Велосипедист на тротуаре

Содержание скрыть
3 «Выделенка» для велосипедистов: как правильно ездить по велодорожкам

Как мы катались на велосипеде по тротуарам

Впечатления оказываются разными: в отличие от меня, последний раз катавшегося на велосипеде в юности, Костя оказывается хорошим и опытным наездником. Вскочив на велосипед, он легко объезжает пешеходов, лавируя между ними даже на большой скорости. Фото: ПГ/Михаил Нилов

С приходом лета тротуары столицы заполоняют любители передвигаться с ветерком. «Водителей» экзотических «транспортных средств» вроде гироскутеров или сигвеев можно ещё как-то простить — их относительно немного и закона для них ещё не написали, чего не скажешь о велосипедистах. Что заставляет их мчаться по запрещённой для любого транспорта территории — пешеходной? Как к этому относятся сами пешеходы? Это и решили выяснить наши корреспонденты, сев за руль прокатного велосипеда.

Безопасность против правил

Ближайший пункт проката велосипедов находится всего в нескольких сотнях метров от нашей редакции. Вооружившись двухколёсным средством передвижения, мы с коллегой Константином Никитиным прокладываем маршрут от Лесной улицы на Триумфальную площадь вдоль Тверской. На велосипед садимся попеременно, чтобы сравнить ощущения. Впечатления оказываются разными: в отличие от меня, последний раз катавшегося на велосипеде в юности, Костя оказывается хорошим и опытным наездником. Вскочив на велосипед, он легко объезжает пешеходов, лавируя между ними даже на большой скорости.

«Хоть это и по правилам, но я считаю, что ехать, прижавшись к обочине проезжей части, довольно опасно. Автомобилисты зачастую не замечают даже мотоциклистов, а уж велосипедистов — подавно!», — поясняет коллега.

Моя скромная попытка выехать, как то предписывают правила, на проезжую часть, остаётся безуспешной. Вдоль тротуара сплошной вереницей припаркованы автомобили. В результате я вынужден ехать посреди дороги и слышать тревожные гудки в спину. После нескольких минут беспокойного оглядывания я с облегчением возвращаюсь на безопасный тротуар.

Мечта пешехода

Большинство прохожих реагируют на велосипедистов спокойно, отходя в сторону при звоне колокольчика. Правда, одна девушка при виде меня застыла как вкопанная, не решаясь продолжить путь. «Однажды меня сбил велосипедист, — объясняет своё замешательство 25-летняя филолог Марина. — Я шла по тротуару, когда навстречу мне из-за угла, не сбавляя скорости, выскочил велосипед. Между нами было метров 10. Я вижу, что он несётся на меня, и делаю шаг влево — он тоже поворачивает влево, я делаю шаг вправо — он вправо. И вот так мы шарахались, пока в итоге не столкнулись».

По словам Марины, велосипед влетел в неё на большой скорости и опрокинулся вместе со своим седоком. Жертва получила ушибы и ссадины — и с тех пор категорически не доверяет наездникам. «Я считаю, их нужно учить правильной езде: не разгоняться, не выскакивать на скорости из-за угла, притормаживать на поворотах, не ездить в толпе», — перечисляет девушка список своих претензий. По её мнению, спасти пешеходов от опасных ездоков могли бы специальные курсы, на которых велосипедистов заставляли бы учить правила поведения на улицах. «Я считаю, что в обществе нужно создать такую обстановку, чтобы все знали элементарные правила дорожного движения, а при покупке велосипеда покупателю выдавали бы какой-нибудь буклет со всеми необходимыми правилами», — мечтает Марина.

Глядя сквозь пальцы

Вновь оказавшись в седле, Константин тут же нарушает ПДД — проезжает по наземному пешеходному переходу верхом на велосипеде (хотя обязан был спешиться и вести транспорт, придерживая за руль). Будто специально вслед за ним переход пересекает патрульная машина дорожно-постовой службы. К моему удивлению, гаишники не обращают на нарушителя никакого внимания.

«Они относятся к велосипедистам лояльно, — успокаивает Константин. — Примерно как к пешеходам, которые перебегают улицу в неположенном месте — на них же тоже обычно никто не отвлекается». К возможному ужесточению ответственности за езду по тротуарам и другие нарушения ПДД мой коллега, как и большинство опрошенных нами велосипедистов, относится негативно: «Ужесточать можно в том случае, если власти позаботятся о том, чтобы предоставить что-то взамен — например, создадут большую и разветвлённую сеть велодорожек, выделят специальные полосы на тротуаре, чтобы по ним можно было ездить. Либо как-то повлияют на водителей, чтобы они были внимательнее и лучше относились к велосипедистам».

«Я не против езды по правилам — но только если это будет для меня безопасно. Я нарушаю правила ради своей безопасности, а не ради того, чтобы нарушать правила», — чеканно замечает 33-летний велосипедист Пётр, встретившийся нам на тротуаре за переходом.

Игра в кегельбан

На Тверской улице пешеходные дорожки широки и просторны. В выходные и праздничные дни они забиты пешеходами, но в рабочие будни прохожих мало — их легко объехать, не снижая скорости. Воспользоваться колокольчиком-сигналом приходится лишь раз — когда на пути оказывается компания подростков, растянувшихся в шеренгу во всю ширину тротуара.

«В принципе, вы мне не мешаете — успокаивает то ли меня, то ли себя самого 72-летний пенсионер Александр. — Но лучше бы вы всё же ездили только по велодорожкам. Потому что я несколько раз видел, как велосипедисты наезжали на маленьких детей. Это, конечно, плохо. На тротуаре дети и их родители расслабляются и чувствуют себя в безопасности, а велосипедист не всегда успевает затормозить вовремя. Вон — посмотрите как он несётся!»

В нашу сторону летит велосипедист, даже приподнявшийся с сиденья, чтобы удержать высокую скорость. Увидев мои жесты, он притормаживает и охотно рассказывает о своих ощущениях за рулём. «На тротуаре ощущения, будто я играю в кегельбан, потому что всё время приходится кого-то объезжать, — смеётся 31-летний преподаватель гончарного мастерства Нестор. — Но в пешеходов я никогда не врезался. Я хорошо маневрирую».

По словам Нестора, он был бы только рад кататься исключительно по велодорожкам — но они, к сожалению, имеют свойство неожиданно прекращаться. «Какой-то участок ты проезжаешь как положено, а потом дорожка исчезает — и куда тебе в этом случае деваться? Телепортироваться на следующую?», — резонно замечает молодой человек. Что касается езды по проезжей части, то к ней он прибегает крайне редко — и только на тихих улочках. А на проспектах, где мчатся машины на большой скорости, он чувствует себя некомфортно. «Конечно, на велосипеде-шоссейнике можно «втапливать», удерживая соразмерную машинам скорость. Но поскольку у меня горный велосипед, всё равно отстаёшь. И приходится выбирать — либо ты создаёшь угрозу прохожим, либо машины — тебе», — признаётся Нестор.

Неизвестные правила

На Триумфальной площади немноголюдно, однако почти каждая лавочка занята, а влюблённые парочки ухитряются и в рабочие часы покачаться на установленных мэрией качелях. Рядом с памятником Маяковскому на велосипедах типа BMX отрабатывают велотрюки двое школьников, оставшихся на каникулы в городе.

«Чаще всего мы катаемся по тротуарам. Но если там много людей, тогда жмёмся к обочине на проезжей части», — делятся восьмиклассники Артём и Никита. О том, что по тротуарам нельзя кататься, они даже не знают: ни дома, ни в школе им об этом никто не рассказывал. Может, оно и к лучшему: детям надёжнее оставаться на тротуаре, пусть и верхом на велосипеде.

«По проезжей части передвигаться на велосипеде небезопасно. А по тротуарам мы стараемся ехать медленно и аккуратно — чтобы никого не задеть», — рассказывают подростки. Прохожие, по их словам, чаще всего никак на них не реагируют: всё-таки велосипед в большом городе — дело привычное. Правда, если ребята увлекаются скоростью, то на них иногда обращают внимание и делают замечания, крича вслед что-то резкое.

А вот 35-летняя гид Светлана говорит с абсолютной убеждённостью, что в отсутствие велодорожек можно ездить по тротуарам: «Прохожих я стараюсь не беспокоить. Отношусь с уважением, потому что когда я сама иду пешком, мне не нравятся несущиеся на большой скорости велосипеды». По мнению Светланы, всех велосипедистов нужно обучать правилам дорожного движения и ужесточать ответственность на их нарушение.

Всё будет как в Амстердаме

Сделав перерыв в езде по тротуарам, репортёры «Парламентской газеты» опрашивают прохожих и встречных велосипедистов. «По правилам дорожного движения велосипедист обязан двигаться по дороге с автомобилистами, — выказывает осведомлённость убеждённый пешеход, 22-летняя студентка экономического факультета Александра. — Я понимаю, что велосипедистам страшно ездить по дорогам. Но по тротуарам им ездить тоже не стоит! Я считаю, что выбор очевиден: либо по выделенным велодорожкам, либо вместе с машинами».

С Александрой полностью согласен курьер по доставке еды, 24-летний Ислам, использующий велосипед как рабочий инструмент. «Я езжу по проезжей части, у меня в любое время суток горит белый фонарь спереди и красный сзади. На тротуарах я нахожусь не более двух процентов от километража, и за 33 тысячи наезженных мной километров я ни разу не имел проблем ни с автомобилистами, ни с пешеходами. Они со мной, надеюсь, тоже — по крайней мере, мне о таких проблемах ничего не известно», — смеётся уроженец Узбекистана.

На обратном пути в редакцию мы с Константином сдаём арендованный велосипед и сталкиваемся у паркинга с пожилым представительным мужчиной, который берёт велосипед в аренду. Оказывается, Iceman (так причудливо представился 58-летний мужчина) 11 лет прожил в Амстердаме и многое может рассказать о культуре езды на двухколёсном транспорте. Велосипед для него — не забава для покатушек, а самое настоящее средство передвижения. Потому и душа у него болит за всех собратьев по увлечению.

«Если сравнивать с Голландией, то у нас это дело, конечно, недоработано: много тупиковых велодорожек. Велодорожная сеть у нас в зачаточном состоянии, — сетует сотрудник центра паллиативной медицины. — Но зато я вижу, как всё развивается колоссальными темпами. Невозможно такой старый город, как Москва, мгновенно переоборудовать — это нереально по затратам. Главное, что прогресс налицо, и всё больше горожан могут пользоваться велосипедами, благо для них на каждом шагу установлены пункты велопроката, и уже много есть велодорожек. Так что всё идёт как надо, это естественный ход событий!».

200 километров превысила протяжённость велодорожек в Москве. На столичной карте отмечены 56 велосипедных маршрутов, которые проходят по центральным улицам и паркам, вдоль трасс и рек

СПРАВКА

Согласно положениям раздела 24 Правил дорожного движения, тротуар — это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов. Велосипедисты обязаны двигаться по проезжей части в один ряд по правой стороне. Правило перестаёт действовать, если рядом есть велосипедная дорожка — тогда велосипедист обязан ехать по ней.

Так как велосипед является транспортным средством, а велосипедист квалифицируется как водитель велосипеда, то движение через перекрестки осуществляется по общим правилам проезда регулируемых и нерегулируемых перекрёстков. Что касается пешеходных переходов, то они предназначены исключительно для пешеходов. Ехать на велосипеде по переходам нельзя, можно только, спешившись, везти велосипед.

Велосипедисты, катающиеся по тротуарам при наличии велодорожки или возможности ехать по проезжей части и пренебрегающие приоритетом пешеходов, массово нарушают правила дорожного движения. Подобное нарушение подпадает под пункт 2 статьи 12.29 КоАП РФ и квалифицируется как нарушение ПДД лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения. Нарушитель рискует получить предупреждение или административный штраф в размере 800 рублей. А в случае, если нарушение совершено в состоянии опьянения, виновнику грозит штраф от 1000 до 1500 рублей.

Почему велосипедист выбирает тротуар?

Стараясь обезопасить себя, велобайкер ставит под угрозу безопасность пешеходов

Почему велосипедист выбирает тротуар?

Фото: Игорь Самохвалов / «Парламентская газета»

Всё больше жителей крупных городов в качестве средства передвижения выбирают велосипед. Власти мегаполисов идут им навстречу — обустраивая велодорожки, велопарковки, пункты проката. В достаточном ли количестве? Очевидно, что нет. Более того, даже существующая сеть велодорожек не отвечает требованиям безопасности. Поэтому в качестве альтернативы велосипедисты выбирают тротуар, угрожая уже безопасности пешеходов.

Самый небезопасный транспорт

По данным Госавтоинспекции, за 2016 год в целом по стране произошло 5063 ДТП с участием велосипедистов. Погибли 384 человека, 4813 получили ранения. С учётом того, что в России велосезон длится всего несколько месяцев, потери существенные, тем более что сообщения о смертельных происшествиях появляются практически каждый день.

Так, во Владимирской области 28 июля этого года водитель сбил велосипедиста, который двигался по правому краю проезжей части в попутном направлении, а когда повернул налево, его сбил автомобиль. Дело закончилось госпитализацией с тяжёлыми травмами.

Аналогичный случай, но уже со смертельным исходом произошёл 30 июля в Ямало-Ненецком автономном округе: квадроцикл, обгоняя автомобиль, не справился с управлением и сбил на обочине велосипедиста. Велосипедист и пассажир квадроцикла погибли.

1 августа за сутки в Прикамье водители сбили троих детей на велосипедах. Водитель отечественной легковушки на перекрёстке сбил 14-летнюю девочку, которая ехала на велосипеде по нерегулируемому пешеходному переходу. Другой водитель выезжал со двора задним ходом и не заметил девятилетнего велосипедиста. А 14-летний подросток, двигаясь по правой обочине в попутном направлении, выехал на проезжую часть перед близко идущим автомобилем. К счастью, дети получили лишь лёгкие травмы.

Опасаясь быть сбитыми на проезжей части в городах, велосипедисты выезжают на тротуар. В худшем случае за такое нарушение грозит штраф 800 рублей. Однако сотрудники ГИБДД к нарушениям велосипедистов относятся терпимо. На тротуаре велосипедист находится в большей безопасности, но уже сам представляет угрозу — для пешеходов. Например, 20 мая велосипедист сбил четырёхлетнего мальчика в Москве на Цветном бульваре. Малыш получил черепно-мозговую травму, а его обидчик скрылся.

2 августа в Петербурге завершено расследование уголовного дела, возбуждённого после трагической гибели ребёнка в Шуваловском парке. 4 июля 32-летний мужчина, ехавший на велосипеде, сбил шестилетнего мальчика. В результате наезда малыш получил тяжёлые травмы и скончался на месте ДТП. В отношении велосипедиста было возбуждено уголовное дело по статье «Причинение смерти по неосторожности». Максимальное наказание — два года лишения свободы.

Фото: Игорь Самохвалов / «Парламентская газета»

Проблему езды велосипедистов по тротуарам может решить строительство велодорожек, но даже в Москве они в основном оборудованы в прогулочных парковых зонах. На улицах велодорожек катастрофически мало, они не образуют единую транспортную сеть и располагаются на проезжей части, мало что меняя в части безопасности. Между тем в большинстве стран Европы велодорожки являются частью тротуаров и отделены от пешеходной зоны зелёными насаждениями или дополнительными бордюрами. Эффективность такого разделения показывает главная велосипедная страна мира — Нидерланды, где более 40 процентов всех поездок совершается на велосипеде, а всего этого транспорта на два миллиона больше, чем жителей. При этом в стране ежегодно погибает в ДТП менее 200 велосипедистов, хотя голландцы ездят на велосипедах круглый год.

1 февраля 2016 года в России в качестве национального стандарта введён соответствующий ГОСТ, согласно которому должно осуществляться проектирование велодорожек. Согласно ГОСТу, ширина разделительной полосы между проезжей частью и велосипедной дорожкой должна быть не менее одного метра, а лучше и все два, с окаймлением бордюром или разделительным ограждением. Вот только в Москве велодорожку, построенную по рекомендациям ГОСТа, найти не удалось.

Не надо изобретать велосипед

По мнению первого заместителя председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслава Лысакова, с велосипедистами в Москве дела обстоят совершенно безобразно. «Навязчивая идея столичного Департаментра транспорта — пересадить автомобилистов на велосипеды — является абсолютной утопией, которая не учитывает ни климатических, ни экологических факторов. При этом реализация этой идеи направлена на ущемление прав водителей, чтобы мотивировать их отказаться от автомобилей», — рассказал он «Парламентской газете».

Депутат пояснил, что существующие велосипедные дорожки только сужают проезжую часть, затрудняют трафик и парковку машин. Сами велосипедисты, передвигаясь по этим дорожкам, рискуют въехать в открывшуюся дверь автомобиля или столкнуться с машиной, которая поворачивает в переулок. «На идею пересадить людей на велосипеды потрачено огромное количество денег, и при этом было создано множество дополнительных проблем», — считает Вячеслав Лысаков.

По мнению члена Комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи Василия Власова (ЛДПР), построить в мегаполисах велодорожную сеть по ГОСТу, не потеснив автомобилистов, будет сложно, на это потребуется время. «Пока велосипедистам можно помочь, просчитав наиболее оптимальные маршруты в спальных районах и проложив дорожки там. Я уверен, что в таком случае многие автомобилисты пересядут на велосипед, я сам с удовольствием ездил бы на нём в Госдуму, если бы рядом с ней была велопарковка», — рассказал он «Парламентской газете». Депутат добавил, что собирается обратиться с предложением о постройке велопарковки у стен Госдумы к первому заместителю руководителя Аппарата Государственной Думы Сергею Поспелову, а также к руководству метрополитена, чтобы позволили провозить нескладные велосипеды хотя бы в вечернее время, чтобы у уставших после долгих велопробегов людей был альтернативный вариант вернуться домой.

Руководитель Московского областного отделения «Союза пешеходов» Александр Курышкин уверен, что все должны следовать прописанным для них правилам. «При этом пешеход при несоблюдении правил может нанести вред только себе, а автомобилисты хотя бы пользуются отдельной проезжей частью. Велосипедист же может нанести серьёзный урон имуществу или здоровью граждан, разъезжая на тротуаре», — сказал он. По мнению эксперта, решение этой проблемы, как и многих других, кроется в отсутствии на дорогах сотрудников ГИБДД. «В Правилах дорожного движения всё, что нужно, прописано, штрафы есть в КоАП, ничего больше придумывать не нужно, главное — усилить контроль и начать следить за соблюдением правил. Причём не нужно сразу прибегать к максимальной мере наказания, сотрудник ГИБДД может ограничиться предупреждением и внушением, но закрывать глаза на это просто нельзя», — уверен Курышкин.

«Выделенка» для велосипедистов: как правильно ездить по велодорожкам

Нормы для проектирования и строительства велосипедных трасс определяют:

  1. СП 34.13330.2012 (ранее СНиП 2.05.02-85).
  2. СНиП II-К.3-62.
  3. ГОСТ 33150-2014.
  4. СП 42.13330.2016 (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89).
  5. ВСН 25-86.


Однополосные пешеходные и велодорожки на улицах и в скверах

Велосипедные дорожки могут идти вдоль пешеходных тротуаров или отдельными маршрутами.

Возможно строительство велосипедных дорог в зеленой зоне: городских парках и лесопарках. Можно строить велотрассы на набережных у рек и морей. Их ширина определяется нормами.

Варианты строительства велодорожек:

  1. Отдельным дорожным маршрутом.
  2. У основания земляных насыпей.
  3. На искусственных насыпях – бермах.

На автодорогах могут быть выделены отдельные полосы для движения велосипедов. Их ширина определяется по СП (СНиП), а также ГОСТу. Потребность в дополнительной полосе возникает, если по дороге проезжает более 100 велосипедистов за час. Интенсивность трафика должна быть до 150 автомобилей за 1 час и до 2000 машин за 24 часа.


Разметка дорожек по ГОСТу

Однополосные трассы рекомендовано строить на наветренной обочине. Двухполосные – по обеим сторонам автострады. (Это рекомендации, а не правила.)

Высота бордюра, который отделяет велодорожку от автомобильной трассы, составляет 20–25 см. При строительстве разделительной полосы ее ширина должна быть 0,7–1,5 м.

Велосипедная дорожка на тротуаре может быть обособленной или доступной для пешеходов. Маршруты второго типа называют велопешеходными. Ширина подобной дорожки принимается от 4 м.

Знак пешеходная дорожка

Дорожный знак Пешеходная зона

Дорожный знак Пешеходная зона Пешеходная зона – это специально отведенная городская территория, предназначенная только для передвижения пешеходов. Проезд автомобильного транспорта по ней категорически запрещен. Иногда встречаются пешеходно-трамвайные улицы.

По ним разрешается передвигаться только трамваям. Фото первой пешеходной зоны Москвы – улица для пешеходов Арбат

Дорожный знак — Пешеходная дорожка

Дорожный «Пешеходная дорожка» Изображение помещёно в вашу корзину покупателя.

Вы можете перейти в корзину для оплаты или продолжить выбор покупок. Перейти в корзину удалить из корзины Размеры в сантиметрах указаны для справки, и соответствуют печати с разрешением 300 dpi; купленные файлы предоставляются в формате JPEG .

¹ Стандартная лицензия разрешает однократную публикацию изображения ограниченным тиражом в качестве иллюстрации к информационному материалу или обложки печатного издания (подробнее ); ² Расширенная лицензия разрешает прочие виды использования, в том числе в рекламе, упаковке, дизайне сайтов и т.

Знаки пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, ограничение минимальной скорости

Знаки пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, ограничение минимальной скорости

Добрый день, уважаемый читатель. В очередной статье из серии «Знаки дорожного движения» вновь будут рассматриваться предписывающие дорожные знаки .

Сегодня речь пойдет про знаки «Круговое движение», «Велосипедная дорожка», «Пешеходная дорожка», «Ограничение минимальной скорости», «Конец зоны ограничения минимальной скорости», «Направление движения транспортных средств с опасными грузами», а также о наказаниях за нарушение требований этих знаков.

Турклуб КПІ Глобус

Основные моменты правил дорожного движения для велосипедов Велосипед определяется как ?транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое приводится в движение мускульной силой человека, который находится на нем? (ПДД п. 1.10). Велосипедист, согласно Правилам, квалифицируется как водитель велосипеда и участник дорожного движения, а соответственно обязан знать и соблюдать: относящиеся к ним требования Правил, сигналы светофора, знаки и разметки.

Параграф 4

  1. 4.1.1. Движение прямо.
  2. 22. Предписывающие знаки применяются для обозначения необходимых направлений, условий и режимов движения.
  3. 23. К предписывающим знакам относятся следующие:

Вот какой момент меня давно беспокоит.

ПДД:«Тротуар» — элемент дороги, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ ПЕШЕХОДОВ и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

Ну, например я найду на дороге элемент, примыкает к проезжей части или отделён от неё газоном.Но как понять, предназначен ли он для движения пешеходов?Если есть 4.5 — вопросов нет.

Но у нас мало какие тротуары обозначены таким знаком.

В связи с этим, я полагаю, что нет оснований голословно утверждать, что все те асфальтированные или не асфальтированные дорожки по краям дороги являются тротуаром.

То что пешеходы обычно ходят ТАМ, еще не говорит, что этот элемент предназначен для их движения.

Отсюда вопрос — можно ли штрафовать за езду по тротуарам или пешеходным дорожкам, если нет знака «Пешеходная дорожка»?

6 Гвардейской дивизии с ул. Коммунистической до перекрёстка ул.

Жуковского с ул. Коммунистическая по нечётной стороне.

Знаки по ГОСТ 10807, находящиеся в эксплуатации, заменяют на новые по ГОСТ Р 52290, когда их характеристики перестанут соответствовать требованиям ГОСТ Р 50597.

Пешеходная — зона»

5.33 «Пешеходная зона» И вполне естественно, что подобное родство обусловливает и сходство их основных требований.

Так, знак «Пешеходная зона» (как и, в принципе, «Пешеходная дорожка») с места своей установки формирует некий участок, движение по которому разрешается только пешеходам. Иными словами, любые транспортные средства (и механические и не являющиеся таковыми) не могут осуществлять движения по данному участку (или территории).

Минимальная ширина велодорожки в парке по СНиП (СП)

Размер велосипедной дорожки зависит от интенсивности трафика. Строительные нормы и ГОСТ, регламентирующие ее ширину, представлены ниже в таблице.

Конструкция велодорожки Ширина велодорожки по ГОСТу (м)
В стесненных условиях При строительстве с нуля
Односторонняя и однополосная 0,75–1 1–1,5
Односторонняя и двухполосная 1,5 1,75–2,5
Двухсторонняя и двухполосная (для встречного движения) 2 2,5–3,6

Минимальная ширина велосипедной трассы составляет 0,75 м. Это предельный минимум по ГОСТу 33150-2014, определяющий допустимый размер полосы.


В городе

Велосипедная дорожка двухполосная должна быть равна или шире 1,5 м. Двустороннее движение допускается при интенсивности трафика до 70 велосипедов за 1 час. Стоит отметить, что нормативную ширину трассы необходимо строго соблюдать согласно ГОСТу.

Размеры и особенности строительства

Велосипедная дорожка представляет собой самостоятельный элемент дорожной инфраструктуры. Она обеспечивает безопасность всех участников движения и удобство велосипедистов.

К велодорожке предъявляется следущие требования

  • минимальная ширина велосипедной дорожки для одностороннего движения – 1 метр;
  • минимальная ширина полосы для велосипедистов для двустороннего движения – 2,5 метра;
  • наличие понятной разметки для участников движения;
  • безопасное однородное покрытие.

Узнать стоимость строительства

Нормативы расстояния до других объектов

В парках по СНиП (СП) регламентируется не только ширина велосипедных трасс. Также нормами определены минимальные дистанции между обособленными велодорожками и прочими объектами (в метрах):

  1. Тротуар – 0,5.
  2. Кромка автодороги – 0,75.
  3. Деревья – 0,75.
  4. Автомобильная парковка – 1,5.
  5. Остановка любого вида транспорта – 1,5.


Эскиз однополосной велодорожки

Нормативы строительства велодорожек обеспечивают безопасность велосипедистов.

Они снижают риск получения серьезной травмы при потере управления и падении с велосипеда. Правила проектирования велосипедных дорожек обеспечивают и безопасность пешеходов. Ширина данных дорожек является важным показателем.

Когда велодорожка пересекает водную преграду в парке или лесопарке, необходимо строительство моста. Высота ограждений на мосту через канавку, ручей или овраг должна быть от 1,3 м вне зависимости от ширины переправы.

Преимущества велосипедных дорожек

Как я уже писал выше, преимущества велосипедных дорожек для велосипедистов очевидны:

1. Безопасность передвижения.

Это самый важный для велосипедистов фактор. Велосипедные дорожки, выделенные конструктивно или разметкой, разделяют между собой поток механических транспортных средств и велосипедов. Кроме велосипедистов на велодорожку могут выходить лишь пешеходы. Пункт 4.1 из ПДД 2021 года:

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

Очевидно, что при столкновении с автомобилем шансы велосипедиста получить травмы достаточно велики. Движение по велосипедной дорожке существенно снижает вероятность столкновения автомобиля и велосипеда.

2. Удобство передвижения

При грамотной организации велосипедных дорожек в пределах одного населенного пункта, велосипедисты получают возможность удобно добраться до нужного им места.

Например, ПДД для велосипедистов запрещают поворот налево на дорогах, имеющих в данном направлении более двух полос. На больших перекрестках велосипедные дорожки могут быть организованы таким образом, чтобы позволить велосипедистам поворачивать налево.

3. Использование для велопрогулок

Велосипедные дорожки, отделенные от основной проезжей части дороги, могут использоваться для спокойных велопрогулок.

Согласитесь, маневрируя вместе с автомобилями, особо не погуляешь. Приходится постоянно быть крайне внимательным.

Зоны пересечения с автодорогами

Перекрестки должны располагаться на прямом участке обоих маршрутов. Это должна быть зона с хорошей видимостью и минимальным наклоном. В местах пересечения устанавливаются дорожные знаки согласно ПДД.


Нормативная ширина дороги в городе по нормам СНиП и ГОСТу

На перекрестке велодорожки с автомобильной трассой должен быть установлен светофор. Зона пересечения дорог должна хорошо освещаться фонарями. Длина освещенного участка трассы должна быть от 60 м.

Правильное нанесение разметки для велодорожки

Велосипедная дорожка в парке должна быть построена из асфальтобетона, цементобетона или другого каменного материала. Для строительства допускается применение гравия, грунтощебня, кирпичного боя, шлака и горелых пород. На современные велодорожки наносят модульное или бесшовное покрытие из резиновой крошки.


На заметку

Трасса для велосипедистов обозначается:

  • разметкой тротуара;
  • дорожными знаками;
  • ограждениями (только на автодорогах);
  • высотой рельефа – поднятием уровня полотна.

Поверхность велодорожки обрабатывается вяжущими составами. Они уменьшают скольжение, снижают вероятность аварийных ситуаций.

Когда велосипедная дорожка идет параллельно пешеходной или автомобильной трассе, она выделяется цветом. Если между двумя дорогами есть расстояние, оно заполняется газоном, клумбами, кустарниками, посадками деревьев.


Типовая ширина второстепенной улицы

Для окрашивания и разметки велосипедных дорожек нежелательно использовать термопластик. Во время дождя он становится скользким.

Старый пластик с трудом удаляется с полотна при обновлении разметки. Остатки старого пластика формируют рельеф, который ухудшает управление велосипедом.

Тонкости

Современные технологии позволяют окрашивать асфальт на стадии его изготовления. Для этого в раствор добавляют пигменты. Альтернативой термопластику являются и стойкие краски, которыми можно окрашивать асфальт.


Назначение габаритов велосипедных дорожек

На полотно наносят изображения велосипедов. Расстояние между двумя рисунками должно быть от 100 до 150 метров. В зоне пересечения велосипедных и пешеходных дорожек наносится зебра или изображение человека.

На велодорожках не допускается размещение желтых рельефных плит. Подобные плиты служат для ориентации слепых и слабовидящих людей. Укладывать рельефные плиты нужно на тротуаре в зоне перехода.

Разновидности

В целом, велосипедная дорожка — это достаточно широкое понятие. Его можно использовать при названии различных типов велосипедных дорожек.

А типов таких несколько:

  • С одностороннимдвижением вдоль улицы
  • С двустороннимдвижением вдоль улицы
  • Изолированная
  • Совмещенная с пешеходной дорожкой

Рассмотрим их более подробно.

С односторонним движением вдоль городской улицы

Подобные велосипедные дорожки очень распространены, к примеру, в Дании или Нидерландах. На территории данных государств велосипедные дорожи обычно приподняты в уровне над проезжей частью.

В Соединенных штатах Америки (к примеру, в Нью-Йорке) под велодорожкой подразумевают полосу для одностороннего движения на велосипеде. Она находится на одном уровне с проезжей частью, однако от основной проезжей части. Где ездят автомашины, отделяется с помощью так называемой парковочной полосы, либо буферной зоны.

С двусторонним движением вдоль улицы

Как правило, в больших городах подобный тип велосипедной дорожки встретишь нечасто. Чаще всего такие велодорожки встречаются в пригородах, а также небольших населенных пунктах, в сельской местности, на автодорогах за городом.

Рядом с подобной велодорожкой есть тротуар. Либо по самой такой велодорожке передвигаются пешеходы.

Такие виды велосипедных дорожек делают в следующих случаях:

  • у дороги есть множество примыкающих с одной стороны улиц, которые имеют второстепенное значение. В таком случае велосипедную дорожку прокладывают с другой стороны трассы, чтобы катающиеся на велосипедах не переезжали постоянно второстепенные дорожки. В качестве примера можно привести велодорожки вдоль набережных.
  • Они устанавливаются на улицах, где преимущественно с одной стороны находятся все интересные места. Чтобы велосипедист не переезжал дорогу к другим «интересностям».
  • Такие велодорожки делают на улицах, где присутствует одностороннее движением, но где нужно организовать велодвижение в обе стороны. Однако могут возникнуть проблемы: выезжающие с дворовой территории автомашины могут быть не готовы к тому, что по дороге с односторонним движениям велосипедисты едут в обе стороны.

Изолированная

Она с автодорогой никак не связана, является полноценной и самостоятельной велодорожкой с организованной на ней движением в обе стороны. Рядом может проходить тротуар для пешеходов. Если же тротуары не предусмотрены, то пешеходы могут идти прямо по велодорожке.

Совмещенная с пешеходной дорожкой

По таким дорогам можно передвигаться и на велосипеде, и на «своих двоих». Вообще, по формальным признакам, они к велодорожкам не относятся, так как не являются обособленными. Однако, не исключено, что в нашей стране в скором времени благодаря законодательным инициативам может появиться и такой тип совмещенных дорог, под названием, к примеру, велосипедная и пешеходная дорожка.

В настоящее время подобные дороги есть в некоторых странах Европы, например, в Финляндии, а также в Швеции. Они сделаны на месте тротуаров, достаточно узкие, а также невозможно выделить, кого в этих местах больше — пешеходов или велосипедистов.

Нормативы для велосипедных стоянок

В парках и лесопарках могут быть оборудованы стоянки для велосипедов. Велостоянки следует размещать у заведений общественного питания, мест кратковременного отдыха людей.


Около жилых домов

Нормативы расстояний для парковки велосипедов:

  • интервал до ближайшей стены – 0,6 метра;
  • боковая дистанция между стойками – 0,76 м;
  • расстояние между параллельными стойками – 1,2–2,6 метра.

В парках чаще всего организуют открытые стоянки. Они сформированы одной или несколькими стойками. Велосипедные стойки могут быть закрыты навесом от дождя. Но это не обязательное условие для организации стоянки.

Правила движения по дорожкам для велосипедистов

Велодорожки предназначены для пользователей старше 14 лет. Дети до 7 лет должны ездить по тротуарам даже там, где есть велодорожка.


Двухполосная велодорожка согласно ГОСТу и нормам СНиП (СП)

Это ограничение установлено для безопасности детей и выравнивания скорости потока. У детей в возрасте от 7 до 14 лет есть право выбора маршрута: велосипедная трасса или тротуар.

На дорожках велосипедистам рекомендуется держать дистанцию 0,8–1 м.

Дистанция упрощает обгон и делает маневры безопаснее при ограниченной ширине трассы. По велодорожкам нельзя перевозить грузы шириной более 1 м.

Водителям мопедов разрешено пользоваться велодорожками. При маневрах у велосипедистов есть преимущество перед водителями мопедов согласно ПДД. Все участники движения обязаны пользоваться светоотражающими элементами в темное время суток.

12. По полосам для велосипедистов запрещено движение всех транспортных средств, кроме мопедов. По пешеходным и велопешеходным дорожкам запрещено движение всех транспортных средств. Требования к движению велосипедистов и водителей мопедов существенно изменены, поэтому привожу здесь сразу весь новый текст Раздела 24 ПДД:

«24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.

24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет: по правому краю проезжей части — в следующих случаях: отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним; габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м; движение велосипедистов осуществляется в колоннах;

по обочине — в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;

по тротуару или пешеходной дорожке — в следующих случаях: отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине; велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.

24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

24.4. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.

24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд. Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м. Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 — 100 м.

24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов. Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается: управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой; перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению; перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства; перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест; поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении; двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).

24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств».

Блог велосипедиста. «Нас ненавидят и водители, и пешеходы». Это взаимно?

«Крути педали, пока не дали». А риск «отхватить» имеется: велосипедистов «недолюбливают» и автомобилисты, и пешеходы. Впрочем, байкеры им отвечают взаимной неприязнью. Скажем прямо: имеет место конфликт трех сторон. Ну как тут не поискать крайних?

С учетом реакции некоторых читателей на предыдущую серию акцентирую внимание на том, что все рассуждения носят исключительно субъективный характер. Это не аналитический журналистский разбор ситуации, а личный взгляд автора-велосипедиста на злободневную тему. В данном случае — на непростые взаимоотношения велосипедистов, автомобилистов и пешеходов.

С точки зрения автомобилиста

Велосипедист на дороге как мартышка с гранатой, никогда не знаешь, в какой момент кинется тебе под колеса. «Спортсмены» гоняют прямо по дорогам, далеко не всегда не далее метра от обочины. Остальные загнаны на тротуары, но на пешеходных переходах вытворяют черт знает что. При этом, если задавишь такого, тебя сделают крайним, будешь за него сидеть и инвалидность ему оплачивать…

Велосипедисты не знают ПДД, а если даже и знают, то нарушают их и при этом, как правило, не несут ответственности. Поэтому им на дороге не место, контроль за их действиями надо ужесточать, нещадно штрафовать.

С точки зрения пешехода

Они летают по тротуарам в считаных сантиметрах от тебя, риск быть сбитым очень высок. Гуляешь с ребенком — и сердце замирает, когда рядом пролетает очередной «велогонщик». На тротуаре им места нет. И вообще в городе им не место. Если хотят, пусть гоняют на специальных трассах или за городом, подальше от людей.

С точки зрения велосипедиста

Когда едешь по городу, ты должен следить и за автомобилистами, и за пешеходами. Первые тебя часто элементарно не видят, а если видят, то порой намеренно не пропускают, пытаются проскочить. Все говорят про переходы, но хватает и других конфликтных точек. Выезды со дворов — это очень опасно, особенно когда обзор закрывают здания или крупные автомобили. Сами машины часто вообще припаркованы как попало — стоят на тротуарах, велодорожках. Выделенная полоса на ул. В.Хоружей постоянно заставлена машинами «на пять минут».

Пешеходы? У «себя» на тротуаре они, безусловно, хозяева и могут делать что угодно. Но, извините, было бы неплохо, чтобы они элементарно смотрели, куда идут. Часто, уткнувшись в смартфон, они автономно бороздят просторы Вселенной, благо в этот момент они хотя бы относительно предсказуемы — скорость и направление движения не меняют.

Собственно претензии к пешеходам возникают, когда они появляются на велодорожке. Точно так же они не смотрят, что происходит вокруг, втыкают в смартфоны, могут резко изменить направление и выйти тебе под колеса. А еще для многих велодорожка — нормальное место для выгула собак, иногда она используется как детская площадка.

И вот тут опять же извините. Ладно еще, если под велодорожкой подразумевается выделенная краской полоса на горбатом асфальте тротуара. Если говорим про столичную «веломагистраль» вдоль Свислочи, то надо понимать, что это самый настоящий велосипедный автобан, где отдельные велосипедисты и «наездники» электросамокатов легко держат более 30 км/ч. Отправлять им под колеса своих домашних питомцев или детей очень безрассудно. Вы же не ведете себя так на автомобильной дороге?

В общем, расслабляться велосипедисту нельзя даже на своей территории. Впрочем, принимать за «свою» территорию велодорожку — ошибка. Зацепишь на ней пешехода, нанесешь ему травмы — затаскают по судам как владельца источника повышенной опасности.

Вопрос законодательства и инфраструктуры?

Как видим, у каждой стороны — свои претензии к остальным. Для этого существуют в том числе и объективные основания: пути велосипедистов пересекаются и с автомобилистами, и с пешеходами, причем с последними — в наибольшей мере. Ведь часто они — близкие соседи по занимаемому пространству.

Пункт 148 ПДД гласит: «Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края».

Место для велосипедистов определено на велодорожках. А за их отсутствием (то есть в очень большом числе случаев) — на пешеходных дорожках и тротуарах, то есть бок о бок с пешеходами. Проблема в том, что скорости движения отличаются в несколько раз: если пешеход обычно двигается в темпе 3-5 км/ч, то скорость велосипедиста-любителя запросто может составлять 20-30 км/ч, а то и больше.

С появлением средств индивидуальной мобильности (СИМ) — электросамокатов, гироскутеров, моноколес — проблема только усугубилась: общая масса СИМ и его пользователя немалая, скорость зачастую тоже. При этом в действующих ПДД до сих пор права и обязанности таких участников дорожного движения никак не прописаны.

Впрочем, велосипедисты в ПДД присутствуют — а что толку? За исключением редких профилактических «спецопераций», особого внимания со стороны ГАИ не наблюдается. А раз так, то что бы там ни было прописано в Правилах дорожного движения, при отсутствии контроля любые требования превращаются в пыль.

Можно, конечно, прописать в ПДД, что на тротуаре скорость велосипедистов и пользователей СИМ должна быть не выше 20 км/ч, что они должны выдерживать боковой интервал с пешеходами не менее двух метров и так далее. Вот только кто это будет измерять, контролировать, применять санкции?

Здесь небольшое лирическое отступление. Если существует правило, должен быть предусмотрен порядок контроля за его соблюдением. И далее — метод пряника или кнута для стимулирования: если правило соблюдается — должно быть поощрение, если нарушается — предусмотрена пенализация. В противном случае правило работать не будет. А раз так, зачем его вообще вводить?

Многие пешеходы возмущаются, что велосипедисты летают рядом с ними по тротуарам на высокой скорости. Но ведь ограничений по скорости нет, а фразу «не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов» в п.148 можно трактовать очень широко. Пролетел рядом, но пешеходу двигаться не помешал? Значит, ничего не нарушил. Пешеход испугался? Нет такого определения «испугать пешехода», у автомобилистов спросите

Решить все эти вопросы принципиально можно было бы, убрав велосипедистов и пользователей СИМ с тротуаров. Но куда? На дороги — под колеса автомобилям? Это тоже не будет безопасным решением. В идеале для этой отдельной и с каждым днем увеличивающейся части участников дорожного движения нужны отдельные конструктивно выделенные полосы, на которых было бы исключено движение как автомобилей, так и пешеходов. Вот только это слишком дорогое удовольствие, до которого нам пока далеко. А с учетом ограниченного вело- и СИМ-сезона не факт, что целесообразно.

Это взаимно

В обсуждении этой и подобных тем очень много затаенных обид. Это как в истории с мотоциклистами: «выделывается» на дорогах небольшая часть, а перенос идет на все мотосообщество. В итоге стороны часто не готовы к спокойному диалогу, слишком много претензий накопилось к остальным. Это во-первых, а во-вторых, отсутствует элементарное желание услышать вторую сторону, вообще понять ее проблемы и аргументацию.

Автомобилисты недоумевают: почему велосипедисты выскакивают на дороги, им что, велодорожек и тротуаров мало? Они не хотят вникать, что заставляет тех так поступать, а причин тому предостаточно, но это — тема для отдельного «разбора». В свою очередь велосипедисты могут задать вопрос: какого лешего машины стоят в неположенных местах на выделенных велополосах, почему они припаркованы на тротуарах, перекрывают велодорожки? На это автомобилисты могут рассказать о проблемах парковок, но кому, кроме них самих, это интересно?

А почему пешеходы гуляют по магистральной велодорожке, хотя рядом — «пешеходная» часть? Женщины могут объяснить, что на шпильках по асфальту ходить удобнее, чем по плитке, а молодые родители скажут, что коляски с маленькими колесами тоже лучше катить по ровному покрытию. Но будут ли их слушать велосипедисты? И главное — захотят ли услышать?

Все мы очень любим рассказывать о своих собственных проблемах, но, как правило, не желаем слушать про чужие. Я даже не говорю про то, чтобы их решать, а просто попытаться понять, почему люди поступают так, а не иначе. Или посмотреть на ситуацию с той стороны баррикад.

Применительно к данной теме это даже удивительно. Ведь многие из нас точно бывают пешеходами, часто — автомобилистами, наверняка — велосипедистами. И, примеряя ту или иную роль, могут на своей шкуре почувствовать все «прелести» наплевательского отношения другой стороны.

Если ты ездишь на машине, то, наверное, будешь стараться не «тупить» пешеходом на переходе и не пролетать его на велосипеде. Если во время пешеходной прогулки тебе было неприятно уворачиваться от ошалевших «байкеров», то будет логично не ездить так самому. Если ты сам чертыхался от брошенных как попало машин, то не будешь так оставлять свой автомобиль. Это, увы, в теории, а практика зачастую показывает обратное.

Так что можно требовать ужесточения ответственности или кивать на недостатки инфраструктуры, но суть проблемы ни в том и ни в другом, а элементарно в том, как поступаем мы и насколько считаемся с правами других. Как бы банально это не звучало.

Любите два колеса, но с мотором? Скутеры и мотоциклы в базе объявлений Автобизнеса

Источники:

https://www.pnp.ru/photo-report/2018/06/06/kak-my-katalis-na-velosipede-po-trotuaram.html
https://www.pnp.ru/top/pochemu-velosipedist-vybiraet-trotuar.html
https://avtoprestig-usinsk.ru/shtrafy-i-nalogi/peshehodnaya-velosipednaya-dorozhka.html
https://www.abw.by/novosti/other/214859