Как поехать в Японию на велосипеде: советы и личный опыт
По правилам велосипедисты едут по дороге. Главное, к чему придется приспособиться, — левостороннее движение, как в Великобритании. Особенно легко спутать полосы, если отвлекаешься и ищешь на горизонте Фудзи в облаках. Притом не все японцы соблюдают ПДД и могут ехать на велосипеде по встречке. Это часто доставляет неудобства в узких проулках, где пытаешься разъехаться с машиной и миловидной бабушкой на сити-байке с корзинкой.
Иногда встречаются знаки, разрешающие движение по тротуару с пешеходами. В стране много велодорожек — как отдельных, так и совмещенных с пешеходными зонами. Велосипедный шлем обязателен, но если его нет — вас не оштрафуют.
Во всей Японии высокий трафик: и в мегаполисах, и в небольших городах, и в горной местности. При этом водители как легковых машин, так и больших фур предельно деликатны: пропускают, ждут, сигналят редко. При выезде из города лучше держаться рек: там часто есть парки, прогулочные дорожки с веломаршрутами. Это позволяет сократить время простоя на светофорах и сохранить легкие.
Ночью дороги менее загружены и ехать комфортнее, но освещения практически нет. Иллюминация только на центральных улицах и фасадах домов, ну и маняще светятся вывески забегаловок и комбини (круглосуточных магазинов). Так что обязательно купите мощный фонарь на руль и задний красный для безопасности — по местным правилам это обязательно.
Безопасность
Асфальт в Японии везде, даже между рисовыми полями. Полотно разное: от убаюкивающе ровного до лихого с заплатками и трещинами. Понятная разметка, зеркала на поворотах, фонари, вмонтированные в дорогу. Знаки навигации дублируются на английском, по ним легко ориентироваться. Для Японии безопасность превыше всего — как гласит ее главный лозунг, так оно и выходит.
Из тех же соображений многие горы изрезаны тоннелями, так что впечатляющих видов с перевалов не ждите: только бетон в подтеках, темнота и грохот машин. Ехать внутри приходится долго, людям с клаустрофобией может стать некомфортно. Одно из толкований древнего имени страны Ямато — «путь гор»: будьте готовы к частым холмам и крутым подъемам.
У нас был один день с набором высоты в тысячу метров. Тогда мы проехали 20 тоннелей через горы и уперлись в закрытый перевал. Альтернатива была одна — платная дорога с пятикилометровым тоннелем, по которому можно проехать только на машине или на автобусе. Пришлось вернуться до ближайшей остановки и сесть на автобус. Велосипеды в транспорте перевозят бесплатно, но они должны быть в чехлах. Возьмите их с собой в поездку или купите на месте — веломагазинов здесь много.
Парковки
В Японии велосипед — полноценный транспорт: на нем ездят на работу, учебу, возят детей и собак. Это приводит к проблемам с парковками. В крупных городах около станций метро или в торговых центрах оборудованы платные и бесплатные парковки, иногда даже в несколько этажей.
Оставить велосипед стоит примерно 100 иен в сутки (около 60 рублей). Если стоянка платная, на территории стоит паркомат, куда нужно опустить деньги и указать место парковки — замок защелкнется. Паркоматов с безналом мы не видели. Если парковка заполнена, ищите другую и ни в коем случае не цепляйте велосипед под знаками — его могут увезти городские службы.
Въезд на подземную парковку
Велосипедная жизнь в современной Японии
Представить себе современного японца без велосипеда невозможно. На них тут ездят все – бизнесмены и домохозяйки, офисные клерки-сарариманы в деловых костюмах и полицейские, студенты и члены императорской семьи. Пожалуй, единственные, кого не увидишь верхом на байке, это якудза, которым мешает их «крутость». В этом нет ничего удивительного, ведь только на территории Большого Токио – крупнейшего мегаполиса планеты – проживает почти 40 миллионов человек. При такой невероятной скученности и высочайших налогах, которыми облагаются автовладельцы, содержать личную машину слишком дорого.
Зато велосипед в этих условиях – именно то, что нужно. Те, кто помоложе, предпочитают горные, служащие, работающие в центре города – складные, но самым популярным видом является мамачари – японский сити-байк. Инфраструктура тоже прекрасно развита. Велодорожки и парковки есть везде, и если вы оставите своего двухколёсного коня в неположенном месте, то его тут же заберут на штрафплощадку. На дороге велосипедист – царь и бог, выше него только пешеход, и вы практически никогда не столкнётесь с дорожным хамством.
Типичный японский велосипедист
Недостаточная распространённость японских велосипедов за пределами внутреннего рынка во многом обусловлена косностью руководства компаний-производителей, которое боится менять устоявшиеся бизнес-модели. Те же мамачари могли бы пользоваться за рубежом огромным спросом, но они сюда не поставляются. Будем надеяться, что в скором времени мы всё же сможем увидеть в наших магазинах байки из Страны восходящего солнца и насладиться их непревзойдённым качеством.
Для навигации используйте Maps.me и Google Maps, маршруты выбирайте пешеходные или велосипедные. Автомобильные обычно ведут на магистрали с большим трафиком, лучше сворачивать с них на локальные дороги, идущие через деревни: там традиционная архитектура и тишина. Нужно быть готовым к тому, что даже велосипедный маршрут может привести к лестнице или тоннелю, по которому запрещен проезд на велосипеде.
Для связи купите местную сим-карту для туристов, они продаются в магазинах BIC Camera Store и Yodobashi Camera. Сим-карты могут быть со звонками и без, интернет идет пакетами. Баланс удобно пополнять предоплаченными картами (продаются в 7-Eleven, Family Mart). Срок действия — от недели до 90 дней, стоимость — от 2 500 иен (1 500 рублей).
Пользоваться международной Drimsim в такой поездке оказалось дорого: даже при условии, что мы отключили все айфоновские сервисы, которые подсасывают трафик, 40 евро улетели со счета за два дня. И это при минимальном использовании телефона: посмотрели карту в Токио да погуглили.
Справа — тоннель с односторонним движением
Марки японских велосипедов
Япония до сих пор во многом остаётся для нас Terra Incognita. Представления об данной стране у многих очень расплывчаты. В первую очередь на ум приходят воспоминания о гейшах и самураях, после этого о роботах и второй передовой электронике и технике, ну а в конце – о том, что они «говорят иероглифами».
Вот, фактически, и всё. О транспорте неизвестно фактически ничего. Максимум, что всплывает в памяти – скоростные поезда Синкансэн.
Казалось бы, кому придёт в голову ездить на байке в стране, где будущее в далеком прошлом наступило, поскольку массовое применение велосипеда ассоциируется со государствами третьего мира. В действительности двухколёсный конь не стал тут анахронизмом, он процветает и, наровне с железной дорогой, есть одним из самых популярных и распространённых транспортных средств.
Прошлое японской велоиндустрии…
Велосипед вошёл в судьбу японцев приблизительно 150 лет назад, и с того времени прочно обосновался в этом государстве. Дабы проследить развитие двухколёсного транспорта в этом государстве, нужно будет обратиться к истории и возвратиться в прошлое.
В течение более чем 250 лет Япония была закрыта для контактов с чужестранцами, и лишь в середине XIX века стала на путь реформ. Реставрация Мейдзи покончила с феодализмом, и страна вошла в век пара, дав замечательный толчок формированию торговли и промышленности. Капитализм начал развиваться бурными темпами, взяв на вооружение передовые разработки и осваивая новые рынки.
Изображение трицикла в «Издании открытого порта Иокогамы», 1865 год
История не сохранила правильную дату, в то время, когда на дорогах Японии показался первый велосипед. Если судить по журнальным и газетным статьям, случилось это в 1860 годах, в то время, когда в страну бурным потоком хлынули европейские и американские товары. В то время место ведущих производителей двухколёсного транспорта занимали англичане, а самый распространённой моделью байка были так именуемые «простые» либо «ординарные» велосипеды, узнаваемые кроме этого как «пенни-фартинг».
В конструкции этих устройств использовалась схема с громадным передним и мелким задним колёсами, которая делала его достаточно неустойчивым и тяжёлым в управлении и освоении. Исходя из этого японцам больше полюбился трёхколёсный велосипед, ставший самым несложным и недорогим средством перевозки товаров из одной точки в другую.
К началу 1870 годов трёхколёсные велосипеды стали так популярны, что для них кроме того ввели особые правила дорожного перемещения. Однако, не смотря на то, что байки были прекрасно известны в портовых городах наподобие Осаки либо Иокогамы, в другой части страны они всё ещё оставались заморской диковинкой.
Японский «ординарный» велосипед, созданный в кузнечной мастерской, 1897 год
Спрос на велосипеды рос с каждым годом, и весьма не так долго осталось ждать в стране показалось собственное производство, которым занимались по большей части маленькие кузнечные мастерские. Двухколёсные автомобили производились большей частью по личным заказам, а за базу брались импортные образцы.
К концу XIX столетия японские велосипеды зарекомендовали себя как одни из самых недорогих. В Соединённых Штатах они стоили в среднем 12 американских долларов, в то время как продукция американских компаний продавалась по 50 долларов и выше. Это не означает, что произведённые на островах байки имели нехорошее уровень качества, легко широкая производственная база и недорогая рабочая сила разрешали поддерживать низкий уровень стоимостей.
Следующие пятьдесят лет японская велоиндустрия развивалась , создавая запчасти и готовые велосипеды для них. Во второй половине 30-ых годов XX века в стране было выпущено 2,26 миллиона байков, практически добрая половина из которых была реализована за рубежом. Япония стала одним из ведущих мировых производителей, а часть велосипедов в общей сумме экспорта страны составила 16,2 процента, опередив все другие товары, поставляемые на внешний рынок.
Столь успешное развитие было прервано с началом Второй мировой, и в первой половине 40-ых годов двадцатого века было выпущено всего 1,25 миллиона байков.
Японский велосипед армейского периода
Потерпев поражение в войне, Япония лишилась многих производственных мощностей. Города и фабрики лежали в руинах, и в 1945 году было произведено только 18 тысяч велосипедов. Всё было нужно затевать с нуля.
Период, продолжавшийся с момента окончания войны до начала 70-х годов прошлого века, довольно часто именуют «чёрными временами» в развитии не только велосипедной, но и другой индустрии страны. Сейчас Япония создавала по большей части недорогие копии, основанные на дизайне зарубежных компаний, и занимала приблизительно ту же рыночную нишу, которую Сейчас занимает Китай.
Лучшие велосипеды для города
Самым громадным рынком сбыта были США, но тут всем заправляли французские и английские компании. Не смотря на то, что японские велосипеды не уступали европейским примерам по качеству, а довольно часто кроме того существенно превосходили их, дальневосточные производители отправлялина экспорт продукцию, ориентированную на внутренний рынок, упуская тот факт, что средний потребитель в Штатах и Европе значительно выше и тяжелее японцев.
Самым распространённым японским велосипедом того времени были 10-скоростные аппараты, выпускавшиеся под маркой Royce Union. Они были изготовлены из стали и поставлялись лишь в одном размере– 20?, что для американцев было мало. Не смотря на то, что эти байки оснащались надёжным навесным оборудованием от Shimano, они однако были через чур хрупкими для американцев.
Наконец, американские дилеры смогли достучаться до производителей из Японии и убедить их в том, что им нужны велосипеды, адаптированные под заграничных потребителей. Так началось триумфальное возвращение японских велосипедов на зарубежные рынки.
Первой ласточкой стала Nichibei Fuji Cycle Company в первой половине 70-ых годов двадцатого века, три модели которой – Newest, Finest и S-10-S – рынок. А дальше новые марки и имена посыпались как из рога изобилия – Miyata, Kawamura, Nishiki и многие другие, а самым популярным и узнаваемым стал Panasonic. Японское вторжение удачно совпало с начавшимся в Соединенных Штатах низким курсом и велосипедным бумом йены, что помогло поддерживать весьма привлекательные стоимости.
Велосипеды из Страны восходящего солнца пошли легко нарасхват.
Велосипед 1988 Panasonic DX-5000, 1988 год
К началу 1980 годов японцы занимали весьма жёсткие позиции. Велосипедный туризм стал весьма популярным, и туринговые байки заполонили все торговые площадки. К сожалению, такие велосипеды не выпускались в готовом виде, и клиенту приходилось модернизировать другие типы, устанавливая дополнительное оборудование.
К 1985 году производители, наконец, начали выпуск стоковых туреров, и японцы снова были на острие атаки на кошельки потребителей. Centurion, Fuji, Miyata, Panasonic, Shogun, Univega и другие начали поставлять эти велосипеды в огромных количествах. Курс американского доллара против йены достиг пика в 260 ? за 1$.
Но рынок туристических велосипедов был ограниченным, и туреры прекратили продаваться. Новым трендом стали горные байки. Скоро японских производителей ожидал новый сокрушительный удар – курс американского доллара обвалился более чем вдвое, их продукция стала через чур дорогой для американцев, и её стало легко некому реализовывать.
Многие торговые марки прекратили собственное существование, а другие стали заказывать детали и узлы на Тайване, заложив тем самым процветания и основу могущества таких титанов, как Giant и Merida, не смотря на то, что это уже совсем вторая история.
… и сутки сегодняшний
Засилье на мировых рынках велосипедов, изготовленных потомками самураев, осталось в прошлом, и в магазине вы вряд ли заметите много экземпляров с надписью «Производство – Япония». Часть байков в экспорте страны ничтожно мелка. Но это не означает, что японская велоиндустрия погибла, не выдержав конкуренции с китайскими и тайваньскими компаниями.
Тут так же, как и прежде существует много компаний, производящих не только запчасти и аксессуары, но и готовые велосипеды.
Общее число компаний, занятых в этом бизнесе, образовывает около полутора тысяч. Само собой разумеется, по большей части это небольшие домашние фирмы, но и больших игроков хватает. Легко их производство нацелено в основном на внутренний рынок, что с лёгкостью поглощает огромные количества продукции.Вот только кое-какие из них:
Kuwahara – компания из Осаки, основанная в 1918 году. Она производит как готовые велосипеды, так и запчасти для них. Громаднейшего успеха она добилась в производстве байков класса BMX.
Её модель ET стала известна во всём мире по окончании того, как её заметили миллионы зрителей в фильме Стивена Спилберга «Инопланетянин». Данный велосипед выпускается и Сейчас.
Велосипед Kuwahara ET
Panasonic. Никакой неточности нет. Громадный концерн Matsushita, что поменял в 2008 году наименование на Panasonic Corporation, производил под данной маркой не только электронику, но и велосипеды, причём во время с конца 1960 до середины 1980 годов он был фаворитом среди всех японских экспортёров, поставлявших собственную продукцию в Америку.
В отечественные дниPanasonic с успехом производитбайки самых различных типов – от горных и шоссейников до складных и сити-байков.
Miyata. Эта компания, основанная ещё в первой половине 90-ых годов XIX века, прошла продолжительный путь от маленькой оружейной мастерской до одного из самых передовых и успешных производителей байков. Рамы её первых велосипедов были изготовлены из винтовочных стволов. Считается, что Miyata произвела революцию в технологии производства рам, и как раз её инженеры придумали тройной баттинг.
На протяжении велобума в Соединенных Штатах компания была одним из главных японских экспортёров, производя велосипеды не только под своим именем, но и создавая на собственных фабриках байки для таких брендов, как Nishiki, Fuji, Centurion, Panasonic, Lotus и Univega. Сейчас марка так же, как и прежде существует, и не смотря на то, что масштабы уже не те, что раньше, она и по сей день популярна не только в Японии, но и в Западной Европе.
Велосипед Miyata направляться
Fuji – ещё один производитель со славным прошлым, основанный на рубеже XIX и XX столетий. Он сыграл одну из главных ролей в велобуме 1970-х, производя туристические и шоссейные велосипеды. Fuji кроме этого одной из первых начала создавать велосипедные рамы из титаного сплава, но не смогла перестроиться на выпуск маунтинбайков, в то время, когда они начали собственное триумфальное шествие по миру, и её радостная звезда закатилась.
на данный момент бренд в собственности американской компании ASI, а велосипеды под данной маркой выпускаются на Тайване, в Китае а также в Польше.
Ides. Продукция компании Ides, которая создаёт разнообразные велосипеды для детей и подростков, широко известна и на территории бывшего СССР. Её красочные и качественные изделия снискали заслуженную популярность.
Детский велосипед компании Ides
Shimano не испытывает недостаток в представлении. Она хороша отдельной статьи, поскольку её достижения и продукция известны каждому, кто хотя бы раз в жизни садился на велосипед.
Yamaha – ещё один производитель всего на свете.на данный момент за границей прекрасно продаются их электрические велосипеды.
Японский мамачари Велосипедная судьба в современной Японии
Представить себе современного японца без велосипеда нереально. На них тут ездят все – домохозяйки и бизнесмены, офисные клерки-сарариманы в деловых костюмах и милицейский, члены и студенты императорской семьи. Пожалуй, единственные, кого не заметишь верхом на байке, это якудза, которым мешает их «крутость».
В этом нет ничего необычного, поскольку лишь на территории Громадного Токио – наибольшего мегаполиса планеты – живёт практически 40 миллионов человек. При таковой немыслимой скученности и высочайших налогах, которыми облагаются автовладельцы, содержать личную машину через чур дорого.
Но велосипед в этих условиях – как раз то, что необходимо. Те, кто помоложе, предпочитают горные, служащие, трудящиеся в историческом центре города – складные, но самым популярным видом есть мамачари – японский сити-байк. Инфраструктура также замечательно развита.
парковки и Велодорожки имеется везде, и если вы покинете собственного двухколёсного коня в неположенном месте, то его тут же заберут на штрафплощадку. На дороге велосипедист – бог и царь, выше него лишь пешеход, и вы фактически ни при каких обстоятельствах не столкнётесь с дорожным хамством.
Обычный японский велосипедист
Недостаточная распространённость японских велосипедов за пределами внутреннего рынка во многом обусловлена косностью управления компаний-производителей, которое опасается поменять устоявшиеся бизнес-модели. Те же мамачари имели возможность бы пользоваться за границей огромным спросом, но они ко мне не поставляются. Будем сохранять надежду, что в недалеком будущем мы однако сможем разглядеть в отечественных магазинах байки из Страны восходящего солнца и насладиться их непревзойдённым качеством.
Топ 10 велосипедов(по их популярности и продоваемости)
Темы которые будут Вам интересны:
- Велосипеды марки larsen
- Велосипед марки орион
- Как путешествовать на велосипеде
- Шоссейные и велокроссовые велосипеды на eurobike 2014
Жилье
Отели, апартаменты и гостевые дома
В больших городах привычные многоэтажные отели и хостелы. Номера бывают двух типов: европейские с кроватями и в японском стиле, где спят на футонах — специальных матрасах — прямо на полу, выложенном циновками татами. Есть и традиционные гостевые дома рёканы с ваннами на горячих источниках, погреться в них — отличное завершение ходового дня. Переодеться вы сможете в кимоно, которое выдадут на месте.
Размещение в рёканах обычно дороже, чем в отелях, но в небольших городах и деревнях они попадаются чаще. Жить в них действительно аутентично: на здании не будет большой вывески, вместо стен — перегородки из рисовой бумаги, в интерьерах чувствуется старина: японцы бережно относятся к вещам.
Интерьер деревенского дома
В Японии работают все известные сервисы бронирования жилья, также мы использовали CouchSurfing и его аналог для путешествующих велосипедистов Warmshowers. Сеть хорошо развита в Европе, но здесь у многих были неактивные профили. Преимущество Warmshowers в том, что вас встречают такие же велопутешественники. Мы побывали в двух семьях и слушали рассказы о кругосветках на год и дольше.
Если вы поедете с ноября по апрель, то учтите, что, кроме Хоккайдо, на Японских островах нет центрального отопления. Местные жители согреваются по-разному: кондиционерами, газовыми или керосиновыми обогревателями, используют грелки. При этом бывает, что отопительный прибор выключается через три часа работы из соображений экономии и его нужно вручную включать среди холодной ночи. Зимняя поездка может быть достаточно суровым испытанием для привыкшего к натопленной квартире русского человека.
Татсуо и Изуми — хосты с Warmshowers
Мы планировали маршрут по ходу движения на пару дней вперед, жилье сильно заранее не снимали. Комфорт и бюджет стихийной поездки зависят от сезона. У нас не было проблем ни с тем, ни с другим, но, например, в Киото мы оказались в период цветения сакуры. Стоимость аренды выросла в два-три раза, и предложений осталось реально мало. Сакура цветет с конца февраля до начала мая — в разных регионах по-разному, точнее подскажет интернет.
Путешествие с палаткой
По отзывам велопутешественников, палатку можно поставить везде, кроме национальных парков. Некоторые стопятся прямо в городских — японцы очень деликатны и вряд ли выгонят, это, скорее, вопрос этики путешественника.
С гигиеной нет проблем: много общественных бань, туалеты во всех магазинах 7-Eleven, Family Mart и других. Там есть и розетки, но помните, что в Японии плоская вилка (американский стандарт), поэтому пригодится переходник. Также зарядиться и сходить в туалет можно в дорожных станциях, они будут часто встречаться по пути.
Велосипедисты у сети магазинов 7-Eleven
Мы не останавливались в палатках, потому что это увеличивает объем и вес багажа. Плюс если ехать в период с июля по сентябрь, то в палатке будет жарко. Япония — урбанизированная страна с высокой плотностью населения, поэтому даже в горах вряд ли получится уединиться и слиться с природой.
Ветер в голове
Статусы про езду на велосипеде – какой человек откажется от того, чтобы прокатиться с ветерком?
- Ну вы же понимаете, почему я раньше злым был? А теперь у меня есть велосипед, теперь я добрый!
- Если ты любишь быструю езду на велосипедах, то нам с тобой по пути!
- Я не готов в этой жизни пожертвовать лишь двумя вещами: велосипедом и женщинами!
- Вы знаете, езда на велосипеде это весьма такое медитативное занятие! Попробуйте, не пожалеете.
- Если вы не видели, какими жадными глазёнками пожирает ребёнок свой новый велосипед, то вы не знаете, что такое счастье.
- Нет такой вещи, которая бы сравнилась по количеству позитивных эмоций с простой прогулкой на велосипеде.
- Всякий раз, когда я вижу взрослого на велосипеде, на душе становится спокойно за будущее нашей цивилизации.
- Если вам кажется, что всё потеряно, а дни становятся всё более однотонными, то купите велосипед!
- Автомобилисты ненавидят пешеходов, пешеходы ненавидят автомобилистов. Велосипедисты ненавидят всех!
- Велосипед – поистине величайшее изобретение! Только представьте себе, сколько людей смогло иметь средство передвижение, которое не срёт посреди улицы!
- Если вам что-то нравится, то делайте это! Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на всякие глупости. Нравится кататься на велосипеде? Идите и катайтесь!
- В жизни всё происходит как в езде на велосипеде. Спуски следуют за подъёмами в горку. А насколько комфортной будет твоя езда – зависит только от тебя.
- Научиться кататься на велосипеде ни разу не упав – ещё никому не удавалось.
- Громче всех смеются велосипедисты, объезжая пробки…
Питание
По поводу перекусов в дороге не беспокойтесь: везде есть комбини, где продаются готовые обеды, можно выпить чай или кофе, набрать горячей воды. В них также продаются спортивные и витаминизированные напитки, изотоники и желе. На каждом шагу стоят вендинговые аппараты с напитками. В горах расстояния между магазинами и автоматами длиннее, но не больше километра.
К оплате принимают Visa и MasterCard, но если магазин очень маленький, то расплатиться можно только наличными. Их лучше снимать в банкоматах в офисах японской почты, которая открыта до 16:00, а в вечернее и ночное время — в 7-Eleven. Не все банкоматы работают с иностранными картами, ищите значки Visa и Mastercard.
У вегетарианцев в Японии не будет проблем с питанием. Несмотря на то что местная кухня по большей части мясная и рыбная, в крупных городах много кафе с вег-блюдами. Мы за месяц путешествия не испытали дискомфорта.
Стоянки для велосипедов в Японии
Нельзя просто так бросать велосипед на улице, поэтому для велосипедов в Японии есть специальные стоянки (駐輪場 Churinjo), которых достаточно много независимо от города. Правда за них часто приходится платить.
Предупреждающая надпись о запрете на стоянку и курение
Платная велостоянка
Конечно, есть и бесплатные велостоянки. Кстати, я замечал, что если ты оставляешь велосипед на бесплатной велостоянке надолго (более 2 дней), то велосипеда может и не быть на месте, т.к. со стоянки «брошенные» велосипеды куда-то увозят (точно не знаю, что с ними происходит, т.к. я строго придерживался правил).
Бесплатная велостоянка в Университете
Также, велостоянки есть у некоторых жилых домов.
Велосипедная стоянка жилого дома
Платная велостоянка
Когда поехать
По Японии на велосипеде лучше всего путешествовать с конца марта по май и с октября по ноябрь. В это время ехать не жарко и не холодно, мало осадков. В июне начинается сезон дождей, поздний август и сентябрь — время тайфунов. В июле жара, комфортно будет только на северном Хоккайдо.
Если хотите захватить цветение сакуры, приезжайте в марте. Это самое начало сезона, когда на деревьях только появляются бутоны. Они полностью расцветают в апреле, но вместе с этим взлетают цены на жилье и услуги.
Мы стартовали из Токио 10 марта, начинала цвести слива (она зацветает перед сакурой), а в финальной точке путешествия нас встречали целые аллеи белоснежной сакуры. Максимальная температура была 19 градусов, минимальная — минус 5. На горах в центральной части острова еще лежал снег, у моря и около рек после обеда поднимался сильный ветер. Пригодились и дождевики, и демисезонная куртка с шапкой. Лучше взять с собой теплые перчатки — руки замерзают прежде всего.
Велосипеды на дорогах Японии
На больших улицах есть специальная дорожная разметка для велосипедов. Если разметки нет, то необходимо ехать либо по обочине, либо по самой дороге.
Дорожная разметка для велосипедов
Также, на некоторых перекрестках рядом с зеброй есть разметка для велосипедов.
Нашел у себя только один пример с такой разметкой и то не очень удачный — все полустерто
Хочу предупредить, что по японскому законодательству Вы не имеете право ездить на велосипеде в нетрезвом виде и за это сурово наказывают.
Также, насколько мне известно, есть еще и такие правила для велосипедистов:
- нельзя ездить в вечернее время с выключенными фарами
- нельзя рулить одной рукой
- нельзя говорить по мобильному/держать в руке зонтик и т.п. (т.е. все, что подразумевает задействование одной руки о чем было сказано ранее)
- нельзя брать «пассажира»
Не могу ручаться как сильно за это штрафуют, т.к. сам ездил крайне мало и не нарушал, поэтому более подробно с практической частью ознакомить не могу.
Бюджет
Велопутешествие по Японии, особенно если вы едете с палаткой, обойдется ощутимо дешевле обычной поездки. Больше всего денег уходит именно на жилье и транспорт, он очень дорогой. Суточный проездной на центральные линии метро стоит 1 500 иен (900 рублей), билет на синкансэн Токио — Киото будет стоить минимум 12 600 иен (7 300 рублей).
- жилье — 70 тысяч рублей;
- еда (кафе, продукты) — 50 тысяч рублей;
- сотовая связь — 5,5 тысячи рублей;
- достопримечательности и музеи — 5 тысяч рублей.
Моторы для электровелосипедов
Электромоторы китайских и европейских производителей японцам малоинтересны. Мотор-колеса не популярны. В плане электровелосипедостроения Япония страна самодостаточная. Практически все электровелосипеды оснащены кареточными моторами. Основных производителей два: Yamaha и Panasonic.
По опросу пользователей e-MTB из разных стран мира, веломоторы Panasonic вообще мало кому интересны, а Yamaha по популярности на четвертом месте после Bosch, Brose и Shimano. Но японцам до этого никакого дела нет.
Велосипед
Покупка и аренда на месте
Лучше всего ехать на своем велосипеде, потому что с арендой на месте есть трудности, и с покупкой все тоже непросто. Кроме того, размещение багажа лучше продумать до путешествия. Да и вероятность неприятных сюрпризов в дороге с велосипедом, к которому вы привыкли, сводится к минимуму.
В аренду в Японии сдаются в основном простые городские велосипеды с корзинкой на руле. Найти подходящий для длительной поездки сложно, тем более с возможностью взять в одном городе, а сдать в другом. Стоить аренда будет до 1 200 иен (700 рублей) в сутки.
В первую поездку мы арендовали велосипеды в Токио и Мацумото. Байки были старые, скорости плохо переключались, и они не очень хорошо тормозили.
Если вы собираетесь купить велосипед на месте, помните, что его необходимо зарегистрировать в полиции. В магазине это происходит по умолчанию, но если будете брать с рук, то придется регистрировать самостоятельно (как — большой вопрос) или просить о помощи продавца.
Какой велосипед нужен
Не стоит ехать на складном или городском велосипеде, это доставит больше неудобств, чем удовольствия от поездки. На шоссейных велосипедах и циклокроссах легко преодолевать большие расстояния, но не получится взять с собой много багажа. Можно поехать и на горном велосипеде или гибриде (сочетает в себе атрибуты горного и шоссейного). Из минусов — не получится разместить багаж на передней вилке.
Оптимально путешествовать на туринговом велосипеде. Он максимально надежный и прочный: вы равномерно разместите велосумки — на переднюю вилку, руль и багажник, вам будет удобно.
Подготовка к путешествию
Перед любой длительной поездкой нужно сделать полное техобслуживание байка: проверить колеса на наличие «восьмерок» (кривизны обода), смазать в них втулки и подшипники, проверить тормоза. Желательно сдать велосипед в проверенный сервис и предупредить, что едете в длительное путешествие.
С собой в любом случае возьмите запасные камеры и ремкомплект, мультитул (набор всех необходимых ключей), насос, запасную цепь и инструменты для ее замены. В целом в Японии очень много велосипедных магазинов и мастерских, но могут возникнуть нюансы.
Во время транспортировки у одного из наших велосипедов сильно погнулось заднее колесо. В веломагазинах Токио не было подходящего колеса 26-го размера, это устаревший вариант, и все новые велосипеды выпускают с колесами большего размера. С помощью хоста мы нашли веломастерскую, где колесо выправили. После мы отправились в Йокогаму, но поломка опять проявилась, и по прибытии пришлось снова искать мастерскую.
Как лететь с велосипедом
Для перевозки в самолете велосипед нужно подготовить. Минимально — снять педали и переднее колесо, развернуть руль на 90 градусов (или снять его и закрепить на раме), опустить седло. Если тормоза гидравлические, то обязательно вставьте заглушки или проставки в щель между тормозными колодками. Для большей сохранности снимите задний переключатель скоростей и, не убирая цепь, закрепите его на раме. Велосипед должен быть упакован в велочехол, они бывают мягкие или жесткие. Можно заехать в любой веломагазин и попросить коробку.
Уточните требования к габаритам и весу нестандартного багажа (спортинвентаря) на сайте авиакомпании (или авиакомпаний, если летите с пересадкой). При их соответствии за провоз велосипеда не нужно платить.
Мы летели с пересадкой. Одна авиакомпания без проблем приняла велосипед, упакованный в коробку, другая посчитала, что это крупногабаритный багаж, и попросила дополнительную оплату. Пришлось оставить коробку в аэропорту и сдавать велосипед в мягком чехле. Российские авиакомпании не хотят ставить знаки «хрупко» на велосипеды (для таких случаев можно купить наклейку или рисовать бокал на ножке прямо на чехле/коробке) и, как мы позже выяснили, не несут ответственности за повреждения, если велосипед не был застрахован.
Путешествие на велосипеде по Японии было отличной идеей. Да, случались трудности: поломки, неожиданные препятствия на дороге, поездки по городам с диким трафиком, где приходилось дышать выхлопными газами. Но какое путешествие без приключений? Все неурядицы забываются, когда катишь с горного перевала вниз навстречу ветру или проезжаешь рисовые поля и берега рек, где пенсионеры играют в гольф. Велосипед — это свобода, возможность ехать туда, куда ты хочешь прямо сейчас, способ лучше узнать страну и людей, которые в ней живут. Это настоящий кайф!
Особенности велосипедов в Японии
Достаточно часто можно встретить велосипед «нагруженный» детьми спереди и сзади, а мама сидит «у руля». Выглядит это внушительно!
Производители велосипедов в Японии достаточно трепетно относятся к домохозяйкам и специально для них предусматривают место спереди и сзади под корзинки и/или сиденья для детей.
Вариант с одним местом для ребенка и корзиной
Такой велосипед в обиходе прозвали «Мамин велик» (ママチャリ Мама Тяри) от сленгового слова «Велик» Тяринко (チャリンコ).
Также, на детях обязательно должен быть шлем!
Еще меня немного поражали работники в строгих костюмах — Сарариманы (サラリーマン от англ «salaried man
» — офисный работник на окладе), едущие на обычных велосипедах до ближайшей ж/д станции, чтобы сесть на «рабочий» поезд, но ко всему быстро привыкаешь.
Офисный служащий едет на работу на своем стальном коне
Велосипеды в Японии
Приезжающие в Японию туристы бывают очень удивлены огромным количеством людей на велосипедах на улицах многих японских городов. Особенное удивление вызывают солидные служащие крупных компаний в строгих пиджаках и галстуках верхом на железных конях.
В современной Японии множество людей может похвастаться наличием велосипеда. На этом виде транспорта японцы ездят на работу, за город, на прогулку и во множество других мест. Специальные стоянки, оборудованные для железных коней в Стране Восходящего Солнца, позволяют владельцем не волноваться за сохранность своего транспортного средства. Передвижение на велосипеде прекрасно влияет как на здоровье человека, так и на природу — ведь в этом случае нет вредных выбросов в окружающую среду.
История появления велосипедов в Японии
Традиционно историки полагают, что велосипед был изобретен в 1817 году немцем Карлом Драйсом. В Стране Восходящего Солнца первый велосипед появился в 1865 году, а широкое распространение велосипеды и велосипеды-тандемы получили после Революции Мэйдзи. Причиной такого «полувекового запоздания» велосипеда стал баррикадный режим Японии по отношению ко всему иностранному. Сначала велосипед считался неимоверной роскошью среди японцев, некоторые из них даже гордились своими фотографиями на фоне «диковинной машины». Помните, как в знаменитых бестселлерах Бориса Акунина удивлялись японцы велосипеду Эраста Фандорина? (Пометим в скобках, что Борис Акунин — автор более 20 томов по Японии). Но вскоре эта удобная машина стала важной и практически незаменимой частью повседневной жизни людей. Однако какое-то время велосипед считался чисто мужской вещью, женщина не могла себе позволить ездить на нем — это считалось занятием, не достойным истинной леди. Но в начале 20 века в Японии появились комиксы, главной героиней которых была женщина-велосипедистка. Так велосипед стал и женским средством передвижения, знатные дамы начали объединяться в велосипедные клубы.
Особенности велосипедов в Японии
Современный японский велосипед — очень удобная вещь. Он оснащен мягким сидением и высоким рулем, благодаря чему поездка на велосипеде по своему комфорту сравнима с сидением в удобном кресле. Специально для домохозяек производители предусматривают наличие на велосипеде двух корзин для продуктов — спереди и сзади. Иногда одна их этих корзинок выполняет также роль детского сидения. В народе такие машины прозвали «мамин велик».
Угон велосипедов в Японии
В Японии такое огромное количество велосипедов, что на улице часто можно встретить брошенные или плохо припаркованные владельцами вело машины. Хозяева не боятся, что их технику украдут, однако бывают случаи, когда кто-то спешит и легко может «позаимствовать» чужой велосипед чтобы добраться до нужного пункта, а потом там его оставить.
Существует целая система, направленная против угона — каждый велосипед регистрируется в полиции.
Электрические велосипеды в Японии
Согласно всем стратегиям маркетинга, начало статьи должно читателя зацепить и простимулировать прочесть ее целиком, но я тут маркетингом не занимаюсь. Поэтому честно заявляю: статья скучная.
В Россию японские электровелосипеды массово не поставляются, ничего особенного собой не представляют, попадают к нам в основном через интернет-аукционы и агрегаторы аукционов типа injapan.ru и почти исключительно на Дальний Восток.
История электровелосипедов в Японии
Первую модель велосипеда с электрическим приводом представила компания Yamaha Motor Co. в 1993 году.
Электровелосипеды сначала приобрели популярность среди пожилых людей. Продажи увеличились в 2009 году после того, как полиция начала тестировать здоровье всех водителей автомобилей в возрасте от 75 лет при продлении водительских прав и оказалось, что многим из водителей за руль машины лучше не садиться вообще.
Пересмотр правил дорожного движения в том же году еще больше увеличил продажи электровелосипедов, т. к. ПДД разрешили водителю в возрасте от 16 лет перевозить на велосипеде двух маленьких детей, если тот соответствовал новым более строгим стандартам безопасности. Родители с детьми дошкольного возраста посчитали электровелосипед удобным транспортом для перевозок детей в детский сад и обратно, поскольку многие дошкольные учреждения в городских районах запрещают родителям привозить детей на автомобиле, чтобы избежать пробок и аварий.
Электровелосипеды сегодня
По данным министерства промышленности и Ассоциации автопроизводителей Японии поставки электрических велосипедов в Японии увеличились с 280 271 единиц в 2008 году до 667 244 единиц в 2018 году.
В то же время продажи скутеров с двигателем 50 куб. см или менее упали с 470 922 единиц в 2005 году до 143 129 единиц в 2018 году.
Такое положение вещей отражает высокий спрос на электровелосипеды не только со стороны растущего в Японии числа пожилых людей, но и работающих родителей с маленькими детьми.
У японцев есть стереотип: электровелосипед это в основном для мамочек с детьми, поэтому не меньше половины электровеликов в магазинах продаются сразу в комплекте с детским сиденьем и корзинкой на руле. Но есть конечно же и мужские модели и молодежные.
Не знаю, как в сельской местности, а в Токио соотношение электро и не электровелосипедов примерно 1 к 6. Сразу бросается в глаза, что в отличии от русских, японцы меньше ведутся на маркетинг и более практичны: подавляющее большинство велосипедов (электрифицированных и нет) – это комфортные городские модели, а совсем не “горные” велосипеды, как у нас.
E-MTB конечно же выпускаются, но в городах встречаются редко. Вероятно японцы считают, что ездить по городу на электровелосипеде предназначенном для пересеченной местности довольно глупо.
Шоссейные электровелосипеды распространены довольно слабо, поскольку для японцев велосипед – это обычно не спорт, а средство для комфортного и созерцательного перемещения в пространстве.
Моторы для электровелосипедов
Электромоторы китайских и европейских производителей японцам малоинтересны. Мотор-колеса не популярны. В плане электровелосипедостроения Япония страна самодостаточная. Практически все электровелосипеды оснащены кареточными моторами. Основных производителей два: Yamaha и Panasonic.
По опросу пользователей e-MTB из разных стран мира, веломоторы Panasonic вообще мало кому интересны, а Yamaha по популярности на четвертом месте после Bosch, Brose и Shimano. Но японцам до этого никакого дела нет.
Электровелосипеды и ДТП
Увеличение числа ебайкеров привело к увеличению числа несчастных случаев с их участием. Так, на конец ноября 2019 года, в Японии погибло 54 человека в результате несчастных случаев во время езды. В 2009 году таких случаев было 28.
Начинают высказываться предложения о том, что при покупке электровелосипеда покупатель должен прослушивать лекцию о правилах дорожного движения и технике безопасности.
Как поехать в Японию на велосипеде: советы и личный опыт
Жизнь в традиционных домах — рёканах, дороги между рисовыми полями и пейзажи Хаяо Миядзаки.
Жизнь в традиционных домах — рёканах, дороги между рисовыми полями и пейзажи Хаяо Миядзаки.
Япония редко ассоциируется с велосипедами. Кто-то слышал про кейрин и японских велокурьеров (Япония — родина fixed gear), кто-то рассказывал про километры велодорожек. В действительности это велосипедная страна, и путешествовать по ней на двух колесах комфортно и безопасно. При подготовке материала мы даже нашли тревелог парня, который прокатился по острову Хонсю на складном велосипеде Shulz. Но все же мы не рекомендуем так делать.
Тотальным гидом о велопутешествиях по Японии с редакцией PRTBRT поделились Женя Серов и Катя Тюрнина. Они проехали 856 километров через страну за 18 дней, а вместе с отдыхом поездка длилась 26 дней.
Это наше второе посещение страны. В первый раз были автобусы, синкансэны, Токио и Японские Альпы. За десять дней путешествия не получилось посмотреть все, что хотелось, и, так как мы давно хотели совершить велопутешествие, возвращение в Японию на байках было лишь вопросом времени.
Начав путь из Токио, мы спустились к Сагамскому заливу, поднялись в горы Хаконе, посмотрели на Фудзи с берегов озера Фудзикавагутико и поехали к Японскому морю. Сквозь горы Такаямы спустились в Тояму, по побережью префектуры Фукуи доехали до озера Бива и в завершение путешествия посетили Киото, Нару и Осаку. Попрощались с Японией мы из порта Осаки, откуда на круизном пароме пошли к Пусану.
Инфраструктура
Движение
По правилам велосипедисты едут по дороге. Главное, к чему придется приспособиться, — левостороннее движение, как в Великобритании. Особенно легко спутать полосы, если отвлекаешься и ищешь на горизонте Фудзи в облаках. Притом не все японцы соблюдают ПДД и могут ехать на велосипеде по встречке. Это часто доставляет неудобства в узких проулках, где пытаешься разъехаться с машиной и миловидной бабушкой на сити-байке с корзинкой.
Иногда встречаются знаки, разрешающие движение по тротуару с пешеходами. В стране много велодорожек — как отдельных, так и совмещенных с пешеходными зонами. Велосипедный шлем обязателен, но если его нет — вас не оштрафуют.
Во всей Японии высокий трафик: и в мегаполисах, и в небольших городах, и в горной местности. При этом водители как легковых машин, так и больших фур предельно деликатны: пропускают, ждут, сигналят редко. При выезде из города лучше держаться рек: там часто есть парки, прогулочные дорожки с веломаршрутами. Это позволяет сократить время простоя на светофорах и сохранить легкие.
Ночью дороги менее загружены и ехать комфортнее, но освещения практически нет. Иллюминация только на центральных улицах и фасадах домов, ну и маняще светятся вывески забегаловок и комбини (круглосуточных магазинов). Так что обязательно купите мощный фонарь на руль и задний красный для безопасности — по местным правилам это обязательно.
Безопасность
Асфальт в Японии везде, даже между рисовыми полями. Полотно разное: от убаюкивающе ровного до лихого с заплатками и трещинами. Понятная разметка, зеркала на поворотах, фонари, вмонтированные в дорогу. Знаки навигации дублируются на английском, по ним легко ориентироваться. Для Японии безопасность превыше всего — как гласит ее главный лозунг, так оно и выходит.
Из тех же соображений многие горы изрезаны тоннелями, так что впечатляющих видов с перевалов не ждите: только бетон в подтеках, темнота и грохот машин. Ехать внутри приходится долго, людям с клаустрофобией может стать некомфортно. Одно из толкований древнего имени страны Ямато — «путь гор»: будьте готовы к частым холмам и крутым подъемам.
У нас был один день с набором высоты в тысячу метров. Тогда мы проехали 20 тоннелей через горы и уперлись в закрытый перевал. Альтернатива была одна — платная дорога с пятикилометровым тоннелем, по которому можно проехать только на машине или на автобусе. Пришлось вернуться до ближайшей остановки и сесть на автобус. Велосипеды в транспорте перевозят бесплатно, но они должны быть в чехлах. Возьмите их с собой в поездку или купите на месте — веломагазинов здесь много.
Парковки
В Японии велосипед — полноценный транспорт: на нем ездят на работу, учебу, возят детей и собак. Это приводит к проблемам с парковками. В крупных городах около станций метро или в торговых центрах оборудованы платные и бесплатные парковки, иногда даже в несколько этажей.
Оставить велосипед стоит примерно 100 иен в сутки (около 60 рублей). Если стоянка платная, на территории стоит паркомат, куда нужно опустить деньги и указать место парковки — замок защелкнется. Паркоматов с безналом мы не видели. Если парковка заполнена, ищите другую и ни в коем случае не цепляйте велосипед под знаками — его могут увезти городские службы.
Для навигации используйте Maps.me и Google Maps, маршруты выбирайте пешеходные или велосипедные. Автомобильные обычно ведут на магистрали с большим трафиком, лучше сворачивать с них на локальные дороги, идущие через деревни: там традиционная архитектура и тишина. Нужно быть готовым к тому, что даже велосипедный маршрут может привести к лестнице или тоннелю, по которому запрещен проезд на велосипеде.
Для связи купите местную сим-карту для туристов, они продаются в магазинах BIC Camera Store и Yodobashi Camera. Сим-карты могут быть со звонками и без, интернет идет пакетами. Баланс удобно пополнять предоплаченными картами (продаются в 7-Eleven, Family Mart). Срок действия — от недели до 90 дней, стоимость — от 2 500 иен (1 500 рублей).
Пользоваться международной Drimsim в такой поездке оказалось дорого: даже при условии, что мы отключили все айфоновские сервисы, которые подсасывают трафик, 40 евро улетели со счета за два дня. И это при минимальном использовании телефона: посмотрели карту в Токио да погуглили.
Жилье
Отели, апартаменты и гостевые дома
В больших городах привычные многоэтажные отели и хостелы. Номера бывают двух типов: европейские с кроватями и в японском стиле, где спят на футонах — специальных матрасах — прямо на полу, выложенном циновками татами. Есть и традиционные гостевые дома рёканы с ваннами на горячих источниках, погреться в них — отличное завершение ходового дня. Переодеться вы сможете в кимоно, которое выдадут на месте.
Размещение в рёканах обычно дороже, чем в отелях, но в небольших городах и деревнях они попадаются чаще. Жить в них действительно аутентично: на здании не будет большой вывески, вместо стен — перегородки из рисовой бумаги, в интерьерах чувствуется старина: японцы бережно относятся к вещам.
В Японии работают все известные сервисы бронирования жилья, также мы использовали CouchSurfing и его аналог для путешествующих велосипедистов Warmshowers. Сеть хорошо развита в Европе, но здесь у многих были неактивные профили. Преимущество Warmshowers в том, что вас встречают такие же велопутешественники. Мы побывали в двух семьях и слушали рассказы о кругосветках на год и дольше.
Если вы поедете с ноября по апрель, то учтите, что, кроме Хоккайдо, на Японских островах нет центрального отопления. Местные жители согреваются по-разному: кондиционерами, газовыми или керосиновыми обогревателями, используют грелки. При этом бывает, что отопительный прибор выключается через три часа работы из соображений экономии и его нужно вручную включать среди холодной ночи. Зимняя поездка может быть достаточно суровым испытанием для привыкшего к натопленной квартире русского человека.
Мы планировали маршрут по ходу движения на пару дней вперед, жилье сильно заранее не снимали. Комфорт и бюджет стихийной поездки зависят от сезона. У нас не было проблем ни с тем, ни с другим, но, например, в Киото мы оказались в период цветения сакуры. Стоимость аренды выросла в два-три раза, и предложений осталось реально мало. Сакура цветет с конца февраля до начала мая — в разных регионах по-разному, точнее подскажет интернет.
Путешествие с палаткой
По отзывам велопутешественников, палатку можно поставить везде, кроме национальных парков. Некоторые стопятся прямо в городских — японцы очень деликатны и вряд ли выгонят, это, скорее, вопрос этики путешественника.
С гигиеной нет проблем: много общественных бань, туалеты во всех магазинах 7-Eleven, Family Mart и других. Там есть и розетки, но помните, что в Японии плоская вилка (американский стандарт), поэтому пригодится переходник. Также зарядиться и сходить в туалет можно в дорожных станциях, они будут часто встречаться по пути.
Мы не останавливались в палатках, потому что это увеличивает объем и вес багажа. Плюс если ехать в период с июля по сентябрь, то в палатке будет жарко. Япония — урбанизированная страна с высокой плотностью населения, поэтому даже в горах вряд ли получится уединиться и слиться с природой.
Питание
По поводу перекусов в дороге не беспокойтесь: везде есть комбини, где продаются готовые обеды, можно выпить чай или кофе, набрать горячей воды. В них также продаются спортивные и витаминизированные напитки, изотоники и желе. На каждом шагу стоят вендинговые аппараты с напитками. В горах расстояния между магазинами и автоматами длиннее, но не больше километра.
К оплате принимают Visa и MasterCard, но если магазин очень маленький, то расплатиться можно только наличными. Их лучше снимать в банкоматах в офисах японской почты, которая открыта до 16:00, а в вечернее и ночное время — в 7-Eleven. Не все банкоматы работают с иностранными картами, ищите значки Visa и Mastercard.
У вегетарианцев в Японии не будет проблем с питанием. Несмотря на то что местная кухня по большей части мясная и рыбная, в крупных городах много кафе с вег-блюдами. Мы за месяц путешествия не испытали дискомфорта.
Когда поехать
По Японии на велосипеде лучше всего путешествовать с конца марта по май и с октября по ноябрь. В это время ехать не жарко и не холодно, мало осадков. В июне начинается сезон дождей, поздний август и сентябрь — время тайфунов. В июле жара, комфортно будет только на северном Хоккайдо.
Если хотите захватить цветение сакуры, приезжайте в марте. Это самое начало сезона, когда на деревьях только появляются бутоны. Они полностью расцветают в апреле, но вместе с этим взлетают цены на жилье и услуги.
Мы стартовали из Токио 10 марта, начинала цвести слива (она зацветает перед сакурой), а в финальной точке путешествия нас встречали целые аллеи белоснежной сакуры. Максимальная температура была 19 градусов, минимальная — минус 5. На горах в центральной части острова еще лежал снег, у моря и около рек после обеда поднимался сильный ветер. Пригодились и дождевики, и демисезонная куртка с шапкой. Лучше взять с собой теплые перчатки — руки замерзают прежде всего.
Бюджет
Велопутешествие по Японии, особенно если вы едете с палаткой, обойдется ощутимо дешевле обычной поездки. Больше всего денег уходит именно на жилье и транспорт, он очень дорогой. Суточный проездной на центральные линии метро стоит 1 500 иен (900 рублей), билет на синкансэн Токио — Киото будет стоить минимум 12 600 иен (7 300 рублей).
- жилье — 70 тысяч рублей;
- еда (кафе, продукты) — 50 тысяч рублей;
- сотовая связь — 5,5 тысячи рублей;
- достопримечательности и музеи — 5 тысяч рублей.
Велосипед
Покупка и аренда на месте
Лучше всего ехать на своем велосипеде, потому что с арендой на месте есть трудности, и с покупкой все тоже непросто. Кроме того, размещение багажа лучше продумать до путешествия. Да и вероятность неприятных сюрпризов в дороге с велосипедом, к которому вы привыкли, сводится к минимуму.
В аренду в Японии сдаются в основном простые городские велосипеды с корзинкой на руле. Найти подходящий для длительной поездки сложно, тем более с возможностью взять в одном городе, а сдать в другом. Стоить аренда будет до 1 200 иен (700 рублей) в сутки.
В первую поездку мы арендовали велосипеды в Токио и Мацумото. Байки были старые, скорости плохо переключались, и они не очень хорошо тормозили.
Если вы собираетесь купить велосипед на месте, помните, что его необходимо зарегистрировать в полиции. В магазине это происходит по умолчанию, но если будете брать с рук, то придется регистрировать самостоятельно (как — большой вопрос) или просить о помощи продавца.
Какой велосипед нужен
Не стоит ехать на складном или городском велосипеде, это доставит больше неудобств, чем удовольствия от поездки. На шоссейных велосипедах и циклокроссах легко преодолевать большие расстояния, но не получится взять с собой много багажа. Можно поехать и на горном велосипеде или гибриде (сочетает в себе атрибуты горного и шоссейного). Из минусов — не получится разместить багаж на передней вилке.
Оптимально путешествовать на туринговом велосипеде. Он максимально надежный и прочный: вы равномерно разместите велосумки — на переднюю вилку, руль и багажник, вам будет удобно.
Подготовка к путешествию
Перед любой длительной поездкой нужно сделать полное техобслуживание байка: проверить колеса на наличие «восьмерок» (кривизны обода), смазать в них втулки и подшипники, проверить тормоза. Желательно сдать велосипед в проверенный сервис и предупредить, что едете в длительное путешествие.
С собой в любом случае возьмите запасные камеры и ремкомплект, мультитул (набор всех необходимых ключей), насос, запасную цепь и инструменты для ее замены. В целом в Японии очень много велосипедных магазинов и мастерских, но могут возникнуть нюансы.
Во время транспортировки у одного из наших велосипедов сильно погнулось заднее колесо. В веломагазинах Токио не было подходящего колеса 26-го размера, это устаревший вариант, и все новые велосипеды выпускают с колесами большего размера. С помощью хоста мы нашли веломастерскую, где колесо выправили. После мы отправились в Йокогаму, но поломка опять проявилась, и по прибытии пришлось снова искать мастерскую.
Как лететь с велосипедом
Для перевозки в самолете велосипед нужно подготовить. Минимально — снять педали и переднее колесо, развернуть руль на 90 градусов (или снять его и закрепить на раме), опустить седло. Если тормоза гидравлические, то обязательно вставьте заглушки или проставки в щель между тормозными колодками. Для большей сохранности снимите задний переключатель скоростей и, не убирая цепь, закрепите его на раме. Велосипед должен быть упакован в велочехол, они бывают мягкие или жесткие. Можно заехать в любой веломагазин и попросить коробку.
Уточните требования к габаритам и весу нестандартного багажа (спортинвентаря) на сайте авиакомпании (или авиакомпаний, если летите с пересадкой). При их соответствии за провоз велосипеда не нужно платить.
Мы летели с пересадкой. Одна авиакомпания без проблем приняла велосипед, упакованный в коробку, другая посчитала, что это крупногабаритный багаж, и попросила дополнительную оплату. Пришлось оставить коробку в аэропорту и сдавать велосипед в мягком чехле. Российские авиакомпании не хотят ставить знаки «хрупко» на велосипеды (для таких случаев можно купить наклейку или рисовать бокал на ножке прямо на чехле/коробке) и, как мы позже выяснили, не несут ответственности за повреждения, если велосипед не был застрахован.
Путешествие на велосипеде по Японии было отличной идеей. Да, случались трудности: поломки, неожиданные препятствия на дороге, поездки по городам с диким трафиком, где приходилось дышать выхлопными газами. Но какое путешествие без приключений? Все неурядицы забываются, когда катишь с горного перевала вниз навстречу ветру или проезжаешь рисовые поля и берега рек, где пенсионеры играют в гольф. Велосипед — это свобода, возможность ехать туда, куда ты хочешь прямо сейчас, способ лучше узнать страну и людей, которые в ней живут. Это настоящий кайф!
Источники:
https://imaman.ru/enciklopediya/yaponskij-velosiped.html
http://milkybikes.ru/about/bicycles-in-the-world-countries/bicycles-in-japan
https://electropowerbikes.com/elektricheskie-velosipedy-v-yaponii/
https://perito-burrito.com/posts/bicycle-japan