Велосипеды двухподвесы кросс кантри haro

Содержание скрыть

По кочкам, по кочкам! Выбираем двухподвес — велосипед с двойной амортизацией

Если говорить максимально упрощенно, дешевый велосипед от дорогого отличается своим предназначением. Бюджетный велик — это неприхотливый в обслуживании транспорт, хорошее настроение, «покатушки» по выходным. Дорогой велосипед создан для тех, кто будет достигать на нем результата. Спорт, секунды, рекорды, фотофиниш — это свой особый мир. Сегодня мы поговорим об одном из самых технологичных, сложных и дорогих типов велосипедов — двухподвесах. У них амортизируются оба колеса. Чем хороши эти модели и почему они столько стоят?

О чем пойдет речь

Бюджетные модели

По поводу бюджетных моделей двухподвесов существует немало сомнений. Уровень компонентов не позволяет всерьез говорить о таких великах как о спортивном инвентаре. Соответственно, для кого они предназначены?

У двухподвесов, даже максимально бюджетных, не отнять их мягкости. Амортизаторы, которые используются в таких моделях, справятся с городскими бордюрами и неровностями на тропке в парке или в лесу. Да, они не переживут экстремальной нагрузки, поэтому и стоят относительно немного. Важно помнить, что это не настоящий внедорожник, а скорее его реплика, близкая по форме, но не по сути.

Кому подойдет такой велосипед? Тому, кто не планирует ездить быстро, кто не будет приподниматься в седле и при этом не хочет испытывать неприятные ощущения, проезжая бордюр или попадая в очередную яму на тротуаре.

Нужно только смириться с большим весом таких моделей: 20 кг для недорогого двухподвеса — это почти норма. Что это означает кроме того, что велосипед будет непросто доставить домой на какой-то этаж? Вес сказывается на динамичности. Тяжелый велик хуже разгоняется и хуже управляется.

Есть еще одна особенность: бюджетные амортизаторы не имеют эффективной системы блокировки. То есть часть усилий велосипедиста будет «съедаться»: велосипед раскачивается на своих амортизаторах, вместо того чтобы всю энергию трансформировать в скорость.

Бюджетные модели имеют навесное оборудование начального уровня. Говоря коротко, такой велосипед не подведет на городских тротуарах и простых лесных тропках, при этом он много весит и тяжеловато разгоняется.

Средний ценовой сегмент

Двухподвесы в среднем ценовом сегменте — совсем другая история. Средняя цена на них, правда, все равно заметно выше, чем стоимость, скажем, хардтейла (горного велосипеда без заднего амортизатора) того же уровня.

Но в этом случае уместно вспомнить об истинном предназначении таких велосипедов: устойчивость на самых трудных дорогах. Да и не дорогах вовсе — направлениях. Двухподвес проскочит там, где на другом велике будет невозможно удержаться в принципе. Именно поэтому двухподвесы используются в самых экстремальных велодисциплинах, таких как даунхил (спуск на скорость по сложнейшему бездорожью с препятствиями) и кросс-кантри (гонка по пересеченной местности).

Как это работает. Если велосипед без амортизации наезжает на препятствие — камень, корень дерева и т. д., — колесо подбрасывает. И подбросить может очень сильно, в зависимости от размеров препятствия и скорости движения. Мало того что это создает значительный дискомфорт спортсмену, такая езда чревата падениями, а это огромный риск. Амортизаторы двухподвеса позволяют не подпрыгивать на препятствиях, а «отрабатывать» их, сохраняя устойчивость. Вспомните всевозможные багги, предназначенные для бездорожья, мотоциклы, посмотрите «Дакар» — вся техника, которую используют в сложных условиях, имеет очень продвинутую систему амортизации каждого колеса. Велосипед — не исключение.

Модели среднего ценового сегмента — это качественный продукт известных брендов. Используется оборудование продвинутого и практически профессионального уровня. Амортизаторы спроектированы таким образом, чтобы не допускать раскачивания и выполнять свою функцию только на неровностях дороги. Кроме того, зачастую есть опция, позволяющая заблокировать амортизатор в жестком положении — если, например, решите прокатиться по велодорожке. Тормоза — дисковая гидравлика, причем эффективности торможения уделяется повышенное внимание (с учетом уже озвученной специфики этого вида велоспорта).

Короче говоря, такие велосипеды — это почти профессиональный инвентарь. Разве что рамы сделаны из алюминия — карбон слишком дорогой материал для этого сегмента. При этом вес относительно небольшой — порядка 13—14 кг.

Но эти модели нужно использовать по назначению — им скучно на бордюрах. Да и цена просто для велосипеда выходного дня, согласитесь, немаленькая.

Критерии выбора лучшего велосипеда для кросс-кантри, популярные модели

Виды

Специальный горный велосипед для спортивной дисциплины должен соответствовать техническим требованиям. Езда по пересеченной местности подразумевает прочность конструкции, долговечность изделия. Профессиональный кросс-кантри велосипед должен преодолевать естественные препятствия. Модифицированное устройство облегчает работу велосипедиста, обеспечивает безопасную езду. Выбрать подходящую модель непросто.

Что такое кросс-кантри

Экстремальные гонки по пересеченной местности – разновидность спортивных велогонок. Требуется специальная подготовка и подходящий транспорт. Кантрийного велосипеда не существует. Для этого вида спорта используют модифицированные горные велосипеды подходящей конструкции. Транспорт должен соответствовать следующим требованиям:

  • рама с низкой посадкой;
  • шины с протектором;
  • толщина шин не менее 2 дюймов;
  • контактные педали;
  • высокоуровневая трансмиссия.

Обязательно должна присутствовать вилка с амортизацией. Легкость конструкции обеспечивает маневренность, а мягкая раскачка не даст потерять управление на сложном многоуровневом спуске. Кросс-кантри велосипед отличается повышенной стойкостью на неровной поверхности, сцеплением с трассой.

Дополнительными преимуществами являются мягкая система переключения передач, возможность блокирования вилки и контактных педалей.

Чем обширнее функционал транспорта, тем удобнее он для профессионального спортсмена. Велогонщики отдают предпочтение моделям с точным переключением передач, наличием жесткого протектора на шинах. Велосипед должен быть одинаково устойчивым на каменном, пыльном или мокром покрытии. Выгодные динамические характеристики подчеркиваются особенностью конструкции. Подбирают транспортное средство не только по ним, но и по соответствию параметрам будущего владельца.

Велосипед кросс-кантри предназначен для спортивных велогонок по пересеченной местности
Главное требование к велосипеду кросс-кантри — хорошая устойчивость на любой поверхности

Разновидности велобайка

Модифицированные горные велосипеды выполняют главную задачу – передвижение по пересеченной местности. Конструкция должна выдерживать частую нещадную эксплуатацию, механические повреждения. Высоко ценится маневренность, проходимость и сцепление с трассой. Важными характеристиками являются:

  1. Передняя вилка – до 10 см. Она должна обеспечивать высокое сопротивление, блокировать амортизацию при необходимости.
  2. Покрышки в два дюйма. Специальное покрытие и протекторы обеспечат сцепление и проходимость.
  3. Легкая, прочная рама. Чем меньше вес конструкции, тем легче маневрировать спортсмену на трассе.

Кантри велосипед имеет множество модификаций. Наиболее популярные – хардтейлы и двухподвесы. Первые не подходят для новичков. Они тяжелее и сложнее в управлении. Необходим опыт обращения с горными велосипедами. Хотя стоят они дешевле, чем двухподвесные. У Хардтейла задняя часть жестче, тяжелее. Передняя вилка обеспечивает хорошую амортизацию, а жесткая рама компенсирует перепады высот на трассе. Общий вес такой конструкции – свыше 20 кг. Некоторые спортсмены намеренно уменьшают массу, рискуя безопасностью.

К каждой конструкции прилагаются ручные тормоза, система переключения скоростей.

Двухподвес больше подходит для новичков, хотя им активно пользуются и профессиональные велогонщики. Ровер с двумя вилками амортизации позволяет максимально точно прочувствовать дорогу. У профессиональных моделей отсутствует вибрация, управление легкое. Модели стандартной комплектации отличаются высокой маневренностью, устойчивостью на сложных участках трассы.

Двухподвес
Хардтейл

Технические особенности

Кросс-кантри велосипеды должны соответствовать ряду технических характеристик. Длину базы подбирают исходя из роста спортсмена, также важно учитывать угол рулевой колонки, геометрию рамы. Нельзя экономить на амортизаторах, которые должны идеально работать на трассе любого типа.

Правильная конструкция гарантирует равное положение рук и ног, чтобы обеспечить наклон корпуса вперед. Конфигурация рамы минимизирует вибрацию. Передняя вилка должна иметь достаточный ход, гидравлические комбинирования. Отдают предпочтение двойным профильным покрышкам. Чем дороже обод и спицы, тем прочнее материал изготовления.

Спортсмены утверждают, что идеального велосипеда не существует. Главное, чтобы транспорт соответствовал ключевым характеристикам.

Мягкий ход, плавное переключение скоростей, низкий уровень вибрации способствуют комфортному прохождению трассы. Однако, не все обыватели знают, что такое велосипед для кросс-кантри. Транспортное средство должно обеспечивать:

  • легкость, маневренность;
  • удобство, безопасность;
  • возможность быстрого реагирования на перемену трассы.

Контактные педали оказывают влияние на выносливость спортсмена, оптимизируют работу мышц, увеличивают продуктивность. Не менее важно подобрать правильную экипировку, качественный шлем, очки и перчатки из нескользящего материала. Легкий маневренный велосипед предпочтительнее тяжелой конструкции.

Дополнительная экипировка

Соревнования относят к экстремальному виду спорта. Помимо специального транспорта, требуется экипировка: контактные педали, очки, шлем, перчатки. Шлем должен быть ударопрочным, выдерживать механическое воздействие о разные поверхности. Защита головы – обязательное условие велогонок. Качественный шлем стоит недешево, но не следует экономить на безопасности.

Профессиональный велосипедист не обходится без контактных педалей. Если фиксатор отстегнется в неудачный момент, то он может послужить причиной серьезной травмы. На сложных трассах подобные элементы незаменимы. Выбирают модели из прочного долговечного материала. Важна также стойкость к загрязнениям, сохранение функциональности на сложных грязевых, пыльных, мокрых трассах.

Контактные педали устанавливают на велосипеде для профессионалов, новичкам они ни к чему.

В дополнение к легкому шлему с отверстиями для вентиляции идут очки. Они защищают глаза от грязи, воды, осколков камней. Попадание чего-либо в глаз резко ухудшает видимость, способно вывести спортсмена из строя. Поэтому очки являются обязательным атрибутом любых соревнований.

Велоперчатки оснащены внутренней нескользящей стороной. Они оберегают руку от натирания, усиливают сцепление с рулем. Ручки велосипеда для кросс-кантри покрыты нескользящим составом, но перчатки обеспечивают увеличение эффекта. Обувь с шипами используют только в комплекте с контактными педалями.

Советы по выбору

Выбрать кантрийный велосипед сложно. Нужно учитывать технические характеристики, параметры будущего владельца, особенность трасс. Особое внимание обращают на следующие моменты:

  1. Вес. Чем легче конструкция, тем проще ею управлять на сложных трассах.
  2. Рама. Прочная рама должна обеспечивать не только амортизацию, но и поддержку велосипедиста при блокировании ровера.
  3. Трансмиссия. Сэкономив на этой характеристике, велосипедист подвергает себя опасности. Ведь лишняя раскачка может помешать на трассе.
  4. Ободья и спицы. Изделия должны быть выполнены из прочного долговечного материала. Обод должен быть двойным и выдерживать максимальную длительную нагрузку.

Передняя вилка обеспечивает хорошее сопротивление на всех участках дороги. Важно точное и плавное переключение скоростей. Чем чувствительнее к воздействию велосипед, тем проще им управлять на трассе. Спортсмены рекомендуют обратить внимание на резину. Она должны быть устойчива к истиранию, иметь жесткий отчетливый протектор.

Езда по бездорожью предполагает серьезную нагрузку на транспорт. Качественный кантрийный велосипед выдерживает баланс между прочностью, жесткостью конструкции и высокой маневренностью, легкостью управления. Новичкам лучше выбирать модели с максимальным поглощением ударов.

Лучшие модели

Если выбор по характеристикам сложен, можно обратить внимание на популярные модели известных производителей. Перед приобретением полезно ознакомиться с описанием, плюсами и минусами. Консультация спортсмена, специалиста в магазине не будет лишней.

ВидОсобенности
Cannondale ScalpelДорогостоящий профессиональный велосипед. Двухподвесный транспорт с интегрированным рулем, прочными колесами и широким разбросом скоростных режимов
Scott Spark RC 900Двухподвесный найнер. Увеличенный вес компенсируется прочностью конструкции. Позволяет регулировать характеристики во время движения по трассе
BMC Fourstroke 01 ONEКарбоновый найнер с приводом, максимально точными тормозами и роторами. Характеристики регулируются, легко подстроить модель под себя
Cube Reaction C: 62 Race 29Новая модель бренда, которая быстро обрела популярность. Гидравлические тормозные диски, оптимальный ход вилки. Подстраивается под любую трассу
Forward Agris 27,5 2,0 discНевысокая стоимость, высококачественные комплектующие и оптимальные характеристики. Прочная конструкция, точная тормозная установка

Модифицированные горные велосипеды должны соответствовать спорту кросс-кантри. Велосипедист обязан за максимально короткий срок преодолеть сложную дистанцию, справиться с задачами. Правильное изделие сэкономит драгоценные секунды и силы спортсмена.

BMC Fourstroke 01 ONE
Cannondale Scalpel
Cube Reaction C 62 Race 29
Forward Agris 27,5 2,0 disc
Scott Spark RC 900

Видео


Виды горных велосипедов

Горные велосипеды, они же МТБ, являются очень распространенными на сегодняшний день благодаря своей универсальности. Если отследить их численность в сравнении с шоссейниками, то больше их на улицах тех городов, где дороги хуже. Увы.

В МТБ есть разделение на несколько дисциплин, особенности которых диктуют конструктив и внешний вид.
Отличия конструкций могут быть настолько разительными, что вес байков будет отличаться на 10 килограммов! Отличается буквально всё, и даже трансмиссии.
Так или иначе, а учитывая состояние дорог на улицах наших городов, МТБ встречаются чаще других велосипедов, отчего заслуживают, кроме прочих, еще и звание ситибайков.

Шоссейники, кстати, тоже делятся на разные виды для разных дисциплин, мы писали об этом.
Между двумя крайностями стоят особняком гравийные велосипеды, впитавшие все самое лучшее из шоссе и МТБ. Чтобы иметь какое-то представление о них, полистайте список из 12 лучших гравийников в 2020 году.

Если сжато охарактеризовать горный велосипед, то следует сказать, что создан он для любых дорог и условий эксплуатации без каких-либо ограничений и оговорок.

Каждый велосипедист или желающий им стать, должен хорошо себе отдавать отчёт о выбранном направлении и связанных с этим особенностями техники.
Экономия денежных средств в этом деле играет против владельца и подвергает риску как самого райдера, так и окружающих его людей.
Предыдущий абзац имеет отношение к дешевым и сверхдешёвым велосипедам, которые часто продаются в супермаркетах, не специализирующихся на велосипедах.
В народе у них даже сформировалось название “ашан-байк”, что созвучно определенной сети магазинов. У них всегда очень привлекательные ценники и такой же привлекательный внешний вид.
Однако привлекательный ценник означает тотальную экономию средств на производстве, где зачастую отсутствует должный контроль качества.
Сеть интернет полнится видео-роликами, где ребята специально покупают такие велосипеды и применяют их по назначению. В некоторых случая дешёвая техника не проезжает и нескольких километров, так как выходит из строя или неисправности начинают угрожать здоровью испытателя.

Кросс-кантри (cross-country, XC)

Кросс-кантрийное направление является наиболее распространенным, так как эти велосипеды наиболее универсальны, оборудованы трансмиссиями с широким диапазоном передаточных чисел, встречаются даже с 13-ю звёздами сзади (гидравлический групсет Rotor), вес рам достигает невероятных 790 граммов в карбоне, как у Specialized Epic, вес хороших вилок колеблется в районе 1,5 килограммов.
Общий вес такой машины может не выходить за пределы 8,5 килограммов, при условии, что это гоночный байк. Речь, правда, сейчас идёт о хардтейлах, где подвеска реализована только на переднем колесе.


Двух-подвесы в кросс-кантри встречаются и позволяют лучше проезжать сложные техничные участки. Рамы набирают около 2-х килограммов из-за особенностей конструкции. В остальном все то же самое.
Но их применение распространено меньше из-за большего веса, стоимости и скорости. Дело в том, что при вкручивании педалей мягкая подвеска нещадно крадет энергию на раскачивание амортизаторов, а ведь ее можно направить на апхил или быстрый разгон.
Хардтейлы, конечно, тоже могут раскачиваться, но вдвое меньшее количество амортизаторов предусматривает и меньшую раскачку.
Впрочем, производители вилок и задних амортизаторов решают эти проблемы путём выноса манетки блокировки хода подвески на руль. Так на прямых участках можно вилку заблокировать и тогда эффективность вкручивания возрастёт.

Кантрийник начального уровня от Cube. Обладает неплохой, но короткоходной вилкой от Rocksock, полупрофессиональной трансмиссей Deore. Хорошо подойдет если нужно чередовать асфальтированные дороги и бездорожье.

Где купить

Кросс-кантрийнику подвластно преодоление самых крутых подъёмов, благодаря вышеизложенным особенностям, он умеет радовать владельца возможностью ехать на нём продолжительное время благодаря удобной посадке по любым дорогам.

Это направление самое “легкое” в МТБ во всех смыслах этого слова, но это не значит, что в нём действительно легко)
В гоночном режиме здесь есть куда направить свои силы, есть где получить заряд адреналина и полноту велосипедных переживаний.

Новинка 2020 года, с встроенным в раму, задним амортизатором. Ход меньше чем у традиционных двухподвесов, но зато рама весет менее 2 кг.

Где купить

Эндуро (Enduro/All Mountain/Trail)

Эндуро по своей стихии уже ближе к чему-то дикому, так как предназначен для ужесточенных условий эксплуатации. Посмотрите на Specialized Enduro 2020, его внешность очень красноречива.
Если кросс-кантри это Light режим катания (относительно), то эндуро позволяет узнать о себе и своих навыках намного больше, так как налегке справляется с прыжками на местности.
Нет это не просто прыжок во дворе с бордюра, он умеет прыгать по горам, что и следует из его названия. Между ними еще затесался сегмент трейловых велосипедов, но не все производители используют это название.

Алюминиевый трейловый велосипед. Доступно множество вариантов комплектации.

Угол наклона рулевой 68.5°

Где купить

Эндуро еще называют “даунхил с однокоронной вилкой”. И в этом что-то есть. Кстати, наличие заднего амортизатора в этой дисциплине обязательно.
Подвеска от даунхила отличается несущественно, но однокоронная вилка несколько легче и позволяет быть велосипеду более универсальным.
Ход вилки варьируется от 140 до 170 мм. В то время как кросс-кантри предполагает ход всего до 130 мм.
Кстати, каждый год, наверное, хода подвесок пересматриваются, отчего некоторые модели могут перемещаться из одной дисциплины в другую. Наука эта неточная, поэтому все очень вариативно и изменчиво.

Конечно, вес. Рама достигает веса 3-5 килограммов. А общий вес велосипеда доходит до 14-16 килограммов. Очень много. Однако помните, здесь очень важна прочность узлов, поэтому материалов в избытке.
Если даже сравнить между собой кантрийную и эндуро вилки, то первая вам покажется очень хрупкой, тонкой, ненадежной и “каконаменявообщедержит”.
Всё очень закономерно, если держать в голове трамплины, на которых райдеры развлекаются с этими велосипедами.
Разумеется, он для жести, а не для легких прогулок и поездок дом-работа-дом.

А это уже эндуро. Угол наклона рулевой 64.5°. Ходы вилок 170-180 мм, в зависимости от комплектации.

Где купить

Даунхил (Downhill)

Название говорящее.
Велосипеды для этой дисциплины самые тяжелые и самые прочные, предназначены для спуска с гор на большой скорости.
Тормоза здесь используются разные и встречаются даже четырёх-поршневые с диаметром ротора 203 мм.
На самом деле применение таких тормозов не редкость и на других типах велосипедов, но ассоциируются огромные роторы именно с даунхилом. Та же ситуация и с другими элементами навесного оборудования.
Shimano в своей линейке МТБ трансмиссий имеет специальные групсеты под экстремальные покатушки. Они намного тяжелее и массивнее прочих, и в то же время обладают беспрецедентной прочностью.
SRAM в своей линейке МТБ имеет групсет с пометкой DH, что очень даже красноречиво.
Кроме того, есть компании BOX и TRP со своим видением трансмиссии для DH.

В любом случае, наличие у многих производителей отдельных трансмиссий говорит о важности данной дисциплины. Всё МТБ движение можно обозначить через кросс-кантри и даунхил. Всё остальное между ними и от них.

Ну, и последнее по поводу трансмиссий. В DH достаточно одной звезды спереди и 7 сзади. Да, даунхил ездит на кассетах 7-9 скоростей. А больше тут и не надо. Короткий прострел вверх тяжелого байка не требует большого количества передаточных чисел. Разгоняет его не райдер, а гравитация. Задача райдера грамотно распоряжаться тормозамизами и зубастой резиной.

Хода подвески могут достигать величин от 170-180 до 250 мм.
Разумеется, чтобы справляться с такими ходами, а значит и с нагрузками, требуется что-то большее, чем просто вилка. Так появляются двухкоронные вилки.
Отличаются от прочих они длиной ног. Первая корона располагается по классике, под рулевым стаканом, где происходит первое сцепление с ногами. Вторая корона над рулевым стаканом, где происходит второе сцепление с ногами вилки. Так обеспечивается наибольшая жесткость и прочность, хотя на велосипедную она уже не походит, больше на мотоциклетную.

Конечно, весит всё это очень много, как и эндуро. Материалов здесь не жалеют, так как высокие скорости на крутых каменистых склонах требуют от техники невероятной прочности.

Гоночный аппарат для даунхила. На таком байке побеждают на профессиональных соревнованиях по скоростному спуску. Есть карбоновая и алюминиевая версии. Цена начинаются от 4000$.

Дёрт джампинг (Dirt Jumping)

Как следует из названия — такой велосипед создан для прыжков.
Когда говорится о дёрте, подразумевается близкое расположение между собой большого количества трамплинов и наличие места для разгона перед ним. По части акробатики в воздухе — это самая зрелищная дисциплина.
Если райдер такого велосипеда не планирует больших пролетов, то и велосипед подбирается без заднего амортизатора, что весьма ощутимо снижает сложность конструкции и общий вес велосипеда.
Среди прочих МТБ велосипедов дёрт отличается очень низким положением седла, так как на нем не сидят в движении, оно на самый крайний случай или чтобы посидеть во время отдыха.

Отсутствие многоскоростной трансмиссии. А зачем? С одного трамплина съехал, на другом прыгнул. Педали крутить надо только чтобы преодолеть незначительные расстояния с парковки до первого трамплина. Да и без седла, стоя на ногах далеко не уедешь.
Тормоз может использоваться только один — задний. Большинству этого хватает. Вес таких велосипедов колеблется в районе 10 килограммов, при этом они очень прочны. Кросс-кантрийники ни в какое сравнение тут не идут.

Идеологически близки также байки для стрита и триала (не путать с трейлом!), но каждый имеет свою геометрию рамы и вообщем-то не подходит для трюков другого стиля. Стрит создан для трюков на городских препятствиях: ступеньки, парапеты, лестницы. Триал более сложен в плане трюков, препятствием может быть что угодно, природные и искусственные сооружения. Обычно седла нет.

Фэтбайки

Строятся вокруг очень широких колес, около 4-5 дюймов. В остальном могут быть любые по конструкции. Предназначены они для поездок по сыпучим грунтам. Это единственный вид велосипеда, который может спокойно бороздить пляжные пески не зарываясь и не сильно отягощая райдера вязким кручением педалей.
Именитые производители это направление обходят стороной предоставляя возможность самореализации китайским конструкторам или местным производителям, которые снабжают только внутренний рынок.

Электро

Электровелосипеды тоже пока новинка, но распространяются очень бодро. У них есть много противников, так как суть велосипеда просто теряется. Но в это направление вкладываются мировые гиганты велоиндустрии, что сильно сказывается на скорости их развития и проникновения в рынок.
Более того, UCI в 2019 году намерена была провести Чемпионат Мира на электромтб.

Веса таких велосипедов располагаются в диапазоне от 15 до 20 килограммов. Увы, это не предел. Конечно, ощутить резкое ускорение силой мышц не получится, только мотором.

По сути, любый, любой вышеописанный тип велосипеда, можно оснастить электро-асистом или мотором-колесом и получится электровелосипед. Особенно хорошо электродвигатель подходит для тяжелых двухподвесов: в гору не надо напрягаться, а вниз весело и мягко съезжаем.

Увлеченный велосипедист с 2014-го года. Терпеть не мог, когда велосипед в ходу издавал посторонние звуки, что заставляло его многократно все перебирать, перемазывать и обновлять. Любит вникать в тонкости, посему многочисленные переборки своего велосипеда вылились в дальнейшем в работу веломехаником. Прошёл тернистый путь от Shimano Acera на Comance Tomahawk через SLX до XTR на Specialized S Works, а потом просто пересел на бюджетный шоссейник на оборудовании Campagnolo Xenon 10. За плечами веломарафон (МТБ) Куяльник 2019-года, где на маршруте Light занял 5-е место. В настоящее время остается активным пользователем велосипеда и продолжает углублять свои знания в этой сфере.

Велосипед кросс-кантри для экстремальных гонок

велосипед кросс кантри

Кросс-кантри – это довольно молодая дисциплина, разновидность спортивных велогонок, которая требует от человека серьёзной подготовки. Для людей с избыточным весом велик для кросс-кантри – не лучший вариант, так как занятие подобным видом спорта оказывает серьёзную нагрузку на сердце. Велогонками по пересечённой местности со спусками зачастую занимаются люди с определённой физической подготовкой. Поэтому, если вы ищете острых ощущений или просто хотите поправить фигуру, стоит выбрать велосипед кросс-кантри с учётом некоторых рекомендаций.

Как выглядит велосипед кросс-кантри?

Понятия велика cross-country как такового не существует. Есть горный ровер, который предназначен для езды по умеренно пересеченной местности. То есть сделан под потребности дисциплины кросс-кантри, особенностью которой является то, что велосипедист спускается с гор, лесных оврагов, переполненных различными препятствиями в виде камней, бревен и коряг. Чтобы спортсмен мог справиться с управлением и не травмироваться, велик для кросс-кантри имеет такую структуру:

  • прочную раму с низкой посадкой;
  • дисковые тормоза;
  • трансмиссию высокого уровня;
  • вилку с амортизацией;
  • наличие контактных педалей;
  • шины от 2 дюймов с выраженным протектором.

В конструкционном плане велосипед кросс-кантри больше напоминает хардтейл. В этом можно убедиться, посмотрев на фото велосипедов кросс-кантри в сети. Однако встречаются и двухподвесы. Их не так много, поскольку двухподвесный велосипед кросс имеет мягкую раскачку, и неопытный спортсмен может потерять управление на спуске.

велики кросс

Виды велосипедов кросс-кантри

Как уже было упомянуто выше, велосипед кросс делится на два вида:

  • Хардтейл;
  • Двухподвес.

Слово «хардтейл» переводится с английского как «жесткая задняя часть». Соответственно, такой горный велосипед кросс-кантри представляет собою конструкцию с передней вилкой амортизации и жесткой рамой в виде прямоугольного треугольника. Такой велик для кросс-кантри создаётся с целью уменьшения массы байка, так как не секрет, что он весит до 20 кг и выше.

Важно отметить, что хардтейлы не подходят для новичков. Они тяжёлые, сложные в управлении, требуют наличия хотя бы минимального опыта езды на горных велосипедах. Однако стоит этот тип велосипеда кросс-кантри дешевле, нежели двухподвес.

Современные велики для кросс-кантри типа двухподвес представляют собою ровер с двумя вилками амортизации: задней и передней. Зачастую передняя подвеска – это подвижная вилка, задняя – пружина или воздушно-масляный амортизатор. Такой велосипед кросс-кантри легок в управлении, лишен вибраций, а поэтому может стать прекрасным вариантом для новичков.

И первый, и второй тип велосипеда кросс-кантри имеет несколько скоростей и ручные тормоза. Кроме того, оба вида требуют особого ухода. Если хардтейлы более жесткие, и чаще всего у них придётся менять цепь, то country велосипед двухподвес со временем потребует замены задней подвески.

При этом нужно отметить, что люди, которые имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом, могут ездить только на двухподвесах, так как они мягкие. Если выбрать велосипед cross country типа хардтейла, то нужно будет позаботиться о наколенниках, шлеме. В некоторых магазинах велосипеды кросс-кантри продаются в комплекте со спортивной экипировкой.

велики кросс-кантри

Как выбрать велосипед для кросс-кантри?

Чтобы выбрать правильный тип велосипеда кросс-кантри, стоит ознакомиться с несколькими рекомендациями:

Как выбрать велосипед для кросс-кантри?

Как выбрать велосипед для кросс-кантри?

В нашей жизни велосипеды присутствуют с самого раннего детства, просто с возрастом меняется их функциональность и дизайн. Те, кто серьезно увлекается велосипедным спортом, могут похвастаться своими достижениями на горном или гоночном варианте этого транспорта. Велосипед для кросс-кантри может позволить купить себе каждый желающий.

Что такое кросс-кантри?

Такое название имеет вид спортивных гонок на горном велосипеде по пересеченной местности. Трасса содержит естественные преграды и намеренно созданные препятствия, крутые подъемы и затяжные спуски. Чем она сложнее, тем интереснее процесс прохождения.

Кросс-кантри относится к экстремальным видам спорта и официально включен в программу Олимпийских игр с 1996 года.

Чтобы участвовать в соревновании, нужно иметь хорошую физическую форму, опыт, мгновенную реакцию и выносливость, а также обязательно наличие соответствующего велосипеда. Кросс-кантрийный транспорт должен уметь преодолевать:

  • длинные, трудные подъемы;
  • опасные спуски;
  • виражи на поворотах;
  • кочки, выбоины, пригорки;
  • песок, воду, грязь, камни;
  • скоростные участки трассы;
  • отрезки с применением резкого торможения.

В целом чтобы добиться успехов в этом виде спорта, необходимо иметь хорошую подготовку и надежный, универсальный велосипед.

Особенности велобайка

Для кросс-кантри подходят горные велосипеды. Их главная задача – передвижение по пересеченной местности. Особая конструкция отличает их от обычного прогулочного велика. Специальные амортизаторы смягчают даже самые незначительные неровности, надежные трансмиссии работают в любую непогоду, а дисковые тормоза никогда не подведут.

Маневренность и высокую проходимость обеспечивает легкая и прочная рама. Выполнена она чаще всего из алюминия переменного сечения либо карбона. Однако есть модели и со стальными рамами. Нельзя сказать, что они плохие, но это добавляет им вес, влияя на подвижность и прочность основы – жесткого треугольника. Именно на нем держится вся конструкция.

Особое строение рамы предполагает движение при активном наклоне вперед. Принимая эту позу, общий вес тела и нагрузка равномерно распределяется на руки и ноги. Велосипед для кросс-кантри должен иметь переднюю вилку с ходом около 10 см для обеспечения высокого сопротивления и возможности блокировки. И хотя эта деталь увеличивает разгон байка, преодолевать препятствия становится намного легче.

Колеса велосипеда должны иметь легкие и прочные ободья. Покрышки, которые имеют идеальное сцепление с покрытием, ширину 1,7-2 дюйма и небольшой вес – идеальный выбор для начинающего кросс-кантрийщика.

Дополнительные элементы экипировки

Так как соревнования кросс-кантри связаны с опасными спусками и другими факторами риска, не стоит забывать о защите головы.

Надежный и качественный шлем – обязательный атрибут велогонщика.

Контактные педали – это отличительная деталь профессионального экстремального велосипедиста от простого любителя. Вовремя не отстегнутый фиксатор педали может послужить причиной травмы при неудачном падении. Этим аксессуаром пользуются лишь опытные велогонщики или на несложных трассах.

Велосипеды для кросс-кантри условно можно разделить на две группы: 2-подвесные и хардтейлы. Четкого мнения по поводу того, какой из них наиболее управляем в условиях бездорожья, нет. У каждой модели есть свои недостатки и преимущества.

Двухподвесный обладает такими качествами:

  • устойчивость;
  • управляемость в условиях бездорожья;
  • более комфортное положение во время езды;
  • массивная конструкция;
  • отличная двойная амортизация, которая обеспечивает плавный ход велосипеда.

Хардтейлу присущи такие особенности:

  • отсутствие заднего амортизатора;
  • подходит для езды по относительно ровным трассам;
  • жесткая рама способствует быстрому набору скорости;
  • возможность негативного воздействия на позвоночник из-за чрезмерной вибрации;
  • доступная цена и обслуживание.

В любом случае следует помнить: хороший горный велосипед не может быть дешевым. Вместе с ценой возрастает его функциональность и уровень оснащения.

Технические нюансы

Совокупность длин всех труб и углов, находящихся между ними – это геометрия рамы. Именно она задает позицию на велосипеде и непосредственно влияет на технические характеристики транспорта. Педали, переключатели, колеса, вилки – все это, безусловно, тоже важно, но не настолько.

Новички кросс-кантри, выбирающие транспорт для себя, часто ориентируются только на его ростовку, не придавая значения таким параметрам, как пропорции рамы, углы или длины других трубок. Чтобы выбрать удобный велосипед, нужно ориентироваться на уровень сложности трассы.

А в целом следует обратить внимание на ряд аспектов.

  1. Угол рулевой колонки. Предпочтительнее, чтобы он был как можно острее.
  2. Длина базы конструкции. Для хорошего дорожного покрытия подойдет короткая база. Длинная основа нужна для преодоления экстремальных трасс со сложными препятствиями. Она создаст дополнительную амортизацию.
  3. Передний треугольник. Это расстояние между сиденьем, рулем и углом верхней рамы. Чтобы управлять велосипедом в условиях пересеченной местности, оптимальным вариантом будет длина больше среднего.
  4. Вынос руля. От его длины зависит положение велосипедиста в седле. Преодолевать тяжелые участки пути в сидячем положении будет проблематично. Поэтому чтобы перенести центр тяжести на переднюю часть велосипеда, нужно будет приподниматься и делать упор на руль. С коротким выносом руля делать это будет гораздо удобнее.
  5. Короткие задние перья помогают легче преодолевать препятствия, дергая велосипед на себя.
  6. Для дополнительной защиты от препятствий кареточный узел должен находиться выше, чем, например, у дорожного велосипеда. Его расстояние от земли должно быть таким, что позволит оптимальное движение по пересеченной местности, не задевая при этом элементами транспортного средства проезжаемые преграды.

Рейтинг лучших моделей

Ежегодно по всему миру проходят соревнования по экстремальной езде на велосипеде. По их результатам и определяется уровень приоритетности. Рассмотрим пятерку лучших профессиональных кросс-кантрийных моделей, по мнению профессионалов.

  1. Cannondale Scalpel – велосипед практически не имеет недостатков, кроме высокой стоимости. Двухподвесная модель с интегрированным рулем, 29-дюймовыми колесами и 20 режимами скорости.
  2. Scott Spark RC 900 – участник и победитель самых престижных соревнований. Имеет 2 подвески, роторные тормоза и ободья колес 24 мм.
  3. BMC Fourstroke 01 ONE – укомплектован оригинальными покрышками Continental, отличающимися своей прочностью. Преимущество перед соперниками обеспечат 22 скорости и гидравлические тормоза.
  4. Cube Reaction C: 62 Race 29 – относительно новая, но уже популярная модель. Допустимый ход вилки – 100 мм, гидравлический тормозной диск диаметром до 180 мм.
  5. Forward Agris 27,5 2,0 disc – при сравнительно небольшой стоимости он оснащен комплектующими от известных мировых производителей. К примеру, HardTail – изготовитель рамы, а тормозная установка Shimano никогда не подводят владельца.

Что выбрать для начинающего?

Прежде всего нужно определиться, на каких трассах будет использоваться данный вид транспорта. От этого зависит как общая укомплектованность, так и конкретные детали.

  • Резина. Сейчас актуальный размер – 27, 5 и 29 дюймов.
  • Рама. Должна быть легкой и прочной. Алюминий будет идеальным вариантом и для женской, и для мужской модели.
  • Трансмиссия. Лучше всего, если она будет кассетная – это увеличит срок ее службы.
  • Передняя вилка только с монолитными «штанами» – никакой сварки. Кнопка блокировки амортизации будет приятным и необходимым бонусом.
  • Ободья. Только двойные, иначе колеса долго не прослужат.
  • Переключатели скоростей. На них экономить не стоит, поскольку от их работы зависит функциональность конструкции.

Если выбор пал на известную модель, то придется дополнительно раскошелиться.

В следующем видео представлен обзор кросс-кантри велосипеда для гонок за разумные деньги.

Источники:

https://auto.onliner.by/2018/08/04/velosiped-20
https://sport-snaryazhenie.ru/velosipedy/vidy/641-kross-kantri
https://velojournal.net/vidy-gornykh-velosipedov
https://www.velosiped-info.ru/vybor-velosipeda/velosiped-kross-kantri/
https://vplate.ru/velosiped/dlya-kross-kantri/