Велозавод харьков

Содержание скрыть

Харьковский велозавод

Харьковский велосипедный завод — советское и украинское промышленное предприятие в Коминтерновском (ныне Слободском) районе Харькова.

ХВЗ являлся одним из основных центров советского [1] и украинского велосипедного машиностроения.

1923—1991

3 ноября 1923 года Харьковским губисполкомом и горсоветом было принято постановление № 89 «В целях более рационального использования заводов Лейтнера и Блейхерта, объединить эти два завода и их оборудование в одно предприятие. Работу по переоборудованию закончить в течение двух с половиной месяцев». Этот документ является метрическим свидетельством о рождении первого государственного велосипедного завода в СССР [4] .

Ко времени организации велопроизводства на заводе работало всего 50 рабочих и специалистов-практиков, эвакуировавшихся в Харьков из Риги в 1915 году. Они составили костяк будущего коллектива — стали мастерами и инструкторами, обучали новичков. Ручной труд преобладал во всех цехах [4] .

К концу 1923 года в примитивных условиях и в сложной обстановке небольшой коллектив смог изготовить первые образцы нескольких веломашин, а в 1924 году было выпущено уже более 1000 велосипедов [4] .

Вскоре по желанию рабочих завод получил имя Г. И. Петровского [4] .

Первые велосипеды опробовали студенты Государственного института физической культуры А. Князев и И. Фрейдберг, которые совершили на них кругосветное путешествие. В 1924 году они отправились на восток, пересекли Сибирь, Китай, Японию, страны Латинской Америки, Европы и появились снова в Москве в 1927 году.

В 1926 году в производство была запущена первая модель велосипеда «Украина» [1] , популярнейшего и в наше время [5] .

В 1927 году завод выпустил 10874 велосипеда [6] (общая стоимость которых составила 1812,2 тыс. рублей) [7] . В ходе индустриализации СССР завод был реконструирован по проекту проектного института «Гипротракторосельхозмаш» [8] .

В 1932 году завод выпустил 70 тысяч велосипедов (общая стоимость которых составила 13147,9 тыс. рублей) [7] .

До начала Великой Отечественной войны летом 1941 года завод выпустил 1 млн велосипедов. В связи с приближением к городу линии фронта осенью 1941 года завод был эвакуирован [1] в Бухару, где до 1945 года выпускал продукцию для фронта [9] .

В 1945 году завод возобновил производство в Харькове. Начато производство велосипедов В-14, В-17 [1] [9] .

1950—1958 производство унифицированной модели велосипеда «Прогресс» В-110

В 1958 году завод начал экспорт велосипедов в иностранные государства [9] .

В послевоенный период, с 9 мая 1945 года до 1 января 1976 года, завод выпустил 16 млн велосипедов 47 различных моделей (2 млн из которых были проданы в 30 странах мира за границами СССР) [9] .

В конце 1970-х годов завод ежегодно выпускал 800 тысяч велосипедов свыше десяти различных моделей, которые продавались в СССР и шли на экспорт в 30 стран мира [6] .

В 1977 году завод начал выпуск новой модели спортивно-шоссейного велосипеда на замену модели В555, а также осваивал производство новой модели дорожного велосипеда с двухскоростными втулками [10] .

К 1979 году заводом было выпущено 20 млн велосипедов [6] .

В 1983 году на ВДНХ СССР завод представил новые разработки: дорожный велосипед модели «111-4111» и две его модификации — «111-412» и «111-413-Люкс» [11] .

При заводе действовало единственное в СССР конструкторское бюро велостроения [6] — Центральное конструкторско-технологическое бюро велостроения (ЦКТБ Вело).

К началу 1986 года свыше 900 работников завода были награждены орденами и государственными наградами; завод выпускал свыше 10 моделей дорожных, спортивных и туристских велосипедов, которые продавались в 36 стран мира [12] .

При советской власти завод выпускал и множество разнообразных моделей детских, дорожных, шоссейных и спортивных велосипедов. Некоторые модели выпускаются до настоящего времени и пользуются спросом.

После 1991

С начала девяностых годов экономическое и финансовое положение завода резко ухудшилось, уменьшились объемы производства продукции. В 1999 году акционером «Харьковского велосипедного завода» стала фирма ПВПФ (Частная производственно-промышленная фирма) «ЮСИ» и получила эксклюзивное право на продажу всего ассортимента продукции, который производится этим предприятием.

Начиная с 2001 года, завод начал наращивать объемы производства, существенно расширять ассортимент изделий и восстанавливать утраченные ранее позиции на рынке велопродукции.

В 2001 году завод увеличил объём производства в 2,5 раза по сравнению с 2000 годом, выпустив 80,2 тыс. велосипедов [13] (рекордное количество за весь период после 1991 года) [14] .

24 марта 2009 [15] на заводе сгорел лакокрасочный цех, общая площадь пожара составляла 150 м² [16] [17] . В тушении пожара принимали участие 12 пожарных расчётов, но из-за сильного задымления тушение огня было затруднено [18]

К 2011 году численность работников предприятия сократилась до 500 человек, основным источником дохода предприятия стало предоставление в аренду помещений завода [19] .

В 2012 году завод получил государственный заказ на изготовление велосипедов для «Укрпочты» [20] .

По состоянию на 2016 год, общая производственная мощность ЗАО «Харьковский велосипедный завод» позволяла выпускать до 800 тыс. велосипедов в год. Выпускалось 16 моделей велосипедов. Было налажено производство спортивно-шоссейных велосипедов и комплектующих к ним, а также сопутствующих товаров для быта и отдыха.

По состоянию на 2016 год на заводе ведется сборка велосипедов в основном из импортных компонентов, также собственное изготовление деталей. ХВЗ предлагает покупателям классические дорожные велосипеды «Украина» и «Украина LUX», многоскоростные модели «Турист» и «Эдельвейс», серию современных многоскоростных MTB-велосипедов с алюминиевой рамой для езды по городу и бездорожью, также детские и подростковые модели.

Современное производство

К 2020 году завод практически полностью разобран, на части его площадей строится комплекс бюджетных новостроек, часть площадей заброшена (поросла деревьями, завалена мусором). Часть площадей и офисных помещений сдана в аренду под офисы, склады, небольшие цеха.

По некоторым данным в 2020 году на территории завода делается часть комплектующих для велосипедов марки ХВЗ (рама, багажник, вилка, алюминиевые обода).
К концу 2020 года планируется перенести остатки производства за город. [21]

Модификации и отличия велосипеда «Старт-шоссе» ХВЗ, варианты тюнинга

Виды

Двухколесная безмоторная техника во времена СССР пользовалась популярностью у населения благодаря низкой стоимости, надежности и доступности. В отдельную категорию выделяют «ХВЗ Старт-шоссе», велосипед, который привлекает многих ценителей и сейчас. Это был первый серийный байк, способный на то время развивать до 45 км/ч. Сегодня любители раритетной техники восстанавливают подобные модели, модернизируют, экспериментируют в создании гибридов.

Отличительные особенности

Пару десятков лет назад велосипед «Старт-шоссе» от ХВЗ считался одним из лучших в своем классе и был популярен на всей территории Советского Союза. Потребители оценили его отличительные технические характеристики:

  • стальную раму с тонкостенными трубками;
  • наличие 10 рабочих скоростей;
  • размер колес велосипеда — 2,7 х 60 мм;
  • колесную базу — от 0,99 до 1,025 м;
  • пластиковые седла на стальной основе;
  • вес велосипеда— от 10,4 до 11,0 кг.

В масштабное производство пустили две модификации — «Старт В-553» и «В-555». Между собой они отличались незначительными изменениями в геометрии и параметрах. Велосипеды были доступны не только профессиональным спортсменам, но и рядовым людям. Цвет ретро-байков преимущественно был зеленым.

Только в 1967 году выпускалась юбилейная модель велосипеда «В-553». Эту серию приурочили к 50-летию Октябрьской революции. Агрегат отличался эксклюзивным дизайном, имел соответствующую отметку на рамной части. В остальном различий между серийными аналогами велосипедов не было.

Велосипед со стальной рамой «ХВЗ Старт-шоссе» выпускался заводом имени Петровского в Харькове. Разработка легковесных и спортивных моделей началась в послевоенное время конструкторами Гладким и Майбородой. Среди первых модификаций велосипеда — «Турист», «Харьков», «Спутник» (с 1949 года). Они и стали предшественниками линейки «Старт-шоссе».

Велосипедный комбинат внедрил ряд доработок, использовал новые технологии. В результате на свет появился «первенец» в категории Старт-шоссе — «Харьков В-552». Завод в серию эту модификацию не пустил, заменив ее в 1966 году усовершенствованным вариантом «В-553». С конвейера указанные вариации велосипедов сходили вплоть до 2002 года. Шоссейники постоянно модернизировались, всегда пользовались популярностью у любителей, профессионалов.

Наилучшие времена предприятие ХВЗ пережило в 60-80-е годы ушедшего столетия. Ключевая роль в этом досталась подготовке к Олимпиаде-80. В честь этого события выпустили небольшим тиражом две модификации: «Рекорд», «Чемпион-шоссе», сегодня представляющие собой коллекционную ценность. Сейчас Харьковский велосипедный завод специализируется на производстве бюджетных велобайков под наименованием «Водан».

В отличие от велосипеда «Спутник», «Старт-шоссе» ориентирован на шоссейные гонки. Его основные преимущества:

  1. Рама из металла, что упрощает ее ремонт при поломках.
  2. Езда на велосипеде комфортнее по сравнению с предшественниками.
  3. Доступная стоимость восстановления указанной техники. Работа обойдется около 10 тысяч рублей даже с использованием самых современных деталей.
  4. Увеличенный параметр скорости по сравнению с велосипедами «Турист» и «Спутник» (плюс 10-12 км/ч).

Среди недостатков отмечают то, что велосипед от ХВЗ «Шоссе-старт» уже давно снят с производства. Это затрудняет поиск комплектующих элементов и запасных деталей. Особенно проблема актуальна для жителей небольших городков и поселков, где велосипеды данной марки можно найти в большом количестве. Там они просто гниют в сараях и гаражах.

Приводные системы, включая манетки и переключатели, морально устарели, хоть и выполняют свои прямые задачи. При тюнинге велосипеда от ХВЗ «Шоссе-старт» возникают затруднения при модернизации. Это связано с заменой заднего колеса, поскольку втулки больше по размеру, чем у современных байков. Часто приходится выгибать перья, что при самостоятельном вмешательстве без соответствующего оборудования приводит к нарушению геометрии велосипеда.

«Турист» «Харьков» «Спутник» «Рекорд» «Чемпион-шоссе» «Старт-шоссе»

Разновидности

Модификации «В-552» и «В-553» велосипедов «ХВЗ Старт-шоссе» идентичны по характеристикам. Юбилейная модель, а также «В-555» немного отличаются от них. В любом случае, каждый из велосипедов достоин внимания коллекционеров.

В-552 и В-553

Характеристики модификаций «В-552» и «В-553»:

  • материал рамы/втулок/основных узлов — сталь 30ГСА/30Л/10;
  • база колес — 104–106 мм;
  • руль — лежачей конфигурации;
  • ростовое деление — 560/580/600 мм;
  • тормоза на ободах — клещевой разновидности;
  • втулки — дюралевые с цельной проточкой;
  • спицы — баттированные с утолщением на концах;
  • ободья колесные — из дюралюминиевого сплава;
  • тормозная трещотка — с 5 скоростями, 13-21 зубцом;
  • пластиковая «сидушка» на стальном каркасе;
  • педальная втулка — 2-скоростная с парой звездочек на 47–50 либо 48–51 зубьев.

Отличия модификации «ХВЗ Старт-шоссе В-555» от предшественников:

  • база колесная — 102 мм;
  • ростовой показатель — от 540 мм;
  • вынос руля по высоте — 75 или 130 мм;
  • наличие двойных ободов.

Вес велосипеда «В-555» — не менее 11 кг.

Олимпиада (Москва)80 155-412

Отличительная характеристика юбилейной версии велосипеда «Старт-шоссе» от ХВЗ:

  • рамные трубы из сплава титана и алюминия;
  • конфигурация стенок элементов — с переменной толщиной;
  • рулевая вилка получила иную геометрию с увеличенным выносом;
  • колеса с однотрубными покрышками;
  • облегчение массы агрегатных элементов за счет использования титана;
  • общая масса — 8,25 кг.

Изготовление модели «Олимпиада (Москва)-80 155-412» приурочено к Олимпийским играм в столице. Велосипед относился к улучшенной категории, должен был выступать в соревнованиях, что так и осталось в планах.

Советы по выбору

От серии «Старт-шоссе ХВЗ» на действующих моделях из оригинальных запчастей остались преимущественно рамы, вилки, рулевые колонки. Именно на аутентичность этих деталей нужно обращать внимание при выборе велосипеда. Они не просто подтверждают оригинальность изделия, но и позволяют создать настоящий шедевр с «родными» запчастями.

Поскольку указанную технику можно найти только в состоянии б/у, ее дополняют современными парными ободами коробчатой конфигурации, покрышками известных фирм с беговой конструкцией без протекторов, под которой предусмотрено мощное усиление против проколов. Кроме того, обновленные велосипеды «Старт-шоссе ХВЗ» комплектуют педальной кареткой с втулкой, которая крепится по системе «квадрат». Такая переделка превращает шоссейник в гибридную версию.

Призывы за возобновление выпуска рассматриваемого велосипеда были проигнорированы. Выбирая модель под восстановление, не стоит забывать проверить степень коррозии рамы, ободов, руля, прочих металлических элементов.

Варианты тюнинга

Степень модернизации велосипеда «Старт-шоссе ХВЗ» зависит от состояния техники и желания умельца его реанимировать или осовременить. Минимум сил и вложений потребуется, если исходное состояние байка приближено к заводскому исполнению. Колеса менять придется в большинстве случаев. Ободья подвержены износу, вряд ли сохранятся в хорошем состоянии. Современные аналоги значительно улучшат не только внешний вид элементов, но и общие характеристики.

Самыми сложными деталями при тюнинге велосипеда «ХВЗ Старт-шоссе» считаются манетки и каретки. Правильный подбор этих элементов — только полдела. Необходимо собрать весь узел так, чтобы не наблюдались люфты и разбалтывания сопряженных деталей. Специалисты рекомендуют заменить штатную каретку современным вариантом с картриджем. Для этого нужно:

  • подрезать резьбу под новую заготовку; иногда требуются переходники с одного на другой размер;
  • на раму наварить добавочные бонки, служащие для фиксаторов тормозов V-break, креплений тросиков;
  • если внешний вид ключевой роли не играет, лучше приварить кантилевры с удлиненными лапками.

Правильный и грамотный тюнинг велосипеда «ХВЗ Старт-шоссе» порадует владельца и окружающих изяществом тонкой стальной рамы, узкими колесами, хорошим ходом по асфальту. Реставрированные модели однозначно не подходят для соревнований, они ориентированы на визуальное любование и неспешную туристическую прогулку. Иногда можно встретить реплики с высокой посадкой и прямым рулем.

Видео


Харьковский велосипедный завод — исторические факты, продукция и интересные факты

Харьковский велосипедный завод был основан российским купцом около 130 лет назад. До революции байки завода носили название «Россия», закупались военным ведомством для армии, а компания внедряла передовые технологии, стремясь превзойти европейские аналоги, что во многих случаях удавалось. В советский период мечтой всех велосипедистов был велосипед марки «Украина». Сегодня завод выпускает современные модели байков.

Рижский новатор

Харьковский велосипедный завод берет свое начало со времен царской России. В 1889 году русский купец А. А. Лейтнер открыл в Риге маленькую фабрику по производству новой, быстро ставшей модной техники – велосипедов. Первоначально штат сотрудников состоял всего из трех рабочих и самого владельца, выпускавших велосипеды типа «паук». Постепенно производство развивалось. Заслуга Лейтнера состоит в том, что как истинный предприниматель, он стремился предоставить покупателю лучшую продукцию и сам знал в ней толк.

Александр Лейтнер был человеком с отличными качествами предпринимателя и знаниями инженера-конструктора. Являясь членом правления Рижского велосипедного общества, он посещал тематические выставки в разных странах мира и следил за новинками на велосипедном рынке. Мода на новый вид транспорта набирала обороты: на смену громоздким «паукам» пришли модели типа «сафети». Долгое время продукция распространялась только в нескольких губерниях, соседствующих с производством, которое уже имело свое имя — «Россия».

В 1896 году фабрика принимает участие во Всероссийской выставке, что проходила в Нижнем Новгороде. Стенд с продукцией Лейтнера, состоящий из двенадцати моделей велосипедов, имел оглушительный успех. К этому моменту производство выпускало 15 наименований дорожных и гоночных велосипедов. Господин Лейтнер получил медаль выставки, что являлось знаком признания и помогло вывести продукцию на национальный уровень.

харьковский велосипедный завод

Военный заказ

К началу 20 века на фабрике «Россия» выпускались дамские, мужские, дорожные, грузовые, детские, тандемные велосипеды. Весь ассортимент насчитывал более 20 моделей. Ценовая политика была демократичной, так самый дешевый велосипед стоил 130 рублей, многоместные модели оценивались в сумму около 450 рублей. Сам Лейтнер внес инновации в конструкцию задней втулки и запатентовал изобретение, которое оказалось весьма удачным, обеспечив отечественным велосипедам высокие конкурентные преимущества на мировом рынке.

Военное ведомство царской России со вниманием относилось к новинкам, и в 1913 году фабрика получила заказ на изготовление 1 тысячи дорожных мужских велосипедов. Такие заказы поднимали рейтинг предприятия на самый высокий уровень, что положительно отражалось на количестве остальных заказов фабрики. Годовой оборот компании достигал 400 тысяч рублей, а выпуск продукции отметил цифру в 8 тысяч единиц за год.

продукция харьковского велосипедного завода

Из Риги в Харьков

В 1915 году линия фронта проходила недалеко от Риги, потребовалась эвакуация предприятий стратегического значения. 24 июля 1915 года все производственные мощности были переправлены в Харьков, в помещения бывшей фабрики Гельферикс-Саде. На новом месте в 1916 году предприятие начало выпуск складных военных велосипедов «Дукс боевой». По заключенному контракту компания должна была отгрузить военному ведомству 3 тысячи армейских велосипедов.

До ноября 1917 года с завода Лейтнера было отправлено на фронт 3600 боевых моделей. За всю историю существования компании с производственных линий выпущено более 100 тысяч велосипедов, освоено более 60 моделей. В активе дореволюционной истории компании находится выпуск первых мотоциклов, трициклов и нескольких типов автомобилей.

После революции

После революции и окончания войны разоренной стране требовался транспорт. Как оказалось, велосипед – идеален во всех отношениях. К началу Первой мировой в России существовало два крупных производителя велосипедов – московский завод «Дукс», в годы войны перепрофилированный на выпуск авиационной техники, и завод Лейтнера, предусмотрительно эвакуированный в Харьков. В дореволюционное время в России выпускалось около 25 тысяч велосипедов в год.

В 1923 году Харьковский велосипедный завод, еще именовавшийся предприятием Лейтнера, с большим трудом выпускал всего несколько тысяч машин в год. Городские власти приняли решение оптимизировать производственные мощности и организовать велосипедный государственный завод имени Г.И. Петровского. В рамках этапов модернизации производства мощности были переведены в новые цеха, куда подходила ветка железной дороги. Общая территория занимала площадь более 3 гектаров.

К началу восстановления завода в штате оставалось около 50 опытных сотрудников, имевших богатый практический опыт. Из них был сформирован основной состав наставников, мастеров и инструкторов, которым предстояло обучать новичков работе на нестандартном высококлассном оборудовании. В 1924 году Харьковский велосипедный завод завершил год выпуском более 1 тысячи велосипедов.

велосипеды харьковского велосипедного завода фирменный магазин

Наращивание производственных темпов

В народе говорят — «голь на выдумки хитра», что полностью находит подтверждение в реальной жизни. В разоренной стране не было никаких комплектующих для выпуска велосипедов, но имелось много производств с невостребованной продукцией. Путем нехитрых размышлений и подгонок мастера завода начали применять вместо английских рам казацкие пики, сваленные на территории соседнего завода со времен Первой мировой войны.

К 1926 году закупки комплектующих иностранного производства были налажены. Из Англии выписывались стальные цельнотянутые трубы, велосипедные цепи, ленты для ободьев холоднокатаные, химическая продукция и расходные материалы. Часть необходимых материалов импортировалась из Германии.

Достаточное количество материалов и полноценные производственные циклы позволили выпустить первый официальный велосипед собственного производства, получивший название «Украина». До 1927 года Харьковский велосипедный завод на старом оборудовании выпустил почти 12 тысяч велосипедов данной модели.

велосипеды харьковского велосипедного завода

Эвакуация

Харьковский велосипедный завод был подвержен модернизации в 1929 году, что позволило освоить выпуск усовершенствованных моделей и увеличить годовую выработку готовой продукции. До 1941 года предприятие выпустило около 1 миллиона велосипедов. С началом военных действий завод спешно эвакуировали в Бухару, где за несколько недель был восстановлен производственный цикл, ориентированный на выпуск продукции для фронта.

С кардинальной переменой ситуации на фронте становилось понятно, что Харьковский велосипедный завод будет возвращен на Украину. Осенью 1944 года начался процесс реэвакуации, а уже в начале следующего года предприятие восстановило производство техники для военных целей. В июне 1945 года завод приступил к выпуску мирной продукции – велосипедов.

Восстановление

Послевоенные годы принесли предприятию бурное развитие. Продукция Харьковского велосипедного завода была востребована по всему СССР. В 1948 году были заложены линии по выпуску женской и детской моделей. Над новыми образцами трудились сотрудники конструкторского бюро завода: талантливые инженеры и техники. Согласно планам, завод к концу пятилетки должен был выпускать 350 тысяч единиц продукции в год.

Предприятие разрасталось, появлялись новые цеха, увеличивался штат сотрудников. На развитие производства в 1948 году предприятию было выделено три миллиона рублей. Часть этих денег была направлена на строительство жилья для работников. Предприятие работало в три смены. В 1949 году была разработана модель спортивного велосипеда В-31 с одной скоростью, впоследствии модернизированного до двух скоростей.

Велосипеды Харьковского велосипедного завода в 1950 году принимали участие в международных соревнованиях, не уступая в технических и качественных характеристиках зарубежным аналогам. В 1948 году началось расширение производственных площадей и реконструкция предприятия. Это послужило сверхплановому выпуску необходимой техники на 10 340 единиц продукции.

Большое внимание уделялось социальной сфере. Наряду с расширением заводских площадей строилось жилье, объекты социального назначения – столовые, дома отдыха, библиотека, начали работу детские кружки творчества и спортивные секции.

харьковский велосипедный завод фирменный магазин

Расцвет и перестройка

В середине семидесятых годов на заводе выпускался обширный ряд продукции, включавший спортивные, детские, туристические и прочие модели. Общий выпуск достигал 800 тысяч велосипедов в год. ХВЗ был единственным профильным предприятием в стране, где велся выпуск легкодорожных и спортивных велосипедов высокого класса и качества.

В 1979 году, к моменту проведения Олимпийских игр в Москве, на Харьковском велосипедном заводе разработали уникальные для тех лет модели спортивных велосипедов – «Москва-80» и СЗ «Чемпион шоссе». Рамы спортбайков были выполнены из углеводородного волокна и имели новаторское конструкторское решение. К сожалению, модели не были окончательно готовы к Олимпиаде, и проект не получил развития.

В 1983 году с конвейера Харьковского велозавода сошла 23-х миллионная машина. Начало девяностых для всех сфер производства принесло ломку экономических связей и падение объемов выпуска продукции. Финансовое состояние ХВЗ было существенно подорвано. В 1991 году компания ЧПТФ «ЮСИ» стала главным акционером Харьковского велосипедного завода.

С 2001 года объем производства наращивается, расширяется линейка моделей велосипедов. Часть продукции выпускается под торговой маркой «Водан». На сегодняшний день компания формирует дилерские сети по Украине и в России.

харьковский велосипедный завод продукция цены

Продукция

Велосипеды ХВЗ (Харьковского велосипедного завода) пользовались огромной популярностью по всей территории Советского Союза. Многие модели стали легендарными, славились качествами и легкостью ремонта. Мальчишки всей страны учились ездить и осваивали инженерные навыки с велосипедами «Украина».

Самые популярные модели ХВЗ:

  • «Украина». Самая массовая марка велосипеда, получившая большое количество модификаций. Классические образцы выполнялись в мужском и женском варианте и одинаково хорошо ездили по асфальту и грунтовым дорогам. Модель «Украина LUX» отличается от классики наличием ободов из сплава алюминия. Комфорт длительных поездок обеспечивает шатун, кареточный узел и передний тормоз. Модель выпускается с традиционной и заниженной верхней перекладиной, снабжена просторным багажником, расширенными щитками и подножкой.
  • «Турист». Также легендарная модель байка. От «Украины» отличалась облегченной массой, узкими шинами и четырьмя переключаемыми скоростями. Ручной тормоз в базовой комплектации имел задний и передний приводы. В современных высокоскоростных моделях рамы выполняются из стали, конструкция – сварная. Запасные части велосипеда производятся компанией Ventura. Цена на него невелика, а надежность превышает многие известные модели.
  • «Турист Старт-шоссе» — предназначался для профессионалов, но его легко осваивали и любители. Особенностью модели был малый вес рамы из легированной стали, всего 2,2 килограмма. Байк оснащался двумя передачами на заднем колесе и пятью на переднем. Комфорт и безопасность обеспечивали клещевые тормоза, каркасное седло и усиленные педали.
  • «Спорт». Велосипед отличался общей массой в 14,5 килограмм, передней стальной вилкой, системой из восьми передач и выносным рулем. Модель выпускалась в 70-е годы и была очень популярна у спортсменов-любителей.
  • «Рекорд» — трековая модель весом в 8,5 кг для профессиональных гонщиков.
  • «Спутник» — модель велосипеда, любимая активными туристами. Предназначалась для длительных велопрогулок как в черте города, так и на грунтовых дорогах. Характеризуется повышенной комфортностью и ударопрочностью.

Почти 130 лет развивается Харьковский велосипедный завод. Фирменные магазины предприятия на сегодняшний день можно найти только в некоторых городах Украины. Стоимость для украинских пользователей стартует от 2400 гривен.

Славится качеством выпускаемой продукции Харьковский велосипедный завод. Цены для России на современном этапе формируются частными продавцами. У них можно приобрести байк по цене от 10 тысяч до 45 тысяч рублей. Предприятие продолжает искать возможность расширения сети и открытия фирменных магазинов на территории РФ.

ЧП на заводе

В обозримой истории ХВЗ горел дважды – в 2009 и в 2017 годах. В марте 2009 года пожар охватил 150 кв. метров площади, полностью выгорел один из цехов. Возгорание произошло в середине рабочего дня, пострадавших не было. Причиной опасной ситуации была названа устаревшая электропроводка. При этом ЧП пострадал лакокрасочный цех Харьковского велосипедного завода. Пожар был ликвидирован службой МЧС Украины.

Второй случай возгорания произошел 30 марта 2017 года. На территории завода сгорел трехэтажный сборочный цех. Специалисты, приехавшие на тушение, присвоили пожару второй уровень опасности. От отравления угарным газом пострадал один из жителей Харькова.

харьковский велосипедный завод пожар

Адрес

Центральный офис компании находится по адресу – улица Дизельная, строение 3/5.

Завод в Харькове расположен на Московском проспекте в строении 118.

На предприятии, кроме основной продукции, выпускается большой ассортимент ТНП — ручные тележки, санки, запасные части для велосипедов.

На месте можно приобрести велосипеды Харьковского велосипедного завода: фирменный магазин находится рядом с основным производством.

Топ-10 промышленных гигантов Харькова

С появлением и развитием железных дорог в Российской империи возник спрос на ремонт железнодорожного полотна и самих поездов.

Первые вагонные мастерские в Харькове были созданы в 1869 году и занимались ремонтом вагонов и путей на территории Харьковской губернии.

В 1929 году на базе вагонных мастерских был основан Харьковский вагоноремонтный завод. В первые годы Второй мировой войны завод начал выпускать вагоны для перевозки раненых солдат в санитарных поездах. Через три месяца после освобождения Харькова от нацистской оккупации, завод вновь начал ремонт вагонов.

В декабре 2008 года завод реорганизован в ООО «Харьковский вагоностроительный завод». Главная специализация завода в наши дни — капитально-восстановительный ремонт пассажирских вагонов и колёсных пар, сборка купейных вагонов конструкции ТВСЗ и строительство плацкартных вагонов. На заводе работает около 500 человек.

Завод имени Малышева

В честь этого завода называется станция метро на Холодногорско-Заводской линии. Харьковский паровозостроительный завод (тогда он так назывался) был основан еще в 1895 году. Он стал одним из самых больших в Российской империи, а позже и в СССР. Первый украинский паровоз этот завод выпустил 5 декабря 1897 года.

Вскоре здесь стали собирать двигатели, сельскохозяйственную и угледобывающую технику: тракторы, тепловозы, танки и тягачи. В Первую мировую войну завод нарастил производство в четыре раза. В советские годы он также ориентировался на выпуск военной продукции и прославился знаменитым танком Т-34.

В годы независимости Украины самым значительным событием в истории завода стал пакистанский танковый контракт (1996-1999 гг.), когда было выпущено 320 боевых машин. Это был первый значительный выход за границу военно-промышленного комплекса независимой Украины.

На сегодняшний день завод реализовывает на внешнем рынке бронетехнику: основное боевые танки «Оплот», бронетранспортеры БТР-3, модернизирует танки выпущенные в СССР – Т-54, Т-55, Т-62, Т-64, Т-72, Т-80, а также модернизация бронетранспортеров – БТР-60, БТР-70. Вместе с тем, Завод имени Малышева выпускает продукцию сельскохозяйственного машиностроения, двигатели и тракторы.

Харьковская кондитерская фабрика «Харьковчанка»

В 1896 году на провинциальном городе юга Российской империи, в Харькове, была открыта кондитерская фабрика «Жорж Борман».

После прихода к власти большевиков, фабрика была национализирована новым советским правительством и в 1922 году стала называться «Харьковская кондитерская фабрика «Октябрь». На начало 1935 года харьковская кондитерка была третьей по мощности среди кондитерских предприятий СССР. В годы брежневского застоя, фабрика стала главным предприятием Харьковского производственного объединения кондитерской промышленности.

Тринадцать лет назад Харьковская кондитерская фабрика вошла в состав корпорации «Бисквит-Шоколад». В состав кондитерского предприятия входят шесть основных цехов: ирисо-конфетный, конфетно-шоколадный, карамельный, мучнисто-кондитерский и шоколадный. На фабрике трудится около 1,5 тыс. рабочих.

Харьковский приборостроительный завод имени Т.Г. Шевченко (ХПЗ)

Одно из многочисленных предприятий Украины, которое имеет стратегическое значение для безопасности и экономики государства. Свою историю ХПЗ ведет с 1900 года, когда местный предприниматель Г.А. Берлиозов решил основать котельный, машиностроительный и чугуномеднолитейный завод.

После Октябрьского переворота завод был национализирован и в 1922 году ему присвоили имя украинского кобзаря Тараса Шевченко. До начала Второй мировой войны предприятие занималось выпуском элеваторов, транспортеров, средств механизации для новостроек первых пятилеток. После начала войны увеличивается выпуск продукции военного назначения: авиабомбы, снаряды и пусковые ракетные установки «Катюша».

В послевоенное время предприятие занимается разработкой авиационной аппаратуры, в том числе и для первого искусственного спутника Земли. С 1954 года завод осваивает производство бытовой радиоаппаратуры. В начале 1980-х- стартует производство автоматизированных систем управления боевыми ракетными комплексами, а в 1989 году приборостроительный завод начинает выпуск телекоммуникационной аппаратуры и автоматизированных систем управления гидротурбинами.

За годы независимости предприятие освоило производство первых в Украине цифровых АТС, а также автодорожных светофоров на светодиодах. В 2014 году завод имени Шевченко был привлечен к исполнению военного заказа и заключил контракт на поставку комплектов приборных панелей для бронетехники.

Харьковский велосипедный завод

История харьковского велозавода начинается с 1923 г., когда было принято постановления об объединении заводов Лейтнера и Блейхерта для более рационального использования труда рабочих.

На момент основания завода во всех цехах преобладал ручной труд и к концу 1923 г. в таких примитивных условиях рабочие могли изготовить лишь несколько велосипедов. Но уже в следующем 1924 году было выпущено более 1000 веломашин. Первые харьковские велосипеды опробовали студенты института физической культуры, которые совершили на них кругосветное путешествие.

В 1926 году в производство была запущена первая модель знаменитого велосипеда «Украина», которая для многих из нас стала настоящей легендой нашего детства и без которой сложно представить любое украинское село. В 1932 году предприятие выпустило около 70 тыс. веломашин. С 1958 года харьковские велосипеды уходят на экспорт за границу.

В первые десятилетия независимости завод увеличивал объёмы производства, но к 2011 году число сотрудников сократилось, основным доходом предприятия стало аренду помещений завода. В 2012 году завод получил заказ на изготовление велосипедов для «Укрпочты».

Харьковский авиационный завод

ХАЗ строился по концессии немецкой фирмы «Юнкерс» и был основан в 1926 году на базе харьковских ремонтных авиамастерских. В советское время занимал одно из ведущих мест в самолетостроении СССР. На заводе выпускали транспортные, пассажирские и военные самолеты.

За время с 2005 года по 2009 гг. авиазавод выпустил лишь один самолет для Муамара Каддафи – Ан-74-300.

Харьковский машиностроительный завод «ФЭД»

Начал свою деятельность завод с выпуска простейших электрических сверлильных машин и фотоаппаратов на базе небольших мастерских Детской коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, под руководством известного педагога А.С. Макаренко в 1927 году.

На заводе до сих пор сохранился музей имени Макаренко. В первые годы завод выпускал знаменитые малоформатные фотоаппараты серии «ФЭД-5».

После Второй мировой войны завод выпускает аппаратуру для авиационной промышленности, а вскоре и для космической. После создания государственного концерна «Укроборопром» в декабре 2010 года, «ФЭД» в соответствии с постановлением Кабмина Украины вошел в состав концерна.

На сегодняшний день на предприятии производится высокоточная гидрорегулирующая аппаратура для аэрокосмической промышленности. Также выполняются заказы для отраслей машиностроения и железнодорожного транспорта.

Харьковский тракторный завод

Этот завод-гигант был сооружен и смонтирован всего за 15 месяцев. На момент строительства в 1931 году нынешняя территория района ХТЗ находилась в 16 км от самого Харькова и считалась далеким пригородом. За первые 3 месяца работы завод выпустил около 1000 тракторов.

После войны ХТЗ выпускал дизельные трактора ДТ-54, которые были известны во всех регионах бывшего СССР. В 1970-е годы завод без остановки производства провел коренную реконструкцию и успешно перешел на выпуск трактора Т-150 в гусеничном и колесном исполнении.

В годы независимости была создана новая серия тракторов Т-160. С 2007 года ассортимент продукции ХТЗ был расширена дорожно-строительным бульдозером ТС-10.

В 2015 году ХТЗ презентовал новый гусеничный трактор «Квадротек» на международном форуме «Агропорт-2015». В декабре того же 2015-го ХТЗ выпустил партию электротракторов. Один такой трактор стоит 15 тыс. долларов.

До 2007 года основным акционером ХТЗ был харьковский бизнесмен, известный всем харьковским болельщикам футбола, Александр Ярославский. Потом завод принадлежал российскому миллиардеру Олегу Дерипаске, а с апреля 2016 года завод вновь перешел во владение Александра Ярославского. На данный момент Харьковский тракторный завод является самым большим в Украине и на всем постсоветском пространстве предприятием, которое выпускает гусеничные и колесные сельскохозяйственные трактора всеобщего назначения.

Стоить отметить, что спальный район ХТЗ строился и проектировался, как «город будущего» для рабочих тракторного завода. По задумке сам завод должен был олицетворять солнце, а проспекты и улицы – лучи, которые исходят от этого солнца.

Турбоатом

Еще одно харьковское предприятие, которое входит в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для безопасности и экономики Украины.

Харьковский турбинный завод введен в эксплуатацию 21 января 1934 года, а уже в 1935 году сошла первая стационарная паровая турбина мощностью в 50 МВт. Спустя 3 года была изготовлена паровая турбина мощностью 100 МВт и генератор к ней. Профиль завод окончательно сложился к 1950 гг., когда было решено, что «Турбоатом» будет специализироваться на выпуске мощных паровых и газовых турбин. Именно здесь в 1965 году была изготовлена самая мощная в мире одновальная паровая турбина мощностью в 500 МВт.

В 1967 году начинается производство мощных паровых турбин для атомных электростанций. В 1980-е гг. завод наращивает производство, в эксплуатацию вводятся новые корпуса и оборудование. К 1986 году свыше 40% мощностей ГЭС СССР было укомплектовано турбинами производства «Тубоатома», харьковские турбины стояли на многих зарубежных электростанциях.

В годы независимости на заводе создан уникальный шаровой затвор, по своим параметрам не имеющий аналогов в мировой практике. В 2013 году харьковский «Турбоатом» занял одно из лидирующих мест в рейтинге лучших предприятий высокотехнологического машиностроения Украины по уровню инноваций. 2015 год предприятие завершило с чистой прибылью 1,7 млрд. гривен.

На сегодняшний день турбины ПАО «Турбоатом» работают на электростанциях около 50 стран различных частей света и занимает 4-ое место среди турбостроительных фирм земного шара. На заводе работает около 5 тыс. рабочих.

Электротяжмаш

Одно из лучших предприятий Украина по разработке и изготовления турбо- и гидрогенераторов, крупных электрических машин постоянного тока для различных отраслей промышленности.

«Эктротяжмаш» — единственный в Украине поставщик комплектного электрооснащения для железнодорожного и городского электротранспорта. Завод разрабатывает и поставляет электрооснащение для больших грузоподъёмных карьерных самосвалов.

Завод ведет свою историю с 1946 года, когда правительством СССР был подписан «Указ о строительстве в Харькове на базе авторемонтных мастерских завода тепловозного электрооснащения». В 1959 году здесь выпустили первый турбогенератор мощностью в 200 МВт, который и на сегодняшний день продолжает свою работу на Северной ГЭС в Азербайджане.

Производство электрооснащения для троллейбусов, трамваев и грузоподъёмных автомобилей началось в 1992 году. На сегодняшний день на заводе «Электротяжмаш» работает порядка 5 тыс. человек.

Харьковский подшипниковый завод

После Второй мировой войны с началом восстановления народного хозяйства резко возросла потребность в подшипниках, разных по конструкции, грузоподъёмности и назначению.

В 1947 году досрочно состоялся пуск первой очереди завода. В первый год своего существования завод сдал государству 200 тыс. подшипников. В 1964 году завод стал главным предприятием по выпуску вагонных подшипников в стране.

На сегодняшний день завод является одним из крупнейших на постсоветском пространстве производителем подшипниковой продукции и единственным в Украине предприятием, которое изготовляет подшипники для железнодорожного транспорта. Завод занимает территорию в 45,54 га, а трудится здесь около 3 тыс. человек.

Пивзавод «Рогань»

Один из самых молодых и мощных на сегодняшний день пивоваренных заводов Украины. Предприятие было основано в 1989 году, но до конца 1992 года занималось выпуском безалкогольных напитков.

Первая партия роганского пива марки «Жигулевское» поступила в продажу 11 января 1993 года. Первое десятилетие завод распространял пиво на территории Харьковской области, города Харькова и соседних областей, а на начале нового тысячелетия роганское пиво вышло на украинский рынок и в 2002 году пиво торговой марки «Рогань» получает статус национального.

На сегодняшний день пивзавод выпускает пиво таких сортов: «Рогань Безалкогольное», «Рогань Традиционное», «Рогань Монастырское» «Два Хмеля» и «Веселый Монах». Располагается завод на юго-восточной окраине города по улице Роганской, недалеко от поселка Большая Рогань. Занимаемая предприятием площадь составляет около 15 гектаров.

Источники:

https://ru.wikiredia.com/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4_(%D0%A5%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B2)
https://sport-snaryazhenie.ru/velosipedy/vidy/khvz-start-shosse-velosiped
https://autogear.ru/article/319/753/harkovskiy-velosipednyiy-zavod—istoriya-produktsiya-i-interesnyie-faktyi/
https://mykharkov.info/interesno/top-10-promyshlennyh-gigantov-harkova-15096.html