество точек велопроката, финансируемого государством, в Москве за последние годы выросло с 290 до 400 единиц. В Санкт-Петербурге в 2019 году также намерены воплотить идею велошеринга.
Интернет-магазин veloextreme.ru
Интернет-магазин veloextreme.ru является официальным веб-представительством магазина «ВелоExtreme», расположенного в Челябинске. У нас Вы можете купить велосипеды («велики»), велоаксессуары и запчасти для MTB и BMX в Челябинске.
Мы существуем с 2003 года. Велоспорт – это наша страсть. Мы активно катаемся и любим приобщать других к этому делу.
Доставка
Доставка товара осуществляется транспортными компаниями, EMS, почтой и т.д. Вы сами выбираете удобный для вас способ. Более подробно здесь.
Мы осуществляем продажу товаров в Челябинске, Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде,Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Воронеже, Самаре, Волгограде, Красноярске, Симферополе, Уфе, Саратове, Омске,Ставрополе, Тюмени и других городах.
Как платить?
У нас доступны все возможные способы оплаты: денежным переводом через почту, безналичный перевод, наложенный платёж, QiWi, Яндекс.Деньги, РобоКасса, PayPal и т.д. Более подробная информация здесь.
У нас удобно покупать – убедитесь сами!
Где купить велосипеды BMX и MTB в Ростове-на-Дону?
Среди широкого ассортимента наших велосипедов знаменитые американские Haro и Trek, английские Verde, легендарные тайваньские Merida. Любителям езды по пересечённой местности мы предлагаем купить горные велосипеды MTB.
Для того, чтобы купить велосипеды MTB или BMX в Ростове-на-Дону через наш интернет-магазин, сделайте заказ. Наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Всегда в наличии женские, детские, хардтейлы, двухподвесы, кросс-кантрийные (XC), горные модели MTB (маунтинбайки), BMX для любителей и профи.
В магазине ВелоExtreme Вы найдёте всевозможные велоаксессуары: багажники, велосумки,велокомпьютеры, пульсометры, детские велокресла,фляги, зеркала заднего вида, смазки, шлемы и прочие сопутствующие товары для комфортной езды в любых условиях.
Для безопасности и удобства велосипедиста необходима качественная велосипедная экипировка. Мы рады предложить Вам широчайший выбор велообуви, очков, рюкзаков и защиты (наколенники, налокотники, перчатки, шлемы) производства известных брендов в Ростове-на-Дону.
Что-то сломалось?
От неприятностей технического характера во время велопрогулки никто не застрахован, поэтому об устранении возможных проблем следует позаботиться заранее. Наш магазин рад предложить вам большой ассортимент надёжных велозапчастей и инструментов для ремонта любых велосипедов, в том числе маунтинбайков MTB и трюковых байков BMX.
Мы приглашаем Вас воспользоваться услугами нашего центра технического обслуживания велосипедов. Опытные специалисты произведут качественный ремонт любой сложности, соберут, настроят и отрегулируют все узлы вашего велосипеда.
Нужен прокат (аренда) велосипедов в Челябинске?
Для жителей Челябинска мы даём возможность брать велосипеды в прокат. Если вы катаетесь немного, то приобретать велосипед смысла нет. Гораздо дешевле и практичнее взять его в аренду. Для проката в Челябинске доступны горные модели Merida.
Вы можете бесплатно забронировать велосипед на аренду по телефону 265-60-05. В качестве залога можно оставить документы или деньги.
Вы платите за велосипед больше, чем думаете. Арендовать или купить — выбор за вами
Летний транспорт пользуется популярностью в России. По данным аналитиков сервиса «Яндекс.Маркет», продажи велосипедов в период самоизоляции увеличились на 10%. Аренда летнего транспорта также набирает обороты: в этом году в Москве появилось 100 новых станций «Велобайка». Разобрались на примере велосипедов, что выгоднее — покупка или аренда.
Сколько стоит аренда электросамокатов и велосипедов?
Цена аренды велосипеда и электросамоката зависит от четырёх факторов: города, модели, времени использования, разрешённого место использования.
Столько стоит аренда электросамокатов в Москве и Санкт-Петербурге:
- «Делисамокат» (мск): 5 руб./мин. + активация тарифа — 20 руб., 250 руб. в час;
- Whoosh (мск): 50 рублей за старт и 5 руб./мин.;
- Pauri: Xiaomi Mijia M365 Pro (мск) по тарифам — 900 руб. в час, 1200 руб. — 5 часов, 1900 руб. в сутки;
- GP Garage (СПб): Xiaomi Mijia M365 PRO по тарифам — 600 руб. в час, 800 руб. — 2 часа, 1000 руб. — 3 часа, 1500 руб. в сутки.
Фото © ТАСС / Валерий Шарифулин
А вот стоимость аренды велосипедов в Москве и Санкт-Петербурге:
- «Велобайк» (мск): 105 руб. в сутки, 420 руб. в месяц, 840 руб. на сезон (с апреля по октябрь включительно);
- «Оливер байкс» (мск): 200 руб. в час, 800 руб. в день, 900 руб. в сутки;
- «Крути педали» (мск): 200 руб. в час, 800 руб. в день, 1000 руб. в сутки;
- «Велодрайв» (СПб): 150 руб. в час, 750 руб. в сутки.
Теперь взгляните на стоимость электросамокатов в магазинах (взяты средние цены с сервиса «Яндекс.Маркет»):
- электросамокат Yamato PES 0810 — 17 900 руб.;
- электросамокат Mijia Xiaomi M365 — 27 899 руб.;
- электросамокат Mijia Xiaomi M365 Pro — 36 990 руб.
Тест на алкоголизм, запрет на правый руль и проблема для внедорожников. Как изменится жизнь автовладельцев с 1 июля
А столько стоят велосипеды (взяты средние цены с сервиса «Яндекс.Маркет»):
- городской велосипед STELS Navigator 350 Gent 28 Z010 (2019) — 10 450 руб.;
- городской велосипед STELS Pilot 710 24 Z010 (самый популярный по данным «Яндекс.Маркета») — 7851 руб.;
- горный (MTB) велосипед STELS Navigator 620 MD 26 V010 (2018) — 20 560 руб.;
- горный (MTB) велосипед Merida Big.Nine 20-D (2019) — 34 990 руб.
С учётом цен аренда кажется более привлекательной. Кроме того, так транспорт не занимает места дома, да и тренд последних лет — пользоваться, а не владеть. Но стоит ли брать велосипед или самокат в прокат постоянно? Всё зависит от сценариев использования транспорта. Вот пять самых распространенных.
Велосипед в городе дешевле арендовать. Если не пользуетесь им долго, а прокат развит
Фото © ТАСС / Ярослав Чингаев
Вот во сколько вам обойдётся месяц езды на «Велобайке» в Москве с увеличенным временем пользования по выходным. Предположим, вы планируете пользоваться прокатом, пока он доступен, а в выходные (суббота-воскресенье) — более активно, в 2020 году в течение велосезона их будет примерно 62.
Абонентская плата за велосезон (с апреля по октябрь включительно) + 62 поездки дольше 30 минут. У нас это будут два часа, за них «Велобайк» берёт 70 рублей.
840 руб. + 70 руб. х 62 = 5180 руб.
При этом самый популярный городской велосипед, по данным «Яндекс.Маркета», STELS Pilot 710 24 Z010, стоит 7851 руб. Допустим, вы будете пользоваться им в течение велосезона у прокатных компаний, когда нет снега, гололёда и других внешних факторов.
7851 руб. / 5180 руб. = 1,5
Вы сэкономите почти в полтора раза, если решите регулярно пользоваться прокатным велосипедом в пределах города в течение одного года.
Другой сценарий использования — каждый день для поездки на работу и с неё. Допустим, вам далеко от метро до офиса и вы не хотите пользоваться автобусом.
В таком случае самый выгодный вариант — также аренда на сезон. Вы платите 840 рублей, и, если время поездки не превышает 30 минут, сумма не увеличивается.
7851 руб. / 840 руб. = 9,3.
Вы сэкономите в девять раз. Поэтому для регулярных, но недолгих поездок (до 30 минут) выгоднее и практичнее арендовать транспорт.
Технологии. Главное по теме
В прокат за город — уже сомнительная идея
Важный нюанс большинства сервисов прокатов — ограничение по месту пользования. «Велобайк» до осени 2019 года позволял кататься только в пределах МКАД, с прошлого года зона работы расширилась на несколько станций метро за её пределами. Если же вы собираетесь за город, вам нужен другой сервис. И цена аренды велосипедов у них выше.
Один из таких — Pauri. Его главное условие — чтобы товар вернули вовремя. Где именно им будут пользоваться — не имеет значения. Вот тарифы компании: один час — 600 рублей, пять часов — 800 рублей, одни сутки — 1200 рублей, трое суток — 3249 рублей, пять суток — 4785 рублей.
Представим, что вы поехали за город на выходные (два дня) и взяли горный велосипед для езды по грунту и бездорожью. Подходящий тариф для вас: трое суток — 3249 рублей.
В период с апреля по октябрь включительно таких отрезков времени примерно 31. Сумма проката окажется следующей:
3249 руб. х 31 = 100 719 руб.
Цена горного велосипеда сильно варьируется в зависимости от модели и характеристик — от 15 тысяч рублей до нескольких сотен тысяч. Pauri предлагает модель Marlin 5, в магазинах она стоит 37 999 рублей.
100 719 руб. / 37 999 руб. = 2,6
Вы переплатите в два с половиной раза только за один год. За два вы уже уйдёте в минус в пять раз. Поэтому для регулярных поездок за город выгоднее приобретать велосипед. Арендовать стоит, только если вы пользуетесь им изредка.
Велосипед можно не ставить дома. Сколько стоит хранение?
Одна из проблем владельцев велосипедов — хранение его дома. Чаще всего, поставить его так, чтобы о нём не думать, невозможно. В подъезде его могут украсть, на балконе он замёрзнет и заржавеет, а в самой квартире займёт слишком много места или не впишется в интерьер.
Чтобы решить проблему, придумали сервисы для хранения велосипеда зимой. Среди них: «Кладовкин», «Инбокс», чердак и Rentabox. Оплата может быть посуточной или ежемесячной. Цена зависит от местоположения склада и площади, занимаемой вашим велосипедом.
Возьмём «Инбокс». На сайте предлагается калькулятор. Допустим, вы храните транспорт там, когда велосезона нет (с ноября по март включительно), арендуемая площадь составляет два квадратных метра, а склад находится в Москве на станции метро «Рижская». При таком раскладе вы заплатите 1920 руб. в месяц или 9600 руб. за пять месяцев.
Вот сколько составят общие траты за год (покупка + хранение):
- STELS Pilot 710 24 Z010 — 7851 + 9600 = 17 451 руб.
- Marlin 5 — 37 999 + 9600 = 47 599 руб.
Электросамокаты тоже популярны. Что выгоднее?
Компания Whoosh предлагает прокат электросамокатов в Москве по тарифу 50 рублей за старт и 5 рублей за каждую минуту. Допустим, вы пользуетесь электросамокатами компании в течение велосезона (с апреля по октябрь) два раза в день (на работу и обратно), каждая поездка длится 30 минут. В неделе — пять дней, а рабочих недель в течение велосезона будет примерно 28.
(50 + 5 х 30) х 2 х 5 х 28 = 56 000 руб.
Столько вы потратите за велосезон. Самый популярный электросамокат на «Яндекс.Маркете» — Xiaomi M365, он стоит 27 899 руб. Whoosh использует эту же модель.
56 000 руб. / 27 899 руб. = 2
Только за один год вы уйдёте в минус в два раза. При этом транспорт покупается на несколько лет, поэтому вы просядете в деньгах многократно.
Длительная аренда электросамоката — это тоже невыгодно. Опять переплатите в два раза
Другие сервисы аренды электросамокатов предлагают более длительный срок пользования. Например, Pauri выдает Xiaomi Mijia M365 Pro по следующим расценкам: 900 руб. за час, 1200 руб. — 5 часов, 1900 руб. за сутки.
Допустим, вы пользуетесь услугами компании в свободное время. Выходных (суббота-воскресенье) с апреля по октябрь будет примерно 62, каждый раз вы берёте самокат на пять часов за 1200 руб.
1200 х 62 = 74 400 руб.
Цена Xiaomi Mijia M365 Pro составляет 36 990 руб.
74 400 руб. / 36 990 руб. = 2,01
Только за год вы уйдёте в минус в два раза. В общем, если вы часто пользуетесь электросамокатом, аренда — совершенно невыгодное решение.
Какие проблемы возникают с прокатом транспорта?
Когда вы пользуетесь, а не владеете, появляется ряд раздражающих факторов, на которые вы не влияете. В случае с арендой велосипедов и электросамокатов могут возникнуть четыре проблемы.
Меня сбил электросамокат. Как подать в суд и получить компенсацию?
1. Недоступность велопроката. Касается городов кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Возможно, главное назначение проката — сократить время похода из точки А в точку Б. Станции велопроката могут находиться далеко от вашего дома, поэтому сервис становится фактически бессмысленным.
2. Ограничения по месту использования. Московский «Велобайк» позволяет вам пользоваться велосипедом только в пределах МКАД. Если вы хотите выехать за город, то вам придётся пользоваться другим сервисом, который это позволяет, а там цена аренды выше.
3. Сезон ограничен. В 2020 году в Москве он длится с апреля по октябрь включительно, то есть семь месяцев. В остальное время транспорт вам просто недоступен.
Как не сжечь ребёнка. Нюансы эксплуатации гироскутеров и электросамокатов
4. Время пользования ограниченно. В Pauri расценки следующие: задержка от одного до пяти часов — 50% от стоимости суток аренды, задержка на пять и более часов — полная стоимость дополнительных суток аренды и неустойка в размере 50% от стоимости суток. В сервисах вроде «Велобайка» с вас просто автоматически будут списывать деньги за дополнительное время пользования.
Поэтому выгода зависит от сценариев использования. Если вам нужен велосипед или электросамокат несколько раз в месяц на короткий промежуток времени в городе, рациональнее обратиться в прокат. Если же вы стабильно пользуетесь велосипедом в городе и за городом, то в этом случае выгоднее владеть, а не арендовать.
Городской велопрокат: какую технологию выбрать вашему городу?
Представьте что в любом городе вы можете за секунды взять напрокат велосипед, который всегда найдется в 50 метрах от вас, совершить поездку и оставить его в любом месте, где не запрещена парковка. А что, если это будет электровелосипед? Эту задачу решает сравнительно молодой вид городского транспорта — велопрокат (вело-шеринг / байк-шеринг). Далее расскажу про то,
- какие существующие технологии организации велопроката?
- как сделать сделать прокат качественным и удобным для пользователя?
- почему прокат может быть успешен и востребован даже в городах без велодорожек?
Когда вы слышите о городском велопрокате, скорее всего представляете что-то такое:
Это правда, но не вся. Прокаты с автоматическими парковочными станциями — по-прежнему самая популярная технология в Европе или США, но она и наиболее затратная — на запуск потребуется 150–500 млн. руб. (в зависимости от технологии и оборудования) на каждую 1000 велосипедов. А значит такие прокаты зависят от субсидий или спонсоров и доступны только некоторым городам. Появляются новые технологии, которые позволят обеспечить аналогичное или большее качество сервиса при меньших затратах.
Новые технологии городских велопрокатов
1. Велопрокат без станций с “умными” велосипедами
- Затраты на запуск: от 30 млн. руб. / 1000 велосипедов
- Компании: Mobike (Китай), Ofo (Китай) и др.
- Первый успешный запуск проката: 2016 г.
- Mobike в 200+ городах мира, наиболее крупные города за пределами Китая на начало 2018 г. — Сингапур, Милан, Париж. Ofo и множество других игроков пытаются копировать бизнес-модель Mobike
В сентябре 2016, в Пекине с 2 000 велосипедов открылась схема проката Mobike, которая не предполагает использования велопарковок или станций. Замок блокирует колесо, снабженный GPS-трекером велосипед можно оставить где-угодно на улице. Чтобы разблокировать велосипед потребуется приложение. Для завершения поездки телефон уже не нужен — достаточно нажать кнопку на замке:
Благодаря тому, что пользоваться таким прокатом удобнее, чем прокатами со станциями, а затраты на организацию системы ниже — это первая масштабная автоматическая система городского велопроката, которая может работать без спонсоров и субсидий, только за счет платежей пользователей. Mobike может стать первой велопрокатной компанией, которая будет развиваться не зависимо от привлечения спонсоров и продаж городским властям.
Более подробный обзор — тут. Некоторые факты в нем уже устарели в связи с быстрым развитием отрасли.
2. Велосипед со встроенным замком, подходящим для любой велопарковки
- Затраты на запуск: от 50 млн. руб. / 1000 велосипедов
- Компании: Social Bicycles / JUMP
- Первый успешный запуск проката: 2009 г.
- Несколько городов США
Велосипед со встроенным электронным замком. Замок либо пристегивается к обычной велопарковке, либо просто блокирует заднее колесо.
Эта система была создана в 2009 г. Social Bicycles и уже работает в десятках городов США. Отсутствие станций позволяет снизить стоимость и значительно повысить удобство системы для пользователей — потенциальный охват и плотность точек проката в разы выше, потому что поставить велопарковку проще и дешевле, чем установить автоматическую станцию.
Следующие 2 варианта подойдут тем городам, в которых по каким-либо причинам пока что нет возможности запустить один из 3-х описанных выше вариантов велопроката:
3. Умные замки
Над такими технологиями до недавнего времени работали несколько компаний (AirDonkey, Bitlock, Noke, Dropbyke и др.). Суть технологии проста: электронный замок (с Bluetooth /со сменным кодовым замком, возможно ис другими функциями) + приложение для пользователя + велосипед.
Есть пример реализации велопроката с Noke lock в городе Каунас. Местный оператор каршеринга купил Bluetooth замки Noke Padlock и добавил к ним обычную каленую цепь, получил доступ к API замка и разработал приложение для пользователей, и расставил обычные велосипеды пристегнутые этим замком по городу. Не самое удобное решение для пользователя, зато быстро, дешево и практично. Идеально в качестве первого шага для небольшого города.
4. Велосипеды у общественных мест
- Затраты на запуск: 2–3 млн. руб. / 100 велосипедов
- Ключевые компании: Кафебайк (Россия)
- Первый успешный запуск проката: 2016 г.
- В России: Кафебайк Петербург, Кафебайк Калининград
Cafebike.org — это полуавтоматическая технология: пользователь начинает поездку в приложении, на сайте или по СМС, и получает ключ от велозамка у сотрудника общественного места, рядом с которым пристегнуты велосипеды. Технология подходит в первую очередь для городов, в которых нет возможность привлечь достаточно финансов, чтобы создать качественную масштабную автоматическую сеть велопроката.
Используются велосипедные замки повышенной надежности и обычные велопарковки, что позволяет избежать затрат на специальное оборудование. С другой стороны, не все места работают круглосуточно, и иногда в кафе может быть очередь. Модель была протестирована с 90 велосипедами в Санкт-Петербурге и с 35 в Калининграде в 2016 г. — уже при таком небольшом числе велосипедов выручка за период с апреля по ноябрь достигала 7 000 руб. на 1 велосипед.
Это хороший вариант для тех, кто хотел бы без рисков протестировать идею городской сети велопроката в своем городе. В случае успеха, можно будет перейти на систему с электронными замками, используя те же велосипеды, парковки и наработанную базу пользователей.
Подробнее о технологии — тут.
Критерии качества городской сети велопроката
Чтобы сеть проката была популярной, она должна соответствовать определенным критериям качества:
- Достаточная площадь охвата сети проката. На территории работы проката должно начинаться и заканчиваться достаточно много ежедневных поездок жителей, чтобы обеспечить загрузку велосипедам. Территория охвата для запуска проекта может составлять от 10–20 квадратных километров центральной части города.
- Достаточная плотность расположения велосипедов. Чтобы пользователи всегда могли дойти пешком за 2–5 минут до ближайшего велосипеда и найти свободную парковку (для систем с парковочными станциями) рядом с местом назначения, количество велосипедов / парковочных мест должно быть достаточным в зоне обслуживания. Посмотрите, например, сколько велосипедов CitiBike в Нью-Йорке или Mobike в Сингапуре приходится на 1 км уличной сети или на 1 кв. км зоны работы велопроката. Вряд ли имеет смысл запускать велопрокат менее чем с 500 — 5 000 велосипедов (в зависимости от размеров города и зоны запуска).
- Простота в использовании. Начало и завершение поездки должны быть максимально простыми и занимать несколько мгновений: через приложение, мобильный сайт, по СМС, звонку или с использованием транспортной карты. Простая регистрация. Интеграция с навигацией, предлагающей оптимальный для велосипеда маршрут, может быть полезной, так как те, кто не часто пользуются велосипедами привыкли планировать маршруты в городе по основным улицам, используемым транспортом и могут упускать из виду менее загруженные и более удобные для велосипеда объезды.
- Безопасные и комфортные велосипеды, подходящие для большинства людей. Как правило, велосипеды с прямой посадкой, низкой рамой и регулируемой высотой сидения, оборудованные местом для багажа, передним и задним фонариком работающим от встроенной динамо-машины, закрытой втулкой с 2–5 скоростями, широким задним крылом для защиты от попадания длинной одежды в колесо.
- Поддерживается оптимальный уровень сервиса: уровень технического состояния велосипедов, сбалансированность распределения велосипедов по городу. Поддержание высокого уровня сервиса требует больших затрат на обслуживание и балансировку велосипедов, но без этого невозможно сделать систему велопроката популярным транспортом.
- Стоимость поездок ниже, чем на других видах транспорта: чтобы заметная часть жителей предпочла велосипед другим видам транспорта, проездной на месяц или год должен стоить ощутимо дешевле проездных на другие виды транспорта.
С чего начать: сеть велопроката или сеть велосипедных полос?
Отсутствие велосипедных полос — ключевой, но не единственный фактор, сдерживающий горожан от использования велосипеда. За счет устранения других факторов можно добиться значительного роста популярности велосипеда как транспорта. Уже когда доля поездок на велосипеде в городе вырастет до 1–3% — их создание станет намного более популярным и простым политическим решением.
Может ли прокат стать популярным в городе без велосипедных полос? В ответ на этот вопрос можно привести пример Москвы. В 2015 и 2016 году по городу было почти одинаково неудобно ездить на велосипеде, масштаб городской сети проката за это время не изменился, однако популярность проката только выросла — с 800 тыс. до 1.5 млн. поездок, при чем не было зафиксировано не одной аварии с участием велосипедов проката. Число пользователей с долгосрочным абонементом на прокат в Москве — 20 000 — это примерно в 10 раз меньше, чем в Лондоне и Нью-Йорке. Отличный показатель, учитывая, что в Нью-Йорке и Лондоне больше зона охвата прокатов, выше плотность расположения станций, прокаты работают круглогодично и развита сеть велополос.
Другой пример — велопрокаты без станций в Сингапуре. До появления Mobike и его конкурентов в городе не представляли что велосипед может быть транспортом. Но для прокатов без станций этот город стал первым крупным рынком за пределами Китая — более 200 тыс. велосипедов всех компаний, администрация города разметила более14 тыс. парковочных мест для велосипедов в первые месяцы после появления новых велопрокатов и отменила тендер на систему велопроката со станциями.
В то же время, если построить велоинфраструктуру и не сделать сети велопроката, вполне вероятно, что не удастся быстро повысить количество велосипедов на улицах, по следующим причинам:
- Дома и дворы в городе не приспособлены для хранения велосипедов. Поднимать и спускать велосипед по лестнице или даже в лифте каждое утро, чтобы поехать на работу — готовы далеко не все и не всегда. Не во всех домах есть место для хранения велосипеда на первом этаже, не все готовы даже дешевый велосипед оставлять ночевать пристегнутым во дворе, и закрытые дворовые велопарковки тоже пока не появились.
- Не распространены велосипеды подходящие для ежедневного использования в городе. В городах, где многие передвигаются на велосипедах, наиболее распространены самые простые и дешевые модели. В России у населения, в основном, велосипеды для активного отдыха и спорта. Они стоят дороже и их страшно оставлять припаркованными в городе.
- Не распространены надежные велозамки. Мало кто знает, что даже самый простой U-образный замок (замок-скоба) или надежная велосипедная цепь значительно снижает вероятность угона по сравнению даже с толстым тросом. Сейчас трудно найти такие замки в продаже и в редком магазине продавцы подскажут, какой замок выбрать, чтобы оставленный без присмотра велосипед не угнали.
- Мало велопарковок на улицах города. Конечно нет ничего сложного в том, чтобы пристегнуть велосипед к забору, ограждению или столбу. Это надежно, везде можно найти такую стоянку, но не все горожане готовы пользоваться такими парковками. Во-первых это не интуитивное решение, во-вторых, по мнению некоторых людей, такая парковка нарушает общественный порядок. Возможность припарковать велосипед в радиусе 50 метров от входа в любое общественное место и у основных остановок общественного транспорта упростила бы использование велосипеда в городе.
Для некоторых пользователей важны преимущества использования городской сети велопроката по сравнению с передвижением на личном велосипеде:
- возможность поездок в одну сторону и совмещения с другими видами городского транспорта;
- не нужно обслуживать велосипед и переживать о его безопасности на велопарковке;
- не нужно хранить велосипед в квартире, спускать и поднимать его по лестнице.
В развитии велосипедного движения в городе логично начинать с проекта, который вызовет наименьшее сопротивление и потребует меньше затрат, при максимальном эффекте. Благодаря появлению экономичных технологий, создание городской сети проката стало таким проектом. Это дешевле и проще, чем создание сети велополос в городе. А в случае с Кафебайк не требует инвестиций в специальное оборудование и оставляет возможность перейти на автоматическую технологию с “умным” замком в будущем, используя те же велосипеды и парковки.
Палки в колеса: как российские регионы приняли велошеринг
В этом году в четырех крупных российских городах открылся сервис велопроката без станций — Волгограде, Саратове (в тестовом режиме), Краснодаре и Ростове-на-Дону. Предпринимателям с первых дней пришлось несладко: велосипеды начали воровать, ломать, увозить в квартиры и гаражи, их даже поджигали и топили в реке. Подробнее о непростом первом опыте велошеринга в регионах — в материале «Известий».
Ожидания и реальность
Велошеринг без станций для россиян непривычен. До этого он испытывался только в двух небольших городах — Сочи и Альметьевске. Отсутствие специальных стоянок со слотами отличает сервис от подобных в Москве и Санкт-Петербурге. По идее велосипед можно взять и оставить в любом месте. Нужно скачать приложение, найти на карте свободный байк поблизости, внести депозит, разблокировать и пользоваться. Так делали, например, в Китае. Со временем велошеринговые компании стали просить пользователей оставлять велосипеды на специальных точках, чтобы другие легче их нашли.
В России поступили именно так. Компании «Мобайк» в Волгограде и Саратове и Lucky Bike в Краснодаре и Ростове-на-Дону договорились с местными властями, согласовали точки и запустили сервис. Разметить небольшие зоны проще и дешевле, чем установить станцию. Часто никаких затрат и вовсе не нужно, поэтому таких зон может быть в городе очень много. Это удобно для пользователей — не приходится далеко идти до велосипеда или от него. Если земля не принадлежит муниципалитету, то договориться о разметке с владельцем — например, торговым центром — несложно.
Наибольшие опасения у предпринимателей вызывали только две вещи — кражи и вандализм. Они оправдались в полной мере.
В огонь и в воду
Всё просто и удобно, кроме одного: велосипед, оставленный ленивым пользователем во дворе или парке, привлекает асоциальных личностей. Такой байк выглядит беспризорным. О том, что на нем установлена система безопасности, злоумышленники не знают.
В ночь на 1 мая двое юношей украли и подожгли шеринговый велосипед Lucky Bike в одном из дворов Краснодара. Байк подал сигнал тревоги, поэтому молодых людей удалось поймать на месте и передать полиции. На допросе они признались, что сделали это ради красивых фотографий в Instagram и лайков.
В апреле в Волгограде подвыпившая компания попыталась сломать электронику велосипеда «Мобайка», а потом выбросила его с моста в Волгу.
С двухколесного транспорта откручивают сиденья и педали, его запирают в подъездах и поднимают в квартиры, увозят в багажниках, раскрашивают из баллончика, забрасывают на деревья и разбирают в гаражах. «Мобайк» и Lucky Bike время от времени публикуют такие примеры в своих соцсетях. Пользователи добавляют комментарии.
Велосипед Lucky Bike, который похитили и сожгли в Краснодаре
«Обошли в течение двух часов весь центр в надежде найти велики. На карте есть, но, судя по всему, все в подъездах. Обнаружили один у «Авесты», и тот сломан. Стыдно за Саратов», — пишет одна пользовательница. «Почему же в Москве есть подобное и работает. А в провинции процветает вандализм. Я думала, что на ваших хоть научусь кататься, видать, не судьба уже покрутить педали», — соглашается другая.
«Велосипеды-то можно купить новые или отремонтировать, а вот эти люди уже неисправимы. Неплохо бы идентифицировать и отправлять таких на исправительные работы. Полгодика бесплатно поработает на общественных работах, может задумается. Если нет, еще на полгодика-год. А так хоть всю жизнь», — отмечает третий.
Встречаются и те, кто поддерживает вандалов: «Велосипеды находятся в таком состоянии что им место на помойке! Не разблокировать по-нормальному, не заблокировать. Постоянно *** (обманывают) на деньги. За такое отношение и качество приложения противно. Не осуждаю тех, кто в Волгу их выкидывает или на дерево закидывает!»
Краснодар и Ростов-на-Дону
В офисе Lucky Bike в Краснодаре тревожный сигнал срабатывает почти каждый день, рассказал глава компании Илья Тимаховский. «Мы тестировали сервис на одной улице в ноябре прошлого года, случаев кражи и порчи было немного. В этом сезоне зашли сразу во весь город. На старте было 400 точек. Вот тогда началась полная жесть и полный хаос. Мне кажется, за два месяца еще не было ни дня без инцидентов», — отметил он.
Команда приняла вызов и усовершенствовала систему безопасности. Теперь сотрудники Lucky Bike моментально реагируют, если с велосипедом что-то происходит. В Ростове-на-Дону сервис запустился чуть позже с учетом опыта Краснодара: благодаря улучшенной защите там за первые 50 дней работы украли только один байк.
Тимаховский условно разделил вредителей на три категории: бомжи, алкоголики и подростки. Первые и вторые крадут велосипеды ради того, чтобы продать по дешевке, последние, как правило, просто развлекаются. Lucky Bike терпеливо изучает опыт и продолжает развивать сервис.
«Был случай в Ростове, когда у них за одну ночь разные люди угнали пять велосипедов. Все пять потом нашли. Один в подъезде, несколько в квартире, один в каком-то магазине. Но мы уже набрались опыта, знаем, как с этим работать. Это сложно, тяжело, но возможно. Мы знаем, что города в России ничем не отличаются. Люди везде живут одинаковые. Нет плохих людей, есть плохой подход управления, вот и всё», — поясняет основатель Lucky Bike.
По его словам, пользователей важно приучать к порядку — особенно оставлять велосипеды на специальных точках. Они, как правило, оснащены видеокамерами, что позволяет бороться с вредителями.
Жители обоих городов отнеслись к проекту с одобрением, хотя замечают у сервиса недостатки. Например, неудобство самого велосипеда. «Скорость всего одна, при движении по ровной поверхности этого достаточно, но для нашего города хорошо бы добавить еще две скорости. Но велосипеды предназначены в первую очередь для коротких велопрогулок и перемещения на небольшие расстояния. Они справляются с этой задачей», — рассказал «Известиям» пользователь сервиса Lucky Bike в Краснодаре Тихон Есаулков. Он добавил, что понимает людей, которые паркуются не на специальной точке: «Иногда от парковки надо идти еще минут 20. Если они оставляют велосипед так, чтобы он никому не мешал и был доступен, то не вижу в этом ничего плохого».
Волгоград и Саратов
Жители Волгограда и Саратова волнуются: останется ли велошеринг в их город после нашествия вандалов и похитителей? В «Мобайке» «Известиям» отказались прокомментировать ситуацию.
Власти обоих городов подчеркнули, что поддерживают велошеринг и готовы дальше работать с бизнесом, попутно развивая велоинфраструктуру.
«Хорошие ребята этим занимаются, энтузиасты велодвижения, в том числе с архитектурным образованием, которые уже и велокаркас проработали для удобства горожан, подготовили предложения, которые можно рассматривать с участием сотрудников администрации. Велосипед сейчас развивается в городе. Мне кажется, это объективная неизбежность, поэтому в любом случае надо принимать какие-то меры, чтобы его развивать. Что до порчи байков — всё зависит от человека. Нет такого, чтобы весь город целенаправленно вредил. Люди бывают разные», — отметил начальник управления по стратегическому планированию и инвестициям администрации Саратова Дмитрий Заматырин.
Велосипед Mobee bike в Волгограде
Активист велодвижения Волгограда Наталья Воробьева сетует на вандалов, но надеется на лучшее. «Было видео, как мальчик скидывает с моста велосипед и при этом шутит, смеется, улыбается — ему это принесло большое удовольствие. Мы понимает, что это, возможно, только сначала так, а потом люди привыкнут и будут относиться к велосипеду как к одному из вариантов общественного транспорта. Пока велосипеды не вполне удобные, но обещали новые модели. Они должны скоро появиться. А вообще люди очень рады и очень приветствуют, особенно молодежь», — сказала она.
Велосипедист Павел Кулагин из Саратова тоже указывает на недостатки конструкции байков, но признает преимущества велошеринга. Он опасается, что «Мобайк» уйдет из города после неудачного опыта. «Слышал о случаях воровства и вандализма, видел фотографии, где некоторые модели припаркованы даже в подъезде. Сейчас не знаю, как обстоят дела у «Мобайка». Видимо, они огорчились, что нас с жителями Волгограда связывает не только Поволжье, но и граждане с сомнительным поведением. Но так-то они у нас по всей стране, эти граждане. Идея в целом превосходная и очень практичная, жаль, что не задалось. Но я надеюсь, что у нас еще есть шанс исправиться», — отметил он.
Московский опыт
Классический велошеринг с использованием станций имеет свои недостатки, но с проблемой похищений справляется лучше. Глава проекта «Велобайк» в Москве Анна Лебедева рассказала «Известиям», что с 2013 года было только две попытки вырвать велосипед из станции, и они не увенчались успехом. Иногда байки пропадают: пользователи скрывают личные данные и не возвращают их. Но такое случается крайне редко: утрачиваются лишь 1–2% велосипедов из парка. При этом команда обращается в полицию, а там возбуждают уголовные дела по факту кражи и противоправных действий.
То же относится к вандализму. «Когда мы только начинали в 2013 году, у нас были опасения, что будут красть либо запчасти отламывать. На самом деле этого не произошло», — подчеркнула Лебедева. По ее словам, изредка велосипеды ломают, например прокалывают шины, но в общем объеме парка это несущественный процент.
Источники:
https://rg.ru/2019/07/02/reg-ufo/kak-prizhivetsia-v-iufo-prokat-velosipedov-i-samokatov.html
https://ros.veloextreme.ru/
https://life.ru/p/1331996
https://medium.com/%D1%81%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%8B-%D0%BA%D0%B0%D1%84%D0%B5%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D0%BA/%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%B5%D1%82%D1%8C-%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0-%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D1%83%D1%8E-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8E-%D0%B2%D1%8B%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C-d6cd9c59f80d
https://iz.ru/893580/aigul-khabibullina/palki-v-kolesa-kak-rossiiskie-regiony-priniali-veloshering