Велосипед турист екатеринбург

Содержание скрыть

Велосипед турист ХВЗ

Велосипеды “Спутник” давно сняты с производства, но благодаря тяге постсоветского человека к ностальгии и его стремлению улучшить и максимально довести до ума то, что попало в руки, множество таких “железных коней” в наше время получили вполне полноценную вторую жизнь.

Модернизация советских велосипедов – очень распространенное увлечение, судя по обилию и длине дискуссий на специализированных форумах. Их пользователи особенно хвалят качество “спутниковых” рам, которые спустя столько лет все еще остаются крепкими и надежными и даже далеко не всегда требуют косметического ремонта. Экспериментаторы переносят на эти рамы современные рули и седла, пытаются оснастить старые байки современным “шимановским” навесным оборудованием и увлеченно делятся друг с другом рассказами о результатах этих попыток.

Восстановление подобных раритетов – еще один оригинальный вариант подхода к наследию советского машстроя: нельзя просто так взять и поставить на раму старого велосипеда все готовое – нет, необходимо найти максимально современные исходники, а желательно и вовсе аутентичные запчасти, что само по себе спорт.

Особняком стоит такое явление, как тотальная переделка этих байков. Отдельные энтузиасты пытаются даже – с переменным успехом – превратить обычный велосипед “Спутник” в моторный, придирчиво подбирая и комбинируя для этих целей необходимые детали. Собирая своих франкенштейнов, они наслаждаются скорее всего не столько результатом, который едет далеко не всегда, сколько процессом, который можно назвать поистине творческим.

Отреставрированные и переделанные велосипеды используют не только в качестве реквизита для фотосессий симпатичных девушек на фоне сельских и городских пейзажей, хотя и это тоже. На них продолжают ездить, развивая приличные скорости и наматывая немалый километраж. При том, что сегодня для российского велосипедиста доступен богатейший выбор байков хоть из Европы и Америки, хоть вовсе из Австралии, многие все-таки выбирают для себя советский спортивный “недошоссейник”.

Ну и, конечно, байки “Спутник”, хотя и не являются особой редкостью, но обязательно присутствуют в собрании каждого уважающего себя коллекционера ретровелосипедов как яркая примета определенной эпохи в истории отечественного велодвижения.

Технические характеристики моделей первой серии

Технически модели В-31, 32 и 33 были схожи между собой. Независимо от имеющихся между ними отличий, все они обладали следующими данными:

  • База длиной 109 см.
  • Вес – 14 кг.
  • Высота рамы закрытого типа – 56 см.
  • Рама, вилка и руль изготавливались из стали.
  • Колесные обода коробчатого типа выполнялись из алюминия.
  • Диаметр покрышек – 28 дюймов (соответствует размеру 31х622 мм).
  • Облегченные педали из литого сплава.
  • Вилка закрытого типа из стальных труб.
  • Тормоза передние бесклещевые.
  • Передняя звездочка с 48 зубьями.
  • Задняя втулка безтормозная, трещоткой на 3 звезды (количество зубьев – 6, 20 и 24).
  • Втулочно-роликовая цепь.

Сиденье могло быть как мягким, так и жестким. Комплектовался велосипед ХВЗ, как правило , звонком, фонарями и насосом со шлангом для подкачивания колес. А также имелась сумка для инструментов.

Особенности моделей великов от ХВЗ

Спутник

Спутник насчитывает 6 моделей. Данная линейка предназначалась для взрослых, так как детям было бы элементарно неудобно управляться с такой большой рамой. Особой популярностью «Спутники» пользовались у туристов. Они, и правда, были хорошими спутниками любого путешественника, потому что обладали хорошими техническими характеристиками, небольшим весом и неприхотливостью. Модель В-34 выпускалась в 60-е годы ХХ века. Она была оборудована ручными тормозами и тремя передачами. В дальнейшем данный велик только совершенствовался. Была и облегченная модель для занятия спортом ХВЗ 153-424 “Спутник”.

ХВЗ В-301 “Спутник”

Турист

Нетрудно догадаться, что данный велик был ориентирован именно для путешествий и преодоления больших расстояний. «Туристы» были оборудованы двумя багажниками на заднем и переднем крыле. Это позволяло без лишних усилий загружать велосипед рюкзаками и другим необходимым грузом. 4-хскоростная трансмиссия и узкие дорожные покрышки позволяли легче проезжать большие расстояния по дорогам.

Турист

Украина

Первая модель, которую начал производить Харьковский завод. Она же и пользовалась бОльшей популярностью. На этом велике можно было проехать практически по любой дороге с любым покрытием. Не зависимо от того, была это грунтовая или асфальтовая дорога, «Украина» проявлял себя всегда хорошо. Рама изготавливалась из стали, а колеса были размером в 26 дюймов. В комплекте шли крылья и багажник.

В120 “Украина”

Старт-Шоссе

Старт-Шоссе – это олицетворение скорости в продукции ХВЗ. Данная модель велика была ориентирована в основном на спортсменов, причем не обязательно на профессиональных. Ее вес составлял чуть более двух килограммов, а технические характеристики ничем не уступали зарубежным конкурентам. Данный велосипед был оборудован 7-ю скоростями и клещевыми тормозами для шоссейников.

Скоростной ХВЗ В-553 “Старт-Шоссе”

Рубрики

Шоссейные
Трековые

Дорожные
Туристические
Мужские
Женские
Подростковые
Детские
Складные
Тандем
Трёхколёсный
Цирковые
Спецзаказ
Мотовелосипед
“Прогресс”
“Украина”
“Урал”
Разное

Харьковский велозавод
Минский мотовелозавод
Шауляйский велозавод
Львовский мотовелозавод
Горьковский автозавод

Йошкар-Олинский велозавод
Московский велозавод
Завод имени Кирова
Завод имени Лихачева
Велозавод г. Узловая
Московский экспериментальный завод
Велозавод Саркана Звайзгне
Пермский машзавод
Пензенское ПО им. Фрунзе
Атигский машзавод
Жуковский велозавод
Даугавпилсский завод
Тульский велозавод

Завод имени Чкалова
Саратовский з-д колясок
Саранский мехзавод

Переделываем своими руками

Велосипед «Спорт Турист» популярен и в настоящее время. Но не модели последних лет (они отличаются низким качеством), именно представители советских времен. Их зачастую даже подвергают тюнингу, давая им второй шанс порадовать своих владельцев.

Для начала можно обратиться к звездочкам с шатунами и цепи. Это улучшит ходовые показатели. В частности, легче станет подниматься в гору.

Задние переключатели также можно заменить. Если предпочтение отдать трещетке с большой задней звездочкой, то понадобятся переключатели. А их можно отыскать только у зарубежных производителей. В противном случае достаточно деталей «родного» Харьковского завода. Не смотря на довольно примитивный механизм, по качеству они не уступают своим импортным конкурентам.

Хорошей альтернативой стандартным станут двойные обода. К сожалению, их придется покупать у зарубежного производителя. Хороший вариант – обода с шириной от 18 до 21 мм.

Эти изменения улучшат качество «Туриста» в части ходовых показателей. Что же касается внешнего тюнинга, то и здесь есть место для фантазии.

Первое, на что можно обратить свое внимание, – это сиденье. Советские экземпляры далеки от идеала

Сначала их можно заменить на более удобное современное устройство.

Далее можно приступить к элементам на руле: ручкам, звонку. Современные тормозные ручки не оставят равнодушными любителей велосипедных прогулок. А моделей звонков на сегодняшний день огромное количество.

Далее – подсветка. В вечернее и ночное время велосипед будет смотреться эффектно, если на его отдельные элементы наклеить светоотражающую пленку. На обод колес приклеивают светодиодную ленту, которая не останется незамеченной. Для спиц также существуют различные наклейки, вставки, обмотки.

Не испортят внешний облик «Спорт Туристов» и такие мелочи, как багажник, держатель для воды или мобильного телефона.

Начиная переделки, главное, вовремя остановиться. Фантазия некоторых велосипедистов-оматоров столь велика, что «Турист» становится неузнаваем. От него может остаться только прочная рама. Благо, возможностей для этого достаточно на сегодняшний день.

Запасные части и другие элементы можно отыскать в специализированных магазинах. Конечно, оригинальных деталей от моделей советских времен в магазине не будет. Их нужно искать на барахолках. Многие запчасти от современных моделей ХВЗ подойдут и для «Туриста». В противном случае всегда можно обратиться к зарубежным производителям.

Харьковский велозавод тогда и сейчас

Начав свою работу в середине 20-х годов ХХ века, Харьковский велосипедный завод быстро вышел на лидирующие позиции в СССР по производству этого вида техники. На предприятии освоили выпуск различных типов велосипедов – от детских трехколесных и подростковых вариантов до трековых и шоссейных, ориентированных на спортсменов профессионального уровня.

Наиболее известные серии велосипедов ХВЗ:

  • “Украина”, пожалуй, самый знаменитый советский велосипед и к тому же самая старая номенклатурная линейка завода: эти байки там начали выпускать буквально с момента пуска предприятия; универсально-проходимый как мужской, так и женский варианты рамы.
  • “Спутник” – велосипед для широкого круга любителей, настоящий “спутник” туриста с мягким сиденьем, крепкой рамой и надежной механикой;
  • “Турист” – еще один универсальный байк, но, в отличие от “Украины”, с ручным тормозом;
  • “Старт-шоссе” – спортивно-шоссейная линейка; отличительные характеристики ‒ облегченная рама и целых семь передач.

Расцвет предприятия пришелся на 60-е – 80-е; здесь, безусловно, сыграла немалую роль подготовка к Олимпиаде-1980, к которой на заводе специально разработали и выпустили “малым тиражом” две модели велосипедов: трекинговый “Рекорд” и шоссейный “Чемпион Шоссе”, ввиду своей редкости они сегодня очень высоко ценятся у коллекционеров.

В настоящее время ХВЗ продолжает выпускать недорогие велосипеды под маркой “ВОДАН” – актуальный каталог предприятия включает свыше 50 моделей, от горных до детских.

Спутники не растеряли популярность и в наше время

В последнее время реставрация и модернизация велосипедов становится все более распространенной. В основном реставраторы понимают, что купить новый байк даже с идентичными характеристиками намного проще. Тем не менее некоторые не упускают той возможности, что где-то в сарае нашелся старый «Спутник». Сегодня можно увидеть «рабочие «Спутники» не только у пожилых людей, но и у молодежи. Причем выглядеть эти велосипеды будут как новые.

Коллекционеры – еще одни люди, которые могут заинтересоваться старинной продукцией ХВЗ

Особое внимание они обращают именно на Спутники и Украину. Именно они являются приметой эпохи советской велокультуры

Это ни в коем случае не значит, что, например, спортивные модели чем-то хуже Туриста и Спутника. Просто вторые были сильнее распространены и популярны в советском велосообществе.

Отреставрированный Спутник

Тюнинг

Многие хотят затюнинговать старые советские велосипеды или просто дать им новую жизнь. «Турист», как один из самых популярных советских велосипедов, нередко попадает в руки таких умельцев.

Основные составляющие, которые будут необходимы к замене, – это:

  1. Шатуны и система;
  2. Кассета или трещотка;
  3. Цепь;
  4. Переключатели и шифтер;
  5. Обода и покрышки.

Практически все эти комплектующие лучше выбрать зарубежные. Однако те же переключатели можно приобрести и от Харьковского велосипедного завода. Обода и покрышки подойдут от любых других современных шоссейных велосипедов. Что касается тормозной системы, то привести в чувство стандартные тормоза будет несложно.

Что касается современного улучшения внешнего вида «Туриста», то в первую очередь многие его перекрашивают. Это не самый тяжелый процесс, и заняться им можно и в домашних условиях.

Тюнинг «Туриста» в современном стиле

Многие умудряются переделывать «Туристы» и под вид современных шоссейных велосипедов. В таком случае придется заменить седло, тормозные ручки, переключатель.

Чтобы выделяться на улице в темное время суток, можно поэкспериментировать и с освещением. Можно установить подсветку на колеса и на раму. В качестве источника питания можно использовать как батареи, так и небольшие динамо-машины. Это будет не только красиво, но и безопасно при езде вечером и ночью.

Знакомство с «Туристом»

Если говорить и сравнивать данную модель с дорожными велосипедами, выпускаемыми на том же заводе, «Турист» имел облегченную конструкцию. Внедрили туда и механизм переключения передач. Шины стали уже, присутствовали ручной и задний тормоз. Причем, качество шин отличалось своей надежностью, позволяло ездить на пересеченной местности и по дорогам с неровностями.

Схожие по геометрии рамы и уже имевшая механизм переключения трех передач скоростей модель В-32. Механизм прозвали тогда «костяной ногой», который со временем заменили на телескопический. К концу выпуска этой линейки велосипедов изменили конструкцию передней вилки и форму коронки.

Следует отметить, что следующая модификация «Туриста» положила основу классической конструкции велосипедам данного типа. Появилась узорная маска, втулки, добавили бонки для удержания тросов. В качестве материала использовалась хромированная сталь

А самое важное — изменение постигло шильдик-эмблему.

  • Вместо накладного переключателя появился параллелограммный;
  • Руль изготавливался из алюминия;
  • Изменен вынос руля;
  • Убран декоративный гребень;

Это были последние глобальные новшества. Все последующие байки данной линейки менялись, в основном, внешне. Иногда совершенствовалась трансмиссия.

Серия “Спутник” и ее особенности

Серия велосипедов “Спутник”, состоявшая из шести моделей спортивно-туристического назначения, ориентированных на взрослых людей, выпускалась на Харьковском велосипедном заводе (ХВЗ) в 60-е – 80-е годы прошлого века. Несмотря на то, что завод относительно благополучно пережил распад державы и работает по сей день, “Спутники” в капитализм не шагнули, так и оставшись целиком и полностью атрибутом СССР.

Вот модели велосипедов этой серии, которые ХВЗ производил в крупных масштабах ввиду их популярности у целевой аудитории – широкого круга туристов и просто любителей здорового образа жизни, включающего и активные велопоездки.

В-34 “Спутник” – легкодорожный велосипед для спорта и туризма, выпускавшийся в 1961-64 годах. Спортивный руль, ручные тормоза, три передачи, стандартная комплектация – подрамная сумка с инструментами и велонасос.

В-37 “Спутник” – выпускался с 1964 по 1968-й, в отличие от предшественника, обладал усовершенствованной тормозной системой и обновленным седлом, а также трещоткой на задней втулке. На него можно было поставить спортивный руль и контактные педали с тем, чтобы использовать в режиме усиленных тренировок. Производитель прилагал к нему, кроме насоса и сумки, также звонок, электрооборудование и запчасти к трещотке.

В-39 “Спутник” (1968-1973) – обновленная версия В-37, в целом характеризовавшаяся аналогично.

В-301 “Спутник” – выпускался в 1973-75 годах, назначение указано как “спортивно-туристический велосипед для деловых, туристических и прогулочных поездок”. Четыре передачи, мягкое седло, педали с туклипсами, стандартная и расширенная комплектация. В первом случае – обязательные сумка и насос, а также катафот на заднее крыло, звонок и задний багажник; дополнительно можно было заказать и поставить передний, а также зеркало заднего вида, электрогенератор и фару.

ХВЗ 153-414 “Спутник” (1976-1977) – еще одна классическая модель для любительского спорта и туризма с жестким седлом, педалями-“топталками” и вариативной задней втулкой (на 3 или 4 звезды). Комплектация предусмотрена заводская и расширенная и в целом и общем отличается от предшественника лишь наличием масленки.

ХВЗ 153-424 “Спутник” – модель 1978-82 годов для занятий велоспортом, а если установить задний багажник – то и для туристических поездок. От предшественников этот байк отличался тонкостенной рамой и, соответственно, меньшим весом, чему способствовало также облегченное пластиковое седло. Из конструктивных новшеств можно отметить и то, что количество передач возросло до восьми.

Обзор моделей «Турист»

«Туристы» – это не единственные велики, которые выпускались на Харьковском заводе. Основное, что отличало именно эти велосипеды, – это облегченная рама, по отношению к другим дорожным моделям ХВЗ. Помимо этого, велосипед Турист ХВЗ был оснащен системой переключения передач, которая было очень кстати велотуристам, которые преодолевали большие расстояния на великах. Узкие шины – еще один плюс для длительных дорожных покатушек. Их качество позволяло без ущерба передвигаться не только по шоссе, но и по пересеченной местности.

В 1950 году выпустилась первая модель с одной скоростью – В 31. Выпустили данные велосипеды небольшой партией, поскольку чуть позже стала пользоваться бОльшей популярностью следующая модель – В 32, которая была на голову выше своего предшественника.

Турист В 31

Турист В 32 был оборудован трехскоростной трансмиссией. Изначально за переключение передач отвечал оригинальный переключатель с интересным названием «Костяная нога». На последних моделях В 32 он был заменен на телескопический, а также немного изменена геометрия.

С каждой новой моделью «Турист» все совершенствовался. В 33 хоть и не сильно отличалась геометрически от предшественника, но была оснащена полезными «фишками». К ним можно отнести измененные узлы стакана, втулки, тросики теперь крепились к раме не с помощью металлических штрапсов, а специальных бонок. Главным изменением стала смена материала рамы с алюминия на хромированную сталь. Это в свою очередь значительно увеличило прочность, а значит, и долговечность велика. Трещотка сменилась на кассету, а вместе с ним и переключатель.

Турист В 33

После В 33 «Туристы» не выпускались около 17 лет. В 1977 году была выпушена модель 153-411. Она обзавелась более ярким дизайном, защитой передней и задней звезды. Переключение передач на этой модели добралось и до передней звезды. В целом модель сильно напоминала «Спорт» 452-01, которая выпускалась параллельно «Туристу».

Следующая модель 153-421 обзавелась багажником. Однако это не спасло эту линейку велосипедов от провала из-за низкого качества. Было принято решение сменить материал рамы со стали на алюминий обратно, что и привело к снижению прочности и качества. Модель была признана бракованной.

В чем преимущества

Этот серийный велосипед считался одним из самых лучших в своем роде и пользовался большой популярностью. В первую очередь все любили его за технические характеристики, которые были следующие:

  1. Рама стальная с тонкостенными трубами.
  2. Количество скоростей – 10.
  3. Колеса – 27х600 мм.
  4. Тормоза клещевого типа.
  5. База – 995–1025 мм.
  6. Седла изготавливались из пластика на стальном каркасе.
  7. Вес, в зависимости от модели колебался от 10,4 до 11 кг, исключением являлась версия для Олимпиады.

Всего в серийное производство поступало 2 версии – В-553 и В-555. Они имели незначительные различия в геометрии и технических характеристиках. Их серийность позволяла приобретать байки не только профессионалам, но и простым любителям.

Следует упомянуть и юбилейную модель – В-553, которая выпускалась только в 1967 год. Выпуск данного велосипеда был приурочен к 50-й годовщине Октябрьской революции. У велосипеда был эксклюзивный дизайн и соответствующая отметка на раме. Более он ничем практически не отличался.

Вторая серия

Новый этап в развитии начался с производства модели 154-111, которая была схожа со своими предшественниками. Точнее, она напоминала «Спорт» 452-01, производство которого продолжалось параллельно «Туристу». Были отличия в дизайне. На передней и задней звездочках появилась защита. Механизм переключения скоростей затрагивал уже не только заднюю звездочку, но и переднюю.

На смену пришел велосипед «Спорт Турист» 153-421, производство которого продолжалось до 1987 года. Однако особой популярностью данная модель уже не пользовалась из-за низкого качества. Дело в том, что вместо стали для производства велосипеда начали снова использовать алюминий.

Рассмотрим технические данные велосипедов этой серии более подробно.

Устройство «Туриста» 154-111

Рама данной модели байка изготавливалась из тонких стальных труб. Ее высота составляла 52–60 см (небольшие отличия были в зависимости от партии). Длина базы – 99–103 см. Руль выполнялся из алюминиевого сплава. Его форма напоминала спортивные модели. Стальная передняя вилка имела уже новую форму, отличную от предшественников. Вес велосипеда составлял 10,5 кг.

Обод колес также был алюминиевый. Размер шин – 600х27 мм. Спицы редуцированные, изготавливались из стали.

Седло выполнялось из твердого пластика. В отличие от моделей первой серии мягкие сиденья не предусматривались.

Стальные педали были челночного типа. Цепь втулочно-роликовая.

Модель 153-421

Велосипед «Спорт Турист» в данной модификации имел раму из тонких труб. Ее высота в зависимости от партии изменялась от 55 до 60 см. Длина базы – 106 см. Руль отличался. Он был уже дорожного типа. Вес составлял 14,5 кг.

Бортовые колеса были немного больше, чем в предыдущих моделях. Их размер – 622х32 мм. На них уже устанавливали щитки. Спицы стальные с резьбой 2,1х0,4 мм.

Тормоза ободные кантелеверные.

Сиденье представляло собой полужесткий каркас, поверх которого одевался мягкий слой, покрытый кожзаменителем.

Остальные элементы велосипеда перешли от предыдущих моделей без изменений.

В комплект с байком данной серии шли багажник, подножка, сумка для инструментов (крепилась под рамой), катафоты (по бокам желтые, красные спереди), насос. В отдельных случаях можно было найти варианты с фарами и электрическим генератором.

Велосипед «Турист»

Велосипеды «Турист» — серия советских дорожно-туристических и спортивно-туристических велосипедов, выпускавшихся Харьковским велосипедным заводом им. Г. И. Петровского.

Поступал в свободную продажу и был относительно доступен широким слоям населения. По сравнению с наиболее распространёнными в то время дорожными велосипедами (В-110 «Прогресс», «Украина» и прочие), имел облегчённую конструкцию, более узкие шины, 4-скоростной механизм переключения передач (переключались ведомые звёздочки), ручные передний и задний тормоза в заводской комплектации. В то же время, по сравнению со спортивными велосипедами (типа «Старт-шоссе»), имел камерную конструкцию шин, что делало его более устойчивым к повреждениям при использовании на пересечённой местности и при некачественном дорожном покрытии.

Историю модели «Турист» делится на два этапа: первый — с начала производства в 1949 году по 1961 год, второй — с 1978 года и поныне. На первом этапе было выпущено три модели: В-31, В-32 и В-33.

Модель В-31 — первая и последняя односкоростная модель ХВЗ с механизмом свободного хода, выпускалась небольшими партиями, сейчас известно о всего нескольких сохранившихся велосипедах 1950 года выпуска.

Конструкция В-32 аналогична по геометрии раме В-31, но обладала оригинальным механизмом переключения передач на три скорости. На этой модели к концу её производства был заменён оригинальный переключатель «костяная нога» на телескопический, а так же были изменены конструкция передней вилки и форма коронки — она лишилась хромированного украшения.

Модель В-33 отличалась от В-32 исполнением узлов стакана, появилась узорная маска, были добавлены бонки удержания тросов, втулки приобрели классический вид для всей туристической линейки ХВЗ, вместо алюминия стала исполняться хромированная сталь, трещотка была заменена на кассету с таким же количеством звёзд, но с изменением числа зубьев. Одним из внешних отличий модели стала смена дизайна шильдика-эмблемы.

Различия старых моделей

Разберемся что есть Совесткий Турист 50го года серединный Турист 80го года и перестроечный Турист 89−90 года?

Турист Советский, настоящий 52 г. в. Отличная, добротная рама, тяжелые, мощные переключатели, тяжелый до ужаса, однако накат отличный, хорошо подобранные передачи. Чувствуется, что за халтуру могли и «пожурить. Качество чувствуется везде, даже в таких мелочах как обод колеса — для того что бы колпачок камеры не пропал-была сделана цепочка. После такого велосипеда действительно чувствуется „за что“ любили Турист — за надежность и неприхотливость.

Теперь перейдем к Туристу из 80-го года, велосипед заметно „полегчал“ все стало легким, воздушным, однако обода стали из пластилина, но рама не площает, качество окраски конечно удручает, однако, в целом — велосипед приемлимый, хотя, из 10 дней проведенным на нем от рассвета до заката. Здесь тоже можно понять любовь советских граждан — дефецит, по сравнению с тем, что было — турист, считавшийся полуспортивным, был чем то вроде Ракеты по сравнению с ПО-2.

Здесь уже любви не было — после развала СССР на рынок хлынули американские-китайские-немецкие велосипеды, и родной Харьков, за убогость 40летней конструкции, ненадежность, дичайщее качество просто вытеснили с рынка, в результате чего завод, как истинный „наш“ прекратил свое существование.

Какой же мы можем сделать вывод, товарищи? Несомненно, в начале своего выпуска ХВЗ В-32 Турист был подарком завода любимому народу, об этом горит все, качество, красота, надежность, однако в конце же, велосипед был явно „отпиской“, своеобразным „плевком“, почему нельзя было сделать нормальный велосипед, сделать хорошее качество изделия? Почему не применить хоть некоторые наработки которые копились в течение всего производства? К сожалению, эти вопросы остались без ответа, завода уже нет, однако эти велосипеды до сих пор колесят просторы родной страны. Страны, которой подарила им жизнь, но которой уже тоже нет.

Характеристики велосипеда Турист В-33

Кстати, рекомендуем:

  • закрытая, стальные трубы, паяная;
  • база — 1090 мм;
  • высота — 560 мм.

2. Вилка передняя — из стальных труб.

3. Руль — дорожный или спортивный.

4. Тормозная система:

  • передний тормоз — клещевого типа, ручной;
  • задний тормоз — клещевого типа, ручной;
  • обода — коробчатые, стальные;
  • шины — 27» х 1 ¼» (32 х 622 мм);
  • педали — дорожные облегчённые, литые с возможностью установки туклипсов;
  • задняя втулка — бестормозная с трещоткой;
  • переключатель передач — параллелограмного типа, двухроликовый;
  • ведущая звезда — 48 зубьев;
  • ведомые звёзды — 16, 20, 24 зубьев;
  • количество передач — 3;
  • цепь — втулочно — роликовая.

7. Седло — с мягкой или жёсткой покрышкой.

8. Вес (без дополнительного оборудования) — 14,0 кг.

9. Дополнительное оборудование:

  • сумка с инструментами;
  • звонок; со шлангом;
  • генератор;
  • фара.

На велосипед на заводе устанавливался стальной багажник из проволоки, подножка, светоотражатели жёлтого цвета на спицы колёс и красного цвета на задний щиток колеса. В комплектацию входил насос и подрамная сумка с набором инструментов. На отдельные экземпляры устанавливалась фара и генератор электричества.

В наши дни

В настоящее время велосипед «Турист» купить довольно сложно, поскольку данная модель уже не выпускается.

В 1961 году произошла смена названия на «Спутник» в связи с космическими достижениями СССР. Первая модель — «Спутник» В-34 от своего предшественника отличалась изменением конструкции выноса, руль стал выполняться из алюминия, был убран декоративный гребень на крыльях, изменён параллелограмный задний переключатель со штатным креплением на раме вместо накладного. Все последующие модели являлись дальнейшим развитием уже существующих с изменением внешнего вида некоторых узлов и материалов, из которых они изготавливались. Так же вносились изменения в трансмиссию, в виде добавления ещё одной скорости и изменения конструкции системы. Геометрия рамы сохранялась до «Спутник» В-301, на котором перья задней вилки стали немного короче.

Предположительно, в 1977 году название «Турист» вернулось. Модель 153−411, кроме расположения манеток и дизайна, полностью повторяла «Спорт» 542−01, но при этом, модельный ряд «Спутник» выпускался параллельно, вплоть до конца 1983 года.

В 1980 году появилась модель 153−421, выпускавшаяся до 1987 года. Затем произошла смена дизайна без малейших изменений конструкции. Интенсификация производства в 1980-х годах сильно отразилась на качестве металла труб рамы.

Устройство спортивно — туристического велосипеда «Турист» 153 — 421

1. Рама — стальная с тонкостенными трубами, головной узел рамы цельноштампованный;

2. Вилка передняя — из труб с круглым сечением, легированные сплавы стали;

3. Руль — дорожный, стальной;

4. Колёса — обод коробчатого сечения, щитки колёс облегчённые;

5. Спицы — стальные, редуцированные с резьбой 2,1 х 0,4 мм);

6. Тормоза — ободные, кантилеверного типа;

7. Втулка заднего колеса — бестормозная, с четырёхступенчатой трещоткой, новым креплением звёзд к втулке;

8. Педали — стальные, дорожного типа;

9. Седло — полужёсткий каркас и мягкое покрытие из кожзаменителя;

Технические характеристики «Турист» 153 — 421

1. Высота рамы (расстояние между центральной частью каретки и верхом подседельной трубы) — 540, 560, 580 и 600 мм;

2. База (расстояние между центрами втулок колёс) — 1060 мм;

3. Шины — бортовые, размер — 622 х 32 мм;

4. Число зубьев задних звёзд — 16, 20, 22 и 24;

5. Число зубьев передних звёзд — 51;

6. Количество передач — 4;

7. Цепь — втулочно — роликовая 12,7 / 3,3 мм;

8. Шаг велосипеда — 3,11 — 7,94 м;

9. Масса туристического велосипеда — без дополнительного оборудования и принадлежностей — 14,5 — 14,7 кг.

Последняя модель, произведённая в СССР — 153−452, заключала в себе конструктивные решения, которые необходимо было ввести ещё в 1970-х годах — крепление багажника (устаревшая конструкция из-за слабого металла на модели 153−421 причиняла неудобства владельцам). Вынос, тормозная система, втулки, задний переключатель стали алюминиевыми и внешне повторяли детали флагманского спецзаказа, но хуже по качеству: практически все узлы велосипеда при значительном конструктивном потенциале были фактическим браком.

Велосипед Спутник

Но он отличается от Туриста. Турист и Спутник относились по советской классификации к спортивно-дорожным (или дорожно-спортивным) велосипедам, а Спорт и Старт-Шоссе — к спортивным. Говоря более современным языком, первые можно назвать гибридными велосипедами (гибридами или турингами), вторые — шоссейными (гоночными шоссейными).

Туристы и Спутники поставлялись только с обычными (для ХВЗ) рамами и в полной комплектации — с крыльями, багажниками. Туристы бывали с прямым и шоссейным рулем, Спутники, кажется, — только с «бараньими рогами». Изначально Туристы шли только с задними переключателями (4 передачи), а Спутники с двумя (8 передач). Позже, в конце 90-х появились модификации с 10 передачами. Колеса — 32−622, бортовые покрышки.

Велосипеды «Турист» производства ХВЗ

ХВЗ

Харьковский велосипедный завод внес большой вклад в велосипедную историю стран бывшего Советского Союза. Самым популярным его творением был «Турист», который привлекал не только своими техническими характеристиками, но и хорошим качеством, и небольшой ценой.

Обзор моделей «Турист»

«Туристы» – это не единственные велики, которые выпускались на Харьковском заводе. Основное, что отличало именно эти велосипеды, – это облегченная рама, по отношению к другим дорожным моделям ХВЗ. Помимо этого, велосипед Турист ХВЗ был оснащен системой переключения передач, которая было очень кстати велотуристам, которые преодолевали большие расстояния на великах. Узкие шины – еще один плюс для длительных дорожных покатушек. Их качество позволяло без ущерба передвигаться не только по шоссе, но и по пересеченной местности.

В 1950 году выпустилась первая модель с одной скоростью – В 31. Выпустили данные велосипеды небольшой партией, поскольку чуть позже стала пользоваться бОльшей популярностью следующая модель – В 32, которая была на голову выше своего предшественника.

Турист В 31

Турист В 31

Турист В 32 был оборудован трехскоростной трансмиссией. Изначально за переключение передач отвечал оригинальный переключатель с интересным названием «Костяная нога». На последних моделях В 32 он был заменен на телескопический, а также немного изменена геометрия.

С каждой новой моделью «Турист» все совершенствовался. В 33 хоть и не сильно отличалась геометрически от предшественника, но была оснащена полезными «фишками». К ним можно отнести измененные узлы стакана, втулки, тросики теперь крепились к раме не с помощью металлических штрапсов, а специальных бонок. Главным изменением стала смена материала рамы с алюминия на хромированную сталь. Это в свою очередь значительно увеличило прочность, а значит, и долговечность велика. Трещотка сменилась на кассету, а вместе с ним и переключатель.

Турист В 33

Турист В 33

После В 33 «Туристы» не выпускались около 17 лет. В 1977 году была выпушена модель 153-411. Она обзавелась более ярким дизайном, защитой передней и задней звезды. Переключение передач на этой модели добралось и до передней звезды. В целом модель сильно напоминала «Спорт» 452-01, которая выпускалась параллельно «Туристу».

Следующая модель 153-421 обзавелась багажником. Однако это не спасло эту линейку велосипедов от провала из-за низкого качества. Было принято решение сменить материал рамы со стали на алюминий обратно, что и привело к снижению прочности и качества. Модель была признана бракованной.

Технические характеристики «Туриста»

Первые «Туристы» от В 31 до В 33 хоть и имели различия, но основные характеристики различались не сильно и были следующими:

  1. Материал рамы – хромированная сталь (для В 33)
  2. База – 1090 мм
  3. Руль и вилка так же были изготовлены из стали, как и рама;
  4. Обода из алюминиевого сплава, размер покрышек 32×622 мм, что примерно соответствует диаметру 28 дюймов;
  5. Облегченные литые педали;
  6. Седла могли быть как жесткие, так и мягкие;
  7. 3 передачи;
  8. Вес – 14 кг.
  9. В комплект могло входить различное снаряжение, такое как звонок, фонари, насос со шлангом.

Тюнинг

Многие хотят затюнинговать старые советские велосипеды или просто дать им новую жизнь. «Турист», как один из самых популярных советских велосипедов, нередко попадает в руки таких умельцев.

Основные составляющие, которые будут необходимы к замене, — это:

  1. Шатуны и система;
  2. Кассета или трещотка;
  3. Цепь;
  4. Переключатели и шифтер;
  5. Обода и покрышки.

Практически все эти комплектующие лучше выбрать зарубежные. Однако те же переключатели можно приобрести и от Харьковского велосипедного завода. Обода и покрышки подойдут от любых других современных шоссейных велосипедов. Что касается тормозной системы, то привести в чувство стандартные тормоза будет несложно.

Что касается современного улучшения внешнего вида «Туриста», то в первую очередь многие его перекрашивают. Это не самый тяжелый процесс, и заняться им можно и в домашних условиях.

Тюнинг «Туриста»

Тюнинг «Туриста» в современном стиле

Многие умудряются переделывать «Туристы» и под вид современных шоссейных велосипедов. В таком случае придется заменить седло, тормозные ручки, переключатель.

Чтобы выделяться на улице в темное время суток, можно поэкспериментировать и с освещением. Можно установить подсветку на колеса и на раму. В качестве источника питания можно использовать как батареи, так и небольшие динамо-машины. Это будет не только красиво, но и безопасно при езде вечером и ночью.

Заключение

Подводя итог, то можно сказать, что в ХХ веке на Харьковском заводе начали выпускать настоящую легенду советской велоиндустрии. ХВЗ «Турист» был популярным байком не только среди велопутешественников, но и среди других любителей активного отдыха на великах. Его технические характеристики и цена сделали «Туриста» общедоступным средством передвижения. Нельзя не отметить тот факт, что даже сейчас у такого велосипеда есть свои поклонники.

Велосипеды

Велосипед FORWARD Nitro 16 (2020) оранжевый/белый

Велосипеды взрослые и детские: секрет удачной покупки

Выбирать велосипед взрослый следует в зависимости от того, насколько экстремально и часто вы планируете кататься.

Различают следующие типы велосипедов:

  1. Спортивные (шоссейные).
  2. Городские (дорожные, city bike).
  3. Горные (МТВ, mountain bike).
  4. Гибридные.
  5. Для экстремальных видов велоспорта (трековые гонки, BMX).

Спортивные (шоссейные) велосипеды

bike-sportivnii

> Отличаются хорошей аэродинамикой, благодаря чему на ровном асфальтовом держат скорость до 10 км/ч выше, чем горные или городские при равных затратах энергии.

Спортивный байк обладает рядом характерных особенностей:

— легкая тонкостенная стальная рама;

— меньшая по сравнению с городскими и горными моделями база;

— сильно изогнутый и низко расположенный руль;

— узкие шины колес (от 18 до 22 мм);

— небольшой вес, который варьируется в пределах 9-12,5 кг.

Спортивные велосипеды купить можно трех видов:

  1. Спортивно-шоссейные. Выпускаются для участия в спортивных соревнованиях по шоссейным и проселочным дорогам.
  2. Спортивно-трековые. Изготавливаются для тренировок и участия в соревнованиях на треках.
  3. Спортивно-туристические. Предназначены для массового велоспорта.

Шоссейный вариант – идеален для профессионального и любительского спорта, а вот для размеренной городской езды лучше купить велосипед дорожного типа.

Городские (дорожные, city bike) велосипеды

bike-gorod

Стильные, удобные, достаточно маневренные, комфортные дорожные велосипеды – недорогие модели, которые прекрасно подходят для спокойной езды по городу. За комфортную езду отвечают высокая посадка и особая конструкция, позволяющая сократить до минимума нагрузку на руки.

— большие колеса с шинами средней толщины;

— короткоходная или жесткая амортизационная вилка;

— ручные или ножные тормоза;

Могут выпускаться с широким подпружиненным седлом — «диваном», за счет которого увеличивается уровень комфорта во время езды. Нередко городской велосипед можно купить с предустановленным на заводе электрооборудованием.

bike-gornii

Горные велосипеды (МТВ, mountain bike)

Динамичный, безопасный и практически универсальный «всепроходный» транспорт. Он отлично справляется с бездорожьем и прекрасно чувствует себя на асфальтовой дороге. Для него езда по лесным тропам, подъемам и спускам, плохому грунту – нормальные условия эксплуатации. В зависимости от качества материалов и фирмы-производителя на горные велосипеды цена варьируется в достаточно широких пределах.

— велосипед горный имеет широкие 26-дюймовые колеса;

— амортизационная вилка (в основном, пружинно-эластомерная) – деталь, прикрепленная к колесу для смягчения ударов при движении;

— большое количество передач.

В настоящее время можно купить горный велосипед одного из двух классов:

  1. Хардтейл (hardtail) – имеют жесткую раму и амортизационную вилку.
  2. Двухподвес (full-suspension) – оборудованы задней и амортизационными вилками. Они смягчают удары при езде. Продажа велосипедов MTB – одно из направлений нашей деятельности, поэтому у нас представлен достойный ассортимент моделей ведущих производителей.

При желании на MBK можно установить багажник, крылья и другие аксессуары. Незначительная модернизация позволяет трансформировать горный велосипед в гибрид.

bike-hybrid

Гибридные велосипеды

Быстрые и доступные велосипеды – цены на них ниже, чем на горные модели. Отличаются от последних удобной посадкой и гладкими покрышками и увеличенным диаметром колес (28”) и наличием 24 скоростей. Его минусы – большой вес, не выдерживает высокие нагрузки и не предназначен для длительных путешествий.

Приобретая горный или гибридный велосипед в интернет, вы получаете прекрасный вариант для ежедневной езды и покорения бездорожья.

Велосипеды для экстремальных видов спорта

Трековый байк

Предназначен исключительно для гонок на треке.

— нет системы переключения скоростей;

— контактные педали – туклипсы, удерживающие ногу велосипедиста на педали. За счет чего повышается безопасность, сокращается давление на педаль и разгонная динамика, достигается полный контроль над управлением.

Велосипед BMX

Предназначен для езды на площадках для фрирайда, на перилах и ступеньках, в рамках. Нередко на них катаются и на грунтовых дорогах. На них выполняют различные трюки, поэтому оборудование и защита для него имеют большое значение. Отличаются колесами размером 20” или 24”, прочной вилкой и рамой. Нередко комплектуются гироротоном – устройством для вращения руля вокруг своей оси.

В BMX выделяют два направления: триал (trial), когда преодоление препятствий происходит сидя на байке, и флетленд, когда трюки исполняются на ровной поверхности. Для триала купить велосипед в магазине можно с размером колес 26”, а для стрит-триала – 24” и 26”.

Как купить взрослый велосипед и не ошибиться?

Первый значимый критерий — стиль катания. Он определит тип взрослого велосипеда, который подойдет именно вам.

Если вы стремитесь покорять бездорожье, хотите чувствовать себя комфортно и в «городских джунглях», то купить недорогой горный велосипед – самое правильное решение. Если вы планируете ездить исключительно по асфальту и хорошим грунтовым дорогам, оптимальным вариантом для вас будут комфортные городские модели. А если вас манит скоростная езда, обратите внимание на шоссейные велосипеды – наиболее быстрый тип велотранспорта. У нас вы можете приобрести их недорого, при этом качество вас приятно удивит.

Любители велопутешествий по достоинству оценят туристические модели с большими колесами (28”) и прочной рамой. Такой мужской велосипед способен выдержать и вес самого ездока, и его багаж. Те же, кто стремится овладеть искусством триала, фристайла и экстремальных трюков, должны выбирать модели, рассчитанные на большие нагрузки. Например, экстремальные хардтейлы, BMX, Street, Dirt MTB, модели для триала (trial) и фристайла.

Если же вы являетесь представительницей слабого пола и предпочитаете платья и юбки вместо спортивных костюмов, мы предлагаем вам купить женский велосипед с заниженной рамой. Созданные с учетом женской анатомии, они обладают серьезными преимуществами перед «мужскими» моделями: удобством посадки, небольшим весом, компактным рулем, мягким сиденьем. Можно подобрать варианты со стильными узорами на рамах. У нас вы можете приобрести женский велосипед недорого самых известных мировых брендов.

Следует отметить, что модели с заниженной рамой предназначены для прогулочной езды. Спортсменкам стоит рассмотреть спортивный или горный женский велосипед, который отличается от «мужского» расцветкой и иногда заниженной на 2” рамой.

Вторым важным критерием при выборе велосипеда для взрослого является «ростовка» — оптимальный для роста ездока размер рамы. Каждая модель выпускается в нескольких ростовках. Велосипеды наш интернет-магазин предлагает только завоевавших доверие потребителей марок. У нас вы сможете без труда подобрать хороший вариант. Следует знать, что только при соответствии роста ездока размеру рамы обеспечивается безопасность и комфорт во время движения.

Определить подходящую по размеру раму можно двумя способами.

bike-razmer ramy

  1. Воспользоваться таблицей.

Источники:

https://krutipedaly.ru/velosiped-turist-hvz-harakteristiki-rama-sportivnogo-harkovskogo-velosipeda/
https://www.velodepo.ru/velosiped-turist
https://velofans.ru/brand/velosipedy-turist-proizvodstva-hvz
https://qwerty96.ru/sport-tovari/bikes/