Как устроено колесо велосипеда: полезно знать каждому гонщику
Для того, чтобы механизм работал без перебоев, важна каждая его деталь. Но есть среди них те, на которые приходятся самые большие нагрузки при эксплуатации. Из всех составных частей велосипеда больше всего достается, разумеется, колесам – им приходится принимать на себя и основную часть веса велосипедиста, и ударные воздействия, без которых не обойтись на неровной дороге.
Какие бывают колеса?
Прежде чем узнать, что включает в себя стандартная схема колеса велосипеда, стоит ознакомиться с общей информацией об этой важнейшей детали.
Колеса различаются по диаметру:
- 14 дюймов – размер для самых маленьких велосипедистов, тех, кому еще не исполнилось четырех лет.
- 16 дюймов – для гонщиков постарше: от 4,5 до 6,5 лет.
- 20 дюймов выбирают дети 8-11 лет.
- 24 дюйма – вариант для подростков и тех, кто практикует прыжки на велосипеде.
- 26 дюймов – “стандарт” для взрослого горного велосипеда.
- 28 дюймов в диаметре чаще всего имеют взрослые шоссейные и гибридные велосипеды.
Устройство велосипедного колеса: о каждой детали в подробностях
Велосипедные прогулки, особенно по бездорожью, сопряжены с опасностью поломки. Поэтому для того, чтобы разобраться с причиной неисправности, не лишним будет знать, из чего состоит велосипедное колесо. Оно включает в себя не слишком много деталей, перечень которых легко запомнит даже новичок: втулка, обод, спицы и шина. В этой статье вы сможете найти развернутое описание каждой детали колеса велосипеда.
Втулка – небольшая составная часть, выполняющая очень важную миссию. Крепеж колеса велосипеда к раме выполняется именно с ее помощью. Втулка состоит из оси и пары подшипников, соединяется с ободом благодаря спицам.
Втулки бывают самые разнообразные в зависимости от положения, крепления, материала, из которого они изготовлены и особенностей строения самого велосипеда.
- Положение втулки напрямую влияет на ее функции. Передняя втулка лишь крепит одноименное колесо и обеспечивает его вращение. Устройство заднего колеса велосипеда предусматривает дополнительную работу для соответствующей втулки – нести кассету или трещотку (а что это такое, можно прочитать здесь). Кстати говоря, втулка под кассету по прочности превосходит ту, которая предназначена под трещотку.
- Крепление втулки может обеспечиваться как двумя гайками, так и эксцентриком. И если в первом случае не обойтись без гаечного ключа, то во втором колеса снимаются легко и быстро без использования дополнительных инструментов.
- В зависимости от типа тормозной системы (V-brake или дисковые) втулка либо предусматривает наличие специальных креплений для дискового тормоза, либо нет.
- В зависимости от используемого для изготовления материала, эта часть велосипедного колеса тоже может быть двух видов: алюминиевая или стальная. Первый вариант предпочтительнее – легче по весу и менее подвержен коррозии, но и по стоимости обойдется дороже.
- Количество спиц тоже влияет на тип втулки: существуют варианты на 32 или 36 спиц. Ориентируясь на это число, необходимо выбирать подходящий обод.
Устройство колеса велосипеда не обходится без такой важной детали, как обод.
Именно его форма определяет то, как выглядит колесо в целом. Обод – это наружная часть колеса, защищенная с внешней стороны шиной.
Ободы делают из стали, алюминия, магния. Самый предпочтительный вариант – обод из алюминия: этот материал легкий, прочный и устойчивый к коррозии. Сталь более ей подвержена, а магний не такой прочный.
В зависимости от того, какие тормоза предусматривает конструкция велосипедного колеса, на ободе может наличествовать или отсутствовать плоскость для прижима тормозных колодок. Она нужна в том случае, если используется тормозная система V-brake.
Высокий обод лучше защищен от искривления наружу или внутрь от центра (такая неисправность называется “яйцо”), а широкий – от искривления вправо или влево от направления движения (неполадка с названием “восьмерка”).
По прочности обод может быть одинарный, двойной, тройной, усиленный. Если позволяет бюджет – выбирайте как минимум двойной обод!
Для того, чтобы при ударе спица не воткнулась в камеру, существует специальная защита – ободная лента. Деталь стоимостью всего двести-триста рублей поможет избежать более существенных затрат на ремонт.
Спицы – важный элемент механизма как заднего, так и переднего колеса велосипеда. Они выполняют сразу несколько функций: обеспечивают крепление втулки на ободе, центрируют колесо, равномерно распределяя нагрузки, и влияют на амортизацию. Спицы бывают стальные, алюминиевые, бронзовые, титановые.
По разновидностям делятся на катаные, тянутые и плоские. Первый вариант – самый простой и дешевый, оптимальный для новичков, второй обойдется дороже по причине превосходства в легкости, а третий – самый дорогой благодаря отличным аэродинамическим характеристикам.
Устройство переднего колеса велосипеда, так же, как и заднего, обязательно включает в себя шину. Она состоит из камеры и покрышки.
Камера необходима для того, чтобы мелкие неровности на дороге стали незаметны. Она состоит из резиновой трубки в форме кольца и ниппеля, через который ее наполняют воздухом.
Покрышка нужна для защиты камеры от острых предметов, которые могут встретиться на дороге, и сцепления колеса с ее поверхностью.
Выбирая рисунок протектора покрышки, ориентируйтесь на условия, в которых предстоит кататься: для грязи, песка, снега подходит “зубастый” протектор, для ровной дороги предпочтительнее гладкий.
втулка, обод, ободная лента, спицы, шина
Вот основные детали, наличие которых предусматривает схема заднего и переднего колес велосипеда. Хоть в целом она одинакова для каждого из них, различия между колесами все-таки существуют. Какие же?
Как устроено заднее колесо скоростного велосипеда: сравниваем с передним
Переднее велосипедное колесо и заднее отличаются друг от друга не только особенностями конструкции, но и нагрузкой, которую каждое из них принимает. Большая часть – свыше половины веса велосипедиста – приходится на заднее колесо. Поэтому конструкция заднего колеса велосипеда предусматривает все эти нюансы: например, втулка, которая крепит его к раме, намного прочнее своей напарницы спереди.
Функции у этих одинаковых, на первый взгляд, деталей тоже разные: устойчивость обеспечивается благодаря переднему колесу, а тяга – заднему.
А отличается ли устройство заднего колеса скоростного велосипеда (дорожного, горного, детского, Стелс) от обычного? Основные детали (шина, спицы, втулка и обод) в наличии у любой из этих разновидностей нашего железного друга, поэтому общая схема заднего колеса скоростного велосипеда ничем не отличается от остальных. А вот каждый конкретный узел уже может иметь какие-то различия в зависимости от выбранного вида.
Вариантов всех этих деталей существует множество, и рассказать о каждом из них в одной статье невозможно. Поэтому, приобретая те или иные запасные детали заднего колеса велосипеда, ориентируйтесь на его модель и характеристики.
Велосипедные втулки и ось заднего колеса
При выборе байка многие начинающие велосипедисты чаще всего смотрят на задний переключатель, раму, наличие или отсутствие амортизатора. При этом такому важному компоненту, как колёсная втулка, уделяется недостаточное внимание.
Виды велосипедных втулок и их компоненты
Классификация втулок
Существуют два вида втулок – передняя и задняя. Передняя проще устроена и не подвергается таким нагрузкам, как задняя, особенно если на велосипеде установлена вилка с амортизатором. Задняя втулка служит для передачи вращающего момента от педалей к заднему колесу, от неё зависят динамические характеристики байка, поэтому дальше речь пойдёт именно о ней.
Велосипедные втулки различаются по материалу, из которого они изготовлены, а также внутреннему устройству. Обычно они состоят из оси, ступицы с фланцами, к которым крепятся спицы, и подшипников. Различают следующие виды втулок для заднего колеса:
- Трещоточные, в которых набор звёздочек объединён с храповым механизмом в единое целое. Такие втулки часто ставятся на велосипеды нижнего ценового сегмента.
- Кассетные, в которых набор задних звёзд устанавливается на специальный барабан с помощью шлицевого соединения.
- Планетарные с внутренним переключением передач, в которых шестерёнки расположены внутри корпуса самой втулки. Они имеют высокий вес и стоимость, но надёжны и практически не требуют технического обслуживания.
Втулка задняя кассетная Novatec d042sb-ss
Первые два типа получили наибольшее распространение, а планетарные остаются скорее экзотикой, хотя довольно часто используются в ситибайках.
Втулки с трещоткой дешевле, но менее надёжны и считаются устаревшими, поэтому лучше выбрать вариант с кассетой.
Втулка задняя JOY TECH 434 под трещотку
Подшипники
Важным фактором, на который следует обратить внимание при выборе втулки, является тип подшипников, установленных в них. Наиболее распространённым видом остаются насыпные шарикоподшипники, но более надёжны промышленные подшипники в картриджах.
В первом случае на оси велосипеда крепятся конусные гайки, которые прижимают шарики к чашкам, конструктивно являющимся частью корпуса самой втулки. Узлы с такими подшипниками легко обслуживать и ремонтировать, но они быстро засоряются.
Подшипник промышленный R8RS задней втулки КТ-155Обратите внимание
В изделиях на промышленных подшипниках шарики в кассете запрессованы прямо в ступицу. Они отлично подходят для спортивного велосипеда, так как имеют больший коэффициент полезного действия и лучшую защиту от грязи. Другим преимуществом втулок на промподшипниках является то, что они не требуют регулировки осевого зазора и частой смазки, но разобрать их довольно трудно.
Как правило, корпусом втулки является ступица колеса. Она имеет фланцы, на которых крепятся спицы, причём из-за наличия на заднем колесе набора звёздочек спицы имеют с одной стороны немного меньшую длину. У втулок с насыпными подшипниками внутренняя поверхность имеет дорожки, по которым двигаются шарики.
Задняя ось
Задняя ось велосипеда представляет собой жёстко зафиксированный в дропаутах стержень с резьбой, который не передаёт крутящий момент, но при этом несёт основную нагрузку при движении велосипеда. Она обычно изготавливается из стали, титанового или алюминиевого сплава, и является неотъемлемым конструктивным элементом втулки.
В зависимости от типа крепления оси могут быть полыми или цельными. Полые используются вместе с эксцентриковыми стяжками, облегчающими установку и демонтаж колеса. Такие оси имеют большую жёсткость и меньший вес.
Ещё одним способом крепления колеса является фиксация его оси в перьях рамы специальными гайками. Для рамы с горизонтальными дропаутами больше подойдёт ось на гайках из-за более надёжного и прочного крепления колеса.
Ось втулки задняя Quando KT-262R 175mm на гайках
В некоторых моделях горного велосипеда, а также байков для циклокросса, используются сквозные оси (thru axle), один из концов которых имеет резьбу. Такие оси являются частью конструкции рамы и обычно поставляются вместе с ней.
Толщина задней оси зависит от типа велосипеда, а её длина определяется расстоянием между дропаутами перьев рамы. В некоторых моделях втулок диаметр может меняться с помощью специальных переходников. Обычно применяются такие оси (первое число – диаметр, а второе – длина):
- 10×135 мм – используются в большинстве современных велосипедов;
- 10×130 мм – устанавливаются на шоссейные велосипеды;
- 12×150 мм – велосипедные оси для даунхилла и фри-райда;
- 10×170 мм – такие оси ставятся на фэт-байки;
- 10×120 мм – подходит для скоростного трекового велосипеда.
На велосипедах для экстремального спорта High End уровня могут использоваться специальные оси увеличенной толщины, которые обладают повышенной прочностью.
Механизм заднего колеса велосипеда нуждается в периодическом техобслуживании и ремонте, и часто у неопытных велосипедистов возникают проблемы при его разборке и сборке. Однако это довольно простая операция, и после небольшой практики она перестаёт вызывать затруднения. Главное – выбрать подходящий инструмент и запастись терпением.
Также следует проявить максимум аккуратности, иначе закатившаяся куда-либо маленькая деталь или шарик может доставить серьёзные проблемы, и правильно собрать механизм будет невозможно.
Если нет уверенности в своих действиях, то можно даже записать процесс на видео, чтобы при обратной сборке было понятно, куда следует установить тот или иной элемент.
Задняя втулка и её составные части
Все обычные втулки рассчитаны на разборку со стороны, противоположной размещению звёздочек, то есть с левой. Рассмотрим последовательность действий при разборке изделия на насыпных подшипниках, так как такая конструкция является наиболее распространённой:
- Для начала нужно открутить гайки и отсоединить колесо от рамы. В случае с зажимами на эксцентриках даже не понадобятся инструменты. После того, как колесо снято, можно начинать разборку.
- Теперь следует снять звёздочки, иначе получить полный доступ к внутренней части втулки будет невозможно. Если колесо имеет кассету, то понадобится инструмент под названием хлыст и съёмник. Хлыст накидывается на большую звезду и удерживает её, а съёмник вставляется в кассету и вращается против часовой стрелки. После демонтажа кассеты нужно снять тормозной диск с левой стороны втулки (если установлены дисковые тормоза).
- Для разборки колеса с трещоткой нужен съёмник и ключ с хорошим рычагом. Придётся приложить довольно большое усилие, потому что трещотка закручивалась всё то время, пока вы ездили на велосипеде. Трещотку тоже нужно откручивать против часовой стрелки.
- Для дальнейшей работы понадобятся два ключа. Специальный конусный ключ имеет маленькую толщину, им удерживается конус втулки, а вторым ключом нужно расконтрить левую гайку, которая фиксирует этот конус. Расконтренную гайку можно открутить, и теперь задняя ось велосипеда легко достаётся из втулки, давая доступ к подшипникам и внутренней поверхности ступицы колеса.
- Шарики могут прикрываться металлическими пыльниками. И то, и другое нужно аккуратно извлечь и сложить в какую-нибудь коробочку. Вот и всё, втулка разобрана, теперь можно приступать к техобслуживанию и ремонту.
Почему спадает цепь на велосипеде
Схема разборки втулки на промподшипниках даже проще, определённую трудность составляет лишь извлечение кассет с шариками, так как они довольно плотно запрессованы в ступицу. Картридж придётся доставать специальным инструментом или выбивать ударами молотка по оси, но делать это нужно крайне осторожно, чтобы не повредить фланец.
Иногда приходится разбирать сам барабан, на который крепится кассета со звёздами. В этом случае понадобится особый съёмник со шлицами. Но такая необходимость возникает крайне редко, и в этом случае всё же лучше обратиться в мастерскую.
Техобслуживание задних втулок заключается в удалении старой смазки, очистке деталей от грязи, проверки их целостности и нанесении новой смазки.
Нужно тщательно промыть не только подшипники и внутреннюю поверхность ступицы, но и резьбу на гайках и оси, так как в неё часто набивается песок. При закручивании он собирается на поверхности конуса, может вызвать хруст и даже повреждение шариков.
Для этого обычно используется бензин, растворитель или специальные моющие средства. После очистки нужно нанести смазку на все подвижные детали.
Сборка втулки происходит в обратном порядке. Если детали не утеряны, то всё пройдёт без каких-либо затруднений.
Наиболее частые проблемы и пути их устранения
Если контргайки втулки недостаточно сильно затянуты, то во время вращения колеса возникают биения задней оси о подшипники. В результате на дорожках конусов появляются каверны, а шарики деформируются.
Если люфт не устранить вовремя, то на конусах и внутренней поверхности втулки образуются сколы.
В особо запущенных случаях шарики могут даже выскочить с дорожек и начать вращаться внутри втулки, стачивая ось и разрушая ступицу, тогда придётся заменить весь узел и переспицевать колесо.
Чтобы избежать люфта, необходимо правильно настроить конусы. Для этого нужно постепенно затягивать конусную гайку, стараясь найти такое состояние, в котором колесо свободно вращается без возникновения биений.
Когда правильная позиция найдена, следует зафиксировать конус контргайкой. При законтривании конуса ось часто начинает вращаться, и верное положение теряется, поэтому можно зажать правый конец оси в тиски.
Перетяжка конуса
Эта ситуация обратна предыдущей: конусные гайки затянуты слишком сильно, что вызывает во втулке чрезмерное трение, и колесо теряет накат. В таком случае также требуется регулировка конусов, и все действия аналогичны вышеописанным.
Поломка или искривление оси
Ещё одной часто возникающей проблемой является искривление оси или нарушение её целостности, вызванные некачественными материалами, применяемыми при их изготовлении, либо конструктивными особенностями самой втулки.
Такие поломки свойственны в основном втулкам с трещоткой, так как у них опорные подшипники находятся слишком далеко от точки крепления оси в дропаутах перьев рамы.
В результате возникает слишком большой рычаг, и при увеличении нагрузки ось приходит в негодность.
Сломанная задняя ось велосипеда
К сожалению, если ось сломалась или погнулась, то придётся поставить новую, так как они не поддаются восстановлению. Хорошая новость заключается в том, что оси стоят недорого, и их легко заменить.
Следует учесть, что производители используют различную резьбу, а конусы могут отличаться по размеру и полноте.
Поэтому во время похода в магазин лучше захватить их с собой, чтобы не ошибиться при покупке замены и выбрать то изделие, которое подходит именно к вашей втулке.
Хруст или шум внутри втулки
Шумы, скрип и хруст сигнализируют о том, что вашей втулке пора пройти техобслуживание. И сделать это следует как можно скорее, иначе всё может закончиться очень плачевно.
Для начала следует разобрать втулку, поменять смазку и проверить детали на наличие дефектов. Испорченные компоненты нужно заменить. Если после всего этого проблема осталась, то стоит проконсультироваться у специалиста.
Возможно, что она возникла из-за низкого качества самой втулки, и придётся ставить новую.
Задняя втулка велосипеда является очень важным и часто недооценённым элементом велосипеда, а её ось подвергается увеличенным нагрузкам. Песок, грязь, микроскопические обломки и пыль обладают абразивными свойствами, разрушающими металл.
Поломки механической части заднего колеса требуют дорогостоящего ремонта или даже замены всего узла, поэтому своевременное и правильное техническое обслуживание втулки существенно продлит жизнь вашего байка и поможет избежать ненужных трат.
Велосипедные втулки и ось заднего колеса | Ремонт и уход
Большинство современных велосипедов собирают на камерных колёсах, поэтому одна из самых распространённых и банальных проблем – их прокол. С этой задачей должен уметь справляться каждый велосипедист, но на первых порах лучше воспользоваться услугами мастерской и понаблюдать за работой специалистов.
Если ремонт прокола колеса велосипеда при наличии необходимых инструментов можно провести в полевых условиях, то остальные проблемы имеют гораздо более весомые последствия и для их ликвидации понадобится больше времени, навыков и инструментов. Давайте рассмотрим все самые популярные проблемы велосипедных колёс:
- деформация обода: образование «восьмёрки», «яйца»;
- лопнувшая спица;
- износ спиц, потеря их упругости;
- повреждение подшипников передней и задней втулки;
- изогнутость оси задней втулки под трещотку;
- лопнувший под давлением эксцентрик;
- износ зубьев системы звёзд заднего колеса.
Наша компания обладает достаточным оборудованием, и мы готовы решить вашу проблему, если ремонт этой поломки обойдётся дешевле, чем полная замена деталей. Стоимость работ отличается в зависимости от сложности их выполнения. Для большего понимания стоит рассмотреть типичные проблемы детально.
Кривой обод
Возникновение неровностей на ободах косвенно может стать причиной ещё нескольких проблем, перечисленных в списке. Поэтому ремонт велосипедных колёс – одна из самых важных работ, требующих своевременности и точности. Неровность колеса влечёт за собой следующие последствия:
Помимо всего прочего, на слабых и изношенных спицах, а также на кривом ободе разгон и средняя скорость убавится.
Что предлагает фирма Langtu
По любому вопросу – будь то ремонт перекоса колёс велосипеда или полная переспицовка обода – обращайтесь к нашим мастерам, которые предоставят качественный и быстрый сервис. У нас есть все необходимые инструменты, а также станок, на котором возможно провести любые манипуляции на профессиональном уровне.
Если вы долгое время ездите на транспорте, где много раз исправлялись неровности обода, – посетите сервисный центр. Наши мастера проведут технический осмотр и определят, возможна ли переспицовка или нужна полная замена обода велосипедного колеса. Мы поможем решить любую проблему, чтобы ваш двухколёсный «товарищ» был всегда на ходу!
Среди самых распространённых работ наиболее популярна замена спиц велосипедных колёс. Эта услуга включает в себя снятие старых прутьев, правильную и последовательную установку новых, а также регулировку их корректного натяжения. Также мы помогаем избавиться от:
- сложного искривления обода;
- неточной работы подшипников во втулке;
- старой камеры или покрышки;
- проблем со звёздами.
Обслуживание велосипедных колёс включает редкие поломки разных сложностей.
Ремонт велосипеда своими руками: задняя втулка
Разумеется, для ухода за велосипедом нужно понимать, как он устроен. Конечно, в строении железного коня есть много сложного и непонятного на первый взгляд, но это не повод закрывать на это глаза. На велосипед нужно смотреть с разных сторон. Сегодня мы не будем говорить обо всем байке в целом, но остановимся на том, что находится в области заднего колеса велосипеда, в частности, на оси.
Задняя ось колеса неподвижна и расположена в специальной подвижной втулке этого же колеса. Как раз такие втулки и обеспечивают движение колеса, а делают они это благодаря неподвижной оси.
Для того, чтобы лучше понять, где находится задняя ось, отметим, что именно рядом с ней уже крепятся спицы. Если что-то случиться с конусами, втулками или задней осью, придется разбирать и ремонтировать весь механизм заднего колеса.
Поэтому крайне важно заботиться о том, чтобы все, связанное с задней осью оставалось в целости и сохранности.
Ремонт
Конечно же, случаются такие ситуации, когда что-то в оси ломается. К счастью, такие ситуации не бывают безвыходными. Если что-то сломалось, а вы все еще не понимаете, в какую из сторон следует крутить необходимую гайку и куда девать конусы – интернет в помощь. А мы в свою очередь поможем вам сориентироваться в непростом деле ремонта.
Что нужно учитывать при ремонте?
- Прежде всего, необходимо понимать, что все, связанное с задней велосипедной осью – дело очень тонкое, а значит, к нему нужно подходить осторожно, чтобы не сделать хуже.
- Важно не потерять ни одной пусть даже мелкой детали. Если даже вы потеряете маленькую гайку или конус, вам будет сложно закончить ремонт оси без них.
- Первым делом следует снять заднюю ось втулки велосипеда, а также блок со звездочками. Разумеется, снимая ее, лучше положить велосипед на ту из сторон, где нет этого блока.
- После того, как вы снимите задний блок звездочек, нужно будет снять и кольцо подшипника.
- Во всем должен быть порядок, вы в этом сможете убедиться сами, когда после разборок и снятия перед вами появится куча мелких деталей. Поэтому, кране важно, чтобы у каждой мелочи обязательно было свое место.
Но все это – только подготовительный этап в ремонте задней оси, ведь самое сложное еще ждет впереди. После того, как вы приведете все детали в порядок, и гайки, конусы и прочее, что касается втулок не будет разбросанно в разные стороны, нужно будет снять и винт втулки.
Затем втулку нужно будет прочистить и тщательно проверить все ее компоненты. Это позволит облегчить процесс дальнейшей смазки, которая проходит в два этапа.
К этому делу также нужно относиться максимально ответственно, ведь забота об оси – это искусство, а оно не терпит спешки. Перед вставкой втулки на место, нужно вернуть на свои места подшипники.
Затем можно постепенно возвращать каждую деталь на свое место. Так и заканчивается процесс сборки, а вместе с ним процесс ремонта.
Подводя итоги, можно сказать, что такая ключевая составляющая велосипеда, как задняя ось, заслуживает того, чтобы о ней заботились. Не стоит бояться этого сложного процесса, после первого раза он уже не будет казаться таким трудным.
китайская задняя втулка велосипеда
Оси для втулок велосипеда — Велобаджо
Втулка (англ. Bicycle hub
) — центральная вращающаяся часть велосипедного колеса, предназначенная для размещения внутри неё неподвижной оси колеса, и опирающаяся на неё. К фланцам втулки крепятся спицы. Втулки бывают передние и задние.
- 1 Конструкция втулки
- 1.1 Корпус
- 1.2 Фланцы
- 1.3 Подшипники
- 1.4 Ось
- 1.4.1 Переднее колесо
- 1.4.2 Заднее колесо
- Виды
- Устройство втулки с кассетой (вверху) и с трещоткой (внизу)
- Втулка под 20-мм вставную ось с 6-болтовым креплением ротора и адаптером на 9 мм
- 3-скоростная планетарная втулка Shimano с ножным тормозом
- Втулка под 15-мм вставную ось стандарта Centerlock
- Втулка вилсета под прямые спицы
Корпус втулки связывает воедино все её части. Одно из требований к нему — большая жёсткость, особенно к корпусу задней втулки, поскольку он испытывает скручивающую нагрузку от трансмиссии.
Изготавливается он несколькими методами — горячей или холодной штамповками или литьём. Наиболее прочные корпуса (вместе с фланцами, представляющими собой единое целое с корпусом) изготовляются методом горячей штамповки.
Только такие втулки можно использовать для радиального спицевого набора.
- Для ободных тормозов,
- Роллерных тормозов,
- С креплением для дисковых тормозов, в т.ч.:
- 6-болтового стандарта,
- Centerlock,
- Собственных стандартов.
Разумеется, на дисковой втулке можно собрать колесо для ободных тормозов, но не наоборот.
Фланцы[править]
Фланцы — кольцевые выступы на корпусе втулки, к которым крепятся спицы. Во фланце сделаны отверстия, через которые спицы вставляются при наборе колеса.
К прочности фланцев выдвигаются высокие требования — ведь их размер относительно небольшой, и при этом треть веса велосипеда с велосипедистом приходится на этот небольшой кусочек.
Особенно прочность фланцев важна при радиальной спицовке.
Подшипники[править]
Основная характеристика подшипников втулки, влияющая на их ресурс, это грязезащита. Хорошая втулка после установки дает забыть о себе на 10 000 км, а то и более, тогда как плохая начнет люфтить и стучать уже после первых дождей, а проведя зиму без движения — просто заклинит.
Вторая по важности характеристика подшипников — необходимость и сложность обслуживания. Широко распространен миф, что промподшипники не требуют обслуживания, в отличие от насыпных.
На самом деле, при равной хорошей грязезащите (напомним, что втулка на промподшипниках при этом будет дороже) обслуживание требуется одинаково часто — когда вследствие износа появляются люфты. Разница между втулками в том, что насыпную можно отрегулировать и убрать люфт, а промподшипники придется менять.
Перед покупкой втулки не помешает узнать, легко ли добыть промподшипники для нее: если используются нестандартные подшипники (или информации вообще нет), то от покупки имеет смысл воздержаться.
Длина оси определяется параметром OLD (Over-Locknut-Dimension), характеризующим расстояние между внешними гайками на оси втулки (равное расстоянию между дропаутами рамы или вилки).
Переднее колесо[править]
Существует несколько стандартов осей передних втулок:
- 9×74 мм — складные велосипеды.
- 9×100 мм — используется на большинстве велосипедов:
- версия с эксцентриковым зажимом (QR) — наиболее популярна,
- версия с креплением гайками — устаревший стандарт.
- версия с эксцентриковым зажимом — быстро ставится и снимается, но выдерживает меньшие нагрузки,
- версия с креплением гайками — для экстремального спорта, выдерживает большие нагрузки.
Чем больше диаметр оси, тем выше прочность и жесткость соединения колеса с вилкой. Но при этом несколько увеличивается вес всей конструкции, кроме того, колесо со вставной осью снимается и ставится дольше обычного. Во втулках под полую ось применяется специфический локринг centerlock, под съемник интегрированной системы.
Заднее колесо[править]
Распространенные стандарты задних втулок:
- 10×120 мм — велосипеды для трековых гонок;
- 10×130 мм — шоссейные велосипеды[1];
- 10×135 мм — большинство современных велосипедов;
- 12×135 мм — изначально велосипеды для даунхилла и других экстремальных видов спорта, с недавних пор велосипеды для кросс-кантри высокого уровня.
- 12×142 мм — изначально велосипеды для даунхилла и других экстремальных видов спорта, с недавних пор велосипеды для кросс-кантри высокого уровня. Также существует стандарт 142+, употребляющийся только компанией Spicialized, эти втулки шире стандартных 142 на 2 мм и не совместимы с рамами других производителей
- 12×150 мм — велосипеды для даунхилла и других экстремальных видов спорта.
- 10×160, 10×165 мм — для фэт-байков.
- 10×170 мм — для фэт-байков.
- 10×186 мм[2] — для фэт-байков.
- 14×110 мм — для велосипедов BMX.
Особенности задних втулок[править]
Задние втулки, как правило, асимметричны, поскольку с правой стороны располагается задняя звёздочка или кассета. Поэтому правый фланец задней втулки находится ближе к середине втулки, и в результате спицы правой стороны на 1-2 мм короче левосторонних.
Производители втулок[править]
- Hope
- Shimano
- DT Swiss
- Sun Ringle
- Sram
- Spank
- RaceFace
- Novatec
- Odyssey
- Salt
- Shadow
- Primo
- Stranger
- Cult
- Animal
- Superstar
- Fly
- NsBikes
- FireEye
- McNeil
- DaBomb
- Quando
См. также Материалы рам и компонентов
Примечания[править]
- http://velowiki.org/wiki/Втулка_колеса
Велосипедные колёса: Втулки
Втулки велосипеда играют одну из важнейших ролей, они позволяют колесу свободно вращаться, при этом надёжно удерживая его на раме или вилке. Кроме того, часто, при помощи втулок мы тормозим, а в случае с задней, ещё и придаем велосипеду ускорение.
Они состоят из оси, подшипников и корпуса, на который мы крепим спицы. Так же на них есть либо крепление для тормозного диска, либо крепление для звёзд, либо и то и другое. Сегодня о типах втулок (преимущественно задних) мы и поговорим.
В статье будут рассмотрены следующие вопросы:
Односкоростная втулка (Синглспид)
Самый простой вид втулок. Для передачи усилия на колесо используется только одна звезда. Так как при установке такой втулки нет переключателя, который бы натягивал цепь, их обычно устанавливают в рамы с «горизонтальными» дропаутами, позволяющими отрегулировать натяжение самостоятельно, перемещая колесо вперед-назад.
Если вы хотите использовать такую втулку на велосипеде с вертикальными дропаутами, то придётся установить натяжитель цепи.
Часто такие втулки можно встретить на прогулочных и городских велосипедах, и обычно они комплектуются «ножным» тормозом. Поворачивая педали назад вы активируете механизм и втулка начинает тормозить.
Есть ещё один вариант односкоростной втулки – это втулка для фикседов. В ней нет храповика и звёздочка постоянно вращается вместе с колесом. Минусом такой втулки является то, что вы не можете перестать крутить педали, не заблокировав колесо. К плюсам можно отнести долговечность и низкую стоимость. Такие втулки подойдут для путешествий на небольшие расстояния по «плоской» местности.
Планетарная втулка
У планетарной втулки тоже только одна звезда и все ограничения, действующие для сингспид втулок, работают и здесь. Эти втулки появились в начале 20 века и имели 3 скорости.
Современные собратья могут иметь по 7-8 скоростей, а порой и больше. Само устройство втулки – это отличная тема для другой статьи, так что не будем особо углубляться в неё.
Скажем только, что переключать передачи на такой втулке можно даже стоя на месте.
Сам механизм переключения спрятан внутри втулки и хорошо защищен от внешних воздействий. Это делает планетарные втулки отличным приобретением для суровых погодных условий.
Внутрь практически не попадает влага, а передачи переключаются даже при -15! Главным минусом можно назвать трудный самостоятельный сервис такой втулки и проблематичный монтаж/демонтаж колеса (если вы пробились или что-то в таком духе).
Трещотка и барабан
Часто эти 2 вида путают. Первый – это втулка с резьбой для накручивания звёзд с трещоткой. Была популярна до конца 1980-х годов, пока дорогостоящий механизм трещотки решили не выкидывать каждый раз, при замене звёзд. На приведённом ниже фото изображена трещотка, втулка под неё, втулка с барабаном и кассета для втулки с барабаном. Основные отличия в способе установки звёзд.
Для нарезания резьбы на втулке и на трещотке нужны высокоточные инструменты, в противном случае установить трещотку параллельно самой втулки и тем самым соблюсти соосность будет невозможно. Это выливается либо в проблемы с переключением на дешевых версиях, либо в цену конечного продукта.
Втулки с барабаном лишены такого недостатка, плюс звёзды для них производить гораздо проще.
Ещё одним плюсом втулок с барабаном является расположение подшипника, он находится ближе к дропауту и нагрузка на него меньше, следовательно, ось будет ломаться реже, а подшипник жить дольше.
В современных втулках используют по 3-4 промышленных подшипника и при своевременном сервисе они работают очень долго.
Барабан в разы лучше и проще в использовании. Для фиксации на нем кассеты используется контргайка, на которую практически нет нагрузок. Вы просто надеваете кассету, а шлицы не дают ей провернуться.
Конечно, есть свои особенности, вроде использования кассет на «пауке» с алюминиевым барабаном. Иначе вы можете просто угробить барабан.
Совместимость кассет Shimano и Sram
Стандарт для кассет Shimano и Sram одинаков для 8-9-10-скоростных кассет. Вы можете использовать кассеты Shimano в связке с переключателем Sram и наоборот. При этом само крепление кассеты на барабане остаётся неизменным.
velo-travel.com |
Приветствуем всех! Уже скоро зима, а значит пришло время готовить байк к лету, и сегодняшняя тема для написания статьи – велосипедные втулки и все о них.
Почему именно так? Все просто, как можно разбирать, обслуживать и ремонтировать какой-то узел велосипеда, не зная его конструкции, свойств и механизма действия?! Нет, конечно, есть такие, кто ремонтирует все наугад, правда, по нормальному, починить получается только половину, ну да ладно
Как настраивать заднюю втулку велосипеда?
Если в процессе эксплуатации велосипеда вы обнаружили, что задняя втулка стала работать неправильно и появились стуки или проблемы при кручении колеса, то необходимо выполнить настройку этой втулки. Втулки бывают разные. Проще всего настраивается втулка «на шариках». Эта втулка имеет большой срок службы, а её ремонт прост и не затруднителен.
1
Первым делом определите, какая именно втулка у вас установлена. Втулку «на шариках» выдают широкие фланцы втулки. Если визуально отличить тип втулки не получается, то смело выкручивайте ось. Если внутри чашки на фланце обнаружится подшипник из шариков, то продолжайте действовать по инструкции.2
Любая втулка состоит из оси, подшипника, регулировочных гаек-конусов и контрольных гаек. Настройка втулки определяется положением регулировочных конусов. Эти конусы вращаются с помощью обычного гаечного ключа. Таким образом, если во втулке появился люфт, нам достаточно подкрутить эти регулирующие гайки.3
Снимите заднее колесо с велосипеда, возьмите необходимые ключи. С помощью ключей открутите контр гайки с оси. Если втулка боле или менее новая и в рабочем состоянии, то гайка открутится только с одной из сторон. После контрольной гайки открутите конус и снимите все шайбочки.4
Теперь удалите ось из втулки. При этом проявите особую аккуратность и постарайтесь не растерять шарики. Если шарик попадет во внутреннее пространство втулки, то его будет очень сложно оттуда извлечь. Поэтому, постарайтесь аккуратно вытащить все шарики из чашек и сложить их в какую-то емкость или на поддон.5
Для доступа к фланцу, где установлена кассета, потребуется её снятие. Для этого используется специальный съемник, который так и называется — съемник кассеты. Кассета просто откручивается.Имейте в виду, что там обратная резьба и эта деталь откручивается в направлении свободного хода колеса. Т. е. ключ нужно вращать в направлении работы холостого хода трещотки. Учтите, что снять кассету не так просто и потребуется большое количество сил.
Сама кассета блокируется от прокручивания с помощью т.н. хлыста.
6
Протрите все элементы втулки тряпкой. Теперь вы можете извлечь и подшипник из закрытого кассетой фланца. Очистите и его.7
После этого необходимо с той стороны втулки, которая будет работать на закрутку, установить «мертвую» гайку. В процессе движения силы трения будут закручивать её, но поскольку гайка уже затянута, втулка продолжит работать. Если этого не сделать, то в процессе движения втулка может закрутиться и перестать вращаться.8
«Мертвая» сторона делается очень просто. Контрольная гайка и конусная гайка закручиваются друг относительно друга с помощью ключей.9
Теперь необходимо собрать втулку в обратном порядке, не забыв промазать все трущиеся элементы пластичной смазкой (например, т.н. Литолом)10
При регулировке вам потребуется вращать контрольную гайку и добиться такого положения, чтобы ось втулки одновременно свободно и плавно вращалась, и одновременно не люфтила. Перетягивать втулку нельзя. Втулка перетянута, если не получается провернуть колесо вокруг своей оси, удерживая ось пальцами.Видео по теме
Previous PostPreviousNext PostNext
Велосипедные втулки и ось заднего колеса
- Виды велосипедных их компоненты и втулок
- обслуживание и Разборка задней втулки
- Наиболее пути и частые проблемы их устранения
- Комментарии
При выборе байка многие начинающие велосипедисты значительно чаще наблюдают на задний тумблер, раму, наличие либо отсутствие амортизатора. Наряду с этим такому серьёзному компоненту, как колёсная втулка, уделяется недостаточное внимание.
Виды велосипедных их компоненты и втулок Классификация втулок
Существуют два вида втулок – передняя и задняя. Передняя несложнее устроена и не подвергается таким нагрузкам, как задняя, в особенности в случае если на велосипеде установлена вилка с амортизатором. Задняя втулка помогает для передачи вращающего момента от педалей к заднему колесу, от неё зависят динамические характеристики байка, исходя из этого дальше обращение отправится как раз о ней.
Велосипедные втулки различаются по материалу, из которого они изготовлены, и внутреннему устройству. В большинстве случаев они складываются из оси, ступицы с фланцами, к каким крепятся спицы, и подшипников. Различают следующие виды втулок для заднего колеса:
- Трещоточные, в которых комплект звёздочек объединён с храповым механизмом в единое целое. Такие втулки довольно часто ставятся на велосипеды нижнего ценового сегмента.
- Кассетные, в которых комплект задних звёзд устанавливается на особый барабан посредством шлицевого соединения.
- Планетарные с внутренним переключением передач, в которых шестерёнки расположены в корпуса самой втулки. Они имеют стоимость и высокий вес, но надёжны и фактически не требуют техобслуживания.
Втулка задняя кассетная Novatec d042sb-ss
Первые два типа взяли громаднейшее распространение, а планетарные остаются скорее экзотикой, не смотря на то, что частенько употребляются в ситибайках.
Втулки с трещоткой дешевле, но менее надёжны и считаются устаревшими, исходя из этого лучше выбрать вариант с кассетой.
Втулка задняя JOY TECH 434 под трещотку
ПодшипникиОтветственным причиной, на что направляться обратить внимание при выборе втулки, есть тип подшипников, установленных в них. Самый распространённым видом остаются насыпные шарикоподшипники, но более надёжны промышленные подшипники в картриджах.
В первом случае на оси велосипеда крепятся конусные гайки, каковые прижимают шарики к чашкам, конструктивно являющимся частью корпуса самой втулки. Узлы с этими подшипниками легко обслуживать и ремонтировать, но они скоро засоряются.
Подшипник промышленный R8RS задней втулки КТ-155
В изделиях на промышленных подшипниках шарики в кассете запрессованы прямо в ступицу. Они превосходно подходят для спортивного велосипеда, поскольку имеют больший коэффициент нужного действия и лучшую защиту от грязи. Вторым преимуществом втулок на промподшипниках есть то, что они не требуют регулировки частой смазки и осевого зазора, но разобрать их достаточно тяжело.
В большинстве случаев, корпусом втулки есть ступица колеса. Она имеет фланцы, на которых крепятся спицы, причём из-за наличия на заднем колесе комплекта звёздочек спицы имеют с одной стороны мало меньшую длину. У втулок с насыпными подшипниками внутренняя поверхность имеет дорожки, по которым двигаются шарики.
Задняя ось велосипеда представляет собой жёстко зафиксированный в дропаутах стержень с резьбой, что не передаёт крутящий момент, но наряду с этим несёт главную нагрузку при перемещении велосипеда. Она в большинстве случаев изготавливается из стали, титанового либо алюминиевого сплава, и есть неотъемлемым конструктивным элементом втулки.
В зависимости от типа крепления оси смогут быть полыми либо цельными. Полые употребляются вместе с эксцентриковыми стяжками, облегчающими демонтаж и установку колеса. Такие оси имеют меньший вес и большую жёсткость.
Ещё одним методом крепления колеса есть фиксация его оси в перьях рамы особыми гайками. Для рамы с горизонтальными дропаутами больше подойдёт ось на гайках из-за более надёжного и прочного крепления колеса.
Ось втулки задняя Quando KT-262R 175mm на гайках
В некоторых моделях горного велосипеда, и байков для циклокросса, употребляются сквозные оси (thru axle), один из финишей которых имеет резьбу. Такие оси являются частью конструкции рамы и в большинстве случаев поставляются вместе с ней.
Толщина задней оси зависит от типа велосипеда, а её протяженность определяется расстоянием между дропаутами перьев рамы. В некоторых моделях втулок диаметр может изменяться посредством особых переходников. В большинстве случаев используются такие оси (первое число – диаметр, а второе – протяженность):
- 10×135 мм – употребляются в большинстве современных велосипедов;
- 10×130 мм – устанавливаются на шоссейные велосипеды;
- 12×150 мм – велосипедные оси для даунхилла и фри-райда;
- 10×170 мм – такие оси ставятся на фэт-байки;
- 10×120 мм – подходит для скоростного трекового велосипеда.
На велосипедах для экстремального спорта High End уровня смогут употребляться особые оси увеличенной толщины, каковые владеют повышенной прочностью.
обслуживание и Разборка задней втулки
Механизм заднего колеса велосипеда испытывает недостаток в ремонте и периодическом техобслуживании, и довольно часто у неопытных велосипедистов появляются неприятности при его сборке и разборке. Но это достаточно несложная операция, и по окончании маленькой практики она перестаёт приводить к. Основное – выбрать подходящий инструмент и запастись терпением.
Кроме этого направляться показать максимум аккуратности, в противном случае закатившаяся куда-либо маленькая подробность либо шарик может причинить значительные неприятности, и верно собрать механизм будет нереально. В случае если нет уверенности в собственных действиях, то возможно кроме того записать процесс на видео, дабы при обратной сборке было ясно, куда направляться установить тот либо другой элемент.
Задняя втулка и её составные части
Все простые втулки вычислены на разборку со стороны, противоположной размещению звёздочек, другими словами с левой. Разглядим последовательность действий при разборке изделия на насыпных подшипниках, поскольку такая конструкция есть самый распространённой:
- Для начала необходимо открутить гайки и отсоединить колесо от рамы. При с зажимами на эксцентриках кроме того не пригодятся инструменты. По окончании того, как колесо снято, возможно затевать разборку.
- Сейчас направляться снять звёздочки, в противном случае взять полный доступ к внутренней части втулки будет нереально. В случае если колесо имеет кассету, то пригодится инструмент называющиеся съёмник и хлыст. Хлыст накидывается на громадную звезду и удерживает её, а съёмник вставляется в кассету и вращается против часовой стрелки. По окончании демонтажа кассеты необходимо снять тормозной диск с левой стороны втулки (в случае если установлены дисковые тормоза).
- Для разборки колеса с трещоткой нужен ключ и съёмник с хорошим рычагом. Будет необходимо приложить большое упрочнение, по причине того, что трещотка закручивалась всё то время, пока вы ездили на велосипеде. Трещотку также необходимо откручивать против часовой стрелки.
- Для предстоящей работы пригодятся два ключа. Особый конусный ключ имеет мелкую толщину, им удерживается конус втулки, а вторым ключом необходимо расконтрить левую гайку, которая фиксирует данный конус. Расконтренную гайку возможно открутить, и сейчас задняя ось велосипеда легко достаётся из втулки, давая доступ к внутренней поверхности и подшипникам ступицы колеса.
- Шарики смогут прикрываться железными пыльниками. Да и то, и второе необходимо бережно извлечь и сложить в какую-нибудь коробочку. Вот и всё, втулка разобрана, сейчас возможно приступать к ремонту и техобслуживанию.
Из-за чего спадает цепь на велосипеде
Схема разборки втулки на промподшипниках кроме того несложнее, определённую трудность образовывает только извлечение кассет с шариками, поскольку они достаточно хорошо запрессованы в ступицу. Картридж нужно будет доставать особым инструментом либо выбивать ударами молотка по оси, но делать это необходимо очень осторожно, дабы не повредить фланец.
Время от времени приходится разбирать сам барабан, на что крепится кассета со звёздами. В этом случае пригодится особенный съёмник со шлицами. Но такая необходимость появляется очень редко, и в этом случае однако лучше обратиться в мастерскую.
Физико-техническое обслуживание задних втулок содержится в удалении ветхой смазки, очистке подробностей от грязи, проверки их целостности и нанесении новой смазки.
Необходимо шепетильно промыть не только подшипники и внутреннюю поверхность ступицы, но и резьбу на гайках и оси, поскольку в неё довольно часто набивается песок.
При закручивании он собирается на поверхности конуса, может вызвать хруст и даже повреждение шариков.
Для этого в большинстве случаев употребляется бензин, растворитель либо особые моющие средства. По окончании очистки необходимо нанести смазку на все подвижные подробности.
Сборка втулки происходит в обратном порядке. В случае если подробности не утеряны, то всё пройдёт без каких-либо затруднений.
При установке колеса в дропауты направляться обратить внимание на один принципиальный момент: ось со втулкой должны входить в них достаточно хорошо.
В случае если образуется зазор, то направляться засунуть проставочные шайбы.
В другом случае перья будут стягиваться и изгибаться при фиксации колеса, что может привести к происхождению постоянных напряжений в перьях и, в итоге, к разрушению конструкции.
Наиболее пути и частые проблемы их устранения Люфт
В случае если контргайки втулки не хватает очень сильно затянуты, то на протяжении вращения колеса появляются биения задней оси о подшипники. В следствии на дорожках конусов появляются каверны, а шарики деформируются. В случае если люфт не устранить вовремя, то на внутренней поверхности и конусах втулки образуются сколы.
В очень запущенных случаях шарики смогут кроме того выскочить с дорожек и начать вращаться в втулки, стачивая ось и разрушая ступицу, тогда нужно будет заменить целый узел и переспицевать колесо.
Дабы избежать люфта, нужно верно настроить конусы. Для этого необходимо неспешно затягивать конусную гайку, стараясь отыскать такое состояние, в котором колесо вольно вращается без происхождения биений. В то время, когда верная позиция отыскана, направляться зафиксировать конус контргайкой.
При законтривании конуса ось довольно часто начинает вращаться, и верное положение теряется, исходя из этого возможно зажать правый финиш оси в тиски.
Эта обстановка обратна предыдущей: конусные гайки затянуты через чур очень сильно, что вызывает во втулке чрезмерное трение, и колесо теряет накат. При таких условиях кроме этого требуется регулировка конусов, и все действия подобны вышеописанным.
Поломка либо искривление оси
Ещё одной довольно часто появляющейся проблемой есть искривление оси либо нарушение её целостности, вызванные некачественными материалами, используемыми при их изготовлении, или конструктивными изюминками самой втулки.
Такие поломки характерны по большей части втулкам с трещоткой, поскольку у них опорные подшипники находятся через чур на большом растоянии от точки крепления оси в дропаутах перьев рамы.
В следствии появляется через чур большой рычаг, и при повышении нагрузки ось приходит в негодность.
Сломанная задняя ось велосипеда
К сожалению, в случае если ось сломалась либо погнулась, то нужно будет поставить новую, поскольку они не поддаются восстановлению. Хорошая новость содержится в том, что оси стоят недорого, и их легко заменить. направляться учесть, что производители применяют разную резьбу, а конусы смогут различаться по полноте и размеру.
Исходя из этого на протяжении похода в магазин лучше захватить их с собой, дабы не совершить ошибку при покупке замены и выбрать то изделие, которое подходит как раз к вашей втулке.
Хруст либо шум в втулки
Шумы, хруст и скрип сигнализируют о том, что вашей втулке пора пройти физико-техническое обслуживание. И сделать это направляться как возможно скорее, в противном случае всё может закончиться весьма плачевно.
Для начала направляться разобрать втулку, поменять смазку и проверить подробности на наличие недостатков. Сломанные компоненты необходимо заменить.
В случае если по окончании всего этого неприятность осталась, то стоит проконсультироваться у эксперта.
Быть может, что она появилась из-за низкого качества самой втулки, и нужно будет ставить новую.
Задняя втулка велосипеда есть крайне важным и довольно часто недооценённым элементом велосипеда, а её ось подвергается увеличенным нагрузкам. Песок, грязь, пыль и микроскопические обломки владеют абразивными особенностями, разрушающими металл.
Поломки механической части заднего колеса требуют дорогостоящего ремонта либо кроме того замены всего узла, исходя из этого своевременное и верное техобслуживание втулки значительно продлит жизнь вашего байка и окажет помощь избежать ненужных трат.
Ось велосипедного колеса
Велосипедное колесо — колесо, часть велосипеда, конструкция, состоящая в общем случае из втулки, спиц, ниппелей, обода, камеры и покрышки.
Современный велосипед имеет два колеса, как правило, одинакового диаметра, рулевое переднее колесо и ведущее заднее колесо, связанное с педалями передачей. Детские и специализированные велосипеды могут иметь колеса разного диаметра. На детских двухколёсных велосипедах можно устанавливать вспомогательные колёса для облегчения обучения езде на велосипеде.
Содержание
Конструкция
Колесо состоит из ступицы (втулки), спиц, обода, ободной ленты (флиппер), камеры и покрышки. Также используются, но гораздо менее распространены бескамерные велосипедные шины.
Покрышка (шина) изготавливается из резины (синтетического каучука с наполнителями) или компаунда. Для жёсткости армируется тканевыми, нейлоновыми, реже металлическими или кевларовыми нитями (корд) с диагональным плетением.
Обод связан со ступицей (втулкой) натягиваемыми спицами, чаще всего 36 или 32, однако, в зависимости от диаметра и назначения колес их количество может быть от 12 до 144.
Размер велосипедного колеса (по внешнему диаметру покрышки) традиционно указывается в дюймах — 16″, . 26″, 27,5″, 28″, 29″, 36″. В соответствии со стандартом ISO размер колёс обозначается как посадочный диаметр обода в миллиметрах: 533, 559, 622 и т.д. Так, размеру 26″, как правило, соответствует ISO 559 мм, 28″ — ISO 622 мм. Следует учитывать, что при одном и том же диаметре обода наружный диаметр покрышки может и различаться: например, для 622 мм обода может подходить как 28″, так и 29″ покрышка. Существует и так называемая французская система размеров, по которой 28″ колесо может обозначаться как 700С, где 700 — внешний диаметр шины в миллиметрах (приближённо); A, B, C, D — ширина покрышки (по возрастанию). Покрышки по диаметру и ширине обычно маркируются и в миллиметрах (по ISO), и в дюймах, например, 53-559 и 26×1,95.
Шоссейные колеса
На дорогие спортивные велосипеды иногда устанавливаются колёса с 4-6 парами плоских углепластиковых спиц («Spinergy»), лопастные колёса (лопасти, в отличие от спиц, работают не только на растяжение, но и на сжатие [ источник не указан 2837 дней ] , а также воспринимают боковую нагрузку) или дисковые колёса. Дисковые колёса, используемые прежде всего для триатлона, трековых и шоссейных раздельных велогонок, обладают наибольшей жёсткостью и хорошей аэродинамикой; однако их повышенная парусность создаёт проблемы при боковом ветре. По этой причине не делают сплошным переднее, рулевое колесо: при повороте парусность будет создавать большое сопротивление. [ источник не указан 2837 дней ] Кроме того, колёса с жёсткими ободьями (к которым относятся как дисковые, так и лопастные и многие спицевые, как правило, с малым числом спиц) имеют повышенный момент инерции, ухудшая динамику велосипеда. [ источник не указан 2837 дней ]
На большинстве велосипедов сейчас устанавливаются коробчатые обода. На шоссейных велосипедах могут устанавливаться обода с более низкими стенками чем у дорожных велосипедов [1] .
Для изготовления колёсных ободов велосипеда используют алюминиевые сплавы, сталь, карбон. Ободы из алюминиего сплава, в сравнении с ободом из нелегированной незакалённой стали, имеют, как правило, большую удельную прочность (на единицу массы) [ источник не указан 1604 дня ] , менее подвержены коррозии и к тому же обеспечивают лучшее торможение [ источник не указан 2837 дней ] в случае использования ободных тормозов.
Обода различаются по:
- размерам (20″, 26″, 27.5, 28/29″),
- количеству спиц,
- наличию или отсутствию тормозных поверхностей для ободных тормозов,
- возможности установки бескамерных покрышек,
- наличию пистонов в отверстиях для спиц.
Деформации
Трудно переоценить роль колес в велосипеде, ведь именно через них передаётся усилие качения и торможения, статические нагрузки, вызванные массой самого велосипеда и велосипедиста, а также динамические нагрузки от неровностей дороги, прыжков, преодоления препятствий и т. п. Однако вне зависимости от характера нагрузок, большая их часть, так или иначе, воспринимается спицами. В то же время при нагрузках натяжение некоторых спиц падает, что может вызвать их расстройку, а это в свою очередь вызовет деформации обода, которые со временем могут стать весьма заметными, а иногда и опасными, привести к повышенному износу узлов велосипеда и повысить опасность его использования.
Спицы
Спицы преимущественно производят из стали, реже из титана и алюминия. Спица соединяет втулку колеса с ободом при помощи ниппеля, в который она вкручивается (со стороны обода). Спицы бывают постоянного и переменного сечения.
Ступица колеса
Центральной деталью колеса является ступица (жарг. втулка, фрихаб), которая вращается вокруг неподвижной оси на подшипниках. Во втулке часто используются насыпные шарикоподшипники, открытые подшипники с сепаратором, а иногда и подшипники закрытого типа (промышленные подшипники). К втулке крепятся ободья посредством спиц (лопастей, диска). Втулка может содержать в себе тормозной барабан или электрогенератор, иметь крепления для тормозного диска. Задняя втулка дополнительно может содержать в себе планетарную систему переключения передач, либо узел для крепления звёздочки (или «кассеты» звёздочек), обычно с механизмом свободного хода («трещоткой»). Втулки некоторых моделей электровелосипедов объединены с электромотором.
Обычно велосипедные шины накачиваются воздухом, что позволяет регулировать жёсткость шины.
Покрышки различаются в основном размерами и рисунком протектора [2] . Размер определяется двумя числами, обозначающими диаметр и ширину покрышки.
Шины горного велосипеда бывают бескамерными [2] — в этом случае воздух в шине удерживается самой покрышкой, герметично прижатой к ободу.
На шоссейных велосипедах могут устанавливаться однотрубки [2] («трубки», «велотрубки»), в которых камера и покрышка представляют собой единое целое. Для шоссейных велосипедов применяются узкие шины (18-27 мм) высокого давления. Рабочее давление клинчерных шин шоссейных велосипедов обычно 8 атм.
На данный момент наиболее часто встречаются покрышки трех посадочных диаметров:
- 26-дюймовые колеса (посадочный диаметр обода 559 мм) — горные велосипеды, городские и прогулочные велосипеды. Самый распространенный размер колес. [3] Постепенно устаревает и переходит в раздел бюджетных велосипедов.
- 27.5-дюймовые колеса (посадочный диаметр обода 584 мм) — новый стандарт для горных велосипедов, активно продвигаемый маркетологами.
- 28-дюймовые колеса (посадочный диаметр обода 622 мм) — гибридные, шоссейные и дорожные велосипеды. Подтипом того же посадочного диаметра являются колеса 29 дюймов «найнеры», получившие широкое распространение для всех дисциплин MTB. От 28 дюймовых отличается покрышками более широкого профиля (2.0 — 2.6 дюйма)
Камера обычно представляет собой резиновую трубку, замкнутую в кольцо с вмонтированным в неё ниппелем.
Чтобы концы спиц и острые края спицевых отверстий не повреждали камеру, между ободом и камерой прокладывается резиновая или полимерная полоска — ободная лента жарг. флиппер [4] .
Дисбаланс
Хорошо отрегулированное колесо должно поворачиваться под тяжестью веса ниппеля. Практически на любом колесе существует некоторый дисбаланс, то есть одна часть колеса почти всегда тяжелее другой. На велосипедах дисбаланс не так страшен, как на автомобилях. Регулировка дисбаланса может производиться установкой одного или нескольких катафотов на самые лёгкие части колеса.
Ось велосипеда
Втулка велосипеда — это очень важная деталь колеса велосипеда, которая позволяет свободно вращаться колесу вокруг своей оси. От качества втулки зависит накатистость велосипеда, а соответственно скоростные характеристики. Кроме того чем лучше втулка, тем меньше велосипедист будет затрачивать энергии на тот же километр пройденного пути. В данной статье мы рассмотрим устройство передней втулки и типы существующих передних втулок.
Передняя втулка подвергается заметно меньшим нагрузкам, чем задняя, что позволяет делать её более миниатюрной. Дополнительного оборудования не предусмотрено, кроме ротора дискового тормоза (в зависимости от модели). Втулки различаются по материалам и технологиям изготовления, устройству и назначению.
Велосипедные оси — неотъемлемые детали велосипеда и относятся к узлам, которые подвергаются постоянным нагрузкам. Именно поэтому их состоянию необходимо уделять особое внимание. В зависимости от типа велосипеда и условий его использования они бывают различных размеров, и отличаются своими конструктивными особенностями. Высокий уровень прочности достигнут благодаря металлу из которого их изготавливают, зачастую это сталь.
Велосипедная ось является составным элементом втулки и, вместе с ней, отвечает за уровень нагрузки, выдерживаемой колесом и велосипедом, в целом, за легкость хода и непосредственную надежность вашего любимого транспорта. Только правильно подобранные, и, в свою очередь, отрегулированные оси могут гарантировать безопасную и комфортную езду.
Запчасть заднего колеса, по строению, несколько отличается от передней и является более сложной, за счет монтажа на задней втулке механизма свободного хода и блока звездочек. В свою очередь, задняя ось выдерживает большую силу нагрузки.
Как выбрать ось велосипеда
Отнеситесь с полной ответственностью к покупке и замене данной детали. Помните, что погнуться или сломаться велосипедная ось может только из-за своего невысокого качества. Кроме того, при выборе оси следует помнить, что они изготавливаются из разных материалов:
- титана,
- стали,
- алюминия.
Что, конечно же, определяет их надежность. Для велосипедов горного или шоссейного типа имеются некоторые особенности строения конструкции.
Ремонт велосипеда своими руками: задняя втулка
Разумеется, для ухода за велосипедом нужно понимать, как он устроен. Конечно, в строении железного коня есть много сложного и непонятного на первый взгляд, но это не повод закрывать на это глаза. На велосипед нужно смотреть с разных сторон. Сегодня мы не будем говорить обо всем байке в целом, но остановимся на том, что находится в области заднего колеса велосипеда, в частности, на оси.
Задняя ось колеса неподвижна и расположена в специальной подвижной втулке этого же колеса. Как раз такие втулки и обеспечивают движение колеса, а делают они это благодаря неподвижной оси. Для того, чтобы лучше понять, где находится задняя ось, отметим, что именно рядом с ней уже крепятся спицы. Если что-то случиться с конусами, втулками или задней осью, придется разбирать и ремонтировать весь механизм заднего колеса. Поэтому крайне важно заботиться о том, чтобы все, связанное с задней осью оставалось в целости и сохранности.
Ремонт оси горного велосипеда
Конечно же, случаются такие ситуации, когда что-то в оси ломается. К счастью, такие ситуации не бывают безвыходными. Если что-то сломалось, а вы все еще не понимаете, в какую из сторон следует крутить необходимую гайку и куда девать конусы — интернет в помощь. А мы в свою очередь поможем вам сориентироваться в непростом деле ремонта.
Что нужно учитывать при ремонте? Прежде всего, необходимо понимать, что все, связанное с задней велосипедной осью — дело очень тонкое, а значит, к нему нужно подходить осторожно, чтобы не сделать хуже.
Важно не потерять ни одной пусть даже мелкой детали. Если даже вы потеряете маленькую гайку или конус, вам будет сложно закончить ремонт оси без них. Первым делом следует снять заднюю ось втулки велосипеда, а также блок со звездочками. Разумеется, снимая ее, лучше положить велосипед на ту из сторон, где нет этого блока. После того, как вы снимите задний блок звездочек, нужно будет снять и кольцо подшипника. Во всем должен быть порядок, вы в этом сможете убедиться сами, когда после разборок и снятия перед вами появится куча мелких деталей. Поэтому, крайне важно, чтобы у каждой мелочи обязательно было свое место.
Как выглядит задняя ось велосипеда
Кстати, рекомендуем:
QR или Quick-release (от англ. Быстросъемный) — самый простой эксцентрик, который можно встретить на бюджетных велосипедах. Такие эксцентрики устанавливаются только на велосипедах с разрезными дропаутами. Из-за небольшого диаметра оси 9мм и 10мм соответственно для переднего и заднего колеса и диаметра самого эксцентрика 5мм жесткость у них соответствующая, однако для обычного катания это не критично. Своё предназначение такой эксцентрик выполняет на все 100% и позволяет быстро снимать и устанавливать колёса без проблем. Встречаются только в размерах 100мм и 135мм для переднего и заднего колеса соответственно.
Thru-axle
Thru-axle (от англ. Через ось) — имеют высокую жесткость и используются в велосипедах для агрессивного катания. Для заднего колеса выпускаются с шириной 135, 142, 150 и 157мм и диаметром 12 мм. Сама ширина втулки регулируется при помощи проставок сбоку и 135 легко превращается в 157мм без замены самой втулки. Для переднего с диаметром 15мм и 20мм и шириной 100мм и 110мм соответственно.
Передняя ось Thru-axle
Такой эксцентрик вставляется в закрытый дропаут, что предотвращает возможность впадения колеса, пока эксцентрик закрыт. Хотя использования на раме с разрезными дропаутами не рекомендуется, но в отличие от вилки вы сможете физически установить такое колесо на раму.
Boost thru-axle
Недавно пришедший на рынок стандарт, заточенный исключительно под модное эндуро. Втулки выпускаются только в размерах 15*110мм и 12*148мм для переднего и заднего колеса. Как водится у нас в индустрии, задняя втулка вышла с новой линейкой шатунов, для более правильного чейнлайна, а добавление 10мм на передней втулке позволило сделать жесткость 27. 5 колёс такой же, как и у 26. Во всяком случае так заверяют производители. На самих втулках выросло расстояние между фланцами, а не толщина боковых проставок.
Как перебрать переднюю втулку на насыпных подшипниках
Если вы заметили какие-то посторонние звуки из вашей втулки или заметно ухудшившийся накат, а может и небольшой люфт — это значит самое время перебирать втулку.
Для начала разберемся в устройстве втулки. Выше представлен схематический рисунок основных компонентов, среди них:
- Ось. Та часть, которая крепит колесо к рами и вокруг которой оно вращается;
- Конус. Затягивая конуса, вы устраняете люфт колеса;
- Втулка. Само тело втулки с чашками для подшипников внутри;
- Подшипники. Шарики, которые позволяют вращаться оси внутри втулки;
- Контргайка. Не позволяет конусам раскручиваться.
Во втулке так же могут быть различные проставочные шайбы и пыльники.
Чтобы разобрать втулку вам понадобятся:
- Рожковые ключи подходящего размера (один из них должен быть достаточно тонкий, чтобы его можно было надеть на конус);
- Консистентная смазка для подшипников;
- Ветошь или ненужная ткань для удаления грязи.
Разбираем втулку
Если вы не уверены в том, что сможете не потерять все шарики подшипников, можно проводить все манипуляции над небольшим ведром или тазом. Для начала предлагаем опрыскать узлы втулки дегрисером или WD-40, чтобы размягчить остатки старой смазки и грязи.
Шаг 1. Удалив все гайки и шайбы, фиксирующие втулку в дропаутах.
Шаг 2. Возьмите рожковые ключи и удерживая ключ на конусе (2) открутите контргайку (5), после чего отложите контргайку в сторону.
Шаг 3. Если после этой процедуры конус не стал свободно вращаться, то удерживая ключ на другой контргайке открутите конус (2). Будьте внимательны! На этом этапе из втулки начнут высыпаться подшипники. Убедившись в том, что вы не растеряли подшипники можете раскрутить второй конус.
Обязательно проверьте подшипники, конус и чашки внутри втулки на предмет износа или повреждений. Если подшипники изношены, то их нужно заменить. Если заметного износа нет, то можно приступать к очистке деталей втулки.
Шаг 4. На очищенную чашку втулки обильно нанесите консистентную смазку. Это не позволит подшипникам «разбегаться» в разные стороны во время установки. Установите подшипники на место.
Шаг 5. Верните один из конусов на втулку и нанесите на него смазку. Если у вас были пыльники между конусом и втулкой, верните их на место. Вставьте ось с конусом во втулку.
Шаг 6. Переверните колесо, придерживая ось с конусом, чтобы в случае чего, подшипники не отправились в свободное плаванье по вашей комнате.
Шаг 7. Повторите действия с Шага 4 (не забудьте про пыльник между конусом и втулкой) и накрутите конус на ось втулки.
Шаг 8. Закрутите конуса так, чтобы не было люфта, а затем закрепите результат контргайками. Перепроверьте, что отсутствует люфт, а ось свободно вращается во втулке. Важно! Расстояние от контргайки до конца оси втулки должно быть одинаково с обоих сторон.
Вот и всё, втулка собрана и готова продолжать вас радовать своей тихой работой и отличным накатом. Конечно, затяжка контргаек требует небольшой сноровки, но приловчиться сможет каждый. Это было несложно, правда?
Источники:
https://www.velosiped-info.ru/ustrojstvo-velosipeda/kak-ustroeno-koleso-velosipeda/
https://tj-service.ru/velozapchasti/velosipednye-vtulki-i-os-zadnego-kolesa
http://wikiredia.ru/wiki/%D0%9E%D1%81%D1%8C_%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B0
https://www.velodepo.ru/os-velosipeda