Велосипед bmx что это

BMX-велосипед

BMX-велосипед

BMX (англ. Bicycle Moto Cross, Велосипедный Мотокросс ) — велосипед, предназначенный для соревнований по BMX.

Конструкция и отличительные особенности велосипедов BMX

Главной особенностью велосипеда BMX является полное отсутствие подвески и наличие всего лишь одной передачи. В остальном же вариации могут быть разными.

Рамы для BMX делаются из расчёта на прочность, поэтому рама всегда имеет в своей геометрии два треугольника с общим основанием, крепления для втулки ( дропауты ) имеют большую площадь и толщину. Для увеличения прочности ввариваются дополнительные горизонтальные косынки в задние перья рамы и иногда между главными трубами. Дешёвые рамы для BMX’а делаются из стали, а более дорогие — из сплава хрома и молибдена, титана или алюминия. В технологии изготовления рам применяют «баттинг» — вытягивание ещё горячих труб. В итоге в местах нагрузки трубы более толстые, а где её мало — тоньше. Вытягивание может быть многоэтапным.
На раме кареточный стакан (под подшипники для оси шатунов) может быть четырёх видов:

  • American (Американка) . Самый большой стакан, устанавливается на старые или дешёвые велосипеды. Рассчитан на запрессовывание двух подшипников в комплекте со втулкой между ними, чтобы подшипники не ломались при затягивании.
  • Mid (Мид) . По геометрии абсолютно такой же, как и американка, но примерно на треть меньше по диаметру.
  • Spanish (Испанка) . Этот стакан устроен так же, как и американка, но является самым маленьким.
  • Euro (Евро) . Эта стакан имеет резьбу и рассчитан на установку особой каретки. В ней есть два завинчивающихся в раму цилиндра, в которые запрессованы четыре подшипника и втулка между подшипниками.

На руле ВМХ, как правило, есть кроссбар (англ. crossbar ) — перекладина посередине, повышающая прочность руля. Руль может быть сделан двухэлементным и более. Самые популярные рули — двухэлементные (из двух труб) и четырёхэлементные (соответственно, из четырёх). На концах руля, как правило, устанавливаются (натягиваются) грипсы — ручки для повышения сцепления рук с рулем. Для того чтобы грипсы не спадали, а также чтобы при падении велосипеда не повреждался руль, на него устанавливаются баренды — пластиковые заглушки по обеим сторонам руля, фиксирующиеся винтами.

Вынос

Деталь, которая соединяет руль с вилкой. Выполняется в основном из цельного куска алюминия.

Вилка

Деталь, к которой крепится переднее колесо. Состоит из двух ног, штока и дропаутов (пластины, держащие втулку). Как и на раме, дропауты имеют увеличенную площадь и толщину. Может выполняться из тех же материалов, что и рама, и может быть рассчитана на установку оси в 10 мм, реже — 14 мм.

Пега (англ. Peg — колышек, штифт ) — металлическая трубка, устанавливающаяся на ось. Пеги используют для скольжения на гранях и перилах, а также как дополнительную опору при выполнении трюков. Пеги делают из стали, хромомолибденового сплава, титана и прочного пластика. Пеги бывают длинными, короткими и т. н. «микро пегами» (выглядят как длинные гайки). Пеги для катания в стиле «Flat» обычно больше в диаметре, чем стандартные, и имеют цепкую поверхность для предотвращения соскальзывания ноги.

Система шатунов

Под системой понимают сами шатуны и соединяющую их ось. В системе на BMX применяется ось 19 и 22мм. У ВМХ шатуны могут быть четырёх видов:

  • Одноэлементные , когда оба шатуна и ось выполнены в виде одной детали.
  • Двухэлементные , когда один из шатунов представляет единое целое с осью.
  • Два с половиной элемента , когда ось с одного конца запаяна, и шатуны надеваются на неё с одной стороны. Такая ось имеет только один болт.
  • Трёхэлементные , когда оба шатуна и ось являются отдельными деталями.

Также, шатуны различают по типу крепления к оси. Они могут быть четырёхгранными (срез оси представляет с собой квадрат), 8-, 10-,16- и 48-ми шлицевыми (каждый шлиц — «зацеп» за шатун).

Педали

Педали для BMX делаются из алюминия, магния или пластмассы. Магниевые педали легче алюминиевых, но более дорогие. Пластиковые педали самые лёгкие, но менее надёжные и имеют худшее сцепление в отличие от алюминиевых или магниевых. На дешёвых педалях обычно стальная ось и насыпные подшипники, на дорогих ось делается из хромомолибденового сплава и установлены промышленные подшипники. На некоторых педалях шипы ввинчиваются шестигранником. Также существуют педали без подшипников, работающие на трении скольжения(Odyssey JC\PC).

Втулки

Велосипедисты, выполняющие много скольжений на пегах, надевают специальные «щитки» на втулки — «хабгарды» (англ. Hubguard, hub — втулка, guard — защита ). Они предотвращают стирание втулки и спиц во время скольжения на пегах.

Передняя втулка
Корпус втулки в основном выполняется из алюминия. Во втулках для BMX применяются два закрытых промышленных подшипника. Втулка чаще всего имеет ось 10 мм, реже — 14 мм. Наиболее популярен вариант, когда втулку на вилке держат болты, ввинчивающиеся в ось. Втулка рассчитана на 36 (иногда 32) спиц, всё реже — на 48.

Задняя втулка

Корпус задней втулки, как и передней, чаще всего выполняется из алюминия, но может выполнятся и из титана. Задние втулки имеют ось 14 и 10 мм, и могут держатся на раме гайками или болтами. Втулки бывают левосторонние и правосторонние.
Задние втулки различают по сторонам свободного хода: в одну сторону (с использованием храпового механизма) и в две стороны (т. н. «фрикостеры» (англ. Freecoaster, free — свободно, coast — двигаться накатом ). Фрикостер позволяет не крутить педали назад при езде задним ходом (Fakie).
Существует три конструкции передачи усилия с цепи на втулку:

  • Фривильная
    (англ. FreeWheel, Free — свободный, Wheel — колесо )
    Фривил — специальная велосипедная трещотка, навинчивающаяся на корпус втулки. Собачки и зацепы находятся в самом фривиле, и закрыты его корпусом. В корпусе самой втулки, в основном, расположено три подшипника, два из них под фривилом. Конструкция фривила не позволяет его сделать меньше, чем на 13 зубьев.
  • Кассетная
    У кассетных втулок всегда есть драйвер (англ. Driver — ведущий шкив ) — звездочка с храповым механизмом, передающим крутящий момент с цепи на колесо. Принцип работы втулки схож с принципом фривила, но в отличие от него собачки находятся внутри корпуса втулки. Драйвер или корпус втулки представляет с собой «кассету» для собачек и пружин храпового механизма. В драйвер чаще всего устанавливаются 2 или 3 промышленных шариковых подшипника, но может быть установлен один открытый роликовый или керамический (основанный на трении скольжения). Также применяются комбинации этих решений. Разделаются на два типа:
  1. С зубчаткой в корпусе в данном случае собачки и пружинка расположены на драйвере, есть варианты с 6, 4 и 3 собачками, а также разные системы пружин — одна круглая пружина на все собачки или же для каждой собачки своя пружина(такой способ обычно применяют для втулок с симметричным дизайном драйвера).
  2. С зубчаткой на драйвере(так же называется Q-lite) в этом случае собачки и пружинки находятся в корпусе втулки, а роль зубчатки выполняет драйвер. Плюс этой системы в том, что есть возможность установить более мощный подшипник в драйвере. В таких втулках для каждой собачки идет своя пружина.
  • Фрикостер
    В этих втулках на драйвере вместо собачек нанесена крупная резьба. Внутри корпуса втулки на драйвер накручена специальная гайка. Принцип таков: когда крутятся педали, драйвер «накручивает» на себя гайку, та прижимается к корпусу и крутит колесо. Когда ездок перестаёт крутить педали, гайка чуть-чуть «откручивается» и больше не касается корпуса. При свободном ходе драйвер полностью выходит из зацепления со втулкой, поэтому колесо может крутится в обе стороны, не передавая крутящий момент на педали.

Тормоза

Обычно на ВМХ стоят тормоза типа U-Brake. Расположение тормозной системы на раме идёт из расчёта на то, что при кручении руля или рамы вокруг него, тросики тормоза не будут запутываться и терять свою эффективность. В связи с этим, тросик переднего тормоза идёт внутри вилки, а в тормозе на заднее колесо используется специальная деталь — гироротор. Этот элемент расположен на трубе рулевой колонки и представляет с собой подшипник с креплениями для тормозных тросиков. На тросиках, до и после гироротора применяются разветвители: первый раздваивает тросик, а второй — объединяет их в один. Таким образом, на гироротор идёт два тросика, расположенных по разным краям, делая нагрузку на него равномерной. Иногда вместо гироротора и разветвителей ставят один длинный тросик, причём такой длины, чтобы руль мог свободно сделать один или несколько полных оборотов. Некоторые BMX’еры предпочитают вообще не ставить тормозов в целях снижения веса велосипеда или в зависимости от стиля катания.

BMX — часть молодежной культуры

Направление BMX в велоспорте развивается на протяжении сорока лет, но наиболее бурный рост его популярности можно наблюдать на протяжении последнего десятилетия. В 2008-м году это вид велоспорта назвали олимпийским, а кросс BMX (рейсинг) уже проводили на пекинской Олимпиаде.

BMX за очень короткий период стал целым пластом молодежной культуры, стал жизненным стилем для любителей этого направления велоспорта. Сейчас практически в любой стране мира есть спортивные клубы различного направления BMX. Еще больше существует так называемых «уличных» группировок, в которые объединяются любители этого увлечения.

Велосипеды для BMX

BMX велосипед является особенной моделью в велоспорте, он как бы имеет отдельную нишу в линейке велосипедов. Когда велосипедисты начали выполнять трюки на своих байках, то стало очевидным, что для этого нужен специальный велосипед. Байкеры стали самостоятельно модернизировать и переделывать своих двухколесных коней, которые после изменений в конструкции позволяли выполнять все более сложные трюки.

Такой апгрейд стал настолько массовым, что известные производители велосипедов на это явление с интересом обратили внимание. После определенных исследований начали выпускать специализированные велосипеды BMX. Первыми компаниями, кто уловил веяния моды стали GT, Haro, Hutch, Skyway, Mongoose. На моделях этих компаний уже можно было выполнять сложные упражнения с высокой долей безопасности.

Велосипеды для BMX

Особенности велосипеда для BMX

Для неискушенного человека BMX байки похожи на детские велосипеды. Это понятно, так как они очень компактные, низкие с небольшими габаритами. Главные особенности устройства велосипеда для трюков — это одна скоростная передача и отсутствие подвески. Другие части могут изменяться по своей конструкции, в зависимости от того, что конкретно байкер захочет получить от своего любимца.

Соответственно, рама у велосипеда BMX должна быть очень прочной с треугольниками небольшого сечения. Сталь рамы содержит хром или молибден для усиления конструкции. Трубы рамы изготавливают вытягиванием в раскаленном состоянии, что позволяет выдерживать многократные нагрузки.

Оси выполнены как трубки из металла, чтобы выполнять трюки со скольжением. На руле обязательно есть соединение с левой и правой сторонами и он способен вращаться сколько необходимо на угол 360°. Ручки руля выполнены с элементами усиления сцепления рук с велосипедом.

Особенное внимание на велосипедах ВМХ уделяется тормозной системе. Конструктивно она рассчитана чтобы при выполнении трюков вращающийся руль не запутывал тросы. Усилие тормозов должно быть соответствующим, чтобы полностью блокировать вращение колеса, что применяется в различных трюках. Специфика использования такого типа велосипедов требует применения небольших по диаметру колес.

BMX велоспорт

Направления в BMX

Рейсинг — направление BMX с скоростной составляющей. Соревнования проводят на тех же трассах. что и по мотокроссу с большим количеством трамплинов и поворотов. Покрытие трассы — грунт или синтетика.

Флетлэнд – наиболее медленный вид в BMX (флет). Очень зрелищный вид велоспорта. Выполняются различные трюки (одиночные и сериями) на ровной площадке.

Стрит райдинг — самое массовое направлением в BMX. Трюки выполняются на улице, в парках или спец площадках для скейт бординга. Направление стрит также зрелищен как флет, и не требует наличия трассы. «Оборудованием» выполнения импровизированных трюков являются ступеньки, скамейки, крыши, перила, поручни и другие сооружения.

Верт — по технике исполнения очень сложная дисциплина в BMX. Прыжки и трюки выполняют на специально оборудованной рампе (желобе) с высотой 2-4 метра. Рампа нужна для разгона, все трюки делают в полете в воздухе. Травмоопасный, очень зрелищный вид велоспорта.

Дерт-джампинг — как в рейсинге здесь используют грунтовые трассы с наличием трамплинов различной конструкции. Главное показать высокую скорость, а не сложные и эффективные трюки.

Основные направления в BMX

Первой дисциплиной в BMX считается рейсинг (racing). Это самое скоростное направление BMX, к тому же соревнования по рейсингу проходят на таких же трассах, как и в мотокроссе. Маршрут включает в себя множество различных поворотов и трамплинов. Как и в мотоспорте, трасса для рейсинга как правило покрыта грунтом. Но в последнее время все чаще используются асфальтированные трассы или синтетическое покрытие.

BMX Рейсинг

Флетлэнд

Флетленд (flatland) – самый нескоростной вид BMX, также именуемый как флет. Но, не смотря на отсутствие высоких скоростей, флет является очень зрелищным видом спорта. Флетленд – это выполнение различных трюков на ровной поверхности, к тому же трюки исполняются сериями, что еще больше захватывает зрителей.

BMX Флетлэнд

Стрит-райдинг

Street-riding (стрит) – является наиболее массовым направлением BMX. Стрит-райдеры исполняют разнообразные трюки как на улицах и парках, так и на специальных площадках для скейтбординга. Стрит не менее зрелищен чем флет, а трассы, как для рейсинга, не требуются. В качестве различных препятствий и «дополнительного оборудования» для выполнения трюков используются скамейки, ступеньки, перила, крыши, поручни и т. п. Не редко райдеры, занимающиеся стритом, вызывают негодование городских властей из-за того, что используют для своих трюков разнообразные уличные элементы, вследствие чего портится государственное имущество. Но все же серьезных преград для райдеров госструктуры не делают, да и сами велосипедисты не такие уж и чувствительные, чтобы оставить любимое занятие. Так что перспективы развития у Street-riding довольно большие.

BMX Стрит-райдинг

Верт (vert) – наиболее сложная, в техническом плане, дисциплина BMX. Все трюки и прыжки исполняются в специально оборудованном желобе (рампе), высотой от 2 до 4 метров, к тому же рампу используют лишь для разгона, а трюки исполняют в воздухе, над стенками рампы. Не смотря на высокую опасность получить травмы, верт очень красивый и зрелищный вид BMX.

BMX Верт

Дерт-джампинг

Также как и в рейсинге, в дерт-джампинге (dirt jumping) используют трассы с грунтовым покрытием, с трамплинами различной высоты. Но в рейсинге главным показателем является скорость, а в дерт-джампинге в первую очередь ценится сложность и эффектность трюков, исполняемых в воздухе, во время преодоления трамплина.

BMX Дерт-джампинг

Байки для разных направлений в BMX очень похожи, как по внешнему виду, так и по техническим характеристикам. В первую очередь это легкая и довольно прочная рама, в недорогих моделях используют сталь, для более дорогостоящих рам применяют хромомолибден или титан. Рама относительно низкая, верхняя и нижняя трубы прямые. Передача только одна, но можно регулировать путем изменения количества зубьев на звездочке. Колеса, как правило, 20 дюймовые. В большинстве моделей, рулевая вилка оснащена гироротором (подшипник со специальными креплениями для тормозных тросиков) – это позволяет поворачивать руль более чем на 360° не запутывая тормозные тросы. Руль BMX-байка довольно высокий и устанавливается параллельно вилке, также он может быть многосоставным, для более высокой прочности. Оси оборудованы специальными упорами для ног (пегами) – которые велосипедист использует для исполнения трюков или для того, чтобы скользить по поверхностям каких-либо предметов. В таких дисциплинах как рейсинг и дерт-джампинг, пеги не используются. К тому же модели для рейсинга существенно отличаются от остальных моделей: более длинная база и облегченная рама. В рейсинге принято использовать оригинальные модели BMX-байков. Модели для остальных дисциплин – стрит, флет, дерт, верт, можно легко переоборудовать и использовать в других видах BMX.

Велосипеды BMX: обзор моделей и цены

Все чаще на улицах можно встретить молодежь, передвигающуюся на велосипедах. Такое времяпрепровождение вызвано не только многокилометровыми пробками, но и стремлением вести здоровый образ жизни, заниматься спортом и быть постоянно в движении. Велосипед BMX в этом случае может стать вашим лучшим другом, ведь его качество проверено не одним десятилетием.

BMX – что значит аббревиатура?

Чтобы понять, для каких целей предназначен велосипед с аббревиатурой BMX, встречающийся на велосипедах, достаточно ее просто расшифровать — bike moto extreme, то есть в переводе на русский – «вело мото экстрим». Такая разновидность транспорта производится с целью проведения экстремальных гонок, осуществления различных трюков.

Все конструкции со знаком BMX для профессионалов имеют одну передачу и отсутствие подвески. Ось такого велосипеда дополняется трубкой из прочного сплава металла, которая позволяет выполнять трюки со скольжением. Еще одна особенность, характерная для данного логотипа – небольшой диаметр колеса, низко посаженная рама и уникальная система тормозов. Официальный сайт для заказа https://www.bmx.ru/.

Обзор популярных велосипедов BMX

Рассмотрим наиболее популярные модели велосипедов, выпускаемых под логотипом BMX, чтобы ознакомиться с преимуществами и недостатками каждой модели и сделать наиболее правильный выбор.

Novatrack BMX 16

Популярная модель «Бмикс» среди детей 5-7 лет, которые с раннего возраста приучены к активному образу жизни и спорту. Модель собрана на базе универсальной рамы, благодаря которой маленький любитель экстрима сможет без труда сесть или слезть с сиденья.

Велосипед Novatrack BMX 16

Велосипед Novatrack 16

  • Наличие педалей с рельефной поверхностью, чтобы не скользила нога.
  • Торможение осуществляется традиционным прокручиванием педалей назад.
  • Наличие багажника над задним колесом.
  • Диаметр колес – 16 дюймов.
  • Жесткая вилка.

Среди минусов – большой вес велосипеда (10 кг), если учесть, что он предназначен для детей дошкольного возраста, а также отсутствие ручного тормоза.

ВИДЕО: Как собрать детский велик и в чем нюансы конструкции

BMX Mongoose Legion L80

Одна из самых востребованных моделей, пользующаяся спросом среди любителей экстрима. Велосипед «Беймикс» оборудован рамой из высоколегированной стали, жесткой вилкой, механическими ободными тормозами, рулевым стаканом для полуинтегрированной колонки. Кроме того, стоит отметить наличие сидения с подседельным штырем.

Велосипед BMX Mongoose Legion L80

Велосипед Mongoose Legion L80

Основное предназначение данной модели – экстремальное катание, трюки, прыжки.

ВИДЕО: Обзор и тест-драйв экстрим байка

Stark Madness BMX 2

Одна из самых новых моделей, оснащена стальной прочной рамой, жесткой вилкой и механическими тормозами. Велосипед рассчитан на прыжки, удары и экстремальную езду.

Среди дополнительных плюсов данной модели стоит отметить шатуны, выполненные из однокомпонентной стали, педали из усиленного пластика. Диаметр колес — 20 дюймов.

Велосипед Stark Madness BMX 2

Велосипед Stark Madness 2

Велосипед Stark Madness BMX 2 – это не самый дешевый вариант, средняя цена «железного коня» составит 17-18 тысяч рублей.

Из минусов – особая конструкция посадки делает модель неудобной для долгой езды, но в принципе, это вполне ожидаемо, так как предназначение велосипеда – прыжки и трюки.

ВИДЕО: Обзор и тест-драйв недорогого байка

Stark Madness BMX3

Стильная модель в привлекательном серебристом цвете с фиолетовыми элементами. Данный велосипед для осуществления трюков порадует любителей экстрима и тех, кто впервые решил попробовать свои силы в данном виде спорта.

Велосипед Stark Madness BMX3

Велосипед Stark Madness 3

Рама и вилка выполнены из легкой, но максимально прочной высоколегированной стали, способной выдерживать сильные нагрузки и падения. Модель оснащена ободными тормозами, подседельным штырем, интегрированным с седлом, прочной кареткой.

Велосипед для новичков и любителей , которым необходима надежная модель по доступной стоимости. Средняя цена на велосипед – 17-19 тысяч рублей.

Среди минусов можно отметить отсутствие крыльев, подножки, подседельного зажима.

ВИДЕО: Обзор и тест-драйв Stark Madness BMX 3

WELT BMX Freedom (2018)

Идеальный вариант для тех, кто начинает осваивать экстремальное катание с подросткового возраста. Модель с продуманной геометрией, 3-х компонентными шатунами и комплектующими, которые делают изделие трендовым в этом году.

Велосипед WELT BMX Freedom (2018)

Велосипед WELT Freedom

Среди преимуществ велосипеда стоит отметить наличие широких платформенных педалей, заднего ободного тормоза и прочной рамы из хроммолибденового сплава. Размер колес – 20 дюймов, количество скоростей – 1.

Средняя цена на данную модель в России колеблется в пределах 16-17 тысяч рублей, что для велосипеда 2018 года и высокого качества вполне оправдано.

Минусы конструкции – при интенсивном использовании приходится часто менять запчасти.

BMX Stels Saber S1

Данная модель велосипеда серии «Бэимикс» предназначена для начального уровня. Среди преимуществ изделия стоит отметить:

  • прочная стальная рама.
  • жесткая вилка.
  • колеса 20 дюймов и прочные покрышки KENDA.
  • надежные ободные тормоза.
  • двойной обод.
  • доступная стоимость – в диапазоне от 11 до 13 тысяч рублей.

Велосипед BMX Stels Saber S1

Велосипед Stels Saber S1

Как и любая техника, велосипед Stels Saber S1 имеет свои недостатки:

  • Не очень удобное сидение, не предназначено для длительных поездок.
  • Педали после некоторого времени эксплуатации стираются.
  • Слабая каретка, требующая частой замены при повышенных нагрузках.

ВИДЕО: Обзор и особенности конструкции Stels Saber S1

BMX United Recruit RN2

Один из самых бюджетных велосипедов для трюков в России, который отличается красивой расцветкой и качественными запчастями. Рама, вилка и руль выполнены из высоколегированной стали. Вес изделия – 13,3 кг.

Велосипед BMX United Recruit RN2

Велосипед United Recruit RN2

Модель удобна в первую очередь для начинающих спортсменов, предпочитающих стрит и парк в катании.

Среди минусов пользователи отмечают отсутствие пегов, в комплектацию входят втулки с насыпными подшипниками, часто приходящими в негодность. Кроме того, недостатком являются одинарные обода и низкая ростовка, что делает модель подходящей для низкорослых людей или подростков.

Велосипеды BMX – это серия специфичного транспорта, поэтому к выбору модели следует подходить основательно. Трюки удобнее выполнять на легком велосипеде, с качественной тормозной системой. Если же вы новичок, то нет смысла переплачивать, можно остановить свой выбор на более дешевой модели.

Источники:

https://www.velotown.ru/entsiklopediya/bmx-velosiped.html
https://velomasterclass.ru/bmx-chast-molodezhnoj-kultury/
http://velosreda.ru/chto-takoe-bmx
http://www.portalteplic.ru/turizm/velosiped-bmx/