Велосипед снежный

Обзор зимних экстремальных видов спорта

Из года в год коллекция зимних видов спорта пополняется новыми дисциплинами. Некоторые остаются уделом любителей, другие получают международное признание и даже, со временем, включаются в программу зимних Олимпийских игр.

Лет десять-пятнадцать назад не все люди и названия такие слышали – керлинг, скелетон, шорт-трек, хаф-пайп или слоупстайл – а сегодня это уже олимпийские дисциплины. Есть зимний экстрим и посвежее!

Драйтулинг

Ледорубы, кирки, кошки появились тогда же, когда и сам альпинизм. Но «сухое снаряжение» или драйтулинг — совсем свежий вид спорта. Его шутливо называют «самым неловким видом скалолазания». Этот вид скалолазания хорошая альтернатива для спортсменов, которые не в восторге от льда и хотят тренироваться в более контролируемой среде.

Это вид альпинизма, подразумевающий преодоление практически отвесных склонов с помощью специальных инструментов для ледолазания – ледорубов в руках и ботинок-«кошек» на ногах. Существует специальная техника драйтулинга, существенно отличающаяся от любого вида скалолазания. Несколько важных технических моментов рассмотрены в статье Three Drytooling tips.

Спортсмены большей частью используют драйтулинг на голых скальных породах в межсезонье и все чаще в местах, затронутых глобальным потеплением. Подходящие места для драйтулинга это пещеры и отвесные скалы, не подходящие для скалолазания. Маршруты, как правило, представляют собой 50/50 естественные и просверленные альпинистами отверстия, пропилы и зацепки под ледолазный инструмент.

Из-за этого не утихают ссоры с приверженцами классического альпинизма. Дело в том, что драйтуллеры разрушают привычные уступы и места захвата на проложенных маршрутах, вызывая гнев альпинистов. Да и исцарапанные, шрамированные скальные породы выглядят печально даже для человека, не знакомого со скалолазаньем на практике.

Это техничный и экстремальный способ клаймбинга, большая часть движений в котором неестественны и неуклюжи, требуют нестандартных решений и безупречной физической подготовки.

Такие компании, как Petzl , Black Diamond и российская компания Krukonogi , начали выпускать специальное снаряжение для драйтулинга.

Сейчас поклонники драйтулинга обжились своими трассами разной категории сложности, от простейших до самых труднопроходимых (от М1 до М15), включающими отвесные и даже обратные склоны и «миксы» (сочетание скальных и ледяных участков). Немало маршрутов находится в Крыму, на Кавказе, в Чешских Татрах, в горной Норвегии и в Канаде.

Под драйтулинг оборудуются скалодромы, как из камня, так и деревянные. Кстати, практически все начинающие скалолазы первые подъемы свои проводят, как говорят на их сленге, «на фанере».

Этика и эстетика экологичного драйтуллинга описана в статье Rules for Dry Tooling.

Натурбан

Санный вид спорта натурбан не на слуху, а вот заниматься им в любительском разряде выдалось, наверное, каждому. Дело в том, что за эти названием – Naturbahn (с немецкого – естественная трасса) – кроется ничто иное, как спуск на санях с природной возвышенности, подобно тому, как дети спускаются с горок.

Кстати, при подготовке трасс для международных соревнований правило «природности» жестко контролируется: категорически запрещены искусственные изменения рельефа (поднятие трассы), использование искусственного снега или добавка в настоящий снег каких бы то ни было химических присадок, обеспечивающих длительную его сохранность.

Правилами регламентируется длина маршрута (обычно от 0,8 до 1,2 километра), количество поворотов, изгибов, их радиус, средний и максимальный уклон трассы (13 и 25 градусов соответственно). Это настоящий, супер-адреналиновый зимний экстрим.

Спорт этот культивируется в Европе уже достаточно давно, чемпионаты континента проводятся с 1970 года. Была смелая попытка ввести эту дисциплину в программу Олимпиады, но она не получила поддержки от всемирной федерации санного спорта – натурбан пока не пользуется особой популярностью за пределами Старого Света.

Соревнования проводятся в трех категориях — одиночный и парный разряд у мужчин и одиночный – у женщин. Отличные условия для тренировок и проведения турниров созданы в Альпийских предгорьях Австрии и Италии, хорошие трассы есть в Германии, Швейцарии, Польше. Не так давно открыта трасса, отвечающая всем требованиям, и в России. Проведение первого этапа кубка мира по натурбану 2019 планируется в Москве.

Сквал (skwal)

На первый взгляд, это обычный сноубординг. В принципе, когда эта разновидность горнолыжного спорта появилась, так считали даже спортивные функционеры, а в соревнованиях сноубордистов выступали и скваллеры. Но они раз за разом одерживали победы, что привело к выделению сквала в отдельную дисциплину.

Доска сквол

Интересен эпизод создания нового спортивного снаряда, собственно сквала. Известный французский горнолыжник Патрик Бальмайн одинаково хорошо овладел как техникой классического лыжного спуска, так и мастерством сноубордиста. Не зная, на каком виде сделать окончательный выбор, француз, чтобы не мучить себя и не разрываться, просто взял и создал новую доску, сочетающую в себя и то, и другое.

Skwal-доска – своеобразный гибрид горной лыжи со сноубордом, сочетающий качества обоих, но зауженный к центру, расширяющийся к краям. Отличие от сноуборда и в расположении спортсмена – он стоит лицом к трассе, что позволяет выполнять глубокие дуги и резкие повороты в обе стороны. Техника спуска на таком снаряде более жесткая, требует особой подготовки спортсмена.

Дисциплина эта – молодая, но обретающая все новых сторонников. Растет его популярность и в России. Спортивные фирмы предлагают необходимый инвентарь от лучших европейский производителей. Активно работает форум российских сквалеров, где они делятся впечатлениями о новом оборудовании, разведанных трассах, делятся советами и выкладывают фото.

Сноускут (Snowscoot)

Что делать любителям горных велосипедов зимой, когда кругом снег? Никаких проблем – для этого есть сноускут или байкборд. Это гибрид сноуборда и привычного колесного самоката.

Конструкция сноускута: две широких лыжи-доски с загнутыми передними и задними концами. На одной, которая подлинней, установлена рама и крепления для обуви байкбордиста. Вторая доска короче по размерам, связана с рулем велосипедного типа, и служит для выбора направления спуска или для торможения. Спортсмен управляет таким «снегокатом» стоя на полусогнутых в коленях ногах.

Сноускут был создан во Франции в 1991 году Франком Петудом на соревнованиях Concours Lépine. Тогда же Петуд запатентовал снаряд.

Проба нового снаряда, 1991-96 годы

Массовое производство было запущено в 1996 году в сотрудничестве с Sunn — французской компанией, производящей маунтинбайки.

Уже 1998 году, сноускуты объехали трассы 10 стран, и были организованы первые международные соревнования, в том числе чемпионаты мира по сноускуту. Во многих странах зародились национальные ассоциации этого вида зимнего экстрима.

Техника преодоления спусков на таком снаряде значительно сложнее, чем на сноуборде, и переходить на него стоит, лишь имея определенный опыт в горных лыжах. Скорость развивается огромная, а реакция сноускута на бугорки, ямки, трамплины бывает непредсказуемой. Нередко в полете спортсмен и его снегокат «теряют» друг друга и приземляются поодиночке.

По мнению многих любителей снежных спусков сноускут, пожалуй — самый экстремальный из всех разновидностей «даунхилла», выдающий значительный процент травматизма.

Близким по духу и снаряду можно считать скибайкинг (ski biking). Для скоростного спуска используется «лыжный велосипед», у которого несколько англоязычных названий: Snow Bike, Skibob, Skike или Skicycle. Ездить на нем легче, чем кажется, и он достаточно стабилен на высоких скоростях. Такой байк можно смастерить в гараже.

Сноубайк

Сноу-каякинг

Адепты гребли на байдарках и спуска по речным порогам на каяке тоже не остались без зимних развлечений.

Сноу-каякинг или боатинг (Snow Kayaking) – спуск с гор по заснеженной поверхности на специальных лодках-каяках. В руках у сидящего в каяке спортсмена — самое что ни на есть настоящее весло, которым он и управляет во время стремительного движения вниз.

Видеозаписи подобных спусков поражают скоростями, мастерством спортсменов, которые не только уверенно преодолевают крутые склоны, обрывы, трамплины, но даже умудряются исполнить при этом ряд акробатических трюков.

Сноу-каякинг – стихия любителей, фанатично преданных этому виду экстремального спорта, но, как знать, возможно эту дисциплину ждет и «профессиональное» будущее. Официальным видом спорта он стал только в 2002 году, а первый мировой чемпионат состоялся в 2007 в Австрии.

Отдельно хочется рассмотреть скиджоринг. Этому замечательному зимнему экстриму будет посвящена отдельная статья.

Читайте также

3 комментария

Зимний экстрим вполне мог бы претендовать на олимпийские виды спорта и вслед за кёрлингом и шорт-треком представлять изящество экстрималов на Олимпиаде в Сочи, к примеру. О натурбане я впервые прочёл именно в этом материалею Интересно и любопытно!

У кого что, а у меня традиционные детские санки без спинки и Холмистая роща рядом с домом! Там есть трассы где летом гоняют на мопедах и квадроциклах с уклоном примерно от 45 до 70 градусов. Так вот там самое то спускаться между деревьями по крутому склону. И пусть дети смеются «Гляньте, тетя в детстве не накаталась», зато у меня подъем настроения и адреналина в крови.

самый экстремальный вид зимнего спорта iceflydiving дал название и придумал русский Семенов Николай еще в 2013 году на ю тубе есть Без страховки и гидрокостюма нужно проплыть максимальное расстояние под толстым слоем льда
Вот это трендец. Хотя судя по роликам он и парашютист и бейс с шара с 800 метров сиганул на обычном крыле.

Каким должен быть велосипед для езды зимой

Условия езды зимой бывают разными, одни ездят по городу зимой постоянно, а кто-то выбирается лишь на выходные или в двухдневные зимние походы. Кому-то просто хочется изредка покататься по зимнему парку или за пределами города. Но, есть и ненормальные, кто уезжает далеко и надолго, чтобы в велопоходе преодолеть сибирские зимники или лед морей.

Эпизодические поездки по городу не требуют особой подготовки велосипеда. Достаточно иметь исправный и настроенный велосипед. Конечно, зимняя резина — это полезное приобретение, но для разовых поездок подойдет обычная для грунта, конечно не слик или полуслик.

В том случае, если кататься придется регулярно или в зимних велопоходах продолжительностью несколько дней, то свой велосипед надо будет подготовить намного лучше. Специальный зимний велосипед может потребовать определенных затрат, что должно повысить его надежность и безопасность. Каким должен быть велосипед для езды зимы и какие его компоненты смогут выдержать зимние экстремальные условия эксплуатации.

Каким должен быть велосипед для езды зимой

Велосипед для зимы — рама

Щадящие реагенты, которые должны сберечь кузова автомобилей, а также компоненты у зимнего велосипеда используют редко и не везде, поэтому это придется учитывать при выборе рамы. Здесь у велосипедистов есть преимущество, так как у них есть выбор материала , из которого изготовлена рама.

Алюминиевые рамы

Наиболее распространенные и недорогие, но главное довольно стойкие к агрессивным средам, благодаря быстрому образованию химической пленки из оксида алюминия (Al2O3) на поврежденном участке. Алюминиевой раме не страшны небольшие сколы красочного покрытия.

При зимней эксплуатации достаточно будет регулярно проверять поверхности, подвергающиеся постоянному механическому воздействию — правое нижнее перо и дропауты. Их защищают накладками или неопреновыми чехлами, перед этим закрасив сколы.

Для алюминиевых рам критичным является состояние сварных швов. У алюминия меньшая пластичность, чем у стали, поэтому его конструкции способны накапливать усталостное напряжение в сварных швах. Надо внимательно осматривать все сварные соединения на раме, особенно на стыках труб переднего треугольника, а также перьев. Ведь небольшая трещина, безобидная летом, зимой под действием перепада температур и попавшей воды быстро может разрастись на глазах. Алюминий хрупкий и ломается быстро, не показывая предварительную деформацию.

Стальные рамы

Любая сталь (любая) из которой изготавливают велосипеды, подвергается коррозии. Можно использовать зимой и ее, но придется чаще инспектировать и проверять. Перед зимним сезоном надо тщательно зачистить все сколы краски, обработать преобразователем ржавчины, погрунтовать и закрасить.

Хуже всего зимой достается задней части рамы (дропаутам), их надо тщательно поддерживать в форме. Когда нет возможности покрасить заржавевшие дропауты, то хотя бы замажьте их литолом, солидолом, мовилем, антикором, чем нибудь, чтобы они не разрушались. Кстати, мовилем можно обработать внутренние поверхности рамы, если получится подлезть.

Магниевые сплавы

Каким должен быть велосипед для езды зимой

Рама из магния для покорения зимних дорог совершенно не подходит. Химический элемент магний имеет высокую химическую активность и прекрасно вступает во все химические связи с большим количеством различных элементов и соединений.

Несколько разовых поездок за зиму не испортят ваш любимый велосипед, но часто ездить по городским улицам на нем, которые обильно посыпают солью, не рекомендуется. Тем более, что магниевые рамы, обычно ставят на гоночные кросскантрийные велосипеды высокого уровня, его будет просто жалко.

Титановая рама для зимы

Титановый сплав – прекрасный выбор для зимы. У титана высокая химическая стойкость при агрессивных условиях и различных температурах. Титановые рамы даже бывает, что не красят, у титана и так красивый тусклый блеск и смотрится благородно.

Можно совсем не думать про коррозию имея хорошую титановую раму. Но, у некачественных титановых рам слабое место — это сварные швы. Варить титан сложно, его сварка является высшим пилотажем искусства сварки, тем более оборудование для этого очень дорогое. Сварить качественно раму из титана можно только в специальной мастерской высокого уровня, которая работает именно с титаном.

Качество большинства рам, которые представлены на рынке очень низкое. Рама с некачественными швами имеет шанс быстро разрушиться, даже раньше, чем недорогая алюминиевая рама, тем более, что зимой возрастает вероятность разрушения

Карбон для зимы

Конечно, углепластику не страшны соль и грязь. Но, в мороз он становится слишком уж хрупким. А, если учесть, что все велосипедисты, даже опытные зимой падают намного чаще, чем в летний период, то можно сделать выводы. Когда будете делать выводы, то обязательно учтите стоимость карбоновой рамы.

Амортизационная вилка

Характеристики амортизационных вилок вне зависимости от типа конструкции, на холоде изменяются. На морозе пружинно-эластомерная становится жестче, или совсем станет жесткой. Происходит это из-за свойств, которые характерны для большинства полимеров, именно из них и делают эластомерные вставки.

Чем ниже уровень вилки, тем дубовей она при низких температурах. Панацеи от этого не существует и попытки что-то там придумать ни к чему не приводят, поэтому надо смириться.

Пружинно-масляная вилка на морозе становится очень медленной в работе, понятно — масло густеет. Из-за слишком загустевшего масла даже ломаются демпфера. При низких температурах, когда масло густеет, не рекомендуется пользоваться блокировкой хода (локаутом), так как возрастает вероятность поломки демпфера. Выход с такой вилкой простой — взять масло меньшей вязкозти. После замены масла надо отрегулировать отскок у вилки на температуру ее эксплуатации.

У воздушной вилки, на морозе для ее эффективной работы надо увеличить воздушное давление до нормального проседания (сэга), делая это на улице.

Отдельная тема – защита «штанов» вилки от коррозии. Выше я писал, что эксплуатация велосипедов, собранных на магниевых рамах, зимой весьма нежелательна. Но полностью уйти от магния не получится – ведь большинство производителей вилок применяет для изготовления «штанов» именно магний (по причине

Из-за малого удельного веса магния, его применяют при производстве хороших амортизационных вилок. Уже было сказано про магний, что — это очень активный химический элемент, поэтому за такой вилкой нужен тщательный уход. Что делать:

— сколы краски надо сразу закрашивать или замазывать, чем угодно, главное закрыть;
— дропауты в месте их соприкосновения с гайкой эксцентрика и втулки надо обработать густой смазкой или мовилем;
— также смазкой замазать отверстие для крепления крыла;
— промазать другие проблемные места: проушины для крепления дисковых тормозов, бонки ви-брейков, в месте установки датчика компьютера, разные хомуты, крепящие гидролинию тормоза, провода и т. п;
— постоянно очищайте от грязи вилку и осматривайте, чтобы вовремя обнаруживать и ликвидировать коррозию в самом начале.

Совет: поставьте на зимний период жесткую бюджетную вилку, например для триального байка. Она недорогая и легко устанавливается без специального инструмента.

Какой надо иметь велосипед для езды зимой

Несколько важных вещей, что надо делать на велосипеде зимой:

— зажим подседельного штыря, чашки рулевой колонки, шток амортизатора надо защитить неопреновыми чехлами или самодельными, периодически их снимать и сушить;
— защитить передний переключатель от грязи либо спецчехлом или щитком с креплением на подседельную трубу;
— важные резьбовые соединения на каретке, шатунах и педалях перед зимним сезоном раскрутить и собрать, посадив на смазку для легкой разборки узлов в будущем.

Тормоза

Каким должен быть велосипед для езды зимой

В сухую теплую погоду ви-брейки могут поспорить с дисковыми. А при эксплуатации в в снегу или грязе плюсы дисковых тормозов сразу возрастают. Они лучше самоочищаются, их колодки служат на порядок дольше, чем ободные, ресурс диска безграничен в сравнении с алюминиевым ободом.

Если у вас гидравлика, перед зимой проверьте и подтяните все соединения линий гидравлики с калиперами и ручками тормозов, гайки штуцеров на морозе ослабляются и возможна течь.

Когда же у вас стоят ви-брейки, то надо помнить:

— в условиях зимы ресурс колодок падает до 200 км, их надо постоянно проверять;
— готовьтесь уложить обода за одну зиму;
— катаясь, периодически подтормаживайте, чтобы не дать снегу налипнуть на обода, в неподходящий момент он превращается в лед;
— колеса лучше собрать на анодированных ободах;
— у втулок должна быть хорошая грязе и влагозащита;
— перед зимой поменяйте в насыпных подшипниках смазку, проверьте уплотнения, пыльники у втулок на эластичность, трещины;
— пару раз за зиму загляните под пыльники, если надо добавьте или смените смазку;
— зимой нежелательно использовать колеса на спицах с алюминиевыми ниппелями, к весне они закиснут;

Велосипед для езды зимой — покрышки

— во время езды, при смене глубокого снега на утрамбованный снег или лед или асфальт, лучшие характеристики могут показать покрышки с шипами;

— шипованная шина требует обкатки в 50 км при спокойной езде без резкого торможения и рывков по гладкой поверхности, чтобы шипы усадить в посадочные места. При отсутствии обкатки, часть шипов быстро теряется;

— к поведению шипованных шин в различных условиях придется привыкать, оно намного отличается от поведения обычных шин для грунта;

— не рекомендуется ставить сверхширокие (фрирайдные) покрышки. Рыхлый снег они все равно продавливают, а сопротивление качению их гораздо выше.

Крылья для езды за городом, по лесному снегу вообще не нужны вообще. В городе и за ним в слякоть, просто необходимы. Иметь лучше широкие быстросъемные с большим грязевым просветом между покрышкой и крылом.

Педали

Контакты или топталки? Здесь кто как хочет, на контактах зимой можно ездить. Бывают проблемы с забиванием их мокрым снегом или вперемешку с грязью. Надо регулярно смазывать площадки контакта тефлоновой или силиконовой смазками.

Используя зимой обычные педали, лучше поставить рамочные с очень острыми шипами. Широкие топталки хуже удерживают подошву у ботинка от соскальзывания из-за большой площади опоры. Есть хорошие широкие модели с большими ввинчивающимися шипами, которые чтобы не закисли надо ставить на смазку. Топталки цельной поверхности без сквозных отверстий сразу покрываются мокрым снегом.

Велосипед для зимы — привод

Наиболее изнашиваемой частью любого велосипеда является привод: звезды системы и кассеты, переключатели и цепь. Зимой эти компоненты изнашиваются в 2-3 раза быстрей, чем летом. Считается, что устанавливать на зимний велосипед компоненты высокого класса нецелесообразно. Многие зимние байкеры зимой пользуются 8-скоростной трансмиссией из компонентов Shimano Acera –Alivio. Максимальный уровень – Deore или SRAM, но не выше X7.

Передний, и задний переключатели сильно страдают от попадающей в них грязи. Когда она замерзает, параллелограммные механизмы, пружины, ролики совсем перестают работать. С собой надо возить пару щеток для чистки кассеты, аэрозольную смазку и тряпки для вытирания.

Цепь зимой — проблема каждого велосипедиста. Если за ней не следить, то грязь с солью убьет ее за 200-300 км. Правила ухода за ней не отличаются от обычных летних, просто все это надо делать чаще. Зимой для смазки лучше брать масло погуще, оно хуже вымывается из звеньев и грязи туда меньше попадает. Зимой актуален вариант с 2-4 цепями и сменой их по кругу через 250-300 км.

А вообще, зимой ничто не может быть актуальней планетарной втулки. Очень удобно в них переключать передачи в условиях города, плюс огромная живучесть привода, правда вот цена…

Зимой четкость переключения или торможения особенно зависит от тросиков и рубашек. Перед зимним сезоном их неплохо было бы заменить, причем всех. Использовать надо качественные гладкие тросики, рубашки с герметичными наконечниками.

Когда вы собрались эксплуатировать велосипед в зимний период, не торопитесь сразу все в нем переделывать. Для начала покатайтесь на своем, том что есть, поставьте только зимнюю резину. Покатавшись, вы поймете, что вас устраивает, а что надо поменять.

Еще статьи на эту тему:

Как велосипедисту разогревать ноги? Коленный сустав как подшипник скольжения, он нормально может работать только когда в нем есть смазка. Смазывающая жидкость в суставе вырабатывается…

Что надо знать о зимней резине для велосипеда? Основным моментом подготовки велосипеда к зиме является установка на него соответствующих покрышек. На чем кататься зимой…

Как подготовить велосипед к зиме? Езда на велосипеде зимой, не только захватывающее и интересное занятие, но и дополнительные испытания для вашего велосипеда. Нагрузка на него увеличивается…

Интернет-магазин горнолыжного снаряжения в Москве

«Зимние игры» – это интернет-магазин горных лыж и горнолыжного снаряжения. В каталоге представлены модели известных производителей – от типовых до премиум-класса. Есть продукция для новичков и профессионалов, женщин, мужчин, детей. В наших торговых точках вы можете получить, померить, подогнать изделие под нужные размеры. С выбором подходящего инвентаря всегда помогут наши консультанты нужно лишь обратиться.

Горнолыжник в экипировке на трассе

Наш ассортимент

  • Горные лыжи. Мы являемся официальными дилерами многих ведущих брендов. Среди них всемирно известные Atomic, Head, Elan, Fischer, Salomon и другие, есть продукция премиум-класса от Volant и Stockli. Их изделия создаются вручную, что гарантирует высочайшее качество, эксклюзивность каждой пары.
  • Горнолыжные ботинки. В нашем магазине горных лыж также можно приобрести специальную обувь. Мы предлагаем наиболее современные модели, которые подходят для любого стиля катания, уровня лыжника. При необходимости предоставляем услуги по бутфитингу, термоформовке.
  • Горные палки. У нас есть изделия разных типов – для трасс, различных по сложности спусков, слалома, занятий спортом и лыжных прогулок по горам.
  • Горнолыжное снаряжение. В интернет-магазине «Зимние игры» вы можете не только купить горные лыжи, но и найти все необходимое для отдыха. В наличии различные модели шлемов, очков, комплектов для опытных, начинающих лыжников любого пола, возраста.

Почему стоит обратиться к нам?

Большой выбор товаров известных, проверенных брендов.

Доступные цены, привлекательные акции, скидки.

Широкий выбор размеров и ростов.

Обширная сеть фирменных магазинов в Москве.

Дополнительный сервис – бутфитинг, доставка.

Мы официальные дилеры многих популярных брендов.

Горнолыжник в правильной экипировке на трассе

Оплата и доставка

Вы можете не только купить горные лыжи в нашем интернет-магазине, но и получить их в любом из 40 000 населенных пунктов России. Доставляем заказы по территории нашей страны, а также в Казахстан и Белоруссию. Для удобства клиентов у нас есть несколько вариантов оплаты – наличными или картой, через Яндекс.Деньги. on-line на сайте.

Велосипеды в снежном плену: программа «Велогород» утонула в сугробах Петербурга

Возмущенные читатели Федерального агентства новостей завалили редакцию фотографиями десятков брошенных в снегу велосипедов, закупленных правительством Санкт-Петербурга в рамках проекта «Велогород». Дорогостоящая аппаратура приходит в негодность, жалуются петербуржцы, и это отнюдь не только велосипеды, но и терминалы оплаты, и стойки, которые, кстати, как выяснилось, работают от солнечных батарей.

Велосипеды в снегу

Программа «Велогород» — детище Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Задумано было неплохо: организация унифицированной службы проката велосипедов сразу поставила Санкт-Петербург в ряд европейских городов, где подобные службы функционируют много лет на радость и туристам, и местным любителям велопрогулок.

«Велогород» — это городской велопрокат, который позволяет взять велосипед в одной из точек, проехать на нем и вернуть на любой станции. Для пользования услугой необходимо зарегистрироваться, приобрести абонемент и внести авансовый платеж, говорится на сайте проекта.

«Пока действует абонемент, вы можете совершить неограниченное количество поездок. Первые 30 или 45 минут каждой поездки (в зависимости от тарифа) — всегда бесплатны», — утверждают организаторы.

Велосипеды в снежном плену: программа «Велогород» утонула в сугробах

Наступившая осень не стала помехой велосипедистам, 1 октября «Велогород» открыл в Петергофе в тестовом режиме первые станции велопроката нового образца. «Подобные станции и велосипеды собственного производства компания представила на выставке в Центре импортозамещения и локализации в апреле этого года, а теперь они станут доступны для массового использования», — говорилось в сообщении. Стоимость абонемента для Петергофа была всего один рубль (плюс повременная часть), и действовать этот тариф (а, значит, и повсеместный прокат велосипедов) должен был как минимум до 30 ноября.

Увы, как это часто бывает, зима наступила неожиданно, а именно 1 ноября, когда в Петербурге выпал снег, который с тех пор и не думал таять. Ну, а на исходе первой недели ноября Северную столицу вслед за Москвой накрыл снежный апокалипсис. И в ситуации, когда пассажиры толкали заставшие в сугробах автобусы, всем стало уже не до велосипедов, которые оказались брошенными под снегом. Как сообщили корреспонденты ФАН из Москвы, в столице, где программа велорпоката также действует, наблюдается аналогичная ситуация.

Самое интересное, что есть экстремалы, которым снежные заносы нипочем, и они до сих пор смело берут велосипеды напрокат, видимо, чтобы потренироваться в катании по сугробам. Во всяком случае, корреспондент Федерального агентства новостей своими глазами наблюдал, как молодые люди брали велосипеды в системе «Велогород».

Велосипеды в снежном плену: программа «Велогород» утонула в сугробах

Нас развели!

Помимо того, что служба, отвечающая за прокат велосипедов, похоже, не удосужилась посмотреть в прогноз (о снегопаде предупреждали заранее), чтобы спасти недешевое оборудование, за которое заплачено из карманов петербуржцев, к «Велогороду» было немало нареканий и в связи с другими проблемами.

Вот некоторые отзывы, публиковавшиеся в профильных группах в социальных сетях и на сайте Peterburg2.

«Не люблю писать комментарии, но «Велогород» — это жуткий отстой. Обе станции, где брал, и где сдавал, не работали. В итоге счетчик тикает и сейчас. Тарификация совершенно бестолковая. Наверняка еще один откат чинуши наши поимели и отрапортовали, какую они программу велопроката «реализовали»», — пишет пользователь Константин.

«У меня нарекания в другом, — пишет Стефания. — Минут 25 пыталась взять велосипед со станции. Просто не отсоединялся. В итоге — о чудо! Поехала. По пути увидела станцию со свободными местами, решила сдать. Почитала, как это сделать: «Вставляем велосипед в ЛЮБУЮ свободную станцию». Ок, так и сделала, зафиксировала его. А время не остановилось. Звоню в поддержку — станция сломана, и ее не было на карте, поэтому туда нельзя было вставлять, и пока не починят, деньги будут капать. В общем, технических неполадок тьма, поэтому если хотите надежный план своего досуга, то «Велогород» — мимо!»

Велосипеды в снежном плену: программа «Велогород» утонула в сугробах

«Ужасная реализация вроде бы хорошего проекта», — возмущается пользователь с ником Чубакка.

«Сервис никакой. Час убили, чтобы разобраться, деньги заплатили, а велосипед так и не получили, хотя на станции, где мы стояли, их было несколько штук, но система упорно говорила, что нет ни одного. Крайне непродуманная схема, очень неудобная. Многие велосипеды неисправны — скрипят, вихляют. Тарифы путанные, как и всё в этой конторе. С первого раза не разберешься. Неужели нельзя придумать удобный и простой сервис? Ставлю двойку этому прокату», — пишет Марианна.

«Я также настоятельно не советую данный прокат! Ужасают цены, их надо внимательно изучать, посчитать все тарифы и не вестись на первое ощущение халявы. Складывается ощущение, что создатели нарочно скрывают цены. Чтобы накататься (часа 3-4) вы отдадите не менее 1100 руб., а если брать велик на 30 минут, то есть шанс не успеть вернуть его на базу, и опять вы попадете на деньги. Сами велики также весьма сомнительны, многие уже в ненадлежащем состоянии», — предупреждает Мария Антонова.

«Тарифы у «Велопроката» замечательные, просто нужно их внимательно прочитать. А вот сервис ужасен, люди взялись не за свое дело. Декларируя «альтернативу общественному транспорту», на самом деле строят неграмотный сервис для покатушек, если шел мимо и захотел прокатиться. Неработоспособное приложение для iPhone, крайне неудобные для регулярного использования web-карта и личный кабинет. Планирование поездок совершенно невозможно, т.к. на сайте не отражается реальное состояние дел. Смотришь — есть велосипеды. Приходишь — станция неисправна, велосипеды или есть, или нет, но взять их нельзя», — пишет Юрий Котельников.

«Очень советую внимательно читать тарифы. Противный осадок, такое ощущение, что тебя развели», — предупреждает еще один петербуржец, решивший воспользоваться проектом «Велогород».

Работа над ошибками

В связи с этим у Федерального агентства новостей возник ряд вопросов к председателю Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Сергею Харлашкину.

Во-первых, почему не была произведена своевременная консервация оборудования, закупленного на бюджетные деньги, а оно было просто брошено в снегу?

Второе: что комитет планирует сделать, чтобы уже в ближайшие дни исправить ситуацию?

И, наконец, третье: как комитет планирует реагировать на многочисленные критические замечания относительно работы системы «Велогород»?

Судя по ответу, комитет отнесся к критике достаточно серьезно и намерен уже в ближайшие часы исправить ситуацию с уборкой брошенного оборудования, а, планируя следующий велосезон, готов учесть все поступившие замечания.

В пресс-службе КРТИ пояснили, что решение продлить до конца ноября программу «Велогород» было принято «в связи с устойчивым спросом на услуги городского велопроката».

Велосипеды в снежном плену: программа «Велогород» утонула в сугробах

«После наступления неблагоприятных погодных условий оператор ООО «Велогород» приступил к демонтажу велосипедов и их вывозу со станций городского проката. Вывоз оборудования выполняется и в настоящее время», — пояснили в комитете.

Что касается стоек и другого оборудования, то оно, по уверениям создателей проекта, превратностей питерской погоды не боится.

«Стоит отметить, что стойки и терминалы оплаты не подлежат демонтажу. Их конструкция предусматривает возможность пребывания на улице в зимнее время года», — рассказали в КРТИ.

Что касается претензий к техническому состоянию велосипедов и их к сервисному обслуживанию, то организаторы также обещают все исправить к новому сезону, не претендуя на дополнительные вливания из городского бюджета.

«В период межсезонья все велосипеды, используемые городскими станциями, пройдут техническое обслуживание и при необходимости будут отремонтированы. Дополнительных средств из бюджета Санкт-Петербурга на реализацию проекта городского велопроката не запланировано», — сообщили в комитете, пообещав также активнее внедрять программу импортозамещения.

«В следующем сезоне городской велопрокат планирует использовать новые велосипеды отечественного производства. Все недочеты, которые были выявлены в процессе работы системы городского велопроката в этом сезоне, устранены. Новые велосипеды прошли тестирование на работоспособность на станциях проката в Петергофе», — сообщили в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга.

Источники:

https://pro-extrim.com/other/drugojj-ehkstrim/zima.html
https://velomasterclass.ru/kakim-dolzhen-byt-velosiped-dlya-ezdy-zimoj/
https://www.zimnie.com/
https://riafan.ru/572507-velosipedy-v-snezhnom-plenu-programma-velogorod-utonula-v-sugrobah-peterburga