Велосипед вид сверху

Содержание скрыть

Рулевой стакан и рулевая колонка велосипеда. Виды и особенности

рулевая колонка велосипеда

Авторский уголок

рулевая колонка велосипеда

Наиболее важным звеном велосипеда, отвечающим за безопасное управление двухколёсным транспортным средством является рулевой узел. Несмотря на то, что в поворотах и непосредственном рулении райдер держится только за перекладину руля, основная же роль в плавности вращения и надёжности механизма отводится рулевой колонке, именно она совершает невидимую глазом механическую работу, и уже от качества её компонентов зависят все характеристики рулевого управления велосипеда. Поэтому в данной статье мы рассмотрим связку рулевого стакана (headtube) велосипеда и рулевой колонки (headset), поскольку вместе они дают возможность задавать любому велосипеду нужное направление.

Рулевой стакан рамы велосипеда

рулевой стакан рамыОснова рулевого механизма велосипеда начинается конечно же с рамы, а точнее со специальной её фронтальной части под устоявшимся названием «рулевой стакан» или же «рулевой колодец». Обычно эта часть рамы представляет собой короткую трубу определённого диаметра фронтальной части рамы, куда впоследствии помещается шток вилки. Разновидностей рулевых стаканов (как и самих велосипедных рам) существует немало и важно заметить, что все используемые стандарты НЕ взаимозаменяемы, поэтому обязательно нужно узнать тип и диаметр отверстий рулевого стакана конкретной рамы, чтобы правильно подобрать под него совместимую рулевую колонку. рулевой колодец рамы

По форме можно выделить следующие два типа рулевых стаканов рамы:

    Полая внутри труба стандартной прямоугольной формы следующих распространённых размеров по диаметру верхнего и нижнего отверстия соответственно (диаметр трубы сверху и снизу одинаков): 1 дюйм; 1.1/8 дюйма; 1.1/2 дюйма; 1.5 дюйма (one point five)рулевой стакан обычныйПодобные стаканы наиболее распространены для широкого круга рам, охватывая почти все возможные дисциплины и стили катания на велосипеде — от спокойных прогулочных, до экстремального кросс-кантри и фрирайда. По степени увеличения нагрузки на стакан можно условно отсортировать их таким образом: самые узкие рулевые стаканы (1 дюйм) чаще применяются для прогулочных и дорожных велосипедов; среднего размера рулевые стаканы (1.1/8 дюйма) хорошо подходят для байков с умеренными нагрузками в кросс-кантри или лёгком фрирайде; наконец увеличенные стаканы (1.5 дюйма) актуально применять в рамах для экстремального даунхила или дёрта, где часто требуется внушительный запас выносливости. рулевлой стакан один дюйм

Эти две разновидности форм рулевых стаканов в свою очередь подразделяются ещё на три типа в зависимости от специфики изготовления формы внешних граней верхнего и нижнего отверстий трубы:

однородные грани рулевого стакана

    Грани стакана однородной толщины и формы по всей длине трубы, без каких-либо выступающих частей или углублений. Достаточно частый случай и весьма распространённая практика, используемая многими производителями велосипедных рам. Такие стаканы просты в изготовлении, они универсальны и неприхотливы, под них легко подобрать рулевую колонку. В такой стакан можно установить стандартную или же полуинтегрированную рулевую колонку, подходящую под диаметр его отверстий. Стаканы без скошенных граней — это двоякое решение. С одной стороны бОльшая плотность металла по краям обеспечивает повышенную надёжность и выносливость, с другой стороны возникает вероятность люфта, поскольку чашка не имеет внутреннего упора. Также можно отметить теоретический лишний вес целиковой конструкции рамы, правда очень и очень незначительный. Для обычного вело-байкера такие изменения обычно ничтожны и незаметны.

Перечисленные различия рулевых стаканов, кажущиеся на первый взгляд несущественными, всё же могут оказать влияние на этапе выбора рамы под определённые требования велосипедиста. Так, например, рядовому пользователю обычно нет необходимости связываться с интегрированными системами из-за сложности в обслуживании и прочих нюансов; а так же имеет смысл обратить внимание на конические стаканы, если планируется собрать велосипед для супер-экстремального катания.

Рулевая колонка велосипеда

Рулевой колонкой обычно называется совокупность элементов (в частности чашек, колец, пыльников, якоря и т.п.) содержащих в себе подшипники открытого или промышленного (закрытого) типа. Именно рулевая колонка в конечном итоге обеспечивает вращение руля и вилки, отвечает за плавность этого процесса и долговечность эксплуатации без обслуживания. Выбор подходящей и главное совместимой рулевой колонки под имеющийся стакан рамы крайне важен для успешной её установки и хороших эксплуатационных характеристик рулевого управления в целом, в частности: отзывчивости руля; плавности и мягкости вращения; выносливости всего узла к тем или иным нагрузкам; отсутствия зазоров и люфтов; повышенной долговечности.

Среди всех существующих рулевых колонок выделяются два основных различающихся типа:

резьбовая рулевая колонка

    Резьбовая рулевая колонка (threaded). Неизбежный пережиток прошлого и в некотором смысле «классика», хорошо знакомая многим как практически единственный вариант, использовавшийся у велосипедов родом из СССР. Простая и понятная в установке и снятии, неприхотливая и дешёвая, но вместе с тем далеко не самая надёжная и не предназначенная для повышенных нагрузок. В наше время хоть и очевидно устарела наряду с прочими вариантами, но продолжает упорно использоваться производителями на велосипедах прогулочного и дорожного назначения, а также на крузерах. В целом такой выбор оправдан, поскольку для перечисленных дисциплин практически отсутствуют серьёзные нагрузки на данный узел и требования к нему минимальны.

резьбовая рулевая в разборе

Резьбовая рулевая колонка включает в себя верхнюю и нижнюю чашки, которые устанавливаются в стакан рамы методом запрессовки. Резьба, как и следует из названия, присутствует на штоке вилки (поэтому под такую рулевую колонку требуется специальная вилка с нанесённой резьбой и определённой длиной штока), предназначена она для закручивания верхней чашки, на которую с внутренней стороны так же нанесена резьба. Сверху конструкция дополнительно фиксируется и окончательно стягивается контргайкой, впоследствии крепко удерживая в рулевой трубе шток вилки. Подшипники (независимо от типа) помещаются традиционно внутрь верхней и нижней чашек. Резьбовая рулевая колонка хорошо узнаётся внешне во время визуального осмотра по характерной контргайке в верхней части рулевого стакана, также подобная конструкция отличается самым внушительным размером выступающих частей (по высоте относительно кромки трубы стакана) за пределы рамы. Резьбовая рулевая колонка также бывает и полуинтегрированной, когда чашки подшипников утоплены внутрь рулевого стакана рамы, а на поверхности остаются видимыми лишь внешняя грань верхней чашки и контргайка. Как таковых преимуществ такая конструкция не имеет именно в исполнении столь устаревшего решения и наличие внешних выступающих резьбовых элементов сводит все преимущества на нет.

безрезьбовая рулевая в разборе

Безрезьбовая рулевая колонка так же включает в себя две чашки, верхнюю и нижнюю, в которые размещаются подшипники независимо от типа. У чашек отсутствует резьба и устанавливаются они в стакан рамы методом запрессовки. Чтобы стянуть конструкцию вместе и удержать шток вилки в раме используется комбинация из: специального якоря, который помещается в шток вилки и раскрывается там, центрируя и выравнивая положение чашек и колец относительно друг друга; и выноса руля, обеспечивая финальную и надёжную затяжку (именно на крепление и фиксацию выноса отводится определяющая роль надёжного удержания вилки в раме. Безрезьбовая рулевая колонка хороша тем, что в некоторых вариациях исполнения у неё практически отсутствуют выступающие за пределы рулевого стакана элементы, что позволяет максимально опустить руль к раме при необходимости.

Преимущества безрезьбовых рулевых колонок в сравнении

Как известно, безрезьбовые колонки практически полностью вытеснили резьбовые из обихода за последние годы. Сейчас только безрезьбовые рулевые колонки устанавливаются на большинство современных горных (в том числе и профессионального назначения), BMX’ов и даже дорожных и шоссейных велосипедов, и на то есть множество веских и объективных причин:

    Вилки под безрезьбовую рулевую дешевле в производстве, поскольку возможна элементарная подгонка под размер любой имеющейся рамы, тогда как в случае с резьбовой конструкцией шток вилки должен точно соответствовать по высоте конкретному рулевому стакану рамы, жёстко к ней привязываясь.

Единственным преимуществом резьбовых рулевых колонок можно считать только возможность вертикальной регулировки руля вместе с выносом (часто в таких случаях это единое монолитное исполнение) в широком диапазоне.

Подвиды безрезьбовых рулевых колонок

Сами безрезьбовые рулевые колонки ещё делятся на три основных типа, отличия которых во многом существенны и их необходимо учитывать во время выбора на предмет совместимости с рулевым стаканом рамы:

    Стандартная безрезьбовая рулевая колонка с внешними чашками. Символьное обозначение такой рулевой EC (External Cup). Наиболее распространённый случай безрезьбовой рулевой, используется для горных и дорожных велосипедов разной направленности. безрезьбовая рулевая с внешними чашкамиЧасто называется Aheadset рулевая по названию бренда, впервые внедрившего этот стандарт на велорынок. Данная рулевая отличается тем, что чашки с подшипниками находятся вне рулевого стакана, за его пределами. рулевая с внешними чашками в разбореТакое исполнение более неприхотливое и менее дорогостоящее по сравнению с аналогами, однако выступающие наружу чашки сказываются на расстоянии от рулевого стакана до выноса, не позволяя снизить высоту выноса, а также чисто эстетически иногда выглядят весьма спорно. внешние чашки на рамеВ остальном стандартная безрезьбовая рулевая колонка представлет собой высококачественное и хорошо продуманное изделие, практически лишённое недостатков. Чашки с подшипниками запрессовываются в рулевой стакан рамы, при этом подшипники можно менять в случае износа. После вилка вместе с выносом руля выравнивается/стягивается специальным якорем и упорным кольцом, а в финале происходит основная фиксация всей конструкции креплением выноса.

Размеры и стандарты рулевых колонок

Для резьбовых (threaded) рулевых колонок существуют следующие стандарты с посадочными размерами:

  • Рулевая колонка 1″ дюйм с диапазоном внешнего диаметра чашек 30-30.8 мм и внутренним посадочным диаметром в пределах 26.4-27 мм
  • Рулевая колонка 1.1/8″ дюйма с внешним диаметром чашек 34 мм и внутренним посадочным диаметром 30 мм
  • Рулевая колонка 1.1/4″ дюйма с внешим диаметром чашек 37 мм и внутренним посадочным диаметром 33 мм

Для безрезьбовых (threadless) стандартных рулевых колонок (EC, aheadset) существуют следующие стандарты с посадочными размерами:

  • Рулевая колонка 0.833″ дюйма (обозначение EC32) с внешним диаметром чашек 32.7 мм и внутренним посадочным диаметром 26.4 мм
  • Рулевая колонка 1″ дюйм (обозначение EC30) с внешним диаметром чашек 30.2 мм и внутренним посадочным диаметром 26.4 мм
  • Рулевая колонка 1.1/8″ дюйма (обозначение EC34) с внешним диаметром чашек 34 мм и внутренним посадочным диаметром 30 мм
  • Рулевая колонка 1.1/4″ дюйма (обозначение EC37) с внешним диаметром чашек 37 мм и внутренним посадочным диаметром 33 мм
  • Рулевая колонка 1.5″ дюйма (обозначение EC49) с внешним диаметром чашек 49.7 мм и внутренним посадочным диаметром 39.8 мм
  • Рулевая колонка 2.21″ дюйма (обозначение EC56) с внешним диаметром чашек 56 мм

Для безрезьбовых (threadless) полуинтегрированных рулевых колонок (ZS, zerostack) существуют следующие стандарты с посадочными размерами:

  • Рулевая колонка 1.1/8″ дюйма (обозначение ZS41 и ZS44) с внешним диаметром чашек 41.3 и 44 мм соответственно, а так же внутренним посадочным диаметром 30 мм
  • Рулевая колонка 1.5″ дюйма (обозначение ZS49) с внешним диаметром чашек 49.7 мм и внутренним посадочным диаметром 39.8 мм
  • Рулевая колонка 2.21″ дюйма (обозначение ZS56) с внешним диаметром чашек 56 мм

Для безрезьбовых (threadless) интегрированных рулевых колонок (IS, integrated) существуют следующие стандарты с посадочными размерами:

  • Рулевая колонка 1″ дюйм (обозначение IS38) с внешним диаметром чашек 38 мм и внутренним посадочным диаметром 26.4 мм
  • Рулевая колонка 1.1/8″ дюйма (обозначения IS41, IS42 и IS47) с внешним диаметром чашек 41.3, 41.8 и 47 мм соответственно, а так же внутренним посадочным диаметром 30 мм
  • Рулевая колонка 2.05″ дюйма (обозначение IS52) с внешним диаметром чашек 52 мм

На основе приведённых размеров и обозначений не составит подобрать рулевую колонку под имеющийся стакан при условии правильного определения его типа и главным образом диаметра трубы.

Совместимость рулевых стаканов и рулевых колонок велосипеда

Изначально рулевые колонки, в зависимости от своего типа, вставляются исключительно в совместимые с ними рулевые стаканы. На практике же вся разница сводится к двум типам рулевых стаканов рамы: обычному или же интегрированному. Важно запомнить, что два этих случая не совместимы между собой и под каждый необходимо подбирать рулевую колонку исключительно своего типа. Таким образом:

    В интегрированный рулевой стакан рамы устанавливается только интегрированная рулевая колонка (is, integrated) и ничего больше.

Зная тип рулевого стакана рамы (один из двух перечисленных), совместимая рулевая колонка подбирается уже по размеру диметра отверстия трубы рулевого стакана и обычно не представляет никакой сложности. Искомый диаметр можно узнать либо из спецификации к своей раме (если таковая имеется); либо же измерив расстояние вручную, например штангенциркулем. В простом случае достаточно будет лишь подобрать рулевую колонку на основе полученных (стандартных) размеров стакана.

совместимость рулевых колонок

Однако бывают сложные случаи и различные исключения, когда можно установить рулевую колонку нестандартного или несовместимого размера в имеющийся рулевой стакан. Для этого существует золотое правило, с которым исключается ошибка: важно, чтобы размер рулевой колонки был равен диаметру стакана, или же был меньше. Только в этих случаях гарантируется установка и возможная совместимость. Если рулевая колонка в диаметре меньше отверстия стакана, то существуют специальные переходники для её установки, однако это больше относится к разряду нестандартных решений и подобных вариантов лучше избегать, подбирая рулевую в точности со стаканом рамы.

Для конического рулевого стакана чашки выбираются соответственно по отдельности, например: верхняя чашка будет диаметром 1.1/8″ дюйма, а нижняя чашка диаметром 1.5″ дюйма. Специальными переходниками так же можно установить в обычный рулевой стакан коническую вилку. В этом случае действует тот же принцип: рулевой стакан должен быть больше диаметра вилки. На данный момент есть возможность установки вилки с диаметрами трубы 1.1/8″(сверху)-1.5″(снизу) в рулевой стакан 1.5″ и даже в стакан 1.1/8″ при помощи специфических рулевых-переходников. Впрочем такой нестандартный подход несёт в себе мало практического смысла и не должен применяться в качестве повседневного.

Особенности выбора рамы по рулевому стакану

Очевидный момент, что бессмысленно выбирать раму будущего велосипеда «по стакану», т.к. обычно приорететнее оказываются более значимые её характеристики, например: низкий вес, материал или требуемая геометрия. Однако при скурпулёзном подходе будет не лишним обратить внимание и на конструкцию рулевого стакана в том числе. В этом случае логичнее всего выбирать раму со стаканом либо с изначально подготовленными скосами/фасками под запрессовку чашек рулевых (что будет заведомо правильнее и надёжнее в плане посадки на своём законном месте без люфта или зазора), либо же отдавать предпочтение раме со стаканом под интегрированную рулевую колонку как наиболее совершенного, продуманного и технически правильного решения, который прослужит верой и правдой долгие годы без необходимости частого обслуживания, регулировки или ремонта. При этом качественные и дорогие полуинтегрированные и стандартные рулевые так же заслуживают пристального внимания.

выбор рамы по стакану

Однако стоит учитывать, что под разные стили и дисциплины катания будут более уместны те или иные рулевые механизмы, выигрывая своими неповторимыми преимуществами, несмотря на устаревшие стандарты и прочие недостатки. Так для прогулочных, дорожных, комфортных велосипедов и круизеров однозначно лидирует резьбовая рулевая колонка во всех её вариациях, поскольку только она позволяет регулировать высоту руля вместе с выносом в довольно широком диапазоне, обеспечивая тонкую настройку для идеального комфорта и персонального удобства посадки. В то же время для дёрта, экстрима, трюковых дисциплин или даунхила требуется повышенная прочность всех узлов и компонентов велосипеда, в том числе и рамы, и в таком случае резонно рассматривать рулевые стаканы размерностей не ниже 1.5″ дюйма или же конические (tapered). Во всех остальных случаях роль рулевого стаканы не столь существенна.

Разница рулевых колонок и производители

эксклюзивная технология от cane creek

При кажущейся простоте и однотипности устройства такого узла как рулевая колонка, представленные варианты на рынке отличаются друг от друга, притом иногда весьма существенно. Но на что может влиять рулевая колонка велосипеда в конечном счёте и какие параметры значимы? Среди всех известных производителей у данного велосипедного узла имеют значение:

    Вес. Достаточно значимый параметр, который в конечном счёте оказывает влияние на конечную массу всего велосипеда. В гоночных и скоростных дисциплинах актуален минимальный вес для придания максимального ускорения и динамики, тогда как в экстримальных дисциплина дёрта или даунхила нужна максимальная прочность и вес не играет решающей роли. Обычно колеблется в пределах 100 граммов за рулевую в сборе.

многообразие рулевых

Производителей рулевых колонок существует немало, однако среди всего многообразия выделяются лишь некоторые, зарекомендовавшие себя высоким качеством, ответственным подходом к изготовлению и многолетней репутацией среди велосипедистов. Из таких брендов достойны внимания следующие: Acros, Blackspire, Cane Creek, Campagnolo, Chris King, FSA, Hope, Reset, Ritchey. Особенно заслуживают внимания те, которые знамениты многолетней историей в изготовлении исключительно рулевых колонок, например фирма Chris King выделяется ручным процессом изготовления и проектирования каждой рулевой колонки в сборе, включая этап тщательной предпродажной проверки каждого изделия.

Как происходит установка рулевой колонки методом запрессовки?

Подавляющее большинство рулевых колонок устанавливается или сопрягается с рамой методом так называемой запрессовки. Что он из себя представляет? Запрессовка — это способ совмещения/сопряжения деталей друг с другом «в натяг», воздействуя на них с определённым равномерным внешним давлением. В результате правильной запрессовки обеспечивается надёжная работа всего механизма или узла в совокупности.

процесс запрессовки рулевойРулевая колонка велосипеда чаще всего устанавливается в раму именно таким методом. Многие велосипедисты ошибочно полагают, что для проведения такой непростой процедуры достаточно воспользоваться молотком и «через деревяшку» буквально забить чашки рулевой в стакан рамы. Этот подход в корне неверный, так как при малейшей ошибке может стоит рамы (стакан может треснуть), или же повредить саму рулевую колонку, или же привести к неправильной установке и дальнейшему функционированию этого компонента. Для грамотной установки рулевой колонки велосипеда на своё законное место существует специальный инструмент под названием пресс рулевой колонки, представляющий собой стержень с двухсторонними насадками, которые упираются в чашки рулевой колонки с двух сторон стакана и равномерно, ровно и соосно утапливают чашки рулевой внутрь. пресс для рулевойИнструмент достаточно редкий в обиходе и досадно дорогостоящий, но при этом крайне необходимый для всех, кто хочет гарантировать правильность и долговечность рулевого механизма.

Необходимое обслуживание рулевых колонок и требуемый инструмент

Многие современные рулевые колонки относятся к так называемому типу необслуживаемых, т.е. не требующих вмешателства на весь срок эксплуатации. В частности это применимо к рулевым на промышленных закрытых подшипниках, которым не требуется смазка и не так страшны жёсткие и суровые условия эксплуатации. Однако среди всех рулевых колонок достаточно высокий процент и модификаций на открытых подшипниках с весьма ограниченным сроком службы и высокой степенью износа, которым требуется периодическое обслуживание. Оно заключается в периодической (минимум раз в сезон в зависимости от интенсивности катания) проверке состояния подшипников на износ и их смазывании. Степень износа подшипников проверяется визуально на предмет стачивания шариков, а смазываются они густой смазкой для подшипников, можно использовать как специализированную велосипедную так и любую подходящую, наилучшим образом подходит кальцевая смазка, например солидол.

Из необходимого инструмента для обслуживания рулевой колонки нужны лишь те, что позволяют снять всё лишнее и добраться до неё, а именно снять якорь и вынос руля с последующим извлечением штока вилки. Для этого чаще всего достаточно базового набора шестигранников (размерностей 3-4-5-6 мм) или звёздочек.

Какие бывают способы посадки на велосипеде?

Велосипед считается одним из самых простых в управлении видов транспорта. Со стороны езда на велосипеде выглядит элементарно. Однако не каждый любитель двухколёсных «коней» знает, какую огромную роль в процессе катания играют законы физики.

Велосипедная прогулка

Для того чтобы экономить силы и развивать хорошую скорость, спортсмен должен учитывать на первый взгляд незаметные факторы. Например, такие как сопротивление воздуха, утомляемость позвоночника. Для увеличения коэффициента полезного действия при кручении педалей нужно выбирать правильную посадку.

Что такое посадка на велосипеде?

Велосипедной посадкой называется поза спортсмена, в которой он передвигается на своём двухколёсном снаряде.

При обучении езде на велосипеде тренеры, как правило, уделяют немало внимания посадке ученика на снаряде. Ведь этот фактор в будущем может стать решающим при участии юного велосипедиста в гонках.

Важность правильной посадки

Почему же так важна правильная посадка на велосипеде? Дело в том, что многие велосипедисты проводят на снаряде очень много времени. Если при этом они выберут неправильную, искажённую позу, могут вскоре ощутить боль в спине, пояснице, плечах и конечностях.

Кроме того, неправильная посадка на велосипеде сулит быстрым утомлением спортсмена.

Различия посадок по высоте

Для разных целей катания велосипедисты используют разные типы посадки на снаряде.

  • низкую;
  • среднюю;
  • высокую.

В первом случае верхняя часть туловища спортсмена располагается практически горизонтально, что позволяет максимально сократить воздействие сопротивления воздуха на движущийся снаряд.

Низкая посадка

Во втором и третьем случае сопротивление воздуха выше. Поэтому гонщики никогда не пользуются такими способами посадки. Выпрямив туловище, они будут тратить больше сил на разгон.

Среднюю и высокую посадки, когда тело относительно снаряда наклонено на 45 и 90 градусов соответственно, чаще используют туристы или любители велосипедных прогулок в неспешном темпе.

Типы посадок по сфере применения

Для того чтобы говорить об этих способах посадки более подробно, нужно упомянуть, что все они различаются сферами использования. Поэтому их также можно разделить ещё и на такие типы:

  • спортивная;
  • туристическая;
  • прогулочная;
  • экстремальная (горная).

Спортивная

Как мы уже сказали ранее, спортивная посадка — низкая. Она позволяет спортсмену быстрее разгоняться на двухколёсном снаряде. Поэтому она используется преимущественно гонщиками.

При спортивной посадке человек наклонён вперёд так, что его спина практически параллельна земле.

Чтобы достичь комфорта при спортивной посадке, необходимо правильно настроить снаряд. В частности, седло велосипеда поднимают так, чтобы оно было выше руля. Рукоятки руля же при этом опускаются максимально вниз. Разница между высотой руля и седла, как правило, достигает пяти или десяти сантиметров.

Так как спортсмены, как правило, соревнуются по несколько часов, важно максимально разгрузить спину при движении. Для этого рукоятки гоночного велосипеда делаются продолговатыми, чтобы на них можно было опустить локти. Поэтому такую позу также называют локтевой.

Спортивная посадка не только помогает уменьшить сопротивление воздуха. В такой позе мышцы велосипедиста могут работать на полную мощность и при этом долго не уставать.

Туристическая

Туристы проводят за рулём велосипеда много времени. Но от спортсменов их отличают следующие особенности: за спиной у туриста, как правило, находится рюкзак, а при езде турист не будет смотреть вперёд. Он будет общаться с попутчиками и обозревать окрестности.

Поэтому туристы используют не низкую (спортивную) посадку, а среднюю. В такой позе угол между телом человека и дорогой достигает 45 градусов.

Для того чтобы турист чувствовал себя удобно в таком положении, на его снаряде должны быть настроены высоты седла и руля. Желательно, чтобы эти части располагались на одном уровне. Или же руль может быть выше сидения примерно на пять сантиметров.

В таком положении турист сможет долго крутить педали и не уставать. Вес верхней части туловища человека будет сосредоточен на руках, поэтому их нужно держать прямыми. Иначе конечности быстро устанут.

Эффективной для туристов эта поза считается ещё и потому, что она позволяет ехать по неровной дороге (а такие часто встречаются на пути путешественников). Кочки и бугры на поверхности не нанесут ущерба позвоночнику человека.

Туристы на велосипедах

Прогулочная

Человека, прогуливающегося на велосипеде, от туриста и гонщика отличает то, что он не работает на результат. Ему не так важно сохранять силы, ведь он крутит педали в весьма умеренном темпе. Ему вообще нет никакого дела до сопротивления воздуха, потому что он не разгоняется.

Поэтому для прогулок обычно используют высокую посадку, при которой угол между спиной человека и дорогой равняется девяноста градусам.

В такой позе человек может непринуждённо, без усилия рулить. Также с прямой спиной удобно рассматривать всё, что находится вокруг, и общаться.

Для того чтобы прогуливающийся велосипедист чувствовал себя комфортно в положении высокой посадки, руль его снаряда должен быть выше седла. Разница в высотах этих частей равняется десяти сантиметрам и более.

Однако в таком положении рекомендуется ездить только по гладкой дороге. Прямой позвоночник никак не амортизирует на дорожных выступах. Поэтому каждый «прыжок» колеса будет отрицательно сказываться на здоровье всей спины.

Стоит отметить, что описанные выше способы посадки актуальны только для прогулочных или шоссейных велосипедов. Способы посадки на горном же велосипеде немного отличаются.

Девушка на велосипеде

Посадка на горном велосипеде

Езда на горном велосипеде должна обеспечивать не только эффективную работу мышц ездока, но и его безопасность. Поэтому спортсменам важно не только правильно расположить своё тело, но и верно настроить горный велосипед.

Использование посадки

«Горная» посадка подходит не только велосипедистам, периодически проезжающим горные кроссы, но и экстремалам, которые любят делать трюки.

Положение тела

Во время езды по горной местности или во время выполнения трюков с прыжками и возвышениями положение тела спортсмена не статично. Велосипедист то прижимается близко к рулю (но не облокачивается на рукоятки как гонщик), то немного выпрямляется.

Опытные велосипедисты-горняки говорят, что при правильной посадке спортсмену должно быть неудобно сидеть на стоящем на месте велосипеде, но при этом именно эта поза должна быть самой удобной при езде.

Если человек сидит правильно, его плечи будут расслаблены. Руки при этом будут немного согнуты в локтях.

Седло

Высоту седла нужно настроить так, чтобы даже при полностью опущенной педали нога, стоящая на ней, оставалась немного согнутой в колене.

Подавляющее большинство велосипедистов-горняков предпочитают устанавливать седло горизонтально. Считается, что это самое удобное положение этой части снаряда.

Однако нельзя не отметить, что подъёмы проще проходить с немного опущенным носом седла. А выполнять трюки проще в том случае, если нос детали немного поднят.

Многие велосипедисты (особенно те, что питают тёплые чувства к дисциплине кросс-кантри) устанавливают руль ниже сидения на пять сантиметров. Это позволяет добиться низкой посадки, подобной той, что используют гонщики.

Однако положение, в котором седло и руль находятся на одном уровне, тоже допустимо.

Особенности

Езда по горам или бугристым велотрекам — единственный случай, когда человек может передвигаться не исключительно сидя. Допускается также и возможность становления спортсмена на педали. Однако нужно понимать, что это очень не эргономичное положение, при котором все мышцы устают быстрее.

Мы рассказали вам об основных типах посадки на велосипеде. Помните, что от положения вашего тела зависит то, насколько удобным и продуктивным будет ваше катание.

Мы будем благодарны, если в комментариях вы расскажете о том типе посадки, который используете, и опишите его плюсы и минусы.

Гибридный велосипед

Гибридными велосипедами уже никого не удивишь, но есть среди них относительная новинка, которая вызывает повышенный интерес общественности, — велосипед, скрещённый с мопедом.

Виды горных лыж

Какие бывают горные лыжи? По уровню катания, по радиусу поворота, по виду снежного покрытия, по видам спорта. Трассовые и внетрассовые.

Из каких деталей состоит велосипед. Устройство велосипеда

устройство велосипеда

Каждый велосипедист должен знать то, на чем он ездит. По крайней мере, основные детали и их расположение. Знание того, как функционирует велосипед и из чего он состоит, поможет райдеру осуществить мелкий ремонт на дороге или приобрести вышедшую из строя запчасть. Например, знания об устройстве колеса помогут ему снять и заклеить камеру в случае пробоя.

А, как известно, пробив колеса – это самая распространенная поломка велосипеда.

Цель данной статьи – рассмотреть устройство велосипеда и помочь широкой аудитории райдеров поближе познакомиться с собственным агрегатом.

Устройство велосипеда

Условно весь велосипед можно разделить на несколько основных частей:

    ;
  1. Трансмиссия;
  2. Тормозная система;
  3. Колеса;
  4. Рулевое управление.

устройство велосипеда

Рассмотрим каждую систему подробнее.

Своего рода «скелет» велосипеда. К раме крепятся все остальные узлы. Она состоит из передних труб. На городских велосипедах бывает одна передняя труба, а на шоссейных и горных байках всегда две. Спереди они соединяются и перерастают в рулевой стакан – часть рамы, куда вставляется шток вилки и рулевая колонка.

С другой стороны передние трубы соединяет подседельная труба, из которой к заднему колесу выходят по две трубы с каждой стороны – они называются перья. Каретка вставляется в кареточный стакан. Схема велосипеда и конструкции его рамы отлично отображает местоположение каждой составляющей.

Рама байка выполняется из различных материалов: сталь, алюминий и карбон. Сталь достаточно тяжелый и негибкий металл. Это увеличивает вес байка, и ужесточает преодоление неровностей. Прыгать и исполнять трюки на таком велосипеде очень сложно и жестко. Поэтому он применяется только на городских типах велосипедов.

Более универсальный материал – алюминий. Он легче и гибче. За счет этого сопротивление воздуха уменьшается, а преодоление препятствий проходит плавно и мягко. Данный металл используется на большинстве горных, городских и шоссейных велосипедов средней ценовой категории.

Углеродное волокно является более гибким и легким металлом. Он обладает повышенным запасом прочности. Однако его существенный недостаток – стоимость. Поэтому карбоновые рамы стоят только на дорогих профессиональных велосипедах.

Также стоит упомянуть, что рама бывает складная. В одном или нескольких местах в конструкции имеются шарниры, которые позволяют складывать раму и облегчать процесс транспортировки.

устройство велосипеда

Трансмиссия

Скоростные велосипеды имеют передние и задние звездочки, по которым движется цепь. Задние звезды называются кассетами. Их количество зависит от скоростей. Спереди и сзади на звездах имеются переключатели, переводящие цепь на звезду нужного уровня. Передачи переключаются посредством ручных рычагов или манеток, располагающихся на руле.

В кареточном стакане, о котором было сказано выше, располагается каретка. К ней крепятся передние звезды и шатуны, а к шатунам – педали. Свободное вращение обеспечивают подшипники и должный уровень смазки. Чтобы детали не повредились, а педалирование было таким же беспрепятственным, необходимо периодически разбирать и смазывать каретку. А во время мытья велосипеда старайтесь избегать прямого попадания влаги в кареточный узел.

Тормоза

Тормоза приводятся в действие посредством рычагов на руле. К каждому колесу от рычагов идут тросы, передающие тормозное усилие. На современных велосипедах устанавливается 2 типа велотормозов:

  1. Ви-брейки;
  2. Дисковые.

Если на байке установлены гидравлические дисковые тормоза, то от переключателей к колесам идут шланги, внутри которых располагается жидкость. Под усилием рукоятки жидкость давит на колодки, а они в свою очередь совершают трение о диск – так происходит торможение.

Система V-brake или клещи, как их называют в любительских кругах, представляет собой колодки, которые при нажатии на рукоятку совершают трение об обод колеса. Данный вид тормозов менее точен, чем дисковый. Он становится практически бесполезен в дождливую погоду, когда колодки скользят по мокрым ободам. Преимущество ви-брейков в их доступности. О том, как выбрать велотормоза, вы можете узнать в одной из наших статей.

устройство велосипеда

Колеса

Самая заменяемая и ремонтируемая часть велосипеда. Колесо состоит из:

    ;
  1. Камеры;
  2. Обода;
  3. Спиц; .

Существует бескамерный тип колес, где воздух накачивается прямо в покрышку. Чтобы камеру не проткнуло острием спицы, с внутренней части обода устанавливается резиновый флиппер. Накачивание колеса производится через ниппель.

устройство велосипеда

Рулевое управление

В рулевой стакан сверху вставляется рулевая колонка, а снизу – шток вилки. К рулевой колонке может устанавливаться вынос руля. Он позволяет регулировать руль относительно велосипедиста на правильном расстоянии.

Руль бывает различной формы:

  1. Прямой;
  2. U-образный;
  3. Руль, напоминающий вид рогов.

Прямые рули чаще всего встречаются на горных моделях. Изогнутый вверх, напоминающий букву U, применяется на дорожных моделях. А изогнутый вниз или напоминающий по форме бараньи рога, устанавливается на шоссейные байки. Чтобы изменить тип хвата на горном велосипеде, можно установить рога на руль. Некоторые модели комплектуются ими с завода, а на другие нужно приобретать дополнительно.

На руле располагаются манетки – переключатели скоростей, тормозные рычаги и грипсы – резиновые накладки на руль для удобного хвата.

Рулевая колонна устанавливается внутрь штока вилки. Это позволяет передавать движение руля на колеса. Колесо крепится к вилке в двух местах, которые называются дропаутами. Вращение обеспечивают подшипники, располагающиеся внутри рулевого стакана.

Конечно, в велосипеде есть еще немало мелких деталей и нюансов, которые содействуют стабильной работе агрегата. Но уже благодаря приведенным выше знаниям о том, из чего состоит велосипед, многие смогут произвести мелкий ремонт или замену определенных деталей.

Подробно об устройстве велосипеда

Устройство велосипеда

Нет таких людей, которые не любили бы кататься на велосипеде. Но есть и такие, для которых путешествие на этом виде транспорта, является частью жизни. Сегодня велосипед – больше хобби, хотя еще не так давно ими были переполнены городские улицы. Те, кто заинтересовался этим мобильным устройством, должны знать: какие модели выпускают, для чего предназначена каждая из них, и из каких частей он состоит, т.е. устройство велосипеда.

Знание устройства велосипеда поможет самостоятельно справиться с несложной поломкой, даже модернизировать «железного коня», да и просто нужно для общего развития.

Устройство велосипеда, или из каких деталей он состоит

Деталей механизмов много:

  • рама, состоит которая из головной, верхней и средней трубок;
  • подседельная трубка и штырь подседельный;
  • седло;
  • руль;
  • вынос руля;
  • рулевая колонка и грипсы;
  • тормозная рукоятка;
  • переднее колесо и тормоз;
  • вилка передняя, втулка и фиксатор тормоза;
  • задние колесо и тормоз;
  • комплект звездочек втулки задней и гайка крепления колеса;
  • задние переключатель и перо вилки;
  • торса переключателя передач;
  • обод;
  • шины и спицы;
  • переключатель передний:
  • звездочка ведущая;
  • вентиль;
  • шатуны;
  • каретка;
  • цепь и педали.

Подробно об устройстве велосипедной рамы

Велосипедная рама

Говоря об устройстве велосипеда, правильно начать с рамы — главного элемента и основы транспортного средства. По конструкции она бывает закрытого типа или открытого. Закрытый — классика: в нем прямая верхняя труба. В открытом варианте она изогнута и расположена внизу. Раму такую придумали специально для женщин. Разные производители видоизменяют рамы, подгоняя их под конкретную модель.

О трубе подседельной

Подседельная труба

В далекие времена труба играла в устройстве мобильного средства передвижения основную роль: от ее размера отталкивались, выбирая транспортное средство. Позже критерием выбора стала верхняя рама, без которой транспортное устройство не может существовать.

Не относится к главному элементу и подседельный штырь – еще один элемент, устройства байка, предназначенный для настройки под рост конкретного человека велосипедного седла.

Седло – важный элемент в устройстве велосипеда

Седло

Седло подразумевает частичную нагрузку, т.е. человек не садится на него полностью, как на сидение. Во время езды масса велосипедиста равномерно распределяется на седло, педали и руль. У всех моделей эта деталь практически одинакова (разве что, в женских вариантах оно может быть шире). Чтобы не испытывать дискомфорт во время поездок, не рекомендуются большие перерывы. Если же такое случилось, по разным причинам, велопрогулки начать нужно с минимального времени, которое постепенно увеличивают до привычного. Чтобы не чувствовать боли после катания, седло «покрывают» специальными накладками, выпускать которые начали в последние годы.

Руль, как часть устройства велосипеда

Руль

Устройство руля следующее: элемент, соединяющий рулевой штырь с трубкой руля, называется выносом руля. Различают нерегулируемый вынос и регулируемый. От этого элемента зависит многое, поэтому низкого качества он не может быть. Помимо технических моментов, на которых отражается неправильно выбранный вынос руля, это негативно воспринимается райдером, который быстро устает во время поездок на велосипеде.

Устройство колонки рулевой

Рулевая колонка

Она вращает в головной раме велосипедную вилку, а устройство ее такое: две чаши — нижняя и верхняя, пара подшипников и упорные кольца. По конструкции различают резьбовые и безрезьбовые рулевые колонки. Несмотря на то, что первый тип давно устарел, его продолжают использовать отдельные производители. Модели такие стоят недорого и не являются надежными. Резьба нарезана на вставляемой вилке и чашке верхней. Для крепления вилки сверху на нее накручивают прижимную чашку. Всю эту конструкцию фиксируют контргайками. Без разводного ключа разобрать ее не получится.

Современные безрезьбовые колонки установлены на многих моделях байков. Их устройство позволяет легко вставить вилку в трубу рулевой рамы и зафиксировать. Разобрать и собрать узел — важный элемент устройства велосипеда, можно, используя стандартный набор велосипедных ключей.

Что представляют собой грипсы

Грипсы

Это насадки на руль велосипеда, важные для комфортной езды райдера а, кроме этого, повышающиеся безопасность. Изготавливают их из пластика, кожи, пены, геля.

Зачем нужна рукоятка тормозного привода и ее устройство

Рукоятка тормозного привода

Ей в устройстве байков отводится важнейшая роль — торможение. С тормозным рычагом она соединяется специальным стальным тросиком, который прижимается к корпусу велосипеда фиксатором.

Что полезно знать о колесах

Колеса

Диаметр колес в современных велосипедах одинаков, для детских конструкций они имеют разные размеры, чтобы можно было легко управлять велосипедом детям разного возраста. Минимальный размер колес велосипедов детских – 14 дюймов. С 24 дюймов начинаются модели подростковые. Для велосипедов горных размер составляет 26 дюймов. Эти велосипеды отличаются жесткостью, необходимой при езде по неровным поверхностям. Самыми большими считаются 28-дюймовое, которыми оборудуют гибридные и шоссейные велосипеды, развивающие большие скорости. В последнее время выпускают 29-дюймовые колеса, спрос на которые возрастает.

Ведущим является заднее колесо, а рулевым — переднее.

К ним предъявляются определенные требования.

Колеса должны быть:

  • легкими, прочными;
  • сбалансированными;
  • выдерживать удары и неровности покрытия.

Устройство втулки велосипедной

Велосипедная втулка

В устройстве велосипеда ей отведена центральная часть колеса. Втулка вращается вокруг неподвижной оси подшипников, которые бывают закрытыми и разборными. Для крепления спиц к ободу, на втулках делают фланцы. Если втулка для переднего колеса, у нее предусмотрены крепления для тормозного барабана и тормоза дискового. Задние планетарные втулки обычно ассиметричные. В середине у них установлена система переключения передач.

Материал, из которого изготавливаются оси втулок: сталь, алюминий и титан.

Различают их по следующим признакам:

  • прочности;
  • устойчивости к внешним воздействиям;
  • типу подшипников;
  • наличию специальных устройств.

Втулка соединяется с ободом с помощью спиц, основное назначение которых – обеспечение жесткости, прочности и амортизации. У спиц имеется резьба с одной стороны, другой конец заканчивается загнутым кольцом. К ободу крепятся они при помощи ниппеля.

Чтобы эта деталь устройства велосипеда не поддавались коррозии и отличались продолжительным сроком службы, ее изготавливают из стали нержавеющей. Более высокое качество у спиц из титана. Хуже себя зарекомендовали оцинкованные, хромированные и спицы из углепластика. Они хрупкие, следовательно, опасные.

Прочность спиц зависит от нанесенной резьбы, которая бывает накатанной и нарезной. Для первой характерно то, что диаметр вершины резьбы больше, чем у стержня. В этом случае тело спицы прочнее. Велосипеды с такими спицами стоят дорого, поскольку накатка – дорогостоящий процесс.

Назначение обода

Обод

Прочность колеса велосипеда зависит от обода, поэтому он должен соответствовать характеристикам, перечисленным ниже:

  • быть легким;
  • прочным;
  • эстетичным;
  • обеспечивать крепление достаточного количества спиц.

Если на этом транспортном средстве установлены тормоза ободные, то для них присутствует ободная дорожка. Если такой нет, то тормоза стоят дисковые. На обод приходятся мощные удары, поэтому при низком качестве обода, тормозные дорожки протираются, появляются трещины и «восьмерки». Чтобы этого избежать, обращайте внимание на качество и конструкцию этой составляющей устройства велосипеда при покупке. Среди всех видов, надежными, райдеры считают обода, изготовленные из алюминия. Хотя выпускаются и пластиковые, стальные, карбоновые.

Что важно знать о шинах

Шины

Покрышки накачивают воздухом. И сделать это можно по-разному, т.е. есть возможность регулировки жесткость шин. Различаются покрышки рисунком и размером, зависящим от диаметра колеса. Рисунок же выбирают, исходя из типа покрытия дорог, по которым предполагается ездить. Для твердого покрытия подойдут узкие покрышки без рисунка. Шины большей ширины, называемые «грязевыми» подойдут для мягкой почвы. Покрышки с выраженным рисунком предпочтительны для катания по неровным поверхностям.

Еще один тип покрышек представляет нечто среднее. В них грунтозацепы расположены по краям, поэтому не мешают передвигаться по асфальту и по почвам мягким.

Трансмиссия

Трансмиссия

Задача трансмиссии — передавать колесу усилие ног. При выборе транспортного средства внимание обращайте на качество шатунов, каретки и звездочек.

Как выбрать качественную цепь

Велосипедная цепь

О качестве цепи судить можно по внешнему виду, поэтому при покупке на него нужно обращать внимание. О низком качестве свидетельствует желтый отлив и черные боковые пластины. К цепям среднего качества относятся никелированные цепи. К высоконадежным относят цепи серого цвета матовые. Это устройство требует периодической смазки, подтяжки, замены, промывки

Педали

Педали

Выбирают их индивидуально, согласно предпочтениям. Если этот элемент, установленный на байке, не нравится, заменить его не составит проблем.

Источники:

https://nopoint.ru/rulevoj-stakan-i-rulevaya-kolonka-velosipeda-vidy-i-osobennosti/
https://aktsport.ru/velosiped/tipyi-posadki.html
https://velife.ru/zapchasti-i-detali/ustrojstvo-velosipeda-iz-kakix-standartnyx-detalej-sostoit-velosiped-osnovnye-terminy-i-opredeleniya.html
https://motocarrello.ru/znakomstvo/1310-ustrojstvo-velosipeda.html