Велосипедные тормоза дисковые

Содержание скрыть
4 Какие тормоза для велосипеда лучше – дисковые или ободные — всё о велоспорте

Типы тормозных колодок для дискового тормоза велосипеда и их особенности

Тормозные колодки – это расходный материал. Одна из самых востребованных запчастей для велосипеда и других транспортных средств. Замена их необходима один-два раза в сезон или чаще при интенсивной эксплуатации велосипеда.

колодки для тормоза

Каждый раз при замене колодок человек сталкивается с проблемой выбора новых колодок.

Давайте в этой статье рассмотрим, какие бывают колодки для дискового тормоза велосипеда и чем они отличаются.

Дисковые тормоза получили широкое распространение, но существуют ещё и другие типы тормозных систем велосипеда: барабанные или клещевые (вибрейки). Для них информация из этой статьи не будет полезна (хотя иногда колодки для вибрейков изготавливают из аналогичных материалов).

Итак, велосипедисты делятся на два типа: те, кто тщательно подбирает компоненты и те, кто ставит то, что влезет физически. Наверное, информация будет полезна как для тех, так и для других. Начнем по порядку.

Дисковый тормоз велосипеда включает в себя пару трения (чаще всего металл-неметалл), которая представлена металлическим диском (или ротором) и неметаллическими (бывают и металлические композиты) тормозными колодками.

При выборе новых колодок нужно обратить внимание на следующие важные параметры:

1. Под какие колодки рассчитан ваш ротор (если вы конечно не планируете заменить и его)

2. Какой стандарт колодок используется сейчас – размерная характеристика

3. Какой материал используется для колодок, которые установлены на велосипеде сейчас

Пройдемся по каждому из пунктов подробно.

Ротор для дискового тормоза велосипеда и его совместимость с колодками

ротор для органических колодок

Роторы могут быть изготовлены из разных материалов и иметь разные покрытия. Бывают и комбинированные роторы (с использованием паука для рассеивания тепла и облегчения конструкции). Некоторые роторы считаются универсальными, а некоторые подходят только для определенного типа колодок.

Например, если на роторе красуется надпись Resin PAD Only, то ротор можно использовать только с мягкими органическими колодками (чуть дальше описано, что такое органические колодки). Материал диска в этом случае более мягкий и вязкий, что не особенно хорошо скажется на долговечности детали и качестве торможения в случае использования твердых колодок.

Есть и ещё одна проблема – если диск мягкий, а колодки слишком жесткие, металл будет «наматываться» на поверхность колодок и портить фрикционные свойства колодок.

При выборе колодок изучите характеристики вашего ротора. Информацию эту обычно чрезвычайно сложно раздобыть. Особенно если речь идёт про ноунейм китайское железо.

Единственный источник информации обычно – это или официальный сайт производителя, или гравировка на самом диске. Прайсам большинства велосипедных магазинов лучше не доверять. Замученный жизнью котентщик лупит всем подряд дискам одинаковые характеристики, а проверить это невозможно. Поэтому, можно сильно обжечься при выборе. Да и в большинстве каталогов попросту отсутствует подобная характеристика. В этом случае логично будет приобрести те колодки, которые у вас уже были установлены – на самих колодках часто тоже есть маркировка.

Есть и более изощренные способы, например, измерить твердость диска и тем самым определить, какой это материал. Но способ весьма сложный, да и такая точность редко бывает необходима.

Прежде, чем мы продолжим обсуждение, нам нужно запомнить, что такое модуляция тормозов. Эта характеристика часто встречается в статьях и на форумах. Часто прошаренные велосипедисты умничают, закидывая новичка сложными терминами.

Итак, модуляция тормоза – это способность тормоза реагировать на силу нажатия. Сильнее надавили на ручку – сильнее затормозили. Эта характеристика не всегда линейна и не всегда соответствует описанной закономерности. Напротив, некоторые колодки при сильном нажатии перестают реагировать на увеличение силы нажатия ручки, а на дешевых материалах может вообще начать проскальзывать. Соответственно, тип и материал колодок напрямую влияют на модуляцию тормозов.

Стандарт колодок и размерная характеристика

Для разных тормозных машинок используются разные колодки. В этом нет ничего нового. Хорошо, когда производитель использует одинаковые расходники для всей линейки своих продуктов. Тогда проблем с подбором колодок не возникнет.

чертеж колодок велосипеда

Все колодки имеют разные размеры. Подобрать аналогичные можно или исходя из маркировки на колодках, или по типу используемой тормозной системы, или непосредственно замерив ваши колодки и выбрав такие же.

Ассортимент типорзамеров колодок для дискового тормоза огромный.

Важно понимать, что требуется 100% размерное соответствие. Отклонение в несколько миллиметров уже может сделать использование запчасти невозможным.

Вам также будет полезно ознакомиться со следующими статьями на нашем проекте:

Какие типы колодок для дискового тормоза существуют?

Вот мы и подошли к самой интересной части статьи. Сейчас мы рассмотрим материалы, из которых изготавливают колодки. Всего сейчас существует несколько типов: органические колодки, керамические колодки (часто называются органическими, хотя по своей сути, ими и являются), полуметаллические, спеченный металл.

Они различаются фрикционным материалом (фрикционные материалы – это группа материалов, разрабатываемая специально для увеличения трения в паре трения), который нанесен на жесткую оснастку.

Органические колодки (Resin PAD)

органические колодки

В этих колодках фрикционный материал представлен композитом, состоящим из металлической стружки (или, правильнее сказать, металлических включений), которые погружены в специальный компаунд. Таких включений в составе композита не более 30%. Компаунд может быть представлен органическими смолами, стойками при высокой температуре, резинами или другими мягкими материалами. Часто обозначаются Resin PAD.

Характерные особенности

  • Относительно быстро стираются, но при этом обладают высокой эффективностью торможения.
  • Не особенно хорошо справляются с плохими погодными условиями. При попадании жидкости или грязи требуют регулярной просушки. В плохую погоду теряют львиную часть эффективности.
  • Обладают высокой модуляцией (благодаря общей высокой мягкости). Один из лучших показателей среди всех типов.
  • Используются с роторами, не имеющими сильных выступов и зазубрин – ротор пила легко сотрет в порошок такие колодки за пару недель.
  • Не рекомендуются для использования велосипедистам с большим весом.
  • Не рекомендуются для электровелосипедов или электросамокатов.
  • Очень быстро притираются.
  • Имеют меньший срок службы.
  • При правильном подборе пары трения ротор-колодка практически не шумят.
  • Довольно сложно очистить такие колодки от загрязнения – прокаливать колодки нужно с большой осторожностью (читайте статью о том, что делать, если на колодки попало масло), а мыть их не всегда помогает. Поэтому, к очистке нужно подходить аккуратно. Прокаливание может уничтожить неметаллический компаунд.

Спеченные металлические колодки – неорганические колодки (Sintered PAD)

Sintered Pad неорганические колодки

Колодки изготовлены из металлической крошки или стружки, которая спрессовывается в брикеты и спекается. Металлы используются как однородные, так и разнородные. Применяются такие металлы как медь или высокоуглеродистая сталь. Иногда используют модифицирующие добавки, например, графит. Цель таких добавок разнообразная. В частности, мягкий графит иногда исключает задиры ротора.

Характерные особенности

  • Хорошо работают в любую погоду. Ни в дождик, ни в снег не теряют своей эффективности.
  • Долго притираются
  • Обладают средней модуляцией – колодки твердые и прожимаются плохо.
  • Должны использоваться только с подходящим ротором. Ротор для резиновых колодок быстро изотрётся и на нем появятся тормозные канавки, которые не позволят колодкам плотно прилегать к ротору, а значит и эффективность торможения уменьшится.
  • Обладают низкой эффективностью торможения. Работают стабильно в любую погоду, но требуют большей силы нажатия на ручку. Имеют чуть больший тормозной путь.
  • Не требуют постоянной просушки.
  • Даже при правильном подборе пары ротор-колодка в плохую и морозную погоду часто вопят.
  • Имеют высокий ресурс.
  • Подходят для тяжелых велосипедистов и выосконагруженных велосипедов – тяжелые байки или электровелосипеды.
  • Могут быть легко очищены от любого загрязнения как прокаливанием, так механическими способами очистки.

Полуметаллические колодки (Semi-Metallic)

полуметаллические колодки велосипеда

Состав фрикциона здесь не отличается от органических, а вот количественный состав изменен – допускается до 65% металлических включений. Они всё также погружены в специальную термостойкую смолу или другое связующее.

Характерные особенности

Традиционно принято считать, что полуметаллические колодки являются компромиссом между органикой и неорганикой. Они обладают достоинствами одного вида и лишены недостатков другого. В частности, они:

  • Меньше шумят, чем неорганика, но при этом имеют лучшую модуляцию.
  • Тормозят эффективнее спечённых колодок, но изнашиваются медленнее органических.
  • Быстрее притираются.
  • Работают с любыми типами роторов, кроме откровенных роторов-пил.
  • Адекватно реагируют на изменение погодных условий.
  • Прокаливать нужно с большой осторожностью.

Керамические колодки (Ceramic)

керамические колодки велосипеда

Довольно редкое явление для велосипедной отрасли, однако периодически встречаются. Стоят относительно дорого. Фрикционный материал тут представлен керамикой с фрикционными свойствами.

Характерные особенности

  • Требуют использования специального ротора.
  • Не воспринимают мелкие удары. Фрикцион может раскрошиться.
  • Быстро замыливаются в грязи. Плохо работают при изменении погодных условий.
  • Долго притираются.
  • Имеют самый большой ресурс из всех видов колодок.
  • Стоят дорого, а распространены мало. Изначально пришли в велоспорт как оружие профессионалов и не особенно хорошо подойдут для повседневного использования.

Заключение

Мы ознакомились с основными типами велосипедных колодок для дискового тормоза и их особенностями. У каждого из типов колодок есть свои достоинства и недостатки. Конечно же, у каждого типа есть как фанаты, так и ненавистники. Какой из них предпочесть решить нужно вам самостоятельно. Однозначного ответа на этот вопрос нет – одни колодки хорошо ведут себя в одной ситуации, а другие в другой.

Компромисс между этими характеристиками – это только ваш выбор, который должен быть основан на личных предпочтениях и здравом смысле.

На практике часто бывает удобно использовать один тип колодок на одном колесе, а другой на другом. Так, иногда очень удобно установить спечённые металлические колодки на задний тормоз, так на него попадет больше грязи и нагрузка там выше, а на передний поставить органику.

Полезно попробовать использовать как один тип колодок, так и другой, а на основе личного опыта сделать окончательный вывод.

Велосипедные тормоза

Тормоз барабанного типа (иначе называется «ножной тормоз») располагается в задней втулке велосипеда и имеет внутри тормозные колодки. Процесс торможения инициируется при вращении каретки против движения. В результате этого тормозные колодки разводятся в стороны и прижимаются к барабану. Между колодками и барабаном возникает трение, благодаря которому и происходит торможение. Барабанные тормоза обычно устанавливаются на детские велосипеды и на недорогие городские велосипеды для взрослых.

Барабанный велосипедный тормоз (ножной)

  • Долговечность – благодаря закрытости механизма, в него почти не попадает грязь, пыль и влага.
  • Барабанный тормоз не приводит к износу обода колеса.
  • Простота обслуживания – не нуждается в регулярном осмотре и регулировании.
  • Эффективность – работают даже при искривлении обода колеса.
  • Имеют большой вес.
  • Для торможения приходится предпринимать большее усилие, чем при использовании других типов тормозов.
  • Невозможно использовать на многоскоростных велосипедах.
  • Наличие «мертвой зоны» — когда невозможно затормозить при вертикальном положении шатунов.
  • Есть риск – если цепь слетит со звёздочки и на велосипеде не установлен передний тормоз, велосипед невозможно остановить.
  • Требуется время для перехода от движения вперёд к началу торможения, что в некоторых случаях может быть критичным.

Ободные тормоза

Это самый популярный тип тормозов на сегодня. Принцип их действия заключается в следующем: при приложении усилия, которое передается через тросик к тормозным рычагам, тормозные колодки на тормозных рычагах плотно прилегают к ободу колеса, благодаря чему и обеспечивается торможение. Ободные тормоза бывают кантилеверные, клещевые и V-brake.

Кантилеверные тормоза

Их механизм состоит из двух рычагов с тормозными колодками, прикрепленных к пивотам на вилке. С помощью пары тяг трос передвигает рычаги, после чего и происходит торможение. Этот механизм прост и надёжен, однако встречается все реже и реже. Он вытесняется другими другими типами тормозов с более эффективной силой торможения.

Кантилеверные тормоза на велосипед

Клещевые тормоза

Чаще всего применяются на шоссейных велосипедах, но и там на замену им постепенно приходят другие типы тормозов. Название тормозов красноречиво говорит о его конструкции: тормозные колодки прижимаются к ободу изогнутыми рычагами, которые внешне напоминают клещи. Клещевые тормоза установлены на велосипедах Forward Impulse (2020).

Клещевые тормоза на велосипед

V-brake тормоза

Тормоза V-brake крепятся по такому же принципу, что и кантилеверные тормоза. Тормозной тросик подведен сбоку к верхней части тормозного рычага. Тормозной рычаг сжимает обе части тормоза с картриджными тормозными колодками. Такая система параллельного прижимания колодок позволяет обеспечивать эффективное торможение. Картриджные тормозные колодки к тому же можно легко менять с помощью обычного шестигранника. На данный момент этот тип тормозов наиболее распространен. Он используется на велосипедах почти всех типов. К примеру:

Велосипедные тормоза V-brake

Так как V-brake тормоза – это самый распространенный тип ободных тормозов, стоит отдельно рассмотреть их преимущества и недостатки.

  • Простая и эффективная конструкция с хорошим тормозным усилием.
  • Малый вес в сравнении с дисковыми тормозами или тормозами барабанного типа.
  • Невысокая цена.
  • Снижение эффективности торможения, если на обода и тормозные колодки попадает влага или грязь.
  • Ускорение износа обода и тормозных колодок из-за повышенного трения при попадании грязи, песка.
  • С V-brake тормозами невозможно использовать широкие покрышки.

Дисковые тормоза

Дисковые тормоза с небольшими изменениями, доработками и приспособлениями пришли в веломир из мира мотоциклов и автомобилей. В зависимости от типа привода дисковые тормоза делятся на механические и гидравлические. В механическом дисковом тормозе усилие от тормозной ручки к тормозным колодкам передаётся с помощью троса, а в гидравлическом дисковом тормозе – через гидравлическую систему, заполненную тормозной жидкостью. При нажатии на тормозную ручку у механического тормоза натягивается тросик, это усилие передается к тормозным колодкам, которые, прижимаясь к тормозному диску, приводят к торможению. В случае с гидравлическим тормозом необходимое усилие передается через гидролинию от тормозной ручки напрямую к колодкам. Велосипеды Forward с дисковыми тормозами очень легко идентифицировать: в конце названия модели есть слово «disc» (к примеру Forward Next 3.0 disc).

Дисковый тормоз для велосипеда

Устройство дисковых тормозов

Дисковый тормоз состоит из тормозного диска (ротора), прикрепленного к втулке колеса, и тормозной машинки (калипера), внутри которой размещены тормозные колодки. Дисковые роторы бывают нескольких размеров: 140, 160, 180, 185, 203 и 220 мм. Чем больше диаметр ротора, тем более эффективно работает тормоз, так как увеличивается плечо рычага тормозного усилия.

Ротор дискового велосипедного тормоза

Калипер (тормозная машинка) крепится на вилке или на раме. Внутри калипера находятся две тормозные колодки, которые прижимаются к ротору одним или несколькими поршнями.

Калипер (тормозная машинка) тормозного диска

Тормозные колодки могут быть с наполнением из металлических опилок или из органического материала. Колодки с металлическим наполнением долго притираются и более устойчивы к износу. Органические колодки более мягкие, быстро притираются и обеспечивают более плавное торможение.

Тормозные колодки дискового тормоза для велосипеда

Дисковые механические тормоза

Дисковые механические тормоза, как правило, устанавливаются на горные (Forward Next 27,5 2.0 disc (2020), Forward Iris 26 2.0 disc (2020) и др.) и туристические велосипеды (Forward Yukon 2.0 disc), реже – на городские (к примеру, Forward Tracer 26 2.0 disc (2020)).

  • Обеспечивают более мощное торможение, чем тормоза V-brake.
  • Контроль тормозного усилия (модуляция) лучше, чем на V-brake тормозах.
  • Работают в любых погодных условиях, на их работу практически не влияют ни пыль, ни грязь, ни влага.
  • Не изнашивают обод.
  • Позволяют использовать широкие покрышки.
  • Эффективность торможения не снижается даже при искривленных ободах.
  • Большой срок службы колодок.
  • Неприхотливы в обслуживании.
  • Погнутый ротор на них выровнять легче, чем на гидравлических дисковых тормозах.
  • Рубашки и тросы требуют меньшей осторожности при эксплуатации, чем гидролинии в гидравлических дисковых тормозах. При необходимости их можно купить в любом веломагазине.
  • Дешевле гидравлических дисковых тормозов.
  • Сложно отремонтировать в полевых условиях без специального инструмента.
  • В отличие от тормозов V-brake, разнообразные модели и модификации дисковых тормозов делают очень затруднительным и поиск запчастей для них.
  • Опасность искривления ротора на снятом колесе во время перевозки велосипеда.
  • Возможны трудности с креплением стандартного багажника на велосипед.
  • Большой вес относительно ободных тормозов.
  • Высокая цена относительно ободных тормозов.
  • Необходимо содержать рубашки и тросики в чистоте и регулярно их смазывать, при этом смазка должна иметь оптимальную густоту, не должна вытекать из рубашек.
Дисковые гидравлические тормоза

В модельном ряду 2020 дисковые гидравлические тормоза установлены на следующие модели горных велосипедов Forward:

Рассмотрим преимущества и недостатки гидравлических тормозов.

  • Обеспечивают самое мощное торможение среди всех типов тормозов.
  • Самый лучший контроль тормозного усилия (модуляция) среди всех типов тормозов.
  • Работают даже в самых неблагоприятных погодных условиях (пыль, грязь, влага и т.д.).
  • Не изнашивают обод.
  • Позволяют использовать широкие покрышки.
  • Эффективность торможения не снижается даже при искривленных ободах.
  • Более легкий ход тормозной ручки, так как внутри рубашки отсутствует трение тросика. Длительный срок службы колодок. Неприхотливы в обслуживании.
  • При повреждении гидролинии ее ремонт проблематичен.
  • Гидролинии на замену продаются далеко не везде.
  • В отличие от тормозов V-Brake, разнообразные модели и модификации делают поиск запчастей для них весьма затруднительным.
  • Есть опасность искривления ротора на снятом колесе во время перевозки велосипеда.
  • Сложно выровнять погнутый ротор.
  • Возможны трудности с креплением стандартного багажника на велосипед.
  • Большой вес относительно ободных тормозов.
  • Высокая цена относительно ободных и дисковых механических тормозов.

Теперь, когда вы знаете особенности различных типов тормозов, их плюсы и минусы, вам будет проще выбрать велосипед с наиболее подходящими тормозами.

  • Лучшее — семье
  • Велосипеды
  • Электротранспорт
  • Пользователю
  • Где купить
  • Дилерам
  • Вакансии

Авторские права на дизайн и весь контент веб-сайта принадлежат ООО “Форвард”. Копирование и видоизменение дизайна и контента веб-сайта возможно только с разрешения правообладателя. Реальный внешний вид и технические характеристики товара могут отличаться от представленных на сайте. Производитель оставляет за собой право на изменение дизайна, характеристик и комплектации товара.

Тормоза на велосипед: разновидности, марки, выбор, установка

Тормоза на велосипед: разновидности, марки, выбор, установка

Тормоз является незаменимой частью в каждом велосипеде – качественная тормозная система позволяет остановить движение в самых критических ситуациях и даже спасти жизнь велосипедисту. Из этой статьи вы узнаете, какие существуют разновидности и марки велосипедных тормозов, а также ознакомитесь с тонкостями их выбора и установки.

Виды и их устройство

Все разновидности велосипедных тормозов подразделяются на несколько групп с самостоятельными видами.

В зависимости от принципа работы тормозные системы бывают ободные, дисковые, барабанные, роллерные, стремянные и ленточные.

Ниже будет описан принцип работы и устройство каждого из этих видов.

Ободные

К тормозам ободного типа относятся модели с колодками, которые при торможении сдавливают с обеих сторон обод велосипедного колеса. Давление колодок на обод приводит к трению, что в зависимости от силы давления обеспечивает плавное или резкое торможение. Команда к тормозным колодкам от руля передается с помощью специальных тросиков или гидравлических линий.

Сегодня это самая распространенная разновидность велосипедных тормозов – ее можно успешно использовать как на шоссейных, так и на горных велосипедах любого уровня.

Ободные тормоза включают в себя несколько самостоятельных разновидностей, которые отличаются типом крепления, формой колодок и используются в разных типах велосипедов.

Механические ободные тормоза включают несколько разновидностей.

  • Векторные или V-brake – сегодня такие тормоза считаются очень популярными. Представляют собой крепление рычагов и колодок в виде буквы V.

  • Клещевые (некоторые называют их «крабиками») – эти тормоза использовались еще в СССР, сегодня выпускаются довольно редко и устанавливаются преимущественно на передних колесах шоссейных велосипедов. Характеризуются креплением рычагов и колодок в виде буквы U.

  • Кантилеверные. Тормоза этого типа считаются предшественниками V-brake и сегодня устанавливаются только на циклокроссовые велосипеды. Несмотря на устаревшую технологию, по эффективности ничуть не хуже других ободных тормозов, однако нуждаются в точной настройке.

Устройство гидравлических ободных тормозов отличается от механических наличием специальных гидролиний, по которым жидкость от ручки велосипеда усилием передается в тормоз, что приводит к торможению.

У ободных тормозов есть как преимущества, так и недостатки.

Начнем с плюсов.

  • Приемлемый ценовой сегмент и просто огромный выбор для самых разных велосипедов.
  • Во время торможения всю нагрузку принимает на себя именно обод, при этом колесо или втулка не повреждаются. В перспективе это увеличивает продолжительность использования велосипеда.
  • При таком торможении обод нагревается намного меньше, чем втулка в тех же дисковых тормозах – все из-за большей площади. Это страхует обод велосипеда от деформаций.
  • Для установки таких тормозов не нужно быть экспертом – подтянуть и зажать тросики сможет практически каждый в любых условиях (главное, чтобы были ключи).
  • Ободные модели всегда очень легкие и практически не ощущаются. Некоторые тормозные системы, например, дисковые, способны значительно увеличить вес велосипеда, что может сильно сказаться на скорости велосипеда и удобстве его использования.

Минусы тоже наблюдаются.

  • Во время езды по грязной и мокрой дороге эффективность ободного тормоза сильно понижается, что может привести к опасным для жизни последствиям. Некоторые спортсмены специально делают на колодках засечки для отвода влаги во время передвижения в дождливую погоду.
  • Если колодки установлены неправильно, слишком повернуты или пережаты, то они будут постоянно притормаживать колесо, задевая обод.
  • Примерно раз в полгода, в зависимости от интенсивности езды на велосипеде, тормозные колодки должны заменяться (стираются в местах трения). Та же ситуация может касаться обода колеса, однако заменять обод нужно будет не чаще 1 раза в 2 года.
  • Некоторые тормоза V-brake могут со временем деформировать перья или раму колеса. Чтобы избежать этого, велосипедисты покупают специальные усилители рамы в виде дуг.

Дисковые

Конструкция дискового тормоза включает в себя стальной диск, расположенный на втулке переднего или заднего колеса (обычно слева), и само тормозное устройство, которое при подаче сигнала тросиком от руля сжимает стальной диск и замедляет само колесо.

Эти тормоза также включают в себя несколько самостоятельных разновидностей.

  • Механические. Торможение через усилие, которое передается по стандартным тросикам.
  • Гидравлическое. Вместо тросиков используют гидролинии, подающие жидкость от руля к калиперу.
  • Комбинированные. Представляют собой устройства из стандартных тросиков, но с гидравлическим калипером.

У таких агрегатов также есть свои положительные и отрицательные стороны.

Плюсов довольно много.

  • В отличие от ободных тормозов дисковые расположены посередине колеса и намного меньше загрязняются во время езды.
  • Считается, что дисковые тормоза позволяют более тонко регулировать скорость средства передвижения – некоторые велосипедисты называют это улучшенной модуляцией.
  • Главной сложностью при езде на неровных дорогах являются именно «восьмерки» – ситуации, когда обод колеса чуть изогнут в некоторых местах и не едет совсем прямо. Это может быть проблемой при использовании ободных моделей, однако дисковые тормоза работают напрямую со втулкой и не теряют от этого эффективности.
  • При использовании дисковых тормозов изнашиванию подлежит только система самого тормоза – обод, втулка или само колесо при этом никак не страдают.

Но есть и минусы у таких конструкций.

  • Торможение с помощью дискового тормоза оказывает довольно сильную нагрузку на спицы в велосипедном колесе, на втулку, которая принимает на себя все давление, а также на вилку самого колеса, которая эту втулку удерживает.
  • Устройство дисковых тормозов значительно сложнее, чем у других. Здесь намного больше элементов, которые могут сломаться, и их сложно будет восстановить в полевых условиях. Самые частые проблемы: изгиб диска от падения велосипеда, внутренняя поломка калипера. Особенно тяжело будет настроить гидравлические дисковые тормоза – без спецоборудования по закачке жидкости тут не обойтись.
  • Почти все дисковые тормоза очень много весят – все из-за прочных и тяжелых материалов, из которых сделан тормозной диск.
  • Обычно такие модели намного дороже тех же ободных аналогов.
  • Попадание маслянистых веществ на диск значительно уменьшает тормозное усилие.
  • Калипер дискового тормоза в некоторых моделях может помешать в установке того же багажника.

Барабанные

Устройство такого тормоза выглядит следующим образом: сама тормозная система находится прямо в задней втулке колеса.

Конструкция втулки является барабаном, внутри которого также расположены колодки.

При подаче сигнала от тросиков колодки распираются внутри втулки и зажимают движение тормозного барабана.

На данный момент существует всего 2 вида таких тормозов.

  • Тормозные барабанные конструкции с ручным приводом, где тормозное усилие поставляется через стандартные тросики. Сегодня практически не используются из-за огромного веса, габаритности и сложности самостоятельной настройки.
  • Системы на ножном приводе – здесь торможение срабатывает при вращении педалей в обратную сторону. Обычно такой тип торможения используется в простых моделях велосипедов с одной передачей.

Барабанные модели сегодня считаются не самым популярным выбором в профессиональном велосипедном спорте, так как минусов у них гораздо больше, чем плюсов.

Плюсы:

  • устройство барабанных тормозов требует определенных знаний для правильной установки, однако настолько редко ломается, что эта установка почти никогда не требуется;
  • таким тормозным системам без разницы, идет на улице дождь или снег – никакие погодные условия не влияют на их работу;
  • эти модели не влияют на обод колеса и не будут конфликтовать с «восьмерками».

Перечислим и минусы.

  • Такие тормозные системы могут быть установлены только в 1-скоростных велосипедах. Их невозможно совместить со стандартным переключателем скоростей.
  • Эффективность и последовательность торможения в таких велосипедах под серьезным вопросом. С помощью этих тормозов вы не сможете затормозить быстро, что может быть фатально.
  • Как уже было сказано, такие системы очень много весят. Это не позволяет их устанавливать на тех же шоссейных велосипедах.
  • Возможна деформация барабана во втулке при длительном торможении, к примеру, при долгом съезде с горки.
  • Если цепь в велосипедах с таким тормозом спадет – вы не сможете никак затормозить.
  • Эти тормозные системы могут быть установлены только на заднее колесо, для переднего при этом необходим отдельный тормоз.
  • Такой тип торможения оказывает огромную нагрузку на заднюю втулку и колесные спицы.

Роллерные

Неопытные велосипедисты часто путают эту разновидность с барабанной, и для этого есть свои причины – эти тормозные системы, действительно, очень похожи внешне, однако иначе устроены с точки зрения принципа работы.

В отличие от барабанного тормоза в роллерных моделях присутствует специальный рычаг-эксцентрик, который вращается и упирается своими выступами в ролики.

Те, в свою очередь, не вращаются, но давят на тормозные колодки, которые распирают и надавливают на тормозной барабан, затормаживая его вращение. Разница между барабанным тормозом также состоит в том, что роллерный работает на смазке, которая способствует сохранению колодок и барабана на более длительный срок.

Такое название тормоза этого типа получили как раз из-за того, что именно ролики используются для передачи усилия на тормозные колодки.

Эти тормоза обладают практически теми же плюсами, что и барабанные, однако считаются более мощными и тонкими с точки зрения настройки силы торможения.

Среди недостатков можно выделить большой вес, очень высокие цены на модели и сложность ручной установки/настройки в полевых условиях.

Стремянные

Сегодня такие агрегаты практически нигде не используются – вы не встретите их в профессиональных шоссейных или трюковых велосипедах. Еще до 50-х годов XX века эти тормоза были установлены на множестве советских, индийских и китайских велосипедов, однако с течением времени и с разработкой барабанных и других тормозных систем надобность в стремянных тормозах полностью отпала.

Устройство таких тормозов выглядит следующим образом: тормозная колодка, которая крепится к вилке одной из сторон, с помощью тормозного усилия от руля (через тросики) трется прямо о протектор колеса.

В числе минусов этих тормозов можно выделить постепенное стирание резины на колесах (а сюда подходили только сликовые покрышки), большой вес, а также невозможность использования на грязных дорогах.

Ленточные

Этот тип тормозов считается одним из самых старых – его начали использовать еще в конце XIX века. Принцип работы такой системы: на стандартном тормозном барабане располагается прочная лента, которая натягивается через тросик и замедляет вращение барабана по оси.

Для установки таких тормозов требуются специальные втулки, кроме того, их сложно настроить без мастера. Несмотря на эти недостатки, такие модели активно выпускаются и по сегодняшний день.

Обзор производителей

Среди производителей, которые создают лучшие велосипедные тормоза, можно выделить следующие фирмы:

Tektro

Недорогие и качественные дисковые и ободные тормоза;

Shimano

Всемирно известная фирма, занимается созданием всех типов тормозов и других аксессуаров для профессионального велосипедного спорта;

Promax, Sram и Avid

Гидравлические и механические дисковые тормоза;

Formula

Гидравлические дисковые тормоза;

Как выбрать

Как правило, велосипеды продаются уже с определенной тормозной системой, однако в случае ее поломки или при желании купить более качественные тормоза велосипедисты определяются с выбором новой.

При выборе определенного тормоза на велосипед нужно опираться на ряд факторов.

  • Назначение. Сначала вам нужно разобраться, зачем вам нужен велосипед. Если вы собираетесь время от времени кататься в пределах города на прогулочной модели, то вам подойдут дешевые барабанные тормозные системы.

Для профессиональной езды лучше всего, конечно, задействовать дисковые или ободные модели.

  • Стиль катания. Для спортсменов, которые регулярно используют велосипед в длительных поездках, лучше всего выбирать именно дисковые тормоза, а не ободные. В дисковых моделях нет лишней нагрузки на обод, кроме того, дисковые тормоза эффективнее на длительных и резких торможениях.

  • Тип местности. Очень многое зависит не только от стиля катания, но и от выбранного места для велотрипов.

Так, для легкой и прогулочной езды по ровной дороге лучше подойдут именно ободные модели тормозов, а вот для горных велосипедов лучше качественного дискового тормоза ничего не найти.

  • Вес спортсмена. Чем больше весит велосипедист, тем большая нагрузка будет оказана на тормоз, и тем крепче он должен быть. Кроме того, провод должен быть довольно мощным, чтобы осуществлять резкое торможение – в этом случае чаще всего выбираются именно гидравлические модели.

Рекомендации по установке

Самыми востребованными тормозными системами сегодня считаются именно дисковые модели: они обладают простой конструкцией и довольно просты в установке.

Схема установки тормозов дискового типа состоит из 5 основных этапов.

  • Тормозные ручки закрепляются на руле, их позиция регулируется под руки велосипедиста. Эту процедуру обычно проводят шестигранником.
  • Калипер (или устройство, которое осуществляет торможение на диске), монтируется в дисковые крепления на рамных компонентах велосипеда.
  • Тормозные диски (роторы) устанавливаются на втулку. Для этого обычно используются специальные болты.
  • Тросик закрепляется в тормозную ручку, затем помещается в «рубашку».
  • Используя направляющие, рубашка проводится прямо к калиперу.

Затем осуществляется настройка дискового тормоза, во время которой проследите за несколькими моментами.

  • Колодки не должны тереться о ротор во время вращения колеса. Если трение присутствует, нужно чуть открутить болты в калипере и подвинуть его в направлении этой колодки.
  • Колодки должны одинаково выдвигаться с обеих сторон. Для регулировки этого нужно поочередно подкручивать болты.

О том, какие бывают типы тормозов велосипеда, смотрите далее.

Какие тормоза для велосипеда лучше – дисковые или ободные — всё о велоспорте

Скорее всего, никто не будет сомневаться в том, что тормоза являются одной из самых важных частей велосипеда. От исправной работы тормозной системы напрямую зависит здоровье и жизнь не только самого велосипедиста, но и всех участников движения.

Поэтому логично заключить, что при покупке велосипеда необходимо выбрать надежную модель с крепкой тормозной системой, которая позволит в экстренной ситуации на дороге за короткий промежуток остановить велосипед, независимо от погодных и дорожных условий. Однако, выбирая велосипед, можно с легкостью запутаться в разнообразии тормозных систем, их характеристиках и рекомендациях.

Поэтому стоит для начала разобраться, какие существуют тормозные системы, а также сравнить преимущества и недостатки того или иного тормозного устройства.

Типы тормозов для велосипедов

С каждым днем технологии, а также запчасти для велосипедов совершенствуются. Поэтому те виды тормозов, которые использовались раньше, могут уже не устанавливаться на современные велосипеды. В связи с этим речь пойдет только о двух основных типах тормозов.

1. Ободные тормоза

  • • Механические (для сжатия используют тросик и рубашку тросика).
  • • Гидравлические (для сжатия используют гидролинию и тормозную жидкость).

2. Дисковые тормоза

  • • Механические.
  • • Гидравлические.

Иногда могут встречаться велосипеды со смешанной тормозной системой (гибридные). Например, на переднем колесе может быть дисковой тормоз, а на заднем колесе ободной.

Какие лучше тормоза: ободные или дисковые?

Ободные тормоза

Все ободные тормоза имеют общие недостатки: во время торможения повреждается обод колеса. При сильном повреждении, когда колесо скрутило в «восьмерку» или же «яйцом» использовать тормозпочти невозможно. Также в дождливую погоду торможение неуверенное, из-за намокания колодок и обода колеса. Необходимо постоянно следить и настраивать тормоз по мере стирания колодок.

Однако ободные тормоза имеют успех и очень часто устанавливаются, так как имеют ряд преимуществ, таких как простота в обслуживании, доступность по цене, а также низкий вес и совместимость запчастей.

К механическим ободным тормозам относятклещевые и кантилеверные. Клещевые тормозасостоят из колодок, которые прикреплены на дугообразных рычагах, при торможении они сжимают обод колеса, тем самым уменьшая скорость его вращения.

Тормозной трос приводит в движение рычаги, он удобно прикреплен к ручке на руле. Плюс в том, что клещевыетормоза общедоступны и просты в эксплуатации.

Минусы в том, что такие тормоза часто перекашиваются, создавая не нужное трение об обод, быстро загрязняются и отмечаются посредственной модуляцией.

Кантилеверные тормоза очень часто можно увидеть на горных велосипедах. Работа кантилеверной тормозной системы очень проста: два рычага с колодками закрепляют на вилке с помощью двух специальных креплений.

Во время нажатия ручки тормоза на руле, тросик начинает тянуть эти рычаги друг к другу, таким образом, прижимая их к ободу, создавая трение и торможение колеса.

Главным преимуществом этого типа тормоза является полное отсутствие возможности забивания грязью тормозной системы.

Гидравлические тормоза отличаются от механических тем, что здесь нет рычагов, которые крепятся на колодки, а также системы тросов, приводящих рычаги в действие.

Принцип работы гидравлической системы достаточно прост: на руле прикреплена ручка с главным тормозным цилиндром, при нажатии на нее передается давление в другие тормозные цилиндры, прикрепленные к вилке велосипеда. Созданное давление заставляет выдвигаться тормозные колодки в сторону обода колеса, что приводит к торможению.

Стоит отметить, что такая тормозная система очень эффективна и часто используется в триале. Однако гидравлические тормоза тяжелые по весу, сложные в обслуживании и трудно поддаются ремонту во время похода.

Также следует обратить внимание на тормоза V-brake, которые являются популярными и широко используемыми в последнее время. По своему виду очень схожи на кантиливерные, однако имеют существенное отличие в принципе работы. За счет специфического крепления троса к рычагам, увеличивается мощность тормозной силы велосипеда.

Они просты в обслуживании и надежны, также нетяжелые по весу и благодаря системе параллельного подвода колодок к колесу, они изнашиваются равномерно и способствуют лучшему торможению. Во время покупки велосипеда, необходимо проконтролировать, чтобы тормоза были настроены, а впоследствии регулярно проверять их исправность.

Что же касается барабанных или роллерных тормозов, то они располагаются прямо внутри самой втулки в колесе неподвижно, и при торможении прижимаются к вращающейся части, снижая скорость. Такие тормоза достаточно просты и не боятся ни грязи ни пыли. Однако в случае неисправности, очень трудно ремонтируются и тяжелы, поэтому редко используются в походах.

Дисковые тормоза

Этот тип тормозов за последнее время становиться все более распространенным и практичным для велосипедов.Дисковые тормоза несложны по строению.

Они состоят из диска, который прикрепляется к втулке колеса, суппорта, который крепится к вилке или раме и тросика (механическая система) или гидравлической трубки (гидравлическая система), с помощью чего соединяется суппорт с тормозной ручкой.

Покупая велосипед с дисковой тормозной системой, можно быть уверенными в высокой эффективности торможения, не нужно будет беспокоиться о состоянии обода колеса, поездки никогда не будут зависеть от погодных условий, они не нуждаются в постоянном обслуживании и настройке и отличаются длительным сроком эксплуатации.

Выбирая велосипед с механической тормозной системой, можно значительно сэкономить на покупке. Строение такой системы очень простое и похоже натормоза типа ви-брейк. Здесь для соединения суппорта и ручки тормоза используется простой тросик.

Однако следует учесть не только плюсы, но и минусы. Недостаток в том, что трос со временем может растягиваться, и из-за этого появляется возможность заедания троса в рубашке.

Однако, несмотря на это, они очень легко ремонтируются в любых условиях, меньше стоят и хорошо подходят для любых туристических походов.

Если же бюджет позволяет, то можно приобрести велосипед с гидравлической системой торможения. Здесь торможение производится за счет передачи тормозного усилия от ручки тормоза к суппорту с помощью несжимаемой тормозной жидкости, которая находится в шланге высокого давления.

Такой тип тормозной системы очень эффективен и обладает высокой модуляцией. Велосипед с дисковой гидравлической системой торможения отлично подходит для профессиональных горных велосипедов.

Но следует учесть и минусы этих тормозов, среди которых на первый план выходит их высокая стоимость и сложность в настройке, которая требует специальных инструментов и опыта.

Напоследок осталось посмотреть на велосипеды с гибридной системой торможения. Такие велосипеды очень редко можно встретить в продаже, потому что они высокие по цене и дисковая механика в данном случае ненамного выигрывает перед остальными тормозными системами.

Из рассмотренных тормозных систем, конечно, самыми высокоэффективными являются гидравлические дисковые тормоза. Однако перед покупкой необходимо рассмотреть условия и частоту использования велосипеда. И только после этого принимать решение, с каким типом тормозной системы вы хотите иметь дело, и что из этого вам позволяет бюджет.

Какие тормоза лучше дисковые или ободные

Материал подготовили: Захарова ЮляЛиповская Юлия

Велосипед – один из самых экономичных видов транспорта. Во все времена были востребованы байки, развивающие максимальную скорость. Но для безопасной остановки или сброса скорости, нам, естественно, не обойтись без надежных тормозов.

Самыми распространенными на сегодняшний день являются ободные и дисковые тормозные системы.

Перед приобретением определенного типа нужно учитывать такие факторы, как характер езды, тип трассы, а также погодные условия. Тормоза одного вида могут быть эффективны на горном треке, но в городских условиях окажутся совершенно бесполезными.

Для того чтобы понять какие тормоза лучше – дисковые или ободные, необходимо изучить их плюсы и минусы.

Особенности ободных тормозов

Принцип работы ободных тормозов заключается в прижимной силе колодки на обод колеса, в результате чего велосипед и останавливается. В целом все ободные тормоза можно разделить на такие подтипы:

  • кантилеверы – последнее время редко применяются и встречаются преимущественно на циклокроссовых байках;
  • V-brake – наиболее популярная модель на сегодняшний день. Получили свое название благодаря V-образному креплению рычагов;
  • U-brake (клещевые) – используются на шоссейниках и BMX;

Давайте рассмотрим ободные тормоза на примере V-brake, так как эта модель является самой распространенной в наши дни и подходит для установки практически на любой тип велосипеда.

У данной тормозной системы имеется несколько значительных преимуществ:

  • как на городской, так и на грунтовой дороге, такие тормоза будут выполнять свою работу одинаково эффективно;
  • очень простая конструкция и легкость в обслуживании, именно поэтому их не только можно найти в любом веломагазине, но также без труда самостоятельно заменить;
  • один из самых выгодных вариантов для ограниченного бюджета;
  • маленький вес и невысокая нагрузка на спицы и втулку.

Однако такие тормоза имеют и ряд существенных недостатков:

  • изменение геометрии колеса (восмерки) может привести к задеванию колодок и постоянному торможению;
  • очень плохо работают в плохую погоду. Конструкция весьма чувствительна к грязи и воде, из-за чего снижается эффективность торможения, что может привести к опасным ситуациям;
  • быстрый износ колодок;
  • невозможность установки на некоторые модели рам и вилок.

Дисковые тормоза: особенности эксплуатации

Конструкция дисковых тормозов состоит из диска, размещенного на втулке колеса и суппорта, который сжимает данный стальной диск колодками. Тормозное усилие передается с ручки тросиком или по гидролинии в зависимости от модели.

При эксплуатации дисковых тормозов можно выделить ряд следующих достоинств:

  • обладают высокой силой торможения, по сравнению с остальными видами;
  • меньше засоряются при езде и работают при любых температурах;
  • более плавно регулируют тормозное усилие;
  • неправильная форма колеса не влияет на их работу;
  • не требуют постоянного обслуживания.

Конечно же, дисковые тормоза не лишены и определенных отрицательных качеств:

  • вес тормозной системы достаточно большой;
  • высокая стоимость;
  • сложное обслуживание, поскольку для прокачки необходимо специальное оборудование;
  • случайное попадание масла на диск значительно снижает эффективность торможения;
  • могут мешать установке багажника.
  • необходимо аккуратное обращение при перевозке байка, так как если погнуть ротор, то тормоз вообще перестанет работать.

Сравнение дисковых и ободных тормозов

Конечно, дисковые системы считаются более современными, удобными в использовании, технологичными. Кроме того, они идеально подходят для различных соревнований и поездок по горным тропам, где важны надежные комплектующие велосипеда.

Если же Вы не собираетесь преодолевать сложные участки по пересеченной местности и Вашей целью являются спокойные прогулки по городу или ровным трассам, то отличным бюджетным вариантом станут тормоза типа V-brake.

Велосипеды, укомплектованные дисковыми тормозами, естественно, стоят дороже моделей, на которых установлены ободные системы. Именно поэтому, при покупке байка, выбор следует делать исходя из типа местности, по которой Вы собираетесь кататься.

Если Вы приобретете велосипед с системой торможения типа v-brake, а потом решите поменять ее на дисковую, то обойдется Вам это совсем не дешево, да и не факт, что конструкция байка позволит это сделать, поскольку не на все модели великов с ободными системами можно установить дисковые тормоза.

Какие бывают велосипедные тормоза?

Одна из самых важных систем велосипеда — тормозная. Давайте разберемся с тем, какие бывают тормоза на велосипеде.

Классификация велосипедных тормозов

А теперь подробнее

Дисковые велосипедные тормоза

Начнем с самых эффективных по совокупности признаков тормозов. Еще раз, дисковые тормоза лучше всех прочих по СОВОКУПНОСТИ признаков.

Плюсы дисковых тормозов:

  • Высокая эффективность торможения – система не зависит от восьмерок или яиц на колесе, а также появления грязи или влаги на роторе.
  • Сохраняют обод – так как торможение происходит путем трения колодок о ротор, то обода не стираются, а значит колесо будет служить «бесконечно долго».
  • Хорошо работают в любую погоду.

Минусы дисковых тормозов:

Неправильное приложение физических сил – тут сразу два нюанса. Первый – это низкая торсионная жесткость системы, во время торможения вилка скручивается, так как ротор находится с одной стороны (исключение вилки системы Lefty от бренда Cannondale). Второй – повышенная нагрузка на спицы, так как центр приложения сил находится на втулке (в центре).

Механические дисковые тормоза

Простота и ремонтопригодность – система одна из самых простых в обслуживании и ремонтопригодности в полевых условиях.

Плохая модуляция – так как усилие передается через натягивание тросика, то остановить велосипед одним пальцем очень сложно (если вообще возможно). Для торможения приходится прилагать больше усилий, снимая несколько пальцев с руля.

Гидравлические дисковые тормоза

Шикарная модуляция – нормально отрегулированные тормоза позволяют остановить велосипед одним пальцем, что дает дополнительный контроль при управлении, так как вы крепко держите руль.

Равномерное приложение силы – благодаря особенностям конструкции, поршни выдвигаются равномерно и одновременно, что делает тормоз максимально эффективным и равномерно изнашивает колодки.

Сложная ремонтопригодность – с одной стороны завоздушенную гидролинию, даже с внутренним клапаном починить не сложно: достаточно возить с собой два шприца, переходник и жидкость. С другой стороны, разрыв мембраны или шланга починить невозможно, что выводит тормоз из строя.

Тормоза кипят – при длительном затяжном спуске с зажатыми колодками есть риск, что жидкость внутри калипера вскипит. При кипении выделится воздух, что приведет к протеканию тормоза через уплотнительные кольца (ремонтируется в полевых условиях, если кольца целы) или разрыву мембраны (фатально).

Высокая цена – один из самых дорогих видов тормозов среди серийно существующих тормозов.

Гидромеханические дисковые тормоза

Колодки сводятся и изнашиваются равномерно, но модуляция передается через тросик, а значит общая эффективность довольно низкая.

Ободные велосипедные тормоза

Второй по эффективности вид тормозов.

Лучшее приложение эффективности усилий – в идеальных условиях ободные тормоза – это самые эффективные тормоза.

Минимальный вес – эти тормоза самые легкие (исключая гидравлическую подгруппу, которая очень редкая).

Минимальная стоимость – исключая гидравлическую подгруппу, все ободные тормоза очень дешевые.

Зависимость эффективности торможения от различных переменных – грязь, пыль, вода, восьмерки и яйца на ободе сводят на нет эффективность ободных тормозов.

Изнашивают обод – колодки трутся непосредственно об обод и довольно быстро приводят его в негодность. А замена обода стоит дорого, так как требует полной переспицовки колеса.

Плюсы и минусы кантилеверных тормозов:

Плюсов нет, данные тормоза утратили свою актуальность и уже более десяти лет серийно не ставятся даже на самые дешевые китайские велосипеды.

Плюсы и минусы клещевых тормозов:

Самые зависимые от восьмерок тормоза, но до сих пор популярны на шоссейных велосипедах и фиксах из-за минимального веса.

Плюсы и минусы векторных тормозов:

Самые эффективные по модуляции тормоза, часто встречаются на бюджетном сегменте МТБ велосипедов, а также дорожных, гибридах и городских. За счет конструкции раздвигают перья рамы.

Плюсы и минусы гидравлических ободных тормозов:

Самые эффективные по тормозному усилию, но самые дорогие, тяжелые и редкие в группе. Да и ремонтировать их сложно. Векторные тормоза в прямом смысле раздвигают задние перья, а гидравлика может их даже вырвать.

Барабанные и роллерные тормоза

Оба типа тормозов бывают как с ручным приводом, так и с ножным. Так как роллерные тормоза являются подвидом барабанных, то я объединил их в одну. Роллерные тормоза очень редкие из-за конструктивных минусов системы, например, возможности небольшого отката при зажатых тормозах (это главный минус системы, который поставил крест на широком использовании роллерных тормозов.

Плюсы барабанных и роллерных тормозов:

Очень редкое обслуживание – залезать в эти тормоза нужно в разы реже, чем в другие типы тормозов.

Независимость от внешних условий – грязь, пыль, вода, восьмерка и яйцо никак не влияет на эффективность торможения.

Нет износа обода – и этим все сказано.

Отличное тормозное усилие – касается только роллерных тормозов.

Минусы барабанных и роллерных тормозов:

Несовместимы с внешним задним переключателем скоростей, работают только с синглспидом или планетарной втулкой (при ножном варианте работы).

Масса и сложность – помимо большого веса система сильно сложна в обслуживании при ремонте.

Повышенная нагрузка на спицы, так как центр приложения сил находится на втулке (в центре).

Личный опыт

С моей точки зрения самыми эффективными тормозами среди серийно существующих являются дисковые тормоза и прямых конкурентов им в ближайшее время просто не предвидится. Так что если вы выбираете велосипед, смотрите на тормоза не в последнюю очередь.

Благодарю за внимание,

Тормоза: V-brake или дисковые

Очень часто среди начинающих байкеров разгораются споры о том, какие тормоза для горного велосипеда лучше: дисковые или v-brake. В последнее время даже на недорогие велосипеды производители MTB начали ставить диски, но «настоящие» гидравлические дисковые тормоза все же стоят немалых денег. Тем не менее поклонников v-brake становится все меньше и меньше.

Чтобы разобраться что к чему, рассмотрим достоинства и недостатки каждого вида тормозов отдельно. Ну а окончательное решение все равно остается за вами.

V-brake

По сути принцип действия тормозов V-brake очень прост. На двух рычагах тормоза закреплены две тормозные колодки. За счет передаваемого тросом усилия от тормозной рукоятки, колодки одновременно сдавливают обод колеса с двух сторон и останавливают колесо. Эта система доминировала на обычных MTB почти 10 лет, с 90-х до середины 2000-х.

К достоинствам тормозов данного типа можно отнести:

  • Мощное тормозное усилие, которого более чем достаточно для обычной городской, туристической и спортивной езды.
  • Простота конструкции: обслуживание тормозов можно провести в чистом поле.
  • Запчасти и тормозные колодки к любому v-brake тормозу можно найти в любом веломагазине.
  • Небольшой вес, по сравнению с дисковыми моделями.
  • V-brake тормоз весьма дешев, особенно, относительно цен на дисковые гидравлические модели.

Недостатки:

  • Тормоза чувствительны к наличию «восьмерки» на колесе, поскольку расстояние между ободом и тормозными колодками не превышает нескольких мм.
  • Данный тип тормоза чувствителен к влаге. Торможение в дождь уступает дисковым тормозам, однако качественные обода и специальные колодки могут значительно улучшить качество торможения в дождливую погоду.
  • Колодки изнашивают обод. Чем больше приходиться тормозить, тем сильнее это отражается на состоянии обода. Скорость износа, зависит от погоды и рельефа, по которому приходится ездить велосипедисту. Но все не так страшно: этот процесс может растянуться на 3-5 лет, особенно на качественных ободах и тормозных колодках.
  • Длительное торможение нагревает поверхность обода, что может повредить покрышку.
  • В v-brake тормоз невозможно установить сверхширокие экстремальные покрышки.

Дисковые тормоза

Дисковые тормоза пришли на велосипед с мотоцикла, заняв в начале своей экспансии нишу тормозных систем для экстремалов. Дисковые тормоза можно разделить на два класса, по типу привода.

В первом варианте, тормозное усилие от рукоятки передается на колодки с помощью троса (механический дисковый тормоз) или с помощью тормозной жидкости идущей внутри гидролинии (гидравлические дисковые тормоза).

В последних вместо рубашек устанавливаются специальные магистрали, заполняемые тормозной жидкостью. По средствам нее от ручки тормоза передаются усилие в колодки на тормозные накладки, обжимающие тормозной диск без потери усилий на трение.

Дисковый тормоз с механическим приводом лучше тормозит, чем v-brake, но и имеет те же проблемы, что и последний, связанные с трением тросика. Собственно у него почти все недостатки обоих типов тормозов.

Так же как и V-brake, дисковые тормоза обладают как достоинствами, так и недостатками.

Достоинства:

  • Самое мощное торможение среди всех тормозных велосипедных систем.
  • Отличная модуляция — важнейший критерий оценки тормозной системы, характеризующий способность изменять величину тормозного усилия в зависимости от силы нажатия на тормозную ручку.
  • Работают в дождь, снег, грязь и сухую погоду практически без потери качества торможения.
  • Не изнашивает обод и не чувствителен к восьмерке.
  • Гидравлический дисковый тормоз не требует частого обслуживания.
  • Колодки и диски имеют значительно больший ресурс чем колодки от v-brake тормозов.
  • На длительных спусках нагревается диск, а не обод.
  • Не мешает установить на колесо покрышку любой ширины.

Но и даже, казалось бы, у таких совершенных тормозов есть свои недостатки:

Дисковые тормоза имеют десятки конструктивных отличий между разными моделями даже в одном модельном ряду. Разные колодки, типы крепления дисков и калипера, тормозная жидкость, диаметр дисков и т.д.

Обслуживание и поиск запчастей часто вызывает ощутимые трудности. Покупка велосипеда с предустановленными дисковыми тормозами от малоизвестного производителя, может в последствии вызвать проблемы.

Полевой ремонт без наличия специальных инструментов затруднителен.

Диск на снятом колесе очень легко погнуть, а вот выпрямить довольно сложно.

На длительных спусках, есть риск закипания тормозной жидкости и полной потери контроля над велосипедом.

Повышенная нагрузка на спицы колеса. При дисковом тормозе, радиальное спицевание «солнцем» чаще всего недопустимо.

Дисковые тормоза тяжелее, чем v-brake.

Ну и конечно же, дисковые тормоза значительно дороже. Комплект качественных гидравлических тормозов может обойтись вам в 200-300 долларов.

Подводя итог, скажу еще, что при равной цене на горном велосипеде с дисковыми тормозами комплектация будет заметно беднее, чем на MTB с тормозами типа v-brake. Подумайте, где вы собираетесь использовать свой велосипед.

Для неэкстремальной езды по городу вам не нужна гидравлика. Но если вы собираетесь безбашенно гонять по бездорожью, да еще и круглый год, то диски сэкономят вам много нервов и принесут множество положительных эмоций.

V-brake или дисковые тормоза | по кочкам

Очень часто среди начинающих байкеров разгораются споры о том, какие тормоза для горного велосипеда лучше: дисковые или v-brake. В последнее время даже на недорогие велосипеды производители MTB начали ставить диски, но «настоящие» гидравлические дисковые тормоза все же стоят немалых денег. Тем не менее поклонников v-brake становится все меньше и меньше.

Чтобы разобраться что к чему, рассмотрим достоинства и недостатки каждого вида тормозов отдельно.

V-brake

Как работает тормоз v-brake? У него имеется два рычага, расположенных напротив друг-друга, на каждом стоит резиновая тормозная колодка.

Тормозное усилие передается через тросик, редко v-brake бывает гидравлический. При нажатии на ручку тормоза на руле обе колодки одновременно с двух сторон сдавливают обод, останавливая байк.

В течении 10 лет на горные велосипеды преимущественно устанавливали именно этот тип тормоза.

К достоинствам v-brake относятся:

  • простота конструкции и соответственно простота обслуживания
  • низкий вес
  • низкая цена

Недостатки v-brake:

  • плохо работает при низком качестве сборки колеса, особенно если имеется «восьмерка», т.к. зазор между ободом и тормозной колодкой очень мал
  • в дождь снижается качество торможения
  • тормоз v-brake начитает работать значительно хуже в экстремальных условиях, требует подстройки пружин рычагов и быстро выходит из строя как тросик, так и его рубашка
  • грязь опасна и для обода горного велосипеда, так как по падая между ним и колодками сильно его изнашивает, поэтому скорость износа колодок напрямую зависит от того где вы катаете. Качественные обода конечно же прослужат дольше, может даже и переживут ваш MTB 🙂
  • при затяжном спуске с горы и продолжительном торможении нагревается обод и возможна деформация покрышки
  • если вы хотите установить очень широкие покрышки тормоз v-brake вам это не даст.

Обратите внимание, что плохая работа может быть связана не с качеством, а с неправильной установкой ободных тормозов v-brake.

Дисковые тормоза

Теперь рассмотрим дисковые тормоза для MTB. Первоначально они использовались только в мотоспорте и когда и стали устанавливать на горные велосипеды первыми конечно же стали байки для экстремального скоростного спуска с гор — даунхилла. Бывают дисковые тормоза механические, как v-brake, и гидравлические.

В последних вместо рубашек устанавливаются специальные магистрали, заполняемые тормозной жидкостью. По средствам нее от ручки тормоза передаются усилие в колодки на тормозные накладки, обжимающие тормозной диск без потери усилий на трение.

Дисковый тормоз с механическим приводом лучше тормозит, чем v-brake, но и имеет те же проблемы, что и последний, связанные с трением тросика. Собственно у него почти все недостатки обоих типов тормозов.

Итак, что же является достоинствами дисковых тормозов:

  • несомненно это самые эффективные тормоза для горного велосипеда
  • они работают в любую погоду и при любой температуре, кроме того на них практически не попадает грязь с колес
  • этим тормозам не страшны «восьмерки» и от них не страдает обод колеса
  • гидравлика хороша тем, что с ней вы можете забыть о настройке тормозов, кроме того срок ее службы сильно превосходит тормоза v-brake
  • при торможении на продолжительном спуске не нагревается обод
  • вы можете ставить покрышку такого размера какого вам вздумается
  • а как гидравлика украшает байк!

А недостатки такие:

  • если что и сломается, то трудно будет найти запчасти, так как у разных моделей дисковых тормозов разные комплектующие даже в одном модельном ряду
  • если у вас произошла поломка связанная с гидромагистралью в дороге, вам не удастся ее исправить без специализированных инструментов
  • если вы погнете диск, что весьма легко при перевозке со снятыми колесами, его будет проблемно выправить
  • масло, попавшее случайно на диск, лишит вас тормозов до тех пор пока вы не поменяете тормозные накладки, которые совсем не дешево стоят
  • нужно быть очень аккуратными с тормозной жидкостью, которая при попадании на поверхность рамы или одежды непременно оставит свой след
  • при продолжительном спуске с дисками небольшого диаметра есть вероятность закипания тормозухи, что приведет к отказу тормоза
  • если вы решите изуродовать свой горный велосипед установкой на него багажника вам придется раскошеливаться на специальную модель совместимую с дисками
  • под дисковые тормоза нужны усиленные спицы
  • они не только выглядят солиднее тормозов v-brake, но весят больше
  • цена на них значительно выше
  • при разрыве магистрали ремонт вам обойдется в 2/3 стоимости новой гидравлики
  • ну и если у вас механический дисковый тормоз, его придется настраивать чуть ли не чаще чем v-brake

Подводя итог, скажу еще, что при равной цене на горном велосипеде с дисковыми тормозами комплектация будет заметно беднее, чем на MTB с тормозами типа v-brake. Подумайте, где вы собираетесь юзать свой байк и какой вид горного велосипеда лучше подойдет.

Для неэкстремальной езды по городу вам не нужна гидравлика. Но если вы собираетесь безбашенно гонять по бездорожью, да еще и круглый год, то диски сэкономят вам много нервов и принесут множество положительных эмоций.

Если вы не стеснены в средствах, то тут даже и думать не о чем, однозначно последние тормоза для вас. Нужно чтоб еще и легкие были? Есть вариант — v-brake Shimano XTR и керамические обода! Это супер круто, супер дорого и супер эффективно.

А если денег нет, а попонтоваться хочется — возьмите своему MTB механические дисковые тормоза, ни для какой другой цели брать их не советую.

V-brake, как тип велосипедных тормозов: принципы выбора, самостоятельная установка и настройка

Выбирая тормоза на любимое транспортное средство определяющиеся велолюбители задаются вопросом: какой тип тормозной системы окажется лучше? Какие из тормозов мощнее, а главное, эффективнее? Попробуем подробно разобраться в этом вопросе.

Оглавление: 1. Виды вело-тормозов 2. Какие тормоза лучше: дисковые или ободные? 3. Что такое ободный тормоз V-brake 4. Основные характеристики и состав тормозов v-brake 5. Установка и настройка тормозов v-brake 6. Ручка тормоза типа v-brake 7. Замена вышедших из строя тормозных колодок

Виды вело-тормозов

Существует несколько типов тормозных систем, которые сегодня устанавливаются на велосипеды:

  • дисковые тормоза;
  • «вибрейки» (как раз V-образные), в том числе гидравлические ободные;
  • роллерные;
  • а также клещевые.

Несмотря на очевидное разнообразие, современные велики ведущие производители чаще всего оснащают либо дисковыми тормозами, либо системами типа v-brake.

Так что перед реальным рядовым пользователем открывается не слишком широкий выбор.

Впрочем, эти два варианта действительно оптимальные, так что это именно тот случай, когда те, кто создают велосипеды, упрощают принятие правильного решения для тех, кто на этих велосипедах ездит.

Какие тормоза лучше: дисковые или ободные?

Считается, что дисковые велосипедные тормоза — это лучшее техническое решение для современных велосипедов и, соответственно, велосипедистов.

Эти тормозные системы сегодня практически вытеснили все остальные виды с рынка. Но почему-то на машинах многих опытных гонщиков мы все-таки видим вибрейки.

Почему же до сих пор сохраняется равновесие, а дисковые вело-тормоза никак не вытеснят v-соперников?

Все просто: для велосипедистов с опытом важна мощность торможения, а также его модуляция (характер и «дозировка» прикладываемых усилий). Именно это обстоятельство делает «спор» тормозных вело-систем неоконченным.

Что такое ободный тормоз V-brake

Конструкция такого тормоза чрезвычайно проста и необыкновенно эффективна в действии.

Если описывать подетально, то это 2 рычага с резиновыми колодками, крепящиеся на перьях вилки и заднего треугольника, плюс ручка на руле, да трос, передающий усилие на рычаги.

Когда велосипедист тормозит, ручкой на руле он задействует трос, и рычаги сходятся. А чтобы рычаги разошлись, в «игру» вступает возвратная пружина.

У данного механизма есть неоспоримые достоинства, которые еще долго «не перебить» дисковым тормозам:

  • небольшой вес конструкции;
  • простота регулировки;
  • почти абсолютная несклонность к поломкам;
  • ремонтопригодность, если неисправность все-таки случилась;
  • высокая тормозная мощность;
  • невысокая цена.

Впрочем, у вибрейков есть и минусы. И достаточно ощутимые:

  1. Зависимость от погодных условий. V-brake нестабильны при плохой погоде. Снижают тормозную мощность вибрейков летящие грязь и влага во время дождя или мокрого снега, обледенение в мороз.
  2. Влияние налипшей/засохшей грязи на качество торможения. Если уж что-то налипло на обод (скажем, земля после поездки по влажному грунту), за эффективность торможения уже никто не поручится.
  3. Неровность обода, как снижающий тормозные способности фактор. У дисков такой проблемы нет, а вот вибрейки, к сожалению, сильно зависят от ровности колесного обода. «Восьмерки» (даже самые незначительные, едва заметные) препятствуют торможению — велосипедисту приходится постоянно разводить рычаги, а это существенно увеличивает свободный ход ручки. В результате тормоз действует «как получится» — срабатывает не сразу, с задержкой.

Таким образом, можно сделать вполне определенный вывод: ободные тормоза V-brake — это высокий уровень останавливающего усилия.

Вибрейки, согласно законам физики, вращение велосипедного колеса останавливают гораздо большим рычагом, нежели у тормоза дискового.

А вот чувствительность самого торможения, а также контролирование этого процесса получше будет все же у дисковой гидравлики.

Основные характеристики и состав тормозов v-brake

Тормозные системы типа v-brake высокоточны. Плюс они долговечнее в вопросах износа колодок.

Такие тормоза несколько схожи с кантилеверами — передние рычаги у них болтами крепятся на вилке, а задние — на верхних перьях.

Соединяет все приводной тросик, который, хоть и приведен к одной стороне, но, благодаря форме стяжки, одинаково передает усилия и на тот, и на другой рычаг.

V-brake на сегодняшний день — это одни из самых распространенных типов тормозов, которые устанавливаются преимущественно на скоростные вело-модели. Более совершенным вариантом такого тормоза является его гидравлический аналог, отлично подходящий для оснащения велосипедов для фрирайда, триала. В этом случае система состоит из:

  • цилиндра управляющего;
  • гидролинии;
  • и цилиндров силовых.

Усилия, прикладываемые велосипедистом к ручке тормоза, передаются главному цилиндру, который уже воздействует на силовые цилиндры, а те, в свою очередь, сдвигают навстречу друг другу тормозные колодки.

Несомненным достоинством гидравлической системы v-brake является высокая степень сжатия колодок и, как следствие, эффективное торможение плюс отличная модуляция. К недостаткам же можно отнести ухудшение работы гидролинии при возможном загрязнении, а также определенные сложности в случае ремонта.

Установка и настройка тормозов v-brake

Если потребовалось самостоятельно установить на велосипед вибрейки и, что называется, сделать это «с нуля», действовать следует поэтапно:

  1. Закрепить рычаги на велосипедной раме.
  2. В проводную ручку продеть тросик привода.
  3. Ручку установить на руле, а тросик вставить в специальные пазы на раме (если такие, конечно, предусмотрены конструкцией велосипеда).

Соединить трос и рычаги, установить пружину.

После того, как все последовательно установлено на свои места, потребуется отрегулировать тормозную систему. Ведь точность действия этого механизма напрямую зависит от его отрегулированности, настройки. Если все настроить правильно, v-brake даже среднего класса сможет превзойти по качеству работы и уровню эффективности и самые современные дисковые тормоза.

Каким образом нужно отрегулировать вибрейки, чтобы тормоз срабатывал безупречно? Прежде всего найти оптимальное натяжение троса, то есть отцентрировать его.

Тормоз должен реагировать на сжатие и ослабление ручки незамедлительно, чтобы обеспечить мгновенную остановку и возобновление движения по желанию велосипедиста. Если же колодки не отходят в нужное время от обода, значит натяжения тросика недостаточно.

При перетянутом же тросе ручка тормоза сжимается очень тяжело, а ее оплетка и вовсе может лопнуть.

Натяжение в системе v-brake регулируется подкручиванием фиксирующего болта, который расположен со стороны рычагов. Настройка происходит в несколько этапов:

  1. Сначала сбрасываются пружины.
  2. Затем ослабляется болт, удерживающий трос.
  3. Далее натяжение тросика подбирается так, чтобы расстояние от ручки до руля (при полностью зажатом тросе) было на толщину пальца.

Важно: если на момент установки/регулирования на оплетке троса замечены повреждения, лучше не рисковать и взять другой комплект.

После того, как настроено положение троса, следует перейти к регулировке зазоров. Здесь от обода до края колодки необходимо обеспечить оптимальное расстояние — 2-3 мм, не больше (но и меньше делать не стоит, поскольку в противном случае малейшее касание ручки будет приводить к резкому торможению).

Если же отводные канавки на тормозных колодках стерты полностью (поверхность их абсолютно ровная), такие элементы тормозной системы установке не подлежат, поскольку не смогут обеспечить эффективное торможение. Как раз из-за загрязнений без стока (грязь-то уходит именно по канавкам) стершиеся колодки сделают движение «бестормозным», а значит повышено опасным.

Ручка тормоза типа v-brake

Тормозной ручке в системе вибрейков принадлежит одна из главных ролей. Поэтому необходимо обращать самое пристальное внимание, насколько удобно для велосипедиста она установлена. Отрегулировать положение возможно, ослабив или, наоборот, натянув специальный винт крепления. Следует устанавливать тормозную ручку «под себя» на нужном расстоянии до грипсы, а затем фиксировать это положение.

Замена вышедших из строя тормозных колодок

Важно: при самостоятельной установке или настройке вибрейков следует заниматься всеми частями этой оригинальной тормозной системы. В том числе непосредственно тормозным колодкам. Ведь от того, как именно расположены тормозные колодки v-brake относительно обода, зависит:

  • площадь их контакта с ободом;
  • сила торможения (как следствие);
  • и срок службы.

Тормозные колодки с мягким резиновым основанием следует располагать краем поближе к ободу. Колодки же из жесткого материала должны оказаться в результате установки строго параллельно вращающейся поверхности колеса. Считается, что передний край колодки обода касается чуть раньше заднего. Поэтому под задний конец велосипедисты с опытом советуют подложить аккуратную прокладку.

Что касается картриджных колодок, то полностью в случае износа их менять не обязательно. Достаточно будет лишь заменить накладки.

И положение их относительно обода должно быть задано шплинтом. То есть перед тем, как обновить поверхность таких колодок, эту деталь (шплинт) необходимо будет извлечь из корпуса.

А как только новая накладка займет свое место, ее нужно будет закрепить.

Положение/смещение корпусов колодок осуществляется с помощью болта и шайб к нему. А чтобы точно все зафиксировать в системе, потребуется сжать тормоз, а колодки выставить в нужном положении на ободе.

Проверить правильность установки и точность регулировки тормозной системы v-brake можно только на практике, то есть в условиях реальной езды. Как правило все получается настроить с первого раза — там ведь практически не в чем ошибиться.

Но если торможение при езде запаздывает или ручка тормоза работает неоправданно туго (а может быть не сразу возвращается в свое исходное положение), придется настраивать тормоза повторно.

Возможно с привлечением к этому делу более опытного велолюбителя или даже специалиста.

Источники:

https://www.kryptobike.ru/velo/tipy-tormoznyx-kolodok-dlya-diskovogo-tormoza-velosipeda-i-ix-osobennosti
https://forwardvelo.ru/helpful/articles/velosipednye-tormoza/
https://vplate.ru/velosiped/tormoza/
https://spiegelstudio.ru/bez-rubriki/kakie-tormoza-dlya-velosipeda-luchshe-diskovye-ili-obodnye-vsyo-o-velosporte.html