Велосипеды BMX: характеристика, разновидности, бренды, выбор
Для многих людей велосипед является двухколесным средством передвижения, позволяющим преодолевать большие расстояния за короткий промежуток времени. Кроме того, в процессе езды человек активно развивает мышцы, что можно сравнить с занятиями фитнесом. На сегодняшний день помимо любителей велосипедных прогулок, существуют экстремалы, которые профессионально занимаются велоспортом. Для их работы классической модели велосипеда недостаточно, из-за чего и были разработаны BMX-конструкции.
Что это такое и чем отличается от обычного?
Современное общество наверняка наслышано о такой разновидности велосипеда, как BMX, и только знатоки велосипедного спорта понимают, что речь в большей степени идет не о транспортном средстве передвижения, а о виде спорта, а аббревиатура BMX расшифровывается как Bicycle Motocross, что в переводе означает «велосипедный мотокросс».
Название этого вида спорта имеет исторические корни. В недалеком прошлом молодежь, у которой не было средств и дополнительных возможностей для приобретения кроссовых мотоциклов, пыталась исполнять сложные трюки и проезжать многочисленные трассы с препятствиями на имеющихся велосипедных конструкциях. А уже спустя некоторое время образовалась Международная Федерация BMX.
Активное развитие данного вида спорта повлияло на многих ребят. Они проявляли особое старание в исполнении сложных трюков, трудились не покладая рук, желая достичь серьезных высот. Благодаря их стремлению в 2003 году BMX спорт стал одной из дисциплин Олимпийских игр.
Ознакомившись с краткой историей возникновения BMX велосипедов, можно приступить к детальному осмотру. BMX велосипед – специальное двухколесное транспортное средство, предназначенное для прохождения сложных трасс. В основном данная разновидность велосипеда собирается для соревнований, но даже в обычной жизни они часто встречаются на велодорожках. И речь идет не о повседневном катании, а о тренировках в городском режиме.
Подростки, которые собираются принять участие в гонках по пересеченной местности, собираются группами в определенной точке города, где присутствует множество архитектурных препятствий, и стараются пройти их максимально качественно и быстро.
Чтобы случайно не спутать на улице BMX велосипед с классической прогулочной моделью, следует рассмотреть их отличительные черты и конструктивные особенности.
- У велосипеда BMX при изготовлении рамы используется прочный алюминий, но чаще всего хромомолибденовый сплав. Процесс изготовления рам происходит согласно технологии многоступенчатого баттинга, благодаря чему получается добиться максимальной прочности в точках с наибольшей нагрузкой. У прогулочных велосипедов рама изготавливается из обычной стали либо алюминия.
- Что касается колес, у BMX велосипедов их диаметр составляет 20 дюймов. Единственным различием является количество спиц – либо 36, либо 48. Также в комплект входят специальные втулки. Что касается классических моделей, размер их колес колеблется в пределах от 26 до 28 дюймов.
- Стоит обратить внимание на рулевую часть BMX велосипедов, где в центре присутствует кроссбар. Говоря простыми словами, это дополнительная перекладина, позволяющая усилить жесткость конструкции. У обычного велосипеда такого элемента в конструкции нет.
- Седло BMX велосипедов не используют по прямому назначению. В большинстве случаев на этих велосипедах исполняются трюки, где идет упор ногами либо сиденье захватывается коленями во время прыжков или вращении. В классических конструкциях седло используется исключительно как посадочное место, которое должно быть максимально удобным и комфортным.
- Еще одна важная деталь заключается в рисунке протектора шин. У BMX велосипедов на резине присутствует крупное изображение с существенными углублениями, так как довольно часто приходится проезжать по грязевому бездорожью. У велосипедов городского типа протектор маленький, рисунок практически незаметен.
- С декоративной точки зрения BMX велосипед не оснащен какими-либо дополнительными элементами.
В то время как прогулочная конструкция может иметь корзину или дополнительное крепление для детского сиденья.
Конструкция
Разобравшись с особенностями BMX велобайков и их основными отличительными чертами, рассмотрим конструкцию устройства.
- Синглспид. В данном случае речь идет об отсутствии каких-либо переключателей. Говоря простыми словами, синглспид – это прозрачный и максимально надежный привод.
- Низкая рама. Эта особенность конструкции позволяет спортсменам исполнять трюки различной сложности. А с точки зрения визуального осмотра конструкция в целом выглядит как спортивный минибайк.
- Усиленные элементы. В сути вопроса заключены рама, колеса, педали и руль. Представленные элементы конструкции обязаны выдерживать самые высокие нагрузки.
- Колеса. У BMX велосипедов они небольшие, соответствуют стандарту 20 дюймов.
- Пеги. По внешнему виду описываемый элемент напоминает обычную трубу. Устанавливают ее на велосипедные оси. Говоря простыми словами, пеги – это опоры для выполнения различных трюков.
- Гироротор. Элемент BMX велосипеда, нужен для усиления процесса передачи тормозного троса по системе.
Теперь можно приступить к подробному ознакомлению с основными элементами конструкции BMX велосипеда.
Конечно, данный элемент является главным не только в BMX-разновидностях, но и в любых других подвидах двухколесного транспорта. В конструкции BMX рама имеет небольшие размеры, из-за чего считается слабым звеном всей конструкции. И это неудивительно, ведь даже на форумах профессиональных велосипедистов часто поднимаются темы относительно веса рамы, ее починки и профилактике возникающих трещин.
Вес рамы из целой конструкции BMX велосипеда составляет 3 кг. Именно такая масса подходит для исполнения профессиональных трюков. Рама с большим весом не сгодится даже для тренировок.
Крайне важный и очень сложный элемент конструкции BMX велосипеда. И это неудивительно, ведь как раз на руль приходится большая часть нагрузки в процессе исполнения трюков любой сложности. Сами по себе рулевые конструкции делятся на 2 типа.
- Двухэлементная классика. Речь идет о стандартном руле, имеющем изогнутую форму исполнения. Для его производства используется одна труба и кроссбар.
- Четырехэлементный тип. В данной разновидности присутствует дополнительная перекладина, приваренная к центральной трубе.
Конечно, существуют другие разновидности руля, например, модель с занижением кроссбара, способна принять небольшую нагрузку, но при этом выставляет высокие требования к настройке.
Педали
Больших отличий между педалями BMX велосипедов и стандартными прогулочными моделями нет. Возможно, чуть другие размеры. В основном для BMX конструкций изготавливают педали из прочных сплавов алюминия. Материал универсальный, но не отличается особой крепостью. Хотя в ценовом соотношении приемлем для любого человека.
Магний в весовом сравнении гораздо легче алюминия, но по ценовой политике значительно дороже. Пластик не самый идеальный вариант, особенно для исполнения трюков. Материал сам по себе легкий, но даже во время тренировок очень быстро ломается.
Представленные варианты педалей влияют на стоимость велосипеда. Кроме того, особую роль в BMX конструкции играют подшипники. В бюджетных моделях используются насыпные варианты, а в более дорогих – промышленные.
Втулки и пеги
В качественных втулках BMX конструкции используются только промышленные подшипники, хотя наружный корпус практически всегда имеет алюминиевую основу. В некоторых случаях применяется усиление на болтах.
Самым важным элементом во втулках являются пеги – трубы небольших размеров, имеющие стандартные габариты, а именно 4 см в диаметре и 11 см в длину. Закрепляются элементы на осях. Именно на пеги наступают спортсмены при исполнении трюков.
Тормоза
В тормозной системе BMX отсутствуют какие-либо отличительные черты. И V-brakt, и U-образные являются надежными ободными тормозными системами. А на некоторых BMX велосипедах тормоза в принципе не устанавливаются. В некоторых дисциплинах отсутствие тормоза на велосипеде является одним из важных требований.
Основная задача представленных тормозных систем заключается в перенаправлении нагрузки на трос, даже в то время, когда он может быть перекрученным. А ведь для BMX велосипедов это не редкость. При подобных ситуациях подключается механизм героротора, который равномерно перенаправляет нагрузку через систему подшипников и разветвителей.
На сегодняшний день существует несколько разновидностей BMX велосипедов, каждая из которых имеет индивидуальные особенности и технические характеристики.
Первые велосипеды представляемого вида появились в конце 60-х годов прошлого столетия. По внешнему виду они напоминали мотоциклы для мотокросса. Их основное назначение – это преодоление препятствий по земле. Спустя небольшой промежуток времени после появления первых BMX моделей практически у каждого ребенка имелся этот вид транспорта.
На сегодняшний день данная разновидность велосипеда также предназначается для гоночных заездов.
Однако дети чаще всего используют этот двухколесный транспорт для поездок в школу и обратно. Представляемый вид велосипеда отличается 20-дюймовыми колесами, имеющими узловатые шины. Руль прямой, в его конструкции присутствует дополнительная перекладина. Сидение небольшое. Задняя тормозная система ручного типа.
При изготовлении BMX велосипедов в большинстве случаев используется хромированная сталь. При этом конструкция получает ощутимый вес.
На сегодняшний день в продаже представлены BMX конструкции разных размеров. Например, «Мини» – модификация имеет заниженную раму и предполагается к использованию детьми в возрасте от 4 до 6 лет. Размер «Джюниор» чуть больше и подходит ребятам 6-9 лет. Размер «Эксперт» имеет в конструкции велосипеда раму с удлиненной трубой, модель разработана для детей 9-12 лет. А для ребят старшего возраста идеальной станет модификация «Профи» со стандартными размерами BMX конструкции.
Фристайл
Данная разновидность велотранспорта появилась через некоторое время после возникновения BMX конструкций. Фристайл-модификация менее подходящий вариант для гонок, однако агрегат сгодится для выполнения сложных трюков. На этой конструкции очень удобно быстро добраться до назначенного места либо отправиться на велопрогулку с друзьями.
Описываемые экземпляры двухколесного устройства получили широкое признание родителей подростков, так как фристайл велосипеды отличаются сверхпрочной конструкцией, что гарантирует безопасность ребенка. Колеса нейлоновые, практически гладкие, так как велосипед предназначен для асфальтированных дорог. В велосипедах модификации фристайл тормозная система присутствует как спереди, так и сзади, что опять-таки является важным фактором безопасности детей.
Dirt Jumper – попрыгун
Название велосипеда говорит о его предназначении. Модель разработана для преодоления грязевых препятствий как искусственного, так и естественного типа. Говоря простыми словами, велосипедист сможет без труда прыжком проскочить грязевую лужу, созданную природой либо человеком в качестве препятствия на гоночных трассах.
Данная модификация велосипеда является чем-то средним между BMX и фристайл конструкциями. Во-первых, они прочнее BMX моделей, во-вторых, гораздо легче фристайл конструкций.
По стандарту Dirt Jumper не имеет передних тормозов. А их мощные колеса наделены 36 спицами.
Обзор производителей
Начинающие спортсмены, выбирая себе первый BMX байк, предварительно знакомятся с известными торговыми марками, занимающимися производством велосипедов. В целом это правильное решение. Корпорации с известными именами готовы предложить потребителю только качественную продукцию. А вот неизвестные наименования не всегда могут похвастаться хорошими показателями своей продукции. По этой причине и был составлен рейтинг самых лучших производителей BMX транспорта.
Согласно отзывам довольных владельцев двухколесного транспорта, в ТОП-7 известных фирм вошли только именитые бренды.
Comanche
Велосипеды данного производителя пользуются широкой популярностью среди молодежи. Линейка BMX от Comanche отличается невысокой стоимостью с максимальным уровнем качества. Для начинающих велосипедистов невысокого роста Comanche станет самым подходящим решением – конструкция имеет небольшие размеры и низкую раму, способные вызвать дискомфорт у высоких райдеров.
Subrosa
Представляемый бренд специализируется на BMX байках разного технического исполнения, начиная от конструкции для новичков и заканчивая моделями для мастеров. Важной отличительной чертой компании является постоянное пополнение ассортимента и внесение новинок в уже разработанные модификации.
Представляемый производитель имеет широкий спрос на линейку BMX конструкций. Многолетний опыт производства и высококвалифицированный персонал создают удобные и комфортные байки для экстремальной езды. В арсенале WTP можно найти как бюджетные, так и дорогие модели BMX велосипедов. При этом разница в качестве между ними отсутствует.
Sunday
Широко известная марка по производству BMX велосипедов, начинающая свою историю относительно недавно. И за короткий промежуток времени бренд сумел завоевать признание именитых райдеров. А все благодаря высокому качеству BMX конструкций и широкому разнообразию комплектующих к ним. Каждый отдельный элемент проходит особую термическую обработку, что и является фишкой бренда. При этом производитель готов предоставить чуть ли не пожизненную гарантию на свой товар.
Stolen
Представляемый бренд умело сочетает в каждой отдельной модели BMX байков доступную стоимость и высокое качество конструкции. Опытные райдеры отмечает, что BMX байки от компании Stolen продуманы до мельчайших нюансов. Каждый отдельный стык имеет особую технику крепления, за счет чего изделия становятся очень прочными.
Этот фактор позволяет бренду Stolen конкурировать с мировыми лидерами производства BMX.
Несомненный лидер в производстве BMX велосипедов. Ассортимент бренда и технические характеристики каждой отдельной модели весьма впечатляют. На мировом рынке компания Haro известна не один десяток лет, а все благодаря постоянному совершенствованию изготавливаемой продукции. Каждая новая модель соответствует требованиям даже самых привередливых потребителей.
Создатели бренда – родные братья, где младший являлся настоящим фристайлером, мастером своего дела. Именно он захотел подарить миру возможность испытать те же волнительные чувства, что испытывал он во время исполнения трюков. Их главным детищем и самой настоящей гордостью является модель велосипеда KHE Cosmic. К 30-летнему юбилею бренд добавил в описываемую конструкцию современные технологии, благодаря чему конструкция получилась более яркой, прочной и безопасной.
Как выбрать?
- Для того чтобы понять какой именно BMX байк необходим, следует определить собственный стиль катания. Для исполнения трюков на прямой поверхности следует рассматривать компактные конструкции, соответствующие росту гонщика. Для гонок сгодятся удлиненные модели с облегченным весом. Для исполнения сложных трюков потребуется максимально прочный агрегат.
- Опыт езды на аналогичных конструкциях крайне важен. При выборе подходящего велосипеда начинающим спортсменам лучше всего рассматривать крепкие модели, так как падений у велосипедиста будет много.
- Не менее важен фактор роста велосипедиста. Точность данного показателя позволит подобрать идеальное соотношение длины байка и размеров рулевой конструкции.
- Руль BMX велосипеда должен быть прочным и надежным. Единственное исключение – это исполнение трюков, напоминающих танцы. Для них следует выбирать четырехэлементную конструкцию.
- При осмотре втулок лучше остановиться на промышленном варианте их производства. Иные варианты не будут отличаться высоким уровнем прочности и надежности.
- Рама является одной из важных частей велотранспорта. Ее конфигурация всецело зависит от стилистики катания. При покупке очень важно проверить сварные швы, так как рама подвергается сильной нагрузке, из-за чего некачественное соединение может переломиться.
- Стоимость понравившейся модели так же играет важную роль в покупке BMX велосипеда. Начинающим спортсменам, неважно, взрослый человек или ребенок, первый гоночный велотранспорт следует выбирать из недорогих моделей.
- Не стоит отказываться от покупки модели BMX велосипеда с литыми дисками.
Они не только подчеркивают красоту велосипеда, но и способствуют созданию комфортных условий при скоростной езде.
О том, как выбрать велосипед ВМХ для новичка, смотрите в следующем видео.
Типы BMX велосипедов
Чаще всего, дети начинают свое знакомство с миром велосипедов и мотокросса на простеньких великах.Родители ищут отпрыскам такой двухколесный транспорт, с которым детки смогут легко справляться.Он должен быть прост в конструкции, небольшой и выдерживать большие нагрузки.Так были созданы BMX велосипеды.
Этот вид великов отлично подходит для людей, занимающихся различного рода трюками, так как способны выдержать большую нагрузку чем любой горный велосипед.Благодаря своим достоинствам BMX обойдется покупателю в кругленькую сумму, а это устраивает далеко не всех.Многие опытные велосипедисты сами собирают для себя велосипед, учитывая свои нужды, а также выставляя необходимые требования.Не обладая подобными познания в сфере необходимой комплектации будущего агрегата, новички могут подобрать для себя неплохой вариант, если будут знать азы.
Известные производители
Как и было сказано, без нужных знаний, имеющихся у старичков велосипедного спорта, подходящий по всем параметрам велосипед для себя самостоятельно не собрать.Благо, в наше время существует огромное количество компаний, предлагающих неплохие варианты не только для взрослых, но и для людей помладше.
Лидирующими компаниями в этой области являются:
Haro занимает лидирующие позиции на рынке начиная с 1978 года.Отличительной чертой этой фирмы является их конструкции велосипедов, разработанные ими самими.К плюсам этой компании также можно отнести качественные материалы, из которых изготавливаются компоненты велосипедов, отличные цены, которые не завышаются за брэнд, широкий ассортимент, позволяющий найти подходящую модель не выходя из дома, благодаря великолепно проработанному сайту.
BMX от Norco известны во многих странах благодаря их любви к велоспорту.Берт Льюис — основатель компании, начинал собирать велосипеды в своем сарае и, благодаря бесконечным стараниям, сегодня, через пятьдесят лет после рождения бренда, Norco признается огромным количеством велосипедистов как гарант качества.Для жителей РФ большим удобством окажется то, что данная организация имеет свой филиал в России, что позволит заказать BMX прямо с официального сайта.
Предприятие BSD предназначена специально для райдеров со стажем.Выпущенные ею компоненты для велосипедов оцениваются выше всяких похвал благодаря их качеству.Без сомнений, данная организация работает на совесть и предоставляет своим покупателям лишь продукты высочайшей пробы.Зародившись в 1998 году, BSD до сих пор выпускает железо для велосипедов BMX, предназначенных для стрита и парка.
Конструкция BMX и принцип работы
Байки BMX — сама простота.В них нет большинства компонентов, встречаемых в традиционных велосипедах.В них не встретишь подвески, а жесткая ригидная рама делает из представленного транспортного средства прочный и непробиваемый танк.Это при том, что сам велосипед подобного вида весит довольно мало.В большинстве случаев, мотокроссная рама сидит довольно низко, также можно встретить вытянутую модель, но это уже зависит от цели использования велика.
Учитывая вариации исполнения различных трюков, руль у BMX прокручивается полностью, то-есть на все 360 градусов.Очевидно, что в связи со своей конструкцией, ни о каком переключении передач говорить не приходится.
Относительно тормозов, ситуация почти не меняется.Учитывая возможности проворачивания руля во все стороны, расположить тормоза на подобном велосипеде врятли получится.Если встречаются варианты, имеющие тормозную систему, то она, как правило, находится внутри велосипеда, проходя через гироротор.Это сделано с целью безопасности, ведь такое расположение не приведет к поломкам.
Также, BMX обладают небольшими колесами, в большинстве случаев их диаметр не превосходит 20″.Благодаря такому размеру общий вес байка снижается, а также с такими колесами удобнее делать трюки.
Некоторые трюки предусматривают скольжение по поверхностям объектов, на которых проводятся трюки.Специально для произведения подобных движений устанавливают специальные пеги, представляющие собой короткие трубочки.
Какие бывают BMX — ы
Street
Один из самых популярных разновидностей.Велик для стрита имеет самую простую конструкцию из всех.На таких обычно не увидишь тормозной системы, также может не быть сидения.Почти все трюки выполняются «стоя» на велике, так что сидушка будет лишь мешаться.Пеги прикручиваются самостоятельно, в зависимости т предпочтений спортсмена.
Street обычно используют для исполнения трюков в городской среде, на бордюрах, лавочках и подобном.
Достоинства
Достаточно малы и легки — не затрудняет выполнение трюков.
Отличная синергия колёс с поверхностью езды.
Легкое управление и маневрирование.
Недостатки
Не рекомендуются прыжки с трамплинов, так как установленная вилка, зачастую, этого не выдерживает.
Большинство производителей экономят на обвеске.
Также, Street BMX неплохо подходят для верта, исполнять кувырки в воздухи на них также легко, ведь они очень весят всего ничего.
Racing
Эти BMX известны как первоначальные.Именно такими были самые первые модели Bicycle Motocross.Обладают довольно легкой алюминиевой рамой, а тормоза устанавливают лишь на заднее колесо.Racing созданы для быстрой езды с резкими поворотами или легкими препятствиями.
Достоинства
За легкостью алюминия прячется надежность и прочность.
Хорошо показывают себя на льду или сыпучей поверхности.
Более устойчивы, в отличие от других моделей.
Недостатки
Практически полное отсутствие поглощения.
Dirt
Обладают более высоким весом, однако сцепление с поверхностью на должном уровне.Предназначение этих велосипедов — прыжки с трамплинов и езда по сыпучей местности.
Достоинства
Одна из самых прочных рам.
Удлиненная база обеспечивает стабильный полет.
Позволяет хорошо приземляться
Прочные толстые шины хорошо противостоят пробиванию.Установлен сильный протектор.
Недостатки
Затруднительно выполнять трюки на земле.
Flatland
Байки вида Flatland очень непохожи на остальные BMX.В их задачу не входит езда, они предназначены для различных акробатических трюков, а также прыжков на одном колесе.
В отличие от остальных, имеют довольно большие колеса.Короткая рама и пеги большого диаметра также очень часто встречаются на Flatland BMX.
Достоинства
Благодаря короткой базе и общей конструкции отлично подходит для исполнения трюков.
Обода сильнее чем на других BMX, а еще на колесах больше спиц.
Руль открывает полную свободу действий
Хорошие функциональные тормоза.
Недостатки
Не предназначены для езды, что выражается в низком предаточном числе.
Как выбрать BMX
Материал
Самым важным критерием является материал изготовления.Тут выбираем из двух — Hi — Ten или Cr-Mo.Первый — недорогой, но и не прочный.Второй — дорогой и прочный.Выбираете взависимости от бюджета.При возможности, присмотритесь к комбинированым.
Колеса
Желательно сразу же искать велосипед с двойными ободами, так как они более
прочные и защищенные.
Размер рамы
Детям до 140 см — 18-20″
Людям ростом 150-170 см — 20-21″
Руль
Рулевая колонка должна быть достаточно мощной и иметь диаметр хотя бы 1.1-8″.
BMX: велоспорт или средство для самовыражения?
Биемиксинг (известный так же, как BMX или Modified Bike X-treme) – пожалуй, самый зрелищный и опасный вид велосипедного спорта, сочетающий в себе особенности мотокросса, а также сложные акробатические и цирковые трюки, выполняемые на BMX-велосипедах. В последнее время это экстремальное направление становится все более популярным как в России, так и во всем мире, причем биемиксингом увлекается, в основном, молодежь до 35 лет.
Мировую известность в данном виде спорта получили Джейми Бествик (Jamie Bestwick), Мэт Хоффман (Mat Hoffman), а также многократный чемпион Экстремальных BMX-игр X-Games Дэйв Мирра (Dave Mirra), выполняющий уникальный по своей сложности трюк – двойное сальто назад на велосипеде.
Спорт или уличная культура?
BMX, как известно, является также одним из самых демократичных видов спорта, не требующих даже специально оборудованных площадок: для выполнения вело-трюков вполне подходят и «естественные» препятствия на городских улицах. В так называемом стрит-биемиксинге (street BMX) особой популярностью пользуется, например, катание на перилах и уличных парапетах. Биемиксинг также иногда рассматривают как направление молодежной уличной культуры.
Более того, в BMX-спорте, по сути, нет никаких четких правил и очень многое здесь зависит от личной импровизации спортсмена. Демократичность обусловлена также относительно низкой ценой на большинство моделей BMX-велосипедов, по сравнению с ценами на стандартные велосипеды.
Немного истории
Биемиксинг появился в Калифорнии более 30 лет назад. Американская молодежь, ориентируясь на своих кумиров из мотокросса, использовала для гонок и выполнения трюков обычные велосипеды. Тогда биемиксинг еще не являлся видом спорта как таковым – для юных экстремалов это было, скорее, средством самовыражения, возможностью выделиться из толпы.
Среди начинающих райдеров постепенно сформировался свой стиль в одежде: было принято носить широкие джинсы, кеды и толстовки с капюшонами. А немного позже были разработаны удобные и легкие мини-велосипеды для любителей BMX.
В 1981 году BMX становится официальным спортивным направлением и появляется IBMXF – международная федерация ВМХ, а позже организуются серии национальных соревнований по BMX в США (например, известные состязания «Bicycle Stunt») и мировые чемпионаты. Спортсмены постепенно осваивают самые сложные акробатические трюки с использованием BMX-велосипеда.
В середине 1990-х гг. появляются тематические средства массовой информации, освещающие тенденции BMX, а также клубы по интересам. Во второй половине 1990−х гг. огромную популярность получает самое опасное направление в биемиксинге — так называемый «верт» (vert). Развивается также райдинг в стиле «стрит» (street) – зрелищное катание с препятствиями. А с 2008 г. биемиксинг включается в программу летних Олимпийских игр (есть как мужская, так и женская дисциплины спорта).
В связи с тем, что биемиксинг уже фактически стал официальным видом спорта, велосипеды для BMX должны соответствовать ряду технических требований.
Особенности велосипедов для BMX
Любой BMX-велосипед должен быть адаптирован для гонок на трассе (рейсинга), а также для выполнения сложных трюков. Именно поэтому такие велосипеды невелики по размеру (небольшие габариты необходимы для маневренности), имеют очень прочую раму, руль с кроссбаром и специальные трубки на осях колес – пеги.
На многих моделях BMX-велосипедов установлен также специальный гироротор, обеспечивающий беспрепятственное вращение руля на 360 градусов. Благодаря такой нехитрой конструкции, спортсмены могут выполнять виртуозные трюки на велосипедах, например, барспин.
Направления и трюки
В биемиксинге выделяется, как правило, пять направлений.
В первую очередь, это рейсинг (BMX-racing) – гонки на велосипедах по трассам с трамплинами и иными препятствиями. Трамплины могут быть, например, двойными (так называемые double), и даже тройными (triple).
Другое направление BMX, флетленд (Flatland), подразумевает выполнение довольно сложных, почти цирковых трюков в течение определенного промежутка времени. Данное направление нередко именуют также «танцы на велосипеде». Одним из самых известных трюков этого направления является катание на одном колесе.
- Верт (Vert) – очень эффектное и зрелищное катание в специально оборудованной рампе. Спортсмены могут выполнять на велосипедах, например, такие трюки, как сальто назад и вращение в несколько оборотов, причем все это делается в прыжке с вылетом.
- Дерт, также известный как дерт-джампинг (Dirt jumping) – не менее зрелищное направление. Целая серия трюков выполняется на грунтовой трассе с двойными препятствиями.
BMX в России
В России различные BMX-направления стали активно развиваться лишь во второй половине 1990-х гг. Сегодня среди российских спортсменов очень популярны рейсинг, стрит-биемиксинг и флетленд. Также российские любители экстрима постепенно осваивают дерт-джампинг: в некоторых BMX-клубах в Москве уже есть специальные трассы для данного направления. Безусловно, значимой датой для развития российского BMX-спорта станет 2011 год, когда в нашей стране будет впервые проведен мировой чемпионат по Race-биемиксингу.
В целом, BMX воспринимается российской молодежью, скорее, не как спорт, а как экстремальный образ жизни, средство самовыражения. Молодые люди создают клубы по интересам, одеваются в определенном freestyle-стиле, часами проводят время на специальных трассах с препятствиями, или же импровизируют на велосипедах в городских условиях.
Особенности велосипеда BMX
В этом, обожаемом многими детьми, велосипеде сокрыто гораздо больше нюансов, чем может показаться на первый взгляд. Одной из самых любимых разновидностей велосипедов среди детской аудитории был и остаётся BMX, предназначенный для велосипедного мотокросса. В большинстве случаев люди считают, что BMX – единственный представитель данной разновидности велосипедного транспорта, однако, это далеко не так.
Существует целых три разных типа BMX: обычный, фристайл и прыжковый велосипед, либо же просто «попрыгун».
В чём заключается разница между различными типами велосипедов BMX? Это как раз то, что мы собираемся выяснить. После того, как вы ознакомитесь с данной статьёй, посетите магазин, подойдите к велосипедам и попытайтесь сразу же уловить разницу между ними.
Если вы недостаточно уверены в том, какой конкретно тип BMX хочет ребенок, осведомитесь по этому вопросу в веломагазине, узнав, какому именно велосипеду в вашем регионе отдают наибольшее предпочтение, потому что магазинному персоналу наверняка будет известно, какой товар наиболее популярен среди молодёжи. Либо же спросите об этом сына или дочь (в случае, если они знают, что они конкретно хотят).
Мы решили составить информационную табличку, в которой удобным образом будут перечислены особенности трёх типов BMX с описанием сферы применения каждого. В некоторой степени данный материал поможет вам угодить своему ребёнку на все сто. Если в вас по-прежнему не появилось уверенности в том, какой тип велосипедного транспорта выбрать, то помните, что если ваш выбор не окажется верным, то покупку всё равно можно будет обменять.
Таблица характеристик разных типов BMX
Тип | Описание | Особенности | Область применения |
BMX | Для поездок по бездорожью, отлично управляется, подходящий для заездов, манёвренный велосипед | Узловатые шины, лёгкая рама и детали, сильный задний тормоз | Кататься можно везде, начиная с длительных городских поездок и заканчивая гонками по бездорожью, а также на специальных треках для BMX |
ФРИСТАЙЛ | Очень прочный велосипед для совершения трюков и пируэтов | Сверхпрочная рама и колёса, шины, приспособленные для езды по дорожному покрытию, рулевая колонка с тросиками, осевые втулки | Можно кататься в скейтпарках, изучая и демонстрируя различные трюки и пируэты |
ПОПРЫГУН | Иногда называют Dirt Jumper (с англ. «скачущий по грязи», по сути, этот байк сочетает в себе характеристики BMX и Фристайла | Прочная рама и колёса, задний тормоз, узловатые шины | Можно практиковаться в применении велосипедного пандуса |
Обычные велосипеды BMX появились на закате шестидесятых годов прошлого века. Они были подобием мотоциклов для мотокросса и предназначались для преодоления препятствий в виде уступов по рыхлой земле. Спустя какое-то время практически каждый ребёнок обладал таким велосипедом. BMX, по-прежнему, предназначаются для гоночных заездов, однако, ребенок, в большинстве случаев, не может оценить всех технических прелестей этого транспортного средства, используя его для поездки в школу и обратно.
BMX обычно имеет 20-дюймовые колёса, узловатые шины, прямой руль с перекладиной, небольшое сиденье, длинные шатуны и задний ручной тормоз. Рамы у этих велосипедов лёгкие и прочные. Чем выше цена, тем легче будет транспортное средство.
BMX изготавливаются с использованием хромированной стали либо алюминия. Хромированные рамы немного тяжелее и более экономичны. Алюминиевые рамы легче и чаще всего изготавливаются из тяжёлой и по-особому сформированной трубы рамы. Алюминий также не страдает от коррозии.
Велосипеды BMX также продаются с разными по размеру рамами. В таблице ниже продемонстрированы приблизительные характеристики размера для людей определённых возрастных категорий. Конкретную информацию по данному вопросу лучше всего может предоставить веломагазин. Обратите внимание на то, что велосипеды Pro и Expert иногда могут быть доступны в размере XL (Экстра длинные).
Размер | Описание | Возраст |
Mini | Пониженная высота, 155-мм шатуны, 20 x 1 1/8 шины | От четырёх до шести лет |
Junior | Размер рамы немного больше, чем у Мини, 165-мм шатуны, 20 x 1 3/8″ шины | От шести до девяти лет |
Expert | Более удлинённая верхняя труба рамы, 170-мм шатуны, 20 x 1.5-1.75″ шины | От девяти до тринадцати лет |
Pro | Полноразмерная рама, 175-180 мм шатуны, 20 x 1.75-2.2″ шатуны | От двенадцати лет и старше |
Фристайл
Эти велосипеды появились спустя короткое время после громкого выхода BMX. Менее пригодны для гонок, являются идеальным вариантом для трюков, агрессивных уличных заездов и для обрабатывания навыков в скейтпарках. Отличный велосипед, на котором можно прокатиться до школы, магазина либо же съездить в бассейн.
Одна из моделей данного типа обладает сверхпрочной конструкцией, представляет большую важность, нежели небольшой вес, за что эти велосипеды становятся фаворитами родителей. Колёса используются обычно либо нейлоновые, либо модели тяжёлого типа с сорока восемью проволочными спицами. Размер шин составляет 20 x 2.125 или же шире, шинные проекторы имеют откровенно гладкую поверхность, потому что они преимущественно предназначены для дорожных покрытий. В конструкцию велосипедов данного типа внедрены также осевые колышки (обычно райдеры становятся на них для совершения трюка), однако некоторые производители не оборудуют этими приспособлениями велосипеды, давая детям возможность выбрать и приобрести их отдельно.
Фристайл-велосипеды выпускаются с передними и задними тормозами. Передний тросик проведён через “ротор” или “детанглер”, что делает руль полностью изогнутым без тормозного тросика.
Dirt Jumper (“Попрыгун”)
По названия велосипеда можно понять, что dirt jumpers (скачущие по грязи) разработаны для того, чтобы райдер мог преодолевать искусственные и естественно созданные препятствия холмики на специальных трассах, где есть зоны приземления. Данный тип велосипедов совмещает в себе особенности типов BMX и Фристайл (прочнее первого и легче, чем второй). Обычно они не имеют передних тормозов и их мощные колёса снабжены тридцатью шестью прочными тринадцатикалиберными спицами, в отличие от сорока восьми у “фристайлов”. Ещё они снабжены 24-дюймовыми колёсами, что является отличным вариантом для взрослых райдеров. Шины этих велосипедов имеют большую часть проекторов, которые присутствуют в конструкциях велосипедов прочих типов.
Если у вас остались ещё какие-то вопросы касательно велосипедов различных типов, и вы по-прежнему не определились с выбором товара для своего ребёнка, то мы рекомендуем вам обратиться за интересующей вас информацией в магазин, где у вас будет возможность рассмотреть различные модели и сравнить их характеристики. Расскажите продавцу про то, какой транспорт ваш ребёнок любит использовать сейчас, сколько лет ему, опишите его рост и дайте информацию о том, куда он предпочитает ездить. Продавец сможет оценить данные, которые вы ему предоставили, и выберет наиболее оптимальный вариант. Ваш ребёнок будет рад отличному подарку.
Как выбрать велосипед BMX
Одним из самых простых в соответствии со своей конструкцией велосипедов является ВМХ. Изначально он был создан для подготовки детей к занятиям по мотокроссу. Такие модели способны выдерживать действительно солидные нагрузки, которые не смогут осилить даже маунтинбайки. За счет этого данный вид конструкции заслуженно зовется самым лучшим вариантом для выполнения трюков.
Увы, знают, как выбрать велосипед bmx для подростка или взрослого правильно – не все.Достойный комплит можно купить по дорогостоящей цене. По этой причине профи чаще всего собирают снаряды самостоятельно. Начинающие спортсмены подыскивают приличные ВМХ в магазине, учитывая важные параметры, чтобы не жалеть в последующем о своей покупке.
Мы осознаем важность этой информации, а потому собрали в рамках одной статьи полезные рекомендации экспертов. Ознакомившись с ней и взяв ее себе на заметку, вы точно сможете подобрать модель надежного уровня в соответствии со своими финансовыми способностями.
Список производителей BMX: какой марке отдать предпочтение
Рейсеры с большим опытом часто ВМХ меняют так, что остается во всей конструкции исключительно только родная рама. Но если вы только делаете первые шаги в этом виде спорта, стоит взять отличный велосипед, выпущенный производителем с хорошей репутацией.
Надежные модели BicycleMotoCrossпредложены компаниями:Code;Haro;BSD;Norco;Stolen или Duo. Производство ВМХ присуще и другим маркам, которые выпускают маунтинбайки. Это: Giant,GT, Author. Но обязательно стоит ознакомиться с характеристиками, которые способны повлиять на качественные и надежные показатели ВМХ.
Принцип функционирования и устройство ВМХ
ВМХ-модели не имеют подсветки. Это основное отличие их от экстрим-байков. Конструкция представлена жестким видом ригидной рамы, которая сварена на основе баттинг труб цельнотянутого типа. Они имеют максимальные показатели прочности притом, что вес не такой уж и большой. За счет этого решения удалось повысить свойства надежности снаряда, который испытывает запредельные нагрузки.
Конструкция имеет особенную геометрию. Она низкая, вытянутая. Что касается длины, то в большей степени она зависит от стиля катания на велосипеде. Чтобы повысить надежность конструкции в области переднего треугольника, у руля вваривают косынку. Она будет представлена в виде дополнительного ребра жесткости. Перья заднего ребра прикреплены к верхней раме, т.е. обработана не только подседельная труба.
Конструкция у руля имеет нестандартную форму. Он может свободным образом поворачиваться на 360 градусов. За этот счет расширяется набор трюков, которые можно сделать на ВМХ. Конечно же, ни о каких видах тросиках, которые тянутся от ручек, говорить не приходится. У ВМХ отсутствует вся система переключения передач.
Говоря о тормозах, стоит заметить, что их нет. Если и будут какие-то варианты, то этоU или V-brake колодки, когда наблюдается передача усилия тросика, спрятанного в полость вилки. Он будет способствовать пропуску через гироротор в области рулевой колонки. Вы, наверное, замечали, что велосипедисты на ВМХ выполняют трюки и вращают руль. Если переходника не будет, то тормозной трос просто закрутится и оторвется вовсе. Как видите, производители продумывают все моменты в точности, беря в учет даже мелочи.
Еще одна полезная черта заключается в том, что трюковые велосипеды имеют небольшой диаметр колес. Он не более 20 дюймов. За счет этого снаряд будет иметь сниженную массу, а также обеспечит себе хорошие показатели маневренности. Но даже это не помешает сделать трюки основного набора.
В область ос колес прикручиваются пеги в качестве дополнения. Короткие трубки по длине в 10-11 сантиметров предназначаются в качестве опоры ног и гриндов по разным поверхностям.
Основные критерии выбора: какой выбрать ВМХ
Определяемся с материалом
Данный параметр обуславливает все, начиная от показателей веса конструкции и заканчивая сроками службы. Также в учет могут брать условия стиля катания, стоимость. Речь идет не просто о том, из чего сделана рама, но и о нагружаемых элементах. Т.е. втулке, руле, вилке.
При изготовлении ВМХ использовать принято 2 вида материалов, которые считаются основными. Мы говорим о легированной хромомолибденовой стали и конструкционной стали. Это Cr-Mo и Hi-Ten, соответственно. Если это первый вариант, то перед вами недорогой материал, который не отличается высокими свойствами прочности. При катании с агрессивным характером и выполнении прыжков может случиться так, что в скором времени нужно будет задуматься о замене деталей велосипеда. Элементы могут погнуться или же лопнуть. Пусть под спортсменами Hi-Ten служит долго, но если пользователь не весит слишком много.
Cr-Mo – идеальный вариант для производства ВМХ. Детали будут очень прочными. Но минус в том, что материал не является дешевым. В среднем ценовом диапазоне будут велосипеды, которые предусматривают конструкции из Hi-Ten.Если денег нет на лучшую модель, тогда проследите, чтобы раму производитель оборудовал Cr-Mo. Если же она выйдет из строя, то замена будет очень дорогостоящей. А вот узлы заменить дешевле и проще.
ВМХ на рамах из алюминия и титана можно отнести к совершенно другой категории. Первый вариант станет уместным для рейсинга, но если пользователь не станет прыгать, ударять велосипед. Уместны они для деток и подростков. Второйвариант из титана – дорогое удовольствие. Но даже если сравнивать с Cr-Mo, разница не соответствует в цене разнице по особенностям прочности.
Особенности втулок
Втулки при выборе ВМХ должны быть выделены в особо важную группу критериев. Чаще всего, на них возлагается вся нагрузка. Более того, выполнение может быть представлено в нескольких вариантах:
- при наличии драйвера;
- фривил;
- фрикостер.
Рассмотрим каждый вариант отдельно. С драйвером – оптимальное решение, если планируется выполнять трюки. Обусловлено это тем, что кассета с храповым механизмом имеет долговечные трещотки и позволит снизить массу снаряда за счет уменьшения ведущей шестерни.
А вот фривил – недорогие втулки, которые имеют трещотку с довольно крупной и тяжелой звездой.
Фрикостер – вариант красивый, дорогой. Втулки идеальным образом подойдут для выполнения трюков. Но учтите, что при стандартных комплитах они не будут встречаться. Конечно же, такое возможно, если модель является флагманской.
Уточните обязательно, какие подшипники были установлены. Лучше, если на заднем колесе будут промы и на переднем также.
Размеры втулок
С задней части втулки должны быть 14 миллиметров. Если это 10, то она не является уместной. Все дело в том, что после установки пег под весом райдера ее попросту выгнет. На переднем колесе может быть применение легкой оси на 9,5 миллиметров. Опять-таки, если модель не относится к флэтовым и не планируется перестановка на передние пеги.
Руль и колонка
Колонка ВМХ на руле должна иметь показатели мощности и диаметре не менее, чем 1.1/8 дюймов. Предпочтение рекомендуется отдать интегрированному стакану, где стоят промышленные подшипники закрытого типапо умолчанию. Они не будут иметь никакого негативного воздействия на область трубы. Более того, колонка легко заменяется, да и удовольствие это не является дорогим.
Кареточный стакан
Место для посадки для шатунов педалей и приводной звезды может быть также 2 типов. Это с запрессованными подшипниками и втулкой. Лучше, если это Mid или Spanish. Также еще один вариант Euro с внешними подшипниками и резьбой. Это не самый ходовой вариант на самом деле. Конструкции являются не очень надежными и нуждаются в подборе специальных шатунов.
Порой, есть велосипеды с американкой. Т.е. стакан будет иметь подшипники, дополнительно зафиксированные чашками. Чаще всего это насыпные варианты. От покупки модели с данной посадкой каретки рекомендовано отказаться вовсе.
Материал педалей
На этот раз речь пойдет о шатунах. Выбор является очевидным. Либо стоит сразу же подумать о покупке байка с материалом с Cr-Mo, либо же хай-тен, который после нужно будет менять на легированный сплав, так как иначе ВМХ не будет годен к использованию.
Что касается велосипедного мотокросса, то значительная нагрузка придется при использовании на платформу педалей. Варианты материалов могут быть разными: алюминий, магний, пластик.
Если брать первый, то это конструкция с надежными и прочными свойствами, которая еще и доступна по стоимости, а вот магниевые отличаются показателями меньшего веса, но все остальные свойства у них есть. Хотя учтите, что и цена будет выше.
Самым недорогим вариантом является пластик. Удобно то, что их легко заменить. А сделать это все же придется, так как свойства прочности у них слабенькие. Учтите еще и тот факт, что сцепление с подошвой не является хорошим.
Колеса
Лучше сразу раскошелиться на покупку ВМХ с двойными ободами колес. Обусловлено это тем, что они являются прочными, устойчивыми к процессу деформации. Одинарный вариант может быть применен для подростка, а вот после пары неудачных прыжков, он сделает на основе колеса 8-рку.
Число спиц будет варьироваться от размеров втулки. Чем их количество выше, тем серьезнее можно нагружать колеса. Это касается показателей веса райдера, а также то, каким стилем он руководствуется при езде.
Как правило, покрышки применяются широкие. Это 1,8-2,25 дюймов. Профиль может быть слик или же полуслик. Но есть нужно будет катать по покрытию с негативными свойствами, смысл в покупке агрессивного протектора все же есть.
Ростовка
Как бы странно не было, но стандартный размер рамы в ВМХ не несет никакого особенного значения. Такие конструкции предусматривают катание в стоячем положении, опираясь на педали. Т.е. удобство будет в корне зависеть от самого тела спортсмена. Все же, рекомендуется обратить внимание на то, какой длины будет верхняя труба.
Выбор стоит делать, полагаясь на метод примерки. В качестве ориентира можно использовать такие цифры:
- если рост подростка или ребенка около140 см, то оптимальное решение купить раму в размере 18-20 дюймов;
- если рост около 150-170 см, обратите внимание на 20,25-20,75 дюймов;
- а вот спортсменам, которые выше 180 см, лучше взять рамы 21-21,2 дюйма. Но учтите, что больше не нужно. Выполнять трюки с такой длиной трубой не каждому покажется удобным.
Ценовой вопрос: сколько сегодня стоит хороший ВМХ
Если планируется купить трюковой велосипед для ребенка, то готовьтесь отдать в районе 5-20 000 рублей. А вот стритовая модель на стальной раме может стоить в районе 10-22 000 рублей. Для рейсинга ВМХ из алюминия стоят 18-28 000 рублей. Аналогичные значения присущи комбинированным моделям, которые собраны из Cr-Mo и Hi-Ten элементов.
Хромомолибденовые велосипеды с весьма неплохими характеристиками можно купить в районе 19-40 000 рублей. Но возможно, что из обвески в последующем все же нужно будет что-то, да поменять. А вот крутой велосипед для выполнения трюков и мотокросса стоит в районе 30-100 000 рублей. Если цена будет выше, тогда это новинка и скорее всего от именитого бренда.
Виды байков для ВМХ
Street
Байк для стрита отличается простой конструкцией с облегченными свойствами. Порой, может быть исключено сидение и система тормоза. Пеги прикрутить нужно самостоятельно, тут рейсеру нужно выбрать ту сторону установки, которая более удобна для него.
Основным предназначением данного ВМХ будет выполнение трюков на перилах, бордюрах, ступенях и пр. Т.е. такие модели отличаются вариантами рамы с укороченными свойствами, агрессивным протектором в области переднего колеса и традиционного слика – на заднем.
К достоинствам относят тот факт, что это легкие и компактные модели с узким рулем и короткими перьями. В таком случае выдергивание является простым. Сцепление у колес с поверхностью – отличное, как и показатели маневренности.
А вот минус в том, что на таком ВМХ не попрыгаешь с трамплинов. Вертикальная вилка не дает сделать хорошее приземление. Зачастую, обвеска выполнена на основе бюджетных материалов, но при этом рама может быть достаточно хорошей.
Аналогичные байки применяются для Vert. Вариант является одним из самых эффектных стилей ВМХ. Т.е. катание в рампе с кульбитами и кувырками в воздухе. По этой причине дооснащение «летающих» велосипедов будет другим.
Установка пегов происходит в области переднего и заднего колес. Покрышки будут исключительно выполненными из силикона. Они имеют слабый рисунок протектора.
Если планируется выполнять прыжки на ВМХ с трамплина или же трюки экстремального катания по земляной насыпи, тогда стоит обратить внимание на тяжелые байки с приземистыми конструкциями. В отличие от других видов велосипедов, такие ВМХ оснащаются тормозами. Более того, они могут быть, как сзади, так и спереди.
К преимуществам стоит отнести: наличие прочных рам, устойчивость низкорасположенного центра тяжести, а также длинную базу, которая обеспечивает стабильность во время полета. Угол отклонения от вилки будет гарантией удачного приземления. Резина является цепкой, обладает протектором с мощными свойствами.
А вот минусы в том, что данная конструкция гораздо тяжелее по весу. Она не подойдет для выполнения сложных трюков на поверхности из земли.
Racing
Это классический вид ВМХ, который и стал источником для всех остальных моделей и вариаций в последующем. Рассчитаны такие велосипеды на скоростные катания, где предусмотрены крутые повороты на трассе, дропы с невысокими свойствами, а также мелкие препятствия. Конструкции отличаются тем, что имеют раму на основе прочного алюминиевого сплава, которая достаточно легкая. Это 6005А, колеса будут устойчивые, иметь выраженный протектор. Тормоза находятся только с задней части.
Преимущества в том, что это легкие и крепкие конструкции, которые имеют передаточное число в отличие от ВМХ других вариантов. Они будут отлично передвигаться по грунту с сыпучими или же скользкими свойствами. Модели устойчивы за счет базы, которая является удлиненной. Оснащены они отличными педалями контактного плана.
А вот минусы в том, что алюминиевая рама является очень жесткой. Она не способна погасить вибрации.
Flatland
Флэт представлен в виде нетипичного байка, который не предназначается для катаний. Он создан для выполнения трюков акробатов, «танцев» на одном колесе, когда ноги не касаются земли. Подобный вид велосипедов имеет короткую базу и вертикальную вилку. Есть 4 мощные пеги. По паре идет на каждое колесо. По этой причине нужно в наличии иметь втулки с надежными свойствами, как с передней части, так с задней.
Говоря о плюсах, заметим, что рама будет короткой, да и вся конструкция представлена так, чтобы пользователю было удобно выполнять трюки. Обода имеют усиленные свойства, наличие спиц большое. Есть полная свобода действий с рулем. Тормоза будут цепкие и отзывчивые.
Недостатки в том, что передаточное число низкое. Байки не предназначаются для езды.
Источники:
https://vplate.ru/velosiped/bmx/
https://cyclearea.ru/velosiped-i-ego-sostavlyayushhie/tipy-bmx-velosipedov
https://rollmaster.ru/info/BMX-velosport-ili-sredstvo-dlya-samovyrazheniya_36_article.html
https://velosmak.ru/osobennosti-velosipeda-bmx
https://tehcovet.ru/kak-vybrat/velosiped-bmx.html